LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Первый проблеск солнца
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

водный поход 5 к.с. по Западному Тянь-Шаню

М О С К О В С К И Й

Г О Р О Д С К О Й Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й

Т У Р И С Т С К И Й К Л У Б

 

О Т Ч Е Т

о водном (катамараны) туристском путешествии

5 категории сложности в районе

Западного Тянь-Шаня по маршруту:

г.Джамбул - пер.Корогон-Сай - р.Чаткал - пос.Бричмула - г.Ташкент

совершенном с 16 сентября по 26 сентября 1997 г.

Руководитель группы: Потапенко А.А.

тел.р. 591-55-46

Москва 1997 г.

Copyright @ Horgi-press.

 

Содержание

  1. Паспорт маршрута
  2. Состав группы
  3. График движения
  4. Средства сплава
  5. Общая хар. района
  6. Общая хар. Р.Чаткал
  7. Заброска. Выброска
  8. Техническое описание
  9. Итоги, выводы, рекомендации
  10. Приложения

 

ПАСПОРТ МАРШРУТА

Вид туризма ............................................................................... водный

Категория сложности ................................................................ пятая

Район проведения похода .......................... Западный Тянь-Шань

Нитка маршрута ................................... г.Джамбул - пер.Корогон-Сай - р.Чаткал - пос.Бричмула - г.Ташкент

Средства сплава ............................................... четырехместные и двухместные катамараны.

Протяженность активной части маршрута .............................. 200 км

Сроки проведения похода ..... с 16 сентября по 26 сентября 1997г.

Количество участников ...................................................... 11 человек

Уровень воды ............................................................................. низкий

Погодные условия: .............. температура днем от +20 до +32С ночью от -5 до +15 С

 

Состав группы

NN

п/п

Фамилия,

имя, отчество

Год

рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

ПОТАПЕНКО

Андрей А

 

1965

Китой - Онот 5у

руководитель

капитан К-4-1

2

ХАРЬКОВ

Сергей Валентинович

 

1964

Утулик - Снежная 5у

реммастер

матрос К-4-1

3

ГУСЬКОВА

Ирина Александровна

 

1975

Кубань 3(4)у

Б.Лаба 2(5)у

фотограф

матрос К-4-1

4

ЯШЕНИН

Михаил Владимирович

 

1962

Онгураш - Чулышман 5у

завхоз

матрос К-4-1

5

ВОРОНОВ

Юрий Сергеевич

1968

Китой-Онот 5у

Чаткал 5у

Белая 2(6)у

лоцман

капитан К-2

6

ЗИМИН

Андрей Валентинович

1970

Китой-Онот 5у

М.Нарын 5у

Кекемерен 6у

боцман

нач.Фин

матрос К-2

7

БАТОВ

Сергей Николаевич

1972

Сандалаш - Чаткал 5у

М.Нарын 5у

капитан К-4-2

8

БАТОВА

Эвелина Александровна

1970

Китой 5у

М.Нарын 5у

медсестра

матрос К-4-2

9

ХУМОНЕН

Сергей А

 

1971

Чаткал 5у

М.Нарын 5у

матрос К-4-2

10

ГАЙДУКОВ

Михаил Александрович

 

1971

Пскем 6у

снаряженец

матрос К-4-2

11

БУРЬЯНОВА

Лидия Андреевна

 

1970

Зун-Мурин 3у

матрос К-4-2

 

График движения группы

День пути

Дата

Участок маршрута

Расстояние

в км

Способ

передвижения

Погодные

условия

1-5

12.09 - 16.09

г.Москва - г.Джамбул - пер.Коргон-Сай - р.Чаткал

-

ж/д

автобус

-

6

17.09

стапель, дневка

-

 

днем +25

ночью -5 иней

ясно

7

18.09

Корогон-Сай -Каныш-Кия

60

сплав

днем +28-30

ночью -5 иней

ясно, кратковременные порывы ветра

8

19.09

место ночевки - Ак-Таш

 

60

сплав

днем +25-30

ночью -5 иней

ясно

9

20.09

место ночевки - р.Харкуш-Сай

 

40

сплав

+25-28

ясно

10

21.09

пор.Харкуш

-

прохождение, полудневка

+28-32

ясно

11

22.09

место ночевки - р.Пайпак-Сай

10

сплав

+22-25

ясно

12

23.09

место ночевки - р.Акбулак

10

сплав

+20-22

с утра пасмурно, затем ясно

13

24.09

р.Акбулак

-

дневка

+20-22

ясно

14

25.09

место ночевки - пос.Бричмула

20

сплав

+25-35

ясно

15-18

26.09 -29.09

место ночевки - г.Ташкент - г.Москва

-

автобус

ж/д

+28-35 ясно

+2-10 дождь

Итого: активными способами передвижения - 200 км.

 

Средства сплава

 

Наша группа вышла на маршрут, имея в своём составе три судна:

  • четырехместный катамаран типа "Банан" объемом 1500 л (Фото№13).
  • четырехместный катамаран типа "Верблюд" объемом около 2000 л (Фото №.8)
  • двухместный катамарана "Рапира" (тип "Верблюд") объемом 800-850 л (Фото№7).

Все катамараны были оборудованы штатными дюралюминиевыми рамами и сиденьями ( это диктуется быстрой сборкой судов, экологией и.т.д ), а также жёсткими или полужёсткими упорами. Вязку рам проводили с помощью полос резины из автомобильных камер и ПВХ лент (кембрик).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

К северу от Памира и Гиссаро-Алая протянулась горная система Тянь-Шань с хребтами в основном в широтном направлении. Наибольшие высоты на юго-востоке - пик Победы ( 7439 м ), остальные хребты имеют высоту до 5000 м.

Тянь-Шань занимают территории Киргизии, часть Казахстана и Узбекистана. Населен Тянь-Шань мало и неравномерно, особенно малонаселенна наиболее высокая, юго-восточная часть.

К Западному Тянь-Шаню относятся хребет Таласский Алатау с отходящими от него Чаткальским, Сандалашским, Пскемским, Майдантальским и Угамским хребтами. В свою очередь Чаткальский хребет имеет крупные отроги:Атойнокский, Саргардон, Кумбель, Кураминский, Угамский-Коржантау и хребет Кек-Ала.

Орографическая основа района - Таласский Алатау, разделяющий бассейны рек Талас и Чирчик. От него в юго-западном направлении отходит ряд мощных отрогов, из которых самый крупный Чаткальский хребет. Он отделяет бассейн Чирчика от рек , берущих начало на юго-восточных склонах Чаткальских гор.

Почти параллельно Чаткальскому хребту от Таласского Алатау также в юго-западном направлении отходит Сандалашский, Пскемский, Майдантальский и Угамский хребты. На их склонах берет начало множество речек, питающих основные водные артерии Западного Тянь-Шаня - Чаткал и Пскем.

Климатические условия в районе зависят от рельефа данного участка. В Таласской долине прохладно и сухо. В долине Пскема климат теплый, мягкий с обилием атмосферных осадков. В долине Чаткала климат более суровый, в то время как на склонах Чаткальского хребта, обращенных в Ферганскую долину выращивают теплолюбивые табак, кукурузу, фруктовые деревья. В предгорной и среднегорной части Таласской долины располагается пояс степей, выше - лесостепи, реже - луга. Юго-восточные склоны Чаткальского хребта заняты разнотравными степями, субальпийскими и альпийскими лугами. В лесных массивах Причаткальского района можно встретить грецкий орех, дикую яблоню, сливу, тянь-шаньскую ель, пихту, арчу.

На территории Зап.Тянь-Шаня расположены три крупных заповедника: Аксу-Джабаглинский, Сарычелекский и Чаткальский.

Животный мир горных лесов очень богат. Здесь водятся медведи, кабаны, дикобразы, каменные куницы, сурки и множество лесных птиц.

Наиболее жаркий месяц на Западном Тянь-Шане - июль, когда воздух прогревается до 40 С, хотя средняя месячная температура почти вдвое ниже. Абсолютные минимумы достигают минус 30 С. Снег на Западном Тянь-Шане лежит с ноября по март.

Наибольшее количество осадков выпадает в марте-апреле, наименьшее - в июле.

На реки Западного Тянь-Шаня забрасываются с дороги, идущей по долине реки Талас от Джамбула.

Западный Тянь-Шань удобен для путешествий многочисленными подъездными путями. Грунтовые дороги проходят почти по всем ущельям северного склона Таласского хребта, а по ущелью реки Карабура дорога через одноименный перевал ведет в долину реки Чаткал. Эта же дорога от Чаткала идет в Ферганскую долину через перевал Чапчала. Немало подъездов к горам в районе Чаткальского горно-лесного заповедника, у слияния Чаткала и Пскема. Отсюда грунтовые дороги ведут в среднюю часть долины Пскема и вверх по Чаткалу.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Р.ЧАТКАЛ

Река Чаткал - основной исток Чирчика, начинается на стыке Таласского Алатау и Чаткальского хребта.

Длина реки - 223 км.

Площадь водосбора - 7110 кв.км.

В верхнем течении Чаткал проходит по широкой древней ледниковой долине. Берега образуют террасы высотой 7 - 10 м. Река часто разбивается на рукава. Приняв справа крупный приток - Сандалаш, Чаткал становится многоводным. К началу первого каньона река собирается в одно русло. Длина каньона 2,5 - 3 км. После небольшого расширения долины следует 2 - й десятикилометровый каньон. Через 3 км начинается третий - самый живописный каньон Чаткала, длиной 4 км. Четвертый каньон выражен неярко. Ниже на участке протяженностью 28 км. расположены основные препятствия Чаткала. Заканчивается участок пятым двенадцатикилометровым каньоном. В конце пятого каньона у поселка Брич-Мулла Чаткал впадает в Чарвакское водохранилище. В него впадают также реки Коксу и Пскем. Ниже Чарвакского водохранилища река имеет название Чирчик.

Чаткал имеет преимущественно снеговое питание. Средний расход воды в реке по месяцам: ( м 3/ сек )

 

 

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

р.Терс

139

185

142

79

47

35

устье Чаткала

283

342

242

125

74

57

Колебание расхода воды в Чаткале в сентябре очень значительно ( в устье от 45 до 110 м / сек. ) по годам. Для сравнения расход воды в устье Чаткала в 1981 г. в сентябре составлял 50 -55 м/сек, в это же время в 1987 г. составлял около 80 м / сек. Средний уклон русла всего Чаткала 8 м / км. Максимальный 20 м / км.

Ширина реки колеблется от 3 - 10 м ( в каньонах ) до 80 -100 м ( в межгорных котловинах ) .

Скорость течения 1,5 - 4 м / сек.

Средняя температура воды в Чаткале в сентябре 9 - 12 С.

 

Заброска. Выброска.

Заброска

Заброску на р.Чаткал лучше всего начинать от г.Джамбул, через который проходит большое количество поездов из многих городов пост-СССР.

Удобней всего делить путь от г.Джамбул до р.Чаткал на два участка:

1.

г.Джамбул - пос.Кара-Бура (бывш.Буденовск)(1,5-2ч езды на машине или автобусе)

На ж/д вокзале г.Джамбул большой выбор разнообразного транспорта (от легковых а/м до автобусов), которые охотно берутся доставить группу до г.Кировское или до пос.Кара-Бура. Дальше по ущелью Кара-Бура дорога через одноименный перевал ведет в долину р.Чаткал, до “штаба”.

2.

Пос.Кара-Бура - р.Чаткал (“штаб”)(4,5 - 5ч езды на машине или автобусе)

На этом участке пути лучше всего нанять местных водителей, которые хорошо знают дорогу и знакомы с вождением автомобиля в горной местности (Фото №1).

Выброска

От пос.Брич-Мулла два раза в день ходит рейсовый автобус до г.Газылкента (1 - 1,5ч езды). От г.Газылкента до г.Ташкента каждый час ходят рейсовые автобусы. Если группа достаточно большая, можно нанять целый автобус, который довезет прямо до ж/д вокзала г.Ташкента. Также из г.Газылкента в г.Ташкент ходят электрички.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Данное описание составлено для уровня воды в реке Чаткал, ниже среднего. Для удобства описания, будем придерживаться условного разделения маршрута на 5 условных участков, характеризуемых примерно одинаковым уклоном русла, характером препятствий и однородностью долины.

5.1. Устье р.Кара-Кисмак -- устье р. Кара Терек

Протяженность - 64 км.

Средний уклон - 5 м/км.

На этом участке Чаткал течет в широкой древней ледниковой долине. Берега образуют террасы высотой 10 - 15 м. Река почти на всем протяжении разбивается на рукава. Определенную сложность и относительную опасность представляют прижимы к скалам и под поваленные, низко растущие береговые деревья и деревья в русле. Движение следует производить в пределах видимости судов.

На этом участке нам пришлось обносить два завала:

- один ниже поселка Ем-Зез, где река собралась в одно русло и устремилась к левому коренному берегу, в этом месте образовался завал несколькими упавшими в реку деревьями;

- другой завал был под автомобильным мостом перед поселком Башкы-Терек.

5.2. Устье р. Кара-Терек -- начало 1-го каньона.

Протяженность - 56 км.

Средний уклон - 7 м/км.

За 1,5 - 2 км до впадения левого притока р.Кара-Терек

Чаткал собирается в одно русло и течет им практически все время до конца этого участка.

Перед устьем р.Кара-Терек начинается 3-х километровый участок, почти непрерывных, несложных шивер и несильных прижимов. Далее до впадения левого притока р.Тушансу препятствий на реке практически нет. Перед устьем р.Тушансу уклон реки вновь немного увеличивается и до впадения р.Сандалаш шиверы следуют одна за другой. По сложности шиверы не намного сложней и мощней предыдущих.

От автомоста, перед устьем р.Сандалаш, по левому берегу тянется поселок Янги-Базар, в котором находится контора Беш-Аральского заповедника, несколько магазинов и почта. Чалиться удобней в дальнем от моста конце поселка.

Местные дети не очень гостеприимны и могут обкидать с берега суда камнями.

После впадения Сандалаша воды в реке заметно прибавляется, русло расширяется до 25-30м.

От пос. Янги-Базар до начала 1-го каньона 10-13 км. сплава (примерно 1,5 часа). Встречаются короткие шиверы, несильные прижимы и одиночные "бочки".На всем протяжении 1-го и 2-го участков маршрута много удобных мест для стоянок.Все препятствия 2-го участка просматривались с воды и проходились с ходу.

5.3. Начало 1-го каньона -- конец 4-го каньона.

Протяженность - 46 км.

Средний уклон - 6 м/км.

Протяженность 1-го каньона 2,5-3 км. Ориентирами его начала являются: разделение автодороги на левом берегу, одна уходит вверх по склону, через 300 м. русло резко сужается и за левым поворотом видны остатки разрушенного пешеходного моста. Перед остатками моста шивера средней силы, далее до левого притока р.Терс, невысокие сливы с бочками и валами до 1м.

Чалиться, для просмотра каньона до водопада, лучше к левому берегу перед устьем р.Терс. Просмотр лучше вести с автодороги. На этом участке реки имеется несколько пологих сливов и несильных прижимов. Через 600-700 м. течение успокаивается и начинается плесовый участок длиной 250м. перед водопадом, который располагается за левым поворотом. Приставать для просмотра и обноса водопада лучше за 50м. до него к правому берегу.

Водопад содержит два слива 4,5 м. и 2,5 м. соответственно Между сливами участок быстротока длиной около 30 м. Надо отметить , что за последние 3-4 года рисунок водопада сильно изменился, что по всей видимости произошло, после падения в левую часть первого слива, большого обломка скалы (.фото 4).

После тщательного просмотра первого слива, экипажи 4-х местных катамаранов решили отказаться от прохождения, т.к. была большая вероятность, что катамаран из за своих габаритов не успеет сделать необходимый маневр и перевернется.

Надо сказать, к сожалению, что наши фотографии не отражают реальной картины в первой ступени водопада. Фактически там 2/3 основной струи после 1.5метрового слива перпендикулярно бьют в отвесный выступ скалы и сбрасываются влево мощным отбойным валом. Как мы узнали позже идущая за нами группа москвичей прошла пор.Водопад в полном составе (4-ка,2-ка, каяк, рафт) без каких-либо проблем.

Экипаж нашего 2-х местного катамарана решился на прохождение (фото 4,5,6). Страховку "двойки" осуществляли катамараном "четверкой", который поставили ниже второго слива в улове у левого берега. С правого берега были поставлены страховщики с вымеренными спасконцами (между сливами и ниже второго слива).

После успешного прохождения катамараном "двойкой" водопада, мы завершили обнос второй "четверки" и вещей, совместив это с обедом. Весь обнос водопада составляет примерно 100 м. Через 30 м. ниже второго слива у правого берега имеется кулуар с уловом, куда удобно спускать суда.

После водопада до конца каньона сплава около 10 минут. На этом участке имеется несколько не сложных порогов с валами около 1,3 м. Под пешеходным мостом русло сжимается скальными стенами до 4-5 метров. Заканчивается 1-й каньон у автомобильного моста.

Второй каньон начинается примерно через 11 км. (1час 20минут сплава). Между каньонами Чаткал течет в широкой межгорной котловине. Встречаются шиверы средней силы и одиночные сливы с бочками и валами до 1,3 м. За 1,5 км. до начала второго каньона на левом берегу виден пос. Ак-Таш , ориентиром которого является подвесная канатная дорога.

Протяженность 2-го каньона 8 км. Склоны каньона - осыпные, высотой 200-300м. Из препятствий можно выделить несколько не сложных шивер, проходимых с ходу. Есть удобные места для стоянки. Весь каньон проходится примерно за 40 минут.

За 2-м каньоном следует 3 км. котловина. Чаткал здесь дробится на протоки. Через 20 минут сплава подвесной мост, на левом берегу пос. Беш-Арал (пасека и яблоневый сад).

Через 1 км от моста начинается третий каньон.

Длина 3-го каньона 4 км , 40 минут сплава. Стены каньона скальные, высотой до 300м. Каньон является одним из живописнейших мест Чаткала (фото 7). Препятствия в каньоне представлены несильными прижимами и чистыми невысокими сливами среди обломков скал. Заканчивается каньон перед впадением левого притока р.Баркрак. На левом берегу удобное место для стоянки: сад, 3 км выше по ручью пасека. На следующем прямом участке шивера.

Через 55 мин. сплава (5-6 км) начинается не четко выраженный каньон. Началом каньона принято считать правый приток р.Кель-Бек. Склоны каньона - крутые осыпи. Из препятствий есть лишь слабые шиверы. Концом каньона считается устье левого притока р.Кыйшик-Арча.

Сразу за 4-м каньоном начинается участок реки, на котором расположены основные препятствия Чаткала.

5.4. Конец 4-го каньона -- начало 5-го каньона.

Протяженность - 27 км.

Средний уклон - 12 м/км.

Ориентиром первого порога у р.Джолчи-Кам являются заметное сужение русла, возрастающий уклон, крутой левый поворот, правый берег - скалы. Сам приток р.Джолчи-Кам впадает за левым поворотом уже в пороге. По правому берегу начинается тропа до 5-го каньона.

Просмотр порога лучше производить по левому берегу, зачалившись перед левым поворотом. В пороге серия бочек и полу обливных камней. Длина порога 50-60м. Линия движения не сложная. За правым поворотом мощная шивера длиной около 100м.

Далее до левого притока р.Найза несколько не сложных шивер.

Порог "Найзинский" длиной 400 м, состоит из двух ступеней.

Для просмотра лучше зачалиться на левом берегу сразу за левым притоком р.Найза.

1-я ступень расположена за левым поворотом. В русле скальные обломки образовали несколько ворот шириной 3 - 5 м.

Имеются нежесткие бочки и валы до 1м. Далее 200 м. чистая струя с валами до 1м.

2-я ступень начинается на правом повороте мощной шиверой и заканчивается серией бочек. Линия движения - по центру.

Через 200 м. русло дробится на 4 протоки, 2-я справа из них наиболее полноводная. В протоке мощная шивера и далее, после слияния проток, 200-300 м. тянется шивера.

После шиверы начинается 4-х километровый спокойный участок - урочище Найза-Тугай. По правому берегу тянется сад (яблоки, слива, грецкий орех, ежевика).За тросом с люлькой удобное место для стоянки, чуть ниже есть пасека.

Через 2 км (25 мин. сплава) начинается порог "Постамент" ("Двойной").

Ориентир порога "Постамент": скорость течения увеличивается, в русле появляется множество камней, левый берег - скала с навалом. Просмотр по правому берегу.

Порог начинается за крутым правым поворотом. В середине русла большая полуобливная плита, на которую сильно наваливает вода. Проходы по обеим сторонам достаточно чистые. Через 100 м. 2-я ступень порога длиной около 80м.. В русле много камней, на выходе два очень больших камня в которые бьет вода. Проходить лучше ближе к левому берегу.

Через 1км. сплава, следующий порог ("Ароб"). Ориентиры: пирамидальные тополя на левом берегу, через реку натянут трос и подвесной мост. Чалка к левому берегу за 50 метров перед мостом к левому берегу. Просмотр по тропе на террасе левого берега.

Порог "Ароб" состоит из двух ступеней разделенных левым притоком. Протяженность порога 500м.

1-я ступень начинается за плавным левым поворотом в 200 м. ниже моста. В начале порога вода разгоняется, наваливает и скатывается с большой плиты, левее плиты проход со сливом и бочкой. Далее на протяжении 100 м. множество полу обливных камней.

2-я ступень проще первой. На выходе в центре мощная бочка, далее 70 м. метровых валов.

Порог "Решето" расположен ниже пор. "Ароб" 1-1,5 км. Ориентиры порога - отрог горы правого берега, низкая терраса правого берега выступающая сильно влево. Левый берег - крутая осыпь. Просмотр по правому берегу. Порог имеет протяженность 300м. Начинается порог разгонной шиверой перед правым поворотом русла. В пороге множество полуобливных и надводных камней, сливы до 1 м., есть несколько жестких бочек (фото 8). Линия движения в пороге неявная, и практически каждый экипаж проходил своей.

До следующего препятствия (порог "Прямой") около 1км. сплава. Река делает два крутых поворота правый и левый. Порог короткий (около 50м), но мощный. Просмотр по правому берегу. Проход ближе к правому берегу.

Сразу же за порогом "Прямой" через реку натянут трос с люлькой. За плавным левым поворотом, 70-90 м. ниже троса начинается порог "Харкуш". Чалиться для просмотра или обноса порога следует к правому берегу. В середине порога у впадения правого притока р.Харкуш, удобное место для стоянки. Вверх по притоку имеется персиковый сад.

Длина порога "Харкуш" около 500 м.

В 1-й части порога - до впадения правого притока имеется несколько надводных плит, скорость течения значительная, высокие валы и мощные бочки (фото 9).

2-я часть сложнее первой. Русло забито большими камнями, уклон возрастает (фото 10), линию движения сложно запомнить и еще сложнее выдержать, на выходе несколько крутых сливов 1,5-2 м.

При обсуждении вариантов прохождения порога было решено обнести один 4-х местный катамаран и поставить его на активную страховку выше последней ступени порога. Страховщики со спасконцами были расставлены вдоль порога у тех немногих мест где можно осуществить страховку с берега.

Первым проходил двухместный катамаран и успешно прошел порог, отделавшись лишь одним поломанным веслом. Вторыми проходила вторая "четверка", экипаж которой выдержал намеченную линию движения и даже осуществил две промежуточные чалки.

После порога русло делится на две протоки каменистым островом. В протоках мощные шиверы, проход возможен по любой из проток. В 1,5 км ниже порога "Харкуш" начинается порог "Кишлаксай". На это участке имеется несколько несложных шивер.

Начало порога "Кишлаксай" через 400 м. после крутого правого поворота. Ориентиры - сужение русла, частокол скальных обломков по берегам. Чалка для просмотра к правому берегу.

Порог "Кишлаксай" достаточно длинный - 800 м. В пороге

множество надводных и полуобливных камней, есть в русле несколько очень больших камней на которые идет сильный навал воды. Линия движения в пороге достаточно сложная, при прохождении желательно выставлять сигнальщиков и хорошо продумать где установить страховку.

Ниже "Кишлаксая" на протяжении 2,5-3 км. до пор. "Пигак" есть только несложные шиверы.

Ориентиры порога "Пигак" - река огибает высокую темную скалу левого брега, правый берег сильно выступающая терраса, порог начинается за следующим правым поворотом.

В пороге узкое русло, много скальных обломков, в конце порога достаточно крутой слив с мощной бочкой после него (фото 11). После внимательного просмотра, порог проходили по очереди тщательно выставив страховку.

Через 150 м., на правом повороте, начало следующего порога - "Слаломный 1".Порог очень длинный, около 800 м. (фото 14).

В пороге множество камней, сливов и достаточно жестких бочек (фото 12,13). Заход лучше делать из под левого берега смещаясь к центру, после правого поворота уходить вправо и держаться правого берега до конца порога. В конце порога на правом берегу удобная стоянка , сад.

Далее до порога "Шабрез" ("Слаломный 2") в реке много мощных шивер. Чалка перед порогом к лесистому правому берегу напротив высокой скалы левого берега и левого притока р.Шабрез.

Длина порога "Шабрез" около 400 м. На входе в порог большой скальный обломок делит русло на 2 части. Левый проход более широкий. В образовавшихся воротах сливы 1,4 м. Дальнейшая линия движения осложнена обилием камней и мощной струей (фото 15).

Ниже порога "Шабрез" на протяжении 1км. следуют шиверы средней мощности. Через 1,5 км от порога начинается 5-й каньон Чаткала.

5.5. Начало 5-го каньона -- автомобильный мост перед пос. Брич-Мулла.

Протяженность - 17 км.

Средний уклон - 15 м/км.

Протяженность каньона 10 км. До автомоста в скальных сужениях встречаются лишь невысокие сливы и несильные прижимы. Далее до водомерного поста препятствий нет. Перед водомерным постом следует причалить для просмотра порога "Худайдод" к правому берегу.

Просмотр порога лучше делать поднявшись на дорогу правого берега. Линия движения в пороге достаточно простая, имеется несколько некрутых сливов и бочек.

Ниже порога на протяжении 1 км. следует не сильная шивера. За плавным левым поворотом начинается узкий скальный коридор - порог "Диафрагма". Чалиться для просмотра следует к правому берегу перед началом сужения.

Первая часть порога, до пешеходного моста, представляет из себя, мощный поток между отвесных скал со сливами и жесткими бочками (фото 16). Вторая часть - прижимы к левому и правому берегу с жесткими уловами в постепенно сужающемся до 3 м. скальном коридоре (фото 17).

Через 2 км. спокойного течения 5-й каньон заканчивается.

Еще через 1,5 км. порог "Аурахмат". Этот порог открыт только тогда, когда уровень воды в Чаракском водохранилище достаточно низкий. Нам повезло и мы прошли этот порог.

Просматривать "Аурахмат" надо с правого берега.

В пороге два прижима к левому берегу, между ними крутой слив с очень мощной бочкой (фото 18). Проход ближе к правому берегу.

Сразу за порогом начинается водохранилище. Разбирать суда лучше за автомостом на левом берегу (фото 19).

Итоги. Выводы. Рекомендации.

Сплав по реке Чаткал представляет спортивный интерес. Доля ледникового питания реки невелика, поэтому по ней можно сплавляться и в августе и в сентябре. Расход воды таков, что даже в “малую” воду верховья реки доступны для прохождения на четырехместных катамаранах. Участок реки от “Штаба” до первого каньона позволяет скататься несхоженным экипажам (2.5 суток). Ниже пос.Янги-Базар река доступна только квалифицированным туристам-водникам. По “малой” воде, обилие камней в русле делает прохождение более техничным.

Просмотра требуют почти все именные препятствия. Особое внимание нужно обратить на пятый каньон (пор.Диафрагма).

В Беш-Аральском заповеднике мы бы не советовали следовать нашему примеру и самим заносить деньги за пребывание в контору пос.Янги-Базар. Это лишний повод для местных “начальников” попробовать стрясти денег с туристов. Так, расплатившись в Янги-Базаре мы были настигнуты красной “нивой” еще одного хозяйчика и были вынуждены вести продолжительные беседы суть которых сводилась: с нашей стороны - “денег нет”; с ихней - ну дайте что-нибудь - хоть бартер на гитару!”. В тоже время опыт других групп показывает, что можно договориться с егерями(пасечниками) если таковые встретятся - за вполне умеренную плату или кружку спирта.

Вместе с заброской маршрут пролегает по территории трех независимых государств, в каждом имеет хождение своя национальная валюта. Однако везде местное население принимает в качестве оплаты, либо меняет на свои деньги доллары США. При пересечении границ, никаких проблем с паспортным и таможенным контролем у нас не было. Хочется особо отметить, что в г.Ташкенте требуют заполнять декларацию на ж/д вокзале, поэтому желательно заранее иметь с собой ручку и либо не иметь, либо хорошо прятать наличность более 500$... (возможно и видеокамеры, фотоаппараты и т.д.)

Особого абзаца заслуживает “паспортная проблема”. Вообще по нашему опыту наличие заграничного Российского паспорта является плюсом - т.к. такой паспорт местные органы власти видят гораздо реже общегражданского и просто не знают к чему бы здесь можно было бы придраться... Также плюсом является наличие вкладыша российского гражданства - это может “сэкономить”, в некоторых случаях от 10 до 200 т.р. в зависимости от вашей робости, и наглости местного представителя власти.

Пройденный маршрут нами оценивается как 5 категория сложности, без прохождения порогов Водопад и Харкуш, которые в нашу воду мы оценили как 5+ - 6-.

Хотя некоторая часть группы оценивает маршрут в нашу воду 4й категорией без пор. Водопад (6-) и Харкуш (5), что на наш взгляд отражает общую проблему системы классификации маршрутов на основе экспертных оценок.

 





Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;