LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



траверс хребта
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

лыжный поход 6 к.с. по Алтаю

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРКЛУБ

ОТЧЕТ
о лыжном туристическом путешествии 6 к.с. по Центральному Алтаю (Катуньские Белки), совершенном группой туристов МГЦТК с 12 февраля по 6 марта 1997г.

Маршрутная книжка № 1/2 - 601
Руководитель: Бездитко Сергей Васильевич, тел. (095)-124-97-26)

 

Содержание отчета:
1
2 Туристско-географическая характеристика района путешествия
3

Состав группы

4
5

Снаряжение

6
7

Итоги, выводы и рекоммендации. Литература

 

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Район путешествия - Центральный Алтай ( Катуньские Белки)

Вид туризма - лыжный с элементами горного

Категория сложности - пятая с элементами шестой

Количество участников - восемь

Время проведения - февраль - март 1997 года

Запланированный маршрут группы (записанный в маршрутной книжке):

пос. Тюнгур - пер. Кузуяк (1840; н/к) - р. Аккем - Аккемское озеро - ледн. Аккемский (Радзевича) - пер. Дружба (3340;1Б) - ледн. Менсу (Сапожникова) - пер. Туристов (3300; 1Б) -пер. Крепость (3050; ЗА) - ледн. М. Берельский - пер. Тронова (3800; ЗА) - ледн. Менсу (Сапожникова) - пер. Титова (3220;2А) - ледн. Аккемский (Радзевича) - Аккемское озеро -пер. Делоне (3400; 2Б) - верх. цирк ледн. Менсу (Сапожникова) - седловина пика Берельского (МБС - "Малое Берельское Седло") - Верш. Белуха В. (4506; ЗБ альп.) - центральное плато Белухи (седловина пер. Аккемская стена) - пер. Шукшина (4370; 2Б с Центрального плато массива Белуха) + верш. Белуха 3. (4400) -ледн. Мюшту-Айры - пер. Мюшту (2Б; плечо верш. Белуха 3.) - ледн. Геблера (Катуньский) - ледн. Черны (Чёрный)(западная ветвь) - пер. Герда (2Б; 3500) - р. Мюшту-Айры - оз. Дарашколь - пер. Джалама (1Б) - р. Нижний Кураган - пос. Катанда.

Запасные варианты:

1. В случае непрохождения пер. Тронова (3850; ЗА) - идти в обход с ледн. М. Берельский через ледн. Лысьва, пер. Цирк (3000;2А), ледн. Куркуре (3. ветвь), пер. 50 лет КПСС (3200;2Б) на ледн. Менсу (Сапожникова).

2. В случае невозможности восхождения на в. Белуха В. (4506; ЗБ альп) через МБС и верхнее восточное плато (ВВП) выйти на центральное плато Белухи (седловину пер. Аккемская Стена)(4100) через пер. ТКТ (4115; ЗА) или пер. Верхнекатуньский ( он же Восточнобелухинский, Катын-баш (-4350; ЗА)) и идти на в. Белуха В. радиально по маршруту Тронова 2Б к. с.

3. В случае невозможности подъема на пер. Шукшина (4370;ЗА) или спуска с него на западное плато Белухи идти вниз по ледн. Геблера (Катуньский) и р. Катунь с дальнейшим подъемом на ледн. Черны (Чёрный)

4. В случае невозможности прохождения пер. Герда (3500; 2Б) идти вверх по р. Капчал, через пер. Капчальский В. (2800; 1Б) на р. Кони-Айры и оз. Кучерлинское.

5. В случае необходимости отбросить участок маршрута связанный с прохождением пер. Джалама (1Б) и выходить в пос. Тюнгур по р. Кучерла.

Реально пройденный маршрут:

пос. Тюнгур - пер. Кузуяк (1840; н/к) - р. Аккем - Аккемское озеро - вертолетная заброска на ледн. Менсу (Сапожникова) - пер. Туристов (3300; 1Б) - пер. Крепость (3050; ЗА) - ледн. М. Берельский (под пер. Тронова (3850; ЗА)) - ледн. Лысьва - пер. Цирк (3000; 2А) - ледн Куркуре (вост. ветвь) - пер 50 лет КПСС (3200; 2Б) - ледн. Менсу (Сапожникова) - пер. Титова (3220;2А) - ледн. Аккемский (Радзевича) - Аккемское озеро - пер. Делоне (3400; 2Б) -верх. цирк ледн. Менсу (Сапожникова) - седловина пика Берельского (МБС - "Малое Берельское Седло") - Верш. Белуха В. (4506; 3 Б альп.) - разведка на центральное плато Белухи - пер. Большое Берельское Седло (3520) - вертолетная эвакуация в г. Горно-Алтайск.

Перечень препятствий:
пройдено перевалов:
н/к - 1
1Б - 1
2А - 2 (один из них по условиям прохождения - 2Б к.с.)
2Б - 2 (один из них по условиям прохождения - 2А к.с.)
ЗА - 1

восхождений совершено 2, а именно по маршрутам ЗБ альп. и 2А альп. к.с.

Туристско-географическая характеристика района путешествия

Горная страна Алтай лежит на юге Сибири между 48° и 56° северной широты и тесно смыкается с лежащими к востоку горными кряжами Кузнецкого Алатау, Салаира, Западного Саяна, Танну-Ола и Монгольского Алтая.

Разнообразие природно-климатических условий Алтая создает богатейшие возможности для проведения походов высшей категории сложности по всем видам туризма наибольший интерес для любителей горного и лыжного туризма представляет центральная часть Горного Алтая, где расположены Катунский, Северо и Южно-Чуйские белки. Эти хребты имеют ярко выраженный альпийский облик и значительные высоты (высота горы Белуха - 4 тыс. 506 метров), пикообразные, покрытые вечными снегами и ледниками вершины, обрывистые склоны, прорезанные ущельями рек, и несут около 70 % всех ледников Алтая.

Сильно развитая гидрографическая сеть района дает возможность проводить походы с ниткой маршрута "ромашкового типа", что позволяет снизить вес рюкзаков на технически сложных участках маршрута. Это весьма желательно, поскольку сложные походы в данном районе требуют применения большого арсенала специального горного снаряжения.

Наличие во многих горных долинах леса, верхняя граница которого проходит достаточно высоко, позволяет использовать на некоторой части маршрута дрова для обогрева и приготовления пищи на печке, при условии их подноса в верхние цирки. В тоже время применение на отдельных участках маршрута газовых горелок или примусов является необходимым.

Развитая дорожно-транспортная сеть, наличие долин, открытых к транспортным путям позволяет использовать разнообразные, относительно короткие (до 3-5 дней) заходы и выходы из района.

Вышеописанные черты района позволяют характеризовать его как район, где возможно и целесообразно проведение сложных и интересных зимних походов, лежащих на стыке классического лыжного и горного туризма.

Поход с первым зимним траверсом двух вершин горы Белухи, проведенных московской группой "снежных барсов" под руководством Б. Сорина в 1990 году, вдохновил нашу группу на проведение двух раздельных походов в районе горы Белуха и в Северо-Южных Чуйских белках, что и было нами проделано в 1997 году (менее удачно) и в 2000 году (удачно). Предыдущие походы под руководством Бездитко С. носили характер сплава элементов горного и лыжного туризма с включением альпинистских восхождений 1-2 категорий трудности.

Предшествующее участие (в 1996 г.) в чемпионате России (поход 6 категории сложности в Восточном Саяне занял 5-е место) позволяло надеяться на успех и в этот раз.

СОСТАВ ГРУППЫ

1. Бездитко Сергей Васильевич 1959 г.р. Опыт походов 5...6ЛР, 5...6ГУ, (095)-124-97-26; руководитель

2. Кодыш Вадим Эмильевич 1965 г.р. Опыт походов 6ЛУ; 5ГУ, (095)-163-63-50; зам. руководителя

3. Соколовский Филлип Германович 1968 г.р. Опыт походов 5...6ЛУ, 5ГР, (095)-4б6-28-95

4. Митрофанов Денис Германович 1974 г.р. Опыт походов 6ЛУ, 5ГУ, (095)-413-89-20

5. Сафронова Мария Юрьевна 1961 г.р. Опыт походов 5..6ЛУ, 5ГУ, (095)-450-44-40

6. Башкиров Владимир Иванович 1959 г.р. Опыт походов 5.. 6ЛУ, 5ГУ, (095)-337-22-61. Реммастер

7. Горелов Андрей Геннадьевич 1974 г.р. Опыт походов 5..6ГУ, 4ЛУ, (095)-2б7-98-44. Медик.

8. Войлов Владимир Витальевич 1965 г.р. Опыт походов 5..6ЛУ, 5..6 ГУ, (095)-133-03-16.

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Скорый поезд N 64 сообщением Москва - Лениногорск, отходя с Казанского вокзала в 14.50 8 февраля 1997 г., прибывает в Барнаул в 9.00 местного времени (6.00 по московскому времени) 11.02.1997. На перроне нас встречают водители автомобилей, по предварительной договоренности предоставленных фирмой "Алтур" (два автомобиля "Жигули с прицепами). Выезд в 10.00. По дороге заехали для регистрации в ПСС в г. Горно-Алтайске. В Тюнгур прибыли в 00.30 12 февраля. Переночевали на пустующей турбазе "Вымпел", в одном из просторных домов, который сторож использует как сторожку.

12.02.1997г.

В 9.00 выехали из Тюнгура в дёр. Кучерла и прибыли туда в 9.30. Здесь мы отпускаем машины, расплачиваемся и тепло прощаемся с водителями. В деревне нанимаем две конные запряжки с санями для того, чтобы забросить груз на 4 км вперед и вверх на опушку леса к началу подъема на пер. Кузуяк (1840; н/к). Конно-пеший переход занял 50 мин. Далее двигаемся по лесу по конной тропе, кто на лыжах, кто пешком. Идем медленно и весьма нелегко - сказывается эффект первого дня и немалый вес рюкзаков (стартовый вес мужского рюкзака ~42 кг). Четверо участников пользуются индивидуальными нартами, остальные этой "премудростью" пренебрегают. Тем не менее к сумеркам вышли на седловину пер. Кузуяк и встали на ночевку. Мало-мальски приличных дров в матером лесу на перевале и ближайших окрестностях гораздо меньше, чем памятно-жертвенных ленточек-тряпочек на деревьях. Погода пасмурная, ветер слабый, идет легкий снег, -12°С.

13.02.1997г.

Выход в 9.30. Погода ясная, безветренная. Спустились на лыжах с пер. Кузуяк в дол. р. Аккем и двигаемся по конно-лыжной тропе вверх по долине реки. тропа идет по левобережной террасе и не очень удобна для движения, поэтому темп движения невысок, к тому же сказывается немалый вес груза, но тропить целину по руслу реки еще дороже. Ночевка на отметке высоты 1100 м (по нашим альтиметрам - мы пользуемся встроенными альтиметрами в часах - 8СНОСК).

14.02.1997 г.

Выход в 9.30. Погода ясная, безветренная,T=-15°С. От места ночевки спустились в русло р. Аккем и продолжаем двигаться вверх по течению, обновляя полузапорошенную охотничью лыжню. Темп движения оставляет желать лучшего, но с этим ничего нельзя поделать - группа несет снаряжение как бы из расчета на лыжный поход 5 к.с. и горный поход 5 к.с. Ночевка на отметке высоты 1350 м.

15.02.1997 г.

Выход в 9.30. Погода ясная, безветренная, T=-15°С. Очень хотелось в этот день добежать до Аккемского озера, но это не удалось. Это значит, что только завтра мы будем на базе ПСС - там нас уже, наверное, заждались - дежурная смена спасателей по радиосвязи из Горно-Алтайска предупреждена о нашем прибытии. С вечера почувствовали неладное - в воздухе барражируют вертолеты в направлении Акташ - Аккемское озеро и обратно. Очевидно, за то время, что мы перемещаемся между Горно-Алтайском и Аккемским озером, наверху произошли какие то неприятные события.

16.02.1997 г.

Выход в 9.30. Погода ясная, безветренная, T=-15°С. К 11.00, на удивление, легко, без передышки добежали до базы ПСС на Аккемском озере. Наши давешние опасения сбылись - район закрыт из-за проведения массированных ПСР в отношении не вернувшейся с восхождения на в. Белуха В. по кулуару "Бутылка" группы альпинистов из Новосибирска. В любом случае, после столь утомительного захода в район группа нуждается хотя бы в полудневке - необходимо немного отдохнуть, отобрать продукты и снаряжение для предстоящего первого высокогорного кольца, сформировать две заброски, одна из которых останется на Аккемском озере, а другая будет заложена на ледн. Менсу. Поэтому, в любом случае, остаток сегодняшнего дня мы проведем на Аккемской базе ПСС.

17.02.1997г.

Отсидка продолжается. Обстановка на базе ПСС несколько напряженная. Дело в том, что в ПСР принимают участие не только местные спасатели, но и горный отдел ЦАО МЧС РФ в полном составе, причем к работе в условиях высокогорья готов (и работает наверху) только местный спасотряд. Из 30-ти же человек личного состава Центроспаса ( не считая командира, двух пилотов вертолетов, инженера и двух техников по эксплуатации оборудования) к работе на высоте готовы только две связки, остальные же не имеют ни достаточного горного опыта, ни акклиматизации, ни знания орографии района; вообще, непонятно, что делают здесь все эти люди и техника, в том числе два легких вертолета, привезенных из Москвы на борту ИЛ-76, оснащенных инфракрасными тепловизорами, но, почему-то, имеющих потолок всего 4000 метров, а потому практически бесполезных.

Местные спасатели очень доброжелательно и сочувственно расположены к нам и обещают всяческую помощь, как только это будет возможно, но у них полно своих проблем. В принципе при хорошей поддержке с воздуха (всего лишь) они бы сами могли провести всю операцию от начала и до конца. Но делается так, как делается - все объясняется связями в высших сферах родственников одного из пострадавших. Именно поэтому ПСР- ами командуют аж три генерала МЧС (представляете, сколько путаницы и неразберихи вносит их "компетентное" руководство), именно поэтому в ПСР-ах задействовано ПЯТЬ вертолетов, два из которых намертво прикованы к земле, наверху работает только один, один нужен черт знает для чего, а последний занимается только тем, что по вечерам летает в Акташ за водкой.

18.02.1997 г.

Подъем по готовности завтрака около 9.00. Приблизительно в 9.35 поступает команда быть готовыми к вылету наверх в 10.00 - вертолет летит снимать поисковую группу с Большого Берельского Седла и по дороге высадит нас на срединном плато ледн. Менсу. Такое развитие событий нас очень устраивает, поскольку позволит наверстать 2 дня, потерянных на отсидке и подходах; при этом необходимо пожертвовать прохождением пер. Дружба (3340; 1Б), но, учитывая его низкую категорию сложности, эта потеря невелика.

За 25 минут, имевшихся в нашем распоряжении, мы успели не только свернуть лагерь, упаковать рюкзаки, заложить заброску, но и прихватить с собой печку и некоторое количество дров ( благо не надо тащить их на горбу). Дрова и печку, а также необходимое количество продуктов и газа мы оставим в заброске на леднике Менсу на обратную дорогу через перевал Титова.

Нас везут, и ещё как везут!!! Какая это красота - вид Катуньского хребта из иллюминатора вертолета! Эстетическому чувству даже не мешает вой работающего двигателя и шелест лопастей винта, а вот тепло салона наоборот ему способствует.

Таким образом, в 10.20 мы стоим на срединной морене ледн. Менсу и смотрим вслед удаляющемуся вертолету. Смею утверждать, что такого "кайфа" от перемещения в пространстве подобно зигзагу молнии, смазанному салом, никто из присутствовавших не испытывал. Здесь, в камнях морены, мы спрятали заброску ив 11.00 вышли по правому притоку ледн. Менсу по направлению к пер. Туристов (3300; 1Б). Ледник частично открыт, на закрытых участках - жесткий фирн, местами рыхлый, пушистый снег глубиной ~ 5 см.

Встретили всего три узкие трещины, да и те вблизи срединной морены. От срединной морены ледн. Менсу до седловины пер. Туристов (3300; 1Б) поднялись за 1,5 часа без остановок. Перевальный взлет невыраженный, седловина широкая снежная с карнизом на восточную сторону, тура не обнаружили, оставили свою записку в новом туре на скалах южного края седловины.

Спуск с перевала - с северного края седловины, в разрыв карниза, вдоль скального склона, в кошках на индивидуальной технике с соблюдением мер лавинной безопасности (снежный склон крутизной -35°, протяженностью 150...200 м и глубиной снега до 40 см). Дальнейшее движение по закрытому ледн. Куркуре в направлении пер. Крепость (3050; ЗА). В 14.00 встали лагерем в удобном лавинобезопасном месте недалеко от перевального взлета. После обеда одна связка ушла обрабатывать склон перевала.

В отношении состояния снежного покрова в тот сезон нам во многом повезло - предыдущая часть зимы была очень многоснежной и ветреной, поэтому многие трещины на ледниках были надежно засыпаны снегом и зафирнованы. К примеру, по свидетельству спасателей, верний ледопад ледника Менсу был забит снегом и зафирнован намертво. Так вот, северный склон перевала Крепость в нижней части подрезан бергшрундом, размеры которого могут доходить до: ширина 3 м, высота 5 м, вылет нависания верхнего края 1,5 м. Вероятно, бергшрунд был не очень широким и сильно засыпан снегом, так как , вытоптав ступени, лидер легко перешагнул разрыв со страховкой и прошел 45 м до большого камня, вокруг которого вытоптал траншею, а сверху (по склону) обкопал подснежным ходом и оставшимся 35 - метровым концом (группа снаряжена веревками Ь=80 м, 09 мм) закрепил перила. Другого выхода не было - ни одной подходящей трещины под крюк скала не имела, а рыхлый не формуемый снег не позволял закрепить перила хотя бы даже на шести ледорубах. Промурыжившись таким образом немалое время, связка спустилась в лагерь уже в сумерках, навесив всего одну веревку.

19.02.199 7 г.

Вышли в 9.10. Погода ясная, тихая, 1=-21°С. Прошли по навешанным накануне перилам. Дальнейшая задача сильно усложняется - скально-осыпной склон крутизной 45...50°, местами до 60° смерзся и покрылся тончайшей плёнкой гладкого, как стекло, льда. На такой подложке снег, глубиной до 70 см, который сам по себе сыпучий и формовке не поддающийся, ступени не держит и после прохождения третьего сползает, обнажая обледеневшие скалы. Поэтому, лидер идет без рюкзака, с нижней страховкой, крепит перила, по которым поднимается группа. От камня над бергшрундом до перевальной седловины провесили еще 150 м. перил, итого на подъем - 195 м. перил. Лидер вышел на седловину перевала Крепость (3050; ЗА) в 12.30. Перевальная седловина длинная и узкая, заваленная скальными обломками. Тур не обнаружили, материал для постройки своего - тоже, записку приклеили к скале. Спуск начали в 15.00 по заснеженной скально-осыпной полке крутизной 35° влево вниз, в снежно-ледовый кулуар крутизной 45° и вниз по этому кулуару. Кулуар выходит на широкий и пологий склон, засыпанный глубоким, рыхлым снегом. Длина перил на спуск 160 м. Общая длина перил при прохождении перевала Крепость (3050; ЗА) составила 355 м. На ночлег встали в 18.00 на ровной части ледника с видом на "зеленку" в долине реки Белая Берель.

20.02.1997 г.

Выход в 9.00. Погода ясная, тихая, T=-21°С. Спуск с бокового ледника на ледн. Малый Берельский в зимних условиях возможен в нескольких местах. Однако более простым является спуск по левому борту бокового ледника. Ледн. Малый Берельский в своем нижнем течении сильно разорван, в условиях глубокого снега может представлять определённую сложность, поэтому от места впадения левого притока необходимо подняться на левую боковую морену (этот подъем лавиноопасен!). От места слияния морены с телом ледника проводим разведку вверх по леднику для просмотра южного склона перевала Тронова (3850; ЗА). Выясняется, что зоны разломов легко обходятся по левому борту ледника с выходом в верхний цирк, по которому, с минимальным набором высоты, можно подойти под южный склон пер. Тронова (3850; ЗА) и ледопад, ведущий к пер. В. Высоцкого (3670; ЗА). Абсолютная высота дна цирка -3200 м. Седловины перевалов Тронова, В. Высоцкого и Молдавия (3500; ЗА) (печально знаменитого по лету 1991 года) хорошо просматриваются. Подъем на пер. В. Высоцкого со стороны ледн. М. Берельский по состоянию ледового рельефа, такому, какое оно было в тот момент, в зимних условиях выглядит проблематичным. Подъем на пер. Молдавия (3500; ЗА) проще, и в зимних условиях может быть оценен как 2Б*...ЗА по откосу языка нависающего ледника справа, поскольку камнепады там не просматриваются. Подъем на пер. Тронова представляет собой кулуар крутизной 35...40°, широкий, снежный, подрезанный бергшрундом, с лавиноопасным левым бортом (фото 27). По результатам разведки принимаем решение о прохождении пер. Тронова (3850; ЗА). Около 17.30 погода резко испортилась буквально в течение 15-ти минут превратившись из тихой, ясной и солнечной в свирепую пургу. Правда, к утру следующего дня ветер существенно стих, но не настолько, чтобы выходить на штурм ключевого препятствия, да и снегопад продолжается.

21.02.1997 г.

Видимость - 250...300 м. Поэтому 21.02.1997 г. - отсидка.

22.02.1997г.

С утра видимость намного улучшилась, ветер так же почти стих. Кулуар перевала Тронова после обильного снегопада стал лавиноопасен и непроходим. Поэтому принято решение идти по запасному пути, через перевалы Цирк (3000; 2А) и 50 лет КПСС (3200;2Б). Выход в 8.30, Двигаемся вдоль левого борта ледн. М. Берельский. Глубина тропежки доходит до 60 см. При спуске с боковой морены ледн. М. Берельский в ранклюфт Андрей с Денисом спустили маленькую лавинку. Затем поднимаемся в висячую долину вдоль правого борта ледн. Лысьва ( подъем лавиноопасен!). Ледник Лысьва плоский, закрытый, без трещин. На ночевку встали в центре ледника в 17.30. Погода не радует - сплошная облачность, ветер юго-западный слабый до умеренного, поземка, T=-20° С. Абсолютная высота 2900 м.

23.02.1997 г.

Выход в 8.30. Погода не радует - сплошная облачность, ветер юго-западный, умеренный, временами сильный порывистый, поземка, T=-20° С. Седловины пер. Цирк (3000; 2А) достигли в 10.00. Подъем на наиболее низкую точку широкой осыпной седловины пер. Цирк (3000; 2А) по травянисто-осыпному, с отдельными островками зафирнованного снега склону, "просто ногами" в кошках, занял 1 ч. 20 мин. Тур на перевале не обнаружен. С северного (в сторону ледн. Куркуре Ц.) края перевальной седловины на всю её длину и дальше влево-вправо висит массивный карниз шириной-2 м, а под карнизом находится пояс крутых заснеженных скал. Поэтому идем по широкому, заснеженному, с множественными скальными выходами гребню хребта (крутизна не более 15°) на юго-восток до небольшой вершинки (20 мин. хода). На вершинке найден тур, снята записка группы туристов из Москвы (турклуб МАИ) под рук. Г.В. Стрыгиной, датированная летом 1994 г. Спуск с вершины "Лошадей Стрыгина" на ледн. Куркуре Ц. по С.-В. ребру, сначала по скалам, ниже - по заснеженным скальным полкам. Характер снежного покрова на скалах и нижерасположенном травянисто-осыпном склоне идентичен характеру снежного покрова на северном склоне пер. Крепость, глубина снега ~70 см. При выходе со скального ребра (в его нижней части) на траверс в направлении спускового склона для трех последних участников повесили 15 м перил для прохождения участка обледеневших скал крутизной 50°, с которых впереди шедшие содрали весь почти не формуемый, слабо держащий снег. Выход со скал влево на травянисто-осыпной смерзшийся склон, покрытый слоем снега (70 см) - участок лавиноопасен! Через 60 м траверса - плавный поворот прямо вниз, на линию падения воды и быстрый спуск до выполаживания склона с последующим немедленным уходом влево, из зоны поражения возможными лавиной со склона и обрушением карниза с седловины пер. Цирк (3000; 2А) (участок очень лавиноопасен, предельная осторожность!!!).

От выполаживания спускового склона с пер. Цирк идем в Ю.-З. угол ледн. Куркуре Ц. и поднимаемся в верхний цирк ледн. Куркуре 3. по ледовому желобу у правого борта ледопада. Желоб покрыт толстым слоем плотного и прочного фирна, имеет крутизну 30° и практически безопасен. Набор высоты 180 м. Далее выходим на верхнее плато ледн. 3. Куркуре. Глубина снега до 30 см. Ночевка в ледниковой мульде под пер. Туристов (3300; 1Б) и 50 лет КПСС (3200; 2Б) на высоте 3000 м. Лагерь разбили в 17.45. Погода помаленьку улучшается - ветер слабый, не порывистый, облачность переменная, но под утро 24 февраля температура упала до 36° мороза.

24.02.1997 г.

Выход в 9.00. Погода благоприятная - очень слабый ветер, на небе легкая дымка, но солнечный свет и тепло постепенно берут свое. Надо заметить, что верхний цирк ледника Куркуре 3. - совершенно удивительное и прекрасное место, потому что нигде не приходилось встречать столь гармоничного сочетания буйства солнечного света, яркой белизны снега, очень гармоничного в своей контрасности свету, снегу, бездонной насыщенной голубизне неба темных тонов скал и очертаний окрестных хребтов.

Подъем на перевал 50 лет КПСС (3200; 2Б) начинаем по снежному склону крутизной до 35°, в обход бергшрунда под правые по ходу скалы; затем двигаемся по крутому (50°) снежному склону вдоль скал. Движение в кошках, на индивидуальной технике, со сменой лидера. Набор высоты от бергшрунда до перевала 140 м. Седловина перевала широкая, снежная, тур не обнаружен. Вообще, по сравнению с близрасположенной седловиной пер. Туристов, седловина пер. 50 лет КПСС производит впечатление заваленной снегом, ну просто, "по уши".

Спуск с перевала в кошках, прямо вниз, по линии падения воды, а затем, с уходом вправо, в обход 2-х бергшрундов на правый приток ледн. Менсу (примерно, к месту начала подъёма на пер. Туристов). По условиям прохождения сложность пер. 50 лет КПСС не соответствует классификационной 2Б и составляет не более 2А к.с.

Спускаемся к нашей заброске на срединной морене ледн. Менсу. Идея забросить на вертолете наверх дрова была поистине гениальной - на сегодняшней ночевке под пер. Титова у нас в палатке весь вечер и всё утро будет гореть печка. В связках пересекаем главный поток ледника Менсу и преодолеваем подъем по левому притоку ледн. Менсу в его верхний цирк, под перевал Титова (3220; 2А). Ледник закрытый, местами разорванный. Первый крутой участок преодолеваем между ледопадом и левобережными моренами. Затем выходим на пологую верхнюю часть и пересекаем её в направлении характерного скального нунатака, под которым останавливаемся на ночевку в 18.15. К 19.00 вновь сгустилась облачность, потянул умеренный северо-восточный ветер, Т=-20°С.

25.02.1997г.

На рассвете термометр "упал" до отметки -36°С , но к 9.30 (время выхода на маршрут) потеплело до -11-ти. Ясное на рассвете небо затянуло хмарью, дует порывистый северо-восточный ветер, но снегопада нет. Обойдя нунатак справа начинаем подъем из мульды вверх по линии падения воды, под скалы правее (п/х) перевала Титова (3220; 2А). Поднимаемся на снежно-ледовый склон крутизной ~ 40°, набор высоты 110 м. В верхней части склона, под скалами - бергшрунд. Далее двигаемся под скалами, огибая их слева п/х, по снежно-ледовому склону ( в макро - неровностях льда лежит глубокий снег, в остальном - плотный, надежный фирн, есть островки чистого льда), крутизна которого увеличилась до 50°. Навешано 60 метров перил через скальные выступы, ввинчено 2 ледобура. Выход на перевал по одиночке в 11.20 ± 20 мин. Седловина перевала узкая, тесная, скальная, более, чем вдвоём собраться здесь невозможно, лишним людям надо тотчас уходить вниз и помощь напарника при этом весьма желательна, так как потребуется пройти первые 2,5 метра на спуск свободным лазанием по отвесным простым скалам, а затем принять сверху от партнера свой и его рюкзаки ( такого "бешенного свистодуя", да еще в столь стесненных условиях все мы давно не испытывали, поэтому помощь коллег при прохождении первых метров спуска была совершенно бесценна). В дальнейшем спуск проходит по кулуару крутизной -35°, засыпанному крупной и средней осыпью. Для выхода на тело ледн. Аккемский (Радзевича) необходимо ещё перелезть через ранклюфт (просто ногами). Далее по закрытому, без трещин леднику дойти или доехать до хижины на Томских ночевках (советую особо не разгоняться, остерегаясь с разгону "слинять" с бокового языка по "бутылочному" льду с высоты 10м прямо на камни боковой морены у подножья Томской хижины). В хижине приятно провели время с 13.00 до 15.20. Дальнейший спуск по правобережным моренам ледн. Аккемский и по наледям р. Аккем и Аккемского озера до базы ПСС занял 2,5 часа неспешного хода.

26.02.1997 г.

Днёвка, баня, блины, плов, варенье, кофе и остальные 33 удовольствия, а также другие, необходимые днёвочные хлопоты.

27.02.1997г.

Выход в 9.30. Погода пасмурная, слабый снег, T=-10°С. В 14.30 подошли к хижине Томских ночевок. Хижина представляет собой домик размером в плане 5,5х5,5 м из бруса, проконопаченная паклей и обшитая металлическим листом. Крыша плавно скатная, металлическая. В хижине печка (без трубы), аварийный запас продуктов, снаряжения и топлива, газовая плита с баллоном У=27 л, нары на 8 и 3 человека, стол, тамбур для хранения запаса дров и снаряжения.

28.02.1997 г.

С утра ясная, безветренная погода при T=-15°С. Выход в 9.00. Подъем на В. ветвь Аккемского ледн. слева по ходу. Переход от Томских ночевок до места начала подъема на пер. Делоне (3400; 2Б) занимает 50 мин. От самой Аккемской базы ПСС до начала подъема на пер. Делоне нас сопровождает очаровательная лайка. Когда мы, надев кошки, начинаем подъем по склону, она долго смотрит нам вслед, потом не спеша отправляется восвояси. Бергшрунд, которым в нижней части подрезан перевальный взлет, забит снегом и его прохождение не представляет сложности. От верхнего края бергшрунда начинаем провешивать веревки прямо по линии падения воды в направлении левого (п/х) края седловины. Перевальный взлет представляет собой открытый ледовый склон крутизной 45°, подъем по которому ведущего требует осторожности, четкости технической работы и тщательной страховки через ледобуры (лед, хотя и не бутылочный, но твердый, зимний, ледобуры в него идут трудно, словом, типичный зимний лед). Протяженность перил 300 м (четыре 80-тиметровых веревки). Седловина перевала широкая, снежная со скальными выходами. Спуск с перевала в верхний боковой цирк ледн. Менсу по закрытому ледовому склону в связках со сбросом высоты -100 м. Непосредственно под перевалом склон подрезан 2-мя бергшрундами, полузасыпанными снегом; их прохождение сложности не представляет, но требует осторожности. Дальнейший путь по верхнему цирку ледн. Менсу проходится в связках и сложности не представляет. Встали на ночевку в 17.30 в верхнем цирке ледн. Менсу, в 300 метрах от начала подъема на пер. ББС (3520; ЗА).

1.03.1997г.

Выход в 9.00. Погода ясная, солнечная, тихая, T=-12°С. По закрытому ледовому склону крутизной до 25° в связках поднимаемся в направлении пер. ББС (3520; ЗА), но на сам перевал не выходим, а, не доходя до него 300 м, плавно поворачиваем на запад и продолжаем подъем по леднику в направлении пер. ТКТ (4115; ЗА). Не доходя до начала подъема на пер. ТКТ (4115; ЗА) 400 м. поворачиваем на юг и выходим на седловину пика Берельского (МБС - Малое Берельское Седло). Существует распространённое заблуждение, что путь от подножья пер. ТКТ (4115; ЗА) к МБС простреливается обвалами льда со склонов пика Берельского (отчёт 5113.6Л. 1988 Шадрин). Так вот, этот участок пути действительно простреливается обвалами льда, но не со склонов пика Берельского а с висячего ледника, наползающего с Верхнего Восточного плато верш. Белуха В. (4506 м) на верхнюю часть юго-западного склона её юго-восточного ребра. Весь путь по закрытому леднику - в связках. На ночёвку встали в 16.30 на МБС (4100 м). Пока остальные участники ставили лагерь, штурмовая связка провесила 80 метров перил по фирново - ледовому склону крутизной 45° через 2 полузасыпанных бергшрунда до выхода на скалы Ю.-В. ребра верш. Белуха В. (4506 м). Рабочий день закончился в сумерках в 18.30.

2.03.1997г.

Выход в 9.00. Погода ясная, дует умеренный, с редкими, сильными порывами северовосточный ветер, 1=-15°С. Быстро прошли навешанные с вечера веревки и двигаемся по снежно-скальному гребню Ю.-В. ребра. Крутизна до 55°, местами попадаются участки натечного льда. От резких порывов северо-восточного ветра приемлемо защищает верхняя кромка гребня ребра, поскольку удобный путь проходит на несколько метров ниже и левее (п/х) её. Всего до Верхнего Восточного Плато верш. Белуха В. (4506 м) навешано 440 м перил последний участник вышел на ВВП в 16.10. Остаток светлого времени суток посвятили оборудованию лагеря, двух кратному приему пищи, постройке ветрозащитной стенки и т.п. Особо захватывающим занятием, вызвавшим у всех неподдельный интерес, граничащий с нездоровым ажиотажем, был процесс разжигания печки, которая, несмотря на сухие, как порох, дрова, никак не хотела разгораться в течение получаса - "ясен перец", всё-таки высота 4400 м. Когда же она, после методичного натиска Башкирова, таки раскочегарилась, то радости и удовольствия у всех нас были "полные штаны".

Выход в 8.30. Погода ясная, но с севера на горизонте небо покрыто дымкой, дует непрерывный северный ветер со скоростью 12...15 м/с, температура воздуха -18°С. Встаем в связки прямо около палатки. К вершинной пирамиде подходим в том месте, где она сопрягается с предвершинным плато - в этом месте на бергшрунде есть достаточно надежный мост. Выше бергшрунда идем прямо вверх, по направлению к вершине (высшей точки с предвершинного плато не видно, ее можно увидеть только не доходя метров 200 до вершины, с того места, где склон сильно выполаживается) по гребнеподобному склону крутизной до 30° с одновременной страховкой, бьём ступени в плотном фирнообразном снегу. На поверхности снега встречаются обширные (до 15 кв. м.) линзы льда толщиной около 1 см, лежащие на поверхности снега - выбивая ступени их надо пробивать, не пытаясь встать на них в кошке. В верхней части склон выполаживается и выводит к скальным выходам на вершине, на её юго-западной кромке.

Вершинные скальные выходы украшены несколькими мемориальными досками. На высшую точку вершины выходить не рекомендуется, так как неизвестно, где кончается снежно-ледовая шапка и начитается мощный карниз, поэтому от созерцания видов на север с вершины Белуха Гл. целесообразно отказаться. В тоже время панорамы в секторе 250° от ССЗ до В ограничены только линией горизонта. Время подъема (налегке) из базового лагеря на ВВП до вершины составило 35 мин. Как и предполагалось, восточные склоны верш. Белуха 3. выглядят угрожающе, поэтому на Центральное плато уходит разведка - связка-тройка с задачей вплотную просмотреть подъемный склон на пер. Василия Шукшина (ЗБ;4370), в том числе уточнить состояние снежного покрова. Разведка должна вернуться в базовый лагерь на ВВП с наступлением сумерек, хотя имеет материальное обеспечение для возможной ночевки на Центральном плато. Разведка начала спуск на Центральное плато в 9.45. Остальные участники спустились в базовый лагерь по пути подъёма.

В 16.30 связка-двойка вновь поднялась на вершину, чтобы понаблюдать за происходящим на Центральном плато - группу разведки связники не увидели, так как разведка находилась в этот момент уже на обратном пути (спуск -подъём на Центральное плато и обратно по маршруту Тронова), на подъеме на вершину Белухи В. В 19.30 группа разведки вышла на верш. Белуха В. (их появление на перегибе склона вершинной пирамиды на фоне неба в последних лучах света зафиксировал наблюдатель) и начала спуск к базовому лагерю по пути подъема. Им навстречу к мосту через бергшрунд вышла связка-двойка. Группа разведки спустилась с вершинной пирамиды до уровня моста через бергшрунд в 30...40 метрах от него и попросили встречающих осветить фонарями подходы к мосту через берг. В тот момент, когда лучи фонарей освещали линию подхода к мосту, выпустив, таким образом, связку разведчиков из поля зрения, по невыясненным причинам произошёл внезапный срыв всей связки. Поиск пострадавших безрезультатно продолжался до 00.15 4-го марта и был приостановлен из-за разыгравшейся метели и снижения видимости до 5...10 метров.

С приближением рассвета 4-го марта ветер и метель (бушевавшие, как выяснилось позднее, только на верхнем плато и чуть ниже него) стихли, небо прояснилось и как только появилась нормальная видимость, с перегиба верхнего плато мы увидели связку разведчиков, находящуюся в цирке под перевалом Катын - баш в 600 метрах от базового лагеря с 300-метровом перепаде высоты. Через 30 минут связка-двойка, в том числе врач, подошла к пострадавшим и приступила к проведению экстренных медицинских и реабилитационных мероприятий. Базовый лагерь в течение 1,5 часов был снят и перемещён к месту нахождения пострадавших. На Аккемскую базу ПСС ушла за помощью связка-двойка (необходимо было вызвать вертолет или организовать транспортировку пострадавших), на подходе к перевалу ББС она встретила группу спасателей, сопровождавших альпинистов из Барнаула в их восхождении на Белуху В. Спасатели приняли сообщение о ЧП и направились к аварийному лагерю (к сожалению, в тот момент с Аккемской базой не было устойчивой радиосвязи, для которой необходим ретранслятор на Томских ночевках). К 20.00 наша связка пришла в Томскую хижину и 5-го марта в 10.00 добрались до Аккемской базы ПСС. В дальнейшем, сложная в её проведении, спасательная операция в которой были задействованы медики, спасатели, вертолеты, автомобили, аэродромы промежуточной посадки для дозаправки топливом, проходила почти без осложнений - 6-го марта в 16.00 вся группа приземлилась в аэропорту Горно-Алтайска, а в 16.30 все пострадавшие были в больнице.

СПИСОК СНАРЯЖЕНИЯ

Групповое снаряжение

  1. Палатка "Зима" двухслойная
  2. Печка варочно-отопительная, разборная
  3. Газовые горелки "САМРП^О ОА8" - 3 шт.
  4. Газовые баллоны СУ-470 - 24 шт.
  5. Топор
  6. Ножевка
  7. Тросик с крючками
  8. Комплект варочной посуды
  9. Половник
  10. Струбцины
  11. Подсвечник и свечи
  12. Полиэтилен
  13. Спальные мешки: одноместные - 2; трехместные - 2
  14. Фонари и 3КБ - 3 комплекта
  15. Фотоаппарат
  16. Ремонтный набор
  17. Комплект маршрутных документов, описаний, карт и т.п.
  18. Веревки Ь=80 м; 09 мм. - 3 шт.
  19. Ледобуры - 20 шт.
  20. Карабины - 20 шт.
  21. Крючья скальные - 12 шт.
  22. Ледовые пробки - 20 шт.
  23. Расходный репшнур и силовая стропа
  24. Лавинные лопаты - 2 шт

Индивидуальное снаряжение (отражены только специфические особенности комплекта под этот маршрут)

Ботинки "Кофлак"
Кошки
Ледоруб или айсбайль
Страховочная система, блокировка с самостраховкой
ПСВ, жумар
Карабины - 3 шт.
Каска
"Пруссики" - 2 шт.
Лавинный шнур
Лыжи с креплениями типа "8К1 Т01Ж"

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Продовольственное обеспечение группы на маршруте организовано по индивидуально-коллективному принципу.

Коллективная часть (из расчета гр. на 1-го человека в день):

Крупы, вермишель - 140 Суповые смеси или картофельное пюре - 70 Сухое молоко - 30 Сублимированное мясо - 50 Сахар - 10 Чай - 10

Итого - 310 гр.

Индивидуальная часть (из расчета гр. на 1-го человека в день)

Сливочное масло - 30 Сыр - 30 Сало соленое-бекон - 30 Колбаса, копченый окорок и т.п. - 50 Сахар - 80, Халва, вафли, конфеты и т.п. - 100 Сухари, галеты, сушки - 70 Сухофрукты - 30

Аскорбиновая кислота, глюкоза, комплексные витамины - по мере необходимости

Итого - 420 гр.

ИТОГО (продовольственное обеспечение из расчета на одного человека в день) - 730 гр.

Содержание индивидуальной части продовольственной раскладки носить рекомендательный характер и может быть адаптировано каждым участником в соответствии с личными вкусами и потребностями.

В комплект коллективных продуктов входят также перевально - вершинный шоколад и комплект продуктов усиленного днёвочного рациона (растворимый кофе, какао, рыбные и овощные консервы, водка и лимоны в сахаре).

Расход газа: 1-го баллона СУ-470 (вес нетто 450 гр.) хватает на 7 человеко-дней.

ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Группой проведен горно-лыжный поход 5-6 категории сложности с преодолением большого количества технических препятствий в районе г.Белуха Катунского нагорья.

После 3-х недель маршрута, при разведке возможности спуска с г. Белуха Вост. на Центральное плато для дальнейшего подъема на г.Белуха Зап. при повторном подъеме на г. Белуха Вост. участники передовой тройки (Соколовский Ф.Г., Митрофанов Д.Г., Сафронова М.Ю.) допустили срыв на склоне (один из участников поскользнулся на линзе льда, чем и вызвал падение связки). Остальная часть группы стояла в базовом лагере на плече г. Белуха Вост. на высоте около 4 тыс.400 метров. Передовая тройка вышла на разведку в связи с осложнением погодных условий, имея необходимый комплект снаряжения на случай холодной ночевки. Им предписывалось действовать по обстановке, т.к. эта группа была самой сильной и лучше подготовлена технически. Срыв связки- тройки произошел около 20.00 часов вечера, в условиях резко обострившейся облачности и оттепели. Поиски продолжались около 4 часов, но результатов не дали.

Утром в 6.30 передовая спасательная двойка вышла на склон г. Белуха Вост. и увидела 3-х потерпевших на высоте около 4.000-4.100 метров у подножия пер. Катын-баш. Принятыми мерами им была оказана первая медицинская помощь, а также предприняты действия по вызову спасателей, которые и подошли к месту нового лагеря в конце дня 4.03.97 года. Двойка (Бездитко С. и Войлов В.) спустились в долину р. Ак-Кем в ПСО, где совместно со спасателями и организовали вылет 6.03.97 г. вертолета и доставку всех участников группы в г. Горно-Алтайск. Потерпевшие с повреждениями легкой и средней степени тяжести получили необходимую мед. помощь, а 8.03.97 г. были отправлены самолетом в г. Москву, где и продолжили излечение в домашних или клинических условиях. В дальнейшем они продолжили успешное занятие сложными туристскими походами.

Анализ результатов проведенного похода позволяет сделать следующие выводы:

Концепция проведения сложных зимних походов, лежащих на стыке горного и лыжного туризма осуществима и хорошо согласуется с возможностями данного района, что обеспечивается следующим:

  • наличием удобных подъездов и отъездов;
  • относительно устойчивым и приемлемым для проведения длительных походов погодным режимом в данное время года;
  • недолгими, но трудоемкими входами и выходами из района;
  • наличием значительного числа интересных технически сложных препятствий разных типов;
  • близостью зоны леса к верним циркам долин, что обеспечивает приемлемый комфорт на ночевках.

Успешное проведение технических походов высокой категории сложности возможно в данном районе при наличии в группе полного комплекта горно-туристского специального снаряжения.

Подтверждена целесообразность использования коллективно-индивидуальной системы организации питания на маршруте, позволяющей максимально адаптировать рацион к индивидуальным потребностям организма каждого участника при одновременном ускорении и облегчении приготовления пищи и расширении возможностей маневра продовольственными ресурсами.

Особенности рельефа района (большое число разнообразных сложных препятствий) предъявляет повышенные требования к качеству используемого ходового снаряжения и вызывает его ускоренный износ, что требует наличия в группе хорошо укомплектованного ремнабора и тщательной подготовки снаряжения перед походом.

Район г. Белуха среди мистиков считается "местом силы", т.е. геомагнитной активной зоной, где возможно активное энерго-информационное воздействие на сознание и подсознание участников, что может привести к неадекватным формам поведения и переоценки своих возможностей (подробнее этот "тонкий" оккультно-эзотерический аспект желающие могут уточнить у руководителя группы).

Рекомендуем продолжить туристско-альпинистское освоение богатого техническими возможностями, "золотого" Горного района

Список литературы

Отчеты в библиотеке МГТК:

3962 б к. с. (лыжный) Мурзин 1981 г. 4438 5 к.с. (лыжный) Биргер 1983г. 5113 6 к.с. (лыжный) 1988г. 5290 5 к.с. (лыжный) Смарышев 1983г. 4190 5 к.с. (горный) Батенев 1981 г. 4602 5 к.с. (горный) Киселев 1985 г. 4619 5 к.с. (горный) Говор 1985г. 4756 5 к.с. (горный) Комаров 1986г.

5106 5 к.с. (горный) Малахов 1988 г.

5107 6 к.с. (горный) Коровников 1988 г.

Рецензия на отчет о лыжном походе 6 к.с. по Центральному Алтаю, совершенному группой туристов под руководством Бездитко С.В. с 12 февраля по 6 марта 1997 г.

Представленный отчет содержит весьма интересные и поучительные материалы о походе группой московских туристов в районе г. Белуха (Катунские Белки). Группа планировала пройти очень сложный, фактически рекордный для лыжного туризма маршрут, который являлся логическим продолжением целой серии сложных спортивных походов, совершенных данной группой в 1993-96 г.г. (5 к.с. по Приполярному Уралу в марте 1993 г., 5 к.с. по Полярному Уралу в марте 1994 г. (причем первоначально планировался и был заявлен поход 6 к.с. по Приполярному Уралу), 6 к.с. в марте 1996 г по Восточному Саяну). В техническом плане эти походы были самыми сложными лыжными походами московских туристов в эти годы и, таким образом, являлись своеобразным ориентиром для остальных туристов-лыжников Москвы.

Помимо достаточного лыжного опыта, все участники обладали также опытом горных походов 5-6 к.с.

В итоге за 20 дней (плюс трое суток спасработ) был пройден маршрут, классификация которого представляет определенные трудности. Протяженность активной части маршрута составляет 138 км (с коэффициентом 1,2), что по формальным критериям, с учетом возможного сокращения протяженности при повышенной технической сложности, соответствует нормативу лыжного похода 3 к.с. или горного похода 5 к.с. Кроме того, определенные осложнения при классифицировании вносит наличие на маршруте двух независимых кольцевых участков, каждый из которых содержит определяющие для похода препятствия (пер. Крепость и пер. 50 лет КПСС - в первом кольце; пер. Делоне и верш. Белуха Вост. - во втором кольце).

Формальное применение для классификации разработанной М.Ю.Васильевым “Методики категорирования лыжных маршрутов” (сборник “Русский турист”, М., 1998 г., стр.114) даёт следующие результаты:

  • продолжительность маршрута t= 20 дней (с тремя днёвками)
  • протяженность маршрута П=138 км
  • общее количество зачетных препятствий – 9
  • общий перепад высот В=13,62 км (+8200 м, -5420 м)
  • работа, затраченная на преодоление категорированных препятствий Т=31 балл (пер. Кузуяк (н/к) – 0 баллов, пер. Туристов (1Б) – 2 балла, пер.Крепость (3А) – 5 баллов, пер. Цирк (2А) – 3 балла, траверс вершины рядом с пер. Цирк (2А) – 3 балла, пер. 50 лет КПСС (2Б) – 4 балла, пер. Титова (2А) – 3 балла, пер. Делоне (2Б) – 4 балла, траверс Вост. Белухи (3А) – 5 баллов, прохождение ледопада при спасработах (не ниже 1Б) – 2 балла)
  • техническая сумма ТС = В + Т = 13,62 + 31 = 44,62
  • величина эквивалентной протяженности ЭП = П + 5 х ТС = 138 + 223 = 361 км

В итоге:

По протяженности (П) маршрут соответствует 3 к.с.

По параметрам продолжительности (t), количества зачетных препятствий, эквивалентной протяженности (ЭП) маршрут соответствует 5 к. с.

По “технической сумме” (ТС) маршрут значительно (более, чем вдвое!) превосходит минимальный норматив для маршрутов 6 к.с.

Таким образом, на основании вышеизложенного, пройденный группой маршрут можно с учетом повышенной технической сложности, в виде исключения, классифицировать как лыжный поход 5 (пятой) с эл. 6 категории сложности.

Рецензент: С.Э.Стрыгин
17 июля 2000 г




Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;