стена Сабли

forestvoden@rambler.ru
Питер. Андрей

МАРШРУТ:

Питер – Москва – Ксеньевская (ж/д) – Ксеньевская – Итака – пос.Старателей (машина) – перевал – р.Инача (заброска) – р.Инача – р.Олекма – станция Юктали (БАМ)

Весной 2001 года многие посетители спортивных магазинов города Питера впервые увидели следующее объявление, которое в дальнейшем было и в фонде туротчетов “Московская застава” и в “Ирбисе” и на “Cмене” в Лосево. Это объявление гласило: “требуется матрос мужчина с 15 июля по 15 августа, для водного путешествия на катамаране по реке Олекме”. Далее давался контактный телефон и ориентировочная сумма затрат. За все время, с апреля по конец июля, по телефону были слышны только нежные девичьи голоса!!!!

B результате пришлось брать инициативу в свои весьма мозолистые руки (работаю в пригородном парке лесничим). Пришлось пойти в общежитие Госуниверситета, более известное в народе как “Столбы”, и отловить там некоего автостопщика со стажем, который будет фигурировать в дальнейшем повествовании под партийной кличкой “Kill”. Автора же сего опуса обзывают “Старшой”.

В связи с тем, что в Сибирь дорога дальняя, пришлось задуматься о средствах на дорогу. Не углубляясь особо скажу, что в результате двух неплохих халтур и выплаченных мне лично отпускных было закуплено продовольствия на общую сумму 900 рублей на двоих на месяц, куплено два билета от Питера до Москвы и от Москвы до станции Ксеньевская, что по Транссибу за Читой, но перед Сковородино. Также еще оставалась некая сумма на закупку продовольствия на пол дороги (на самой Олекме в деревне Средняя Олекма, при впадении притока - реки Тунгир). Также оставались еще деньги на обратную дорогу, но только на одного участника проекта. Второй же участник мероприятия собирался, в связи с гигантским опытом путешествий Автостопом, добираться до цивилизации по прибытию на пункт назначения - станцию Юктали, что на БАМе, совершенно автономно и самостоятельно. В дальнейшем это у него очень здорово получилось, правда с небольшими накладками, о которых в дальнейших строках моего повествования (на роман по размерам не тянет.) В результате задержек из-за зарабатывания денег на поход, отправиться из Питера удалось только на 9 августа - сидячий ночной поезд, да еще в Тосно стояли 3 часа - обрыв линии. Но под пиво все это пофиг, как самый хитрый постелил коврик под сиденьями, ноги на проход и продрых до самой первопрестольной.

Поезд 240 Москва-Благовещенск отправляется днем из Москвы, идет пятеро суток, прибывает на станцию Ксеньевская в 19 часов 30 минут по местному времени. Еще туда же идут 44 скорый (по определению нет билетов), а про “Россию” я вообще молчу. Еще вариант сесть на поезд до Читы, а потом подкидышем ехать до Ксеньевской, но это уже на крайняк, но если договариваешься с местными туриками, то после прибытия 240 через полчаса подползает подкидыш из Читы, так что лучше и не придумаешь. A 44 скорый приходит в Ксеньевскую в 7 утра по местному!!!

ПОПРАВОЧКА: Поезд 240 идет 5 суток!!!

16-22 августа

Заброска на Олекму

Поселок Ксеньевская справа по ходу от Транссиба. От станции идти надо по грунтовке (забудьте теперь про слово “асфальт”, его тут нет) вдоль ж/д. Пересекаем ручеек и так и идем через весь поселок, через главную базарную площадь и далее около 1,5 км. Затем дорога так и идет вдоль Транссиба все на восток. На дороге имеются обычные километровые столбы, после 2 километра дорога идет резко вниз и налево (чуть дальше виден поворот направо, нам туда не надо!!) Поворачиваем НАЛЕВО и через минут 5 видим как грунтовка ныряет под МОСТ, под которым так же протекает ручеек. Мы его переходили сняв обувь - вода ну очень холодная. Перед нами долина речки, прямо за спиной - мост Транссиба, под которым мы только что перешли форсировав ручей. Перед нами 3-4 абсолютно одинаковых грунтовых дороги, а нам нужна дорога на ИТАКУ (ударение на последней букве, про Одиссея здесь не слыхали в Сибири свои герои).

Нужная нам дорога через километр упирается в старый деревянный мост через реку (данные на 2001 год). Если мы приехали на 240, то к моменту подхода к мосту за окном уже вполне темно и имеет смысл встать ПЕРЕД мостом на первую ночевку (спокойной ночи).

Утром имеет смысл встать пораньше и как следует позавтракать - ехать на попутке до Итаки практически до 3 часов, как повезет с попуткой.

ПРИМЕЧАНИЕ: более половины машин, едущих по этой дороге рано утром (до 9 утра), едут из поселка на сенокос, поэтому, если первые 3-4 машины вас не взяли, то дело только в этом.

Машины до Итаки ездят от самосвала КАМАЗ до легковых. Если на улице не очень с солнцем, рекомендуется одеть всю теплую одежду, а сверху - ветродуйки. Мы ехали вместе с деревянными рамами на 12 метровом КАМАЗе с открытым кузовом и светило солнце всю дорогу, но к концу пути руки все равно замерзли (хорошо, что только руки гы-гы-гы). От деревянного моста дорога на Итаку идет сразу ВЛЕВО ВВЕРХ по тягуну длинной километра 3, поэтому стопить надо сразу за мостом на ЛЕВОЙ дороге. По приезде в Итаку имеет смысл последний раз купить хлебушка - потом его до-о-олго не увидишь. Магазин в поселке на центральной площади, перед мостом через одноименную речку. Хлеб пекут тут же в поселке, поэтому он весьма вкусен.

Дальнейшая заброска на Олекму имеет два варианта:

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ: перейти через мост в поселке, нужная нам дорога сразу за мостом на подъеме уходит НАЛЕВО, и, пройдя чуть-чуть, стопить машины, которые идут на прииск к золотодобытчикам, которые стоят на притоке реки под названием Сухая Итака. Если повезет, как повезло нам, то вас подберут сами золотишники, которые сами ездят по этой дороге каждые 2-3 дня за бензином, запчастями и т.д.

Если вам так повезет, то уже часиков в 7 вечера следующего дня, как вы сошли с поезда, вы уже будете ужинать у старателей в их столовке и даже смотреть там же цветной телевизор в сваренной из арматуры клетке, которая запирается на висячий замок, дабы местный контингент его ночью не потырил. Вот такие там местные ндравы…

ВАРИАНТ ВТОРОЙ: аналогичен варианту первому, только к старателям вас забросят местные аборигены, которые катаются по поселку на КАМАЗах-Самосвалах. Главное чтобы это был рабочий день - у мужиков это будет халтурка. Дорога от Итаки до прииска все время вдоль правого берега реки Сухая Итака, езжай себе и уткнешься, по времени часа 3-4 (в Сибири все расстояния не по километрам, а по времени, и это правильно!)

Итак вы добрались до старателей, с чем вас и поздравляем, дальше все будет гораздо серьезней (пока еще не поздно вернуться!)

Передайте обязательно народу привет из Питера, отдельно главному геологу - он наш Горный кончал в свое время. Еще раз повторюсь про местную столовую - Девушки на раздаче - само радушие, им тоже от нас привет. От поселка старателей, вверх по течению ручья, через старые разработки к действующему полигону, где само золото и моют, два раза в сутки ездит машина - забрать намытое золото и поменять смену (смены там по 12 часов, поэтому и работают там только 6 месяцев в году, климат зимой больно суровый). Зимой на прииске остается один сторож на всю зиму! Вот работенка для романтиков?

17 августа

Начался первый день заброски на Олекму. Вообще-то в 2002 году старатели обещали пробить дорогу на приток Олекмы реку Иначу. Тогда проблем с заброской вообще не должно быть, но сделали они дорогу или нет мне неизвестно.

Поэтому описываю как это было у нас. Заброска классическим методом “челноками” в два приема. Тропа от полигона идет справа от ручья, затем на втором отроге слева переходит по болоту на левый склон. Здесь поверх тропы прошел тупо вездеход строго наверх, тропа же на половине склона расходится налево, на боковой склон, и прямо, далее по ходу параллельно ручью. Нам прямо вдоль ручья, так тропа и идет по горизонтали, только километра через 2, под самым перевалом, идет резко вниз, переход через ручей на другой борт долины резко сужающейся и плавно наискосяк подходит под перевал. По времени имеет смысл ночевать на самом перевале, но тогда надо заранее под ним набрать воды - на перевале ее нет вооще.

Мы же не заметили поворота тропы на середине склона и пошли налево, перевалили через боковой хребтик и спустились вниз – туда, откуда начинали заброску, на полигон старателей. В результате потеряли 2 дня и ночевали на основном перевале только 18 августа (в мой день рождения, вот такой прикол).

Перевал - р.Инача

Сразу после перевала тропа идет резко налево и пересекает вездеходный след справа налево. Сам же вездеход поехал вниз в долинку, и только потом по верховому болоту тоже налево - куда нам надо. Но только вездеходу пофиг практически где ехать, а нашим ногам - нет. Поэтому сразу с перевала надо ловить тропу и уходить налево по горизонтали, а мы же, как чукчи, поперлись по вездеходному следу и потеряли как минимум 1,5 дня. По верховому болоту (если вы прошляпили тропу) надо идти строго по вездеходному следу, там где он гусеницей торф подпрессовал и получается более-менее. Верховик кончается километра через 4, как вышел с перевала на болото, то все как на ладони. Здесь ручеек впадает в ручей, текущий налево под прямым углом, вездеходный след также поворачивает налево, форсирует ручеек и дальше идет слева от ручья параллельно – и нам туда, куда течет вода (поэт блин горелый...). По берегу ручья или по вездеходному следу – везде дальше идти совсем хреново, но никуда не денешься. Дальше часа четыре ходьбы по колено в развороченном торфе, где прошел вездеход, альтернативы никакой - проверено! После того как в ручей впадает второй по счету ручеек слева (там где поворачивали не считается), имеет смысл прекратить трудовые подвиги на этот день. Чуть дальше впадения, на самом ручье, сухой островок с куртинкой лиственниц и сосен, кругом брусничник и виден старый табор геологов, теперь еще и наш.

21 августа

Перед самим впадением ручья в речку Иначу, приток Олекмы, склоны сопок сходятся практически по ручью и начинается еще один интересный этап заброски - ходьба по курумнику и камням с паралельным ломанием ног (если получится). Этот отрезок занимает по времени часа 3, а по расстоянию 2 км ……Такие вот пироги! Страшно? Тогда идем дальше. Здесь нет никакой тропы, идти следует следующим макаром: забираться где-то на середину склона наверх и идти по горизонтали паралельно ручью и естессно смотреть под ноги. Прямо перед собой видим противоположный склон долины реки Иначи, когда начинаются куртины молодых сосенок, очень густо растущих, - значит финиш близок. Ломимся прямо через них и минут через 15-20 вываливаемся буквально на накатанную вездеходную трассу вдоль Иначи.

23 августа

В это время река Инача это сплошной шкуродер с камнями и поэтому если вы видите, что воду в речке выпили сами знаете кто ..., то лучше еще полдня-день поломаться вдоль речки, абсолютно ничего не потеряете.

Мы же по глупости собрали свое плавсредство при впадении ручья в Иначу и, в результате, просто тупо брели по реке рядом с ним 1,5 дня, протаскивая его по камням, а вода в августе в горных речках Сибири очень воодушевляет. Еще полдня мы все-таки плыли и к обеду второго дня “сплава” по речке мы воткнулись в Олекму уряя!

26 августа

Ночевали уже на Олекме. Как мы позднее узнали в деревне Средняя Олекма, на полдороге к БАМу, что тем летом, когда мы плыли на Олекме, полтора месяца не было дождей! А мы то поначалу удивлялись: чавой-то речка така мелка оннако? Осадка нашей “калоши” груженая, с двумя матросами, была со стоячий спичечный коробок и то первые 3 дня на Олекме, да и потом иногда приходилось на перекатах смотреть самое глубокое место, а иногда и веслами толкаться.

В путешествии из карт у нас была только десятикилометровка Читинской области, купленная в Питерском Доме книги на Невском, и лоция Олекмы образца 1972 года, из отчета взятого в КТМЗ, но там об речке было только с полдороги (ребята на байдах с Кировского завода забрасывались с Тупика по Тунгиру и далее). По этой карте мы и плыли.

При впадении Иначи в Олекму зимовье Вершина Олекмы. Там стоит избушка и рядом алюминиевый кунг от 66 Газона. Живет там мужик с четырьмя лайками, крайне негостеприимный - мы с ним и поздоровались и сказали откуда, куда, зачем, а он даже не пригласил чаю попить! Но это скорее крайний случай, исключение, потому что потом попадались крайне гостеприимные мужики, как в тайге и положено.

Первые 3 дня Олекма петляет в широкой долине, которая является одним большим болотом, через которое и течет река. Из-за того, что было очень сухо, нам не повезло с водой, зато мошки практически не было. Но я бы не хотел плыть дождливым жарким летом в безветренную погоду по этим местам. К концу третьего дня петли по долине заканчиваются, река входит в горы, и вот тут-то и начинается то, ради чего мы забрасывались с верховий речки - смотри фото.

Река начинает бежать веселей, на перекатах уже уверенно шумит, речка гораздо глубже, рыбы опять-таки поболе (Это видно невооруженным глазом, вода прозрачная, как положено в горах).

ПРИМЕЧАНИЕ: если смотреть по карте, то от верховий до деревни в Олекму впадает масса речек и ручьев, на самом деле на месте невозможно определить, какая именно речка или ручей впадают в реку в связи с очень большим масштабом карты. А на деле безымянный ручеек по размерам ничем не отличается от обозначенного на карте. Более-менее четко определяются только крупные притоки: Верхняя Мокла, Средняя Мокла на очень наглядном повороте реки, ну и просто Мокла слева по ходу, и после Моклы, через полдня хода - Тунгир, справа по ходу перед самой деревней.

Так же по карте нанесены не все зимовья, которые есть на реке до деревни. Практически все они находятся на левом берегу реки. Но есть одна тонкость! Больше половины их (избушек) не видно с воды. Основным ориентиром их наличия служат вешала для сетей на берегу реки, плюс место на берегу, где явно пристают лодки, с тропинкой наверх. Иногда тропинка не очень то видна, но увидев пару раз такие заходы к речке потом уже не ошибешься. И опять таки все эти признаки имеют место быть слева по ходу.

ПРИМЕЧАНИЕ: если возникла необходимость срочного схода с маршрута, мало ли что, то на первой большой речке слева - Верхняя Мокла, вверх по течению ее в 25 километрах от устья, имеется жилой поселок Моклакан с рацией. Тропа к нему идет по левому берегу речки (если спиной к Олекме).

Но вообще-то я отвлекся от основной темы. Плыть в горах по такой речке, когда светит солнце, одно удовольствие, ну а если на ночь еще и в зимовье остановиться вооще здорово. Так мы и плыли день за днем, общим счетом, с начала захода реки в горы, суток пять. Так как мы считали, что идем по реке со страшной скоростью, то мы решили, что уже должны подплывать к деревне (опять таки слева подошла очередная речка). Как выяснилось в дальнейшем мы глубоко ошибались. Но обо всем по порядку. После подхода речки слева, по нашим расчетам, к обеду следующего дня мы должны были подойти к Тунгиру (впадение справа), а там и до деревни рукой подать! Но вот мы идем один день после впадения речки слева, идем второй день, к обеду третьего дня мы уже решили что мы купили специальную карту для американских шпионов, и, как следствие, попали на совсем другую речку, а вот на какую именно вообще-то непонятно... Но мы все-таки мужественно пообедали блинчиками, сделанными на плите в очередном зимовье, попили не спеша чикю и поплыли таки дальше неизвестно куда. А оставалось у нас после обеда из жратвы: полторы банки тушенки, макарон на два раза, рису на раз, гречка уже к тому моменту кончилась, супчиков “Экспресс” раза на три, банка сгущенки (НЗ), ну и там специи, чай, сахар, лаврушка. Только мы завернули за первый поворот после обеда, и что же мы видим на правом берегу реки? Воткнутая носом в берег плоскодонка с японским мотором на корме, а на высоком берегу шалашик из полиэтилена, дымящиеся угли костра, котелок с утячьим супчиком, чьи-то шмотки... Вы бы видели, как мы обрадовались, увидев все это безобразие! Но вокруг ни души. Мы конечно не стали плыть дальше, а подгребли, воткнули в берег свою калошу, и стали ждать хозяев. Как пишут в таких случаях в страшилках: стемнело...

Мы поставили палатку рядом с шалашиком, попили вечернего чайку, посмотрели на звезды, и, наконец, завалились спать. Ну и конечно, когда мы стали уже засыпать, в кромешной темноте послышались шаги Командора... а затем и родное, типа: “ешь твою медь, а какой это мууу..дрый человек на тропинке палатку поставил и вооще какого хрена?” На последний вопрос поставленный прямо и практически в лоб мы ответили из палатки, что мы вообще то турики из Питера и абсолютно мирные и безвредные люди. В ответ мы услышали что-то типа: “A ну тогда спите спокойно до утра, а там разберемся”.

Рано-рано утром пошли знакомиться с соседями. Из последующего разговора выяснилось где мы находимся. Оказалось никакие американские шпионы тут ни при чём, а просто речка, из-за того что полтора месяца не было дождей, еле течет, и скорость ее ниже рассчитанной нами раза в полтора. Речка, та которая впала слева, оказалась просто-напросто предыдущей (Средней Моклой, а не Моклой просто). И находимся мы вооще то в километрах 80 от деревни всего-то!

Мужики из деревни приехали на это место вообще-то поохотиться на лося на озерах, стояли там уже пять суток, никого не добыли и собирались рано утром сваливать... А крепкие выражения в наш адрес были потому, что упустили вечером верный выстрел по зверю, да еще на обратной дороге карабин с оптическим прицелом в воду уронили, ... конечно выразишься тут.

Из-за того что лося не добыли места в лодке было достаточно, так что утречком съели по паре запеченных окуней, запили это дело чайком с лепешками на подсолнечном масле, да и двинули в сторону деревни. Плыли под мотором вниз по течению практически целый день. Остановились только в устье Моклы чайку попить у дедушки рыбака. У того избушка прямо напротив впадения речки, на правом высоком берегу, – не ошибешься. Дед сидит каждое лето в своей избушке и ловит рыбу сетями уже 28 лет. Так было в 2001, когда мы плыли, а счас не знаю.

К деревне подплыли уже часиков в полседьмого вечера, а в августе в Сибири темнеет быстро - солнце за сопку, вот и день прошел. В деревне нас приютил один из мужиков, который подвозил до деревни. Оказался самый главный местный начальник - он заведует на Олекме и на Тунгире охотниками, короче начальник местного отделения Союзпушнины, заведует приемкой соболей у охотников. Зовут его Пахотных Александр Васильевич, очень душевный мужик.

ВЫВОДЫ: при малой воде с верховий Олекмы до деревни идти практически дней 10, если плыть не спеша, так как карта не показывает практически длинны пути. А вот от деревни до БАМа тут карта практически не врет, и даже притоки все ловятся, так как речка уже солидная, да и притоков гораздо меньше. Кстати и зимовья ниже деревни стоят практически все на виду, так что мимо не проплывешь.

В деревне мы жили пару дней у тестя Александра Васильевича, сходили в баню, чутка отъелись, заштопали, что смогли, запаслись жрачкой на дальнейший путь. Из цивилизации в деревне: рация, можно послать телеграмму на большую землю; магазин, где местные все продукты берут под запись в большую тетрадку, живых денег нет. Так если ты местный и нет денег – то есть только крупы, сахар, мука и подсолнечное масло. Нам же за живую денежку достали из-под прилавка и тушенку говяжью из Улан-Уде, и сгущенку, и конфеты, а вот хлеб в деревне каждый печет сам. Нам в дорогу тесть напек пяток буханок белого – очень вкусно оказалось. Также имеется электричество от дизеля с 6 вечера до часу ночи. Днем же никакого электричества, поэтому народ все хранит в погребах и пользуются повышенным спросом стекла от керосиновых ламп, это вообще лучший подарок на речке (их там взять неоткуда). 6 и 7 сентября отдыхали в деревне.

8 сентября

Отправились дальше. Речка после деревни меняет характер, широко разливается по долине, на берегах широкие песчаные косы, полное ощущение что ты где-то на Мсте, в нижнем течении, если бы сопок по берегам не торчало. Ночевали на берегу, целый день светило солнце, но чего-то уже не грело. К вечеру закат ярко-красный, а ночью где-то минус 3 и вода в котелке замерзла – быстро кончается лето в Забайкалье. На второй день к вечеру подплыли к рыбакам в устье Копри. Мужики тоже летом ловят и сдают рыбу в Союзпушнину, между прочим, только дерьмовыми китайскими сетками, нормальных финских сетей на всю Олекму раз-два и все, вот такой парадокс, сапожник без сапог. Зимой же те же мужики добывают соболя с собачками. В 2001 цена за шкурку баргузина, темного кряжа была 2200 рублей. Но живых денег охотник не видит, он обязан сдать в сезон 20 соболей. Сдал - молодец, вот тебе под эти деньги мука сахар, патроны, капканы, соляра для Бурана, бензин для лодочного мотора, запчасти и т.д. Если что и осталось, это у него значит кредит на эту сумму в магазине в деревне, когда туда выберется в конце сезона, вот такие пироги с маком и таком…

10 сентября

К концу дня добрались до границы Читинской области и Якутии. Река делает здоровенный изгиб, на полдня плыть, и входит в сужение, по берегам отвесные скалы высотой метров этак 70-100, короче впечатляет, и конечно красиво, но никаких заморочек в самой реке – мощное хорошее течение в солидной реке.

11 сентября

САМЫЙ ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ В ПУТЕШЕСТВИИ!!!! Опять-таки по порядку. С утра ничего не предвещало никакой заморочки, встали как обычно; с утра я в единственном экземпляре развел костер, дожарил остатки ленка, подаренного рыбаками на Копри, заварил чикю. После чего разбудил второго члена экипажа – дескать, кушать подано, милостливый сударь! Вообще-то по походу у нас сложилась следующая раскладка: с утра завтрак готовлю я, затем в обед опять-таки я готовлю дрова и воду для супчика и второго, а дальше не моя забота – обед и ужин за компаньоном . Вот так мы и плыли практически с первого дня без всяких разногласий по этому поводу. Это я к чему – все было как обычно, позавтракали, загрузились на калошу и поплыли… Как вдруг где-то часов в пол-одиннадцатого мой компаньон начинает махать веслом как бешенный, я пытаюсь поддержать сумасшедший темп, конечно мне это не удается. Тогда этот “Cлавный парень“ бросает весло и заявляет, что я вообще-то шланг, он гребет за нас двоих практически с начала похода, и вообще-то я ему надоел со своими вечными придирками и приколами, видеть он меня больше не хочет и поэтому возвращается обратно в деревню вверх по течению пешком. После данной длинной тирады он пристает к берегу и начинает делить хавку поровну. Я практически все это время сижу с веслом в руках и с открытой варежкой – “Ку-ку, Гриня, приплыли!“

Короче у парня случился классический случай психологической усталости, когда вооще никого не хочешь видеть и пошли все на хрен. Только нормальные мужики стиснув зубы терпят сутки-двое, а потом оно плавно проходит, а тут видно случай больно тяжелый - больше месяца тесное общение только с одним клиентом, а злость сорвать негде, да и не на ком.

Короче разошлись мы с гарным хлопцем “Killoм“, как в море корабли. Он пошел назад к деревне сто тридцать километров пехом вдоль речки, а у меня сто пятдесят км впереди до БАМа, калоша с барахлом длинной почти четыре метра, две руки, три весла, одна пустая голова, и речка, в которую полтора месяца не наливали воды, плюс заморозки по ночам и Забайкальская зима на подходе. Но в каждом минусе есть свои плюсы. Здесь плюсом являлась малая вода в речке. Берега обсохли и вдоль берега появилась как бы ровная тропинка, по которой можно было спокойно идти, не ломая ноги. Что я делаю: вырубаю сухой дрын длинной метра четыре, достаю все веревочки, которые были у меня в запасе (а это метров 35), один конец веревочки привязываю спереди и сбоку к галоше, другой конец – к верхушке дрына, ложу дрын на плечо, чтобы веревочка висела в воздухе, а не полоскалась по воде, и марш-марш, гоу-гоу нах хауз ешкин кот, тудыть их всех компаньонов в качель!

Прошел я таким макаром до обеда вдоль речки практически аж до того места на карте (cм. десятикилометровку Читинской области), где река после прохода границы с Якутией течет долго-долго на восток, а потом делает резкий поворот на север, практически под прямым углом. Вот тут то я и пообедал в гордом одиночестве, чаю попил не спеша, успокоился чутка, на карту посмотрел, а ведь и пешедралом пока у меня получается! Тут я воодушевился, взял опять дрын с веревочкой и с галошей на конце ее (ВЕРЕВОЧКИ, пошляки!), поперся в стиле “бурлаки на Олекме”, повернул вместе с речкой на север, и к вечеру был аж на следующем повороте, каковой наблюдался через 10 км (см. карту). Дохожу до поворота речки на восток (а шел я по правому берегу), солнце готовится завалиться за сопку, и что же я вижу за поворотом ? зимовье, блин горелый!

Как я обрадовался – это надо было видеть. Затопил печку, поужинал, посмотрел карту – а сегодня я прошел аж 25 км – какой я молодец. Все это меня весьма подбодрило, поэтому следующим утречком, 12 августа, я лихо поперся по берегу реки. Конечно лихо поперся – это громко сказано, но ведь это был уже реальный выход из ситуации!

Вот так и шел я, и 11, и 12, и 13, и 14 сентября. Практически всегда мне везло с ночлегом, ночевал в зимовье, даже обедать удавалось в очередном из них, то есть в среднем течении Олекмы от деревни до БАМа, зимовья попадаются в среднем через 10-15 км, это я вам как крупнейший теперь специалист говорю! Стоят они прямо на берегу, видны как на ладони, даже в сумерках мимо не проскочишь (было и такое). В ночь с 14 на 15 сентября я ночевал на высоком правом берегу в палатке, при холодном северном ветре, и на торфянике. Из-за того, что северный ветер дул весь предыдущий день, я тормознулся с расстоянием и не дошел до очередного зимовья метров 300, что выяснилось утром, но перед этим была еще холодная забайкальская ночь…

Из-за того, что я хотел ночевать в зимовье, то шел по берегу практически до полной темноты и звезд на небе, а зимовья все нету и нету, а идти все холоднеее и холоднеее, плюнул я на это грязное дело и поперся на высокий берег ставить палатку – у реки уже вообще был колотун, как от ледника – Забайкалье оннако! Поставил я ветровую защиту, тряпочку-непродувайку 3 на 4 м, за ней костер, а в стороне палатку, поужинал, лег спать, а ночью мне сниться, что Наполеон берет Москву, а губернатор ее поджигает, а я, простой московский обыватель, все это безобразие вижу в окно. Открываю глаза и вижу реально продолжение сна – тени от огня на палаточном тенте. Открываю спросонья наружную молнию на палатке: картина Репина (или кого там еще) пожар в тайге, правда пока еще маленький. Когда ставил палатку было уже темно, и не посмотрел, что кругом сухой торфяник, дождей то сколько не было! В 3 часа ночи с крутого берега метров 25 в темноте, к речке и обратно, благо было пластиковое десятилитровое ведро (крайне полезная вещь в любом походе!), и так раз 5-6 вверх вниз, романтика в полный рост...

15 сентября

С утра продолжает дуть холодный северный ветер прямо в морду, а спал я в эту ночь крайне мало, а до БАМа еще идти и идти, и мысли черные большой толпой начали меня окружать: дескать, куда ты парень ломишься, идти тебе некуда, да и незачем, никуда ты не дойдешь, да и не вспомнит никто о тебе нигде и никогда, короче по полной программе ломка, плюс еще усталость накопилась, а ветер все в морду, сопки да сопки кругом. Но стиснув зубы иду, мы хохлы народ упертый, хрен нас голыми руками возьмешь. И продолжается это безобразие снаружи и внутри меня часа четыре, а тут смотрю, впереди слева речка впадает, судя по карте и пройденному расстоянию – Дырынча, очередное зимовье слева по курсу нарисовалось, значит живем дальше! Подхожу поближе – и полное ощущение дежа вю – опять костерчик дымит, на костре котелок с ухой, в зимовье печка натоплена, чьи то шмотки лежат, причем если судить по количеству – их где-то человека три. Ну тут я на костерке хавку сготовил, взял, если честно, из чужой ухи кусок налима, да своего добавил – наваристый супчик получился. Попил чайку, залез в зимовье, натопил печку, тут то меня и срубило напрочь .

Просыпаюсь – сначала ничего понять не могу, где я, что я. Но тут дошло, отчего я проснулся – услышал звук лодочного мотора. На улице уже темно, звезды в полный рост, пристает к берегу Казанка, в ней три орла, заходят в избушку, привет, кто, что, откуда, куда, зачем. Выясняется, что речка действительно Дырынча, а народ приплыл с БАМа на выходные рыбку ночью получить с острогой. А до БАМа осталось километров пятьдесят до поселка Усть-Нюкжа, да еще 12 км вверх по течению по самой речке Нюкже, до станции Юктали, что на БАМе (см. карту).

Посидели мы с ребятами, поговорили, а тут как мешок какой-то открыли: почти пять дней шел по реке, и хоть бы один хрен проехал; а тут одна моторка за другой. Подплывают еще двое – эти с самой деревни Усть-Нюкжа, и как бы вроде согласны меня подхватить с собой, и до БАМа подкинуть, но вообще-то они приехали рыбу лучить, а не глупых туриков выручать. Оставил меня местный народ за печника в избушке, а сами все дружно ломанулись рыбу лучить на речку, а поутру значит меня подхватят и домой.

16 сентября

Встали утром не очень рано, поели ухи на дорогу, из хариусов, ленков и налимьей печени, и поплыли не спеша под мотором вниз по речке. А у меня тут еще жидкий НЗ оставался, ну мы его за дорогу и приговорили. Подъезжаем вечером, часу в седьмом, к деревне, уже хорошие, друзья навеки и все такое, а тут местный абориген на лодке свой подвесной мотор мучает. А работает, как выясняется, он на железке в ВОХРе, и мы, такие умные, у него спрашиваем: а сегодня на Москву поезд будет или нет? (нет чтоб просто позвонить на станцию по телефону и узнать точно!)

ПРИМЕЧАНИЕ: Поезда по БАМу от Тынды на восток ездят только грузовые составы, да местный подкидыш-дизель раз в двое суток или реже, как понадобится.

На запад имеется два поезда круглогодично и еще один летний дополнительный с мая по сентябрь. Когда я выбирался, ходило только два состава: Тында – Кисловодск, отправлением из Тынды рано утром, и на следующий день поздно вечером, Тында – Москва. По станции Юктали Тында – Кисловодск подходит в 10 утра с хвостиком, а Тында – Москва практически через двое суток: на следующий день поздно вечером в полвторого ночи!

Это я к чему – если поезд на Москву сегодня ночью, и я не успею, то куковать мне до следующего пару суток, или на Кисловодском, c пересадкой на Транссибе, а кому это надо! Вот мы ничего не узнав толком, под газами ломанулись уже вверх по Нюкже до Юктали, типа чтобы успеть!

Успели только в деревне подхватить родственницу на станцию, взять у мужика пяток пирожков от жены, чутка сахара, заварки, ну и хариусов свежезасоленых с десяток, и ломанулись с квадратными глазами.

Подплыли к станции часов в 9 вечера, звезды на небе, легкий морозец, на прощанье на посошок хряпнули по полстакана разведенного на троих – с родственницей вместе. Попрощались с мужиком, он на лодке назад в деревню, родственница умотала в поселок к знакомым, я же, с тележкой полной барахла, плюс рюкзак-сотка, как положено с верхом, поперся, как умная маша на станцию – пара километров по накатанной грунтовке.

Со стаканом во лбу это вроде как легко, подруливаю к станции, а там везде темно как ... ну, в общем, понятно где. Смотрю, за одной дверью вроде свет – подхожу поближе, табличка: “Бригада обходчиков“, а за ней разговор какой-то. Открываю дверь и абсолютно трезво спрашиваю –“А скажите, люди добрые, а когда поезд на Москву, и где тут на него билеты продают?” И отвечают мне люди добрые, что поезд на Москву будет через сутки, в час ночи, а билеты на него можно будет взять завтра днем с 12 дня. Немая сцена, картина Репина “ПРИПЛЫЛИ!“

КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

ПРИМЕЧАНИЕ: через полгода из города Благовещенска, что на Амуре, пришла весточка от моего напарника, дескать добрался благополучно, жив, здоров, чего и нам желает. Так что если путешествуя по востоку нашей великой Родины вы встретите волосатика с массой фенек на левой руке, откликающегося на кликуху “Kill“, то перед вами мой компаньон – ведите себя соответственно...

Лоция Олекмы

С начала речки и до деревни Средняя Олекма – чистая двойка для всех плавсредств, из трудностей – только иногда камни на шиверах и перекатах, а где их нет? От деревни и до БАМа практически тоже самое, только воды в два раза больше. Из порогов, описанных в лоции, по малой и средней воде, они являются чистыми шиверами с большим количеством камней. Для катов и полиэтиленщиков река тоже чистая двойка, для байд, КНК и КНБ это тройка с просмотром прохода до порогов. Если есть катамаран поддержки, то с воды все читается. Для большой воды вторая часть, от деревни я не знаю. В 2000 году, в июле, вода поднялась выше 6 метров от нормы, а там совсем другие пироги. Усе.
forestvoden@rambler.ru
Питер. Андрей

2008-12-03 01:46:08 | Илья | E-Mail
Супер. Всегда мечтал так путешествовать.Всё упирается в напарника. Никто из знакомых не то что в таких походах не был, так и на меня как на сумасшедшего смотрят, когда я об этом заикаюсь. А так хотелось бы.... Может что подскажете ?