Отчет о горном походе 1 к.с. по Катунскому хребту

(Алтай, район Мультинских озер),
с элементом 4 к.сл.
(траверс Катунского хр. от пер.Таймений до пер.ПГПИ).

10 - 18 августа 2001 г.

Нитка маршрута

пос.Мульта - маральник - р.Мульта - р.Михайловка - траверс хр.Холодный Белок - р.Проездная Мульта (оз."2142") - пер.Перевальный (1А) - оз.Крепкое - пер.Крепкий (1А)(рад.) - оз.Крепкое - пер.Детский (1А) - оз.на левом притоке р.Мульта - р.Л.Мульта - оз.Левое Мультинское - пер.Раздельный (1А) - оз.Верхнемультинское - пер.Таймений (1Б) - траверс Катунского хр. через пер.Томичей + пер.Скалистый до пер.ПГПИ (траверс 2Б) - оз.Верхнемультинское - р.Прав.Мульта - р.Мульта - оз.Среднемультинское - оз.Нижнее Мультинское - р.Мульта - маральник

руководитель Бекетов К.

состав группы

1. Бекетов Константин СПб
  2. Хайтин Александр СПб
  3. Хайтина Наталья СПб
  4. Щитов Дмитрий Новосибирск

График движения

10 августа пос.Мульта - маральник - р.Мульта - р.Михайловка - хр.Холодный Белок
11 августа траверс хр.Холодный Белок - р.Проездная Мульта (оз."2142")
12 августа р.Проездная Мульта - пер.Перевальный (1А) - оз.Крепкое
13 августа оз.Крепкое - пер.Крепкий (1А)(рад.) - оз.Крепкое
14 августа оз.Крепкое - пер.Детский (1А) - оз.на левом притоке р.Мульта
15 августа р.Л.Мульта - оз.Левое Мультинское - пер.Раздельный (1А) - оз.Верхнемультинское
16 августа оз.Верхнемультинское - пер.Таймений (1Б) - траверс Катунского хр. через пер.Томичей + пер.Скалистый до пер.ПГПИ (траверс 2Б) - оз.Верхнемультинское
17 августа оз.Вехнемультинское - р.Прав.Мульта - р.Мульта - оз.Среднемультинское
18 августа оз.Нижнее Мультинское - р.Мульта - маральник

Транспорт

От Новосибирска подъезд к району на своей автомашине (Audi80), в пути около 11 часов (два водителя); машину оставили у знакомых в маральнике. Можно воспользоваться рейсовым автобусом или частным автотранспортом от Бийска или Горно-Алтайска. В последние годы подъезд к району Катунского хребта значительно упростился, благодаря модернизации дорог в Горном Алтае.

Техническое описание

долина р.Мульта

От пос.Мульта до маральника по долине проложена грунтовая дорога, проезжая для легкового автотранспорта (один из мостов был в плохом состоянии и требовал повышенной квалификации водителя). В пос."маральник" имеется магазин. Здесь желательно уточнить начало дороги вверх по р.Мульта, поскольку она неоднозначно читается в поселке.

Дальнейшие движение по тропе, хорошо набитой, в направлении Мультинских озер. Вдоль тропы много загонов для маралов. Тропа (местами совпадает с тракторной дорогой) пересекает р.Михайловка 3 раза, на третьем пересечении сворачиваем с торной тропы вправо и дольше поднимаемся долиной р.Михайловка в направлении хр.Холодный Белок. Такой вариант захода в район позволяет избежать встречи с егерями заповедника, база который расположена на Среднем Мультинском озере.

долина р.Михайловка

Долина широкая, вдоль реки большие сухие луга. Дорога, а затем тропа, читаются отчетливо. Тропа местами заросшая, ходят по ней мало. Тропа выводит пологим, но постоянным подъемом на широкое седло в хребте Холодный Белок, с которого берут начало правые истоки р.Михайловка. На всем протяжении тропы кедровый лес, который заканчивается перед самым выходом на гребень хребта Холодный Белок.

хр. Холодный Белок

Хребет широтного простирания, высшая точка 2680 м, расположен в западной оконечности Катунского хребта. Хребт покрыт тундровой растительностью и каменными россыпями .

От седла в истоке р.Михайловка движение по тропе (здесь пасут табун лошадей) на юг, траверсом склона, с выходом на широкое седло западнее в.2634 м., в истоке левого притока р.Проездная Мульта. Отсюда поднимаемся по осыпному склону на запад, следуя осевой линии хребта. Хорошая панорама западных районов Катунского хребта (фото), вершин левобережья Катуни (в.Быструхинский Шпиль и т.д.) и горно-ледникового района Мультинских озер. Внизу пол седловиной видно озеро (фото). Дальнейшее движение на запад с левой стороны хребта по осыпям и сухой тундре (фото). От вершины 2680 поворачиваем на юг, и следуем по широкому водоразделу рек Проезная Мульта и Бол.Сугаш. В тундре множество озер со скальными берегами, есть отдельные болота, которые можно обойти. Попадается стланик, весьма затрудняющий движение. Троп здесь нет. Последний участок перед озером с урезом 2142 метра в истоках Проездной Мульты характерен каменными завалами, и скорость движения падает.

Озеро окружено высокими крутыми склонами цирка. Имеется логичное понижение в середине цирка, которое может служить перевалом в истоки р.Собачья Тихая (фото). Сведений об этом перевале у нас нет. На берегах озера мало удобных мест для стоянки, но найти площадку нам все-таки удалось - на восточном берегу. Если прогуляться по соседней морене с отдельными лиственницами, можно набрать дров для костра.

пер.Перевальный

Перевал соединяет р.Проездная Мульта и оз.Крепкое (фото). Путь к перевалу со стороны озера "2141" проходит вдоль нескольких очень живописных озер со скалистыми берегами. От озерной цепочки в истоках Проездной Мульты перевал довольно хорошо читается, но подъем к седловине кажется слишком крутым, на "новосибирской" карте перевал обозначен северо-восточнее. Поэтому поднимаемся на платообразную вершину левее перевала, путь проходит по осыпному склону 20-25 градусов крутизной. С плато открывается отличный вид на восток, в сторону озера Крепкого, видны перевалы Детский и Острый (фото).

Спуск с перевала по осыпному склону 20-30 градусов, большой перепад высоты делает этот спуск очень утомительным. Много живых камней. Внизу цепочка озер, и затем вторая часть спуска - с ригеля к берегу оз.Крепкое. Прохождение ригеля осложняется густыми зарослями кустов. Идти надо вдоль водного потока, образующего каскад водопадов. Вдоль берега оз.Крепкого проложена тропа, по ней обходим озеро влево п/х (брод через исток из него р.Крепкой), и на противоположном берегу находим отличную стоянку в кедровом лесу.

пер.Крепкий

Перевал соединяет оз.Крепкое и долину р.Тихая. Выход к перевалу от озера Крепкого осложнен высоким ригелем, с которого срывается водопад (фото). Возможный вариант подъема в висячую долину - через озеро под началом подъема к пер.Детский. Надо от восточного берега озера Крепкого подняться по травянисто-осыпному склону на полку, и по ней выйти к небольшому озеру над уступом ригеля. Озеро расположено выше ГЗЛ. Далее, миновав озеро (оставив его слева п/х), надо подняться по скальным лбам к следующему, крупному озеру, лежащему под ледником, расположенным на пути к пер.Крепкий. Это озеро можно обойти с любой стороны. Если обходить справа п/х, то придется перебираться через вытекающий из озера поток, но обычно там можно перейти по камням, не замочив ног.

Подъем по леднику не сложен, логично приводит по моренной гряде в перевальное ущелье (фото). Забавно, но перевал расположен не в этом ущелье, как могло бы быть, например, в Хибинах, а гораздо дальше и выше, после второго взлета по следующему леднику. Пройдя дно ущелья (фото) (лучше держаться правой п/х стороны, обходя небольшие озера), снова выходим на поверхность ледника, поворачиваем влево и после взлета по снегу и льду выходим на перевал.

Спуск в долину р.Тихая просматривается плохо. Видно, что в долине много скальных выходов, бараньих лбов. Спуск с перевала по всей видимости прегражден ригелем (фото).

Наше возвращение в лагерь проходило по пути подъема, за исключением спуска с основного ригеля к озеру Крепкому: вместо обхода предпринимаем спуск прямо вниз по кулуару правее (ор.) водопада. Мы спустились, но этот путь не рекомендуется для повторения: высокая камнеопасность, необходимость провешивать веревки (мы спустились свободным лазанием, будучи налегке, но это был технически трудный спуск).

пер.Детский

Перевал соединяет оз.Крепкое и левый приток р.Левая Мульта. Путь от озера Крепкого вначале совпадает с вышеописанным подходом к пер.Крепкому. Выше основного ригеля надо сразу начать забирать влево, не теряя высоты и не спускаясь к небольшому озеру, на берегу которого установлен памятник по погибшим здесь туристам (отравились консервами!).

К перевалу ведет короткая долина, на дне снежники. Подъем не труден. Последний участок подъема к седловине - скальные плиты. Седловина находится в изрезанном гребне, но выражена достаточно четко.

Спуск в долину левого притока Левой Мульты вначале крутой, 5-6 метров по плите до 45 гр. (номинально провесили веревку), затем кулуар быстро выполаживается (фото). Долина выше ригеля широкая, сюда же выводят перевалы Томских Студентов (1Б) и Гляциологов (1Б) (фото). Над уступом ригеля много хороших мест для стоянки, несколько небольших озер.

Ригель высотой более 250 метров (фото) преодолевается с левой п/х стороны, тропы практически нет, мешают курумники и заросли стланика. Технически и физически спуск с ригеля сложнее преодоления перевала. Ручй срывается с ригеля высоким водопадом. При движении сверху трудно выбрать оптимальную линию движения, поэтому в паре мест из-за локальных "запилов" пришлось полазать по скалам с рюкзаком и без веревки.

Спуск приводит к озеру на границе леса. Озеро удобнее обойти слева п/х. В дальнем конце на берегах отличный кедровый лес, есть удобные стоянки. Здесь и ночуем, перейдя по бревнам неожиданно мощный поток, вытекающий из озера.

пер.Раздельный

Перевал соединяет Левое Мультинское озеро и Верхнемультинское озеро. От места ночевки (на берегу озера при спуске с пер.Детский) спускаемся по плохой тропе в долину Левой Мульты. В первой половине пути тропа часто теряется в курумнике, а затем совсем пропадает при финальной части спуска к реке. Забираем вправо п/х, чтобы немного срезать угол. Путь проходит по буреломной тайге, много завалов и каменных россыпей. Мешает стланик и простые кусты.

На дне долины Левой Мульты находим тропу, которая обходит заболоченные участки и в целом достаточно прямым путем ведет вверх по долине (фото). Немного выше места нашего выхода с пер.Детский в долине на левом (ор.) берегу, по которому мы и идем, расположена избушка. При нас она была занята, и мы ее не осматривали. Из долины хорошо видны перевалы в истоках долины (фото). Выше избушки мы потеряли правильную тропу, и некоторое время ломились наобум по заболоченной тайге. Только на берегу Левого Мультинского озера (фото) мы снова вышли на набитую тропу.

Переходим левую Мульту в истоке из озера (брод по колено, течение слабое), и практически сразу начинаем карабкаться вверх в маленькую висячую долину, ведущую к перевалу Раздельный. Подъем проходит по склону до 30 градусов крутизной, со всеми необходимыми атрибутами, как то: каменные завалы, стланик, кусты, неожиданные ямы с водой в густой траве и т.д. Ручей, стекающий с перевала к Левому Мультинскому озеру, остается справа п/х. Поъем на ригель приводит к озеру, расположенному уже выше ГЗЛ. Назад открываетсмя вид на левый борт долины Левой Мульты (фото). За первым озером - второе, более протяженное. В некоторые годы между ними появляется еще и третье озеро, при нас осушенное. Озера разделены невысокими скалами, на берегах много хороших стоянок.

От верхнего озера уже хорошо виден перевал, представляющий собой широкую седловину классической формы. Подъем по снежникам, осыпи и гладким плитам (до 25-30 гр.). На седловине сложен тур. Спуск в сторону Верхнемультинского озера очень крут, до 60-70 гр. (фото). Однако, если присмотреться, от тура ничинается тропинка, которая очень ловко преодолевает этот склон по системе полок. Спуск налегке совсем просто, с рюкзаком идти сложнее, так как местами полки очень узкие, и есть реальный шанс сорваться. При нас идущая навстречу группа из Ижевска отказалась от подъема по этой тропе, предпочитая провесить 4 веревки по кулуару 200 метрах южнее седловины.

Спуск приводит на снежные поля, залегающие в тени стены узловой вершины, расположенной южнее перевала. Пройдя их, по курумнику спускаемся влево-вниз, в направлении нижней оконечности Верхнемультинского озера. Не преодолевая основного спуска к урезу озера, находим на терассе борта долины отличное место для стоянки: небольшая кедровая роща, выше основной ГЗЛ, и рядом озерко на ручье, с чистой, не ледниковой водой.

пер.Таймений - траверс хребта - пер.ПГПИ

Траверс участка Каунского хребта между перевалами Таймений и ПГПИ через вершину 3084 м. был осуществлен Бекетовым и Щитовым как радиальный выход.

От лагеря над оз.Верхнемультинским идем по моренам в направлении хорошо видимого перевала Таймений (фото). Путь вначале по моренам, подъем пологий. Затем выходим на снежные поля, а при увеличении крутизны склона обнажается лед. Обходим лед слева п/х по камням. Далее следует участок выполаживания ледника, и выше большого бергшрунда - наиболее крутой участок подъема. На выполаживании одеваем кошки, бергшрунд переходим по снежному мосту. Выше берга идем справа п/х, вдоль ранклюфта, где склон немного положе, а фирн мягче. Максимальная крутизна - порядка 35-40 гр., вскоре склон выполаживается, а сама перевальная точка представляет собой осыпь, торчащую из ровного снега. На седловине памятная табличка - здесь погибла участница московской группы.

Склон в другую сторону очень пологий, осыпной. Далеко визу видно огромное озеро Тальмень. Мы же поворачиваем слево и идем траверсом скально-осыпных склонов, ниже гребня водораздельного хребта, который скоро становится скалистым и с большим количеством жандармов. Затем по осыпной полке и снежнику до 30 гр. подъем на седло перевала Томичей (фото), а с него по скальному гребню с несложными участками лазания - вправо п/х на вершину 3084 м (фото). Дальше на северо-восток идем траверсом гребня, через все жандармы. Гребень местами очень узкий, менее 1 метра, "ажурный". Влево п/х сразу от гребня начинается очень крутой лед, вправо - скальные сбросы. Идем с одновременной страховкой, а на более простых участках - свободным лазанием. Много мест, проходимых на трении, особенно неприятных на спуск. Гребень разрушенный, камнеопасный. Все обходы - с правой стороны по скалам, но можно при наличии хорошего ледового снаряжения обходить и слева, со стороны Верхнемультинского озера, которое хорошо видно с гребня (фото).

С гребня хороший вид на юг и на восток, видна Белуха. Где-то в середине пути от вершины 3084 до перевала ПГПИ миновали предполагаемое седло перевала Скалистый. Тур не обнаружили, но нашли спусковые петли, висящие в начале спусковых кулуаров на юг и на север. Спуск на седло и подъем вновь на гребень хребта крутые и довольно высокие, то есть перевальная седловина глубокая, хорошо выраженная.

В конце траврса спуск по гребню на седло пер.ПГПИ показался проблематичным, особенно после 4,5 часов непрерывного лазания, поэтому мы обошли основную часть спуска слева п/х по заснеженным полкам, а затем через заглаженные бараньи лбы вышли в широкий спусковой кулуар, ведущий с пер.ПГПИ к истокам Правой Мульты. Кулуар протяженный, заполнен мелкой осыпью, крутизна спуска 25 гр. В верхней части снежник, выводящий на саму седловину (фото).

Нижняя часть спуска с перевала проходит по травянистым склонам и крупной осыпи, и быстро приводит к самому верхнему озеру в долине Правой Мульты. Это озеро расположено выше ГЗЛ и легко обходится справа п/х по тропе. От дальнего конца озера открывается вид на весь наш путь траверса.

Ниже озера ручей преодолевает ригель к Верхнемультинскому озеру. Тропа уходит вправо п/х, траверсом склона, а мы, с целью срезать путь, идем левым берегом ручья, о зарослям стланика и кустов. Трудный участок - спуск вдоль водопада к урезу озера (фото). Здесь приходится почти что лазать по корням больших кедров, растущих на 45-50-градусном склоне. Помогают телескопические лыжные палки.

Оставив Верхнемультинское озеро по правую руку (участок берега легко преодолевается прямо по колено в воде, по ровному дну), снова поднимаемся вверх на левый борт долины (травянисто-осыпной склон до 30 гр.), выходя таким образом на путь сегодняшнего утреннего подъема к пер. Таймений и замыкая круг. К полной темноте возвращаемся в лагерь.

долина р.Прав.Мульта - дол.р.Мульта

Тропа идет по правому берегу оз.Верхнемультинское, тропа хорошо набита. На реке Прав.Мульта тропа идет в стороне от русла, но в одном месте подходит к водопаду. На слиянии Левой и Правой Мульты большая плановая стоянка, оборудованная егерями заповедника. Тропа проходит через несколько старых пожарищ, местами тропа заболочена. Перед озером Среднемультинским на тропе много каменистых участков, курумников. Тропа тянется по правому берегу озера, проходит через кордон заповедника (изба). Нам повезло, мы прошли мимо незамеченными.

На перешейке между Средне- и Нижнемультинским озерами тропа по камням переходит на левый берег, здесь несколько отличных стоянок. Затем тропа (часто заболоченная) идет правым берегом Нижнего озера и приводит к пляжу, расположенному левее выхода из озера реки. Здесь масса стоянок. Это место уже не входит в заповедник. Вода в Нижнем озере теплая. Затем на тропе двойной брод через р.Проездная Мульта, и вскоре тропа приводит к обширной поляне в долине р.Михайловка. Дальнейший путь до пос.Мульта совпадает с описанным в начале технического описания участком.

2004-06-05 20:51:43 | Катерина | E-Mail
Добрый день! хотелось бы узнать у участников похода по Катунскому хребту следующее:
1. приходилось ли встречаться с местным населением и их настрой к приезжающим
2. какая примерно погода в этом районе в августе и насколько часто она меняется.
Очень хочется услышать ответы на эти вопросы, т.к. собираемся в поход в начале августа.

2004-06-07 16:04:55 | kandid | E-Mail
в отчете же примерно все написано? ну повторю еще раз:
1. на маршруте местных ессно нет, на подходах - отношение нормальное.
2. погода - как повезет. нам повезло. в целом район характеризуется не очень устойчивой погодой, большое кол-во осадков. Из-за них-то там и ледники так низко ;-)