LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Синий, белый твои цвета
Автор: Анна Михайлова


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Олонецкая возвышенность: пеший поход 30.05--2.06.01

Олонецкая возвышенность: пеший поход 30.05--2.06.01

А.Тонис


Олонецкая возвышенность:
пеший поход 30.05--2.06.01

...Хочу сюда на Ласточке!!!

В.Завьялов

Предисловие

Этот карельский поход продолжил давнюю традицию пеших вылазок в интересные районы на стыке месяцев мая и июня. На этот раз объектом нашего внимания стала Олонецкая возвышенность. Главная особенность похода состояла в том, что пешком был пройден, в общем-то, пеше-водный маршрут, включающий реки Большой Кяй и Важинку, а также (спорадически) Шапшу, Таржеполку и Тукшу. Кульминацией путешествия, вне всякого сомнения, стала река Важинка с ее каньоном, порогами и потрясающе красивыми окрестностями.

Поскольку никаких особенных приключений с нами на маршруте не произошло (может, это и к лучшему? :-), дневника на этот раз не будет -- только техописание.

Общая информация

Район путешествия: Олонецкая возвышенность (юг Карелии). Соответствующие страницы в атласе-книжке: 111 и 121--123.

Нитка маршрута: ст. Ладва -- р. Б. Кяй -- ст. Нырки -- Кили-гора -- р. Таржеполка -- р. Важинка -- Верхние Важины -- р. Тукша -- оз. Святозеро -- трасса М18. Общая протяженность 110км.

Продолжительность: 3.5 ходовых дня

Время проведения: 30.05.01--2.06.01

Участники: Катя Стальгорова, Маша Логачева, Максим Ушаков, Дима Дубовский, Саша Тонис.

Продуктовая раскладка: 700г на человека в день.

При ориентировании использовался спутниковый навигационный прибор GPS.

Погода: неизменно солнечная, в меру теплая. Ветер -- преимущественно, слабый северо-восточный. Утром заморозки до -2, днем воздух прогревался до +15--17. За все дни на нас не упало ни одной капли дождя (и ни одной снежинки).

Уровень воды в реках: значительно выше, чем в межень, и на 0.5-0.7м ниже пика весеннего половодья. Этот паводок, думаю, обусловлен обильными снегопадами, происходившими незадолго до нашего приезда. Мы еще застали остатки снега в лесах и ложбинах.

Насекомые: почти не беспокоили. В последний день начали активизироваться комары и мошка. Клещей не видели.

В целом считаю, что время для выхода в данный район было подобрано исключительно удачно.

Цели похода

Их было две. Первая: найти и осмотреть отмеченный на карте водопад на реке Большой Кяй. Вторая: пройти пешком участок в верховьях Важинки (имеющийся на карте каньон плюс расположенный несколько ниже отрезок с крутым падением) с целью разведки для последующего сплава. Можно констатировать, что обе цели достигнуты, хотя пресловутый водопад, как оказалось, не представляет интереса.

Заброска и выброска

Заброска (из Москвы): поездом N18 до Петрозаводска (отпр. 18.30, приб. 8.27), и далее в обратную сторону пригородным поездом Петрозаводск--Токари (ударение на посл. слог, т.к. имеются в виду птицы, а не обработчики дерева). Это поезд "с тетками"; большинство вагонов сидячие, но есть и с полками. Отправление 8.45, приб. в Ладву в 10.15. Поезд имеет остановку на переезде перед Ладвой, откуда мы и начинали (добавлю также, что 18-й поезд останавливается в Деревянке, так что пересадку можно делать там). Этот метод заброски представляется наиболее оптимальным. Единственный его недостаток в том, что поезд N18 "Карелия" является фирменным и билеты стоят дорого. Альтернативный вариант -- ехать на пасс. поезде N182 (отпр. 1.17, приб. в Ладву 18.13), но при этом теряется день.

Выброска: по трассе М18 до Петрозаводска. Можно ехать и в Олонец, где вечером проходит местный поезд до Лодейного поля. Автобус на Петрозаводск проходит мимо поворота на В. Важины в 12.45 и без чего-то три; на Олонец можно уехать в 17.15 (см. также на страничке В. Кондратьева: http://www.mccme.ru/~kondr/schedule.other/petrozav.html). Местный поезд в Олонце около 21.00. Все поезда на Москву (кроме 133-го) проходят вечером (через ст. Петрозаводск -- между 19.00 и 21.00). Можно уехать и на попутной машине; двое из участников добрались таким образом до самой Москвы. Возможен также выход с маршрута в В. Важинах, откуда имеется рейсовый автобус на Петрозаводск. Водники спокойно доплывут по Важинке до Свири.

Описание маршрута

1. "Петля": Ладва-Ветка -- р. Б. Кяй -- Нырки.

Бывшая узкоколейка
Мы стартовали от переезда в Ладве. Оттуда на ВСВ идет хорошая лесовозная грунтовка, проложенная на месте бывшей узкоколейки. По ней прошли ок. 7км до моста через р. Б. Кяй. Оттуда шли через лес, большей частью вдоль Кяя, выходя к "водопаду". То и дело встречаются старые карельские тропы -- мощеные гати, почти полностью сгнившие. От настила остались только продолины и часть поперечных бревен, из-за чего вся конструкция напоминает какую-то странную, необычайно древнюю, деревянную "железную" дорогу.

Б.Кяй. На заднем плане виден мост
После "водопада" отошли от реки и ломились по азимуту к просеке, ведущей на запад, в Нырки. Лес -- преимущественно, редкий зеленомошный ельник, идти легко. Правда, местами лесная подстилка подтоплена паводком.

На просеке встретились два препятствия. Первое из них -- переправа через р. Б. Кяй (с первого взгляда на карту кажется, что это приток, но это и есть Кяй). Тропу перегораживает поток шириной 5-6м, через который перекинуто одиночное бревно (чуть левее просеки). Оно прочное, но тонкое и упругое, поэтому сильно шатается под ногами. Переходили с рюкзаками, пользуясь для страховки парой жердей. Глубина реки -- по пояс, в чем некоторым пришлось убедиться на собственном опыте.

Затопленная тропа
Переправа через Б.Кяй

Второе препятствие -- затопленный участок тропы длиной 200м, осложненный вдобавок многочисленными ветками, перегораживающими путь. Глубина -- по щиколотку, но при неудаче можно провалиться и глубже.

Перед железной дорогой тропа отклоняется немного влево и выводит прямо к началу дороги из Нырков на запад, метрах в 200 левее ж/д станции.

2. Река Большой Кяй.

Водопад на реке Б.Кяй
Вода в реке была высокая, достаточная для сплава на туристских судах, но в межень это, скорее всего, будет ручей. Течение быстрое (1-2 м/с), обносов, скорее всего, немного (по крайней мере, мы видели только один -- пресловутое бревно-мост). Большая часть виденных нами участков реки представляет собой несложный быстроток-шиверу с прижимами к древесным препятствиям, т.е. сплав носит скорее паводковый характер. Мост лесовозной грунтовки проходим. Ниже моста, судя по карте, уклон увеличивается (достигая 7--8м/км), так что можно ожидать более интересных препятствий, но сами мы там не были и что в том месте творится, не знаем.

Вид издалека на тот же водопад
Водопад, обозначенный на карте в 2км к СЗ от моста грунтовки, является на самом деле каменистой грядкой с ровным сливом высотой 0.5м в правой половине русла. Бочка поверхностная, вероятно, хороша для катания. Наверно, она и привлекла внимание картографов, а что перепад высот небольшой, на аэрофотоснимке не видно. Вокруг шумит шивера. И это, увы, все... :-(

3. Нырки -- Важинка.

Станция Нырки
От Нырков в западном направлении уходит проселочная дорога. Через полкилометра она выводит на перекресток, откуда в разные стороны устремляется пять путей: большая грунтовка из Ладвы-Ветки заворачивает налево; на чистый запад уходит прямая просека, а на север -- еще одна дорога. Ну и плюс то, по чему мы пришли. Наш путь лежит по грунтовке, на ЗСЗ.

На мосту через Шапшу
Дорога пересекает по мосту приток Шапши Лупручей, а затем и саму Шапшу. Река широкая, спокойная. После моста дорога забирается в холмы -- отроги Олонецкой возвышенности. Мы посетили один из них, называемый Кили-гора. Не будь там леса, с вершины, наверно, открылся бы впечатляющий вид на окрестности, вплоть до Онежского озера. А так мы обнаружили там лишь деревянную триангуляционную вышку и расходящиеся в разные стороны просеки. Правда, были на горе "снежники" -- последнее напоминание о бушевавшем несколько дней назад ненастье.

Покорение Кили-горы
Дорога Ладва-Ветка -- Лососинное

Наведение переправы через Таржеполку
Вышли на дорогу Ладва-Ветка -- Лососинное и, пройдя по ней 1км к югу, свернули направо на ответвляющуюся грунтовку. Дорога прямая, широкая. Но, вот те раз, мост через р. Таржеполка отсутствует! Вероятно, снесен последним половодьем. Все, что осталось, -- маленький островок из бревен посреди реки. Пришлось наводить переправу самостоятельно. Сначала положили два бревна с берега на островок, и группа накопилась на нем. Рюкзаки пришлось передавать по бревнам. Затем переместили мост с первой протоки на вторую (переплыв реку, я помогал с того берега) и, наконец, ползком перебрались через нее на правый берег. Вся операция продолжалась целый час.

Передача рюкзаков по бревнам
Маша переходит вторую протоку

Большое клюквенное болото
После Таржеполки дорога с небольшим уклоном набирает высоту, поднимаясь на главный склон Олонецкой возвышенности. В том месте, где она сворачивает на юг, мы говорим ей "спасибо" и начинаем азимут. Выходим на южный край большого болота, после чего снова углубляемся в лес. Через каждые 100м путь преграждают мелиоративные канавы, приходится перепрыгивать. Канавы прямые, длинные, под каждую просека. Должно быть, забавно все это выглядело бы с высоты птичьего полета.

Идем по просеке
Вышли на западную просеку, которую искали. До Важинки еще 8км, однако вдали уже виднеется склон ее противоположного берега. Через 4км два последовательных брода через канаву и приток р. Хайгары. Вскоре после этого просека сама становится канавой, и дальнейшее продвижение по ней оказывается нецелесообразным. Берем левее и попадаем на осушенное болото. В поросли карликовой березки, доходящей до уровня колен, растут редкие сосенки. Постоянно пересекаем многочисленные канавы, напрочь заросшие ивняком. Когда это надоедает, уходим еще южнее и выскакиваем на открытое торфяное поле, все в продольных бороздах антропогенного происхождения. Прямо в торфе попадается прошлогодняя клюква.

Болото кончается, и нас обступает глухая еловая чащоба. Некоторое время приходится рубиться напролом. Но вот лес редеет, в травяном покрове появляются пушица и багульник -- растения, свойственные болотным ландшафтам, -- и, наконец, взору путешественников открывается прекраснейшее на свете озеро. Если подмосковное озеро Чаек считается "имитацией Карелии", то сейчас мы видим оригинал. Как бы в подтверждение этой мысли, в воздух поднимается белая чайка и начинает кружить над гладью вод. Берега изобилуют клюквой.

До Важинки остается совсем немного. Минут десять по просеке на запад, -- и тропа, перевалив хребтик, спускается к широкой реке.

4. "Каньон" Важинки.

Поляна с купальницей
Бобровая плотина
Это место является уникальным в равнинной, в общем-то, местности, и совершенно нетипичным для южной Карелии. Река Важинка резко поворачивает с юга на запад, и на протяжении трех километров течет в горной долине глубиной 60--80м. Ориентиром начала каньона может служить левый приток Важинки, вытекающий из болота Сомер и впадающий вскоре после порога Двойной (см. ниже). Приток круто падает перед устьем, поэтому его брод не представляет проблем. После брода лес по левому берегу сменяется широкой поляной, поросшей желтой купальницей, затем надо преодолеть бобровую плотину, образовавшую большой пруд (лучше всего идти по самой кромке слива), а между тем берега повышаются и ландшафт из равнинного становится горным.

Долину нельзя назвать каньоном в исходном смысле этого слова: ее склоны образованы, в основном, крупным курумником (уклон до 30 градусов) и отделены от воды узкой полосой леса. Впрочем, попадаются и скалы. Наиболее интересна вторая половина каньона, где местами склон левого берега почти полностью составлен отвесными скальными уступами, некоторые из которых достигают высоты 10м. В целом, каньон -- прекрасное место для того, чтобы лазить вверх, вниз и вдоль; его можно рекомендовать для тренировок перед более серьезными пешими и пеше-водными походами.

Скальные уступы с симпатичными травянистыми полочками. Чтобы был понятен масштаб, вглядитесь в правый нижний угол...
Каньон заканчивается пятиметровым скальным обрывом, подходящим почти вплотную к воде, после чего горы отступают.

Поскольку у нас не было судна для переправы через Важинку, мы исследовали только левый склон каньона. Впрочем, правый склон выглядит более лесистым, а значит и менее интересным.

Каньон является преимущественно сухопутной достопримечательностью в том смысле, что на реке в этом месте нет серьезных водных препятствий, только фоновая шивера. "Водный" каньон Важинки расположен несколько ниже "сухопутного" (см. описание порога Каньонный).

5. Река Важинка.

В этом коротеньком разделе я попытаюсь дать описание просмотренного нами отрезка реки с точки зрения сплава. Речь идет об участке, начинающемся незадолго до резкого поворота реки на запад (где она входит в "каньон") и кончающемся первым мостом через Важинку (не тем, что в Верхних Важинах, а выше). Протяженность участка около 9км, за которые река падает примерно на 50--60м. Это падение большей частью размазано по шиверистым быстротокам (а в малую воду -- мелким шиверам), но есть и два порога, заслуживающих описания. Поскольку мне как пользователю Интернета неизвестны ссылки на тексты, посвященные Важинке, то в данном техописании порогам присвоены выдуманные автором имена. Конечно, хотелось бы установить местные названия, если они есть.

Первая ступень порога Двойной
"Двойной", первый из двух порогов, расположен как раз в месте нашего выхода к реке. Ориентиром служат наклонные гранитные плиты ("щельи") по обоим берегам. Порог представляет собой два прямых слива со скальных плит: первый 0.4м, и через 40м второй двухступенчатый слив 0.8м. Бочки слабые. Тактика прохождения -- напролом; никакого маневра не требуется. После этого еще метров через 50 длинный, гладкий, очень пологий водоскат между двух наклонных плит, и дальше уже идет фоновый быстроток. Оценочная КС -- 2 (для байдарок). На ЛБ удовлетворительная стоянка в елках (основной недостаток -- близость огромного муравейника); кругом очень густой еловый лес. Вполне возможно, что на ПБ стоять лучше.

Вторая ступень порога Двойной
Вскоре после порога Двойной слева впадает приток из болота Сомер. Затем река поворачивает направо и постепенно втягивается в "каньон" (см. выше). Упомянутая поляна с купальницами знаменует конец быстротока и начало плеса. Всю первую половину каньона вода спокойна, только ближе к его середине появляются небольшие перекаты. Затем шивера возобновляется. В высокую воду прохождение не составляет труда, в низкую возможен "медленный слалом" или шкуродер.

После каньона шивера идет почти беспрерывно. Перед правым поворотом, предшествующим впадению притока с севера (справа) вода успокаивается, следует разлив и плес. Дальше на всей этой излучине, по видимости, ничего серьезного не происходит, хотя ручаться нельзя, ибо мы срезали меандр по берегу.

Мощная шивера перед Каньонным
Главный слив порога Каньонный
Вход в порог Каньонный. Впереди -- скальная стенка

После излучины начинается мощная шивера, в русле появляются большие камни, локальные сливы и бочки, а по ПБ -- скальные стенки. Шивера плавно переходит в красивый и мощный порог: на правом повороте, где возвышается стенка ЛБ, следует слив со скальной плиты; затем левый поворот и резкое сужение с прижимом к скальному бому правого берега. Далее идет длинная выходная шивера, постепенно ослабевающая. Я назвал этот порог "Каньонный" за высокие (до 7м) отвесные скальные берега. Оценочная КС -- 3 (для байдарок). Порог чрезвычайно красив и достоин как просмотра, так и съемки.

Прижим
Фрагмент выходной шиверы

Незадолго перед мостом вода успокаивается. А что дальше, нам неведомо.

6. Финальный участок: мост через Важинку -- трасса М18.

Мост через Важинку
У моста (напоминаю, имеется в виду не тот, что в В. Важинах, а выше по течению) река делится на две протоки, и мост, собственно, есть только через левую. Намного меньший правый рукав придется перебродить (что не составляет труда).

Еще одно клюквенное болото
По дорогам выходим в В. Важины, где сворачиваем направо и, немного поплутав по поселку и окрестностям, находим первый мост через Тукшу. Далее по плану надо, огибая по дороге оз. Чором, выйти к развилке, где свернуть влево с тем, чтобы пересечь Тукшу еще раз. Но нас ждал некоторый сюрприз: дорога, уходящая с развилки, оказалась заросшей и, очевидно, давно не использовалась как автомобильная, а на подходе к реке наши худшие опасения оправдались: мост отсутствует. Река широкая, осуществить брод или навести переправу не представляется возможным.

Таким образом, концовку маршрута пришлось несколько изменить. Поднялись по просеке 2км на север (неслабое это, скажу вам, упражнение на ориентирование -- держаться просеки шириной 2м при среднем расстоянии между деревьями, кое-где превышающем 5м). Снова попали на дорогу и без каких-либо приключений вышли в Сигнаволок, а там и на трассу. На этом поход закончился.

Дима, Маша, Максим, Катя на дороге близ Сигнаволока
М18
Саша

Этому водителю огромное спасибо: он вез нас с Димой 700км от Волхова до Москвы. Внешний вид микроавтобуса несколько подпорчен большим количеством убитых комаров. Вовремя мы смылись...

А. Тонис, 5.06.01
END
Комментарии: Ваш комментарий:
2007-10-17 16:07:27 | Алексей | E-Mail
Ребята, искал я этот водопад-я живу в Ладве...шёл как и вы вдоль Большого Кяя...правда летом дело было...может воды мало было он и исчез...да и на фото там делянка видимо уже заросла..я ходил недавно в этом году...дошол до моста..судя по всему он именно тот..скажите, пожалуста, водопад тот сразу после моста ? или до него ? Если до него то там ничего подобного нет, а если после то там бобровая плотина где с метра вода падает..либо теперь расстроился думаю вообще вдоль Кегручья ходил а не Кяя...жду вашегг ответа..заранее спасибо :)



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;