LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

сплав по рекам Кожим и Лемва, Приполярный Урал

О Т Ч Е Т

 

о водном (катамараны) туристском походе 2 категории сложности по маршруту:

Москва   - ст. Инта (машина) - р. Балбанью - сплав - р. Кожим - волок - р. Лемва - сплав - р. Уса - ст. Абезь –г. Москва

 

с 13 июля по 2 августа 1997 года

 

Маршрутная книжка № 04/4-304

Руководитель похода:

Андриянов В.М.

Команда: Азимут

Источник: http://dumazim.dax.ru

Библиотека МосГорСЮТура

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Справочные сведения о походе.........................................................

1.1. Паспорт маршрута............................................................................

2. Характеристика района похода..........................................................

2.1. Обзор района похода.......................................................................

2.2. Подъезд и отъезд с маршрута..........................................................

3. Техническое описание маршрута и лоция реки................................                   

3.1. График движения (Таблица дневных переходов).........................

3.2. Радиальный выход на хребет Малды-Нырд..................................

3.3. Сплав по реке Балбанью..................................................................

3.4. Сплав по реке Кожим......................................................................

3.5. Волок  с реки Кожим на реку Лемва...............................................

3.6. Сплав по рекам Лемва, Уса.............................................................

4. Выводы и рекомендации....................................................................

5. Приложение.........................................................................................

5.1. Сведения о материальном оснащении группы.............................

5.1.1 Средства сплава.............................................................................

5.1.2 Состав специального снаряжения

5.2.   Рекомендации по питанию ..........................................................

6. Краеведческое задание.......................................................................


1. Справочные сведения о походе

1.1 Паспорт маршрута.

Вид туризма: водный

Район путешествия:Приполярный Урал, республика Коми.

Категория сложности: 2 к/сл.

Нитка  маршрута:  г. Москва  - ст. Инта (машина) - р. Балбанью - сплав – р.Кожим - волок - р. Лемва - сплав - р. Уса - ст. Абезь – г. Москва

Средства сплава: 3 четырехместных катамарана

                              1 двухместный катамаран

                        

Протяженность маршрута:   237 км

сплав по р. Балбанью —          15 км;

сплав по р. Кожим —               18 км;

пеший переход на р. Лемва — 16 км;

сплав по р. Лемва —               177 км;

сплав по р. Уса —                    13 км.

Продолжительность похода:21 день; 13.07 — 2.08.97 г.

Чистое время сплава:  

Количество ночевок в полевых условиях: 

Число участников: 16(14 уч. + 2 рук.)

Маршрутная книжка:  04/4-216      

Шифр МКК : 142-04-4323300

Руководитель группы:  Андриянов Владимир Михаилович

Поход проведен: детским туристским клубом "Азимут" ДТДиМ Восточного   округа г. Москвы.


 

Перечень сокращений в тексте.

ПБ/ЛБ - правый/левый/берег

Прп, - препятствие

Прг. - порог

Прж. - прижим

прк. - перекат

Ф. -   фотография

Сх - схема

Ст. - место стоянки

 

2. Характеристика района путешествия.

 

2.1. Обзор района похода

 

Путешествие проходило по западным склонам Приполярного Урала.

Рельеф.

Приполярный Урал — наиболее возвышенная и широкая часть Урала. Отдельные вершины поднимаются тут более 1800 м над уровнем моря, а ширина горной полосы достигает 150 км (на 65 град с.ш.). В этом месте меридиональное направление хребтов Урала изменяется на северо-восточное и Приполярный Урал образует широкую дугу, спускающуюся несколькими ярусами к Ляпинской депрессии (впадине) Западно-Сибирской низменности. По внешней стороне дуги простираются сильно расчлененные хребты высокогорной зоны (более 1 000 м) — Саблинский, Западный и Восточные Саледы, Малды-Нырд, Исследовательский, Народно-Интинский, между которыми текут реки Печорского бассейна. Водоразделом Приполярного Урала, отделяющим Европу от Азии, являются Народо-Интинский и Исследовательский хребты.

Основные очаги современного оледенения находятся на приполярном Урале — в районе горы Народной, на хребтах Восточные Саледы и Сабля. Большинство ледников Урала лежит в глубоких карах на подветренных склонах хребтов. Высота нижних концов языков колеблется от 400 до 1350 м над уровнем моря. Ледники Урала питаются в основном навеянными снегами (вечных снегов на Урале нет. Значительную роль играют также мощные лавины, сходящие с крутых склонов каров.

Уральский Север — лавиноопасный край. Особенно опасные мокрые лавины на Урале сходят обычно с начала апреля, но массовый спад их отмечается в конце апреля — начале мая. Самое позднее падение лавин бывает в конце мая.

Климат  

Климат Уральского Севера резко континентальный, суровый, с длинной морозной зимой и коротким прохладным летом. Осадков в наиболее возвышенных районах западного склона, выпадает от 1000 до 1500 мм в год.

Зима с обильными снегопадами, сильными метелями, продолжительная и морозная. Отрицательные среднесуточные температуры воздуха и снежный покров держится около 7 месяцев на прилегающих к Уралу равнинах и не менее 9 месяцев в высокогорье (свыше 1000 м). Самый холодный месяц — январь, со средней температурой — 19-23 град, но случаются морозы и в 55 град (на равнине).

Июль — самый теплый месяц. Средняя температура на равнинах + 12-17 град. На высотах 1000 - 1300 м — до +5-10. В наиболее жаркие дни воздух прогревается до + 32-34 град. Солнечная погода на западном склоне в наиболее теплые месяцы года — июле и августе — редко длится больше 10-12 дней.

 Растительность и животный мир

Растительность Уральского Севера богата и разнообразна. Только в таежных лесах насчитывается около 200 видов высоких растений, их них 28 видов деревьев и кустарников. В горах на небольшом расстоянии можно встретить глухую хвойную тайгу, смешанные леса, субальпийские и альпийские луга с травами и цветами в рост человека, суровую высокогорную и арктическую тундру.

Лес поднимается в горы в среднем до высоты 500 м.

Среди елово-пихтовых лесов обильны моховые и осоково-моховые болота, заросшие пушицей, багульником, полярной березкой, голубикой, морошкой и клюквой. С подъемом в горы исчезают болота и топи, реже лесные завалы. Вместо елей и пихт появляются березы и лиственницы. Выше леса начинаются кустарниковые заросли полярной березки, багульника, голубики, альпийские луга с низкой питательной травой и яркими цветами. Выше кустарниковых зарослей и альпийских лугов (800-1200 м) на склонах хребтов среди каменных россыпей растут невысокие кустарнички, травы, мхи и лишайники.

На Уральском Севере обитают типичные представители фауны тайги и тундры: волк, медведь, росомаха, рысь, лисица, заяц, белка, песец, выдра, куница, горностай, соболь, северный олень, лось; из пернатых — полярная сова, кречет, ворон, белая сова, глухарь, тетерев, куропатка, кедровка, гуси, утки, гагара.В прозрачных водах притоков Печоры, Камы, Кары и Оби водятся семга, хариус, нельма, муксун, таймень, сырок, сельдь и сиг.

 

 

Реки и озера

Реки Приполярного Урала принадлежат бассейнам Карского моря. Наиболее бурные и порожистые участки с большим падением русла и быстрым течением (до 20 км/ час) находятся в местах прорыва реками хребтов, гряд и увалов или там, где реки прорезают твердые горные породы (Большая Уса, Кожим, Вангыр, Косью, Щугор, Подречье, Илыч). Здесь поляны сужаются, образуя ущелья с отвесными скалистыми берегами высотой 60-100 м.

Водоносность рек края не имеет себе равных на всем Урале (до 40 л/ сек км кв.

До 10 июня ледоход заканчивается на реках Полярного Урала. На крупных реках западного склона — Вишере, Кьсью, Кожиме, Усе6, Каре — ледоход проходит бурно, с высоким подъемом воды, мощными заторами льда.

Озера Приполярного Урала многочисленны. Они в основном ледникового происхождения, лежат в глубоких карах и цирках. Каровые отличаются высоким расположением (выше 800 м), большой глубиной (более 20м), округлой формой, каменистыми, почти лишенными растительности берегами, отсутствием рыбы.

Экономика, население, населенные пункты.

Наряду с добычей полезных ископаемых — каменного угля, нефти, горючего газа, торфа, каменной и калийной солей, горного хрусталя, железа меди, сурьмя, золота, алмазов, свинца и многих других — на Уральском Севере осуществляется заготовка ценной древесины — сосны, лиственницы, кедра, ели. Важное место в экономике края занимает промысел пушнины.

Коренные жители края — коми.

г. Инта – расположен в республике Коми в 50 км к югу от северного полярного круга на ЛБ реки Б. Инта (бассейн реки Печора). Статус города получил в 1954 году.  Численность населения более 60000 человек. Центр добычи каменного угля и деревообработки. В 15 км от города  - железнодорожная станция Инта-1. Есть аэропорт.

Сеть магазинов, почтовые отделения, больница. Музеи отсутствуют.

Интинская ГорСЮТур – адрес:  ул. Куратова 68, тел (821- 45) 376-88

Интинский ПСО – адрес: 169830     ул. Мира 41           тел(821-45) 343-33

Пос. Соно-Вож - 20 дворов, магазина нет

Пос. Епа  - 50 дворов, магазин работает  после 17.00

Пос. Абезь – крупный поселок у одноименной железнодорожной станции. Население более 2000 человек. Есть больница, почта, телеграф, сеть магазинов.

 

 

 2.2 Подъезд, выезд с маршрута.

 

    Подъезд

До начального пункта маршрута – г. Инта можно доехать тремя поездами; удобнее ехать на поезде № 120 Москва -  Лабытнанги (отправление 23.45; прибытие – 11.00; время в пути 35 часов 45 мин.).

Машину для подъезда на маршрут необходимо искать в городе(15 км от станции), куда ходит городской автобус, на автобазах. Необходимо найти вездеход с двумя ведущими мостами, так как дорога очень плохая. Ехать нужно от 100 до 110 км в зависимости от места начала сплава.

 

    Отъезд

От места зачалки и разборки судов до станции 1.5 км.  Через станцию проходят 3 поезда до Москвы(1 фирменный)  наиболее удобен поезд 175 Воркута –Москва. Отправляется из Абези в 21.10 прибывает в Москву через 42 часа в 15.10. Стоянка поезда на станции Абезь 5 минут.

 


3. Техническое описание маршрута и лоция рек Балбанью, Кожим, Лемва, Уса

3.1. График движения (Таблица дневных переходов).

Дни

Дата

Участки маршрута

Способ передвиж

Км.

Время (час)
ходовое             чистое

Характер препятствий

Погода

Примечания

1-3

13-15.07

г. Москва — ст. Инта

поезд

1518  

 

35.15

 

 

Поезд  № 120 Москва –Лабытнанги Отпр.- 23.45. Стоянка 15 мин.

3-4

15-16.07

ст. Инта— р.  Балбанью

машина

103  

20.30-2.30

 

 

начью + 2

днем ясно-солн. + 20

 

Стоянка на поляне ЛБ в 100 м от дороги  выше

4

16.07

Сбор судов

 

 

 

 

 

 

по течению реки

5

17.07

Радиальный выход. Подъем на хр. Малды-Нырд

пешком

15  

10.00 —12.00

13.00 —16.00

  4

 

ясно-солн. + 23

 

 

 

за 3 км до п. Соно-Вак

сплав

5  

13.00 — 16.00

  1

пор. 1-3 — шиверы с прижимами

 

Стоянка на поляне ПБ на краю поля

6

18.07

за 3 км до устья

сплав

7  

11.00 — 13.00

15.00 — 17.00

0,5

0,5

пор. 4-8 — мощные шиверы

ясно-солн. +20

Стоянка на поляне ПБ,

 у брода

7

19.07

До устья р. Балбанью

сплав

3  

11.30 — 12.30

0,5

пор. 9 - пор. 12; прп. 1,2 — сильные  прижимы

ясно-солн. +20

 

 

 

До порога 8 на р. Кожим

 

5  

15.00 — 17.00

 1

прп.10 –сильный прижим

 

Стоянка р. Кожим  ЛБ

8

20.07

До устья р. Б. Таврота

сплав

13  

11.00 — 15.00

 3

перекаты

пасмурно + 15

 

 

 

Разборка судов

 

 

16.00 — 18.00

 

 

 

стоянка в устье на ПБ р. Б. Таврота поляна

9

21.07

2 км за водоразделом и обратно (заброска груза)

пешком

10  

10    – обратно

11.00 — 18.00

5

брод, заболоченные участки

пасмурно, дождь, ветер + 8

 

----------«------------

10

22.07

До р. Лемва (перенос лагеря)

пешком

16  

11.00 —15.00

16.00 —18.00

5

брод, заболоченные участки

пасмурно, дождь, ветер + 6, ночью 0 –

снег

 

стоянка на ЛБ р. Лемва (р-н 190 км)

11

23.07

Доставка груза в лагерь

Сборка судов

пешком

6  

11.00 — 15.00

3

брод, заболоченные участки

пасмурно, дождь, ветер + 6, ночью 0 - снег

стоянка на ЛБ р. Лемва (р-н 190 км)

12

24.07

Сборка судов

До 175 км

 

сплав

 

14  

 

16.00 — 18.00

 

1,5

мелководные шиверы, протоки слабые прижимы

пасмурно + 8-10

стоянка на ПБ

13

25.07

До 125 км

сплав

50  

12.00 — 15.00

16.00 — 19.00

5

мелководные шиверы до устья р. Пороноко-ю перекаты

пасмурно + 8-10, дождь

стоянка на лесной поляне ПБ

14

26.07

До 80 км

сплав

45  

12.00 — 15.00

16.00 — 19.00

5

перекаты протоки

пасмурно + 8-10, дождь

стоянка  на большой поляне ПБ

15

27.07

До 54 км

сплав

26  

11.30 — 13.30

14.30 — 18.30

4

порогов нет

пасмурно + 10-12 вечером ясно

стоянка на острове у песчаного пляжа

16

28.07

Дневка, организация бани

 

 

 

 

 

ясно-солн. + 15

-------«-------------------

17

29.07

До  31 км

сплав

24  

11.40 — 13.40

15.00 — 18.00

4

прп. нет, ширина реки до 200 м

ясно-солн + 15

стоянка на высоком ПБ

18

30.07

До п. Старая  Абезь

сплав

28   

12.00 — 14.00

15.30 — 18.00

4,5

протоки, ширина р. Уса до 300 м

пасмурно + 15 ветер

стоянка на острове напротив п.  Абезь

19

31.07

До Ст. Абезь

 

сплав

3  

12.00 — 13.00

1

прп. нет

ясно-солн. + 15 , вечером гроза, дождь

 

 

 

Разборка судов

пешком

1,5  

 

 

 

 

 

19-21

31.07. —2.08

п. Ст. Абезь — Москва

поезд

1580 

 

42.00

 

 

Поезд Воркута-Москва

№175 Отп. 21.10

Итого: радиальный выход на хр. Малды –Нырд 8(16), сплав по реке Балбанью – 15 км, сплав по реке Кожим - 16 км, пешком  волок- 18 км, сплав по реке Лемва – 190 км

Всего активными способами передвижения - 247 км

 

3.2 Радиальный выход на хребет Малды-Нырд.

17 июля

пройденное расстояние 21(13)

сплав            5

пешком 8(16) км

ходовое время  5 час

От места лагеря вышли на дорогу (103 км), идущую вверх по склону долины р. Балбанью. Прошли по дороге, вверх по долине 1,5 км и начали подниматься без тропы (Ф     ) вдоль русла ручья. Подъем не крутой, сначала по лиственничному лесу, затем по курумнику (30 мин) (Ф,Ф       ).  Далее более крутой подъем к небольшому озеру расположенному в каре. Озеро частично покрыто льдом, склоны кара в снегу ( Ф    ). Ручей вытекает из озера под курумником. Поднялись на хребет над озером, обошли озеро по склону кара и спустились к дороге.

Протяженность 8(16) км (4 часа).

 

 

 

3.3. Сплав по р. Балбанью (лоция реки)

 

Р. Балбанью —левый приток р. Кожим. Протяженность сплава — 15 км.

Уровень воды ниже  среднего, в последующие дни повышение уровня.

Место начала сплава - 150 м. выше устья правого притока р. Пелингичей. На ЛБ р. Балбанью. Ширина реки 20-25 м. Уклон 5-6 м/ км. Расход 30-40 м3/ сек. Выше лагеря 50 м. — мелководная шивера с прижимом под скалу ЛБ.

В устье р. Пелингичей — порог  1 — мелководная шивера длиной 200 м. Начинается на левом повороте, по правому берегу галечная отмель. Основная струя по центру, затем слева. Правый поворот. На выходе прижим к скале левого берега. Напротив скалы, в центре русла обливник

Прохождение тандемами: вход по центру, затем вдоль ЛБ и вправо ходя от прижима.

Через 100 м — мощная шивера на прямом участке (порог  2). Длина 150м.

Прохождение по центру, на выходе обход камня справа

Через 150 м. Галечный остров. Левая протока основная Длина 100 м. На выходе несильный прижим к скальному правому берегу.

Проход вдоль острова

Через 200 м — порог 3 — мелководная шивера, на выходе прижимы к скале ЛБ. На скале — сарай. От ПБ — галечная гряда.

Прохождение без просмотра по основной струе

Далее 3-4 шиверы в протоках. Длина шивер по 100 — 150 м.

Основные протоки — правые (Ф,Ф         ).

.

Стоянка на ПБ на краю поля. По ЛБ дорога в этом месте спускается к реке.

 

18 июля

пройденное расстояние       7    км

ходовое время                        4  час

 

Ниже система проток протяженностью - 2 км, мелководные шиверы

Прохождение в основном по правым протокам (Ф,Ф          ),

После слияния проток по ЛБ виден пос. Соно-Вож (к берегу реки не выходит). У поселка, на ЛБ — скала (вида издалека). Перед ней порог 4 — шивера средней сложности. Длина 200 м. Осмотр по ПБ. Перед шиверой брод через реку. Ширина основного русла - 20 м. На входе зуб по центру. Основная струя справа. Далее обливники, “бочки” по центру, на выходе от ПБ надводные камни. Прижима к скале нет.

Проход вдоль отмели ЛБ, затем пересечение струи и в слив между камнями от ПБ  и галечной отмелью (см. ФФ        ).

Страховка: береговая –для первого судна, с воды – из улова у ПБ для остальных судов

Ниже (через 200 м) на прямом участке шивера (длиной 80 м) без открытых камней,

Прохождение по основной струе.

Через 100 м за левым поворотом узкая мощная струя, валы до 0,8, постепенное сужение русла, увеличение уклона. Чалка к отмели ПБ, перед правым поворотом.

Прохождение по основной струе.

Порог 5 — мощная шивера длиной 70 м, на выходе — прижим к скале левого берега на правом повороте. Ширина русла 15 м. Перед прижимом у ПБ — надводный камень, слева “бочка”. Слив в прижим под скалу.

Прохождение по струе ближе к камню, затем в улово у ПБ уходя от прижима(Ф,Ф               ) Береговая страховка с ПБ. ЛБ — скальный, высота - 30 м

Через 400 м устье правого притока р. Соно-Вож. По ПБ отвалы золотодобычи.

 

Через 150 м — порог 6 — шивера, средней сложности, длиной 300 м, заканчивающаяся на левом повороте прижимом под скалы ПБ ( Ф,Ф            ). Чалка в улове ЛБ.

Проход по центру, через “бочки” затем вдоль отмели ЛБ уходя от прижима.

Через 400 м — мощная, крутопадающая шивера (дл. 300 м) — порог 7 (Ф      ) с крупными обливными камнями. На выходе гряда зубьев

Проход по центру, затем левее

Через 50 м — порог 8 — мощная шивера. Ориентир — на выходе скалы ЛБ. Вдоль ЛБ галечная отмель. По ПБ — отвалы золотодобычи. Вход мелкий, широко (до 50 м). На выходе круто падающий участок, длиной 50 м. Свал с отмели ЛБ вправо, струя узкая. Ширина русла до 20 м. Вдоль ПБ. Надводные зубья. Чалка справа на галечный пляж. Перед порогом 8, на ПБ у брода хорошее место для стоянки.

Прохождение по центру.

 

Стоянка на поляне ПБ у брода перед порогом 8

19 июля

пройденное расстояние         8 (3-Балбанью, 5 –Кожим)  км

ходовое время                          3  час

Через 300 м сужение до 15 м. Чалка справа. ЛБ — скальный, ПБ — галечный обрыв. За правым поворотом - порог 9 - шивера “Труба” ( Ф,Ф        ). Коридор длиной 200 м с “бочками”, валами до 1 м, отдельные обливники, на выходе слева плита.

Прохождение: вход справа, затем по центру на выходе у ПБ. Страховка береговая. ПБ — изрытый золотоискателями.

Через 300 м на ПБ — лотки, бытовки. Здесь крутой правый поворот, затем левый. ПБ — скальный. Под него сильный прижим. Поворот русла на 90. В центре русла  галечный остров. Осмотр по ПБ. Это порог 10 (см. Ф,Ф              ).На входе мелко.

Вход от ПБ, затем по центру и в улово у галечной отмели уходя от прижима. Прохождение тандемами.

Через 50 м еще один не сильный прижим к скале ПБ.

Прохождение по основной струе.

Через 500 м плавный правый поворот. По ЛБ — скальная стенка сужение до 20 м, возрастание уклона, валы до 0,8 м, отдельные обливники, прижимы к выступающим камням ЛБ. Длина 400 м — порог 11

Прохождение по основной струе.

Через 200 м на плавном левом повороте — порог 12 — шивера с валами до 0,5 м. На входе гряда обливников слева. Длина 100 м (см. Ф       ). На ЛБ — одинокая скальная башня (в стороне от реки). На ПБ — скала красноватого цвета. (Ф         ).

Проход вдоль ПБ по валам и небольшим бочкам.

Через 200 м — устье р. Балбанью (Ф.        ).

 

 

Итого по Балбанью пройдено 15 км за

 

3.4. Сплав по р. Кожим (лоция реки)

 

Протяженность сплава до устья р. Б. Таврота — 18 км.

Уровень воды при сплаве — большой.

Через 1 км от устья р. Балбанью — прп. 1 — сильный прижим к скалам ЛБ (Ф,Ф      ). Берега Кожима — осыпные. Везде следы золотодобычи. Река делает крутой поворот направо, затем налево. Ширина реки — 50 м.

Проходили прп. 1, 2 — вместе, тандемами Вход вдоль ПБ, затем в улово у ПБ.

За левым поворотом — прп. 2 —  порог. Длина 50 м. Скальный коридор. В центре и ПБ в русле надводные камки. Чистый проход у ЛБ.

 

. Через 1 км на правом повороте прп. 3 — шивера, длиной 50 м: в центре надводные обломки скал.

Проход справа.

Ниже на ЛБ — каменный столб ( Ф        ).

 

Далее на поворотах несложные перекаты длиной 50-100 м, не сильные прижимы под скалы. (прп. 4-8). Берега в галечных отвалах, правый берег чаще скальный (Ф,Ф             ).

Прохождение без разведки по основной струе.

 

Стоянка на небольшой поляне ЛБ за прп 8

20 июля

пройденное расстояние         13  км

ходовое время                           6  час

Прп. 11  — шивера длиной 50 м за правым поворотом. Два подводных камня в центре и ближе к ЛБ. Более чистый слив у ПБ.

Проход без разведки по основной струе.

В устье р. Тела-Шор — поселок (см. Ф     ), 15 дворов. Старый подвесной мост.

 

Прп 12-17 — слабые перекаты

Проход без разведки по основной струе

Прп 18 — шивера на крутом правом повороте, длиной 50 м. На ЛБ — высокая скала — мыл Прижим, Правый берег — галечная отмель. Улово справа

 Прохождение тандемами правее центра.

Напротив устья р. М. Таврота — брошенный    поселок.

 

Через 2-3 км устье р. Таврота — чалка на ПБ. На ЛБ. Кожима — золотодобыча.

 

Стоянка на поляне на стрелке Кожима и правого притока Б.Таврота  за впадением притока наего ПБ

Итого по Кожиму пройдено 18 км.

 Все прп. на р. Кожим кроме 1, 2 проходили без просмотра.


3.5. Волок с реки Кожим на реку Лемва.

Протяженность 16 км.

Проводился в две ходки.

1 день: заброска снаряжения за водораздел (10 км) возвращение в лагерь.(10 км)

2 день: перенос лагеря на р. Лемва (16 км).

3 день: заброска остального снаряжения на р. Лемва (6+6 км).

Продолжительность - 2,5 дня

         Чистое время волока (при одном переходе) — 4 м. 20 мин.

Общая протяженность переходов 48 км (32 км с грузом + 16 без груза)

 

20 июля

пройденное расстояние  10 км с грузом + 10 возвращение в лагерь

ходовое время                           7 час

 

21 июля

пройденное расстояние        16 км до Левмы

ходовое время                           6 час

 

22 июля

пройденное расстояние  6 км возвращение за грузом+ 6 км до лагеря

ходовое время                           4 час

 

От устья р. Б.Таврота — старая вездеходная колея идет по ПБ р. Б. Таврота, траверсируя (А-60) склон долины сначала по лесу, затем спускается к ручью — правый.приток  р. Б. Таврота. Ширина ручья — 0,5 м. Здесь лес заканчивается. Левый берег р. Б. Таврота — осыпной. Вездеходная дорога тянется до самой Лемвы, иногда слабо просматриваясь на заболоченных участках и в зарослях карликовой березы.

Через 2 км от начала волока — брод на ЛБ р. Б. Таврота. Ширина реки 10 м, глубина 0,4 ( Ф       ). После брода подъем на склон долины, развилка — идти по левой колее (вверх по долине р. Б. Таврота) До брода около 30 мин.

Далее по склону долины р. Б. Таврота около 1 часа до опушки леса. Колея сухая. Постепенно колея отходит от реки и плавно поднимается вдоль левого склона оврага (А 90),  затем пересекает его и выходит на безлесное водораздельное плато   (Ф,Ф             ) около 1 часа. Пересекая плато, колея проходит по опушке леса и плавно спускается в овраг, (направление оврага - А 60), пересекает его и идет вдоль него. Леса нет, заросли карликовой березы. Воды нет. Колея пересекает два ответвления оврага, иногда она заболочена. Впереди просматривается долина р. Лемва.

Через 1,5 часа от водораздела колея пересекает ручей (ширина 2 м), можно перейти по кочкам. В этом месте овраг поворачивает на север, колея поднимается на горку, затем спускается в низину. За ней лес. Слева распадок ручья. За низиной развилка. Левая колея спускается в распадок. Правая (А 90)  — входит в редколесье и через 200 м круто спускается в долину р. Лемва. От ручья до реки - 30 мин. Далее колея уходит на ПБ Лемвы.

 

Стоянка на ЛБ р. Лемва справа от колеи под склоном. На склоне — лиственницы для строительства рамы. В 200 м. Выше по реке на склоне — избушка. Вдоль реки заросли ивы ( Ф,Ф            ).

 

3.6.       Сплав по р. р. Лемва, Уса (лоция рек)

Протяженность сплава — 190 км.

Уровень воды — большой.

Р. Лемва — в месте начала сплава — ширина 30 м.

Глубина 0,5 м. Расход 30 м куб/ сек. (Ф         ).

Верхний участок р. Лемва — до устья р. Поропоко-ю — 20 км.

Большая скорость течения. Слабые шиверы, перекаты протоки. Прижимы под скалы ( Ф,Ф            ).

Проходили по основной струе без просмотра.

 Через 1 час сплава — брод через реку.

Еще через 30 минут — система проток. Часть проток с завалами. Длина шивер 50-100 м.

Необходимо проходить по левым протокам.

Шиверы заканчиваются у устья р. Пороноко-ю. Перед устьем остров. Напротив устья — на ЛБ р. Лемва — высокая скала ( Ф           ).

Проходили по основной протоке — по левой.

Далее ширина реки 50-60 м. До устья р. Хайна — по берегам встречаются скалы. Ниже песчаные обрывы. Скорость течения большая. Берега однообразные. Ориентировка затруднена.

Ниже р. Хайна -много крупных, лесистых островов. Ширина реки около 100 м (Ф          ).

В 70 км от устья на ПБ остатки поселка.

Через час сплава крупный остров Харута. На ЛБ — ферма.

Единственная деревня на реке — Епа (35 км от устья) на ПБ             (Ф,Ф           ) Ниже деревни много проток, по берегам несколько ферм.

Р. Уса — сплав по Усе — 13 км. Ширина реки 200 м.

На Усе при впадении р. Лемва — крупный остров (Кытыр-Ди).

Лемва впадает в левую протоку Усы.

 В конце острова на левом берегу р. Уса — пос. Старая  Абезь. Возможна стоянка на острове напротив поселка.

 В 3 км ниже на ПБ — ст. Абезь. От реки до станции 1,5 км.

Все перекаты и мелководные шиверы рек Лемва и Уса пройдены по основной струе без просмотра.

Разделы 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 составили Лурье Евгений и Рязанов Василий

 

4. Выводы и рекомендации

1.   Маршрут по рекам Кожим, Лемва — это популярный водный маршрут в 70-80 годы (подъем по р. Кожим, волок на р. Лемва и сплав по ней).

Затем этот район был закрыт в связи с золотодобычей на р. Кожим. Два года назад район открыли для туристов, т.к. золотодобыча сокращается. Реки Балбанью, Кожим вошли в состав национального парка. Для добычи золота в верховья р. Кожим и его первого притока р. Балбанью была простроена дорога, которая позволила добираться в верховья р. Кожим и Балбанью.

Сплав по р. Балбанью в 70-80-е г. не проводился (отчетов  нет). При подготовке похода удалось получить отрывочную информацию о р. Балбанью из устных рассказов туристов побывавших на реке в последний год, два.

Решено было попытаться сплавиться по р. Балбанью. К сожалению, уровень воды в реке во время прохождения маршрута был низким, поэтому пришлось начать сплав от устья р. Пелингитай (отсюда сплав — без проводки судов). Выше — много мелководных участков; это явилось причиной изменения графика движения.На р. Лемва при сплаве был очень высокий уровень воды, что позволило пройти среднее и нижнее течение реки значительно быстрее.

Так как описаний участка маршрута по р. Балбанью не было — все препятствия проходились с просмотром.

2.   Сплав по р. Балбанью наиболее интересная в спортивном отношении часть маршрута. Препятствия — это шиверы, часто с прижимами под скалы. Наиболее сложные препятствия — 5, 8, 9 и 10 — соответствуют 2-3 категории сложности. Долина р. Балбанью очень красива, почти не испорчена золотодобычей. Можно сделать радиальные выходы на озера в верховьях левых притоков р. Балбанью, на хребет Марды-Нырд и даже в район г. Народная (несколько дней).

На прохождение р. Балбанью необходимо выделить 3-4 дня.

На р. Кожим — одно сложное препятствие –1-й сложный прижим к скалам ЛБ в 1 км ниже устья р. Балбанью. Остальные препятствия несложные шиверы, перекаты. Берега изрыты, сложно найти место для стоянки.

В спортивном отношении интереснее сплав по р. Кожим выше устья Балбанью (можно заехать на машине), затем на машине заехать в верховья Балбанью и сплавиться по Балбанью к Кожиму.

3.   Волок на р. Лемва несложен, проходит по старой вездеходной дороге, подъемы незначительны.

4.   Сплав по р. Лемва интересен в тактическом плане. Это прохождение без просмотра многочисленных шивер, перекатов, проток при высокой скорости течения. Сплав по Лемве дополняется сбором грибов, ягод, рыбной ловлей.

Ловить рыбу в реках Балбанью, Кожим — нельзя.

5.   Подъезд к началу маршрута: машина из г. Инта — 100 - 130 км (в зависимости от места начала сплава). Машину надо искать в городе (15 км от ст. Инта). Необходимо оформить разрешение на въезд на территорию национального парка.

Выезд простой: от реки Уса до ст. Абезь - 1,5 км.

6.   Маршрут автономен. На р. Балбанью  — один поселок золотодобытчиков (Соно-Вож), на р. Кожим — поселок в устье р. Тела-Шор, на р. Лемва — пос. Епа в 35 км от конца маршрута. Хотя на всех реках, кроме верхнего и среднего течения р. Лемва, встречаются люди (в основном артели золотодобытчиков).

7.   В учебных целях маршрут интересен разнообразием препятствий, организацией и тактикой прохождения волока, занятиями по изготовлению рам для катамаранов.

8.   Недостаток маршрута: наиболее сложный участок маршрута (р. Балбанью) — в начале. Много комаров — необходимы накомарники и герметичные палатки.

9.   Выбор времени прохождения маршрута: июль — вероятность большой воды, но нет ягод, грибов; август — малая вода.

10. Данный маршрут соответствует 2 к. сл. с элементами 3 к. сл. (р. Балбанью, при большой воде — отдельные препятствия — элементы 4 к. сл.) и может быть использован как учебно-тренировочный водный или пеше-водный маршрут.

11. Список использованной при подготовке к походу и написании отчета литературы:

 

1.      Отчеты  библиотеки МГЦТК №,№  761,1168,1514,2110,2111,2440.

2.      Ильина Л.Л.,Грахов А.Н. Реки Севера Л. Гидрометеоиздат 1987 г

3.      Сюткин А., Чумчев М. Коми АССР краткий справочник Сыктывкар 1966 г.

 

Раздел составил Андреянов В.М.


 

5. Приложение

 

5.1. Сведения о материальном оснащении группы.

 

5.1.1. Средства сплава.

Четырехместный катамаран               - 1,5 т.

Четырехместный катамаран               - 1,3 т.

Четырехместный катамаран     -           1,2 т.

Двухместный катамаран    -                  1,0 т.

Рамы катамаранов изготовляются на месте из дерева

Каждый катамаран снабжен 2 чальными концами длиной до 10м и упорами для канойной жесткой посадки.

Общий вес всех средств сплава приблизительно 95 кг.

 

5.1.2. Состав специального снаряжения.

 

Общественное снаряжение.

 

Весла канойные стеклопластиковые                                - 8 шт.

Весла канойные деревянные                                             - 8 шт.

Запасные  лопасти байдарочные                                      - 4 шт.

Спасконец береговой (морковка)                                      - 1 шт.

Гидроупаковка общественная(продукты, палатки)         - 18 шт.

 

Общий вес общественного спецснаряжения               23 кг

 

 

Личное снаряжение.

 

Спас жилеты надувные (4 емкости, общий литраж -

30л с нижней шлеей)                                                          - 16 шт.

Шлемы хоккейные                                                              -  16шт.

Гидроанараки (серебрянка)                                               - 16 шт.

Гидроупаковки(личные)                                        -            16 шт.

НАЗ (неприкосновенный аварийный запас: спички,

гидроперит, бинт) в двойной гидроупаковке                  -  16 шт.

 

Вес личного снаряжения (на одного участника)            - 2.5 кг

Рекомендации по снаряжению. В связи с тем, что маршрут связан с волоком, основной задачей при подготовке снаряжения было экономия его веса. Рамы для катамаранов изготовляли на месте из стволов молодых пихт, связывая их квадратом из 4 продольных и 4 поперечных слег с двумя диагоналями. Соединения слег - на скрутках из широкой двойной стропы. В качестве запасных весел использовались лопасти от байдарок «Таймень», цевье изготовляли на месте из молодых березовых столов.    

Раздел  подготовил  Бельчук Владимир 

 

5.2. Рекомендации по питанию

Рекомендуем закупить хлеб вгор Инта на 2-3 дня похода, на остальную часть взять сухарей и муки.

Из-за обилия на маршруте ягод грибов и рыбы рекомендуем взять дополнительное количество сахара для варки варенья, соли для засолки рыбы и грибов.

Рекомендуем расфасовывать крупы в пластиковые бутылки от газированной воды в них же рекомендуем хранить масло. Пластиковые бутылки очень прочные и абсолютно герметичны, что особенно важно для водного похода.

Рекомендуем копченую колбасу покупать только отечественного производства и смазывать предварительно ее поверхность растительным маслом для лучшей сохранности.

Крупы: гречку, пшено, рис рекомендуем предварительно промыть просушить и слегка обжарить для более быстрой и качественной готовки. 

 

5.Краеведческое задание 

 

Природные богатства Приполярного Урала

(долины рек Кожим, Лемва, Уса)

 

          6.1 Выбор темы и методика работы.

    Природа Приполярного Урала богата и разнообразна. Здесь добывается каменный уголь и горный хрусталь, ценные породы деревьев ( лиственница и ель ). Этот край славится своей пушниной и рыбой. Готовясь к походу, мы хотели отметить наиболее значительные черты района своего маршрута. Мы остановились на добыче золота, характерной для долины реки Кожим, и охоте и рыболовстве – основных промыслах в долинах рек Лемва и Уса.

   При подготовке  к  маршруту , изучив литературу по этим вопросам , мы ознакомились с историей добычи золота на Урале , охотничьим и рыболовным промыслами и их местом в традиционном хозяйстве народа коми . Во время похода мы собирали материал о современном  состоянии этих отраслей хозяйства . Информацию мы получили от местных жителей : работников заповедника в Инте и на въезде в заповедник , лесника на реке Балбанью, золотодобытчиков, ветеринара в поселке Абезь, рыбаков и охотников из деревень Епа и Старая Абезь. Собранный материал мы проанализировали и сравнили с полученным из книг.

6.2.Основное содержание задания

6.2.1. История добычи золота на Урале.

Первое открытие золота в России произошло в 1732 г. в Архангельской губернии, но существенного значения это открытие не имело. Несравнимо большее значение имело второе открытие, именно на Урале.

Золото на Урале было открыто в 1745 г. Е.С.Марковым. Им был найден обломок кварца с вкраплением золота. На месте находки в 1747 г. начали разрабатывать первое в России Березовское месторождение. Это открытие не было случайным, а явилось результатом того, что на рубеже  XVII-XVIII веков в Уральском регионе интенсивно развивалась горнодобывающая  промышленность.

В XVIII в. на Урале, да и в России в целом, разрабатывались только коренные месторождения золота. В 1814 г. Л.И. Брусницын открыл на Урале россыпное золото и изобрел способ обработки золотосодержащих речных пород промывкой без толчения. Это произвело революцию в золотой промышленности. Поиски, разведка и эксплуатация россыпей развивались очень быстрыми темпами. Так с 1814 по 1823 годы в регионе было открыто более 200 россыпей. Возможность отработки золотоносных россыпей столь простым способом привела к резкому и быстрому снижению добычи рудного золота. Таким образом Урал — родина золотопромышленности в нашей стране. К 1900 г. уральская золотая промышленность захирела, так как богатые россыпи были отработаны, а для освоения коренных месторождений требовались крупные капиталовложения. В результате были созданы акционерные общества с иностранным капиталом. Были выявлены главные районы россыпной золотоносности на Урале, общая протяженность которых составила более 1 000 км. Поиски и разведка россыпей привели к открытию многочисленных проявлений коренной золотоносности.

Большой урон золотой промышленности Урала был нанесен во время гражданской войны. Шахты были разрушены и затоплены, оборудование в существенной мере вывезено. Бесследно исчезли планы горных работ, а также геологическая документация.

В 1929-37 годах были реконструированы старые и построены новые горнодобывающие предприятия. Сырьевая база рудного золота создана путем разведки глубоких горизонтов и ближайшей периферии известных месторождений. Новые месторождения были открыты перед войной, а в послевоенные годы открывались с периодичностью примерно раз в 5-8 лет. В 50-е годы в Сибири и на Дальнем Востоке были открыты крупные месторождения золота, после чего интерес к уральскому коренному золоту резко упал. Однако, в это время в регионе успешно развивались поиски золотоносных россыпей, осуществлялись их разведка и эксплуатация с применением современных технологий: широко использовались электрические драги и гидравлики. В результате второе рождение получили отработанные россыпи. В конце 70-х — начале 80-х годов на севере Урала определился новый район россыпной золотодобычи – на Приполярном Урале

 

.

6.2.2.Руды и типы месторождений.

Месторождения золота подразделяются на коренные (первичные) и вторичные — россыпи, являющиеся результатом разрушения коренных.. Наиболее часто встречающимся типом коренных являются кварцевые золотосодержащие жилы. До недавнего времени он являлся основным, представляющим объект промышленной эксплуатации.

В кварцевых жилах золото содержится в верхних горизонтах в самородковом состоянии, суглублениям же жилы переходит в соединения с колчеданами и не может быть получено путем механической обработки, а требует применения химической обработки. Во многих местах Урала встречается золото, вкрапленное в горные породы: гранит, сланцы, известняки.

Россыпи образовались в результате разрушения коренных пород атмосферными явлениями или реками. В первом случае они располагаются вблизи первоначального месторождения. Во втором — материал переносится на далекое расстояние, на пути претерпевает механические изменения, благодаря сильному трению кусков один о другой, и отлагается в местах, где сила течения уменьшается.

 Рудами золота служат некоторые естественные сплавы и минералы. Но нередко оно находится в металлическом или  самородном виде. Такое золото не бывает, однако химически чистым и обычно содержит различные примеси: серебро, медь и др. Самая высокая проба не превышает 998. Золото из россыпей имеет более высокую  пробу, чем соответствующее рудное. Из естественных сплавов более известен электрум — сплав золота с серебром (60-70%). Эта форма встречается только в жильных месторождениях в вулканических породах (в России — на Алтае).

Из минералов наибольшее значение имеют соединения золота с теллуром (содержание золота доходит до 40%).

Обычной рудою в практическом смысле является серный колчедан, в котором золото находится как в виде тонкой механической примеси, так и в виде химического соединения.

 

Применение драг.

За более чем 100-летний период усиленной эксплуатации россыпи в значительной степени оказались выработанными и остались только россыпи с более бедным содержанием золота, уже с трудом допускавшие возможность применения только ручного труда. Необходимо было обратиться к более дешевым и экономичным способам разработки и добычи: к драгам и экскаваторам. Первая драга на Урале появилась в 1902 году,  экскаватор —  в 1907 году.

6.2.3. Добыча золота на Кожиме .

В настоящее время на Приполярном Урале разрабатываются только россыпные месторождения . В основном россыпи сосредоточены на восточном склоне Уральского хребта, заходя лишь недалеко от водораздела на западный. Исключение составляют верховья рек Печоры и ее притоков. Россыпи на Кожиме разрабатываются уже 10 лет .Практически весь берег по нашему маршруту перерыт драгой . Сейчас драга работает на левом берегу в районе правого притока. Работа ведется круглые сутки . Золото в россыпи содержит примесь платины . Нас удивило , что наряду с драгой применяется и  ручной труд . На том же левом берегу , выше по течению драги , мы встретили несколько старателей , промывающих золото в лотках .Сфотографировать  драгу не удалось из-за плохой погоды : тумана и дождя , который шел весь день .

6.3.Охотничий и рыболовный промыслы и их место в традиционном хозяйстве народа коми.

6.3.1.История.

Охота и рыболовство — древнейшие виды хозяйственной деятельности. У народов коми они сохранили высокую экономическую значимость вплоть до начала  XX века.

Человек появился на территории Коми еще в палеолите. Население, оставившее палеолитические и мезолитические памятники, вело бродячий образ жизни, добывая средства существования охотой и рыбной ловлей. К неолиту относится появление постоянных поселений.

Земледелие и скотоводство стало развивать у коми с X века, хотя по-прежнему сохранилось преобладающее значение охоты и рыболовства.

До XV века торговые и культурные связи коми с русскими носили случайный характер, но с присоединением к Московскому государству постепенно наладился достаточно тесных экономический и культурный контакт. С установлением регулярной рыночной связи в охоте стала преобладать добыча пушнины на продажу. Появились крупные торговцы — скупщики Вывозились меха соболя ,белки, зайца, лисицы, куницы, горностая, норки, выдры и бобра. .

Уменьшение количества зверя ценных пород в более обжитых южных районах явилось причиной переселения части населения на север. Жители вновь основанных селений первоначально занимались исключительно промысловой деятельностью и лишь в дальнейшем, по мере возможности, начинали совмещать охоту и рыболовство с земледелием. Развитие добывающего и лесного промысла на Южном Урале завершило расчленение края на земледельческо-промысловый юг и промыслово-скотоводческий север. Печорский район и в начале ХХ века продолжал играть роль поставщика меха для внутренних и внешних рынков России и рыбы, прежде всего семги. (К началу XIX  века наряду с пушниной товарное значение приобретает добыча дичи).

6.3.2.Охота.

Промысловый сезон у коми охотников подразделяется на два периода — осенний и зимне-весенний. Осенью охотятся  на боровую дичь преимущественно в одиночку в ближних охотничьих угодьях. На дальний зимний промысел пушных зверей охотники  отправляются артелями . Угодья коми охотников представляют собой районы постоянного промысла отдельных охотников и членов их семей. В центре охотничьего угодья находится промысловая избушка и хозяйственные постройки. Такую избушку мы встретили на левом берегу  реки Лемва выше первой стоянки . Избушка небольшая, с односкатной крышей и печкой . Возле нее находились разбросанные кости животных . При дальней охоте часто приходится ночевать в лесу вне избушки. На месте, выбранном для ночлега, обычно сооружается односкатный шалаш. Раньше  охотились и на оленей , а теперь их разводят , перегоняя стада с одного пастбища на другое . Такое пастбище мы встретили на плато при волоке с Кожима на Лемву , и  собирали  там оленьи рога .

 

 

6.3.3.Рыболовство

Рыболовецкий промысел был распространен по всей территории расселения коми и имел давние традиции. Рыба наиболее ценных пород: семга, нельма, сиг предназначалась в основном для рынка, не пользующаяся товарным спросом: щука, налим, окунь и т.д. — потреблялась внутри хозяйства рыбака . Сейчас на территории края располагается заповедник , где охота и рыболовство запрещены .В него входят долины рек Балбанью и Кожим . На Лемве и Усе лов рыбы разрешен , и мы встретили много рыбаков .Значительная часть рыбы добывается  недалеко от деревни .Рыбацкие избушки, построенные в местах постоянного лова рыбы вблизи от селений похожи на охотничьи, но не имеют очага внутри.

Широко распространены  рыболовные заграждения в небольших реках, заливах и старицах. В заграждениях   устанавливаются деревянные ловушки - морды и сетные ловушки — вентеря. Распространена ловля неводами , бреднями , ботальной сетью . Грузила для сетей изготавливают из обоженной глины и камней, зашитых в бересту . Поплавки делают из берестяных трубочек или из дерева.

Распространена ловля удочкой , дорожкой ,  переметом , налимьей тычкой ,водяным змеем , корабликом . Раньше долбили лодки из осины ,сейчас изготавливаю из досок . На крупных лодках  применяются уключинные весла. Чаще гребут стоя, однолопастным веслом, а на маленьких лодках двухлопастным. Для подъема вверх по течению применяются шесты, крупные лодки подымаются с помощью бечевы . На  реках , не имеющих порогов  ( Уса ) , используют моторные лодки .

Большая часть пойманной рыбы засаливается. Очень популярна была квашенная в бочках рыба. Часто для внутреннего употребления  рыбу сушат и вялят .

Далее мы приводим описание и рисунки снастей , которые нам удалось подробно рассмотреть . Сами мы сделали кораблик и поймали на него несколько хариусов .

 
ВОДЯНОЙ ЗМЕЙ

Такой снастью ловят крупную осторожную рыбу, которая держится вдали от берега, у поверхности воды.

Это деревянная доска. Внизу ее укреплена свинцовая пластина, с помощью которой доска на 4\5 высоты в вертикальном положении погружается в воду. Передний и задний край доски заострены, благодаря чему она легче движется в воде. По углам доски укреплены кольца, к ним привязаны два отрезка толстой лески, сходящийся в центре. Их соединяет заводное кольцо. Слева в него леска введена так, что при подсечке может быть вырвана, а правый кусок лески привязан к заводному кольцу. К заводному кольцу привязана и леска, которая идет к берегу и на которой привязано один-два поводка. Начиная ловить, змей опускают в воду под определенным углом к течению. Оно отводит снасть от берега и та перемещается к середине реки до тех пор, пока не займет нужное место. При поклевке подсекают — левые лески выскакивают из заводного кольца, и змей занимает положение, перпендикулярное берегу, и подтаскивать его легко.

 

ВЕНТЕР

Имеет форму колокола. Он состоит из сети, натянутой на нескольких деревянных обручах — эти обручи постепенно уменьшаются в своем диаметре так, что сама сеть суживается и от последнего обруча сходится в острый глухой конец. К 1-му самому большому обручу, служащему входом, прикреплена еще другая воронкообразная сеть, суженный конец которой входит во внутрь вентера и имеет отверстие.

От переднего обруча расходятся в обе стороны крылья, которые крепятся к трем жердям. К нижнему концу жердей и переднему обручу привязывается груз. Глухой конец крепится к месту, который впивается в дно. Вентера ставят поперек реки отверстием к устью по несколько в ряд, и они образуют преграду. Рыба, идущая против течения, встречает препятствие в крыльях, плывет по их направлению, находит отверстие и попадает внутрь вентера.

 

МОРДА

 

Состоит из двух корзин, сплетенных из прутьев, которые укреплены на обручах. Большая корзина имеет глухой конец. Меньшая имеет вид воронки, вставляется в большую.

Морды ставят в мелких рукавах рек по течению, а по обеим сторонам широких концов закладывают пучки из тростника, отчего рыба, идущая против течения, не может пробраться в реку, и найдя отверстия в морде, попадает в нее.

Морды ставятся по несколько в ряд вдоль берега, преимущественно около камней и в отверстия, сделанные из ивовых ветвей заборов, которые называются городками.

 

6.3.4. Фольклор

 

Охота и рыболовство, занимавшие видное место в жизни коми, не могли не оставить своего следа в фольклоре.

Основным блюдом на свадьбе считается рыбный пирог. Жених обязан преподнести рыбный пирог (“чернянь”) в качестве подарка матери невесты. Кроме того, жених д.б. одарить родителей невесты и ее подруг жаренной дичью .

При закладке дома под передний угол хозяева подкладывают крыло рябчика или утки, а при новоселье съедают рыбный пирог для благополучия хозяина.

Отдельные проявления ранних верований сохранялись вплоть до недавнего времени . В первую очередь — это вера в духов-хозяев мест , обеспечивающих успех в охоте и рыбной ловле  и наказывающей неудачей за непочтение к ним или неуважение к добыче . Из духов-хозяев мест ведущее место принадлежало владыке леса, носящему разные наименования : лесной, кривой, длинный, большой. Олицетворением водной стихии был водяной. Живым воплощением лесного духа считался медведь, а хозяина воды — щука . Существовал и культ промысловых животных. Считалось, что убитый зверь возродится в другой особи, поэтому его кости собирали и зарывали.

Перед выходом на охоту практиковалось “очищение огнем”. Перед приемом пищи охотники совершали обряд кормления огня, бросая в него крошки. Перед ночлегом полагалось спросить разрешения у дерева, под которым охотник укладывался спать.

6.4. Заключение .

На примере выбранных промыслов хорошо видны изменения , которые произошли в экономике края . Если в начале века основной статьей дохода был вывоз пушнины и рыбы , то сейчас это добыча угля и золота . Строительство шахт привело к появлению городов и притоку русского населения . Русских теперь в крае больше , чем коми . Коренное население живет , в основном , в деревнях , а рыба и дичь идут не на вывоз , а на внутреннее потребление . Наглядный пример вышесказанному – два населенных пункта в конце нашего маршрута на разных берегах Усы . На левом  - поселок  Старая Абезь , жители которой  (коми ) занимаются оленеводством и рыбной ловлей . На правом – поселок Абезь , возникший на месте лагеря , занятый лесозаготовками и обслуживанием железной дороги , построенной для вывоза угля из шахт Инты и Воркуты .

В заключение хотелось бы добавить , что мы увидели и узнали много интересного о новом для нас районе и получили опыт по сбору материала по новой для нас тематике.

Список используемой литературы

1.      Конаков Н.Д. Охотничий и рыболовецкий промыслы и их место в традиционном хозяйстве народа коми. Автореферат Л. 1979

2.      Урал и его богатства Екатеринбург 1910

3.      Уральская мифология. Тезисы докладов. Сыктывкар 1992

4.      Слукин В.М. Тайны Уральских подземелий. Свердловск 1988

5.      Золото Урала. Коренные месторождения. Екатеринбург 1993  


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;