LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



озеро Сибирское
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

река Колежма

Отчет о водном походе 1 к.сл. по реке Колежма

1. Паспорт маршрута.

 N

 Наименование Характеристики

 1.

Район путешествия

Республика Карелия

 2.

Сроки проведения

27.04. – 08.05.2002 г.

 3.

Протяженность маршрута:

Пешая часть

Водная часть

Итого

 

16

87

103

 4.

Количество дней на маршруте

12

 5.

Средства сплава

Катамараны 4-ки (1,8 м3) – 2 шт.

Каяк                                    - 1 шт.

 6.

Категория сложности

Первая с элементами второй

 7.

Основные препятствия, характеризующие сложность маршрута

Участок:

Руч. Самоварный – оз. Верхн. Колежма

Быстротоки, три завала

 

Участок:

Оз. Верхн.Колежма – оз. Нижн.Колежма

Перекаты, шиверы

 

Участок:

Оз. Нижн.Колежма – ж\д мост

Перекаты, шиверы

 

Участок:

Ж\д мост – пор. Щельватик

Перекаты, шиверы

Пор. Сосновый

Пор. Станционный

Пор. Котельников

Пор. Медведец

Пор. Щельватик:

-          правая протока

-          левая протока

 

 

 

 

1А к.с.

 

 

 

 

1В к.с.

 

 

 

1А к.с.

с эл. 2А

 

 

 

 

1А к.с.

1А к.с.

2А к.с.

1А к.с.

1А к.с.

 

1В к.с.

2А к.с.

 9.

Климат

Континентальный

10.

Материальные затраты на период похода (на 1 человека).

Проезд

Продукты

Итого

 

 

1 104-70

   300-00

1 404-70

3. Общая часть.

3.1. Состав группы.

 

Фамилия Имя Отчество

Год рождения

Туристская подготовка, опыт

Обязанности в группе

1.

Офицеров Сергей Альбертович

1961

СТП, руководство 5 к.с.

Руководитель,

капитан К-1.

2.

Костюков Андрей Вениаминович

1957

Руководство 2 к.с.

Матрос К-1,

Ремонтник.

3.

Овчинников Артем Алексеевич

1983

Участие б\к

 

Матрос К-1,

Ремонтник.

4.

Дубровина Мария Рифовна

1982

--

Матрос К-1,

медсестра

5.

Орловский Сергей Романович

1964

Руководство 2 к.с., участие 5 к.с.

Капитан К-2.

6.

Стаханов Александр Борисович

1981

Участие 4 к.с.

Матрос К-2,

Ремонтник.

7.

Бабичев Владимир Игоревич

1983

Участие б\к

Матрос К-2,

Ремонтник.

8.

Ахметгареева Виктория Тимуровна

1984

--

Матрос К-2,

Снаряженец.

9.

Прусов Сергей Иванович

1960

Руководство 3 к.с., участие 5 к.с.

Каяк,

Лоцман.

 

 

3.2. Цель путешествия.

Путешествие проводилось силами студенческого клуба туристов «Фортис» Московского Государственного Технического Университета «МАМИ».

 

Целью путешествия являлось:

-          разведка нового для нас района;

-          исследование возможности спортивного сплава весной по р. Колежме от ручья Самоварного;

-          повышение спортивно-туристской квалификации студентов;

-          составление отчета для МГЦКТ.

 

3.3. Общая характеристика района путешествия.

Путешествие  проходило  в районе Северной Карелии. Реки этого района относятся преимущественно к бассейну Белого моря  и текут   в   восточном   направлении.  Питание  рек  преимущественно дождевое, их режим в основном определяется озерами, из  которых они  вытекают  и  болотами,  которые  их  питают. На этих реках бывает высокий весенний паводок, связанный с  таянием  снега  и возможны   летние   подъемы   воды,  обусловленные  длительными дождями.

3.3.1.      Климат.

Карелия отличается продолжительной относительно мягкой зимой, коротким прохладным летом, значительной облачностью. Из-за частых циклонов погода в Карелии неустойчивая: не редкость –сильные ветры, дожди, резкие перемены погоды. Весна здесь начинается в конце марта. Уже в середине апреля – плюсовая температура. Во второй половине апреля вскрываются реки, а в мае – озера. Во второй половине мая почва заметно подсыхает, а заморозки – прекращаются. Долгота дня в Карелии на начало мая составляет около 20-ти часов.

3.3.2.      Растительность.

Карелия расположена в хвойно-лесной таёжной зоне. Болота и заболоченные земли занимают до 30% ее площади и расположены в проточных логах, замкнутых и сложных котловинах, долинах рек. Общая площадь, занятая лесом, составляет примерно 87%, однако в последнее время, в связи с развернувшимся строительством сети дорог, количество его резко сокращается. На побережье Онежского озера ельники сочетаются с липой и кленом, а на юго-востоке Карелии – ельники и сосняки с лиственницей сибирской. Среди дикой флоры встречаются лекарственные растения: толокнянка, вахта, ятрышник. Эти места изобилуют множеством видов грибов и лесных ягод.

3.3.3.      Животный мир

Среди млекопитающих встречаются рысь, куница, норка, хорек, росомаха, барсук, выдра, бобёр, волк, лисица, енотовидная собака. Из пресмыкающихся – уж, гадюка. Весной  гадюки особенно опасны! Птиц насчитывается около 200 видов. Постоянно обитают глухарь, тетерев, рябчик, куропатка. Разнообразны водоплавающие: гагара, чомга, утки, гуси, лебеди. Из рыб повсеместно встречаются окунь, щука, язь, плотва, судак, лещ, налим, а также лосось, форель, сёмга, сиг, ряпушка. Леса и болота Карелии населены всеми видами насекомых, присущих таёжной полосе. В летнюю пору появляется огромное количество комаров, мошки, оводов. По этой причине  весеннее путешествие в этом районе предпочтительнее.

4. Подходы и сходы с маршрута.

4.1. Подъезд.

Для заброски на р. Колежму необходимо доехать до г. Беломорска. Наша группа воспользовалась для этого поездом № 112 сообщение Москва-Мурманск отправлением из Москвы 27.04. в 01.17 и прибытием 28.04. в 04.46. Возможно, воспользоваться Мурманским поездом № 16, однако он фирменный и цены на билеты в нем выше.

До станции сумской Посад возможно доехать:

1)       автомобилем или автобусом наняв его в Беломорске;

2)       местным поездом сообщением:

-          6613\17 Кемь – Маленга прибытием в Беломорск в 07.10 по четным, стоянка 5 минут (которым мы и воспользовались);

-          6601\5 Кемь – Маленга прибытием в Беломорск в 18.30 ежедневно, стоянка 5 минут.

На станции Сумской Посад кроме станционных строений ничего нет. Иногда к приходу поездов суда подходят машины, но рассчитывать на это не стоит. Машину для проезда к месту начала сплава стоит искать в поселке расположенном в 2,5 км от станции, либо в мех.базах.

Вариант 1: Идти по дороге уходящей влево от полотна ж\д. В 1 км при пересечении с основной дорогой слева расположена механизированная колона.

Вариант 2: Идти (по варианту 1) до перекрестка, повернуть направо и продолжить движение до центра поселка (1,5 км до магазинов). Необходимо обратиться в дом напротив магазина их ж\б плит (второй по ходу с левой стороны) Здесь есть Газ 53.

Вариант 3: Идти (по варианту 1) до перекрестка, повернуть налево, идти 700-800 м. Справа от дороги расположена мех.база энергетиков.

4.2. Отъезд.

Отъезд из поселка Колежма возможен на рейсовом автобусе сообщение Колежма - Сумской Посад отправлением от авто моста ежедневно в 8.00. До станции Сумской Посад час езды. До Беломорска рациональнее доехать местным поездом:

-          6606\2 Маленга – Кемь прибытием в Сумской Посад в 24.00, ежедневно, стоянка 5 минут;

-          6618\14 Маленга – Кемь прибытием в Сумской Посад в 13.05, по четным, стоянка 5 минут.

Поезда на Москву проходят только утром, около шести часов. Город Беломорск не представляет интереса, поэтому имеет смысл, если позволяет время ехать через Петрозаводск. К тому же там проще взять билеты (особенно летом).

До Петрозаводска можно доехать на:

-          Мурманск – Петрозаводск, почтово-багажный отправлением в 17.10 (идет очень медленно);

-          Мурманск – С.Петербург №11, отправлением в 19.15 и прибытием в 03.50, ежедневно.

До Москвы из Петрозаводска можно доехать:

-          поездом №111 Мурманск – Москва, отправлением в 19.50 и прибытием в 11.25;

-          поездом №15 Мурманск – Москва, отправлением в 19.10.

4.3. Аварийный сход с маршрута.

Аварийный сход с маршрута возможен на ст. Колежма. Для этого необходимо прекратить сплав в месте, где на правом берегу расположен ж\б столб кабельной линии. Виден отчетливо. От него вверх идет тропа. Расстояние до станции около 1,5 км.

 

5. График маршрута.

 

Дата

Дни пути

Участок маршрута

Км

Способ передвижения

Место ночевки

препятствия

Время выхода

Время прихода

Метеоусловия

27.04.

1

Г. Москва -

 

поезд

поезд

--

01.17

--

--

28.04.

2

Г. Беломорск

Г. Беломорск – пос. Сумской Посад

 

Пос. Сумской Посад – руч. Самоварный

 

 

 

 

1560

 

 

51

 

 

 

38

Поезд

 

 

Поезд

 

 

 

Ав-ль

Поезд

 

 

--

 

руч. Самоварный

--

 

 

--

 

дорога в снегу

--

 

 

07.15

 

 

 

12.25

01.45

 

 

08.53

 

 

 

15.00

--

 

 

 

Солнечно, +18, слабый южный ветер

Дата

Дни пути

Участок маршрута

Км

Способ передвижения

Место ночевки

препятствия

Время выхода

Время прихода

Метеоусловия

29.04

3

Стапель

Руч. Самоварный – оз. Верхн. Колежма

--

 

 

7,4

--

 

 

сплав

--

лев.берег озера, в 300 м от окончания

--

быстротоки, завалы, на озере ледовые поля

--

 

 

 

 

 

16.00

--

 

 

 

 

 

19.10

Перем. Облачность+18, слабый юго-запад.ветер

30.04

4

0з. Верхн. Колежма – на выходе из оз. Нижн. Колежма

 

 

 

12

 

 

 

сплав

На правом берегу в 50 м от выхода

Шиверы, на озере ледовые поля

 

 

 

 

11-30

 

 

 

 

18-10

Перем. Облачность

После обеда солнечно, +20, южный ветер

01.05.

5

Дневка,

Радиальный выход за клюквой

--

 

6

--

 

пеш

ком

--«--

--

--

--

Солнечно, +20, слабый южный ветер

02.05.

6

Оз. Нижн. Колежма – Треангул. вышка

 

 

30

 

 

сплав

Пр.берег у знака гугк 4796

Шиверы, завалы

 

 

12.00

 

 

17.00

Солнечно, +20, слабый юж.. ветер

03.05

7

ГУГК 4796 – пор. Щельватик

 

32

 

сплав

Первый остров в пороге

Шиверы, пороги

 

 

10.45

 

 

16.30

Перем. Облачность, +17, западный ветер

04.05

8

Дневка, тренировочные занятия

--

--

--«--

порог

--

--

Перем. Облачность, дождь, +14, северо-западный ветер

05.05.

9

Пор. Щельватик – пос. Колежма – Белое море

 

Устье реки – о. Лопский – г. Медвежья – устье

 

 

5,6

 

 

 

10

 

 

Сплав

 

 

Пеш

ком

Правый берег реки в устье

Порог, перекаты

 

 

 

 

отлив

 

 

 

11.00

 

 

 

12.30

Перем. Облачность, + 16, северный ветер

06.05.

10

Белое море – ст. Сумской Посад

Ст. Сумской Посад – г. Беломорск

 

Г. Беломорск -

 

28

 

 

51

 

Ав-ль

 

 

Поезд

 

поезд

--

 

 

 

--

 

поезд

--

 

 

 

--

 

--

 

8.00

 

 

13.05

 

19.15

 

9.00

 

 

14.55

Облачно, дождь, снег с дождем +4, умер.северный ветер, после обеда снег

07.05

11

- г. Петрозаводск

г. Петрозаводск –

375

Поезд

поезд

Поезд

поезд

--

--

--

19.50

3.50

--

Ясно, +12, северный

08.05

12

Г. Москва

1185

поезд

поезд

--

--

11.25

Ясно, +17

 

6. Техническоеописаниемаршрута.

27.04.2002 г.

Просто сумашедший день, который продолжается со вчерашнего вечера. Ведем студентов в их первый продолжительный поход, предварительно разбив их на две группы. Руководителем второй группы является Федцов В.В. Предполагаем идти параллельно. Маршрут подобрали для них соответственно их навыкам и способностям – это река Колежма в Карелии. Обладая исключительно летней лоцией реки решили взять в качестве средств сплава катамараны 4-ки. В нашей группе два катамарана и один каяк. В поезде встретили парня и девушку направляющихся на р. Суму (заброска из пос. СумскогоПосада).

Наш поезд №112 сообщением Москва-Мурманск пришел в Беломорск  28.04. в 01.40 почти не опоздав. Решили не искать автотранспорт, а переночевав на вокзале уехать в Сумской Посад утренним местным поездом сообщением Кемь-Маленга отправляющимся в 7.15 по четным. Поезд представляет собой тепловоз с прицепленными к нему двумя сидячими вагонами. Народу не много (по крайней мере весной). Время в пути около 1,5 часа. В Сумсской Посад прибыли в 08.53. Тепло, солнечно, температура +16. На станции кроме зала ожидания и станционных построек ничего нет, в общем рядовой разъезд. Иногдак приходу поездов подходят автомашины. Так было и у нас, перед зданием вокзала стоял УАЗ 452. Нам, исходя из девятнадцати человек (две группы и парня с девушкой на “Скауте” решивших идти вместе с нами) этого явно мало. От водителя узнали где возможно найти автотранспорт. За автомобилем необходимо идти в поселок по дороге уходящей перпендикулярно линии ж\д влево. В километре при пересечении с основной трассой слева расположена мех.колонна. Здесь мы никого не нашли, но нам посоветовали поискать машину у магазина. К сожалению приехали мы не совсем удачно попав в вербное воскресенье и выборы главы района. На перекрестке повернули направо. В 1,5-2 км от перекрестка расположена центральная “площадь” поселка. Необходимо обратиться в дом напротив магазина из ж\б плит (второй по ходу). Здесь есть ГАЗ 53. Однако стоит заметить, что по крайней мере в нашем случае водители крайне не охотно воспринимали наше предложение о заброске группы к началу маршрута, а водители ГАЗ 53 сказали, что туда вообще проехать нельзя. И так уверенно об этом твердили, что мы почуствовали подвох. Как оказалось оправдано. Однако о реальной заброске мы и здесь не договорились, зато выяснили о существовании еще одной мех.колонны расположенной с противоположной стороны от перекрестка. Решили сходить туда, где после длительных переговоров договорились на ЗиЛ 131 с кунгом за 1,5 тыс рублей. Вообще же цены для нормальных дорог весной 2002 года составляли 6 руб. за 1 км. В 12.00 приступили к загрузке обеих групп на станции.

До ручья Самоварного как мы выяснили у начальника мех.колонны существуют два варианта подъезда:

1)       По старой дороге. Она вполне пригодна для проезда (особенно весной, пока не раскисает) на полноприводном автомобиле. Нонечиститсязимой.

2)       Через пос.Хвойный и далее на д. Воренжа с дальнейшим поворотом налево, на дорогу ведущую к ст. Вирандозеро. Сведений об этом направлении у нас небыло вообще. К тому же этот путь гораздо длиннее.

Мы поехали первым вариантом. Дорога пролегает по живописным местам, то поднимаясь на холмы, то спускаясь и огибая озера и болота. То и дело форсируя речки превратившиеся из разлившихся ручьем мы неуклонно продвигались к нашей цели. Весна здесь только начала принимать свой права. На солнечных склонах расцветает багульник, кое-где на солнечных пригорках поступает сквозь прошлогоднюю жухлуютравуяркозеленаяноваяпоросель. НашЗиЛ идет в основном по снежной целине. На проталинах и солнечных пригорках много разнообразной дичи. То и дело из под колес нашего автомобиля убегали полярные куропатки, взлетали утки и гуси. На пересечении дороги и реки Цепца встретили лесорубов обсновавших свой временный лагерь прямо на дороге. Отнихузналичто:

-          дорога через пос. Хвойный много лучше и в связи с лесозаготовками в этом районе поддерживается на должном уровне;

-          дальше наша дорога до пересечения с трассой на ст. Вирандозеро отремонтирована и очищена от снега. По ней за 20 минут доехали до перекрестка

От развилки до ручья Самоварного и р. Колежмы 1,5-2 км. Вокруг сильно заболоченный, а вернее сильно залитый лес. Место для лагеря и сборки судов нашли на заброшенной дороге к бывшему песчаному “карьеру”. Она расположена справа по ходу движения между мостами через ручьем Самоварным и рекой Колежмой. Отошли на 50-70 м чтобы нас не было видно с дороги. Время 15.00. Больше сухих и ровных мест здесь в это время года нет. Разбиваем лагерь, начинаем стапель. Первыми еще до ужина собрали свой Скаут ребята – наши попутчики. Праздничный ужин, отбой.

 

29.04.2002 г.

Подъем в 8.00, завтрак. Стапель идет с опережением графика. К обеду наша группа полностью подготовлена к выходу. С утра солнечно, к обеду переменная облачность, +14, ветер южный умеренный. Решено после обеда выходить. Вторая группа догонит позднее. С нами идет и экипаж Скаута. Вынесли наши сплавные средства ниже моста через реку. Из-за подъема воды под ним пройти нельзя. Отход группы в 16.00. В этом месте колежма имеет ширину основного русла 6-8 м, течение не сильное. Прилигающий к руслу лес затоплен, поэтому расход в этом месте определить сложно. Много разбоев и участков редколесья, русло реки не всегда явно “читается”. Через 40-50 метров от моста первый завал. Обходится через затопленный лес и кусты справа. На протяжении до озера Верхн. Колежма мы насчитали еще два крупных завала не считая локальных скоплений бревен. В этих местах приходится уходить с русла и идти по затопленному лесу, продираясь через кусты. В ряде мест слабо различимые перекаты. Как-то незаметно попадаем в озеро. Льда в этой его части нет. Попытались найти место развалин сараев (левый берег озера). Неудалось. Продолжаемдвижениепоозеру.После того как мы обогнули мыс правого берега (поворот озера на юг) перед нами открылись основные водные просторы. К нашему сожалению все это пространство забито сине-зелеными ледовыми полями. Предприняли попытку пробится с ходу к началу реки из озера, но были остановлены “игольчатым” льдом. Его толщина доходила в отдельных местах до 0,17-0,2 м. И это при том, что человека он не держит, а катамараном не разбивается. Постоянно находишся в непонятном месиве из некрупных льдин и размолотового “игольчатого” льда. Часто приходится обкалывать лед вокруг баллонов, чтобы избежать их пореза. В этот день борьба была проиграна, выиграл лед. Встали на левом берегу озера в 400 м от начала реки. Потери составили – одно сломаное весло. Время 19.10. Надежды на то, что нас сегодня догонит вторая группа остается все меньше и меньше. На совете группы решили, что в связи со сложной ледовой обстановкой дневку запланированную на этом озере мы делать не будем, а попытаемся завтра пройти до выхода из второго озера. К вечеру подул ледолом (так в этих местах называют сильный ветер размалывающий лед на озерах). Остается только надеется на то, что он за ночь выполнит свою миссию. Небо к вечеру затянуло тучами, периодически идет дождь, сильный южный ветер.

 

30.04.2002 г.

Подъем в 9.00, завтрак. За ночь ветер сделал то, что мы бы не смогли сделать за световой день. Около берега появилась 4-5 метровая полынья чистой воды, идущая вдоль левого берега, почти до начала реки, да и льда в озере заметно поубавилось. Выход в 11.30. Остатки льда на выходе из озера в реку мы преодолели достаточно быстро, хотя и пришлось несколько раз уходить в затопленный лес минуя “острова” толстого льда.

Река в месте “ее повторного образования” имеет ширину 8м, глубину в середине русла 1,5-2 м. Здесь уже можно ориентировочно определить расход – 6 м3\сек,скорость течения 4-6 км\ч. По турбулентному потоку воды можно предположить, что перекаты и пороги начинаются сразу по выходе из озера. В нашу воду сколько-нибудь ощутимые препятствия начинаются в 400-500 метрах от выхода из озера. Это цепь шивер и перекатов разделенных между собой короткими плесовыми участками. Шиверы осложнены низко навесающими деревьями, относительно высокими скоростями течения до 10-15 км\ч, навалами на затопленный лес. Страховка с затопленного берега малоэффективна, поэтому все препятствия шли с попеременной страховкой с воды катамаранами.

Шивера №1.

Ориенрир: в 400-500 м от окончания озера.

Расположена резком правом повороте реки. Общая длина 250-300 м. С воды полностью не просматривается. Рекомендуется для просмотра воспользоваться уловами вдоль левого берега. Сбойка, валы 0,2-0,4 м. Проход по основной струе. Страховка с воды катамараном. Категория сложности 1В.

Шивера №2.

Ориентир: в 250 м от окончания шиверы №1.

Расположена на прямом участке реки. Длина 70-80 м, валы, сбойка 0,2-0,4 м. Проход по основной струе. Страховка с воды катамараном. Категория сложности 1А.

Шивера №3.

Ориентир: в непосредственной близости от шиверы №2.

Начинается на плавном левом повороте реки. С воды полностью не просматривается. Насерединеповоротаоткрываетсявиднасреднююеечасть.Через 100 м река разделенная островом образует две протоки. Левая уходит в завал. Правая поворачивая перед островом под прямым углом, с ощутимым навалом на остров, уходит под низко нависающими деревьями в очередной быстроток. Общяя длина шиверы 200-250 м, скорость течения 15-17 км\ч, валы, сбойка 0,2-0,4 м. Рекомендуется захо в улово левого берега в 30-40 м от поворота реки в правую протоку для осмотра шиверы. Проход по основной струе с последующим уходом в правую протоку. Страховку осуществляли с воды катамаранами попеременно. Категория сложности 1В. Возможен просмотр шиверы по правому берегу.

Шивера №4.

Ориентир: в 400 м от окончания шиверы №3.

Расположена на прямом участке реки. Валы, сбойка 0,2-0,4 м. Проход по основной струе. Страховка с воды катамараном. Категория сложности 1А.

Остальные препятствия этой части маршрута представляют из себя быстротоки и перекаты максимальной сложностью 1А. При сплаве на байдарках желательна разведка препятствий по берегу на предмет вновь образовавшихся завалов. Далее после серии быстротоков и перекатов следует небольшой плесовый участок и выход в озеро Нижн. Колежма. Наспопрежнемусопровождаетхорошаясолнечнаяпогода.Ветер очистил эту часть озера, согнав ледовые поля к выходу из озера. Пообедав на первом правом мысу озера в 100 м от входа в озеро мы продолжили движение. Желательно сегодня выйти из озера в чистые воды реки, так как никто не скажет как поведут себя льды завтра. Толщина льда как и на предыдущем озере доходит до 0,2 м. Для прохождения полей разработали тактику наезда. Катамаран с разгона наезжает на ледовое поле частично продавливая его. Частично лед обкалывается перед носом и у бортов. Разгон и вновь наезд. В результате этих действий медленно, но верно образуется своеобразный фарватер. На последних 800 м перед выходом из озера нас догнала группа Федцова. Стоянку нашли в первом заливе реки по выходе из озера на правом высоком берегу в лесу. На выходе из озера перекат. Проход по основной струе. Что это плотина (как было указано в одном из отчетов) или отсыпка старой лесовозной дороги, которая здесь и проходит, распознать довольно сложно. На ночевку встали в 18.10. Установка лагеря. Ужин.

 

01.05.2002 г.

Дневка. Утром со стороны основной дороги к перешейку подъехали рыбаки на ЗиЛ 131 привезя с собой дюралевую моторную лодку. Отдых, рыбалка, разведка начала очередной серии шивер, радиальный выход за клюквой. Погода по прежнему хорошая. Вечером праздничный ужин с блинами.

 

02.05.2002 г.

Солнечное утро. Отходим не дожидаясь выхода группы Федцова. Перед нами плесовый 800 м участок. После этого следует резкий левый поворот реки почти на 180 гр. и слабый перекат под нависающими над водой стволами берез. Река плавно поворачивает направо. Очередной плесовый участок. Через метров 800 резкий поворот налево и слышится шум первой шиверы.

Шивера №5.

Ориентир: в 1,6 км ниже выхода из озера Нижн. Колежма, После резкого левого поворота реки.

Представляет собой видимое изменение уклона. Короткий участок разгона. Далее струя делится островом на две протоки. Правая мелководная обходя остров справа (летом по-видимому не существует) упирается в завал. Левая проходя под низко нависающими стволами берез разбивается через 5-6 м на две части раздвоеной березой. Валы 0,2-0,4 м , скорость потока 12-15 км\ч, расход ориентировочно 7-8 м3\сек. Необходим заход по центру струи с последующим резким изменением направления движения вправо сразу после первого «навеса». Общая длина препятствия 180-200 м. Категория сложности 2А.

Первым препятствие прошел каяк, вслед за ним экипаж К-1, вставший в последующем на страховку. Следом за ними экипаж К-2 и Скаут. В низкую и среднюю воду это, по-видимому, порог. Намереваемся сегодня дойти до междуречья Салореки и Пялы. Река неспешно течет средь затопленного леса. Встречаются слабые перекаты и быстротоки. Природа постепенно оживает после зимней спячки. Несмело поют птицы, по берегам встречаются цветущие кусты багульника, набухли и стали распускаться березовые почки. Тепло и солнечно. Через 1,5 часа сплава очередная значительная шивера.

Шивера №6.

Ориентир: в 20м от начала шиверы с левого берега огромный ствол сломанной осины. Он виден издали.

Представляет собой  видимое изменение уклона. В 120 метрах ниже русло делится островом на два рукава. Скорость течения возрастает до 12-15 км\ч.  Внимание! В левом прямом рукаве свежий завал, в основании которого лежит крона осины. Туда идет 2\3 реки. Прохода нет. Необходимо успеть повернуть в правую протоку. Сильный навал влево на остров. 30 м свободного сплава, течение слабое. В конце протоки многолетний завал. Обходится слева по затопленному кустарнику.

После этого серьезных препятствий на реке нет. Места летних порогов, шивер можно предположить по возрастанию скорости течения и турбулентности потока. Впадение Салореки не явно, из-за основательно затопленного леса. Мест для стоянки нет ни на одном из берегов. Дошли до впадения р. Пялы. Пригодных для стоянки мест нет. Решено идти до первого приемлемого места, чтобы группа Федцова смогла нас догнать. На реке серьезных препятствий нет. Скорость течения 3-4 км\ч, расход 12-14 м3\сек, ширина реки 10-12 м, течет в одном русле. После долгих поисков места ночевки встали в начале просеки приводящей к треангуляцонной вышке. В самом начале просеки находится геодезический знак с надписью ГУГК 4796. Время 17.00. Через примерно 1,5 часа пришла группа Федцова.

 

03.05.2002 г.

Подъем в 9.00, завтрак. Место хотя и сухое, но абсолютно не интнресное. Вчера вечером осмотрели вышку. Построена примерно 10 лет назад. Дерево, из чего воздвигнуто это сооружение, за этот срок не подвергнулось сколько-нибудь серьезному гниению. С высоты ее самой верхней площадки со всех сторон виден лес, закрывающий от взгляда реку и проплешины болот. Надеемся сегодня дойти до горы Андреева. Выход в 11.00.

Река все также неспешно течет в заболоченных берегах, ее спокойствие начинает утомлять. Так продолжается до ж\д моста. Недоходя 3 км до него скорость течения увеличивается, начинается цепь зигзагообразных шиверпроходящихся сходу по основной струе. По всей видимости - это пор. Сосновый. На поворотах навал на берег. Скорость течения 7-8 км\ч, ширина реки 14-16 м. Валы, сбойка 0,5-0,6 м. Далее следует плесовый участок реки и ж\д мост. Сразу после моста река поворачивает вправо под 90 гр. и течет параллельно ж\д полотну. Следует очередной плесовый участок, «разбавленный» несколькими быстротоками и перекатами. Через 1,5-2 км он приводит к цепи довольно мощьныхшивер (в летнее время по-видимому порогам) разделенных между собой непродолжительными плесами. В этих местах экипажам байдарок следует быть внимательнее. Вода идет через затопленные кусты и редколесье, летом по-видимому островам, с уже впечатляющей скоростью – 12-15 км\ч. после этого следут короткий плесовый участок и начинается очередная шивера, больше похожая на порог.

Препятствие №7, порог Станционный.

Оринтир: в 3 км от ж\д моста.

Виден плавный перелом струи. Через 30-40 м русло делится на две протоки. Правая более глубокая и узкая резко уходит под правый берег, с сильным навалом на него. После острова выход в основную струю. Левая представляет собой прямую струю с валами 0,3-0,4 м без плеса переходящую в очередную более крутую шиверу. Сбойка 0,4-0,6м. Летом в этом месте следует ожидать два порога переходящих один в другой. Ширина реки 8-10 м, уклон препятствия 5-6 м\км, расход 12-14 м3\сек, скорость течения 15-17 км\ч. Категория сложности 2А.

Проход по основной струе, страховка после каждого препятствия катамаранами попеременно. Дальше в непосредственной близости от окончания этой серии препятствий правый берег повышается, с воды виден железобетонный столб кабельной линии и лежашие рядом перевернутые плоскодонки. Это место наиболее кратчайшего расстояния до станции Колежма. Магазина на полустанке нет, но возможность схода с маршрута имеется. Через 1,5-2 км слева открывается высокий безлесый холм, после которого очередное препятствие – разрушенная плотина (или остатки узкокалейки). Слабый перекат. На правом берегу остатки фундаментов каких-то строений. На карте в этом месте обозначены сараи. Через 80 м на левом повороте рекиначинаетсяочереднаяшивера.

Шивера №8.

Ориентир: через 80 м после остатков сараев. Плавный левый поворот реки.

Начинается с заметного увеличения уклона. Ширина русла 12-15 м. Река плавно поворачивает направо. Через 160-170 м слевобольшоеулово. На всем протяжении шиверы валы 0,3-0,5 м, на выходе сбойка. Страховка с воды попеременно катамаранами. По-видимому - порог Котельников. Категория сложности 1А.

Это последнее место откуда без особых проблем можно добраться до станции по елезаметной тропе правого берега. Река делает плавный левый поворот (общее направление на северо-восток) уходя от ж\д ветки в карельскую тайгу. Ширина реки 12-15 м, течет в одном русле. Берега низкие,заболоченные, однако течение радует – 5-7 км\ч. Препятствий на реке нет, приемлемых мест для стоянки тоже нет. В 1,5 км с правого берега, недоходя до заметного с воды лесистого холма, стоянка расчитанная на группу 4-6 человек. Продолжаем движение дальше, для нас этого мало. Порог Медведец в нашу воду представлял собой зизагообразнуюшиверу, единственным осложнением которой был проход основной массы воды через затопленные кусты (летом острова). Скорость течения 10-12 км\ч, расход 15-17 м3\сек, ширина реки 15-17 м. Сухих мест для стоянки нет. Через 1,5 км дошли до порога Щельватик. Еще издали виден высокий остров разделяющий реку на два рукова. Это единственное сухое и ровное место пригодное для стоянки двух групп (по крайней мере весной) которое мы нашли. Обустройство лагеря, ужин отбой.

 

04.05.2002 г.

Подъем в 9.00, завтрак. Сегодня у нас дневка. Используем этот день для тренировок. Погода заметно испортилась, прохладно, временами идет дождь, ветер переменился на северо-западный.

Препятствие №9, порог Щельватик.

Ориентир: заметный издали высокий остров.

Река делится островом на две протоки.

Левая представляет собой неявную ступень порога. Основные препятствия – локальная бочка в центре струи 0,5 м и сбойка на выходе 0,6-0,8 м. С правой стороны после препятствия улово, призаходе в которое чуствуется резкое различие скорости струй – возможен киль для байдарок. Категория сложности 1В.

Правая - представляет собой 40 метровый участок разгонной шиверы с последующим явным сливом с подводной плиты 0,4-0,5 м поперек всего потока. После слива бочка способная удержать катамаран. У левого берега, в середине острова, имеется удобный пологий подход к реке и небольшоеулово. Из которого удобно заходить в бочку и выходить из нее обратно. Категория сложности 2А.

Для тренировок использовали разгруженный катамаран 4-ку, каяк и Скаут. Освоили обе протоки. Наибольшее впечатления остальсь от прохождения препятствий на Скауте. Страховку осуществляли с воды катамараном и с берега морковками. В течении дня не раз принимался холодный дождь, который к нашему огромному удовольствию к вечеру закончился. Ужин с блинами, отбой.

 

05.05.2002 г.

Подъем в 9.00, завтрак, выход в 11.00. Группа Федцова догонит позднее. Прошли левой протокой, напоследок постояв непродолжительное время в бочке. Груженый катамаран держится в ней значительно слабее. Вслед за  нашим островом в русле реки расположены еще два острова. Перекаты, быстрины, скоростьтечения 6-8 км\ч, ширина русла значительно увеличилась – до 50-60 м. Вскоре лес по обеим берегам сменяется заливными лугами и болотами. Справа открывается вид на гору Горная Малья, впереди видна гора Морская Малья. После пары плавных поворотов реки открывается вид на поселок Колежма. Наши надежды на стоянку перед поселком не оправдались. Места нет, кругом топи. Решено идти до Белого моря. Ничего похожего на порог Морской в районе автомобильного моста мы не обнаружили. Все препятствия представляют из себя несколько рядов мелких перекатов (и это даже в отлив). Сухое место для антистапеля и ночевки нашли с правого берега в утье реки, недоходя 30 м до старых баркасов на берегу. Время 12.30. Антистапель, просушка снаряжения, сборка рюкзаков. Сходили на разведку в поселок. Выяснили, что уехать не проблема, утром в 8.00 от моста отправляется автобус до станции Сумской Посад. К вечеру предприняли радиальный выход по освободившемуся от воды дну к острову Лопский и далее к горе Медвежьей. Купили рыбы у рыбаков. Практически почти все устье перегорожено сетями. На прощание погода подарила нам чудный тихий вечер. Солнечные лучи, отражаясь от глади моря, причудливым светом освещали каменные бастионы дальних островов. Ужин с рыбой, отбой.

 

06.05.2002 г.

Начиная с ночи ветер переменилься на северный и пошел мелкий дождик. К утру ветер усилился. Мы почуствовали холодное дыхание арктики. Подъем в 6.00. Температура стремились к 0. Отогревались у костра. Быстрые сборы и к остановке. От места нашего лагеря через два моста через Колежму до остановки 1,5-2 км сильно заболоченной тропы. Приходиться идти в гидроштанах и переодеваться только на месте. Поселок Колежма представляет собой несколько десядков деревянных домов. Основное занятие населения – рыбная ловля. Есть почта, магазины. На главной улице, за почтой, мемориал воинам-летчикам и жителям Колежмы погибшим в годы великой отечественной войны 1941-1945 гг.   Автобус пришел вовремя. До станции Сумской Посад примерно один час езды по грунтовой дороге. Вот и заканчивается наш маршрут. В 13.05 выехали на местном поезде в Беломорск (прибытие в 14.55). Поезда на Москву проходят здесь рано утром, город Беломорск не прдставляет особого интереса, к тому же существовала определенная трудность с преобретением большого числа билетов. Поэтому решили переехать в город Петрозаводск, выбрав для этого поезд Мурманск-С. Петербург отправлением в 19.15. Да и на полке спать гораздо комфортнее, чем на вокзальном сиденье.

 

07.05.2002 г.

В 3.50 прибыли в Петрозаводск. Ходили гуляли по предрассветному городу. Утром взяли билеты на вечерний поезд. Посетили набережную Онежского озера, порт, парки города. Ясно, солнечно, но прохладно. В 19.50 сели на поезд сообщением Мурманск-Москва.

 

08.05.2002 г.

Прибытие в Москву в 11.25.

 

7. Удобныеместадлястоянок.

 

N

         Расположение стоянок (весенний сплав)

Рельеф, тип местности

Расстояние от предыдущей стоянки, км

1.

Справа от дороги между мостами через руч. Самоварный и р. Колежма

Ровный, сухой участок старой дороги к песчаному карьеру

        -----

2.

Правый берег р. Колежмы в 50 м ниже выхода из оз. Нижн. Колежма

Ровный, сухой участок леса

19,4

3.

Правый высокий берег у знака ГУГК 4696

Ровный сухой участок редколесья

30

4.

Первый остров пор. Щельватик

Ровный, высокий (1,5-2м,

относительно заболоченных берегов) относительно сухой участок мелколесья, дрова есть

32

5.

Белое море. Правый берег после устья.

Сухой ровный берег

8

6.

Возможна стоянка на одном из прилегающих островов

Сухой, ровный берег

--

 

8. Выводы и рекомендации.

Весенний маршрут первой категории сложности подбирался специально для первого учебно-тренировочного похода вновь набраных студентов СТК «Фортис». Просматривая различные варианты мы остановились на р. Колежма. Простая заброска, не «заезженная» река, выход в Белое море (большинство из студентов на море не бывали), возможность устройства тренировок по технике водного туризма, удобный подъезд и выезд. Река Колежма относятся к категории малорасходных, однако обладая только летней лоцией Б.Баранова из Кирова, и отсутствием опыта большинства участников нашей группы за основу для средства сплава были взяты катамараны 4-ки.  При проработке данного маршрута выяснилось, что:

-          весной сплав возможен от ручья Самоварного (а не от оз. Нижн.Колежма) к тому же подъезд сюда удобнее;

-          интерес представлял участок реки от ручья Самоварного до оз. Нижн. Колежма, так как описания весеннего прохождения мы нигде не нашли;

-          река весной малопосещаема, поэтому велика вероятность хорошей рыбалки и сбора прошлогодней ягоды (в частности клюквы);

Сплав по Колежме возможен с конца апреля по середину сентября. Пик половодья по рассказам местных жителей приходится на майские праздники. В эти сроки сложность маршрута упрощается за счет сглаживания многих препятствий половодьем, однакодобовляется полноводный верхний участок. Путешествие можно рекомендовать как учебно-тренировочный поход для начинающих туристов. Категория сложности препятствий маршрута лежит в промежутке 1А-1В. И все же ряд препятствий можно категорировать как 2А, а именно пороги Станционный, Щельватик. Поэтому категория сложности маршрута оценена нами как первая с элементами второй.

Обращаем Ваше внимание на возможность при раннем весеннем сплаве встречи на озерах с ледовыми полями. Возможность их прохождения определяется на месте. Маршрут проходит в сильно заболоченной местности и несмотря на раннюю весну следует быть предельно внимательными так как не исключена встреча с проснувшимися гадюками. На маршруте мы встречали их не раз. Город Беломорск большого интереса не представляет, к тому же существуют определенные сложности с выездом многочисленной группы (кроме майских праздников). Поэтому мы рекомендуем доехать до Петрозаводска. Здесь в ожидании вечернего поезда можно разработать и осуществить разнообразную и насыщенную программу осмотра города и его культурных мест. Маршрут, в целом, интересен и познавателен.

 

 9. Смета расходов.

 

Наименование участка пути

Способ передвижения

Расходы на 1 чел

Кол-во человек

ВСЕГО

1.

Г. Москва – г. Беломорск

Поезд

433-30

9

3899-70

2.

Г. Беломорск – ст. Сумской Посад

Поезд

19-20

9

172-80

3.

Ст. Сумской Посад – руч. Самоварный

Ав-ль

79-00

9

711-00

(1 500-00 с 2 групп)

4.

Пос. Колежма – ст. Сумской Посад

автобус

20-00

9

180-00

5.

Ст. Сумской Посад – г. Беломорск

поезд

19-20

9

172-80

6.

Г. Беломорск – г. Петрозаводск

поезд

185-30

9

1 667-70

7.

Г. Петрозаводск – г. Москва

поезд

348-70

9

3 138-30

И Т О Г О :

1 104-70

9

9 942-30

 

10. Литература и источники информации использованные при подготовке путешествия.

-          лоция р. Колежмы Бориса Баранова, г. Киров;

-          топографическая карта республики Карелия

По итогам путешествия были созданы фотоальбомы.

РуководительОфицеров Сергей Альбертович

-          дом. тел. 144-10-44

-          Е-mail offortis @ mtu-net.ru

 


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;