рассвет

6. Использованные материалы

1. Введение

1.1. Справочные сведения о маршруте

Поход организован МГЦТК в рамках УТП московской городской школы высшей туристской подготовки по лыжному туризму 1998-99 годов.

Категория сложности: пятая
Район проведения : Северо и Южно-Муйские хребты (Северное Забайкалье)
Сроки проведения: с 17 февраля по 9 марта 1999 года
Продолжительность: 21 день с 1,5 днями отсидки (104 ходовых часа+11 часов радиально)
Количество участников: девять

Пройденный маршрут:
пос.Новый Уоян - мост Делакоры - р.Котера - р.Янчуй - пер.Сэл - р.Левая Бугорикта - база №1 в устье Правой Бугорикты - р. Правая Бугорикта - пер.Южная (Правая) Бугорикта (1А) приток Хэгды - пер.Левый Укуолкит - северный исток Левого Укуолкита - база №2 - южный исток Левого Укуолкита - пер.Алёнка(1Б) - руч.Ветвистый (руч.Карт) - р.Укуолкит - радиальный выход к базе №2 - р.Правый Укуолкит (руч.Визбора) - пер.Аку (2А) - р.Аку - р.Укуолкит - р.Муя - р.Бугорикта - база №1 - р.Правая Бугорикта - пер. Муямоскит Северный - р.Муямоскит - р.Котера - мост Делакоры - пос.Новый Уоян.

Протяженность активной части: 315,8 км + 42 км радиально (в зачет - 326,8 км)
Всего препятствий: 6 перевалов (4 первопрохождение и 2 - зимнее первопрохождение)
Определяющих препятствий: 3 перевала категорированных (из них: 1А- 1; 1Б- 1; 2А - 1) и 3 некатегорированных
Перепад высот (суммарный): 11950 м (+ 5545 м; - 6405 м)

Утвержден московской городской МКК, маршрутная книжка № 1 / 2 - 501

Николай
Валентинович
1976 1 разряд Москва фотограф

1.3. Транспортные возможности района.

Добраться к началу маршрута и вернуться обратно можно на поезде по БАМу (см. Приложение ), где в крупных посёлках Кичера и Новый Уоян останавливаются все поезда. А на мелких полустанках расположенных через 7 - 10 км останавливаются только местные поезда Новый Уоян - Северобайкальск, Северобайкальск - Чара и Новый Уоян - Таксимо. Рядом с железной дорогой проходит хорошее шоссе. Новый Уоян связан автодорогой с посёлком Кумора. Рейсовый автобус ходит два раза в неделю. В долинах Котеры, Янчуя (от Нового Уояна), Муи и Укуолкита (от Таксимо) работают охотники-промысловики, имеющие мотоходы-”дутики“ и “Бураны”.

1.4. Планирование маршрута.

Район расположенный к востоку от долины Котеры и средним теченииием Муи мало освоен туристами. Как пешеходы, так и лыжники обычно начинали свои маршруты в посёлке Баунт, спускались по Укуолкиту и проходили кольцевой участок в верховьях реки Ветвистой (Карт), где расположена г. Карт (2661 м). Далее, через Правый Укуолкит и верховья Муйского Могоя попадали в верховья Ольни, где проходили каскад ледопадов. После Ольни группы пересекали долину Муи, выходили на Муякан и по его долине спускались к БАМу (группа Ривкина). Известен и обратный маршрут, но после Ольни уходящий на восток (группа Масса из Новосибирска). Группа Ерохина летом поднялась по Муякану, пройдя несколько перевалов в Муяканском хребте перевалила на Акундан, спустилась к Муе и через верховья Аку вышла на Правый Муякан и далее к верховьям ручья Ветвистого. Здесь она прошла несколько интересных сложных перевалов, перевалила в верховья Хэгды и затем сплавилась по Котере до БАМа. Но здесь еще имеются не только не пройденные перевалы и вершины, но и целые “белые пятна”.

Задача нашего маршрута - собрать информацию о возможности проведения маршрутов по “белым пятнам” в зимних условиях. В первую очередь нас интересовал район г. Карт и верховья Аку, где по нашим сведениям были сконцентрированы наиболе сложные технические препятствия. Учитывая, что в настоящее время добраться до посёлка Баунт непросто и дорого, оставалось заходить в район только с севера, от БАМа.

Наиболее оптимальным было построить маршрут по линейно-кольцевой схеме. От Нового Уояна по дороге на Кумору доехать до моста через Котеру. Подняться по Котере и Янчую к его верховьям и в районе озера Сэл оставить продукты на заключительную часть маршрута - 1-й базовый лагерь ( 5 дней).

Затем перевалить на Левую Бугорикту, и поднявшись по Правой Бугорикте, перевалить вначале на приток Хэгды, а затем в верховья Левого Укуолкита. На стрелке левого и правого истоков Левого Укуолкита оставить вторую заброску (3 дня). Отсюда пройти кольцо: пер. Алёнка(1Б?) - руч. Ветвистый - пер. Руслан(2А) - р. Хэгды - пер. Парабола(1Б-2А) - Левый Укуолкит (4-5 дней). Нам было известно, что перевал Руслан зимой проходила группа Ривкина, перевал Алёнка - летом группа Ерохина, а о перевале Парабола только его название и что кто-то летом оценил его как 1Б.

Далее планировалось по долинам Левого и Правого Укуолкита выйти к перевалу Аку (2А), затем по долинам Аку, Муи и Бугорикты добраться до 1-ого базового лагеря. Завершая машрут мы хотели подняться по Акундану, перевалить через перевал Акундан (1А) на Асинду - его зимой 1983г проходила групп Обухова из Новосибирска - и по долинам Асинды и Янчуя выйти к БАМу (9-10 дней). Весь маршрут протяженностью около 340 км планировалось пройти за 20 дней с 1 дневкой.

Мы ясно представляли, что полностью маршрут может быть пройден только при благоприятных условиях, поэтому подготовили много запасных вариантов на случай плохих погодных условий или повышенной лавинной опасности. Наши предположения подтвердились и пришлось вносить корректировки из-за сильного урагана на кольцевом участке маршрута, а так же завершать маршрут по Котере, как более надежный, из-за отклонений от временного графика (у нас уже были приобретены билеты на поезд из Северобайкальска в Москву на 11 марта).

2.Техническое описание маршрута.

2.1. Этап 1. Подход к основному базовому лагерю: Северобайкальск - Новый Уоян - мост через Котеру у лесничества Делакоры - р.Котера - р.Янчуй - оз.Сэл - пер.Сэл (н/к) - р.Левая Бугорикта - базовый лагерь №1  (5 дней: 29,5 ходовых часов, 81,9 км, Vср = 2,78 км/час).

1 день (17 февраля). В 6.30 выехали из Северобайкальска на местном поезде и в 10.20 прибыли в Новый Уоян. Здесь уже ждал заказанный автобус, который по дороге ведущей в Кумору, быстро доставил нас к мосту через Котеру (35 км, 20 руб/чел). На левом берегу ниже моста раньше была деревня Делакоры. Сейчас там никто не живёт, осталось только несколько домов, в лучшем из которых переодически бывают лесники (летом постоянно). Спускаемся на русло реки и в 11.40 встаём на лыжи (Н = 500м) - поход начался! Ширина реки 40-50 м, русло пологое и ровное, поверх льда 10-20 см снега, красивые крутые берега со скальными выходами. Хорошо виден след “Бурана”. Через 40 минут встаём на обед. Легкая облачность, -18С. Через 1.5 часа пошли дальше. В 16.40 были в устье крупного левого притока Котеры - Няндони. Прошли ещё 40 минут и встали на первый ночлег на правом берегу Котеры (Н = 440 м). Редкие лиственницы, глубина снега 30-50 см. Ясно, - 24С. За 3,5 ходовых часа прошли 14.7 км.

2 день (18 февраля). Подъём в 7.00 - выход в 8.50. Пасмурно, мелкий снежок, - 27С. Срезая петлю русла пошли по конной тропе на левом берегу. В 9.50 вышли к избе на правом берегу - это всё, что осталось от посёлка старателей Яксай. За избой следят два охотника работающих на этом участке. Хорошо видны долины Котеры и её правого притока Янчуя. От дома короче идти к долине Янчуя напрямую, но там кустарник и много снега. До устья Янчуя шли по Котере ещё 25 мин. Долина Янчуя уже чем у Котеры, а в остальном всё тоже. Идём по следу “дутика”. В 12.20 традиционный 1.5 часовой обед. Пасмурно, сыпет мелкий снежок, - 16С. К вечеру долина стала расширяться, в 17.00 встали на ночлег в 1 км выше устья левого притока - Нижнего Котеримоскита (Н = 680 м). Где-то здесь Николай потерял блок аккумулятора от видеокамеры. Теперь это 2 кг бесполезного груза, с надеждой на видеофильм пришлось распрощаться. Видно местный Бурхан расценил это как жертвоприношение и решил улучшить погоду - небо проясняется, -20С. За 5,5 ходовых часов прошли 18,9 км.

3 день (19 февраля). Подъём в 7.00 - выход в 9.20. Лёгкая облачность, - 30С. В 11 часов обошли правым берегом россыпь камней на на русле и по просеке для ‘’дутика” вышли к маленькой охотничей избушке на 3 человек. У хозяина есть рация “Карат”, работающая на нашей частоте 1435 кГц. Выше избы на русле много островков и сырых наледей - шли правыми (орограф.) протоками. Поверх льда 15-20 см снега. Выше островков устье опять сузилось, по берегам скальные сбросы. В 13 часов традиционный 1.5 часовой обед. Облачно, , - 14С. На ночлег встали в 17.00 не дойдя 1,5 км до устья Верхнего Котеримаскита (Н = 840 м). Подошли две группы железногорцев (руководители Толя Семилет и Петя Козлов). Связь с Новым Уояном не налаживается. За 5,5 ходовых часов прошли 13,6 км.

4 день (20 февраля).Пасмурно, - 22С, подъём в 7.00 - выход в 9.30. Через 35 мин. в устье Верхнего Котеромаскита (по нему пошли железногорцы). Глубина снега на русле увеличилась до 30 см, появились камни. В 13.00 вышли к “разбою” - на русле завалы крупных камней, рыхлый снег и вода, берега крутые. Переходим с берега на берег. Перед поворотом налево по ходу вынуждены лезть на крутую террасу правого берега. Здесь обедаем. Легкая облачность, - 17С. Встречаются капканы охотника, в один из них попался соболь. За поворотом “безобразий” становится меньше. Окружающие вершинки становятся более внушительными. В 17.10 ставим лагерь на правом берегу, сразу за левым притоком в устье которого на карте отметка 1070 м. Облачность немного сгустилась, - 22С. Глубина снега 40-50 см. Два человека уходят тропить лыжню дальше. За 5,5 ходовых часов прошли по карте всего 8 км, хотя петляли значительно больше.

5 день (21 февраля). Утром - 34С, лёгкая облачность, подъём в 7.00 - выход в 9.10. По пробитой с вечера лыжне быстро идём вперёд и через 35 мин. выходим к обширной практически сухой наледи. Склоны расступаются и на востоке видна гряда увалов водораздела Янчуя и Муи. За наледью опять русло Янчуя проходит через лес, снегу много. Далее проходим ещё одну наледь, берега сужаются, русло поворачивает влево по ходу огибая небольшой пупырь. Здесь снова наледь, пройдя которую в 12 часов выходим к широкому распадку ведущему к озеру Сэл и истокам Янчуя. Здесь прощаемся с группой литовцев, маршрут которых пойдёт нам на встречу. По небольшим увалам проходим 500 м и перед нами предстаёт зажатое между склонов озеро Сэл (длина больше 2 км, ширина около 1 км). Лес виден только на южном и северном берегах. Озеро проходим за 70 мин. Поверх льда 15 см снега, на берегах не менее 40 см. Обед в 13.10 на южной оконечности озера среди чахлых лиственниц, по карте Н = 1273 м. Ясно, - 18С. На севере стоит стена из мощных пиков, по карте их высоты около 2400 м. Наш путь лежит теперь строго на юг. Хорошо видно спускающееся по увалам с водораздельного плато русло Янчуя. Вначале мы двигались террасой правого (орогр.) берега, а затем по крутому склону спустились на русло. Прошли небольшое сужение, за которым долина резко расширилась. Встречный холодный ветер вынуждает одеть маски. Кругом редкие лиственницы. Встали на ночлег в 17.20 (Н = 1450 м). Ясно, пронизывающий ветерок, - 28С. Двое опять ушли тропить лыжню дальше. Такая тактика при рыхлом глубоком снеге себя оправдывает. За 5,5 ходовых часов прошли 15,8 км.

6 день (22 февраля). Подъём в 6.45 - выход в 8.45. Ясно и тихо, - 34С. По увалам вылезли на водораздел в 11 часов (Н = 1560 м). За 2 км до водораздела глубина снега увеличилась до 70-80 см. Виден внушительный гребень разделяюший истоки Янчуя и Верхнего Котерамоскита. Вчера его должны были проходить железногорцы. Спускаемся по Левой Бугорикте и через 1,5 км действительно подсекаем свежую лыжню - значит у железногорцев всё в порядке. По лыжне быстро выкатываемся к обширной голой наледи, местами вода. Лед жесткий, бугристый и уклон приличный - особо не раздумывая надеваем кошки и идём вдоль правого берега. Далее 300 м с рыхлым снегом и снова приходиться одевать кошки. Река втягивается в узкий красивый каньон с небольшими сливами. К чётко выраженной стрелке Левой и Правой Бугорикты (Н = 1165 м) выходим в 13.30, здесь уже обедают обе группы железногорцев. Ясно, - 14С. Ниже стрелки русло покрыто голым льдом и быстро теряет высоту. Пока готовится обед упаковываем заброску и прячем её между камней. Первый этап нашего маршрута закончен. Здесь будет наша база №1, где мы оставляем продукты на завершающую часть маршрута. За 4 ходовых часа прошли 10,5 км.

Выводы по Этапу 1. Участок пройден с отставанием от графика на 1 день из-за глубокого снега в верхнем течении Янчуя.

Этап 2. Переход к базе №2: р. Правая Бугорикта­ - пер. Бугорикта Южная (1А) - приток р.Хэгды - пер. Левый Укуолкит (н/к) - северный исток р.Левый Укуолкит - р.Левый Укуолкит - база №2 (2 дня: 11,5 часов, 25,3 км, V = 2.2 км/час).

6 день (продолжение). В 15.50 пошли вверх по каньонистому руслу Правой Бугорикты. Через 300 м от устья началась голая крутая наледь (кошки). Левый приток впадает красивым ледопадом. Через 25 мин. долина стала более пологой (Н = 1310 м), одели лыжи. На левом берегу маленькая полуразвалившаяся избушка. Немного выше устье левого притока, ведущего на Муямоскит (правый приток Котеры). Снова началась наледь, но более пологая, чем в устье. Прямо на юг видны две седловины, за которыми верховья нужного нам притока Хэгды. Лагерь поставили в 17.50, в лесу за наледью - хорошие дрова, открытая вода в ручейках (Н = 1410 м). Ясно, - 24С. За 1,5 ходовых часа прошли 6,6 км.

7 день (23 февраля). Подъём в 6.45 - выход в 8.45. Ясно и тихо, - 20С. Левая по ходу седловина визуально более пологая, чем правая. За два перехода (по 50 минут) по глубокому снегу с камнями вышли к границе леса (Н = 1640 м) под левой седловиной. Широкий цирк с малозаснеженными осыпными склонами, слева ограничен более высокой остроконечной вершинкой. Начало перевального взлёта на высоте Н = 1710 м. Поднимались вначале серпантином на лыжах, а затем в кошках, чуть правее линии падения воды. Наст местами твёрдый, но выше часто проламывается, между камней глубокие пустоты, крутизна 20-30. В 12 часов вылезли на седловину - широкую каменистую площадку. Перевал назвали Бугорикта Южная (1880 м, 1А). Хорошо видны долины Бугорикт и притока Хэгды, а также русло ручья ведущего к возможному перевалу на северный исток Левого Укуолкита. Пока складывали тур поднялась троечная группа железногорцев. Спуск с перевала на лыжах, придерживаясь правого склона. Участки наста чередуются с рыхлым снегом. Обедаем в 13 часов у границы леса (Н = 1600 м). Ясно, - 14С. Долина притока Хэгды широкая и первые 4-5 км пологая, глубокий (0.7-1.0 м ) рыхлый снег. Через 2 км обширная безлесная проплешина, долина поворачивает направо, а слева ярковыраженный распадок нужного нам ручья. В 16.30 перевалив через увальчик вышли к руслу этого ручейка (ширина 1 м, воды нет). Через 100 м началось сужение русла. Решили лагерь поставить здесь - дрова, ровное, освещенное солнцем место (Н = 1500 м), и провести разведку подходов к перевалу. За 5,5 ходовых часа прошли 8,8 км. Вечером ясно, - 24С.

8 день (24 февраля). Подъём в 6.45 - выход в 8.40. Пасмурно, - 23С. Всю ночь (с 22 вечера до 6 утра) сыпал мелкий снежок. Узкая долина ручейка постепенно расширяется. Прямо по ходу наполовину безлесный низкий склон преграждает путь, правее находится округлый пупок. Ещё правее небольшая седловинка выводящая на следующий приток Хэгды. Истоки ручья находятся в левом цирке. В районе этой развилки расположена обширная лиственная роща. (вчера мы пробили лыжню до развилки). Серпантином поднимаемся по центральному склону и в 10.10 выходим на обширное плато (Н = 1670 м). Прямо перед нами (на юго-востоке) находятся верховья следующего притока Хэгды, за которым видна седловина которая может вывести к среднему течению северного истока Левого Укуолкита. Путь от нашего плато к этой седловине лежит по крутым юго-западным склонам в обход глубокой долины притока Хэгды и достаточно трудоёмок. Правее седловины покрытый жандармами и очень красивый кар горы 2281. Левее нашего плато видна широкая простая седловина, куда мы и решили подниматься. На седловину от плато поднимались 40 мин. серпантином на лыжах по склону крутизной 15-20. Перевал назвали Левый Укуолкит (1880 м, н/к). Седловина широкая и плоская. Более простой путь спуска (на лыжах) проходит левее скального отрожка и выводит к границе леса (Н = 1570 м). Приток быстро теряет высоту, его долина по мере спуска выполаживается. Русло узкое, глубина снега 60-80 см. После правого притока наледи. Прямо вниз по долине хорошо виден мощный массив горы 2590. Встретили стадо из 9 диких оленей. В райне стрелки истоков Левого Укуолкита долина широкая и летом явно заболочена. К 14 часам подошли под правый берег немного выше стрелки (Н = 1420 м). Здесь обед и организуем базу №2. Пасмурно, сыпет мелкий снежок, - 20С. За 4,5 ходовых часа прошли 9,9 км. Тут закончился второй этап нашего пути.

Выводы по Этапу 2.Участок пройден по графику, сложностей особых не представляет, кроме глубокого снега на притоках Хэгды. Следов охотников не встречали.

2.3. Этап 3. Неудавшееся техническое кольцо: база №2 - южный исток Левого Укуолкита­ - перевал Алёнка (1Б) - граница леса на реке Ветвистой (Карт) - пережидание урагана - р.Ветвистая - р.Укуолкит - радиальный выход за заброской к базе №2 (4,5 дня = 3 ходовых + 1.5 отсидки: 11 часов + 11 часов радиально, 24,6 км + 42 км радиально, Vср =3,03 км/час).

8 день (продолжение). Вышли в 16.00, взяв дрова на одну ночёвку. По моренке за 1 час поднялись в прямую висячую долину самого правого истока Левого Укуолкита (Н = 1700 м), отсюда хорошо виден северный склон перевала Алёнка. Затем ( к 17.30 ) по руслу вышли под невысокую осыпную морену (Н = 1770 м). Небольшие заросли берёзового и ольхового редколесья, дров и воды нет. Здесь решили заночевать, так как морена немного прикрывала нас от поднявшегося юго-западного ветра. Кругом мощные монолитные склоны, а по правому борту долины красивые останцы. За 1,5 ходовых часа прошли 2,2 км. К вечеру небо проясняется, - 26С.

9 день (25 февраля). Подъём в 6.45 - выход в 9.00. Облачно, - 32С. Пройдя по моренным валам и наледи в 10.15 вышли к началу подъёма на перевал Алёнка (Н = 1800 м). Здесь русло ручья поворачивает направо (по ходу) к широкому склону перевала Парабола - через него мы должны были бы возвращаться из долины Хэгды (описание перевала см. в приложении). Пройдя часть подъёма разглядели группу железногорцев, которая выходила на наледь за мореной. Они шли на Параболу встречным нам маршрутом. Северный склон перевала Алёнка - широкий снежно-осыпной кулуар зажатый крутыми скальными склонами. Седловина разделена небольшим скальным выступом. Поднимались в кошках по линии падения воды, крутизна 30-35. Слева от нас крутой кулуар, в верху узкая щель - возможно это перевал Праздничный (2Б, по лету), ведущий в среднее течение ручья Ветвистого. На второй половине подъёма очень плотный фирн, в который с трудом входят передние зубья кошек (при спуске здесь необходимо вешать 40-50 м перил). Это наиболее сложный участок. У скального выступа ушли вправо (по ходу) и вылезли на седловину в 12.00. Тур в средней части. Перевал Алёнка (2080 м, 1Б - 2А, летом 1А - 1Б). Впервые пройден с севера на юг 9 августа 1989 г. группой москвичей (рук. Алексей Ерохин). В зимнее время более сложен при прохождении с юга на север. Начавшийся после 11 часов порывистый северо-западный ветер не дал нам насладиться красивыми видами. Южный склон более заснежен, крутизна 25-30, далее спуск по кулуару. За кулуаром склон выполаживается, затем крутая наледь - обошли справа. Перед нами верховья реки Ветвистой (у Ривкина она называется - Карт). Малоснежноя долина, у озера редкие лиственницы, основная граница леса в 1 км ниже. Озеро и русло - сплошная голая наледь. Справа мощные скальные пики. В 13 часов спустились к последним деревьям (Н = 1740 м), снегу 10-30 см. Виден пик Карт и перевал Руслан. Сильный ветер, облачно, - 28С. Решили поставить палатку, пообедать и переждать ветер, т.к. выше ровных мест под палатку не видно. К вечеру ветер ещё усилился, несет сдутый снег. Насобирали сухих веток для печки - будем ждать утра. За 3,5 ходовых часа прошли 4,8 км.

10 день (26 февраля).Вынужденная днёвка. Весь день не прекращается сильный шквалистый западный ветер с мелким снегом. На перевале сейчас нечего делать - сидим! Утром - 32С, днём - 26С, а вечером - 28С. Если к утру ветер не прекратиться, то придётся отказаться от прохождения перевалов Руслан и Парабола, спускаться вниз до устья Правого Укуолкита и радиально забирать продукты из базы №2.

11 день (27 февраля).Подъём в 6.35 - выход в 8.50. Ветер чуть стих, но по прежнему силён, пасмурно, - 22С. Задержались с выходом надеясь, что произойдёт чудо и погода улучшится. Но чудо не произошло... Идём вниз по Ветвистой к Укуолкиту. Сразу за озером, справа, безснежный осыпной распадок ведёт к перевалу Разведчиков. Возле основной границы леса встали на лыжи. Наледи чередуются со снежными участками, река быстро теряет высоту. В 11 часов встретили группу литовцев, поделившихся “приятными” впечатлениями от долины Аку и одноимённого перевала. Пожелали им удачи - завтра они планируют проходить перевал Руслан. Продолжаем движение чередуя лыжи и кошки. В районе устья правого притока (берущего начало под перевалом Свердловчан) много камней. Хорошо виден правый склон долины Укуолкита. Не доходя около 1 км до устья началась большая сырая наледь, втягивающаяся в скальные ворота - начало устьевого каньона с несколькими крутыми ледяными сливами и водопадом (Н = 4-5 м). Чтобы не терять время каньон обошли по тропе левым берегом, прошли маленькую охотничью избушку расположенную почти в устье и остановились на обед (13.30 - 14.50) среди красивых кедров. Дрова, вода, а ветра нет и в помине. Лёгкая облачность, - 14С. Укуолкит встретил нас голым льдом ( в устье Ветвистой Н = 1120 м). 80 минут шли в кошках по ровной ледяной дороге окруженной крутыми бесснежными склонами до устья Правого Укуолкита (Н = 950 м). Здесь долина несколько расширилась, пошли островки, наледь на русле сменилася сплошными каменными россыпями. Трудно идти и по руслу и по захламлённому густому лесу. На левом берегу нашли охотничью тропу (затесы и следы недельной давности), по которой удобно идти пешком. Часто встречаются капканы, в одном из которых нашли отрубленную заднюю часть кабарги - видно взял самое хорошее, а остальное оставил ( нам она пригодилась). Не доходя до правого притока тропа перешла на правый берег. Здесь в 17.30 решили заночевать (Н = 920 м). Много дров, мало снега и совсем нет воды. Ясно, -20С. За 6 ходовых часов прошли 17,6 км.

12 день (28 февраля).Подъём в 7.00 - выход в 8.00. Пасмурно, лёгкий снежок, - 18С. Четыре человека пошли к базе №2 за заброской. Около 1.5 км шли по тропе ( которая сразу за нашим лагерем перешла на левый берег) и неожиданно потеряли её в устье левого притока. На русле наледи и камни, подо льдом часто встречаются сухие пустоты. Правый приток впадает в Укуолкит ледопадом из крутой висячей долины. Ниже заметного останца на правом берегу уже можно идти на лыжах по руслу. Долина расширяется, склоны выполаживаются. Просматривается долина Левого Укуолкита. В его устье (Н = 900 м) такая же изба, как и в устье Ветвистой. Днём пасмурно, - 16С. Ребята вернулись только в 21.40 с заброской и со сломанной под грузовой площадкой лыжей.- уже на Укуолките Коля провалился в одну из ледяных пустот. У заброски они были в 15.30. Долина Левого Укуолкита в нижнем течении завалена снегом и большими камнями, каньонов и наледей нет. Варёная кабарга помогла восстановить им силы. За 11 ходовых часов ребята прошли 42 км. Пасмурно, -20С.

Выводы по Этапу 3. Перевал Алёнка проходится в обе стороны в кошках, но при спуске по северному склону необходимо вешать 40-50 м перил в конце первой трети склона. Непогода не позволила нам замкнуть намеченное кольцо и вынудила перейти на запасной вариант без изменения последующей нитки маршрута. Устьевая часть Левого Укуолкита и участок Укуолкита между Правым и Левым Укуолкитами сложны для прохождения из-за наличия большого количества камней. Встреченные добротные избушки вероятно принадлежат охотникам из посёлка Баунт.

P.S. Следует отметить, что железногорцам и литовцам чуть позже удалось пройти встречными маршрутами перевалы Руслан и Парабола. Описание их прохождения смотри в Приложении .

2.4. Этап 4. Возвращение к базе № 1: р.Укуолкит­ - р.Правый Укуолкит (руч.Визбора) ­  пер.Аку (2А) - р.Аку - р.Укуолкит ­  р.Муя ­  р. Бугорикта - база № 1 (4,5 дня: 26,5 часов, 80,2 км, Vср = 3,0 км/час).

13 день (1 марта). Сегодня первый день весны! Подъём в 7.00 - выход в 10.00 (ремонтировали поломанную лыжу). Облачно, - 20С. Двигаясь по тропе пошли вверх по Укуолкиту и через 45 мин. были в устье Правого Укуолкита ( Ривкин называл эту реку ручьём Визбора). По карте в устье Н = 950 м, а по моему высотомеру Н = 1000 м - паставил на высотомере 950 м. Долина Правого Укуолкита имеет генеральное направление запад-восток и быстро набирает высоту, снега немного, часты сухие наледи. С 11 до 12.50 попеременно меняя кошки и лыжи дошли до устья первого левого притока - обед. Пасмурно, тянет пронизывающий западный ветерок, - 16С. Вышли в 14.15 и около 1 км шли на лыжах как-бы вдоль набережной. На правом берегу охотничья избушка, выше которой два ледопада-слива (Н = 4-5 м), которые легко проходятся в кошках. Причём второй ледопад сразу за устьем второго левого притока. Дальше, до поворота долины на север, на русле сплошная наледь. Сразу за правым притоком, берущим начало под перевалом Озёрным, крутизна русла увеличивается (многоступенчатая мокрая наледь), крутые осыпные склоны, немного лиственницы только по правому берегу. В 16.50 подошли к нескольким сухим деревьям среди кустарника на правом берегу. Выше леса не видно, долина в 500 м выше поворачивает по ходу налево (на север), а справа от поворота широкая низкая седловина перевала Водораздельного ведущего на реку Гремная. Мрачно смотрятся несколько вмерзших в лед деревьев. Все немного устали, поэтому решили ночевать здесь (Н = 1580 м). За 4,5 ходовых часа прошли 14,3 км. Пока ставили лагерь сделали небольшую разведку. За поворотом оказался небольшоё закрытый от ветра островок леса. Налегке шли сюда 25 мин. Если бы знать об этом, то ночевать лучше здесь. Мы этого не знали, а от добра, добра не ищут... . Вечером пасмурно, легкий снежок, - 28С.

14 день (2 марта). Подъём в 6.40 - выход в 9.15. Ясно, - 33С. Отдельные деревья растут ещё около 300 м за рощей. Здесь слияние двух истоков ручья - идём на лыжах по левому (орограф.). Ручей течёт в небольшом каньончике с 4-х метровым сливом (поднимались лесенкой). К 12.30 вышли в предперевальный цирк (Н = 2160 м). Видна широкая седловина, разделённая небольшой вершинкой. Справа по ходу осыпной склон, прямо - заснеженый. Поднимались 30 минут в кошках по фирну, ближе к осыпному склону, крутизна 25-30. Широкое перевальное плато перевала Аку (2320 м, 2А) покрыто зафирнованной мелкой осыпью, в середине небольшой тур. Сняли записку железногорцев - они были здесь вчера. Ясно,- 26С. На юге пологие малоснежные склоны, на севере - крутые обрывы и остроконечные скальные вершины. Хорошо видны долины Аку и Муи. Единственно возможный вариант спуска по северному склону начинают в восточной части плато, приспустившись в воронку переходящую в скальный кулуар (шириной 5-8 м) с монолитными бортами. В верхней половине кулуара натечный лёд , местами прикрытый снегом. Перед началом кулуара небольшой скальный выступ разделяет его на два рукава - левый более пологий и в нём меньше льда. На спуске навесили 120 м перил. Первую верёвку (через петлю на камне) до небольшого скального островка. Дальше сдвоенная верёвка тоже за петлю на камне. Затем спускались с самостраховкой лыжными палками до выхода из кулуара и ещё немного ниже, до места, где можно сменить кошки на лыжи. Перепад высот от седловины до места одевания лыж - 200 м. На прохождение этого участка затратили 2 часа (с 14 до 16). Дальше спускались по заснеженным склонам и моренным валам самого восточного истока Аку (дно цирка Н = 1980 м). Река Аку образуется от слияния трех истоков, берущих начало в скальном многокамерном цирке с обрывистыми стенами изрезанными узкими крутыми кулуарами, лавинная опасность в этом сезоне отсутствовала. В среднем кармане красивый узкий кулуар прорезающий стену снизу-доверху. Это потенциальный перевал, ориентировочная сложность которого 2А - 2Б. Дальнейший путь по ровной долине (Н = 1810 м) переходящей в каньончик с крутыми наледями. Все очень устали. Решили не искушать судьбу и не спускаться до основной границы леса. Встали на ночлег в 17.50, у первой сушины, прямо в русле перед крутой наледью ( Н = 1620 м). Ясно, небольшой юго-западный ветер, - 32С. За 5,5 ходовых часов прошли 12 км.

15 день (3 марта). Подъём в 7.00 - выход в 9.30. Ясно, - 35С. Каньончик можно обойти на лыжах по правому берегу или в кошках прямо по руслу. За каньончиком шли вначале пешком по натоптанной литовцами и железногорцами тропе, а через 300 м надели лыжи. До выхода из гор долина Аку прямая, каньонов и ледопадов нет, проходится в основном на лыжах, но иногда приходиться идти пешком. На русле наледи чередуются с заснеженнымо каменными россыпями, снега мало. Левые притоки сваливаются из висячих долин красивыми ледопадами, причём второй труднопроходимый - крутизна 40-50, высота 50 м. Мы обедали (с 12 до 13.30) перед ним на островке среди кедров. Днём ясно, - 20С. После выхода из гор река течёт окружённая крутыми берегами поросшими сосной. Увеличивается количество камней в русле. Из-за камней в 16.30 вылезли на правый берег и пошли пешком придерживаясь Ам = 305. Сосны, участки с густым подлеском, снега практически нет, много брусники. Остановились на ночлег в 18 часов (Н = 800 м ). Палатку растягивали на забитых в землю кольях. Ясно, - 22С. За 6 ходовых часов прошли 15,4 км.

16 день (4 марта). Подъём в 6.45 - выход в 9.30. Ясно, - 36С. Идём пешком придерживаясь взятого вчера направления. Кругом красивый парковый сосновый лес. Слева встречаются обширные (вероятно заболоченные) поляны. Вышли на правый берег небольшого теплого ручейка - всё вокруг покрыто инеем и и двигаясь вдоль него вышли в 11 часов на Укуолкит. Ширина русла 50-70 м, берега местами крутые и песчанные, лёд слегка присыпан снегом, песчанные пляжи. Пошли пешком ввех по реке и через 30 мин. увидели следы “Бурана” на русле и два домика на крутом левом берегу. Основное русло Укуолкита круто поворачивает на юг, а с запада впадает старица. На берегу достаточно новые изба и банька, рядом печь для выпечки хлеба (Н = 780 м). Охотник приезжат сюда откуда-то из низовьев Муи. С 11.30 до 13.30 обедали и ремонтировали (вторично) поломанную лыжу, используя найденный у избы отличный кусок доски. Ясно, - 21С. Дальше пошли на запад к Муе, вначале по следу “Бурана”, а потом напрямую через лес (всего 40 мин). Можно идти и по старице, а затем Ам = 3000. Русло Муи пологое и сплошь залито льдом, ширина 100-120 м. На юге и юго-западе раскинулся Северо-Муйский хребет. Чётко видны вершина 2590 (рядом с которой бала наша база № 2), прямо на западе горная часть долины Бугорикты. Через 4 км движения по Муи вышли к устью Альдемакита (её правого притока), расположенного напротив залесенного склона на левом берегу Муи. Пройдя ещё 4 км по Альдемакиту (тоже сплошная наледь) вышли к устью впадающей с левого берега Бугорикты. Здесь на русле поверх льда немного снега и удобно идти на лыжах. Первые 5 км Бугорикта течёт с запада на восток, крутые берега чередуются с пологими. Хорошо видны зажатые горами долины Анкудана и верховьев Муи. Встали на ночлег на маленьком пятачке левого берега (орогр.) в 18 часов, перед резким поворотом русла на северо-запад (Н = 860 м ). Ясно, - 23С. За 6 ходовых часов прошли 23,1 км.

17 день (5 марта). Подъём в 6.30 - выход в 8.30. Ясно, - 37С. 1 час шли вверх по Бугорикте до места где её долина выходит из гор. Здесь река огибает залесённый отрог и делает поворот на юго-запад. Перед началом поворота, на левом (орогр.) берегу двугорбая скальная возвышенность. Участки снега на русле чередуются с сухими наледями - идём на лыжах, выбирая участки поровнее или со снегом. Ширина русла 20-30 м, встречаются небольшие островки, по берегам в основном лиственница. Немного не доходя третьего правого притока наледь стала более крутой - пришлось одеть кошки ( на часах 12 часов). За следующие 1,5 часа (последние 600 м по мокрой наледи) дошли до слияния Левой и Правой Бугорикт, места нашей базы № 1. По карте Н = 1165 м, по нашему высотомеру - 1100 м. Ясно, - 24С. Сегодня за 4,5 ходовых часа прошли 15,4 км. Здесь закончился 4 этап нашего маршрута.

Выводы по Этапу 4. Запланированный участок пройден полностью, график движения выдержан. Очень красивы наледи в долине Правого Укуолкита и перевал Аку. Большой интерес представляют перевалы в верховьях Аку (особенно в среднем цирке). Все они вероятно односторонние, определяющим являются кулуары северного склона, ориентировочная сложность 2А-2Б. Оптимальное прохождение перевалов этого узла - с юга на север. Достаточно трудоёмко прохождение каменных россыпей на русле в среднем течении горного участка долины Аку. Большое впечатление оставляет малоснежная долина Муи.

2.5. Этап 5. Завершение маршрута: база №1 - р. Правая Бугорикта­ - пер. Муямоскит (н/к) - р. МуямоскитЇ - р. КотераЇ - мост Делакоры - Новый Уоян (4 дня: 25.5 часов, 103,8 км, Vср = 4,1 км/час).

17 день (продолжение). С 13.30 до 15.10 обед и перепаковка продуктов из заброски по рюкзакам. Одели кошки и по знакомой устьевой части долины Правой Бугорикты за 45 мин. поднялись до старой избушки на левом берегу. Одели лыжи и пошли вверх по долине второго левого (орогр.) притока. Здесь глубина снега 0.6 м. Ширина русла 1,5-2 м. Направление долины вначале почти на запад, с последующим поворотом на юг. В 17.30 решили поставить лагерь на левом (орогр.) берегу, перед участком с увеличивающейся крутизной склона ( Н = 1470 м ). Выше, до самого перевала, нет ровного места для палатки и дров (только берёзовое редколесье). Левее подъёма видна широкая низкая седловина перевала. За 2 ходовых часа прошли 5,3 км. Вечером лёгкая облачность, - 27С.

18 день (6 марта). Подъём в 6.30 - выход в 8.30. Облачно, - 29С. Через 40 мин. вылезли на перевал не снимая лыж. Перевал Муямоскит (1720 м, н/к) соединяет верховья второго левого притока Правой Бугорикты и Муямоскит, ориентация север-юг, перевальное плато 60 х 70 м, юго-западные склоны затянуты легкой дымкой. Простой спуск на лыжах к находящейся в 500 м границе леса. Вначале спускались по правому берегу, т.к. на русле глубокий снег и камни. Потом пошла голая, крутая наледь - шли по руслу в кошках. Река постепенно поворачивает на запад, наледи чередуются со снежными участками (периодически меняем лыжи и кошки ), склоны становятся более пологими и отходят в стороны, уже видна долина Котеры. Обед (13.20 - 14.35) перед заболоченным участком. Лёгкая облачность, - 20С. Ниже русло описывает небольшую дугу, прижимаясь к правому склону, и через 25 минут мы на Котере (по высотомеру Н = 710 м). Долина Котеры широкая, направление Ам = 330, русло разбито на несколько рукавов шириной 20-30 м, поверх льда 15-20 см снега. На юго-востоке видна долина Инамакита - правого притока Котеры. Двигаясь вниз по течению Котеры через 30 мин. вышли к охотничьему зимовью на левом берегу. Рядом высокий лабаз. От зимовья набитая тропа ведёт к горячим серным источникам (3 км). Ниже по течению характер Котеры мало меняется: русло петляет, берега низкие и пологие. Ночлег на правом берегу (Н = 700 м). Лёгкая облачность, - 24С. За 6,5 ходовых часов прошли 16,8 км.

19 день (7 марта). Подъём в 6.30 - выход в 8.35. Ясно, - 39С. В 8 часов, когда все были почти готовы к выходу и понесли рюкзаки от места стоянки на реку, произошло маленькое ЧП. Коля вышел на лёд не одев лыжи (вечером мы ходили здесь вдоль берега без лыж), сделал два шага от лыжни в сторону середины реки и провалился по колено в воду. Быстро переодели его в сухое и немного подсушили мокрые вещи - хорошо, что костер ещё не загасили ! Через 20 мин. уже шли вперед. Русло петляет и характер долины не меняется. В 11.30 прошли мимо хорошей избушки на правом берегу, на русле появились следы “дутиков” - мотонарт. До обеда режим движения: 1 час идём - 10 мин. отдыхаем. Обед 13 - 14.30. Ясно, - 20С. Ниже по течению участки мокрых наледей чередуются с голым льдом - идём на лыжах. На ночлег встали в 17.15 на правом берегу (Н = 640 м). На русле снега 5-15 см, а на берегу - 20-40 см. Лёгкая облачность, - 24С. За 6,5 ходовых часов прошли 31,3 км.

20 день (8 марта). Подъём в 6.30 - выход в 8.30. Пасмурно, - 29С. Через 25 мин. вышли к избе стоящей на правом берегу под вертикальным “зеркалом” темно-серого скального монолита. До обеда шли в режиме: 1 час идём - 10 мин. отдых.Обедали в избушке на левом берегу (12.50 - 14.50). Лёгкая облачность, - 17С. Следующая изба через 8 км и тоже на левом берегу. Ещё через 1 час прошли скальные сбросы. У изб Яксая были в 17.40. На ночлег встали в конце тропы, которая ниже Яксая срезает петлю Котеры по левому берегу (Н = 560 м). Небольшая облачность, - 27С. За 7 ходовых часов прошли 33,6 км.

21 день (9 марта)Подъём в 6.30 - выход в 8.35. Пасмурно, - 28С. Теперь идём по знакомым местам. Через 50 минут были в устье Няндони, а к мосту на дороге новый Уоян - Котера вышли в 13 часов. Лёгкая облачность, - 20С. За 3,5 ходовых часа прошли 16,8 км. Здесь закончилась активная часть нашего маршрута.

Автомобильное движение по дороге очень слабое. Нам повезло, сегодня вторник, а по вторникам и пятницам ходит рейсовый автобус Новый Уоян - Кумора; в 11 часов он отправляется от вокзала Нового Уояна, а в 14 часов обратно из Куморы. Этот автобус забрал нас в 15.20 (проезд 20 руб.) и в 16 часов мы уже были на вокзале Нового Уояна. В 16.50 сели на поезд № 75 (проезд 38 руб.) и в 20.00 прибыли в Северобайкальск. Этим же поездом приехала и литовская группа. Вечером в Северобайкальске ясно, - 30С. Следующие два дня были посвещены посещению бань, горячего источника в Солнечном, краеведческого музея, разбору пройденных маршрутов и отдыху. Вечером 11 марта тындинский поезд повёз нас в Москву.

Выводы по Этапу 5.Морозы и ветер “усыпили” наледи на Котере и позволили нам без проблем пройти этот протяжённый, но малоинтересный в техническом плане участок.

3. Выводы и рекомендации по пройденному маршруту.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия явившиеся причиной некоторого изменения первоначально заявленного маршрута (неполное прохождение запланированного кольцевого участка), фактически пройденный маршрут можно оценить 5 категорией сложности (см. раздел 5.4). Поставленные задачи исследования новых туристских возможностей данного района были в основном выполнены. Пройденный маршрут подтверждает первоначальную идею о том, что в данном районе много новых, интересных в туристском плане мест. Вводимые тактические изменения маршрута диктовались обеспечением безопасности в экстремальных погодных условиях и желанием использовать тот небольшой шанс, который давал нам возможность собрать новую информацию. Тактику построения маршрута и график движения считаем рациональными.

Анализируя итоги похода, можно сделать следующие выводы:

1. Впервые пройденные перевалы Сэл (н/к), Южная Бугорикта(1А), Левый Укуолкит(н/к) и Муямоскит(н/к) не лавиноопасны.

2. Прохождение перевала Алёнка (1Б - 2А) в зимних условиях реально. Перевал проходится в обе стороны в кошках, но при спуске по северному склону необходимо вешать 40-50 м перил в конце первой трети спуска, в этом случае сложность перевала можно оценить как 2А.

3. Большой интерес представляет район пика Карт. Реально прохождение красивого кольца от Левого Укуолкита в верховья реки Ветвистой, затем в верховья Хэгды и обратно к Левому Укуолкиту, включающее перевалы Алёнка (1Б - 2А), Руслан (2А) и Парабола (1Б). Но следует учитывать, что восточный склон перевала Парабола потенциально лавиноопасен. Пройденные группой Ривкина перевалы Папанина (2Б), Разведчиков (1Б) проходились только один раз и требуют осторожности при прохождении и дополнительного изучения. То же можно сказать и о перевале пройденном в этом году группой Новика (Москва) из верховьев Иннамакита к верховьям Хэгды. Восхождение на пик Карт совершалось один раз группой Ерохина летом 1989 г. Необходимо продолжить изучение узла раделяющего Левый Укуолкит и реку Ветвистую. Среднее и нижнее течение Левого Укуолкита и участок Укуолкита между Правым и Левым Укуолкитами трудоёмки для прохождения из-за большого количества камней.

4. Впервые пройденный зимой перевал Аку (2А) соответствует своей категории из-за больших участков натёчного льда на северном склоне. Учитывая вышесказанное, а также сложность ориентирования при заходе в долину Аку с севера и наличие труднопроходимых участков в средней части долины, данный перевал рекомендуется проходить с юга на север.

5. Необходимо продолжить изучение узла раделяющего верховья Аку, левых притоков Укуолкита и Гремной. Этот очень живописный скальный узел может подарить несколько интересных и сложных перевалов, определющими у которых являются нелавиноопасные северные склоны кулуарного типа.

6. Очень перспективен участок Северомуйского хребта между верховьями Янчуя, Муи и Чуро (Ангарского). Мощный альпийский рельеф представляет большой интерес для любителей путешествий. В настоящее время лыжниками здесь пройден только один перевал Акундан (1А).

7. Хребет разделяющий долины Бугорикт и Котеры технически прост. Наиболее интересен красивый перевал (1Б), соединяющий верховья Верхнего Котеримоскита и Янчуя. Его прошли группы железногорцев.

8. Выход или заход по долине Котеры прост, но очень протяженный. При более тёплой погоде на русле будут обширные мокрые наледи. Спускавшаяся по Котере через неделю после нас группа Новика подтверждает наше предположение. Но этот путь может быть использован как запасной вариант при необходимости.

9. При подготовке маршрута необходимо разработать запасные варианты, позволяющие обеспечить безопасное прохождение маршрута при любых погодных условиях.

10. Использованные нами радиостанции ‘’Карат” с частотой 1350 кГц обеспечивали устойчивый приём с находящимися на большом расстоянии респондентами - связь была даже с радиолюбителем из Чары. Но устойчивый приём был возможен только после 21 часа.

4. Дополнения к техническому описанию маршрута

4.1. График движения на маршруте

День Дата Участок маршрута Время Путь Путь факт. Перепад  Высота
    Этап 1: подход к основному базовому лагерю   к = 1 к = 1,05
17.02 пос. Новый Уоян - мост Делакоры - р. Котера­ 3.5 14 14.7 + 40 500 - 540
2 18.02 р. Котера­ - р.Янчуй­ (р.Нижний Котеримаскит) 5.5 18 18.9 +140 540 - 680
3 19.02 р. Янчуй­ (р.Верхний Котеримаскит) 5.5 13 13.6 +160 680 - 840
4 20.02 р. Янчуй­ (р.Вангелки) 5.5 8 8.4 +260 840 - 1100
5 21.02 р. Янчуй­ - оз. Сэл - р. Янчуй­ 5.5 15 15.8 +350 1100 - 1450
6 22.02 р.Янчуй - пер. Сэл - р. Лев. БугориктаЇ - база №1 4 10 10.5 +50; -335 1450 - 1500 - 1165
    Итого на этапе 1: 29.5 часов 78 км 81.9 км +1000 -335
    Этап 2: выход ко 2-ому базовому лагерю   к = 1 к = 1,1
6 22.02 база №1 - р. Прав. Бугорикта ­ 1.5 6 6.6 +245 1165 -1410
7 23.02  р. Прав. Бугорикта ­ - пер. Южная Бугорикта (1А) - приток р. Хэгды 5.5  8.8 +390; - 300  1410 - 1800 - 1500
8 24.02 пер. Лев. Укуолкит - северный исток Левого УкуолкитаЇ - база №2 4.5 9 9.9 +380; - 460 1500 - 1880 -1420
    Итого на этапе 2:  11.5 часов 23 км 25.3 км +1015-760
    Этап 3: неудавшееся техническое кольцо   к = 1 к = 1,1
8 24.02 база №2 - истоки Левого Укуолкита (граница леса) 1.5 2 2.2 + 350  1420 - 1770
9 25.02 граница леса - пер. Алёнка (1Б*-2А) - р. Ветвистая 3.5 4 4.8

(к = 1,2)

+ 310; -340 1770 - 2080 - 1740
10 26.02 вынужденная днёвка из-за сильного ветра - - - -
11 27.02 р. Ветвистая (Карт)Ї - р. УкуолкитЇ 6 16 17.6 - 80 +632 - 492 1700 - 1620 -2252 - 1760
12  28.02 радиально: р. УкуолкитЇ - р. Лев. Укуолкит­ - база №2 - лагерь на Укуолките 11  40 42 + 200 -760 1760 - 1960 1200
    Итого на этапе 3: 22 часа 62 км 66.6 км +1190-1690
    Этап 4: возвращение к основному базовому лагерю   к = 1 к = 1,1
13 01.03 р. Укуолкит­ - р. Правый Укуолкит (руч. Визбора)­ 4.5  13 14.3 - 196 +54 1200 - 1004 - 1060
14  02.03 р. Правый Укуолкит­ - пер. Аку (2А) - р. АкуЇ - граница леса 5.5  10  12

(к = 1,2)

+600-500 + +120 1060 - 1660 -1160 - 1320
15 03.03 р. АкуЇ 6 14 15.4
16 04.03 р. АкуЇ - р. Укуолкит­ - р. Муя ­ - р. Бугорикта­ 6 21 23.1
17 05.03 р. Бугорикта­ - база №1 4.5 14 15.4
    Итого на этапе 4:  26.5 часов 72 км 80.2 км +1785-2400
    Этап 5: завершение маршрута   к = 1 к = 1,05
17  05.03 база №1 - р. Правая Бугорикта­ - граница леса под перевалом Муямоскит 5 5.3 + 360 1320 - 1680
18 06.03 граница леса на левом притоке Правой Бугорикты - пер. Муямоскит - р. МуямоскитЇ - р. КотераЇ 6.5 16 16.8 +320 - 940 + 20 1680 - 2000 -1060 - 1080
19 07.03 р. КотераЇ 6.5 30 31.3 + 460 1080 - 1560
20 08.03 р. КотераЇ - Яксай 7 32 33.6 + 490 - 530 1560 - 2050 -1520
21 09.03 Яксай - р. КотераЇ - мост - пос. Новый Уоян 3.5 16 16.8 - 180 + 260 +298 - 298 - 380 11520 -1340 -1700 -1998 -1700 -1320
    Итого на этапе 5:  25.5  99  103.8 +555-1220

на этапе 5 103,8 / 25,5 = 4,1 км / час
на маршруте 357,8 / 115 = 3,1 км / час

4.4. Оценка сложности маршрута по новой методике
(смотри журнал “Спортивный туризм” № 3-4 за 1996 год)

Задача: оценить, соответствуют ли пройденные маршруты заявленной 5 категории сложности?

Характеристики маршрута: пройденный путь = 357,8 км = 315,8 + 42 радиально, т.е зачётный путь П = 315,8 + 21 = 336,8 км, продолжительность t = 20 полных дней из них 1,5 днёвки, перепад высот В = 11,95 км, число категорированных перевалов КП = 3 ( 1А х 1- первопрохождение, 1Б х 1 и 2А х 1 - зимние первопрохождения) и 3 некатегорированных - первопрохождение, ТС > 0.

Расчёт сложности маршрута:

1.соответствие минимальной протяженности:
П = 336,8 км > П min = 240 км

2.соответствие минимальному количеству КП :
КП = 3 < КП min = 6

3.совершенная работа :
Т = ( 1 х 1 ) + ( 2 х 1 ) + ( 3 х 1 ) = 6
Согласно п.5.4 методики, за каждое первпрохождение добавляется 1 балл к сложности препятствия. Здесь было совершено 4 первопрхождения перевалов: Тперв = 3 н/к х 1 + 1А х 1 = 4, следовательно можно считать, что:
Тфакт = Т + Тперв = 6 + 4 = 10

4.соответствие минимальной технической сумме :
ТС = ( В + Т ) = 11,95 + 10 = 21,95 > ТС min = 15

5.необходимое увеличение ЭП min за счет ‘’ лишних дней ‘’:
ЭП* min = ЭП min + ( ‘’лишние дни’’ ) х сред. дневной переход = 315 км + ( 19 - 16 ) х 16 км / день = 363 км

6.фактическая эквивалентная протяженность маршрута группы:
ЭП = П + 5 х ТС = 336,8 км + 5 х 21,95 = 446,55 км > ЭП * min = 363 км

Вывод: количество минимальных категорированных препятствий в пройденном маршруте меньше чем в зачётном согласно методике: КП = 3 < КП min = 6, но при этом дополнительно пройдено 3 н/к перевала и фактическая эквивалентная протяженность маршрута на 83,55 км превышает зачётную: ЭП = 446,55 км > ЭП * min = 363 км. Кроме этого следует отметить, что все перевалы н/к и перевал Южная Бугорикта (1А) пройдены впервые, а через оставшиеся 2 перевала совершено зимнее первопрохождение. Поэтому мы считаем, что пройденный маршрут может быть классифицирован как учебный маршрут 5 категории сложности.

5. Материальное обеспчение

5.1. Снаряжение

Наша группа использовала стандартный набор личного, группового и специального снаряжения применяемого в походах 5 к / с для данного района , при этом необходимо отметить следующее:

1. мы имели две основные веревки по 50 и 40 м, вспомогательную - 50 м, и два куска по 7 м трубчатой капроновой тесьмы на петли для крепления веревки. Наличие кошек у каждого участника и минимум 2 ледоруба - обязательно

2. как всегда отлично показали себя двухслойная палатка, конденсатор

(накидка на спальники) и шведская лучковая пила Сандвик с “волчьим зубом”

3. крайне необходимы примуса при прохождении перевалов - у нас были 2 “Шмеля-2” и 5 литров бензина; для обеспечивания теплой ночёвки выше зоны леса удобно брать дрова

4.использованное снаряжение имело следующий вес ( на участника ):
личное - 10 кг, групповое - 6, 5 кг , продукты - 13 кг.

5.2. Питание

Режим питания был трехразовым, первые 5 дней по 580 г на чел/день, остальные по 620 г на чел/день . При возможности обед был горячим. Хорошо зарекомендовал себя соевый гранулят Бона Вита - использовали вместо мяса(на ужин: 200г+50г томат.пасты + 1л кипятка + 250г легкого масла Долина Сканди + соль и молотый перец- томить на печке 15 мин; на обед добавляли в супы 100г гранулята со специями).

Нехарактерно продолжительное для этого времени сильное похолодание вынуждало наши организмы тратить много каллорий, что сказалось на нашем весе. Практически все участники потеряли в весе от 3 до 5 кг.