LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



рассвет
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Пенинга, Сула, Лендерка

Отчет о водном (каяки) походе II к.с.
по Средней Карелии
по рекам Пенинга, Сула, Лендерка

маршрут:

ст.Пенинга - волок через Западно-Карельскую возвышенность - оз.Пенинга - р.Пенинга - оз.Лексозеро - оз.Коргиозеро - р.Сула - оз.Сула - р.Лендерка - р.Войдома - ст.Лендеры

протяженность - 130 км (из них пешком - 25 км)

продолжительность - 12 дней, ходовых - 10 дней

сроки - 4-15 июня 2003 года

состав группы

  • Бекетов К.
  • Финоженок А.
  • Общее описание района

    Путешествие проходило по западной части Средней Карелии, западнее ж/д ветки СПб-Костомукша. Реки района берут начало на склонах Западно-Карельской возвышенности и относятся к бассейну р.Лиексанйоки в Финляндии.

    Река Пенинга вытекает из одноименного озера на высоте 236 м. над уровнем моря и впадает в оз.Лексозеро с урезом 174 м. При этом примерно половина падения приходится на первый участок протяженностью 2,5 км, между озерами Пенинга и Нижнее. Общая длина реки около 45 км. На Пенинге несколько мелководных шивер и два порога. Река протекает в ненаселенной местности.

    Река Сула вытекает из крупного Лексозера и впадает в оз.Сула. На реке 4 порога, все они отличаются многоводностью. На эти препятствия приходится 7 метров общего падения.

    Река Лендерка - многоводная протока между озерами Сула и Лендерское. Разница уровней озер - 19 метров. Длина Лендерки около 6 км, на которых 7 ярко выраженных порогов, разделенных короткими участками быстрого течения.

    Подъезды и отъезды

    Подъезд к началу маршрута - ст.Пенинга - по ж/д ветке Суоярви-Костомукша. От Питера поезд 249/250, ходит по нечетным дням недели. По состоянию на момент похода пограничного контроля нет. От стации начинается пеший волок на оз.Пенинга, который будет описан ниже.

    Окончание маршрута - на ст.Лендеры, откуда по четным дням ходит вагон в Петрозаводск через Суоярви. На ст.Суккозеро вагон цепляют к поезду 249 на Питер.

    Техническое описание

    4 июня 2003

    Прибыли на ст.Пенинга в 7:10 утра. Поселок расположен в стороне от станции, мы туда не заходили. От вокзала прошли вперед по путям до переезда, свернули налево, через несколько сот метров пересечение дороги с трассой на пос.Муезерский. От этой развилки отходит грунтовая дорога вперед-влево, под углом 45 гр. Эта дорога через 500 м подходит к ЛЭП, некоторое время тянется вдоль нее, потом переходит по мосту ручей (исток р.Волома). Сразу за мостом развилка, свернули направо. Справа по ходу озеро, где мы остановились на длительный обед - переждать дождь.

    Через 2,5 км от озера на дороге снова развилка - свернуть влево. Правая дорога через 300-400 метров заканчивается на вырубке, хотя выглядит вначале более наезженной и основной. Если пойти по этой дороге и затем азимутом через лес, то общая дина волока до оз.Пенинга сократится, но придется идти по тайге и (что хуже) по заросшим вырубкам, плюс к тому - сразу же набирать 120 м высоты от конца дороги влоб по крутому каменистому склону на гряду Западно-Карельской возвышенности. С лодками в рюкзаках - это занятие для очень крепких перцев. Поэтому, после разведки, приняли решение идти левой дорогой, в обход наиболее высоких холмов.

    Дорога переходит ручей по старому мосту, становится достаточно сильно заросшей, но проходимой. Через 3 км дорога примыкает к более наезженной, свернуть вправо. Вскоре дорога пересекает ручей - исток р.Тумба. С этого места начинается затяжной подъем на гряду (фото 1). Дорога хорошая.

    После выполаживания дорога через 1 км приводит к озеру, где практически кончается. Слева п/х озеро обходит старая колея, но и она через 1 км теряется. Берем азимут строго на запад, переваливаем гряду. Подъем по небольшим скалам, тропы нет, сосновый лес. Через 1 км ровного вершинного плато начинается спуск в долину ручья, примерно 80 м высотой. Внизу озеро и на противоположном берегу - лесовозная дорога; направо по ходу - в направлении озера Пенинга. На берегу озера ночлег.

    5 июня

    Движение на северо-запад по грунтовой лесовозной дороге, вверх по выраженной долине. Кругом - сплошные старые вырубки, уже зарастающие (фото 2). Минуем несколько отворотов, придерживаясь основной дороги. В верховьях долины цепочка озер, дорога значительно ухудшается по качеству, но идти по ней нетрудно. Неким подобием серпантина дорога преодолевает затяжной подъем на "перевал" в юго-западном отроге в.390 м. С перевала видно озеро Пенинга и бескрайние лесные просторы в долине р.Пенинга.

    Дорога спускается с отрога в западном направлении, и через пару км приводит к перпендикулярной более крупной дороге. Прямо вперед, на запад, продолжается колея, по ней можно пройти еще 1,5 км, затем она кончается на старой вырубке, и 700 метров до берега оз.Пенинга приходится идти по заболоченной тайге, по азимуту, а последние 300 м - вдоль ручья.

    В устье ручья берег озера заболочен, проходим еще 600 м влево по берегу на оконечность мыса, где прекрасное сухое место для стоянки, сосновый бор. Волок закончен.

    6 июня

    Большую часть дня неспешно собирали каяки. После обеда вышли по озеру Пенинга (фото 3) в его дальний западный конец, откуда берет начало р.Пенинга. В сужении между двумя плесами озера - справа барак с печкой.

    Протока в оз.Нижнее - шириной 5 м, воды мало. Падение до оз.Нижнего - почти 30 метров. Сразу начинается шивера и встречается завал. Мы его провели. Затем на участке до старого моста - порог в узком русле (фото 4). Большие обливные камни, течение стремительное, но не сильное. Фактически получается скоростной спуск на лодке по камням, с неизбежной порчей плавсредств. На полиэтиленовом каяке можно пройти без проблем. Перед мостом низкое бревно поперек русла, нужно спеть зачалиться влево в микроскопическое улово. Дальше опять проводка под мостом и после него. Через 200 м начинается участок, с берегов ограниченный старыми ряжевыми дамбами. Здесь тихое течение, но вода совсем пропадает (фото 5). После разрушенных ряжевых дамб - плес шириной более 10 м, без течения, с болотистыми берегами. Слева к реке подходит сухая высокая гяда, прорывая ее, Пенинга образует следующий каскад: на протяжении нескольких сотен метров необходима проводка, местами падение очень велико, поперек русла встречаются стволы деревьев (фото 6). Ниже короткий спокойный, но мелкий плес, после чего последний, устьевой каскад, заканчивающийся прямо в озере Нижнее. Отдельные участки устьевого каскада можно проплыть.

    Сразу по выходу в озеро слева п/х - сосновый бор, хорошая стоянка. За мысом песчаный пляж. В лесу в сотне метров от берега - рыбацкий балок с печкой.

    7 июня

    Дневка, ремонт лодки после вчерашнего прохождения Верхней Пенинги.

    8 июня

    Пересекли оз.Нижнее до истока р.Пенинга. Река шириной 20 метров, в истоке берега болотистые, течения нет. Через 4 км два слабых переката, без осмотра. Вскоре после них остатки моста с завалом перед быками (обнос слева 10 м) и за мостом шивера длиной 300-400 метров. Проход по струе без осмотра.

    После шиверы снова плес, берега заболочены, стоянок нет. После того, как к реке подходят высокие коренные берега, в русле остатки второго моста, также с завалом. Это ориентир начала порожистого участка на Пенинге.

    Обнос моста справа, 15 м по тропе рыбаков. За мостом начинается шивера протяженностью около 200-300 м, переходящая в порог №1. Перед порогом необходимо зачалится к правому берегу для просмотра. В пороге 2 выраженные ступени, в обоих сливы примерно по 0,5 метра. По берегам скальные выходы, в русле беспорядочные камни (фото 7, фото 8).

    Через 100 метров плеса за левым поворотом начинается порог №2. Осмотр с обоих берегов. Порог образован скальной плитой, пологий косой слив высотой около 2 м (фото 9). При прохождении слива каяк уперся под водой в скальный выступ, который не видно с берега. За порогом мощная выводная шивера с обилием камней, на выходе мель, протяженность 200 м. Далее серия простых шивер и перекатов, затем можно выделить порог №3 - прямое узкое русло, валы. Справа стоянка в еловом лесу на терассе у подножия высокого крутого склона (борта долины). Здесь мы заночевали. На выходе из порога мель, далее еще две несложные шиверы практически без перерыва.

    Долина Пенинги в этом месте узкая, берега высокие, крутые, лес - сосновые беломошные боры, нетронутые рукой лесоруба.

    9 июня

    После окончания шивер - плес 2 км, мост с завалом, обнос слева 10 м. Ниже моста тянется плес со слабым течением, много лугов, лес отступает в сторону. На левом берегу встречается две избушки, на расстояни 2 км друг от друга. После болотного разлива-озера в русле появляются завалы, некоторые приходится обносить. Мест для стоянки по берегам не много. После многокилометрового плеса - высокий деревянный мост, под ним простой многоводный порог, можно пройти сходу по струе.

    После моста и порога через 500 м - длинная шивера, с большим падением и поворотами. Протяженность препятствия около 600 м, можно пройти сходу.

    За шиверой опять многокилометровый плес без течения, река расширяется до 40-50 метров. Встречается еще одна шивера протяженностью 300-400 метров, проход по струе без осмотра. За шиверой до устья - плес. Обозначенный на карте мост сгорел. По берегам сосновые боры, ближе к устью - сплошные вырубки. Ночлег на левом берегу на мысу при выходе реки Пенинга в Лексозеро.

    10 июня

    Туман, сильный ветер, дождь, на Лексозере шторм с волной более 1 метра. Вынужденная дневка. Попытка пешком сходить в магазин в имовааре - безуспешно, мост на р.Сула также сгорел. В итоге получилась просто пешая прогулка примерно 20 км.

    11 июня

    Умеренный ветер, боковая волна на Лексозере. Переход до истока Сулы, придерживаясь мысов и островов. Много хороших мест для стоянки. Ближе к истоку реки - появляются скальные лбы.

    От горелого моста в истоке Сулы - пешая прогулка в магазин в Кимовааре. Увы, именно в этот день он оказался закрыт. В итоге еще один короткий переход на острова озера Коргиозеро, и полудневка в ожидании открытия магазина. Прекрасные стоянки, на Коргиозере большое количество островов. Солнечно, тепло, но сильный ветер.

    12 июня

    Посещение магазина в Кимовааре (работает с 13 до 18 часов, кроме вс.). После обеда - переход в исток Сулы, между островов Коргиозера (ориентирование по карте и компасу). На реке заметное течение, ширина 50-100 метров. Встали на ночлег на левом берегу в 2 км ниже по течению от истока. Сосновый бор.

    13 июня

    Через 1 км - на Суле первое пряпятствие, деревянный мост. Проход в правый пролет. Через 300 метров река резко уходит вправо, слышен шум порога. Осмотр левым берегом.

    Порог №1 представляет собой пологий слив с небольшим поворотом вправо. Валы до 1,5 метров, очень мощная вода. Проход справа от основной струи.

    Слева на берегу изба на вершине холма.

    Через 600 метров спокойного быстрого течения - порог №2, осмотр слева, необязателен. Проход по струе, мощные валы. Почти сразу - порог №3, можно осмотреть справа. Характер прежний - мощные валы. Порг кончается в озере с возможными местами ля стоянки.

    Через 3 км плеса с заметным течением - порог №4. Осмотр справа желателен. Мощный слив, слева бочка. Проход справа от основной струи, минуя валы до 1,5 метров. Ниже порога остатки моста, над рекой провода. Далее до озера Сула препятствий нет. В устье слева большой дом (обозначен на карте). На озере через 1 км справа изба на мысу.

    Ночлег на одном из островов на озере Сула. Песчаный пляж.

    14 июня

    Движение по озеру Сула - по карте и компасу. Срезали мыс острова Сулоостров, волок 10 м через песчаный пляж.

    Исток реки Лендерка закрыт островом. Проход любой протокой. Через 500 метров - порог №1. Осмотр справа. Много рыбаков, на берегу тропы. На левом берегу невысокая скала.

    Порог очень мощный, большой расход воды. Валы 1,5 метра. Проход правее центра. Протяженность порога 150 м.

    Через 500 м - порог №2. Между порогами - фоновое быстрое течение, характерное для Лендерки, где практически нет плесов (фото 10). Порог длинный, около 500 метров. Его желательно осмотреть слева, так как во второй части порога у левого берега серия бочек (фото 11).

    Почти сразу, за правым поворотом - короткий порог №3. Валы, ряжевые стенки. Проход по струе сходу.

    Порог №3 переходит в порог №4: характер прежний, протяженность 400 м. Проход по струе. За порогом слева высокие скалы (до 12-15 метров), местами обрывающиеся прямо в воду. Здесь мы заночевали на маленькой полке (на 1 палатку).

    15 июня

    Порог №5 начинается длинной шиверой (фото 12), в конце кульминация - пологий слив и валы. Проход по центру (слева и справа - обливные камни). Почти без перерыва - порог №6, возможный осмотр справа: валы, бочки.

    После прохождения порога №6 надо пристать к правому берегу в начале заходной шиверы самого мощного порога Лендерки - "Седьмого". Порог начинается простой шиверой (фото 13), затем следует первая ступень (фото 14), и через 50 м - наиболее мощная вторая (фото 15), с двумя могучими бочками. Проход возможен через бочку или под самым берегом справа, пробивая отбойный вал от скалы. Мы проходили вторым вариантом.

    На правом берегу вдоль всего порога - невысокие скалы. Слева также отдельные скальные выходы.

    За "Седьмым" порогом река Лендерка успокаивается, превращается в озеро. Берега сухе, в основном растут сосновые боры. После поворота вправо (через реку перекинута линия ЛЭП) уже виден поселок Лендеры. Надо держать курс на мост. Справа на берегу скаьные выходы с глубокими трещинами.

    Для того чтобы попасть на ж/д станцию, надо пройти под мостом, повернуть налево и, оставляя поселок по левую руку, пропыть в дальний конец озера. Здесь искать в болоте широкое устье реки Войдома. На ней нет течения, берега очень сильно заболочены. Такой характер Войдома сохраняет на протяжении 3 км, а затем река резко сужается, берега повышаются. Недоходя моста к ж/д станции, на правом берегу удобная стоянк для антистапеля. Единственный минус - до ст. около 20 минут хода, вокруг по лесой дороге, через мост. Можно встать и на левом (п/х) берегу, в непосредственной близости от станции.

    Магазин только в поселке, на ж/д станции его нет.

    Поезд на Петрозаводск (1 вагон) отправляется в 16-10 по четным числам. В Суккозере (3 часа от Лендер) вагон 1,5 часа ждет поезд Костомукша-СПб, на который и нужно пересесть, чтобы попасть в Питер. В Суккозере магазин в 1 км от станции.




    Комментарии: Ваш комментарий:


    В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





       Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;