LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Бензовоз
Автор: Анна Михайлова


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Дневник похода на Нюхчу

Дневник похода на Нюхчу. Июль 2003 г.


произведение читается легко и местами даже захватывающе. Сразу бросается в
глаза: с какой аккуратностью и тщательностью описана глава предшедствующая
непосредственно дневнику. Таблички ровненькие, шрифты изобилуют
многообразием и изящностью форм. Преведена полная, а главная точная
информация, которая может потребоваться читателю в ходе прочтения данного
труда.
   Несмотря на то, что дневник писался непосредственно во время похода, в
сложных, а порой просто неприспособленных условиях, текст изобилует
багатством описательных оборотов и многообразием синонимичных
прилагательных, раскрывающих автора, как обладателя широкой русской души и
владельца каласального языкового запаса, которым он с легким изяществом
пользуется. Довольно точное описание природы, тяжелых переходов делают
рассказ столь увлекательным, что читатель порой сам того незамечая
оказывается рядом с героями в лодке или полатке. Ловит вместе с ними рыбу
или охотится. Чувствует себя полноценным участником водного похода, разделяя
с героями все тяготы и лишения этого опасного путешествия, радуется вместе с
ними.
   Несомненно данное произведение является жемчужиной русской классической
литературы и по достоинству займет свое место в сокровищнице мирового
культурнрго наследия...»

1.Чахмахчев Юрий Леонидович (Чах), 23 года

mailto ylch@mail.ru

2.Самохин Константин Алексеевич (автор), 22 года

mailto kostec@yandex.ru

 

:надувная лодка «Егерь» производства фирмы «Рафтмастер» (www.raftmaster.com). Теперь вместо «Егеря» (www.raftmaster.com/Eger10/Eger10.htm) делают лодки «Скаут». Весла байдарочные.

ст.Унежма – пос.Южный - р.Нюхча - Белое море - ст.Нюхча: 105-110 км.

   При запросе «Нюхча» на поисковых сайтах не менее 50% найденных страниц – это стандартное описание «По Нюхче» (пос.Южный - ж/д мост) из знаменитой книги «Север» аж 1975 года. Его можно посмотреть, например, здесь: http://turizm.lib.ru/t/turism/nuhcha.shtml.

   Единственное живое описание похода по Нюхче было обнаружено здесь: http://www.boatswain1.narod.ru/nuhcha94/diary94.html. Маршрут 1994 г. был довольно странным на мой взгляд: 5 ходовых дней и 9 дневок. ;-)

    2-х километрового атласа по всей Карелии более чем достаточно для абсолютно четкого ориентирования на местности. Но для удобства (особенно на воде) имеет смысл взять карту отсюда: http://www.tourism.ru/docs/map/contour/9/85/index.html или http://www.velotourism.ru/gps_map/karelia/index.htm, распечатать и заламинировать. Для привязки к GPS удобно будет воспользоваться этой картой:

 http://www.velotourism.ru/gps_map/prionegie/index.htm

На любом поезде от Москвы с Ярославского вокзала до Вологды. Удобнее всего – фирменный и чистый поезд №60, отправление в 23.04, прибытие 08.18. Стоимость билета на 1 человека в 2003 г. (здесь и далее – цена плацкартного билета) – 354 руб. На всякий случай – в июле один доллар стоил примерно 30 руб.

В 15.10 из Вологды уходит поезд № 174 Вологда-Мурманск, прибытие в Унежму в 7.40. Стоимость – 351 руб.

От ст. Унежма до пос. Южного легко взять машину (около 40 км).

На любом мурманском поезде до ст.Надвоицы. Местные осуществляют заброску  туристических групп на Нюхчу, а кроме того, на реки: Чирка-Кемь, Онда, Тунгуда, Охта (Сев.Шуя) и Сума. Заброску проводят от ст.Надвоицы до моста через речку Заячка. Для 2-х человек заброска на автомобиле "Нива" предлагалась за 2 тыс.руб.; время - примерно 4 часа езды по не очень хорошей дороге. Обещают ждать даже если поезд опоздает. Координаты для связи с ними: zotal@yandex.ru тел.8-81431-3-80-80, Александр. 

 

   Самый удобный вариант - от ст. Нюхча в 23.55 ежедневно уходит местный поезд Маленьга-Беломорск. 2 общих, довольно раздолбанных вагона самолетного типа, стоимость 45 руб. Идет около 3,5 часов. Через Беломорск проходит 3 поезда до Москвы, но только утром (первый 8.46, последний – в 11.40). Мы ехали самым медленным №181 отправление из Беломорска 10.25, прибытие на Ленинградский вокзал в 12.20. Стоимость – 486 руб

   Можно вернуться и через Вологду (поезд №173 останавливается в Нюхче в 12.57), что удобно, потому что нет 8-ми часового зазора между поездами, как в ту сторону. В Вологду поезд №173 прибывает в 5.42 и уже в 6.15 можно уехать на поезде №175 из Воркуты или в 7.57 на поезде 15 из Архангельска.

   Все расписание поездов дальнего следования было взято с сайтаwww.poezda.net

19.07.2003 вечером отъезд, 01.08.2003 днем дома.

Ходовых дней– 5

Дневок – 3

День

Содержание

19 июля, суббота

сборы, отъезд

20, воскресенье

Вологда, дорога

21, понедельник

Унежма-Южный-Свинцовые

22, вторник

Дневка

23, среда

Свинцовые-Кувшинные

24, четверг

Кувшинные-Заячка-Оштомозеро

25, пятница

Левушка-Ветренный пояс

26, суббота

Ветренный пояс-дневка

27, воскресенье

Ветренныйпояс-Б.Падун

28, понедельник

Дневка

29, вторник

Б.Падун - Нюхча - Белое море

30, среда

Белое море - Нюхча, отъезд

31, четверг

Нюхча-Беломорск-поезд

1, пятница

дорога-Москва

 

Днем приехал к Чаху с остатком вещей (лодку и основную часть вещей завез заранее). Довольно быстро собрались, уложившись в три рюкзака. На вокзал нас отвез Жихарь – дружок Чаха. Настолько перестраховались, что приехали за 1,5 часа до отправления поезда :-).

   Поезд №60 Москва-Вологда, отправление 23.04. Вагон просто шикарный, новый, со стеклопакетами и почти совершенно пустой. Никаких вопросов по весу рюкзаков. Общее ощущение, что едем на дачу. Проводник серьезно предложил: «-Чай, кофе?» и немного подумав, неожиданно как-то похотливо улыбнулся и добавил: «-Потанцуем?». Это было очень смешно ))).

8.18 – Вологда. Сдаем рюкзаки в камеру хранения и идем гулять по городу. Первый вопрос в Вологде задает нам девушка, тоже идущая в сторону центра от вокзала: «-Простите, вы не знаете, где здесь есть интернет-кафе?». Прикольно! Мы долго думали, что же ей ответить. Девушка тоже проездом, только в другом направлении. Воскресным утром все закрыто, кроме многочисленных церквей и рынка. Нашли новый офис МТС – положили на счет деньги. Побывали на улице Марии Ульяновой которая в Вологде в ссылке была в (я на одноименной улице в Москве живу) – здесь это одна из центральных улиц, на ней находится администрация Вологодской области и стадион местной футбольной команды Динамо.

   Позавтракали только в 11 утра в довольно дрянной пиццерии рядом с Кремлем (правда здесь это, по всей видимости, модное место).Поднялись на колокольню – вот здесь очень красиво! Очень много церквей (а в досоветские времена только они, наверное, и были), из них самая красивая - Софийский собор 15-16 в.в., чем-то похож на Успенский собор Московского Кремля. У Кремля купил себе значок Аэрофлота, вообще тут много забавных значков продается. Позже нашли самое хорошее место, где поесть – это бизнес-ланч за 99 руб. в лучшем ресторане города «Север», вроде на проспекте Победы находится.

15.10 поезд №174 Вологда-Мурманск. На вокзале полно туриков – уж не на Нюхчу ли они? Народу много, вместо проводников – студенческий отряд на практике. Молодые проводницы будоражат воображение, но к нам они холодны… Поезд идет как электричка – со всеми остановками, но всего на 1-2 минуты, вылезли единственный раз в Няндоме. Повсюду видна работа по электрификации железки. Смотрим в окно, спим, едим.

7.40 – Унежма. Разумеется, проводница (напомню, 18-летняя девчонка) не знает когда будет ст.Унежма, так что самостоятельно следим по названиям станций, где нам вылезать, благо теперь таблички везде висят и их иногда даже видно. Прямо у станции стоит Камаз–самосвал, который специально ждет туристов. Даже неинтересно как-то, прямо такси какое-то получается. Цена – 1100 руб. за машину. Не торгуясь, соглашаемся. Водитель – пацан лет 14-15!!! Унежма – здоровый поселок, население – человек 300. Почти все заняты на лесоповале или лесопилке. Едем по хорошей, лишь местами разбитой грунтовке – сразу заметно, что ездят здесь часто. Оказывается, дорога не заканчивается за Нюхчей, как это показано на карте, а соединяется с дорогой, идущей на «материк», в сторону Надвоиц и Медвежьегорска. Ездят тут даже и легковые автомобили – коммерсанты продукты возят. Едем и слушаем музыку. Как оказалось после, оба, делая вид, что смотрим по сторонам, напряженно и внимательно слушали чудовищное говно! Настоящая музыка для дебилов, унц-унц :)

 

Пара примеров.

«Мамочка моя, мамочка моя

Только не гони ты меня из дома

Я уже не та, я уже не та

Мне теперь любовь взрослая знакома» 

или

«Подольше в ванной посиди

И молча писькуподрочи

Вверх-вниз, вверх-вниз

Туда-сюда, туда-сюда». И так далее…….. :-(

Кроме этого запомнилась фраза «жужжи, пока жужжится». Чересчур раннее у парня, на наш взгляд развитие, хотя Камаз он действительно залихватски водит.

    Сказал, что все группы, которые подвозил в этом году, ушли вверх по течению,  а комаров  в этом году полно. По пути прямо на дорогу выскочил заяц, а еще проехали красивые  скалы.

       За час с небольшим доехали до Южного – никакого поселка тут, естественно, нет – только развалины от двух изб. Жарко, полно слепней и оводов – сразу надеваем накомарники, от чего становится еще жарче. Дорога для этих мест очень оживленная – пока собираемся – машин 8 проехало. Очень лениво с непривычки что-либо делать, но часа за 3 мы надуваем лодку, все укладываем и уже в 13.00 на воде (как оказалось, так рано мы потом не выходили :-).Идем вверх по течению минут 30, после нескольких перекатов Чах спрашивает, нафига мы идем вверх? Смотрим карту – да, до Нюхчозера река мелкая, идти радости никакой нет. А если до озера не дойдем, то зачем вообще тогда идти в ту сторону? И мы разворачиваемся и плывем обратно :-) (Как потом оказалось – совершенно правильно сделали, мы мелей и внизу досыта накушались). Для тех, кто все же захочет дойти до Нюхчозера описание верховьев Нюхчи из книги «Север» можно посмотреть, например, здесь: http://skitalets.ru/books/sever/arhangel/ileksa.htm.

      Перед Южным встречаем трех рыбаков, и по пути еще довольно много расставленных сетей и донок. Почти сразу за здоровенным деревянным мостом с самого берега на ближайшее дерево взмывает тетерка и Чах с одного выстрела берет ее. Здорово – вес где-то 1,5 кг, не успели отплыть – уже и дичь есть. Плывем через болота и плесы, но попадаются и камушки. Много уток, но не стреляем – проплыли рыбака. Чах обзывает эту дикую реку Клязьмой – меня нарочно бесит!

       Часам к 5-ти доплываем до неплохих перекатов, по-видимому, это начало Свинцовых порогов и уже начало Карелии (Унежма и Южный – в Архангельской области). Падение воды видно невооруженным взглядом. Решаем встать, хотя комаров здесь до фига! Обнаруживается первая потеря – никак не найду катушку для спиннинга. Очень расстроен, хоть спиннинг на фиг ломай и в костер. Но Чах уговаривает пойти покидать под порог, где рыба вовсю играет. Я ловлю на крутящуюся блесну как на удочку и за 40 минут вытаскиваю 6 небольших окуней! Я повеселел и полез вслед за Чахом купаться – просто супер! Новым человеком вылезаешь. Нас обоих прет по полной программе, вот теперь мы действительно в походе! У Чаха вообще сорвало крышу – он охвачен жаждой деятельности и вообще счастлив!. Тут уже и готова тушеная тетерка – под дичь мы и втаскиваем. Ложимся часов в 12 – совсем светло.

      Спим до полудня – торопиться некуда. Днем тепло и облачно, довольно сильно парит. Гнус атакует и спасения от него никакого нет. Надвигаются тучи. Я заново укладываю вещи (вымочил в первый же день кучу всего), чищу рыбу и варю уху. Уха вышла, признаться честно, жидковата, но пошла на ура. Часов в 6 вечера вовсю громыхает вокруг, но гроза проходит стороной. Дождь, тем не менее, идет и мы некоторое время сидим под тентом.

      Чах сплавал вниз по течению за утками – слышал там кряканье, но оказалось, что там мать с выводком и он их трогать не стал, зато взял рябчика. Я чистил рыбу и не видел, как Чах собирался к своему плаванию, а это было интересно! Перед тем, как усесться в лодку он кинул на дно свой фотоаппарат в кофре. Фотоаппарат почему-то не захотел аккуратно ложиться на упругое резиновое дно и по параболе отпрыгнул в воду ;-). Самое интересное, что он сначала плавал на поверхности, а вот когда Чах звериным прыжком прыгнул его спасать, вот тогда-то он его и утопил. :-) Счастье и горе – поочередно – фотоаппарат то работает, то нет, видать вода попала в электронную начинку :-( Жаль будет, если он сломается…

       Вечером пошел ловить рыбу, но крупная рыба не брала, поймал только трех окушков. Вечером под пологом просто миллиарды мошки и комаров, засыпаем под их гул. И снова непривычно светло.

    Погода с утра отличная – солнце и ветер, встали в 11-12. Собирались мы долго и вышли только в 14.00. Почти сразу за лагерем уперлись в бесконечную цепочку Свинцовых порогов – и после этого весь день еле тащимся, скребемся, продираемся, протаскиваемся по камням. Больше 100 метров вообще не плывем, выпрыгиваем и забираемся в лодку раз 200 за день. В некоторых местах глубина реки буквально по щиколотку! Как здесь плавали на байдарках? Несколько раз клеиться в день придется, наверное. Вообще для байдарочников я бы 2 к.с. на третью заменил наНюхче – затрата сил на проводке, как на среднем волоке.

   Фотоаппарат Чаха продолжает дурить – то не включается, то потом выключаться не хочет, короче, ждать надо, пока подсохнет.

   За день прогулки по скользким гребанным камням 2 раза заливаю себе сапоги – сначала робко пробный залив, ну а потом контрольное заливание аж по самые дальше некуда. :) Это не мешает двигаться дальше, т.к. очень тепло. Рыба в заводях днем ловиться не желает, хотя может это от погоды. Наконец, проплываем Свинцовые пороги и где-то 1,5 км плывем по большому плесу, пока не утыкаемся в новые камни – пороги Кувшинные. Судя по описанию камни и дальше повсюду, правда река должна быть поглубже. Вечером купаемся в струях порога, я полностью моюсь, а потом втаскиваем горилки – ох, хорошо идет. Гнуса весь день заметно меньше вчерашнего – ходим без накомарников. Около полуночи ложимся спать.

  Встали утром мы поздно (впрочем, поздно для меня, а для Чаха – в самый раз). Зато собираемся и укладываемся очень быстро – за час все успеваем уложить в лодку. Плывем по Кувшинным порогам – они заметно глубже и проще для плавания, чем Свинцовые.

    На одном из перекатиков слева и справа захлопали утки – но не улететь им от нашего Робин Гуда! :-) Обеих Чах взял. Чуть позже, на отдыхе (мы решили, что, учитывая позднее время нашего отплытия, перекус – непозволительная трата времени и идем без них) в яме под порогом за 20 минут вытащил 6 окушков, заодно и дождь на берегу переждали. Проплыли по левому берегу вагончик, сделанный из кузова старого ПАЗика. На борту эмблема «Московский фестиваль молодежи». Как же он здесь оказался?

     У моста узкоколейки, где мы думали остановиться – рыбаки-пацаны и хорошо оборудованный вагончик. Мост, надо сказать, был капитальный, железобетонный, прямо в русле лежат его развалины с рельсами (их, кстати, надо аккуратно обплывать). Только вот высота насыпи какая-то слишком маленькая, так что, возможно, его смыло первым же половодьем. Судя по всему, по дороге можно добраться вплоть до Маленьги. Здесь http://parovoz.com/narrow/RU10.php можно почитать про узкоколейки Карелии, в частности и про ту, что пересекает Нюхчу.

    Чуть позже мальчик-изувер и фашист, стреляющий на шум и движение, застрелил какую-то водяную крысу, оказалось, нутрию. Готовить ее отказался. Зачем убил ее? Хоть сфотографировали.

    Отплываем подальше от моста и рыбаков, проплываем пару перекатов, большой плес и врубившись в очередные камни останавливаемся на высоком левом берегу с соснами. Стоянка отличная, продуваемая и, главное, набитая. Комаров нет. Часа 1,5 занимаемся готовкой. Чахделает тушит уток, я жарю рыбу. Оказывается, мы отлично готовим! Жареная рыбка с корочкой и мягкая тушеная утка, да еще с горилкой – просто супер! И снова купаемся. Легли в час ночи.

 Встали немного пораньше. Полный штиль, жарко и наша замечательная стоянка полна комарами. :-( За 2 часа доходим до устья «реки» Левушки - маленького пересохшего каменистого ручейка. И вот после него начинается самая интересная часть реки! Начиная от ЛевушкиНюхча прорезает основную гряду Ветренного Пояса. К сожалению, холмы и довольно крутые и заметные возвышенности кряжа полностью закрыты лесом, поэтому осмотр панорамных видов, на которые я наделся, оказался невозможен. Но красота вокруг все равно! Резко растут высоты по правому берегу и просто поразительный для такой реки уклон воды. Эдакая каменная горка. Где-то через 1 км после Левушки начинается шивера с очень быстрым течением и здоровенными камнями, скорее скальными обломками в русле. Вот здесь мы крутимся по полной программе, но проплываем все без остановок. Очень красиво, вода журчит по камням, но вот красивых заметных стоянок как-то не наблюдается. Плывем в поиске красивой стоянки из описания где-то на высоком берегу рядом с ручейком. Ни одного ручейка ни на левом, ни на правом берегу нами обнаружено не было. Лучшее из найденных мест – перед большим плесом на высоком правом берегу стоит вагончик. Место такое продуваемое, со столиком, но вот вокруг ничего особенного, и в воду для купания залезать будет не слишком приятно. Оттуда все-таки уплыли, хотя комаров там не было. Плывем по камням до 21.00, после чего встаем. Ругаемся из-за стоянки – Чах, как пластинка твердит, что это «отмель кала». :-)  Я говорю, что лучше нет и он сам это прекрасно знает. Все-таки решаем, что на дневку здесь вставать нельзя. Комаров, однако, несмотря на то, что стоим в лесу, здесь совсем немного.

 Набегались мы вчера все-таки прилично – даже я проснулся только в 12. Собирались неспешно и вышли только в 14.50. До отплытия как следует пофотографировали природу: сняли ящерицу и огромную стрекозу, пожирающую слепня. Вот он – бальзам на душу. Стрекозы здесь – наши главные друзья. В 15.10, проплыв 700 метров, обнаруживаем на правом берегу в сосняке прекрасную стоянку и решаем встать на дневку. Получается, шли 20 минут сегодня. :-) Снова препирались с Чахом. Но ведь это настоящее путешествие, тут не угадаешь, что там, за поворотом, а спросить некого! А место шикарное, Karjala как с картинки: сосны, камни, река. На берегу – довольно большие пакеты с едой – кто-то оставляет лишнее: крупы, чай, консервы. Бездельничали весь день. Вот разве что, только дневник писал. Вечером пошел ловить рыбу, но взял только двух мелких окушков. Стоим мы рядом с большим плесом – пора бы и сеть поставить – зря что ли брал? Поставил, блин… :-( Папа сказал, отдавая ее мне в Москве, что длина у нее 20 метров, я сдуру на этикетку и смотреть не стал, а оказалось, что длина – все 60! Я ее начал разматывать на берегу, а закончил уже в лесу с шишками и маленькими, но очень цепкими палочками. Уже с чувством обреченности, начал ее наматывать на большой шест и в результате запутал еще больше… Короче, когда я ее спутывать с палки стал, то вот тогда и понял, что придется ее там оставлять. Горжусь собой, т.к. не потерял самообладания, не изрыгал проклятья, не бесился и не пытался сжечь ее в костре. :)

  Чах тоже не терял даром времени – делал бомбочки из патронов и бахал их в яме. ))) А еще он бахнул из ружья по камню. Кроме того, Чах выводил новый вид тараканов, отрывая у пойманных слепней крылья. Весь зверинец в конце концов умертвил (он сам, правда, настаивает, что они умерли естественной смертью).

  Совсем ночью снял стресс от утраты сети горилкой.)))

 И снова очень жарко и нет ветра, утром в палатке аж сдохнуть можно от духоты, хотя на ночь оставляем открытым полог. Собирались мы и сегодня постоять на этой стоянке, но, подумав, решили, что делать тут особо нечего. Выплыли только в 15.00, т.е. сутки на этой стоянке провели. Идем бодро. Плесы чередуются с глубокими перекатами – вода несет быстро, приятные струи вокруг камней – короче, ни от чего не устаем. Как ни странно, стало много хороших стоянок, красивей и натоптанней, чем на Ветренном Поясе. Слева проплыли зимовье, с оборудованной, вполне жилой низенькой избушкой на сухой горке с ягелем и соснами. Вскоре еще одна похожая избушка слева. Напротив одного из столбов – указателей лесных просек, на левом берег изнанкой к реке вдруг замечаем какой-то металлический указатель. Недоумеваем, что еще за знак в такой глуши? Не «Береги лес!», наверное. :-) Оказывается, это «Осударева дорога. Первая государственная дорога в Республике Карелия». «Государевклоч» - это место временной стоянки
Петра I 17-18 августа 1702 г. на пути со своим войском от Белого моря на Онежское озеро. Уникальная тайная операция по переброске войск по глухой ненаселенной местности вместе с двумя фрегатами, возможно, оказалась решающим фактором в победе России в Северной войне. Понятно теперь, что это за грунтовка по карте идет вдоль левого берега Нюхчи. Да, круто, чувствуешь причастным себя к истории. Здесь http://www.karelia.ru/Osudar/docs/about.html можно прочитать целиком историю «Осударевой дороги», а здесь http://www.karelia.ru/Osudar/maparea.html посмотреть карту.

   И вот еще новость – наконец-то пошла черника, которой не было все это время из-за поздней весны. Жадно ее лопаем. Ладно, мало черники – много красивых цветов вокруг. По пути встречаем утку-нырка и играем в тир. Чах выиграл. :-) Плывем дальше по здоровенным плесам в 3-4 км со стоячей водой. Изредка (3-4 раза) течение убыстряется на небольших порогах. Плывем в поисках нормальной стоянки – уже десятый час, но мы хотим на следующий ходовой день сразу дойти до моря. По ходу вдруг слышим непонятный шум, причем нарастающий. Моторка?! Так поначалу стреманулись, ох, быстро, Чах ружье собрал. :-) Но это не моторка… Наверное, поезд когда мост проходит… Так и не поняли до конца, что это….

    В поисках стоянки почти встали на «осударевой тропинке» сразу за Малым Падуном, когда краем глаза заметили светлые камни на горизонте – поплыли туда. Ух ты, да это же Большой Падун!

    Место очень красивое, сплошные наклонные скальные выходы, продуваемое, струи воды, наверняка есть рыба. Купайся, загорай, отдыхай – лучшее место для дневки, да и вообще на маршруте. Прошли вперед, посмотрели сам порог – да, вот это настоящий порог! Может даже и провести имеет смысл. Рядом с порогом со мной происходит чудо. Я протягиваю руку, чтобы опереться на дерево и у меня в руках оказывается… катушка! Катушка для спиннинга!!! Я был так потрясен, что и описать невозможно.

   Снова рядом с костром пакеты с оставленной едой, на это раз еще больше и с какими-то вещами. Очевидно, идем по следам какой-то группы. Присматриваемся, а продукты и спички – все польское. Вот те раз! Поляки и на Нюхче. Удивительно, почему они именно здесь оказались и почему столько продуктов оставили. То ли с раскладкой ошиблись, то ли маршрут им пришлось сокращать. Уже в 1.00 ночи, после того как втащили, Чах дал мне бахнуть. :-) Да, не простили бы мы себе, если бы на «осударевой тропинке» встали, а не здесь.

 Пошла вторая неделя похода. День начинается с того, что в 6.30 утра я проснулся от реального грома. Вылезаю, кручу головой по сторонам - ?%%*(?(*?%:;%»»№;%?:@#$%^%&*&)(*;*:%(*?()*)*!!!!!!!!!!! Все в тучах, синих и толстых. С тяжелым чувством ложусь спать. Начинается сильный дождь и идет до 12.30. Потом все, к счастью, проходит, небо постепенно расчищается и вот уже снова жарко. Мы все-таки всего в 15 км от моря, ничего удивительного. Полдня наслаждались бездельем. Часам к 5-ти решаем заняться чем-нибудь общественно полезным. Чах решил сходить вниз по течению насколько сможет. Я пошел рыбачить. Рыбы что-то опять мало – вся в верховьях осталась? Чего теперь с этими тремя окушками делать? (Их потом ночью чайка стащила, так что моя совесть чиста. :-) Чах вернулся через 45 минут, встретил какого-то рыбака и дальше не пошел. С собой притащил 3 подосиновика – вот и грибы пошли, все-таки позже надо было приезжать. Искупнулись и спать легли.

 Сегодня мы аж в 10 утра встали! Жарко с утра и весь день. Просто кошмар, как нам жарко в нашей уже изрядно пропотевшей одежде. Она, кстати, уже почти совсем бомжиного вида – хорошо, что есть в чем обратно ехать! :-) Проходим Большой Падун – вот это мы прыгнули! Первые две ступеньки по полметра высотой – серьезное препятствие! Но прошли как большие. :-) Нас даже сфотографировали местные пейзане, для которых, очевидно, Б.Падун – зона отдыха.Черезминут 50 после Падуна – пороги и очень мелкие! Справа проплываем кирпичное здоровое строение – это нюхчинский водозабор. Подходим к ж/д мосту через 1.15 после того, как отплыли от Падуна. Пристаем. Я иду на станцию. Узнаю расписание – местный поезд до Беломорска ходит ежедневно в 23.55 (Полное расписание поездов по ст.Нюхча (Nuhcha) – в начале). Вариант с Беломорском нам больше по душе, т.к. в этом случае нам нужно только один раз подсаживаться на проходящий поезд дальнего следования, а с рюкзаками – это геморрой еще тот, ну и кроме того, вернуться другой дорогой интересней, а уж озерные пейзажи в Карелии просто обалденные. Интересно, что раньше здесь оформляли билеты, но вот с 17 мая этого года кассу закрыли. На старом здании вокзала – лозунг «Граждане Советского Союза! Неукоснительно соблюдайте Конституцию СССР – Основной Закон нашей жизни!» Да, посвежей лозунгов в провинции пока не видно.

    С насыпи открывается полный вид на деревню. Нюхча – здоровая деревня с магазинами, администрацией, детьми, крашенными двухэтажными домами и деревянным мостом через реку. Сама река здесь жутко мелкая – совершенно непонятно, как они ходят здесь на лодках. Чах сходил в магазин – принес пива с чипсами. Плывем через деревню, периодически застревая на мелях и вызываем всеобщий интерес. Этакий зоопарк, где звери – мы. :-) Река дальше глубже не становится. Почти сразу за деревней начинается приливно-отливная зона. Как оказалось, мы плыли в отлив. В это время это кошмар какой-то, хуже чем по Свинцовым порогам плыть, т.к. дно постепенно становится илистым. Но мы потихоньку все-таки продираемся и за 3 часа доходим до моря. Пусть это только Онежский залив, пусть тут медуз и ракушек нет, да и волн особо нет, но вода-то соленая! Это море, Поморский берег! Огромные стаи птиц, вода до горизонта – здорово! Единственное, что сильно портит впечатление – это берега во время отлива. Сказать, что там грязно, это значит не сказать ничего. От воды до крайней полоски прилива -  сплошная глина, грязная и тягучая. В такой грязищи бывать еще не удавалось.  Мда….., вряд ли мы здесь будем купаться. После устья мы прошли вдоль берега метров 300 и проплыв избушку встали у подножия очень симпатичной каменной горки с красными скальными выходами к воде. Там и пляж весь каменный. Но только во время прилива, который начался в 8 часов вечера. Вообще место для стоянки хорошее, но дневку мы тут делать не будем – погуляем завтра часа 2 и уйдем. Вечером теплое пиво, комары, прекрасный закат и гигантские стаи орущих птиц – чаек, уток, гусей. Ночью у меня случился приступ инсектоаллергии – чуть оголяю тело, все сразу начинает зудеть и безумно чесаться от всех укусов с самого начала похода, как будто иголки под кожу загоняют. Кошмар! А еще ведь очень жарко – завернулся в спальник, проснулся через час в луже пота. Снимаю спальник – опять все чешется. Короче в три часа ночи не выдержал, встал и пошел гулять по берегу, хоть остыл немного. Выпил залпом банку пива и завалился спать прямо в одежде и наконец-то отрубился. В 2 часа ночи был отлив.

    Про низовья Нюхчи удалось найти следующее описание: «м с раздвоенной вершиной, покрытая лесом.»

    Полную версию описания Онежского залива в целом и, в частности, в районе впадения Нюхчи можно посмотреть здесь: http://www.parusa.narod.ru/bib/books/ws_loc/onegz3.htm. Также интересный физико-географический и геологический обзор рек беломорского бассейна можно посмотреть здесь: http://home.onego.ru/~baryshev/rivers.htm.

    И снова жара… :-( Как же она утомила! Воды опять много. Видимо, расписание приливов и отливов здесь примерно такое: 8 час –прилив, 14 час-отлив, 20 час-прилив, 2 часа – отлив. Когда мы собрались плыть, вода уже ушла. И стали мы грузиться через отливную зону. А там глина по колено! Такое говнище, что словами не опишешь. В последний день похода уделали лодку так, что даже отмыть не смогли. И сами уделались и еще и рюкзаки засрали. Перед отплытием засняли виды с близлежащей горки – здесь очень красиво, серые скалы, на них ягель и вереск и сосны. Хотя, это конечно, сухой оазис в окружении бескрайних болот. Про нюхчинские болота можно почитать здесь: http://www.wetlands.org/programs/RussiaCD/rus/nukhv.htm.

     Выплыли в 15.30. Воды побольше. Вверх по течению идем с такой же скоростью, что и вниз. До Нюхчи дошли за 3 часа, из них минут 20 возились на протоках в самой деревне.  Встали на правом берегу неподалеку от деревянного автомобильного моста (состояние у него хреновое – пару половодий может и не выдержать, особенно, учитывая, что при ограничении в 1.5 тонны, по нему ездят грузовики и тракторы). Складывались и сушились часа 2. Местные дружить не приходили. Минут за 30 дошли до станции. Переругались в усмерть за это время, т.к. я настаивал спрятать лодку в кустах и вернуться за ней второй раз, а Чах со своим ослиным упрямством твердил, что сразу все дотащим. Все руки изрезали, но дотащили сразу… Куда, блин, торопились? На станции узнаем, что наш поезд еще из Беломорска не выехал. Ждем на «платформе», т.к. зала ожидания на станции нет. Комаров в сумерках снова огромное количество.

    А вообще тут в Нюхче жизнь кипит. Рядом со станцией полным ходом идет строительство тяговой подстанции. Как раз перед мостом через Нюхчу заканчиваются столбы для проводов. На станции стоит состав из вахтовок - рабочие тянут электричество от Обозерской в сторону Беломорска. Строительство обещают закончить в 2003 г.: http://www.logistic.ru/news/2003/5/30/15/13884.html.

       Мне про Нюхчу только одно осталось неясно, если у них там рыбколхоз, то где они конкретно ее ловят. Река ниже деревни почти сразу превращается в часть Онежского залива и совершенно непригодна для плавания на моторах. Самое вероятное место ловли – м.Вардия, начальный пункт «Осударевой дороги». Фрегаты туда подплыли прямо к берегу, да и по карте там единственное место, где мелей нет.

     Поезд пришел в 2.30 ночи на Маленьгу, а т.к. это следующая остановка, то мы и сели в ту сторону и скатались туда - обратно. Денег, кстати, за это не взяли. Поезд – 2 вагона самолетного типа. В Беломорске около 7 часов утра. Плацкартных билетов на на 15-й поезд отправлением 8.41 нет, так что берем билеты на 181-й пассажирский. Зря так сделали, надо было на 111-й скорый брать – он уходит позже 181-го, а приходит раньше (Все поезда на Москву из Беломорска - из Мурманска). На вокзале Чах подружился с таким бичом, ну просто реальным  падонком. Где-то за 20 минут он внятно объяснил, что вокруг одни сплошные пи…сы, ну кроме него, разумеется. Было очень прикольно, когда он сказал, что будет в Москве и спросил, как нас там найти. Чах спокойно продиктовал ему телефон, а я повелся и решил, что Чахочумел совсем и домашний телефон бичам дает. Оказалось, что это был телефон приемной комиссии МЭСИ ;-). Таким бичам – место на форуме http://www.udaff.com/, сайта для настоящих падонков. Хороший сайт, если вдруг грустно станет. Мы про него частенько в походе вспоминали. Только смотреть его можно в день не более 1 часа, иначе наступает атрофирование мозгов с последующей деградацией. ;-)

   В поезде занимаем 2 боковых места – ну вот, наверное, поход и закончен. Из поездных впечатлений запомнилась бесконечная карельская вода за окном и огромное число купающихся. Ну и конечно, невыносимая жара и духота в поезде. Сеть МТС растет и развивается – связались со своими уже из Сегежи и Идели. Но пока самая развитая сеть на севере – у Мегафона.

 Спали мы отлично. Рецепт хорошего сна в поезде? Не спишь до этого сутки, выпиваешь литр пива и превращаешься в растение. Кстати, едем на юг, а насколько прохладнее стало! В 12.20 – Москва, Ленинградский вокзал. Встретили нас торжественно – меня папа, а Чаха – Жихарь. Прикольно было, что в этот день на Каланчевке открывали памятник первому министру путей сообщения в честь Дня Железнодорожника. Музыка гремела, фейерверк и все такое. Прикольно!

  Кстати, катушку-то я, оказывается,  у Чаха дома забыл! :-)

P.S. О том, как быстро привыкаешь к хорошему. Во-первых, от вокзала я ехал на машине, сам ее вел. В пробке справа остановился Камаз – чуть не задохнулся, натурально плохо стало. На следующий день, в субботу, когда я провожал папу на Полярный Урал, то взял себе пиццу «Грибная» в Сбарро и отравился на хрен. Так вот, в этот же день Чах заказал  шаурму в каком-то кабаке и тоже отравился!!! Ребята, не ешьте говно, он вредное.

А вот моя переписка сменеджером ресторана Сбарро:

«Уважаемая администрация ресторанов Сбарро!

Большая просьба проверять качество продуктов, используемых при приготовлении вашей пиццы.

2 августа, в субботу примерно в 21.45-22.00 я заказал грибную маленькую пиццу в ресторане на Краснопрудной улице,1 (м.Комсомольская). Дождался ее приготовления и забрал с собой домой. На следующий день выяснилось, что довольно сильно отравился. Вероятнее всего, именно грибами. То,что отравился пиццей - это точно, так как кроме нее вообще больше ничего не ел. Хотелось бы, чтобы качество продуктов было проверено.

Спасибо.

 Уважаемый  Константин!

 Спасибо, что нашли время написать отзыв о работе нашей доставки  в ресторане   на ул.Краснопрудная. Мнение наших клиентов очень важно для нас.

Сожалею, что Ваше впечатление  о нашей работе было испорчено, но спешу сообщить Вам, что именно 02.08.03 в ресторане проводилась комплексная проверка качества, чистоты и сервиса. При этом никаких нарушений  и отступлений от стандартов качества не было обнаружено.    Приготовления блюд  проходит многоступенчатую проверку на разных этапах  технологического процесса  - от приготовления теста до выпечки пиццы.   Заказанная Вами  пицца  входит в число самых популярных и любимых нашими гостями блюд.

Надеюсь, Вы останетесь нашим постоянным заказчиком на доставке  и гостем наших ресторанов.

С уважением, Елена Шарубина, Заместитель директора по операционной работе и эксплуатации ресторанов.»

Клево! :-)

Для тех, кто не испугался: http://www.sbarro.ru/ Отстойная пицца к вам на дом за 40 минут

1.Для двухнедельного отпуска это замечательный маршрут, разнообразный с камушками, плесами и порогами, глухим лесом и Ветренным Поясом и, конечно, Белым морем.

2. Из-за огромного числа камней и мелей на байдарках плавать там очень тяжело. На катамаранах лучше, но учитывая его небольшую маневренность, а главное, ширину – тоже так себе. Чем меньше осадка у лодки, тем лучше. Короче, РафтМастер – лучшие!

3.Антикомариные средства надо брать те, в которых есть хоть какой-то процент ди-этил-толу-амида (знаменитая ДЭТА).Новая аэрозоль Autan – полный отстой, даже рядом не стоит по эффекту с лосьоном, который производился еще в прошлом году. По моим данным ДЭТА есть в креме OFF и лосьоне Mosquitol.

4.С транспортом нигде не было никаких проблем. Думаю, что наш вариант заброски-выброски был оптимален по времени и разнообразию.

5. На Белое море надо выходить в прилив (т.е или утром -  8-14 или вечером 20-02), иначе очень мелко и жуткая глина.

6.Приезжать на Нюхчу надо в августе - грибы и ягоды только пошли, есть надежда, что в августе меньше комаров и все-таки не так жарко.

7.Если не жалеть батареек на GPS, то просто отлично рисуется маршрут, где плывешь. А еще лучше взять GPS с картой.

На этом повествование, увы, придется закончить. До следующих встреч, дорогие читатели!

 


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;