зимние тренировки на скалах

Отчет о лыжном походе 5 категории сложности в районе Восточного Саяна, совершенном с 03 по 25 февраля 1995 года

Отчет

5. Приложения

1. Справочные сведения о путешествии

Нитка маршрута

Пос.Монды - р.Белый Иркут - перевал из долины правого притока в р.Мугувек (ориентировочно 1Б) - р.Мугувек - г.Мунку-Сардык (1Б-2А, восх.) - р.Черный Иркут - р.Тумелик - перевал - р.Толта - оз.Ильчир - р.Самарта - пер.Малахай-Дабан(н/к) - р.Арлык-Гол - пер.Банзарова(1Б) - в.Банзарова(2А, восх.) - р.Барун-Оспа - р.Онот - пер.Власова(1Б) - в.Оспин-Улан-Сарьдаг(2Б, восх.) - р.Ильчир - р.Онот - пер.Сов.Турист(н\к) - р.Батыр-Гол - р.Горлык-Гол - р.Китой - руч.41-й приток - пер.Нарин-Ул(н\к) - р.Шумак - руч.Перевальный - пер.Ветренный(2А) - р.Неизвестная - р.Билюта - р.Крутая - пер.СОАН(1Б) - р.Толта - пос.Тагархай.

Справочные сведения о походе

В состав группы входило 8 человек.

Построение маршрута - линейное с радиальным кольцом.

Продолжительность 23 дня.

Число ходовых дней 22.

Число дневок 1.

Протяженность маршрута 312.4 км.

Пройдено перевалов: 9, из них:

н/к - 4 перевала.

1Б - 4 перевала.

2А - 1 перевал.

Совершены восхождения на в.Мунку-Сардык(1Б-2А, 3491.5м), п.Банзарова (2А, 2883м) и в.Оспин-Улан-Сарьдаг (2Б, 3215м).

Маршрут проходил по 3 наиболее высоким хребтам восточной части Восточного Саяна (массив Мунку-Сардык, Китойские Гольцы, Тункинские Гольцы). Район путешествия характеризуется сильно расчлененным крутосклонным рельефом альпийского облика; перепады от днища долин до перевальных гребней достигают 1 км. Район похода целиком лежит в зоне тайги гор Южной Сибири. Реки района протекают в глубоких каньонах, образуя каскады водопадов, преодолеваемых зимой при помощи альпинистской техники. На всех без исключения реках развиты наледи.

Общая смысловая идея похода

Основная идея похода - объединить в одном путешествии 3 интереснейших хребта Восточного Саяна - Мунку-Сардык, Китойский и Тункинский. При этом планировалось подняться на высочайшие вершины района - в.Мунку-Сардык (3491.5м) и Оспин-Улан-Сарьдаг (3251м), а также редкопосещаемый п.Банзарова (2883м). На в.Оспин-Улан-Сарьдаг туристы поднимались зимой только единожды - в 1988г., сведения о зимних восхождениях на г.Мунку-Сардык относятся к 1958г.

Второй задачей нашего маршрута явилось прохождение вверх по течению каскадов замерзших водопадов, что представляет собой прекрасную тренировку для горных маршрутов и обладает собственной эмоциональной значимостью.

Задачей нашего путешествия явился также сбор информации о малохоженных перевалах и вершинах Восточного Саяна. Результаты нашего похода опубликованы в журнале “Спортивный туризм” N4 за 1995г.

Еще одной особенностью маршрута можно назвать отказ от использования примусов или других подобных приборов. Несмотря на прохождение достаточно сложных и высоких перевалов, мы смогли так спланировать свой маршрут, что везде успевали от леса до леса. Весь поход пройден исключительно на дровах, что позволило выиграть в весе носимого снаряжения и в комфорте (все ночевки были теплыми). То, что этого удалось добиться, не снижая техническую сложность похода, - на наш взгляд достаточно серьезное достижение нашей группы в тактике лыжного туризма.

Список Группы

NФамилия, имя, отчество Год
рождения
Место работы Домашний адрес, телефон
1Бекетов Константин Николаевич 1971СТК СПбГУ Сытнинская, 16-25 т.232-3113
2Тюньков Владимир Валерьевич 1966НОО “Земля и Вселенная” Солидарности, 9-1-66 т.584-5723
3Заворовский Михаил Игоревич 1971СПбГУ Эконом. ф-т Большой, 69-71 т.233-1279
4Кузнецова Мария Валентиновна 1973ГАСБУС-ЗТИС Тихорецкий, 9-2 т.534-2948
5Салтыковская Татьяна Олеговна 1973СПбГУ Биофак Авиционная, 11-62 т.108-5384
6Курочкин Аркадий Алексеевич 1971НТК г.Новгород, Сенная, 6-3
7Каргашин Сергей Владимирович 1969“Кодак” г.Новгород, Свободы, 15-36 т.2-1098
8Корнев Илья Валентинович 1972А/О “СБА” Дибуновская, 37-169 т.239-4089

Населенные пункты на маршруте

На основной, активной, части нашего маршрута населенные пункты отсутствуют. Ниже приводятся сведения о поселках на пути заезда-выезда и об избах и заброшенных геологических базах.

Пос.Слюдянка - расположен на берегу Байкала, на ж/д станции останавливаются все поезда, имеется сообщение электричками с Иркутском, ехать примерно 3 часа или менее. В поселке имеется баня, несколько продовольственных магазинов, рынок, почта-телеграф, отделение КСС. Изба КСС расположена непосредственно на берегу Байкала примерно в 800 м от вокзала, надо пройти о путям в сторону Иркутска до моста и повернуть направо к одинокому домику с антенной. В случае необходимости у спасателей можно заночевать. Телефон КСС: 2-83.

Пос.Кырен - райцентр на дне Тункинской котловины. Если ехать рейсовым автобусом в Монды, здесь придется провести около полутора часов (фото 1). В поселке 2-3 магазина, столовая закрыта. Имеется аэропорт и 1(!) коммерческий ларек. В Кырене живет представитель КСС Леша Усольцев. Невдалеке от поселка расположен действующий буддистский дацан (монастырь).

Пос.Монды - небольшой поселок недалеко от границы с Монголией. Ранее здесь располагалась погранзастава. Из пос.Монды начинается благоустроенная грунтовая дорога в пос.Орлик на р.Оке.

Пос.Тагархай (улус Тагархай) - расположен у подножия Тункинских Гольцов. Автобусное сообщение только с пос.Аршан, на попутке можно доехать до тракта (примерно 30 км). В Тагархае нет даже магазина - продукты можно приобрести у местных жителей.

В верховьях р.Самарта находится одноименный действующий прииск. По непроверенным слухам зимой прииск обитаем и даже имеется действующая рабочая столовая.

К населенным пунктам можно отнести самодеятельный курорт Шумак (фото 77, 78). Здесь десяток изб, большинство в хорошем состоянии, пригодны для ночлега большой группы. Зимой в Шумака живет Костя Ильин из Кырена, называющий себя “егерем Шумака” - бывший работник КСС, альпийский проводник, охотник-промысловик и т.д. Гостям он всегда рад. Иногда по выходным на Шумак прилетает вертолет Иркутского авиаотряда у заслуженных пилотов пикник на природе.

Избы на маршруте имеются в 300м выше слияния Белого и Черного Иркута на левом берегу (фото 2); летовки без печек встречаются в котловине оз.Ильчир; большая изба в аварийном состоянии находиться на р.Барун-Оспа в 1км выше слияния с р.Зун-Оспа. В долине р.Ильчир 2 заброшенных геологических базы, на которых также можно заночевать (подробнее см. в тексте технического описания).

Подъезды и отъезды

Основой транспортной сети Восточного Саяна является Тункинский тракт, тянущийся от пос.Култук на берегу Байкала до границы с Монголией. По тракту курсируют рейсовые автобусы от ст.Слюдянка до приграничного пос.Монды, кроме того, в пос.Аршан ходят автобусы из Иркутска, а из райцентра Кырен ходит что-то типа автобуса в пос.Орлик.

В пос.Слюдянка автобусы отходят непосредственно от ж/д вокзала, касса расположена внутри вокзала.

Расписание автобусов от ст.Слюдянка
(время местное)
Нилова Пустынь7.20
Аршан8.30
Монды11.00
Аршан14.00
Кырен14.30

Наша группа прибыла в Слюдянку на поезде Москва-Хабаровск около 7 часов утра (2 ночи по Москве) и, дождавшись открытия кассы, мы спокойно купили билеты до пос.Монды. Зимой автобусы ходят полупустыми, никаких проблем с размещением нашего объемного багажа не возникло. Перевалив через отроги Хамар-Дабана в Тункинскую котловину, в пос.Кырен автобус имеет полуторачасовую остановку (водитель обедает), пассажиры слоняются по поселку (фото 1). В шестом часу вечера автобус обычно приходит в Монды, где и ночует. Доехав до конца, мы договорились с водителем о продолжении путешествия на его автобусе. За 2 бутылки водки и 80 т. рублей с группы он отвез нас еще на 25км по дороге до пос.Орлик, к мосту через р.Белый Иркут возле слияния с р.Черный Иркут. В 300м выше моста на левом берегу стоит зимовье (фото 2), отсюда началась активная часть похода.

Окончив поход в пос.Тагархай, мы выезжали в пос.Слюдянка следующим образом: на попутной машине за 25 т. рублей (с группы) доехали до Тункинского тракта в месте отворота дороги на пос.Аршан и там пересели на рейсовый автобус из пос.Кырен. Существует еще два метода выбраться из пос.Тагархай:

1. В 18.00 ходит автобус до пос.Аршан, но это означает ночевку в Аршане.

2. Можно дойти до пос.Аршан пешком, примерно 8км. Автобусы в пос.Слюдянка ходят в 7.30 и в 14.30.

В пос.Кырен имеется аэродром, но летают ли в настоящее время какие-либо самолеты, нам неизвестно.

Ранее для проезда в поселки Нилова Пустынь и Монды требовался пропуск в погранзону. Мы оформили соответствующее разрешение, но выяснилось, что теперь никаких разрешений не требуется; более того, никаких пограничников мы так и не увидели бесприпятственно совершать походы в массиве Мунку-Сардык, причем с обоих сторон от государственной границы.

2. Подготовка к путешествию

Предпоходная подготовка

Подготовка к предстоящему походу была начата в сентябре 1994 года и включала в себя следующие разделы:

1. Физическая
  2. Техническая
  3. Тактическая

Успешному окончанию как подготовки, так и самого похода в значительной степени способствовало многолетнее знакомство и совместные походы по различным районам страны (горные и лыжные).

Физическая подготовка проводилась в форме тренировок периодичностью 2 раза в неделю и включала в себя кроссы, силовые и игровые упражнения, комплексы на развитие специальной выносливости, участие в различных туристских соревнованиях. Проводились многочисленные выезды с целью отработки физических и технических навыков. Особое внимание было уделено вопросам действия группы на сложном скально-ледовом рельефе (скальный массив “Монрепо” под Выборгом, массив ”Большие Скалы” в районе пос.Кузнечное, ледовый рельеф на обнажениях р.Тосна). Летом члены группы сходили в горы в походы 3-5к.с.

В ноябре 1994 года группа приняла участие в традиционных лыжных учебно-тренировочных сборах в Хибинах, ежегодно проводимых клубом туристов СПбГУ. Здесь нами был пройден тренировочный маршрут:

гор.Кировск - пер.Лопарский(н\к) - р.Тулийок - пер.Безымянный(2А, радиально) - в.Эвеслогчорр(восх. по северо-западной стене, 2А-2Б, радиально) - пер.Куропачий(н\к) - пер.Вост.Партомчорр(н\к) - р.Майвальтайок(отработка вынужденной холодной ночевки) - пер.Сев.Партомчорр(н\к) - пер.Юж.Партомчорр(1А) - р.Каскасньюнайок - оз.Академическое - плато Кукисвумчорр - р.Тулийок - пер.Лопарский - гор.Кировск.

За шесть дней в сложных метеоусловиях группа доказала свою дееспособность, было испытано различное общественное и личное снаряжение. Особое внимание было уделено вопросам лавинной безопасности, тактике прохождения лавиноопасных склонов, поиску попавшего в лавину.

Параллельно шло изучение отчетов и материалов, имеющихся в библиотеках ЛКТ, МКТ, звонили мы и в Иркутск. К январю группа имела все необходимые материалы по ключевым участкам маршрута. Следует отметить, что по ряду участков не имелось информации об условиях и особенностях зимнего прохождения.

Помимо лыжного снаряжения было взято и горное с учетом особенностей запланированных перевалов, вершин и каньонов (айсбайль, ледовый молоток, скальные крючья и закладки в ассортименте, айс-фи-фи, ледобуры, петли, специально для прохождения водопадов - кошки типа “FOOT FANG” у одного из членов группы, 4 веревки позволяли при необходимости двигаться в связках-двойках).

Создание и поддержание хорошего психологического микроклимата в группе особых затруднений не вызывало, так как и в предпоходный период участники имели целостную ориентацию, исключающую разногласия по принципиальным вопросам.

После получения положительного заключения МКК ЛОСТиЭ группа встала на учет в КСС Санкт-Петербурга и КСО пос.Слюдянка. Кроме того, был оформлен пропуск в погранзону республики Бурятия.

В целом можно сказать, что группа хорошо и надежно, как показал маршрут, подготовилась к предстоящему походу.

Выбор основного и запасного вариантов маршрута

При выборе маршрута путешествия группа преследовала следующие цели:

1. Пройти в районе Вост.Саяна интересный, технически насыщенный маршрут 5к.с.
  2. Посетить наиболее интересные места района, пройти красивые, технически сложные перевалы в Тункинском и Китойском хребтах.
  3. Охватить маршрутом возможно более значительную часть района.
  4. Совершить зимние восхождения на вершины Мунку-Сардык (3491,5м) и Оспин-Улан-Сарьдаг (3215м).

Исходя из этого было спланировано изначально 2 варианта маршрута, построенного в обоих случаях по линейно-кольцевой схеме:

ВАРИАНТ 1: пос.Монды - р.Белый Иркут - р.Мугувек - г.Мунку-Сардык - пер.ИГКТ(?) - р.Бугувек - р.Черный Иркут - р.Тумелик - р.Урта-Гол - р.Бого-Хонголдой - пер.Моренный(1А) - пер.Московский(1Б) - пер.Лабиринт(1Б) - р.Шумак - р.Прав.Шумак - пер.Рекорд(1Б-2А) - пер.Калинина(2А) - пер.Иркутян(2Б) - в.3284 м. (Стрельникова) - пер.Байконур(1А) - пер.Мраморный(2Б) - пер.Университетский(1Б) - р.Шумак - р.Китой - р.Крутая - пер.СОАН(1Б) - р.Толта - пос.Аршан

ВАРИАНТ 2: пос.Монды - р.Белый Иркут - р.Мугувек - г.Мунку-Сардык - пер.ИГКТ(?) - р.Бугувек - р.Черный Иркут - р.Тумелик - р.Урта-Гол - р.Арлык-Гол - пер.Банзарова(1Б) - в.Банзарова(2А) - р.Барун-Оспа - р.Онот - пер.Власова(1Б) - в.Оспин-Улан-Сарьдаг(2Б) - р.Ильчир - р.Онот - пер.Сов.Турист(н\к) - р.Горлык-Гол - р.Китой - пер.Нарин-Ул(н\к) - р.Шумак - руч.Перевальный - пер.Мраморный(2Б) - р.Билюта - р.Крутая - пер.СОАН(1Б) - пер.Горных Туристов(1Б) - р.Ехэ-Гол - р.Федюшкина - пер.Аршанский - пос.Аршан

Впоследствии 1 вариант был технически упрощен и оставлен запасным, на случай серьезных затруднений при пересечении Центрально-Саянского плоскогорья и потери времени на подъездах, а основной маршрут приведен в соответствие с реальной скоростью передвижения, то есть была отброшена заключительная часть с перевалами Горных Туристов и Аршанским, количество ходовых дней увеличено до 24. Окончательный вариант был заявлен в МКК и зарегистрирован в КСС.

Маршрут можно разделить на 4 этапа:

1. кольцевой маршрут в массиве Мунку-Сардык;
  2. пересечение Саянского плато;
  3. техническая часть в Китойских Гольцах;
  4. техническая часть в Тункинских Гольцах.

При разработке маршрута учитывалось, чтобы сложность проходимых препятствий увеличивалась постепенно. Была запланирована дневка на Шумакских горячих источниках. Особое внимание уделялось тактике прохождения препятствий в “теплом” варианте, без холодных ночевок.

Учитывая то, что на многие участки маршрута мы не имели описания их зимнего прохождения, были предусмотрены запасные варианты:

1. В случае невозможности прохождения пер.ИГКТ - первопрохождение параллельной седловины или возвращение по р.Мугувек.
  2. В случае невозможности пересечения плато в районе истоков р.Урта-Гол - уход на север к оз.Ильчир и дальнейшее прохождение пер.Малахай-Дабан(н\к) или уход на юг в истоки р.Ихе-Ухгунь и далее по 1 варианту маршрута - поход только по Тункинским Гольцам.
  3. В случае невозможности прохождения пер.Банзарова (1Б) - прохождение пер.Саган-Сайр-Дабан(н/к) и пер.Оспин-Дабан (1А) или пер.Травянистый (н/к)
  4. В случае невозможности прохождения пер.Сов.Турист(н/к) - замена его на пер.Ровный(н/к)
  5. В случае невозможности прохождения пер.Мраморный(2Б) - пер.Ветренный(2А) или обход по рекам Шумак, Китой и Билюта.
  6. В случае невозможности преодоления реки Крутой и пер.СОАН(1Б) - обход по рекам Билюта, Китой и выход через пер.Аршанский(1А).
  7. В случае невозможности восхождения на в.Оспин-Улан-Сарьдаг - замена восхождением на в.Стрельникова (3284м, 2Б через пер.Иркутян) в Тункинских Гольцах.

Аварийные варианты предусматривали:

1. Из массива Мунку-Сардык - выход в пос.Монды
  2. Из района Саянского плато и западной части Китойских Гольцов - выход на прииск Самарта.
  3. С северной стороны Китойских Гольцов - выход в пос.Онот.
  4. Из Тункинских Гольцов - выход в пос.Аршан через пер.Аршанский или в район озера Ильчир - прииска Самарта.

3. Техническое описание участков маршрута

График движения группы на маршруте

Дата Дни пути Участок маршрута Время Кило-
метраж
Характер естественных препятствий Примечания
03.02.95 1 Слияние рек Белый и Черный Иркут - впадение правого притока в р.Бел.Иркут 40мин. 8.5км Подъем пешком по наледям и слабозаснеженым каменистым отрогам. В русле отдельные крутые участки льда Река течет в глубоком каньоне
Подъем по руслу правого притока р.Бел.Иркут до ступени ледопада 35мин. Движение в кошках по наледи до 20°, на всем протяжении равномерный подъем
Прохождение ледопада в каньоне 25мин. Движение в кошках с самостраховкой ледорубом, отдельные ступени до 45° Часть группы совершила обход по скальным полкам и осыпным кулуарам справа п/х
Подъем до ГЗЛ 1ч 10мин. Русло сильно завалено камнями, между которыми лед. Возле ГЗЛ глубокий снег
ГЗЛ - гребень отрога отделяющего приток от долины р.Мугувек 1ч 05мин. Подъем пешком по склону 25°-30°, перепад высот около 250-300 м. Движению мешают рыхлый снег, камни, в нижней трети склона - кусты
Спуск с гребня на дно висячей долины правого притока р.Мугувек, затем траверс левого борта долины 35мин. Спуск пешком по каменистому склону крутизной 30° с самостраховкой лыжными палками. Затем траверс на лыжах до выхода на склоне долины р.Мугувек. В нескольких местах значительное тропление Дальнейший спуск по руслу притока р.Мугувек трудоемок и камнеопасен, к тому же выводит ниже каньона на р.Мугувек
Подъем по гребню влево п/х на вершину в отроге. 20мин. Движение пешком по разрушенным скалам до 25° крутизной Поиск приемлемого пути спуска
Спуск в русло р.Мугувек 40мин. Спуск пешком по линии падения воды, затем спуск на лыжах траверсом влево п/х в направлении ГЗЛ в долине р.Мугувек. Местами встречаются снежные доски, на дне долины тропление до 50 см. В верхней части спуска крутизна склона до 35°, возле ГЗЛ спуск по узкому кулуару Ночевка возле ГЗЛ на левом берегу р.Мугувек в лиственничном перелеске
04.02.95 2 Подъем по руслу р.Мугувек до первого ригеля 1ч 00мин. 14.5км Движение в кошках по наледи. В русле отдельные ступени 1-1.5 м. Выше ГЗЛ река течет в неглубоком каньоне, здесь относительно пологая ступень высотой 5 м. Выше каньона и до ригеля - широкая ровная долина, движение по береговым террасам Лыжи оставили в базовом лагере
Подъем ко второму ригелю долины р.Мугувек 1ч 00мин. Движение правым п/х бортом долины, снег до 30 см глубиной, много камней Долина Мугувека в верховьях имеет характер горного ущелья
Подъем на второй скальный ригель 35мин. Движение по моренному карману, глубокий снег, местами по пояс, много камней
Второй ригель - подножие взлета пер.МНР (1Б*, 2900) 1ч 00мин. Выше второго ригеля плотный снег, множество ледниковых морен, выходы “бараньих лбов”. Слева п/х озеро, выше можно выделить третий ригель - подъем по склону 25°, 100м Выше третьего ригеля находится язык л.Хан - ледника северного склона г.Мунку-Сардык
Подъем на пер.МНР 30мин. Склон до 30° крутизной, около 250 м высотой, в нижней части плотный снежник (кошки), затем крупнокаменистая осыпь с выходами скал
Восхождение на в.Мунку-Сардык 2ч 20мин. Подъем траверсом гребня, обходя жандармы в основном справа п/х, по каменистому склону крутизной до 35°; далее вышли на ледник северного склона (кошки) и по его плотной поверхности поднялись в лоб на вершину (крутизна в верхней части 35°-45°) Встречаются ледниковые трещины шириной до 15-20см
Спуск к языку ледника 45мин. Спуск в кошках с самостраховкой (на вершинной башне - на 3 такта)
Язык ледника - базовый лагерь возле ГЗЛ в долине р.Мугувек 3ч 05мин. Движение пешком, стараясь придерживаться утреней тропы
05.02.95 3 ГЗЛ - слияние р.Мугувек и р.Бел.Иркут 45мин. 7.2км В каньоне р.Мугувек движение пешком, крутое падение русла, наледи, камни, снега мало
Слияние - впадение правого притока 30мин. Движение в основном пешком, по наледям в кошках. В русле отдельные ступени до 3 м высотой. Много участков мокрых наледей Правый приток - по которому группа поднималась 03.02.95
Спуск до слияния Бел. и Черн. Иркутов 50мин. Движение пешком, ближе к слиянию - немного на лыжах См. описание 03.02.95. Ночевка в избе в 300 м выше слияния Иркутов
06.02.95 4 Слияние Бел. и Черн. Иркутов - впадение р.Тумелик 2ч 20мин. 30.0км Движение пешком по грунтовой дороге по берегу р.Иркут. Затяжные подъемы и спуски
Подъем по руслу р.Тумелик до ГЗЛ 1ч 50мин. Подъем в кошках по наледям до 25° крутизной в устье, далее положе. Встречаются ледовые ступени до 3 м высотой ГЗЛ выражена неявно, местность имеет лесотундровый облик
ГЗЛ - слияние истоков р.Тумелик 1ч 10мин. Движение на лыжах. снег рыхлый с тонкой коркой ветрового наста, мешают торчащие из под снега кочки и трава. Глубина тропления лыжни от 20 до 50 см, местами наледи
Подъем по правому притоку р.Тумелик 2ч 00мин. то же Трудности с дровами
07.02.95 5 Водораздел - истоки р.Толта 2ч 10мин. 18.5км Движение на лыжах по азимуту, ГТЛ до 40 см, местами наст
Спуск по р.Толта до оз.Тунку-Нур 3ч 25мин. Движение на лыжах в основном по руслу, срезая отдельные излучены. Снег рыхлый, мешают кочки. Ближе к озеру встречаются мокрые наледи
Оз.Турку-Нур - оз.Ильчир 1ч 40мин. На озерах плотный снег, между озерами кочки, камни, засыпанные рыхлым снегом болота
Подъем к водоразделу с р.Китой 20мин. Движение на лыжах по зимнику
08.02.95 6 Водораздел - р.Самарта в районе слияния с р.Улзыта 50мин. 14.5км Движение на лыжах по зимнику, пологие подъемы и спуски
Слияние - впадение ручья с пер.Малахай-Дабан 40мин. Движение на лыжах по зимнику, пологий подъем
р.Самарта - выход в висячую долину под пер.Малахай-Дабан 1ч 30мин. Очень тяжелое тропление, ГТЛ 50 см, густо залесенные склоны до 30° крутизной, буреломы
Подъем к ГЗЛ под перевалом. 1ч 00мин. Подъем по руслу, затем траверсом правого п/х склона, ГТЛ до 40 см, к границе леса уменьшается Ночлег у границы леса в редкостойном лиственичном лесу
09.02.95 7 ГЗЛ - пер.Малахай-Дабан. 40мин. 15.0км Подъем на лыжах по плотному снегу с застругами, крутизна 15°. На широкой седловине перевала каменистые участки
Спуск с пер.Малахай-Дабан 1ч 30мин. Движение на лыжах; приятное катание до ГЗЛ и очень напряженный спуск в лесу, осложненный глубоким снегом, камнями и буреломом. Крутизна склона до 30°
Подъем по р.Арлык-Гол до нижнего озера 2ч 30мин. Движение на лыжах по руслу реки, тропление до 30 см, затем плотный снег сухие наледи. Ригель подпруживающий озеро преодолен пешком
Разведка подходов к пер.Банзарова 1ч 20мин. См. следующий раздел Отнесли под перевал часть вещей. Ночевка у границы леса на берегу нижнего озера
10.02.95 8 Подъем к вчерашней заброске возле верхнего озера 40мин. 17.5км Движение на лыжах, многочисленные морены, скальные лбы, камни. Монотонные подъемы и локальные спуски
Выход на “подушку” под взлетом пер.Банзарова 50мин. Морены, скальные лбы, часто движение траверсом. Крутизна до 25° при подъеме на ригель. Участками очень плотный снег
Подъем на пер.Банзарова 1ч 40мин. Подъем пешком в кошках, по линии падения воды. Склон крутизной до 35°, в нижней и верхней частях плотный фирн, в средней части склона очень глубокий рыхлый снег - роем “траншею”
Восхождение на вершину п.Банзарова 2ч 00мин. Подъем пешком в кошках по юго-восточному гребню. Часто обход карнизов и жандармов по несложным скалам. Ключевой момент - скала высотой около 15 м и крутизной до 70°-80° на некоторых участках. Закрепили в общей сложности две веревки перил, используя закладки и скальные крючья Радиальное восхождение с седла пер.Банзарова
Спуск с вершины 1ч 10мин. Спуск по пути подъема
Спуск с пер.Банзарова 20мин. Пешком в кошках, снежный склон до 40° крутизной, потенциально лавиноопасный. Спуск по линии падения воды. Глубокий снег под ним кое-где натечный лед. Движение с самостраховкой. В нижней части склона можно встать на лыжи
Спуск по долине р.Барун-Оспа до избы в районе слияния с р.Зун-Оспа 2ч 30мин. Катание на лыжах по разнообразнейшим формам рельефа. В зоне леса достаточно глубокий снег, перед избой в русле р.Барун-Оспа мокрые наледи Ночлег в избе
11.02.95 9 Дошли до слияния р.Барун-Оспы и р.Зун-Оспы 10мин. 11.0км Движение по руслу - сухие наледи
Дошли до водопада на р.Онот 30мин. Движение по руслу - наледи, плотный снег, камни. Река течет в каньоне. При прохождении водопада 1 сдвоенная веревка
Дальнейшее движение по р.Онот до впадения справа ручья с пер.Власова 2ч 10мин. В русле камни, мокрые и сухие наледи, обход по правому берегу по лесу, ГТЛ 10-30 см. Затем движение по вездеходной дороге по левому берегу на лыжах
Поиск обозначенной на картах избы, разведка пути 1ч 00мин.   Избу не обнаружили
12.02.95 10 Подъем на устьевой ригель ручья с пер.Власова 50мин. 14.0км Подъем на лыжах и пешком слева п/х от ледопада ГТЛ 30 см, много камней, склон до 25°
Подъем на среднее озеро, его пересечение 40мин. Подъем к озеру через систему скальных ригелей, под ригелями очень глубокий снег, на гребнях скальных плит снег полностью сдут. Местами очень трудное движение на лыжах по каменистым россыпям. На озере плотный снег лед
Среднее озеро - верхний цирк пер.Власова 1ч 45мин. Движение в основном в кошках по каменистым склонам до 35° крутизной, снег очень плотный, перед выходом в верхний цирк участки льда
Подъем от верхнего цирка к седловине пер.Власова 1ч 30мин. Перевальный взлет высотой 250 м, до 35°, в нижней части движение серпантином по очень плотному снегу (крутизна 20°-30°), затем пешком в лоб по очень крупной осыпи, наверху с выходами скал, местами простое лазанье. Между отдельными глыбами очень изнурительный глубокий снег На перевале оставили альпинистское снаряжение, необходимое для завтрашнего подъема на в.Оспин-Улан-Сардык
Спуск с пер.Власова Спуск на лыжах по каменистым склонам с плотным снегом, средняя крутизна 15°-20°. От озера спуск пешком по узкому каньону-кулуару, соблюдая меры самостраховки, крутизна отдельных участков до 40°, камни, плотный снег чередуется с рыхлым
Дошли до базы Ильчир (“Верхний Ильчир”) 20мин. Спуск на лыжах по широкой безлесной долине р.Ильчир. Плотный снег наледи, местами трава и камни Ночлег в единственном не разрушенном доме заброшенной базы Верхний Ильчир
13.02.95 11 Подъем на пер.Власова 1ч 40мин. 13.0км Подъем по вчерашним спусковым следам. В кулуаре-каньоне движение в кошках, далее на лыжах Забрали оставленное снаряжение
Подъем на южный гребень в.Оспин-Улан-Сардык 2ч 35мин. Движение пешком по заснеженным каменистым склонам до 50°, использование лавинных шнуров при прохождении лавиноопасных мест. В основном глубокий снег, в верхней части описываемого участка передвижение по несложным скалам. При выходе непосредственно на гребень - одна веревка довольно сложных скал с выходом на снежный карниз. Использовали закладки и скальные крючья
Подъем на вершину 2ч 00мин. Лазанье по скалам средней трудности, 2 веревки перил; затем 1 веревка дюльфера в кулуар, ведущий практически к вершине. По кулуару подъем с самостраховкой (местами глубокий снег), далее такой же подъем по северо-восточному гребню вершиной башни, крутизна в кулуаре и на гребне перед вершиной до 40°-45° Веревку дюльфера оставили для подъема при возвращении
Спуск на пер.Власова 3ч 40мин. Спуск по пути подъема, вешаем дюльфера прямо в кулуар, всего на спуске 8 веревок дюльфера и одна веревка подъема на жумарах на гребень
Спуск с пер.Власова к избе на базе Ильчир 1ч 00мин. Спуск на лыжах, в кулуаре-каньоне пешком, все как вчера Вторая ночевка в избе на базе Ильчир
14.02.95 12 Верхняя база Ильчир - нижняя база 1ч 30мин. 19.5км Движение в основном на лыжах, спуск с ригеля крутизной до 30°, в лесу, с многочисленными скальными выходами. Затем движение по старой дороге
Нижняя база - русло р.Онот 30мин. Движение на лыжах
Р.Онот - устье ручья с пер.Сов.Турист 4ч 00мин. Движение на лыжах по вездеходной дороге левым берегом р.Онот. Небольшие подъемы и спуски. Затем движение вдоль русла Онота, буреломы, кусты, камни, ГТЛ до 40см
15.02.95 13 Подъем по руслу ручья с пер.Сов.Турист до ГЗЛ 7ч 20мин. 3.0км Преодоление каскада водопадов в каньоне, самый высокий из них первый - более 35 м. Всего навесили 8 веревок перил. Крепление веревок на ледобурах, деревьях, скальных выступах. Движение пешком в кошках, после выхода из каньона - на лыжах Часть группы осуществила вечернюю разведку пер.Сов.Турист - около 1ч
16.02.95 14 Подъем на пер.Сов.Турист 1ч 40мин. 14.0км Подъем на лыжах серпантином, склон около 25°
Спуск с перевала 40мин. Спуск пешком в кошках по кулуару 35°, затем по более пологим снежным склонам
По р.Батыр-Гол до начала каньона 1ч 30мин. На лыжах по руслу, мокрые наледи обходим берегом, ГТЛ 0-30см
Каньон на р.Батыр-Гол - р.Горлык-Гол 1ч 25мин. Часть каньона преодолели по руслу пешком; наледи, отдельные ступени до 1.5м, затем движение траверсом левого берега над каньоном, часть участка пешком, почти бесснежный склон до 40°, буреломы. Спуск в русло Горлык-Гола также пешком, 30м, 30°
Вниз по Горлык-Голу 1ч 20мин. То на лыжах, то пешком, в основном по руслу - наледи, камни, глубокий снег, участки открытой воды На ночлег встали возле полыньи
17.02.95 15 Вниз по р.Горлык-Гол до слияния с р.Китой 5ч 30мин. 14.5км Наледи, каньоны, камни, открытая вода. Пытаемся идти на лыжах. Иногда обходим левым берегом. Нижний каньон частично пешком, преодоление водопада - 1 веревка, крепление за большой камень. В устье большая сухая наледь. Ниже впадения р.Ара-Хугиан-Жалга используем старую лыжню Иногда неглубоко проваливаемся под лед
Р.Китой до устья притока 41 35мин. На лыжах по снежному руслу широкой реки
Подъем по каскаду водопадов притока 41 2ч 10мин. Движение в кошках. Преодолели 5 водопадов, первый из них крутизной до 80°. Всего повесили 4 веревки, крепление перил на ледобурах, выступах, скальном крюке
18.02.95 16 Подход к ригелю висячей долины 55мин. 20.0км Подъем пешком по наледям и плотному снегу
Подъем на ригель 1ч 30мин. Движение на лыжах, пешком, в кошках. ГТЛ до 40см, склон высотой 300м, до 40° крутизной
Подъем на пер.Нарин-Ул 1ч 05мин. На лыжах серпантином, снежный склон 5°-25°, снег в основном плотный
Спуск до начала каньона 45мин. На лыжах, крутизна 15°-20°, затем вылезли на левый п/х склон для обхода водопадов в каньоне
Спуск в русло ниже водопадов 50мин. 1 веревка дюльфера по абсолютно бесснежному склону до 50° камни, трава, кусты. Крепление веревки за ствол кедра
Р.Нарин-Ул до устья 1ч 40мин. Движение пешком, на лыжах в кошках. Наледи, камни, глубокий снег. Река течет в каньоне
Вверх по р.Шумак до горячих источников 1ч 20мин. На лыжах по руслу реки, много наледей, причем мокрых Ночевка в избе на термальных источниках Шумак
19.02.95 17 Дневка на источниках       Ночевка в избе
20.02.95 18 Источники - устье руч.Перевального 35мин. 10.5км На лыжах вниз по руслу р.Шумак, наледи, плотный снег, собственная лыжня
Подъем по руч.Перевальному до слияния истоков 4ч 45мин. По руслу то на лыжах, то пешком, то в кошках. Наледи чередуются очень глубоким снегом, огромные камни в русле. Затем обход левым п/х берегом на лыжах, ГТЛ до 50-70 см, тропление способом “первый без рюкзака”
Разведка пути, тропление лыжни “на завтра” 1ч 30мин. Траверс левого п/х борта долины до ГЗЛ, тяжелое тропление
21.02.95 19 Подход под пер.Ветренный 2ч 20мин. 10.2км Вначале по заготовленной вчера лыжне, затем тропление по озерам на дне цирка, ГТЛ до 40см
Подъем на пер.Ветренный 3ч 00мин. Подъем вначале на лыжах серпантином, затем пешком, склон до 40°, много снега, камни, перепад высот не менее 300м
Спуск с пер.Ветренный 1ч 30мин. 1 веревка дюльфера (50°-60°) в кулуаре, затем спуск в кошках по контрофорсу, в среднем 30°-35° Перед началом спуска обрушили снежный карниз
Спуск до ГЗЛ 40мин. Движение на лыжах спуски с моренных гряд и ригелей
Вниз по р.Лев.Билюта 1ч 30мин. На лыжах по каньонообразной долине, в русле огромные валуны, бревна. Река имеет большое падение. Глубокий снег, ГТЛ до 50см, первый без рюкзака Ночевка на террасе левого берега высоко над рекой - других удобных мест не нашлось
22.02.95 20 Вниз по р.Лев.Билюта до слияния с р.Пр.Билюта. 2ч 45мин. 19.5км Движение на лыжах, глубокий снег, иногда мокрые наледи. Тропление способом “первый без рюкзака”
Спуск по р.Билюта до начала каньона 1ч 20мин. Движение на лыжах, в основном по руслу, наиболее заваленные камнями участки обходим берегом Перед началом каньона на правом берегу мощные источники горячих вод
Обход каньона левым берегом по тропе до устья р.Крутой 2ч 45мин. Движение то пешком, то на лыжах по охотничьей тропе траверсом крутого склона. Затем движение по каньону р.Билюта на лыжах, много полыней В мраморном каньоне река на большом протяжении свободна от льда
23.02.95 21 Подъем по каньону р.Крутой до впадения левого притока с пер.Василек 9ч 00мин. 6.0км Преодоление каскада сложных ледопадов - см. тех. описание. Всего 5 перильных веревок, крепление на ледобурах закладках скальных крючьях
24.02.95 22 Подход к пер.СОАН 3ч 20мин. 19.0км Движение на лыжах вначале по каньону р.Пр.Крутая, затем по моренным грядам. Наледи, глубокий снег
Подъем на пер.СОАН 1ч 40мин. Подъем вначале на лыжах серпантином, затем пешком. Крутизна склона до 35°, 250-300м
Спуск с пер.СОАН до ГЗЛ 1ч 20мин. Спуск пешком по глубокому снегу до 40°, применяем лав. шнуры. Затем катание на лыжах, плотный снег
Спуск по р.Толта 1ч 40мин. Движение на лыжах, настоящий слалом среди камней
25.02.95 23 Спуск по р.Толта до выхода в Тункинскую котловину 2ч 45мин. 12.5км Пешком по охотничьей тропе вдоль русла реки, бурелом, скользко. Затем движение по каньону ниже водопада, можно провалиться под лед На обеде по окончании каньона сушим вещи провалившихся в реку
По дороге до пос.Тагархай 1ч 10мин. На лыжах по дороге под уклон, приятное катание Маршрут окончен
Итого 152ч 312.4км

Долина реки Белый Иркут (Описание от слияния с р.Черный Иркут вверх по долине до впадения р.Мугувек)

Возле слияния с Черным Иркутом через реку перекинут железобетонный мост, проходит большая грунтовая дорога из пос.Монды в пос.Орлик. Выше моста река разбита на несколько рукавов, разделенных каменистыми отмелями. Снега мало, речные рукава представляют собой наледи, в основном сухие. Речная долина представляет собой широкий каньон с желто-серыми скалами. В 300 м выше моста на лев. берегу расположена изба, хорошо заметная с реки. В избе может разместиться группа 8-10 человек (фото 1).

Примерно в 1 км выше избы стены каньона резко сужаются, образуя так называемые “ворота” Белого Иркута. Ширина скального каньона в этом месте около 10 м, в русле наледь от борта до борта. Через несколько сот метров река делает резкую петлю, протекая в грандиозном каньоне глубиной более 100 м. Возможно падение камней со стен. Затем падение реки увеличивается, попадаются ледовые ступени в несколько метров высотой, необходимы кошки. При впадении правого притока (фото 2), берущего начало в цирках северо-восточного отрога массива Мунку-Сардык, каньон расширяется, но наледи не кончаются и тянутся до впадения р.Мугувек (фото 16 ). на этом отрезке, имеющем протяженность около 3 км, река имеет достаточно большое падение, в русле ступени по несколько метров высотой, но в основном пологие, легко проходимые в кошках (фото 14). По берегам на крутых склонах лиственничный лес, в местах выхода подземных вод в лесу обширные наледи, иногда образующие целые стены при впадении в основную долину.

В месте слияния Белого Иркута с р.Мугувек в лесу хорошие места для лагеря. Белый Иркут в этом месте кажется меньше, чем Мугувек, и впадает как бы в основную долину сбоку, “вываливаясь” из леса бирюзовыми ступенями наледей. В верховьях Белого Иркута расположены перевалы: Шатаевой(1Б), Контрастов(1А), Средний(1А), Архаров(1А), Горный(1Б*), Конституции(1Б).

Долина реки Мугувек

Река Мугувек берет начало на сев. склонах массива Мунку-Сардык, протяженность реки около 8 км. В 300 м выше слияния с Белым Иркутом Мугувек входит в каньон (фото 15), пробитый в устьевом ригеле. Высота ригеля около 200 м, каньон имеет протяженность 2 км. В каньоне множество небольших водопадов, каменные завалы, снега мало. Приходится то одевать, то снимать кошки. Вместе с тем зимой путь по каньону представляется более простым и логичным, чем летний обход слева или справа по осыпным кулуарам и крутым склонам.

Выше каньона еще растет лес, в основном на левом берегу, но дров мало. Возле последних лиственниц в Мугувек впадает правый приток, берущий начало под перевалом ИГКТ (2Б ?). Долина Мугувека здесь широкая, имеет характер классического трога. Река петляет среди древних моренных валов, в русле сухая наледь (фото 5, фото 6). Затем следует неглубокий каньон с довольно глубокой мокрой наледью и ледовой ступенью высотой не менее 5 м , но пологой, легко преодолеваемой в кошках или в обход по террасам выше каньона. За каньоном снова следует ровный участок, летом заболоченный, и долину перегораживает первый (считая с низу) скально-осыпной ригель. Его легко преодолеть справа п/х, где прослеживается широкий каменистый кулуар между ригелем и бортом долины. Подъем по кулуару пологий, порядка 15°.

Через 1 км долину перегораживает второй скально-осыпной ригель, более внушительный, чем первый. Его можно преодолеть двумя способами: справа п/х траверсом довольно крутого борта долины с выходами скал и нагромождениями огромных камней или ближе к левому п/х борту долины, левее скальных бастионов ригеля по выраженному кулуару с камнями, скалами и натечным льдом в верхней части. Второй путь короче первого и выводит непосредственно на озеро, лежащее выше ригеля, но более трудоемкий и сложный. Первый вариант требует дополнительного набора высоты, так как выводит на гребни морен, окружающих озеро.

Озеро лежит на абсолютной высоте 2500м, имеет протяженность около 500м и ширину метров 250. Сток воды происходит фильтрацией через ригель и по вышеописанному кулуару - второму варианту подъема. Выше озера множество морен, “бараньих лбов”, а за ними - третий ригель высотой около 100 м и крутизной 20°. Примерно начиная с уровня озера в долине плотный ветровой наст и идти здесь легко.

За третьим ригелем среди свежих морен располагается язык самого крупного ледника восточной части Саян, стекающего с северного склона вершины Мунку-Сардык. Прямо п/х хорошо видна ярко выраженная седловина пер.МНР.

Перевал МНР (1Б, 2900 м)

Перевал имеет четко выраженную седловину - самая низкая точка в гребне к западу от в.Мунку-Сардык (фото 5). Подъем проходит по крупной осыпи до 25°-30° крутизной; с выходами скал. В нижней части склона снежник, можно подниматься по нему, но плотный снег требует применения кошек. Высота перевального взлета около 250 м. Седловина узкая, с выходами скал, тур не обнаружили. Через гребень перевала проходит государственная граница России и Монголии. Спуск в сторону Монголии хорошо просматривается, склон аналогичен пути подъема , но более протяженный. В 1,5 км восточнее перевала находится высшая точка всей Саянской горной страны - в.Мунку-Сардык (3491 м) (фото 7, фото 8). К северо-западу от пер. расположены еще несколько высоких вершин массива Мунку-Сардык, ближайшая из них представляет собой мощную скальную башню - вероятно, это упоминаемый в литературе пик Крылья Советов (фото 9).

Вершина Мунку-Сардык (3491 м, 1Б-2А)

Вершина является высшей точкой Саян, центром современного оледенения. Расположена в одноименном хребте на границе России и Монголии. Первовосхождение совершено в 1858 г. Густавом Радде, первое зимнее восхождение совершено группой иркутских альпинистов под руководством Виктора Храпова в 1958 г.

Известно четыре возможных варианта восхождения:

1. по западному гребню от седловины пер.МНР -1Б* к.с.

2. по восточному гребню -1Б* к.с.

3. по северному ледовому склону - 2А к.с.

4. с юга от оз.Хубсугул, со стороны Монголии.

Западный гребень, начинаясь от седловины пер.МНР, имеет протяженность около 1,5 км, перепад высот 600 м. Гребень представляет собой серию жандармов, которые обходятся с южной стороны по осыпным скалам (фото 9). Крутизна их до 35°-40°, движение пешком с самостраховкой. Примерно в середине пути в гребне высится жандарм характерной формы - “палец”. Около него переходим на северный склон, на тело ледника, одеваем кошки. Дальнейший подъем на вершинную башню в лоб по леднику. Крутизна достигает 35°, примерно на трети подъема короткий участок 45° - “недоразвитый бергшрунд”. При уверенном владении кошками можно идти с самостраховкой. Подъем по западному гребню на вершинную башню представляется нецелесообразным: крутые скалы, преодоление которых зимой потребует применения перил. Ледник на всем протяжении практически открытый - снег сдут ветрами, да и выпадает его очень мало. Тело ледника доходит практически до вершины, остается десяток метров простых скал (в сторону Монголии свисают снежные карнизы!).

Вершина представляет собой небольшую площадку, установлен дюралевый штатив, здесь же несколько памятных досок - наших и монгольских. Под штативом сложен тур (фото 10).

С вершины открывается широкий обзор: к югу лежит огромное озеро Хубсугул, обрамленное с запада многочисленными горными хребтами альпийского облика, к западу вдоль границы уходят вершины массива Мунку-Сардык, на севере раскинулось обширное Центрально-Саянское плоскогорье, за которым на горизонте видны Окинский хребет и Китойские гольцы, все пространство к востоку заполнено вершинами Тункинского хребта, правее которого угадывается провал Тункинской котловины (фото 11, фото 12, фото 13).

Спуск с вершины по леднику северного склона прямо вниз на дно цирка. Наиболее крутую верхнюю часть спуска и “недоразвитый бергшрунд” проходили “на три такта” лицом к склону. Книзу склон выполаживается, можно снять кошки и глиссировать.

Подъем на вершину от седловины пер.МНР занимает 2.5 часа, спуск на дно цирка - 45 минут.

Долина правого притока реки Белый Иркут

Ручей впадает в Белый Иркут в 3.5 км выше слияния Иркутов. Истоки лежат в цирке северо-восточного отрога массива Мунку-Сардык, отделяющего истоки р.Мугувек от истоков р.Бугувек. Протяженность притока около 4-х км, он имеет очень большое падение русла.

Устье притока хорошо читается при движении по наледям Белого Иркута. По берегам лес, но удобных мест для лагеря нет - крутые склоны, скалы (фото 2). Ширина притока в устье 10-12 м, от края до края голубая наледь. Падение воды очень большое, практически русло представляет собой ледовый склон 15°-20° крутизны (фото 4). Примерно через 1 км такого подъема береговые скалы образуют каньон. В русле двухступенчатый замерзший водопад общей высотой около 30 м, выше него еще несколько крутых ступеней. Ледопад относительно пологий, не более 45°, много естественных ступенек, поэтому можно преодолеть его в лоб без применения перил (фото 3). Возможен обход ледопада справа п/х по скальным полкам и осыпным кулуарам - его можно порекомендовать группам, не использующим жесткие кошки - “платформы”.

Выше ледопада долина сохраняет характер каньона, склон справа п/х на большом протяжении представляет собой ледовую стену. Над каньоном растут отдельные лиственницы, в самом каньоне леса нет. Русло завалено камнями разнообразных размеров, между которыми лед, движение в кошках, идти очень неудобно. Каньон заканчивается за 200 м до ГЗЛ, долина резко расширяется и выполаживается. Борта долины образованы достаточно пологими склонами хребтов, отделяющих ручей от долин р.Бугувек - с юго-востока и р.Мугувек - с северо-запада. Прямо п/х долину замыкают высокие скалистые вершины массива Мунку-Сардык.

Перевал из долины правого притока Белого Иркута в долину реки Мугувек

Высота перевала - около 2500 м.

Предположительная к.с. - 1А-1Б.

Ориентация склонов - северо-запад - юго-восток.

Группа прошла перевал из долины правого притока в долину р.Мугувек.

рохождение перевала было осуществлено взамен предполагавшегося вначале пер.ИГКТ, связывающего Мугувек и Бугувек. Дело в том, что при консультации в КСС в пос.Слюдянка мы узнали, что категорийность седловины ИГКТ (Иркутский Городской Клуб Туристов) 2Б, а вовсе не 1Б-2А, как было указано на нашей карте. Поскольку описания перевала найти не удалось ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве, было решено заменить его более простым первопрохождением (?) через параллельную седловину. Это позволило не нарушать смысл акклиматизационного кольца и не превращать его в дорогу “туда и обратно” до горы Мунку-Сардык.

Подъем на перевал начинается от ГЗЛ в долине прав. притока р.Белый Иркут. Перевальный взлет представляет собой склон высотой около 250-300 м, средней крутизной 25°, в нижней части заросший кустами. Перевальная седловина хотя и не выражена ярко, но легко читается снизу, т.к. расположена правее скальных вершин в гребне. Снега на склоне немного, он испаряется под действием солнечных лучей, зато много камней и колючих кустов. Подъем пешком, в верхней части склона можно встать на лыжи, но это вряд ли оправдано из-за крутизны склона.

Перевальная седловина представляет собой довольно узкий гребень, покрытый мелкой щебенкой, снег сдут. Спуск в висячую долину небольшого правого притока р.Мугувек имеет крутизну около 20°-25°, примерно до середины этот 200-метровый склон бесснежен, ниже плотный наст позволяет встать на лыжи. Висячая долина обрывается к Мугувеку высоким скальным ригелем, в котором ручей пропилил узкий и очень глубокий извилистый каньон. Спуск прямо вниз нецелесообразен: ручей образует каскад грандиозных по высоте водопадов, а в итоге приведет к руслу Мугувека ниже каньона, возле слияния с Белым Иркутом. Спустившись с перевала на дно висячей долины, постепенным траверсом левого склона (пешком; чередование наста, травы и глубокого снега) “загибаем” за отрог и выходим на бесснежный гребень, венчающий правый борт долины Мугувека в районе каньона. Спуск прямо вниз к руслу по-прежнему невозможен, приходится подняться на 100 м по каменистому гребню (справа п/х движения обрывы) до небольшой вершинки с выходами скал. Подъем по гребню пологий, не более 15°. От вершинки уже можно спускаться на дно долины Мугувека по одному из скальных кулуаров. Вначале спуск по камням до 35° крутизной, затем по широкому крутому снежнику с самостраховкой. В нижней части снежника крутизна уменьшается, можно глиссировать. Снежник вытягивается в подобие каньона, здесь же первые лиственницы, необходимо выйти из коридора влево; далее можно одеть лыжи и по лиственничному редколесью съехать к террасам возле наледей р.Мугувек. Перепад высот от вершины до дна долины около 400 м, по сложности спуск на уровне 1Б. Таким образом можно выйти от ГЗЛ в правом притоке р.Белый Иркут к ГЗЛ в долине р.Мугувек.

Долина реки Черный Иркут

Черный Иркут берет начало из оз.Ильчир на Центрально-Саянском плоскогорье и, сливаясь с Белым Иркутом, дает начало собственно Иркуту. На участке от устья р.Тумелик до слияния с Белым Иркутом река течет в глубокой долине типа горного ущелья (фото 18). По правому берегу идет грунтовая дорога из пос.Монды в пос.Орлик, дорога реконструировалась в конце 80-х годов, зимой по ней эпизодически проходят машины.

Дорога абсолютно бесснежная, идти приходится пешком, неся на себе еще и лыжи. Подъемы и спуски некрутые, но затяжные, в основном дорога пробита в склоне высоко над рекой. В русле Черного Иркута на всем протяжении наледи, берега скалистые, но узких каньонов нет, по склонам лиственнично-кедровая тайга. Примерно в 2-х км от слияния Иркутов возле дороги стоит бурхан - буддистская молельня (фото 17). Сооружение имеет вид пятигранной беседки, внутри гора жертвоприношений - деньги, сигареты, патроны...

Путь по дороге от слияния Иркутов до р.Тумелик (лев. притока) занимает около 2.5 часов. За это время нам навстречу прошла только одна машина - вахтовка из Орлика, попутных машин, увы, не было. В районе впадения Тумелика склоны долины Черного Иркута уже не столь высоки, чувствуется близость плоскогорья.

Долина реки Тумелик - река Толта - озеро Ильчир - река Самарта

Реки Тумелик и Толта берут свое начало в западной оконечности Китойских гольцов, текут по Саянскому плато (Центрально-Саянское плоскогорье). Обе реки являются притоками р.Черный Иркут: Тумелик впадает в среднем течении, а Толта - в самых истоках, чуть ниже оз.Ильчир. Переход из бассейна в бассейн в верховьях проходит почти без набора высоты, по увалам плато.

Устье р.Тумелик хорошо заметно из долины Черн.Иркута, куда река впадает каскадом довольно крутых наледей. Подъем в кошках по руслу, крутизна до 25°. Наледи местами мокрые. По берегам редкий лиственничный лес, завалы камней, отдельные скальные выходы. Снега относительно немного. Преодолев устьевой ригель, оказываемся в неглубокой долине, в русле продолжаются наледи, встречаются ледовые ступени до 3-х метров высотой, которые легко обходятся по берегу. Постепенно выходим на плато, наледи кончаются, встаем на лыжи. Граница леса выражена очень нечетко, плато имеет лесотундровый облик, отдельные лиственничные рощицы сосредоточены на южных склонах невысоких увалов (фото 19). Местами в русле плотный ветровой наст, но в основном снег рыхлый, тропление лыжни до 30-40 см. Оставив слева п/х обширный холм, доходим до впадения правого притока, теряющегося среди лесотундры. Придерживаться русла не имеет смысла, тропим по общему направлению к водоразделу с р.Толта, на северо-восток. Движение затрудняют травянистые кочки, во множестве торчащие из-под снега. Справа п/х остается высокий каменистый холм-хребет, лишенный растительности.

Перевальная точка водораздела не выражена на местности вообще никак. Попадаются заметенные снегом вездеходные следы. Прямо п/х виден пологий широкий холм с отдельными деревьями у подножия, перед ним истоки р.Толта. Далее идем, выдерживая в основном северное направление, условия движения те же. Пройдя по руслу Толты около 10 км, выходим в обширную низину, появляются отдельные блюдца наледей, формируется широкая долина реки. Котловина занята крупными озерами Тунку-Нур и Ильчир.

Оз.Ильчир имеет длину более 7 км при ширине более 0.5 км. Берега большей частью заболочены. По обеим сторонам озера видны летовки (летом перегоняют скот из Тункинской котловины). На высоком сев. берегу зона редколесья, здесь проходит дорога на прииск Самарта. На озере плотный снег, быстро проходим его и выходим на колею дороги. Вдоль дороги тянется телеграфная линия на прииск. Проходим водораздел с р.Китой, через 2 часа доходим до русла р.Самарта в районе впадения в нее р.Улзыта.

Река Самарта берет начало в Китойских Гольцах западнее п.Банзарова и, сливаясь с р.Улзыта, дает начало Китою. Течет Самарта в широкой троговой долине, дно которой заболочено, лиственничный лес растет по склонам. По правому берегу реки проходит зимник на золотой прииск Самарта, расположенный при впадении прав. притока - руч.Скалистый. Зимой прииск обитаем.

В долину р.Самарта ведут перевалы: Малгайта-Дабан, Малахай-Дабан, Самарта (все - н/к), Озерный (2А), Дикий (1Б).

От слияния Самарты и Улзыты движемся на лыжах вверх по долине по зимнику. Справа п/х хорошо видна характерная вершина г.Малгайта, очень похожая на традиционную монгольскую шапку. Через 3 км (40 минут хода) доходим до впадения лев. притока, стекающего со склона пер.Малахай-Дабан.

Перевал Малахай-Дабан

Высота перевала - 2400 м

Категория сложности - н/к

Ориентация склонов - запад-восток

Группа прошла перевал из долины р.Самарта в долину реки Арлык-Гол

Долина ручья, стекающего с пер., хорошо видна из долины р.Самарта, но сам перевал снизу не виден, он расположен левее (севернее) характерной вершины г.Малгайта. Сойдя с зимника, пересекаем широкие наледи, местами мокрые, и входим в густой лиственничный лес. Сразу суровая тропежка. Подъем по руслу ручья проблематичен из-за крутизны, камней, наледей и завалов из бревен, поэтому поднимаемся (справа п/х от каньона ручья) серпантином по залесенному склону крутизной до 30°. Движение затрудняют глубокий рыхлый снег и густой подлесок. Поднявшись на устьевой ригель, можно выходить влево в русло ручья, по которому удобно продолжить движение. Лес становится менее густым, прямо п/х хорошо видна широкая седловина пер.Малахай-Дабан. Ручей поворачивает влево п/х, траверсом поднимаемся на наклонные террасы левого берега и через лиственничное редколесье движемся прямо к перевалу. выше ГЗЛ снег в основном плотный, довольно много камней. Поднимаемся по широкому склону не более 15° крутизной и за 40 мин. от ГЗЛ выходим на седловину. Тура нет (фото 20, фото 21).

Спуск в дол. р.Арлык-Гол вначале по пологому широкому склону (фото 22)со множеством камней, забирая влево. Попадаем в долинку-кулуар, формирующийся возле ГЗЛ. Далее продолжаем спуск на лыжах по дну долинки, крутизна увеличивается, в русле глубокий снег и труднопроходимые каменные курумники. Движение с тяжелым рюкзаком и санками становится практически невозможным, уходим влево на густо-залесенный склон крутизной 20°-25° и по нему на лыжах скатываемся в русло Арлык-Гола. Мешают очень глубокий снег и камни.

Долина реки Арлык-Гол

Арлык-Гол берет начало в Китойских гольцах, в районе п.Банзарова, и впадает в Китой, являясь его первым крупным левым притоком. Длина реки около 25 км. В долину Арлык-Гола ведут следующие перевалы: Малахай-Дабан (н/к), Дикий (1Б), Озерный (2А), Банзарова (1Б), Сагай-Сайр-Дабан (н/к), Арлыкский (н/к), Арлык-Сайр (1А). Наша группа прошла вверх по долине от подножия пер.Малахай-Дабан до истоков реки под пер.Банзарова.

Долина имеет характер классического трога. Широкое дно долины практически лишено леса, лиственнично-кедровая тайга растет только на склонах. В районе выхода с пер.Малахай-Дабан река имеет ширину около 8 м, наледей нет, русло петляет среди низких безлесных берегов, судя по кочкам- заболоченных. Движемся по руслу, приходится тропить до 30 см (фото 23). Через 2 км обозначенная на картах граница леса, что не соответствует действительности: как раз наоборот, некоторое количество невысоких лиственниц появляется не только по бортам долины, но и на ее дне. Отдельные островки леса тянутся до второго (считая снизу) озера в истоках реки, где еще можно наскрести кое-какие дрова.

Постепенно снег становится плотным, появляются эпизодические сухие наледи, идти легко. От места впадения ручьев с пер.Дикий и пер.Салан-Сайр-Дабан, стекающих навстречу друг другу, уже виден невысокий скальный ригель, подпирающий нижнее озеро. Справа и слева под ригелем очень уютные рощицы.

Озеро сбрасывает свои воды через ригель, образуя водопад высотой около 5 м. Причем водопад разделен надвое скальным островом, по которому, сняв лыжи, мы легко преодолели это препятствие и вышли на нижнее озеро. Оно самое большое из трех, последовательно расположенных в истоках Арлык-Гола, его длина около 800 м, ширина метров 300. На озере плотный снег, местами голый лед, по берегам кое-где растет лиственничный лес, есть сушины. Среднее озеро отделено от него мощным поясом “бараньих лбов” и морен, при преодолении этого участка пришлось то глубоко тропить между скальными грядами, то шагать на лыжах по абсолютно бесснежным скальным плитам. В понижении между скалами отмечены отдельные высохшие лиственницы- это последние дрова в долине. Среднее озеро значительно меньше нижнего, берега- крутые увалы морен. Выше снова скальные выходы, кое-где между моренами удобные для передвижения террасы. Лучше двигаться левее п/х, по террасам правого борта долины. От среднего озера пер.Банзарова еще не виден, но хорошо виден пик Банзарова замыкающий цирк (фото 24). Затем переходим на левый борт долины, в районе верхнего озера, открывается перевал, дальнейший путь траверсом снежно-каменистых склонов, местами с очень жестким ветровым настом. Таким образом преодолеваем (в основном на лыжах) последний, самый высокий, ригель и оказываемся на “подушке” у подножия пер.Банзарова.

Перевал Банзарова

Высота перевала- 2600 м

Категория сложности- 1Б

Ориентация склонов- запад-восток

Группа прошла перевал от верховьев р.Арлык-Гол в долину р.Барун-Оспа.

Перевал расположен в водораздельном хребте Китойских Гольцов, в 1км юго-восточнее пика Банзарова. Подъем на перевал проходит по достаточно широкому склону крутизной до 35° и перепадом высот около 250 м. Местами на склоне довольно много камней. Вначале поднимаемся на лыжах, но вскоре крутизна увеличивается до 25°, снег становится столь плотным, что переходим на кошки. Столь хорошие условия, увы, быстро кончаются- самая крутая средняя часть подъема покрыта глубоким рыхлым снегом с тонкой корочкой наста, что затрудняет вынимание ноги из образовавшейся дыры. Из-под снега торчат отдельные камни, возле них можно провалиться по пояс и глубже. Снег сухой, очень плохо утаптывается. Смена ведущего через 10 шагов, направление движения- строго вверх, на хорошо читаемую седловину.

Возле седловины склон выполаживается, снег плотный. Подъем занял вместе с передышкам более двух часов напряженной работы. Седловина перевала имеет плавные очертания, достаточно узкая. При взгляде назад прямо перед нами видна седловина пер.Озерный (2А), читается весь путь подъема. В другую сторону открывается панорама массива Оспинского Гольца с главенствующей высшей точкой Китойского хребта- горой Оспин-Улан-Сарьдаг (3215 м.) (фото 25).

Спуск с пер.Банзарова представляет собой довольно широкий кулуар, ограниченный невысокими скалами, наибольшая крутизна составляет 40°, высота склона порядка 300 м. Спуск пешком с самостраховкой лыжными палками или ледорубом. Необходимы кошки, т.к. глубокий снег перемежается с жестким фирном. Иногда в слое глубокого рыхлого снега нога натыкается на скальные плиты, залитые льдом. Спуск потенциально лавиноопасен, о чем свидетельствует старый лавинный вынос под перевалом. В нашем случае лавиноопасность невелика, спускаемся по линии падения воды. На всякий случай включили лавинные радиомаяки. В нижней части склона, обойдя слева лавинный вынос, можно одеть лыжи и съехать на заполненное моренами дно верхнего цирка р.Бурун-Оспа.

Восхождение на пик Банзарова

Высота- 2883 м

Предполагаемая к.с.- 2А

Массив горы Банзарова является узловым в западной части Китойских Гольцов. Зимние восхождения нам неизвестны, но пешеходы поднимались сюда в 70-80х годах. Маршрут восхождения по юго-восточному гребню от седловины одноименного перевала. Перепад высот около 300 м, путь проходит через характерную пологую предвершину.

Пообедав на перевале, в кошках выходим на восхождение. Тактика следующая: впереди штурмовая тройка (Бекетов, Курочкин, Каргашин), за ней подтягивается остальная часть группы, дабы не мерзнуть на перилах. До предвершины подъем в основном пологий, много камней, отдельные выходы скал. Гребень широкий. За предвершинной гребень резко сужается, следует почти горизонтальный участок со значительными карнизами в сторону р.Арлык-Гол. Двигаемся с правой п/х стороны гребня траверсом легких заснеженных скал (фото 26, фото 27), обходя карнизы, и подходим к вершинному взлету. Здесь необходимо перейти через гребень налево, обходя жандармы, а затем- ключевой момент восхождения- подняться обратно на гребень по скалам средней трудности, с отдельными участками до 70°-80°, общей высотой метров 15. Здесь провесили две веревки: первая- подход на площадку под скалой по сильно наклоненной заснеженной полке, вторая- в лоб по скалам и далее участок очень узкого гребня до его расширения (фото 28). Крепление веревок- закладки и скальные крючья. Дальше до вершины простое лазание по некрутым скалам.

Вершина представляет собой небольшую площадку, венчающую нагромождение больших скальных плит, сложен тур с воткнутым в него деревянным шестом (фото 29). Записку не обнаружили. Чуть ниже есть снежная полка на которой смогла собраться вся группа (на самой вершине места мало). С вершины хорошо видна западная часть Китойских Гольцов, северные отроги в междуречье Даялыка и Урика, на горизонте встает гряда Окинского хребта (Центральный Саян)(фото 30), за Ценрально-Саянским плоскогорьем узнаем очертания г.Мунку-Сардык . Подъем штурмовой тройки от седловины занял 2 часа вместе с провешиванием перил. Спустились все вместе за 1 час 10 минут.

Долина реки Барун-Оспа

Барун-Оспа берет начало под пер.Банзарова и, сливаясь с Зун-Оспой, образует р.Онот. Протяженность реки 11 км, большую часть она течет в безлесной троговой долине, проходя через цепочку озер.

Спустившись с пер.Банзарова, катимся на лыжах по пологому дну верхнего цирка, петляя среди множества морен. Затем надо преодолеть целую систему скально-осыпных ригелей, разделяющих озера. Спуск к верхнему озеру довольно крут, по кулуару с плотным фирном. За верхним озером, которое можно пересечь по насту и льду, много “бараньих лбов”, приходится искать между ними проходы. Далее несколько резких спадов приводят к каньону, залитому наледью с большим падением русла. Каньон можно обойти на лыжах слева п/х, траверсируя склоны увалов. Затем можно проехать немного по узкому руслу реки (Плотный снег, кое-где лед) и далее, снова уйдя влево, по террасам пологий длинный спуск приведет на гладь среднего озера. В устье реки растет несколько кедров, но до ГЗЛ еще далеко. Пересекаем озеро (около 1 км), затем примерно 2 км тундры с небольшим уклоном и выходим на нижнее озеро, самое большое. Ниже него, у впадения слева ручья с пер.Озерный (1А), начинается лес. Движение на лыжах по руслу, а после поворота долины направо удобнее идти по террасам правого берега, минуя таким образом каньон. В лесу снег глубокий, перекристаллизовавшийся, в его глубине лыжи цепляются за кусты и камни. Примерно в километре выше слияния с р.Зун-Оспа на левом берегу стоит изба. В ней может разместиться группа в 10-12 человек, но комфортабельной ее назвать трудно: дыры в потолке, раздолбанная печка... От избы до слияния можно докатиться по сухим наледям за 10 минут.

Долина реки Онот

Река Онот, образуясь от слияния Зун-Оспы и Барун-Оспы, является одной из крупнейших рек Восточного Саяна. На широтном отрезке своего течения ограничивает с севера Китойские Гольцы. Из долины Онота пройдено большое количество перевалов в бассейн Китоя, лежащий же к северу массив Даялыкского хребта туристами практически не исследован. Онот часто используется как путь выхода в “населенку” по окончании сложных лыжных маршрутов, кроме того, летом по Оноту сплавляются водники- река относится к шестой категории сложности.

От слияния Онот постепенно входит в неглубокий каньон, в русле плотный снег перемежается с наледями. Через полчаса путь преграждает водопад высотой около 7 м, относительно некрутой. Спускаемся в кошках с помощью двойной веревки, закрепив ее за скальный выступ. За водопадом каньон продолжается, идем на лыжах, но все чаще встречаются мокрые наледи, пока одна из них, глубиной выше колена, разлившаяся от края до края, не вынудила нас вылезти на правый борт каньона и двигаться дальше по залесенным террасам, пока не кончился каньон. Ниже каньона снова сухие наледи, а затем отыскали вездеходную дорогу по левому берегу и пошли по ней, что в основном избавило от постоянной смены льда и снега. По дороге (она давно заброшена) идем на лыжах, раза два дорога снова выводит к руслу, но затем углубляется в лиственничный лес. Долина Онота сильно расширяется, дно практически плоское (фото 31), справа п/х встает мрачный массив Оспинского Гольца. При впадении правого притока, стекающего с пер.Власова, в долине Онота большие безлесные пространства, в русле обширные сухие наледи. Здесь наша группа покинула долину Онота, уйдя к пер.Власова, а вернулись на реку мы по другому правому притоку- р.Ильчир. Ниже Ильчира падение Онота резко увеличивается, начинается Ильчирский каскад порогов. Удобно двигаться левым берегом по вездеходной дороге, идущей далеко от русла по листвиннично-кедровой тайге. На дороге попадаются крутые спуски и подъемы при пересечении левых притоков Онота. Возле крупного левого притока, стекающего с седловины восточнее отметки 2577 м в Даялыкском хребте, дорога неуловимым образом теряется, приходится преодолеть каменистый спуск к руслу р.Онот и далее идти по охотничьей тропе вдоль русла. На реке в этом месте наледей нет, сплошное нагромождение камней, засыпанных снегом. Условия передвижения очень тяжелые, т.к. расстояние между камнями много меньше длины лыж, а при ходьбе пешком проваливаешься очень глубоко между камнями. По берегу идти трудно из-за крутизны, кустов и буреломов. В районе правого притока, стекающего с пер.Советский Турист, группа окончательно покинула долину р.Онот.

Перевал Власова

Высота перевала- 2700 м (по другим данным - 2300 м)

Категория сложности- 1Б

Ориентация склонов- север-юг

Группа прошла перевал из долины Онота в верховья р.Ильчир

Почти весь путь подъема на перевал виден из долины р.Онот. Ручей, стекающий с пер.Власова, протекает последовательно через три озера, одно из которых расположено непосредственно в истоке под перевальной седловиной, второе- самое большое- в средней части долины и еще одно небольшое озеро образовано скальным ригелем на границе леса. Этот ригель является устьевым, это первое препятствие при подъеме на перевал. Ручей низвергается с уступа высоким ледопадом, обходим его слева п/х- участок подъема пешком по камням, затем на лыжах серпантином в глубоком снегу среди кедрового леса. Обойдя ледопад, выходим на небольшое нижнее озеро, полностью залитое голубой наледью. Далее траверсом правого п/х склона постепенно поднимаемся ко второму ригелю. Он представляет собой мощные скальные плиты с нагромождением больших глыб. Между глыбами глубокий снег, на плитах снег практически отсутствует. С трудом, но все же преодолеваем этот ригель на лыжах и скатываемся по небольшому склону на лед среднего озера. В дальнем его конце, у выхода из глухого скального цирка справа п/х, растет кедровая рощица. Самые верхние дрова при подходе к пер. Власова.

От озера начинается длинный и довольно крутой подъем в верхний цирк. Он проходит леве п/х характерной скальной гряды-вершины и состоит из нескольких ступеней. Путь лежит п широкой заворачивающей вправо долине, довольно слабо заснеженной. Множество камней и плотный наст заставляют снять лыжи и одеть кошки. При выходе на заполненную моренами поверхность верхнего цирка встречается участок, залитый льдом.

От озера в верхнем цирке открывается вид на перевальный взлет. К седловине ведет склон высотой около 200 м, в нижней части покрытый плотным снегом, а в основном состоящий из крупнообломочной осыпи с выходами скал. Седловина расположена ближе к левому п/х краю обширной скальной перемычки между в. Оспин-Улан-Сарьдаг (3215 м) (справа п/х) и безымянной вершиной высотой около 3000 м слева. Поднимаемся вначале на лыжах серпантином, а затем пешком, между глыбами можно провалиться в снег по пояс и даже глубже, в верхней же части при выходе непосредственно к перевальному туру участки простого лазания по разрушенным скалам, попадаются “живые” камни.

Тур сложен на обширной скальной плите чуть правее нижней точки перемычки. С перевала широкая панорама массива Оспин-Улан-Сарьдак, включающего в себя также довольно посещаемую пешеходами в. 3150 и расположенную между ней и главной вершиной седловину перевала Февраль (2Б). Больше ничего, в общем-то, с перевала не видно (фото 32).

Спуск от тура начинаем на лыжах, катание приятное по довольно плотному снегу с уклонами 15°-20°, но со множеством камней. Требуется хорошее владение лыжами. Спускаемся к озеру, для выхода на которое нужно перейти на правый борт долины и найти приемлемый проход между скальными выходами и камнями ригеля. Дальнейший спуск от озера проходит в узком (4-5 м) кулуаре-каньоне, пропиленном ручьем в скальных лбах высокого устьевого ригеля. Перепад высот более 100 м, наиболее крутые участки до 40°, спуск пешком, часто можно глиссировать. После этого кулуара широкий пологий склон с отдельными скалами приводит на безлесную поверхность истоков р.Ильчир. Поворачиваем налево и через 20 минут достигаем “верхней базы Ильчир”, где сохранился один дом и рядом какой-то сарай. Ранее здесь располагался нефритовый рудник, практически база стоит на нефритовой жиле, кругом раскидано большое количество обломков этого поделочного камня. Ниже базы проходит ГЗЛ.

Восхождение на вершину Оспин-Улан-Сарьдаг

Высота вершины- 3215 м

Категория трудности- 2Б (в туристской классификации)

Группа поднялась на вершину с седловины пер.Власова и спустилась по пути подъема. Вершина является высшей точкой Китойских Гольцов, зимнее первовосхождение совершено в 1988 году группой С. Храмова. Наша группа стала второй, поднявшейся зимой на эту гору. Летом вершина посещается также очень редко, т.к. иркутские альпинисты довольствуются более доступными пиками Тункинских Гольцов. Снятая нами записка датирована 1989 годом, наши предшественники сняли записку Храмова.

Маршрут нашего восхождения почти полностью совпадал с маршрутом Храмова, личными рекомендациями которого мы пользовались. Подъем от седловины пер.Власова н гребень, тянущийся к в.3150 (в этой перемычке левее по ходу нашего маршрута расположен пер.Февраль), затем спуск в протяженный кулуар, в нем подъем вправо к вершиной башне и по ее восточному гребню восхождение на вершину. При этом группа использовала 4 веревки по 50 м, что позволило провешивать сразу большие участки и комплект закладных элементов, а также скальные крючья.

Восхождение было совершено из избы на базе “Верхний Иьчир” за 1 день. Предварительно при прохождении пер.Власова на его седловине мы оставили необходимое специальное снаряжение: веревки, крючья, обвязки и т.п., что позволило выиграть время, поднимаясь на перевал налегке. Конечно существовал определенный риск ухудшения погоды, но она нам благоприятствовала...

Из избы выходим затемно и через 20 минут оказываемся у начала кулуара-каньона, ведущего к озеру на подъеме к пер.Власова. Здесь снимаем лыжи, одеваем кошки. Подъем к озеру занял 15 минут. Дальнейший путь до перевала везде на лыжах около 1 часа (фото 33). Забираем оставленное снаряжение и начинаем движение пешком (лыжи оставили на перевале) по гребню в направлении вершины, придерживаясь левой п/х стороны. Глубокий снег, много камней. Крутизна постепенно увеличивается до 30°-35°. Пересекаем большой заснеженный кулуар. Из соображений безопасности распускаем лавинные шнуры, включаем радиомаяки, кулуар пересекаем по одиночке. Далее движемся прямо вверх в направлении гребня, соединяющего массив в.3215м с в.3150м (фото 34). Между этим гребнем и вершинной башней имеется кулуар, по которому проходил подъем группы Храмова в 1988 году и который для краткости будем именовать “кулуар Храмова”. По мере продвижения к гребню крутизна увеличивается до 45° и даже 50°, под снегом начинаются обширные скальные плиты, все это требует организации страховки. При выходе на гребень преодолеваем пояс несложных, но крутых скал и снежный карниз (фото 35, фото 36). На гребне площадка, позволяющая разместится группе из 8 человек, здесь обнаружили сложенный из камней небольшой тур. На площадке обед, от пер.Власова 2 часа 35 минут. Далее поворачиваем вправо по ходу и проходим 2 веревки траверсом гребня- скалы средней трудности и заснеженные полки. Достигли небольшой скальной седловины. Далее путь по гребню не имеет смысла, т.к. он выведет на предвершину, в основном заслоняющую высшую точку при взгляде с пер.Власова. От седловины наикратчайшее расстояние до кулуара Храмова, закрепляем веревку за скальный выступ и спускаемся по кулуарчику (до 80°, 30 м), следует опасаться живых камней.

По дну кулуара Храмова поднимаемся пешком с самостраховкой, чему способствует достаточно глубокий снег, в котором утаптываются надежные ступени. Крутизна кулуара 40°. Внизу кулуар выводит в обширный цирк правого притока р.Зун-Оспа (фото 38), но крутизна там весьма велика, практически кулуар выводит на скальную стену и попасть в него из истоков Зун-Оспы технически сложно. В верхней же части кулуар заканчивается перемычкой между вершинной башней почти правильной трапецевидной формы и предвершинной, состоящей из нескольких скальных “зубьев”. От места выхода в кулуар до перемычки немногим более 200 м. Достигнув перемычки, поворачиваем влево и по разрушенным салам восточного гребня достигаем вершины.

Вершина представляет собой узкий скальный гребень длиной 20-30 м, вытянутый с севера на юг. Высшая точка в южной части, где и сложен тур. Подъем сюда от места обеда занял 2 часа (фото 39, фото 40).

С вершины видно, что возможен подъем непосредственно из долины Онота по склонам одного из грандиозных северных цирков массива Оспин-Улан-Сарьдаг. Трудность такого маршрута, видимо, не ниже 2Б, перепад высот от ГЗЛ около 1 км.

Спускаемся по пути подъема, вешать веревки начинаем прямо от вершины (фото 41), закрепив первую расходную петлю прямо возле тура. Веревку, по которой мы осуществляли спуск с гребня на дно кулуара Храмова, мы оставляли и теперь используем ее в качестве вертикальных перил, поднимаясь на жумарах. Всего при спуске с вершины восемь раз использовали сдвоенную веревку (2х45) с последующим продергиванием через петли. Дальнейший спуск пешком с самостраховкой; всего от вершины до пер.Власова 3 часа 40 минут. На перевале одели лыжи, спуск на базу преодолели за 1 час и к темноте были в избе.

Долина реки Ильчир

Река Ильчир является крупным правым притоком р.Онот. Протяженность Ильчира около 12 км. Из долины известны следующие перевалы: Власова (1Б), Февраль (2Б), Травянистый (н/к), Ларискин (1Б), Ильчирский (н/к), Сибиряк (1Б). В долине Ильчира расположены две заброшенные геологические базы: Верхний Ильчир - выше границы леса и Нижний Ильчир - в среднем течении; обе они приурочены к месторождениям нефрита.

Ниже базы Верхний Ильчир, где сохранился один дом, долину перегораживает высокий ригель, здесь не проходит граница леса. Долина поворачивает влево п/х. От базы можно спуститься прямо вниз или, как сделала наша группа, обойти слева скальный холм (между ним и левым бортом долины, образованным склонами Оспинского хребта, есть моренное озеро) и спуститься к руслу Ильчира по крутому залесенному склону. Этот вариант несколько короче. Из озера вытекает небольшой левый приток Ильчира, он имеет крутое падение, в русле каскад наледей. Спуск на лыжах справа от русла, крутизной до 30°, в кедровом лесу выходы скал, некоторые из которых приходится преодолевать без лыж. Снег рыхлый, глубокий, ГТЛ 40 см.

Дальнейшее движение на лыжах вниз по долине Ильчира на лыжах, удобно идти по заброшенной дороге правого берега. Напротив небольшого левого притока, стекающего с Оспинского хребта, на дне долины расположена база Нижний Ильчир, состоящая из десятка изб, как минимум 3 из них в жилом состоянии - возможно, база обитаема летом.

При выходе в широкую долину Онота река Ильчир резко поворачивает вправо и довольно долго течет параллельно Оноту, отделенная от его русла невысокой залесенной грудой. Удобнее сразу пересечь эту гряду, до Окота несколько сот метров по плавным увалам среди красивого кедрового леса.

Перевал Советский Турист

Высота пер. - 2500 м.

Категория сложности - н/к.

Ориентация пер. - север-юг.

Группа прошла перевал из долины Онота в долину р.Батыр-Гол (Борто-Гол).

Перевал расположен в хребте Китайских Гольцов, служит для прохода из долины Окота в бассейн р.Китой. По нашему мнению, официальная категорийность перевала занижена: даже если не принимать во внимание необходимость преодоления высоких замерзших водопадов при подъеме со стороны Окота, все равно спуск в верховья Батыр-Гола по кулуару 35° крутизны в кошках - это никак не н/к. В зимних условиях перевал должен быть классифицирован не ниже 1А.

Короткий правый приток Онота, стекающий с пер.Сов.Турист, впадает в начале характерного резкого поворота (более чем на 90°) всей долины Онота на север. Поскольку снизу виден только крутой скалистый борт долины, представляющий собой устьевой ригель, ориентация несколько затруднена - ручьев с этого ригеля стекает масса. Необходимо внимательно считать притоки, чтобы не войти в какую-нибудь другую долину.

Устьевой ригель имеет высоту порядка 300 м. Подъем по нему зимой крайне труден - крутые скалы поросли кедровым лесом, глубокий снег вперемешку с буреломами. Ручей пропилил в ригеле каньон, встречающий путника каскадом водопадов. Первый, считая снизу, водопад - самый высокий и трудный. Он состоит из двух ступеней с небольшой пологой площадкой примерно посередине, общая высота 35-40 м (фото 42). Крутизна нижней ступени до 70°, верхняя ступень в целом положе. На водопад хватает ровно две веревки: первую крепим на площадке между ступенями на ледовых крючьях, вторую за деревья над водопадом. Первый участник шел без рюкзака с нижней страховкой через ледобуры, нижнюю ступень удобнее преодолевать с применением айс-фи-фи, вторую, вследствие меньшей крутизны, с ледовым молотком и айсбайлем. Лед сухой, очень твердый, ледобуры идут туго, приходится поворачивать их рычагом с помощью ледового молотка. Затем по готовым перилам часть группы смогла подняться на жумарах с рюкзаками, остальные рюкзаки и лыжи втаскивали полиспастом. В принципе, можно было попытаться обойти водопад слева п/х, по крупному скально-осыпному склону с глубоким снегом, но нам необходима была тренировка перед грядущим прохождением водопадов р.Крутой, где обход исключен.

Выше по ручью водопады следуют один за другим, но высота их не превышает 10-15 м, и чаще всего их можно преодолеть по многочисленным естественным ледовым ступенькам, что не отменяет, конечно, страховки. Пользуясь большим количеством имеющихся у нас веревок (4 по 50 м), тактика прохождения подобных участков следующая: пока основная часть группы проходит по перилам очередное препятствие, двое-трое “забойщиков” налегке провешивают следующие, затем происходит передача снаряжения. Некоторые несложные водопады удавалось проходить сразу с рюкзаками.

Всего при подъеме на ригель в каньоне повесили 8 веревок, относительно пологие участки от одного водопада до другого проходили в кошках с самостраховкой. Крепление веревок на ледорубах и выступающих из-под наледи камнях и бревнах. Подъем на ригель занял в общей сложности 6,5 часов. При выходе в висячую долину - обед. Здесь еще лес, перевал не виден.

Дальше можно двигаться либо на лыжах по берегу, либо продолжать идти по руслу, где снова наледи (попадаются мокрые, глубиной по пояс - проверили) и несколько несложных ледовых ступеней в каньоне, самая высокая - метров 10. Мы выбрали путь по руслу, ступени проходили в кошках с самостраховкой - их крутизна не превышает 35°. Наледи и каньон кончаются примерно за 1 км до ГЗЛ, наконец-то видна широкая седловина перевала. Можно встать на лыжи. Граница леса состоит из уютных кедровых рощиц, в одной из них ночуем. Под кедрами снега практически нет, ставим шатер на траву.

Дальнейший путь на лыжах левым п/х бортом долины в направлении хорошо видной широкой седловины (фото 43). Под перевалом имеется обширная горизонтальная “полка”, поднимаемся к ней серпантином, склон крутизной до 25°, снег то плотный, то рыхлый, много камней. От “полки” движемся вправо п/х к низшей точке седловины, пологий подъем по плотному ветровому насту (10-15°). Тур сложен в начале спускового кулуара в сторону р.Батыр-Гол.

Спуск с перевала проходит по скально-осыпному кулуару, зимой забитому снегом. Крутизна в кулуаре до 35°, в верхней части спуска необходимы кошки. Ниже кулуар расширяется, выполаживается и выводит на обширный склон, несколькими спадами спускающийся к руслу р.Батыр-Гол. На склоне глубокий снег, спускаемся серпантинами. В долине растут отдельные кедры, изображающие из себя ГЗЛ.

Долина р.Батыр-Гол (Борто-Гол)

Батыр-Гол стекает на юго-восток с основного хребта Китайских Гольцов, являясь крупным левым притоком р.Горлык-Гол. Из долины Батыр-Гола известны следующие перевалы: Сибиряк (1Б), Сов. Турист (н/к), Девяти (н/к), Ровный (н/к); кроме того, в левом истоке расположена перемычка, которая может служить проходом в долину последнего правого притока р.Ильчир. Несмотря на логичность и небольшую высоту, эта перемычка почему-то не классифицирована. Протяженность Батыр-Гола около 12 км, в среднем течении и в низовьях река течет в каньоне.

Граница леса проходит под пер.Сов.Турист, река эпизодически течет в неглубоком каньончике, в русле наледи перемежаются с плотным снегом. При впадении ручья с пер.Девяти на левом берегу развалины зимовья. Выше впадения следующего левого притока ручья с пер.Ровный - также на левом берегу стоит балок, в нем могут разместиться 6 человек. За балком река входит в нижний каньон, тянущийся до устья. Верхний участок каньона проходим по руслу (наледи, ступени до 1, 5 м., ширина каньона 1, 5 - 2 м), затем мокрые наледи вынуждают уйти на левый берег и дальше и дальше до Горлык-Гола идем траверсом крутого (до 40°) залесенного склона, много бурелома. Снега мало, местами идем без лыж. По руслу Горлык-Гола спускаемся пешком по каменистому склону высотой метров 30, крутизной 30°. Сходили на экскурсию в устье каньона Батыр-Гола, где река течет в щели с высотой стен в десятки метров.

Долина реки Горлык-Гол

Горлык-Гол - крупный левый приток Китоя, течет в долине субширотного направления между Китайскими Гольцами и Хребтом Сухэ-Батор. Река служит путем подходов к более чем к 15 перевалам. Протяженность Горлык-Гола около 30 км.

Река Батыр-Гол впадает в Горлык-Гол слева в среднем течении, от этого места дадим описание вниз по долине. Ниже устья Батыр-Гола в русле протяженные сухие наледи, река часто течет в непротяженных каньонах без существенных препятствий. Ближе к небольшому повороту долины влево наледи уступают место каменным завалам, целиком перекрывающим русло и тяжелым для передвижения. Способ передвижения - комбинированный - то на лыжах, то пешком. Долину почти полностью перегораживает высокий утес левого берега, имеющий черный цвет. Здесь на реке каньон шириной 5-10 м, с несколькими сужениями (фото 44, фото 45, фото 46, фото 47). После утеса на реке продолжаются каменные завалы, к ним выше впадения левого притока р.Ара-Хушан-Жалга добавляются незамерзающие участки, видимо связанные с выходом горячих вод. Кое-где все эти неприятности удается обойти по террасам левого берега. Ниже впадения Ара-Хушан-Жалги долина резко поворачивает вправо, река входит в каньон. Местами каньон шириной не более 2 м, в русле несколько ступеней, одна из которых высотой более 5 м. требует применения альпинистской техники. При выходе в широкую долину Китоя каньон кончается, на реке широкая сухая наледь, по ней на лыжах выкатываемся к слиянию (фото 48).

Река Китой

Китой - центральная река Восточных Саян, течет в широтном направлении между Китайскими и Тункинскими Гольцами. Мы прошли вниз по течению не более 2-х км. На этом участке (между устьем Горлык-Гола и впадением справа притока N 41) русло широкое, покрыто наледями и плотным снегом, много галечных островов (фото 49). Падение реки небольшое. Сворачиваем вправо в узкую долину притока N 41.

Долина 41-го притока реки Китой

Этот ручей берет начало под пер.Нарин-Ул в Шумакских Гольцах. В верховьях расположен также пер.Оникс, выводящий в другой правый приток реки Китой. Практически на всем своем протяжении до ГЗЛ ручей течет в глубоком каньоне с каскадом замерзших водопадов, исключение составляет только самое низовье, где наледи перемежаются с камнями. Первый водопад расположен в 100 м выше начала каньона, он имеет высоту около 8м, крутизну 80°. Первый без рюкзака пролез с помощью айс-фи-фи в левой п/х части водопада, прижимаясь к скале, где уклон несколько меньше и лед чуть размокший. Для последующего подъема рюкзаков веревку перевесили по центру водопада (фото 50). Выше ручей течет в узком каньоне с вертикальными стенами, постоянный подъем по наледям в кошках, часто небольшие ступени, средняя крутизна 10-25°. Затем следующий водопад высотой метров 20, но пологий (не более 45°), легче пройти также слева п/х. Далее с небольшими перерывами следуют еще 3 водопада, все они достаточно пологие и широкие, кроме среднего, имеющего при высоте 10 м, крутизну до 70°, поднимались справа п/х. Все водопады требуют организации перильной страховки, на каждый из них достаточно одной веревки. Крепление перил на ледобурах, скальных выступах, над верхним водопадом забили один крюк в левую п/х скалу. Все водопады, кроме первого, позволяют подняться на жумаре с рюкзаком и прицепленными сзади лыжами.

Каньон кончается, в русле все тянется наледь с отдельными метровыми ступенями и общим солидным падением. Несколько выше проходит ГЗЛ, лес тянется в основном справа п/х, где на небольших террасах можно заночевать. Выше ГЗЛ долину перегораживает высокий ригель, в нижней части с кустами. Ручей низвергается с ригеля водопадами, подняться можно слева п/х по склону крутизной до 40°, высотой не менее 250 м, последовательно меняя способ передвижения: лыжи, пешком, в кошках. Плотный снег и камни чередуются с глубокой целиной. Выше ригеля выходим на плоскую поверхность висячей долины с крупным озером.

Перевал Нарин-Ул

Высота перевала - 2100 м.

Категория сложности - н/к.

Ориентация перевала - север-юг.

Группа прошла из долины Китоя в долину р.Нарин-Гол.

Со дна висячей долины, после прохождения ригеля, перевал виден впереди в левый п/х части обширного цирка. Подъем на перевал на лыжах серпантином по склону крутизной 5°-25°, снег плотный. Седловина перевала широкая (фото 51), тур сложен немного приспустившись в сторону р.Нарин-Гол. С перевала видны многочисленные вершины Тункинских гольцов.

Спуск с перевала на лыжах, проходит по широкому кулуару, крутизна около 15°-20°, протяженность спуска до начала каньона возле ГЗЛ около 1.5 км. Снег на спуске в основном плотный. Далее кулуар поворачивает вправо, постепенно превращаясь в каньон со ступенями наледей. Здесь мы вылезли на левый борт долины на покрытые кедровой тайгой террасы, обходя водопад в каньоне. После обеда на террасе начали спуск к руслу реки ниже водопада. Для этого пришлось повесить 1 веревку дюльфера по абсолютно бесснежному (южная экспозиция) травянистому склону крутизной 40°-50°, с многочисленными разрушенными скалами и дикими зарослями колючих кустов (фото 52). В русле реки плотный снег, встаем снова на лыжи.

Река Нарин-Гол

Река Нарин-Гол - левый приток р.Шумак; истоки лежат на склонах протяженного северо-восточного отрога Тункинского хребта, известного под названием Шумакские Гольцы. Длина Нарин-Гола 8 км, в долину ведут перевалы: Нарин-Ул (н/к), Обзорный (н/к), Шумакский (н/к).

Ниже ГЗЛ, по окончании каньона при спуске с пер.Нарин-Ул, слияние двух истоков р.Нарин-Гол. Здесь на береговых террасах хорошие места для лагеря. Ниже река входит в каньон, вначале с невысокими стенками. В русле масса камней и часто наледи, но серьезные препятствия (типа водопадов) отсутствуют до самого устья. Падение реки достаточно большое, и на снежных участках можно катиться на лыжах, но чаще приходиться идти пешком по камням или в кошках по наледям. В среднем течении в береговой скале левого берега имеется грот с провалившимся потолком - образовалась довольно большая, в десяток метров, каменная арка (фото 53). Каньон заканчивается при входе в широкую долину р.Шумак, куда Нарин-Гол впадает несколькими рукавами среди темнохвойной тайги.

Долина реки Шумак

Шумак крупнейший правый приток Китоя, берет начало в центральной части Тункинских Гольцов тремя истоками: Лев.Шумак, Прав.Шумак и р.Шумак-Гол. Общая протяженность реки около 40 км, в долину Шумака ведут более 30 перевалов, связывающих Шумак с долиной Ара-Ошей, Билюты или выводящих в Тункинскую котловину. В районе слияния Лев. и Прав.Шумака расположены знаменитые горячие источники, здесь построено несколько изб "дикого" курорта (фото 54, фото 55).

Наш маршрут включал в себя только прохождение 6 км по долине Шумака - от устья р.Нарин-Гол вверх до горячих источников. После дневки мы спустились обратно до находящегося почти напротив Нарин-Гола устья руч.Перевального. На описанном участке русло реки чаще всего занято наледями, причем много мокрых, много также залесенных островов и галечных отмелей. Падение реки относительно небольшое, весь путь до изб на источниках можно проделать за 1 час. Источники располагаются на правом берегу примерно в 1 км ниже слияния, среди кедрово-еловой тайги. Вокруг изб могут возникнуть проблемы с дровами. Среди прочих построек особое место занимает "ванная комната", построенная над самым мощным выходом термальных вод.

Зимой источники обычно необитаемы, но в нашем случае здесь жил и охотился бывший работник КСС, ныне именовавший себя "егерем Шумака". К нам никаких претензий он не предъявлял, наоборот, был очень рад увидеть людей. Кроме того, на источники иногда прилетают вертолетчики Иркутского авиазавода, чему мы были свидетелями.

Долина ручья Перевальный (Березовый)

Перевальный впадает в Шумак справа, чуть выше впадающего слева Нарин-Гола. В верховьях ручья расположены следующие перевалы: Ясный (1Б), Мраморный (2Б), Ветренный (1Б-2А), Лавинный (1Б), Изумрудный (2А), Университетский (1Б).

От устья поднимаемся вначале на лыжах, но падение возрастает, начинаются наледи и мы одеваем кошки. Подъем по невысоким ледовым валам позволяет быстро набирать высоту, но после небольшого горизонтального участка начинается каньон, и скорость передвижения резко падает. Вначале каньона справа п/х красивый практически отвесный ярко-голубой ледопад из глухого цирка (фото 56).

По каньону идем пешком, очень глубокий снег покрывает хаотическое нагромождение камней. Местами ледовые ступени. Справа п/х тянется ледовый склон, слева после впадения небольшого ручейка можно выбраться на зеленые террасы над каньоном. В лесу одеваем лыжи, ГТЛ до 70 см (!), приходится перейти на тропление способом "первый без рюкзака". Таким манером достигаем развилки ручьев - влево п/х к пер.Ясный, прямо к перевалам Мраморный, Ветренный и т.д. В глубоком каньоне под нами замерзшие водопады. На береговой террасе под слиянием ставим лагерь и за оставшееся до темноты время пробиваем лыжню к подножию пер.Ветренный, для чего пришлось обойти каньон на ручье с пер.Ясный и далее двигаться траверсом левого п/х склона (до 35°, в основном гораздо положе) до ГЗЛ ниже первого озера в верхнем цирке руч.Перевальный. Хорошо виден путь подъема на пер.Мраморный - серия скально-осыпных кулуаров, весьма лавиноопасных. Поскольку совсем рядом расположен более низкий и безопасный пер.Ветренный, прохождение пер.Мраморный теряет всякий смысл (фото 57). Подъем от ГЗЛ к первому (нижнему) озеру проходит в обход ледопада, который образует вытекающий из озера исток ручья. Обход этот идет по крупной морене, заваленной снегом, и отнимает много сил несмотря на небольшой перепад высот. Можно пройти ледопад по руслу используя кошки и веревку. Затем пересекаем озеро на лыжах (глубокий снег) и выходим к моренной перемычке между первым и вторым озером. Непосредственно от второго озера начинается подъем на пер.Ветренный. Отсюда можно подняться к пер.Университетский(1Б). Подход сюда от слияния занимает около 2.5 часов.

Перевал Ветренный

Высота перевала - 2400 м.

Категория сложности в зимних условиях - 2А.

Ориентация перевала - запад-восток.

Группа прошла перевал из верховьев руч.Перевальный в долину р.Лев.Билюта (Неизвестная).

Подъем на перевал начинается непосредственно от второго (считая снизу) озера в истоках руч.Перевальный. Перевальный взлет представляет собой широкий осыпной склон средней крутизной 30° (отдельные участки до 40°), рассеченный неявными кулуарами. Перепад высот на этом склоне не менее 300 м, протяженность 700 м. Путь подъема на перевал следует выбирать, исходя из заснежености склона. Правая п/х часть, ближняя к скалам, более лавиноопасна, чем центр или левая часть.

Нижнюю половину склона (1 час подъема) нам удалось пройти на лыжах - подъем серпантином по довольно плотному снегу. Затем подъем происходил без лыж по одному из неявных скально-осыпных контрофорсов и занял 2 часа. Основную трудность представляет глубокий снег, в кулуарах он создает определенную лавиноопасность.

Перевальная седловина представляет собой снежно-осыпной гребень, весьма протяженный и узкий, с которого во многих местах свисают карнизы на восток (фото 58). Тур почти в центре, мы вышли на седловину значительно правее п/х (южнее) и сходили к туру налегке, т.к. спускаться в истоки Лев.Билюты предпочтительнее от места нашего выхода на перевал. Отсюда спуск в кулуар прямо вниз по заснеженным разрушенным скалам 40 м, 50°-60°, спортивным способом. Веревку можно продернуть через петлю на выступе прямо на гребне. Перед началом спуска обрушили снежный карниз, угрожавший безопасности. Затем еще 40 м по заснеженному кулуару (снег глубокий, идем с лавинными шнурами, необходимо наблюдение) и короткий полутраверс влево на осыпной контрофорс, присыпанный снегом. Спуск по контрофорсу практически безопасен и не требует страховки (при движении в кошках). Крутизна спуска 30°. 400 м спуска по контрофорсу выводят к подножию перевала, к моренным грядам в верхнем цирке р.Лев.Билюта (фото 59). Здесь уже можно одеть лыжи. Спуск с седловины занял в общей сложности 1.5 часа.

Дальнейший спуск в долину проходит через моренные гряды, через озеро диаметром 0.5 км. Движение на лыжах, часто скатываемся с морен при крутизне до 30°. На границе леса ручей образует ледопад, который обходим левым п/х склоном, спуск серпантином в глубоком снегу. У впадения в основной исток р.Лев.Билюта на покрытых кедровым лесом террасах хорошие места для лагеря.

Долина реки Левая Билюта (Неизвестная) - долина реки Билюта

Река Билюта - крупный правый приток р.Китой, впадающий в 7 км ниже устья Шумака. Билюта образуется от слияния р.Прав.Билюты и Лев.Билюты, имеющей также название Неизвестная. Общая протяженность речной системы более 40 км, истоки берут начало в районе высшей точки Тункинских Гольцов п.Стрельникова (3284 м, по другим данным 3266 м). В долину Билюты и ее притоков ведут около 30 перевалов. В нижнем течении река течет в труднодоступном каньоне, который обходят охотничьей тропой высоко над водой. Наша группа прошла всю долину р.ЛевБилюты и половину долины р.Билюта, свернув потом направо в каньон р.Крутой.

От границы леса в верховьях р.Лев.Билюты движемся по руслу на лыжах, падение реки очень значительное, русло шириной не более 5 м и представляет собой хаотическое нагромождение огромных валунов и толстых бревен. Снег глубокий, приходится идти способом “первый без рюкзака”. Берега крутые, левый порос тайгой, правый на большом протяжении - каменистая морена. Удобных мест для стоянки очень мало; чтобы заночевать, мы вылезли на небольшую террасу левого берега, метров 50 выше русла. Затем на правом берегу вплотную подходят мрачные высокие скалы (склон хребта, разделяющего Лев. и Прав.Билюты), слева впадает единственный левый приток. Начинаются мокрые наледи, берега постепенно понижаются. Река впадает в Прав.Билюту широким каменистым руслом.

Далее движемся на лыжах вниз по широкой долине р.Билюта. Река принимает многочисленные левые и правые притоки, после этого долина сужается, в русле множество камней, глубокий снег (фото 60). Наиболее неудобные участки обходим по береговым террасам. Возле впадения 5 левого притока в пойме реки небольшое зимовье охотника Алферова, через 250 м на правом берегу мощные горячие источники, ниже Билюта свободна от льда и входит в мраморный каньон (фото 61). По левому берегу над каньоном тянется охотничья тропа, идем по ней в основном пешком, очень мешают кусты, тропа вьется траверсом довольно крутого склона, иногда спускаясь к руслу не замерзшей Билюты и снова набирая около 100 м высоты. Окончательно спускаемся в русло около грандиозных ледопадов левого берега, образовавшихся из-за источников высоко в лесу на склоне долины. На реке продолжается очень красивый мраморный каньон, достаточное количество снежных мостов и заберегов - удается продвигаться по дну каньона на лыжах, но можно и провалиться. Р.Крутая впадает справа также в каньоне, из долины Билюты устье читается довольно плохо. Возле устья есть ровные площадки, удобно заночевать перед штурмом р.Крутой.

Долина реки Крутая

Крутая является правым притоком Билюты, стекает с северного склона Тункинских Гольцов. Название реки целиком соответствует ее облику: почти на всем протяжении в зоне леса река течет в каньоне, образуя целый каскад водопадов. В верховьях, возле ГЗЛ, река разделяется на два истока: р.Прав.Крутая выводит к пер.Дубе Крут (1Б) и СОАН (1Б), р.Лев.Крутая ведет к пер.Удачный (1Б), Крупенина (1Б-2А), Туманный (1Б); кроме того, левый приток, впадающий в 1 км ниже слияния истоков, выводит к пер.Василек (1А).

Каньон на Крутой начинается от самого устья, подъем в кошках по наледям с отдельными ступенями 1-1.5 м. Ширина каньона не более 10 м, слагающие его скалы характерны пластинчатым строением. Обход каньона весьма проблематичен. Первый ледопад примерно в 0.5 км о устья - особой сложности не представляет, проходиться в кошках по естественным ледовым ступеням. Второй ледопад недалеко от первого, также несложен (35°-50°, около 30 м), но при его прохождении перила обязательны. Третий ледопад, примерно через 300 м от первого - наиболее сложный для прохождения. Высота его 30 м крутизна от 55° до 80°. Первый проходил ледопад с помощью айс-фи-фи (фото 62), группа по перилам, рюкзаки вытаскиваем отдельно. Ниже этого ледопада в каньоне узкое место (фото 63) - с трудом протискивается рюкзак.

Четвертый ледопад невелик, примерно 8 м при крутизне 45°-60° (фото 92). Следом за четвертым довольно сложный пятый (30 м, 55°-80°, помогают многочисленные ступеньки и сосульки, за них можно браться как за ручки). Следом за пятым через 150-200 м - шестой ледопад. Он несколько проще из-за меньшей крутизны.

Выше длинный (2-3 км) спокойный участок каньона, единственной трудностью для передвижения является заваленное камнями русло. Снег глубокий, идем на лыжах способом “первый без рюкзака”. Подходим к 7 водопаду. Он невелик, около 5 м, 55°-60°, н прохождение потребует перильной страховки. Поскольку мы уже убрали альпинистское снаряжение снимаем лыжи и пешком вылезаем из каньона на левый п/х берег по скально-осыпному кулуару 40 м, до 45°. Над каньоном сильно наклоненные террасы, заросшие кустами, множество звериных следов. По этим следам на лыжах траверсируем склон долины и в итоге спускаемся к руслу р.Крутая ужа напротив впадения ручья с пер.Василек. Здесь на ровных площадках удобно заночевать.

В 1 км выше слияния Лев. и Прав.Крутой, поворачиваем влево п/х, вновь начинается каньон. Продвигаемся на лыжах по руслу, глубокий снег чередуется с наледями, серьезных препятствий нет. Выше каньона множество морен, поросших парковым кедровым лесом; после ГЗЛ, растянувшейся минимум на 1 км, серпантином поднимаемся на ригель. С ригеля виден пер.СОАН прямо п/х, а влево-назад уходит долина к пер.Дубе Крут, выводящему в истоки другого правого притока Билюты - р.Дубе-Гол. Дальнейшее движение к подножию пер.СОАН - на лыжах среди морен, плавный подъем, снег достаточно плотный.

Перевал СОАН (Сибирское Отделение Академии Наук)

Высота перевала - 2400 м.

Категория сложности - 1Б.

Ориентация склонов - северо-запад - юго-восток.

Группа прошла перевал из долины р.Крутая в долину р.Толта, к Тункинской котловине.

еревал расположен в основном хребте Тункинских Гольцов. Для нас это последний перевал на маршруте. На гребне хребта 3 понижения, расположенные рядом. Наиболее низким местом кажется первое, по левому п/х кулуару, который положе и безопаснее (перепад высот около 250-300 м, крутизна до 35°). Нижнюю часть подъема, до пояса скал, удается пройти на лыжах, затем движение пешком по линии падения воды, глубокий снег, камни. Возле седловины снег становится плотным нужны кошки.

Седловина узкая, скалистая. Тур слева на скалах. Спуск пешком (в кошках) по заснеженному кулуару, крутизна в верхней части до 40° (фото 64). Идем, выпустив лавинные шнуры. Спуск до дна цирка занял 45 мин, снег местами по пояс. Достигнув моренных валов можно одеть лыжи.

Долина реки Толта - Тункинская котловина

Толта - одна из многочисленных небольших речек, стекающих с южного склона Тункинских Гольцов и теряющихся в Тункинской Котловине. Долина р.Толты имеет довольно крутое падение, при длине 9 км перепад высот составляет почти 1.5 км. В верховьях р.Толты расположены следующие перевалы: Иванникова (1Б), СОАН (1Б), Горных Туристов-I (1Б), Горных Туристов-II (1А), Солнечный (1А).

От подножия пер.СОАН до ГЗЛ быстро летим на лыжах среди моренных гряд, придерживаясь левобережного кармана, и преодолеваем это расстояние (около 4 км) за полчаса. В зоне леса формируется выраженное русло реки, снег постепенно становится все более рыхлым и глубоким. Попадаются довольно крутопадные участки наледей, но протяженность их невелика. В среднем течении река входит в небольшой каньон, здесь предстоит обход водопада по залесенному склону. На правом берегу на террасе среди кедрового леса удобное место для лагеря, от ГЗЛ 1.5 часа спуска.

Дальше количество снега в долине уменьшается на глазах, чувствуется близость Тункинской котловины. На реке наледи чередуются с каменными завалами, движемся пешком по охотничьей тропе в основном по правому берегу, по чужим следам. Идти нелегко, лавным образом потому, что на бурятской тропе в густом лесу наши рюкзаки оказываются “негабаритными”. В нижнем течении река снова ныряет в каньон с водопадам, охотники обходят его справа, а затем спускаются в русло и по льду проходят вторую часть каньона, выходя уже на равнину. В этом каньоне руководитель похода провалился под лед с головой, но был спасен и благополучно высушен в лесу ниже каньона.

Выйдя из гор, поворачиваем по тропе влево, через пол часа следы приводят нас к минеральным источникам, возле которых построен буддистский бурхан. От бурхана (снабженного печкой и разной утварью, а также предметами религиозного обихода) начинается дорога в пос.Тагархай, до которого около 5 км. Дорога раскатана лесовозами, идет постоянно под уклон среди чистого соснового леса, катиться по ней одно удовольствие (фото 65). Через 45 минут хода лес расступается и мы выкатываемся на окраину поселка. По главной и единственной улице около 1 км до автобусной остановки.

Маршрут окончен.

4. Итоги путешествия

Изменения маршрута

Группа 3 раза отклонилась от намеченного заранее маршрута, используя запасные варианты. Поскольку в районе Восточного Саяна никто из нас ранее не бывал, а собранная перед походом информация относилась к 80-м годам и уже устарела, было подготовлено большое количество запасных вариантов, позволявших без ущерба для основной “смысловой” нитки маршрута обеспечить безопасность прохождения отдельных его участков.

При прохождении акклиматизационного кольца в массиве Мунку-Сардык мы отказались от прохождения пер.ИГКТ. Это связано с некоторой путаницей относительно категорийности этого перевала: в классификаторе, утвержденном Иркутской Зональной МКК в 1987 г.(протокол #29) и действительном по 31 декабря 1988 г., его сложность оценивается в 1Б. На имевшейся у нас схеме массива Мунку-Сардык неизвестная рука начертала:”ИГКТ 1Б-2А”. В книге В.Красника “Удивительная Земля”(Иркутск, 1992) на стр.92 находим:”С Мугувек через пер.ИГКТ 2Б, 2900 можно выйти в долину р.Бугувек”; а на стр.131 той же книги с удивлением читаем:”ИГКТ 1А к.с.”(!) В личной беседе с работниками КСС в пос.Слюдянка удалось выяснить, что все-таки перевал сложный, на уровне 2Б, зимой лавиноопасный.

Прохождение столь сложного препятствия в начале маршрута, да еще на следующий день после восхождения на в.Мунку-Сардык, было бы тактической ошибкой, поэтому мы отказались от ИГКТ и заменили его предполагаемым первопрохождением через менее логичную, но гораздо более безопасную седловину в том же отроге, начав этим препятствием техническую часть похода. При этом удалось сохранить основной смысл кольцевой части маршрута: подъем по одной реке, восхождение на высшую точку Саян, спуск по другой реке.

Второе изменение маршрута связано с самым большим “белым пятном” нашего похода - Центрально-Саянским плоскогорьем. Не удалось найти никаких сведений о том, что представляет собой это плато зимой. Первоначально планировалось перевалить с р.Тумелик в долину р.Урду-Гол и выйти к Китою, а далее подняться по р.Арлык-Гол уже в Китойских Гольцах. Поднявшись по Тумелику на плато, из-за глубокого снега мы были вынуждены более коротким путем выходить на север в котловину оз.Ильчир и далее через пер.Малахай-Дабан перевалить в тот же Арлык-Гол. Продолжая движение по первоначальному варианту, наша группа выбилась бы из графика (а еще скорее - из сил). Прохождение технически несложного пер.Малахай-Дабан (заявленного в запасном варианте) добавило зрелищности всему маршруту без ущерба в километраже.

Третье изменение маршрута - замена пер.Мраморный прохождением соседнего пер.Ветренный - вызвано нелогичностью и повышенной лавиноопасностью первого. Больше никаких отклонений от заявленного маршрута у нас не было.

Потенциально опасные участки маршрута

Основные опасности лыжного путешествия в Восточном Саяне связаны с природными явлениями, такими как лавинная деятельность, наледи и водопады на пеках, не замерзшие участки рек, крутые скальные склоны перевалов и вершин. Поскольку ландшафтный облик местности более-менее “однороден” на всем протяжении нашего маршрута (исключая только Центрально-Саянское плоскогорье), то и потенциальные опасности схожего характера подстерегали нас с первого до последнего дня похода.

Опасность схода снежных лавин

В целом в горах Восточного Саяна в феврале эта опасность невелика. Свежих лавин мы не видели не одной, старые лавинные выносы наблюдались под пер.Банзарова в верхнем цирке р.Барун-Оспа, под перевалами Мраморный и Ветренный с обеих сторон и на склоне пер.СОАН в истоках .Толта. В массиве Мунку-Сардык лавины очень редки из-за малого количества снега. Отсутствует лавинная опасность и на Саянском плато, в первую очередь из-за пологих склонов увалов. В Китойских Гольцах уже наблюдается сход лавин, по нашим наблюдениям наиболее заснеженной является центральная часть хребта в районе п.Банзарова; Оспинский же хребет обладает гораздо меньшим снежным покровом (это хорошо видно на фотографиях), хотя и здесь возможны лавины по кулуарам в.Оспин-Улан-Сарьдаг и на восточном взлете пер.Февраль. Наибольшей лавиноопасностью обладает хребет Тункинских Гольцов в его наиболее высокой центральной части. Потенциально опасны все перевалы этого района, кроме наиболее простых (пер.Байконур 1А) и наиболее сложных (пер.Иркутян 2Б). Характерные для Тункинских Гольцов перевалы 1Б-2А к.с. обычно имеют сильно заснеженные склоны крутизной 30°-50° и протяженностью в несколько сот метров.

Всему нашему путешествию сопутствовала хорошая погода, не было ни одного мощного снегопада, не наблюдался метелевый перенос снежных масс. Все это снизило лавиноопасность. При прохождении отдельных опасных участков группа придерживалась правил поведения на лавиноопасных склонах, движение осуществлялось в основном по линии падения воды, выставлялись наблюдатели. Участники использовали лавинные шнуры и радиомаяки, из группового снаряжения имелись 2 лопаты и лавинный зонд из лыжных палок.

Опасности снежных карнизов

Этот тип опасности тесно переплетается с предыдущим. Снежные карнизы наблюдались нами на гребне п.Банзарова (в сторону истоков р.Арлык-Гол), на гребнях в.Оспин-Улан-Сарьдаг, на перевалах Ветренный и СОАН, где они нависают над южными склонами. При спуске с пер.Ветренный пришлось специально обрушивать карниз, и лишь после этого спускаться. В целом опасность самопроизвольного разрушения снежных карнизов была невелика, что, возможно связано с безветренной погодой.

Каньоны, наледи, водопады на реках

Восточный Саян по праву считается страной каньонов и водопадов. Практически на каждой реке имеется хотя бы один водопад, некоторые небольшие водотоки текут целиком в каньонах. Зимой на всех реках развиты обширные наледи, число которых растет к концу зимы. Много неудобств доставляют мокрые наледи, часто глубиной по колено. Поскольку в феврале мокрых наледей значительно меньше, чем в марте, у нас была возможность их обходить по берегу. Лишь иногда в каньонах приходилось идти по воде. Можно дать такую рекомендацию: пересекать мокрую наледь максимально быстро, чтобы обувь не успела промокнуть насквозь; если за наледью идет снежный участок, то надо пытаться скользить по снегу не поднимая лыж - тогда удается избежать подлипа.

Вторая опасность зимних Саянских рек - возможность провалиться под лед. Эта опасность подстерегает повсюду вне наледей. Чаще всего глубина реки оказывается небольшой (в связи с зимней меженью) и подобные случаи на представляют угрозы для жизни. Обычно плохой лед можно отличить визуально.

Многие горные реки имеют большое падение русла, в результате образуются каскады крутых наледей и замерзшие водопады. Подобные участки преодолеваются в кошках, часто необходимо провешивать перильную страховку.

В нашем маршруте 3 наиболее сложных участка такого рода:

Каскад водопадов на правом притоке р.Онот под пер.Сов.Турист.

Каньон 41 притока р.Китой.

Каньон р.Крутой при подходе к пер.СОАН.

Все эти каньоны мы шли на подъем, с применением айс-фи-фи и кошек - “платформ”. В ряде случаев каньоны можно обойти по береговым террасам.

Опасность срыва на крутых склонах

Поскольку данный тип опасности весьма характерен для горных походов и лыжных походов в горах, не имеет смысла подробно на нем останавливаться - существует обширная литература по этому поводу. Большинство участников нашей группы имели ледорубы, что позволило осуществлять эффективную самостраховку. Приятная особенность Восточного Саяна - достаточно бесснежные скалы и даже теплые на солнечной стороне. Скалы сильно разрушены и часто не сцементированы льдом или снегом - существует опасность камнепада. На нашем маршруте такая опасность имелась при подъеме на п.Банзарова и в.Оспин-Улан-Сарьдаг.

Опасность неправильной классификации перевалов

Пожалуй, это наиболее серьезная опасность, ибо от нее напрямую зависит все вышеописанное. Дело в том, что в классификаторе перевалов среднегорья указана категория сложности для летнего периода, зимой прохождение любого препятствия обычно усложняется. Ярким примером служит пер.Сов.Турист (н/к), при спуске которого в долину р.Батыр-Гол необходимо двигаться в кошках по кулуару крутизной 35°. Поэтому следует очень осторожно относиться к перевалам н/к - 1А к.с. Перевалы 1Б и сложнее как правило более соответствуют указанной сложности - здесь меньше неожиданностей.

Встречаются и примеры завышения категорийности: маршрут с севера по леднику в.Мунку-Сардык оценен как 2Б, но на деле представляет собой хоть и довольно крутой (до 45°), но ровный ледовый склон и не требует непрерывной страховки на всем протяжении.

Итоги, выводы, рекомендации

Маршрут пройден в установленные сроки по основному варианту с использованием запасных вариантов. Пройдены достаточно сложные перевалы, целый ряд из которых не посещался зимой туристами-лыжниками. Полностью оправдался расчет на хорошие метеоусловия: действительно, большую часть времени светило солнце, мы ни разу не пережидали непогоду. Таким образом наш поход положительно ответил на вопрос: можно ли полноценно путешествовать по Восточному Саяну в феврале ?

Одним из основных итогов можно считать исследование массива Мунку-Сардык и восхождение на одноименную вершину, самую высокую в Саянах. Судя по отсутствию материалов в библиотеках туристских клубов Москвы и Санкт-Петербурга, туристы европейской части страны почти не бывали здесь зимой, хотя иркутяне достаточно давно и активно ходят по этому пограничному массиву. При подготовке похода мы пользовались материалами пешеходов.

Практически не посещается зимой и Центрально-Саянское плоскогорье, которое служит связующим звеном между массивом Мунку-Сардык и хребтами Тункинских и Китойских Гольцов.

Маршрут получился технически насыщенным, достаточно сказать, что за поход мы провесили в общей сложности 34 веревки. Основная техническая сложность сконцентрирована при прохождении каскадов замерзших водопадов в каньонах рек и при восхождении на вершину Оспин-Улан-Сарьдаг(3215, 2Б). При этом удалось сделать все ночевки теплыми, как и планировалось заранее, что обеспечило достаточный комфорт, хороший отдых, а следовательно - высокую работоспособность группы на маршруте. Сухостой в зоне леса всюду имеется в достаточном количестве.

Район Вост.Саяна - пожалуй, самый красивый из всех лыжных районов, в которых удалось побывать участникам нашей группы (а это и Урал, и Кодар, и Алтай). Единственный его минус - это как раз недостаточная “лыжность”, почти половину всего маршрута мы преодолели пешком, в кошках или с применением веревочных перил.

Правильный выбор времени (большинство перевалов были пройдены утром) и пути прохождения лавиноопасных участков позволило пройти маршрут безаварийно.

На маршруте была выдержана схема постепенного нарастания сложности перевалов, прохождение наиболее сложного участка приходилось на середину похода.

Наличие небольшого акклиматизационного кольца в начале похода способствовало безаварийному прохождению маршрута.

Все участники похода показали хорошую физическую, техническую и волевую подготовку. На маршруте осложнений между участниками, а также между участниками и руководителем не возникало, так как психологическая совместимость была неоднократно проверена в предыдущих походах.

Кроме спортивной части интересна его познавательная сторона, как при подъездах, так и на основной его части.

Теперь более подробно выводы и рекомендации по участкам маршрута:

1. Массив Мунку-Сардык. Самая главная особенность - очень мало снега. В принципе, лыжи можно не брать совсем - везде либо наледи, либо трава, либо плотный наст (на больших высотах). Большой интерес в зимних условиях может представлять траверс массива, техническая сложность при этом на уровне не ниже 2Б.
  2. Центрально-Саянское плоскогорье - честно говоря, этот район запомнился как обременительный довесок к маршруту, но без которого не обойтись при переходе от Мунку-Сардык к Китойским и Тункинским гольцам. На плато довольно тяжелые условия для передвижения и среднюю скорость не стоит планировать выше 3 км/час.
  3. Китойские Гольцы - классическое среднегорье, альпийский и более сглаженный гольцовый рельеф, “лыжные” перевалы действительно можно пройти на лыжах. Приятная особенность - снега здесь ни много и ни мало - как-то в самый раз, на многих реках интересные и красивые каньоны. Туристами неплохо исследована центральная часть хребта, а вот западные и восточные окраины - значительно меньше. Практически не исследован лежащий к северу Даялыкский хребет, что может стать темой отдельного интересного похода с массой первопрохождений.
  4. Тункинские Гольцы - наиболее исследованный в туристском отношении хребет. Достаточно сказать, что здесь пройдено более 100 перевалов от н\к до 2Б к.с. Зимой, по нашим наблюдениям, в Тункинских Гольцах снега больше, чем во всех остальных массивах, вместе взятых. Особенно завалены снегом верховья долин, что создает лавиноопасную обстановку. На реках значительно меньше, чем в Китойских Гольцах и на Мунку-Сардык, развиты наледи - как следствие, каньоны и речные долины более труднопроходимы. Местные жители подтвердили сложившееся мнение, что зимой наиболее заснежены долины южного склона центральной части хребта. Выяснилось, что в простонародье район рек Ганга-Хайрым, Булый и Елота-Харгун называют “гнилым углом”.

После внимательного осмотра мы отказались от прохождения пер.Мраморный(2Б), ввиду его чрезвычайной лавиноопасности и нелогичности - рядом расположен более низкий и безопасный пер.Ветренный(зимой 2А) (фото 82 и 86). Поэтому пер.Мраморный не рекомендуем для прохождения.

Наибольший интерес в техническом плане представляет центральная, наиболее высокая часть хребта с высшей точкой 3284 (3266) - п.Стрельникова. Но следует учитывать, что расстояние от леса до леса здесь часто превышает дневной переход, а лыжи будут чаще всего обузой (причем негабаритной). Западная, нами не посещавшаяся, часть хребта больше похожа на облик Китойских Гольцов, здесь много вершин более 3000 метров высотой. Почти совсем не посещается туристами восточная часть хребта, восточнее пер.Аршанский.

В целом у Тункинских Гольцов два больших плюса: близость к цивилизации и наличие Шумакских горячих источников.

5. Приложения

Коврик10.52 листа жесткой пены
Бахилыпара0.7капрон+галоши
Пуховка11.5или синтватник
Штормовой костюмк-т1.0тех.капрон, шате и т.п.
Свитер10.5шерстяной или куртка POLARTEC
Спички30.1
Прочее 1.5
 Итого:18.6 кг

Не учтены 2 личных спальника, личные фотоаппараты, фонари.

Ремонтный набор

1. Пассатижи с бокорезами
  2. Отвертка универсальная (2 крест., 2 плоских жала)
  3. Молоток (использовался айсбайль)
  4. Отвертка плоская
  5. Шило
  6. Полотно ножовочное
  7. Напильник треугольный
  8. Надфили: круглый, плоский
  9. Отвертки часовые, для ремонта ф/аппаратов и т.п.
  10. Проволока стальная 3мм
  11. Проволока медная 3мм
  12. Проволока стальная 1мм
  13. Изолента
  14. Проволока медная 1мм
  15. Струбцина (самодельная из оргстекла).
  16. Дюралевые пластины 3 шт.
  17. Жесть
  18. Эпоксидка, “ТГФ”, стеклоткань (комплектом)
  19. "Момент"
  20. Гвозди
  21. Шурупы (разн.)
  22. Тросик 1м
  23. Медная трубка (10 см длиной, для заделывания тросика)
  24. Стропы
  25. Куски капрона
  26. Пена 1кв.дм.
  27. Кожа 1кв.дм.
  28. Нитки х/б
  29. Нитки капроновые
  30. Иглы
  31. Щечки от универсальных креплений 4 шт.
  32. Пружины 6 шт.
  33. Площадка от креплений
  34. Собачка 2 шт.
  35. Пряжки, кольца и пр.
  36. Канты
  37. Студочки
  38. Винты с гайками.
  39. Носок лыжный деревянный 1 шт.
  40. Носок лыжный дюралевый с зажимом 1 шт.

Вес рем. набора 4.5 кг.

Состав ремнабора соответствовал сложности похода и позволял произвести практически любой вид ремонтных работ. Большой выбор зап. частей для лыж и некоторых приспособлений для их ремонта дал возможность отказаться от запасной лыжи (“манюни”).

Некоторые неудобства создавало отсутствие дрели или ее заменителя, а без них нельзя было восстановить щечки лыжных креплений.

Серьезных поломок в походе не было, чаще всего использовался треугольный напильник - для заточки концов лыжных палок, кантов и зубьев кошек.

Состав аптечки

Йод1 б.
Гидропирит2 уп.
Бриллиантовая зелень1 б.
Синтомициновая эмульсия 1 б.
Мазь Вишневского1 б.

Специи550
ИТОГО:158кг 300г

Список литературы

1. Башкуев Б.В., Тугубов П.Ф. “По бурятии”, Бурятское кн.издательство, 1961.
  2. Беляев В.Н. “Курорт Аршан и Ниловские горячие источники”, Иркутск, 1961.
  3. Брянский В.П. “Горы Южной Сибири. Очерк альпинисткого освоения”.
  4. Булгатов А.В. “Курорт Аршан”, Улан-Уде, 1968.
  5. “Всем кто в пути”, Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издатльство, 1978.
  6. Галактионов Н. “Бурятия”, Географиздат, 1952.
  7. Дягилев В.Ф. “Прибайкалье”, Сибкрайиздат, 1952.
  8. Михайлов Н.И. “Горы Южной Сибири”, М., ГИГЛ, 1961.
  9. Мельхеев М.И. “Географические названия Восточной Сибири”, Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1969.
  10. “По туристким тропам”, Иркутск, 1961.
  11. Молчанов И.А. “Восточный Саян”, Ленинград, 1934.
  12. “По Саянам”, Профиздат, 1968.
  13. Пуосе М.И. “Семь походов по Восточному Саяну”, Краснярск, 1974.
  14. Рогалский В.И. “Туристкие маршруты в Саянах”, ФиС, 1965-68.
  15. Солоненко “Восточный Саян”, Иркутск, 1947.
  16. “Сто путей, сто дорог”, Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1973.
  17. “Удиительная Земля: туристкие путешествия по юго-западной части Восточного Саяна”, Иркутск, БайкалСаянТур, 1992.
  18. “Через пороги и перевалы”, Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1967.
    Отчеты библиотеки ЛКТ:
  19. IX-392 (Шлапаков Б.И.)
  20. IX-385 (Марковский В.М.)
  21. IX-372 (Соловьев Г.Л.)
  22. IX-384 (Смарышев В.М.)
  23. IX-376 (Палтиель Л.Р.)
  24. IX-214 (Тишенинов А.Е.)
  25. IX-125 (Шлеймович Я.М.)
  26. IX-275 (Паршуков В.В.)

2005-03-24 12:07:07 | Аноним | E-Mail
Пиши сюда!
Искренне вами восхищаюсь, ребята! Была в горах всего один раз летом в Хибинах, оказалось, что не такая выносливая, как о себе думала, но "заболела" этим наверное навсегда. Надеялась найти здесь что-нибудь полезное, но только поняла на сколько я еще...профан! Поздравляю, вы одни из немногих, кто живет полной жизнью!