Полярный Урал

Отчет о пеше-водном походе в районе Полярного Урала

по маршруту:

ст. Хорота – пер. Арка-Маталоу – р. Хараматалоу – р. Собь – пос. Катравож – г. Лабытнанги

Поход совершен группой туристов г. Москвы.

Время проведения – с 1-го по 23 августа 2003.

авторская версия с фотографиями: http://tubed.narod.ru/pu03/index.html

1.    Состав группы.

Протас Александр Эрнстович   1972 г.р.
Унучек Андрей Владимирович    1973 г.р.
Жегин Николай Павлович    1982 г.р.
Колязин Илья Владимирович  1982 г.р.
Курганов Иван Геннадьевич  1984 г.р.

2.    Список группового снаряжения.

Катамаран сплавной четверка (вес примерно 22 кг.)

Весла байдарочные

Удочка

Спиннинги с катушками

3.    Перечень продуктов на группу

Из расчета 18 дней на 5 человек. Общий вес около 70 кг.

Название продукта

Кордамин в ампулах

Нитроглицерин

Противовоспалительные и обезболивающие

Анальгин в ампулах и таблетках

Аспирин

Кеторол (не сочетается с аспирином)

Линимент синтомицина 10%

Доксициклина гидрохлорид

5.               Описание маршрута

Вступительное слово.

Первоначально маршрут планировалось проложить по известному и описанному в интернетовских отчетах маршруту: от станции Полярный Урал через Собский перевал, далее вниз по ручью Макар-Рузь, затем волок на Бурхойлу (Пятиречье), а потом вниз по реке Танью, и далее до поселка Усть-Войкар на Оби. Однако, как это с нами случалось и раннее, не найдя в отчетах описания маршрута со ст. Хорота через перевал Арка-Маталоу, мы решили пойти именно таким путем. Правда, водная часть маршрута, согласно нашим первоначальным планам, должна была остаться прежней: Бурхойла, Танью и далее. Однако получилось не совсем так…

1-2 августа.

Выехали из Москвы на поезде № 120 Москва - Лабытнанги отправлением в 21.46 с Ярославского вокзала. Вагон плацкартный, стоимость билета 909 рублей с учетом комиссионного сбора.

3 августа.

Поезд прибывает на станцию Хорота в 17.05; фактически он опоздал минут на пятнадцать. Координата станции N67°03.583' E064°33.982’. После станции Сейда от окон практически не отходили – погода хорошая, поезд идет вдоль гор. Очень красиво. Прекрасно был виден массив Пайер, походить к которому удобнее всего от станции Елецкая.

От станции Хорота спустились к реке Елец и вброд перешли ее. Это была первая ошибка. Согласно маршруту, нам надо было подниматься к горам вдоль реки Хорота (или Харута), левого притока реки Елец, то есть возвращаться вдоль железки километров на пять (устье Хороты мы проезжали на поезде). Мы же решили пойти по тундре, что отняло достаточно много сил и времени. Рельеф пересеченный, кусты. Скорость передвижения очень невелика. Вне всякого сомнения, надо было просто пройти вдоль железки по насыпи. Это заняло бы от силы пару часов ходового времени, а так наше пешее знакомство с тундрой началось немного раньше, чем хотелось бы. Заночевали около половины девятого по Москве у небольшого ручейка. Координата стоянки N67°01.720’ E064°37.404’. Дрова есть (здесь и далее на пешей части маршрута – сухие кусты, мелкие, но горючие). Это координата, скорее всего, никому и не понадобится. В этот же вечер перевели часы на два часа вперед. Психологически так удобнее, поскольку по Москве закат 3-го августа был примерно в половине десятого, а восход - в начале третьего утра.

4 августа.

Вышли со стоянки в половине двенадцатого по местному времени, но к устью реки Хорота, вернее к правому притоку у самого ее устья (координата N67°01.000’ E064°34.419’), подошли только к обеду, около половины второго. Устье сильно заросло кустами, лучше вообще-то сразу низовья реки обходить по тундре. Много ручьев. Местность сильно пересеченная, с непривычки да без тренировки идти тяжело. Средний вес рюкзаков получился около сорока или немного за сорок. Сказываются катамаран, гермомешки, весла, химзащита… Вдоль реки идем по правым берегом. Дать более конкретные рекомендации относительно движения сложно. Где-то идем прямо вдоль берега по камням, где-то отходим от него, чтобы не продираться сквозь густые кусты. Часто попадаешь в легкопроходимые болотца, но с таким грузом появляется ощущение тропежки по глубокому снегу, при которой последнему так же тяжело, как и впереди идущему. Надежды на вездеходные следы не оправдываются – их просто нет. Привалы делаем часто, скорость на ходу не превышает 2-3 км/ч.

На ночь останавливаемся на правом берегу реки Яй-Ю, правого притока Хороты, примерно в километре выше устья Яй-Ю. Координата ночевки N66°58.503’ E064°29.954’. Вновь, второй раз за день, купались. Вода теплая на удивление, градусов до четырнадцати. Сказывается хорошая погода, которая стоит здесь, по-видимому, довольно давно. Весь день был сильный ветер, но даже на ветру жарко. Под вечер ветер стих и налетели многочисленные кровососы. Спать постарались лечь пораньше, чтобы быстрее перейти на местное время.

5 августа.

Вышли около одиннадцати утра и сразу перебродили на левый берег Яй-Ю. Утренняя разведка не обнаружила указанной на километровке дороги по этому, правому, берегу. Левый берег визуально показался выше и без зарослей. Примерно через полтора километра движения вверх по Яй-Ю решили перейти  низкий водораздел и вновь выйти на Хороту. Таким образом, мы сократили путь минимум километров на семь по сравнению с тем, что занял бы при движении вдоль Хороты. Через час вышли к реке и сразу полезли купаться (не все, правда). Ветра почти нет, и мошка жрет прямо на ходу… День пасмурный, но очень теплый. На обед останавливаемся у характерной излучины реки (N66°56.201’ E064°31.361’). Дров в этом месте много, есть неплохие места для палаток. Поначалу обрадовались, что можно идти вдоль берега, но затем вновь начались кусты, пришлось уходить в тундру с ее болотцами, наборами-сбросами и заросшими поймами ручейков. Горы уже ближе, их видно все лучше и лучше. Вскоре начинаем бродить с берега на берег в поисках  наиболее легкого пути. Выливать воду из ботинок уже лень.

На ночь останавливаемся на красивом месте – высокий левый берег над скалами, вид на окрашенные в розовое горы, неподалеку лиственничный лесок. Под скалами ванны для купания. Зря мы тогда не ловили хариуса… Если он там был, конечно. Ветерок хотя и легкий, но все же насекомых немного сдувает. Засиделись за полночь. Координата стоянки N66°54.252’ E064°32.902’.

6 августа.

Вышли со стоянки около одиннадцати, пошли тем же левым берегом, верхом. Идти пока приятно – грунт твердый, камни и ягель. Но уже километра через три начинаются густые кусты. Вновь спустились к реке и идем где по камням, где немного выше. Не доходя примерно двух километров до устья ручья Вон-Кур-Юган, переходим реку и идем напрямик к ручью через болото, решив срезать и выйти на ручей выше устья.  Трудно теперь сказать, насколько идея была удачной, и много ли времени мы сэкономили, но болото довольно мокрое, порой идти приходиться по щиколотку в воде… Тяжело, однако. И жарко. Делаем двадцатиминутные переходы. Вероятно, надо было просто пообедать на реке, шлось бы попроще. К ручью все подошли почти без сил. Вопреки опасениям ручей оказался полноводным - если лечь плашмя, то можно и освежиться, но вода уже холоднее - не выше десяти градусов, а, возможно, и ниже. От устья мы оказались примерно в двух километрах.

Поднимаемся вверх по ручью – это последняя ночевка перед горами, поэтому подойти надо как можно выше и единственным критерием является наличие дров, поскольку газа, который мы взяли на горную часть, совсем немного. На болотах много морошки, а вот грибов не видели, за исключением единичных экземпляров. К сожалению, поскольку тушенки тоже не так много. Проходим немного и встаем – дров уже совсем мало, кусты только вдоль речки и совсем низкие. Координата ночевки N66°49.810’ E064°31.082’. Мы уже практически подошли к основному набору. Ощущения совсем другие… Вокруг горы. Завтра думали подойти прямо под перевал, под последнюю воду… Но получилось не совсем так.

Карта вполне соответствует современной действительности, за исключением дорог, указанных на ней, но отсутствующих на местности. Есть лишь бессистемно пересекающие реку следы вездеходов, практически теряющиеся в тундре. По сравнению с расчетным, время подхода к горам увеличилось на день (три дня вместо двух). Но это были еще не все сюрпризы. «Судьбоносным» оказалось тщательное изучение километровки, перевального ее куска… И оказалось, что попасть в истоки Бурхойлы никак невозможно. Просто никак. Даже, думается, налегке, разве что с веревками…  Был бы номер – брать с собой и веревки. Почему мы этого не увидели ни в Москве, ни в хотя бы в поезде – непонятно. Вернее, понятно… - мягко говоря, невнимательность и безответственность. Хорошо еще, что мы обнаружили это не на местности, стоя перед отвесом… Слов нет. Единственно возможный путь через перевал Арка-Маталоу это путь вниз по Большой Хараматалоу. А дальше – как получится. Либо до Соби и по Соби, либо, если успеем, на  Пятиречье и по Танью.

7 августа.

С утра сильный ветер, но небо чистое. Горы, правда, уже затянуты. Вышли около десяти утра. Поначалу кусты и болотца, но через переход уже идем по камням. Если и можно было на дровах встать выше нашей ночевки, то максимум километра на полтора, и то для палатки место еще поискать пришлось бы. Погода замечательная, поэтому и настроение соответствующее - замечательное. Очень красиво. Появляются снежники. Воды в ручье много. Еще накануне, посовещавшись, решили идти не через сам обозначенный на карте перевал Арка-Маталоу, а перевалить водораздел перед вершиной, что гораздо логичнее. В том случае, когда идешь через сам перевал, попадаешь в самые верховья Б. Хараматалоу, и спускаться придется по обозначенному на карте каньону, а он вызывает некоторые сомнения в проходимости. Так оно и оказалось… Пообедали, пользуясь газом, уже под перевалом. Видимость упала, вскоре мы оказались в густом облаке. Наверху болотца, много бочажков. От жажды, короче говоря, не умрешь. Из-за плохой видимости и некоторой самоуверенности едва было не свалили обратно в Вон-Кур-Юган, но вовремя спохватились, узнав долину, по которой поднимались несколько часов назад. Высшая точка, которую можно назвать перевалом в нашем случае – N66°47.715’ E064°33.523’. Практически с самого момента перевала пошел дождь, который постепенно усиливался. Ветер ЮЮВ, поэтому с этой стороны гор погода, вероятнее всего, и была гадостной, просто дожди шли в горах. Спускаемся по ручью, постепенно промокая все больше и больше. Камни мокрые и скользкие. На ночевку встаем около пяти часов на слиянии с ручьем, протекающим через каньон. Координата стоянки N66°47.021’ E064°36.561. Дров здесь, конечно, нет. Низкая облачность, дождь и достаточно сильный ветер. Готовим на газу в тамбуре двухместной палатки (поскольку тамбура у нее два), а ужин относим в столовую – трехместную палатку с одним тамбуром.  Дождь с небольшими перерывами шел всю ночь. Ветер не стихал, температура  воздуха не выше +10°С.

Оставаться здесь было решено по нескольким причинам: во-первых, была надежда на улучшение погоды и возможность хороших радиалок, вплоть до Пайера, а во-вторых, спускаться далее в это время имело смысл только если идти сразу до дров. Рассмотрев карту, решили, что до дров сегодня в любом случае дойти не получится. Впоследствии правильность решения подтвердилось – до дров с этой стоянки было не менее десяти километров.

8 августа.

Погода ничуть не изменилась – тот же дождь, но облачность выше, чем накануне. После завтрака трое из нас отправилось вверх по каньону. Первоначально планировалось дойти до озера, в котором берет начало Хараматалоу и осмотреть цирки. Вверх по каньону подниматься достаточно сложно даже без рюкзаков. Очень красиво. Постепенно долина сужается, и через два километра от лагеря, немного выше правого притока, каньон становится практически непроходим – дорогу преграждают водопады. О том, чтобы спускаться по каньону вниз с тяжелыми рюкзаками, не может быть и речи.  Пришлось забираться на левый борт каньона, чтобы продолжить путь по верху. Тем временем облачность опустилась (а мы поднялись), пошел дождь, так что видимость сократилась до 100 – 150 м. После непродолжительного раздумья мы повернули обратно в лагерь, поскольку при такой видимости ходить в горах не только неинтересно, но и не совсем безопасно. Погода подвела.

Еще раз можно отметить, что из долины Вон-Кур-Югана в долину Б. Хараматалоу проще идти не через Арка-Маталоу, а  немного восточнее.

Дождь больше не прекращался, и по возвращении в лагерь из палаток практически не вылезали, устроив дневку. Погода шепчет…

9 августа.

Та же погода - дождь и ветер, низкая облачность. Сворачиваем лагерь под дождем. Газа осталось на одну полную готовку пищи, так что надо двигаться вниз, к дровам. Вышли около одиннадцати. От разрушенного балка примерно в полутора километрах ниже нашей стоянки начался вездеходный след. В дальнейшем мы еще несколько раз выходили на него, и, надо сказать, он достаточно здорово сэкономил нам время. Эти километры были самыми легкими. Через переход на левом склоне увидели палатку москвичей, пережидающих непогоду. Они шли пешком со ст. Полярный Урал через Собский, Макар-Рузь, а затем собирались идти через Арка-Маталоу в сторону Елецкой. В палатке у них уютно, горелка горит…

Несмотря на накидки, часа через два промокли до нитки, и привалы становятся все короче и короче, уж больно холодно. Идем левым бортом долины, выбирая наименее тернистый путь. Тундра от дождя вся набрякла, на склонах ручьи, воды везде по щиколотку. Вдоль реки идти не лучше, поскольку камни очень скользкие, постоянно оступаешься. Скакать в дождь по камням и утомительно, и травмоопасно. Река достаточно широкая и глубокая, переходить ее вброд неприятно и долго, глубина местами до колена и выше. Остановились на ночлег около половины шестого на правом берегу (координата N66°44.834’ E064°49.186’). Здесь уже достаточно дров, чтобы в течение пятнадцати минут разжечь костер, быстро превратившийся в подобие пионерского. Для сугрева и по поводу дня рождения одного из нас выпили специально припасенного высокоградусного напитка (в данном случае - абсента). Это практически первое место, где можно поставить палатки (немного выше, на склоне), и достаточно дров. От предыдущей стоянки оно находится в десяти километрах по прямой. К вечеру дождь почти утих, а к ночи и вовсе прекратился. Все просохли и повеселели. Повеселели еще даже до того как просохли, потому как сохли уже не в сухую.

10 августа.

С утра проспали и вышли лишь в половине первого. Мелкий дождик, сыпавший во время приготовления завтрака, кончился. Сначала попробовали идти вдоль реки, также правым берегом, но быстро отказались от этой идеи. Чем ниже, тем больше кустов становится, а альтернативой продиранию сквозь них остаются скачки по камням. Набираем высоту и следующие пять километров идем поверху. Облачность поднялась, и назад, на горы, открываются замечательные виды. Идти сносно – иногда болотца, иногда камни. На левом борту долины видна вездеходка. Спустились вниз по довольно крутому склону, пообедали, и дальше идем вдоль реки, которая здесь разливается по нескольким рукавам, еще достаточно мелким, но проходимым. Лес здесь уже пригоден для постройки катамарана. Не сказать, что вполне корабельный размер, но подходяще. Остановились на ночевку (координата стоянки N66°42.028’ E064°57.437’) немного выше правого (безымянного) притока Хараматалоу. Много грибов. По сути, за весь маршрут только на этой стоянке грибы можно было свободно собирать, а не искать. Все-таки лето довольно жаркое и сухое.

На завтра запланирована дневка, связанная с постройкой судна, просушкой и переупаковкой продуктов и вещей, а заодно и рыбной ловлей.

11 августа.

Дневка. Погода замечательная, ветерок и солнышко. Все развешено и разложено для просушки. Постройка несколько затянулась из-за обнаружения утечек воздуха. Пришлось вынимать внутренние баллоны и клеить. Во второй половине дня все было готово, продукты рассортированы по гермомешками, вещи просушены, катамаран собран и готов к плаванию.

Еще вчера ниже по течению мы видели дым, а сегодня познакомились с Леонидом, он гуляет в этих местах в одиночку, сам из Челябинска. Вечером вместе ловили хариуса, и небезуспешно, кстати. Ловили мы под порогами на  вертящуюся блесну небольшого размера, тройник номер шесть или семь. Что-что, а на блеснах лучше не экономить. На ужин Леонид приготовил хариуса в фольге.

12 августа.

Вышли около одиннадцати. Погода хорошая, очень много мелких перекатов, часто приходиться  слезать с судна. Места очень живописны, на обеде под порожком наловили хариуса на жарку. За всю предыдущую неделю мы только один раз видели людей (москвичей в палатке), а теперь люди стали встречаться гораздо чаще.

На слиянии Большой и Малой Хараматалоу река широко разливается, становится совсем мелко. Пришлось даже подразгрузить судно и часть мешков нести по берегу. Здесь проходит вездеходный след на Пятиречье. На самой стрелке стояли две группы – одна «сборная Урала», восемь человек из Екатеринбурга и Нижнего Тагила, и другая – четыре человека из Ярославля. Обе начинали в Харпе, вниз по Соби, а затем поднимались вверх по Хараматалоу. Дальше собираются делать волок на Бурхойлу. Вода совсем низкая, поМалой Хараматалоу вверх не пойдешь, по Бурхойле тоже, остается лишь делать волок прямо до Пятиречья. Уральцы последний день шли вдоль реки волоком, устав проводить катамаран по мелководью, довольно сильно утомились и ждут попутного вездехода. Ярославцы же на байдарках  «Щука» готовы волочиться. Кстати, вездеход не замедлил появиться. Разговоры с водителем выявили следующее – за тридцать пять километров эти прикормленные ……… просят от восьми до десяти тысяч. Кроме того, в вездеход с брезентовым тентом восемь человек с грузом влезет впритык. У нас тоже была мысль воспользоваться этим видом транспорта, но не за такие деньги. Уральцы, как выяснилось впоследствии, также отказались.

Мы прямо на речке устроили совещание, обсудили возможности, сроки, и пришли к выводу, что придется идти вниз по Соби до поселка Катровож. Волок до Пятиречья, считая  постройку катамарана, занял бы не меньше трех дней. От Пятиречья до Усть-Войкара без дневок идти не меньше шести дней, и, таким образом, мы укладываемся в сроки без единого дня запаса на погоду и на отъезд.

Остановились на ночевку в полукилометре ниже слияния Большой и Малой Хараматалоу, на левом берегу (координаты стоянки N66°39.729’ E065°06.202’). Река очень живописна, скалы, быстрое течение. Вечер посвятили ловле рыбы. Торопиться теперь особенно некуда, назавтра порешили сделать дневку.

13 августа.

Дневка. Клеим несчастный катамаран. Блесним рыбу без устали, сменяя друг друга. Полнлоценных спиннинга у нас всего два, поскольку фактически в первый же день одна катушка и одно удилище приказали долго жить. Сухо, грибов мало и все старые. Ягод тоже немного. Лес здесь уже достаточно серьезный, кроме лиственниц изредка встречаются ели.

14 августа.

Не спеша двигаемся вниз. Под порожками и перекатами останавливаемся ловить хариуса. Очень мелко, лишь иногда удается прокатиться. Вскоре прошли стоянку уральцев, также  занимавшихся ловлей. Остановились еще до обеда на стоянке у устья р. Макар-Рузь (координата N66°40.270’ E065°14.502’).

На слиянии ловля безуспешна – и на Хараматалоу, и на Макар - Рузи. Сходили на озеро километрах в двух от устья. Оттуда замечательный вид на гору Черная, но вот рыбу тоже изловить не удалось, а, кроме того, мы подверглись такой атаке кровососов, что вскоре повернули обратно.

Весь день было солнце и ветерок, облака кучевые. Темп нашего движения определяется теперь количеством оставшихся дней. Раньше уезжать никак не хочется, а стоять на одном месте скучно, поэтому дальше мы идем без дневок, но полудневками, ловя рыбу. В принципе, от слияния Большой и Малой Хараматалоу до Соби один спокойный день, который мы разделили на два.

Последние две-три ночи здорово холодает, небо ясное. Комары исчезают с закатом, и ложится обильная роса.

15 августа.

Вышли после обеда. Ниже слияния пороги, обозначенные на карте, в том числе порог Гагарина, но воды настолько мало, что мы прошли их, так и не заметив. В большую воду, если верить описаниям, порог Гагарина достаточно интересен. Ниже порога встретили двух москвичей, мужа с женой, которые поднимались вверх, планируя сделать волок в Пятиречье. Оказалось, что у них только 10-ти километровка, и мы поделились с ними теперь уже не нужным нам комплектом карт на их маршрут.

Скоро вышли в Собь (координаты устья Хараматалоу N66°35.530’ E065°24.420’), и встали на ночевку на правом берегу в 1,2 км ниже слияния. Место не особо хорошее, лес далеко от берега, впрочем, в высокую воду эти отмели, по-видимому, заливает. В лесу обнаружилась красная смородина, а на закате была поймана первая собская щука килограмма на три. Координата этой и последующих ночевок на Соби  не имеет смысла, поскольку мы уже никуда не торопились, а стоять почти все равно где. Одинаково нехорошо.

16 – 19 августа.         СОБЬ.

Далее до поселка Катровож имеет смысл дать общее описание реки Собь. Берега каменистые, однообразные,  вплоть до избы Тусигорт, а ниже начинаются глинистые берега, грязь и тому подобное. Но остаются столь же однообразными. Лес смешанный. Течение достаточно быстрое, примерно 2,5 – 3 км/ч. Места для стоянок не очень хорошие, приходиться выбирать. Наверху зачастую или болото, или бурелом, так что и палатку поставить негде, а последнюю, глинистую часть реки вообще стоит проходить с ходу. Вода там мутная, а вылезти на берег, не измазавшись практически невозможно. Вообще, от устья Хараматалоу до Катровожа два дня, но мы тоже шли их четыре.

Ловля щуки поначалу вызывает восторг, но вскоре он сменяется озабоченность: что же делать с таким количеством рыбы?! Неизбежно рыболов-спортсмен начинает рыбу отпускать… Ловить надо на большую блесну (любую) с большим тройником, леска 0,4 - 0,5. Удилище должно быть прочным, а катушка – надежной. Желателен поводок. Основная рыбалка начинается после правого притока, р. Луппайеган.

20 – 23 августа.

Поселок Катровож (координата N66°19.251' Е066°04.971') расположен на левом берегу, немного выше устья Оби. Около шестисот жителей, в основном коренной национальности. Мужская половина населения старше среднего школьного возраста в основном подшофе. Младшая часть населения, по-видимому, не знает слов приветствия, и отвечает на «Здравствуйте» следующим образом: «Блесна, леска, крючки есть?», а при отрицательном ответе теряет к пришельцу всякий интерес. Мы пришли в поселок около двух дня 19-го числа и провели разведку. В поселке есть магазин, пекарня, телефон, почта. Связь с Москвой удовлетворительная, за три минуты берут чуть больше двадцати рублей. Уехать из поселка достаточно сложно – дороги нет, «Омик» (теплоход) ходит нерегулярно, раз в неделю, а то и реже, стоимость проезда до Салехарда около 200 р. с носа. Связываться с местными жителями большого желания не было, да и стоить это будет около тысячи с человека. Нам сказали, что теплоход будет завтра в полдень, и мы спустились на километр ниже, чтобы спокойно переночевать и разобраться, тем более что в поселке, говорят, подворовывают, во что верится без труда.

Утром около десяти часов 20-го числа подошли к пристани (которой, вообще-то, нет), и обнаружили уральцев, которые пришли в поселок поздно и ночевали, вернее сидели у костра, всю ночь прямо здесь. Теплоход отменили, но у берега стояло суденышко «Механик Соколов», которое готово было отвезти всех до дамбы у города Лабытнанги за 300 рублей с человека. Но – только вечером. Альтернативой остались моторки и гребля 50 км.вниз по Оби. Весь день сидели на пристани, а вечером в компании с уральцами отбыли к Лабытнангам. В пути были два с половиной часа, с дамбы поймали «Газель» и в две ходки приехали за 400 рублей на вокзал. От дамбы до вокзала около семи км. На вокзале пришлось ночевать. Сидели и спали прямо на улице, благо погода была хорошая. 21 августа в 5.45 сели на поезд Лабытнанги-Москва. В Москву поезд пришел полшестого утра 23 августа, стоимость билета 932 рубля.

6.               Выводы и рекомендации.

По индивидуальному снаряжению

Все участники были экипированы ботинками разных производителей, как отечественных, так и зарубежных. Качество обуви должно быть достаточно высоким, поскольку ноги постоянно находятся в воде. Обязательно наличие сменной обуви – желательно кед или кроссовок. Мы брали с собой на водную часть маршрута штаны от химзащиты – в холодной воде чувствуешь себя достаточно комфортно. Сапоги в нашем случае были ни к чему – идти в них невозможно, а на реке толку от них также немного.

В качестве накидок все мы брали покупные плащи из ткани наподобие «корейки» с рукавами и капюшонами. Из одежды, на мой взгляд, предпочтителен брезент, хотя, конечно, это дело вкуса и привычки. Необходимо учитывать возможное понижение температуры до нуля, а то и ниже. Пригодились и перчатки, и теплые вещи, хотя лето, как уже говорилось, было теплым.

По сплавсредству

Особенно серьезных препятствий на реках нет, но много достаточно острых камней. Необходимы надежные шкуры из ТЭЗы. Раму мы рубили на месте, а вообще в нашем случае крайне важным был вес катамарана.

О рыбалке

Не стоит экономить на снастях (имея в виду их вес) и подсолнечном масле. Некоторые берут с собой коптильню. Очень вкусно. Мы рыбу жарили или варили уху. Подробнее о рыбалке – выше, в описании.

О продовольствии

Рацион был рассчитан исходя из требований пешей части (поменьше нести). Изначально учитывалось, что будут грибы и рыба. В принципе, этот расчет оправдался. В связи с большими нагрузками в пешей части маршрута были взяты калорийные халва, курага, сухофрукты.

О маршруте

Маршрут совмещает пешую, горную и водную части. Интересен как обзорный. Из нашей группы до этого на Полярном Урале летом был лишь один человек, да и то больше десяти лет назад, не на этом участке и только пешком. Вообще, при удачной погоде в горах и нехватке времени, маршрут можно пройти за десять – двенадцать дней, не больше. Однако, опять-таки при наличии погоды, интересно задержаться и в горах, и на реках – вволю половить рыбу, сделать интересные радиалки.

2003-12-16 19:19:57 | MaximUl | E-Mail
"Через переход на левом склоне увидели палатку москвичей, пережидающих непогоду. Они шли пешком со ст. Полярный Урал через Собский, Макар-Рузь, а затем собирались идти через Арка-Маталоу в сторону Елецкой. В палатке у них уютно, горелка горит…"