стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина

Отчет о горном походе 2 к.с. по Кавказу

в июле-августе 2003 г.

Нитка маршрута: пос. Эльбрус –дол. р. Ирик – пик. Советский Воин (2б) – пер. Ирик восточный (Советский воин) (1б)  - дол.р. Ирик – пер. Терсколак (1Б) – пос. Терскол – Приют 11 – седловина Эльбруса (2а) – пос. Терскол – а/л Шхельда – дол.р. Адыл-Су – ледник Кашкаташ – пос. Эльбрус.

Состав группы:

7. Алтыева Екатерина      1983 г;
  8. Подъелец Роман           1984 г;
  9. Никулин Михаил          1987 г;
  10. Чупайло Павел              1987 г.

23.07.

Капли на стекле… Перестук колес поезда заглушает шелест дождя, но капли на стекле видны. Это первое, что я увидел продрав глаза утром сего дня. А поезд уже во всю мчал по предгорным равнинам Ставропольского Края. Невинномысск, Курсавка, Минводы… Из облаков начинают выползать синеватые контуры небольших гор района Кавминвод. Значит мы уже почти приехали. А дождь все идет. Это не радует. В Минводах поезд по расписанию стоит 35 мин, наш стоял час. И это тоже не радует. Как - то невесело встречает нас Кавказ.

Приехали в Пятигорск в 11.50 (поезд опоздал на 25 мин). На привокзальной площади нас ждал заранее заказанный через фирму «Альпсервис», что в Нальчике, автобус. У водителя также был оформленный для нас  пропуск в погранзону. Автобус КАВз стоил 3000 руб., а пропуск по 50 руб. с человека. Сразу при выходе с вокзала нас остановили люди в форме наших славных органов внутренних дел и проверили документы. Но начавшийся сильный дождь и наличие пропуска в погранзону, по-видимому благотворно подействовали на стражей порядка и мельком глянув на пару паспортов из всей предъявленной ему пачки они пожелали нам удачи и отпустили. Мы благополучно погрузились в автобус и тронулись в путь.

Погода не радовала: всю дорогу до Баксана и далее по ущелью лил дождь. Вода просачивалась через старые уплотнения окон автобуса и капли падали на нас. Приходилось отдвигаться от окон. Да и смотреть было особо нечего - видимость редко превышала 300 м. Мерзко. Когда ехали по ущелью видели только мокрые скалы – гор не видно. На ум приходило «Туман, туман окутал землю вновь…». На юг, называется, приехали. В Питере было значительно теплее.

В 15 часов докатили до поселка Эльбрус. Выгрузились на остановке. Водитель Валера, дал нам свой телефон в Нальчике, чтобы мы могли при желании заказать автобус на обратный путь. Записали, авось пригодиться. В спешном порядке натянули на себя более теплые вещи и куртки. После чего перекусили. Дождь, вроде, немного ослабел, но облака висят, можно сказать, на вершинах сосен. Далее стали выяснять, где же здесь спасатели, чтобы зарегистрироваться. Тетеньки сидящие в ларьке рядом с остановкой обрадовали, что в самом Эльбрусе КСС нет, а есть в Терсколе (во, блин, это ж далеко!) и еще есть в Шхельде (ага! это уже лучше). Но до альплагеря Шхельда, как минимум 4 км. Топать туда пешком не хотелось: и времени особо небыло, да и погода не располагала; поэтому поймали машину и договорились за 50 рублей туда и обратно. Поехали. Как только въехали в облака, тут же пошел сильный дождь. Водила оказался джигитом, его старенькая «копейка», лихо обходила на крутых поворотах тяжело ползущие вверх микроавтобусы, а нам думалось: «только бы не встречка». Через 5 мин были у спасателей. Хочу отметить, что регистрацию групп они проводят с 10 до 17 часов. Так, что мы еще вовремя приехали. Зарегистрировались, под повествования мужиков о том, как они сегодня утром снимали из под западной вершины Эльбруса четыре трупа чехов. Радостные вести, в начале похода… Отставили им номера своих телефонов. Кстати, МТС там не работает. Нормальный прием только у Мегафона. А вот номер мобильного телефона шхельдинских спасателей: 8 928 963 63 00. Может кому пригодиться. Приобрели там же за 90 руб. книжечку Алексеева «Эльбрус и его отроги». Хороший путеводитель, нам пригодился.

В 16.30 ушли с остановки, вверх, в долину р. Ирик. Перейдя мост в северной части поселка, мимо загонов для скота, попали на тропу, ведущую верховья Ирика. Хорошая, четкая тропа лезет круто вверх на ригель, в висячую долину. Набрав высоту около 100 м. попали в облако. Дождь резко усилился, что и следовало ожидать. Вдоль тропы проложена труба, ведущая, по всей видимости к минеральному источнику, вдоль нее и следует идти. В одном месте тропа раздваивается. Здесь труба резко уходит вверх (вдоль нее есть тропа), а прямо тоже уходит, вроде как не плохая тропа. Так вот – идти надо по вверх, вдоль трубы. А мы пошли прямо и зря, как выяснилось. В этом месте тропа попадает на очень крутые склоны, местами подмыта и готова обрушится в кипящую внизу реку. Неуютно. Через некоторое время, как только представилась возможность полезли вверх прямо по склону, где и вылезли, на верхнюю нормальную тропу.

Шли с перерывами около 2,5 часов. С непривычки идется тяжело. Да еще и дождь. Все уже насквозь мокрые. Пройдя очередной лес, нашли более – менее подходящую поляну и поставили лагерь. Оказалось, метров через 300—400 стояла избушка пастухов, но мы из-за перегиба ее не видели. Костер разводить по такой мокрятине не стали. Хотя дрова были. Натянули тент, под ним собрали палатки, наскоро перекуси и залегли. Дождь прекратился. Небо постепенно проясняется. Даже увидели звезды. Две штуки. Одна из них – спутник, быстренько скрылась за облаками. Отбой в 22 часа.

24.07

С утра опять зарядил дождь. А ведь ночью были звезды. Около 9 утра барабанная дробь капель по палатке стала ослабевать и, наконец, совсем прекратилась. Рядом палаткой послышались какие-то подозрительные звуки и голоса. Высунув нос из палатки увидел странную картину: стоящую на краю тропы девушку и торчащие из земли вверх чьи-то ноги. Ноги подергивались, но человек не появлялся. Девушка явно пыталась кому-то помочь, но безуспешно. Поинтересовался, не нужна ли помощь. Но пока выползал из палатки человек смог встать. Оказывается, от поскользнувшись упал на спину и рюкзак заклинило в яме между камней. Да, бывает. Хорошо еще остался цел и невредим. Поговорили. Ребята (москвичи) идут с перевала Ирик. Очень интересно – мы на него и собираемся. Не советуют. Говорят, что с этой стороны крутая средне мелкая осыпь несколько сот метров. Да еще и мокрая. Да, действительно неприятно. Ну, будем думать.

На звук разговора еще несколько участников вылезло из палаток. Попрощавшись с москвичами, стали разводить из мокрых дров костер. Тут и тучки стали расходиться и лучи солнца все чаще заскользили по нашим мокрым палаткам. Это навевало хорошее настроение и поднимало боевой дух. Около 12 часов солнце светило во всю, и наше барахло активно сохло.

Частично просушившись и позавтракав двинулись дальше около 13 часов. Тропа четкая. Через 30 мин дошли до слияния Ирика с Ирикчатом. Кстати, здесь тоже стоит кош, и есть мост через Ирик на другой берег. Далее пошли по тропе круто поднимающейся на ригель висячей долины Ирикчата. Еще через 1 час Х.в. дошли до стоянок под вершиной Советский воин. Левее пика расположен перевал Ирик Восточный (Советский Воин) 1Б, 3760. Решили идти через него, так как он выводит на тот же ледник, что и Ирик.

На этой поляне обнаружили разрушенный кош, от которого сохранились стены и центральная балка (см. фото). На Балку натянули тент и, таким образом, соорудили кухню. Палатки разместили рядом, предварительно очистив ровные площадки от навозных лепешек, которых там было немеряно. Около 18 часов небо вновь затянуло и стал накрапывать дождик. Отбой в 21.30.

25.07.

Полудневка. Акклиматизируемся. Поднялись по будильнику в 6 утра, погода вроде ничего, но выяснилось, что ночью почти все очень плохо спали. Видимо сказывается быстрый набор высоты, до 2800, за полтора дня. Тем более. Что некоторые участники в горах вообще первый раз в жизни. Принимаем  с Рыдлевским решение на перевал сегодня не идти и лезем спать дальше.

Встали в десятом часу. После завтрака проверили и подогнали снаряжение. Заставили новичков по несколько раз надеть – снять обвязки, кошки и т.п.

Вышли со стоянки в 16 часов. Двинулись в сторону пика Советский воин. Вверх по тропе поднялись начале на зеленый крутой холм (около 30 мин ч.в.), затем по морене до субгоризонтальной площадки (еще 30 мин ч.в.), перед очередным моренным взлетом. На этой зеленой площадке, величиной с футбольное поле, есть и места для палаток, а главное, есть небольшой ручей. Отсюда также открывается прекрасный вид на перевал Ирикчат, одноименный ледник сползающий с ледяных полей Эльбруса, а также на восточную вершину этой высочайшей горы Кавказа. В момент установки лагеря восточная вершина была в облаках, и лишь к 21 часу открылась нам во всей красе, слабо подсвеченная заходящим солнцем. Отбой в 22 часа.

26.07

Подъем в 7.15. Но собирались долго и вышли на перевал лишь в 10.10. идем вверх все по той же тропе, четкой, изредка маркированной турами.. Через 15 мин дошли до моренной гряды и стали на нее взбираться. Около 12.30 вышли на снежник. По снежнику идут вверх четкие следы. Но ведут они куда-то не совсем туда, куда нам думалось. Бросив рюкзаки мы с Алексеем Рыдлевским поднялись на гряду, расположенную справа (по ходу) от нас. Подъем по средней осыпи от снежника до небольшой седловинки на гряде, выглядевшей как перевал, занял около 20 мин. Да, так и есть эта гряда отделяет цирк под пиком Советский Воин и цирк под вершиной Кергенбаши и перевалом Советских офицеров (2А). Далее спуск вниз по снежнику, крутизной около 30 градусов. Да, туда нам не надо. А куда надо? Пока что-то не совсем ясно. Вернее стало ясно, что мы снизу перепутали пики Советский Воин и Кергенбаши. Советский воин выглядит просто как гряда скал, ну чуть более высоких остального скального массива.  Ну и где же он? Прями перед нами? Тогда где перевал Ирик Восточный. Пока же сложили на этой седловинке тур, обозвали ее в шутку перевалом Советских Геоморфологов, сложностью что-то около 1А и спустились обратно  к группе. Чьи-то следы на снежнике уходили резко вверх, к небольшой щели между скалами. Может это и есть искомый перевал? А скальный массив правее – пик Советский Воин? Дойдем – увидим. Пошли. Подъем по снежники и среднее - мелкой осыпи крутизной 30-35 градусов. Погода стала портиться, пошел снег (крупа), усилился ветер. Свернули в кулуар слева по ходу, он выводит к расщелине между скалами. Последние 300 метров подъема шли уже по снегу. Этот просвет между скалами мне не нравился все больше и больше, по мере приближения к нему. Все отчетливей понималось, что это не перевал, во всяком случае, уж точно не Ирик Восточный. Вспоминался прошлый год на Кодаре, когда мы тоже залезли в подобную щель, а затем еде спустились с другой стороны, и вышли в то же ущелье, перевалив контрфорс. Блин, куда мы лезем!!!

Последний взлет од перевал стал совсем крутой, а под ногами снегу живые камне. Так и норовят выскользнуть, пойти вниз. Беру 50 метровую веревку и медленно двигаюсь вверх, чтобы провесить перила, облегчить участь остальных участников. Облегчил, как же… Это явно не наш день. Через 10 шагов, из под моей ноги уходит вниз булыжник, величиной с футбольный мяч. А ведь я на нем стоял двум ногами, прочно стоял. Бухх - удар в стену, чвакк - рикошет а скалу с рядом, свист рядом с чьей-то головой, удар во что-то мягкое. Короткий крик… Попал… звездец… в кого… как… Пострадал Пашка. Удар пришелся ему чуть выше колена, по мягким тканям бедра. Так, стоит на своих двоих. От боли не орет. Ну, похоже переломов нет. Уже хорошо. Через пару минут Аня, наш медик, дала ему обезболивающее.

Иду дальше. Через 5 мин на «перевале». Там все в молоке, ничего не видно, виден лишь снежный бруствер наметенный на краю, а что за ним… Привязываю веревку и кидаю ее вниз. Перила есть. Народ пополз вверх. Пашка тоже приполз, правда без рюкзака. В общем, на этой седловине все собрались к 16 часам. Надев обвязки мы с Рыдлевским подошли к раю снежного карниза и глянули вниз. Да-а-а. Тут нам ловить нечего! Вниз шел ледяной склон крутизной около 70 градусов и протяженностью метров 200!!! (Мы его потом посмотрели с другой стороны. Впечатляет! (см. фото)) Это конечно же не перевал. А лишь предвершинная седловина пика Советский Воин. И высота уже около 4000. До вершины по скалам рукой подать. Но никто туда лезть желания не выражает. Туман, сыро, идет снег, сильный ветер.

Делать нечего, идем назад. У Пашки забрали часть груза, и он сказал что сможет нормально идти. Спускаюсь вниз первым, еще с одной веревкой, и провешиваю вниз еще 40 метров, поперек кулуара. Здесь неприятный участок, где под снегом мелкая осыпь лежащая на льду. Закрепляю на ледорубе конец веревки и подстраховываю спускающихся. А дальше вниз, вниз, вниз. Скоре, скорей, скорей. Первым ломит Пашка, у него рюкзак полегчал, обезболивающее пока действует, и он мчит как спринтер. В 19.30 он уже на полянке, где мы ночевали, я прихожу вторым минут через 10. В течении последующих 40 мин спускаются остальные участники. Все сильно переутомились. Облака вновь растягивает, появляются звезды (вот ведь, тра - та- та –та), когда на перевал лезть, так на небе полная ж…, а как внизу, так звезды. Отбой в 22 часа.

27.07

Дневка. После вчерашних подвигов ни у кого нет сил куда-либо идти. Встали около 9 часов. Погода солнечная. Слоняемся по поляне. Решили на другой день идти в радиалку через перевал Ирик Восточный (Советский Воин), на ледник Мякра, и через перевал Ирины Молотиловой (1Б) обратно в долину Ирикчата.

Около 15.30 небо опять затянуло облаками, пошел дождик. Постепенно усиливаясь, к 19 часам перешел  в ливень, началась гроза с громом и молниями. Причем молнии сверкали по всему горизонту. На склонах время от времени громыхали обвалы, но слава Богу мы стояли далеко от камнеопасных участков. Отбой в 21 час. Дождь  и гроза не прекращаются.

28.07

Будильник в мобильнике пропиликал в 5.30. Выглядываю наружу, мрак… Перевала не видно, над нами, на высоте нескольких десятков метров висят облака, из которых срывается мелкий мокрый снег, а вся наша поляна и палатки покрыты 5 см слоем снега. Идти на перевал по такой погоде не хочется. Совещаемся и укладываемся спать дальше. Просыпаемся около 9. Уже лучше – сквозь облака пробивается солнце, его лучи пятнами скользят по склонам. Снега вокруг палаток – как небыло. Готовим завтрак и налегке выходим на перевал. Перевал виден четко, но он весь в снегу. Опять значит придется лезть по мелкой сыпухе, не видя что под ногами. Некоторые сомневаются, идти ли наверх. В конце – концов дух авантюризма побеждает, и идут почти все – в лагере остается только Аня.

В 10.45 вышли на маршрут. Взяли два рюкзака нагруженные веревками, обвязками, железом, перекусами. Правда, как выяснилось, забыли пластиковые бутылки для воды. Подъем на перевал от нашей стоянки занял 1ч.45 мин (ходового времени 1ч.20 мин). Подъем по средне-мелкой моренной осыпи, крутизной от 20 до 30 градусов. (См. фото). Перевальный взлет имеет протяженность около 300 метров и крутизну 30-35 градусов. Когда мы шли наверх, он занесен снегом, глубиной до 10 см.

На седловину перевала вышли в 12.30. В туре (четко выраженном) сняли записку группы альпинистов, руководитель Копылов из Нальчика. Они поднялись на перевал в качестве тренировочного похода, и почему-то, оценили его как 2А, что нас несколько удивило.

Спуск с перевала в долину Кыртыка, по крутому снежнику (до 50градусов) около 20 метров. Глубин снег порядка 30 см. Повесили перила (50м).  Все спустились вниз, но веревку снимать не стали, так как по ней же и обратно полезли. Прошли по леднику вниз около 200 м. Далее ледник имеет крутизну от 10 до 30 градусов, спускаясь в долину небольшими ступеньками. В нашем случае ледник был закрыт снегом, так что идти дальше следовало бы в связках.

С ледника посмотрели на щель, в которую вылезли 26.07. Да, до вершины пика Советский воин оставалось совсем не много. (См. фото)

Обратно в лагерь, начали спускаться 15 часов. На спуск потребовалось всего около 40 мин. х.в. Погода стоит солнечная. Прейдя в лагерь стали паковаться. В 17.35 пошли вниз, в долину Ирикчата. Через 30 мин. первые уже подошли к разрушенному кошу, около которого мы уже ночевали. Пришли вовремя, так как опять пошел дождь. Только-только успели поставить палатки и натянуть тент. В 19 часов началась гроза, со всеми ее атрибутами – гром, молнии. Под грохот грома и вспышки молний сидели под тентом, попивали разведенный спирт и пели военные песни. «Отставить разговоры, вперед и вверх а там… Ведь это наши горы, они помогут нам, они-и-и помогут нам». Будем надеяться, что и нам помогут…

Отбой в 22.30.

29.07.

Всю ночь шел дождь. Если угол какой-то палатки оказался в ложбинке, то к утру там был бассейн. Хлюп-хлюп. Чвак-чвак. Спальники тоже начинают подмокать. Это не в кайф. Но, как по расписанию, к 9 утра дождь закончился, выглянуло солнце. Вылезли из палаток, стали сушиться, сушиться, сушиться. Всю территорию вокруг лагеря вещами завалили. В 12 часов вышли на маршрут. Нам нужно было перейти р. Ирикчат, чтобы затем траверсировать правы склон долины и без потери высоты выйти в долину Ирика. Переправу нашли лишь в 400 м. Выше по течению. Переправились за 30 мин. Так долго переправлялись потому что ни кто не хотел мочить ботинки, все разувались, а в одних «бродных» тапках по очереди переходили реку, а затем перебрасывали из на другой берег.

Не обошлось без приключений. Как поется в песне: «не доверяйте деве юной…). В частности, не доверяйте перебрасывать обувь, даже через речки шириной 10 метров. Ботинок взмыл к небу свечкой и благополучно плюхнулся на средину потока. «Держи, лови!!!», раздались крики. Переправлявший в тот момент Ромка, попытался схватить проносимый мимо ботинок, но сам упал в реку, с рюкзаком. Хорошо хоть не целиком, а на колено. Уплывавшую обутку все таки успел задержать лыжной палкой Алексей, страховавший переправлявшихся. Хорошо то, что хорошо кончается, но колено себе Ромка все таки разбил в кровь. А все из-за чьей-то ловкости…

В 12.30 пошли дальше. Тропы вдоль правого склона Ирикчата, как таковой нет, но идти несложно. Склон травянистый, крутизной 20-30 градусов, изредка встречаются участки средней осыпи. В 15.00 подошли к языку ледника Ирик. (см. фото). Снова искали брод, т.к. течение здесь весьма сильное. Искали хорошее место около 30 мин. Алексей прошел первым и натянул веревку. Тут и речка пошире, и течение посильней у другого берега, да и вода, только что вытекшая из-под ледника, явно была холоднее. Переправлялись опять по той же схеме, только тапки уже не перебрасывали, а перетягивали на веревке.

Но на всю переправу ушло 30 мин. В 16 часов двинулись на пер. Терсколак (1Б, 3600). Подъем на него осуществятся от правого ранклюфта ледника Ирик (см. фото) до ручья текущего из-под водопада (15 мин. х.в.), а затем вдоль русла ручья вверх до кромки травянистого склона (еще 25 мин. х.в.). Подъем от берега реки до ручья во второй половине дня опасен. Со склона, по ледяным желобам все время свистят камни. Иной раз идут «чемоданы» метр-два в диаметре. Хорошо, что они в основном пролетают по желобам и редко из них выпрыгивают, хотя такое тоже случается. Но эти желоба можно пересечь очень быстро.

Далее подъем выполаживается, движение по морене средней крупности, временами по траве.  Водопад, падающий с бараньих лбов, обходим слева по ходу и через 45 мин. х.в. выходим в цирк ледника Терсколак. Отсюда есть путь на перевал Терскол, если пойти направо (по ходу) от цирка. На мореной гряде, около снежника есть выровненные площадки под 3-4 палатки. Здесь и стали на ночлег в 19.30. Отбой в 22 часа.

30.07

Встать и выйти пораньше нам опять помешал дождь. Он начался около 7 утра,  в 9, как обычно, прекратился, но все равно облачно. Вышли в 11.45. Подъем к перевал вначале идет по леднику, прикрытому снегом, крутизной 20-25 градусов, справа от морены (средне - крупной). Так что если кто предпочитает идти по камням – пожалуйста, можете идти. Но мы пошли в кошках по снежнику. Через 20 мин. х.в. дошли до поворота языка ледника направо. Еще через 10 мин. х.в. снежник начинается прижиматься к левым (по ходу) скалам, я прямо мы выходим на морену. Здесь мы становились отдохнуть и сняли кошки. Далее пошли по морене (средне - крупной), постепенно забираясь в верхний цирк. До него добрались за 1ч. 10 мин. х.в. Отсюда уже виден перевал. С самой седловины перевала угрожающе нависает снежный карниз. Карниз обходим слева по ходу, карабкаясь по морене и разрушенным скалам. Поднимаемся на уровень перевала, пересекаем небольшой (15м) снежник и выходим на седловину.

Здесь, однако, людно. Большая группа туристов из Чехии, которые залезли налегке со стороны долины реки Терскол. Общаемся с ними, отдыхаем. Ждем отставших, т кто не очень дружит с лазаньем по скалам, да еще с тяжелым рюкзаком. В туре вместо записки оказался ж/д билет на имя некто Кнышева, от Белгорода до Минвод. Больше ни какой информации.

С перевала открывается замечательный вид на ледник Терскол и ледовые поля Эльбруса. Фотографируемся. По ходу дела выясняем у чехов, про тропу вниз. Говорят все четко и просто. Это радует. Заодно выяснили что интуристы прибыли сюда на своем автобусе в количестве 40 человек и живут в палатках в а/л Эльбрус в Адыл-Су.

Спускаться с перевала начали в 14.30. Почти под перевалом расположено маленькое озерцо. До него спуск по морене (5-7 мин.), далее по снежнику и опять по морене. Через 35 мин.х.в. достигли верхнего края заболоченной равнины, примыкающей к леднику Терскол. В нее спускаться не стали, а обошли слева (по ходу) по морене. Еще через 5 мин. подошли к уступу над ущельем Терскол. Отсюда видна долина реки и поселок Терскол. Название этого ущелья, по балкарски означает «неправильное ущелье», т.е. ущелье из которого нет другого выхода. Действительно, когда смотришь снизу, ущелье упирается в стену бараньих лбов, с которых срываются водопады, а сбоку свисает ледник, конфигурацией напоминающий баранью шкуру. Тропа уходит круто вниз вдоль левого борта долины. Спуск очень крутой (до 60 градусов), по скалам, а в нижней части по травянистому склону, крутизной около 45 градусов. В целом на спуск с уступа потратили 30 мин. х.в., обогнав многих чехов, шествовавших налегке. Далее выход на моренный гребень, по нему еще 5-7 минут ходьбы и спуск в к реке Терскол. Далее тропа идет по надпойменным терраскам реки. До поселка добрались за 1ч.20 мин. х.в.

Итак, в 18.30 вышли в поселок Терскол. Узнали, что стать с палатками можно около базы МЧС (в верхней части поселка). За оградкой, н территории какого-то научно исследовательского института Российской Академии Наук. Стоимость стоянки- 50 руб./сутки с палатки. (Вообще-то там висит плакат, запрещающий установкой палаток, и грозящий штрафом в … 50 рублей!). Есть кран с водой, туалет типа сортир, кострище и три навеса. Кстати, человек «обслуживающий» эту территорию вполне может не прийти, если там стоять день-два. Тогда вообще можно ничего не платить. Что мы и сделали. Там много кто стоит. Стояли рядом ребята из Польши, Украины и др.

Как водится, достигнув цивилизации тут же воспользовались ее благами – купили фруктов, свежего хлеба, пива, водки и т.п. Также из «благ» в поселке есть почта, телеграф, телефон, интернет (55 руб./час), кафе, сауна и т.п. Чтобы помыться, мы пошли в ЦВТБ «Терскол», договорились с дежурной по 20 руб. с человека и нас пустили в номер, на первом этаже, где мы все по очереди и помылись в душе. А вообще, стоимость проживания на этой турбазе – 400 руб. с человека в сутки с трехразовым питанием. А без питания – 290 руб. На территории это турбазы также есть две сауны и бассейн (50 руб.), если кто захочет поплавать.

Устроили вечер у костра (давно уже так не сидели - все на газу, да на газу). Попели песни. Отбой в 24 часа.

31.07

Подъем в 9 утра. Пока народ не торопясь собирался, мы с Ромкой сходили на поляну Чегет и магазин «Альпиндустрия». Он расположен рядом поворотом на  Чегет, примерно в километре ниже поселка Терскол.  Тут можно купить, а также взять на прокат одежду, обувь, снаряжение. Есть здесь и газ для горелок, карты местности, различная литература. Также можно заказать себе машину на выезд в Минводы, Пятигорск, Нальчик (ГАЗель до Минвод – 2800 руб).

В 15 часов окончательно свернувшись, вышли на дорогу к Азау. Поймали микроавтобус и за 150 руб. доехали до нижней станции канатной дороги. Здесь нас поджидал неприятный сюрприз. Оказывается руководство национального парка «Приэльбрусье» установило таксу за посещение Эльбруса выше 3700 м (верхняя станция канатной дороги). Для граждан России, теперь удовольствие подняться на вершину или даже на Приют 11 стоит 250 руб, а для иностранных граждан (например Украинцев!) 30 у.е. Во-о-о как! Но, оказывается, с этими «стражниками» можно договориться. В итоге, за 10 человек, мы заплатили 1750 руб. (на 5-х дали квитанцию, а на 5-х записку) .

Подъем на канатке стоит 50 руб с человека одна очередь в одну сторону. Так как вверх три очереди, то легко сосчитать, что подъем – спуск обойдется в 300 руб. с человека. Но оказывается, тут тоже можно сэкономить. Просто подходишь к вагончику и платишь тому кто пропускает. И вместо 1000 руб. на первой очереди – заплатили 700, на второй – 800. На третью мы уже опаздывали|, ночевать на станции «Мир» нам не хотелось, мы упросили нас все-таки поднять. Нашу группу таки взяли (третья очередь кресельная), но скидки уже небыло. Канатчик взял как и положено, по 50 руб. с человека и мы уехали вверх. Садиться в кресло с большим рюкзаком очень неудобно, а ехать, когда он стоит у тебя на коленях, еще неудобнее. Так что лучше класть рюкзаки отдельно на кресла и ехать сам без груза, что мы и сделали на обратном пути.  Правда едешь на кресле и погладываешь на рюкзак – как он там, а то вдруг упадет! Особенно когда кресло проходит через опору и немного дрожит. Вот будет радость, за рюкзаком потом идти пешком под канаткой. Да и что останется от некоторых вещей, типа фотоаппарата или бинокля. Но обощлось без подобных приключений.

Поднявшись на станцию «Гарабаши» 3700 м, прошли чуть выше приюта «Бочки» (см. фото) и решили на Приют 11 сегодня не идти, а ночевать здесь. На скальной гряде уже притулилось десятка два палаток, и мы едва нашли площадки для трех наших. В самих «Бочках» мест небыло, народ живет даже в сауне. Стоимость проживания 200 руб/сутки. За эти деньги можно пользоваться электричеством и их газом на кухне. Хозяева - Саша и Ицхак.

Погода опять испортилась, лег туман, панорамы ГКХ не видно, пошел мокрый снег. Правда к 22 часам разъяснилось. Появилась Луна, звезды, над нами четко читается контур двуглавого Эльбруса. Резко похолодало. Температура опустилась явно ниже нуля.

Отбой в 23 часа.

01.08.

Встали в 8 утра. Собрались. Выяснилось, что все девчонки ночью сильно замерзли. Дали им в сопровождающие хромоного Ромку и с одной палаткой отправили вниз, в Терскол, к базе МЧС, где мы стояли. Пусть нас там дожидаются. Теперь кошек стало хватать на всех. Договорились с хозяином «Бочек» Сашей и оставили здесь заброску- все железо, веревки, некоторые личные шмотки. Все это завернули в тент, обвязали веревкой – получился эдакий тюк, весом килограмм в 40. Хорошо, что это все не потащили наверх вчера.

В 11.40 пошли к Приюту 11. На дорогу потратили около 50 минут, хотя нам говорили, что туда идти полтора часа. На наше счастье как раз освободилось место под пару палаток, в станах развалин старого приюта. В принципе там может разместиться 10-12 палаток, а остальные десятками стоят вокруг, на скалах чуть выше приюта, на скалах МЧС и так почти до скал Пастухова. Некоторые и там ночуют. Действующий приют, в каменном здании бывшей котельной забит под завязку иностранцами.

Погода отличная. Виден весь ГКХ и хребты в Грузии. Класс! Со стороны скал Пастухова толпами народ идет вниз с восхождения. Время от времени подходят ратраки от Бочек. Вообще на этом транспортном средстве можно доехать от Бочек до скал Пастухова. Проезд стоит 100 у.е., а берет машина 10 человек. Т.е. по 10 у.е. с человека и ты на высоте 4800.

Первоначальный план стоять здесь еще день отменяется Решаем выходить на штур этой ночью. Отбой в 20.00. Погода ясная.

02.08.

Подъем в 1.30. Холодно, что-то около 7 - 10 градусов мороза. Приготовили на горелках пищу, глотнули напоследок горячего чаю и в 3.05 вышли на штурм вершины. В 4.45 дошли до скал Пастухова. По следам ратрака идется достаточно легко. Вся гора в светящихся фонариках. На восхождение идет человек 200, не меньше. А может и 300. Чем –то это мне напомнило соревнования по ночному ориентированию. Точно также много фонариков, с одной лишь разницей, что здесь все движутся в одном направлении. Идем в гору быстро, время от времени обгоняем небольшие группы людей. На скалах Пастухова Пашка почувствовал себя не очень хорошо и мы отправили его обратно в лагерь, на приют.  Идем вверх впятером. На «косой полке» – пробка. Хоть тропа четкая, набитая, но она узкая. Обогнать впереди идущих не так то просто. Так что идем медленно. Рассвет, открывается восхитительная панорам ГКХ. Пики и ледники розовеют под лучами восходящего солнца. Незабываемая картина! (см. фото). Но значительно усиливается ветер и снижается температура. В 7.45 дошли до седловины.  Здесь, между вершинами ветер несколько поутих. Но температура  минус 27 градусов (некоторые иностранцы на груди носили термометры, вот мы и увидели). Я к этому времени поморозил лицо, как-то не подумал что может пригодиться маска. Честно говоря на такой холод я не рассчитывал. Сильный ветер, да это ожидалось, а вот такой мороз… Мишка Баранов почти не чувствует рук и ног, и это не здорово. Да еще на вершину опустилось облако. Туман. Решаем идти вниз. Обидно. Но до вершины час - полтора ходу и народ может поморозиться еще больше.  Все – вниз! Сюда приедем еще!

Вниз (до Приюта) спустились за 1 ч.50 мин. Далее стали не спешно собираться. В 14 часов пошли на спуск к Бочкам. До них добежали за 25 минут. Взяли заброску и поспешили на канатку. В Терскол спустили без проблем. Нашли ребят, опять устроили вечер у костра с песнями.

03.08.

Подъем в 9.00. Около 12 часов договорились с водителем старого РАФика за 300 руб. до а/л Шхельда. Прибыли туда через полчаса – эта старая колымага ели тащилась. Сразу же забежали к спасателям, отметились, что с нами все в порядке. В «Шхельде» можно стоять с палатками на их территории за 10 руб./сутки с человека. Это самый дешевый лагерь. В соседнем «Эльбрусе» стоимость проживания составляет 30 руб./сутки. В «Джантугане» – 15 руб., на поляне кошей (напротив «Джантугана»), 25 руб./сутки с человека, плюс по 10 руб. за посещение территории национального парка (см. фото). Но там могут не приходить с проверкой 2-3 дня.

Между а/л Шхельда и а/л Эльбрус есть небольшой рынок и несколько кафешек. Довольно - таки не дорогих. Например, нормальная порция шашлыка с луком, кетчупом и хлебом стоит 40-50 руб. Прогулялись по ущелью до а/л Джантуган. Выяснили, что там тоже есть ларек и кафе.

Провесили веревки и полазили пару часов по ближайшим скалам.

Вечером созвонился по мобиле с водителем Валерой и заказал автобус на 6-е число. Дозванивался минут 20. То перегружена сеть (!!!). То занят номер водилы в Нальчике. А когда дозвонился, то женский голос сказал с кавказским акцентом: «Мынуточку падажды…» Ждал минуты 3, блин, - деньги то летят! Но договорился, даже на 500 руб дешевле, чем туда ехали.

Отбой в 23 часа.

04.08.

Подъем в 8.20. собрались и вышли в 11.00. Через 40 мин дошли до а/л Джантуган. Здесь, на тропе стоял УАЗик и люди предъявившие удостоверения сотрудников национального парк взяли с нас за вход по 10 руб. с человека.  У  них мы узнали, что если ты стоишь на «поляне кошей» или на «зеленой гостинице», то платишь 10 руб. всего один раз, а если в других местах. То каждый раз, входя на заповедную территорию. Обдираловка!

Далее пошли на ледник Кашкаташ. Выход на тропу сразу после моста на поляну кошей, далее прямо через поляну и вверх. Подъем в цирк ледника занял около 2 ч.30 мин. вначале тропа идет через лес, затем по осыпному гребню, далее по морене по правому (орографическому) борту долины. Из цирка открывается прекрасный вид на пик Вольной Испании, Лермонтова и перевал Кашкаташ. (3А*, 3730). На леднике заметили большую группу альпинистов занимающихся ледовыми тренировками. Спуск вниз занял 1 ч.10 мин. (до Джантугана). Вернулись в Шхельду в 17.30. Вечером опять пошел дождь, перешедший в ливень. Отбой в 23 часа.

05.08.

Встали кто в 9, кто в 10. Кое - кто прогулялся в долину Шхельды. Кое - кто провесил веревки и опять лазили по скалам вблизи лагеря. Так и прошел весь день. Вечером устроили прощальный ужин, с пением песен у костра . Отбой в 24 часа.

06.08.

Встали часов в 9. Собрались. В 13 часов пришел автобус. Как и договаривались, даже минут на 15 раньше. Вот, собственно и все… «В суету городов и потоки машин, возвращаемся мы, просто некуда деться». Ладно, надеюсь и сюда мы еще вернемся.

Некоторая полезная информация.

О транспорте:

Мы заказывали автобус через фирму Альпсервис. Расположена она в Нальчике. Они могут организовывать трансферы из Минвод, Пятигорска, Нальчика. Связаться с ними можно по электронной почте : bezonec@list.ru. Отвечает за это дело Борис Саракуев.

ГАЗель стоит 2500 руб (из Пятигорска в Приэльбрусье), автобус КАВЗ – 3000 руб.

Можно до Приэльбрусья добираться и на общественном транспорте. Есть один автобус в сутки из Минвод до Тырныауза. Из Нальчика в Терскол идут 4 автобуса в сутки. Из Тырныауза до Терскола ходит ПАЗик 6 раз в сутки.

Водители микроавтобусов в Минводах и Пятигорске, берут по 300-350 рублей с человека.

О пропусках: пропуска мы оформляли через эту же фирму. Стоимость услуги – 50 руб с человека. Пропуска нужны в ущелья - Шхельда, Адыл-Су, Адыр-Су, Чегет, Азау, Безынги. Нужно всего лишь послать по электронной почте Борису следующие данные: Ф.И.О. серия и номер паспорта; сроки вашего пребывания; маршрут движения. Пропуск будет у водителя машины, которая вас встречает.

С нашей точки зрения это очень удобно, ибо в противном случае придется потратить целый день, а то и 2 (в этом году увеличили сроки рассмотрения заявлений) в погранчасти в Нальчике. А на фиг это нужно, спрашивается?

О милиции: в Пятигорске и Минводах сотрудники МВД очень строго относятся к туристам. Не в том смысле, что в них подозревают террористов, а видя в них легкую добычу, для пополнения своего скудного бюджета. Так, в Пятигорске на привокзальной площади, перед входом в вокзал, все время пасутся для товарища в форме, которые завидя людей с большими рюкзаками, их тут же останавливают и проверяют документы. Не обнаружив (как правило) регистрации в Пятигорске или Кабардино-Балкарской республики, они забираю ваши документы и предлагаю пройти за ними в стоящую неподалеку машину с тонированными стеклами. Там происходит разговор – вы платите деньги, без оформления протокола, они вас отпускают. Плата – то 100 до 300 руб с человека. Конечно можно им в руки денег не платить, а требовать оформления по всем правилам протокола об административном правонарушении. Но… это может занять определенное время (до трех часов, по закону), в то время как ваш поезд уже уйдет. Обыдно, да!

Кстати, для справки, согласно статье 19.15 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», наказание за отсутствие регистрации представляет собой предупреждение или штраф до одного МРОТ. Т.е. ни как не более 100 руб. И если у вас есть время, то можете требовать официального составления протокола и пусть с вас требуют этот штраф через суд. Более чем на три часа задерживать вас не имеют права.

Так что рекомендую, через центральный вход на Пятигорский вокзал с большими туристскими рюкзаками, входить только если у вас есть местная регистрация (постоянная или временная) или ксивы сотрудника МВД, ФСБ и тому подобные. На вокзал вполне реально пройти с ул. Университетской, мимо здания суда, не доходя пол квартала до вокзала (от центра города) – попадаешь сразу на платформу со стороны Минвод, или с ул. Козлова, от ликеро-водочного завода, там есть проход и выходишь на платформу со стороны противоположенной зданию вокзала. На самих платформах этих ментов нет.