Отчет о лыжном походе II к.с. по Кольскому п-ову

Отчет о лыжном походе II к.с. по Кольскому п-ову,

совершенном группой туристов тур.секции ЛГУ с 29 января по 10 февраля 1990 г.

Руководитель Беликов Ю.А.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИИ О ПОХОДЕ

1. Заявленный

г.Оленегорск - оз.Кахозеро - Свинцовые тундры - оз.Кашкозеро - оз. Вороново - оз. Верх. Оленье - пер.Сев.Юкспор - в.Юкспор(рад.) - оз.Нижн.Волчье - оз.Верх.Волчье - пер.Сев.Мончеснюнчорр - оз.Вайкис - Ребячьи тундры - оз.Мончеозеро - г.Мончегорск.

Запасной вариант:

вместо в.Юкспор (рад.) и пер.Сев.Мончеснюначорр - пер.Южн.Юкспор и в.Кивайвенч (рад. )

Всего 160 км.

2. Транспорт.

От ст. Оленья до рудника на берегу оз.Кахозера можно доехать на городском автобусе номер 1. На руднике есть хорошая столовая.

Из г. Мончегорска до ст. Оленья можно доехать на местном автобусе с автовокзала

3. Состав группы

Ф.И.О. год рожд. вып. обязанность тур. опыт
Беликов Ю.А. 1965 руководитель

Кобрина М.Г. 1969 начпрод 1у Кольский п-ов

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Дань первый 29.01.90

В 9ч 50мин группа прибыла на славную станцию Оленья. Доехав до рудника на городском автобусе номер 1, плотно закосили в шахтерской столовой. От столовой до Кахозера один пеший переход по дороге в обход гигантских рудничных отвалов. На берегу озера около трансформаторной подстанции можно уже встать на лыжи и выехать на лед.

Говорят, что в этих местах компас барахлит и лучше им не пользоваться. Однако и без помощи приборов хорошо виден большой остров посередине Кахозера, который нужно обойти слева. Через примерно 1.5ч, миновав остров, вошли в лес в районе ручья, впадающего в Кахозеро с запада. В дальнейшем группа шла по азимуту на Свинцовые тундры еще три перехода. Иногда здесь попадаются довольно густой ельник, но местность ровная, и особых препятствий для передвижения нет. Глубина лыжни в лесу не превышала 30см.

Весь день было пасмурно, видимость порядка трех километров Температура около двух градусов ниже нуля.

Устали на ночлег в 17ч, немного не дойдя до подъема на Свинцовые тундры.

День второй 30.01.90

Общий подъем в 7ч 30мин. Выход в 9ч 30мин. Продолжали движение по азимуту на Свинцовые тундры. Местность становится все более пересеченной, постепенно группа набирала высоту. Через три перехода от ночлега поднялись наверх. Свинцовые тундры представляют собой невысокий безлесный хребет. Снег местами почти полностью выдут ветром, и обнажаются травка и камни. В целом рельеф носит сглаженный характер, и передвижение на лыжах доставляет удовольствие: не нужно тропить лыжню.

Ветер практически отсутствовал. Еще один переход мы шли в тумане, однако об ориентировании можно не заботиться, т.к. все время ощущается рельеф. Вскоре облачность понизилась, и можно было увидеть немного впереди на севере высшею точку Свинцовых тундр г.Ровквун. На запад открылась величественная панорама возвышающихся над облаками вершин Волчьих тундр. У подножия г.Ровкун мы закончили траверс Свинцовых тундр и стали спускаться в сторону оз.Кашкозера в сплошной туман и лес.

Через два перехода добрались до озера. В лесу глубина лыжни доходила до 30см. Пройдя еще минут 40 по льду на север, встали на ночлег. Но восточному берегу Кашкозера проложен зимник. Так что ночной покой может быть нарушен каким-либо противно ревущим запоздалым лесовозом. Ночью стало холодать, а кто не поленился вылезти из теплого шатра наружу, мог наблюдать полярное сияние в полнеба.

День третий 31.01.90

Погода ясная Температура - 22 градусов по Цельсию. Слишком долго отдыхать после переходов никому не хочется.

До Кашк-порога добежали за час. Порог не замерз. Над водой клубился пар. Обошли все это дело слева по следу "Бурана". Еще через час движения на север по цепочке мелких озер, соединенных протоками, выскочили на зимник. Но зимнику шли переход до пос.Куцколь, уворачиваясь из-под гусениц вездеходов. Куцколь представляет собой населеннный пункт из одного дома и множества сараев.

На юг отсюда видна гора Юкспор.

От Куцколя цепь озер поворачивает на запад, огибая с севера массив Волчьих тундр. Идти по озерам приятно, но вскоре стало ясно, что добраться до оз.Верх.Оленьего сегодня все равно не удастся. Поэтому на ночлег встали пораньше, в 16ч, в переходе до оз.Нижн.Оленьего. Вечером потеплело градусов на десять.

День четвертый 01.02.90

Выход в 9ч. Погода резко изменилась. Стало пасмурно, температура поднялась до нуля.

Через два часа, двигаясь по буранному следу вдоль незамерзших проток, вышли на оз.Верх.Оленье. У озера сделали засечку азимута на слабо проглядывающийся высоко в облаках на востоке пер.Сев.Юкспор. Затем группа свернула в лес и стала медленно подниматься на хребет Волчьих тундр. Подъем здесь довольно крут. Попадаются буреломы. Передвигались серпантином, с частой сменой первого. Начался подлип. Видимость все ухудшалась.

Остановились на ночевку прямо на склоне на границе леса у последней сушины. Время - 16 ч.

День пятый 02.02.90

Вышли в 9ч З0мин. В безлесной зоне сразу же задул сильный ветер. Несмотря на плюсовую температуру, отдыхать было холодно. Вскоре после выхода из леса попали в сплошные тучи. Подлип.

Волчьи тундры выглядят намного более впечатляюще, чем Свинцовые. Склоны крутые. Попадаются подобия морен. Встречаются скальные сбросы. Повсюду разбросаны огромные камни. Снег наверху почти полностью выдут ветром.

Через час подъема остановились подумать стоит ли идти в радиалку на гору Юкспор. Решили, что брать вершину в тумане по компасу и при таком ветре никому не доставит удовольствия и продолжили движение в направлении пер.Сев.Юкспор. Перевал прошли в 13ч 00мин.

Спускаться стали прямо вниз без проблем, т.к.лыжи из-за подлипа ни у кого не скользили. Спустя полчаса с облегчением вырвались из туч и увидели под собой оз.Ниж.Волчье.

Входить на озеро не имело смысла, ниже подлип мог быть только сильнее, а снег глубже. Логичнее было траверсировать склоны Волчьих тундр на юг пешком чуть выше границы леса, где снег почти отсутствовал. И лыжи с участниками поменялись местами, теперь они поехали на участниках. Ветер с этой стороны хребта уже не дул так сильно.

Вскоре на траверсе встретили группу туристов из Киева и Йошкар-Олы. Было приятно обнаружить, что еще кто-то не сидит в такую погоду дома на печи. Но ребятам было хуже, чем нам. Они хотели сегодня успеть проскочить перевал, а мы его уже взяли...

К вечеру, встав на лыжи, наша группа спустилась в лес. И здесь обнаружилось великое обилие не замерзших ручьев, стекающих с восточных склонов г.Юкспор. Искать надежные снежные мосты через них оказалось не так просто.

В 16ч З0мин стали ставить шатер, находясь на склоне над протокой, соединяющей Верхнее и Нижнее Волчьи озера.

День шестой 0З.02.90

Подъем в 8ч. Выход в 10ч. Температура выше нуля. Пасмурно. Надоедливый подлип заставил отказаться от затеи добежать сегодня до пер.Сев.Мончеснюнчорр. Пошли по запасному варианту. Вылезли в тундру и продолжили траверс в южном направлении. В 12ч З0мин дошли до боковой долины, идущей вправо по ходу движения и наверх к перевалу Южн.Юкспор. Через полтора часа набора высоты нас снова накрыли сплошные облака. В дальнейшем поднимались, не отрывая глаз от компаса. Несколько раз возникало ощущение того, что группа уже на перевале, и скоро начнется спуск, но через сотню метров лыжи снова втыкались в уходящий вверх склон. Перевальную точку прошли незаметно, спустя часа два хождений в тумане с перекурами и разведками. От радиального восхождения на гору Кивайвенч пришлось отказаться.

За перевалом неожиданно появилось скольжение. Вниз покатились широким серпантином, друг за другом, не разгоняясь и надежно притормаживая. Ниже облаков каждый поехал в свое удовольствие до самого гостеприимного леса.

На всем протяжении спуска нам так и не попались возможные здесь скальные сбросы, склон оказался на удивление удобным для маневрирования и почти лишенным камней. Таким образом при хорошей видимости с пер.Южн.Юкспор на запад можно скатиться со свистом, не принимая стольких мер предосторожности.

Ночлег устроили на границе леса в 17ч 10мин.

День седьмой 04.02.90

Диспозиция стандартная. Подъем в 8ч 30мин. Начало движения в 10ч 00мин. Выход в тундру. Траверс на юг в направлении теплых стран. Ветер. Подлип. Туман.

День получился ничем не примечательным. К концу дня обошли с юга г.Волчья Тундра. Спустились в лес на юго-восток. Лагерь получился в переходе от оз.Вайкис.

День восьмой 05.02.90

Подъем в 8ч. Выход в 10ч 30мин. Пасмурно. Температура +2.

Через полчаса движения на восток вышли на край глубокого каньона. Это в километрах двух от вчерашнего квази-перевала . Видимо здесь на нашей карте была неточность, т.к. каньон на ней нарисован идущим с самого верха. На дне обнаружилась лыжня. Мы решили ею воспользоваться, спустившись вниз пешком по довольно крутой осыпи. Каньон оказался очень живописным Иногда его с двух сторон сжимали отвесные скалы. В одном месте мы увидели настоящий "ледопад" из голубого натечного льда.

Внезапно за очередным поворотом возник, заслонив собой все пространство впереди, великолепный массив Монче Тундр. Каньон резко обрывался в долину реки Купись, а за углом налево по ходу открылся незабываемый вид на заповедное озеро Вайкис. Озеро расположено в глубоком провале между южной оконечностью Волчьих тундр и северным краем Монче-тундр. Оба берега имеют обрывистый характер, скалы склонов и лед озера в отдельных местах встречаются почти под прямым углом. Вершины тундр закрылись тучами, и не надо было обладать большой фантазией, чтобы представить, что находишься в настоящих горах, над настоящим высокогорным озером. Кроме того не раз в этот день на спусках пешком по засыпанным снегом крутым осыпям возникало желание иметь в руках не лыжные палки, а ледоруб...

Озеро по льду проскочили очень быстро. У истока р.Вайкис на северном берегу обнаружили сгнивший столбик с проржавевшей табличкой "Лапландский заповедник". Отсюда стали забирать севернее. Вылезли на берег и взяли курс на Палевые озера. На востоке уже были видны Ребячьи тундры. Этот район не слишком приспособлен для передвижения на лыжах : густой лес, сплошные курумы, постоянные подъемы и спуски с мелких холмов. Но куда уж не пойдешь, лишь бы обойти лесом северный кордон заповедника !

К Палевым озерам подошли уже в сумерках. К постановке лагеря приступили в 17ч. Несмотря на низкое расположение ночлега приличный ветер заставил уделить дополнительное внимание установке шатра.

Ночью стало совсем тепло, полил самый настоящий дождь. Было особенно приятно спать, ощущая, как падающие с крыши шатра тяжелые капли стучат по полиэтиленчику, накрывающему сверху спальники.

День девятый 06.02.90

Встали в 8ч 30 мин. Выход в 11ч 00 мин.

Дождь почти прекратился. Подлип.

Оз.Ребячье обошли с востока по склонам. Через 4ч З0мин после начала движения поднялись на перевал в Ребячьих тундрах.

Сказывался подлип, да и торопиться уже было некуда : завтра так и так дойдем до цивилизации.

Ночной дождь насквозь пропитал тундровый фирн. Наверху лыжи проваливались так же как и в лету. Траверсировать тундру на восток до Мончеозера было бы ничуть не легче, чем спуститься вниз в цирк и выходить на это озеро по лесу. Поэтому с перевала мы покатились прямо на юг в болото и в елки. Встали на ночлег в 17ч 20мин.

День десятый 07.02.90

Общий подъем в 8 часов. Выход в 10ч 30 мин.

Полтора часа шли по внутреннему склону восточной части подковы Ребячьих тундр на юг. Еще три года назад здесь рос густой лес, а теперь все начисто вырубили. Несколько суток температуры +2 с дождичком сделали свое черное дело. Было грустно плестись, продирая лыжами тонкий снежок до самого ягеля и спотыкаясь о многочисленные пни. Перед спуском на лед группа запечатлелась на фоне Мончеозера.

На озеро вышли в районе большого острова с рыб. избами. И здесь нас ожидал сюрприз. Лед покрывал слой воды глубиной местами до 20см. До Мончегорска плыли, толкая перед собой волну. Подлип исчез, т.к. снег с лыж полностью смывался водой. На берег вылезли в районе лесничества и сфотографировались на фоне ближайшего.

Остановка автобуса, идущего в город, находится за мостом налево. До ст.Оленья из г.Мончегорска можно доехать на автобусе, отправляющемся от автовокзала в 18ч 00мин.

В Зч 47мин уже 08.02.90 группа благополучно погрузилась на поезд, идущий в Ленинград.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По мнению руководителя поход следует признать удачным Заявленный маршрут пройден на 99%. Временной график движения, намеченный еще в Ленинграде, практически всегда выдерживался Отказ от радиальных восхождений на вершины в Волчьих тундрах был вызван только неблагоприятными погодными условиями.

Физическая, техническая и морально-психологическая подготовка группы полностью соответствовали сложности маршрута.