LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



водопад Куми
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Приполярный Урал

О Т Ч Е Т о спортивно-туристском водном походе третьей категории сложности на Приполярном Урале

Сроки проведения - 31.06.02 - 18.06.02

Руководитель похода Лыхин А.Н.

Маршрутная книжка № 27/02

ЕКАТЕРИНБУРГ 2002г.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

1. Проводящая организация ДООЦТ "ЮНИТУР" г.Е-бурга.

2. Вид туризма - водный.

    Категория сложности похода - третья.

    Протяженность активной части похода - 226 км.

    пешком - 83 км зачетных (100 км. общих),

    сплав на катамаранах - 126 км.

    Общая продолжительность 19 дней, ходовых 14 дней.

    Ходовое время по реке.

    13 - 14 часов по большой воде,

    19 - 20 часов по малой воде.

3. Район - Приполярный Урал.

4. Нитка маршрута
ст.Инта - база Желанная - перевал Зиг-Заг - г.Народа - ледник Манарага - г.Манарага - сплав по р.Манарага - р.Косью - ст.Косью

5. Определяющие препятствия маршрута

    пешая часть: перевал Центральный - 1А к.с.

    водная часть: пороги в русле р.Косью - 3 к. с.

6. Адрес хранения отчета - ДЮК Юнеско "Дружба" г. Екатеринбург ул. Бебеля 108 тел. 456517

7. Поход рассмотрен Свердловской областной МКК.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.

Заявленный поход проходил в рамках реализации учебной программы "Школа туризма" ДООЦТ "ЮНИТУР". Повышение спортивного мастерства, практическая проверка своих сил, умений, навыков и знаний по жизнеобеспечению в различном природном окружении, а также отдых, психологическая разгрузка, оздоровление в экологически чистых природных условиях.

2. ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА.

До ж/д ст.Инта добираются поездом с пересадкой в г.Кирове. До Кирова можно добраться любым поездом, следующим на Москву, а далее поездами, следующими до Воркуты. Все билеты лучше купить заранее в предварительных кассах. Стоимость ж/д проезда в одну сторону составляет 1000 рублей. Далее со ст.Инта на автомобиле Урал заезжают до базы Желанная. Протяженность маршрута 120км, продолжительность поездки 6 часов, стоимость машины 7000руб. Машину лучше предварительно заказать по телефону в Инте 8-82145-6-77-92, водитель Владимир, он встретит вас с поезда, если сообщите время приезда. На пути к базе Желанная стоит пост зеленых, взимающих плату за посещение национального парка Югыд-Ва. Стоимость одного дня пребывания на этой территории, на одного взрослого составляет 20 руб. на школьника состовляет 5руб. пользование фотоаппаратом 50руб, видеокамерой 120руб. За въезд машины 200руб. но эта плата входит в стоимость машины. С вас возьмут деньги минимум за 7 дней, по оформленному маршрутному листу до г.Народа и обратно. Выход с маршрута с ж/д ст.Косью, поселка с реки не видно, но в этом районе на левом берегу стоят два сарая и лежат лодки. Ориентиром приближения поселка является водонапорная вышка. Причалить можно у лодок и по тропе через болото, выйти на станцию 30 мин. хода. На ст.Косью пассажирские поезда останавливаются, но билетов на них здесь не продают. Поэтому местным поездом Инта - Печера, отправление в 19.40 местного времени следует доехать до Печоры и далее с пересадкой в Кирове до Екатеринбурга.

3. АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА И ЕГО ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ.

В аварийной ситуации с пешеходной части маршрута можно выйти через базу Желанная, оттуда до Инты ходят машины. На воде у устья р.Индысей и устья р.Зытылиньель стоят базы отдыха, где всегда живут люди, у них есть моторные лодки, сюда изредка прилетает вертолет.

4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.

Дни пути Дата Участок пути Протяженность,км Ходовое время,ч Препятствия
1-3 31.07 г.Екатеринбург - ст.Инта   поезд
2 2.08 база Желанная - верховья р.Балбанью 12 3 машина пешком
4 3 трехречье - р.Манарага 24 6 пешком перевал Зиг-Заг
5 4 рад. выход к леднику Манарага 16 3 пешком
6 5 рад выход на г.Народа 16 8 перевал Центральный пешком
7 6 зона леса полудневка 6 2 пешком
8 7 г.Манарага 8 2 пешком
9 8 строительство катов, дневка - - -
10 9 рад выход на г.Манарага 18 4 пешком перевал Студенческий
1110первый каньон на р.Косью81сплав
12 11 р.Проф.Манарага 11 2 сплав
13 12 второй каньон 18 3 сплав
14 13 третий каньон 18 2 сплав
15 14 р Вангыр 42 6 сплав
16 15 ст.Косью 29 2,30 сплав
16-18 15-17 г.Екатеринбург     поезд

5. ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ.

Выпавший в горах рыхлый ранний снег глубиной до 30 см. а так же низкая облачность заметно осложнили восхождения на вершины и преодоление горных перевалов на пешей части. В результате группа приняла решение идти в долину реки Манараги через перевал Зиг-Заг (не категорийный), а не перевал Кар-Кар (1А к.с.), как было запланировано ранее. Из-за сложных погодных условий мы отказались и от восхождения на г.Манарага, заменив его восхождением на перевал Студенческий (не категорийный).

На водной части маршрута высокий уровень воды в реке Манарага позволил начать сплав в пяти километрах выше от стрелки с Косью-Вож. Начавшийся паводок на Косью позволил быстро пройти нижний участок реки.

6 .ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА.

2 АВГУСТА прибыли на базу Желанная. Желанная встретила нас дождем и пронизывающим ветром. При неблагоприятных погодных условиях на удивление скорое приготовление обеда и мы решаем начать движение по маршруту. Дорога идет правым (по течению) заболоченным берегом р.Балбанью. Через 30 мин хода подошли к стойбищу хантов у озера Малое Балбанью, фото на память и снова в путь. Дорога начинает подниматься в горку, становится сухой. У косогора на берегу р.Балбанью встали на ночь.

По дороге встретили несколько групп туристов. Ребята, идущие с долины р. Манараги, сказали, что на перевале Кар-Кар лежит много снега, и они прошли через перевал Зиг-Заг. Мы также решили пойти через Зиг-Заг.

3 АВГУСТА продолжили маршрут. За 1ч 30 мин хода подошли к подъему на перевал Кар-Кар. Путь на перевал Зиг-Заг лежит далее по долине р.Балбанью. Перейдя вброд реку у озера, из которого она начинается, пошли вдоль его и перед взлетом на перевал к реке Лимбекою, остановились на отдых. 100 метровый взлет на перевал занял 10 мин. У р.Лимбекою встали на обед и провели разведку дальнейшего пути. Путь на перевал Зиг-Заг лежит вдоль склона единственной горы слева. Подъем до тура на перевале занял 1час. Спуск с перевала, занявший 2 часа очень крутой, идет по долине реки среди крупного курумника. Река многочисленными водопадами спускается вниз. У последнего самого большого водопада начинается тропа. Перейдя вброд реку, вышли в долину к месту, где сливаются три реки и начинается р.Манарага. Здесь хорошее место для стоянки. Остановились на дневку для радиальных выходов на ледник Манарага и гору Народа.

4 АВГУСТА. Погода не собирается налаживаться. На всех окрестных горах лежат тучи. Моросит мелкий дождь. На ивовом кустарнике 3 часа готовили завтрак, перешедший в обед. После обеда вышли в радиалку к леднику Манарага. Путь лежит вдоль правого притока текущего в каньоне каскадами небольших водопадов, в удобном месте пересекаем каньон с рекой и далее идем по правому (по течению реки) берегу. Верховья реки привели к леднику Манарага. Но низкая облачность, снежная пурга скрыли от нас всю красоту ледника. Полюбовавшись зимним пейзажем в августе, отправились в обратный путь.

5 АВГУСТА. Сегодня по плану радиальный выход на гору Народная. Самый близкий путь на ее вершину с перевала Кар-Кар. Мы же стоим лагерем в верховьях реки Манарага. Низкая облачность не позволила подняться до тура на горе. Любуясь одним из гребней с выходом на перевал Центральный.

6 АВГУСТА. Завтракаем и начинаем собираться в путь в зону леса. Погода дождливая, облачность низкая, видимость плохая. Тропа идет по правому берегу реки Манарага. Через два часа хода в зоне лесотундры у небольшого левого притока, берущего свое начало у горы Янченко, установили лагерь. Полудневка, хороший костер, оладьи к чаю.

7 АВГУСТА. продолжили путь. Вскоре спустились в болотистую долину карликовая березка, кочки. Основной лес расходится в стороны к горам. Через 30 мин. хода вброд перешли правый приток Олений, на поляне стоит небольшая будка Олений приют. Далее тропа поднимается вверх по гребню. По бокам то слева, то справа лежат заболоченные озера. Хороших мест для стоянок нет. Преодолев вброд небольшой приток, вышли в широкую долину реки Манараги. Справа в тучах открылась г. Манарага. Встали лагерем у очередного притока, верховья которого идут от г. Манарага.

8 АВГУСТА. Гора в тучах. Восхождение решили перенести на следующий день, а сегодня строим катамараны.

9 АВГУСТА. Погода не улучшается. Решили выйти на обзорную вершину в хребте Манараги, а также траверсом пройти перевал Студенческий. Тропа идет вдоль притока, у которого стоит наш лагерь. Вечером всех ждал праздничный ужин в честь окончания пешей части путешествия.

10 АВГУСТА. начали сплав. Уровень воды выше среднего. Река Манарага представляет собой сплошную шиверу. Требуется постоянный маневр и слаженная работа экипажа. До стрелки с Косью-Вож дошли за 1 час. Далее 10 минут сплава до первого каньонного участка на Косью. Ориентиры каньона - скалы левого и правого берегов. Перед каньоном у левого притока причалили для разведки, организовали обед. Дождливая холодная погода нас задержала здесь до утра.

11 АВГУСТА. начали с прохождения каньонного участка. В каньоне шириной до 5 метров два несложных слива, на выходе стоят валы до 1м. Прохождение препятствия сложности не составило. У левого притока Профиль Манараги чудесное место для стоянки, где и остановились. С реки видна снежная вершина горы Центральная Колокольня.

12 АВГУСТА. на воду вышли ближе к обеду. Горы заслонили низкие серые тучи, на реке туман. Впечатление, будто вышли в 7 утра. До правого притока Капкан-Вож шли 2 часа. В русле реки перекаты, шиверы, плесы, острова. Погода совсем испортилась, подул холодный ветер и пошел дождь. Чтобы немного согреться встали на обед. Через 2 часа сквозь тучи начало пробиваться солнышко, немного веселело. Вновь вышли на воду. Вскоре подошли ко второму каньонному участку. В каньоне две ступени несложных сливов и через короткий быстроток начинается длинная мощная шивера. В шивере стоят валы до 1м много выступающих из воды камней, за обливными камнями пенные ямы. Препятствия прошли сходу со страховкой и съемкой с воды. За шиверой, заканчивающейся бочкой в полреки, на правом берегу встали на ночь. Удобная для стоянки поляна есть и на левом берегу.

13 АВГУСТА. Отплыв, через 1 час сплава прошли мимо избы на левом берегу, еще через 20 мин. открылся вид на третий каньон. На участке реки от длинной шиверы до третьего каньона, в русле много шивер, следующих друг за другом через короткие участки быстротока. В некоторых шивереах стоят валы до 1м высотой. На входе в третий каньонный участок прижим к левому берегу, на выходе из него прижим к правому берегу. Прижимы образованы плитами коренных пород. За каньонным участком долина реки расширяется, горстановятся ниже. По берегам реки стоят бомы - невысокие горы со скальными обрывами в реку. За последними скальными воротами в 15 мин сплава у правого берега лежат два белых больших камня, образующих крутой слив. На дереве висит табличка в память о погибших здесь казанских туристах. Напротив слива, на левом берегу стоят навесы, здесь хорошее место для стоянки, где мы и остановились на полудневку по случаю окончания порожистой части реки.

14 АВГУСТА. На воду вышли ближе к обеду. Сразу за поворотом реки после крутого слива стоит база отдыха, есть баня. На берегу лежат моторные лодки. Река становится широкой, равнинной. В русле лежат большие острова, поросшие лесом. За 1ч 30 мин подошли к правому притоку р.Ошьель. Вновь пошел мелкий холодный дождь, встали на обед. Пообедав и согревшись, вышли на воду, дул сильный встречный ветер. Пошел дождь со снегом.Согревались активной работой веслами. Дойдя до притока Вангыр, начали искать стоянку. Берега реки высокие, сложные для разборки вещей с катамарана, нет сухар, стоит трава по пояс. Только через час на галечной косе нашли место для ночлега. Наконец и перестал идти дождь, дав возможность поужинать у костра и просушиться. Но потом всю ночь шел дождь. Уровень воды в реке поднялся примерно на 1м. и ночью мы оттаскивали катамараны от воды. На утро они вновь оказались в воде. Вода все прибывала, увеличилась и скорость реки.

15 АВГУСТА. Утром дождь перестал, дав возможность собраться и позавтракать. Когда вышли на воду, вновь заморосил мелкий дождь. Большая вода не составляла труда выбирать протоку между островами в русле реки. Через 2 часа сплава на горизонте показалась водонапорная вышка это ориентир пос.Косью. Встали на обед. Перестал моросить и дождь, по небу пошли рваные свинцовые тучи, начало пробиваться солнышко. По реке поплыли подмытые водой деревья. До лодочного причала дошли за 15 мин, где и закончили маршрут.

7. ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ НА МАРШРУТЕ.

К опасным участкам на пешеходной части маршрута относятся восхождения на гору Народа и Манарага, преодоление перевалов Зиг-Заг, Центральный, Студенческий. На водной части маршрута опасным является прохождение верхнего участка реки, на котором расположено три ярко выраженных скальных каньонных участка, ширина реки порой сужается до 5 метров. Основные пороги расположены именно в этих каньонах. Промежутки реки между каньонами сплошная шивера, требующая постоянного маневра. Сам район путешествия северный и холодная погода здесь не редкость. Когда же более - менее тепло - свирепствует мошка и комары. Жизнеобеспечение в тундровой зоне также осложняет маршрут.

8. ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

Пройден интересный и достаточно сложный маршрут по приполярной тундре, высокогорной части Урала и украшение горного пути сплав по бурным рекам Манарага и Косью. В тундре удобнее всего пользоваться каркасными палатками. В костровом снаряжении хорошо иметь таган и сухое горючее. В качестве тагана мы использовали два стальных П - образных прутка, которые вбивали в землю перед разжиганием костра. Котлы и противень ставятся на прутки. Огня от костра из карликовой березки вполне хватает,чтоб приготовить пищу. Для прохождения данного маршрута необходима физическая, техническая и тактическая подготовка. Все участники проходили учебно-практические сборы на пороге Ревун. Оформляются спортивные разряды по спортивному туризму.




Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;