LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



траверс хребта
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Западный Алтай, хребты Листвяга и Холзун

Отчет о туристском походе

по Горному Алтаю,

совершённом

в период с 8.08 по 4.09 2002 года.

 

Руководитель группы Харченко А.Ф.

Адрес: Москва, ул. Профсоюзная, д.138, кв.301.

Контактный телефон:327-41-39 (раб)

 

Москва 2002

    1. Справочные сведения о походе.

1.1. Проводящая организация – пешеходная комиссия ФСТ-ОТМ, городской туристский клуб–Москва, Коммунистическая ул. д.17, тел.– 91 1-39-81

1.2. Район похода – Россия, республика Горный Алтай, Республика Казахстан, Хребты Листвяга, Холзун.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности

похода

Протяженность

активной части

похода, км

Продолжительность

похода

общая ход.дней

Сроки проведения

пешеходный

четвёртая

274

28

15

8.08-4.09

2002 года

1.4. Подробная нитка маршрута.

Москва – Усть-Каменогорск – Зыряновск – Путинцево – Лаптиха – р. Шихалиха – переправы через Шихалиху (н.к.) – пер. на пр. исток р. Пр. Максихи – пер. Листвяга Северный (2050 м, н.к.)– траверс хр. Листвяга через пер. Озерный-1, в. Обзорная (2347), пер. Радость, пер. Крутой, до пер. Красивый =1А, - пер. Красивый (2300 м, 1Б) – лев. исток р. Пр. Максиха – пер. на озера лев. притока р. Столбовая Бирюкса (2020 м, н.к.) – пер. Озерный-2 (2300 м, 1А) – в. Тренировочная рад. (2450 м, 1Б) – траверс через в. Учебная (2450 м), до пер. Инструкторский =1Б – пер. Инструкторский (2350 м, 1Б) – пер. Балконный (2200 м, 1Б) – пер. Омичей (2400 м, 1Б) –в. Бастион рад. (2497 м, н.к.) –в. Пионерская (2500 м, н.к.) – пер. Максиха – в. Максиха рад. (2520 м, 1А) – пер. Максиха (2370 м, 2А) – лев. исток р. Столбовая Бирюкса – пер. Черемушки (2280 м, 1Б-2А) – переправы через р. Столбовая Бирюкса и её притоки (в том числе 1 переправа – 1А) – вверх и переправа (н.к.) через р.Чернуха (2-ой крупный левый приток р. Столбовая Бирюкса) – пер. на р. Тихая Бирюкса (1860 м, н.к.) – вниз и переправы (н.к.) через Тихую Бирюксу и р. Козлушка – водораздельный хребет по границе Казахстана и РФ (через в. 2044, 2099, 2090, 2025, 2283, 2124, до верховьев ср. истока р. Б. Карагай) =н.к. – пер. на истоки р. М. Карагай – пер. Чемчедай-(2350 м) + в. Белок Чемчедай (2520 м, 1Б) – спуск в ср. исток М. Карагая – траверс гребня через в. 2201 до пер. в пр. исток р. Хайдун – переправа (н.к.) и подходы к пер. Хайдун (1980 м, н.к.) – переправа через. Таловый Тургусун (1А)– пер. 1640 м, н.к. – переправа через Нарымку (1А) – траверс гребня через в. 1998, 1775 (н.к.) – каньон пр.притока Большой Речки (1Б) – переправа через Большую Речку (1А) – переправа через Хамир (1Б) – Путинцево – Зыряновск – Усть-Каменогорск – Москва

Практически весь маршрут (кроме перевала Максиха) является туристским первопрохождением, прохождение отдельных его участков (пройденных ранее другими группами) из-за отсутствия предварительных сведений оценивается как независимое первопрохождение.

 

1.5. Основные определяющие препятствия маршрута.

п/п

Вид и название препятствия

Кат.тр.

Длина (км)

Характеристика

препятствия

Путь прохождения

 

ЛП–переправа через безы-мянный ручей

н/к

-

ширина 10 м, глубина 0,5, скорость 1 м/с

вброд, с правого берега на левый,индивидуаль-ная страховка

 

ЛП–переправа через Шихалиху

н/к

-

ширина 6 м, глубина 0,5, скорость 1 м/с

вброд, с правого берега на левый,индивидуаль-ная страховка

 

ЛП-переправа через Шихалиху

н/к

-

ширина 5м, глубина 0,5, скорость 1 м/с

вброд, с правого берега на левый,индивидуаль-ная страховка

 

ЛП-переправа через пр исток Пр. Максихи

н/к

-

ширина 10 м, глубина 0,5, скорость 1 м/с

вброд, с правого берега на левый,индивидуаль-ная страховка

 

ЛП-пер. Листвяга Сев.

н/к

-

склон травянисто-осыпной, крутизна 25-35º, высота 2050м ( независимое перво-прохождение )

серпантином в обход скальных выходов, самостраховка

 

ЛП-траверс хр. Листвяга

4

гребень травянисто-осып-ной, участки несложных скал, уклон до 20-25º, диа-пазон высот:2050-2497-2300 м (первопрохождение)

траверс с пер. Листвяга С.через пер.Озерный-1, в.Обзорную, пер.Ра-дость,пер.Крутой

 

ЛП-пер. Красивый

-

склон скально-осыпной, снежный, несложные скалы, крупная осыпь, крутизна 30-35º, высота 2300 м ( первопрохождение )

спуск после траверса части хребта Листвяга

 

ЛП-пер. Озерный-2

-

склон травянисто-осыпной, с выходами несложных скал, крутизна 25-35º, высота 2300м ( независимое перво-прохождение )

подъем от верхнего оз. лев. истока 1 лев. при-тока р. Столбовая Бирюкса

 

ЛП-в. Тренировочная

-

крупноблочный разрушен-ный гребень, шириной места-ми до 1,5-2 м, крутизна до 20-25º, высота 2450м (первовосхождение)

с пер. Озерный-2 по гребню

 

ЛП-траверс че-рез в. Учебную

1,5

заглаженные скалы, плиты, подвижная осыпь, уклон вдоль гребня до 25-30º, диапазон высот: 2300-2450-2350 (первовосхождение)

с пер. Озерный-2 по ЮЗ гребню

 

ЛП-пер.МКО (рад.)

н/к

-

разрушенные скалы, осыпь, крутизна до 15-20º, высота 2350

с в.Учебной по гребню на СЗ, возвращение по пути спуска

 

ЛП-пер. Инструкторский

-

карниз,скально-осыпные и снежные склоны, крутизна 30-35º, высота 2350 м ( первопрохождение )

спуск с хр. Листвяга на СВ к озеру левого истока левого притока Столбовой Бирюксы

 

ЛП-пер. Балконный

-

скальные полки, среди сла-бо разрушенных монолит-ных скал, крутизна по пути подъема 15-20º, высота 2200 м ( первопрохождение )

от верхнето озера лев. истока лев. притока р. Столбовая Бирюкса через боковой отрог от в. 2497

 

ЛП-пер. Омичей

-

снежные, осыпные склоны с выходами скал, крутизна до 30º, высота 2400 м (незави-симое первопрохождение)

подъем от оз. правого истока 1 лев. притока р. Столбовая Бирюкса

 

ЛП-в. Бастион

н/к

-

разрушенные скалы, средняя осыпь, крутизна до 20-25º, высота 2497 м ( первовосхождение )

подъем от пер. Омичей, спуск по пути подъема

 

ЛП-в.Пионерская

н/к

-

скально-осыпные склоны, крутизна до 20-25º, высота 2500м (первопрохождение)

подъём в траверсе от пер.Омичей в сторону пер.Максиха

 

ЛП-в. Максиха

-

скально-осыпной гребень, крутизна до 30-35º, высота 2520 м ( первовосхождение )

подъем от пер. Макси-ха, спуск по пути подъема

 

ЛП-пер. Максиха

-

скальная стена, крутизна до 75º (25 м), снежно-ледовый склон, крутизна от 35 до 20º, пояс разрушенных скал, высота 2370 м

спуск с гребня хр. Листвяга на СВ к озеру левого истока Столбо-вой Бирюксы

 

ЛП-пер. Черемушки

1Б-2А

-

крупноблочная осыпь с вы-ходами монолитных скал (крутизна до 45º) на подъ-ёме, на спуске скально-осыпные полки (крутизна до 15-20º) и кулуары (до 45-50º), высота 2280, ( независимое первопрохождение )

подъем от сев. оз. лев. истока р. Столбовая Бирюкса на оз. пр. истока лев. притока р. Столбовая Бирюкса

 

ЛП-переправа через Столбо-вую Бирюксу у слияния с 2 лев. притоком (р.Чернухой)

-

общая ширина реки 20 м, глубина 0,7 м, скорость – 1,6 м/с.

вброд стенкой, переход с правого берега реки на левый через 2 прото-ки в 400 м выше слияния

 

ЛП-траверс

н/к

70

травянисто-осыпной гребень, уклон до 15-20º, диапазон высот: 1600-2044-2099-2090-2025-2283-2124-2477-1980 м

от пер. в истоки р. Каменушки по гребню хр. Холзун до пер. Хайдун

 

ЛП-в. Белок Чемчедай

-

снежно-осыпной склон, кру-тизной до 20-25º на подъеме, спуск по разрушенному скально-осыпному, а затем снежному гребню, местами с подвижной средней осыпью, крутизной до 30-35º, высота 2520м

с пер. Чемчедай по В гребню со спуском по С гребню

 

ЛП-переправа через Таловый Тургусун

-

общая ширина реки 12 м,глу-бина 0,7 м,скорость – 1,8 м/с.

после спуска с пер.Хай-дун, вброд стенкой

 

ЛП-переправа через Нарымку

-

ширина 15м, глубина –0,7 м, скорость 1,7м/с

после спуска с безы-мянного перевала, вброд стенкой

 

ЛП-каньон прав. притока Большой Речки

5

движение вдоль реки с мно-гократным переходом с бере-га на берег и непосредствен-но по воде, с обходом и прео-долением прижимов, гимна-стическая и самостраховка (первопрохождение)

после спуска с отрога у в.1775 вниз по течению до Большой Речки

 

ЛП-переправа через Большую Речку

-

ширина 15 м, глубина 0,7, скорость 1,5м/с

после каньона пр.при-тока, вброд стенкой с пр.берега на левый

 

ЛП-переправа через р. Хамир

-

общая ширина около 25 м, глубина 0,8, скорость 1,7 м/с

вброд с правого берега на левый через 3 русла стенкой с маневрирова-нием, пост перехвата

 

ПП-движение по теряющейся тропе

5

высокотравье (до 1,5м), скрытые в траве неровности склона, крутизна до 25º

движение по старому вездеходному следу по склонам в.1625

 

ПП-движение по заболоченной местности

4

кочкарниковое болото, вязкие заболоченные участки, глубина 0,2-0,4, самостраховка

у водораздела Лев.Ши-халихи и пр. притока Пр. Максихи, и при пересечении долины пр. истока Пр. Максихи

 

ПП-движение по теряющейся тропе

2

высокотравье, скрытые неровности, скрытые ручьи

по долине р. Правая Максиха при движении к хр. Листвяга

 

ПП-движение без троп

6

высокотравье до 1,2 м, скрытые в траве неровности склона

спуск по лев. борту долины Столбовой Бирюксы

 

ПП-движение по теряющейся тропе

6

высокотравье до1,2 м, скрытые в траве неровности склона

движение по 2 крупному лев. притоку р. Столбовая Бирюкса

 

ПП-движение по выродившейся вездеходной дороге

7

значительные заболоченные участки, кочкарниковые болота, самостраховка

по лев., затем по прав., и снова по лев. борту долины р. Тихая Бирюкса

 

ПП-движение по теряющейся тропе

5

высокотравье до1 м, скрытые в траве неровности склона

по долине р. Тихая Бирюкса

 

ПП-движение без троп

5

высокотравье до 1,5 м, скрытые в траве неровности склона, склон пересечен большим количеством ручьев, скрытых в траве

с верховьев р.Козлушки через водораздельное плато траверсом СЗ склонов водораздельно-го хребта

 

ПП-движение по теряющимся тропам

5

высокотравье до 0,8-1м, скрытые в траве неровности склона

с водораздела р. р. Козлушка, Каменушка вдоль (местами по) хр. в направлении СЗ

 

ПП-движение по теряющейся тропе

11

высокотравье, скрытые в траве неровности склона

по водораздельному хр. между р. р. Каменушка и Быстрая Бирюкса до в. 2044 м

 

ПП-движение по заболоченной местности

4

кочки, кочкарниковое болото, индивидуальная страховка

по СВ склону водораз-дельного хребта, пере-секая болота, питаю-щие истоки р. Банной

 

ПП-заболочен-ные участки

н/к

2,5

вязкие заболоченные участки, самостраховка

вдоль водораздела истоков р. р. Хамир и Большой Карагай

 

ПП-движение без троп

16

высокотравье до 1,5 м, скрытые неровности, осыпь в основании, крупные и средние камни, местами ручьи

вниз по долине р. Тало-вый Тургусун по право-му борту, переправа на лев. берег, вверх по лев. притоку, спуск в доли-ну Нарымки

 

ПП-движение по теряющимся тропам

6

теряющаяся тропа, трава до 0,7 м, траверс склона

от р. Нарымка, травер-сируя западные склоны г.Гол. Белок до в.1775

 

ПП-движение без троп

5

высокотравье 1,2-1,5 м, подлесок до 2 м, крутизна при траверсе склона до 45º

от в. 1775 по отрогу хр., спуск в долину круп-ного прав. притока Большой Речки

Примечание: в указанной таблице приведены только основные определяющие препятствия на маршруте, ряд не категорированных перевалов, участков траверсов и переправ здесь не указан (нет смысла утомлять читателей перечнем препятствий, не определяющих категорию маршрута.

Во время похода пройдено:

Перевалов – 12, в том числе н/к-5, 1А-1, 1Б-4,1Б-2А-1, 2А-1

Траверсов – 5, в том числе н/к-3, 1А-1, 1Б-1

Вершин 5, в том числе н/к-2, 1А-1, 1Б-2

Переправ 20, в том числе н/к-15, 1А-4, 1Б-1

Каньон – 1Б-1

Из пройденных перевалов, траверсов, каньонов и вершин 14 первопрохождений.

    • Состав группы:

№ п/п

Фамилия, Имя

Адрес

Телефон

1.

Харченко Алексей Федорович

ул. Профсоюзная, 138-301

717-94-96

2.

Резванова Дарья Александровна

ул. Грина, 9-89

714-98-07

3.

Белкин Михаил Николаевич

г. Ивантеевка, Адм. Жильцова, 3-10

-

4.

Очкина Татьяна Викторовна

ул. Профсоюзная, 99-324

336-13-88

5.

Садкевич Владислав Виктор.

ул. Авиаконструктора Миля,11-2-16

704-70-07

6.

Куликов Виталий Юрьевич

ул. Миллионщикова, 13-1-108

116-85-78

7.

Куликова Светлана Станислав.

ул. Миллионщикова, 13-1-108

116-85-78

Отчёт хранится в библиотеке Московской городского клуба туристов

Поход рассмотрен МКК ФСТ-ОТМ

2.Общая смысловая идея похода и некоторые полезные сведения

Общая идея

На юго-западе горного Алтая, на границе с Республикой Казахстан, расположены два хребта, являющиеся продолжением друг друга. Это хребты Листвяга с высшей точкой 2577м (Быструхинский шпиль) и Холзун с высшей точкой 2624м (Белок Чемчедай), и отходящий от Быструхинского шпиля отрог с несколькими вершинами выше 2600м, в том числе с высшей точкой района 2 783, которую иногда называют по открытому лет 25 назад близ расположенному перевалу поэтически названному “Зори Алтая”.

В указанном районе, судя по имеющейся в Москве информации, побывало только 5-6 групп из Прибалтики, Нижнего Новгорода и Новосибирска, и здесь никогда не были туристы из Москвы. Летом 2002 года устранить это недоразумение решила Московская школа инструкторов (Руководитель Харченко А.Ф., начуч. Устинов С.В.), которая тремя группами прошла ряд интересных маршрутов в указанном районе и совершила много первопрохождений. Смысл этой работы был в получении новой информации о районе, уточнении старой, выяснении его туристских возможностей и открытии новых путей для совершения спортивных туристских походов и путешествий. Наша группа представляет отчёт о проделанной ею работе в этом интересном, живописном и многообещающем районе.

Транспортная характеристика

Подъезд к началу маршрута (и выезд тоже) осуществляется через город Усть-Каменогорск, Сюда летом 2002 года можно было добраться следующим образом:

    1. Самый дорогой, удобный и быстрый путь самолетом. Две конкурирующие авиакомпании осуществляют рейсы (в летний сезон по 2 рейса в неделю) в Усть-Каменогорск и обратно.
    2. Полет проходит через Челябинск или через Павлодар. Время в пути на ЯК-42, включая таможенно-пограничный контроль, занимает 6 – 7 часов. Стоимость около 170 долларов в один конец. При полете в оба конца возможна скидка.

    3. Удобно использовать подъезд прямым вагоном через Астану поездом №072ц, отправлением из Москвы с Казанского вокзала в 21.35, в пути (с учетом перецепки вагона) 87 часов, стоимость в купированном вагоне составляла 3007,5 рублей, плацкартных билетов нет.
    4. Комбинированный подъезд может быть осуществлен через Барнаул, куда можно добраться самолетом (стоимость около 100 долларов) или поездами №96 и №36ф с Казанского вокзала.

Информация об этих поездах:

Поезд №96, отправление из Москвы по воскресеньям и четвергам в 21.04, в пути “туда” 57 часов 46 минут, прибытие в Барнаул в 6.50 (время московское), стоимость проезда в плацкартном вагоне 1078 рублей, в купейном – 2100 рублей.

Поезд №36ф, отправление из Москвы по понедельникам и пятницам также в 21.04, в пути 54 часа 26 минут, прибытие в Барнаул в 3.30 (время московское).

В пик сезона (в августе) обычно по средам назначается дополнительный поезд через Барнаул на Бийск, и в обратном направлении по воскресеньям, предварительная информация об этих поездах обычно отсутствует.

Отметим, что местное время = московскому + 3 часа

Отметим также, что добраться в плацкартном вагоне нефирменного поезда до Барнаула (и обратно) этими прямыми поездами весьма сложно – нет билетов иногда даже в день начала продажи билетов. Значительно проще решается эта задача при движении поездом до Новосибирска и далее, либо поездом Томск – Бийск (через Новосибирск, Барнаул), либо автобусами, которые идут через 2-3 часа и в пути 5 – 5.30, или маршрутными такси, которых летом было очень много. Стоимость проезда в автобусе или в маршрутном такси немного дороже проезда в плацкартном вагоне.

От Барнаула до Усть-Каменогорска мы добирались на поезде №192 “Бийск-Лениногорск” (стоимость билета в плацкартном вагоне – 408 руб.). Поезд отправляется вечером и приходит утром. Если бы не были заранее куплены билеты, воспользовались бы маршрутными такси (время в пути около 6 часов, стоимость проезда 600 рублей) или автобусами (2 рейса в день, утром и вечером, стоимость в зависимости от трассы движения 275 или 315 рублей, время в пути 7-8 часов).

Дальнейший заезд на маршрут возможен или заказным транспортом (транспорт из Москвы можно заранее заказать через ТОО “Рахмановские ключи”, руководитель ТОО – Целищев Андрей Васильевич, заслуженный мастер спорта по альпинизму). Стоимость проезда у братских групп (Устинова и Жукова) летом того же года составила 180 долларов за машину. Или железной дорогой до Зыряновска, затем автобусом до автовокзала, далее автобусом до Путинцево и, наконец, если удастся достать машину повышенной проходимости, до Лаптихи, до которой уже много лет нет автобуса, дорога в неважном состоянии, а мосты пообветшали, либо обрушились. Отметим, что автобус далее Путинцево в нашем направлении не ходит никуда. Леспромхозы не работают. Сёла заброшены, в большинстве из них, даже летом, жилых 2-3 дома. Мы воспользовались вторым вариантом, то есть добирались до Путинцево рейсовым транспортом, а далее искали машину повышенной проходимости.

Адрес ТОО “Рахмановские ключи”:492000, Казахстан, г. Усть-Каменогорск, ул. Тихая,11

Тел . (3232) 47-93-41, Факс (3232) 47-57-19, E-mail: rahmani@ ukg.kz http//travel.ukg.kz

Владелец машины “Урал” из пос. Путинцево, за 50 долларов довез нас от Путинцево до Лаптихи.

Отметим, что все расчеты в Казахстане производятся в тенге, обмен рублей или долларов в банках Усть-Каменогорска и Зыряновска труда не составляет. Далее обмен осуществить негде.

Другие сведения о пути и населенных пунктах.

До и после маршрута в ожидании поезда или другого транспорта, возможно остановиться:

  • в Барнауле на правом берегу Оби в своих палатках (от железнодорожного вокзала на троллейбусе №5 до остановки “Речной вокзал”, троллейбус ходит с интервалом 25-30 минут, время в пути – 20-25 минут).
  • в Усть-Каменогорске – на турбазе ТОО “Рахмановские Ключи”

По маршруту медицинская помощь может быть оказана в Усть-Каменогорске и Зыряновске, на сельском уровне – в Путинцево.

Ближайшее почтовое отделение – в Путинцево, график и периодичность работы почтового отделения и медицинского учреждения выяснить не удалось.

Сведения о поисково-спасательной службе.

Восточно-Казахстанский оперативно-спасательный отряд расположен в г. Усть-Каменогорске, проспект Ленина, 265/1, регистрация бесплатная.

Сведения об ограничениях при перемещениях по району.

Для заезда к месту начала активной части маршрута требуется временная регистрация в ОВД Казахстана (в Зыряновске или Усть-Каменогорске и оформление погранпропусков для пребывания в погранзоне и пересечения границы России с Казахстаном (со стороны Казахстана в Усть-Каменогорске, со стороны России – с. Усть-Кокса),

Регистрацию и пропуск в погранрайон можно оформить через ТОО “Рахмановские ключи”.

Запасные и аварийные пути.

С учётом новизны района и отсутствия достоверных сведений по большинству намеченных к прохождению перевалов при утверждении маршрута было предусмотрено много запасных вариантов маршрута. Кроме того, МКК дала рекомендацию о том, что в случае неблагоприятных погодных условий или общей усталости группы при прохождении похода такой технической насыщенности и продолжительности, следует воспользоваться запасными вариантами с выходом в Столбоуху. Мы, из-за очень неблагоприятной погоды отказались от прохождения перевала Быструхинский и вершины Быструхинский шпиль. Кроме того из-за потери на подъезде к началу активной части маршрута двух суток и угрозы при этом опоздать к намеченному Графиком взаимодействия групп контрольному сроку встречи в верховьях р.Тихая Бирюкса с группами Жукова К.В. и Устинова С.В., не пошли на прохождения в районе вершины 2783. После прохождения пер.Хайдун мы, в соответствии с указаниями МКК, вышли на Большую Речку и далее, не заходя в Столбоуху (2км), проследовали в Путинцево.

Таким образом никаких изменений маршрута, сверх предусмотренных запасными вариантами при утверждении, не производилось.

Группы, планирующие походы в этом районе, должны иметь а виду, что, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, движение в ближайший населённый пункт Республики Казахстан и России, откуда можно рассчитывать на реальную помощь (это Путинцево или Усть-Кокса) или вызвать вертолёт, займёт 3-4 дня. С стороны Казахстана спасатели могут прибыть раньше ,и, в целом, они лучше отмобилизованы, но не ясен порядок оплаты вертолёта, ведь это другое государство. Экстренную помощь, возможно, могут оказать товарищи из немногочисленной погранзаставы в Усть-Коксе, у которых есть машины повышенной проходимости, и они знают степень доступности большинства дорог и троп.

Район имеет повышенную энцифалитоопасность, особенно в начале лета.

О возможности организации забросок.

Все продукты можно купить в Барнауле, Бийске, Усть-Каменогорске. Путинцево Цены ниже московских. Есть возможность разнообразить рацион за счёт ягод (черники, иногда смородины, малины), грибов (2002 год на грибы был неурожайный) или рыбы (хариус), в последнем случае, в группе должен быть хотя бы один человек, который понимает в рыбной ловле. Со второй половины августа в молочной спелости находятся кедровые орехи. В начале пешеходной части маршрута ( в долине Шихалихи) есть возможность полакомиться мёдом и даже сделать небольшой его запас (можно было бы и большой, но значительный стартовый вес рюкзака сделать это не позволяет).

Других источников пополнения продуктов на маршруте нет.

Использовать вьючный транспорт для организации забросок нет возможности – нет постоянного населения, а значит и нет лошадей. Можно рассчитывать только на свои силы.

На маршруте была предусмотрена и осуществлена заброска силами группы продуктов и газовых баллонов на вторую часть маршрута (траверс хребта Холзун) неподалёку от перевала в Тихую Бирюксу.

    1. График движения группы на маршруте.

день пути

дата

участок пути

км

ход. время

перепад высот

(м)

определяющие препятствия

способ передви-жения

-

8-15.08

Москва – Барнаул – Усть-Каменогорск–Зы-ряновск – Путинцево – Лаптиха.МН в 2 км ниже по течению от Лаптихи по р.Черневая.

-

-

-

нет

поезд, автобус, а\м “Урал”

1

16.08

МН – вверх по р. Шихалиха

19

7ч30м

-80

+360

движение по грунто-вой дороге, по старым лесовозной, вездеход-ной дорогам

пешком

2

17.08

МН – заболоченное плато в верховьях пр. истока р.Лев. Максиха

14

6ч45м

+960

движение по тропе, переходящей с берега на берег, по старому вездеходному следу, высокотравье, кочкар-никовое болото

пешком

3

18.08

МН – пер. Листвяга С. (н.к.) – траверс гребня через пер. Озерный-1, в.Обзорная(2347), пер. Радость, пер.Крутой, до пер. Красивый =1А –пер.Красивый(2300м,

1Б)–оз.в ист.лев. при-тока р.Лев.Максиха

14

7ч40м

+960

-740

безтропье, заболочен-ные участки, высоко-травье, осыпные скло-ны, разрушенные ска-лы, снежно-ледовые склоны

пешком

4

19.08

Полуднёвка

-

-

-

-

-

4

19.08

МН – оз. в верх.лев. истока 1 лев.притока р.Столбовая Бирюкса

8

2ч15м

-270

+250

теряющаяся,местами заболоченная тропа

пешком

5

20.08

Полуднёвка

-

-

-

-

-

5

20.08

Пер.Озерный-2 (2300 м, 1А) – в.Тренировочная рад. (2450 м, 1Б) – тра-верс через в. Учебная (2450м)до пер.Инструк-торский =1Б – пер.Ин-структорский(2350 м,1Б)

8

4 ч30м

+620

-620

травянисто-осыпные склоны, участки силь-но-разрушенных скал блочного типа, загла-женные скалы типа бараньих лбов, снеж-но-ледовые склоны.

пешком

6

21.08

МН – пер. Балконный (2200 м,1Б)– пер.Оми-чей (2400 м, 1Б) – в. Бастион рад. (2497 м, н.к.) –в. Пионерская (2500 м, н.к.) – пер. Максиха – в. Максиха рад. (2520 м, н.к.) – пер. Максиха (2370 м, 2А) – лев. исток р. Столбовая Бирюкса – пер.Черемушки(2240м 1-Б – 2А) – истоки 1 лев. притока р. Столбовая Бирюкса

12

8ч30м

+1360

-1400

снежно-осыпные, скальные, ледовые склоны, крупно-

блочные скалы, крупная осыпь.

пешком

7

22.08

МН – р. Столбовая Бирюкса

13

3ч50м

-640

крупноблочные ска-лы, травянисто-осып-ные склоны,перепра-

вы, высокотравье, безтропье

пешком

8

23.08

МН–пер.1860м (н.к.)-Тихая Бирюкса-пер.с Козлушки на Каме-нушку

24

7ч55м

+830

-920

высокотравье, болота, переправы

пешком

9

24.08

МН – хребет Холзун исток р.Левая Черне-вая из цирка в.2044

18

4ч45м

+590

-200

безтропье, высоко-травью, теряющейся вездеходному следу, болото

пешком

10

25.08

МН – траверс гребня через в.в. 2044, 2099, 2090 до верховьев урочища Вершины Банной (н.к.)

24

7ч45м

+880

-630

движение без тропы по высокотравью, по старой дороге,по за-болоченным травя-нистым склонам, вы-ходы скал, местами конная тропа

пешком

11

26.08

МН – траверс хребта через в.в.2025, 2283, 2124 до оз. в цирке ис-тока р. Б. Карагай(н.к)

26

8ч40м

+970

-720

травянистые склоны, выходы легких скал

пешком

12

27.08

МН – пер. в истоки р. М.Карагай – пер. и в. Чемчедай(2520м,1Б)-траверс через в.2201-оз. в истоке р. Хайдун

23

8ч25м

+660

-1040

травянистые, скаль-но-осыпные,снежно-ледовые склоны, болото

пешком

13

28.08

МН–пер.Хайдун ( н.к., 1980м) переправа через Таловый Тургусун (1А)-пер.1640м, (н.к.) – переправа через Нарымку (1А)

19,5

7ч45м

+520

-920

старые дорога и тро-пы, безтропье, высо-травье, крупная осыпь, переправы

пешком

14

29.08

МН – траверс гребня через в.в.1998, 1775, (н.к.) каньон правого притока р. Большая Речка (1Б)

19,5

8ч25м

+680

-1300

старая тропа, разру-шенная дорога, без-тропье, крутые высо-котравные склоны, выходы скал, движе-ние по каньону

пешком

15

30.08

МН – переправа через р.Большая Речка(1А) – вниз по долине – пе-реправа через Хамир (1Б) - пос. Путинцево – ст. Зыряновск

32

7ч40м

-350

движение по грунто-вой дороге, броды

пешком, машина

-

31.08 – 4.09

МН. –Усть-Камено-горск – Барнаул – Но-восибирск – Москва

-

-

-

-

поезд, автобус

Итого пройдено 274 км за 103часа 20минут, суммарный перепад высот составил 19470 м.

4. Техническое описание маршрута.

День первый. 16 августа.

Ночевали на р. Черневая в 2 км ниже пос. Лаптиха. (Ф-1) До этого места группа доехала на а\м “Урал” из пос. Путинцево.

От места ночевки идем по грунтовой дороге, по правому берегу р. Черневая, вниз по течению. Пересекаем небольшой приток р. Черневой (переходим вброд с самостраховкой), и через 1,5 км (25 мин) выходим к р. Шихалиха. Далее дорога раздваивается. Одна дорога идет в том же направлении вдоль р. Черневая, другая, на которую мы поворачиваем влево, поднимается вверх по р. Шихалиха.(Ф-2)

Через 1,5 ч ходового времени от устья переходим р. Шихалиха вброд с самостраховкой, и 20 мин движемся по левому берегу. Затем еще один брод, снова на правый берег. Дорога петляет.

Пасека. Есть возможность полакомиться медом.(Пасечник- Королёв, угощение бесплатно) От пасеки продолжаем движение по правому берегу по следу старой дороги. Примерно в 1 ч перехода от первой пасеки выходим на поляну, где располагается вторая пасека.

Судя по состоянию дороги, при хорошей погоде машины высокой проходимости могут подниматься вверх по Шихалихе километров 12-13 (до верхней пасеки). Нам же состояние дороги было не известно и машина вчера довезла до того места, до которого смогла (по словам водителя)

Выше второй пасеки дорога вырождается в тропу, по которой мы следуем с постепенным набором высоты, пересекая левые (орографически) некрупные притоки реки. Примерно в 5 км от второй пасеки находится маленькая изба охотников. Изба стоит на восточной оконечности большой высокотравной поляны на левом берегу реки, в 30 м от нее. Найти её в высокотравье не просто, ориентир – за этой поляной старый след дороги немного идёт по руслу, а затем уходит на правый берег. В избе имеется печка, палати для размещения 2-3 человек. Начался нудный моросящий дождь. Ночуем в палатках около домика, еду готовим на печке в домике, дров мало.

За день пройдено 19 км, ходовое время 7 часов 30 минут

Перепад высот: - 80+ 200м.

День второй. 17 августа.

По старому следу дороги переходим на правый берег Шихалихи и продолжаем движение вверх по ущелью. Через 1,5 перехода (по 45 мин) переправа на левый берег (смородина, малина!), нам же предстоял выбор: направо по ходу движения, по старой заросшей тропе, или продолжать движение вперед и вверх по старому следу вездеходной дороги. Мы выбрали второй вариант (решение, как оказалось, было не оптимальным). Жарко. Гнус. Высокотравье. Вездеходный след (Ф-3) выходит на траверс вершины 1625м. Далее след вырождается, виден путь спуска на седло в гребне и старую дорогу (Ф-4). Далее - по старой дороге, ныне тропе, траверсирующей правый борт Левой Шихалихи.

Через 4 перехода в тени пихт среди зарослей черники сделали обед. Экскурс за водой в само ущелье (по ходу справа) занял туда и обратно около 40 минут. К седловине, на которой мы обедали, приходит тропа по левому борту Левой Шихалихи, которая идет в обход весьма утомительного и малопродуктивного траверса склона в. 1625м.

После обеда продолжаем движение по старой тропе с небольшим монотонным набором высоты (Ф-5). Ещё через 3 перехода выходим на плоский заболоченный луг. Впереди угадывается перевал в сторону р. Столбовой Бирюксы, налево в сторону р. Тихая Бирюкса. (Ф-7). Переправившись на левый борт истоков р. Левая Шихалиха по кочкарниковому болоту, у живописного старого кедра (Ф-6) встаем на ночлег. Дров достаточное количество, хватает и на приготовление пищи и на приятное времяпровождение у костра. С вечера формируем заброску на дальнейший траверс хребта Холзун.

За день пройдено 14 км, ходовое время 6 часов 45 минут

Перепад высот + 960м.

День третий. 18 августа.

Закладка заброски в расщелину скал заняла около 1 часа. Обойдя скальные выходы с отметкой выше 1800м с запада, спускаемся без тропы по кочковатой растительности, в долину правого истока р. Правой Максихи. Впереди виден сбег хребта Листвяга (Ф-8). Пересекая заболоченную долину, переправляемся вброд с самостраховкой через исток и приток истока Максихи и, следуя без тропы, по высокотравью держим путь на первую по ходу справа седловину хр. Листвяга. Вид назад – Ф-9. На подходе к взлету склон заболочен. Отдельные крупные камни среди альпийской растительности. Перед взлетом на перевал осыпи, затем – снежник. Далее поднимаемся по травянисто-осыпному склону, крутизной до 35 градусов ( самостраховка ледорубом ), выходим на перевальную седловину. Подъём на седловину занял около 2,5 часов от места ночевки.

Перевал – широкое, осыпно-травянистое поле, слабонаклоненное на ЮЗ. Сняли записку братского отделения под рук. Жукова К. В. Продолжаем движение по гребню в направлении ЮВ.

Далее подъем среди редкой низкой кустарниковой растительности с отдельными выходами скал. Через 1 переход выходим на выраженную седловину, которую из-за очень красивого (Ф-10) озера внизу назвали пер. Озерный (2150). К этому моменту мы ещё не знали, что такое же название носит один из перевалов, где нам дальше предстоит работать. .С пер. Озёрный-1 вниз влево по мелкой осыпи просматривается спуск к каровому озеру под в. 2347м. Оценка спуска-1Б. Каски обязательны!

Продолжая движение по гребню (уклон вдоль гребня до 20-25 градусов), выходим (самостраховка ледорубом!) на в. 2347м. Разрушенные скалы, крупная осыпь. Тура и следов пребывания людей не обнаружили. Вершину назвали Обзорная, уж очень красивый и информативный вид с этой вершины (Ф-11). .Подъем с перевала Озёрный-1 занял1 час. Аккуратный спуск с вершины ( самостраховка ледорубом, каски! ) выводит на седловину, ориентированную на С, с которой просматривается спуск ориентировочно 1Б-2А кат.тр. с выходом к упомянутому ранее каровому озеру. Перевал назвали Радость, высота 2250м. Перевал ориентирован на СЗ (Ф–12), каски при спуске обязательны , категория трудности 1Б-2А. ЮЗ склон хребта Листвяга здесь представляет собой пологие слабонаклоненные преимущественно травянисто-осыпные поля. Склоны, обращенные на СВ – скально-осыпные сбросы.

Продолжаем движение по гребню. Через небольшую вершину выходим на перевал, который назвали Крутой (Ф-13). Высота 2240. Перевал ориентирован на СВ. Путь просматривается по скально-осыпным кулуарам и полкам с общим направлением при спуске налево. Категория трудности не менее 1Б, каски обязательны . Переход с пер. Радость до пер. Крутой-20 мин.

Продолжаем движение по гребню (альпийская растительность, уклон не превышает 10-15 градусов, идти легко). Еще через 20 мин (Ф-14) мы выходим на выраженную седловину со снежным карнизом, которую назвали пер. Красивый (2300, 1Б) Фото – 15,16. Отсюда предприняли разведку хребта в ЮВ направлении. В 700 м от указанной седловины проглядывается неординарный путь спуска к верхним озерам, вниз, чуть влево по снегу, затем направо под скалами, выход на осыпи, формирующие западный борт левого крупного озера. Седловину назвали пер. Умный (2400), оценка категории трудности - 1Б, рассчитана на умного руководителя и дисциплинированных участников. Страховка и каски при спуске необходимы!

Наш путь с пер. Красивый вниз к большому озеру в левых истоках р. Правая Максиха.. При спуске самостраховка ледорубом и каски обязательны, на отдельных участках требуется взаимная подстраховка! Первые 15-20 м. по средней осыпи, в подоснове её - конгломерат, вниз, чуть вправо, далее осыпной склон с выходами скал, крутизна 30-35, перепад высот около 150 м., затем плотный снежный склон, подпертый скально-осыпным поясом. Траверс вправо с выходом на среднюю и крупную осыпь и далее вниз к каровому озеру с плавающими льдинами. Путь спуска представлен на фото-17. Дальнейшее движение к озерам в долине технической сложности не представляет. Панорама на юг и восток от большого озера (Ф-18) позволяет оценить перевальные возможности верховьев левого истока реки Правая Максиха. Вид на часть хребта по пути к ночёвке представлен на фото-1 9. Ночевка на травянистой поляне между большим и следующим правым озером. Дров, естественно, нет. Готовим на газу.

За день пройдено 14 км, ходовое время 7 часов 40 минут

Перепад высот + 960, - 740м.

День четвертый. 19 августа.

По всхолмленному водораздельному плато обходим СВ отрог хребта Листвяга и входим в цирк левого истока 1 левого притока р. Столбовая Бирюкса. Технической сложности маршрут не представляет (Ф-20,21). На пути встречаются звериные тропы, которыми мы частично восполь-зовались. Встречаются несложные заболоченные участки. Здесь мы встретили дикого оленя с важенкой, которые, находясь на расстоянии 15-20 м от людей, беспокойства не испытывали. Группа Устинова здесь же встретила медведя в живом виде.

После тяжелых подходов, испытывая некоторое утомление на путях подъезда, в этом блаженном месте (чистая вода, цветы, дрова на склонах), устроили полудневку.

За день пройдено 8 км, ходовое время 2 часа 15 минут

Перепад высот: - 270 + 200м.

День пятый. 20 августа.

В первой половине дня расслабуха продолжается. Ещё полуднёвка. Оставив палатки, после обеда выходим в кольцевой маршрут. Обойдя большое озеро справа по ходу по травянистым, а далее по скально-осыпным склонам ( самостраховка ледорубом, возможны участки, требующие гимнастической страховки ) с выходами монолитных скал и плит (крутизна 25–35 градусов), поднялись на выраженную по ходу справа седловину в боковом отроге. На гребне в седловине сложили тур, назвав пер. Олений, позднее в другой точке гребня, нашли тур с запиской Устинова С.В., назвавшего пер. Медвежьим. При камеральной обработке материалов оказалось, что тот же самый перевал ранее разведан и пройден другими туристами, назвавшими его “Озерный” .Поэтому, чтобы избежать трудностей, перевал, пройденный ранее на сбеге хр. Листвяга впредь мы решили назвать Озерный-1, а указанный выше пер. Озерный-2.

Следующая цель – восхождение на расположенную северо-северовосточнее вершину, которая должна быть хорошей панорамной точкой Ф-26).

С перевала (Ф-22) по крупноблочным разрушенным скалам (ширина гребня местами не превышает 1,5–2 м, крутизна 20–25 градусов) совершаем радиальное восхождение на вершину.

Веревочная страховка не потребовалась, применялось движение с самостраховкой, встречались участки, преодолеваемые свободным лазанием, часто применялась гимнастическая страховка. Каски обязательны! Вместо тура – воткнутая в камни палка (Ф-23). Вершину называем “Тренировочная”, высота 2450м, категория трудности – 1Б. Делаем круговую панораму (Ф-24) и, видя приближающуюся непогоду, быстро (Ф-25) спускаемся на перевал. Подъем на вершину с возвращением на перевал занял 1 час 40 мин. Сильный ветер, срывается дождь с крупой.

Следующая цель – узловая вершина западнее пер. Озёрный-2. С пер. Озерный – 2 (он же Медвежий, Олений) по осыпи, а затем по плитам и бараньим лбам (уклон вдоль гребня до 25-30 градусов) за 40 минут вышли на в.Учебная (2450). Каски при подъёме обязательны! Отсюда сходили на разведку по С-З гребню в сторону увиденного ранее (см.3 день пути) перевала. Оказалось, что этот перевал несколько дней назад прошел Устинов С.В. и назвал его МКО (Московского комитета образования, к ведомству которого принадлежала значительная часть участников его, нашего и группы Жукова участников).

Траверсом через в.Учебную по гребню (крупная и средняя осыпь, выходы скал) уходим на ЮВ. Здесь находим перевальную седловину с нависающими карнизами, которая обещает умный и достаточно спокойный спуск к озеру и нашему лагерю. Перевал назвали Инструкторский. (высота 2350м). По небольшому скальному гребешку ( каски обязательны! )., разделяющему варианты путей подъема (спуска), спускаемся к основанию перевала. Крутизна 30-35 градусов, скально-осыпные склоны. Осыпь подвижна. Выходим на снежник, преодолеваем бергшрунд с взаимной подстраховкой. Дальнейший спуск по снежно-ледовым полям с самостраховкой ледорубом с выходом к нашему лагерю, обходя озеро с северной стороны. Готовим на дровах. Сильный ветер.

За день пройдено 8 км, ходовое время 4 часа 30 минут

Перепад высот + 620 – 620м

День шестой. 21 августа.

Быстро снимаем лагерь и по наклонным полкам начинаем подъём на пер. Балконный (Ф-27). Хотя путь очевиден (слева направо по полкам и прямо вверх), этого, как оказалось, недостаточно. Были предприняты глубокие разведки для нахождения оптимального пути. Путь по скальным полкам со средней и крупной осыпью среди слабо разрушенных местами монолитных скал с крутизной по пути подъёма 15-20 градусов (Ф-28) и набором высоты около 400м занял 1,5 часа чистого времени, ещё не менее 1 часа – разведки. Очень аккуратная работа, взаимная подстраховка, свободное лазание на отдельных участках. Индивидуальная страховка. Дисциплина! Каски!

Всхолмленный, нечетко выраженный гребень переходит в отрог, формирует цирк, в котором внизу находится каровое озеро, направо вверх угадывается перевал на задней стенке цирка. Маршрут примерно 2А, проблематичен. Виды с перевала Балконный назад в сторону подъёма представлены на фото 30,31. Вид на цирк правого истока первого левого притока р.Столбовая Бирюкса – на фото 29.

Мы пошли на угадывающуюся седловину справа по ходу (Ф-32). Серпантиним по снежно-осыпному с выходами скал склону крутизной до 30 градусов. ( Самостраховка ледорубом, каски! ). У самой седловины карниз, который обходим по ходу слева. За 1 час 30 мин. вышли на перевал, который назвали Бастион (тура и записки не было), позднее, при камеральной обработке материалов, в одном из отчётов обнаружили, что где-то здесь пройден ранее и назван перевал Омичей. (Верим людям, но никаких признаков пребывания людей на этом участке гребня нам обнаружить не удалось.)

С перевала сделали по скально-осыпному склону крутизной до 20-25 градусов совершили первовосхождение на в. 2497м, которую из-за характерных мощных скал и глыб назвали Бастион. Вид с вершины на восток (Ф-33) убедил нас в возможности проведения силами нашей группы дальнейших разведок и прохождений в юго-восточном гребне и его отрогах. Спуск по пути подъема. Подъём и спуск заняли всего 30 минут. Продолжаем движение по гребню в Ю-В направлении. Через 300 м ложный перевал с опасным спуском (круто, камнепадоопасно, участки чистого льда) в сторону Столбовой Бирюксы. Внимание! Спуск здесь проблематичен. Целесообразно уходить вниз через пер. Омичей.

Продолжая движение по гребню по скально-осыпным склонам крутизной не превышающим 20-25 градусов через 30 минут вышли на безымянную вершину, которую назвали “Пионерская”. Особой технической сложности вершина не представляет высота её около 2500м, с гребня – вершина категорируется, как н/к.

Ещё через 20 минут мы оказались на перевале Максиха. В туре записка братской группы Устинова С.В. Оставив здесь рюкзаки, совершили радиальное восхождение на расположенную юго-восточнее безымянную вершину, имеющую на карте отметку 2520м (Ф-34). Подъём осуществлялся по 30-35 градусному скально-осыпному склону ( Самостраховка ледорубом, каски! ). Сама вершина представляет собой обширное слабо наклонённое поле, из-за которого выглядывает Быструхинский шпиль (Ф-36). По праву первовосходителей вершину 2520м назвали Максиха. В.Максиха хороша и как панорамная точка, см. фото 35,37. Подъём и спуск на эту вершину заняли около 45 минут.

Погода снова портится. Сильный порывистый ветер, дождь с градом накатывается волнами. На западе, в Казахстане, сильная гроза.

Нам предстоит спуск с пер. Максиха. Спуск осуществляем ( каски! ) сначала по скальной стенке, крутизной до 75 градусов, 25 м, по перилам (50м, закрепление на крючьях) на рогатке с верхней страховкой (Ф-38,39). Последний (руководитель) спускался на двойной верёвке с самостраховкой и, с помощью участников по завершению спуска, сдёрнул обе верёвки. Дальнейший спуск осуществляем ( страховка ледорубом, каски, взаимная подстраховка ) по снежно-ледовому выполаживающемуся склону, крутизной от 35 до 20 градусов (Ф-40). Затем, преодолев пояс разрушенных скал, выходим к основанию верхнего цирка. Спуск с пер Максиха до озера в цирке занял 2 часа 10 минут (Ф-41).

Погода не улучшается. Огибаем озеро справа по ходу, и подходим под перевал в цирк правого истока первого правого притока Столбовой Бирюксы. Средняя и крупная осыпь, плиты и крупноблочные скалы преграждают путь(Ф-42). Средняя крутизна подъёма около 40 градусов. Аккуратный подъём с элементами свободного лазания, индивидуальной и взаимной гимнастической страховкой занял 50 минут. В точке выхода на гребень сложили тур (Ф-44). В дальнейшем, проводя разведку гребня обнаружили ещё один тур, западнее в 150 м (Ф-45). Сняли записку братской группы Жукова К.В., которые, поднявшись радиально с той же стороны, что и мы, дали название перевалу “Черёмушки”. Категория трудности перевала по их оценке 2А-2Б, так оно наверное и было бы, если спускаться прямо вниз. Наша оценка – 1Б, может быть чуть выше. Дело в том. что спуск требует тщательной разведки, общее направление спуска мы просмотрели ранее с в. Бастион (вид с перевала в сторону вершины – фото 43). И только после этого начали спуск. по скально-осыпным полкам по ходу направо и далее по борту скального кулуара ( индивидуальная страховка, взаимная подстраховка! ). Чистое время спуска до воды заняло 25 минут, с разведками около 1 часа.

На берегу ручья, вытекающего из правого истока лев притока р. Столбовая Бирюкса, остановились на ночлег. Дождь со снегом не прекращался всю ночь. Порывистый штормовой ветер срывал и ломал палатки. Готовили в палатке на газу. Так как одну из палаток совсем затопило, к середине ночи все (7) собрались в другой.

За день пройдено 12 км, ходовое время 8 часов 30 минут

Перепад высот + 1360 - 1400м.

День седьмой. 22 августа.

Начинаем движение по бараньим лбам, преодолевая устьевую ступень правого истока лев. притока р. Столбовая Бирюкса (Ф-46). Переправа через левый. исток того же притока (Ф-49).

Вид на верховья долины Столбовой Бирюксы представлен на фото 47, 51, живописный водопад на левом истоке левого притока на фото 48. Траверсом склона по высокотравью выходим в долину р. Столбовая Бирюкса. Вид назад – фото 50. Переходим. на правый берег с индивидуальной страховкой(Ф-52). Последующее движение по заболоченному лугу , через 1 час выходим к избушке, находящейся около впадения правого крупного притока р.Столбовая. Бирюкса. В домике и около него, воспользовавшись хорошей погодой, просушили одежду (Ф-53).

От домика продолжаем двигаться вниз по течению, через 1ч10м энергичного движения дошли до следующей избушки, расположенной в 800м выше слияния Столбовой Бирюксы и второго крупного левого притока – р. Чернуха (местное название). Переправа на левый берег реки Столбовая Бирюкса вброд стенкой. Здесь в пихтах устроили ночевку. Готовили на костре.

За день пройдено 13 км, ходовое время 3 часа 50 минут

Перепад высот - 640м.

День восьмой. 23 августа.

Выход ранний – около 6 часов. По плохой тропе подходим к берегу р. Чернуха , переправа на левый берег с индивидуальной страховкой ледорубом или альпенштоком. Траверсом склона подходим к водораздельному плато рек Левой Шихалихи, Правой Максихи, Тихой Бирюксы и Чернухи. (От места ночёвки – два перехода по 45 мин.). Делаем остановку для разбора и распределения заброски по рюкзакам. Далее (40 мин) держим путь на север через перевал 1860м на р.Тихая Бирюкса к месту встречи групп (Устинова С.В., Жукова К.В. и нашей). На лесистом острове по центру ущелья встречаем группу Устинова С.В.(Ф-54). Радостная встреча, обмен информацией.

Дальнейший путь осуществляем по левому местами заболоченному борту долины, придерживаясь малозаметных следов дороги (Ф-55). Через 50 минут (примерно 3,5км пути) спускаемся в саму долину Тихой Бирюксы. Здесь след дороги теряется и мы, доверяя карте, уходим на правый сильно заболоченный берег (Ф-56). Следа тропы не наблюдается. Прилично намучившись, двигаясь временами по развилку в воде среди кочек болота, уходим снова на левый более высокий берег (но болота встречаются и там), и через 1,5 перехода оказываемся у сильно заболоченного впадения. левого притока со стороны урочища. Козлушки в реку Тихая Бирюкса. Переправа вброд с самостраховкой. Здесь какое-то подобие фермы. Бычки есть, люди не наблюдаются. Ещё два перехода по 45 и 50 минут по плохой теряющейся местами заболоченной тропе и на водоразделе между истоками р. Козлушки и Каменушки, в полоске кедров среди белых грибов и зарослей смородины заночевали.

За день пройдено 24 км, ходовое время 7 часов 55 минут

Перепад высот + 830 - 920м.

День девятый. 24 августа.

От места ночёвки тропа или дорога не проглядываются. Продолжаем движение траверсом по высокотравному заболоченному правому по ходу склону хребта, стараясь выйти в истоки р. Каменушки. Через 1ч 05 мин. вышли на старый теряющейся вездеходный след, по которому продолжили движение направо по ходу в сторону основного хребта. Всё чаще смотрим на компас, ориентировка весьма непростая. Дальнейший путь (Ф-57) связан с этим следом и СЗ склонами водораздельного хребта. У в.1801 вездеходный след становится очевидным. Следуя ему, выходим на водораздел между правыми притоками Красноярки и Каменушки к перевальному плато с отметкой 1582м (Ф-58). Начинается дождь, след потерян снова. Продолжаем идти вдоль гребня. В истоках ССЗ ручья, дающего питание Каменушке (стекающего из под в.2044м), встали на ночлег. Дождь усиливается. Готовим на дровах (их мало) под тентом.

За день пройдено 18 км, ходовое время 4 часа 45 минут

Перепад высот + 590 - 200м.

День десятый. 25 августа.

Продолжаем подъем на гребень, держа курс чуть правее по ходу в. 2044 (Ф-59). Путь наверх , на гребень, без тропы по высокотравью занял около 2 часов С гребня видно (Ф-60) очень красивое каровое озеро. На склонах около в. 2044 есть несколько дорог, по которым видимо ездят более менее регулярно, не нарушая правил заказника. Двигаясь по средней дороге в общем направлении на север, через 50 минут вышли на седловину, соединяющую истоки рек Быстрой Бирюксы и Каменушки

Дорога идет по водоразделу, следов туристов не обнаружено.

Вышли на первый (Ф-61), затем траверсом восточных склонов безымянной вершины на второй перевал ( по перечню “Красноярский”) из верховьев Красноярки в верховья Прав. Черневой. –

Водораздел между Проездной Краснояркой и верховьями Правой Черневой - широкое заболоченное плато (Ф-62). Обед. Прощание с братской группой Устинова С.В., дальнейший путь траверсом хребта Холзун, длиной более 100 км, предстоит осуществлять один на один с природой.

После обеда продолжаем движение по гребню общим направлением на СЗ. Движемся без тропы и дороги. С подъёма на в. 2099 видна последняя часть нашего пути до обеда (Ф-63).

Справа по ходу слабовсхолмленное заболоченное плато, с которого питается левый исток реки Красноярки (Ф-64). Вершину 2090 обходим по западным склонам (Ф-65). Дальнейший путь по конной тропе, старающейся обогнуть болото на перевальном плато между урочищем Банной и левым истоком реки Проездная Красноярка (Ф-66). На краю болота урочища Вершины Банной встали на ночлег (Ф-67). Готовим на газу. Вода из болотных бочажков. Сильный ветер. Срывается дождь.

За день пройдено 24 км, ходовое время 7 часов 45 минут

Перепад высот + 880 - 630м.

День одиннадцатый. 26 августа.

Продолжаем движение по хребту Холзун (Ф-68,69), пересечение хребта здесь с выходом в ущелье Хамира весьма реальна. Гребень травянисто-осыпной, уклон от 10-15 до 20-25 градусов. На одном из участков гребня, откуда стекают истоки реки Анчигар нашли тур, записка абсолютно не читаема. Судя по текстуре бумаги, она относится к 1961 году, так как на такой же бумаге на следующий день мы нашли сохранившуюся записку на перевале Чемчедай, датированную 1961 годом. Подъемы чередуются со спусками, альпийские луга, осыпи, выходы скал. Движение осложняется штормовым ветром .Идём тесной группой, развернувшись боком к направлению ветра. При порывах останавливаемся, поддерживая друг друга. При подходах и траверсе в.2124 открываются (Ф-70,71) вершины и цирки хребта, разделяющего истоки Хамира и Тегерека. Здесь, судя по зрительному восприятию, возможны перевалы 1Б-2А (а может быть и труднее, ведь видна только одна сторона водораздельного хребта). Виды с хребта – фото 72,73.

Водораздел верховьев Хамира и истоков Большого Карагая – всхолмлённое заболоченное плато, стоки по обе стороны слабо выражены. Ветер усиливается (разве сильнее бывает?), начинается порывами дождь со снегом. Вблизи водораздела истоков Большого и Малого Карагая около основного гребня хребта Холзун устроили очередную ночёвку (Ф-74). Готовили в палатке на газу.(По другому бы не получилось, и всё-таки теплей) Сильный порывистый ветер, снег, крупа радовали нас всю ночь. Упираясь спинами в стойки, а ногами друг в друга, удерживали стойки палаток, чтобы не сломались и чтобы палатки не сложились.

За день пройдено 26 км, ходовое время 8 часов 40 минут

Перепад высот + 970 - 720м.

День двенадцатый. 27 августа.

Утром непогода продолжалась, но ветер немного стих. Вышли на седловину (снежно-осыпной склон, крутизна от20-25 до 30 градусов на подъёме) между вершинами 2477 и 2520м (Белок Чемчедай), сняли записку 1961 г. Подъём занял 1 час. Далее траверсом по гребню по средней (подвижной) и крупной осыпи (каски обязательны!) через двуглавую вершину Белок Чемчедай (2520м) спустились (на спуске крутая крупная осыпь и снежник) к заболоченному водораздельному плато между ЮВ истоками Тегерека и северными истоками Хайдуна (1час 20 мин.). На подъёме крутизна 15-20 градусов, на спуске до 30-35 градусов. Продолжая движение по гребню (Ф-76, 77) через в.2201м (Ф-78,79), спустились к живописному озеру в правом истоке р.Хайдун (Ф-80). Ночевка. Готовим на дровах. Холодно. Уже вечером температура воздуха опустилась ощутимо ниже 0 градусов Цельсия, всё вокруг в глубоком инее, стены палаток обледенели. Над озером симпатичные скалы, на которых, видимо, когда-то тренировались альпинисты (поломанные каски были найдены на берегу и в озере).

За день пройдено 23 км, ходовое время 8 часов 25 минут

Перепад высот + 660 - 1040м.

День тринадцатый. 28 августа.

От озера спускаемся 150-200 м по высоте (Ф-81) к слиянию двух истоков р. Хайдун, переправляемся на другой берег (левый орографически) и выходим на старую дорогу (30 минут). Дальнейший путь - подъем на пер Хайдун (1980, н.к.), с последующим спуском к реке Таловый Тургусун. На подходах и на перевале Хайдун много старой горной техники, разваленные бараки, полузаваленные столбы электроснабжения. Подъём на перевальное плато занял ещё 1 час 15 мин. Спуск в ущелье Таловый Тургусун (Ф-82) вдоль и справа реки по высокотравью до1,5м, и крупной осыпи (Ф-83). С трудом угадывается подобие тропы, местами идем без тропы. Через 5,5-6 км (3 часа ходу от перевала) долина сужается, переходим на левый борт (вброд стенкой через два русла), опять движение без тропы по высокотравью (1 час), затем начинаем подъем на безымянный перевал (1640м, н/к) в Нарымском хребте (Ф-84). Подъем по старой дороге на перевал занял 1,5 часа. Вид на путь следующего дня – фото 85. Спуск в долину Нарымки - 30 мин, переправа на левый берег стенкой. Ночевка в уютном месте среди пихт. Готовим на костре.

За день пройдено 19,5 км, ходовое время 7 часов 45 минут

Перепад высот + 520 - 920м.

День четырнадцатый. 29 августа.

По старой тропе (дороге ?) после переправы через безымянную речку начали подъём в сторону вершины Голый Белок (1998м).Работа трудоёмкая, утомительная. Выход на траверс занял 2 часа. Вид назад – фото 86. По старой, теряющейся дороге, траверсируя склоны горы, вышли за 1 переход (45мин.) к в. 1775м (здесь триангула). Отсюда начали спуск по высокотравью, а затем и по кустарникам в сторону правого притока Большой Речки. Тропы нет. Крутизна по пути движения до 20-25 градусов, на траверсе до 30 градусов. По кустарникам пробираемся с большим трудом. На юго-западном отроге с в. 1775м, по которому мы движемся, встречаются выходы скал, проход и преодоление их затруднено.

Начали спуск в долину правого притока р. Большой Речки (Ф-87). Высокотравье, колючие кустарники, борт долины крутизной до 45 градусов. Спустились к самой реке. Река врезана в долину, берега её не выработаны. Тропы нет, по берегам высокотравье до 2м, затем трудно преодолеваемые кустарники. Движемся по каньону с переходом с одного берега на другой примерно 5км, в обход прижимов и небольших водопадов, большую часть пути просто по воде, страхуясь ледорубами или альпенштоками. Заночевали, не доходя 1 км до Большой Речки, на первом относительно ровном месте. Готовили и сушились на костре.

За день пройдено 19,5 км, ходовое время 8 часов 25 минут

Перепад высот + 680 - 1300м.

День пятнадцатый. 30 августа.

Подъём ранний. Очередной раз переправившись стенкой через приток, а затем и через саму Большую Речку (ширина реки здесь 15м, глубина около 0,7м), находим автомобильный след, по которому движемся вниз по долине на ЮЮВ ещё около 1 часа до соединения с дорогой, пришедшей. с левой стороны под прямым углом. (Эта дорога, видимо, идёт вдоль Хамира по его правому берегу) Ещё 30 минут и мы подходим к самой реке, которая здесь разливается на несколько проток. Переправляемся стенкой с подстраховкой через несколько русел .р.Хамир (глубина по развилку, течение сильное –1,5-2,0 м/с) и выходим на дорогу, соединяющую Столбоуху и Путинцево, примерно в 3-х км ниже Столбоухи. Как уже указывалось, регулярного движения транспорта на этой дороге нет уже лет десять, иной транспорт крайне редок (на всём пути до Путинцево, а это более 20 км, не было ни одной попутной машины). Мы очень торопились (форсированный темп со скоростью 5 и более км в час), но на автобус из Путинцево в Зыряновск всё-таки опоздали (последний автобус уходит около 16 часов), и нам пришлось добираться в Зыряновск на попутном микроавтобусе. Переночевали на ст. Зыряновск в помещении для рабочих, обслуживающих железную дорогу.

За день пройдено 32 км, ходовое время 7 часов 40 минут

Перепад высот - 350м.

5.Дополнительные сведения о походе

Снаряжение

В связи с прохождением похода в горной местности и отсутствием достоверных данных о характере склонов и потребности в использовании специального снаряжения при работе в основном районе, мы на маршрут взяли на группу:

  • 3 основные веревки по 50 м диаметром 10 мм
  • 60 м вспомогательной веревки, диаметром 8 мм
  • 10 групповых карабинов
  • 10 скальных крючьев
  • 5 ледовых крючьев
  • скальный молоток (второй заменял айсбайль руководителя)
  • 2 пары кошек

На каждого участника лично:

  • верхнюю и нижнюю обвязки (или комбинированную страховочную систему)
  • 5-ти метровый страховочный репшнур диаметром 8 мм
  • 2-х метровую петлю с "заячьими ушками" (диаметр веревки – 6 мм)
  • 2 карабина
  • спусковое устройство
  • жумар или кулачок
  • ледоруб или айсбайль
  • каска
  • рукавицы брезентовые
  • солнцезащитные очки.

Из перечисленного выше специального снаряжения использовались на сложных или опасных участках каски и ледорубы, брезентовые рукавицы и солнцезащитные очки. Кроме того, при организации спуска с перевала Максиха - верёвки, скальные крючья, групповые карабины, жумары и личное специальное снаряжение (кроме солнцезащитных очков – была сильная непогода и кулачков).

Так как ряд ночевок планировался (и происходил в реальности) выше уровня леса, в набор общественного снаряжения входили 3 газовые горелки и 10 баллонов с газом СV- 470.

В целях экономии веса, частью участников использовались спаренные спальники - 2 спальника на троих. Продукты занимали достаточно большой объем и вес в начале похода. Это связано со спецификой района – не было возможности пополнять запасы продуктов при движении по маршруту. Поэтому на старте вес груза, приходящийся на каждого участника, составлял в среднем около 26 кг. Из них личное снаряжение вместе со специальным – 11,3 кг; групповое снаряжение – 4,0 кг продукты - около 10,7 кг, топливо и газовые горелки– 0,5 кг. С учетом надетого на себя снаряжения средний вес рюкзака в первый день похода составил около 23 кг.

После организации заброски снизился вес продуктов, кроме того, были оставлены часть газовых баллонов, кое-какие личные вещи. Вес рюкзаков в среднем после этого составил 16 кг, каждый день уменьшаясь примерно на 0,7 килограмма.

Ремнабор:

На маршрут был подобран типовой ремнабор, рекомендованный Гранильщиковым Ю. В. Из него в походе использовались иголки и нитки (капроновые и х/б) для ремонта одежды.

Аптечка

Аптечка была укомплектована согласно рекомендациям специальной литературы. Большая часть аптечки, к счастью, не потребовалась. Востребованными были бактерицидный лейкопластырь (рекомендуем брать с собой в поход не менее листа пластыря на участника в день), витаминные препараты, солнцезащитные кремы, противовоспалительные мази и мази с термоэффектом, средства защиты от комаров.

Продукты

Продуктами группа обеспечивалась из расчёта примерно 700г на день, возможность подножного корма (грибы, ягоды, шишки) в расчёт не принималась.

Для облегчения веса продуктов и упрощения приготовления были взяты в поход сублимированные и быстро приготовляемые продукты фирмы “Норд Трек” (сушено-вареное мясо, быстро приготовляемые супы и каши, индивидуальные перекусы) .Супы (борщ, рассольник, перловый суп) и каши (гречка с мясом, пшеница с мясом, плов) не требуют варки, а просто заливаются кипятком, что существенно экономит топливо и время приготовления пищи. Однако эти блюда сильно уступают по вкусовым качествам традиционно приготовленной пище. Перекус представляет собой набор из шоколадки, печенья, хлебцев, орехов и сухофруктов. Все продукты упакованы из расчета одна упаковка - перекус на человека на день. Все герметично и компактно. О сушено-вареном мясе в конце похода участники высказали свое мнение, что, при необходимости, оно съедобно и в сыром виде.

 

Особенности погодных условий

Для района характерно соблюдение всех принцип высотной зональности, в том числе снижение Т при подъеме на каждые 100 м на 0,6 градуса. В целом погодные условия мягче, чем на Катунском хребте, дневные Т достигают 25-27 (на высотах около 2000м), ночные заморозки в августе редки. В то же время эта цепь хребтов ЮЗ Алтая перехватывает воздушные массы, идущие с более засушливых и жарких районов Казахстана, и охлаждает их. Следствием этого является неустойчивая погода, особенно в конце лета, характер которой проявляется в смене теплой безветренной погоды кратковременными дождями, в том числе проливными, в горах с градом. После 20 августа по информации, полученной от охотников, и по нашим собственным наблюдениям, возможно выпадение снега уже на высотах около 2000 м, сопровождающееся резким похолоданием. Такой снег сохраняется 2-3 суток.

Транспортная характеристика района и другие полезные сведения были приведены ранее в разделе 2.

6.Выводы и рекомендации.

Совершен пешеходный поход четвёртой (усложнённой) категории сложности в районе хребтов Листвяга и Холзун в южной части юго-западного Алтая. Маршрут был проложен таким образом, чтобы посетить, по возможности изучить и задокументировать расположение перевалов в хребтах и их отрогах, а также совершить многокилометровый траверс хребта Холзун между перевалами на р.Тихая Бирюкса и Хайдун, что ранее не было сделано ни одной группой.

Цели, которые группа поставила перед собой, были достигнуты, результаты изложены в данном отчете. Физическая, техническая и морально-волевая подготовка группы в подготовительный период позволили успешно, безаварийно и в намеченные сроки пройти заявленный маршрут. Травм (не считая потертостей) и заболеваний на маршруте не было. Высоты по пути следования небольшие, поэтому сколько-нибудь существенных проявлений горной болезни у участников похода не было.

Благодаря продуманной схеме маршрута, позволяющей организовать заброску, вес рюкзака на всех участках маршрута (кроме первого и второго дня, когда осуществлялось движение со стартовым грузом) был вполне по силам всем участникам группы.

Район похода имеет ряд несомненных преимуществ, как-то: большие туристские возможности, удаленность от зон национальных конфликтов, весьма благожелательное отношение к русским и большая свобода действий (нет других групп и очень малая населённость). В то же время отметим, что здесь пока неизвестны перевалы 2-Б и нет сложных переправ, поэтому технически сложные маршруты пятой категории проблематичны.

Поход для участников явился не только средством удовлетворения своих спортивных и эмоциональных потребностей, но и хорошим средством воспитания таких черт характера и качеств, как патриотизм, любовь к познанию Родины, умение и стремление соизмерять свои желания с потребностями коллектива, активность и инициативность, силу воли и, наконец, умение терпеть.

При подготовке и проведении похода использовались следующие источники информации:

1. Топографическая карта--Республика Алтай, Усть-Коксинский район, ФСГК, 1995, М 1:200000

2. Топографические карты М-45-Х111, М-45-Х1У, М-45-Х1Х, М-45-ХХ, М 1:200000

3. Политико-административная карта-Восточно-Казахстанская область, ГУГК, 1987, М 1:750000

4. Топографическая карта-Восточно-Казахстанская область, ГУГК Республики Казахстан, 1:1000000

5. Топографические карты М-45-74, М-45-75, М 1:100000

6. .М.М.Маркин и др., Туристские тропы Алтая, Барнаул. Алтайское книжное издательство,1984

7. Отчеты о совершении путешествий из библиотеки МГЦТК

8. Перечень перевалов среднегорья. (в рукописи, из материалов В.В.Громова)

 

 

 

 

8. Картосхемы района маршрута

  1. Картосхема 1, масштаб 1:200000
  2. Картосхема 2, масштаб 1:100000
  3. Картосхема 3, масштаб 1:50000
  4. Картосхема 4, масштаб 1:50000
  5. Приложение. Перевалы и вершины хребта Листвяга

Комментарии: Ваш комментарий:
2005-04-27 07:51:32 | Александр | E-Mail
Друзья мои! Может вы поможете? Нужна топографическая карта района реки и поселка Тургусун. Можете выслать на мне на мыло? Я вас о-о-очень прошу! Спасибо заранее.

2006-01-24 18:09:29 | Владимир | E-Mail
А гед карты схемы??? Нужны

2009-04-10 01:38:17 | Вова | E-Mail
Насчет первопрохождения маршрута
tourism.intat.ru/reports/22/

2017-11-02 16:43:45 | JacksonZWtob | E-Mail
bit.ly/2yMlXw7 - автосервис на трассе м4


ewacuator.cait2.ru - s019.radikal.ru/i644/1710/4d/260a76e5b4de.png

шиномонтажи на трассе м4



evak_avto

2017-11-03 00:10:20 | DavidADeni | E-Mail
bit.ly/2ybLFKY - Блоггинг - интересные и полезные статьи и темы



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;