рассвет
Автор: Леонид Смирнов

Северный Урал

клуб туристов ЛГУ

отчет о лыжном походе III к.с. по Северному Уралу, совершенном с 31 января по 12 февраля 1989 г.

рук. Пашков И.В.

пос.Вижай - пос.Тохта - р.Вижай - г.Ишерим - хр.Сухо-Тумп - г.Мартай - хр.Хоза-Тумп - г.Белый Камень - г.Денежкин Камень - р.Сосьва - пос.Сосьва

протяженность маршрута - 250 км

9. Целовальникова Любовь Михайловна 1949
10. Набок Андрей Дмитриевич 1947

Описание маршрута

1 день /1.02.89/

Выход в 8.30. Уже совсем светло, хотя солнца еще не видно. Короткими переходами /30+-5/ движемся от поселка Тохта по дороге вдоль реки Bижай. Через 2,5 часа входим в карту в районе слияния рек Кул и Вижай. Еще через 1,5 часа выходим на пересечение дорог и просек. Накатанная лесовозами дорога резко сворачивает влево на юг. После перекуса начинаем движение по дороге, ведущей на запад к хребту Сухо-Тумп. Через 1 час дорога начинает забирать влево вдоль хребта, а мы начинаем подъем на восточный склон хребта Сухо-Тумп. Еще через час встаем лагерем на склоне хребта.

Ходовое вреыя 6 часов, пройдено 18 км.

2 день /2.02.89/

Выход в 8.45. Продолжаем подниматься по склону хребта Сухо-Тумп в направлении на запад. Через 1,5 часа выходим к огромному каменному останцу. Нa западе виден гребень хребта Сухо-Тумп, покрытый заснеженными елками. Па севере за перевалом видны вершины Ишерим и Илпинг-Ньер. На террасе восточного склона хребта Сухо-Тумп оставляем рюкзаки и готовим площадку для ночлега. Дров мало - сушины все гнилые, поэтому рекомендуем ночевать ниже по склону. В 11.00 выходим радиально к г. Ишерим. Сначала идем на север, с постепешши набором высоты, траверсируя восточный склон хребта Сухо-Тумп, затем переваливаем на западный склон и начинаем спуск на перевал между массивом горы Илпинг-Ньер и хребтом Сухо-Тумп. Тропежка около 15 см вниз не представляет трудности. В 13 часов выходим к южному склону перевала между г. Ишерим и г. Илпинг-Ньер. Еще через час поднявшись немного по склону устраиваем перекус. Выход к перевалу выгоден тем, что он позволяет иметь меньшие перепады высот и обойти участки густого леса. В 15 часов выходим на перевал. До вершины Ишерим еще 1-1,5 часа хода. Из-за отсутствия резерва времени приходится возвращаться. По своей лыжне быстро возвращаемся к месту ночевки. В 18.00 - еще засветло - мы у рюкзаков. Быстро темнеет, ветер, температура -20С.

Ходовое время 9 часов, пройдено 27 км. Из них в зачет маршрута 15 км.

3 день /3.02.89/

Выход в 9.00. Сильный ветер, температура -18°С. Видимость около 2 км. Траверсируем восточный склон хребта Cyxo-Тумп с выходом на лесной перевал практически без потери высоты. Тропежка до 20 см не очень тяжелая. Снег осел и поэтому мы не сильно проваливались. Через 2 часа вышли на перевал. Прошли вдоль него и перевалили на другую сторону хребта Сухо-Тумп.

Траверсируем западный склон хребта с тем, чтобы увидеть г. Мартай. Видимость то ухудшается, то улучшается. Ориентируемся в основном по рельефу. Движемся вдоль хребта Сухо-Тумп общим направлением на юг, проходя перевалы мекду отдельными вершинками. В 14.00 на юге увидели г. Мартай с крутыми залесенными склонами. Ближе к вершине леса нет. В 15.00 начинаем подъем на северо-западный склон г. Мартай общим направлением на юг. В 15.00 видимость резко ухудшилась до 0,5-1 км. Сильный ветер. Решаем прекратить подъем и продолжаем траверсировать склон г. Мартай не выходя из зоны леса. В 16.30 спускаемся в долину реки Мартайки. Внизу видимость получше. Движемся по долине реки на восток в течение часа. Тропежка до 30 см. Начинает смеркаться. Решаем ставить лагерь у найденной сушины т.к. попадаются они реже. В 17.30 встаем на ночлег.

Ходовое время 8 часов, пройдено 19 км.

4 день /4.02.89/

Выход в 9.00. Температура -14°С, видимость около 2 км. Движемся вдоль русла реки Мартайка в направлении на восток. Через 1 час река сворачивает к югу, а мы продолжаем подъем на склон серпантином общим направлением на восток. В 12 часов вышли на широкую /до 30 м/ просеку север-юг, идущую прямо по хребту. Тропежка в лесу до 30 см, идти тяжело, поэтому решаем пройти по просеке на юг. Еще через час просека упирается в просеку восток-запад, такую же широкую. Сворачиваем налево и снова движемся на восток в направлении хребта Хюза-Тумп. Постепенно просека превращается в дорогу, которая с понижением идет на восток. В разрывах облаков смутно просматриваются фрагменты хребта Хоза-Тумп. Тропежка на дороге около 20 см, но все время вниз. Скорость передвижения значительно увеличилась. Через 1,5 часа выходим к верховьям реки Северный Ивдель. Здесь устраиваем перекус. После перекуса продолжаем движение по дороге. Через час дорога резко сворачивает влево, а мы продолжаем движение в восточном направлении. Начинается подъем, идем серпантином. Через два часа выходим на границу зоны леса, склон поворачивает к югу. Быстро темнеет и мы спускаемся на 200-300 метров вниз к дровам.

Ходовое время 9 часов, пройдено 26 км.

5 день /5.02.89/

Выход в 8.30. Ветер, видимость неважная, температура -5С. Сквозь пелену облаков пробивается солнце. Иногда просматриваются фрагменты хребтов на востоке. Поднимаемся на границу зоны леса. В лесу тропежка до 30 см. Скорость передвижения 2 км/ч. Через час выходим из зоны леса и скорость резко увеличивается. Тропежка 5-10 см, местами встречается твердый наст на котором лыжи почти не оставляют следа, Здесь много снежных надувов возле одиночных елок, которые из-за рассеянного света очень плохо видны. Порой замечаешь их только тогда, когда носки лыж вдруг повисают в воздухе. Обходить такие надувы возле елок рекомендуем ниже по склону т.к. так приходится меньше петлять. Поднимаемся выше по склону и продолжаем траверсировать восточный склон хребта Хоза-Тумп в направлении на юг. Видимость постепенно ухудшается до 1,5-2 км. Ориентируемся только по рельефу и времени. В 16.00 начинаем спуск в зону леса. В 17 часов находим место для лагеря и встаем. Погода портится, наверху сильный ветер.

Ходовое время 8 часов, пройдено 25 км.

6 день /6.02.89/

Выход в 8.30. Видимость 1-1,5 км. Ветер. За час выходим из зоны леса наверх и продолжаем траверс хребта. Наверху дует сильнее, но мы еще около часа продолжаем движение на юг. Температура -1 -З С. Ветер усиливается, начинаются снежные заряды, видимость резко ухудшается до 20-50 м. Принято решение спускаться в зону леса. Спускаемся короткими отрезками. Спуск до мало-мальски приличного леса занял 1,5 часа, Здесь тоже дует, хотя и не так сильно, снежные заряды продолжаются. Ставим лагерь. Устраиваем полудневку.

Ходовое время 3,5 часа, пройдено 6 км.

7 день /7.02.89/

Выход в 9.15. Видимость 1,5-2 км, ветер, температура -5 -8 С. Движемся на юг с постепенным набором высоты. Через час выходим на границу зоны леса. Еще через полчаса попадаем в "сказочный лес" на перевале. Перевал весь зарос мелкими елками вокруг которых образовались причудливые снежные надувы. Смотрится красиво, но приходится сильно петлять обходя эти надувы. Через перевал шли около 3 часов. Переваливаем через хребет на запад в надежде увидеть г.Белый Камень и спускаемся немного на запад.

Ходовое время 6 часов, пройдено 21 км.

8 день /8.02.89/

Выход в 8.45. С утра на западе были видны фрагменты г.Белый камень. Погода вроде бы улучшается. Идем на запад. Тропежка в лесу 30 см, местами глубже из-за свежего снега. Особенно глубокий и рыхлый снег в долинах ручьев. Идем по азимуту, других ориентиров из лес не видно. К вечеру подходим к восточным отрогам г.Белый камень. Останавливаемся на ночлег в 17.00.

Ходовое время 8 часов, пройдено 15 км.

9 день /9.02.89/

Выход в 9.00. Наши надежды на существенное улучшение погоды не оправдались. На г.Белый камень подниматься нет смысла - ничего не видно. Сворачиваем на юг и идем по восточным отрогам г. Белый камень. Через 2 часа сворачиваем на восток, пытаясь выйти к реке Кутим. Еще через час выходим к реке. Лыжни по реке нет. Тропежка до 40 см - очень тяжелая. Решаем выходить снова на хребет Хоза-Тумп и по нему выходить к избе Европа-Азия. Идем на восток, постепенно забирая к югу. Чем выше мы поднимаемся на хребет, тем легче идти. Ночуем на западном склоне хребта.

Ходовое время 8 часов, пройдено 16 км.

10 день /10.02.89/

Выход в 8.30. Продолжаем подъем на хребет Хоза-Tyмп в направлении на восток. Через 2 часа выходим на хребет. Сильная дымка, но на юго-востоке просматриваются очертания массива г. Денежкин камень, а на югe Главного Уральского Хребта. Движение по хребту - дело привычное. Хребет понижается и все чаще встречаются перевалы заросшие лесом. В 17 часов пересекаем дорогу, идущую по просеке строго с востока на запад. Дорога хорошо наезжена. Пересекаем ее и встаем лагерем.

Ходовое время 8 часов, пройдено 18 км.

11 день /11.02.89/

Выход в 8.30. Продолжаем движение на юг через Еловский Увал. Через 2 часа натыкаемся на несколько лыжней пересекающих хребет. Находим квартальный столб по которому абсолютно точно определяем свое местоположение. До избы Европа-Азия по карте около 12 км. Хребет постепенно понижается, тропежка становится глубже. В конце дня скорость резко падает. Уже темнеет, когда мы выходим на тропу, ведущую к поселку Сольва в 2 км от избы Европа-Азия. По ней идет отличная, накатанная многими группами лыжня. Ставим лагерь рядом с лыжней.

Ходовое время 8 часов 30 минут, пройдено 18 км.

12 день /I2.02.89/

Выход в 8.00. У нас сегодня трудный день - нам необходимо попасть в поселок Сосьва к автобусу чтобы успеть на самолет. Скольжение по лыжне отличное, рюкзаки легкие, погода отличная, Жаль, что не успеваем сходить на Денежкин камень. За 10 минут сваливаем до пос. Сольва. В избе встречаем группу из Литвы, которая yгощaeт нас чаем. Из Сольвы уходим по старой кривинской дороге, которая через 12 км выводит нас к реке Сосьва. ПО реке идет лыжня, по которой мы к вечеру выходим в Сосьву. К Сосьве выходим уже в темноте и на шальном автобусе уезжаем в Североуральск

Ходовое время 11 часов, пройдено 52 км.

Выводы и рекомендации

После окончания похода можно сделать следующие выводы:

1. Группа была хорошо подготовлена к походу, разница в физической подготовке участников была незначительна. Общественное снаряжение проверку походом выдержало успешно. Недостаточное внимание отдельных участников к своему личному снаряжению привело к обморожениям легкой степени даже при столь теплой погоде.

2. Карты, использованные при подготовке и проведении похода оставляют желать много лучшего - недостаточно подробны и точны.

3. Необычной для данного района была погода в это время. Было чрезвычайно тепло /до 0с/ и очень плохая видимость.

4. При планировании маршрута на участках долин, в лесу следует учитывать маленькую скорость передвижения особенно при свежевыпавшем снеге.