LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Полярный Урал

Молодежная общественная организация

Воркутинский городской туристский клуб “Дриада”.

 

ОТЧЕТ

О спортивном лыжном походе 5 (пятой) категории

сложности по южной части Полярного Урала,

совершенном в марте- апреле 2002 года.

 

Руководитель группы:

Чижик Сергей Леонидович

 

Адрес руководителя:

169906 Республика Коми г. Воркута

ул. Гоголя д.6 , кв. 48

для писем г. Воркута 169906, а/я 7

driada @vorkuta.com

Домашний телефон : 5-70-16

 

Воркута 2002 г.

 

1.Справочные сведения

1. Проводящая организация:

Молодежная общественная организация Воркутинский городской туристский клуб “Дриада” г. Воркута ул. Гоголя д.6

driada@vorkuta.com

2. Район: южная часть Полярного Урала.

3.Вид туризма: лыжный

4.Категория сложности: 5 (пятая)

5. Протяженность активной части: 293,8 км.

6. Продолжительность путешествия: 19 дней

7. Сроки проведения: с 24 марта по 11 апреля

Маршрут заявленный: Ст. Сивая Маска-р. Грубею-пер.Шер-Шор(н/к)-р.Мал.Лохорта-р.Пага-Каровый массив- р.Погурей – зап.склон хребта- г.Пальникшор (1А) восх.– г.Скальная (1Б-2А) восх. – пер.Скалистый (н/к) – р.Б. Лохорта- пер. Лево-Лахортинский проход (н/к)– оз. В.Лагорта –пер. Каньонный –(н/к)- пер. Среднелахортинский(н/к) –пер.Ноябрьский (1А) – оз. Верх.Хойла- г. Географов (1Б)восх. –р. Правый Кечпель- г. Пайер(1Б) восх.- г. Южный Пайер 1330 м. (1Б) восх.- ст. Полярный Урал.

Маршрут рассмотрен: МКК ТСР лыжной комиссией,

Председатель В.В. Буяльский.

 

5. Ф.И.О. ,адрес, телефон руководителя и участников.

Фамилия

Имя ,Отчество

Год рожде- ния

Туристский опыт

Домашний

адрес

Обязанности

В группе

ЧижикСергейЛеонидович 1973 4у Прип. Урал,4у Прип. Урал,5у Прип. Урал,4р - Поляр. Урал-побережье Карского моря, 169906г. Воркута, ул. Гоголя д.6 кв.48,5-70-16 Руководитель
ГродаТатьяна Ивановна 1950 4-у Прип. Урал,4-р - Прип. Урал г.Инта ул.Куратова 64-22 Зам.руководителя
МеринковДмитрийАлександрович 1978 2у Прип. Урал,4у - Пол. Урал, побер. Карского моря г.Воркута ул.Дончука 8а-78,т.3-51-37 Примусник
ТулуповАлексейВячеславович 1977 2у - Прип. Урал.,4у-Пол. Урал, побер. Карского моря г.Воркута, ул.Гагарина д.9а-71 т.3-71-93 Ремонтник
ШнайдерДмитрийЮрьевич 1982 2у-Прип. Урал г.Воркута, ул.Тиманская 12а-73 ,т. 6-64-86 Видеооператор
ЗарубинаГалинаНиколаевна 1960 5у-Пол. Урал, 4у-Пол. Урал, побер. Карского моря г.Воркута, ул.Мира д.14-20,т 5-74-82 Медик

2. Описание района путешествия.

 

Полярный Урал – один из интереснейших районов нашей страны. Суровые условия и красота северных гор, возможность испытать себя манит сюда туристов из всех регионов России.

Южная часть Полярного Урала в районе верховьев рек Пага и Елец на севере представляет собой вытянутый в меридиональном направлении хребет, поднимающийся прямо из тундры. Далее на юг хребет представляет собой расчлененное на отдельные части глубокими долинами плато. Однако и на этом участке в районе г. Грубеиз и г.Магнитная имеются альпийские формы рельефа – кары, цирки и т.д.

Сочетание в одном районе островерхих альпийских вершин, горных плато . а также наличие леса при подходе к горам и особенно в долинах восточного склона , создает неповторимость этой части Полярного Урала .

Можно рассматривать его как переходная форма между Приполярным Уралом и суровой северной безлесной частью Полярного Урала.

Отличительной особенностью является наличие низких и несложных ( н /к) сквозных перевалов через хребет с запада на восток .При желании можно найти и довольно сложные перевалы в районе г. Пайер и г. Скальная ( в массиве г. Хордьюс ) и г. Пальникшор .

Наличие сквозных перевальных седловин создает часто на данных перевалах эффект аэродинамической трубы с ураганной силы ветрами. Из-за разности давления на западной и восточной стороне хребта, часто наблюдается явление, при котором в первую половину дня направление ветра с запада на восток, а во второй половине дня в обратном направлении. Сильные ветра обуславливают метелевый перенос снега, при этом на склонах образуется снежная доска ,плотность достигает плотности асфальта, а на отрицательных формах рельефа образование больших надувов и снежных карнизов на гребнях и обрывах. Часто при сильных ветрах, в особенности после оттепели, снег в долинах и на склонах почти весь выдувается, обнажаются камни и лед, что в свою очередь мешает движению на лыжах.

Лучшее время лыжных путешествий – вторая половина марта – до 20-х чисел апреля. За последние годы наблюдалось значительное потепление: до + температур и дождя в середине и конце апреля, а в мае возможно таяние снега в предгорной тундре.

 

3. Содержание отчета.

1. Общая смысловая идея похода и его организация.

Смысловая идея похода.

Идея пройти маршрут в южной части Полярного Урала является продолжением цикла походов по Уралу, в которых участвовал руководитель и некоторые участники. Ранее двумя маршрутами был пройден Приполярный Урал от верховьев р. Кобылаю и г. Неройка на юге и до р. Кожим на севере (поход 4к.с. в 1998 году и поход 5 к.с. в 2000 г.). В 1999 году мы прошли интересный маршрут по северной части Приполярного Урала от верховьев р. Парнокаю (лев. приток Лемвы) до верховьев реки Паги в южной части Полярного Урала. В этом маршруте были совершены первопрохождения перевалов в районе р. Малой и Большой Тыкотловой , р. Петравож, совершены восхождения на безымянные вершины в данном районе ,а также г. Грубеиз, г. Магнитная,траверс хребта Игядейтайкеу. В плане было тогда и посещение Карового массива, хребта Хордьюс. Однако начавшееся резкое потепление вынудило нас воспользоваться аварийным выходом на ст. Сивая Маска. Только один раз, когда мы подходили к станции, хребет Хордьюс открылся нам, и мы твердо решили когда-нибудь вернуться к непройденным вершинам. С того времени мы прошли маршруты в северной части Полярного Урала с достижением побережья Карского моря, прошли по хребтам Харбей ,Ханмей, Райиз, Собский массив и Пайер. Для общей картины туристского изучения Полярного и Приполярного Урала не хватало одного “кусочка”. Вот мы и решили восполнить этот пробел и посетить район Карового массива, хребет Хордьюс и взойти еще раз на Пайер (пройти мимо этой красивой вершины мы не могли). Было также большое желание погулять немножко по лесу (для тех, кто не знает – в Воркуте леса нет), поэтому выход наметили от Сивой Маски.

Понимая необходимость популяризации туризма в городе Воркуте и регионе, а также опираясь на опыт предыдущего похода , мы развернули широкую рекламу похода и туризма в целом в местной прессе и на местном отделении радио “Европа +” Воркута. Предполагалось собрать максимально большое количество информации о районе путешествия с большим количеством фотосъемки.

Такие соображения легли в основу нашего путешествия.

Большую помощь в подготовке похода оказал мэр города Воркуты И.Л.Шпектор, а также спонсоры сеть фотомагазинов “Коника”, магазин спецодежды “Дельта”, Воркутинский хладокомбинат, Воркутинский хлебозавод.

  1. Варианты подъезда и отъезда.

Основным и наиболее коротким вариантом достижения хребта в районе г. Скальная, Хордьюс является станция Сивая Маска. От станции к поселку Горняк к пассажирскому поезду №176 и скорому поезду №42 “Москва – Воркута” подъезжает вахтовка, если она сломана, то можно договориться с местными жителями о легковой машине или буране. У нас договоренность с автобусом была заранее, поэтому проблем по проезду не возникло.

От поселка Горняк на реку Юньяха и далее к устью р. Грубею и Пальникшора есть накатанный буранный след, можно договориться о заброске с местными жителями, однако проблема в бензине. Возле устья этих рек есть рыбацкие балки, в избе на р.Пальникшор постоянно живет один дед.

Возможен также заход в район с любой станции от Амшора до Сейды, но это более трудоемко из-за тропежа в лесу.

Возможным вариантом захода в район (или выхода из него) можно рекомендовать станцию Елецкая. В настоящее время в горах, в районе выс. Хойламыльк ведутся разработки месторождения баритов, от него до станции Елецкая идет отличный зимник. При планировании заброски из Елецкого необходимо заранее связаться с нашим клубом, т.к. разработка месторождения зависит от финансовых потоков и может временно приостанавливаться.

Подъезд возможен также и со станции Харп Северной ж. д. – от нее идет дорога на рудник, расположенный на перевале Геологов, в верховьях реки Енгаю. Дорога грунтовая, довольно хорошего качества – ездят Уралы и Кразы.

В летний период можно заказать вездеход в район Пятиречья из поселка Полярный (110 км).

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийными вариантами выхода с первой части маршрута (район Скальной, Пальникшор, Каровый массив) являлся выход по долинам рек западного склона к железнодорожным станциям вблизи ст. Сивая Маска ( Марков, Амшор, Пернашор) либо выход к поселку Мескашор ( совхоз Горняк ) На момент написания отчета на данном участке ж. д. закрыты станции Пернашор и Сармаю. Ближе к устью рек Пальникшор, Грубею, Большая и Малая Ниедзью можно рассчитывать на буранный след охотников. Близ устья Пальника расположена изба деда Бальзака.

Со второй части маршрута (район Хойлы, Пайера) целесообразно выходить к месту добычи баритов и выезжать далее на автотранспорте. Как вариант можно рассматривать выход на станцию Елецкий. ( неизвестно как успешно будет работать карьер – все зависит от финансирования).

 

4. Изменения маршрута и их причины.

В первой части маршрута вместо прохождения верховьев Мал . Лахорты и перевала на р. Пага мы были вынуждены , из-за сильного встречного ветра и мороза , двигаться вниз по долине М. Лахорты и заходить к Каровому массиву с восточной стороны.

Из-за потери почти двух с половиной дней во время пурги под пер. Шер-Шор и на М. Лохорте, мы отказались от сквозного прохождения перевала с Паги на лев. приток р. Погурей, ограничившись радиальным выходом на него.

В заключительной части маршрута из-за отсутствия запасных (резервных) дней и наблюдавшегося ухудшения погоды было принято решение выхода по запасному варианту на станцию Елецкий.

5. График движения.

График движения

Дни пути Дата Участок пути Протяженность Характеристика пути, опасные участки Метеоусловия
1 24.03 г.Воркута - ст.Сивая Маска - пос.Мескашор -балок Грубею 17.6 По буранному следу Тихо,-15 град.,вечером-25 град.
2 25.03 Балок Грубею-р. Грубею, за 2 км до развилки 23,1 На лыжах местами тропеж 20-30 см. Утро:-10 град.,вечер:-3 град.,снегопад
3 26.03. р.Грубею-оз.на выс 575,4 под пер Шер-Шор 13,2 Тропеж 10 см, перед озером заструги Утром:-25 град.,ветер 2 м/с;днем -15 ,вечером -20 град,тихо.
4 27.03. Вынужденная дневка     -25 град.,ветер 20м/с,порывы до 30 м/с.
5 28.03. оз.575,4-пер Шер-Шор(н/к)-р. Шершор-р.Мал.Лохорта 13,2 При подъеме к перевалу обледенелые заструги по 30-40 см. высотой, при спуске по ручью снежные наддувы в русле невидимые при спуске сверху Утром-27,ветер2-3 м/с,днем и вечером -22 град.,ветер25 м/с.
6 29.03. р.Мал.Лохорта-устье второго правого притока р.Мал.Лохорта-вверх по ручью на плато Лохортаегарт.Траверс массива Лохортаегарт(1Б) 23,1 На реке наледи,при движении вверх по притоку высокие наддувы,возможны обвалы карнизов Утром-18 , ветер 15-18 м/с, обед—20 град.,ветер 3-5 м/с,ночью -35-40 град.тихо
7 30.03. Плато Лохортаегарт (972,3м) - р.Лохортаегарт - пер.Лохортаегарт (н/к) - р.Мал.Лохорта-пер.на р.Пага(н/к)-р.Пага - рад.Каровый массив и пер.лев.исток р.Погурей.(н/к) 18,7+ 4,5 км радиалка На спуске крутизна 30-35 град,кошки Утром-30 град. Тихо,днем -20 град,ветер3-5 м/с,ночью-35 град.
8 31.03. р.Пага - пер.Чумовой(н/к) - р.Мал.Лохорта - пер.на р.Пальник-Тывис (н/к) - оз.Пальник-Ты - р.Грубею. 27,5 км. На лыжах, в плохую погоду сложное ориентирование. Утром -22 ,ветер5 м/с,вечером -27 град.,
9 01.04 Восх. в.Пальникшор 1173,3(1А) - оз.575,4 под пер Шер-Шор Рад.3 км.+3 км. Заснеженные скалы ,плотный фирн, кошки и страховка ледорубом ;при движении вдоль хребта –камни и заструги .утром:-20 ,ветер 15 м/с,низкая облачность,на вершине порывы до 30 м/с,вечером -20,ветер 5м/с.
10 02.04. Оз. 575,4 - р.Мал.Ниедзью - р.Бол.Ниедзью. 10 км. Присыпанные снегом обледенелые заструги, подлип. Утром -15 град.,ветер 2-3 м/с,вечером -15град.,ветер10 м/с.
11 03.04. Вынужденная дневка     -16 град,ветер около 30 м/с,низовая метель,вечером -18,тихо,снегопад.
12 04.04. Восх.в.Скальная(2А) Рад.4 км.в одну стор. Покрытые инеем скалы ,крутой склон,навешивание перил на подъеме и спуске , подъем в кошках с ледорубом. Утром-10,днем -15 ,на вершине ветер 10 м/с,вечером низкие облака -5 град.,тихо.
13 05.04. Р.Бол.Ниедзью - пер.Скалистый540м.(н/к)-р.Бол.Лохорта. 9 км. Штормовой ветер,сбивающий с ног,плохая видимость,обледенелые склоны и выходы камней из под снега. Утром -10,ветер юго-западный,20 м/с,порывы до 30 м/с
14 06.04. р.Бол.Лохорта - пер.Лево-Лахортинский проход 448 м.(н/к) - оз.Бол.Лохорта - пер.Каньонный570м.(н/к) - р.Лохортаегарт - пер.Право-Лохортинский проход 330м.(н/к)-оз.Мал.Лохорта. 21 км. Снежные заструги . Утром -15,ветер15 м/с/днем -3,подлип,ветер2-3 м/с,вечером-2 легкий снегопад.
15 07.04. Оз.Мал.Лохорта - верх.р.Средн.Лохорта -пер.Параллельный (Ноябрьский ) 890м.(1А) - лев.исток р.Бол.Хойлаю - р.Хойлавис - оз.Верх.Хойла - рад. пер. Бол. Хойлинский Проход 418м.(н/к)-восх. г.Географов1130,9м.(1Б) 16,5+ 9 км.рад.на в.Географов. Перед перевалом подлип и тропеж, при подьеме на перевал кошки ,глубокий снег на крутом склоне 30-35 град,перед седловиной рубка ступеней . .Утром 0 град.,ветер 2 м/с,днем +5,ветер южный 10 м/с,на перевале 25-30 м/с,вечером -1,тихо.
16 08.04. Оз.Верх.Хойла - р.Хойлавис - платообразная возв.между р.Бол.Хойлаю и лев.истоком р.Лев.Юньяха. 11 км. Сложное ориентирование в ночных условиях., встречный ветер. Утром -5,ветер 25-30 м/с,в обед 0град.,вечером -3,ветер 15-20 м/с.
17 09.04 Р.Лев.Юньяха-р.Прав.Юньяха-р.Лев.Кечпель-р.Средний Кечпель-р.Правый Кечпель. 30,8 На лыжах Утром -15,ветер5-10м/с, вечером -23,ветер 3 м/с.
18 10.04. Р.Правый Кечпель - оз.Кечпель-Ты - восх.г.Пайер 1499 м.(1Б*) - восх.г.Южный Пайер1330 м.(1Б) - р.Прав.Кечпель - дорога на баритовый карьер-ст.Елецкий. 7 км.рад.+ 28,6км. Подъем на вершины со страховкой ледорубом в кошках.Сложное ориентирование при движении в темноте ,наледи на реке. Утром -30,тихо,в 15-00 темп.-15 град.,,,ветер3-5 м/с.
19 11.04. Ст.Елецкий-г.Воркута.      

Итого 293,8 км.

Примечание: все расстояния измерены по карте масштаба 1:100000(1см-1км),с коэффициентом 1,1.Радиальные выходы измерены в одну сторону.

 

6. Техническое описание прохождения группой маршрута

Дневник похода

1 день. 24.03.02г.

После долгих и шумных сборов в клубе, фасовки продуктов, прощания с родными, мы наконец-то погрузились в буханку и выехали на вокзал. В вагон погрузились после переговоров с проводницей, так как поезд шел без продажи билетов. Раскидали вещи по полкам и с большим удовольствием завалились спать.

В 4.30. прибыли на станцию Сивая Маска, где нас ждал автобус до пос. Мескашор (Горняк). От поселка вышли в 5.45. и к 10.00. добежали до балка Грубею. После обеда командир с Димой вышли по буранной дороге на разведку. Разведка показала, что след “бурана”, пропетляв по лесу, идет вверх по р. Грубею в нужном нам направлении. Вечером еще раз поверили снаряжение, готовясь к завтрашнему выходу. Перевели часы на два часа, теперь время будем считать по- горному. Ночью на небе удивительное ярко-зеленое Северное Сияние. Тихо, мороз -15град..

2 день. 25.03.02г.

Вышли из балка в 9.00. Мороз -10, солнечно, снег искрится на морозе. Приятно пройтись по лесу после воркутинской тундры, местами, правда, волокуши цепляются за деревья. Идем довольно быстро. Без обеда прошли 9 ходок по 50 минут. После обеда погода начала портится – появились перистые облака. Река Грубею красивая: местами скальные берега, лиственничный и еловый лес. От тяжелого трудового дня к вечеру народ уже недобро косил в сторону командира, поэтому решили остановиться у излучины ручья. Рядом была открытая вода в промоине – не надо топить снег. Вокруг много заячьих следов. К ночи пошел обильный снегопад, мороз -3. Не дошли до развилки р.Грубею одну ходку. Вечером за ужином вспоминали Анатолия Васильева, погибшего в прошлом году на р. Байдарате, сегодня у него день рождения.

3 день.26.03.02г.

Утром яркое солнце, мороз -25, ветра нет. Вдали в дымке видны горы. По дороге несколько раз поднимали стайки куропаток. Буранный след на границе леса ушел с сторону ручья Пальникшор, очевидно по нему охотники возвращаются обратно в пос. Мескашор. Прошли 4 ходки по 30 минут и 3 по 50 минут. В 14.00. остановились в долине правого истока ручья Грубешора. Мороз -15, легкий ветерок до 3 метров в секунду. На востоке показались подножия гор, провал перевала Шер-шор. Время обеденное и, поставив палатку, мы сварили супчик. Отобедав, в 16.00. двинулись дальше. К моренному валу, перед озером ведет длинный тягун, проходить это с груженными санками не очень удобно. Основная группа отстала, а командир с Лехой вылезли на моренный вал к озеру в 18.00. В месте истока ручья из озера снежные заструги высотой по 0,5 метра – очевидно, что здесь “аэродинамическая труба” и скорость ветра максимальная. Вышли ближе к правому ( Южному) берегу озера, выбрали пологое место и поставили лагерь. Ближе к перевалу через озеро идти не решились – там спрятать лагерь невозможно, а с перевала будет дуть через щель, как из трубы. Вечером красивый фиолетовый закат, предвещающий пургу, хотя температура пока -20 град.. Заброску решили оставить здесь же, выкопав в надуве снежную пещеру и заложив вход снежными кирпичами.

4 день. 27.03.02г.

Предчувствия нас не обманули – светопреставление началось в 4.00 ночи. Ветер несся со стороны перевала с ураганной скоростью, но нас ветровой поток задевал только краем. Представляю, что твориться на самом перевале. Утром вылезли из палатки: в небе яркое солнце, а гор не видно из-за бушующего ветра и поднятой снежной пыли. В такую погоду на перевал решили не идти. Сидим, бичуем, вспоминаем былые походы, режемся в карты. Пользуясь случаем, решили отоспаться и легли в 17. часов, так что дежурный Леха ужин не готовил, схалявил на дежурстве. Вечером мороз -25, ветер 20 м/с порывы до 30, низовая метель.

5 день. 28.03.02г.

Ветер стих к 0.00. часам. Сначала командир подумал поднять группу и выйти ночью, но спуск перевала по карте непростой, да и ночь очень темная. Решили не рисковать. Дежурного растолкали в 4.00, но завтрак с горем пополам и с помощью заведующего примусами Димы, приготовили к 8.00. Собираем лагерь и закапываем в наддуве заброску. Солнце освещает пока только вершины гор, температура -27 град., ветра нет. Вышли в 9.45. идем по озеру, затем вверх по ручью на перевал. Набор высоты от озера 100 м. Мешают идти прессованные полуметровые заструги и отполированный наст. Слева по ходу от перевала красивая стена, забитая снегом. На перевале тура не нашли, сфотографировались с флажками спонсоров и двинулись вниз. Спуск с хорошим катанием на лыжах, однако, придерживаться нужно правого склона, т.к. на самом русле ручья много надувов и сбросов, летом здесь очевидно водопады. Можно хорошо залететь и сломать лыжи. Идем по долине руч. Шершора, забирая по правому борту долины к р. Мал. Лохорта. Слева по-ходу виден лев. исток р. Мал.Лохорта, ведущий на пер.Захребетный. Снега в долине руч.Шер-шор значительно больше ,чем на западном склоне .Когда завернули в долину р.Мал.Лохорты, на нас обрушился сильный юго-западный ветер 20-25 м/с (при морозе -22). Надеваем маски и пытаемся идти против ветра. Пройдя с полкилометра, понимая тщетность своих усилий , спускаемся со склона к руслу Мал. Лохорты. Ветер в долине сбивает с ног – некоторые ребята падают. Где-то у устья реки видны кусты, там попробуем поставить палатку. За кустами выставили лыжи и рюкзаки, под их защитой поставили снежную стенку и затем палатку. Лопнула одна из трубок тамбура – не выдержал хваленый “Истон”. Когда залезли в палатку, обнаружилось, что Таня и Леха поморозили лицо, через неплотности маски и очков. Сидим, зализываем раны. Ветер не стихает и с таким морозом в палатке довольно холодно. Ветром поломало одну из лыж “Турист” и снежную стенку. Пришлось выходить из палатки и отстраивать заново. Вся ночь пошла беспокойно.

6 день. 29.03.02г.

Утром командир вылез из палатки для оценки обстановки. Со стороны М.Лохорты ветер дует беспрерывно, с постоянной силой (похоже, это какой-то местный ветер, т.к. долина реки расположена по направлению юг-север). На западе виден хребет и на востоке видимость проявляется. Когда улучшится погода на перевале, мы не знаем, поэтому решаем идти вниз по р. М. Лохорта и потом на Каровый массив. Выходим в 12.00. Долина М. Лохорты широкая, местами попадаются одиночные лиственницы, слева по ходу хороший массивчик г.Изшор 874,3 м с мощными обрывистыми склонами и платообразной вершиной.Из долины р.Мал.Лохорты хорошо видна панорама хребта Пальникшор :севернее пер.Шер-шор верш.1114,9,обрывающаяся на восток красивым каром с ледником и озером, севернее расположена красивая острая вершинка (очевидно в.Нидзъю).Севернее перевала видна вершина Пальник-шор 1173,3 ,подъем с востока ,левее обрывов кара , на уровне 1А. После поворота реки на восток появилась мощная наледь, заполнившая всю долину. В одном месте видели огромный снежный надув, образовавший защищенный от ветра цирк. Под его защитой перекусываем. Ветер сегодня такой же ледяной, но дует в спину,т.е. с запада. На этот участок маршрута у нас уже нет карты. Решаем подняться по одному из притоков р.М.Лохорты на плато 1016 м., являющейся частью карового массива. В 14.30. зашли в долину второго правого притока. Долина ручья узкая, местами снежные надувы перегораживают долину полностью, большие перепады русла заставляют одевать кошки – летом здесь, наверное, красивые водопады. Особенно мощный 10 метровый надув выше слияния двух истоков ручья. Для преодоления этих сбросов и надувов приходилось надевать кошки, рубить ступени. Почти в самых истоках ручья вылезаем на правый борт долины ,подъем крутизной 35-40 градусов, снег сверху плотный ,внизу перемороженный. В конце концов, намаявшись, вышли на плато. Движемся уже в темноте при свете луны. Ветра нет, мороз -30 град. Над плато на востоке висит огромная кроваво-красная луна. Еле влезли в палатку, т.к. молния на входе замерзла. Некоторые, не дождавшись ужина, уснули.

7 день. 30.03.02г.

Ночью мороз был где-то -35-40 град. Утром отличная видимость, как говорят, “ миллион на миллион”. Видны вершины Скальная на севере Пайер, на востоке где-то чернеют леса и река Обь. Хорошо виден основной каровый массив, северо-восточные склоны его пологие и плоские. Реки Лагортаегарт и Вылью врезаются в плато глубокими долинами. Завершив траверс массива Лахортаегарт, спускаемся к ручью Лахортаегарт. Траверс оценили в 1б. Через полчаса пологого подъема мы на перевале к истоку реки М. Лахорта. Идем дальше к истоку Паги. Слева величественная громада карового массива, обрывающегося почти километровой стены. Весь массив напоминает краюху хлеба, от которой отломали кусок. На Урале нигде больше не наблюдал таких ярковыраженных плато. Мы не зря дошли сюда, ведь не каждому довелось увидеть этот “затерянный мир” Полярного Урала. Ставим лагерь на платообразной площадке у камней и вышли в радиалку вдоль карового массива к перевалу в истоках реки Паги на Погурей. Подъем на перевал на лыжах несложный, лишь перед самой седловиной небольшой взлет град. 15-20, все проходится на лыжах, Подойдя к перевальной седловине, нашли тур и записку московской группы “Трудовые резервы” маршрутная книжка ½-503(0),последняя цифра почти нечитаемая, год прочесть не удалось. Погода портится – небо затягивает низкой облачностью. Все же, надев кошки, выходим на перевал, поднявшись наверх на плато, оказались в облаке. Ветер усиливается, да и мороз -30 град., по-этому принимаем решение спускаться. К ночи ветер разогнал тучи, мороз -35 град., тихо, на небе северное сияние. В палатке слой инея на стенах, за бортом всю ночь “ космический” холод.

8 день. 31.03.02г.

Подъем в 7.00., выход в 10.00. Идем вниз по долине р. Паги, которая через 1 км входит в красивый каньон, длиной чуть меньше км. В каньоне мокрая наледь, которая парит на морозе – зато водички попили свеженькой. С Паги видны две красивые вершины отрога карового массива в. 1035, 7 м. и 1009 м., соединенные красивым цирком. Наверняка, здесь еще никто не лазил. Подъем на 1035 возможен с юга по снежному склону. Продолжаем движение вниз по р. Пага. ГТЛ 5 см, вокруг все бело и искрится от яркого снега. Слева виден ручей, идущий на перевал в истоки реки Восточный Погурей. Обходя справа высоту 470,1, увидели заснеженное озеро Верхнее Пага-Ты и долину Малой Лахорты, в которой, не смотря на хорошую погоду, видно облако снежной пыли – там опять низовая метель. Благодаря хорошей видимости идем через перевальное плато р.Малой Лахорты и р. Паги в направлении видимой на северо-западе вершины 964,9 (южная оконечность массива Пальникшор). Уходим правее высоты 738,2 на перевал с М. Лахорты на р. Пальниктывис (н/к) и спускаемся в долину р. Пальниктывис.Подъем почти незаметен, спуск с отличным катанием. Здесь дует неприятный ветерок. Не снимая рюкзаков, перекусили вначале каньона Пальниктывис, вытекающего из оз. Пальник-ты. Справа по ходу виден перевал, ведущий на озеро в верховьях левого истока р. М. Лахорты. Ущелье довольно лавиноопасно из-за обильно северного обильно заснеженного склона (правого по ходу движения) и нависающих карнизов. Идем, рассредоточившись на безопасные расстояния ,ближе к левому склону.На оз.Пальник –ты видели след волка. Шутим о том, что очевидно, он направился к нашей заброске. Идем вдоль западного склона хребта. Здесь почти весь выдут и движению мешают открытые камни и заструги. Димка Шнайдер дважды ломает лыжи.

На ночевку встали в 19.00. в долине правого истока р.Грубею. Вечером мороз -27 град., небо звездное. Вдали, на западе видны светящиеся огни станции железной дороги.

Чувствуется, что народ устал от бесконечных морозов. Галина говорит: хоть бы пургу какую-нибудь тепленькую. Давит холодовая усталость. Во время дежурства в палатке вспыхнул примус – успели погасить его куском стеклоткани.

9 день. 01.04.02г.

Утром мороз -20 град., сильный ветер 15 м/с, видимость плохая, но вершина пока видна. Решаем не ждать погоды, а сходить на вершину. Идем по правому склону цирка, сначала пешком, страхуясь ледорубом, затем надеваем кошки. К вершине ведет гребень с обледеневшими скалами, местами рубим ступени. Идем с южной стороны гребня им от ветра. Ветер на верху ураганной силы, сбивает с ног, идем против ветра. Через 1 час 30 мин. вылезли на площадку, забитую снегом. Далее движемся по направлению на север, вдоль обрывистой западной стенки цирка .Восточный склон значительно положе и фактически представляет собой наклонное плато .В восточную сторону стараемся не уходить, чтобы не потеряться в пурге. Минут через 40-50 вышли на вершину ,видимость почти нулевая ,но погуляв по вершине определяем ,что все пути идут вниз. Тура на вершине не нашли. Полазали по каким-то забитым снежной изморозью камням, но ничего не нашли. Теперь быстрее назад. Когда спускались вниз по пути подъема, Димка чуть не отморозил нос – вовремя побелевший нос заметили и заставили сделать несколько энергичных наклонов. Жаль, что не повезло с погодой и не дало возможности полюбоваться панорамой. Зато восхождение в экстремальных условиях подняло боевой дух команды. Спустившись с вершины, пообедали и пошли вдоль хребта до озера на перевале Шер-шор, к нашей заброске. Видимость плохая – видны только подножия гор. Снег выдут почти до камней, поэтому идем пешком. Мешают санки, цепляющиеся за камни. Через три ходки дошли до своей заброски. Поставили лагерь на старом месте и празднуем середину похода. Вечером мороз -20 град., снег, слабый ветер 5 м/с.

10 день. 02.04.02г.

Вышли в 10.40., идем вдоль гор. Рассеянный солнечный свет слепит глаза. Вершин не видно. Хорошо, что ночью был снег, он засыпал камни и теперь можно двигаться на лыжах. Очень много жестких застругов – “волн снежного моря”. На перекус встали в долине р. М. Ниедзью. В истоках реки видны высокие скалы по берегам. Долина ближе к хребту глубокая, склоны лавиноопасны. Дима М. при выходе с перекуса, сломал лыжную палку, идет и мучается с одной. К 16.00., преодолев водораздел Большой и Малой Ниедзью, вышли на реку Б. Ниедзью. При спуске в долину реки пришлось некоторым снять лыжи и одеть кошки – склон из-за плотных обледенелых застругов напоминает стиральную доску. Верховья реки очень красивые: на северо-востоке видна красивая пирамидальная вершина Хордьюс. Гора Скальная закрыта повисшим на ней облаком. На востоке хорошо просматривается вход на перевал Скалистый. Справа по ходу красивые, забитые снегом, скалы. Лагерь поставили чуть севернее озера на западной стороне хребта под защитой моренного вала. Температура днем -3-5 град., вечером -15 град., ветер до 10 м/с.

11 день. 03.04.02г.

Утром мороз -16 град. Ветер 20-30 м/с, снег, видимость нулевая. Ночью палатку несколько раз сильно трепало – даже просыпались в беспокойстве. Сегодня вынужденная дневка и мы празднуем день рождения Галины. За праздничным столом незаметно прошел день. Весь день видимости нет. Решаем все же переждать непогоду и потом штурмовать Скальную, ведь она должна стать ключом нашего маршрута. Вечером мороз -18 град., тихо, идет снег.

12 день. 04.04.02г.

Поднялся в 6.00. Можно было бы встать и раньше, но за бортом шел снег и думалось, что погоды не будет. Позавтракав, вышли из палатки. В лучах солнца открывается вид на перевал, над вершиной небо тоже начинает проясняться. Вышли на восхождение в 9.00. Идем прямо из лагеря вверх по склону в направлении истоков реки Б. Ниедзью, постепенно набирая высоту ,и вышли на западное ребро Скальной. Склон снежный, довольно лавиноопасный – держимся на дистанции. Дальше на гребне забитые снегом скалы. Вид прекрасный, виден Пайер и другие вершины. Вместе, где стыкуется западный гребень с Северным, стали подниматься между скал, покрытых изморозью, ища в них проход вверх. Дважды навешивали веревку. Перед вершиной уперлись в непроходимый участок, уйдя немного влево, попали на северный гребень. Перед выходом на вершинную башню, небольшая седловина. Чтобы попасть на нее, командиру пришлось на нижней страховке пройти жандарм и, закрепив веревку, по периллам все вышли на седловину. От этого места резкий взлет метров 10-15 крутизной до 50-60 град. И вершина. На страховке Дима вышел наверх и затем, по периллам поднялась вся группа. Сняли записку группы из г.Ухта от 29 марта этого года. На востоке хорошо просматривается гребень, ведущий на вершину Скальная Южная. Спускались с вершины сначала траверсом северного гребня, навешивали для страховки веревку, закрепленную на ледорубах. Точек для надежного крепления веревок мало. Камни покрыты морозной изморозью и при нагрузке все это разваливается. Ледоруб в этой штуке держит тоже неважно. Навесили 4 веревки по гребню и, затем, одну веревку вниз. Дальше спуск по снежному склону прямо в истоки р. Б. Ниедзью. В долине увидели снежную стенку какой-то группы. Сложность траверса и восхождения оценили как 2А. На вершине были в 11.00., в лагере – в 16.00. Вечером погода снова испортилась, облака затянули небо, потеплело.

13 день. 05.04.02г.

Всю ночь бушует пурга, ветер бьет по палатке как-будто молотом. Ветер юго-западный до 20 м/с, мороз -10 град., почти не спится. Беспокоимся, как бы не унесло тент. Позавтракали в 8.00. и были готовы к выходу, но разведка показала, что видимость нулевая. Заряды пурги очень сильные и валят с ног. При такой ситуации идти невозможно, остается только ждать. Из-за таких отсидок весь график маршрута ломается. Хорошая погода в течение 6 дней подряд – это мистика для Полярного Урала, а нам по графику как раз осталось 6 дней похода, но мы еще в середине маршрута. Пообедав, решили повторить попытку выхода. Собрав лагерь, выдвинулись в 16.00., ветер юго-западный. Обнаружили интересное явление: ветер отражается от стенок ущелья и бьет по нам с северо-востока. Порывами ветра то и дело валит с ног Галину и Татьяну. Через час движения вышли на седловину перевала Скалистый. Тура нет. Делаем снимок на память и продолжаем спуск. Идем на лыжах. От перевальной седловины спуск идет по ручью к озеру, крутизной около 30 град. Объезжаем по правому заснеженному склону. Идем медленно, так как ветер постоянно кого-нибудь валит с ног, приходится останавливаться, чтобы не потерять участников из виду. На повороте еще одно озеро (высота 539,5 м), него справа отвесные мрачные скалы. В хорошую погоду здесь, наверное, очень красиво. Дальше преодолеваем небольшой моренный холм и продолжаем спуск по руслу Большой Лахорты, стараемся держаться ближе к правому склону. У двух больших скал-останцов, за снежным надувом останавливаемся отдохнуть, и затем продолжаем путь. Из-за порывов ветра со снегом видимость близка к нулю, идти пытаемся плотной группой. Давно пора бы встать, но в этой трубе поставить палатку будет невозможно, поэтому продолжаем путь. При выходе долины из гор заворачиваем по левому борту долины на северо-восток, чтобы потом двигаться вдоль хребта. В этом месте снег выдут до камней. На эти камни нас понесло ветром и некоторые, не успев остановиться, упали у камней, слава богу, все обошлось без травм. Принимаем решение: снять лыжи и идти вниз в небольшую мульду, чтобы ставить лагерь.

Ветер здесь потише, но снег для строительства стенки тонкий и ломкий. По этой причине сооружаем двойную стену. К вечеру температура -5 град., ветер крепчает.

14 день 06.04.02г.

Ветер немного затих к утру. Один из “Шмелей” при готовке загорелся, пришлось открывать палатку и выбрасывать его наружу. Поджигателем оказалась Татьяна. Нельзя женщинам доверять технические штучки. После завтрака оделись и предприняли попытку выхода, однако с перевального ущелья сильно метет, низовая метель. Не видно ничего, а солнце яркое, как будто издевается над нами. Пришлось продолжить “Великие Полярные Посиделки”. После обеда попытку выхода повторили. Тучи к этому времени перекочевали на восток и зависли грозным темным фронтом, над нами чистое небо, но ветерок еще приличной силы. Видно, как через хребет на юге плотной массой перетекают облака, огибая все неровности рельефа. Заструги на склоне очень жесткие и отполированные до блеска. Вышли в 15.00 в направлении плато под г. Скальная, высотой 468,3, спустившись с него, попали на перевал Леволахортинский проход 448 м (н/к). На о. Верхняя Лагорта перекусили и двинулись на перевал Каньонный 570 м (н/к). На подъеме от озера по ручью попадаются интересные наддувы снега. Минут за 30 дошли до перевала. На седловине много скальных обломков, напоминающих развалины крепости. Возле самых высоких останцев сложили тур и положили записку. С перевала хороший спуск по руслу ручья на лыжах. В некоторых местах хорошему катанию мешает подлип. Температура -3 град. Скалы в каньоне какого-то рыжего цвета, да и сам каньон особого впечатления не оставил. В 19.10 вышли в долину р. Лахортаегарт, к этому времени ветер затих, идем вверх по течению к перевалу. Почти у истока реки виден остов каркаса под палатку оленеводов и печка. На перевал Среднелахортинский проход (330 м н/к) вышли в 20.30. Увидели тур на камне, но записки нет. Очевидно, тур сложен оленеводами. Возле тура и разбили лагерь. Удивляет ватная тишина из-за отсутствия ветра, горы затянуло пеленой, идет мелкий снежок, t-2 град.

15 день 07.04.02г.

Утром хорошая видимость, легкий ветерок, но небо затягивается. Вышли к истоку р. Средняя Лагорта, дальше идем вверх по левому притоку, сильно мешает, подлип. Температура повышается до +5 град., ветер западный, порывами до 10 м/с. Выйдя в верховья левого истока р. Средн. Лохорта, увидели перевал. Вверху нависают снежные карнизы. От Мульды поднялись на лыжах до группы камней, там одели кошки и двинулись вверх. До выходов скал крутизна до 20 град, снег глубокий и держит плохо, внизу переморожен. Ступени при таком движении плохо формируются, и следующий участник проваливается почти по пояс. От первых скал крутизна склона увеличивается до 35-40 град. Местами снег покрывает тонкая настовая корка. Метров за 10-15 до перевала снег становится очень плотный, приходится рубить ступени. Ветер валит с ног, хорошо хоть дует со спины. На последних метрах откидываешься на ветер и порывом забрасывает на перевал. На перевале нашли тур и в нем записку группы г. Ухта (Храмцова 1999г.). Спуск с перевала возможен на лыжах, но из-за сильного ветра спускаемся пешком в кошках. За час спустились до скал правого притока. Напротив нас на другой стороне долины видны балки геологов. Людей возле балков не видно, а посмотреть подробнее нет времени. Движемся дальше вниз по долине левого истока р.Бол.Хойлаю. Перед слиянием с правым истоком небольшой каньон – проходим справа по занесенному вездеходному следу. На слиянии ручьев устроили перекус и ремонт снаряжения. Дима Шнайдер на спуске сломал носок лыжи, а Леха распорол на камне санки. У командира окончательно разлезлись его “фонарики”, хорошо, что завхоз предусмотрительно взял запасные бахилы. Любуемся видом на восток: везде кары и цирки, виден перевал “Труба”, ведущий в верховье р. Труба-ю. Выделяется вершина 1025,1, отсюда она смотрится крутой пирамидой. Вообще панорама этой части хребта впечатляет обрывистыми карами и цирками. Продолжаем спуск среди лабиринтов моренных холмов в долину р. Хойлы. По информации где-то здесь должна быть база, где идут разработки баритов. Однако ничего не обнаружили. Поставив лагерь в западной части озера Хойла, и оставив Диму Шнайдера дежурить, налегке побежали к горе Географов. Поднялись сначала на юго-западное плечо, затем на вершину. Тур не нашли – все забито снегом. Впечатляющее зрелище – виден Пайер на закате. Уставшие и уже в темноте пришли в лагерь. К ночи t -1 град., ветер подозрительно стихает. Выложили хорошую стенку вокруг палатки с западной и восточной стороны.

16 день 08.04.02г.

Ночью разыгралась пурга. T -5 град., ветер до 30 м/с, к обеду потеплело до 0 град. Утром были еще видны подножия гор, но через час все затянуло, и разыгралась пурга с мокрым снегом. Ветер дует с запада. По нашим сведениям в этой аэродинамической трубе ветер дует почти постоянно и хорошая погода здесь редкость. Выйдя из палатки, обнаружили, что вал снега с западной стороны почти сравнял снежную стенку с палаткой. Днем отдыхаем, занимаемся ремонтом снаряжения. Командир под подколки группы упрямо ремонтирует свои бахилы (прошедшие 5 походов). Женщины поют песни. К вечеру ветер немного стихает. Ужинаем и в 21.30 выходим вниз по р. Хойлавису. Ночное хождение мы уже практиковали в своих походах неоднократно. А в этой трубе погоды вообще может не быть. Ориентируемся по компасу и направлению ветра. Еле виден правый склон долины. Пройдя основную часть “трубы” ушли траверсом, почти напротив высоты Хойламыльк, западного склона. Через час остановились на платообразной возвышенности и поставили лагерь. Сразу завалились спать.

17 день 09.04.02г.

Утром ветер 5-10 м/с, t -15 град., яркое солнце. В “хойлинском проходе” (лучше бы другое название) по-прежнему метет, это видно по облаку снежной пыли ,затягивающей долину. Зато у нас здесь видимость отличная, вчерашний ночной переход не прошел даром. Вышли в 10.30, идем через плато к истокам р. Юнь-Яхи. Здесь ветра нет, и народ на солнце стал раздеваться. На вершине холма Хойламыльк видна база по добыче баритов, виден экскаватор и несколько балков. По дороге на Елецкий то и дело снуют грузовики. Дорога от холма идет по верхам, далее спускается к р. Юнь-Яхе ниже слияния истоков и далее идет где-то у слияния р. Правого и Левого Кечпелей, и по-верхам до станции Елецкий. Идем вдоль хребта на север, видимость отличная: открывается панорама хребта в районе в. Пайер, верховья р.Левого и Среднего Кечпеля. К 19.30 спустились в долину Среднего Кечпеля. Сзади сильно отстали оба Димки. Решаем стать на ночлег на Правом Кечпеле, а для этого приходится перелезть еще один бугор, разделяющий долины. К вечеру мороз крепчает до -23 град., полный штиль. Поставили лагерь в долине р. Правого Кечпеля в 21.00. За ужином в первую очередь выпили кастрюлю компота, т.к. за целый день потеряли очень много влаги. Отбой в час ночи.

18 день 10.04.02г.

Подъем в 7.00. Солнечно, ветра нет, мороз -30 град. Выходим на восхождение. Движемся верх по р. Правый Кечпель. Выше водопада на оз. Кечпель-ты заметили разрушенную стенку от палатки. На Пайер поднялись классическим “Рижским” маршрутом по кулуару от озера. Снег в кулуаре держит хорошо, только на спуске немного размягчился на солнце. На вершине Пайера отсняли отличную панораму. Нашли тур и записку группы “Северное сияние России” от 20 марта 2002 года. В туре был также бюст Ленина. Воистину: “Ленин – жил, Ленин – жив, Ленин будет жить”. После статьи К.Бекетова его считали пропавшим безвести.

Спустившись с Пайера, решили воспользоваться хорошей погодой и подняться на в. Южный Пайер 1330 м.(1Б). От озера подъем до группы камней, затем по крутому 30-35 град.,снежно-каменистому склону на седловину левее снежного карниза и далее по гребню на вершину. Подъем занял 1 час 45 минут. На подъеме досаждает рыхлый перемороженный снег между камней. Местами проваливаешься почти до колен – можно и ногу сломать. Вершина представляет собой наклонную к юго-западу площадку, к северу вершина обрывается отвесной стеной. Тур не нашли. С вершины отличный вид на Пайер, пик Лох, р. Левую Пайеру и знаменитый ледопад. Полюбовавшись панорамой и истратив почти всю пленку, возвращаемся в лагерь .Жалеем ,что видеокамера к этому времени перестала работать . К палатке вернулись к 15.00,мороз уже – 15 град. Пообедав, решили идти вниз по р. Правому Кечпелю как можно дальше от гор. С востока наползает грозная темная туча, и мы понимаем, что можем застрять под Пайером надолго. Сейчас дело сделано, удачно завершены восхождения – нам просто повезло с погодой. Думаем сегодня же добежать до зимника. Лагерь сняли в 18.30. Солнце садится в тучу, над вершиной Пайера видны темные тучи, а мы глядя на это, движемся по р. Прав. Кечпель, среди кустов и наледей. Чтобы не намокли лыжи, приходится идти то по правому, то по левому берегу реки, избегая наледи. Дважды попалась старая туристская лыжня. В 21.30 на бугре командир разглядел машину – малая точка ползла на бугор. Через полтора часа хода, уже в темноте, вышли к видневшемуся на бугре балку и экскаватору. Здесь перевалочная база баритов, рядом с балком куча этого минерала. В темноте трудно точно сориентироваться, определяем местоположение перевалки на бугре правее (севернее) слияния Левого и Правого Кечпеля. На наше счастье, через полчаса, приехал трактор “Кировец”, который по-ночам выравнивает дорогу. По нашей просьбе водитель за две ходки доставил нас до Елецкой. При разгрузке вещей командир спикировал вниз головой с трактора и чудом не сломал себе чего-нибудь. Представляете: травма на маршруте - упал с трактора. На ночлег устроились в зале ожидания станции.

19 день.11.04.02г.

Утром в зал ожидания завалила группа москвичей в составе 4-х человек. Они ходили в районе Пайер. Побеседовали, обменялись впечатлениями.

Выехали из Елецкой на Воркуту в 14.10 на пригородном поезде “Лабытнанги – Воркута”. На станции Сейда Татьяна Грода пересела в другой поезд №175 и уехала в Инту. Мы продолжаем путь дальше домой. В 20.00 были в Воркуте, где нас встретили родственники и друзья из турклуба. Встречали с шампанским. Поход закончен.!!!!

 

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Район Южной части Полярного Урала славиться своей неустойчивой погодой. Очень часто погода меняется по нескольку раз в день. Пурга как правило, начиналась ночью и продолжалась около суток – далее следовал период относительно хорошей погоды. Ветер временами достигает ураганной силы – 30-40 м/с, особенно сильные ветры были в местах сквозных перевалов через главный хребет. Группа, отправляясь в этот район, должна быть хорошо подготовлена к движению и ночлегам в безлесной зоне, иметь необходимую ветрозащитную одежду и ветроустойчивую палатку. В нашей группе для ночлегов использовалась каркасная палатка фирмы “ Хоббит” Tornado Double. Весь состав группы имел комплект ветрозащитной одежды , ветрозащитные маски , пилы для снега .

Одним из потенциально опасных явлений были достаточно низкие температуры – днем около – 20-25 градусов, ночью 30-35 , что в сочетании с сильными ветрами дает опасный Холодовой эффект. Для защиты от морозов применялась одежда из ткани полартек и утепленные куртки на холофайбере и пуху.

Для преодоления крутых заснеженных и обледеневших склонов применялись самостраховка ледорубом. Все члены группы имели кошки, трое импортные. В необходимых случаях использовалась веревка для страховки ведущего и навешивания перил .

Практически все узкие долины опасны возможностью обвала снежных козырьков, образующихся при метелевом переносе снега и значительном накоплении снега на склонах крутизной 30-45 градусов. При преодолении таких долин и ущелий группа применяла все меры предосторожности при лавинной опасности: выставлялся наблюдатель, распускалась лавинная лента, соблюдалась дистанция.

Снег практически на всех склонах плотно утрамбован ветром , места с рыхлым снегом встречаются иногда на подветренных склонах. Имеется потенциальная опасность схода лавин в виде снежных досок. Особенно опасны периоды с резким колебанием температуры от – 20 до 0 градусов. Также опасны обращенные к северу склоны и долины, снег здесь местами в глубине перемороженный, сверху закрыт корочкой наста.

В условиях плохой видимости ( из-за пурги или “ белой мглы”) и отсутствии хорошей карты не рекомендуется продолжать движение. Имеется возможность потери ориентировки и выхода на опасные участки - падения с наддувов в долинах рек и ручьев, поломка лыж на участках с открытыми камнями . Особенно внимательно нужно уделить спускам по долинам рек и ручьев : местами возможны надувы снега и замерзшие водопады , которые не видны сверху и грозят серьезной травмой при падении с них( ручей Шер-шор ,правые притоки М.Лахорты и др..

Отправляясь в район Карового массива нужно помнить, что это район с сильной магнитной аномалией - склонение восточное от 0 до 50 градусов .

 

8. Перечень наиболее интересных природных , исторических и др. объектов на маршруте.

К наиболее интересным и красивым местам маршрута можно отнести :

  • . Каровый массив – уникальное плато высотой около 1000 метров .
  • . Понравился своей дикостью и интересными наддувами и формами снега второй правый приток р. Мал.Лохорта ( ведущий на в. Лохортаегарт).
  • .Очень красив район перевала Скалистый и вершины Скальная, Хордъюс,
  • . Интереснейшим природным и туристским объектом является горный узел в районе г. Пайер. Здесь сосредоточены красивые вершины Пайер, Южный Пайер , пик Лох, В. Блюхера и др.а также интересные и сложные перевалы –Зубья Пайера , Лек-Хойла и др.

9. Дополнительные сведения о походе ( перечень специального, общественного и личного снаряжения , характеристика средств передвижения , особенности погодных условий и др.)

Список личного снаряжения .

  1. Рюкзак 1шт.

2. Коврик 1шт.

3. Спальник пуховый или заменитель 1 шт.

4. Лыжи “Бескид” (у одного “Туристы”) 1 пара

5. Палки лыжные 1 пара.

6. Ботинки (у двоих участников “Сорел”) 1 пара.

7. Бахилы 1 пара.

8. Штаны штормовые – самосбросы (пр-во Баск и Red Foks) 1 шт.

9. Куртка штормовая (пр-во Баск) 1 шт.

10 . Рукавицы верхонки 1 пара.

11. Брюки ( полартек 200 ) 1 шт.

12. Комплект нижнего белья ( из полартек 100) 1 шт.

13. Куртка утепленная ( пуховая или холофайбер) 1 шт.

14. Куртка из полартек 200 1 шт.

15. Жилетка ( полартек или синтепон ) 1 шт.

16. Шапочка ( вязанная или полартек ) 1 шт

17. Очки солнцезащитные 1 шт.

18. Рукавицы ( полартек ) 3 пары

19. Носки шерстяные 3-4 пары

20. Носки х/б 1 пара

21. Маска ветрозащитная 1 шт.

22. Чуни для палатки 1 шт.

23. КЛМН 1 комлект

24. Часы 1 шт

25 Спички в герм. Упаковке 3 шт.

26. Компас 1 шт.

27. Лавинная лента 1 шт.

28. Личная аптечка 1 шт.

29. Санки-волокуши (самодельные) 1 шт.

Специальное снаряжение.

  1. Веревка основная 40 метров 1 шт.
  2. Беседка страховочная 6 шт.
  3. Репшнур 6 мм. 2 метра 6 шт.
  4. Карабины 3 шт . на каждого
  5. Лавинная лопата 3 шт .
  6. Лист дюрал. 2 шт.
  7. Пилы для снега 3шт.

8. Ледоруб 6 шт.

9. Ледобуры 4 шт.

10 Расходные петли 6 шт.

 

Общественное снаряжение.

  1. Палатка каркасная Tornado 4 Double 1 шт.
  2. Спальник общественный 3-х местный 2 шт.
  3. Примус “Шмель” 2 шт.
  4. ЗИП к примусу набор
  5. Автоклав 1 шт
  6. Котел 1 шт.
  7. Термос 1,5 литра 1 шт.
  8. Ремнабор 1 шт
  9. Аптечка 1 шт.
  10. Фотоаппарат 2 шт.
  11. Видеокамера 1 шт.

12. Бензин 15 литров

13. Спирт технический (для примуса) 1 литр.

14. Фонарь 3 шт.

15. Свечи парафиновые 6 шт.

Организация питания на маршруте

Питание в группе было общественным , индивидуальных раскладок не предусматривалось. Ввиду того ,что группа достаточно схоженная и потому хорошо известны кулинарные пристрастия друг друга. С составлением раскладки и набором продуктов проблем не возникло. За основу раскладки была взята система А.Лебедева , в которую вносились нужные нам дополнения.Расчет раскладки велся на 20 дней маршрута (1 день НЗ).

 

Продукты ежедневного потребления:

продукты Грамм на чел.в день На 1чел. На поход . грамм. На 6 чел на поход.грамм.
Чай 9 180 1080
Соль 9 180 1080
Сахар 60 1200 7200
Сухари 70 1400 8400
Вываренное в сале мясо 60 1200 7200
Масло топленое(на завтрак) 10 120 720
Сладости (на ужин).Из них: 30 600 3600
Халва 30*7дней 210 1260
Щербет 30*7дней 210 1260
Колб.сливочн. 30*6дней 210 1080
Суп (из пакет.) 45*15дней 675 4050

Завтраки 19 раз.

Кукурузн.крупа 60*2 120 720
Овсяные хлопья 60*3 180 1080
Манка 50*2 100 600
Картоф.пюре 60*2 120 720
Рис 60*3 180 1080
Ячменная крупа 60*1 60 360
Гречка 60*2 120 720
Фасоль 60*2 120 720
Рожки 60*2 120 720
Сыр в рожки 40*2 80 480
Молоко сух. 31*11 341 2046
Изюм и курага 15*7 105 630
Яичный порошок 60*2 120 480

В манку и рис добавляется изюм и курага ,1 раз рис не сладкий.Рожки варить с сыром ,в остальные дни каша и картошка с молоком.( Как оказалось в походе – колбасный сыр когда перемерзает теряет свой вкус и становиться кислым.)Яичный порошок добавлялся в рис 1 раз ,картоф. Пюре -2раза,рожки -1 раз.

Ужин.-20 раз.

Гречка 60*4 240 1440
Рис 60*4 240 1440
“Рожки” Макар. 60*4 240 1440
Пшено+горох 80*3 240 1440
Картоф.пюре 60*4 240 1440
пшено 60*1 60 360

В рожки- яичный порошок 4 раза, всего 480 гр.

На ужин добавляется вываренное в сале мясо.добавочно на ужин:

Оленина копченая 25*7 раз*6 чел=1050гр.

Колбаса копченая25*6*6=1050гр.

Перекусы 2 раза :

1.Сладкий :

“Сладкая колбаска” 40*7 280 1680
Лимоны с медом и орехами 40*7 280 1680
сухофрукты 40*6 240 1440

2.“Сытный”:

Галеты 10*20 200 1200
Мясо копченое 40*7 280 1680
Сало 40*7 280 1680
колбаса 40*6 240 1440

Добавочно к рациону:

Горчица- 200гр.

Соус “Чили”- 200гр.

Конфеты- 2400гр.

Шоколад- 1200гр.

Курага- 1000гр.

Спирт питьевой 5 литров.

Кофе- 100гр.

Специи- 100гр.

Какао- 100гр.

Компот(сухофрукты) 200гр.

Вафли,печенье- 600гр.

“сюрприз”- 500гр.

Общий вес раскладки составляет 660 грамм на человека в день.

Походная аптечка.

№ п/п Наименование мед. Препарата Количество
1 Бинт эластичный 2 штуки
2 Бинт стерильный 5 штук
3 Бинт нестерильный 5 штук
4 Лейкопластырь 2 рул.
5 Вата 1 упак.
6 Пластырь бактерицидный 5 упак
7 Марганцовка 1 бут.
8 Стрептоцид 3 пакета
9 Нитроглицерин 20 табл.
10 Аспирин 20 табл.
11 Анальгин с пепольфеном 20 табл.
12 Глазолин 1 бут.
13 Но – шпа 30 табл.
14 Фестал 30 табл.
15 Левомецитин 20 табл.
16 Эритромецин 40 табл.
17 Сульфадиметоксин 20 табл.
18 Темпалгин 10 табл.
19 Промедол 2 ампулы
20 Ципролет 10 табл.
21 Финалгон 1 тюбик
22 Трамал 10 табл.
23 Баралгин 5 ампул
24 Валокордин 1 бут.
25 Имодиум 10 табл.
26 Бисептол 10 табл.
27 Шприцы одноразовые 5 штук
28 Тавегил 8 табл.
29 Ампицилина тригидрат 20 табл.
30 Кардиомин 1 бут.
31 Гидрокартизон 1 бут.
32 Глюкоза 1 ампула
33 Анальгин 2 ампулы
34 Випросал 1 тюбик
35 Лидокаина гидрохлорид 3 ампулы
36 Адреналина гидрохлорид 2 ампулы
37 Атропина сульфатампула 2 ампулы
38 Сульфацил- натрий 3 ампулы
39 Жгут 1 штука
40 Спасатель мазь 1 тюбик
41 Йод 1 бут.
42 Троксевазин 1 тюбик
43 Шовный материал 2 компл.
44 Церукал 10 табл.
45 Уголь активированный 30 табл.
46 Стадол 2 ампулы
47 Кислота аскорбиновая 1 упаковка
48 Ундевит , квадевит 2 упаковки

Ремнабор

№ п/п Наименование инструмента, материала Количество , шт.
1 Отвертка со сменными наконечниками 1
2 Плоскогубцы 1
3 Напильник трехгранный 1
4 Брусок точильный 1
5 Клей “88” 1
6 Полотно ножовочное 1
7 Лыжа запасная 1
8 Кольца для палок 2
9 Кусок фанеры 3-х слойный 1
10 Пластина дюралевая 2
11 Пружины универсальных креплений 2
12 Тросик металлический 1м. 1
13 Репшнур 3 м.
14 Проволока медная 2 м.
15 Проволока стальная 2 м.
16 Шнур капроновый 10 м.
17 Капрон разный 1 м.
18 Ложка запасная 1 м.
19 ЗИП к примусу и горелка в сборе 1

Выходной вес ( в среднем на чел) составил:

Продукты 13,2 кг.

Общественное снаряжение- 9,6 кг.

Личное 10 кг.

Итого: 33 кг.

Пояснения к спискам снаряжения:

Наша группа уже не первый год использует одежду из ткани Полартек и можно сказать однозначно, что одежда из этой ткани позволяет даже в условиях сурового климата, постоянной влажности и невозможности как следует просушиться у печки или костра, чувствовать себя тепло и главное сухо.

Хорошо зарекомендовали себя в походе куртки из трехслойного холофайбера. в отличие от пуха они не страдают от сырости и хорошо согревают в сильный мороз.

Варежки для похода мы шьем из ткани полартек 200 по системе двух единиц, т.е. одна варежка одевается на другую , меньшего размера . Сверху при ветре одеваются верхонки . Данная система позволяет при выходе со стоянки , когда мерзнут руки , одеть две варежки , а когда руки разогреются . верхние снимаются . При остановке на привал опять сверху одеваются варежки , что позволяет сохранить руки в тепле.

Санки для похода мы изготавливаем сами. На дно идут рельсовые изоляционные подкладки (в виде черных пластиковых пластин), сам мешок с верхним замком шьется из прорезиненной ткани (типа совтранс.), для жесткости по докам пластин закрепляются полозья от детских саночек. Санки очень хорошо зарекомендовали себя в походах – к ним не налипает снег даже при подлипе, они хорошо держат удары о камни и заструги, легкие -2 кг., при необходимости могут быть разгружены и прикреплены к рюкзаку. Ширина санок для походов по лесной зоне (Приполярный Урал ) подбирается по ширине лыжни. Для полярных условий можно санки сделать пошире.

Спирт технический группа берет для разжигания примуса – это имеет свои преимущества при эксплуатации (не вонюч при горении как бензин или сухой спирт, не “стреляет” как сухой спирт.) Для разжигания примуса достаточно положить в чашку смоченную спиртом ватку.

Для ночевок в безлесной зоне мы применяем два легких синтепоновых общественных спальника, каждый на три человека. В общие спальники каждый ложился в своем спальнике. такая система позволяет сохранить индивидуальные спальники сухими ( вся влага собирается на внешнем спальнике ), позволяет группе комфортно отдыхать и набираться сил в условиях палатке без использования печки.

Групповая аптечка была подобрана с таким расчетом, чтобы иметь возможность оказания мед. Помощи даже при тяжелых травмах. Ампульная укладка хранилась отдельно под одеждой одного из участников, во избежание замерзания ампул.

Фотоаппараты брали механические – старый ФЭД и японскую Яшику, отлично зарекомендовавшую себя в многочисленных походах. Эта камера идеально работает при экстремальных температурах, а японская оптика позволяет получать отличные снимки. Фотоаппараты и камера носились в специальных кофрах и во избежание запотевания и колебания температур оставлялись на ночь в холодном тамбуре.

Для своих лыжных путешествий мы уже второй год используем палатку фирмы Хоббит “Tornado 4 Double” с двумя тамбурами. Вшестером в этой палатке тесновато , но зато тепло .В одном из тамбуров мы организовывали кухню , в другом хранились бахилы и другие вещи. Опираясь на опыт прошлогоднего похода, мы переделали систему вентиляции, предусмотрев возможность закрывания вентиляционных отверстий на тенте изнутри палатки, и уменьшили вентиляционные отверстия на внутренней палатке. Немного переделали крепление палаточной юбки, соединив куски юбки стропой и увеличив петли, что позволяет работать в рукавицах.

 

10. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

Стоимость билета на поезд от Воркуты до Сивой Маски 50 руб./чел.
Стоимость проезда от ст. Елецкий до ст. Воркута 70 руб./чел.
Стоимость питания на одного чел 500 руб.
Приобретение недостающего снаряжения 8000 руб.
Итого общие расходы 11720 руб.

 

Приобретение снаряжения на сумму 8 тыс. руб. было оплачено спонсором- фирмой “Дельта”.

Колбаса,сало,мясо, печенье, сухари для похода были предоставлены спонсорами – Воркутинским хладокомбинатом и Воркутинским хлебозаводом.

 

11. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута .

Проведение похода во второй половине марта ( в отличие от 2-х прошлых апрельских походов ) проходил при низких температурах, однако и ясных дней, при которых была хорошая видимость было намного больше, что позволило хорошо отснять на фото и видео ключевые участки маршрута- Каровый массив, Скальную , узел Пайера .В апреле в прошлых походах мы неоднократно “плавали” из-за резких потеплений . В этот раз резкое и продолжительное потепление наступило, когда мы уже возвращались из Елецкого домой.

Район похода в целом очень интересный в туристском и познавательном плане, а близкое расположение станций железной дороги позволяют быстро зайти в горы без дорогостоящих затрат на организацию заброски. В данном районе можно проводить как протяженные маршруты, так и не продолжительные путешествия в определенный горный узел. При планировании маршрутов в данной части Полярного Урала в графике похода нужно предусматривать не менее 3-4 дней на случай непогоды (в 3- х недельном путешествии).

Для групп преследующих познавательные цели и не гоняющихся за одной спортивностью, рекомендуем посещение Карового массива , с исследованием долин рек Вылью, Ыджид-Лабагей.

Довольно интересен горный район и вершины, расположенные западнее перевала Ноябрьский . ( см. фото ).

Считаем, что несмотря на сложные метеоусловия, группа справилась со своей задачей. Поход оставил приятные впечатления для всех членов нашей группы.

 


Комментарии: Ваш комментарий:
2006-01-22 18:03:01 | энц | E-Mail
в отчете указывается скорость ветра до30 м/с. как ее измеряли?
в такой ветер не точто палатка-дома рушатся и крыши срывает.

2008-01-07 05:24:56 | Ваше имя | E-Mail
Вполне реальная в тех местах скорость ветра. Там и сильнее бывает



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;