хребет Бакты

т/к “САМПО”

г. Петрозаводск 2001 г.

ОТЧЕТ

о пешем походе третьей категории сложности

с 6. по 20 августа 2001г.

к маршрутной книжке № 17/2001

Составитель отчета: Зимин А.А.

2.Общие сведения.

Вид туризма: пеший

Категория сложности: третья

Время проведения: с 6 по 20 августа 2001г.

Район путешествия: Забайкалье, Верхнеангарский хребет

Маршрут похода:

ст.Ангоя – пер. Якчий(1А) – оз.Верхнекичерское – верховья притока р.Кичера – оз. Верхнекичерское – пер.Галицкий (2А, радиально) – пер. Лучезарный(1Б) – ст. Ангоя

Продолжительность активной части: 15 дней

Протяженность маршрута: 143 км

Состав группы: 4 чел. (список прилагается)

Проводящая организация: т/к “Сампо”, ПетрГУ

4. Список участников похода.

№ п/п

г.Кондопога, ул.Советов 22-13,

5-35-24

2 пеш.уч , Хибины, лето

2  лыж. уч, Хибины, зима (незачт)

3 лыж. уч, Ветр. Пояс

07.08

- р.Якчий

08.08

- озеро в верховьях р.Якчий

Суммарный набор высоты за 3 первых дня.

09.08

- верховья притока р.Кичера

-260, +420

680

Прекратили подъем из-за плохой погоды

12.08

+720, -320

1040

18.08

- перевал разделяющий долины рек Огдында-Ангарская и Верховья Дармиков, радиально

+350, -530

Всего за поход:

143

9350

*   расстояния измерены по карте масштабом 1:100000 и 1:200000 с коэффициентом 1,2

6. Движение по маршруту и его техническое описание.

6.1 Приезд. 5 августа 2001 г.

Приехали в Северобайкальск в 16:30 мск с опозданием на 2 часа. Разница между местным и московским временем  +5 ч. Т.е. по местному прибыли в 21:30. Пригородный поезд на Новый Уоян, на котором нам надо доехать до Ангои, отправляется утром в 6:35 (1:35 мск). Вокзал на ночь закрывается, кроме среды и субботы, но, при наличии билетов на утренний поезд, можно договориться с начальником вокзала и остаться ночевать. Вокзал при этом запирается и открывается в 5:30. Очень неплохо устроились на креслах.

6.2 Первый день. 6 августа 2001 г.

Утром сели в пригородный поезд и доехали до ст. Ангоя. Поезд – локомотив и вагон, половину пути (до ст. Кичера), вагон полный. До Ангои ехать почти 3 часа и прибыли мы на место в 9 ч. Переоделись, сфотографировались и расспросили местное население о рыбацкой тропе в верховья ручья Якчий. Инструкции получили подробные, следуя им, примерно в 2-х км западней вышли на ручей, но тропы так и не нашли. Пошли вдоль ручья по пересеченке и через ~1 км в 10:30 встали на обед, т.к. утром не завтракали. Почти сразу после этого вышли на делянку рядом с ручьем, а с неё на лесную дорогу. По дороге явно ходят и направление нужное – север-северо-запад. Примерно через 6-7 км вышли на старую делянку и перекресток лесных дорог. Выбрали дорогу по направлению на север северо-запад. По мере продвижения  она становилась все более заросшей и постепенно заворачивала на восток, поэтому мы повернули и пошли на через лес на запад намереваясь выйти к ручью, но вместо этого уперлись в высокий склон отрога. Пришлось повернуть и возвращаться на юг, чтобы хотя бы найти ручей. Через некоторое время, продираясь через мелколиственный лес мы вышли на знакомую делянку с перекрестком и пройдя по дороге на запад  около 1 км нашли ручей, где и встали на ночевку.

Погода весь день была солнечная и жаркая, несмотря на то, что утром было пасмурно, и накрапывал дождик. В тени много комаров. Ходовое время за день около 4:30 . Прошли около15 км, из них 5–6 км по пересеченке. Собственно по маршруту продвинулись на 4-5 км.

6.3 Второй день. 7 августа 2001 г.

Вышли в 9 ч и, чтобы не ломится по кустам по берегу, пошли по реке, т.е. по сухим и мелким участкам русла, что гораздо проще. Часто переходили ручей вброд, это нетрудно – течение слабое и воды мало. Примерно через 40 мин на левом берегу появился хороший сосновый лес, пошли по нему. Иногда попадалось что-то вроде тропинок, но быстро терялось и вдруг вышли на хорошую тропу, которая сначала вела по лесу в пойме ручья, а потом забралась высоко на склон и обошла скальный прижим. Прижим высокий, хотя на правом берегу такого не видно. После прижима тропа спустилась к ручью, и здесь мы ее потеряли (как выяснилось уже после похода, она переходит на другой берег). Пришлось идти по лесу, что оказалось очень непросто – буреломы, камни и ямы. Минут через 20 встали на обед, чтобы заодно подумать, как идти дальше, т.к. по левому берегу начался крутой (около 400) и высокий склон, поросший труднопроходимым лиственным лесом. Пришлось переходить ручей вброд, что оказалось непросто – мелкий ручеек, который мы утром запросто перебегали, теперь оказался быстрым и широким потоком. Странно, и откуда вода берется? Вроде бы идем вверх по течению, а не вниз.

Переправившись на правый берег, поднялись по крутому (25-350) склону  примерно на 50 м, там оказался пологий участок с хорошим сосновым лесом. Двигаться по нему легко, много черники. Минут через 40 лес стал похуже, рельеф сложнее, но все равно идти не очень сложно. Временами появляются какие-то тропки, неизвестно откуда появляются и неизвестно куда исчезают, наверно звериные. Еще через 30 мин. склон стал крутым, появились осыпи камней и на них кедровый стланик, идти по правому берегу стало невозможно, мы спустились к ручью и перешли вброд на левый берег. Здесь мы шли около часа (довольно  медленно – много поваленных деревьев, сложный рельеф), затем поднялись повыше, метров 100-200 от реки, и шли по редкому стланику, по моховым полянам, пока стланик не стал густым, и дальше двигаться стало невозможно. Можно было бы подняться чуть повыше, на осыпи, там стланик пореже, но было уже пора вставать на ночевку и мы продрались через стланик метров 300 вниз к реке, где и разбили лагерь.

Прошли за день около 12 км, средняя скорость движения 2 км/ч. С учетом того, что идем с полными рюкзаками в основном по пересеченной местности, без троп, то неплохо. Чистое ходовое время ~5:30

Погода весь день солнечная и жаркая. Солнце встает около 5-5:30, т.е. в 6 часов уже светло, а садится в 21:30, темно становится в 23 ч. Но идти больше чем 5-6 ч ходового времени вряд ли возможно, т.к. полный вес рюкзаков, жаркая погода (а из-за мошки и комаров постоянно приходится идти в штормовке и накомарнике) и постоянное  преодоление мелких препятствий на пересеченной местности очень сильно выматывает и к концу дня резко повышается вероятность получить травму.

Здесь комаров почти нет, зато много мошки, причем мелкой, пробирается через сетку накомарника, но с наступлением темноты исчезает.

6.4 Третий день. 8 августа 2001 г.

В 200-х метрах выше по течению от стоянки нашли сухое русло левого притока. По имеющемуся у нас описанию, где-то выше по склону должна быть тропа. В поисках тропы поднялись вверх по склону, и отошли от ручья метров на 400-500, но ничего не нашли, и пошли дальше траверсом. Сначала это было несложно – стланик достаточно редкий, много полян с белым мхом, потом стало хуже – стланик гуще, плюс кустистая береза. На другой стороне долины хорошо видно длинное озеро, образуемое  правым притоком ручья Якчий. Оно находиться гораздо выше уровня ручья и отделена от него узкой высокой грядой.

Так мы прошли 2 перехода по 50 мин., постепенно спускались вниз и, к концу второго перехода, нашли тропу ~ в 100 метрах от реки. Сначала тропа шла поверху, по мшистым полянам, а потом спустилась к реке. Здесь долина широкая, река разлилась на много рукавов, местность подболочена и тропа пропадает, потом снова появляется, но идти по ней тяжело, т.к. она в основном лишь слегка обозначена. Через переход вышли на что-то типа рыбацкой стоянки – небольшая поляна, кострище, старые консервные банки. Широкий разлив реки со спокойным течением, видно как плавает хариус, некрупный. Встали на обед, заодно попытались половить рыбу, но неудачно.

После обеда пошли было тропой, но она быстро потерялась, пришлось двигаться дальше по реке, т.е. по мелким и сухим участкам русла, по прибрежным камням, это проще чем продираться по кустам по берегу. Река здесь разлилась, много мелких рукавов, течение слабое. Через два перехода русло резко сузилось, подъем стал круче, пришлось идти по берегу – по труднопроходимому лесу, лиственным кустам и стланику. Вскоре мы подошли к месту, где река описывает петлю, огибая с востока большую гряду, подпирающую озеро. Растительность – мелкий кустарник (карликовая береза, ольха) и редкий стланик. Пересекли гряду ( подъем 100-150 м и небольшой спуск к озеру) и встали на берегу лагерем. Здесь уже почти тундра – мох, трава и карликовые кустарники. Есть и отдельно стоящие кусты кедрового стланика, поэтому проблем с дровами нет (как выяснилось за время похода, в этом районе вообще дрова - не проблема, стланик забирается высоко, его можно найти почти под самыми перевалами).

За день прошли около 13 км, чистое ходовое время 5:50. Местность такая же тяжело проходимая как и вчера – только буреломов поменьше, зато кустов побольше и погуще. Погода солнечная. Мошки по-прежнему много, несмотря на то, что мы порядком набрали высоты.

6.5 Четвёртый день. 9 августа 2001 г.

Перешли вброд ручей,  прошли  северным берегом озера  и перевалили через гряду, подпирающую второе озеро. Это озеро мы обошли с западной стороны, а зря, с восточной было бы короче. Перелезли еще через одну гряду и оказались у третьего озера. За ним посредине долины стоит высокая горка, которую можно обойти, поднявшись по осыпи и  справа, и слева. Преодолев подъем 50-60 м с левой стороны, и немного спустившись, добрались до четвертого озера. От четвертого озера, а не от третьего, как написано в описании, начинается подъем на перевал по крупной осыпи 25-300.  Перевала мы достигли примерно через 2,5 часа чистого ходового времени, после выхода из лагеря, т.е. от первого озера. На перевале сняли записку группы туристов Екатеринбургского университета из 7 человек, проходивших перевал в феврале 2001 г. и группы из 4-х человек из Калужской области, бывших здесь в июне 2001 г.

Даже здесь много мошки и практически нет ветра. Очень жарко, снежников нигде, даже в тени под склонами, не видно, хотя по описаниям, здесь летом бывает снег.

С перевала идет спуск  около 30к предперевальному озеру по осыпи  из  крупных камней. От озера спустились по  мелкой живой осыпи и травяному склону (30-400) на 100  метров к ручью, вытекающему из соседнего цирка (восточнее), откуда он падает высоким водопадом. Пошли вниз, как обычно по самому ручью, т.к. по берегу неудобно – в высокой траве не видно ям и камней, и вскоре вышли к Верхнекичерскому озеру.

С северо-востока в озеро впадает еще один ручей, вытекающий из большой долины. Южный берег озера – крутая (до 400) осыпь из живых камней, северный – низкая пологая осыпь из крупных камней. С запада озеро подперто грядой, практически непроходимой, состоящей из огромных глыб, стока из озера нет, вода уходит под землю. Северо-восточный участок берега, между двумя впадающими ручьями, пологий и на нем есть травяные поляны, где мы и встали лагерем.

К озеру мы подошли довольно рано, где-то в 15 ч, но первый перевал дался нам так тяжко, что решили больше никуда не ходить, тем более что в этот день у нас по графику была запланирована дневка, да и заброску надо было подготовить. За день прошли около 9 км, чистое ходовое время 4:30. Завтра нам надо преодолеть гряду, перегораживающую долину и идти вниз по Кичере до долины притока, ведущей к перевалу Зенит.

6.6 Пятый день. 10 августа 2001 г.

Вышли утром в 10:30, долго провозились с заброской, хотя, казалось, все подготовили еще вчера. За ночь уровень озера опустился примерно на полметра, а по следам на камнях и размывам на берегу видно, что уровень воды бывает на 3-4 м выше.  Обошли озеро с северо-востока, с южной стороны было бы короче, но там крутая и живая осыпь. Это заняло у нас один переход в 50 мин. Затем начали подъем (около 80 м) на гряду в ее южной части, на границе склона долины и крупноглыбовой россыпи по травяным лугам, прошли до спуска и спустились по сухому руслу небольшого притока вниз, к месту где река выходит из-под камней (еще 50 мин.). По берегу оказалось идти нельзя – густые кусты ольхи и стланика, пошли по воде, но недолго – вскоре река разлилась на ровном месте и стала глубокой. Кое-как продрались по кустам к месту, где река круто падает вниз по большим камня и скалам. Спустились вниз, и обнаружили, что река опять ушла под землю, а мы оказались перед непроходимой россыпью громадных камней. Сначала мы пробрались к южному склону, поросшему густым кустарником, а затем кое-как начали двигаться по границе кустарник - крупноглыбовая россыпь. Преодоление всего этого безобразия (меньше 4 км) заняло у нас 2,5 часа чистого ходового времени!

Ближе к вечеру прошли наконец гряду и вышли в лес, на правый берег реки. Сначала лес был чистый и легко проходимый, но это быстро кончилось  и вскоре опять пошли кусты, буреломы, высокая трава в которой не видно ям, камней и проч. В 19:10 встали на ночевку на берегу Кичеры. Небо заволокло тучами и стал накрапывать дождь, хотя весь день было солнечно и жарко.

За день прошли около 8 км, чистое ходовое время 5:40. На гряде потеряли много времени, так что планирую сократить кольцо и идти не на Зенит, а на Эскалатор и возвращаться через пер. Озерный, причем на Верхнекичерское идти не спускаясь с него, а траверсируя северный склон долины.

6.7 Шестой день. 11 августа 2001 г.

Сегодня суббота, «банный день», как пошутили ребята – дождь, низкая облачность, туман. Единственная радость – почти не стало мошки. Окрестных гор и склоны долины не видно, поэтому встает проблема определения своего местоположения, единственный способ – прикинуть пройденное расстояние по ходовому времени, так что результат получается весьма приблизительный. Это особенно беспокоит в связи с тем, что долины ведущие к перевалам Зенит и Эскалатор выходят к Кичере совсем рядом.

Шли по правому берегу реки, лес все такой же, продвигаться по нему тяжело, но иногда удается отыскивать звериные тропы и некоторое время идти по ним. Примерно через 3 часа ходового времени вышли к началу долины ведущей, по моим предположениям, к перевалу Эскалатор, и начали подъем вверх по ручью. По ходу стараюсь сверяться с описанием, чтобы убедиться, что идем туда, куда надо, пока вроде бы совпадает. Через 1 км от реки начался глубокий кулуар с крутыми склонами, после кулуара широкая терраса с небольшим уклоном, на ней растут редкие деревья и кусты. За террасой ручей опять уходит в узкий (10-12 метров) кулуар, но дальше мы не пошли, встали на ночевку. Дождь идет постоянно, а при подъеме вверх еще и ухудшается видимость из-за тумана. С трудом нашли и расчистили место под палатку.

За день прошли около 13 км, чистого ходового времени 5:30.

6.8 Седьмой день. 12 августа 2001 г.

С утра сильный дождь, туман, видимость от 50 до 300 м, постоянно меняется. Вышли в 10:30, не торопились, надеялись, что дождь немного ослабнет. Не дождались. Решили идти вверх, несмотря на плохую видимость, долина узкая, вариантов движения всего два – вверх или вниз, а там может быть погода улучшиться.

Начали подъем по кулуару, подъем довольно пологий, но неудобный – река зажата склонами, поросшими стлаником. За кулуаром опять пологая терраса, после нее подъем по  крупной осыпи. Ручей здесь уходит под камни (вернее выходит из-под камней). За подъемом - плоская широкая терраса, где ручей разливается в широкие участки, почти без течения. Заканчивается терраса  большим цирком с крутыми (40-450) осыпными склонами. Совершенно не похоже на описание. Туман такой, что даже невозможно оценить высоту склонов, совершенно непонятно куда идти дальше. Слышно только, что ручей стекает со склона где-то западнее. Идти дальше в такой ситуации небезопасно, ждать погоды тоже нельзя – потеряли много времени и если мы ошиблись и подошли  к перевалу Зенит (а это явно не Эскалатор, описание не подходит), то на завершение кольца может не хватить продуктов.

Повернули назад и стали спускаться вниз. Ближе к вечеру облачность немного рассеялась, и мы смогли немного рассмотреть склоны. Особенно запомнилась гора с восточной стороны – почти правильная пирамида с очень крутыми плоскими стенами. Немного удалось рассмотреть и южные склоны долины реки Кичера. По особенностям рельефа выяснили, что мы все-таки зашли в долину, ведущую на Зенит. Несмотря на некоторое прояснение к вечеру, север гор по прежнему закрывала плотная низкая облачность.

К вечеру мы дошли до Кичеры, где и встали на ночевку на берегу. Погода начавшая было улучшаться, опять испортилась. Чистое ходовое время 5:40. Прошли километров 10, но зато со значительным перепадом высот. Хотя из-за непогоды все это зря, приходиться возвращаться.

6.9 Восьмой день. 13 августа 2001 г.

Поднимаемся вверх по Кичере. Все те же буераки, но мы уже как-то привыкли и не обращаем на это большого внимания. Стараемся отыскивать и идти звериными тропами. Меньше ломимся по стланику, т.к. больше не пытаемся отойти от реки вверх по склону – знаем что бесполезно. К 16 ч дошли до начала гряды. Время еще есть, но приходиться вставать, т.к. до темноты вряд ли дойдем до озера, а встать на ночевку на гряде негде, к тому же там можно остаться не только без места для ночевки, но и без воды.

Погода с утра была пасмурная, но после полудня распогодилось и стало даже жарко. Пользуясь вынужденным отдыхом, немного просушились и набрали черники. На этом месте, перед грядой видимо часто встают, но в основном зимой – много деревьев спиленных на высоте 1,5 метров.

За день прошли около 10 км, ходовое время  3:50.

6.10 Девятый день. 14 августа 2001 г.

Гряду решили проходить не так как спускались, а обойти ее выше, траверсируя южный склон долины. Подошли поближе к гряде, чтобы перейти реку по камням на левый берег, и по осыпи забрались  на склон на 150-200 м. Дальше начали двигаться траверсом. Склон крутизной от 25 до 400, в основном осыпь из крупных камней, местами «живых», иногда травяные полки и полосы кустарников (стланик, ольха). Так мы дошли до уровня последней террасы перед самой высокой перемычкой гряды. Здесь кустарник поднимается высоко, и пришлось довольно долго ломиться через стланик и ольху, пока не вышли на луга. Отсюда мы спустились к озеру и обошли его до своей старой стоянки, где мы оставили заброску. Этот путь понравился нам больше того, каким мы спускались. Хотя времени ушло ненамного меньше, но идти проще, меньше кустов. Всего у нас ушло 3:40 чистого ходового времени, а пройденное расстояние примерно 6 км, погода весь день ясная и жаркая. Опять пришлось вставать, несмотря на раннее время: во-первых, надо разобрать заброску, во-вторых, времени осталось недостаточно много, чтобы лезть вверх на перевал. К тому же надо подумать над нашим дальнейшим маршрутом, т.к. по основному плану мы явно не успеваем.

6.11 Десятый день. 15 августа 2001 г.

С утра туман и дождь. Видимость только вокруг озера, все остальное закрыто низкой облачностью. Чуть позже туман немного развеялся и мы решили сделать в радиальный выход к перевалу, обозначенному на карте как Арго(1Б). К нему ведет долина из которой в озеро с севера впадает ручей. Вышли в 12:25, чтобы не идти вдоль русла ручья  по глубокому кулуару, срезали угол по склону восточнее, по травяным луга и некрутым осыпям и вышли на левый берег к водопаду. Здесь ручей глубоко прорезает скалу и красиво падает в ущелье в несколько каскадов с перепадом высоты в 50-60 м. Обошли водопад и скалу с левого берега, дальше идет длинный пологий подъем по лугам. Облачность опять опустилась и идет дождь. Видимость постоянно меняется, иногда снижается до 50м, но периодически удается осмотреть окрестные склоны и наметить линию движения к перевалу. Путь лежит через 3-й по ходу движения цирк с северо-западной стороны долины. К нему ведет подъем 15-300 по крупной осыпи 150-200 м. За подъемом маленькая травяная ложбина в ней местами вода. Через разрывы облачности иногда можно рассмотреть небольшое понижение в широкой седловине в восточной ее части. Западный край закрыт высоким выступом осыпи. Правее по ходу движения в глубоком кулуаре забитом крупными камнями течет ручей, но его только слышно, сам он глубоко под осыпью.

Обошли выступ справа, поднявшись по осыпи из крупных камней на 150 м. Наверху опять небольшая ложбинка с травой, камнями и водой. Отсюда хорошо видно всю седловину, в ней два понижения разделенных небольшой скалой. Начали подъем на западное понижение, т.к. туда ведет менее крутой подъем по менее крупной осыпи, высотой около 100 м. Здесь мы тура не нашли, с другой стороны перевала почти отвесный обрыв около 15 м с маленькими травяными  полочками. На 1Б не похоже, скорее уж 2А. Перевал открывается в цирк с высокими и почти отвесными склонами, на дне лежит озеро, вокруг него снежники. Траверсом по осыпи с южной стороны перешли на восточное понижение седловины. Здесь с северной стороны полностью отвесный обрыв, без всяких полочек. Нашли тур и сняли записку Тернопольского т/к «Арго», совершившего первопрохождение перевала 11 лет назад, 18 августа 1990 г. Перевал называется не Арго, а Галицкий и категорийность его оценена как 2А. Подъем от озера до перевала занял у нас чуть меньше 3 часов, перепад высоты – более 800 м. На обратный путь затратили чуть больше 2 часов. Общее время  ~ 5 ч. Все это время почти без перерыва шел дождь. Прошли около 10 км, но в зачет идет только половина, как за радиалку. Завтра нам надо уходить через Лучезарный(1Б) по запасному маршруту.

6.12 Одиннадцатый день. 16 августа 2001 г.

Весь день дождь. Низкая облачность. Сидим, ждем погоду.

6.13 Двенадцатый день. 17 августа 2001 г.

С утра пасмурно, но облачность высоко. Путь к перевалу лежит через большой цирк, находящийся восточнее перевала Якчий. Оттуда водопадом падает ручей и впадает в Верхнекичерское озеро. Сначала от лагеря поднимались по пологим лугам вдоль ручья (правым берегом). Затем начался крутой подъем: осыпь 20-250, травяные полки на наклонных гладких скалах. Вышли немного восточнее цирка. На дне цирка, в глубокой котловине (мы оказались метров на 60 выше) лежит озеро и снежники. В озеро с востока по глубокому кулуару впадает ручей, текущий из восточной долины, ведущей к пер. Лучезарный. Мы прошли в эту долину  траверсом по склону ручья, стараясь не опускаться вниз. В долине сложный рельеф, много скальных гряд, ручей течет, петляя, с юга через цепь озер. Предпоследнее озеро находиться перед перевалом. Немного выше и западнее, в большом цирке есть еще озеро, подпёртое высокой монолитной скалой.

Подъем на перевал 100-150м по крупной осыпи 30-350. Седловина перевала широкая, понижение и тур в западной части. Сняли записку туристов из г Тулы, проходивших перевал в 1999 г. Подробностей нет, так как записка намокла и почти все записи размыло. Восхождение на перевал от Верхнекичерского озера заняло у нас 3 ч ходового времени. Шел дождь, но видимость была хорошая, а за перевалом – туман, склонов долины не видно.

Спуск с седловины прямо от тура, немного вправо. Начало спуска (около 40м) опасное – живая осыпь 35-400 и участки гладких скал, подо всем этим –обрыв около 15 м. После этого участка можно траверсом  пройти на западный склон долины и спустится по осыпи (35-450) с живыми камнями на 100-150 м к  озеру. Озер на дне долины несколько. Дальше спустились по долине мимо красивого водопада к  большому озеру, и встали на ночевку. Дальше не пошли, т.к. где-то здесь должен находиться перевал Черноморский (1Б), через который нам надо выйти в долину реки Огдында, а сориентироваться точно невозможно – склоны долины закрыты облаками. Тревожит то, что в карте-хребтовке  обнаружилась ранее незамеченная неясность – цифры, которыми  отмечены перевалы Черноморский и Красный Крым, 3 и 5, дублируются. И эти перевалы могут оказаться на самом деле с другой стороны долины и вести в долину ручья Якчий.

Ходовое время за день  –  4:30 . Погода – дождь, туман.

6.14 Тринадцатый день. 18 августа 2001 г.

Встал утром в 6:00. Облачность, но горы открыты. По карте очень четко читается расположение пер. Черноморский, практически прямо перед нами, широкое понижение в хребте южнее вершины 2254. Высокий и крутой подъем, по карте набор высоты более 300 м. Пока готовил завтрак, все затянуло туманом, видимость резко упала, опять пришлось ждать. Так мы прождали примерно до 13 ч., пообедали, и принялись неторопясь собираться, т.к. стало ясно, что и на прохождение запасного варианта у нас не хватит времени и продуктов, и надо идти вниз по ручью на ст. Ангоя. Когда уже собрались и вышли (~ 14:30) облачность немного развеялась, и перевал стал виден. Мы решили этим воспользоваться и напоследок  хотя бы взойти радиально на перевал, а если повезёт, и облачность во второй половине дня разойдется, то совершить кольцо, возвратившись через перевал Красный Крым.

В понижении между вершинами есть слабо выраженные седловины, разделенные небольшими скальными выступами. Мы решили начать подъем к южной, т.к. снизу она казалось самой низкой, хотя склон везде примерно одинаковый. Подъем высотой около 350 м, крупная осыпь, крутизна внизу 25-350, в средней и верхней части 35-450, много живых камней. Есть участки с выступающими скалами и участки с мелкой живой осыпью. Подъем одолели за  1:10. С другой стороны (восточной) перевал открывается в большой цирк с озером, из которого течет ручей на восток, в долину реки Огдында-Ангарская. Сама река не видна, видно только часть долины. Восточный склон перевала довольно пологий, 25-300, осыпь из крупных камней, спуск около 150 м до озера. Южная седловина представляет собой дыру в гребне, спускающемся с южной вершины. Отсюда можно по восточному склону перейти к средней седловине, она пошире и пониже. Самая широкая и низкая – северная седловина, но подниматься и спускаться с неё неудобно – в обе стороны мелкая, почти песчаная осыпь. Хорошо видно перевал Лучезарный, он заметно ниже.

Поискали на седловинах тур и ничего похожего не нашли. Видимо на карте все-таки ошибка и это не Черноморский. В таком случае кольцо отменяется, т.к. и Кр. Крым может оказаться с другой стороны долины.  Через это понижение в хребте можно ходить из долины Огдынды-Ангарской в долину ручья Верховья Дармиков и наоборот, но только летом, т.к. зимой западный склон, видимо, очень лавиноопасен. Сложность как перевала можно оценить в 1Б, за счет западного склона, по которому мы и поднялись. Довольно долго любовались открывающимся отсюда видом и фотографировались. Затем погода стала портиться, снизу поползли полосы облаков и мы спустились обратно в долину. Спуск занял 45 мин.

Дальше начали спускаться вниз по ручью. Долина сильно изрезана грядами, прорезанными рекой, много озер. Почти сразу же пришлось искать спуск с отвесных скал ~6 м высотой. Потом пошли вдоль по ручью в основном по крупным камням. Через два перехода (1:30), встали на выходе большого озера (потом оказалось – последнее в цепи озер) на поляне посреди редкого стланика. Чистое ходовое время за день 3:25.

6.15 Четырнадцатый день. 19 августа 2001 г.

Вышли в 9:00. Сразу – трудный спуск вдоль реки между крутых склонов со стлаником. Внизу оказалось большое болото, прорезанное ручьями. На болоте огромное количество голубики. Здесь нашли звериную тропу, и пошли по ней (пришлось сразу же перейти ручей вброд). Тропа то появляется, то теряется, то хорошая, то еле видная. Несколько раз, следуя по тропе, переходили ручей вброд. Часто приходиться продираться по кустам и стланику, иногда даже идя по тропе. По мере спуска, лес становиться более  проходимым (меньше кустов).  Высоко по склонам стараемся не забираться – там стланик. Иногда удается найти звериную тропу и идти по ней некоторое время. Но бывает так, что она исчезает, оставляя нас в густом стланике, из которого метров 100-300 приходиться выкарабкиваться поближе к реке.

К концу дня на левом берегу нашли довольно неплохую тропу, которая поднялась вверх и пошла по гребню отрога, оставив реку далеко внизу, западнее. Лес здесь относительно чистый, сосновый и кедровый. Через некоторое время, когда отрог стал резко понижаться, тропа круто свернула на восток. Также была тропа на запад, к реке, но она почти сразу исчезла. С этого места неплохой обзор на долину Верхней Ангары (немного мешают деревья), даже видно Ангою. Потом спустились к реке и некоторое время шли по берегу, пока не встали на ночевку. Чистое ходовое время 5:45. Прошли за день около 13 км. До Ангои осталось примерно столько же, или чуть побольше, значит завтра к вечеру, или, в крайнем случае послезавтра, выйдем.

6.16 Пятнадцатый день. 20 августа 2001 г.

Сначала шли по левому берегу, потом перешли на правый, т.к. на правом берегу больше вероятность найти тропу или дорогу до Ангои. Шли по лесу примерно в 50-100 м от реки, т.к. здесь меньше кустов, чем на берегу, но зато много бурелома и камней. Примерно через 2 ч ходового времени, мы заметили, что шума воды больше не слышно. Было уже пора обедать, и мы повернули к реке, но вместо реки нашли только сухое русло. Куда вода делась? Толи ушла другим рукавом, толи под землю. Около часа шли по сухому руслу, по камням. Часто приходиться перебираться через упавшие деревья. Русло абсолютно сухое, как в пустыне. Это плохо, т.к. в этих местах воды, кроме как в реках, нет вообще, ни болот, ни луж, ручьи пересохшие. Осталось надеяться, что сегодня выйдем в поселок или к какой-то воде. Все запасы - только полтермоса чая.

В начале четвертого перехода мы услышали близкий шум поезда. И действительно, пройдя еще мин 20 по руслу (около 500м) вышли на ж/д мост, рядом – автодорога. Восточнее по железке есть еще один мост, но ручья под ним нет, даже сухого русла. Видимо вода все-таки уходит под землю. Перекусили и еще 3 км по ж/д до поселка, пришли примерно к 15 ч. Купили продуктов (в поселке 3 магазина). Телеграмму отправить не удалось, т.к. почта закрывается в 13:30. На вокзале встретили местного туриста или, как он себя назвал, – «сочуствующего», приветливый парень лет 30-35. От него узнали много интересного, жалко только, что в конце похода а не в начале. Оказывается в верховья Якчего и Дармиков есть неплохие тропы, только чтобы по ним ходить надо  знать некоторые подробности.

Чтобы все-таки пообедать пришлось идти еще 2 км до ручья Якчий, где мы заодно помылись и переоделись. Вернулись на станцию и в 19:07 (14:07 мск) выехали на пригородном поезде до ст. Дзелинда, где на берегу реки Дзелинда есть природные горячие источники. Здесь мы и провели время, оставшееся у нас до отъезда. Чистое ходовое время за день 4:20

7.3 Выводы.

·        Сложность похода соответствует заявленной категории.

·        Общая протяженность  маршрута не соответствует заявленной категории.

·        С учетом того, что протяженность маршрута составляет 75% от минимальной, сложность похода может быть оценена как третьей категории, при соответствующем решении МКК. В противном случае, сложность может быть оценена как вторая с элементами третьей категории.

·        Перевальный опыт может быть зачтён для участников как 1А и 1Б - прохождение, для руководителя как 1А и 1Б  - руководство прохождением.