ЮЖНЫЙ УРАЛ ст.Шушпа -- г.Яман-Тау(1638 м) -- ст.Юрюзань -- г.Иремель(1584 м) -- ст.Сатка

Отчет о лыжном походе III кат. сложности
группы туристов МХТИ им. Д.И.Менделеева

Рук. Некипелов В.

февраль 1966 года

ст.Шушпа -- г.Яман-Тау(1638 м) -- ст.Юрюзань -- г.Иремель(1584 м) -- ст.Сатка

ВЫБОР МАРШРУТА

Туризм - лучший отдых. Это всем давно известно. Туриста же, не раз бродившего по горам и диким таежным дебрям, постоянно влечет к ним; он тоскует по голубым далям и при первой же возможности, бросив повседневные дела и заботы, отправляется в путь.
Вот так и мы, восемь ребят и девчат, устали ждать лета и, воспользовавшись зимними каникулами (билеты в полцены!), отправились в поход.
В нашем распоряжении было всего 15 дней. А хотелось снова вдохнуть запах тайги, взобраться на вершины и полюбоваться неповторимой красотой горного пейзажа. Поэтому был выбран Южный Урал. На дорогу в оба конца уйдет 4-5 дней, а остальные 11 - на лыжах по таежным сугробам, по горным перевалам, с ночевками в деревенских избах с жаркой печкой и в испытанной походной палатке.
Теперь, по окончании похода, мы можем сказать, что наши надежды вполне оправдались. Всем туристам, еще не видавшим Южного Урала, мы искренне рекомендуем выбранный нами (или несколько видоизмененный) маршрут.
День
13 пос. Тюлюк -- пос. Березяк лыжи
14 пос. Березяк -- ст. Бакал лыжи
14-15 ст. Бакал -- Москва ж/д

Он не требует специальной техники горнолыжника, рюкзак не слишком обременяет туриста, т.к. поход можно разделить на 2 части -- восхождение на г. Яман-Тау и восхождение на г. Иремель.
Продукты можно брать с собой лишь на первые 6 дней. Далее их можно пополнять в пути.
Мы не приводим подробной сметы расходов. Скажем только, что целиком уложились в 40 руб. на человека. Следует учесть, что все необходимое снаряжение было взято в институте, бесплатно, а на проезд по железной дороге везде брали студенческие 50%-ные билеты.

ДНЕВНИК ПОХОДА

ЗАБРОСКА
Из Москвы выехали пасс. поездом 104 Москва - Магнитогорск.
До ст. Вязовая идет 28 часов и прибывает в 4:59 по моск. времени. С Вязовой до Запрудовки поезд отправляется в 7:27 утра и приходит в Запрудовку через 2-3 часа. От Запрудовки до ст.Белорецк (на ст. Шушпу) идет узкоколейная жел. дорога. Отправление поезда часов в 8-9 вечера.
Недалеко от вокзала в Запрудовке имеется столовая, магазины. Рядом со станцией начинается лес и небольшие горы, так что в ожидании поезда мы с удовольствием покатались на лыжах, оставив рюкзаки на вокзале. Рано утром следующего дня мы были на ст. Шушпа, откуда и начинался собственно поход.

ДЕНЬ 1-й. Ст. Шушпа -- Журавлиное болото
Эти два пункта когда-то соединялись узкоколейной железной дорогой. В настоящее время она не действует. Регулярного сообщения между поселками нет, но иногда местные жители ездят на лошадях этим путем за сеном, так что можно воспользоваться старым санным следом, чтобы не идти по очень глубокому снегу.
Первые километры отличным ориентиром служит старая насыпь узкоколейки, но затем санный след отходит в сторону, и бугор насыпи лишь изредка промелькнет в разрыве леса.
Дорога все время идет через лес до самого Журавлиного болота. Кое-где встречаются небольшие стога сена. Изб по пути нет.
Весь день идет снег. В походе снегопад, как нам кажется, доставляет туристу неприятностей больше, чем сильный мороз. В снег очень плохая видимость, и к тому же постепенно намокает вся одежда -- из-за этого мерзнешь больше, чем при сильном морозе.
На месте станции Журавлиное болото осталось лишь несколько домиков, довольно далеко разбросанных друг от друга. Желательно дойти до избы лесника (см. карту). Здесь просторная изба, теплая печь, гостеприимные и общительные хозяева-башкиры.

ДЕНЬ 2-й. Журавлиное болото -- мост на р.Инзер.
По плану на этот день было намечено подняться на гору Мохнатку (г.Яланга). Такой вариант нам предложил тов. Лобов из турклуба "Наука". Как он рассказывал, эта гора очнь красива, здесь можно хорошо покататься на лыжах и заночевать у ее подножья по другую сторону горы, на пути к р. Б.Инзер. Имелось в виду, что мы выйдем к Инзеру, двигаясь на запад, через перевал, обозначенный на карте. Тем самым мы несколько изменим довольно стандартный и не очень интересный вариант маршрута Белорецк - Маярдак - Капкалка - р.Инзер.
К сожалению, нам пришлось отказаться от этого варианта, т.к. снегопад не прекратился со вчерашнего дня и надежд на просветление не было. В этих условиях совершать подъем не представляло интереса. Решили, не теряя времени, двинуться в направлении горы Яман-Тау по просеке, идущей почти сразу от домика лесника до моста на р. Б.Инзер (см. карту).
Просека имеет ширину 3-4 м. Снег глубокий. Приходится все время торить лыжню. Вокруг тайга, состоящая в основном из ели и березы. Места довольно дикие и красивые. Много заячьих следов.
Остановились у р. Инзер. Холодная ночевка. По берегу реки много сухостоя для костра.

ДЕНЬ 3-й. р.Инзер -- подножье г.Яман-Тау
Некторое время сохраняется просека. За 4-5 км до горы лес местами сменяется зарослями кустарника или молодой порослью в 4-5 м высотой, преимущественно березой.
Обозначенные на карте "Развалины Бетины печи" едва различимы. Остались лишь деревянные сваи, на которых когда-то стояли постройки, да и те чуть торчат из снега.
Уже от р. Инзер в хорошую погоду видна вершина Куян-Тау. Яман-Тау остается несколько скрытой за ней.
Вышли к р.Куянтавке и двинулись вверх по ней. Заночевали в лесу недалеко от занесенной снегом Куянтавки, на правом берегу. На счастье, попался незамерзший ручеек.
Ночью был сильный мороз. Термометра у нас с собой не было, и у каждого было свое мнение насчет мороза. Одни давали -20, другие - все -40! Но в палатке (печка всю ночь накалялась докрасна и дежурные не засыпали) было совсем не холодно.
Вообще во время холодных ночевок мы с вечера заготавливали дрова на всю ночь. Мелко расколотые чурки складывались в палатке возле печки. Всю ночь дежурные топили печку, каждый по часу, и следили за тем, чтобы палатка не прогорела от искр.

ДЕНЬ 4-й. Подъем на г.Яман-Тау
С утра погода была плохая. Шел снег, видимости никакой. Но часам к 11 снег перестал, выглянуло солнце. Двинулись к вершине около 11, налегке, взяв с собой лишь телогрейки да кое-что на обед.
Подниматься на Яман-Тау следует так. Обходя вершину Куян-Тау с севера, выйти сначала на седловину между этими горами, и лишь с седловины идти прямо к вершине Яман-Тау. В противном случае на пути будут очень крутые склоны и скалы.
Почти до самой седловины имеется лес,и лишь обе вершины поднимаются белыми безлесными конусами. Здесь мы сняли лыжи, оставили для страховки по лыжной палке и двинулись вверх. Снег очень плотный от постоянных ветров, и подниматься следует осторожно, все время страхуясь лыжной палкой.
На самой вершине имеется небольшой каменный тур. В нем спрятана тетрадь, где каждая побывавшая здесь группа оставляет свою запись. Одновременно с нами, но с противоположной стороны Яман-Тау, поднялась группа туристов из Уфы.
С вершины хорошо просматриваются все близлежащие хребты и перевалы, и можно осмотреть свой дальнейший маршрут. На наше счастье, весь день стояла солнечная погода, и мы могли свободно любоваться великолепными картинами, открывающимися с Яман-Тау. (Правда, пронизывающий ветер, гуляющий по вершине, выдул из нас все запасы тепла, даже фотоаппараты промерзли и отказали.)
К седловине мы лихо съезжали и на ногах, и на "пятой точке", лишь чуть-чуть притормаживая лыжной палкой. При спуске по ранее проложенной лыжне в лесу поневоле приходилось становиться слаломистом. Если на подъем было затрачено часа 4, то спуск едва ли занял 40 минут.
Почти у самой вершины видели большую стаю куропаток, но близко они нас не подпустили.

ДЕНЬ 5-й. Подножье г.Яман-Тау -- пер.Новый
Двигались сначала правым Машакским перевалом, затем, постепенно набирая высоту, подошли к перевалу Новый. Лес по пути не очень густой, снег глубокий, но плотный - возможно, из-за частых ветров.
Как и повсюду в этих местах, в лесу много заячьих следов. Правда, попытки отыскать зайца даже по совсем свежему следу ни к чему не приводили. Уж очнь хорошо путает он следы, да и на 80-мм лыжах догнать его нелегко, проваливаешься в снегу.
С трудом нашли подходящее место для ночлега, т.к. у перевала почти нет сухих деревьев, да и горизонтальную площадку найти сложно. Воду таяли из снега.

ДЕНЬ 6-й. Пер.Новый -- р.Юрюзань -- ст.Юрюзань
Перевал Новый представляет собой неширокое понижение в хребте Машак; имеется небольшое горизонтальное плато, поросшее хвойным лесом. Постепенно оно переходит в пологий спуск в долину реки Юрюзань.
Двигаясь вниз по занесенной снегом р.Юрюзани, мы вышли на свежую лыжню,которая шла до самой станции Юрюзань. Здесь можно встретить не одну группу туристов, идущих либо к Яман-Тау, либо от нее. Лыжня хорошая, дорога все время идет с понижением, так что в этот же день мы добрались до пос.Юрюзань, хотя и пришли уже в темноте.
По пути встречается совсем небольшая охотничья избушка. При приближении к ней мы почувствовали аппетитный запах. Оказалось, что один охотник отдыхал здесь и варил заячий суп. Как ни приятно зайти в эту экзотичную избушку с мороза и погреться у печки, приходится не останавливаясь двигаться дальше. Избушка маленькая, одновременно в ней может находиться не более 3-4-х человек. Ночевать здесь тем более будет негде.
На станции Юрюзань для туристов специально оставлен небольшой домик, где есть печка, запас дров и др. необходимые вещи. Несмотря на то, что здесь уже расположилась группа из Латвии (8 человек, в основном девушки), места хватило всем. Очень приятно вспомнить тепло, с которым нас встретили эти девушки.И РЕБЯТА (-приписка женским почерком.-Н.В.) С каждого из нас, едва державшихся на ногах от усталости, голода и холода, они снимали рюкзак и тут же подносили кружку горячего чаю.

ДЕНЬ 7-й. пос.Юрюзань -- пос.Тюлюк
От Юрюзани через пос.Александровка и до Тюлюка идет автомобильная колея. Из Александровки в Тюлюк ежедневно возят рабочих на лесоразработки. Но машины ходят очнь редко - раз в сутки.В Александровке есть продовольственные магазины, где можно купить крупу, макароны, сахар, масло, селедку, колбасу и рыбные консервы. Тушенки не было. Почти в любой избе можно купить свежее молоко, картошку.
В Тюлюке остановились в конторе леспромхоза. Поселок большой. Имеется клуб, почта, столовая, магазины. Отсюда уже близко до горы Иремель. Местные жители всегда объяснят вам дорогу и подходы к ней.

ДЕНЬ 8-й. Тюлюк -- г.Иремель.
От пос.Тюлюк идет санная дорога на Николаевку и далее на пос.Тирлянский. Сразу же от поселка дорога поднимается вверх. Подъем тянется километра три, затем дорога выравнивается, чередуясь иногда с незначительными спусками и подъемами. Идти легко. Вокруг все время лес - сосна, ели, березы. Встречаются следы зайцев. Раза два вспугивали каких-то птиц. Они с шумом взлетали из снега и сразу же исчезали в чаще леса.
От основной дороги влево уходит летняя дорога к покосам у подножия Иремели. Мы прошли по ней километра два и остановились на ночлег.

ДЕНЬ 9-й.
Второй раз нам не везет с погодой. С самого утра хлопьями валит снег. Не видно ни зги. Почти полдня мы провели в спорах - стоит ли совершать восхождение на Иремель в такую погоду. В конце концов решаем вернуться в Тюлюк. К вечеру мы уже в поселке. Снег не прекращается. Настроение подавленное: срок путешествия истекает.

ДЕНЬ 10-й.
Идет снег. Приходится смириться с тем, что Иремель мы так и не увидим. Покидаем Тюлюк и той же ночью со станции Бакал уезжаем в Москву.