стена Сабли
Автор: Татьяна Парфишина

Отчет о пешеходном туристском походе первой категории сложности по Крыму
Харьковский Туристско-Спортивный Союз
Секция спортивного ориентирования и туризма
Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина

6. Описание маршрута

1. Паспорт маршрута.

Нитка маршрута

Бахчисарай - Баштановка - Высокое - Куйбышево - Залесное - Терновка - Родное - Широкое - Кр.Камень - Бог.Ущелье - Соколиное - Богатырь - г.Бойко - вдп.Серебряный - г.Ай-Петри - Ялта

Вид туризма Пешеходный
Погодные условия Сухая солнечная погода
Температура днем +15 -+22
Температура ночью -2 - +5

2. Краткая характеристика района путешествия.

Маршрут проходит по юго-западной части Крымского полуострова и пересекает все три гряды Крымских гор в общем направлении с севера на юг. Благодаря такой ориентировке маршрута имеются возможность последовательно проследить изменения в характере ландшафтов, связанных как с высотной поясностью, так и с географическим положением.
Начинается маршрут на Внешней гряде Крымских гор, высота которых - до 400 м над уровнем моря. Затем маршрут пересекает Внутреннюю гряду, ее высота - до 800м над уровнем моря. Заключительная часть маршрута проходит по Главной гряде Крымских гор, высота которой в районе Ай-Петринской яйлы – 1000 - 1300 м над уровнем моря.
С изменением высоты над уровнем моря связаны изменения климатических характеристик. С увеличением высоты над уровнем моря снижается температура воздуха, при этом растет амплитуда между ночными и дневными температурами, усиливаются ветры. Осадков в районе маршрута выпадает около 500 мм в год, причем июль, август достаточно засушливы, а июнь, сентябрь - более влажные.
По ходу маршрута меняется и растительный покров. Для первых переходов маршрута характерна кустарниковая растительность, т.н. „шибляк" из грабинника, можжевельника, дуба, кизила и других видов. С повышением высоты над уровнем моря шибляк постепенно переходит в дубово-грабово-буковые леса, которые затем сменяются безлесными ландшафтами Главной гряды Крымских Гор.

3. Состав группы

Зоя
Сергеевна
1985 Фотограф

4. График движения на маршруте.

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения

25. Клеенка 1шт
27. Досточка 1шт

6. Описание маршрута.

Маршрут Бахчисарай-Ялта достаточно популярный среди туристов. Несколькими членами группы отдельные участки маршрута были пройдены и ранее. Чтобы всем было интересно, мы решили добавить петельку для осмотра Чернореченского каньона.

Из Харькова группа добиралась до Симферополя на поезде №81, отправлением в 21:16. Поезд один из самых дорогих, но на него можно заранее взять билеты, и мы выбрали самый надежный вариант. Для малых групп, наверное, удобнее ехать проходящими российскими поездами: хоть и покупать билеты в день отправления, но существенно экономить на проезде да и ехать можно сразу до Бахчисарая.
Начало похода ознаменовалось отсутствием у одной участницы студен-ческого билета. Правда, проезд в поезде и в электричке прошел без неприятностей, и группа в полном составе вышла на маршрут в Бахчисарае около 10 часов утра. Отметить маршрутку в Бахчисарае можно было, в принципе, где угодно, а вот единственный телеграф не работал. Поэтому о выходе на маршрут пришлось сообщать по телефону.
В Бахчисарае и окрестностях интерес представляют Ханский дворец, Успенский монастырь и Чуфут-Кале. Экскурсия во дворец стоит 6 грн (29.04.03) для взрослого, а если показать какую-нибудь корочку типа ученического билета (студенческого), то 3 грн. В принципе, наших 3 человека умудрились пройти в толпе вообще бесплатно, но по-одному такое вряд ли получится.

В Успенский монастырь вход свободный, но главное иметь пристойный вид: женщины с головным убором, а мужчины – без. При этом одежда не должна вас сильно выделять из толпы (в балахонах с Гражданской Обороной не пускают). Около монастыря стоит набрать воды. В Чуфут-Кале перелазить через стены опасно, да и милиция смотрит, поэтому лучше заплатить по 2 грн. и присоединиться к какой-нибудь экскурсии.

От Чуфута группа направилась в сторону Баштановки. Путь проходит по маркированной тропе, ориентировка проста. После выхода наверх, открывается красивая панорама на Машино. В Баштановке, чтобы оказаться у магазина, следует свернуть через мост. Тут же можно и отметить маршрутку в фельдшерском пункте (работает с 8 до 12 утра). В Баштановке класная стоянка около озера: никто не прогоняет, есть вода – одна из самых удобных стоянок за весь маршрут.

На Высокое ведет хорошая дорога. Идти следует вдоль ручья.При повороте на Куйбышево имеет смысл сделать петельку по тропам вправо от дороги и спуститься в лощину, которая примыкает к горе Курушлю – там незабываемые пейзажи. Отметиться в Кубышево можно прямо на центральной площади в сельсовете. Недалеко есть телефон. В селе дожидается заработка много таксистов, поэтому за 1 час привала они нам здорово надоели.

Интересный перегон на Залесное от Малого Садового проходит через горный массив. В Залесном есть магазин, и в нем можно отметить маршрутку. До Мангупа можно идти слева от трассы по лугу. Около села Хаджи-Сала отгрохали современную зону отдыха: на озере катают на катамаранах, по Мангупу – на лошадях. Со стороны села при входе на Мангуп собирают деньги. А наша группа обошла его со стороны Адым-Чокракской долины и там стала на ночлег. Там стоять нельзя – заказник.

Многие бригады просто поднимаются под самую кромку скал, предварительно набрав внизу воды, и в естественных пещерах становятся на ночевку. Внизу же свирепствуют лесники, усиленный спецподразделениями милиции. Но с лесником мы смогли договориться, и он нам даже показал тропу, по которой проще подняться на Мангуп, чтобы не платить. По бумагам лесника, стоянка в заказнике обходится в 3 грн/нос*сутки. Но можно не заплатить, если потребовать у лесника квитанцию установленного образца, а еще лучше, если показать ему бумажку из КСС. Можно также ознакомиться с его документами перерисовать карту его обхода и соседних обходов, чтобы знать, где стоянки запрещены.

В Терновке мы попали на первомайскую демонстрацию и отмечали маршрутку в отделении милиции. Вода в Терновке подается по графику, поэтому нужно набирать ее при любой возможности. Вплоть до Широкого воды нет, а вот в конце села есть мощный ручей, говорят, вода в нем есть всегда. Похоже на правду. От Родного в Широкое ведет хорошая лесная дорога, но с водой на этом участке проблемы. Воду можно набрать в Черной речке. С отметкой книжки тоже было не все гладко: мы попали на праздники, поэтому государственный учреждения не работали. Пришлось предоставлять копии чеков из частных магазинов в качестве отметки о прохождении. Подъем на Красный Камень довольно живописен. По пути встречаются щиты о запрете прохода и проезда. Мы проходили – проблем не было, но в охотхозяйство все-таки стоит зайти и узнать, не ведется ли где охота, чтоб не стать где-то в горячей точке. В лесу реально обитают кабаны и олени. В охотхозяйстве можно ночевать по 3 грн/нос*сутки даже с удобствами и с баней. Говорят, места есть и никаких проблем на каникулах поселиться на неделю.

Идти в сторону Богатого Ущелья следует внимательно выбирая дороги. Общее направление – по хребту. Около села находится приличный водоем. Около него отличные условия для остановки на дневку. В селе есть небольшой магазин, но штампа там нет, и вообще аж до самого Соколиного магазинов со штампами не предвидится. Места замечательные: лесников нет, местных мало и они далеко, оптимальное, на наш взгляд сочетание факторов для хорошей стоянки.

Дорога на Соколиное проходит почти везде траверсом и после больших подъемов наверх не затрудняет. Идти можно быстро, так как по пути встречается маркировка. В Соколином попадаешь в целую толпу ненавистных таксистов, торгашей, которые пристают с различными предложениями что-то купить, продать, подать, поехать, выпить и т.п. Мы быстро покинули Соколиное и пошли на Богатырь. В селе есть магазин. За этот день можно было подняться и на г.Бойко, но у нас вышли осложнения с лесниками. Лесник за нами следил издалека, и вместе с нами пришел на нашу стоянку. Причем он позвал еще одного лесника из соседнего села на военной машине. Но, как выяснилось позже, меры были оправданы. В этом месте стояло много групп и к самой дальней подошли какие-то люди в камуфляже. С ними была собака. Они представились лесниками и потребовали денег.

Следует сказать, что стоянка Богатырь – зарегистрированная стоянка у лесников, и они имеют право собирать деньги за людей и за кострище с палатками, но деньги эти небольшие (копейки) и никак не попадали под суммы, заказанные самозванцами. Лесник на машине остался ночевать на поляне с нами, принес хлеба (бесплатно!) и предупредил ,как себя вести в случае столкновения. Но ночь прошла спокойно, нас никто не трогал, и мы рано утром поднялись и вышли на Бойко. Подъем промаркирован сине-белой маркировкой, ручьи есть. Места красивые. Каньон проходим со стороны южного притока и по верху. В месте выхода на трассу пасутся какие-то подростки и тоже предлагают заплатить денег. Но мы вежливо отказались и вышли без происшествий на ай-петринскую яйлу. Перед яйлой надо набрать воды, так как на верху ее катастрофически не хватает. Нам же помог еще не растаявший снег, и проблема решилась сама собой.

На плато дуют сильные ветры, поэтому стоять лучше в перелесках, да и с дровами проблем нет. Подъем и спуск с Ай-Петри по Тарокташской тропе промаркирован и с пути трудно сбиться. Но в месте выхода к водопаду Учан-Су решили сделать пару новых оград и проход еще не успели натоптать. Главное повернуть направо при начале первой по ходу ограды. Осмотр водопада бесплатный, а вот за Поляну Сказок берут деньги. Хотя есть пару проходов через ограду, но пользоваться ими надо очень умело. Нас было сильно много, и мы не рискнули.

В Ялте к троллейбусной станции лучше подрезать через базар, а книжку можно отметить в любом магазине. Троллейбусы на Симферополь ходят через каждые 30-40 минут. Время в пути – 2 часа 40 минут, а стоимость проезда 7грн. 14 коп, харьковский поезд уходит из Симферополя в 22:43 (расписание весеннее 2003).

В целом, маршрут вышел удачным, так как переходы проходили в различных по рельефу и ландшафту местах, удалось посмотреть интересные объекты природы, познакомиться с разными людьми и побывать на экскурсиях.

Для следующих групп, которым, возможно, будет полезен этот отчет, есть два совета:
1) Зарегистрироваться в КСС Симферополя;
2) Не экономить на подробной карте.
Это поможет вам избежать лишних трудностей в общении с лесниками, а в случае надобности даст возможность пройти по лесу незамеченными туда, куда вам нужно.