LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Ледопад Менсу
Автор: Алексей Чариков


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

ОТЧЁТ о лыжном походе 1 к.с. - Кандалакшские тундры

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КЛУБ ТУРИСТОВ

ОТЧЁТ

о лыжном спортивном походе первой категории сложности по Кольскому полуострову, совершенном с 25.01.91 по 02.02.91 г.

Руководитель: Витчак Д.Н.
Маршрутная книжка № 3/91.

МКК ЛГУ рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю. Маршрут имеет первую категорию сложности. Отчет использовать в библиотеке МКК ЛГУ

Ленинград
1991

I. Общие сведения о путешествии.

Группа туристов ТК ЛГУ в период c 25.0I.91 по 02.02.91 совершила лыжное путешествие I категории сложности по Кольскому полуострову по маршруту:

г.Кандалакша - Кандалакшский залив - Колвицкая губа - ущелье "Железные ворота" - оз. Нижнее Лувеньгское - оз. Белое - р.Тикша - траверс массива Елки-тундры - р. Лувеньга - оз. Ниж. Лувеньгское - р. Ниж. Лувеньга - ЛЭП - рад. выход на г.Железную - г.Кандалакша.

ПРОТЯЖЕННОСТЪ маршрута - 120 км.

Подъезд к месту совершения путешествия: Ленинград - Кандалакша / поезд № I85/ В Кандалакше - автобус № I до кольца.

Отъезд: Кандалакша - Ленинград / поезд № 15 Мурманск - - Москва ч/з Ленинград /

2. Состав группы;

  Ф.И.О., год рожд. Место учебы, работы. Обязанности в группе
I. Витчак Дмитрий Николаевич, 1971 ЛТИ им. Ленсовета, студент руководитель.
2. Виноградов Роман Александрович, 1972 ЛГМИ, студент ремонтник
3. Рамзевич Андрей Александрович, 1970 ЛГУ, студент фотограф
4. Соколова Валентина Германовна, 1967 ЛИТМО, студент медик
5. Иванова Наталья Васильевна, 1967 ЛТИ им. Ленсовета, аспирант начфин
6. Гагаринова Наталья Геннадьевна, 1972 ЛГУ, студент фотограф
7. Кузнецова Мария Валентиновна, 1973 ЛГУ, студент начпрод

3. Снаряжение.

Наименование Количество Общий вес,кг
I. Шатер I 8,0
2. Печка I 5,0
3. Котлы 2 2,2
4. Тросмк костровой I 0,6
5. Пила I 1,0
6. Топор I 1,5
7. Спарка 2 12,5
8. Сетка I 1.7
97 Ремнабор компл. 2,0
10. Аптечка компл. 2,0
II. Фотоаппарат 2 1,5
12. Фонарь 2 1,4
13. Веревка / 6 мм / 26 м 1,1
14. Лопата снеговая I 0,6

 

ВСЕГО - 41,1 кг
ЛИЧНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ:
15. Бахилы пара 0,8
16. Лыжи, палки пара 3,0
17. Рукавицы утепл. пара 0,5

Максимальный вес рюкзака: у девушки - 19 кг, юноши - 25 кг

4. График движения

День похода Дата Участок маршрута км часов м характер пути
I. 25.01 г.Кандалакша - Канддлакшский залив 17 7,0 лед, снег 10 см
2. 26.01 Кандалакшскнй залмв – Колвицкая губа - ущ. Железные ворота - д.р. Ниж. Лувеньга 13 6,5 лед, снег до 90 см
3 27.01 Д.р. Ниж. Лувеньга - оз.Нижнее Лувеньгское - оз.Белое 13 7,0 снег 20 - 50 см
4 28.01 оз.Белое - р.Тикша - старая дорога 15 6,0 снег 50 - 100 см
5. 29.01 траверс массива гор Ёлки-Тундры 16 10,5 снег до 90 см, фирн
6. 30.01 Полудневка. Обход с севера г. Белая - спуск в долину левого притока р.Лувеньга 9 3,5 фирн, снег до 80 см
7. 31.01 р.Лувеньга - оз. Ниж.Лувеньгское - р.Ниж. Лувеньга - ЛЭП /южнее г.Лувеньгские Тундры/ 17 7,0 снег до 70-80 см, лед.
8. 01.02 движение по ЛЭП в сторону г. Железная. Полудневка 8 3,5 снег до 50 см
9. 02.02 Просека между г.Железная и в.591 - рад. выход на г.Железная- гор. Кандалакша. 12 5,5 лыжня, фирн
Итого активными способами передвижения 120 км.

5. Техническое описание маршрута.

25.01.91. г.Кандалакша - Кандалакшский залив

В 5.25 прибыл в г.Кандалакша. Телеграммы пришлось отправлять с главпочты / ул. Первомайская ,26 , автобус № I до центральной площади /, т.к. телеграф на вокзале работает с 9 часов утра, кроме субботы м воскресенья.

На автобусе № I группа доехала до кольца, откуда вышла на беper Кандалакшского залива.

8.00 - 10.40 - завтрак на берегу Кандалакшского залива не далеко от трамплина.

10.40 - группа вышла на лед залива. Температура около 0°, "подлип", видимость ограничена. Несколько раз пришлось снимать лыжи, т.к. передвижение на них становилось пустой тратой сил.

Около 13.00 группа прошла между берегом и островом Бол. Березовый. На льду слой снега 10 - 30 см.

14.30 - видимость улучшилась по некоторым направлениям до 8 км, чуть похолодало. Продолжаем движение в направление г. Окатьева . Видны дома пос. Лувеньга. .

15.00 - 17.00 группа двигалась в направление домов пос. Лувеньга, а затем до 17.30 - в направление острова Власов. Встали лагерем в I -1,5 км за пос. Лувеньга, уже в темноте.

За день пройдено 17 км, но из-за позднего выхода, "подлипа" было потеряно около 2-х часов хода /т.е. те 8 км, которые мы в тот день не успели пройти/.

26.01.91. Кандалакшский залив - Колвицкая губа - ущ.Железные ворота - д.р.Ниж. Лувеньга.

Утром похолодало до -25°С / в наличии: имелся термометр/. Выход 10.20. Продолжаем движение по льду, обходя г. Окатьева, Через час хода вошли в Колвицкую губу, а ещё через 1,5 часа вышли на шоссе Кандалакша - Колвица. Пройдя по шоссе около 500 метров в сторону пос. Колвица, группа свернула влево в направление г. Домашние тундры. / На шоссе вышли в том месте, где с залива видны на берегу опоры телефонной линии./

Свернув с дороги, группа "влипла" в хорошую тропежку /50 см - на лыжах/. Местами идти на лыжах очень трудно из-за частого подлеска и крутизны склонов; местами имеются небольшие скальные ступени. Приходится идти без лыж.

15.15 - 17.00 - перекус примерно в 300-х метрах от начала ущелья. Пока готовился перекус, был протроплен участок пути до самого ущелья.

17.10 - группа вышла к началу ущелья Железные ворота. По ущелью шли около 50 мин. Глубина тропления уменьшается по ходу, т.к. при подъеме лес становится реже, увеличивается воздействие ветра. Ущелье по ходу постепенно сужается, и со стороны долины р. Ниж. Лувеньга ущелье представляет собой пролом /скальный/ между г. Окатьева и г. Домашние тундры. Лес растет практически во всем ущелье.

18.00 - 19.30 спуск в долину р.Ниж.Лувеньга.

27.01.91. д. р.Ниж. Лувеньга - оз. Ниж. Лувеньгское – озеро Белое.

Выход – 11.15. Идем на Север. Тропежка 10 - 15 см. Солнечно. 12.50 вышли на тракторную дорогу, ведущую к оз. Ниж. Лувеньгскому. Через 30 мин. хода вышли по дороге на ЛЖ. /их 2 штуки, идущие параллельно/. По ЛЭП группа вышла на оз.Рига /25 минут хода/, а затем по ручью, вытекающему из озера Рига, - на Ниж. Лувеньгское озеро. Пройдя озеро, группа встала на перекус у его северо-восточного берега /16.15 -18.00/. Похолодало / -25°С/. К 18 часам, однако, пошел снег, видимость упала до 200-300 метров. Потеплело. Стемнело.

От места стоянки шли азимутом 60 м в 19.50 группа вышла к небольшому озеру, расположенному между озерами Ниж. Лувеньгским и Белым. Из-за темноты и сложности микрорельефа русло ручья, вытекающего из этого озера и впадающего в озеро Ниж.Лувеньгское, удалось обнаружить лишь незадолго до выхода на само озеро. От этого озера до оз. Белого - 25 мин. Хода. В 20.20 группа встала лагерем на небольшом островке не далеко от западного берега оз. Белого..

28.01.91. оз. Белое - р. Тикша - старая дорога.

Выход 10.40. Прошли оз. Белое в направление истока р. Тикша. Около 11.20 группа вышла вниз по руслу р. Тикша. На реке /здесь её ширина не превышает 1,5 - 2-х метров / лед и снег / около 80 см/. Однако, через полчаса хода пришлось первый раз сойти на берег, т.к. на реке /на порогах/ появилась открытая вода. После этого группа несколько раз пыталась выйти на реку, т.к. идти по её болотистому /летом/ берегу очень трудно / кочки, кустарник, глубокий снегу/. Примерно в I,5 км от моста на старой дороге /см. схему / р.Тикша течет в глубоком распадке, берега круты, река открыта. Пришлось подниматься на небольшой увал правого берега и идти по нему вдоль реки. В дальнейшем выйти на лед реки так и не удалось. Пришлось идти параллельно реке до самого моста /по правому берегу/. / Занятие, скажем так, не из приятных./

К мосту группа вышла в 14.25. Здесь, не далеко от моста перекус /до 16,10/. Мост почти полностью разрушен.

От моста группа двигалась по старой дороге в сторону оз. Большого Глубокого. Тропежка 20-30 см. Дорога имеет несколько развилок, однако, как выяснилось несколько позже, все они сходятся обратно в одну дорогу. По дороге шли 2,5 часа, тропили, часто меняя ведущего. Незадолго до остановки прошли ещё один мост /точнее место, где он когда-то был/

К вечеру видимость увеличилась, а к 24.00 на небе полностью исчезли тучи. Резко похолодало.

На севере хорошо виден массив г. Ёлки-Тундры и г. Рисовая Иолга.

29.01.91, Старая дорога - траверс массива Ёлки-Тундры.

Выход около 9.00. На термометре -28°С.

Идем в направление седловины между г. Рисовская Иолга и высотой 707 м. Глубокий снег. Несколько раз приходилось преодолевать небольшие увалы, набирая и сбрасывая высоту.

13.00 - начали подъем на в.707 чуть западнее вышеупомянутой седловины. На склонах много снега. Приходится идти короткими галсами, "лавируя" между кустами.

14.10 - вышли из зоны леса, продолжаем движение в направление в.707. Обошли слева по ходу небольшой холм, расположенный к юго-востоку от в.707. Снег сменился фирном.

В 15.10 группа поднялась на плато высоты 707. Погода солнечная, почти безветренная, но очень морозная.

Далее - движение по широкому и плоскому гребню хребта в направление г. Баранья Иолга, на которой отчетливо виден триангуляционный емз знак. В 15.40 группа подошла к плато г. Баранья Иолга. Здесь оставляем рюкзаки, ремонтника и дежурного /у одного из участников сломалось крепление/ и впятером поднимаемся на плато. Через 25 минут группа снова в полном составе.

16.20 - 16.50 - короткий перекус, состоявший в основном из восточных сладостей.

16.50 - 18.25 продолжаем траверс массива Ёлки-Тундры до лощины, отделяющей г. Баранья Иолга от западной вершины массива Ёлки-Тундры. Фирн, без кантов идти довольно тяжело.

/Маленькое отступление: в понижении между в.707 и г. Баранья Иолга есть небольшой овраг с довольно крутыми склонами, который легко обходится с севера./

Из лощины группа вышла на склоны вышеупомянутой западной вершины и сделала небольшой их траверс /чуть выше границы зоны леса/. В планах у нас было траверсом выйти к озерам, расположенным севернее г. Белой, тем более, что опыт "ночных" переходов в группе уже был /за предыдущие дни/. Однако из-за поднявшегося ветра пришлось "стремительно" сбрасывать высоту, уходя в лесную зону.

Около 20.00 группа встала лагерем на первой же удобной площадке.

30.01.91. Полудневка. Обход с севера г. Белой.

На 6-й день похода планировалась дневка, однако из-за отставания от графика /а продолжительность похода была ограничена 2-м февраля, из-за личных мотивов одного из участников/ было решено устроить полудневку, а во второй половине дня - продолжить прохождение маршрута.

Выход - 14.40. Идем на запад в направление понижения между г. Белой и западной вершиной массива Ёлки-Тундры. Через 20 мин. хода подошли к каньону, по которому течет ручей. Пришлось снять лыжи и спуститься в каньон пешком. Каньон очень красивый, не глубокий, но довольно узкий. Длина каньона 600-700 метров.

Погода хмурится, идет снег.

Прошли 2 озера, расположенные между вышеупомянутыми вершинами, и начали подъем на седловину между г. Белой и г. Избная Иолга.

В 16.30 группа поднялась на седловину. Она находится выше зоны леса; шли на лыжах, снег постепенно сменился фирном.

Спуск в долину левого притока р. Лувеньги трудностей не представляет. Шли азимутом 210°/ из-за плохой видимости/пока не вышли к вышеупомянутому притоку. Далее группа шла по правому берегу притока до 18.45. Встали лагерем примерно в 2-х км от места впадения притока в р. Лувеньгу.

31.01.91. р.Лувеньга - оз. Ниж. Лувеньгское - р.Ниж. Лувеньга - ЛЭП южнее г. Лувеньгские тундры.

Выход - 10.30. Идем по лыжне /в 10.10 мимо нас вверх по притоку прошла группа/. Через 40 минут выходим к реке Лувеньга. Отсюда лыжня уходит на север, мы же направились вниз по реке.

Река сильно петляет, местами разделяется на короткие рукава. Берега сильно заросшие кустарником и подлеском. Река местами не замерзла, приходится уходить на берег, что резко снижает темп передвижения.

13.30 - вышли на оз. Нижнее Лувеньгское и прошли по нему в направлении истока р. Ниж. Лувеньга.

13.50 – подошли к избушке, расположенной примерно в 200-х метрах ниже истока р. Ниж. Лувеньга. Избушка в хорошем состоянии.

14.00 - начали движение по р. Ниж. Лувеньге. На реке лед. Вскоре подошли к развалинам толи моста, толя старой мельницы. Ниже них просматриваются участки открытой воды, поэтому по остаткам моста выходим на правый берег реки и по нему двигаемся около I км, а затем, "накушавшись" вдоволь снега, кустов и ухабов снова выходим в русло реки. Река по-прежнему сильно петляет, но открытых участков почти нет. Тропежка 30-40 см.

14.40 - 15.45 - движение группы по реке до пересечения ее с ЛЭП.

16.00 - 18.00 перекус. Похолодало.

18.00 - 19.30 - движение по ЛЭП на запад. Есть старая полузасыпанная снегом лыжня.

Встали лагерем не далеко от ЛЭП примерно в километре от поворота старой /деревянной/ ЛЭП на северо-запад.

Решение обойти г. Лувеньгские тундры вместо ее траверса было вызвано строгой ограниченностью времени, отведенного на поход, а также некоторой усталостью, накопившейся за предыдущие дни. А подходы к г. Лувеньгские тундры со стороны р. Лувеньги - это несколько километров тропежки, а траверс самой горы в условиях короткого светового дня и сильных морозов требует значительных затрат сил.

Вечером мороз перевалил за -30°С. На небе мерцало Северное сияние.

01.02.91 Движение по ЛЭП. Полудневка.

Выход - 10.30. Идем по лесу вдоль ЛЭП до того места, где новая / железобетонные опоры/ ЛЭП поворачивает на юг, а старая - на северо-запад.

Старая ЛЭП уходит круто вверх по скалам. Мы же пошли справа по ходу от ЛЭП по каньону, по которому стекает ручей. Каньон широкий, поросший лесом. По руслу ручья группа дошла до небольшого вала, перекрывающего каньон. С этого вала уходим влево и снова попадаем на ЛЭП. Отсюда по ней мы поднимаемся на седловину между г. Мал. Куртяжная и г. Лувеньгские тундры. Сильный ветер, облачно.

В 13.05 - группа на седловине /седловина широкая, подъем и спуск пологие/.

Из-за сильного ветра м облачности было решено не делать рад. выход на г. Мал. Куртяжную, а начать спуск по ЛЭП в долину ручья, стекающего с южных склонов высоты 591.

К 14.20 группа подошла к ручью. Здесь у него несколько рукавов, часто встречается открытая вода.

Группа встала лагерем между двумя такими рукавами метрах в 100 ниже по ручью от ЛЭП. Точнее сказать, в этом месте ЛЭП как таковой уже и нет, а лишь есть несколько полуразрушенных опор и широкая просека от старой ЛЭП, идущая через седловину между г. Железная и в.591 /направление: северо-западное - до седловины, западное - после/. Действующая же ЛЭП уходит на север сразу же после спуска с вышеупомянутой седловины.

02.02.91. Просека старой ЛЭП - рад. выход на г. Железная - гор. Кандалакша.

Утром выход в 10.40. Солнечно, шумит ветер, довольно тепло /-8°/. От места стоянки вернулись на просеку и начали подъем по ней на седловину. В верхней части подъема на седловину приводится идти галсами /фирн/. Видны остатки опор, есть несколько уцелевших, даже с проводами.

12.20 - группа на седловине. Здесь тоже дует.

12.30 - 13.30 был сделан радиальный выход на г. Железную /т.к. в запасе у нас было ещё время, а также в виду хорошей погоды и отсутствия технических сложностей; на подъеме/. К триангуляционному знаку на г. Железная группа вышла в 13.00. После фотограсрирования окрестностей и подробного обзора великолепной панорамы был сразу же начат спуск, т.к. на вершине ветер был несколько сильнее, чем на седловине.

Вернувшись к своим рюкзакам и лыжам, мы, не долго думая, начали спуск в сторону Кандалакши. Шли по остаткам опор старой ЛЭП. Фирн сменился снегом. На спуске есть небольшой участок - Около 200 м - крутизной до 40°. Однако при наличии глубокого снега спуск на лыжах по этому участку не представляет сложности. Склон зарос кустарником, что не много уменьшает возможности маневра. Крутой участок заканчивается у границы лесопарка. Далее просека хорошо видна; уклон не превышает 5-7°, что делает дальнейший спуск очень приятным.

По просеке группа дошла до места, где справа на нее выходит действующая ЛЭП. Отсюда - несколько сотен метров до лесной дороги, ведущей через лесопарк к Кандалакше.

В 15.55 группа сняла лыжи у пешеходного моста через р. Ниву.

Поход завершился.

6. Заключение

В период студенческих каникул группа туристов. ТК ЛГУ совершила увлекательное путешествие по югу Кольского полуострова, очень понравившееся всем участникам. Благодаря характерным для заполярной зимы метеоусловиям, а также естественным препятствиям поход получился по настоящему спортивным.

Хочется отметить некоторые выводы:

1. В виду короткого светового дня очень удачной оказалась практика подноски дров, оставшихся с ночи, к перекусу; а также очень эффективным оказалось использование сетки для костра.

2. Резкое изменение температуры в течение короткого промежутка времени /в т.ч. ночью/ делает целесообразным отапливание шатра в течение всей ночи.

3. Как показывает статистика, основная масса снега выпадпет к середине января.

4. Нужно также отметить, что наши продолжительные "ночные" переходы были вызваны чаще всего нашими поздними выходами утром.

5. Через Кандалакшу на Ленинград ежесуточно проходят 4 поезда, что практически полностью исключает проблемы с отъездом.

Фотоматериалы


Фото 1. Панорама Кандалакшского берега

Фото 2. Группа на льду Кандалакшской губы

Фото 3. Группа на льду Колвицкой губы

Фото 4. Вид в сторону Колвицкой губы от начала ущелья Железные Ворота

Фото 5. Вид с ЛЭП в сторону г. Лувеньгские тундры

Фото 6. Группа на оз. Белом

Фото 8. Вид с массива Елки-Тундры в сторону Колвицкого озера

Фото 7. Группа на подъеме на высоту 707

Фото 9. Вид с в. 707 в сторону г. Рисовая Иолга

Фото 10. Группа на в. 707. Вид в сторону г. Баранья Иогла

Фото 11. На г. Баранья Иолга

Фото 12. Спуск в каньон, находящийся северо-восточнее г. Белой

Фото 13 и 14. Скалы в каньоне северо-восточнее г. Белой

Фото 15. Группа у слияния р. Лувеньги с ее левым притоком

Фото 16. Группа на оз. Ниж. Лувеньгском 31.01.91

Фото 17. Круговая панорама окрестностей оз. Ниж. Лувеньгского от истока р. Ниж. Лувеньга

Фото 18. Развалины моста на р. Ниж. Лувеньга

Фото 20. Вид на г. Домашние тундры с ЛЭП

Фото 19. Группа на р. Ниж. Лувеньга

Фото 21. Вид с ЛЭП на г. Мал. Куртяжная в сторону г. Окатьева

Фото 22. Вид с ЛЭП в сторону Кандалакши

Фото 23. Группа у триги на г. Железной

Фото 24. Вид на Кандалакшский залив с г. Железной

Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;