LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



озеро Сибирское
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Кольский п-ов, лыжный поход в ноябре 2002 года

Отчет

О лыжном походе
третьей категории сложности
по Кольскому полуостову
6-16 ноября 2002 года

 

 Руководитель:
Mike, ktmz 'AT' list.ru
(812)5428824

 СПб
2003


 

Общие сведения о походе

Нитка марштура:

Ст. Имандра - р. Юмъекорруай - пер. Юмъекорр (н/к) - р. Меридианальный - пер. С. Чорргор (1Б) - р. Кунийок - пер. С. Лявочорр (1А) - обход гор с севера - пер. Суолуайв (н/к) - р. Каскаснюнйок - пер. С. Рисчорр (1А) - р. Кунийок - пер. Ю. Чорргор (н/к) - р. Меридианальный - пер. Ферсмана (2А) - р. М. Белай - пер. Рамзая (н/к) - пер. Ворткеуайв (н/к, рад) - г. Кировск

Маршрут совершался параллельно с еще одной группой (4 чел), поэтому на некоторых фото присутствуют все 8 человек.

Техническое описание.

6 ноября. Скорый поезд 21 Санкт-Петербург-Мурманск прибыл на станцию Имандра в 18-50. Стоянка – 1 минута. На улице темно, станция освещается. Идет легкий снег, температура –4С. Под фонарем станции надеваем лыжи и, включив фонари, идем вдоль железнодорожного полотна в сторону Апатит. Через 30 минут выходим к железнодорожному мосту через реку Гольцовка. Рядом пешеходный мост, но переправляться по нему значительно менее удобно. Переходим реку по железнодорожному мосту и, пройдя около 40 м вверх вдоль реки, выходим на дорогу, идущую вдоль Хибинских тундр. Дорога хорошо читается даже ночью, однако у самой реки она теряется в кустах, искать ее нужно метрах в 10-20 от реки около пешеходного мостика. Тропежка по дороге глубиной от 10 до 30 сантиметров. Дорога идет сначала на юго-восток, постепенно набирая высоту, пересекает ЛЭП, затем, около большой поляны слева по ходу, поворачивает на юго-запад и вскоре пересекает незамерзший ручей. Следующий незамерзший ручей уже Юмъекорруай, выходим на него после значительного протяженного спуска через 3 часа от моста. Вдоль правого по ходу берега идет заметенная лыжня, пройдя по которой около 10 минут, встаем на ночлег. Воду берем из ручья.

7 ноября. Выход в 9-30. Температура –5С, переменная облачность, с 11-00 погода портится, низкая облачность, на верху видимость 200-300 м, ветер 5-8 м/с, -7С, снег.

По заметенной лыжне продолжаем двигаться вверх и через 2 часа достигаем границы зоны леса. Выше лыжня заметена вся и практически не читается, тропежка до 30 см, снег местами очень рыхлый. За 1,25 часа подходим под взлет перевала Юмъекорр (700, н/к). Подъем серпантином на лыжах, соблюдая меры предосторожности, так как подъем пешком крайне затруднителен из-за глубокого снега. Подъем занял 1 час. В перевальной щели наст перемежается со снежными наносами, тур заметен, видно, что здесь дули сильные ветра. На широком спуске с перевала очень много снега, склон потенциально лавиноопасен. Поэтому решаем спускаться пешком по линии падения воды, чтобы не подрезать склон. Снегу местами по пояс, спуск занял 20 минут. На выполаживании одеваем лыжи и продолжаем спуск к кустам (20 минут) по местами заметной лыжне. Далее по заметенной лыжне выходим к ручью Меридианальный и по снежному мосту переходим на его правый берег. Следует сказать, что мосты есть еще не везде и их надо искать, но мы вышли к нему по лыжне. Лыжня, по которой мы шли, идет, видимо, далее к перевалу Южный Чорргор, мы же идем вдоль правого берега к реке Иидичйок. К реке выходим через 1,5 часа от границы зоны леса и начинаем подъем по ее правому по ходу берегу. На левом берегу видны сильные прижимы, идти им не удобно. По пути приходится преодолевать несколько увалов в мелколесье, тропежка 20-40 см, движение достаточно медленное. Начинает темнеть, включаем фонари, движение еще более замедляется. Идем, стараясь придерживаться террас. Через 2,5 часа выходим к прижиму около поворота реки влево по ходу. Сняв лыжи, переходим по камням на левый по ходу берег, и на лыжах, обойдя бугор около реки, выходим к последним зарослям кустов. Здесь, около небольшого озера на реке, спрятавшись от ветра, встаем на ночлег в 7-00. Всю ночь шел снег.

8 ноября. Выход в 10-00. Температура –10С, низкая облачность, видимость до 100 м с небольшими прояснениями, снег, ветер до 5 м/с с запада.

Пройдя последние кусты, продолжаем движение вверх по долине. Пройдя два значительных притока справа по ходу и один слева, сворачиваем вправо (при плохой видимости кажется, что долина продолжает идти прямо и можно выйти в глухой цирк горы Путеличорр). Почти сразу же начинается каньон со скальными стенами и водопадиками, который аккуратно преодолеваем слева по ходу. Выше водопада видимость очень плохая, поднявшись немного вверх, ошибочно начинаем подниматься по небольшому кулуару, но, поднявшись метров на 80, в кратковременном разрыве видим слева долину и, перевалив через незначительный отрожек, спускаемся в цирк. Подъем сюда с перерывами занял 2,5 часа. Из-за отсутствия видимости решаем остановиться и сделать разведку. Разведка привела в глухой крутой цирк Иидичвумчорра, расположенный правее перевала, но, чуть более чем через час после остановки в разрыве видим перевал Северный Чорргор (1010, 1Б) прямо над нами. Одеваем рюкзаки, и серпантином, придерживаясь камней (прямо под седловиной опасная снежная доска), по склону крутизной до 30 градусов поднимаемся к перевальной трещине. Во время подъема появились видимость, кратковременно видна вся долина, затем погода снова портится. Подъем занял полчаса. Сняв лыжи, идем по перевальной трещине. Местами сильные наносы, сильно дует ветер. Перевальный тур занесен. От тура спускаемся вдоль правой стенки кулуара крутизной до 40-45 градусов, затем идем вправо-вниз по склону крутизной до 30-35 градусов, придерживаясь скал и осыпей. Снега в среднем по колено, иногда и выше. В наше случае можно было спускаться и прямо вниз с кулуара, так как на склоне видны выходы камней, но это нельзя было увидеть сверху и в любом случае такой вариант спуска значительно более лавиноопасен. Выйдя в осыпям, спускающимся вниз, идем вдоль них в цирк под основной перевальный взлет. От перевала 40 минут. Ниже еще очень много камней, которые плохо читаются, склон местами достаточно крутой, поэтому продолжаем спускаться пешком. Спустившись к началу кустов (еще 20 минут), одеваем лыжи и начинаем спуск. Из-за обилия камней и зарослей мелколесья спуск сопровождается постоянными падениями и происходит очень медленно, однако пешком идти уже нельзя – очень много снега. Спуск выполаживается перед началом елового леса, выйдя в который за 10 минут выходим к озеру. Темнеет, включаем фонари. Переходим озеро по льду и вскоре натыкаемся на лыжню (днем по ней с КСС ходили на охоту). По лыжне выходим к мосту через Кунийок и переходим на базу КСС. Отмечаемся и, узнав, что утром вниз по Кунийок к нужному нам перевалу Северный Лявочорр вышла группа, идем вниз по долине, пользуясь хорошей лыжней. Через 2 часа выходим к озеру Гольцовое. Озеро замерзшее, лыжня идет как через него, так и в обход. Так как обход связан с переправами через реки, идем по озеру и выходим на берег севернее устья реки Северный Лявойок. Лыжня идет в лес, мы же проходим к реке и встаем на ночлег. От начала озера 40 минут.

9 ноября. Выход в 9-00. Температура –10С, низкая облачность, видимость вне зоны леса 100-200 м, снег, ветер с запада.

По своей лыжне возвращаемся назад и идем по вчерашней лыжне вглубь леса. Через полчаса она выходит на дорогу, идущую вдоль Северного Лявойока. По дороге идем вверх по долине. Через 20 минут движения выходим к месту, где дорога и лыжня переходит на другой берег. Вскоре проходим долину крупного правого притока и начинаем выходить из зоны леса. Лыжня, хотя и свежая, но уже заметается. Идем, по заметной террасе дороги, стараясь не терять склон слева – вдоль него ведет подъем на перевал Северный Лявочорр (700, 1А). В месте, где дорога круто поворачивает вправо и вверх, уходим влево и проходим приток, идущий к перевалу Центральный Лявочорр. Далее подъем становится чуть круче, но все равно остается очень пологим. Через 4 часа с места выхода с ночлега выходим на перевал Северный Лявочорр. Спуск с перевала вначале достаточно крут (30-35 градусов), местами камни, спускаемся без лыж до низа перевального взлета. От перевальной точки 20 минут. Далее одеваем лыжи и начинаем достаточно неприятный спуск по долине реки Горйок. Крутизна склонов не очень большая, но много россыпей камней. В нижней части спуска забираем вправо и выходим в лес уже в долине речки, расположенной восточнее. По речке спускаемся около 1 км до просеки, местами еще видной и идущей в восточном направлении. По просеке тропим (глубина до 40 см) на восток, пересекая по мостам небольшие ручьи, и через 2 часа выходим к реке Обманной. Отсюда берем азимут на реку Кальйок и идем так по лесу около 1,5 часов, после чего на поляне встаем на ночлег. Первый раз за весь поход топим снег.

10 ноября. Выход в 9-00. Температура –8С, низкая облачность, видимость до 50-100 м, снег.

С места ночевки продолжаем двигаться в прежнем направлении и через 2,5 часа выходим к реке Кальйок. Сняв лыжи, по камням перебираемся на другой берег. Склоны отрога Суолуайв видны очень плохо, но так как сложность хребта низкая, начинаем подъем пологим траверсом в сторону перевала Суолуайв (Восточный) (560, н/к). Снега достаточно много, хотя весной в этих местах он практически всегда сдут. Через 2,5 часа понимаем, что мимо перевала мы промахнулись в находимся на склонах вершины юго-западнее него. Перевалив через хребет, начинаем спуск вправо-вниз. Плохая видимость сильно затрудняет спуск – камни иногда не видны. При достижении зоны леса спуск еще усложняется – очень много кустов. Через 40 минут от границы леса выходим к реке Мальвальтайок и начинаем спуск по ней. Переходим реку на правый берег там, где она замерзла и идем ее левым берегом. Через 40 минут от выхода к реке встаем на ночлег, так как дальнейшее движение в темноте затруднительно.

11 ноября. Выход в 9-00. Температура –10С, переменная облачность, снег.

С места ночевки выходим далее вниз по реке, постепенно забирая вправо к склону. Далее идем на юго-запад, стараясь придерживаться склона отрога. Так как из-за леса склонов не видно, точно сориентироваться затруднительно. В лесу много снега. Через 3,5 часа от места ночлега выходим на дорогу, идущую вдоль рек Тульйок и Каскаснюнйок, даже ниже устья Каскаса. По дороге сворачиваем вправо и, пройдя около устья, идем в долину Каскаснюнйока. Дорога поворачивает на запад, движемся по ней, а затем вдоль реки под склонами отрога Партомпорр. Через 3 часа от выхода на дорогу проходим крупный правый приток, и, так как выйти на перевал Северный Рисчорр засветло явно не удастся, через 1 час выше по реке встаем на ночлег.

12 ноября. Выход 9-30. Температура –12С, видимость 100-200 м, снег.

От места ночлега выходим вверх по долине Каскаснюнйок. Через 1 час выходим ко второму правому притоку недалеко от границы леса, переходим по камням через неширокий основной поток и начинаем идти по склону вдоль правого по ходу берега к перевалу Северный Рисчорр (900, 1А). Видимость слабая, поэтому подъем в цирк под перевал с частыми остановками для ориентирования занял 4 часа. На перевальном взлете достаточно много снега, боимся вызвать лавину, поэтому поднимаемся пешком прямо вверх по 100-метровому снежному склону крутизной до 40 градусов. Подъем занял 40 минут. Надеваем лыжи, проходим перевальную трещину. С перевала в сторону долины Кунийок ведет достаточно пологая долина, по которой спускаемся, закладывая серпантины, в долину Рисйок. Здесь по правому берегу идет дорога, по ней видны остатки полузаметенной лыжни, которые в зоне леса переходят в нормальную лыжню. Уже затемно спускаемся к базе КСС, где и ночуем, сушимся. Ночлег обошелся по 30 р с человека.

13 ноября. Выход в 9-30. Температура –12С, облачно, снег, на перевале и в долине Часнайока сильный ветер с востока.

По хорошей лыжне идем вверх по долине Кунийока. Через 1 час движения, невдалеке от хребта Пачвумчорр, от нее отходит лыжня в долину ручья Петрелиуса. По ней переходим по снежному мосту через Кунийок и идем в сторону ручья Петрелиуса. Вскоре лыжня выходит на дорогу. По дороге идем до поляны под цирком перевала Южный Чорргор. Здесь сворачиваем вправо и по ненадежному мосту переходим поодиночке ручей Петрелиуса и поднимаемся на гребень морены выше зоны леса. От дороги в долине Кунийока 2 часа. Далее, пройдя пологую часть цирка, начинаем подъем серпантинами на перевал Южный Чорргор (851, н/к). На склоне достаточно много снега, в верхней части подъема – узкий кулуар, который можно обойти слева. Через 2 часа выходим на широкую седловину перевала, где, чуть спустившись, за камнем перекусываем. Очень сильный ветер. С перевала спускаемся прямо вниз без лыж, так как много камней и снег лежит досками. Стараемся придерживаться каменных россыпей. Выйдя к нижней, самой крутой ступени (около 10 м), вынуждены были уйти влево, там, хотя и еще более круто, но менее лавиноопасно. Прямо вниз же был крутой перегруженный снегом склон. Выйдя на плато, отходим от перевального взлета и одеваем лыжи. По плато начинаем спуск. Вначале очень полого, затем спуск становится чуть круче, лыжи теперь едут сами, спускаемся, постепенно теряя высоту, вдоль левого по ходу склона. На границе кустов начинаем забирать влево, что, видимо, было ошибкой, так как пробираться через криволесье очень трудно. Скорее всего, спуск вдоль ручья был бы проще. Спустившись к ручью Меридиональный, находим полузаметенную лыжню. Идем по ней вверх уже в темноте и упираемся в склон прижима. Так как выше лес уже редкий, а дует сильный ветер, решаем спуститься вниз и встать на поляне у ручья до начала прижима.

14 ноября. Выход в 8-30. Температура –12С, слабая облачность (кроме цирка Ферсмана), сильный ветер с востока, сильная поземка.

Поначалу день очень обрадовал хорошей погодой – первый раз за поход хорошая видимость. По своей лыжне, затем по полузаметенной за 40 минут выходим к границе зоны леса. Здесь радости стало меньше – в цирке Ферсмана видимости не, гора Парус видна не всегда, оттуда постоянно выдувает облака. За час, обходя справа отроги Часначорра, подходим к ручью из цирка и еще за 40 минут выходим под начало взлета на перевал Ферсмана (980, 2А). Перевал просматривается достаточно хорошо, хотя ветер сильный. Подниматься надо под правую часть полки левее низшей точки перевала, почти в самой левой части седловины. Так как снега очень много, поднимается на лыжах, стараясь придерживаться камней. За 1 час подходим к последнему камню под стенкой, где снимаем лыжи. До полки остается около 40 м. Без лыж движение крайне тяжелое – снега более чем по пояс. По пути к полке «выкопали» из-под снега 1,5-метровую обледенелую ступень, вынуждены остановиться, одеть кошки. Вешаем перила на лыжных палках, так как выше стеночки движение од полки не вызывает трудности. По полке выходим влево и поднимаемся 10 м по снежному склону под скальную стенку. Первый поднимается лазанием чуть левее по сильно заснеженным скалам, затем по крутонаклонной полке выходит на снежный склон над стенкой, и, обогнув справа выступ, выходит на снежный склон, ведущий к перевалу. Остальные поднимаются со страховкой по перилам, повешенным на скальном крюке. От окончания перил до перевала 20 м некрутого подъема, перевальная точка с 2 большими камнями остается справа по ходу. Подъем от камня занял 3,5 часа. На перевале видимость около 50 м. С перевала начинаем спуск без лыж сначала наискось к правой части седловины, затем прямо вниз вдоль правого склона. Крутизна от 20 до 40 градусов, снега очень много (местами по пояс). Спустившись до выполаживания в начале каньона, надеваем лыжи и спускаемся по руслу вниз. Спуск затрудняет поземка. К наступлению темноты спускаемся к первым кустам. Здесь уже спускаться по ручью невозможно, идем его левым берегом. Вскоре выходим к крупному притоку слева, который переходим по камням без лыж. Сразу же ниже начинается лес. Идем левым берегом и на удачной поляне встаем на ночлег.

15 ноября. Выход в 9-00. Температура –2С, сильный северо-восточный ветер, снег, видимость 300 м.

Из-за сложного спуска с массива Тахтарвумчорра в условиях плохой видимости решаем идти запасным вариантом через перевал Рамзая.

Продолжаем спускаться левым берегом ручья Ферсмана, вначале преодолев небольшой прижим. Через 25 минут выходим на дорогу, идущую вдоль Малой Белой. По ней за 1,5 часа выходим к озеру чуть выше зоны леса, где по льду переходим на другой берег реки Малой Белой. Далее идем, придерживаясь склонов Тахтарвумчорра, пока не показывается перевал Рамзая (800, н/к). По средней крутизны склону, на котором много снега, поднимаемся в перевальную расщелину. От озера 2 часа. Сильный ветер, достаточно неприятно. Сразу же начинаем спуск по пологой долине Поачйока, придерживаясь внизу левого берега, так как много промоин. Свежий снег липнет к лыжам. Через 2 часа спуска выходим к озеру Малый Вудъявр и, обойдя его слева, переходим Вудъяврйок по снежному мосту, выходим к небольшому участку леса на косогоре у дороги. Из-за ветра ночевать вне зоны леса не хочется. Поднявшись немного, на поляне становимся на ночлег.

16 ноября. Выход 7-30. Температура –2С, ветер северный, снег, видимость около 300 м.

От места ночевки идем вверх по дороге в долине Вудъяврйока. Через 1,5 часа выходим к ручью из-под перевала Безымянный и за час вдоль него подходим под перевальный взлет. На перевал ведет крутой, перегруженный снегом (в том числе и свежим) склон. Безопасного пути не видно. В сложившихся условиях решаем отказаться от прохождения перевала и за 2 часа спускаемся к месту ночевки и далее по дороге за 1,5 часа спускаемся к дороге на Кировск.

Из-за отсутствия времени и того, что прохождение перевала Щель также весьма сомнительно, решаем сделать радиальный выход на перевал Ворткеуайв (850, н/к), наш запасной вариант.

По дороге идем влево по поселку-руднику Кукисвумчорр. Пройдя кольцо автобуса (здесь оставляем рюкзаки) идем к последним строениям рудника. Отсюда начинаем подъем вдоль правого по ходу склона, пока еще достаточно некрутого (около 20 градусов). Прямо из-под перевала подъем начинать не рекомендуется (большая воронка). Через 1,5 часа от рудника выходим к памятной табличке, а от нее за 15 минут на перевал. Подъем проводили, придерживаясь россыпей камней. Спуск по пути подъема.

На руднике садимся на автобус до Кировска, где высаживаемся у железнодорожного вокзала. Сюда же практически сразу же подошел автобус на Апатиты. Автобус не выходит к железнодорожному вокзалу в Апатитах, поэтому, узнав у местных, где пересесть, садимся на местный автобус 8 маршрута и на нем приезжаем на вокзал.

Поезда на Питер ходят в 12 часов ежедневно и в 4.45 по четвергам и воскресеньям. Поскольку последний день похода у нас пришелся на субботу, ночью уезжаем в город.

Фотографии

фото 1. На станции Имандра

Фото 2. На подходах к перевалу Юмъекорр


Фото 3. По ручью Меридианальному к ручью на Северный Чорргор

Фото 4. Каньон под перевалом Северный Чорргор

 

Фото 5. На перевале Северный Чорргор

Фото 6. Спуск с Северного Чорргора


Фото 7. По долине Кунийока

Фото 8. На подходе к Северному Лявочорру

Фото 9. На обходе гор

Фото 10. В тумане на перевале Суолуайв

Фото 11. Переправа через Мальвальтайок

Фото 12. Около Северного Рисчорра

Фото 13. На Северном Рисчорре


Фото 14. На базе КСС Куэльпорр

Фото 15. Подъем на Южный Чорргор


Фото 16. На Южном Чорргоре


Фото 17, 18. Подъем на перевал Ферсмана

Фото 19. Подъем на перевал Рамзая

Фото 20. Под перевалом Безымянный - непонятно, куда идти

Фото 21. Поднимаемся к Ворткеуайву

Фото 22. На вокзале


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;