LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



пик Семеновского
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Лыжный поход 2 к.с. - Северный Урал - ТК ЛГУ 1992

Ленинградский областной совет по туризму и экскурсиям
Ленинградский государственный университет им. А.А.Жданова

ОТЧЕТ

О лыжной туристском путешествии
второй категории сложности,
совершенном с 30 января по 8 февраля 1985 года
в районе Северного Урала

Маршрутная книжка № 2/85
Руководитель - Хидекель В.А.

Маршрут зачтен всем участникам и руководителю второй категорией сложности. Отчет сдан в библиотеку турсекции ЛГУ.
Предс. МКК ЛГУ Распопов В.И.

Ленинград
1985

Содержание отчета

1.Справочные сведения о путешествии
1.1 Маршрут путешествия
1.2 Состав группы
2.Предпоходная подготовка
2.1 Обоснование и построение маршрута
2.2 Отличие пройденного маршрута от заявленного
2.3 Подъезд, отъезд, населенные пункты
3.Техническое описание
3.1 График движения группы
3.2 Картографический материал, использованный в походе
3.3 Обеспечение безопасности на маршруте
3.4 Техническое описание маршрута
4.Итоги путешествия, выводы, рекомендации
4.1 Некоторые вопросы тактики при прохождении маршрута
4.2 Итоги похода
5.Приложение
5.1 Смета расходов на поход
5.2 Карты к техническому описанию
5.3 Фотографический материал

1. Справочные сведения о путешествии

1.1 Маршрут путешествия.

Нитка маршрута: Пос. Ушма - вверх по р. Ушма - г.Ушминский камень - хр. Ошэ-ньер - г. Ньер-Ауль - г. Ялпииг-Ньер (хр.Молебный камень) - хр. Ольховочннй камень - хр. Замочный камень - хр. Чувальский камень - р. Вишера - пос. Велс.

Протяженность маршрута 166 км Продолжительность маршрута 10 дней. Количество полевых ночлегов - 9

Маршрутная книжка № 2/85 выдана и утверждена в МКК ЛенГосУниверситета, шифр МКК : 137 - 26 - 2221000

1.2 Состав группы

Ф.И.О год

рожд

обязанность в группе место учебы турист. опыт домашний адрес
1 Хидекель Вадим Аркадьевич 1964 руководит. ЛГУ 3-У -Кольский I-Р - Лен.обл. Зверинская ул. д 7/9 кв 20 232-60-23
2 Родин Павел Борисович 1961 участник ЛГУ 1-У Кольский ул .Халтурина д 21 кв 10
3 Никитин. Александр Эмильевич 1966 фотограф ЛГУ 1-У Кольский пр.Ветеранов д 91 кв 56
4 Фридрих €” Сергей Вячеславович 1966 завхоз ЛГУ 1-У Кольский Московский пр, д.190 кв 36
5 Егорова Татьяна Олеговна 1966 участник ЛГУ 1-У Кольский Ленинский пр, д 162 к 2 кв15
6 Берман Анна Игоревна 1966 врач ЛПИ   Лесной пр, д 15 кв 10
7 Жарницкий Евгений Игоревич 1966 начпрод ЛПИ 1-У Кольский ул.Софьи Перовской, д 2 кв1
8 Усачев Сергей Эдуардович 1964 ремонтник ЛИИЖТ 1-У Лен.обл. ул. Халтурина д 29 кв 21
9 Алесковский Александр Юрьевич 1961 начфин ЛПИ 1-У Кольский Тихорецкий пр, д 7 к 6 кв 19

2 .Предроходная подготовка

2.1 Обоснование и построение маршрута

Район путешествия, северная часть Северного Урала нами был выбран по ряду причин. Это район немного новый, так как более популярны у туристов места, расположенные несколько южнее. Поэтому, в связи с закрытием Кольского п-ва, в районе было очень много групп, и мы решили пойти севернее, в менее традиционную часть района. Кроме того, эти места были немного знакомы руководителю, который был там летом и мы хотели проверить возможность совершения там зимнего похода. Конечный пункт маршрута тоже был выбран нетрадиционно - обычно группы начинают и кончают маршрут по восточную сторону хребта, а мы выходили на запад, так что, несмотря на более длинные отъезды, позволяет сделать очень логичный и интересный линейный маршрут.

2.2 Отличие пройденного маршрута от заявленного

Реальный график похода несколько отличался от заявленного, но нитка маршрута выдержана строго. Группа потратила несколько больше времени на подход к хребту (из-за очень глубокого снега) - почти 4 дня, в результате чего на остальной части маршрута пришлось увеличить темп, так как запасные дни тратить не хотелось.

2.3 Подъезд, отъезд, населенные пункты

Поезд №193 Леяинград, - Свердловск приходит в Свердловск в 9-20 утра. (Здесь и во всем отчете далее время московское, на местное мы не переходили - оно отличается на два часа) Поезд Свердловск - Приобье до ст. Ивдель отправляется около 16 часов Прибытие на ст. Ивдель - в 4.20. Непосредственно со ст. Ивдель отправляется автобус до пос. Вижай. Автобус ходит один раз в день в 5-00, через 40 минут после прибытия поезда. Попасть на автобус не сложно. Через 2,5 часа автобус приходит в пос. Вижай. Поселок управляется органами МВД, т.к. в нем находится лагерь. По прибытии в Вижай следует зайти в контору и спросить у начальства о машинах на пос. Ушма. Туда ходят лесовозы, каждый день ездит фургон с почтой и еще некоторые машины, так что доехать - не проблема. Мы сели на фургон с почтой днем и через 1,5 часа были в Ушме (60 км). Ушма - это небольшое поселение, где находится только колония под управление милиции. Начальство к туристам относится очень приветливо, особенно зимой. Нам пообещали дать утром машину, чтобы подбросить по дороге километров на 10 к хребту и предложили переночевать в конторе. Мы так и сделали. Нам была дана теплая комната, где мы с комфортом разместились. В поселке есть столовая: ужин с 16 до 18, завтрак с 4 до 6. Почты нет, но при большой необходимости всегда можно послать сообщение через официальных лиц. (В Вижае есть почта, столовая, магазин).

Пос. Велс аналогичен пос. Ушма. Нам даже не пришлось доходить прямо до него, т.к. километрах в 15 от него вверх по Вишере идет наезженная дорога и нас там вскоре подвезла машина. В Велсе мы зашли в контору и там узнали, что сейчас будет машина на Ваю, поселок в 50 км ниже по Вашере. Это было около 15 часов. Кроме машин, ходящих по мере надобности, в Ваю ходит автобус в 6 утра каждый день кроме воскресения. Переночевать в поселке не проблема. В Вае мы зашли в школу, где вас с радостью пустили переночевать, а вообще, как нам сказали, это можно сделать, подойдя к магазину и спрося у местных жителей ночлега. Утром в 8 часов из Ваи идет автобус на Красновишерск (по дороге он делает остановку на обед в пос. Мутики). Если группа спешит с выездом, то можно уехать на попутных машинах, уходящих очень рано утром. Из Красновишерска ходят автобусы в г. Соликамск, отправление в 8-00, 14-00, 24-00 (еще раз напоминаю, что время московское. Кроме того, есть еще четвертый, дополнительный автобус, который пускают каждый день иди, в 14 или в 24 часа. На рейс 14 часов (если нет дополнительного автобуса) билетов может не быть, на все остальные - свободно. Кроме того, существует еще автобус на Березняки, уходящий в 12-00. До Соликамска ехать 3 часа. Из Соликамска ходят следующие поезда: Соликамск - Пермь - два поезда, отправлений в 18-45 и 20-53, Соликамск-Москва (отпр. 4-40), Соликамск - Казань (отпр. около 6), Соликамск - Свердловск (около 13). Можно ехать через Москву, если приехали из Красновииврска на ночном автобусе, или до Перми, а там есть два Ленинградских поезда: №193 из Свердловска (отпр. 22-30 и из Алма-Аты № 39 (ходит через день, отпр. 2-00). Билеты есть.

3. Техническое описание

3.1 График движения группы

День пути, дата Участок пути км чистое ход. время характер пути погода, усл-я ночевек
1, 30.1 Поворот дор. к р.Ауспия -по дороге вдоль о.Ушма 10 3 Дорога занесенная, тропежка,сначала глубина снеге 20 см, затем до 40 Т == -23, переменная облачность
2, 31.1 I. По дороге до пересеч-я i с d. Ушмой 4 I глубина снега - 15-25см Т = -17, небольшой снежок, к вечеру холоднее, ясно. На ночевки лапника и сушин много
2. - вверх по льду р.Ушмы 3 2 сначала мелкий снег,идти хорошо,затем начали подмокать
3. - азимут на запад (геогр) 8 3 очень глубокий снег: 50 - 60 см тронежка
10 6
3, 1.2 Тот же азимут (250)до лес-юй вершинки 8 6 тропежка около 60 ом Т = -20, ясно,на ночевке все есть
4, 2.2 I.Аз.250 до границы леса 4 3 пологий подъем в лесу, глубина снега спала до 20 см Т = -24, солнечно, наверху умеренный ветер. Сушины, лапника вдоволь
2. -подъем на хребет - верховья рйвавра 8 3 на хребте у леса неглубокий снег, выше- фирн, встречаются россыпи камней
12 6
5, 3.2 -по хр.Оше-Ньер до верховьев р.Ниолас 26 6,5 шли выше леса, по фирну иногда попадаются рассыпи камней, идти легко Т = -28, ясно слабый ветер
6, 4.2 - дальше по х хребту - спус к лесному пер - г.Ньер-Ауль -р.Б.Тошенка 22 7

в лесу тропежка до 20 см, наверху фирн, камней мало

Т = -32, ясно, ветра нет, на ночевк елки довольно далеко внизу
7, 5.2 -траверс г. Ялнинг-Ньер-р.М.Мойва 18 7 крутые склоны, очень много камней, шли часть газкоы на зап.стороне круто. Т = -30, ясно, к вечеру сильный ветер
8, 6.2 -пер.восточнее г.Ишерим - хр Ольховочный к. - хр. Замочный к 30 7 на перевале - фирн, камни, склон на юг крутой; далее шли чуть выше воны леса, неглубокая тропежка Т = -35, ясно, наверху сильнейший ветер
9, 7.2 по хр.Чуваль-екий камень на юг до конца, спуск в лес 26 7 сначала хребет в лесу, неглубокая тропежка, во второй половине дня - выше, шли по фирну Т = - 37, солнце в дымка очень сильны ветер ( вечером)
10, 8.2 спуск по ручью к Вишера 1 км вдоль нее 5 2,5 Спуск по ручью удобный-промоин нет,снег неглубокий ;по Вишэре тоже Т = - 35, ясно, ветра нет

3.2 Картографический материал, использованный в походе

Кама №1.- Фрагмент карты "Урал и Приуралье", масштаб 1:400000 (масштаб оригинала - 1:15000000), горизонтали через 100 м. Этой картой мы уже неоднократно пользовались и ни разу на нее не было никаких нареканий. Хотя она не отличается очень большой деталировкой, но все основные особенности рельефа и местности на ней отражены. Более того, все, что нарисовано на карте, точно соответствует действительности. Единственный ее недостаток - слабое отражение гидросистемы, хотя очень часто реки можно восстановить по рельефу.

Карта №2. - лесхозовская карта, масштаб 1:200000. К достоинствам карты следует отнести хорошо проработанную гидрографию, а также изображение границы зоны леса. Следует только отметить, что под границей леса на карте, видимо понимается граница строевого леса, так как насколько раз мы замечали лес там, где ,судя по карте, его не должно быть.

Карта №3 - масштаб 1:200000, горизонтали через 100 м. Этой картой очень удобно пользоваться в сочетании с предыдущей за счет наличия горизонталей.

Карта №4 - масштаб 1:750000. Карта взята из книги "Описание государства Российского" под редакцией Семенова-Тянь-Шаньского, С.Петербург, 1911 г. Несмотря на солидный возраст, карта оказалась очень полезной. На ней совершенно правильно изображены хребты, к тому же даны их названия, что помогает при подготовке к походу и описании района. Кроме того, на карте хорошо развитая система рек, также соответствующая действительности. Нужно еще не забыть, что отметки высот даны в футах и не путать их. К недостаткам карты надо отнести тот факт, что кое-где неточно даны расстояния, особенно на хребтах и в ближайших их окрестностях.

3.3 Обеспечении безопасности на маршруте

Район совершенного путешествия не является технически сложным: нам ни разу не встретились лавиноопасные склоны и места, требующие высокий технический подготовку. Основную сложность составляет не населенность района и отсутствие запасных вариантов, поскольку идти по лесу значительно хуже и труднее, чем немного выше зоны леса при любой погоде. Единственный логичный запасной вариант состоял в более раннем выходе на р. Вишэра и далее идти по ней. В случае аварийной ситуации можно еще выйти в пос. Тохта, расположенный на слиянии рек Тохта и Вижай, километрах в 28 от хребта. Таким образом, из любого места маршрута можно выйти не более чем за 3 дня.

Контрольные сроки были посланы вместе с ниткой маршрута в КСО г. Ивдель и обсуждены в личной беседе с представителем КСО, встретившим нас на станции. Телеграммы об окончании маршрута были посланы из Ваи 9.20 утром (почта в Велсе и вечером в Вае были закрыты).

3.4. Техническое описание маршрута

1.Подходы к хребту

Маршрут был начат на 10-м киломерре дороги, ведущей из поселка Ушма вдоль одноименной реки. На 10-м километре наезженная дорога поворачивает на север к реке Ауспия (карты 1,4). Прямо же продолжает идти занесенная снегом дорога. По ней мы и пошли. На середине дороги снег не очень глубокий - лыжа уходит на 20-25 см, по краям снег глубже (видимо, летом так глубокие колеи). Первые 3-4 км дорога идет вдоль реки, периодически на нее выходя, затем поднимается немного вверх и уходит правее. Иногда встречаются развилки, но мы идем всегда по главной дороге, ее направление стало примерно СЗ, затем снова 3. Тропежка становится постепенно глубже, местами до 40 см. Мы даже попробовали пойти по лесу напрямик, но эта попытка не увенчалась успехом - там очень глубокий снег и скорость сразу упала раза в два. Вокруг дороги хороший хвойный лес, ночевать можно буквально в любом месте, сушины и лапник есть почти всюду. Во второй день днем дорога пошла на 3-ЮЗ, начала спускаться вниз и вскоре вышла к Ушме. Всего от начала маршрута до пересечения дороги с Ушмой около 13-15 км. Дорога дальше пересекает реку и продолжает идти на 3-ЮЗ, что нас не устраивало, т.к. мы хотели идти вдоль северного притока р. Ушмы (см карту 4). Река здесь значительно меньше, чем в предыдущий день, что позволяет вделать вывод, что южный приток примерно такой же величины, как и северный. Ширина реки здесь 15-20 м.

Мы пошли прямо по реке. Идти по ней легко, снег мелкий, но все это длилось не долго. Примерно через 2 км начали подмокать. По берегу идти чрезвычайно трудно, т.к. там снег выше, чем по колено и очень густой лес. Около двух часов шли то по берегу, то по реке, периодически намокая и останавливаясь счищать лед. Вскоре нам это надоело, мы перешли на западный берег и пошли азимутом 250, т.е. на географический запад (магн. склонение 20?) идем очень медленно, глубина снега 50-60 см. Примерно через час лес стал чуть-чуть реже, идти стало удобнее, хотя и не быстрее. Лес всюду пригоден для стоянок, много сушин. Примерно через час-полтора после реки заметили, что идем немного вверх. Километрах в 4-5 от реки пересекли вырубку, подумали, что та дорога, с которой мы накануне свернули, могла идти на нее. После вырубки местность немного понизилась, затем опять пошла вверх. Подъем очень пологий и при такой тропежке его попросту не замечаешь.

Скорость по-прежнему 1 км/час или чуть больше. Под вечер третьего дня прошли рядом с вершиной лесного пупыря (карта I). Вскоре после него опять начался подъем, теперь уже на основной хребет. Подъем по-прежнему малозаметен, его чувствуют только идущие сзади, а при такой скорости движения, как у нас, от него не устанешь. Поэтому, когда лес вдруг начал резко редеть, для нас это было полной неожиданностью. Вскоре мы дошли до границы леса. Здесь склоны стали немного круче и мы начали забирать левее, к югу. На востоке хорошо различим лесной хребет Хой Эква и отроги высокой г. Чистоп. Сам Чиетоп находился в облаке и его не было видно - фото 3. Мы вылезли как раз на перемычку, идущую от г. Ушминский камень к главному хребту, точнее, немного севернее, т.е. ближе к самому Ушминскому камню. (фото 4) Немного южнее нас к этой перемычке подходила долина, образуя нечто, похожее на перевал. Мы начали траверсировать склон г. Ушминский камень и вышли на этот перевал. Идти здесь очень удобно, все полого, твердый фирн почти без застругов, торчащих камней нет, хотя выше, на склонах горы их видно много.

Далее мы пошли по этой перемычке на юг, с целью выйти на главный хребет. Пройдя около 3 км, мы поднялись на него и спустились на ночевку на запад. Следует отметить, что ночевать в Европе в этих местах хуже, чем в Азии. С Европейской стороны нет отчетливой границы леса и приходится далеко спускаться.

2. Хребет Оше-Ньер

Хребет Оше-Ньер - это широкий хребет, с пологими склонами, на котором стоят острые гребешки или конуса вершиной, образованные из крупных камней, не полностью занесенных снегом. Такое впечатление что кто-то взял, и на этот пологий хребет насыпал сверху гору камней. Мы шли, не забираясь на эти вершинки, мимо них по самому хребту. Идти очень удобно - почти горизонтальная местность, плотный фирн, россыпи камней, встречающиеся время от времени, не сложно обойти. (фото 5,6). Сначала мы шли справа от цепочки горок с крутыми склонами из больших торчащих из снега камней. Затем эта цепочка кончилась и мы обогнули о левой стороны гору, которая выдавалась из хребта к западу. После нее хребет ушел немного к востоку и нам пришлось повернуть туда же, чтобы не спускаться в долину притока р. Вишера, из-за которого, собственно и имеется такая петля в хребте. Затем, обогнув эту долину, мы начали подниматься на перевал между отрогом хребта, уходящем вправо между вышеупомянутым притоком Вишеры и р. Ниолас, и основным хребтом, уходящем после этого на Ю-В. Слева от нас подходит долина р. М.Тошенка, а справа возвышается довольно высокая и крутая вершинка, имеющая форму усеченного конуса. После этого перевала хребет становится ниже, закладывает большую дугу - ЮВ - Ю - ЮЗ и оканчивается, спускаясь к лесному перевалу между реками Ниолас и Б.Тошенка. Здесь на хребте стало идти совсем приятно - камней нет, застругов тоже, все совершенно ровно (фото 7). Здесь мы прошли по верху хребта и спустились на перевал, идя на ЮЗ. В лесу тропежка, хотя и не очень глубокая - около 20 см. На самом перевале находится большое болото, сейчас, естественно, замерзшее (фото 8).

3. Хр.Молебный камень

После перевала начали подниматься на юг, на г.Нер-Ауль. Подъем не крутой, хотя и круче, чем спуск. Гора поднимается не очень высоко над зоной леса, имеет очень пологие склоны и мы сами не заметили, как оказались наверху. На вершине - очень красивые большие скалы. После нее пошли дальше на юг и спустились налево, в приток Б.Тошенки. Лес, пригодный для стоянки, в этих местах, в отличие от более северных, начинается не сразу от границу, а сначала идет какой-то лиственный гниловатый лесок, а уяе потом начинаются елки.

Наутро пошли на запад, делая поскорее забраться на хребет, но в верховьях ручейка оказался скальный цирк (фото 10,12) и его пришлось обходить справа. Сделав это, мы решили не забираться на хребет, который был весь в камнях, а пойти ниже, вдоль него по широкому плато, которое шло почти горизонтально вплоть до верховьев р. Вижай. Плато по высоте находится где-то на границе лесной зоны, и на нем растет реденький низкий лес (фото 13), словом, идти удобно. Мы подошли к его правому краю, где оно начинало подниматься наверх и там шли. Когда плато кончилось, мы еще некоторое время шли на той же высоте по полочке, где уже не было леса и еще не было камней. Но вскоре камни и лес сошлись и нам ничего не осталось делать, как снять лыжи и пойти немного наверх, где фирн плотнее и нога не проваливается. Вообще, гора 1279, показанная на карте 3 (гора Котум) представляет собой цепочку из трех вершин, расположенных одна за другой. Мы начали подниматься на перевал, расположенный между второй (основной) и третьей вершиной. Идем по камням (фото 14,15), это довольно легко. Единственно, по ним было тяжело идти ниже, пока фирн не стал настолько крепким, что нога не проваливалась. Справа видны крутые склоны основной вершины г. Котум (фото 15). С порвала хорошо видна следующая горы хребта - Ялпинг Ньер (1380). Здесь мы одели лыжи и пошли траверсом по западной стороне хребта, нацелясь на перевал западнее этой горы. Сначала склоны были пологие и идти было хорошо. Но вскоре стало довольно круто и поэтому появились камни, и нам пришлось спуститься ниавз до леса, где мы и заночевали.

С утра пошли прямо на юг, на перевал. Долина ручейка, притока М.Мойвы, довольно широкая, а по бокам круто поднимаются отроги г. Ялпинг-Ньер, имеющей форму подковы. Перевал довольно высокий, больше 1000 м, хотя его склоны, по которым мы поднимались довольно пологи. С перевала дул сильнейший ветер, что в сочетании с тридцатью пятью градусами мороза да создавало довольно спортивные условия. Сам перевал достаточно широкий, в нем два понижения. Мы пошли по западному, так как в нем ветер был не прямо в лицо, а хоть немного сбоку, кроме того, оно чуть-чуть пониже правого. Наверху кругом россыпи камней, поэтому мы взяли лыжи в руки и прошли его пешком. С южной стороны дуло поменьше, мы одели лыжи и пошли вправо, траверсируя склон. Южные склоны перевала круто обрываются к верховьям р. Велс, камней мало, но кое-где они проглядывают. Мы немного спустились на ЮЗ, пересекли верх долины от правого притока р. Велс и пошли вдоль хр. Ольховочный камень.

4. Хребты Ольховочный. Замочный, Чувальский камни.

Хр. Ольховочный камень довольно высоко поднимается из зоны леса, причем сразу после пологих лесных склонов начинается крутой подъем на хребет. Мы нашли неширокую терраску, идущую чуть выше зоны леса, которая наклонена весьма слабо и по ней шли. Это было очень удобно - на ней было не нужно тропить и, с другой стороны, было мало камней. Иногда, правда встречались каменные россыпи, на них мы снимали лыжи и проходили пешком (фото 17). Вскоре после конца долины довольно большого притока Велса, текущего на СВ, терраска опустилась и превратилась в широкое плато - перевал между Ольховочным и Замочным камнями. Центральная часть этого перевала находится в безлесной зоне.

На Замочном камне такую террасу найти не удалось, и мы шли примерно на границе леса - она здесь очень резкая и сразу после нее идут вверх крутые склоны, кроме того дул сильный ветер и ив леса выходить не хотелось. Для стоянки опять же пришлось спуститься подальше вниз, так как наверху были только тонкие сухие палки, а большие сушины пошли не скоро. Утром пошли прямо на Ю3, к Чувальскому камню. Он начинается примерно в 2 - 3 км от Замочного (считая по границе леса)

Здесь обнаружилось некоторое отличие карты №2 от местности. На самом деле, Чувальский камень состоит из безлесного пупыря в начале, затем идет лесистый хребет, впадающий в более высокий безлесный хребет меридионального направления (основной). Таким образом, после первой горы, через которую мы перелезли, мы спустились в лес и шли дальше по нему по компасу. Лесной хребет очень широкий и пологий, поэтому ориентировка по рельефу затруднена. Затем мы вышли на главную часть хребта и пошли по нему на юг. Тут уже идти было легко - плотный фирн без застругов, все почти горизонтально. Единственное, правда очень существенное неудобство доставлял сильный ветер, по счастью в спину. Из-за него понизилась видимость, но в целом все было понятно. Мы дошли до конца хребта и спустились вниз. В лесу начался очень крутой спуск и мы вышли к ручью, стекающему с хребта, где и встали. Надо отметить, что в этом месте вое было довольно гнилое и условия ночевки далеко не блестящи.

Утром пошли прямо по ручью - по нему идти очень легко, снег не глубокий, изредка ворочающиеся промоины хорошо заметны и легко обходятся. Через 1,5 часа спуска по ручью вышли к Вишере. Вишера - очень широкая река, метров 100 шириной. По левому берегу идет занесенная дорога. По ней до Велса около 20 км. Пройдя около километра по этой дороге (идти по ней не тяжело, тропежка не глубже 25 см) заметили на другой стороне Вишеру штабеля бревен и за ними наезженную дорогу. Перебравшись туда, решили снять лыжи и пойти пешком, но тут показалась машина и отвезла нас в пос. Велс. Важно то, что эта дорога идет в Велс в обратную сторону - сначала на север, затем поворачивает влево и приходит в Велс - всего 30 км. Можно идти и по льду - тоже ~ 30 км.

4. Итоги путешествия, выводы, рекомендации

4.1 Некоторые, вопросы тактики при прохождении маршрута

График движения группы на маршруте не был жестоким. Мы шли не быстро, поэтому не было необходимости в частых привалах, кроме того на привалах быстро замерзали. В результате переходы были от 1,5 до 2 часов, привал - 10 минут. Дневной привал для перееда - около 30 минут. Утренний подъем был в 4-30, выход 6-30, еще в сумерках, (иногда в силу местных причин выход был раньше). На лагерь мы вставали в 15-30 с небольшими вариациями в обе стороны, темнеет в 16-30 - 17 часов. Отбой в 19-30. Чистого сна получалось 7,5 часов. Утренний дежурный готовил на печке - мы с вечера топили воду в большой кастрюле и к утру (и даже раньше) она закипала. Тогда дежурный отливал часть воды в другую кастрюлю, заваривал в остатке чай, в варил кашу. То, что утром дежурному не надо было выходить к костру, на наш взгляд, большой плюс, особенно учитывая сильные морозы.

4.2. Итоги похода

Погодные условия на время похода были хорошие, что позволило нам уложиться в срок, несмотря на задержку вначале. Мы считаем, что проведенный поход не исчерпывает возможности района - заслуживает большого внимания массив г. Ишерим, Тулымский камень, Муравьиный камень и др. Существуют два различных стиля для зимних походов: первой, это линейный маршрут в новом районе (новом для участников), а затем можно ходить по району более медленно, тщательно исследуя его. Таким образом для нас в районе осталось еще много интересного, и мы бы с удовольствием пошли бы туда еще раз. Следует также отметить, что здесь также можно составить очень логичные и красивые линейные маршруты III категории сложности.

5.Приложение

5.1 Смета расходов за поход на I человека

1.Транспорт
поезд Ленинград - Ивдель 11-80
автобус Ивдель - Вижай 1-75
машина Вижай - Ушма 0-30
автобус Вая - Красновишврск 2-10
автобус Красновишерск - Соликамск 1-60
поезд Соликамск - Ленинград 9-50
итого 26-75

2.Питание
продукты на маршрут на 10 дней 18-50
еда в столовых и буфетах (8 раз) 6-00
продукты в поезд на обр. дорогу 2-50
итого 27-00

3.Прочие расходы
телеграммы 2-05
камера хранения в Свердловске, Перми 0-80
кино в Перми 0-50
затраты на снаряжение, аптечку и т.д. 3-05
итого: 6-40

общая сумма: 60 р 15 к

5.1 Карты к техническому описанию


Карта 1.
Масштаб 1 : 400 000
Горизонтали через 100 м

Карта 2.
Северный Урал. Европейская часть
Масштаб 1 : 200 000

Карта 3.
Масштаб 1 : 200 000
Горизонтали через 100 м
квадрат 10 х 10 км

Карта 4.
Масштаб 1 : 750 000
Отметки высот даны в футах
Карта переснята из книги:
Семенов-Тянь-Шанскiй
"Описанiе государства Российскаго",
С.Петербург, 1911

5.2 Фотографии к техническому описанию


1. р. Ушма. Вид с берега

2. Первые дни маршрута - тропежка в лесу

3. Вид со склонов г. Ушминский камень на восток

4. г. Ушминский камень

5. На хребте Оше-Ньер. Вид на север. Вдали справа - Ушминский камень

6. На хребте Оше-Ньер. Вид на север, на верховья р. Вишера. Слева вдали - г. Пурминский камень

7. На хребте Оше-Ньер. Вид на юг. Спуск к лесному перевалу.

8. На лесном перевале. Вид на север. Видна оконечность хребта Оше-Ньер

9 Вид со склонов г. Ньер-Ауль на север. Вблизи - лесной перевал

10. Спуск со скалок в верховьях притока р. Б.Тошенка

11. Вид с г. Ньер-Ауль на север. Виден весь хр. Оше-Ньер, вдали слева - г. Пурминский камень

12. На переднем плане цирк в верховьях р. Б.Тошенка, вдали - г. Котум

13. Плато, идущее вдоль хр. Молебный камень. Справа вдали идет сам хребет

14. Вид со склонов г. Котум на СВ. Справа внизу - верховья р. Вижай, слева за склоном горы - плато, по которому мы шли

15. Вид на г. Котум с юга. Видна основная (средняя) вершина

16. На переваде между второй и третьей вершиной г. Котум. Вторая вершина уходит влево вверх

17. На хребте Ольховичный камень. Каменная россыпь

18. На хребте Чувальский камень

Сканирование и обработка отчета - Mike, Клуб туристов "Московская Застава"


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;