Отчет о горном туристическом путешествии второй категории сложности по Зап.Кавказу

Ленинградский государственный университет им. А.А.Жданова

ОТЧЕТ

о горном туристическом путешествии второй категории сложности

по Западному Кавказу с 18 по 26 августа 1986 года

Маршрутная книжка № 5/86

Руководитель группы: Гудков М.Г.

Адрес руководителя: г. Ленинград, ул. Дыбенко, д. 38, кв. 252

Тел.: 584-76-93

МКК засчитывает маршрут руководителю и всем участникам второй категории сложности. Справки выданы.

Председатель МКК ЛГУ /Распопов В.И./

Елена Леонидовна

Ст.Петергоф ул.Ботаническая д.66/3

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Маршрут группы: пос.Терскол – пер.Чиперазау (1А, 3263) – пер.Ненскра В. (1Б, 3300) – р.Уллуозень – р.Чирикол – пер.Чунгур-Джар (1Б, 3240) – р.Далар – пер.Мрды-Далар (1А, 3140) – пер.Ак-Тюбе (1Б, 3350) – р.Гондарай – пер.Гондарай (1А*, 2938) – р.Гвандра – пос.Омаришара – г.Сухуми.

Протяженность маршрута: 125 км.

Ходовых дней: 8

Чистое ходовое время, ч

Характеристика пути

18.08

п.Терскол – Песчаная гост.

19.08

21.08

1 – пер.Чунгур-Джар

2 – р.Далар

Откр.ледник, закр.ледник, перила на скалах

22.08

пос. Омаришара

3,5

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Пер. Чиперазау (1А, 3263) + пер. Ненскра Восточный (1Б, 3300)

Группа ночевала в Чегете в специально отведенном для самодеятельных туристов месте.

Вышли в 9 утра и за полчаса дошли до поселка Терскол. 930 – 1200 вставали на учет в КСС, давали телеграммы о начале.

До поляны Азау ходит рейсовый автобус "Азау-Элъбрус". Но нам он не попался, и мы дошли пешком – 35 минут. Отсюда тропа идет вдоль самого берега р.Азау (левого ор.). Через час открывается вид на ледник Б.Азау, внизу покрытый черным моренным чехлом, а сверху обрывающийся труднопроходимым ледопадом с плато Хотютау. Слева от ледника видна крутая осыпь высотой метров 150. Тропа по левому берегу подходит к леднику Б.Азау (1,5 часа от поляны Азау) и пересекает его по камням на леднике (еще 30 минут). Далее тропа траверсирует с набором высоты справа налево крутую осыпь и выводит на, так называемую, “Песчаную гостиницу” (50 минут от ледника). Отсюда виден пер. Азау. Седловина пер. Чиперазау закрыта от глаз одноименным ледником.

Еще 50 минут поднимаемся по тропе и среднекаменистой осыпи до площадок под ледником Чиперазау. Здесь в конце надо перейти по камням на правый берег реки. На следующий день выход в 800. Прямо от площадок тропа поднимается по разрушенным бараньим лбам и выводит на ледник (20 минут).

Отсюда, если нет кошек, то лучше уйти вправо по камням на краю ледника, а потом по снежникам на перевал. У нас у всех были кошки, поэтому мы прямо по открытому леднику без трещин в кошках поднялись на седловину (920). Седловина – самое глубокое пологое понижение в гребне. На седловине много памятных досок.

Прослеживается весь путь (1 час) до перевала Ненскра В. Мы, не спускаясь к озеру, траверсируем крупноосыпной склон. Проход через разрушенные скалы на седловине метрах в 30-ти слева по ходу от тура, видного издалека и находящегося в самом глубоком понижении.

Спуск по открытому леднику в кошках. Сначала полого, потом крутизна возрастает до 20 – 25° . Через 20 минут ледник кончился на бараньих лбах. Обход справа по осыпи 40 минут до дна цирка. Здесь выходим на тропу с пер. Азау.

Возможны 2 варианта дальнейшего спуска: по правому и по левому берегу р. Уллуозень. По левому тропа более набита, но приходится 2 раза переходить реку по камням: один раз саму р. Уллуозень, второй раз – ее левый приток. Мы спускались левым берегом. Заночевали 20 минут не доходя до Ворошиловских кошей (3 часа от цирка).

Пер. Чунгур-Джар (1Б, 3240)

От Ворошиловских кошей начинается дорога. По ней шли 2 часа до р.Чирикол. В месте слияния кош, есть мост. Вверх по Чириколу идет дорога, затем тропа. До большой травянистой поляны от слияния – 2 часа. Отсюда видна развилка рек. Наш путь направо. Еще через час сосны кончаются, начинается березовое криволесье. Еще через 40 минут подходим к бараньим лбам. Тропа идет по центру лбов. За 20 минут поднимаемся на лбы и выходим на ровное место – “аэродром”. Еще 30 минут идем до другого конца аэродрома – под самый ледник. Здесь ночуем.

Перевал находится рядом со скалой “Парус”, справа от нее. С утра за 40 минут поднимаемся по правой по ходу осыпи на ледник. Одеваем кошки.

Еще 50 минут идем по открытому леднику. Появляются засыпанные поперечные трещины. Дальше еще 40 минут идем в связках до перевала. Крутой снежный взлет обходим справа по ходу по пологому (меньше 20°) снегу и льду.

Последние 5м до перевала скалы. Люди с верхней страховкой. Рюкзаки отдельно.

Спуск по крупнокаменистой осыпи через 20 минут приводит на ледник “Замок”. Далее по левобережным моренам и бараньим лбам за 1 час спустились на ровную песчаную площадку. Пройдя правым берегом реки еще 20 минут, подошли к краю бараньих лбов. Здесь начинается маркированная турами тропа, которая, петляя между бараньими лбами, круто спускается вниз. До пологой части долины 40 минут. Потом тропа по рододендроновым зарослям и по березовому мелколесью через 1,5 часа приводит к р. Далар, где есть места для ночлега.

Потом мы прошли еще 1 час вверх по левому берегу Далара до полянки, где и устроили дневку.

От полянки – 1час по лесу. Потом 1,5 часа по траве и еще час по осыпи до озера Далар.

Пер. Мрды-Далар (1А, 3140) + пер. Ак-Тюбе (1Б, 3350)

От озера Далар подъем по крупной осыпи приводит через час на пологую часть ледника. Отсюда виден дальнейший подъем на перевал сначала по закрытому леднику 20 минут, затем по осыпи на террасе 15 минут и далее по снегу и леднику до перевала (еще 20 минут). Перевальная седловина – разрушенные скалы – справа по ходу от озера.

С перевала хорошо просматривается подъем на Ак-Тюбе.

Спуск сначала по скалам вправо на снежный мост до ледника. Ледник закрытый, но т.к. через перевал ходит много групп, то есть тропа, и обычно не связываются. У нас были хорошая погода и набитая тропа. Спуск по леднику 1 час до левобережной морены, где есть ночевки, которыми мы и воспользовались.

Чтобы подойти под начало подъема на пер. Ак-Тюбе, надо от ночевок вернуться метров на 300. Там мы надели кошки и в связках за 2 часа поднялись на перевал. Путь лежит по снегу и льду крутизной местами до 25-30° . Сначала идем вдоль правых по ходу скал. Затем, после выполаживания, обходим хорошо видимый скальный остров справа по ходу прямо по открытому льду. Когда много снега, то, по-видимому, лучше обойти скальный остров слева, т.к. там положе, но у нас тот склон был разорван несколькими бергшрундами. Скальная седловина перевала крайняя слева в цирке.

Спуск простой. Сначала около 40 минут в связках и в кошках по центру ледника, затем, перед тем как крутизна возрастет, уйти вправо на осыпь, где есть тропа. По тропе 20 минут прямо, затем резко с большой потерей высоты спуститься влево к хорошо видимой ножевой морене, по которой идет тропа.

В дальнейшем тропа идет по осыпям и петляет между пологими бараньими лбами. Через час от ледника спустились на пологую часть долины. Отсюда тропа правым берегом реки через 2 часа приводит к р.Гондарай, где в дремучем лесу есть хорошая полянка возле моста через р.Индюкой.

Перевал Гондарай (1А, 2938)

На следующий день перешли по мосту через р.Индрюкой и правым (ор.) берегом р.Гондарай за 1,5 часа дошли до большого плоского места недалеко от ледников прямо по ходу. Отсюда тропа уходит влево круто вверх по бараньим лбам, поросшим травой и кустарником. За час поднялись на эти лбы, и вышли на пологое место. Дальнейший путь лежит по осыпи чуть левее центра цирка. Дорога маркирована турами. Через 40 минут осыпь упирается в бараньи лбы. Здесь надо найти проход вправо через бараньи лбы на ледник – 20 минут. Ледник почти весь открыт. Только перевальный взлет – снежный. Перевал в центре цирка – самое простое понижение в гребне. От начала ледника до перевального взлета 30 минут. На взлете огибаем бергшрунд и ледовый выход справа по ходу. Перевальный взлет 20 минут.

Противоположная сторона перевала представляет собой каменистый склон, поросший травой. Спуска прямо вниз нет, там бараньи лбы. Набитая тропа уходит влево без потери высоты. Дальнейший спуск часто чередуется с локальными подъемами и физически труден. Можно потерять тропу. Спуск до пологой части долины 1,5 – 2 часа. Дальше 20 минут идем правым берегом. У коша по мосту переправляемся на левый берег. Еще 1 час до моста на правый берег. Затем час по правому берегу. Здесь начинается лес. На левом берегу видно заброшенное селение (около 10 домов). Переходим по мосту на левый берег. Отсюда хорошая тропа через 4 часа приводит в селение Омаришара. Последний час по дороге, которая за 20 минут до Омаришари переходит по мосту на правый берег. Хороших мест для ночевок от заброшенного селения до примерно часа до пос. нет.

Перевал Средний Кичкинекол (1Б*, 3300)

Не спускаясь на ледник “Замок”, идем над бараньими лбами траверсом вправо по средней и крупной осыпи до пер. Ср. Кичкинекол (50 минут). Спуск с перевала имел техническую сложность 2А*. Сначала двое повесили все имеющиеся веревки (4x40 м) – 1 час. Спуск проходил метрах в 50 от левых скал. Сначала 1 веревка 40 м по пологому снегу с траверсом влево. Затем 3 веревки прямо вниз по льду до 40° (на ледобурах). Затем еще 30 м веревки, 7 м из которой стенка бергшрунда 80-90° . Дно бергшрунда завалено ненадежными кусками снега. Выход из бергшрунда через острый тонкий снежный гребень высотой 2 м со стороны бергшрунда и 4-5 м с другой. Верхние две веревки снимались с нижней страховкой. Остальные три – на самовывинчивающемся ледобуре. Когда уже были повешены первые 4 веревки, группа спускалась до этого места 4 часа. Дальнейший спуск по закрытому леднику в связках – 30 минут до правобережной морены. По морене тропа 1 час до цирка, где и заночевали.

Перевал Далар (1Б*, 3271)

От места ночевки тропа по правому берегу реки за 1 час приводит к мосту через р.Мрды. Еще через час подъема вдоль р.Мрды открывается широкая плоская долина. Дальше тропа идет по центру этой долины. Через час, там, где кончается березовое криволесье, перешли по мосту на правый (ор.) берег р.Мрды. Сначала (30 минут) тропа идет по камням и траве вдоль самой реки, а затем по осыпи, поросшей травой, взбирается на правобережную (ор.) ножевую морену (еще 30 минут). Вероятно, есть 2 пути в верхний цирк: первый – дойти примерно до середины морены, потом спуститься с нее влево, и по тропе, идущей по крутому травянистому склону, подняться на правобережную террасу, а затем по ней пройти в цирк. Второй – дойти почти до конца морены и по крупнокаменистой осыпи подняться на террасу. Мы пошли вторым путем. Заночевали на правобережной морене в верхнем цирке Далара. Там сделаны места для 5-ти палаток (2 часа от начала ножевой морены).

На следующий день за 20 минут вышли на ледник. Одели кошки и за 30 минут в связках подошли под бергшрунд. Здесь увидели прочный снежный мост налево. Потом повесили 1 веревку 40 м по фирновому склону крутизной 40° . Крепление на ледорубах, но их не везде можно вбить. Перевальная седловина очень плоская и широкая. В центре 2 озерца. Тур на скалах, крайних с севера.

С южной стороны перевала на спуске виден край озера Далар и еще одно промежуточное озеро. На спуске сначала обойти скалы слева, потом уйти направо по снежникам под склоны вершины Кирпич и там по крупнокаменистой осыпи спуститься к озеру. От озера сначала спускаться вдоль ручья до края бараньих лбов (5 минут), а затем уйти вправо на крупнокаменистую осыпь, которая выводит к озеру Далар. Спуск с седловины занял 1,5 часа.