LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



костер
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Северная Земля - 2001

О Т Ч Е Т
о лыжном спортивном походе
шестой категории сложности
по Северной Земле,


совершенном с 25 апреля по 26 мая 2001г.


Маршрутная книжка № 5-2001 ПТК
Руководитель группы: Хайруллин И.З.

Казань 2003

Краткие сведения о путешествии.

Проводящая организация: ПТК «Траверс»

Вид туризма: лыжный.

Категория сложности: шестая.

Район похода: архипелаг Северная Земля - полуостров Челюскина.

Количество участников: 5 человек.

Продолжительность маршрута (общая / ходовых дней): 31/24 дня.

Протяженность маршрута: 663,5 км.

Нитка маршрута:

Мыс Челюскина - пролив Вилькицкого - бухта Солнечная (о. Большевик) - р. Нора - р. Порожистая - р. Тора - р. Каменка - лед. Ленинградский - лед. Семенова-Тян-Шанского - ущелье - оз. Спартака - фиорд Спартака - мыс Журавлева - пролив Шокальского - фиорд Марата - лед. Карпинского - лед. Университетский - оз. Острое - оз. Фиордовое - р. Озерная - бухта Удобная - Оленьи о-ва - Краснофлотские о-ва - Карское море - пролив Шокальского - о. Большевик - г. Герасимова - пролив Вилькицкого - мыс Челюскина.

Состав группы.

Ф.И.О.Год рожд.ОпытОбязанности
Хайруллин И.З.19544 - 6Рруководитель, тренер, видеооператор, фотограф
Ахметшин Р.Х.19653 - 6Ухронометрист, завхоз
Шафигуллин Р.С.1961штурман, ремонтник, охотник
Шамсутдинов А.И.1976врач
Ихсанов И.С.1959второй фотограф, видеооператор

Техническое описание.

25 апреля (1 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Метеостанция - мыс Челюскина (погранзастава) 2 0:30 От общежития метеорологов уходим в направлении мыса. Сделав небольшой крюк подходим к памятнику первооткрывателям мыса - самой северной точки Евразийского континента. Обходим погранзаставу со стороны моря Лаптевых. На берегу огромные участки, занятые бесчисленным количеством бочек. Проходим вдоль берега по ровному участку между берегом и валами торосов. Остановка у памятников погибшим при освоении Крайнего Севера. t=-25°С, солнечно; сильный северо-восточный ветер
Торосы 0,5 0:50 Между берегом и открытым участком поверхности пролива Вилькицкого широкая полоса вздыбленных льдов. Находим участок в торосах, где высота валов пониже и имеются открытые участки. Преодолевая одиночные валы, переходим с одной "полянки" на другую.  
Ледовые поля пролива Вилькицкого 13 3:20 К северу от торосов ровные ледовые поля. Чуть дальше виднеются небольшие торосы. Идем с небольшим отклонением от севера к западу. Ровные участки прерываются неширокими (до 20 м) полосами битого льда. На ночлег встаем под защитой невысоких (до 2-х м) торосов.
Вдоль ледовых валов тянется след белого медведя.
 
Итого за день:15,54:40 

26 апреля (2 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
По проливу Вилькицкого 21 5:15 Движение по льду (заструги, участки открытого льда), невысокие торосы и битый лед. Координаты обеда - 77.53с.ш./103.50 в.д. (далее 77.53/103.50) Координаты ночевки - 77.57/103.43 t=- 24°C, солнечно, днем слабый, а вечером сильный ветер
Итого за день:215:15 

27 апреля (3 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
      Ночью началась пурга. Вынужденная дневка по метеоусловиям. Мощная поземка (низовая пурга) В течение дня мероприятия по обеспечению "живучести" палатки. Укрепление и ремонт стенки, укрепление центральной стойки по штормовому варианту. Фото 3.
По прибытию на геобазу Солнечная нам сказали, что сила ветра достигала 30 м/сек.
t=-21°C, переменная облачность, очень сильный (ураганный) ветер
Итого за день:00:00 
3. Стоянка среди торосов пролива Вилькицкого (после первой пурги)

28 апреля (4 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Движение по льду 12 2:50 Выход в 18.45 Движение по льду (заструги, участки открытого льда), невысокие торосы и битый лед. Координаты ночевки - 77.02/103.40 t=-15°С; сильный СВ ветер
Итого за день:122:50 

29 апреля (5 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Движение по льду - начало торосов 18 4:30 Движение по аналогичному пути. Сквозь туманную дымку увидели строения базы Солнечная. t=-17°С; слабый СВ - ветер, солнечно; хорошая видимость
Торосы - мыс Анцева 4 2:30 Сильнейшее торошение, высоты ледовых валов до 4-х м. (фото 4). Путь извилистый, с трудом удается найти проходы. Часть пути прошли, сняв лыжи. Отдельное проведение нарт. По мере приближения открываются Входные о-ва, мыс Анцева. Рядом с берегом огромный айсберг.
Мыс - база Солнечная 1 0:30 Старая заметенная дорога идет вверх к общежитию геологов. Уклон до 15°.
Очень хорошо встретили и разместили.
 
Итого за день:237:30 
4. Перед началом зоны торосов при подходе к бухте Солнечной

30 апреля (6 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
База - озеро - плато 12 2:40 Выход в 14.10. Идем по слегка занесенной автомобильной дороге. Вдоль нее вешки. По этой дороге геологи ездят за водой к озеру. Постепенный набор высоты. Заструги, плотный снег. При подходе к озеру движение по относительно ровному плато. Местами на плато выходы каменных гряд. Вдали просматриваются гребни, долины. Пересекаем озеро и подходим под невысокую гряду. Снега мало, выходы мелких камней.
За нами прицепились собаки с базы. С трудом удалось отправить их обратно.
t=-17°С; солнечно, ветер слабый
Итого за день:122:40 

1 мая (7 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Движение по плато 21 5:00 Подъем. Уклон 20°-25°. Обдутый каменно-осыпной склон. Чередование осыпи и снега. Местами наст проваливается. Вышли на плато.
Поверхность представляет собой каменное поле, частично заметенное снегом (т.е. из-под снега торчат разновеликие камни). Идем вдоль старого (давно заброшенного) тракторного пути.* Вдоль дороги в качестве маяков расставлены бочки. В некоторых обдутых местах можно заметить следы от гусениц. Движение с небольшими подъемами и спусками. В основном движение по обдутому плато с жестким фирном (фото 5). Координаты вечером 78.19/102.20.
* Когда то здесь проходила дорога в долину р. Студеная, где до сих пор сохранилась геологическая база
t=-15°С; отличная видимость, солнечно; слабый ветер.
Итого за день:215:00 
5. В тундре о. Большевик

2 мая (8 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Движение по тундре 8 2:00 Относительно ровная тундра. Фото 6. Заструги до 10 см. Идем с небольшим (5-10°) набором высоты Чередование участков тонкого снега и открытых камней. Путь зигзагообразен. От волокуш на камнях остаются разноцветные стружки. t=-19°С, ясно, видимость отличная
Подъем по реке Тора 6 2:00 Двигаясь по бочкам к 13 часам подходим к широкой и глубокой ложбине. Чуть левее нас она сливается с другой. Чуть ниже слияния разглядели балок. Рядом цистерна. Срезаем стрелку долин и идем по террасе под левым бортом р. Тора. Здесь имеются сложенные из камней высокие туры. Терраса заканчивается, спускаемся на дно. Здесь мягкий снег глубиной до 20 см. Обнаружили крупные следы медведя. Фото 7. Здесь обед. Координаты: 78.21/102.01 Направление долины на большом протяжении северное. Впереди развилка, уходим влево, набор высоты увеличивается. Долина сужается. Местами снежные надувы. Через полчаса движения впереди крутой перегиб долины. Перед перегибом поднимаемся на левый берег. Фото 8. Крутизна до 30°, набор высоты метров 50. Постепенно идет выположение. Начинается широкое плато, уклон 5-10°. По нему поднимаемся на широкую вершину. Поверхность каменистая, сильно обдутая. Координаты 78.23/102.03.  
Плато 6 1:30 С вершины начинаем спуск в ложбину шириной до 500 м. Полого. Жесткий наст. Обнаружили несколько беспорядочно расставленных вешек. Впереди огромное бескрайнее бугристое плато.
Фирн очень жесткий. С трудом удалось построить стенку.
 
Итого за день:205:30 
6. Характерный пейзаж. Тундра как она есть

7. Здесь прошел Хозяин (долина р. Тора)

8. Выход на плато из долины р. Тора

3 мая (9 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Движение по долине р. Каменка - плато 10 2:30 Слабый набор высоты. Движение по компасу. Заструги высотой до 10-15см. Встречаются ровные участки тонкого (5 см) слоя свежего снега. Справа появились блестящие на солнце сбросы ледника Ленинградского. Уходим от долины влево и постепенно набирая высоту, выходим на широкое ровное плато. Координаты обеда 78.29/101.56. Идем по нему до тех пока не начинается спуск. Определяем координаты. Посовещавшись, решаем взять направление на север с целью выхода на ледник. t=-15°С, солнечно; видимость отличная; ветер слабый
Плато истоки р. Студеная 8 2:35 Сначала идем по бугристому плато с каменными выходами. Начинается ледник. Двигаясь по нему, подходим к широкой долине с ледовым левым берегом. На склоне ледник открытый. Очень скользко. Спускаемся на лыжах, выбирая участки снега. Поверхность ледника бугристая. На перегибе ледника видны короткие трещины. В долине очень жесткий снег. Выходы камней. Останавливаемся на ночлег. Координаты 78.33/101.58. Впереди выход на ледник Ленинградский.
Опять проблемы со "строительным материалом".
Очень сильный ветер.
Итого за день:185:05 

4 мая (10 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Подъем на морену 0,5 0:30 С места ночлега начинаем крутой подъем к основанию ледника. Участки жесткого фирна чередуются выходами камней. Набор высоты до 100м. Крутизна от 20° до 30° (фото 9, фото 10). За перегибом ровный участок шириной до 300 м сильно обдутого каменистого участка и начинается ледник. С трудом удается протащить нарты через каменистый частокол.
Вдали в туманной дымке увидели разветвленную сеть притоков р. Студеной
t=-16°С, слабый ветер, видимость отличная
Подъем на ледник Ленинградский 1 0:30 Небольшой участок пологого снежного участка и начинается покровный ледник. Крутизна 10-15°, местами до 20°. Открытый шероховатый лед. Участки снега. Идем пешком используя неровности рельефа. Постепенно идет выположение.  
Движение по леднику 12 2:00 Поднялись на ровную поверхность ледника, фирн, заструги. Направление на север. Набор высоты незначительный. Слева от нас открылся фиорд Тельмана. Вдали слева-позади просматривается ледник Кропоткина и долина р. Студеная. Координаты обеда -78.39\102.05  
Движение по леднику Ленинградский - выход на ледник Семенова Тян-Шанского 14 2:30 Двигаясь с небольшим набором высоты, незаметно прошли перегиб ледника. Перед нами постепенно открылся залив Ахматова. Все это было настолько неожиданно. Когда мы начинали переход до самого горизонта были лишь белые снега, а через 30 минут мы уже любовались прекрасной панорамой гор вокруг залива. Фото 13. Движение продолжаем траверсом пологого (10°) ледника. Координаты ночевки - 78.43\102.09 Вечером слабый ветер.
Итого за день:27,55:30 
9. Подъем с истоков р. Студеной к подножию ледника Ленинградского (вид назад)

10. Подъем с истоков р. Студеной к подножию ледника Ленинградского (вид вперед)

13. Ледник Ленинградский. Появились горы в районе залива Ахматова

5 мая (11 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Движение по леднику Семенова Тян-Шанского 14 4:30 Идем траверсом ледника правее купола. Заструги, плотный фирн. Ближе к середине дня погода начинает портиться. Поднялся сильный южный ветер. Видимость падает. Мощная поземка. Практически начинается пурга. Координаты обеда - 78.50\102.06 t=-10°C; утром хорошая видимость, ветер, позже видимость ухудшается; сильный ветер, мощная поземка
Спуск с ледника к скалам 8 1:10 По-прежнему идем траверсом ледника. Начинаются участки открытого льда. Ветер сдувает снег с поверхности ледника. Сквозь снежную круговерть заметили внизу цепочку скальных вершин. Начинаем спуск. Требуется осторожное движение. Большие участки скользкого открытого льда. Впереди множество скальных выходов-останцев и моренных конусов. Отсюда начинается долина, ведущая к озеру Спартак. По причине начавшейся пурги встаем на ночлег в небольшом цирке с пологими скально-осыпными бортами. Фото 15. Координаты ночевки - 78.54\102.03 Видимость слабая; сильнейший ветер в спину; с трудом удается удерживаться на ногах
Итого за день:225:40 
15. Ночевка после спуска с ледника Семенова-Тян-Шанского. Здесь мы пережидали пургу

6 мая (12 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
      Вынужденная дневка, пурга. В течение дня мероприятия по обеспечению "живучести" палатки. Укрепление и ремонт стенки, установка центральной стойки по штормовому варианту.
Несколько раз заваливало падающим снегом вход в палатку.
t=-9°C; пасмурно; штормовой ветер
Итого за день:00:00 

7 мая (13 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Переваливание гребня- долина -черные скалы 2 Подъем на гребень 0:15, спуск в долину 0:30, спуск 0:15 По цирку подходим к каменистому гребню. Уклон 10-15°, жесткий наст, заструги. Набор высоты до 50 м. На гребне снега практически нет. Санки перетаскиваем отдельно.
Спуск по широкому снежному склону с жестким настом. Потеря высоты 150 м. Крутизна 15-20°, местами до 30°. Дно долины широкое ровное. Фото 17. По дну долины подходим к черной скальной горе-башне. Здесь крутой перегиб долины. Справа от горы узкое ущелье. А слева ледовый сброс к небольшому озеру. Между ледником и основанием горы огромный рантклюфт. Фото 18. Разведка показала, что есть проход по ущелью. Но там имеются большие участки без снега. Ущелье заканчивается спуском в основную долину по узкому крутому кулуару.
Очень красивые виды. На склонах долины висячие языки ледника
t=-9°C, солнечно, без ветра
Прохождение двойного крутого перегиба долины (спуск к озеру и ледовый лоток) 1,5 0:20 Осуществляем спуск левее горы по снежно-ледовому склону крутизной до 40°. Сначала движение (без лыж) над кромкой рантклюфта (фото 18), затем по фирновому склону (фото 19) пробивая ступени. Самостраховка лыжными палками. Перепад до 100м. По ровной поверхности озера (200 м) подходим к следующему раздвоению долины. Слева резкий сброс к ледовому лотку с крутыми склонами (фото 21). А справа узкое ущелье с каменистым дном. Идем по нему. Снега мало. Местами санки переносим на руках. Через 300 м спускаемся в основную долину (фото 22). Солнечно; без ветра.
Спуск по долине - оз. Спартак 7 2:00 После короткого широкого участка долина снова узкая и извилистая, резкий сброс высоты, крутые изрезанные кулуарами склоны, выходы скал, осыпей. Местами на снегу "свеже" упавшие камни. В устье реки красивые ледовые останцы (фото 23). Координаты обеда - 78.56/101.59 В спину легкий ветер.
Движение по озеру 5 1:00 Сильно обдутая поверхность. Заструги (5-10 см). Фото 25, фото 26. В середине озера от борта до борта скопление айсбергов. Ширина этого барьера до 1 км. Идем, выбирая путь среди нагромождений льдов. Высота айсбергов до 10-15 м. Временами приходится преодолевать пологие ледовые возвышенности. Далее ровный лед. Солнечно, ветер средней силы
Подъем на ледник 0,5 0:40 Впереди ледниковая перемычка, разъединяющая озеро Спартак от фиорда Спартак. Фото 30. Выход на перемычку справа по ходу. Левее отвесные ледовые сбросы высотой до 10 м. Выход пологий. Местами, открытый лед. Набор высоты до 100 м. Выходим на пологий купол перемычки. Открывается фиорд Спартака. Фото 31.
Очень красивые виды.
t=-20°C; солнечно, слабый ветер
Спуск с ледника в фиорд Спартака 1,5 0:30 Движение по ровной поверхности. Постепенно уклон увеличивается. Фото 32. Открытый скользкий лед. Прямо и справа высокие ледовые сбросы. Уходим влево и на стыке ледника и склона высокого левого борта съезжаем на поверхность фиорда. Фото 34. Перепад 200 м.
Красиво смотрится ледопад на стыке фиорда и сползающего ледника.
 
Движение по фиорду 4 0:50 Идем по ровному льду фиорда. Снега мало. Лед шероховатый. Движение без лыж. По пути встречается множество айсбергов. Изредка попадаются участки битого льда. Фото 36. Остановка на ночлег рядом с тремя айсбергами на месте впадения крутого лога справа. Координаты ночевки - 78.58/101.30  
Итого за день:21,56:05 
17. В долине Спартака (перед спуском в каньон)

18. Рантклюфт на перегибе долины

19. Вид с озера на перегиб долины

21. Вид с озера на основное русло долины (за перегибом ледовый сброс)

22. В долине Спартака повезло с погодой

23. Один из сухопутных айсбергов

25. Ледовые останцы на склонах долины Спартака

26. По озеру Спартака

30. Подъем на перемычку

31. Вид на фиорд Спартака с перемычки

32. Путь спуска с перемычки

34. Панорама восточной оконечности фиорда Спартака

36. Фиорд Спартака. Вид на запад

8 мая (14 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Фиорд - мыс Журавлева 16 2:40 Выход в 10:20. Идем по ровному льду фиорда Фирн. Фото 39, фото 40. После выхода в пролив под высоким крутым берегом остановка на обед. Здесь тихо, тепло. Координаты обеда - 79.02\101.05 t=-7°C, солнечно, средний до сильного встречный ветер
По проливу Шокальского 12 2:30 Движение по компасу. Требуется надежное азимутальное ориентирование. Впереди ничего не видно, а сзади террасообразные скалы борта пролива. Фото 41. Ровный лед, слабое торошение и битый лед. Координаты ночевки - 79.05/100.41  
Итого за день: 28 5:10  
39. Под правым бортом фиорда

40. Фиорд Спартака. Вид на назад

41. По проливу Шокальского. Вид на восток на фиорд Спартака

9 мая (15 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
По проливу Шокальского 14 2:45 Слабое торошение, битый лед. Обширные участки ровного льда. Сквозь туманную дымку проглядываются крутые склоны фиорда. Движение по компасу. Требуется надежное азимутальное ориентирование. Координаты обеда - 79.08/100.13. t=-10°С, видимость слабая; сильный СВ ветер
По фиорду Марата 12 3:00 Слева (по ходу) высокие крутые борта фиорда, прорезанные стекающими языками ледников. Это северо-восточные склоны ледника Университетского, обращенные к фиорду Марата. Практически это три мощных ледопада, зажатые скальными массивами. А справа крутой склон. Фото 43. Идем, выбирая путь среди полей битого льда. Заструги. Снежные надувы. Встречаются айсберги. Координаты ночевки - 79.10/99.42. Справа от нас о. Сторожевой. Фото 44.
На острове столбы.
 
Итого за день:265:45 
43. Перед входом в фиорд Марата

44. На льду фиорда Марата (на заднем плане о. Сторожевой)

10 мая (16 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
По фиорду Марата 18 3:55 Слабое торошение, битый лед. Обширные участки ровного льда. Заструги. Встречаются айсберги. Координаты обеда - 79.15/99.23 t=-13°С, видимость 500 м, низкая облачность, туман
Попытка подъема на ледник в средней части 2 1:00 + разведка 0:15 Остановившись перед местом падения языка глетчера в залив (фиорд) (фото 47) совершаем небольшую разведку. Она докладывает: несмотря на зону разлома, путь выхода на тело ледника есть. Одеваем кошки. Бугристый ледник. Поверхность в основном открытая. Множество широких трещин. Двигаемся по лабиринту трещин. Около 25 мин продвигаемся вглубь ледника. Трещин все больше и больше. Поиск проходов становится все труднее и труднее. Наконец, упираемся в широчайшую (более 10 м) глубокую трещину. Она заполнена водой. Прохода нет. Возвращаемся назад.  
Подъем на лыжах на ледник 3 1:40 Выход в 11 часов. Идем, придерживаясь левого борта. Он высокий крутой. Под ним зона высоких сераков, трещин, обход справа по ходу. Фото 48. Между ними и началом перегиба склона узкая полоса открытого легкого пути. Идем обходя редкие столбы сераков. Фото 49. На границе льда залива и глетчера 1,5 метровый участок открытой воды. Находим участок с плавающими льдами и переходим. Через 45 мин поднимаемся на левую морену. Характер пути: жесткий фирн, заструги. Выходы каменных осыпей. На границе морены и засыпанных трещин останавливаемся на ночлег. Прямо глубокий рантклюфт. Фото 50. Координаты ночевки - 79.18/99.13  
Итого за день:235:35 
47. Подход к ледовым сбросам л. Карпинского

48. Среди сераков языка ледника Карпинского

49. Обход ледопадов языка ледника Карпинского

50. Подгорный ледовый провал

11 мая (17 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Движение по леднику Карпинского 10 1:45 Медленный набор высоты, уклон до 10°, в нижней части открытый лед. Слева по ходу тянется скальный гребень. Выше начинается закрытый ледник, жесткий фирн. Постепенно идет выположение. Фото 54. t=-13°C; встречный ветер, туман, видимость слабая
Выход на плато и движение по нему 4 0:30 Вышли на ровный участок. Переметный ледник. Фото 56. Через 1 км начинается пологий спуск. Уклон - 5°. Справа скальный выход. Впереди-слева пологие склоны ледника Университетского. Жесткий фирн, заструги. Координаты обеда - 79.20/98.38 Сильный ветер, мощная поземка
Спуск до озера Острое 6 1:10 Спуск по широкой долине образованной склонами ледника и высокой скальной стеной. Ветер в спину. Перед выходом к озеру ледовые выходы крутизной до 15-20°. Фото 58. Потеря высоты до 100 м. Погода улучшается. Видимость несколько км. Ветер слабеет, легкая поземка.
Движение по озеру 4 1:10 Открытый лед озера. Замерзшая рябь. Лед своеобразен. Как будто во время замерзания производили поддув воздухом. А смотрится это, как будто под гладью льда находятся белые цветы. На огромной площади и в большую глубину пузырчатый лед. Сама поверхность шершавая, она покрыта бесчисленным множеством крошечных пирамидок. Фото 60. Много больших айсбергов. Из-за сильного ветра в спину и чистого льда временами развивается большая скорость.  
Оз. Острое - до перемычки на оз. Фиордовое 4 1:00 Из озера Острое через небольшой участок суши попадаем на еще одно небольшое озеро, далее по ровному дну широчайшей долины подходим к ледовой перемычке. Фото 61. За ней уже озеро Фиордовое. От борта до борта тянутся широкие трещины. Ночлег перед зоной трещин под пологим склоном (10°). Координаты ночевки - 79.22/98.02  
Итого за день:285:35 
54. Вид с лед. Карпинского на фиорд Марата

55. Участок лед. Карпинского (вид вперед)

56. Вид назад с перевальной точки

58. Путь спуска к оз. Острое

60. По оз. Острое

61. Подход к перемычке на оз. Фиордовое

12 мая (18 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Переваливание перемычки - оз. Фиордовое 1 0:10 Начинаем подъем на перемычку. Трещины проходим по снежным надувам. Уклон до 15 гр. Набор высоты до гребня метров 50. Открытый бугристый лед. Гребень плоский широкий. Путь спуска аналогичен подъему. t=-11°C; сильный ветер
По озеру до торосов. Уход влево по озеру 10 1:15 + 1:20 На озере чередование чистого льда и жесткого фирна с застругами. В средней части озера узкая, но очень мощная зона торосов. Фото 62, фото 63. Есть даже открытая вода. За торосами держим путь на исток реки Озерной. Озеро имеет множество заливов. Требуется правильное определение места вытекания реки.
Залив удалось определить правильно. По узкому заливу постепенно попадаем в русло реки. Залив незаметно превращается в реку. В этом месте на высокой галечной косе когда-то стоял гидрометеопост (фото 67). Множество оставленных вещей. Ширина реки 15-20 м. Толщина льда не менее 1,5 м.
Легкая дымка. Видимость достаточно хорошая.
По р. Озерной 6 1:35 Извилистое русло реки. Местами глубокий снег. Множество участков чистого льда. Галечные косы. Берега высокие. Местами карнизы. Координаты обеда - 79.20/97.25 Сильный попутный ветер.
По р. Озерной (после обеда) 12 2:35 Извилистое русло. Берега стали крутыми, повсеместно карнизы. Участки ровного льда, снег глубиной до 15 см, легкое тропление, фирн, заструги. Ночевка под высокой скальной стенкой, защищающей от ветра. Координаты ночевки - 79.16/97.08
Мощная поземка сбрасывает остатки снега с поверхности тундры.
Сильный северный ветер.
Итого за день:296:55 
62. Торосы на оз. Фиордовое

63. Преодоление озерных торосов

67. Галечная коса в районе начала р. Озерной. Здесь когда-то был гидрометеопост

13 мая (19 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
По реке 36 2:55 до обеда,
3:30 после обеда
Характер пути вначале аналогичен вчерашнему. Затем идет чередование широких и узких участков. Берега то пологие, то скалистые крутые. Участки жесткого фирна чередуются с чистым льдом. Погода сильно испортилась. Видимость слабая. Но, несмотря на это, продолжаем идти. Так как ориентирования не требуется - движение по руслу. На обед останавливаемся за высоким скальным берегом левого притока. Координаты места обеда 79.08\96.58. Здесь дует гораздо меньше. Можно спокойно отдохнуть. После обеда начались участки грязного коричнево-черного снега. Фото 69. Это результат смешивания снега со сдуваемой с тундрой песком, частичками почвы. Лыжи абсолютно не едут. Скорость сильно упала. Спасают только участки открытого льда. Ближе к концу дня подходим к участку, где река сужается. Берега постепенно становятся крутыми. Фото 72. Имеются отдельные столбы-останцы. Входим в красивый извилистый каньон. На ночлег останавливаемся в узком каньоне за поворотом реки, где дует меньше. Координаты ночевки 79.02\96.41
На скалах птичий базар. Всю ночь крики птиц. Неизвестные нам маленькие птицы ведут постоянную борьбу с огромными чайками, ворующими у них яйца.
t=-10°C; утром слабый ветерок; ближе к обеду очень сильный ветер, буквально, сдувает с ног; мощная поземка; не прекращающийся сильный ветер
Итого за день:366:25 
69. Коричневая поверхность р. Озерной

72. Вход в верхний каньон р. Озерной

14 мая (20 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Движение по каньону 3 1:00 С места ночевки продолжаем движение по каньону. Через 100 м начинается расширение, но еще через 300 м начало еще одного каньона. Фото 75. Резкая потеря высоты. Высокие скальные ворота. Каньон сильно петляет. Длина каньона около 500 м. Дальше начинается расширение. Берега становятся низкими пологими. Река начинает уходить вправо от нужного нам направления. Она широко разливается. Практически ее уже не видно. Одна снежная равнина со множеством крупных заструг. t=-11°C; видимость слабая; сильный северный ветер; поземка.
По тундре до Карского моря 2 0:30 Выходим в тундру. Идем, пересекая заструги различной высоты. Местами выходы каменных осыпей. Береговая кромка - открытая каменная россыпь. Мы выходим на Карское море. Сильный ветер.
По морю до айсберга (78.56\96.49) 9 2:20 Начинаем углубляться в море. Заструги. Много открытого чистого льда. Боковой ветер на этих участках сносит к югу. Множество разновеликих айсбергов, имеющих самые причудливые виды. Фото 76. Идем от айсберга к айсбергу, беря их в качестве ориентиров. На обед останавливаемся около огромного айсберга. Чувствуется, что под воздействием ветра он качается. Вокруг лед весь в трещинах, местами проступает вода. Во время обеда несколько раз слышали грохот трескающегося льда. Координаты места обеда 78.56\96.49 ветер стих
По морю (мимо бухты Удобной) до мыса 14 2:25 Продолжаем движение по морю. Слева от нас (на северо-востоке) видна береговая кромка, за ней сверкающие склоны ледника Университетского. В основном ровный лед, иногда участки битого льда. Двигаясь в западном направлении, постепенно приближаемся к мысу. Фото 77. В этом месте небольшой участок торошения. Координаты ночевки 78.53\97.0
Видимо в районе мыса был сильный шторм. Огромные куски льда выброшены на берег.
Солнечно, тихо
Итого за день:286:15 
75. Начало второго каньона

76. Айсберги в районе бухты Удобной

77. По Карскому морю к Оленьим островам

15 мая (21 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Движение по морю 21 3:10 Идем в основном по ровному льду. Постоянная проверка направления по компасу. Изредка невысокие валы торосов. Встречаются участки битого льда. Справа в глубине моря, почти у горизонта проглядываются мощные поля торошения. Появились Оленьи о-ва. На обед останавливаемся рядом с невысоким, но длинным айсбергом. Вначале мы приняли его даже за один из Оленьих островов. Координаты места обеда - 78.47\97.32 t=-12°С; солнечно, тихо
Движение по морю - Оленьи острова 11 2:15

Постоянная проверка направления по компасу.
Держим путь в направлении самого большого из Оленьих островов. Половину пути прошли по ровному льду. А затем начались торосы. Два последних перехода шли преодолевая мощные валы торосов. Не всегда удавалось найти легкие пути среди вздыбленных льдов. Путь очень извилистый, в поисках проходов приходиться совершать большие круги, обходы.
Ночевка около Оленьих о-в. Координаты ночевки - 78.44\98.52. Еле нашли место для палатки. Кругом нагромождения льдов. А на острове нет снега. Установили ее среди вздыбленных льдов. Оттяжки закрепили за ввернутые в куски льда ледобуры.

 
Итого за день:325:25 

16 мая (22 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Движение по торосам - Краснофлотские о-ва 28 6:20 Движение по страшным полям торошения. Высота валов до 6-7 м. С большим трудом находим проходы. Местами везет: появляются длинные открытые участки меж двух валов. Постоянная проверка направления по компасу. Среди торосов попадаются и огромные айсберги. Через 2часа 20 мин в туманной дымке показались очертания трех из Краснофлотских о-в. Определяем координаты (78.40\98.07) и уточняем направление. Движение в направлении самого большого острова. По мере приближения открываются еще несколько островов. Координаты места обеда - 78.36\98.28. После половины пути от Оленьих островов торосов становится меньше, все чаще попадаются открытые ровные участки. Ближе к Краснофлотским о-вам практически можно идти, обходя торосы.
На вершине острова Большой высокая мачта, а под ней строение. Городка метеостанции не видно. Идем на мачту. По мере приближения выясняется, что от берега до мачты достаточно далеко. К тому же этот участок бесснежный. От направления на мачту уходим вправо к южной конечности этого острова. Здесь ночевка. Координаты ночевки - 78.36\98.39. Вечером разведка по острову показала, что строения метеостанции находятся за осевым гребнем острова. До них далеко.
Рядом на острове какие-то деревянные предметы, бревна.
t=-13°С; солнечно, тихо; после обеда начинает усиливаться ветер; сильный ветер, видимость хорошая
Итого за день:286:20 

17 мая (23 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
- о. Средний - о. Плоский- о. Гребень 12 2:35 Открытый лед. Местами заструги. Жесткий фирн. Заструги до 20-30 см. Постепенно входим в зону торошения. Остров Плоский пересекаем в средней части. Снега очень мало, широкие галечные поля, приходится идти перешагиванием. Около островов небольшие айсберги. По мере приближения разглядели тригопункт на вершине острова Гребень. Идем к восточной оконечности острова. К 15-20 подошли к острову. Обходим его слева по ходу. Обедаем. t=-12°С; СВ ветер; солнечно
- уход на юг по морю 6 2:25 Уходим на юго-восток. Высокая гряда торосов. Высота 4-5 м. Недалеко от о. Гребень огромный айсберг. Вокруг на все 360° одни поля торошения. Идем лавированием среди хаоса торосов. Часто вынуждены обходить валы по снежным грядам, двигаясь против ветра. Идти очень трудно. Жесткий фирн, заструги. Координаты ночевки - 78.29\99.01
Очень тяжелый день.
Белая мгла; видимость плохая; умеренный встречный ветер; поземка
Итого за день:185:00 
80. Бескрайние просторы Карского моря

18 мая (24 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Движение по проливу 18 2:30 до обеда,
2:00 после обеда
Выход в 11:30. Сплошные торосы. Движение сильно затруднено. Обед - 78.26/99.17
Через 2 часа после обеда выскочили к открытому участку. Торосы кончились. Впереди на огромном расстоянии нет ни единого места, где можно было бы найти укрытие для палатки. Ввиду сильнейшего ветра и мощной поземки останавливаемся под защитой последних торосов.
Координаты ночевки - 78.24\99.34
t=-13°С; перем. облачность; видимость падает; сильный СВ ветер; мощная поземка
Итого за день:184:30 

19 мая (25 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
      Вынужденная дневка по метеоусловиям. Мощная поземка (низовая пурга) В течение дня мероприятия по обеспечению "живучести" палатки. Укрепление и ремонт стенки, укрепление центральной стойки по штормовому варианту. t=-10°С; сильный порывистый ветер
Итого за день:00:00 

20 мая (26 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
- берег о. Большевик 12,5 2:30 Выход в 10:30. Ровное ледовое поле. Во время 3 перехода начались торосы. Их высота все больше и больше. Мощная поземка. Постоянная сверка направления по компасу. Идем сильным лавированием среди торосов. Высота доходит 5-7 м. Много времени уходит на поиск пути среди нагромождений льда. Движение очень затруднено. Далее высота торосов становится ниже, появляются между валами ровные участки. Берег. Координаты 78.19\99.59. t=-11°С; сильный ветер
Северный берег - р. Быстрица - движение по тундре под г. Герасимова 20 1:00 до обеда (русло реки),
3:00 после обеда
Идем с небольшим набором высоты. Уклон до 10°. Крепкий наст, заструги. Впереди сверкающие на солнце склоны языка ледника Кропоткина. Под ними расстилается широкая ровная тундра. Незаметно упираемся в глубокое русло реки. Немного проходим вдоль края русла. Местами карнизы!!! Найдя удобное место, спускаемся в долину. Обед в русле реки. Здесь тихо. Лишь снежная пыль в воздухе несколько портит идиллию. Координаты 78.18\100.07
Уходим вверх по руслу. Местами глубокое тропление. Выходим в тундру. небольшой набор высоты. Уклон 5°. Крепкий наст, заструги. Фото 84. По мере приближения к г. Герасимова все больше становится открытых обдутых участков. Толщина наста все меньше и меньше. Чтобы не остаться без строительного материала решаем останавливаться на ночлег. Координаты ночевки - 78.13\100.33. Рядом высокие склоны горы Герасимова и конечной морены ледника Кропоткина. Очень красивый пейзаж.
Сильная поземка; ясно, на солнце тепло. тихо, ясно; прекрасная видимость
Итого за день:32,56:30 
84. На фоне г. Герасимова

21 мая (27 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Пересечение о. Большевик по тундре до русла реки 15 2:40 Продолжаем движение по аналогичному пути. Многочисленные выходы каменных россыпей. Идем лавированием по снежным участкам. После прохождения под склонами г. Герасимова снега становится больше. На поверхности наста появляется небольшой слой пушистой изморози. Такое ощущение как будто здесь уже несколько дней не было ветра. Постепенная потеря высоты. Уклон до 10° (фото 85.). t=-12°С; солнечно; слабый ветер в спину; видимость хорошая
По реке 2 0:40 Через 4 перехода по 40 мин. подошли к началу русла речки. Вначале идем вдоль левого берега, затем, когда начинаются притоки, спускаемся в долину. Здесь рыхлый снег. По извилистому руслу выходим к морю. Недалеко от берега в глубокой долине остановка на обед. Координаты 78.09/101.00  
По проливу Вилькицкого 15 3:10 Сразу начинаются участок легких торосов, много и открытых участков. Фото 87. Постепенно степень торошения повышается. Идем сильным лавированием. Портиться погода. Поземка. Требуется надежное азимутальное ориентирование. Постоянная проверка направления по компасу.
Валы все мощнее и мощнее. Для их обхода частенько приходиться идти против ветра по снежным гребням-надувам. Найдя проходы в валах или "полянки", поворачиваем в нужный курс. К сожалению, таким тактическим приемом приходиться пользоваться все чаще и чаще. Но к счастью бывают и зоны ровного льда. Они дают возможность для отдыха. Координаты ночевки - 78.05/101.30
Сила ветра увеличивается; видимость падает; сильнейший СВ ветер
Итого за день:326:30 
85. По тундре к проливу Вилькицкого

87. По полям битого льда

22 мая (28 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
По проливу Вилькицкого 14 3:00 Мощные торосы. Высоты до 7-8 м. Идти очень тяжело. Опять обходим валы по снежным гребням, двигаясь против ветра. Встречаются небольшие открытые участки. Очень сильно испортилась погода. Началась пурга. Страшная снежная круговерть. После обеда решаем не выходить, останавливаемся на пережидание непогоды.
Отсутствие видимости не дает возможности выбора пути.
Штормовой СВ ветер; пурга; видимость не более 100 м
Итого за день:143:00 

23 мая (29 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Стоянка на льду пролива (координаты 78.01/ 101.48)     Вынужденная дневка по метеоусловиям. Мощная поземка (низовая пурга). Мокрый снегопад. В течение дня мероприятия по обеспечению "живучести" палатки. Укрепление и ремонт стенки, Центральная стойка укреплена по штормовому варианту. t=-2°С; с утра белая мгла; видимость не более 100 м, сильный (ураганный) ветер, снегопад
Итого за день:00:00 

24-25 мая (30 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
По проливу 39 9:00 Чередование участков мощных торосов и ровных участков. Заструги, фирн. Открытого льда очень мало.
Идем по новому тактическому плану. Первая группа переходов (суммарное ЧХВ - 3:10, с 9:40 по 13:50), обед. Координаты 77.58/102.13
Вторая - ЧХВ - 3:20, с 16-40 по 21:00, второй обед; Координаты 77.54/102.40
Третья - ЧХВ - 2:30 с 23:30 по 2:30, ужин Координаты ночевки - 77.51\103.02
t=-8°С; солнечно; видимость улучшилась
Итого за день:399:00 

25-26 мая (31 день)

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
По проливу 38 9:15 Идем в основном по ровному льду, есть участки битого льда. Заструги, фирн.
Как и вчера идем по новой тактической схеме переходов. В основном ровный лед. Участки битого льда. Перед обедом на юге появились очертания берега. На востоке появилась высокая вышка. Идем к ней. За ней цистерны и строения, столбы дыма. Вскоре появились силуэты домов.
Первая группа переходов (суммарное ЧХВ - 2:00, с 11:30 - по 13:55) (Настало время связи). Координаты первого обеда 77.48\103.17
Вторая - ЧХВ - 3:35, с 16:40 по 22:00, координаты 2-го обеда - 77.45\103.48
Идем по легким торосам и участкам ровного льда. Поселок уже как на ладони. Делаем обед на виду поселка.
Третья - ЧХВ - 3:40 с 0:30 по 6:00. Сначала идем по битому льду и ровному льду. Когда уже рядом черная кромка берега неожиданно наталкиваемся на мощнейшее торошение. Этот участок шириной около 1 км, наверное, был самым сложным и трудным участком торосов за весь поход. Огромные массы льда оказались прижатыми к берегу. Валы нагромоздились друг на друга, создав непроходимый бастион. Более одного часа ушло на прохождение этого участка. Далее с набором высоты идем к заброшенному поселку "Передающей антенны". Пересекаем залив и снова набираем высоту к общежитию метеостанции (Фото 89), где мы уже успели побывать в начале пути.
В 6.00 по фанфары радиостанции "Маяк" входим в пос. Челюскина (здесь установленный на улице мощный радиодинамик круглосуточно вещает на весь поселок).
Координаты общежития - 77.43,392\104.15,367
t=-12°С; видимость улучшилась
Итого за день:389:15 
89. Пос. Челюскина. Последний привал

26-29 мая

Участок маршрута км ЧХВ Техническое описание маршрута Метео­условия
Мыс Челюскина     На мысе Челюскина мы провели 3 дня в ожидании заказанного борта. Помылись в самой северной бане Евразийского материка, которая расположена в 50 метрах от памятного знака, означающего крайнюю точку мыса Челюскина. Здесь же в 5 метрах пограничный столб. Отметили День пограничника. 29.05 в 14 часов прилетел вертолет. На нем улетели в Хатангу. Через 2 дня в Москву (а/п Раменское). 1 день просидели в Москве на Казанском вокзале. 2 июня сели в поезд идущий в Казань. 3 июня наше долгое путешествие закончилось.  
ВСЕГО: 663,5 153:00 Средняя скорость 663 км / 153 часа = 4,33 км/час. В среднем за день 663км /24 дн = 27,625 км

Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия Катег. трудн. Длина препят. (для протяжен.) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.) Путь прохождения для локальных препятствий.
Торосы   110 км Торосы представляют значительную часть маршрута. Суммарная протяженность торосов 110 км. Поля торошения занимают огромные площади. Высота валов от 0,5 до 7 м. Торосы очень часто имеют характер гряд. Изредка открытые участки льда. Путь очень извилистый, в поисках проходов приходиться совершать большие круги, обходы. Движение, преодолевая мощные валы торосов. Сильное лавирование. Для обхода валов приходится идти против ветра по снежным гребням-надувам. Найдя проходы в валах или "полянки", поворачиваем в нужный курс. Таким тактическим приемом приходиться пользоваться очень часто.
Поверхности озер и рек     Характеризуются жестким настом, застругами. Небольшие участки открытого льда. Имеются валы торошения. В озере Спартака огромное скопление айсбергов.  
Ледник Семенова Тян-Шанского     Северный ледниковый купол острова Большевик. Протяженность 60-70 км. Максимальный перепад высот - 720 м. Подъем со стороны водораздела рек Студеная и Каменка по открытым ледовым склонам крутизной до 20 гр. Поверхность ледника ровная, без трещин, снега мало, много участков с открытом льдом. На спуске с ледника к верхней части долины Спартака - пологие ледовые склоны с узкими трещинами. Много отполированных участков льда. В нижней части скальные гребни и моренные конуса. Пройден с юга на север в обход купола.
Ледник Карпинского     Путь выхода на тело ледника из фиорда Марата правее зоны разлома. Язык ледника представляет мощную зону разлома со множеством широких трещин. Выше бугристый ледник. Поверхность в основном открытая. Лабиринты трещин. Прохода по центру языка ледника нет. Под левым бортом зона высоких сераков, трещин. Между ними и началом перегиба склона узкая полоса открытого легкого пути, редкие столбы сераков. На границе льда залива и глетчера 1,5 метровый участок открытой воды с плавающими льдами. Выше левая морена. Характер пути: жесткий фирн, заструги. Выходы каменных осыпей. Прямо глубокий рантклюфт. Выход на тело ледника в обход рантклюфта. Медленный набор высоты, уклон до 10°, в нижней части открытый лед. Слева тянется скальный гребень. Выше начинается закрытый ледник, жесткий фирн. Постепенно идет выположение. Наверху переметный ледник.  
Фиорд Спартака   20 км Крутые ледовые сбросы на восточной оконечности. Поверхность фиорда открытая. Участки жесткого фирна и заструг. В восточной части участки битого льда. Крутые борта фиорда изрезаны ущельями. На местах впадения ущельев галечные отмели. Имеются разбросанные по всей территории фиорда айсберги. По поверхности фиорда.
Фиорд Марата     Правый борт фиорда представляет собой высокие крутые скальные контрфорсы, прорезанные стекающими языками ледника Университетского. Поля битого льда. Заструги. Снежные надувы. Встречаются айсберги. Их становится больше по мере продвижения в глубь фиорда, перед местом падения языка глетчера в фиорд их уже много. Левый борт фиорда - сплошной крутой скальный склон. По поверхности фиорда. Путь среди полей битого льда.
Тундровой участок     Тундровыми частями маршрута являются участки: 1) от базы Солнечной до верховьев р. Каменной - горно-бугристая тундра; 2) участок о. Большевик к юго-западу от г. Герасимова (от пролива Шокальского до пролива Вилькицкого) - равнинная тундра. Местами пересечена руслами рек. Эти участки характеризуются жестким настом, выходами каменных полей, застругами, чередованием небольших подъемов и спусков. Река Озерная тоже течет в тундровой зоне.  
Русло р. Озерная   57 км Очень извилистое русло. В верховьях русло имеет характер узкого ущелья. Множество снежных надувов и карнизов. Скалистые берега. После поворота на юго-запад берега становятся более пологими. Долина становится широкой, берега пологими и низкими. Но попадаются участки скалистых берегов, встречаются скалы-останцы. В среднем течении реки поверхность льда покрыта слоем песка и частицами грунта, сдутых с тундры.  
Каньоны р. Озерной   0,5 км Ширина на входе 10-15 м. Нависающие скалы. Высота стенок от 10 до 25 м. На всем протяжении крутые скальные борта. Длина первого участка 200 м, второго более 300. Имеются отдельно стоящие скалы-останцы.
Большой перепад.
По дну каньона, по натечному льду и гребням снежных надувов.

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения по всему маршруту.

Статьи расходов Сумма
Казань - Москва 1448
проезд Москва - а/п Внуково 1200
Москва - Норильск 27125
Норильск- Хатанга 10881
проезд Хатанга - мыс Челюскина (туда и обратно) 75000
Хатанга - Москва (Раменское) 29250
Москва - Казань 3683
Всего за проезд 148587
питание (32 дня) 8800
питание в дороге 4950
хозяйственные и прочие накладные расходы 9178
Итого на группу 171515
В среднем на одного человека 34303

Итоги, выводы, рекомендации.

Основным и главным итогом является успешное прохождение маршрута. Пройденный командой "Зима" маршрут 6 кат. сл. характеризуется большой протяженностью (2 с лишним раза превышает классификационные нормативы) значительной продолжительностью (32 дня на маршруте), суровыми климатическими условиями: сильные ветра и пурги, высокая влажность. Естественно, такой маршрут не может быть пройден без надежного тактического, технического и медицинского обеспечения.

В новейшей истории России это один из первых походов по архипелагу. Последние туристы СССР совершили здесь походы почти 20 лет назад. К сожалению, с этих времен положение здесь не улучшилось, наоборот стало хуже. Плохо стало с заброской к начальной точке маршрута. Воздушный транспорт работает крайне нерегулярно. Прекратило существование значительная часть метеостанций. Осталось их всего 2 - на острове Домашний и мысе Челюскина. Свернуты геологоразведочные работы. Если раньше по островам ходили многочисленные санные поезда геологов, теперь о них вспоминают только редкие из еще оставшихся рабочих геологических партий. С одним из них нам удалось встретиться на базе Солнечной. Все геологические поселки на архипелаге, кроме Солнечной, заброшены.

Команда "Зима" первая из татарстанских групп туристов совершила поход по Северной Земле.

Маршрут на участке от базы Солнечной до самого конца пути пройден в чисто автономном режиме. Поход совершен без единой заброски. Все необходимое снаряжение и продукты были взяты в начальной точке маршрута. Несмотря на то, что, на карте маршрут имеет вид овала, он может быть характеризован как линейный.

Все участники показали хорошую общетуристскую, тактическую, техническую подготовку. В группе в течение всего похода царила дружелюбная обстановка и хороший психологический климат. Снаряжение полностью оправдало себя как по наименованию, так и по количеству. Взятый набор продуктов обеспечивал восстановление энергозатрат.

Очень важным итогом похода для нашей команды является то, что обкатан еще один участник для будущих походов. В этом году в команду "Зима" был приглашен очень опытный турист из г. Набережные Челны - Ильяс Ихсанов. В составе Набережночелнинских групп прошел он весь Полярный Урал. В мирной жизни Ильяс - доцент КамПИ, мастер спорта международного класса по полиатлону, многократный чемпион мира и Европы. Ильяс Ихсанов турист широкого профиля, имеет опыт походов 6-й кат. сложности, он и водник, и горник, и лыжник, является одним из лидером турмногоборья в РТ. Наличие огромного туристского не всегда является гарантией адаптации нового участника в другой группе. К счастью, процесс адаптации пройден успешно.

Погода, по нашим понятиям, была вполне нормальной. Рассчитывать в условиях Крайнего Севера на тихую безветренную погоду было бы верхом легкомыслия. По своим метеоусловиям этот поход близок нашему походу 1996 года по Полярному Уралу и Карскому морю. И в целом он похож на вышеназванный поход. А разница в том, что там были еще восхождения. Число дней с метеоусловиями, по крайней мере, приемлемыми для обеспечения нормального движения по маршруту, можно буквально пересчитать по пальцам. Было слишком много дней, когда выход на маршрут был вообще невозможен или нельзя было продолжить движение.

Организация транспортировки грузов была ориентирована на использование двух саночек на каждого участника. Общий весь снаряжения на одного человека перед выходом на маршрут составлял около 60 кг. Участники распределяли груз в среднем по 20 кг на каждое средство транспортировки. При движении по маршруту вес в 40-45 кг, размещенный на санках, становится ощутимым только на подъемах.

Маршрут интересен и своеобразен, он изобилует множеством разнообразных естественных препятствий - огромные участки бугристой тундры, плато с куполами пологих вершин, большие участки открытых каменных россыпей, фирновые поля с высокими застругами, гигантские зеркала озер, покровные и долинные ледники со множеством трещин, ледопады. Особое впечатления оставляют айсберги. Был у нас и длинный участок речной долины. Поражают огромные ледовые просторы моря. Очень красиво смотрятся торосы, но идти через них крайне трудно.

Район архипелага Северная Земля является низкогорным ( а не среднегорным). Но район характеризуется следующими факторами:

Сложные метеоусловия, затрудняющие до предела и без того не очень простые задачи по ориентированию;

При постоянных или во всяком случае, при очень частых туманах, белой мгле, низовой метели или пурге прохождение технически не очень сложных участков и зон торошения становится довольно сложным.

Метеоусловия в значительной мере определяют трудности похода, внося существенные коррективы в график движения, технике разбивки бивака, технике ориентирования. Суровость климата на архипелаге определяется суммарным влиянием низких температур, сильных ветров и высокой влажностью.

Поход проходил в условиях полярного дня. По этой причине для нас не имело значения, такое понятие как время суток. В то же время мы не могли не учитывать такой фактор как биоритмы человека и соответствующий им уровень нашей работоспособности. В то же время мы имели возможность для варьирования временем для решения тактических задач. Так на 4 день пути после почти двухдневной пурги вышли на маршрут 18 часов 45 мин. Оставаться еще на одну (третью) ночь на этом месте очень уж не хотелось, а спать тем более не хотелось. Нужна была физическая разрядка. В то же время очень хотелось хоть немножко наверстать упущенное. После 2 с половиной часа чистого ходового времени мы встали на ночлег. Полдня из этих двухдневных вынужденных отсидок мы выиграли (отвоевали). На следующий день мы уже шли в обычном режиме. В последние 3 дня мы шли в совершенно другом режиме организации движения. Если до этого мы шли, совершая группы переходов до обеда и после обеда, то с 29 дня пути перешли на систему трех групп переходов. После второй группы переходов не останавливались на ночлег, а делали второй обед с трехчасовым отдыхом. Только после третьей группы переходов вставали на бивак. Такую систему движения мы успешно опробовали в прошлогоднем походе по Центральному Таймыру. А в этом году такая тактическая схема движения была применена в течение трех дней.

По результатам похода можно сказать следующее:
1. Район посещается очень редко.
2. Поверхности тундры покрыты жестким фирном. Везде мощные заструги. Снега мало.
3. В течение похода нам почти не пришлось заниматься троплением.
4. Преобладающее направление ветра - северо-восточное (СВ). Естественно, такое же направление имеют заструги. В условиях плохой видимости и отсутствии ориентиров можно выбирать направление движения по ним.

На основании прохождения маршрута можно сделать следующие рекомендации:
1. Данный маршрут может быть рекомендован основой для разработки эталонного маршрута шестой категории сложности в районе Северной Земли.
2. Время проведения похода выбрано очень удачно, всем последующим группам, решившим совершать походы по Северной Земле, предлагаем выходить на маршрут в эти же сроки.
3. При наличии необходимых финансовых средств предлагаем сделать заброску группы на о. Средний с дальнейшим продвижением на мыс Челюскина.
4. Так как маршрут проходит по абсолютно безлюдной территории, группе желательно иметь рацию. К тому же, в аэропорту Хатанги заказ на спецрейсы при отсутствии рации не принимают.
5. В связи с большим количеством медведей необходимо иметь ружье.

Рекомендуемые варианты подъезда и отъезда.

В зимнее время единственным средством подъезда к району является авиация. Авиарейсов до Норильска достаточно много. Проблем с билетами нет. Хуже обстоят дела с проездом до Хатанги.

Одним из путей вылета в Хатангу является использование довольно часто совершаемых грузовых рейсов. Необходимо использовать любые возможности. Вылетать частями, один -два человека и т.д.

В Хатанге работает один из крупнейших аэропортов в арктической зоне.

В конце марте Хатангский авиаотряд начинает заброску техники на ледовый аэродром в районе Северного полюса. Полеты совершаются в зависимости от типа самолета или через о. Средний или напрямую. При неполной загрузке самолета можно попытаться вылететь попутным рейсом. В апреле начинают возить на Ледовый аэродром туристов, есть также возможность вылететь с ними.

К сожалению, нам не удалось осуществить последний вариант, хотя и была договоренность с руководителем турфирмы из Петербурга В. Боярским.

Можно порекомендовать следующие варианты:
- заказ в аэропорту спецрейса на о. Средний. При наличии финансовых средств и рации вопрос решается очень просто - как у классиков: сегодня деньги, завтра вылет. Лишь бы погода была.
- начало маршрута из мыса Челюскина. При выборе такого варианта необходимо заранее договариваться с соответствующими организациями, геологами или др.

Можно также договариваться с летчиками (вертолетчиками) о вывозе с маршрута. В этом случае необходимо точно определить сроки и место.

Несколько раз за зиму ходят санные поезда от Хатанги до мыса Челюскина или до западной оконечности оз. Таймыр. Но это очень долгий путь.

Аварийные выходы с маршрута.

Возможности для аварийных выходов в районе похода очень ограничены. Поэтому при подготовке похода и на самом маршруте (!) следует обращать очень серьезное внимание проблемам безопасности походов, требуется внимательное и требовательное отношение всех членов команды друг к другу. Команда обязательно должна иметь рацию или спутниковый телефон.

Геологическая база Солнечная. Имеются все необходимые условия.

В какой-то степени точками аварийных выходов можно порекомендовать заброшенные метеостанции на леднике Вавилова, на о. Большом (Краснофлотские острова). Здесь хорошие избы. Дрова. При наличии рации можно воспользоваться более надежными здешними антеннами. В долине р. Студеная имеется заброшенный геологический поселок.

В долине р. Тора имеется хорошо сохранившаяся изба (балок). Печка, дрова и др. топливо.


Комментарии: Ваш комментарий:
2005-07-29 14:24:44 | Сергей Гаврилов (serge_g) | E-Mail
Насколько я себе представляю, Российская Арктика - территория с довольно ограниченным доступом.
В отчете не сказано ни слова о том какие бумаги/разрешения необходимо получить для проведения похода и как их получить. Очень бы хотелось увидеть комментарий по этому поводу.

2006-12-07 09:25:11 | Маша | E-Mail
Почему на вашем сайте кроме медвежьего следа нет других следов диких животных?И ваще!


2007-01-26 10:59:25 | Ваше имяАлександр | E-Mail
Введите здесь текст вашего комментарияДействительно,хотелось бы увидеть список документов,необходимых для совершения подобного похода и порядок их получения.Например я в 1995 г, будучи участником экспедиции от ААНИИ, посетил м.Челюскина. Так вот, первым делом после приземления самолета подбежал пограничник и скурпулезнейше проверил паспорта всех присутствующих,сверил ФИО со списком, помещенным в крайне официальные документы, выданные начальнику в институте. Как получить такие же частному лицу - ума не приложу. Это во-первых.
Во-вторых, хотелось бы увидеть если не всю финансовую смету данного предприятия, то хотя бы упоминание о стоимости полетного часа АН-2 - самого дешевого средства передвижения на Таймыре.По опыту той же экспедиции, такое кл-во спецрейсов в состояниии оплатиь либо олигарх, либо серьезная гос.организация,но никак не компания единомышленников,пусть и весьма состоятельных по нынешним меркам.



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;