LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Нявка Тундры
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

р.Мал.Лаба - р.Уруштен
ОТЧЁТ
о водном маршруте 1 (с элементами 5) к.с.
р.Мал.Лаба - р.Уруштен
30 апреля - 11 мая 2004 г.

       Как обычно перед началом майских праздников, нам пришлось решать вопрос - куда пойти поплавать в отведёные нерабочие дни (благо в этом году их получается немало). В Карелию или на Кольский - как-то ещё холодно, куда-то далеко отправляться - много времени и денег, поэтому выбор в конечном счёте очередной раз пал на Кавказ. И, после недолгих раздумий, на Северный Кавказ, а если быть совсем уж точными, то на Малой Лабе и её притоке - р.Уруштен. Причин было несколько - во-первых, мы там ещё не были, во-вторых чудовищное столпотворение, происходящее каждой весной на реках типа Большой Лабы, несколько поддостало, а Мал.Лаба протекает в Заповеднике, что даёт нам шансы расчитывать на меньшее количество народа, а в-третьих, судя по отчётам и фотографиям, речка довольно интересная в плане порогов, тем более, что подробных описаний реки после паводка (довольно сильно, судя по слухам, изменившего характер препятствий на реке) мы не нашли, что вносило некий элемент неожиданности...

 Мы – это:
Ботнев Петя kodar@aport.ru
Бурматов Лёша
Григорьев Лёша
Дембицкий Лёня
Колесниченко Костя kvkonst@mail.ru
Костин Паша it-ss@dialog-optim.com
Косяков Максим mkosyakov@rbk.ru
Красненьков Володя
Макеев Миша
Рыков Миша
Тетюшкин Юра
Тубышкин Гриша


       Шли на четырёх катах – 2-ки: "Кулик" и самоделка, 4-ки: "Raftmaster" и самоделка.

       30.04 - 2.05   Выехали из Москвы поездом № 27 "Москва-Кисловодск", отправлением 21.31 с Курского вокз. Билеты покупали заранее (где-то дней за 30), поэтому особых проблем не возникло – все места в одном вагоне, без боковушек. С обратными билетами было чуть посложнее – большинство билетов на боковые места.
       В Армавир приехали 2 мая в 2.04. Выгрузили все вещи. Двое из нашей группы уехали дальше на этом же поезде до Невинномысска, чтобы оттуда уже добраться до Черкесска – получить пропуск в погран.зону, т.к., созвонившись с погранотрядом, нам было сказано, что для получения пропуска необходимо личное присутствие руководителя группы. Никаких вариантов с пересылкой данных по факсу и т.п. они не приемлют. Погранотряд: в/ч 2001, Черкесск, ул. Леонова, 2. Тел.: 8-(87822)5-63-40, fax: 8-(87822)5-40-28. От Невинки до Черкесска ребята доехали на попутке, оказалось, что п/отряд работает (работал в то время, когда мы там были) круглосуточно. От Черкесска до Псебая – попутка. Затраты на попутку на весь путь+часовое ожидание у п/отряда обошлось в 2500 руб.
       Предварительно из Москвы была договорённость с автобазой в Армавире о заброске до пос. Псебай на ПАЗике. На автобазе ИЗМЕНИЛИСЬ ТЕЛЕФОНЫ: 8-(86137)7-34-33 – приёмная ген. директора, 8-(86137)7-31-50 – диспетчерская. Адрес: Армавир, ул. К.Маркса, 88. Для того, чтобы попасть на базу (ПАТП-1), надо перейти через ж/д пути по пешеходному мосту от здания ж/д вокзала Армавир-1 (куда, собственно, и прибывает поезд) и пройти метров 300 по улице, уходящей перпендикулярно путям прямо от пешеходного моста (улица вся в рытвинах и лужах) – это и есть ул. К.Маркса. Работает база с 4-30, мы пришли, заплатили заранее оговоренную сумму (7563 руб. в обе стороны – мы сразу заказали автобус из Псебая в Армавир), выбили из диспетчера квитанцию. ПАЗ нас уже ждал, заехали за вещами на вокзал и двинулись в Псебай.
       Время в пути до Псебая – 2,5 часа.
       Зарегистрировались в ПСО Псебая. Отряд расположен в начале ул. Первомайская, дом 114 (дом сразу за рынком). Тел.: 8-(86192)6-01-86. Для регистрации нужен маршрутный лист и список группы.
       Заехали в контору Заповедника (ул. Первомайская, 186). Тел.:8-(86192)6-13-33, Миргородский Николай Алексеевич. Там нужен список группы. Расценки на пребывание в Заповеднике: 100 руб./чел./день, 200 руб./судно. Оформили пропуск (его потом надо предъявлять на кордоне Черноречье и, если попросят – на кордоне 3-я Рота.
       В конторе Заповедника выяснилось, что дорога открыта для транспорта только до моста через р.Уруштен (до кордона Черноречье). Автобус мы отпустили, договорившись по телефону из конторы с Сергеем (тел.: 6-12-54) о том, что он добросит нас на своём ГАЗ-66 до моста через Уруштен. Дорога от Псебая до кордона Черноречье – 1500 руб. В принципе, до кордона дойдёт и автобус – дорога неплохая, но не понятно, как на него отреагируют (милицейский пост в р-не пос. Перевалка) – на машину по-видимому нужен пропуск, а Сергей вроде как "свой человек". Выгрузились перед мостом и Сергей уехал за следующей группой из Москвы, также забрасывающейся на Мал.Лабу.
       Пока Сергея не было, сходили на кордон, выяснить, почему не пропускают транспорт. Никакого вразумительного ответа мы не получили, кроме неубедительной информации о том, что вроде как дорога размыта селями и т.п. (как потом оказалось – дорога в прекрасном состоянии и по ней свободно пройдёт ГАЗ-66, а возможно и автобус – видимо, егери не хотят упускать свою выгоду). Договорились с егерями, что они забросят наши вещи до кордона 3-я рота на своих УАЗиках (дальше 3-й роты действительно дороги нет – только тропа), а мы эти 7 км. пройдем пешком.
       В 16-00 подъехали люди с кордона на 2-х УАЗиках – в один загрузили вещи группы, которую подвёз Сергей, во второй по максимуму набили свои вещи.
       За мостом через р.Уруштен начинается п/зона, регулярно патрулируемая нарядом, который норовит проверить документы у любого встречного – не важно, проверяли они у вас документы днём ранее или нет.
       На стрелке Уруштена и Лабы, на ПБ Уруштена – памятник.
       Заброска от кордона Черноречье до кордона 3-я Рота обошлась нам в 0,7 л. спирта и 600 руб.
       С рамами и некоторым количеством разгруженных рюкзаков (то, что не влезло в машину) дошли до кордона за 1, 5 часа. Дорога до 3-й Роты довольно ровная, без ярко выраженных подъёмов и спусков. Единственный серьёзный набор высоты – прямо перед кордоном, напротив пор. "Поросёнок".
       Выше кордона дорога продолжается метров 200-300, после чего превращается в набитую тропу.
       На кордоне можно встать либо прямо на берегу реки чуть ниже кордона (между пор. "3-я рота" и "Поросёнок"), либо на полочке прямо над постройками кордона – мы там и стояли.
       Просмотрели пор. "3-я Рота". Куча брёвен: во входном сливе – п/затопленное бревно, в выходном сливе (под камнем – "троллейбусом") – бревно, полностью перегораживающее проход. В центре порога между камнями – тоже застрявшее бревно. Не найдя ни одного более-менее чистого прохода, решили суда спускать на воду перед пор. "Поросёнок". С воды ориентир пор. "3-я Рота" – подвесной пешеходный мостик.
       Над кордоном 3-я Рота – памятник.
       Солнце, t – около 15 С.

       Вот Петино описание нашей заброски. (Далее курсивом выделены его комментарии). Несмотря на разобщенность заброски, сытые и немного пьяные встретились на окраине Псебая. Далее до кордона Черноречье ехали на ГАЗ-66.
       Доехали до Черноречья, дальше егеря (вообще порядочные суки) нашу машину не пустили, мотивируя это плохим состоянием дороги (в последствии выяснилось, что это полная лажа!). Попробовали договориться с ними о заброске вещей до 3-й роты на их УАЗ. Сначала это стоило 0,7 л. спирта (у них просто кончился), потом цена выросла дол 600 руб. за машину. В общем, впечатления не очень приятные, ну и хер с ними главное, что в 17-00 (приехали мы в 13-00) они наконец подъехали, пьяные в дугу и завезли вещи.
       Итог: В 19-00 мы стояли на достаточно говёной стоянке среди полного говна, но всё равно довольны. Завтра стапель!


       3.05   Собирали катамараны, посмотрели пор. "Поросенок", понаблюдали за прохождением порога группой, с которой забрасывались (пор. "3-я Рота" они тоже не пошли).
       Солнце, около 20С.

       Ну, в общем, всё просто. Собрали каты, офигевали от количества еды, запланированной нашим завхозом (завтрак полностью я смог съесть только день на пятый). Но всё равно завхоз мужик вроде ничего. Собрали, выпили по 50 и спать. Впереди первый сплавной день.
       Кстати егерь на кордоне 3-я рота по-моему посинел от пьянства и с удовольствием закрыл глаза на факты браконьерства, допущенные некоторыми членами нашей команды (ловить форель в заповеднике?! Я бы на это не пошёл).


       4.05    С утра занесли вещи за пор. "Поросёнок" – до беседки около стеллы-памятника. Порог проходили бОльшей частью под ПБ (здесь и далее названия берегов – орографические), уходя перед выходными "воротами" на центральную струю. Уходить ранее в центр порога не имеет смысла – струя перегорожена п/обливными и торчащими камнями и застрявшим деревом. Выходные "ворота" образованы двумя глыбами, стоящими в 7 – 8 метрах друг от друга, вся вода устремляется между ними, образуя две бочки, расположенные одна за другой в 4-5 метрах одна от другой. Бочки проносные, практически не "держат". За выходными "воротами" справа впадает ручей.
       Порог оценен нами IV к.с. (V к.с. дать сложно – лавировка не очень сложная, бочки на заходе не сильные, выходная бочка не глубокая). Тем не менее недооценивать бочки нельзя – практически каждая, даже небольшая бочечка пытается сбить судно с курса.
       Далее до пор. "Тёмный" около 4 км. сплава - прошли примерно за 30 минут. Участок довольно спокойный, с локальными валами и бочками.
       Ориентир начала порога – крупные каменные глыбы на ПБ перед просматривающимся правым поворотом реки. Чалка и просмотр по любому берегу. Начало порога на правом повороте реки. В центре русла на входе п/обливной камень, за ним ещё один с застрявшим на нём бревном. Заходили под ПБ, вдоль скалок, обходя затем небольшой торчащий камень слева и уходя сразу за ним под ПБ, т.к. далее в центре русло перегорожено п/обливными камнями со здоровой стоящей бочкой за ними, в то время как под ПБ безопасный трек. Далее – метров 150 не сложной выходной шиверы.
       Порог оценили также как IV к.с. На наш взгляд он помощнее "Поросёнка", лавировки хоть и поменьше, однако требуется несколько чётких манёвров на небольшом по протяжённости участке реки. Порог шли гружёными.
       Через 600-700 метров – начало пор. "Засада". Ориентир начала порога – широкая галечная отмель на ЛБ, сразу за крутым левым поворотом и хорошо просматриваемое скальное сужение реки. Просмотр по ЛБ, чалка на галечную отмель.
       Протяжённость порога около 200 метров, расположен в скальном каньончике. Можно выделить около 3 ступеней-бочек. Чистый проход у нас был под ПБ. Между 1 и 2 бочками и в выходной бочке с ЛБ лежат брёвна. Бочки сами по себе не мощные, практически не "держат", однако чётко выдержать линию движения достаточно сложно – гружёный кат швыряет в бочках довольно сильно. Шли гружёными, со взаимной страховкой с воды.
       Через 200 метров слева впадает р.Уруштен. Зачалились на ЛБ, сразу за местом впадения. Встали на ПБ Уруштена, поднявшись по дороге вдоль реки примерно на 1 км., на полке сразу за выходной шиверой пор. "им.Славы".
       Начали отмечать день рождения Рыкова! (далее неразборчиво…)
       Солнце, небольшая облачность, 15-20 С.

       5.05    С утра занесли катамараны в начало 4-й ступени каньона "Гранитный" (классификация ступеней дана согласно описанию Айбатулина). Заносить выше суда не стали – 3-я ступень каньона перегорожена брёвнами (через день группа из Смоленска одно бревно спихнула, расчистив таким образом проход), да и по сравнению с 4-й и 5-й ступенями, начальные ступени не представляют большого интереса.
       Дорога тянется примерно на 1,5 км. от стрелки Лабы и Уруштена, далее – набитая тропа. Все суда (кроме одной 2-ки) несли собранными, донесли до 4-й ступени примерно за 40 мин. Тропа вполне удобна для обноса за исключением несложной переправы через небольшой ручеёк-приток напротив выхода из каньона.
       Сходили посмотреть на вышележащие пороги - "Водопадный" и "Шестисливник". Тропа вдоль реки хорошо набитая, однозначно читаемая. От 4-й ступени "Гранитного" через ~ 30 мин. хода – небольшой ручей – внизу начало пор. "Колизей". Ещё через 1,5-2 км. тропу пересекает р. Трю (довольно полноводная – проскочить не заметив невозможно), внизу – каньон Водопадный. Осмотр порога сильно затруднён поваленными деревьями: какой-то жуткий бурелом, заплетённый при этом колючками.
       Сам порог, конечно, впечатляет: длина около 1 км., здоровенные сливы, бочки, валы, котлы. Навевает ассоциации с Ах-Цу, Карагемским прорывом и т.п. Заход во 2-ю ступень почти полностью перегораживает бревно, свисающее с ПБ. На выходе из каньона река делится островом на две протоки. Вход в левую протоку перегорожен камнями, правый рукав (основной) перекрыт двумя брёвнами, лежащими одно за другим.
       Посмотрев на всю эту мощь, спустились обратно в лагерь.
       Днём солнце, около 20 С, к вечеру натянуло облачка, однако дождя так и не было.

       6.05    С утра поднялись к катамаранам, оставленным над 4-й ступенью каньона. Ступень с 2002 года сильно изменилась (если сравнивать с описанием Айбатулина). В первом сливе появился здоровенный "троллейбус". В левой протоке, образованным этим "троллейбусом" (ширина протоки около 2 метров), лежит бревно. В правую протоку (шириной около 5 метров) устремляется основная масса воды. Чуть ниже "троллейбуса" у ПБ стоит наклонная плита. Вода, обходя "троллейбус" на входе и ударяясь затем в эту плиту, образует S-образный трек. Расстояние между "троллейбусом" и плитой – около 6-7 метров. Далее через 7-8 метров – водопадный 2-хметровый слив. После слива – расширение русла (ЛБ "уходит"). Под ПБ – стоячая "бочка" (её мы потом проходили на 2-ке – как оказалось, не очень "держащая"), в центре русла – камни, под ЛБ – несильная проносная бочечка.
       Поставили страховку – занесли 2-ку "Кулик" под выходную ступень, две "морковки" установили сразу за водопадным сливом, морковку и "живца" – перед началом 5-й ступени. (Между 4-й и 5-й ступенями – около 30-40 метров быстротока).
       Первой шла 2-ка. Заходили по центру, затем впритирку к "троллейбусу", уходя на трек под ПБ. На "троллейбус" не валит, на наклонную плиту тоже (сбрасывает отбойником). Основная трудность – успеть развернуться носами перед водопадным сливом – ширина реки в этом месте не превышает 7-8 метров (в нашу воду), а скорость судна после трека довольно высока – реален "выброс" на берег. Развернуть 2-ку успели, водопадный слив прошли чисто – по центру.В следующем за ним расширении русла, за счёт того, что в бочке за сливом судно сильно тормозится, уход под ЛБ осуществляется без проблем – времени вполне хватает. Зачалились на ПБ на быстротоке.
       Прохождение 4-й "Raftmaster" планировалось так же, однако за счёт неосмотрительно набранной перед "троллейбусом" скорости, после трека, несмотря на усилия экипажа (трек очень быстрый, да и зачем-то набрали скорости на заходе), носом левого баллона ударились в ЛБ, места для разворота не хватило, поэтому водопадный слив прошли кормой. Странно, но не кильнуло:). После слива катамаран бросило теперь уже кормой на ЛБ и развернуло налево, перпендикулярно струе. Несмотря на это смогли довернуть судно до выходной ступени и уйти в слив под ЛБ. Зачалились на ПБ.
       Начало 5-й ступени проходили под ПБ, уходя сразу после торчащего двугорбого камня в центр "ворот" 1-го слива. В сливе – косой вал от ПБ, который сильно кидает судно налево. Довершают его "работу" следующие за ним косые валы, также норовящие кинуть судно на скалы ЛБ. В результате всем судам (с той или иной долей успеха – 2-кам это удалось лучше) пришлось сильно отгребаться от скал ЛБ. Видимо (по нашей воде), заходить в "ворота" нужно уже полулагом, ориентируя носы на ПБ. На заходе в выходную "трубу" порога под ЛБ – п/обливной камень. Навал воды как раз на него.
       "Труба" представляет из себя скальный каньончик, длиной ~ 20 метров. Камней нет, бочки, валы. Косые бочки в "трубе", что характерно, тоже норовят сбросить судно налево.
       Страховка – "морковка" за "воротами" и две – на выходе из "трубы".
       Т.к. до конца похода у нас оставалось ещё много времени, решили заключительную часть порогов ("3 ступени" и "им. Славы") оставить на завтра и вернулись по дороге в лагерь.
       Общее время прохождения двух выходных ступеней каньона – 5 часов.
       Весь день облачно – баллов 7 - 8, около 20 С, иногда проглядывает солнце.

       7.05    С утра поднялись к катамаранам, оставленным на выходе из каньона. Пор. "3 ступени" и "им.Славы" шли без тщательного просмотра (примерную линию движения наметили по пути – с дороги). Страховка – взаимная, с воды.
       1-я ступень пор. "3 ступени" расположена в несильном сужении русла, образованным галечным островом, делящим реку на две неравные части – в левую протоку уходит почти 90 % всей воды. Заход чуть правее центра по струе, огибая камень в центре протоки справа, далее – по центру, уходя в конце ступени (в конце острова) направо, обходя камни в центре русла. Прохождение остальных ступеней поливариантно – п/обливные камни, бочки, валы. К.с. – не выше III.
       За пор. "3 ступени" на крутом левом повороте – начало пор. "им.Славы". Слева на повороте – галечная отмель. Длина порога ~ 300 метров.
       Сам порог расположен в небольшом каньончике на некрутом правом повороте. 4 слива, косые бочки, валы, несильный прижим к скалам ЛБ. Выходная ступень – прямая "кусающая" бочка. Просмотр, при необходимости, по ПБ. Зачалились на ПБ сразу за порогом – около нашего лагеря.
       Понаблюдали за прохождением 4-й ступени "Гранитного" двух групп на 4-ках. Две 4-ки "Кулик" и "Raftmaster" прошли порог чисто, успев после трека уйти вправо и слиться в водопадный слив носами, выходную ступень все прошли под ЛБ.
       С утра натянуло облачка (до середины дня облачность 10 баллов), несколько раз намеревался пойти дождь, но ближе к вечеру развиднелось. t ~ 15-20 С.

       8.05    В пос. Перевалка, где нас ждёт автобус до Армавира, нам только завтра, поэтому сегодня у нас что-то типа днёвки. Мылись, приводили в порядок снаряжение. Занесли на пор. "им.Славы" 2-ку "Кулик", прошли порог по центру ещё разок. Порог, всё-таки, очень приятный – с одной стороны, не опасно, с другой – присутствуют практически все элементы порога – косые валы, прижимы, бочки… Отличное место для катания, однако всё портит обнос – необходимо либо затаскивать суда на дорогу по довольно крутому склону и дальше нести по ней, либо тащить их по очень неудобному для обноса берегу. В результате прокатились только один раз.
       После 17-00 натянуло облачка, похолодало. Лёня и Макс, бегавшие "в горы" (поднялись на вершину 2710 по тропе, идущей от стрелки Лабы с Уруштеном. Ходили около 9 часов), рассказали, что в верховьях Уруштена грозовые тучи. Вода в реке поднимается на глазах, вода стала коричневой. Видимо, в верховьях действительно гроза. Общий подъём воды составил около 30 см. Кардинальным образом при этом изменился пор. "им. Славы". Заходные бочки практически "замыло", при этом выходная бочка стала очень глубокой, превратившись в серьёзную бочку-вал.
       Ходили на кордон Черноречье, в надежде разжиться мясом, молоком и пр. Не достали ничего – второй раз мы на кордоне (первый при заброске), и оба раза картина одинакова – "егеря" сидят, пьют…
       Пытались ловить рыбу, но практически безрезультатно.
       Дождь у нас так и не пошел, t ~ 15-20 С.

       9.05    На 15-00 сегодня из Перевалки у нас заказан автобус, поэтому выплыли, с трудом продирая глаза, рано – в 9-30. До недостроенного а/м моста через Лабу перед пос. Перевалка – около 1,4 часа ЧХВ.
       На этом отрезке на реке расположено около 4 несильных порожка с валами и бочками, причём бочки при желании можно обойти – ширина реки позволяет. Сложность порожков – не выше II к.с.
       До Перевалки два моста – один пешеходный и один металлический автомобильный. От последнего до Перевалки – около 10-13 км. сплава.
       Зачалились на ЛБ на галечной отмели за 100 м. до "быков" будущего моста. Примерно за 300 метров до моста справа в Лабу впадает приток.
       Погода, на удивление, хорошая – пожалуй, самый жаркий день за весь поход. На солнце выше 30 С., на небе – ни облачка. Подсушились, собрались и выползли на дорогу. Довольно долго искали автобус. Оказалось, что милицейский пост на въезде в пос. Перевалка, попросту не пропустил машину. Никакие доводы о том, что у водителя договорённость с группой, путевой лист и т.п. не оказали на ментов никакого впечатления. К счастью, водителя смогли отловить перед посёлком до того, как он, разочарованный, уехал, и убедить ментов пропустить автобус к группе. Так что лучше заранее договариваться о встрече у поста перед Перевалкой.
       Только сели автобус – пошел-таки дождь, которого не было весь маршрут, впрочем, и он довольно быстро кончился.
       До Армавира доехали примерно за 3 часа, остановившись перекусить в придорожном кафе. В Псебае зашли в ПСО – отметиться.

       10.05    Поезд. В Армавире мы так и не сподобились закупиться провизией, поэтому решили сходить в вагон-ресторан. Во время многочисленных таможен (как туда, так и обратно мы ехали на поезде, идущем через территорию Украины) ресторан не работает, так что попали мы туда около полудня. Народу довольно много, но в основном, как ни странно, турьё. Заказали кто что, сидим – ждём. В результате заказа мы ждали 3!!! часа, причём принесли всё равно не всё, что заказывали. Ну да ладно – скоро уже будем дома.
       На Курский приехали рано утром 11 мая.

       Колесниченко К.В.

Отчёты:
Б.Лаба - Мал.Лаба - Уруштен. Отчёт Айбатулина (2002 г.): http://www.whitewater.ru/tourism/rivers/kavkaz/mlaba/02ajbatulin.html
Мал.Лаба - Уруштен. Описаие Демидова (1994 г.): http://www.vvv.ru/papers/textview.php


       Полный отчёт (с фотоматериаами и видеосъёмкой) можно посмотреть на: http://reki.anabar.ru

Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;