LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



вершина Манси-Ньер
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

отчет о лыжном походе 5 к.с. по Полярному Уралу

О Т Ч Е Т
О ЛЫЖНОМ ПОХОДЕ 5 к.с.
ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ
с 29 марта по 20 апреля 1997 г.


РУКОВОДИТЕЛЬ ПОХОДА:АГАПОВ Ю.Г.

Ст.Собь - д.р.Б.Пайпудына - д.р.Б.Уса - пер.ИГАН (1б,738) - база Хадата - пер.Неожиданный(1б,680) - д.р.М.Уса - д.р.М.Кара - д.р.Б.Кара - рад.г.Борзова (1б,1080) - руч.Озерный - рад.под пер.Долгушина вост. - д.р.Лымбатояха - оз.Очеты - д.р.Б.Кара - пер.Пырятане (1а,650) - д.р.Пырятане - оз.Б.Щучье - пер.Щучий (1б,580) - д.р.Сэрмальяха - пер.Крутой (1б,1050) - оз.М.Щучье - д.р.М.Щучья - д.р.Б.Щучья - д.р.Нгодяяха - д.р.Ворчашор - д.р.Гэна-Хадата - д.р.Садата-Яха - д.р.Немурьеган - д.р.Лонгат-Юган - руч.Минусей-шор - пер.Молибденитовый(1а,680) - руч.Молебденитовый - д.р.Б.Харбей - д.р.Бадья-Юган - пер.Ледниковый(н/к,530) - д.р.Б.Ханмей - руч.Кемьрезьрузь - ст.Собь - ст.110км.

ХОДОВЫХ ДНЕЙ - 19
ДНЕВОК - 4 (все по погодным условиям)
ТЕПЛЫХ НОЧЛЕГОВ - 6
ОБЩАЯ ПРОТЯЖЕННОСТЬ МАРШРУТА - 412,5 КМ (К ЗАЧЕТУ 392,5 КМ)
ЛИНЕЙНАЯ ЧАСТЬ МАРШРУТА - 312,5 КМ
ВСЕГО ПРОЙДЕНО ВЕРШИН И ПЕРЕВАЛОВ - 10, из них: 1Б -5; 1А -3; Н/К -1; ВОДОРАЗДЕЛОВ - 5

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ РАЙОНА

Природные богатства Уральского Севера издавна привлекали человека, но освоение северных районов края из-за отсутствия плодородных земель и прямых водных путей из центральных районов страны шло медленно. В предвоенные годы на Северном Урале в бассейне Камы были открыты месторождения калийной и каменной солей, в бассейнах верхней Печоры и Северной Сосьвы обнаружены запасы нефти, горючего газа, каменного угля,торфа, свинцово-цинковых руд, на Полярном и Приполярном Урале найдены месторождения каменного угля. В послевоенные годы для всего Уральского Севера составлены крупномасштабные карты. В последнее десятилетие добывающая промышленность почти заглохла, что пошло на пользу природе края, но усложнило транспортную проблему. Шахты в Хальмер-Ю закрыты, город необитаем. Железная дорога Воркута - Хальмер-Ю разрушена. Однако буровые базы в горах еще остались, некоторые действуют круглый год, другие - только летом. В массиве горы Черной (окрестности Райиза) с 1996 года действует огромный карьер, на пер.Геологов - целый поселок.

РЕЛЬЕФ

Полярный Урал условно делится на две части - севернее железной дороги и южнее. Северная часть (от горы Константинов Камень до долины реки Собь) представляет собой сложную систему коротких хребтов и массивов северного или северо-восточного направления, разделенных продольными и поперечными долинами рек. В рельефе особенно выделяются хребты Оченырд, Большой и Малый Пайпудынский, Ханмейский, Борзова, Енганэпэ, имеющие относительные высоты над долинами рек 800-1000 м. Ширина хребта увеличивается к югу (от 5-7км у Константинова Камня до 125 км в районе Енганэпэ). Наряду с платообразными вершинами (в южной части) здесь развиты хребты альпийского типа.

В карах и цирках залегают озера и ледники. Только некоторые вершины превышают 1400м (Пайер - 1499 м, Лемваиз - 1473 м ). Климат Северной части Полярного Урала отличается суровостью, по крайней мере легенды об ужасных западных ветрах, передаваемые из уст в уста, проверены на практике. Действительно, в полном соответствии с книгой СЕВЕР, "особенно часты снежные бураны в горах, где скорость ветра доходит до 50-60 м/с".

Озера Полярного Урала многочисленны: в горной части их больше трех тысяч. Размеры их невелики - до 1-2 кв.км.; лишь Большое и Малое Щучьи по площади равны 12 и 4 кв.км. Основная часть горных, наиболее крупных озер (Щучьи, Очеты,Большое и Малое Хадата-Юган-Лор) расположена в северной части Полярного Урала на высоте от 200 до 500 м. Они в основном ледниковые и отличаются высоким расположением(до 1000 м),большой глубиной (до 20 м), округлой формой, каменистыми берегами, отсутствием рыбы. В троговых долинах много плотинных озер, характеризующихся продольным расположением и малой относительной высотой - до 800 м над уровнем моря, кустарником по берегам, обилием рыбы. В речных долинах встречаются небольшие моренные озера. Самые крупные озера (Большое и Малое Щучьи) - возникли путем заполнения поверхностными водами тектонических впадин.

ЛЕДНИКИ

К настоящему времени на Урале найдено 143 ледника общей площадью около 28 кв.км. Основные очаги современного оледенения находятся на Полярном Урале в районе Хадатинских и Щучьих озер, на хребте Оче-нырд. Большинство ледников Урала лежит в глубоких карах и цирках на подветренных восточных и юго-восточных склонах хребтов.Высота нижних концов языков колеблется от 400 до 1350 м над уровнем моря. Ледники Урала питаются в основном навеянными снегами. В питании каровых ледников значительную роль играют также мощные лавины. Реже ледники встречаются на открытых склонах. В результате своего движения они образуют мощные конечные и боковые морены. Большинство ледников находится в стадии отступления. Наибольшая мощность - до 135 м.

ЛАВИНЫ

Уральский Север - лавиноопасный край. Особенно мощные лавины сходят с крутых подветренных восточных и юго-восточных склонов хребтов и каров. Большое количество снега - обязательное, но не главное условие схода лавин. Учитывать крутизну склона, резкое потепление, наслоение различных по температуре и свойствам снежных подушек обязательно при оценке опасности участка склона. Особенно опасные мокрые лавины на Урале сходят обычно с начала апреля, но массовый сход их отмечается, когда среднемесячная температура воздуха переходит через нулевую отметку. Первые мокрые лавины падают из самых низких лавиносборов, а позже дело доходит до снежников в высоких зонах.

УЧАСТНИКИ

Агапов Юрий Геннадьевич1962отец-командир
Курочкина Тамара Викторовна1965кормилица
Усоскин Михаил Владимирович1976завпримус
Понизовкин Александр Сергеевич1975фотограф
Корешонков Петр Владимирович1967ремонтник
Никитин Андрей Борисович1971завснар

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

28.03.97 0 День.

От станции Собь отошли на 500-600 метров и заночевали в кустарнике. Место от ветра защищено, дров нет. Местное население ночью не появляется. Светлого времени хватило только на постановку палатки.

0,5км

29.03.97 1 День

Ст.Собь - долина Б.Пайпудыны - база "Ручей Развильчатый"

От места ночлега за 2 перехода (на запад, затем на север по распадку между склонами в.724 и в.260) дошли до дороги, проложенной по долине реки Б.Пайпудына. Долина реки широкая, заросшая кустарником. Продвижение вдоль реки или по льду затруднено, намного удобнее и легче идти по дороге несмотря на ее частые подьемы и спуски. Дорога не накатана, встречаются следы нарт. Снег очень плотный, тропежки нет. До базы в устье ручья Развильчатого дошли за 7 переходов. База необитаема и активно разбирается на дрова оленеводами и вездеходчиками, в жилом состоянии только один балок.

26км

30.03.97 2 День.

База геологов - водораздельное плато в Б.Усу

От базы вверх по долине р.Б.Пайпудына начали движение по правому берегу и через 1,5 км вышли на лед. Лед на реке местами с промоинами, движение требует осторожности. В нескольких местах натыкались на снежную кашу которая тянулась на несколько километров и обходили ее по берегу. При движении вверх по долине необходимо очень тщательно привязываться к местности, ориентируясь в основном по притокам. За день прошли 8 переходов и встали на ночлег в устье правого притока, выводящего в долину реки Б.Уса.

22км

31.03.97 3 День.

Перевальное плато - долина Б.Усы - пер.ИГАН

От места ночлега за 20 минут вышли на водораздельное плато и по очень пологому спуску попали в долину Б.Усы. Перевал представляет собой плато шириной до 2 километров и уклонами на спуске-подъеме до 5 градусов. Долина Большой Усы в нижней части широкая, с четко выраженным руслом, в средней и верхней части несколько сужается. Снежный покров плотный, препятствий нет. В верхней части долины живут оленеводы(4 чума), снег весь перемешан пасущимися стадами оленей, что несколько затрудняет движение(скольжения по смеси снега и травы нет никакого).По долине Большой Усы за 8 переходов подошли под перевал ИГАН и встали на ночлег. В среднем течении встречаются мокрые наледи, которые без труда обходятся вдоль берега.

24км

1.04.97 4 День.

Пер.ИГАН - база Хадата

Подъем на перевал ИГАН со стороны Усы проходит по моренным валам, засыпанным снегом. Идти легче без лыж. После прохождения морен движение продолжается по снежному плато крутизной до 10 град.

Седловина перевала - широкая, круто обрывающаяся на север. Спуск с перевала на озеро Большое Хадата-Юганлор возможен справа по ходу по снежному кулуару крутизной до 35 град. Мы спускались слева, сначала по глубокому снегу глубиной до 50 см и крутизной 20-25 град.(лавиноопасно),затем после перегиба по фирновому склону 100-120 метров до 45 град. Далее склон выполаживается до 20-25 градусов, становится более мягким, но справа сверху появляется очень неприятный карниз. Взяв немного влево, вышли на неявно выраженный гребень. Гребень фирновый, местами с выходами льда, крутизной до 25 градусов. Гребень выводит на узкий пологий ручей (крутизной до 10 градусов, ширина местами 2-3 метра),впадающий в озеро напротив базы ИГАН (Хадата). Снег в русле ручья рыхлый тропежка до 60см. Обход по бортам практически невозможен. Путь на перевал от места ночлега занял ок.1,5часа, спуск с перевала до ручья вместе с просмотром потребовал 3 часа работы, навесили 2 веревки перил(закрепление за крючья-лопаты)на фирновом склоне. По ручью спуск проходил на лыжах и занял около часа хода.

8км

2.04.97 5 День.

База ИГАН-Хадата

На улице +10-12 сильнейший ветер (валит с ног),проливной дождь. Делаем дневку. Сидим в бане на базе (самый удобный для жилья дом с отличной печью), вода - из промоины на озере.

3.04.97 6 День.

Выходим с базы, доходим до западного конца озера и возвращаемся на базу полностью вымокшие под проливным дождем.(И это лыжный поход?)

4.04.97 7 День.

База ИГАН-Хадата - пер. Неожиданный (1б,1100)

Несмотря на +14, выходим. Дождя нет, временами появляется солнце. Идем на лыжах, фирн держит, озеро залито водой, на берегу местами проталины с ягодами, полноводные ручьи. От базы до конца озера дошли за 1,5 часа. От дальнего конца озера раскрывается широкая долина, образованная впадающими в него ручьями Авсюка и Бурный. Ввиду высокой лавинной опасности прохождение пер.Авсюка было невозможно, и группа пошла по запасному варианту маршрута. Поднимаясь прямо вверх по центру широкой долины ручья Бурный, за 4 перехода подходим под перевальный взлет перевала Неожиданный.

Идем на лыжах(подлип),скольжения и сложностей нет, временами появляется тропежка до 25-30 см. Перевальный взлет протяженностью 200-240 метров, крутизна до 25-30 градусов. Идем пешком по линии падения воды(лавиноопасно, склон еле держится).Проходим взлет по двое, остальные наблюдают за идущими. Спуск с перевала пологий, иногда(при нашем скольжении)можно прокатиться, но в основном тропежка 10-15 см. Встаем на ночлег в полурастаявшем наддуве не дойдя 1-2 км до р. Малая Уса.

20км

5.04.97 8 День.

Долина М.Усы - верховья М.Кары

Похолодало до - 17,отличное скольжение, передвигаемся очень быстро. Прошли долину М.Усы и перевалили через водораздел в бассейн М.Кары. Долины Малой Усы и Кары широкие, снега мало (в основном - трава и кустарник, все растаяло) сложностей для прохождения не имеют. Водораздельное плато широкое, снежное. Русла рек в районе водораздела выражены неявно, но при хорошей видимости сложностей в ориентировании нет.

30км

6.04.97 9 День.

Долина М.Кары - долина Б.Кары

Из долины Малой Кары при сильнейшем попутном ветре(до 20-25 м/с) перевалили в долину реки Большой Кары. Весь путь занял два перехода (до обеда и после). На обед смогли поставить шатер в снежном наддуве и укрыться от ветра. Видимость весь день была очень плохая, ориентировались в основном по компасу. Долины рек покрыты очень плотным настом(намерз после оттепелей и дождей), сложностей для движения нет.(только ветер иногда сбивает с ног)

Закрытую от ветра стоянку оборудовали в устьевом каньоне ручья, стекающего с южных склонов г.Лымбата-пэ. Вода рядом в промоине ручья, при разрывах метели отличный вид на г.Борзова.

9км

7.04.97 10 День.

Дневка.

Сильнейший ветер (при попытке выйти из каньона или подняться наверх наддува валит с ног), отличная видимость. Стоим в том же каньоне.

8.04.97 11 День.

Гора Борзова(радиально) - цирк под пер.Долгушина.

От места ночлега по наледи пешком(кошки очень желательны)за 40 мин подошли под северо-западный гребень г.Борзова и за 2ч.10 мин поднялись на вершину. Подъем проходил по северо-западному гребню. Гребень широкий, осыпной, крутизной до 25-30 градусов, местами с фирновыми полями. Движение по гребню требует самостраховки, в двух местах встретились короткие участки обледенелых скал 2-4 метра высотой. Скалы крутые, разрушенные и особой сложности не представляют. Гребень выводит на фирновое предвершинное плато. Подъем с плато на вершину по фирновому склону высотой 100-120 метров, в верхней части подъема крутизна до 40 градусов, необходимы кошки, тщательная самостраховка. Вершинное плато достаточно большое с остатками деревянной конструкции(триги?),от края плато открывается великолепный вид на хребет Оче-Нырд.

Спуск по пути подъема занял 55 мин. После совершения радиального выхода за 3 перехода перебазировались в верхний цирк ручья Озерного, на озеро под мореной ледника Долгушина. Долина ручья Озерный - узкая, высота бортов до 10-12 метров. Местами нависают большие карнизы, движение вверх затрудняется очень узкими и крутыми участками(крутизна 25-30 градусов при ширине прохода между камнями до 0,5 метра).Верхний цирк диаметром около 200 метров с трех сторон прикрыт от ветра, и если вставать в распадке за камнями то снежную стенку можно не строить.

27км, К зачету 20км

9.04.97 12 День.

Подход под пер.Долгушина

От места стоянки по фирновому 30 градусному склону протяженностью 150-180 метров поднялись на морену, и придерживаясь правого (по ходу) борта долины преодолевая многочисленные моренные валы высотой 3-5 м вышли на ледник Долгушина. По нему подошли под перевал Долгушина Восточный (N1.5, 2А* ,1100).Во время движения к перевалу погода быстро портилась (сильный юго-западный ветер притащил снеговые тучи, застрявшие на хребте, видимость упала до 40-50 метров, начался сильный снегопад).Перевальный взлет представляет из себя снежно-фирновый склон высотой около 150-200 метров и крутизной до 30 градусов ,выводящий под скально-снежный кулуар. Кулуаров, выводящих на гребень, - несколько и снизу с ледника Долгушина они все выглядят равнозначно: шириной около15-20 метров с постепенно увеличивающейся крутизной. Так как погода к моменту подхода под перевал совсем испортилась, решено было перевал не идти и уходить на запасные варианты маршрута. По своим следам быстро вернулись к месту ночлега и остановились пережидать погоду, так как видимость пропала полностью (менее 30 метров, сильнейший снегопад с ветром).

6км К зачету 3км

10.04.97 13 День.

Сильный ветер, снегопад, через 2 часа движения началась пурга. Спустившись по руслу ручья Озерного до места слияния его притоков (место, где ручей выходит на пологий участок) по крайнему левому притоку, текущему в неглубоком каньоне (до2-3 метров) поднялись до истока и перевалили в долину реки Лымбатаяха. Перевал представляет собой широкое плато без ярко выраженного спуска и подъема. Поднявшись по Лымбатояхе, ушли в левый исток, берущий свое начало из небольшого озера и через очень пологое водораздельное плато прошли на ручей текущий в озеро Очеты. Озеро лежит в разломе.С местами для ночлега достаточно плохо(снег весь сдут, негде укрыться от ветра).На северном берегу нашли небольшой наддув в русле ручья, стекающего со склонов г.Нэтемпе и встали на ночлег.

18км

11.04.97 14 День.

Оз.Очеты дневка.

Ветер, сильный снегопад, видимости нет никакой (наддув в 15м временами не видно),строим второй и третий слой стенки (от нечего делать).

12.04.97 15 День.

Долина Большой Кары - долина р.Пырьятане (Щучья)

Так как погода улучшаться не собиралась(по прежнему шел снег, видимость ограничена, температура на улице +5-7 градусов), уходим на южный берег оз.Очеты, поднимаемся вверх по ручью в правый исток и переваливаем в долину р.Б.Кара. Весь путь в долину Б.Кары проходил через простой водораздел с пологим подъемом и спуском по широким долинам ручьев. Перевальное плато между озерами достаточно четко выражено и даже в условиях плохой видимости водораздел легко определяется(в Москве говорят, что это перевал и даже как-то называется). После спуска до слияния ручья с Большой Карой поднимаемся в верховья Большой Кары по широкой и пологой долине, двигаясь в основном по реке иногда выходя на левый берег для обхода препятствий (камней). Выходим на плато, с которого влево ведет простой и пологий спуск в долину ручья Тиснезашор(бассейн озера Тиснезашор), а вправо склон крутизной до 20 градусов и протяженностью около 500-600 метров выводит на ручей, являющийся правым истоком речки Пырьятане. Перед местом впадения ручья в Пырьятане его долина резко сужается и приходится проходить вдоль лавиноопасного левого склона. Сложность перевала с Б.Кары в Пырьятане не превышает 1а к.с. (высота около 660-680 метров)

Переваливаем в правый приток р.Пырьятане через одноименный перевал (1а ,660).Весь путь преодолевается на лыжах, на спуске - движение серпантином с самостраховкой, подъем затруднений никаких не вызвал.

На ночлег встали у впадения притока в р.Пырьятане, отойдя от склонов на безопасное расстояние. Долина в месте слияния расширяется до 1,5 километров и посредине долины можно укрыться от ветра за неровностями рельефа (на улице +3-5 и состояние снега не позволяет построить стенку).

24км К зачету 19км

13.04.97 16 День

Озеро Большое Щучье.

Долина Пырьятане - в нижнем течении широкая, пологая, заросшая кустарником. Препятствий нет, двигаться удобнее по реке, так как кустарник густой и отнимает массу времени и сил. Река Пырьятане впадает в озеро Большое Щучье. Озеро вытянуто в направлении север-юг, берега крутые со скальными выходами, мест для стоянок очень мало. Снег на озере весь стаял и двигаться по наледи удобнее всего в кошках. За день пути успели подойти под пер.Щучий, и за моренными холмами встали на ночлег.

19км

14.04.97 17 День

Пер.Щучий

Под перевальный взлет пер.Щучий (1б,580) подходим за 35 мин по снежно-фирновому склону крутизной до 25 градусов, движение на кошках. Под перевальным взлетом небольшая почти горизонтальная полка, на которой можно собраться группой и положить рюкзаки (не укатятся).

Перевальный взлет - 40 м, крутизна 35-45 градусов, рыхлый снег, на последнем участке ступени не держат. Посредине седловины над склоном нависает карниз, который обходится слева по ходу. Для ускорения подъема наверху склона навешиваем 20 метров перил (закрепление за лыжные палки). Седловина широкая, снежная.

Спуск с перевала в долину ручья Сэрмальяха проходит по снежному склону крутизной 10-15 градусов ,перепад до 150 метров. Спускаемся по долине Сэрмальяхи на лыжах. Долина узкая(4-6 метров), перегороженная рядом наддувов. Доходим до слияния с ручьем, вытекающим из-под перевала Крутой (1б,1050) и после обеда начинаем подниматься под перевал. Каньон ручья перегорожен четырьмя наддувами высотой до 3 м, которые обходятся по снежным гребням. Долина ручья узкая ,движение по ручью. Под перевальным взлетом расположено большое горизонтальное плато (возможна постановка лагеря). Весь путь от слияния до перевального взлета занял 1час 40 минут. Перевальный взлет фирновый ,крутизной до 30 градусов и протяженностью около 350 метров, внизу прикрыт тонким слоем свежего снега. Преодоление взлета заняло 50 минут, движение с самостраховкой на кошках. Перевальная седловина фирновая, с выходами скал достаточно широкая. Обзор с седловины ограничен. Спуск с перевала проходил по размякшему на солнце фирну; крутизна в верхней части до 40градусов,далее выполаживается, длина склона около 250-300 метров. Движение на спуске с самостраховкой, с седловины повесили перила (45 метров).Весь спуск занял 35 минут. При начавшемся снегопаде отойдя от склона на 150-200 метров, в небольшом наддуве встали на ночлег.

12км

15.04.97 18 день.

Озеро Малое Щучье - долина р. Малая Щучья

От места ночлега по ручью вышли на реку Нюдя-Пыряне, по мокрым наледям которой (на берегах снег раскис в кашу, тропежка до 60-70 см)вышли на озеро Малое Щучье. На озере лед покрыт слоем воды до 0,3 метра. Движение по берегам очень затруднительно из-за малого количества снега, раскисшего (где он сохранился) до каши, и большого числа камней.

Прошли озеро по льду за 1час 20 минут, все мокрые - на улице +12-15, солнце, легкий ветер. Река Малая Щучья местами вскрылась, поверх льда идет слой воды местами до 25-30 сантиметров, из-подо льда бьют ключи. По Малой Щучьей шли на лыжах по льду ,так как по берегам идти намного медленнее и тяжелее. От устья ручья Маталаватарка пошли азимутом на юго-восток по склонам г.512,2 . За этот день сумели дойти до р.Нгодаяха и встали на ночлег.

26км

16.04.97 19 День.

Долина р.Нгодяяха - долина Большой Хадаты

При легком дождике и попутном ветре за день прошли широкие и очень пологие (уклон на глаз незаметен) долины Нгодяяхи и Ворчашора. Долины абсолютно прямые и ровные, идем на лыжах по нартовой дороге. Кроме промокания никаких сложностей и трудностей на дороге в этот день мы не встретили. По долине Большой Хадаты дошли до базы Хадата, где обсушились и взяли заброску.

32км

17.04.97 20 День.

Долина р. Б.Хадата - р.Гэна-Хадата - р.Садата-яха

На улице по-прежнему тепло и сыро. По широким и ровным долинам рек Большой Хадаты и Гэна-Хадаты поднялись на водораздельные озера Садата-то. Долина Б.Хадаты практически горизонтальна. Река вскрылась, переправа по камням сложностей не представляет. Долина Гэна-Хадаты полого поднимается до перевального плато, везде плотный снежный покров камней мало, препятствий нет. По широкой и пологой долине реки Садата-яха спустились до слияния с Немур-Юганом. На Гэна-Хадате вдоль склонов - лиственничная роща, на реке - ивняк. На слиянии Садата-яхи с Немур-Юганом стоит балок с печкой, в котором и заночевали. Вода - рядом в промоине, на дрова пошли остатки трех балков и лиственничные поленья.

29км К зачету 24км

18.04.97 21День.

Перевал Лонгат-юган - пер.Молибденитовый - р.Б.Харбей

От балка через невысокую пологую (подъем до 10 градусов) снежную седловину между г.630 и г.819 и срезали путь на реку Лонгат-Юган. Пересекли широкую долину Лонгат-Югана и по скально-снежному узкому каньону ручья Минусей-шор поднялись на лыжах на перевал Молебденитовый (1а,690),с которого по снежному склону крутизной до 25 градусов и протяженностью 150-180 метров спустились на лыжах серпантином на русло ручья Молебденитового.

Долина ручья узкая и лавиноопасная(к моменту нашего прохождения вся перевалена лавинными конусами, склоны без снега); в двух местах перегорожена скальными ригелями высотой 3-5 метров, которые преодолеваются несложным лазанием. В нижней части ручей вскрылся. Движемся по левому берегу, тропежка до 30 сантиметров. В месте впадения р.Молебденитового в р.Большой Харбей - огромный разлив воды, с трудом переправились по остаткам льда в 2,5 километрах ниже по течению. По мокрым наледям продолжили путь вверх по широкой и мокрой долине реки Бадья-Еган. На ночлег встали под перевалом Ледниковый (н/к,530).

37км

19.04.97 22 День.

Пер.Ледниковый - ручей Кемьрезьрузь

При легком дождике прошли перевал Ледниковый. Подьем на него проходил по снежному склону крутизной до 15-20 градусов и занял около 1 часа, склон весь раскис, снег не держит, проваливаемся на лыжах на 40-60 см, но без лыж идти практически невозможно.

Седловина перевала узкая, обзор с нее сильно ограничен. Спускаемся в долину реки Большой Ханмей по пологому снежно-фирновому склону, перевального взлета нет. От перевала Ледниковый за 2 перехода по долине реки Б.Ханмей подошли под водораздел, ведущий в долину ручья Кемьрезьрузь и по следам от оленьего стада перевалили в ручей. Долина Большого Ханмея снежная, река практически не вскрылась. Вниз по долине Кемьрезьрузя шла прекрасно накатанная нартами дорога, по которой за 3 часа дошли до железной дороги, где и встали на ночлег. Ручей был на грани вскрытия местами по льду шел слой воды, много промоин.

29км

20.04.97 23 День.

Устье р.Кемьрезьрузь - ст.Собь - ст.110км

Вдоль полотна ж/д по остаткам снега и в основном по насыпи за 1,5 часа подошли к станции Собь и еще за пару часов вышли к станции/магазину на станции 110 км, где и закончили свое путешествие.

14км

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ

Перед походом на выездах группой отрабатывалось:

  1. Прохождение лавиноопасного склона.
  2. Транспортировка пострадавшего, оказание медпомощи
  3. Холодные ночевки на льду Ладожского озера
  4. Ночлеги без снаряжения и в одиночку
  5. Прохождение ледовых и скальных участков в зимних условиях
  6. Преодоление сложных снежных склонов
  7. Взаимодействие участников на сложных участках
  8. Организация страховки и самостраховки
  9. Организационно-бытовые моменты.

В январе 1997 года был проведен традиционный лыжный переход Приозерск - Кильпола - Лахдепохья, в котором была испытана палатка и остальное снаряжение, проведены ледово-скальные занятия. Для отработки взаимодействия участников в марте 1997 г. силами группы был организован и проведен зимний слет туристов Ленинградского Военного Округа. Все участники активно сотрудничали весь предпоходный период: пошив и заказ снаряжения; добывание, сверка и копирование карт и описаний; сбор дополнительной информации и компьютерное обеспечение - никто не был в стороне.

На маршруте на всех опасных участках организовывалась страховка (самостраховка). На все существенные препятствия предусматривались более простые запасные варианты.

Для уменьшения психологической нагрузки было введено внутрикомандное время (ВКВ) = МСК +7 часов, в результате чего дежурный поднимался не раньше 9.00 ВКВ, что всех устраивало и давало в случае необходимости запас светлого времени.

В связи с неустойчивой погодой (устойчивой непогодой) и очень высокой лавинной опасностью группа отказалась от восхождения на технически сложные перевалы в хребте Оченырд.

Для профилактики обморожений применялась специальная хладо-ветрозащитная одежда (полартек+таффета, синтепон+шате), синтепоновые - не пуховые! - спальники и куртки.

ИТОГИ ПОХОДА, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Поход показал, что Полярный Урал по-прежнему остается привлекательным районом для проведения лыжных походов пятой к.с. Удобно (и дешево!) начинать и заканчивать маршрут на станциях железной дороги Сейда-Лабытнанги. Отсутствуют длительные подходы к горным массивам (как на Приполярном Урале), нет длительных и дорогих автобусно-автомобильных подъездов.

Отсутствие леса практически во всем районе вынуждает пользоваться примусами , но зато почти везде отсутствует выматывающая тропежка. Лавинная опасность сохраняется в узких каньонах перевальных ручьев, но ранняя весна с проливными дождями снизила ее. При планировании походов по данному району необходимо обеспечивать очень хорошую ветрозащиту участников, полезна двухслойная непродуваемая палатка. Ветрозащитная стенка - не роскошь, а необходимость; в этом году проблема заключалась в недостатке снега для ее строительства - приходилось специально искать снежные места для постановки лагеря.

Обеденный отдых в шатре у примуса - тоже не роскошь, а настоятельная рекомендация (у нас обеденный шатер ставился за 10 мин и собирался после обеда еще за 5-10, сам обед длился около полутора часов). Мы не расценивали это как потерю ходового времени, ведь световой день в апреле составляет на Полярном Урале 15-18 часов, а отдых в тепле и за ветром восстанавливал силы. Необходимо планировать 2-3 резервных дня на случай пурги. При выходе на железную дорогу после сильной продолжительной пурги возможно отсутствие поездов в течении 3 - 4 суток (заметает пути).

ЖИЛЬЕ НА МАРШРУТЕ

Ст. 134 км - возможен ночлег в холодной комнате.

Поселок Харбей - можно использовать остатки строений для укрытия от ветра и на дрова (мы в 1996 году достраивали в доме четвертую стенку из снега и ставили внутри шатер).

Д.р. Б.Пайпудына - в устье ручья Развильчатый брошенная база геологов в полужилом виде (закрыли окно полиэтиленом, принесли с улицы и поставили печку, на дрова использовали обломки бревен около реки).

База Хадата на озере Большом Хадатинском - расположена высоко над озером на продуваемом ригеле. Обитаема только баня с великолепной печкой - туристы из Екатеринбурга кроме ночлега используют ее и по прямому назначению как парную. Вода в промоине на озере в 200м.

Долина Немур-егана - вполне пригодный для жилья балок без дров. Вода - в промоине в 10м.

Ручей с перевала Лонгат-еган в Немур-еган - остов балка; можно за ветром развести костер или прихватить дрова с собой вниз на базу.

На станциях: Собь, 94 км, Полярный Урал, 110 км, 129 км, 134 км станционных помещений НЕТ. Ночлег в помещении возможен только по личной договоренности с местным населением или в гостинице горнолыжников.

На станции Сейда теплый и пустой (в ночное время) зал ожидания, вода имеется в диспетчерской, примуса можно жечь в тамбуре или в котельной.




Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;