LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



рассвет
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Важинка - Марина - Таржеполка - Ивина - Б.Кяй
Пеше-водный поход по Олонецкой возвышенности
1-8 мая 2003 года

Слава Завьялов, Саша Тонис, Катя Стальгорова,
Леша Кукин, Витя Пржиялковский, Таня Ситкова

Смотрите также про наш прошлогодний поход в этом районе: Шапша - Хайгары - Важинка

Идея похода заключалась в том, чтобы пройти в верховья Важинки самым коротким, но и самым сложным путем. От Святозера, через высшую точку Олонецкой возвышенности (более 320м). Затем, проплыв по Важинке, переброситься на р.Марина, а потом, если будет время, куда-нибудь еще, на Мужалу или Б.Кяй.

Первая пешка получилась суровой по полной программе. Трудно придумать более тяжелые условия для нее, чем в нашем случае. Глубокий (выше колена) размокший снег, сверху постоянный мелкий дождь; из-за пасмурной весны снег не сошел на открытых участках, как мы рассчитывали (и как было в прошлом году); грейдер, обозначенный на карте и хорошо видный на космическом снимке оказался совершенно заросшим.

Важинка выше впадения Хайгары оказалась довольно заваленной и без каких-либо интересных препятствий. Ниже воды было меньше, чем в прошлом году и пороги стали не такими сложными (2 - 3-КС). Пеший переход на Марину и сплав по ней оказались исключительно простыми, красивыми и приятными.

После этого вдвоем с Сашей Тонисом переехали на р.Б.Кяй. Выше ж/д моста речка оказалась очень сложной и интересной. В низовьях Б.Кяй тоже весьма приятен.

План похода

1 мая Приехали в Святозеро. Отошли 6 км по расчищенной дороге на восток.
2 мая Суровая пешка по снегу под дождем. Прошли около 5 км.
3 мая Менее суровая пешка (5 км). Днем пришли на Важинку.
4 мая. Сплав по Важинке почти до ущелья. Прохождение порогов 1 и 2.
5 мая Прохождение порога 3. Таня и Витя уезжают из В.Важин, Леша продолжает сплав до ст.Свирь, остальные доплывают до дер.Кашканы и начинают пеший переход на Марину. Ночевка на г.Серки.
6 мая К обеду доходим до Марины, после обеда начинаем сплав, проходим Марину и немного по Таржеполке.
7 мая По Таржеполке и Ивине приплываем на ст.Ладва, садимся в пригородный поезд на Петрозаводск. Катя уезжает, мы с Сашей выходим на Пяжиевой Сельге и идем в верховья Б.Кяя (к его истоку из озера). Два часа очень сурового сплава, прошли 2 км.
8 мая Проходим Б.Кяй до Ладвы, вечером уезжаем в Питер.

Пеший переход от Святозера на Важинку, 1-3 мая.
Сплав по Важинке, 4-5 мая.

Слава Завьялов Кат2
Катя Стальгорова -//-
Саша Тонис КНК
Леша Кукин КНК
Витя Пржиялковский Л21
Таня Ситкова Л11






Ночевка в Святозере в ожидании приезда части группы

Итак, 1-го мая мы все разными путями прибыли в деревню Святозеро, что на трассе М18. В 16:00 вышли. Погода портится, заходит дождь. Зато потеплело, еще пару дней назад был глубокий минус. Идем по обозначенной на карте дороге на восток, она расчищена от снега. В 16:55-18:00 обедаем под несильным дождем.

Постепенно по дороге вылезаем наверх. Проходим большую недавнюю вырубку. Дорога по-прежнему расчищена. Саша показывает охотничью вышку, на которой лет 10 назад он обедал, прячась от комаров.


по дороге от Святозера

вырубка


болото

качественный лес

охотничья вышка

В 19:05 подходим к концу расчищенной дороги. На карте это соответствует пересечению просек между кварталами 72-73-91-92. Здесь дорога свернула налево, мы прошли по ней немного и остановились на ночевку (19:25). Видно, что мы ушли по обозначенному на карте северному ответвлнию, но найти правильную дорогу на запад вечером не смогли, а азимутом здесь идти плохо. Так что пойдем пока по дороге...

За сегодня прошли 6.4 км, ходовое время 2:20. Это нас обнадеживает, кое-кто уже рассчитывает завтра днем быть на Важинке. Это существенно, так как Тане и Вите пятого мая утром надо уже быть в Москве (они хотят уехать из В.Важин). Нам осталось пройти еще около 9.5 км до реки, причем 4.5 из них по широкому грейдеру, так что пока все выглядит вполне реальным.


Ночевка. Все уже достали свои лыжики

2 мая. Вышли в 8:50. Идем по заснеженной дороге практически на север. Примерно через километр находим ответвление на запад, также обозначенное на карте. По нему начинаем резко набирать высоту. Сзади открываются дальние виды. Снег становится все глубже, сверху капает дождик. Идти тяжело, но пока приятно. Идем в майках, очень жарко. Но это временно, пока не устали. Наверху дорогу теряем.



Лезем по дороге вверх. Снег становится все глубже

Мы отклонились примерно километр на север от прогнозируемого пути. Как раз попали на наивысшую точку Олонецкой возвышенности. Теперь идем по азимуту на юго-запад. Экспериментируем с лыжиками. Без них проваливаешься всегда, с ними -- только местами, но неожиданно. Что лучше -- не очень ясно. Но постепенно на лыжики встали почти все. Сильно мешают мелкие елочки, притаившиеся под снегом: над ними наст очень слабый.





На вершине Олонецкой возвышенности. Лыжики иногда помогают.



Промокшие, замерзшие и уставшие останавливаемся на обед в 14:00. Долго греемся у костра, выходим только в 16:30. Пытаемся дойти до широкой просеки север-юг, хорошо видной на космическом снимке. По ней уже можно будет выйти на долгожданный грейдер к Важинке. Но нас постигает разочарование: просека настолько заснеженная и поросшая кустами, что идти по ней хуже, чем по лесу. Так что продолжаем идти по азимуту. В одном месте встречаем попутные медвежьи следы -- по ним очень удобно идти.

Народ сильно устал и растянулся. Очень плохо, что еще вчера не распределили равномерно вес рюкзаков -- в результате совсем умотали Витю. При тропежкие по насту большая нагрузка приходится на согнутое колено, поэтому лишние пять килограмм очень критичны даже при полном весе в районе 35 кг.

До грейдера дойти не смогли, на ночевку встали в 19:00. Удивительно, но нам удалось найти бесснежное место для палаток на склоне горки! За день прошли 5.6 км, из них 4 до обеда. Ходовое время 7 часов 40 минут. Очень тяжелый день, и физически и психологически. Но мы перевалили через возвышенность и уже спустились метров на 50! Дальше должно быть легче.

3 мая. Вышли в 9:20. Погода улучшается, по крайней мере дождя уже нет. Опять идем медвежьими следами, довольно быстро (в 9:40) выходим на озеро Юлюламби.


озеро Юлюламби



шаг за шагом





Отдыхаем на озере, потом обходим его слева по подтопленному лесу. Выходим на клюквенное болото и по нему быстро идем к грейдеру.


Скоростной участок -- клюквенное болото


Вдоль заросшего грейдера

На грейдер вышли в 10:30. Новый сюрприз: грейдер настолько зарос, что идти по нему невозможно. Идем вдоль канавы с северной стороны от него. Здесь местами встречаются протаявшие участки.

Примерно через километр по грейдеру уже можно идти, но вскоре мы сталкиваемся с новым препятствием. Это -- ручей Кондий. Промоина через грейдер, по которой течет глубокий поток, с двух сторон затопленный лес. Поискали с разных сторон брод, но не нашли. Надули ласточку-21 и переправились.


р.Кондий -- переправа

Наконец появились большие бесснежные поляны!

продолжаем идти вдоль грейдера

Дальше -- все легче и легче. Около 15:00 были на Важинке. За день прошли 5.5 км, ходовое время около 5:30. Погода хорошая, выглядывает солнце.

Место для стоянки нашли на левом берегу Важинки чуть выше пересечения с грейдером. Место мокрое, но бесснежное. Кругом затопленный лес, много снега. Сушины для катамаранной рамы удалось найти, вернувшись немного по грейдеру, на болотце к северу от него.



дошли до Важинки!


4 мая. Выплыли в 8:50. В начале очень много завалов. Как правило это одиночные бревна с берега на берег. На берегу -- глубокий снег, так что каякеры и ласточники страдают. Мы же с Катей перекидываем катамаран поверху, что-то распиливаем, и в результате идем не медленнее остальных. Постепенно завалов становится все меньше, скорость возрастает.


Начало сплава

13:00-15:46 -- обед за 2 км до впадениея Среднего. Падает снежок, Витя клеит ласточку, Таня переживает, что они с Витей не успеют к 5-му в Москву. Леша снимает эту безрадостную картину на видео.

После обеда завалов еще меньше, после Среднего они совсем кончаются. Но доплыть к вечеру до В.Важин мы явно не успеваем.

Перед впадением Хайгары встречается плес закрытый льдами, но пройти вдоль берега не сложно. Хайгары впадает слева, в середине простой шиверы. За ней -- плес с избушкой на левом берегу и тросовой переправой, за плесом -- Порог N1, ориентир -- правый поворот, просмотр возможен с обоих берегов. 2КС. В прошлом году вода была больше, во всю правую часть русла стояла огромная бочка, слева вода шла через каменные грядки. Разумный путь движения шел по левому краю бочки, по узкой проносной струе. В нашу воду бочка исчезла, идти можно во всей правой половине русла. Есть пара маленьких бочек, которые легко обойти. Проходим двумя группами, на ласточке я заменил Таню.

Доходим до порога N2 (Двойной). Ориентир -- слабый поворот направо, на повороте длинный вал поперек реки. Просмотр с правого берега. 2КС. Порог с прошлого года практически не изменился, разве что валы стали поменьше. Проходим двумя группами, каждый на своем судне. За порогом на правом берегу встаем на стаянку (18:45).

5 мая. Выплыли в 9:30. Судя по бобровой плотине на левом берегу перед ущельем, уровень воды на полметра ниже прошлогоднего. Тогда вода была почти вровень с верхом плотины. Ущелье проплыли, полазать по курумнику и скалам никто так и не захотел.




Просматривать Порог N3 (Каньон) встали сильно заранее и, для разнообразия, на левом берегу. Как и в прошлом году -- струя с довольно пологими валами, в конце -- зигзаг направо с пологим сливом и прижимами налево и направо. Бочка справа в начале и прижимы в конце порога существенно менее мощные, чем в прошлом году. Сложность, наверное, 3- КС.




Идет сперва катамаран тандемом с Сашей. Леша -- пассажиром с видеокамерой. Прошли нормально, но в конце наехали на что-то острое. В шкуре катамарана два параллельных разреза, суммарной длиной метра полтора-два. Затем проходят и все остальные: Витя, я на таниной ласточке и Леша. Без происшествий. Выясняется, что в валах Л11 без фартука заливается водой почти сразу (Л21 в этом смысле лучше), так что порог прохожу по пояс в воде...

Катамаран решаем не зашивать, применяем отработанный еще летом в Саянах метод -- зашнуровываем баллон снизу чалкой -- этого вполне достаточно, чтобы проплыть оставшуюся часть шиверы. За шиверой, у разрушенного моста разбираем катамаран и провожаем Таню и Витю. Мы с Катей пересаживаемся в ласточки.

Плывем по Важинке до дер.Кашканы (13:40-15:00). Река спокойная, погода отличная, глаз радуют совершенно бесснежные берега. В первый раз за поход можно расслабиться. Суровая часть закончилась, началась халявная.

Обедаем у Кашканов, Леша решает плыть по Важинке вниз, мы же с Катей и Сашей пойдем дальше, на Марину.


Важинка ниже В.Важин

Леша уплывает вниз по Важинке

деревня Кашканы

Пеший переход с Важинки на Марину,
сплав по Марине - Таржеполке - Ивине, 5-7 мая

Саша Тонис КНК
Слава Завьялов Л21
Катя Стальгорова Л11

Пеший переход начали 5 мая в 17:40 от заброшенной деревни Кашканы. С реки поднялись на дорогу, по ней дошли до деревни. Очень красивое место -- деревня находится на горе, во все стороны открываются далекие виды. Сплошное море леса, на севере виден основной хребет Олонецкой возвашенности. Просторно стоят заброшенные дома. В отличие, например, от Вологодской области, где дома разрастаются в ширину, имея по фасаду иногда десяток окон в ряд, здесь дома строили высокими, с высоким подполом, часто с полноценными двумя этажами.




речка Черная

Находим дорогу на юго-восток. Переходим по мосту речку Черную, начинаем постепенно забираться в гору. Слева пару раз просматриваются каменные сыпухи. Дорога хорошая, снега на ней нет. В 18:50 дошли до развилки. Налево уходит колея на вершину г.Серки, туда и решаем идти, несмотря на вполне реальную перспективу заночевать в снегу. Прямо продолжается мощная дорога, похоже она идет к тому же мосту через Марину, куда нам надо, но она длиннее и не прорисована целиком на нашей карте. Да и интересно залезть на гору.

В 19:15 пришли на вершину. Здесь старая вырубка, заросшая довольно редкой молодой порослью. У дороги лежит странная конструкция, видимо, раздавленный снегом балок. Места бесснежные, несмотря на довольно значительную высоту (>240м). Никаких далеких видов не открывается.

Полчаса гуляем по окрестностям в поисках видов с горы, но ничего интересного не находим. В 19:50 встаем на ночь. Вечером я все-таки залезаю на елку и фотографирую бескрайний лес по долине Важинки.


на горе Серки



виды с елки

6 мая. Вышли в 8:40. По дороге вдоль края вырубки (дорога чуть южнее, чем на карте) спускаемся с горы. За ручьем, как и на карте, начинается грейдер. Вскоре слева подходит еще один грейдер, на карте не обозначенный -- идеально прямая аллея, покрытая прошлогодними листьями, уходящая на много километров в обе стороны. Грейдер идет примерно параллельно обозначенной на карте дороге (самой дороги, похоже, не существует) Идем по нему. Постепенно "осенний пейзаж" с прошлогодними листьями сменяется "зимним" (снег по колено), а затем и весенним (ручей в снежных берегах, текущей прямо посреди дороги). Топчем снег, потом идем по попутным медвежьим следам, потом прямо по руслу ручья. Появляется след мотоцикла, который сегодня утром пытался ехать навстречу нам, но увяз в снегу и развернулся. Выходим на бесснежные места, находим у дороги мотоцикл, но никого рядом нет -- хозяин гуляет где-то в лесу.



мечта велосипедиста -- "осенний пейзаж"

"зимний пейзаж" идем по медвежьим следам

"весенний пейзаж"

Грейдер, под конец уже обозначенный на карте, подворачивая время от времени налево, выходит к Марине. Справа приходит мощная дорога (возможно, именно с нее мы свернули вчера перед горой Серки). Отдыхаем на болоте. Такого количества клюквы я еще не видел! У отворота к мосту через Марину знакомая по прошлому году вывеска турфирмы Север-Тур. Мост существует, рядом -- избушка с продавленной крышей. На реке мы в 12:55 -- пешка оказалась на удивление легкой и быстрой. Обедаем, стапелимся.



клюквенное болото

Выплываем в 15:30. Катя обучается плавать на Ласточке, сходу находить впереди места для чалок и быстро уходить в них при желании. Река быстро течет по еловому лесу, без всякой поймы. Прямо в воду спускаются с двух сторон моховые берега. Очень необычно и красиво. Встретилась 3-4 бревна поперек, пару легко убрали. Я отстаю от Саши с Катей, так как пытаюсь записать трек реки, а gps под высокими елками постоянно теряет спутники. Примерно на половине пути до Таржеполки река выходит из леса на открытые места. Начинаются несложные быстрые шиверы. Напоминает низовья соседней Шапши, но поуже. Перед самым устьем -- слив с бобровой плотины и несколько спокойных меандров с парой небольших завалов. В 18:00 выплыли в Таржеполку. Марину прошли всего за 2.5 часа (!).




Марина - еловая речка



Плывем по спокойной Таржеполке. В ур.Кривое Колено -- совсем новый бетонный мост. Встаем на ночь в 19:20 в конце длинного восточного участка реки, перед большими петляниями на юг. Незадолго до этого проплыли разрушенную плотину (деревянные срубы по бокам и пологий язык между ними). За плотиной река чуть оживилась, появились слабые перекаты.


Таржеполка


7 мая. Выплыли в 8:30. Погода очень неустойчивая, сильный ветер, кругом ходят дожди, иногда выглядывает солнце. Самая высокая температура за последние сутки, вообще, была сегодня в 5 утра...

На реке перекаты, постепенно усиливаются и перед Таржеполем идут уже почти непрерывно. Таржеполь -- большая деревня на обоих берегах, новые дома, новый бетонный мост. Река в деревне спокойная.

За Таржеполем перекаты продолжаются, но не так активно, как перед ним. Наконец слева впадает Шапша, образовав речку Ивину. Речка спокойная, по берегам поселок Ладва-Ветка.


Таржеполь

место антистапеля в Ладве-Ветке

После автомобильного, железнодорожного и еще автомобильного мостов проплываем лишнюю излучину, чтобы антистапелиться вне поселка. Тут на Ивине начинаются несложные перекаты. Судя по карте, ниже они должны продолжаться, по крайней мере до моста дороги из Ладвы. В 12:00 вылезаем на берег, сплав по Таржеполке и Ивине занял 5 часов. Дождь окончательно кончился, погода солнечная и очень ветренная. Пообедав, идем на станцию.

В 15:20 на станции Ладва садимся в пригородный поезд на Петрозаводск. Катя едет до города, оттуда в Москву и сразу же в следующий поход, мы же хотим остаться здесь еще на день, тем более, что послезавтра утром мне надо быть в Питере. Поэтому наши билеты -- до ст.Пяжиева Сельга, а наша цель -- река Большой Кяй. Давно уже хотели мы на нее попасть, Саша даже разведывал ее низовья пешком два года назад. Сплав хотим начать от озера выше железной дороги. Правда есть риск, что река будет там очень маленькая и пройти ее всю за день с небольшим мы не успеем. Но рискнуть хочется -- судя по карте, уклон на этом участке чуть ли не 20 м/км.

Б.Кяй, 7-8 мая

Саша Тонис КНК
Слава Завьялов Л11


Место стапеля на пересечении Б.Кяя с газопроводом
От Пяжиевой Сельги идем пешком по дороге на запад, из-за проблем с ориентированием выходим не к озеру, а чуть пониже, там, где Б.Кяй пересекается с газопроводом.

Выплываем в 18:06. Река сразу показывает, что к сплаву надо отнестись серьезно. Уже метрах в 20 от стапеля я наматываюсь под бревно. Юбки и фартука нет, так что ласточка сразу полна воды и я едва держу ее. Выбираюсь кое-как.

Еще через сотню метров новое приключение -- коридор из кустов, перекрытый бревном в конце. Место для чалки я, конечно, наметил: струя не слишком мощная, поэтому можно зайти лагом, сунуть корму направо за ветку и резко провести нос по косому бревну, перегораживающему струю. Тогда можно схватиться за кусты на берегу, Ласточка при этом будет уже стоять в улове. Один просчет -- к носу привязана чалка, этот узел-то и цепляется в ключевой момент за сучок. Переворот. Поймав Ласточку, первым делом выхватываю стропорез -- и ненавистная чалка отправляется в передний карман спасжилета -- там она будет полезнее...


Плывем по лесу
Это все происходит в первые минуты сплава, потом река разливается по еловому лесу без русла. Много проводок. Потом реку пересекает ЛЭП, под ней бревна, завалы, поселение бобров.


Где-то в районе Пор.1
Опять лес, река собирается в узкую струю. Это можно назвать Порогом N1. Саша уверенно идет впереди, я не поспеваю за ним выискивать места для чалок, отстаю. Кульминация очень эффектна -- в узком коридоре из кустов появляется огромный вал, перегораживающий струю. Обхожу слева -- оказывается, большой валун лежит посередине реки. Дальше еще несколько валунов и плес за порогом.


порог на вырубке
Река выходит на вырубку. Мешанина из спиленных бревен, бобры... Неприятный участок, много обносов. Под конец -- Порог N2 -- прямая пенная струя, перекрытая несколькими бревнами. Убрав 3-4 штуки, можно сделать порог проходимым, но мы обнесли его.

Завал на входе в лес и Порог N3 -- узкая пенная струя без древесных препятствий, дугой обходящая горку правого берега. Просмотрели, прошли. За порогом улово.

Порог N4 начинается постепенно, идем, высматривая места для чалок. Наконец чалюсь перед Сашей, который барахтается в каком-то улове: сперва безуспешно пытается выйти на струю, потом -- вылезти на берег. Перечаливаюсь на противоположный берег, провожу ласточку через завал, перед которым чалился Саша. Он уже выбрался на берег. Внизу -- порог, ищу место для чалки на левый берег к Саше, наконец нахожу метрах в 50 и перечаливаюсь туда.

Саша уже ходит вдоль порога и думает. Опять узкая струя и два сложных места -- косая палка наискось торчащая навстречу течению и низкое бревно над водой. Если бы не течение, первую можно было бы перекинуть через себя, под вторым -- пролезть. Но в мощной струе любое хватание за бревна приводит к однозначно предсказуемому исходу.

В результате находим место перечалки и я отправляюсь на другой берег чистить порог. Палку отвел сантиметров на 20, бревно отпилил, но убрать не смог, поднял немного и поставил на подпорку. Проходим по очереди, Саша все боится, что бревно упадет с подпорки в самый подходящий момент.


Пор.3

Пор.4

Пор.4

За порогом плес, слева впадает обозначенный на карте приток, неожиданно крупный, перед ним -- подходящее бесснежное место для стоянки. Встаем в 20:10. Пару километров шли два часа, для нас они прошли совершенно незаметно.


8 мая. Выплыли в 8:30. Благодаря притоку, река стала пошире, появились улова. Почти все удается просматривать с воды, несмотря на то, что порожки длинные и не менее мощные, чем вчера.

В ?? дошли до моста. Под ж/д две трубы, проход вроде чистый. Саша лихо пошел в правую трубу, когда он выбрался на свет, я пошел за ним. В трубе пологий слив, котрый постепенно становится круче и кончается уже снаружи трубы бочкой. Саша ее пробил, я кильнулся -- не везет мне с бочками! Метрах в 20 за трубой оказался завал. Проход есть справа, но очень непростой. Саша попытался туда пролезть, ему это почти удалось, но на одной из последних веточек он кильнулся. Я же сумел встать на ноги в струе перед завалом и с ласточкой выбраться на берег. Завал я обнес. Вообще, конечно, это место нужно было просмотреть. Чего и советуем всем последователям.


порог за ж/д мостом

Дальше река постепенно упрощается. Сплав в духе лучших Тульских речек -- после пройденного он кажется отдыхом. По крайней мере, не приходится бегать по берегу для просмотра, выискивать микроскопические улова и т.п.

Такое продолжается до пересечения с ЛЭП. Дальше идет бобровое царство. Река петляет по широкой пойме, очень часто встречаются бобровые плотины, по счастью затопленные. Встречаются и завалы, которые надо обносить. Постепенно река входит в лес, но она по-прежнему довольно спокойная и с завалами. На одном из них я порвал Ласточку, приходится заклеивать.


бобровая хатка

бобровое царство


слив с бобровой плотины
После крупного правого притока завалы почти совсем исчезают, но интересные шиверы пока не появляются. Из забавного -- слив с бобровой плотины высотой сантиметров 70. Шиверы начинаются лишь незадолго до обозначенного на карте водопада, после наплавного моста лесовозной дороги. Сам водопад на фоне шивер почти не смотрится. Перепад около полуметра, в левой части проносная струя, в правой -- небольшая бочка. Ориентир -- поворот реки налево и вырубка по правому берегу. На водопаде обедаем (12:50-13:55).



"водопад"

шивера за ним

Довольно интересна шивера за водопадом, с крупными камнями, потом шивера у моста. За мостом еще несколько хороших шиверок и -- кульминация этого участка -- очень длинная и крутая шивера до самого низа: за ней река выходит на равнину, препятствия заканчиваются. Здесь мы и закончили сплав (15:00).

Мы рассчитывали на автобус Петрозаводск - Ладва-Ветка (18:00-20:05) до станции Ладва и на питерский поезд N657 (0:06). Долго и неспеша сушимся, приходим в Ладву к автобусу. Очень приятный поселок -- особенно запомнились двухэтажные деревенские дома по сторонам узкой главной улицы. Автобуса не дождались, сразу уехали на попутной Ниве на станцию, где в соседнем лесу сидели еще часа четыре в ожидании поезда. Рано утром 9-го уже были в Питере.

Кстати, московские поезда в Ладве не останавливаются, для попадания в Москву хорош следующий метод: сесть на пригородный поезд 19:30 в Токари, там пересесть на подходящий к нему Токари - Лодейное Поле. С него в Свири (или в Подпорожье, или в Лодейном поле) пересесть на 15-й, 111-й или (если есть) 181-й поезд.

Б.Кяй: выводы

Замечательная речка для тех, кто, возвращаясь из майской Карелии, хочет задержаться на день и пройти еще достаточно сложную речку. С железной дороги хорошо доступны все три характерных участка на Б.Кяе:

  • от озера до железной дороги у ст.Пяжиева Сельга -- жесткий сплав по лесу, длинные и узкие пороги, требующие просмотра, со сложными и редкими места для чалок. Завалов немного. Конечно, сюда следует идти только на маленьких одноместных судах и только в большую воду. Было бы полезно составить лоцию этого участка (пороги тут хорошо выраженные) и пропилить относительно немногочисленные завалы. Следует внимательно отнестись к порогу под ж/д мостом. Труба со сливом с ходу кажется простой, но метрах в 20 за ней -- завал с весьма нетривиальными проходами. Участок очень понравился -- пожалуй, у меня не было еще столь напряженного сплава. Хочется повторить и поискать похожие речки: судя по карте, должен быть хорош соседний Малый Кяй.
  • от железной дороги до впадения правого притока у стании Нырки -- небольшой участок достаточно интересного сплава (но после первого участка он воспринимается как отдых, все идется сходу), затем спокойный сплав по бобровым местам (много плотин, но в большую воду они почти все затоплены). Этот участок вряд ли имеет самостоятельную ценность.
  • от стании Нырки (на восток от станции идет тропа, выводящая на реку) до Ладвы -- приятный сплав с чистыми и длинными шиверами. Чем ниже -- тем мощнее шиверы, обозначенный на карте водопад на их фоне не очень смотрится.
Как и на других олонецких речках, завалов немного, и вся река проходится удивительно быстро. Лишь просмотры на первом участке сильно замедляют сплав. Всю реку мы прошли за 7 с небольшим часов, примерно по 2.5 часа потратив на каждый из трех участков.


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;