Дневник лыжного похода в районе хребтов Мончетундра и Чунатундра в феврале 2002 года

Лыжный поход в районе хребтов Мончетундра и Чунатундра (Кольский полуостров)

02.02.02 — 11.02.02

Спуск. с перевала Хипик
Текст: Фёдор Могилевский

Вступление:

Данный дневник повествует о лыжном путешествии в районе хребтов Мончетундра и Чунатундра, совершенного мною в феврале 2002 года в составе группы товарищей. Как известно, снег и лед — это замерзшая вода, поэтому, туристам-водникам путешествия зимой наиболее естественно делать именно по снегу, то есть на лыжах. Именно поэтому я второй год подряд выбираюсь с коллегами по водной секции турклуба МГУ и сочувствующими туристами в лыжный поход по Кольскому полуострову. На этот раз вместо традиционных Хибин поход проходил по менее известному району, расположенному к западу от озера Имандра между хребтами Мончетундра и Чунатундра. Так как в этом районе перевалы расположены не так плотно, как в Хибинах (да и меньше их), то предполагалось встать базовым лагерем в месте соединения вышеуказанных хребтов и сделать 2-3 радиальных выхода на близлежащие перевалы, в том числе одно восхождение на гору хребта Чунатундра высотой 1072 метра. Планам не суждено было сбыться, но об этом ниже. Для более полного восприятия этого текста возможно будет необходимо прочитать мой же дневник из прошлогоднем походе в Хибины. Небольшое замечание. В тексте часто встречается название Сейдозеро. На самом деле это озеро называется Сейдъявр, но это сложно писать и произносить :) Замена мне кажется справедливой, так как на языке саамов слово «явр» обозначает как раз озеро. Также не надо путать это озеро с озером, расположенным в Ловозерах, и имеющим то же название. В квадратных скобках находятся мои комментарии к тексту. К тексту прилагается карта с помеченными приблизительными местами стоянок. Цифрой обозначен номер ночевки.

Состав группы:

Фёдор Могилевский

График движения:

02.02.2002 г. Москва — 0:28 Поезд №16 Москва-Мурманск
03.02.2002 Поезд №16 Москва-Мурманск — 10:25 Оленегорск — ночевка на южной оконечность хребта Мончетундра
04.02.2002 ночевка в лесу недалеко от озера Вите
05.02.2002 озеро Сейдъявр — русло река Вите — ночевка у реки Вите
06.02.2002 радиальный выход на перевал Корнескорч
07.02.2002 русло реки Вите — озеро Сейдъявр — ночевка на склоне хребта Мончетундра под перевалом Хипик
08.02.2002 перевал Хипик — дорога Мурманск-Аппатиты — Мурманск
09.02.2002 г. Мурманск — 7:20 Поезд №181 Мурманск-Москва
10.02.2002 Поезд №181 Мурманск-Москва
11.02.2002 Поезд №181 Мурманск-Москва — 5:20 Москва

02.02.02

Начало

Кстати, забавная дата. К тому же сейчас около 2х часов ночи :) Поход начался. И начался он, как всегда с бардака. У меня :) Ну, на работе бардак — это понятно, там админ сдал сессию и взялся настраивать сервер :) [А работаю я в отделе информатизации одного московского вуза] Ну а подготовка похода у меня всегда превращается в нечто страшное. [Дело в том, что с этой самой работы меня отпустили в поход только недели за две до отъезда, поэтому, а также в следствии вечной моей тормознутости, возникла куча проблем на пустом месте :)] Достаточно сказать, что бахилы делались за час до выхода [Кроились и сшивались. Резинки предстояло вдевать в поезде], а из анараки обметку мне придется снимать в поезде :) Но успел.

Итак, нас 8 человек. Кроме заявленных ранее, все-таки пошла Лена Евланова. [На самом деле, могли пойти/изъявляли желание больше народу, но…]

Окружающий мир постепенно замедляется. После сумасшедшего последнего полугода это кажется непривычным. Но, зато, какой кайф! Надеюсь, в этот раз не будет такого экстрима, как в тот год. С горок я спускаться так и не научился… Зато просто на лыжах катался. [Это, правда, не очень подходит для тренировки перед лыжным походом. Рюкзак за плечами довольно сильно меняем технику]

Ладно, буду отсыпаться за последнюю неделю. Мне еще анарак с бахилами доделывать :)

22:51 Завтра в 10:20 прибываем в Оленегорск. До вечера надо перевалить через хребет Мончетундра. Перераспределили общественное снаряжение. Получилось 4 кг общественного и 5 кг еды. Вполне терпимо. Читали описание одного из перевалов, на который будет радиалка — круто! Говорят 40° — врут, конечно :)

На улице довольно прохладно, холоднее, чем год назад.

03.02.02 21:12

Первый ходовой день

В Оленегорск поезд прибыл в 10:40, на автобусе за час добрались до поворота на Мончегорск. [Фото 1] [Планировалось проехать чуть дальше вдоль хребта] Автобус, который шел по дороге на Аппатиты не остановился (<censored>) так что пришлось идти пешком. А ветерок задул не слабый. И так километров 12. Нда… [Из разговоров аборигенов выяснилось, что как раз перед нашим приездом морозы спали, и начались ветра] Но теплые куртки и горячий чай спасли отцов русской демократии. Зато, когда вошли в лес… Красота! Снег есть, ветра нет. Словами не передать, как классно. Первый раз тропил — внушает :) [В том году тропить почти не надо было, так как было мало снега, да и уже готовые лыжни встречались. К тому же год назад я был несколько не в состоянии совершать подобные подвиги :)] Из-за того, что долго шли по дороге, до места базового лагеря не дошли. [Для этого нам надо было бы перевалить хребет, а по такому ветру… К тому же только что с поезда. Поэтому пошли в обход и потеряли время] Сборка печки оказалась увлекательным занятием :) [Дело в том, что я назначен почетным_носильщиком_и_сборщиком_печки] Но я это сделал! [О-хо-хо… Фиговый из меня инженер. Собрал я ее не правильно. Как она вообще простояла всю ночь мне не очень понятно :)] Пока не очень холодно, но снега больше, чем год назад. Посмотрим, в каком состоянии будут мои ботинки завтра утром. [Дело в том, что это была самая большая проблема год назад — одевание смерзшихся за ночь кожаных ботинок. Печка должна была эту проблему устранить…]

04.02.02

20:40 Ну и денек. Надо было пройти 20 км до базового лагеря, до которого предполагалось дойти вчера :) Я вызвался дежурить утром ибо силы пока есть, да и не холодно в общем. Класс! Если забить на ночной дубак (это привет из прошлого похода :)), то ощущения хорошие. [Просто, я несколько не рассчитал. Оказалось, что спать будем не в спарках, а каждый сам по себе. Мне достался синтепоновый спальник, в котором я зачем-то улегся прямо у стенки. На следующую ночь я поменялся с Лосем, у которого пуховый спальник, и жизнь наладилась] Выхожу, и полное ощущение театра. Такое впечатление, что палатка стоит в центре небольшой сцены с искусственным снегом (ветра нет и не холодно), а сзади просто декорации. Очень необычно. [Особенно забавно смотрится гирлянда машин, едущих по дороге Мурманск-Аппатиты, по которой мы шли, и которая хорошо видна из нашего лагеря]

Пошли. Все хорошо, но до обеда был не мой день :) [При первой же попытке тропить я провалился в сугроб по самое небалуйся и долго из него вылезал] Зато потом… Если бы не подъемы в горку, то был бы полный кайф. Снег довольно глубокий, местами по колено, очень рыхлый — палки втыкаются где-то на половину… Забавно. Итого, прошли около 8 км… Нда.

Обед был не столько от нашего желания покушать, сколько от желания Миши починить сломанный Бескид… [Фото 2] [Да, и Бескиды тоже ломаются, как это ни печально. Сломался он при попытке Миши перейти небольшой, засыпанный снегом овражек. Шириной как раз в длину Бескида… На восстановление ушло порядочно времени, причем это не сильно помогло, через некоторое время лыжа начала разбалтываться и пришлось привязать снизу дубину, чтобы можно было дойти до лагеря. Почему-то вспомнился выход на паводковую Большую Сестру :) Пока Миша чинился, побегали по окрестностям. Насколько же приятнее ходить по лесу без рюкзака!] Открыл для себя ручейную воду с «Зукой». [На самом деле, это называется «Сприм», но суть от этого не меняется. Концентрат сока, растворенный в холодной воде, оказался на редкость уместным. Вообще, это несчастный «Сприм» к концу похода стали сыпать вообще во все, особенно после того, как стало ясно, что сахара хватит только на каши. Чай пили только с ним] Пошел снежок. Сейчас сидим в натопленной до состояния бани палатки и вспоминаем водные походы параллельно склеиванию лыж эпоксидной смолой… [В этот день я, наконец, собрал печку правильно. Правда, металлический лист, который сворачивается в трубу — кстати, очень интересное решение — оказался острее, чем казалось на первый взгляд :)] Снег по палатке… Классно!

05.02.02

19:30 Мерзкий день. Наконец, дошли до Сейдозера (должны были быть там два дня назад). Погода какая-то странная. [Если не сказать гадкая] Снега больше, чем в прошлом год, но температура… Был подлип. К тому же крепление на одной лыже совсем раздолбалось. Пересекли Сейдозеро и поднялись довольно высоко вверх по реке. Угадывали места порогов. [Когда мы дошли до лагеря, лыжи, лично у меня, стали раза в три толще и тяжелее из-за налипшего на них льда и снега. На ночевку встали у подножья самой высокой горы хребта Чунатундра. Так как здесь предполагалось стоять как минимум две ночи, то ЦК сделали из елки, а не из лыж. [О-хо-хо… Следующие день и две ночи главным развлечением было вылавливание иголок из всего… Вообще из всего :)] Паша очень убивался, что он уже скормил нам, взятых из дома шоколадных снегурочек и Дедов Морозов со снеговиками, называемых им ништяками. Можно было бы устроить локальный новый год :)]

Завтра намечается единственный перевал похода — ущелье между Монче- и Чунатундрами. Ветер. Причем, довольно сильный.

22:20 Можно попытаться сравнить этот поход и прошлый. [Основное отличие состояло в том, что год назад мы шли без печки и с пуховыми спальниками] В принципе, я понимаю Женю. Печка — лишний вес, колка дров — потерянное время, но эффект :) Вещи сушить гораздо приятнее, ботинки не дубеют, гитара не «плавает». В общем, это того стоит. Правда, ночные дежурства несколько нарушают идилию. [На самом деле, не все так плохо. Сидишь себе на поленнице, да изредка жужжишь фонариком на часы. А когда приходишь на свое место, то обнаруживаешь, что на спальник со всех сторон наползли туристы — тесно все-таки восьмерым — и надо как-то очищать жизненное пространство :)]

06.02.02

20:06 Хороший день. Сегодня ходили на первый и, боюсь, последний перевал. Называлось сие — ущелье Корнескорч. Палатку утром не разбирали. Погода гораздо лучше, чем вчера и вообще за этот поход. Подлипа нет. Доделал крепления, так что теперь лыжи с меня можно снять только отрубив ноги :) [Просто я ту петельку, которая держит носок и постоянно спадает привязал веревкой к щиколотке. К следующему походу надо будет придумать какое-нибудь более изящное решение… Так ведь и без ног остаться можно :(] Зато, какой эффект! Естественно, шли без рюкзаков, вернее только теплые куртки и перекус. Довольно быстро дошли до ущелья, в котором и находится перевал. Шли траверсом по склону хребта Чунатундра, чтобы избежать подъема по шестиметровому ледопаду. [Фото 4] [Ну, подниматься непосредственно по ледопаду мы, конечно, не стали бы, но и обходить его по крутым склонам удовольствие еще то… [Как раз про этот подъем в том описании, которое я в поезде читал, и говорилось, что он 40°] Со склона хребта открывается потрясающий вид на долину реки Вите. Лес и горы, покрытые снегом и залитые лучами красного зимнего северного солнца. Класс! Фото 3] Снег — просто песня. По сравнению с прошлым годом гораздо устойчивее себя чувствую. Очень мало мест с настом. [Но на некоторых участках шли на дистанции друг от друга, так как довольно круто, а снег рыхлый, мало ли что…] В ущелье, пока дошли до седловины перевала, пришлось преодолеть несколько локальных перевальчиков. Предпоследний подъем многие делали вообще без лыж. Я же решил повторить подвиг Жени Мазина прошлого года на Южном Чорргоре и попробовал лыжи не снимать вообще. Получилось. Чуть дальше седловины расположен великолепный ледопад чистого голубого льда. Высотой около 30 метров, три ступени. Очень красиво. [Фото 5] Орехи для перекуса я, как всегда, не взял, но, вроде, народ не очень обиделся. [На самом деле, опять выручил Паша, который взял ништяками четыре плитки шоколада и кормил ими обессиленный туристов] А потом был спуск… Довольно приятно. Особенно пара падений мордой в снег… Особенно последнее :) [Забавно было видеть внизу любого мало-мальски крутого спуска изрытый тормозными следами снег и разбегающиеся во все стороны лыжни :)] В общем, день удался. Правда, мы не видели того шестиметрового водопада/ледопада, который утром обошли поверху… [Его видел только Костя, так как остальная часть группы разогналась и просвистела поворот, а потом возвращаться всех уже заломало] Вечером (сейчас) очень чистое небо, может подморозит, что хорошо. [Когда кололи дрова для печки, окончательно раздолбали новую версию колуна, разработанного Мишей. Несмотря на амортизатор, количество промахов по поленьям дало себя знать :) Топорище оторвали с мясом. Придется колоть дрова буржуйским топором] После пары стаканов «Державы» некоторые видели северное сияние, что роднит этот поход с прошлым. [На самом деле сияние было. Слабенькое, но было] Сейчас народ дословно пересказывает мультфильм «Остров сокровищ». Может и споем чего :)

07.02.02

Предпоследний день

20:29 Погода просто изумительная. Вчера ночью небо очистилось и подморозило. Писк. Идеальная погода для лыж, но надо уже выходить к дороге на Мончегорск.

Утром быстренько пробежались за Сейдозеро. Горы видно очень четко. [В одном месте на склоне камни сильно напоминали много маленьких домиков. Этакие, маленькие каменные избушки, в которых живут гномы-горнолыжники :)] Правда, в одном месте ручья слышен шум потока подо льдом. [Ага, а чуть раньше в паре мест довольно чувствительно проседал лед под ногами. Так что я даже счел за лучшее прейти ближе под берег] Забавно :) [Фото 6, Фото 7, Фото 8] Сначала хотели идти до Имандры, но в определенный момент решили, что один перевал это мало и надо выходить в Мончегорск через хребет. [Собственно, большого желания идти целый час или больше по открытому озеру у меня не было, так что я был обеими руками «за»] Нда… Сейчас сидим почти на границе лесной зоны. [Фото 9] Нашли единственную более-менее ровную площадку. [А как мы до нее добирались. Ууууу. Из-за крутизны склона пришлось вилять серпантином между заснеженных сосен. Вообще, очень красиво. Такого леса я давно не видел. Одно его место особенно запомнилось большим количеством снега на елках/соснах. Возможно, прошла лавина или просто ветра нет, чтобы сдуть эти великолепные шубы] Очень чистое небо. [К ночи затянуло] Рассматривали созвездия. Нашли кроме обеих Медведиц еще и Орион с Кассиопеей. Северного сияния не было — спирта было мало :) Костя с Леной уже на перевале были, так что путь есть :) [Они дошли без рюкзаков до седловины] Кстати, этот перевал называется Хипик. Потом безснежный спуск и чуть-чуть до Мончегорска… [Имеется в виду после седловины. Спуск с перевала пологий, но безснежный] Снег на этой горке очень глубокий — палки уходят по ручки. Вход в палатку выглядит странно — ступенька, садишься и просто закидываешь ноги. [Пол тоже не совсем ровный, а несколько наклонен в сторону выхода, так что при некотором желании из палатки можно выезжать на улицу, не прилагая особых усилий :)] Жаль, что уже все…

08.02.02

19:28 Вокзал в Мурманске. Забавно, да? :) Но обо всем по порядку. Сегодня дежурил утром Лось, а я в паре с ним сторожил печку. [Мы с Пашей уже второй год составляем ударную дежурную бригаду, поражающую группу качеством еды и скоростью ее приготовления :)] В результате моей вечерней лени, мне остались только большие полешки. [Ну задолбался я их колоть на более мелкие! А так как большие хуже горят, в конце только они и остались…] В итоге я заморозил всю группу, но вовремя подоспел Паша с гречкой и меня не порвали. Довольно шустро собрались и пошли на перевал. Быстро добрались до зоны леса. Кстати, по пути видел участки подснежного ручья, текущего с хребта. Мы тоже стояли над его руслом, по всей видимости. [Вообще подснежной воды в этом походе было как-то очень уж много…] Перевал состоит из довольно бодрого взлета, а затем плавно поднимающегося плато до седловины, если это так можно назвать т.к. она очень широкая. Взлет, лично мне, дался с трудом — довольно круто и рыхлый снег. По пути к седловине задул ветерок и пошел снег. Когда дошли, задуло уже конкретно. А когда начали спуск начался совсем уже ураган, слава богу, что в спину. [Такое впечатление, что горы нас выдували с перевала. И чем это мы им не угодили] После нескольких витков серпантина я понял, что пешком будет быстрее и сдался. [То есть снял лыжи и засунул под стяжки рюкзака] На лыжах до конца шли только Костя и Миша. Видимость отвратительная, парусит, но, хорошо, что не холодно. [Фото 10] [Вот видимость оказалась полнейшей засадой. Слава богу, что мы успели собраться вместе, а не растянуться по склону] В общем, дошли до низа, а дороги нет — чуть левее вышли. [По пути в низ на кочках можно было найти шикшу — это ягода такая. Даже не очень противный вкус, не то что летом] На дороге тормознули автобус, водитель которого согласился довезти нас до Оленегорска. Так как сам он ехал в Мурманск, мы решили не упускать такую возможность и поехали до конца. Поезд завтра утром в 7:20. Пока гуляем по городу и затавариваемся продуктами в дорогу. В Москве будем в 5 утра понедельника… Интересный город. [Это я про Мурманск, а не про Москву, конечно] Были на пристани, прогулялись по главной улице. Очень тихо, не то что в Москве; в 21:00 на улицах почти никого нет.

Итак, можно подводить итоги и сравнивать этот поход с прошлогодним. Очень в этот раз быстро все закончилось. Хотя, по количеству дней одно и то же. [Просто в тот раз мы ломились. Все-таки 5 перевалов за 5 дней…] Печка расслабляет. У нее есть как плюсы, так и минусы. Но без нее все как-то совсем спортивно получается. [Скорее, экстремально] Печка создает некоторую атмосферу дома… Если бы ее не было, то я не смог бы слушать как снег в тишине мягко ложиться на палатку во время ночных дежурств. Хотя и весит она, и места жрет, и дрова нудно пилить/колоть, и группа тормозится… [Это в этот раз было тепло и из палатки не очень мерзко вылезать, а было бы -20°…] Но все же, все же…

Все было менее напряжно, нежели в том году, хотя последний день [вернее, его начало] подтвердил, что поход все-таки спортивный. Самое странное, что несмотря на все минусы, которые все-таки были — куда ж без них — в следующем году я опять постараюсь попасть сюда зимой. Как же здесь классно! Вот собственно и все. Еще два дня в общем вагоне и Москва, но это уже не интересно, а потом опять будут походы, но это уже совсем другая история…

09.02.02

18:32 P.S. В поезде выяснилось, что Лена получила кольцевое обморожение запястья. [Не очень обширное — небольшой прямоугольник — но все же…] Это при спуске с перевала. В Аппатитах сели еще туристы. Более серьезные, чем мы. Они за 8 дней намотали 180 км + восхождения. [Группа состоит из горников] Им, правда, пришлось с маршрута сойти, т.к. у них один из участников ноги поморозил. К нам в гости приходил их руководитель и рассказывал про новые карты Хибин, которые он, как глава турклуба «Буревестник» закупил в количестве 100 штук в Московский Центральный турклуб. Надо будет прикупить. Они, кстати, сказали, что уже давно ездят в общих вагонах и билеты покупают за сутки. И всегда билеты есть и мало народу. Да и дешевле… [Мы в том году ехали, как выяснилось, этим же поездом, но только в плацкарте. Причем, как туда, так и обратно]

Заключение: Стоит еще немного рассказать про дорогу домой. В этой группе был свой гитарист, даже два. К тому же у девушки — второй гитаристки — оказался очень приличный голос, как это часто бывает в тургруппах. Так что вечер субботы и воскресенья я провел в их купе. Кайф! Как же я люблю подобные вечера! Кроме наших двух групп в вагоне ехали две горнолыжницы/сноубордистки и часть группы горников, ходивших маршрут почти такой же, что мы в том году. В связи с этим, в воскресенье вечером был устроен праздничный ужин, на который мы выделили часть оставшихся (с моей помощью :)) орехов и сухофруктов и купили бутылку Черемуховой настойки (слабенькая, но очень вкусная). Гитара по кругу. Как классно получилась «Ты у меня одна» Визбора! Да и остальные песни очень даже ничего. Короче, завершение похода было очень правильным. Не раздражала даже снесенная нафиг дверь в тамбур, от которого мы ехали через одно купе, ни два купе цыган, ни толпа народа (вагон-то общий). Один из тостов был за то, чтобы нас не засасывала обыденность. Именно такие вечера после или во время похода и позволяют этого достигнуть. Возможно, существуют и иные способы, но такой мне нравится больше всех…