Дневник водного похода по рекам Кок-Хем — Бий-Хем — Улуг-О в августе 2002 года

Дневник водного похода по рекам Кок-Хем — Бий-Хем — Улуг-О (Западный Саян)

26.07.02 — 30.08.02

Текст:Фёдор Могилевский
Комментарии:Владимир Бобков [VeLD]
Владимир Шеваль [Vovilon]

Введение

Поход задумывался, как частичное повторение «Транссаянского» похода Дмитрия Марчука, совершенного в 1987 году. Единственное отличие — исключение реки Баш-Хем (правого притока Бий-Хема). Транссаянским он называется потому, что заброска происходит из района Восточного Саяна, далее через границу Бурятии и Тывы и далее практически до западного окончания Саян. Кроме глобальности в маршруте присутствуют еще несколько изюминок. Во-первых, это посещение Чой-Ганских минеральных источников. Совершенно уникального места, расположенного в труднодоступном горном районе на границе Тывы и Бурятии, но об этом ниже. Во-вторых, на Кок-Хеме и верховьях Бий-Хема предполагалась совершенно сумасшедшая рыбалка, в том числе и вероятность поимки тайменя. Ну и, в-третьих, река Улуг-О, которая по праву носит имя самой техничной четверки Саян. Единственная опасность — поймать дождевой паводок на Улуг-О. Так как она течет в узком ущелье в месте своего прорыва к Бий-Хему, то вода поднимается очень быстро, значительно повышая опасность препятствий, а береговая обстановка сильно затрудняет страховку. К счастью, этого не произошло и никаких проблем не возникло. В итоге, масса положительных эмоций не смотря на некоторые мелкие неприятности на протяжении похода :)

Состав группы

* Константин Зыков (Адмирал) Правая Корма Катамаран-4 «Пеппин»
Марина Луговская (Медик) Левая Корма
Владимир Леонтьев Левый Нос
Владимир «Vovilon» Шеваль Правый Нос
* Владимир «VeLD» Бобков (Завхоз) Левый баллон Катамаран-2
Фёдор Могилевский (Реммастер) Правый баллон

* — капитан

График движения

26.07.02 — 30.07.02 г. Москва — 15:40 Поезд №122 Москва-Слюдянка 7:41(местное). Машина до пос. Орлик (ночевка на берегу Оки Саянской недалеко от поселка)
31.07.02 Машина до пер. Чой-Ган-Дабан (ночевка под перевалом)
01.08.02 Пешком через перевал до Чой-Ганских минеральных источников — Полудневка (ночевка в долине источников)
02.08.02 Пешком до Зеленого озера под пер. Кок-Хем-Дабан (ночевка на озере)
03.08.02 Пешком через пер. Кок-Хем-Дабан до р. Кок-Хем (ночевка на реке)
04.08.02 Пешком вдоль р. Кок-Хем до оз. Кок-Холь (ночевка на озере)
05.08.02 Стапель (ночевка на озере)
06.08.02 Оз. Кок-Холь — р. Кок-Хем — пр.8 (частично) — пр.9 (обнос) (ночевка после пр.9)
07.08.02 Пр.10 Малютка (обнос) — пр.11 — пр.12 Лифт на Эшафот — пр.13 Эшафот (обнос) (ночевка после пр.13)
08.08.02 Пр.14 Катаклизм (обнос) — пр.15 Челюсти (проводка) — оз. Кара-Балык (ночевка на озере)
09.08.02 Оз. Кара-Балык — р. Бий-Хем — пор. Огурец — Шивидский каскад (ночевка после каскада у впадения ручья Одарым)
10.08.02 Пор. Водопадный — пор. Сухой — дошли до пор. Сюрприз (ночевка над порогом)
11.08.02 Пор. Сюрприз — пор. Кайфас (обнос двойки, четверка шла усиленным экипажем) (ночевка после порога)
12.08.02 Пор. Узкий — пор. Элен (ночевка между порогом и водопадом)
13.08.02 Обнос водопада — полудневка (ночевка на водопаде)
14.08.02 Прогон (ночевка, немного не доходя до устья р. Серлиг-Хем)
15.08.02 Прогон (ночевка, немного не доходя до устья р. Харал)
16.08.02 Прогон (ночевка, немного не доходя до устья р. Мююн)
17.08.02 Вверх по р. Мююн до старицы — машиной через пер. Даштыг-Арасканныг-Арт до верховья р. Улуг-О (ночевка у реки)
18.08.02 Стапель — волок вниз по реке (ночевка на берегу реки)
19.08.02 Перекаты (ночевка на берегу реки)
20.08.02 Перекаты — начало ущелья — пор. Селевой (ночевка чуть ниже порога)
21.08.02 Дневка
22.08.02 Пор. Чертова Дюжина — пор. Катерина-1,2,3 (ночевка над пор. Катерина-3)
23.08.02 Пор. Демирсал-1,2,3,4 — пор. Рижский-1,2,3,4 — пор. Аллигатор (ночевка после порога)
24.08.02 Пор. Пропажа — пор. Саша-1 — полудневка (ночевка после порога)
25.08.02 Пор. Саша-2 — пор. Хмурый — р. Бий-Хем (ночевка в 35км от г. Кызыла)
26.08.02 р. Бий-Хем — г. Кызыл — антистапель — машина до г. Абакан — 23:30(местное) поезд №695 Абакан-Новокузнецк
27.08.02 Поезд №695 Абакан-Новокузнецк 10:20(местное) — прогулка по городу — 20:37(местное) поезд №117 Новокузнецк-Москва
28.08.02 — 30.08.02 Поезд №117 Новокузнецк-Москва — 5:12 г. Москва

До похода

Подготовка к этому походу как-то изначально пошла криво. Во-первых, сама идея возникла после отказа Кости от участия в более сложном походе по причине недокомплектации экипажа. В тот поход я идти не собирался, так что звонок с предложением пойти в Саяны был неожиданным. Во-вторых, практически до последнего дня не был ясен окончательный состав группы. Изначально предполагалось, что будет около 12 человек, но постепенно народ откалывался и в итоге осталось шестеро. Возникла даже мысль о смене маршрута на более простой (я был за, так как имел самый скромный водный опыт в группе), но Костя настоял на первоначальном варианте, подчеркивая его плюсы, упомянутые во вступлении. Забегая вперед, скажу, что это было скорее правильное решение. Места там действительно уникальные, и упускать такую возможность было бы расточительством.

Довольно долго выбирали суда. Я не буду описывать все промежуточные варианты — их было очень много. В итоге решили идти на четверке и двойке. Двоечку очень хотел я, начитавшись про Улуг-О разных отчетов, и забоявшись негабаритов для четверки (отчасти я оказался прав). Катамаран дал Костя, но надо было перешить дно, так как старое совсем истерлось. У VeLD’а дома оказался древний бабушкин Зингер, на котором мы в последние выходные перед отъездом и пришивали тезовые прямоугольники в замен старых, из мелиоративки. [Да уж… Как всегда (та же фигня была и когда перешивали Пеппин) сперва забили на машинку, но, пошив часа два вручную, решили что лучше реанимировать машинку :] В дополнение к этому собирались в поезде прошить еще на руках более толстыми нитками. С четверкой проблем было гораздо меньше. Правда, решено было взять не изначально предполагавшийся тяжелый штурмовой катамаран, а более легкий Пеппин, все-таки народу мало и лишние 10кг группового снаряжения, к которому у нас относятся и суда, это много. С Пеппином возникла только одна маленькая проблемка — утром в день отъезда выяснилось, что у одного из баллонов отсутствует катетер :) К сожалению, я реммастером иду первый раз, так что в реме запасных катетеров не оказалось :)

Но, несмотря на все эти проблемы, около трех часов дня 26 июля 2002 года шестеро смелых стояли на Казанском вокзале в ожидании поезда, который увез бы их на месяц далеко-далеко от душной, пыльной, вечно куда-то спешащей, Москвы… Саяны ждут!

26.07.02 — 29.07.02

/Поезд/

Главным развлечение в поезде на заброске всегда является доделывание снаряжения. Времени для этого было предостаточно, целых три дня. Так что и дно пришили и катетеры вклеили. Причем, катетеры были куплены в Омске, прямо на перроне. Хотел я еще себе стропорез к спасику пришить, но… Как говориться, «далеко идущие планы имеют свойство уходить безвозвратно».

Параллельно с этим сканировали вагоны на предмет наличия туристов, с которыми можно будет скооперироваться на заброске. Поход изначально предполагался довольно дорогим, а «уполовинивание» группы только повысило возможные затраты. Оказалось, что туристического народу полно. С одной стороны это хорошо, так как с некоторыми из этих группы нам по пути (или почти по пути), но с другой стороны — машин на всех может не хватить… Одна московская группа, увидев такое, даже решила сойти на пол дня раньше, в Иркутске, чтобы не конкурировать с такой толпой. Мы же решили не менять планов и искать машину в Слюдянке. Из Москвы мы пытались договориться с неким Сыреновым, но по телефону ничего конкретного выяснить не удалось, а телеграмма, отправленная за два дня до отъезда, не внушала уверенности в том, что проблем не возникнет. Поэтому мы обрадовались, когда выяснили, что с нами в одном вагоне едет часть большой группы Электростальского турклуба «Килятор», идущей на Жомболок—Оку. [За день до отъезда, от нашего (с Fed’ом и Vovilon’ом) общего сокурсника Сереги Журавлева мы узнали, что он с группой туристов из Электростали под руководством небезызвестного Дениса Махачева едет почти в тот же район, куда и мы и почти в то же время. Так вот. Сижу я во второй день пути в поезде и вижу до боли знакомую рожу — Денис Махачев прется по вагону и заглядывает в каждое купе… Эта собака как всегда не узнает меня пока я не хватаю его за рукав и со словами «…не узнаешь, собака…» сажаю его с нами. (Дальше началось сотрудничество)] Большая часть дороги на заброске у нас совпадает, так что мы быстро договорились о сотрудничестве :) В знак дружбы мы им отдали на время похода одну из двух взятых VeLD’ом морковок (она была кандидатом на отправку в Москву, но об этом чуть ниже), а Денис — их руководитель — принес в подарок кулек сушеных листьев Рододендрона. Пили с ними чай — прикольно.

Другим важным делом в поезде «туда» является раскидывание общественных шмоток и раскладки по людям. А заодно и взвешивание личного снаряжения для оценки выходного веса. Вот тут меня поджидала засада. Ну не ходил я еще так на долго, поэтому не привык минимизировать личняк… В итоге получилось 15кг еды и больше 20кг общественного снаряжения на мужчину. У меня личняк зашкалил за 15кг, то есть выходной вес около 50… После долгих раздумий решил часть вещей отправить в Москву. Собрал 3кг… Самым писком была примерно килограммовая пара стелек от сплавных тапок, которые я купил перед походом :) А горники, говорят, ложки высверливают :) Кстати, после вытаскивания лишних шмоток все так хорошо влезло :)

За день до прибытия, в Омске, к нам в вагон подсела группа ребят с рюкзаками. Сначала я принял их за туристов пешеходников. Но потом выяснилось, что это скауты, едущие на какой-то свой слет. В основном школьники. Разговорились, когда наши тихие бардовские песни под раздолбанную, но на удивление хорошо строящую гитару VeLD’а, были заглушены громкими мужественными песнями Цоя и других монстров русского рока. Костя собрал вокруг себя всех младших Скаутов и играл с ними в свою книжку-квест Браславского, а мы с Вовой Шевалем душевно побеседовали с одной из старших скаутов о проблемах взаимоотношений Москвы и регионов :) Некий антагонизм чувствовался, [В этом месте надо упомянуть про некоторые разногласия по поводу правильного разговорного русского (без акцента :)] но без агрессии. В итоге, расстались друзьями и даже обменялись памятными подарками: они нам ручку и мясо, а мы им книжку-квест :)

Одна из групп, едущих в поезде, подтвердила наши опасения по поводу конечного пункта маршрута, города Кызыла. Они в том году ходили на Улуг-О, и в столице Тывы возникли проблемы — отняли все сигареты.

30.07.02

/Заброска. День первый/

В 9 с чем-то приехали в Слюдянку. Костя сразу побежал искать машину, а мы с Вовой Шевалем отправились на почту — он звонить, я отправлять вещи (не только свои, большой вес пугал и остальных :)) На почте выяснилось, что отправить 1кг в Москву стоит 400 р. (!), да еще у них нет «упаковочного материала». Когда был предложен мешок из-под весел от «Ласточки», их не устроил цвет — должен быть белый :) Стельки я, конечно, выкинул, а вот все остальное пришлось тащить на себе…

Сыренова найти не удалось, зато Костя нашел человека, который забрасывал их два года назад на Урик, и договорился о ГАЗ’е до Орлика. Дальше на этой машине не проехать — нужен урал. Группа Дениса ждала еще одного человека, который летел на самолете, так что пришлось искать других попутчиков. Нашлись две группы из города Челябинск, которым, так же как и нам, нужно под Чой-Ганский перевал. С трудом запихнулись в кузов и поехали. Как говориться, в тесноте да не в обиде :) [Надо заметить, что до Орлика мы ехали в количестве 24 человек на крытом ГАЗ’е — весьма познавательно ехать в самой глубине кузова прижатым к передней стенке с ногами задранными выше головы… Хорошо еще, что несколько раз останавливались и меняли свое положение в кузове] По дороге наполнили пол литровую бутылочку бензином для ремнабора (ну забыл я, с кем не бывает :)). Проезжали реку Иркут — хочу сюда на Ласточке :) Пока ехали, несколько раз начинался и заканчивался дождик. Из-за этого даже водопад после Монд разглядеть, как следует, не удалось.

Если до поселка Монды идет довольно хорошая, местами заасфальтированная, дорога, то после… 180км грунтовки в закрытом кузове — это пытка. Но доехали. Около девяти вечера мы вывалились из кузова на берегу Оки Саянской недалеко от поселка Орлик. Дождь, который периодически то начинался, то кончался, приутих. Вяло начали ставить лагерь. Начало накрапывать, и, как только поставили общественный тент, начался ливень — хорошая примета, к удаче :) Хотя стоим недалеко от поселка, на ночь дежурных не оставляли, правда, вещи все запихнули под тент. На Чой-Гане, говорят, будет еще хуже — как никак святое место :(

31.07.02

/Заброска. День второй/

Утром совершенно шикарная погода — на небе почти ни облачка, солнце. Костя пошел договариваться вместе с адмиралом челябинской группы с Сыреновым, в Орлик о заброске под Чой-Ганский перевал. Горы вокруг шикарные. Следующей покупкой после каяка будет зеркалка, а то просто жалко терять такие виды. Приходили коровы, посмотрели, помычали. Забавно. Кстати, на склонах гор, если присмотреться, можно увидеть пасущихся коров — альпинисты прямо :) Очень радует отсутствие насекомых. Правда, в верховьях Кок-Хема обещают тучу комаров и мошки…

С машиной разбирались довольно долго, так что выехали только часа в четыре. Оказалось, что выше по течению стоит еще несколько групп, ждущих транспорта. Такой затор получился потому, что мост через Оку в том году смыло паводком и туристов было мало, так что водители были просто не готовы к такому количеству страждущих. Ехали на двух уралах (по той дороге это требование техники безопасности). Три группы: мы, одна из челябинских и группа из Уфы — прошлогодние чемпионы России. Машины — звери. Правда, если нам достался более-менее целый урал (ну в бензобаке дырка, мелочь какая :)), то вот уфимцам… Постоянно глохнущий, с разбитым кузовом (без задней стенки), жуть, короче :)

Природа просто восхитительная, как на картинке. Много бурундуков. Практически всю дорогу стоял, держась за цепь, стягивающую борта кузова и любовался окрестностями. Водители попались очень мирные. Водку не требовали, и вообще вели себя спокойно. По дороге подносили дары местным духам. На одном из святых мест, наверно самом главном, дары подносили и мы. Не знаю, на сколько это повлияло, но мы успешно добрались до места около часа ночи. По дороге было два стремных момента: второй урал завяз в Шаснурском болоте, и он же чуть не сорвался на одном из крутых подъемов, спасло только мастерство водителя. [Был еще один момент: на протяжении всего пути, при проезде через лесные участки приходилось периодически приседать, чтоб ветки, мчащиеся навстречу, не снесли башку. Очень весело :)] И тут полил дождь. С трудом развели костер, сварганили ужин и спать.

01.08.02

/Чой-Ган/

С утра снова замечательная погода, светит солнце, и последние тучи ушли на восток, а нам всем надо на запад, к Чой-Гану. Уфимцы потом также как и мы на Кок-Хем, правда, дальше идут не на Бий-Хем, а куда-то на юг, а челябинцы сразу после источников на юг, на Билин. Пытаюсь фотографировать природу — блин, нужна зеркалка :(

Вышли довольно поздно — часов в 11-12. Практически сразу начался взлет. Крутой, но, слава богу, короткий. Потом довольно долгий и пологий подъем к седловине. На перевале перекусили подаренным омичами мясом. Потом довольно долго шли практически на одной высоте. Красота. Перевальные озера, голубика и жимолость. Правда, рюкзак несколько портит картину :) У одного из многочисленных ручейков Костя нашел Золотой корень, так что завтра будем заряжаться бодростью :) А потом начался спуск. Спускаться вообще труднее, чем подниматься, да еще и по корням деревьев, да еще и склон очень крутой и длинный. Короче, к Чой-Гану я добрался совсем никакой…

У подножья восточного хребта течет довольно широкий ручей Аржан-Хем. Вполне проходим на каяках. Правда, я потом прошелся по нему вниз — довольно стремно, очень много завалов, но если его расчистить, то будет настоящий крикинг.

Источники классные. Три соляных плато, разделенные небольшими лесками. На первом три минеральных питьевых источника, на втором — один, самый главный: самая сильная минерализация, и очень красиво оформленный сам родник и окружающий лес: все в памятных табличках, идол стоит. Кроме питьевых источников на Чой-Гане есть ванны, где можно полежать в минеральной воде. Здесь есть даже некоторый порядок, как их надо принимать. Сначала надо помыться в «бане». «Баня» — это такой домик, у которого из стены льется вода градусов 40-45°С (это вода самых горячих источников Чой-Гана). Но баню оккупировали голландцы и мы смогли ею воспользоваться только ближе к вечеру. Потом, собственно, ванны. Все благоустроено, рядом со многими источниками стоит небольшой домик с прямоугольной дырой в полу, так что не дует. Получается нечто, напоминающее бассейн. Не очень глубоко, но хватает, чтобы погрузиться целиком, оставляя на поверхности только голову. Круто! В самой теплой вода как в домашней ванне, около 40°С. Недалеко расположена еще одна ванна, но там вода чуть холоднее, где-то 30-35°С. Тело просто не чувствуется. Кайф! Ванны с радоном, так что лежать больше 15 минут не рекомендуется Говорят, недалеко даже есть кладбище, где похоронены те, у кого сердце не выдержало долгого нахождения в ванне. Пока отмокал в минералке, разговорился с челябинцем — классные ребята. Они мне потом устроили небольшую экскурсию к ванне под названием «Вечная молодость (мужская)» :) Тут оказывается около 37(!) минеральных источников с различными свойствами, лечащие от разных болезней.

А потом приехали тувинцы… Лечиться. Привезли детей и женщин. Вове Бобкову нож показали, за то, что он не разобрал их кривой русский. Но, в общем, тувинцы довольно мирные. К нам подходили двое вполне приятных ребят. Я даже удивился. Один из приходивших рассказывал про тайгу — очень интересно. Про медведей, которые раз в 20 лет болеют и становятся опасными для человека. Сейчас как раз такой год… Но, когда мы с Вовой Шевалем пошли вечером к челябинцам в гости, обратно нас все-таки провожали. У тувинцев, кстати, олени есть, они с собой несколько привели. [Все убивались, что вот была советская власть, и олени разводились, а сейчас их все меньше и меньше].

Выяснилось, что и уфимцы и челябинцы на Кок-Хеме — Бий-Хеме были, так что дополнительной информации мы получили довольно много. В частности, настоятельно рекомендовано завтра подойти как можно ближе к перевалу Кок-Хем-Дабан. Постараемся. Уфимцы хотят еще один день провести на источниках, так что теперь мы будем двигаться в одиночестве. К нам правда выразили желание присоединиться трое человек: минчанин и семейная пара из Москвы на катамаране-2. У них сорвались сроки похода и они хотят как можно быстрее добраться до конца хоть с кем-нибудь. Вещи они уже частично перенесли за перевал и ждут попутчиков. Договорились, что объединимся после перевала. С ними еще два ката-4 с украинцами, но они с нами не пойдут :)

Девушка из челябинской группы все порывалась послушать, как мы поем, но мы уж очень удолбались (все-таки 50кг за плечами, сложно идти :)) так что гитару не расчехляли. Ну ничего, еще споем, если я ее еще пару раз на камни не кину :) На самом деле, гитара меня приятно удивила. По виду она вообще не должна строить :) но строит, и очень неплохо этот строй держит.

Все хорошо, но уж очень засижено, дров нет. А, вообще, место уникальное, если будет возможность — вернусь, благо отсюда можно еще и на Билин забрасываться.

02.08.02

/Зеленое озеро/

Встали, как обычно, но решили еще немного задержаться с выходом. Костя, Вова Леонтьев и Вова Шеваль еще раз приняли минеральные ванны и около 12 мы тронулись.

Сначала был лес. Крутой подъем, рюкзак цепляется за ветки, корни под ногами — жуть. Потом начался каменистый подъем вдоль водопада — первая плотина. Шли по турам. Довольно мерзко, но «живых» камней нет, так что несмотря на большие размеры камней технических трудностей не было. Бегал смотреть на водопад, жалел в очередной раз об отсутствии зеркалки. Далее был лесной участок. Появилась голубика, правда, недозрелая. Перед началом очередного каменистого участка (второй плотины) пообедали, попили чай с Золотым корнем и набрали дров — дальше леса нет до Кок-Хема. И началось… По бревнышку перешли на правый борт долины, и начался самый сложный участок. Сначала здоровенные камни, некоторые «живые». Первый раз порадовался своим длинным ногам :) Потом сыпуха. Периодически из-под ног уезжают камни, а сверху, иногда, доносится звук осыпающегося склона… То ли после еды, то ли из-за чая с Золотым корнем, но этот участок я шел бодрее, чем подъем перед обедом. После всей этой жути вышли сначала к одному озеру, а, пройдя еще немного, дошли до Зеленого. Озеро пришлось обходить по все тому же крупному курумнику, но это уже не напрягало… Решили встать на последней ровной поляне около озера по пути к перевалу. Была еще идея забраться на полку после небольшого участка перевального взлета, но Костя туда потом ходил — здесь лучше.

Собирали Золотой корень для заправки завтра перед штурмом. Трое перцев, что хотят к нам присоединиться, сегодня ушли уже на Кок-Хем, но часть их вещей, по всей видимости, еще здесь, так что завтра, может, их встретим… Комаров больше чем на Чой-Гане, но терпимо. Легли спать рано, так как Костя сразу сказал, что завтра будет штурм с последующим подвигом — нам надо кровь из носу дойти до леса.

03.08.02

/Кок-Хем-Дабан. Зона леса. Подвиг/

День помню на удивление четко, хотя записи довольно скупы.

Встали рано. А рядом с дежурными уже тусуется какой-то мужик, туристического вида. Оказалось — местный. Просто по горам гуляет, а заодно и на источники хочет зайти. Угостили его чаем, он нам порассказывал байки про заначенное где-то в этих местах белогвардейское золото :) Попили чая с корнем и вышли в 9:30. Практически сразу начался крутой подъем. Гораздо длиннее, чем на Чой-Ган-Дабане, но нет леса, что несколько облегчает жизнь. Весь подъем представляет из себя череду резких взлетов и терасс с озерами, питаемыми ледниками хребта, которые не тают даже в августе. Очень красиво. Причем, больше всего поражает масштабность этой красоты. Во многих местах подъема стоят туры, по которым довольно легко ориентироваться. Где-то на втором подъеме встретили тех троих — они возвращались за вещами. На седловину зашли в 13:00. Минут за пятнадцать до этого из туч, которые наползали на нас из долины Чой-Гана все-таки полил дождик. Впрочем, мы и так не собирались долго задерживаться на седловине и пошли дальше. Спуск довольно короткий, а потом начинается долина реки Кок-Хем. Сразу перешли на левый берег ручья, который по всей видимости можно назвать истоком Кок-Хема, как самый полноводный, и пошли по южному борту долины вниз. Горная тундра — это круто! Никаких комаров вообще, никаких кустов, только трава да цветы. Идти довольно просто. Около 16 часов наткнулись на палатку минчанина и москвичей. Оставили записку и пошли дальше. На подходе к озеру Устью-Кок-Холь начался дождь, а когда подошли ближе, то еще и ветер. Впереди уже можно было рассмотреть деревья на бортах долины. Последние километра два дались особенно тяжело, так как появился березовый стланик. Единственная отдушина — голубика, которая как раз в этот момент начала очень часто встречаться. Нашли более-менее ровную площадку, даже с сухим корнем неподалеку, но очень высоко над рекой, решили пройти еще и не прогадали. Спустившись к воде и пройдя ниже по течению метров триста, нашли очень неплохую стоянку прямо на берегу у подножья здоровенных кедров. Дрова в окрестности тоже имеются. Решив, что «от добра добра не ищут» встали тут около 21 часа. Несмотря на то, что все вымотались и замерзли, довольно долго тусовались у костра, пытаясь хоть немного просушиться.

04.08.02

/Вдоль Кок-Хема до озера Кок-Холь/

Утром было все еще мерзко — туча, зацепившаяся за хребет на правой стороне долины, все там же. Периодически то светит солнце, то идет мелкий дождик. Со сборами тормозили и вышли после 11. Оказывается вчера я ноги убил сильнее, чем ожидалось, так что сразу отстал, и так и отставал до конца. (Дело в том, что я являюсь счастливым обладателем ботинок от фабрики экспериментальной обуви. Их отличительной чертой является полная неспособность фиксировать голеностоп. Несколько раз был близок к растяжению, но обошлось) Тропы местами нет, приходится ломиться через стланник, а он, зараза, низкий, но очень густой и гибкий. Погода к середине дня полностью исправилась, тучи сдуло нафиг, правда жара страшная :) Оказывается, вчера мы чуть-чуть не дошли до 5-ого порога, с которого начинал сплав Марчук, а нам нужно до озера после 7-ого. Дошли до него часам к 16. Круто! Последние несколько сот метров пришлось мне чапать по болоту (единственное место, где стланик вызывает положительные эмоции — меньше проваливаешься). Встали на берегу озера, недалеко от впадения Кок-Хема. Вода просто супер-прозрачная, но много головастиков, так что во всех блюдах незапланированное мясо :) Недалеко болото, поэтому комаров больше, чем на прошлой стоянке и в горах, но терпимо.

Экипаж четверки сразу начал строить кат. Хитрый Костя прошелся вокруг лагеря и посрубал самые подходящие для става лиственницы. Посмотрев на это дело, я попинал VeLD’а, и к вечеру мы нарубили большую часть жердей для рамы.

Ночью первый раз сидели у костра, пели песни, ели кедровые орешки, любовались звездным небом. Шикарно… Только вот ночью дубак жуткий был. Высота большая — выше 2000м, а небо чистое, так что ночью мороз, а днем жара. На прошлой стоянке, напротив, ночь была довольно теплая, так как все небо было в тучах.

05.08.02

/Стапель/

Весь день была отличная погода. Чистое от облаков небо принесло не только очень холодную ночь, но и очень жаркий день. В середине дня даже было нечто вроде сиесты, потому что ничего кроме как лежать в тени сил делать не было :)

Честно говоря не ожидал, что рубка живых деревьев для рамы вызовет у меня такое отвращение… А что делать? Из сухостоя ставы рубить не принято, поэтому рубим живые. Хорошо хоть только лиственницы, несмотря на их вес, а не кедры и пихты — этих пожалели… Где-то к обеду были заготовлены все жерди для нашего ката. Костя успел сделать это еще вчера, так что к середине дня их кат был почти готов, а нам еще работать и работать. Мы почти успели. Только «пушки» осталось чуть-чуть доделать. По неопытности и вследствие любви VeLD’а ко всему капитальному рама у нас вышла очень толстая и тяжелая, что вызывало смешанные чувства. Спокойствие и уверенность в том, что рама будет последним, что сломается на катамаране, боролись с жалостью к себе и баллонам, так как первым придется все это толкать вперед и обносить, а вторым — плющится и скрестись по камням под весом этого монстра. Хорошо хоть Костя дал нам бОльшую из своих двоечек. Маленькая под такой рамой, наверно, просто утонула бы :)

Те трое, что собирались к нам присоединиться, до конца стапеля так и не появились. Теперь нас уже не догнать — график у нас довольно жесткий.

Где-то в этом месте я потерял своего божка, приносящего удачу в пути :(

06.08.02

/Кок-Хем до пр.9. Первая авария/

Наконец-то встали на воду! Утром мы с VeLD’ом доделывали «пушки» для нашего ката, поэтому вышли поздно, около двух дня. [Как всегда мы с Федей вышли немножко позже 4-ки. Я по дороге от стоянки до ката где-то посеял свой стропорез и, поднявшись наверх (по дороге найдя нож), увидел, что вокруг костровища уже во всю пылает пожар. Потушив его, мы благополучно сплыли] Только вышли из озера, началась фигня. Сначала очень мелкая шивера, а потом, метров через сто, порог №8. На заходе ткнулись в скалу правого берега — развернуло лагом, но выправили и вышли, вроде, нормально, но где-то цепанули камень и пробили шкуру и баллон. [Шли довольно грязно. Я думал, что уже прошли — крикнул Феде «Все нормально…», а под Фединым баллоном весело бурлят пузырьки. К тому времени, когда мы зачалились на левый берег (метров через 10-15), баллон уже был никакой] Хорошо, что до начала следующего отрезка есть быстроток, где можно зачалить кат. Оказалось, что получили поперечную полуметровую сквозную дыру. Это ж надо — первый камень на реке, а такие последствия. А если так пойдет и дальше? Сидим, шьемся/клеимся. Пеппин зачалился ниже в пороге, там и пообедали. По пути туда рассматривали продолжение порога. Нда… Одно слово — негабарит. И куча камней торчит. После ремонта в оставшейся части порога прошли, дай бог, полтора слива, все остальное обнесли/провели. В шивере после 8-ого нас помотало, но, вроде, все цело. Потом обносили 9-й. Есть подозрение, что это не проходится на катамаранах вообще никак, уж больно кривой водопадный слив. Встали в середине выходной шиверы после порога. К вечеру небо затянуло, но дождь начался только ночью.

07.08.02

/Обнос Малютки — Лифт на Эшафот — обнос Эшафота/

Дождь продолжился и утром. Еле-еле смогли с Вовкой разжечь костер и приготовить завтрак. В шивере, где Марчук порвал два ката в 85-ом, у нас все прошло хорошо, без аварий. Потом обнос порога №10 — водопада Малютка. В принципе, пройти можно, но есть вероятность угробить катамаран. Порог №11 шли с ходу, я даже не очень понял, где он вообще находится. Порог №12 — Лифт на эшафот — смотрели и затем шли разгруженными. Все без аварий, если не считать нашего с VeLD’ом грязного выхода после идеально чистого прохода там же четверки. Потом сразу обед и обнос вещей за порог №13 — Эшафот. Каты сплавили до начала порога и тоже обнесли. Для катов это не проход. А жаль… Ходили с Вовой Шевалем фотографировать порог — сильно. Если бы не здоровенная скала в середине порога, слева от которой образуется совершенно жуткого вида кривой слив с поворотом направо градусов на 90 в очень узком каньоне, то можно было бы и попробовать. Вокруг куча голубики. А еще на Кок-Хеме очень много комаров и мошки, что для Саян не типично. Говорят, на Бий-Хеме будет легче. Дождь шел вплоть до вечера, но не холодно.

08.08.02

/Обнос Катаклизма и Челюстей. Озеро Кара-Балык/

Опять отличная погода, на небе ни облачка. Собирались довольно долго. После завтрака занимались тушением кедра, на корнях которого сообразительные дежурные развели костер. [На этот раз этими кем-то были мы с Мариной] До порога Катаклизм близко, поэтому вещи решили не привязывать, а обносить прямо из лагеря :) Катамараны, как и в случае с Эшафотом сплавили до начала порога, а потом обнесли. Опять негабариты… Хотя в этом случае, на каяке протиснуться можно, это даже интересно будет. В шивере после порога Костя поймал первого хариуса!

До впадения в озеро Кара-Балык на Кок-Хеме еще один порог — Челюсти. До него река довольно однообразна. Куча поворотов с прижимчиками, приличное течение, каменистое дно и рыба. Вова Шеваль с Костей, почувствовав рыбацкий азарт, сменили весла на спиннинги и принялись ловить все подряд. У нас удочек не было и поэтому пришлось тупо грести до порога. Часа через полтора впереди зашумело — вот и Челюсти. Я успел несколько раз пройти вдоль порога, съесть кучу голубики, а четверка все еще рыбу ловит. Наконец, появились, даже чего-то поймать смогли :) Долго ходили вокруг да около. Марчук этот порог шел. Правда ни один из катамаранов до конца целым не дошел, но все же… В итоге, Костя не захотел рвать суда. Вещи обносили, каты проводили — насколько же это приятнее обноса! На обед была первая жареная рыба. Потом Марина вместо меня села на кат-2, а я пошел на Пеппине. Вплоть до озера зверская рыбалка. Итого, за несколько часов — около 10кг. Весь вечер чистили это дело. Часть жарили, часть солили. Хорошо ловиться начало еще на Челюстях, еле смогли уговорить рыбаков идти дальше :) Встали на берегу озера Кара Балык, из которого берет свое начало Бий-Хем или Большой Енисей — один из истоков Верхнего Енисея. Ночью уже гораздо теплее, чем на Кок-Хеме и опять офигенно красивое звездное небо.

09.08.02

/Бий-Хем. Шивидский каскад/

Утром была замечательная погода, так что даже нудная пилежка через озеро (а оно, надо сказать, довольно больших размеров) не вызвала никаких отрицательных эмоций. Бий-Хем после Кара-Балыка мало чем отличается от самого озера, как верно подмечено в одной из лоций. Петляет себе, иногда разделяется на протоки. Зато очень красиво. Вода чистейшая и дно видно даже на большой глубине. Периодически встречаются мелкие перекатики. Чуть выделяется порог Огурец — падение побольше, чем у шиверок, да и помощнее он. Зато потом! Потом был Шивидский каскад. Начинается обычными, ничем не примечательными шиверками, которые, правда, идут без перерыва. Но постепенно уклон растет и шиверки превращаются в классные пороги. Просто супер. [Особенно мне запомнился момент, когда после очередной шиверки мы шли очень близко к 4-ке, а после очередного разгона и поворота реки мы увидели четверку, севшую на какой-то мелкой быстрине. Пришлось сесть чуть правее них. Сели очень удачно — еле слезли потом. Картина: экипаж четверки упорно напрягается, пытаясь стащить ее с камней, а на двойке сидят два перца, один из которых(я:) затравленно озирается думая «Как бы на камень не навалило!», а Федя смотрит на нас всех и спокойно хомячит свою заначку…] К концу у нас с VeLD’ом даже стало что-то получаться. Правда, заплатку оторвало, да мой баллон травит непотребно. К сожалению в каскаде не фотографировали — просто не было времени на это, только несколько кусочков на видео. Стоим после каскада, у впадения ручья Одарым. Вокруг нашего костра растет довольно большое количество красной, а на берегу — черной смородины. Вечером, на наше с Вовкой дежурство, первый раз была пытка группы чаем, которая стала доброй традицией, трепетно поддерживаемой нами и в дальнейшем :) Пытка состоит в разбазаривании кипятка на кофе и последующим мееееееедленном кипячении второго кана для чая :) Остаются самые стойкие любители этого замечательного напитка.

10.08.02

/Водопадный и Сухой/

Один из немногих дней, когда на наше дежурство с утра светло солнце…

Утром VeLD занимался приклеиванием новой заплатки взамен сорванной где-то в Шивиде. Но, несмотря на это, вышли мы не сильно позже обычного. Сначала были простенькие шиверки, и на некоторое время горы даже отступили, так что течение совсем ослабло, но потом опять началось ущелье и интересные препятствия. Сначала порог Водопадный. Мы с VeLD’ом пошли без просмотра, по целеуказанию Кости. Мерзко — чуть не выронил весло. Потом еще немного и порог Сухой. В лоции описан как «простой порог со сложным судовым ходом». Так и есть. Сначала надо долго лавировать между разбросанными по руслу группами полуобливных камней, чтобы попасть в единственный габаритный слив. Причем, в самом сливе тоже торчат зубья, на которые лучше не налетать поэтому приходится делать хитрый вираж в самом сливе для их обхода. Сначала пошла четверка. Прошли чисто, правда не так, как планировали. Потом мы сели на камни недалеко от основного слива — это я не догреб, опасаясь, что уйдем слишком влево и вылетим на зубья. Но все кончилось хорошо, прошли также как Пеппин. После Сухого на берегах стали появляться березы. Потом обед, а потом ужас — три часа тупой гребли по сплошному перекату, изредка сменяемому шиверками или вообще плесами. Даже несмотря на шикарные берега, до Сюрприза я доплыл совсем задолбавшись. А тут еще и стоянка на самом верху высоченного левого берега с очень крутым подъемом — порог в каньоне.

А вообще каньончики очень красивые… И шиверки местами очень не слабые. И красной и черной смородины навалом :) Вот только мой баллон травит сильно. Стоим в березовой роще с огромным количеством гнуса и голубики :) И того, и другого ну очень много :)))

11.08.02

/Сюрприз. Прохождение порога Кайфас/

Весь день шикарная погода, только вот душно как-то, не к добру это.

С утра проходили Сюрприз. Порог проходили разгруженными, вещи отнесли по верху до конца порога. Прохождение четверки VeLD снимал на камеру, а я страховал фотоаппаратом и морковкой. Все оказалось не так страшно, как виделось сверху. Правда, пока я шел к месту страховки понизу, пару раз чуть не сорвался — надо было идти вообще по воде, но чего-то я засомневался. Потом пошли мы с VeLD’ом… Нда. Ладно, замнем :) Может, он потому и Сюрприз, что все не так жутко, как кажется? Вещи спускали по крутой каменной осыпи с большим количеством «живых» камней. Метров через сто после порога шикарный слив через всю реку. Потом 1,5 часа гребли по мелким шиверкам и вот он — Кайфас. Где-то его классифицируют как 5к.с., где-то как 6, но все говорят, что он опасен. Сливы высокие в количестве 4х штук имеются, прижим под отрицательную стенку после мощного слива сложной формы тоже. Костя долго ходил вокруг и думал. Перечалились на право, донесли вещи до конца порога. Порог сложный. Сначала я наотрез отказался, потом походил, посмотрел и засомневался — двоечка пройти может (это про катамаран, а не про экипаж), потом пришел Костя и сказал, что он на двоечке не пошел бы. На том и порешили. Перед прохождением пообедали и отдохнули. Пошла четверка с заменой Марины на VeLD’а. Мы с Мариной встали на страховку и видеосъемку. В связи с нехваткой рук снимали только последний слив, ну да ладно. Страховка не понадобилась, слава богу; мы все равно не смогли бы чисто уйти от скалы, у которой стоял наш кат, а ниже страховать смысла нет… Потом решили сплыть до конца каньона, в котором расположен порог, и там встать. Стоянка неплохая, только опять далеко от воды и просто жуткое количество насекомых!!! Вечером стало полегче и мы даже смогли немного попеть под гитару.

12.08.02

/Элен/

Солнце все также жарит, а духота усиливается.

Довольно быстро собрались и вышли. Через несколько минут порог Узкий. Прикольно, только тормозили долго — Костя ходил смотреть, что после него. Жаль не снимали на камеру. На выходе из порога небольшой каньончик с серией супер классных сливов. Очень тонизирует. (Все очевидно — только греби :)) А потом Элен… Шли на разгруженных катах, обедали после прохождения. Все шли без страховки, только фото-видеосъемка. Как мы с VeLD’ом рубились! Все заснято. Потом загорали на галечном пляже после порога. Если бы не насекомые — Крым. А потом был кошмар. До водопада мы все равно не догребали, так что пошли по максимуму. Жуть! Нет вообще ничего, только быстрое течение и премерзкие берега. Очень много горелого леса и завалов на реке. Элен действительно последний порог на реке. Есть еще один, который расположен чуть выше устья Улуг-О, но его обычно объезжают либо по Улуг-О, либо на «Заре» из Тоора-Хема :) К концу дня я уже просто лежал на кате, вяло макая весло в воду. Пока плыли, было очень странное чувство. Облаков нет, но небо чем-то затянуто и очень густой, теплый воздух. По всей видимости где-то горят леса. Гребли до тех пор, пока народ не задолбался и не отнял у Кости удочку :) Вечером была ударная доза хариуса. Нажарили несколько полных противней. В конце даже осталось немного — ну не лезет уже! Какая же полезная штука накомарник! Народ бегает, материться, прячется по палаткам, а ты ходишь и природой наслаждаешься :) Всем рекомендую :))))

13.08.02

/Водопад/

После огромного количества критических замечаний по поводу густоты манки и количества в ней сахара (гребли мало, раз обращали внимание на такие мелочи), мы с Вовкой в этот раз таки смогли приготовить очень близкую к идеалу кашу. Почти без комков! Супер — приближаемся к оптимуму. Потом было несколько часов мерзкого сплава. Жарко, насекомые, очень много завалов да и вообще деревьев в реке. По берегам очень много мертвого леса. Последнее с одной стороны хорошо, так как нет проблем с дровами, но выглядит это… Еще и запах гниющих водорослей. Бррр… Как я только не лежал на катамаране. Пеппин удил до последней убитой удочки! (Костя сломал, а Вова Шеваль, кажется, леску порвал) К обеду дошли до водопада. Он, хотя и не похож на водопад, но выглядит внушительно. Возможно, последний обнос похода! В конце водопада табличка. Вряд ли воднику, скорее какому-то исследователю Енисея. Здесь устроили полудневку до вечера. Появились рыбаки на моторках.

После обеда провел инспекцию местных кустов смородины. Супер. Красной — не меряно, причем, вся не только спелая, но местами и переспелая. Черной тоже много. Количество мошки также поражает воображение. Что будет вечером, когда полезет гнус, представить страшно. Поэтому, дневку, которую хотели сделать на водопаде решено было перенести на более благоприятное с точки зрения насекомых место. К тому же погода вечером начала портиться.

Рыбаки весь вечер пытались ловить тайменей под водопадом. Поймали много хариуса и ленка, но ни одной таинственной рыбы поймать не удалось… Хребты ленков оказались не по зубам маленьким стропорезам, так что для разделки нам с Вовкой пришлось применить лучковую пилу Кости.

14.08.02

/Прогон. День первый/

Встали рано, всё небо затянуто облаками — хорошо, что не днюем. Вышли чуть позже десяти утра. Мы с VeLD’ом упилили вперед, да так до конца и шли. Весь день было также пасмурно, несколько раз чего-то начинало накрапывать. Хотели встать в устье Серлиг-Хема, но уже поздно, так что встали немного не доходя. Отличие стоянки — много комаров и нет мошки. В лесу полно брусники. И еще присутствуют березовые остовы рыбачьих навесов. Видели медвежьи следы. На берегах становится больше лиственных деревьев. Видно, что скоро осень — листья уже иногда желтые.

15.08.02

/Прогон. День второй. День рождения Вовы Леонтьева/

Нудный день. Берега все такие же мерзкие, течение слабое, в воздухе марево. Правда, течение несколько усилилось после впадения Серлиг-Хема. но легче от этого не стало. Обедали в устье Баш-Хема, того который являлся частью «Транссаянского» похода Марчука. На обеде был траур — кончилось подсолнечное масло, и теперь рыбу будем варить. Печально. Правда, рыбалка заканчивается, а на Улуг-О вообще, говорят, рыбы нет. Рыбаки все пытаются поймать тайменя, но пока только ленки да хариусы.

На ночевку встали недалеко от впадения Харала. Рядом с нашим лагерем, чуть выше по течению, находится святое место тувинцев, несколько деревьев, обвешанных ленточками, причем, абсолютно то же самое виднеется на другом берегу, прямо напротив. Здесь уже чувствуется присутствие человека — автомобильные колеи, бутылки, пакеты… Но дрова есть. Как всегда дофига мошки. Вова Леонтьев на свой день рожденье сделал шикарный тортик из белых сухарей, смородинового варенья и M&Ms :) Запивали это Массандровским мускатом. Просто божественно. Подарили ему катамаранное весло. Пели песни. Вспомнил многое из того, что почти забыл. Спели даже вызывающий дождь «Вальс в ритме дождя» :)

16.08.02

/Прогон. День третий/

С утра и почти до вечера опять солнечная погода. Только к концу дня небо заволокло тучами и подул сильный ветер, но дождя так и не было.

Встали мы (дежурные) в 7, так как сегодня намечался рывок до конца прогона, до устья реки Мююн. В этот раз каша чего-то не задалась, зато теперь мы готовим вечером не высокотехнологичное пюре, а простую гречку — обменялись с самыми утонченными гурманами похода — VeLD’ом и Мариной. [Да будет тебе! Я-то тут причем? Да, люблю хорошо поесть… Но я же спокойно ел все, что вы готовили :)] Опять я поменялся местами с Мариной и пошел на четверке. До обеда дошли почти до О-Хема (приняли за него какой-то мелкий приток). Забабахали в суп рыбу — очень не дурственно получилось. О-Хем впадает довольно мощным, но мутным потоком. Говорят, в верховьях работает драга. Примерно в этом месте последняя пойманная рыба, кажется, мелкий хариус. После него лопатили вчетвером. Вскоре начались поиски Мююна. В лоции даны очень расплывчатые ориентиры, под которые попадает штук пять левый притоков Бий-Хема :) В районе одного из них к нам подплыли мужики. Представились рыбинспектором и кем-то там по охране. Рассказали где Мююн и как там добраться до дороги, а заодно взяли штраф (400 р.) за то что мы, якобы, чуть не стали виновниками пожара. В качестве вещдока предъявили этикетку от инжира. Проверять их слова у нас не было ни времени, ни желания. Сказали, что до Мююна 20 минут. Мы фигачили еще около часа. [Здесь я опишу ситуацию с нашей (мы с Мариной шли в этот день на 2-ке) стороны. Плывем мы после обеда где-то в 40 минутах за 4-кой. Догоняют нас «рыбаки». Останавливаются. Мы с ними здороваемся. Они задают нам вопрос: «Что такое „инжир“?». Я объясняю, что это такой сладкий фрукт. Потом они спрашивают, где мы вчера обедали. Я отвечаю, что в лесу. «Куда, — говорит их главный, — идете?». «На Мююн». «Нет, — грит, — идете вы в (по-моему Тоора-Хем), там вас сажают на вертолет, и вы летите тушить пожар, устроенный вами…». Короче, поплыли они догонять «нашего главного», а мы в полном унынии плывем дальше. Минут через сорок на какой-то быстрине видим, что на левом берегу в устье какого-то притока стоит разгруженная четверка, а рядом с ней лодка этих «рыбинспекторов». Мы не успеваем зачалиться, теряем их из виду и чалимся метров на 150 ниже в крайне неудобном месте. Пока я пытаюсь провести кат выше по течению, вниз сплывает моторка «инспекторов», а с 4-ки кричат, чтоб мы тоже сплывали. Ну, думаю, совсем труба. Повязали-таки нас эти упыри — идем тушить пожар… Так мы плывем до вечера, становимся, и Костик проясняет ситуацию: оказывается, за 400 р. инспекторы согласились сами тушить этот долбанный пожар :)] Встречные рыбаки сказали, что еще минут 40 :) Ну сложно человеку с мотором понять, что такое грести на катамаране. Встали уже около девяти вечера так и не дойдя до Мююна.

17.08.02

/Мююн. Антистапель. Верховья Улуг-О/

Утром встали рано, а вышли вообще аж в 8:45. Бодро догребли до устья этого желанного Мююна. Кстати, местные называют его Мюнь. Какая же это канава… Поднялись по нему, как и советовал рыбинспектор, до старицы. Там стоянка с явными следами недавнего антистапеля. Рассматривалось два варианта переброски на Улуг-О. На машине и пешком. Первый — гораздо более приятный, так как это позволяло не бросать раму, что заметно облегчило бы стапель в безлесной долине реки. В случае с пешей переброской, кроме времени на переход (а это дня два) нам бы пришлось еще потратить как минимум сутки на поиски леса для ставов и сборку катамаранов. Поэтому, в надежде на лучшее, мы только отвязали и сдули баллоны, засунули их в рюкзаки, а рамы потащили на плечах. Прямо от реки идет дорога. По ней мы и пошли в сторону озера Мююн сначала до какой-то развилки, а потом до моста через какую-то канаву. Там пообедали, и Костя побежал вперед, в сторону озера, а нам строго наказал ловить все проходящие машины. Через некоторое время на той стороне канавы появился кунг на базе урала в сопровождении гусеничного броневичка с резиновой лодкой на крыше, и мы даже приготовились стопить, но машины вдруг свернули и, проигнорировав нас, поехали в сторону озера. Слава богу, Костя их поймал и уговорил кунг вернуться. Это, оказывается, дорожные строители, которых занимаются укреплением дороги из Бояровки в Тоора-Хем в районе истоков Улуг-О. [Сюда же они попали, так как броневичок, отправившись на рыбалку на Бий-Хем, сломался, а урал выехал ему на помощь] Рамы пришлось разобрать, ибо иначе не влезали. А потом было классно. Сначала дорога была плохая, но потом начался уже построенный участок. Хорошая грунтовка, почти асфальт :) Перед перевалом строители встали на обед, а мы разбрелись по окрестностям в поисках малины и брусники. Последней там просто не меряно. Подъем довольно крутой, так что дорога идет серпантином. Хорошо чувствуется набор высоту по закладыванию ушей. И вот доехали до долины реки Улуг-О. Лагерь строителей стоит у узенького ручейка, который и есть самая техничная четверка Саян, река Улуг-О :)) Деревьев здесь нет в принципе, только на склонах гор в нескольких километрах от воды. То же самое продолжается на сколько хватает глаз ниже по реке, так что мы очень удачно смогли переброситься не выкидывая раму, иначе был бы очень напряженный стапель. По той же причине нет дров. Вернее, нет местных дров. Рабочим кто-то привозит здоровенные деревья, которые они разделывают бензопилой и используют в качестве дров. Костром они с нами поделились, так что проблем с готовкой еды не возникло. Строители обещают, что завтра вниз по реке пойдет машина, и она нас подвезет. [Еще, по их словам, нам очень повезло, так как машина из Тоора-Хема то ли вообще не ходит, то ли ходит очень редко] То есть на реку, которую при желании можно пройти за три-четыре дня, у нас будет около недели. Ужинали за столом. Первый раз за август :) К вечеру небо затянуло и пошел дождь. Значит песенка, которую мы пели позавчера сработала :)

18.08.02

/Стапель. Ночной сплав/

С утра на небе еще тусовались какие-то тучки, но вскоре их сдуло и опять до самого вечера было сплошное солнце.

Утром оказалось, что урал, который должен был нас подвезти, сломался. Починят его или нет ясно не было, но в любом случае надо стапелиться. Собирались до обеда, а заодно и проверили мой баллон — ничего не нашли. На обед был борщ с настоящей картошкой, нормальный хлеб, булочки к чаю и овощной салат. Это нас подкормила местная повариха.

С машиной так ничего и не выяснилось, поэтому мы решили идти пешком до места, откуда можно хоть как-то начать сплавляться. Сначала пошли Вова Шеваль с Костей — понесли раму от ката-4, потом Вова Леонтьев, Марина, а через некоторое время и мы. Сразу потеряв их из виду, решили, что они далеко впереди, и почесали по дороге. Часа через два поняли — что-то здесь не так :) VeLD сбегал вперед — их нет. Решили положить раму и возвращаться за рюкзаками. Там сидел Вова Леонтьев, который сказал, что по дороге они прошли чуть-чуть и тут же свернули к реке. [Для тех же, кто, может быть, последует на Улуг-О тем же маршрутом, целесообразнее всего будет тащить катамараны вдоль реки прямо с самого начала. Долина в этом месте очень широкая, так что река набирает воду достаточно быстро. Идти придется не очень далеко] Решили, что мы доходим до рамы, идем с рюкзаками к реке, ставим там что-то приметное и идем за рамой, а они стапелятся там, до куда дошли, и сплывают к нам. Минут через 30 нас догнал грузовичок, и оставшееся расстояние мы промчались минут за 10. А потом начался ад. Сперва какие-то непонятные ровные борозды, потом карликовая березка, слава богу, не густая, потом, правда, шикарное поле, по которому можно с удовольствием идти даже под рюкзаком, но оно не до самой воды… Потом сначала мох, потом березка, потом болото, потом вообще все вместе. Шли 40 минут. Потом путь обратно, а потом мы понесли раму… <Censored>! Так я очень давно не матерился. [Я таких выражений от Феди не слышал никогда] Наверно, я так вообще никогда не матерился. [Вот-вот :)] Еще когда мы шли по полю село солнце, и дальше мы пробирались при луне. Хорошо, что она светила очень ярко. Но этого света было мало, чтобы видеть кочки. Итого несколько раз проваливался где-то по колено обеими ногами… Хорошо хоть, что внизу каменистое дно, а не трясина. Дотащились уже на последнем издыхании в полной темноте. Где-то на поле начали перекрикиваться с четверкой. Палатку пришлось ставить куда получится, а никуда кроме кочек не получалось :) Около полуночи доскребся Пеппин. Все веселые, ночной сплав у них видите ли :) [Мы выплыли в 8:45. Вечера. Через час начало темнеть. Река же почти сразу пошла разбоями, стала мелкой. Почти постоянно проводили. Последний час плыли при свете луны. Та еще забава. Около полуночи мы наконец-то увидели светлое пятно на берегу, которое оказалось рамой 2-ки] Поели сухарей, конфет, хлеба, который нам дали строители (кстати, деньги они все-таки взяли) и водка под колбаску для профилактики простуды, так как все промокли и замерзли, и спать. Как гребано спать на кочках… Кстати, наверно, клевая была картина: горная тундра, с одной стороны закат, с другой луна, вокруг горы, а в центре два идиота тащат катамаранную раму по болоту… Просто Куинджи какой-то :)

19.08.02

/Сухое лето 2002/

Утром я, как дежурный, вылез около 8 — все в инее — значит, ночью был таки заморозок. Ботинки и носки задубели. Костра не предвидится до обеда. Апокалипсис. Хоть дождя нет и то хорошо. А нам еще баллоны привязывать… Впрочем, все получилось не так ужасно. Вова Леонтьев прихватил вчера из лагеря строителей какой-то брус. Мы его попилили, покололи, пособирали вокруг лагеря сухого березового стланника и приготовили шикарную гречку с молоком. Даже воду для чая смогли вскипятить. [Правда, ничего бы не получилось, если бы мы накануне не залили кан с гречкой водой — дров хватило еле-еле]

Так как мы еще дособирали кат, то вышли только в 12. Сначала совсем кисло — постоянная проводка, потом речка набрала воды, но разбои это скрадывают. Было прикольно, когда какой-то местной собаке, которая переходила речку прямо перед нашим катом, было по колено :) К обеду появилась еще одна проблема — солнце в глаза, так как река течет на запад. А вообще задолбало. До конца надо было вылезать минимум раз в 20 минут. Сплошная стиральная доска. Мы с VeLD’ом постоянно шкрябаем по камням, Пеппин реже — у них осадка меньше за счет более правильной рамы. Хотя, дырок это не прибавляет, так что можно забить. Зато, как несет! Да и берега очень красивые. По пути собирали дрова со стоянок местных, так как до леса мы не дойдем точно, а на стланнике готовить плохо. До чего-то интересного еще день. Одно радует — погода просто супер и вообще нет насекомых. Рыба в реке есть, правда, ни Костя, ни Вова Шеваль пока ничего не поймали, да и не ловили особенно. Строители говорили, что в устье Улуг-О они рыбу вообще экскаватором загребали. Значит, будут еще мощные супчики! Начал еще сильнее травить мой баллон, так что вечером мы его вытащили и все-таки нашли тот шов, который так упорно расходился. Клеили уже в сумерках. Параллельно с нами Вова Шеваль делал себе вторую тапочку в замену начавших разваливаться кед. Получилось гораздо лучше, чем первая. Ночью опять дубак — высоко (ниже, чем на Кок-Хеме, но все-таки) и небо опять чистое. Слава богу, что почта в Слюдянке не работала — свитер сейчас очень кстати.

20.08.02

/Начало ущелья. Селевой/

Дубак был и утром. Все во льду, а ботинки так и не высохли… Баллон весь в инее — пришлось перед засовыванием в чехол отогревать у костра, боялись, что сломается :) Но, по все видимости, это была самая большая дыра, так как после заклейки баллон начал травить существенно меньше.

Уже ясно, что скорее всего один выигранный день мы так и не израсходуем, так что начинаем медленно разъедать последнее дежурство :)

Несмотря на ночные морозы, погода радует. Сегодня опять светит солнце. Правда, плечи я себе вчера немного поджарил, ладно, сегодня будем жарить пузо :) Если бы в тот день, когда мы с VeLD’ом создали себе трудности и мужественно их преодолели, пошел дождь и не было бы луны, то мы бы умерли…

Начался нормальный сплав. До обеда еще продолжалось то же, что и вчера вечером, хотя со все большей мощью, а потом… Река вошла в ущелье. Скальные стенки. Красиво, иногда встречается красный камень, по всей видимости туф. Ширина метров 15, не больше, уклон тоже возрос. Если с утра река текла почти без плесов, то теперь превратилась вообще в сплошную шиверу. Супер! Где-то в этой череде шиверок затерялся порог Киса. Потом горы немного отступили, и на некоторое время река опять стала похожа на стиральную доску. Да еще и солнце в глаза. [Прижимов, описанных в других лоциях, по нашей воде не наблюдается. Зато в заводях ловиться хариус. Много мест для стоянок] Часам к шести догребли до плеса, сигнализирующего о приближении Селевого порога (собственно, это первый настоящий плес дня за полтора. [На глубине плавают большие хариусы, но ни одного поймать не удалось] Порог сразу за плесом). Сначала пошла четверка, но несколько не вписалась в первый прижим, как результат — две сорванные вязки. Потом мы. Почти чисто! [На видео видно, как я отталкиваюсь веслом от скалы, которую зацепил Пеппин, но я, убей бог, не помню этого :)] По крайней мере, ключевые места без проблем. Как награда, куча черной смородины после порога. Немного еще проплыли и встали около семи вечера. Тут выяснилось, что и у нас с VeLD’ом тоже проблемы — на его чехле разошелся шов между дном и декой, а у меня на днище две здоровые дыры в чехле, хорошо хоть баллон цел. Так что возникло большое желание завтра устроить дневку с починкой и помойкой, то есть помывкой. В лесу недалеко оказалось болото, но насекомых все равно много меньше, чем на Бий-Хеме и какие-то они вялые. Зато есть голубика, брусника и немного красной смородины, плюс рыба начала ловится. Просто рай! Вечером в добавку к обычному ужину была уха (обычный суп + 3 хариуса). Класс. Ночь уже теплее, чем две прошлые, хотя свитер я утром и вечером одеваю…

21.08.02

/Дневка. Баня/

С утра была отличная погода, так что решили, дальше откладывать дневку смысла нет. Пол дня готовили баню. С дровами никаких проблем нет вообще — сушняка тьма, причем, нормального сушняка, а не горелого, как на Бий-Хеме. Общественного тента, несмотря на все опасения, хватило. Ввели продналог на голубику. По результатам был сварен шикарный компотик. Веники сделали из чего-то лиственного, растущего на берегу. Не береза, но все же… Баня просто супер получилась, да еще и с холодным компотиком потом… Но халява не может быть вечной. Дождь таки пошел. Как раз когда все напарились и отдохнули, даже тент успели снять с бани и поставить над шмотками. Он, правда, через некоторое время прекратился, дав нам возможность привязать баллон к раме и посидеть у костра и попеть. Но ночью он возобновился с новой силой.

22.08.02

/Начало каньона. Каскад Катерина/

Утром дождь все шел, и опять на наше с Вовкой дежурство. Правда на момент засыпания манки он приутих, и каша получилась замечательная, да еще и с голубикой, самоотверженно собранной Вовой. Песня. Зато потом ливануло конкретно, да и похолодало к тому же. У меня начались опасения дождевого паводка, так как просвета видно не было (Я вообще весь поход его боялся, начитавшись в сети о прошлогодней трагедии именно в этой части реки). Вышли чуть позже 11 часов. Долго не было ничего особенного. Правда, дождь, заливающий очки, несколько напрягал. Так и не смогли проидентифицировать означенные в лоции притоки. Только Кыстыштыг более-менее. (Костя сказал, что Урюн-Суг он тоже заметил) К часу дождь прекратился совсем, и вдали показалось синее небо. По расчетам должен был быть уже порог Чертова Дюжина. Он и случился. После узкой, мощной трубы у левого берега, река ворвалась в русло, заваленное здоровенными глыбами. Класс! Действительно, скорее шивера, чем порог, но какой кайф. [По нашей воде порог представляет собой нагромождение камней в русле, между которыми маневрировали. Ярко выражены несколько сливов около метра] Встали на обед где-то в середине шиверы Тарелочки, после которых начинаются Катерины. Первая Катерина не впечатлила, только на выходе чуть цепанули кормой камень. Зато вторая… В отличие от первой мы шли без просмотра и проявили некую фантазию :) Пошли там же где и какая-то местная утка. После порога стоянка. Затащили вещи и пошли смотреть третью Катерину, которая начинается меньше чем через сто метров после второй. Честно говоря, не было у меня никакого желания чего-то идти после предыдущих фортелей… Да и выход из порога грязный: справа — камни, слева — полощется какое-то дерево… Но Костя решил идти на разгруженных катах сейчас. Посмотрели, как прошли они. Все не так страшно. Мощь все-таки не как на Бий-Хеме. Правда, при нашем прохождении опять были акробатические этюды, но это фигня :) Завтра каньон до конца, а после завтра, Улуг-О кончится… Жаль, отличная речка. Все так же нет плесов, и несет неплохо.

23.08.02

/Каскады Демирсал и Рижский. Оверкиль. Конец каньона/

Утром быстренько прошли финальный сливчик Катерины и устремились к Демирсалам. Первый прошли без просмотра, второй тоже проблем не вызвал. Третий был посильнее, на правом берегу даже мемориальная доска есть. Мы его, кстати, прошли чище четверки. Так четко и чисто прошли, аж приятно. Четвертый не запомнился. [Ну да, опять немного фигни вышло. Длинный он, а просмотреть целиком сложно — скалы] И вот впереди Рижский каскад… Про первую ступень написано, что слева есть чистый проход, но он закрыт скалой. Четверка прошла начало порога и зачалилась у скалы. Просмотрев, махнули нам, чтобы шли влево. Первый слив мы прошли почти встав на кормовую свечку — закусило баллон VeLD’а. Слева, за скалой оказалась гряда камней, за которыми действительно виделось что-то более-менее чистое. Мы смотреть не стали — идиоты… Стащились с гряды и пошли. После сливчика попытались уйти на право, обогнув скалу — налетели на нее лагом. Протиснулись еще правее и слились на здоровенный полуобливной камень. Баллон VeLD’а залез на него, мой — притопило, и мы легли. Я практически сразу вылез между баллонов и забрался на кат. [Я, оказавшись вне ката, стал вдоль баллона пробираться к корме, чтоб залезть на кат, но в первой же бочке меня оторвало, и я вылез на левый берег. Увидев, что Федя сидит на кате с веслом, я преждевременно подумал, что все обошлось] Сначала попробовал грести к берегу, потом Вова Шеваль кинул мне морковку, но слегка промахнулся, и я добрался до карабина, когда она уже почти распустилась — отпустил. Потом смыло с ката в какой-то бочке, но судно я не отпустил, потом навалило на небольшой полуобливнячек у правого берега, и решив, что лучше на берег, я оттолкнул кат и вылез. [После следующего поворота я увидел, что кат идет без Феди, а Федя уже вылез на правый берег. И вот мы с Федей по разным берегам бежим за катом (т.е. это Федя бежит, а я, в силу некоторой нетривиальности рельефа левого берега, осторожно пробираюсь по стенке). Федя убегает вперед меня, а я стою и думаю, стоит ли идти дальше, т.к. дальше можно только плыть вдоль вертикальной стенки… Но тут возвращается Федя и кричит мне, что кат расперло с моего берега. Я решаю сплыть/пройти до ката] Потом долго бежал за катом, который несло все дальше и дальше по второму Рижскому порогу… Катамаран вынесло на камни у левого берега, так что я добраться до него не смог. [Плыть не решился и правильно сделал] По пути назад увидел VeLD’а, идущего по левому берегу. Крикнул ему, чтобы шел к кату, а сам побежал к нашим. Решили, что Пеппин будет сплавляться, а я пойду по берегу. Когда добрались, увидели, что VeLD сидит на камне, чуть ниже места, где я видел кат, и держит судно, полощущееся на струе, за чалку. Кинули морковку — ушел мешок, попытались кидать так — не долетает, веревка путается. В конце концов ее где-то зажало и после долгих попыток веревка таки порвалась. За это время VeLD смог стащить кат совсем под отвесный левый берег и зафиксировать его; даже начал шмотки отвязывать, чтобы перевернуть. Меня на четверке переправили на левый берег и стали думать, как добраться до нашего катамарана. В этом месте левый берег представляет собой отвесную стенку солидной высоты. Я решил идти по воде. Страхуемый Костей и Вовой Леонтьевым, добрался до места, до которого VeLD мог докинуть морковку (у нас была своя). Экипаж воссоединился. [Да… Перевернутый кат слабо (видно, как он колышется на воде) расперт диагональю на двух небольших камнях. Я доплываю до него и пытаюсь завязать за что-нибудь чалку, чтобы потом столкнуть кат. Чалки еле хватает до берега, не говоря о том, чтоб ее завязать за что-нибудь. Пока я лазаю вокруг ката он постепенно съезжает с камней, и я становлюсь перед выбором: сплавляться вместе с катом (а впереди — Рижские пороги), кинуть его на фиг или попытаться удержать и подождать подмогу. Я выбираю последний вариант, залезаю на камень, на котором был расперт кат, наматываю чалку на обе руки, прижимаюсь пятой точкой к камню и жду (весло лежит рядом со мной на камне). Почти сразу кат сплывает, и я начинаю напрягаться… Кат в силу навязанных на него вещей парусит не по-детски. Через некоторое время (не могу сказать точно через какое) прибывает народ. У меня уже потихоньку отрываются руки (о том, чтоб подтянуть кат уже нет речи — сил не хватает) и я уже задумываюсь — не пойти ли мне с катом самосплавом… Разумеется пришедшие люди первым делом фотографируют эту идиотскую картину. Потом начинаются спасработы. Мне кидают морковку (заметим, что пока они не попали ею рядом со мной, я не сообразил, что ногами я держусь за камень, а руками — за чалку, и ловить спасконец мне нечем). Я решаю намотать чалку на весло и держа его одной рукой ловить спасконец. Когда ж я его поймал-таки, оказалось, что я почти слез с камня и чтоб не уйти с катом я отпускаю спасконец (его сразу затягивает под камень и заклинивает там) и обеими руками хватаю весло. Через некоторое время народ вытягивает застрявший спасконец — уже без мешка и карабина. Еще некоторое время они пытаются привязав камень к веревке добросить ее до меня, но у меня уже мало сил. Очередным рывком меня срывает с камня, и мы идем с катом вниз. Почти сразу кат садиться на следующий камень и я, подплыв к нему и взгромоздясь на камень, на котором он сидит, сижу и перевожу дух… Попытка номер два. Отдышавшись, я пытаюсь привязать чалку к камню на берегу — опять та же фигня. Длины не хватает. Тут меня осеняет — на 2-ке есть спасконец! Я достаю из воды спасконец и, пристегнув его к чалке (пока мне кидали морковку я умудрился зубами завязать на конце чалки петлю :)), привязываю-таки кат к камню на берегу. Потом легко сталкиваю кат, его прижимает к берегу. После неудачной попытки перевернуть его в груженом состоянии, я начинаю отвязывать вещи. Выясняя попутно, что у нас «ушло». (См. ниже). Потом прибывает Федя (он на страховке прошел/проплыл вдоль стенки левого берега) и мы сплываем] Итого. Ушел мой кан с Костиным противнем, КЛМН VeLD’а с Мариной, костровой тросик, половник, нож, моя пенка и наше запасное весло… Честно говоря, больше всего я боялся потери герма с фото, в котором ехала вся пленка и этот дневник… Но «обошлось». Немного сплыли и устроили обед. Слегка отошли. Оказалось, что мы находимся в самом конце второго Рижского порога. Самое интересное, что примерно в этом месте правый берег переходит в отвесную скалу, а рабочим становится левый. Еще чуть-чуть, и я бы потерял кат из виду… Впереди еще две ступени, причем, четвертая считается одним из самых сложных порогов на реке. Кстати, пленка в видеокамере кончилась за несколько секунд до нашего киля. (Вернее, Костя ее выключил, поняв к чему все идет) Третий Рижский тоже не запомнился, помню только, что шли грязно, причем, что мы, что Пеппин. А вот и четвертый… Главная проблема это водопадный слив с последующим навалом на камень в середине и негабарит в конце порога. К тому же пошел сильный дождь, да и вообще погода испортилась. Решили главное проходить без вещей. Мы шли опять грязно, в водопадный слив зашли полулагом. Хорошо, что не кильнулись… Потом несложный порог Аллигатор и все, река выходит из ущелья и успокаивается. В какой-то шивере после каньона первый раз порадовались нашей мощной раме. Пустили между баллонов обливнячек, от которого просто не успевали уйти, и он очень чувствительно пересчитал три из четырех поперечин, не достав, правда, до супер-укосины :) Встали на правом берегу, на первой нормальной стоянке после каньона. [Место очень удобное. Ориентир — на длинном прямом участке. Других ориентиров нет. Кстати мест для ночевки немного — мы достаточно много мест проверили и отвергли] Тут выяснилось еще, что у VeLD’а разошелся шов на герме, в котором ехал его спальник…

24.08.02

/Саша-1/

С утра и до вечера отличная погода.

До конца Улуг-О осталось совсем немного, а потому решили не гнать, так как впадать в Бий-Хем мы сегодня не хотели. Поэтому утром не напрягались и вышли где-то около 11. Шиверы, хотя и проще каньона (еще б они были сложнее :)) но все равно очень достойные. Порог Пропажа смогли проидентифицировать только когда увидели Сашу, как-то он слабо выделяется на фоне остальных шивер. Саша порадовал. Длинный, практически не читаемый с воды (просмотр обязателен), очень красивый — огромные, метров пять высотой, каменные глыбы по берегам и в русле, ручьи, впадающие водопадиками… Сначала даже думали обнести вещи, но, увидев, как Пеппин проходит самый для нас опасный кусок, решили забить. Прошли отлично, практически так, как запланировали. Значит тот киль не совсем подорвал моральный дух, что радует. Встали сразу после порога и устроили полудневку. До конца Улуг-О еще Саша-2 и несколько несложных порожков, так что спортивная часть практически кончилась. Жаль, хотя я и устал изрядно, но было классно, особенно, последние дня три, несмотря на наш киль и вообще довольно грязное прохождение.

Вечером устроили мощный ужин из мяса с гречкой и ухи с лещем(!). Играли в преферанс на фрукты к гусятнику: Я — 4, Вовка — 6, Костя — 0 :)

25.08.02

/95км за день/

Утром я, как дежурный, встал в 7 с твердым желанием приготовить самую лучшую за поход манную кашу, а там Костя уже почти все сделал. Э-хе-хе… Ох уж мне эти жаворонки :) Ладно, зато вышли около 9. Вова Шеваль попросился на двоечку, и они с VeLD’ом поменялись, так что от Саши-2 до устья я шел под его руководством. Дошли чуть больше чем за час. Ничего особенного, ну валы, ну бочки :) Потом намечался подвиг. До Кызыла 120км, надо быть там в середине дня 26-ого, то есть сегодня пройти больше 80км, чтобы встать как можно ближе к городу. И мы сделали это! Встали где-то за 35км от столицы Тывы. Дошли, несмотря на очень сильный ветер (естественно в лицо) большую половину дня, грозу вечером и дождь к ночи. [Кстати, о грозе. После обеда мы нагнали четверку (они собирали дрова в преддверии дождя) и пошли впереди. Потом началась гроза, но я, как знатный специалист по грозе :))) объяснил Феде, что вокруг нас горы, и молнии бьют в их вершины, а не в бедных мокрых водников…] Встали в 21 час. [Нас нагнала 4-ка, и Костик мне доходчиво объяснил, что по правилам во время грозы надо зачаливаться и пережидать грозу] Была идея плыть всю ночью, чтобы быть в Кызыле рано утром, но ее отвергли. Быстро поели и спать.

26.08.02

/Кызыл — Абакан — поезд в Новокузнецк/

VeLD, как дежурный, встал в 5:27, остальные около 6. Вышли в 7:27(!) Перед выходом был торжественный ритуал сжигания отслуживших вещей. Вова Шеваль с VeLD’ом жгли рваные сплавные тапки, а Костя свой, сломанный в двух местах, спиннинг. Сначала погода еще была ничего, зато потом опять дождь и ветер, но все-таки в 12 мы были на левом берегу Верхнего Енисея после стрелки Каа-Хема и Бий-Хема. В связи с надвигающейся тучей (очередной — очень неровная погода) быстро отантистапелились и, забив на фотографирование и монумента «Центр Азии», (очень жаль, придется вернуться еще раз. А его даже с воды было видно) побежали на автовокзал. Это что-то. Водители — полный улет. Долго договаривались, даже из машины в машину пересаживались, так как первый водитель упорно хотел найти еще троих до Абакана (из Кызыла нет железной дороги, только автомобиль или самолет). В итоге выехали около 16. В тесноте, но не в обиде. Переезжали Енисей — даже не верится, что в верховьях этой громадины есть пороги Огурец, Сухой, Кайфас, Элен… По пути перекусили в какой-то забегаловке. Пельмени со сметаной — это круто! Видели место гибели губернатора Красноярского края Александра Лебедя. В Абакан приехали около половины десятого. На Москву билетов нет, но есть на Новокузнецк, из которого есть на Москву :) Суммарно выходит дешевле, чем поезд на заброске и быстрее. Оно и понятно, все-таки мы солидно на запад упилили. Была идея ехать в Красноярск, но забили. В итоге все просто супер: эту ночь спим в поезде Абакан-Новокузнецк, потом гуляем до 10 вечера по городу, а потом в Москву. В поезд до Новокузнецка купить билеты в один вагон не удалось, но это не страшно — одна ночь только, зато в Москву поедем все вместе. Когда сели в поезд пошел дождь. Наверно, правильно, что мы не стали задерживаться на маршруте. И дневка была сделана в правильное время — фактически последний солнечный день. Это нам еще повезло, что в конце дождей было мало — здесь, говорят, осень с середины августа. Посмотрел на себя в зеркало выгонного туалета — совсем не страшно, думал будет хуже. По приезду надо будет заняться географией России и нарыть где-нибудь карту звездного неба, а то как-то неудобно даже… А вообще куча идей всяких появилась. И снарягу какую организовать, и информацию какую получить. Классный поход получился. Есть желание еще раз тут побывать. Например, Билин — Кызыл-Хем — Каа-Хем — Улуг-О — Бий-Хем. Так еще и на Чой-Ган можно зайти по пути… Только уже на каяке. Хотя для Улуг-О нужен нехилый экспиринс. Несмотря на все мои опасения, поход обошелся не сильно дороже 200 $, но это благодаря очень удачной кооперации на заброске и дешевой переброской на Улуг-О. Теоретически, цена могла быть больше 300 $… Хотя, источники, Шивид, Элен, Улуг-О и та дневочка того стоят вполне.

27.08.02

/Новокузнецк/

Рано утром были в Новокузнецке. Странно. В Петрозаводске больше интересного, чем здесь. Только краеведческий музей, куда мы хотели все вместе зайти за местным колоритом, да никак не собрались в кучку. Пельменная здесь хуже, чем та, по дороге в Абакан, да и цены больше. Разве что тротуар, расписанный иероглифами с переводом довольно необычен. Хотя, скорее всего, мы просто не дошли до более интересных мест. До старого города, например. На вокзале сидим вместе с группой из Перовского турклуба, которая также из Абакана выбрасывается, как и мы. Они по Оне на плоту ходили.

Потом ходил по городу и отъедался :) Причем, желудок говорит, что хватит, а мозг не понимает. Закончилось все это литром молока и бубликом. После этого мозг смирился. Были с VeLD’ом в краеведческом музее. Прикольно, только в конце там какие-то экспонаты совсем не в кассу :)

28.08.02 — 30.08.02

/Поезд/

Дорога назад ничем не запомнилась. Ели, пили, читали, играли в бридж и Up and Down…

Заключение

Поход удался. Несмотря на небольшой размер группы, мы смогли пройти все, что планировали. Конечно, нам очень везло. В особенности с погодой на Улуг-О. Дождевой паводок, если бы он случился, мог сильно осложнить нам жизнь. Единственный минус похода — дикое количество обносов на Кок-Хеме, как плата за Чой-Ганские источники. Из восьми порогов мы обнесли или провели шесть… (Чистых обносов — четыре) Другим небольшим минусом является огромное количество мошки и гнуса в первой половине похода. Меня это, впрочем, не сильно напрягало, так как я был в накомарнике, а вот остальных… :)

Главный вывод похода (мой): «Пороги НАДО просматривать». Еще запомнилась заначкомания. Где-то на Кок-Хеме обратили внимание, как Вова Леонтьев не все съедает, а часть заначивает и жует уже на сплаве. Идея быстро овладела умами многих. Я даже некую теоретическую базу пытался подвести под это :)

КОНЕЦ

2004-11-27 09:10:44 | | E-Mail
agde je fotografii

2007-04-21 11:56:18 | ввадим | E-Mail
здраствуите мне нужны координаты Карашпая Салгала Байкараевича хотелбы сходить через монгу таигу на чоиган