рассвет
Автор: Леонид Смирнов

ОТЧЕТ о горном туристском путешествии второй категории сложности в районе Северного Тянь-Шаня, совершенном с 19 августа по 30 августа 1990г.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ОТЧЕТ
о горном туристском путешествии второй категории сложности
в районе Северного Тянь-Шаня,
совершенном с 19 августа по 30 августа 1990г.

Маршрутная книжка № 7/90
Руководитель группы Кох Д.Б.
Адрес руководителя: Ленинград ул. Победы д. 4 кв. 204, телефон: 291-28-57.

Маршрутно- квалификационная комиссия ЛГУ рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю. Маршрут имеет вторую категорию сложности. Отчет использовать в библиотеке МКК ЛГУ.

Председатель    /Распопов В.И./

Ленинград 1990 год.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Алма-Ата - плотина "Медео" - плотина "Мынжилки" -перевал М.Маметовой (1B,3950) - р. Лев. Талгар -р. Туристов - пер. Туристов(1A,4000) - ледник Городецкого(радиально) - р. Озерная - пер. Озерный(н/к)-р. Чон-Кемин - оз. Джассыль-Куль - пер. Челико-Кемин-ский(1Б,4070) - ледник Джангарык - река Сев. Кугантор-пер. Кугантор(1А,3800) - р. Шн.Кугантор - р. Аксу -пос. Семеновка.

Протяженность маршрута: 139,4 км. Ходовых дней: 12 дней

УЧАСТНИКИ
№ Ф.И.О. Домашний адрес Туристский опыт Обязанности в группе
1. Кох Дарья Борисовна ул. Победы д. 4 кв. 204 Iу У Ц. Кавказ I р. Дигория руководитель
2. Быстрова Татьяна Валерьевна Петергофф Ботаническая 64/3 III у. Ц. Кавказ начпрод
3. Ноткин Евгений РаФаилович ул. Блохина д.8 кв. 8   финансист
4. Егорова Татьяна Анатольевна ул. Марата д.19 кв. 15 V у Дигория
5. Александров Виталий Михайлович г. Пушкин, Школьный пер. д. 59 кв. 12   завхоз
6. Дегтярь Илья Феликсович ул. Бабушкина д. 36 кв. 22 I у Дигория ремонтник
7. Соколов Сергей Владимирович   I у Дигория
8. Пупышева Елена Борисовна Чебышевская ул. д. 10/2 кв.57 III у Зап. Кавказ врач

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Схема маршрута. Лист 1      Схема маршрута. Лист 2

ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

19.08 Подъезды.

Из города Алма-Аты до высокогорного катка "Медео" идет автобус "№6. Дальше - грунтовая дорога до ледника Туюк-Су. В двух часах ходьбы от плотины находится турбаза Чимбулак, еще через четыре часа - селезащитная плотина "Мынжилки" (фото 1). Иногда от "Медео" можно поймать транспорт.

20.08

От "Мынжилки" тропа поднимается к "альпинграду" и, далее, до ледника. Перед ледником на морене встали на ночевку.

21.08 Перевал Маншук Маметовой 15, 3950

На ледник можно выйти пройдя вдоль него метров сто по правой боковой морене или сразу по языку, - склон ~40° (в кошках). Через 100 метров ледник выполаживается, оттуда хорошо виден перевальный взлет - осыпной, с полуразрушенными скалами посередине (фото2). Подъем на перевал занял 1час 15 мин., крутизна склона ~30°. Спуск по мелкой осыпи 30°-40° ~200 м. Затем по леднику, сначала закрытому (трещин мало), потом по открытому . Далее вдоль ручья. Вскоре он исчезает и воды нет до самой "Солнечной поляны". Чтобы выйти на тропу, мы спускались по моренным валам в направлении левого склона долины. В кармане между левым склоном и моренами начинается тропа, приводящая на "Солнечную поляну". Вдоль реки Лев. Талгар идет меченная тропа на перевал Туристов.

22.08 Перевал Туристов 1А 4000

Если тропы не терять, то по ней можно подняться до перевального взлета: она поворачивает в долину реки Туристов и идет по левому берегу, затем по моренам вдоль левого края ледника. Перевальный взлет виден издалека - широкая снежная седловина в правом углу цирка. Перед перевальным взлетом есть хорошее место для ночевок - плоские площадки и озерцо. Подъем на перевал(20° смежный склон, 250 метров) у нас занял 20 минут. Тур справа по ходу на треноге, напоминающей обелиск. Спуск с перевала по мелкой осыпи 20°, 200 метров, до ледника, стекающего с левого склона долины. По леднику мы спустились под правый склон и пошли вниз вдоль ручья, постоянно переходя с одного берега на другой. Перед слиянием ручья с его правым притоком, встали на ночевку.

23.08

По плоской морене, на которой стояли, сразу же вышли к метео-станции. Рядом с ней через речку положены мостки. По ним перешли на левый берег. Оттуда уже виден хребет, разделяющий ледники Тимофеева и Городецкого. Траверсом, по козьим тропам обошли хребет , поднялись на морену и увидали язык ледника Городецкого. К леднику ведет помеченная турами тропа. За один час дошли до озера у языка, далее 40 минут поднимались по высокой морене вдоль ледника, так как в этом месте он сильно разорван. У места выхода на ледник, рядом с небольшой лужей, соорудили отличные ночевки.

24.08

По закрытому леднику, в связках, 40 минут до перевального взлета. Перевальный взлет- 30°-35°, глубокий снег, подъем до бергшрунда 1 час. Берг широкий, с большой разницей в высотах краев. Если пройти вправо вдоль него, ледник разрывается еще многими бергами и трещинами, но там можно найти сравнительно пологий снежный мост. Толстый слой свежего снега, скрывающий провалы, и видимость до 20 метров не дали возможность преодолеть бергшрунд. После нескольких часов бесплодных попыток, группа спустилась обратно по своим следам к морене. За 2 часа дошли до слияния р.Озерная и ручья Юго-Западный, стекающего с ледника Тимофеева. В разливах перешли реку по камням и вышли на дорогу, ведущую на перевал Озерный. Через 2 часа встали на ночевку на зеленых полянках у реки.

25.08

Еще 20 минут по дороге, и мы вышли на перевал Озерный н/к. На перевале- кош. Спуск по тропе до реки Чон-Кемин - 2 часа. По пути к озеру Джассыль-Куль перешли два притока реки Чон-Кемин: Кашкасу - по камням, и р. Ю.—З. Талгар - по трое с маятниковой страховкой. За 2.5 часа дошли до озера Джас-сыль-Куль.

26.08 Перевал Челико- Кеминский 1Б, 4070

За 15 минут обошли справа по ходу озеро ж вышли по тропе к дождемеру. Дальше тропа идет по моренам ближе к правому склону долины, и через 45 минут выводит к высохшим разливам реки Чон-Кемин - огромное галечное плато. За разливами переходим реку на ее правый берег и, держа курс на левый край ледника Челико-Кеминского, поднимаемся по моренам. За час доходим до еще одних высохших разливов, сразу за ними обнаруживаем ручей, вытекающий из. под ледника, лежащего в цирке под перева-лом Чолико-Кеминский. Справа остается ледник Челико-Кеминский.

Идем по ручью до ледника ~ 30 минут и, далее, начинаем обход ледника по правому борту. Перевал не виден. Крутые сбросы ледника сменяются ровным плато - по нему срезаем. Дальше идет зона трещин и рандклюфта. Обходим по осыпному склону и за 1.5 часа выходим на перевал. Слева скалки- там сложен тур. Справа -широкая снежная седловина. Сразу за ней начинается берг. Справа по ходу- снежный наст. Первые 20 метров - спуск по перилам, далее - в связках по глубокому снегу 30° ~300 метров и по закрытому леднику Джангарык. Плато ледника местами сильно изрезано трещинами, но, когда снега не много, ледник будет открытым. За 1.5 часа дошли до языка ледника и по серединной морене с него спустились. Тут начинается мутная речка Джангарык, и ее еще пока что можно перейти на левый берег.

27.08

Чтобы в дальнейшем не переходить реку Джангарык - двигались ее правым берегом. Около часа шли до травы, по пути по камням перешли через реку, стекающую с ледника Ю.В. Джангарык. Берега у реки Джангарык обрывистые, по левому берегу проложена очень хорошая тропа, по правому- похуже. Она идет достаточно высоко, иногда теряется на осыпях. Первая серьезная переправа-река Новая. В месте слияния с рекой Джангарык она разливается на множество рукавов- переход по камням (до нее ~3 часа от языка ледника). До реки С. Кугантор еще две аналогичные переправы. Сразу за ущельем р. С. Кугантор (~1 км) - река Джангарык разливается и в нее впадает р. Ю. В. Талгар. По обоим берегам реки Джангарык стоят временные коши.

28.09 Перевал Кугантор 1А, 3800

К перевалу Кугантор мы поднимались левым берегом реки. Идет хорошая тропа. Постоянно встречаются коши: через перевал киргизы постоянно гоняют скот. Мы за три часа дошли до галичного плато, перед маренами ледника Кугантор. Тропа поднимается на морены справа по ходу, затем выходит на ледник, подходит к разрушенным скалам посередине ледника и по ним поднимается на верх, там, мимо истоптанного животными поля, идет на левую по ходу седловин; Подъем на правую седловину несколько круче (~30° лед, покрытый тонким слоем снега). Две седловины разделены скалами. Спуск с правой седловины- по осыпи, с левой- по широкой тропе. За 1 час дошли до травяных площадок, где появляется река Ю.Кугантор - до этого места воды нет.

29.09

Вниз тропа идет по красивейшему Семеновскому ущелью. За полтора часа спустились до реки Аксу. Еще за один час - до фермы, находящейся перед рекой Джаель-Карагай. Тропа все время переходит с одного берега на другой, иногда по камням, иногда по бревнам, иногда вброд. От фермы идет дорога, по ней 2 часа хода до турбазы, и еще один час до начала асфальтовой дороги. Это последнее место до поселка, где можно прилично заночевать. Машины попутные нам не попадались.

30.08

По асфальту, мимо садов, за 1.5 часа дошли до поселка Семеновка.

Отъезд.

Из пос. Семеновка лучше уехать или в Ананьево, или в Чолпон-Ату. Оттуда легче брать билеты до Фрунзе(6 часов езды) и ближе озера

Иссык-Куль.

Мы поехали в Ананьево. Там от поселка до озера ~3 км по асфальтовой дороге.У озера в лесу можно разбить лагерь на недлительный срок. Из поселка ходит автобус до Фрунзе, в 6.30, 7.00, 7.30, и 14.30. Так как уезжать нам пришлось перед самым началом учебного года, билеты на автобус были только за двое суток.

ФОТОГРАФИИ

1. Ночевка у селезащитной плотины Мынжилки.
  2. Перевал Маншук Маметовой 1б, 3950.
  3. Подъем на пер. М.Маметовой.
  4. Группа на пер. М.Маметовой.
  5. Спуск с пер. М.Маметовой.
  6. Вид на ледник Городецкого и пер. Сапожникова (1б, 4100) с места ночевки.
  7. Подход под перевал Сапожникова.
  8. Подъем к бергшрунду.
  9. Группа у бергшрунда перевала Сапожникова.
  10. Группа на пер. Озерный (н/к).
  11. Подъем на пер. Челико-Кеминский (1б, 4070).
  12. На перевале Челико-Кеминсткий.
  13. Переход через бергшрунд.
  14. Спуск с перевала Челико-Кеминский.
  15. Подход по леднику Джангарык к перевалу Челико-Кеминский (перевала не видно).