LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



На перевале к северу от Пайера
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

водный поход по рекам Узункол, Уллу-Кам, Чирюкол, Адылсу, Баксан (Кавказ)

О Т Ч Е Т
о комбинированном горно-водном спортивном походе
с элементами III (горный туризм) и VI (водный туризм)
категории сложности в районе Центрального Кавказа
(июль — август 2001 г.)

Узункол, Уллу-Кам, Чирюкол, Адылсу, Баксан

Руководитель: Постнов Д.Э.

Саратов 2001

Нитка маршрута: г. Черкесск — верх.р.Кубань — сплав по р. Кубань, кольцевой маршрут в районе п. Даут (пер. Зап. Уллукель, Джалпакол С., Узловой, Зап. Даут, Миронова) — р. Уллукам, кольцевой маршрут в р-не Гвандры (пер.Джалпакол Ю., Беляева, Таллычат, Кара-Баши) — сплав по рр. Узункол, Уллу-Кам, Чирюкол — пер. Хотютау — долина р. Баксан — восхождение г. Эльбрус — сплав р. Адылсу — сплав р. Баксан — г. Пятигорск

Справочные сведения о путешествии

  • Вид туризма: водно-горный.
  • Категория сложности: - VI c элементами II (горн.) и VI (водн.)
  • Способ передвижения: сплав на катамаранах, пешком
  • Протяженность маршрута: около 150 км.
  • Продолжительность путешествия: 20 дней.
  • Время проведения: июль-август 2001г.

Сокращения в тексте отчета:

ПБ — правый берег;
ЛБ — левый берег;
ПП — правый поворот;
ЛП — левый поворот;
ЧХВ — чистое ходовое время;


Состав группы

1. Постнов Дмитрий Энгелевич, 1961 г.р., МС РФ
Чон-Кемин-Чу 5-у(1998, З.Тянь-Шань)
Кара-Алаха — Ак-Алаха — Карагем — Юнгур — Аргут 6-р (1999, Алтай)
Сумульта — Катунь 5-р (1992, Алтай)
Шавла-Аргут-Катунь 5-р (1993, Алтай)
Сандалаш — Чаткал 5-р (1994, З.Тянь-Шань)
Китой 5-р (2000, B.Саян)

2. Малова Светлана Юрьевна, 1969 г.р., MC РФ
Кара-Алаха — Ак-Алаха — Карагем — Юнгур — Аргут 6-у (1999, Алтай)
Сумульта-Катунь 5-у (1992, Алтай)
Шавла-Аргут-Катунь 5-у (1993, Алтай)
Сандалаш-Чаткал 5-у (1994, З.Тянь-Шань)
Китой 5-у (2000, B.Саян)
Чон-Кемин-Чу 5-р (1998, З.Тянь-Шань)
Она 4-р (1997, З.Саян)

3. Агафонов Иван Владимирович, 1980 г.р.
Шавла-Аргут-Катунь 5-у (1999, Алтай)
Охта 3-у (1998, Карелия)
Китой 5-у (2000, B.Саян)
II - Г — (1999, Ц. Алтай)

4. Миньков Михаил Львович, 1981 г.р.
Умба 3-у (с эл.4) (1999, Кольский п-в.)
Б.Инзер — М.Инзер 2-у (2000, Ю.Урал)
Китой 5-у (2000, B.Саян)
I - Г — Хибины (1999, Кольский п-ов)

5. Климшин Александр Викторович, 1965 г.р.
Шавла-Аргут-Катунь 5-у (1993, Алтай)
Чон-Кемин 5-у (1998, Тянь-Шань)
Кара-Алаха — Ак-Алаха — Карагем — Юнгур — Аргут 6-у (1999, Алтай)
Р: II  — Г (1993, З.Тянь-Шань)
У: III - Г Матчинский узел (1992, Памиро-Алай)

6. Мельников Павел Юрьевич, 1975 г.р.
Чон-Кемин 5-у (1998, Тянь-Шань)
Кара-Алаха — Ак-Алаха — Карагем — Юнгур — Аргут 6-у (1999, Алтай)
 II  — Г (1998, Тянь-Шань)

7. Мельникова Дарья Юрьевна, 1979 г.р.
Шавла — Аргут — Катунь 4-у (1999, Алтай)
Охта 3-у (1998, Карелия)
II - Г -(1999, Ц.Алтай)

8. Гаврилова Оксана Леонидовна, 1979 г.р.
Чуя — Катунь 4-у (1998, Алтай)
I - Медведица (1998, Сар.обл.)

9. Угрюмова Надежда Викторовна, 1972 г.р.
У: I — Г (1988, Ц.Кавказ)
I - Медведица (1998, Сар.обл.)

10. Чаусский Анатолий Анатольевич, 1972 г.р.
У: II — Л  Иремель, Ямантау, Б.Шелом (2001, Ю.Урал)
I - Медведица (2001, Сар.обл.)

11. Яфаров Руслан Кязымович, 1981 г.р.
У: II — Л  Иремель, Ямантау, Б.Шелом (2001, Ю.Урал)
I - Медведица (2001, Сар.обл.)

12. Городний Виталий Викторович, 1980 г.р.
У: II — Л  Иремель, Ямантау, Б.Шелом (2001, Ю.Урал)
I - Медведица (2001, Сар.обл.)

13. Звягинцев Дмитрий, 1983 г.р.
У: II — Л  Иремель, Ямантау, Б.Шелом (2001, Ю.Урал)
I - Медведица (2001, Сар.обл.)


Организация путешествия

Спортивное путешествие было организовано в рамках деятельности секции спортивного туризма Саратовского госуниверситета и финансировалось из личных средств членов группы.

Важную роль в организации путешествия играли соображения эффективного использования снаряжения, а также существенно различный туристский опыт членов группы. Все эти противоречивые требования и соображения были "увязаны" путем заранее запланированного временного разделения на подгруппы. Например, в то время как одна из подгрупп сплавлялась по рекам Уллукам и Кубань, другая — проходила кольцевой горный маршрут. После встречи подгруппы обменивались частью снаряжения. Теперь вторая подгруппа начинала сплав, а первая — уходила на горное кольцо. Перед прохождением наиболее сложной части маршрута подгруппы обьединились.

Цели и задачи

Реки Кавказа давно используются в качестве тренировочного полигона в коротких весенних походах. При этом обычный майский уровень воды на реках с преобладающим снеговым питанием превышает летний. Однако для большей части истоков таких рек, как Кубань или Баксан это не так. Крутопадающие узкие Уллукам, Чирюкол, Узункол, Адылсу, Адырсу и др. в период интенсивного таяния ледников становятся достаточно многоводными для того, чтобы представить значительный спортивный интерес. Сведений о сплаве по этим рекам летом отыскать не удалось. Их прохождение было основной спортивной целью нашего маршрута. Другой важной составляющей путешествия была его горная часть, которая включала как кольцевой маршрут с прохождением перевалов до 2А к.т., так и линейный участок, логичным образом связывающий прохождение рек в бассейнах Кубани и Баксана и включающий восхождение на г. Эльбрус.

Подьезды на маршрут и отьезды с маршрута

Поскольку маршрут неизбежно начинается с посещения погранотряда в г.Черкесск, то наиболее логичен подьезд от ст.Невинномысская. И до Черкесска, и далее, до г.Карачаевска, можно легко добраться рейсовыми автобусами. От Карачаевска до а.Хурзук также ходит автобус (утром и вечером).

Для заброски в верховья Уллукама лучше нанять машину. На привокзальной площади в Черкесске, как правило, туристов уже ждут водители, готовые подзаработать. Можно также найти машину в Карачаевске или в а.Хурзук. Если повезет, можно встретить машину из альплагеря Узункол.

Отьезд из баксанского ущелья также традиционен. Местные автобусы довозят до Тырнауза, далее (как правило, до Нальчика) — маршрутные такси.


График движения на маршруте

Дата День Участок пути Условия передвижения Погода
28.07 1 г.Невинномысск — стрелка рр.Уллукам-Узункол автомобиль перемен. обл., +20 град.
29.07 2 раскладка снаряжения, уход на С.Джалпакол(I), сплав-Уллукам(II) Разделение на подгруппы I и II. Движение пешком (I), сборка судов, сплав (II) солнечно, +20-+25 град.
30.07 3 п.С.Джалпакол (I), сплав р.Уллукам (II) 20км, перевал и спуск по тропе (I)/ каскад порогов (II) ясно, +25 град., с вечера дождь
31.07 4 Нарзанные ист.-п.Саламандра (I), сплав (II) 16 км подьем по тропам и перевал(I) / каскад порогов (II) ясно, +25 град.
1.08 5 п.Зап.Даут и Миронова (I), сплав по р.Кубань(II) 5км движение по ледникам и скалам(I), движение походной колонной (II) ясно, +27 град.
2.08 6 долина р.Махар — у.р.Узункол (I), (II) 16 км, спуск по тропам и дорогам (I), окончание сплава и разборка судов (II) ясно, +25 град.
3.08 7 Дневка, сборка судов (I), (II) ясно, +28 град.
4.08 8 у.р.Узункол — п.Хурзук (I), подходы под пер. Джалпакол ю. (II) Пороги, Узункольский каскад (I), по тропам(II) ясно, +25 град.
5.08 9 п. Хурзук — конец Хурзукского каскада(I), пер. Джалпакол ю.(II) сплав (I), движение по ледникам и осыпям(II) ясно, +25 град., вечером дождь
6.08 10 конец Хурзукского каскада — у.р.Даут (р.Кубань) (I), пер. беляева (II) пороги 1 и 2 Взрывные, Даутский (I), по скалам и снегу(II) ясно, +25 град.
7.08 11 у.р.Даут — г.Карачаевск — у.р.Узункол (I), пер. Черенкол(II) пороги Аманхит, Каменомостский-1 (I), скалы, спуск по осыпям(II) Обьединение групп. вечером дождь, +20 град.
8.08 12 2-ой каньон р.Уллукам сборка судов, разведка, сплав ясно, +25 град.
9.08 13 р.Узункол, 2-ой каньон р.Уллукам разведка, сплав 4 км ясно, +25 град.
10.08 14 р.Узункол, верх. Уллукам, р.Чирюкол разведка, сплав ясно, +25 град.
11.08 15 долина р.Уллукам — пер.Хотютау сплав Уллукам, переход под пер.Хотютау 16 км ясно, +27 град.
12.08 16 пер.Хотютау — ледовые поля Эльбруса (3900 м) переход по ледовым полям 10км ясно, +25 град., вечер -2-3 град.
13.08 17 Восхождение на Эльбрус (7 чел) пешком ясно, +27 град.
14.08 18 3900 м — р.Адылсу пешком, автомобиль ясно, +25 град.
15.08 19 р.Адылсу разведка, сплав ясно, +25 град.
16.08 20 у.р.Адылсу — п.Нейтрино (р.Баксан) сплав по р.Баксан ясно, +25 град.
17.08 21 Дневка, разборка судов баня, отдых, пер.Мукал (2чел.) ясно., +25 град.
18.08 22 п.Нейтрино — г.Пятигорск автобус ясно, +25 град.

Общее описание рек

р. Уллу-Кам (Уллукам)

Уллу-Кам — основной исток р. Кубань. Общая протяженность от истока до пос.Учкулан 45 км, среднее падение ниже впадения р. Кичкинекол — 21 м/км.

Основные притоки — Уллу-Озень (прав.), В.Кичкинекол (лев.), Чирюкол (лев.), Узункол (лев.), Горалы-Кол (лев.), Уллу-Хурзук (прав.). При слиянии с Учкуланом Уллу-Кам дает начало Кубани. При нормально-высоком летнем уровне воды, р. Уллу-Кам пригодна для сплава ниже устья р. Верхн. Кичкинекол (от Ворошиловских кошей).

Уллу-Кам в паводок
Уллу-Кам в паводок
Уллу-Кам. Фоновый сплав
Уллу-Кам. Фоновый сплав
Верхний Уллу-Кам. Начало каньона
Верхний Уллу-Кам. Начало каньона

Основные участки реки следующие:

1. Участок от Ворошиловских кошей до у.р.Чирюкол. Протяженность 10 км, ср.уклон 28 м/км.

Уклон примерно одинаков на всем участке. Основные препятствия — шиверы, обливные камни, сливы и бочки средней мощности, деревья-"расчески" по берегам. Сложность участка — III-IVк.с. Примерное время сплава одним катамараном с береговой командой — полтора дня с полным просмотром реки. Основной ориентир — кош примерно посередине участка.

2. Чирюкольский каскад порогов. Участок от устья р.Чирюкол до 1-го каньона. Протяженность 4 км, уклон плавно нарастает от 10 до 40 м/км по мере приближения к каньону.

От моста в устье р. Чирюкол около 200 м бурного потока с обливными камнями и бочками. Далее река успокаивается, быстроток и разбои (IIIк.с.). По правому берегу обширная поляна, сенокосы, бревенчатый дом. От конца поляны (600-800 м от моста) уклон растет, в русле большие камни. Примерно в 1км от моста большая поляна — удобное место для лагеря. Сложность сплава здесь III-IVк.с.

Ниже уклон растет, увеличивается мощность препятствий. Примерно 500 м ниже поляны начинается мощная часть Чирюкольского каскада. Уклон продолжает увеличиваться, валуны в русле образуют мощные сливы и бочки. Сложность сплава достигает V+, VIк.с. Свободный от бревен участок заканчивается в 50 м ниже места, где дорога подходит вплотную к воде. Далее русло реки сужается, сливы и бочки становятся все более мощными, увеличивается количество бревен по берегам, перекрывающих всю реку. Такой характер река сохраняет вплоть до входа в 1-ый каньон Уллу-Кама.

3. Участок 1-го и 2-го каньонов Уллу-Кама. Протяженность — 2км, среднее падение — порядка 40 м/км.

Участок начинается 10-15 метровым свалом воды в скальный каньон. Узкие и закрученные винтом сливы с подводными карманами делают эту часть непригодной для сплава. Чуть ниже каньон перекрыт сверху огромным обломком скалы — пробкой. Это место иногда называют "каменным мостом". Ниже 1-ый каньон в принципе проходим, однако летом 2001 сплав был невозможен из-за наличия бревен на повороте. При осмотре сверху сложность сплава оценивается как V, V+ к.с. Каньон заканчивается в 300-400 м ниже камня-пробки. Берега понижаются, однако выраженного плеса до 2-го каньона нет — лишь участок гладкого быстротока.

2-ой каньон Уллу-Кама начинается примерно в 200 м ниже конца 1-го каньона. Его начало — это так называемая Уллу-Камская теснина, где река вкручивается винтом в щель глубиной 5м и шириной 2-3м. Вход в каньон непроходим. Над наиболее узким участком переброшен мостик из нескольких бревен. Ниже Уллу-Камской теснины в каньоне — мощные сливы с бочками, крутые повороты с навалом на скальные стены. Сложность участка сильно зависит от уровня воды и составляет V-VIк.с.(при летнем уровне воды). Каньон заканчивается мостом через Уллу-Кам в устье реки Узункол. Общая протяженность каньона около 1 км. Чалки на выходе возможны в 100 м выше моста (ЛБ), либо за мостом (ПБ).

4. Узункольский каскад порогов. Начинается в устье р. Узункол, заканчивается в месте, где дорога подходит к реке и далее река входит в участок разбоев. Протяженность — 4 км, уклон около 20 м/км.

От устья р.Узункол сплав несложен (III к.с.) до моста напротив коша, стоящего у каменоломен. Дорога через мост ведет вверх по течению р.Горалы-Кол (лев.). Чалка ПБ сразу за мостом. Далее уклон реки увеличивается, на прямом участке — мощная струя, бочки за обливными камнями. Мощь потока не ослабевает и на левой излучине реки, где возможна чалка ПБ. Далее в потоке валы, обливные камни, бочки еще на протяжении 300 м.

Ниже начинается наиболее сложный участок Узункольского каскада, ориентиром которого является постройка и огороды ПБ, и низкий пешеходный мостик в конце участка. Проходимость мостика зависит от уровня воды. Сложность участка при летнем уровне воды V+, VI к.с., протяженность около 400 м. Хаотично расположенные мощные бочки и сложная траектория струи требует больших усилий по управлению катамараном.

При аномально высоком уровне уровне воды мостик непроходим и чалка перед ним опасна. Ниже мостика еще на протяжении 300 м мощь реки не ослабевает, но траектория движения заметно проще (Vк.с. при вечернем уровне воды). В конце участка на ПБ удобная терраса для лагеря. Ниже, на протяжении еще 400-500 м мощная струя с обливными камнями и бочками за ними, затем крутой поворот направо (пенная мощная горка) и быстроток вдоль низкой террассы ПБ. Чалка ПБ на быстрой струе. Справа видна подошедшая близко к реке дорога — это конец Узункольского каскада.

5. Узункольский каскад — аул Хурзук. Протяженность — около 9 км (по дороге), средний уклон — 7 м/км, сложность — III к.с.

Сразу за концом Узункольского каскада река, не теряя скорости, входит в облепиховые заросли. В разбоях необходимо держаться правых проток. Через 800-1000 м река собирается в одно русло, справа видна дорога. Далее следует новый участок разбоев, река уходит к левому борту долины. Есть приемлемые места для стоянок. Примерно в середине участка есть низкий мостик, который проходим при утреннем уровне воды.

На подходе к аулу Хурзук река окончательно собирается в одно русло. Справа — бетонная защитная стенка. Мост в самом поселке проходим с наплыва. Далее — шивера 3 к.с. до 2-го моста, справа впадает река Уллу-Хурзук. Ниже моста, на ПП — начало Хурзукского каскада порогов.

6. Хурзукский каскад порогов. От а.Хурзук до а.Учкулан. Протяженность — 8 км, средний уклон — 15-17 м/км. Средняя сложность — IV-V к.с.

От второго моста в а.Хурзук в районе ЛП реки — обливные камни, мощные бочки. Далее сплав упрощается до 3-го моста. Ниже, на прямом участке, река вновь набирает мощь. Ориентиром на участке ниже моста является ответвление оросительных арыков на ЛБ и ПБ. Выше арыка ЛБ несколько особо мощных бочек. 150-200 м ниже — участок IV к.с. длиной 150-200 м.

Далее сплав вновь усложняется до V к.с. (по вечерней воде). Выделяется участок ниже ответвления арыка ПБ. Расположение бочек и обливных камней заставляет делать сложный маневр с неоднократным пересечением струи. Ниже по течению открываются орошаемые террасы сенокоса ПБ. Мощь потока не спадает, однако траектория движения несложна — IV..IV+ к.с. Выделяется участок у начала галечного острова, где река сильно наваливает на валуны в струе, тогда как уход направо неминуемо приводит в мощные бочки. Еще несколько виражей реки отделяют от места, где река делится на два рукава перед разрушенной плотиной в а.Учкулан.

Левый рукав теоретически проходим, но опасен попаданием в полуразрушенные конструкции плотины. Поток в окончании правого рукава делится на две части: левая — широкий гладкий слив в обширную бочку, стаскивающую катамаран на арматуру ЛБ (с наплыва слив и бочка не видны), правая часть потока неторопливо всасывается в бетонные водопропускные сооружения. Чалка ПБ непосредственно перед водозабором. Обнос плотины — 70 м до места слияния проток. Оставшиеся 300 м до слияния с р. Учкулан — мощная шивера IVк.с., осложненная обливными камнями. Сплав по р. Улукам окончен.

Теснина Уллу-Кама
Теснина Уллу-Кама
Переворот на выходе из каньона<
Переворот на выходе из каньона
В каньоне
В каньоне

 

р. Кубань

Сплав по р.Кубань от а.Учкулан до Карачаевска — один из традиционных маршрутов водников. Общая длина этой части реки — 50 км

В верхней части Кубань течет протоками по широкой безлесной долине. Мощных локальных препятствий нет, но при летнем высоком уровне воды средняя сложность сплава составляет III-IV к.с. из-за высокой скорости течения, отдельных мощных бочек, прижимов и участков валов. Весной и осенью (при среднем уровне воды) сложность участка не выше II-III к.с.

За селением Эльбрусское долина резко сужается. Далее, вплоть до устья реки Даут, Кубань течет одним нешироким руслом. На этом участке обычно выделяют локальный порог Даутский. Летом, по высокой воде он менее выражен на общем фоне высокой скорости течения, валов и прижимов, зато становится интересным участок у заброшенного рудника, вскоре после с.Эльбрусское. Ниже красного стального моста в устье реки Даут, течение несколько ослабевает вплоть до каньона Аманхит, но именно на этом участке расположены Взрывной-1 и Взрывной-2, представляющие собой отдельные мощные сливы.

Каньон Аманхит считается самым серьезным препятствием Кубани. Его протяженность около 2-х километров, а сложность соответствует IV категории как при среднем, так и при высоком уровне воды. Однако препятствия каньона меняют свой характер: если весной и осенью — это слалом по извилистой траектории между больших глыб, то летом каньон Аманхит напоминает перпятствия Катуни в миниатюре, с мощной струей, противотоками и пологими сливами.

Ниже каньона Аманхит сплав не представляет сложности до п.Каменомостский, течение быстрое. В самом поселке расположен порог Каменомостский-1. Если весной изюминка этого препятствия состоит в точном маневре при прохождении одной из двух проток вокруг выступающей скалы посередине реки, то летом весь порог в целом превращается в один могучий слив-горку.

Последнее препятствие Кубани перед Карачаевском — это порог Желоб (Каменомостский-2). Весной сложность прохождения этого узкого скального коридора определяется наличием скальной плиты в русле. Летом, зажатый в узком проходе поток, поднимается на несколько метров над плитой и возможность прохождения порога определяется конкретной конфигурацией струй в мощнейших бочках. Сплав по Кубани можно закончить несколькими километрами ниже после впадения слева р. Теберда, напротив автостанции г.Карачаевска.

 

р. Узункол

Река Узункол — левый приток реки Уллукам.

Узункол ("Узкая долина") берет свое начало на высоте 2089 м от слияния рек Мырды и Кичкинекол. Общая длина реки до впадения в Уллукам 12 км , при среднем уклоне около 35 м/км.
В полукилометре ниже истока реки расположен мощный непроходимый водопад высотой около 4 м. Далее до альпбазы "Узункол" в 1.5 км от истока река почти пригодна для сплава, но русло забито многочисленными бревнами. Ниже альпбазы на протяжении 2,5км река стремительно теряет высоту в узком лесистом ущелье, дорога здесь проходит по правому берегу долины вдалеке от реки. Сложный участок заканчивается на локальном выполаживании долины, где Узункол спокойно меандрирует между зеленых, поросших травой берегов.

В 5 км от истока на высоте 1846 м начинается очередной участок крутого падения реки. Несколько ниже по течению дорога переходит по мосту на левый берег реки. На протяжении 1,5 км до следующего моста, где дорога вновь переходит на правый берег, участки стремительного быстротока в узких лесных коридорах сменяются мощными порогами на россыпях глыб.

Второй мост расположен примерно в 4км от устья Узункола. В начале этого участка река представляет собой извилистую шиверу с крутыми поворотами и протоками шириной в несколько метров. Много бревен по берегам, а иногда и поперек реки.

Примерно в километре ниже моста расположен мощный и сложный порог. После еще 700 метров шивер в узких протоках реку перегораживает завал и чуть ниже — пешеходный мостик. Сразу после него река срывается в каньонный участок с набором мощных и сложных водопадов. Отдельные участки каньона в принципе проходимы, но ни места для промежуточных чалок, ни возможности организовать эффективную страховку в каньоне нет.

После последнего водопада на выходе из каньона река вырывается на открытое место, но цепь препятствий не прерывается. Здесь расположен выходной порог Узункола, представляющий собой 300-метровый участок крутого падения реки (см. фото). Загромоздившие русло каменные глыбы образуют каскад мощных сливов, между которыми поток резко меняет свое направление.

Особенностью порога является то, что при понижении уровня воды проходы между глыбами исчезают, при высоком же уровне — мощность винтообразно закрученной струи становится главным фактором, определяющим сложность и делающим прохождение крайне опасным. За порогом р. Узункол разбивается на две протоки и еще через 200 метров, не сбавляя скорости, влетает в коричневые воды Уллукама.

В верховьях Узун-Кола
В верховьях Узун-Кола
В верховьях Узун-Кола
Там же
Выходной порог-водопад Узун-Кола
Выходной порог-водопад Узун-Кола

 

р. Чирюкол

Общая длина реки от истока (слияние рек Талычхан и Чунгур) до впадения в Уллукам — около 7.5км при общем падении около 400 м.

У альплагеря "Гвандра" река спокойно течет по широкой зеленой долине. Ниже уклон резко возрастает, река срывается в почти непрерывный каскад порогов. Во многих местах узкое русло перегорожено бревнами. Уклон заметно возрастает по мере приближения к устью. Почти на всем протяжении дорога проходит недалеко от реки. При просмотре с берега река выглядит пригодной для сплава летом при условии высокого уровня воды. Однако сложность может представить большое количество бревен. Сразу за впадением р. Чирюкол в р. Уллукам расположен мост.

 

р. Адылсу

р. Адылсу — правый приток реки Баксан.

Общая протяженность от ледника Джантуган до устья — около 20км.

В устье левого притока Адылсу р. Шхельда расположен каскад водопадов, разделяющий реку на две части. Непосредственно выше водопадов уклон относительно невелик, река течет, разбиваясь на протоки. Ниже водопадов начинается сложный и мощный каскад порогов протяженностью около трех километров, заканчивающийся примерно в 1 км от впадения Адылсу в р.Баксан.

 

р. Баксан

Классифицированный маршрут по р. Баксан начинается от села Верхний Баксан и неоднократно описан в литературе.

По всей видимости, весной и осенью сплав выше по течению нерационален из-за небольшого количества воды. Однако в условиях летнего паводка верхняя часть р. Баксан содержит как участки средней сложности, так и чрезвычайно мощные, суперсложные препятствия. Следует выделить начальную часть Баксана в районе пос. Терскол, а также каньон у пос. Нейтрино, уровень сложности которых явно превышает обычную "шестерку".

От устья р. Адылсу (пос. Эльбрус) до автомобильного моста у пос. Нейтрино Баксан содержит отдельные препятствия не выше IV к.с., а средняя сложность сплава здесь III к.с. Непосредственно под автомобильным мостом начинается усложняющаяся цепь препятствий, переходящая в границах поселка во входную часть каньона. Разведка обязательна, так как при высокой воде мест для чалки перед опасным каньоном может не оказаться.



Техническое описание маршрута и дневник похода

Горное кольцо в районе Гвандры и пика Даут.
 
29 июля.
С утра занимались перепаковкой груза, оставили закладку с продуктами и ненужным пока снаряжением в коше у каменоломен. Вышли в 12.00. Вверх по Узунколу ведет хорошая дорога. За 40 минут дошли до первого моста. Через 3 часа движения с краткими привалами добрались до истока Узункола у слияния рек Кичкинекол и Мырды. Здесь, в 500 метрах выше красивого водопада, переправились на левый берег по частично разрушенному мосту. Далее дорога круто забирает вверх вдоль р.Мырды и превращается в тропу на подходе к небольшому кошу.

Словоохотливый хозяин указал путь по левому берегу к началу подьема на перевал, который (путь) оказался не самым удачным. Проще и быстрее идти по основной тропе низом ущелья, которая вскоре после коша переходит на правый берег р.Мырды, в обход россыпей скальных глыб. Примерно напротив места, где нужно подниматься на левый борт долины, к перевалам Джалпакол С.(3400, 1а) и Беляева (3400, 1б), через р.Мырды перекинут мостик.

Тропа круто поднимается слева от ручья мимо красивого водопада. После 40 минут тяжелого подьема тропа переваливает через небольшой отрожек и траверсом крутого травянистого склона уходит левее. Очередной взлет выводит на обширную террасу с озером в верхней части. Общее время подьема от долины р.Мырды до озера - около 3.5 часов. На болотистом берегу озера нашли место для палаток и остановились на ночлег. Всего за день было пройдено около 15 км, с набором высоты около 1200 м. Сразу после ужина разразилась буря с градом, изрядно потрепавшая палатки.

30 июля (пер.С.Джалпакол — нарзанные источники).  
От озера наиболее логичным кажется подьем влево по склону, где, как кажется, проглядывается седловина. Однако это — ложный перевал. Подниматься нужно существенно правее, где прерывающаяся тропа по крутому травянистому склону выводит на засыпанную крупными обломками висячую долинку с еще одним озером. Здесь уже лежит снег, а в озере плавают льдины.

Обойдя озеро слева, начинаем подьем по осыпному склону прямо у его западной оконечности. Подьем по разрушенному скальному гребню к седловине перевала С.Джалпакол оказывается легче, чем представлялось снизу. На перевале обнаружили памятную табличку и сняли записку от 25.07.01 группы туристов МГУ. Общее время подьема на перевал от озера составило около 1.5 часов.

Рекомендуемый в описаниях спуск по левой части ледника нам показался слишком крутым, кошки были далеко не у всех, и мы предпочли спуститься под скалами справа, затем по морене вниз, и вновь влево, выходя на основной маршрут спуска к истокам реки Джалпакол. Преодолев крутой осыпной сброс, остановились на обед в 13.00 в начале травянистого участка, где сливаются несколько ручьев.

После обеда спускались вниз к устью р.Джалпакол тропами правого берега. После небольшого коша на правом берегу мелкие тропки собираются в одну. Вскоре после начала леса, тропа переходит на левый берег, далее начинается спуск крутым серпантином вдоль устьевого сброса долины р.Джалпакол. Сам спуск по серпантину занимает около часа и заканчивается выходом к реке Гондарай. Чуть выше по течению есть мост.

По левому берегу Гондарая проходит дорога. Пройдя по ней около 2км вниз по течению реки, вышли к ее слиянию с р.Махар. Отсюда начинается р.Учкулан, второй исток Кубани. Чуть далее по дороге расположена пограничная застава. Отметившись там, уходим вверх по течению р.Махар. Дорога круто взбирается на левый борт ущелья. Цель нашего вечернего маршброска — встать на ночлег у нарзанных источников, расположенных в 3-х км от погранзаставы. Доходим туда в сумерках. Место для стоянки неплохое, но дров мало. Вода в источниках на правом берегу (есть мостик) — необыкновенно вкусная. Всего за день пройдено 16 км, с потерей высоты 1700 м, и набором около 100 м.

31 июля (пер.Саламандра).
На последующие три дня мы разделяемся на две подгруппы по 4 и 5 человек. Новички поднимутся к озеру Уллу-Кель через перевал Н.Уллу-Кель (н/к, 2935м), а затем выйдут к р.Учкулан, спускаясь вдоль ручья, текущего из озера. Мы же вчетвером собираемся замкнуть кольцо из трех перевалов вокруг пика Даут.

Ливший всю ночь дождь перестал, погода улучшается на глазах. Для того, чтобы попасть в верхнюю часть ур.Кичиталычат, нужно сначала подняться по крутой тропе р.Трехозерной, левого притока Махара. Напротив впадения р.Трехозерной, на правом берегу, стоит кош. Чтобы найти тропу подьема, нужно свернуть вверх-вправо перед мостом через приток.

Крутой подьем по лесистому склону выводит на пастбище, к очередному кошу. Здесь тропы расходятся. Вверх-вправо — к перевалам на озеро Уллукель. Налево, траверсом склона уходит нужная нам тропа в долину р.Кичиталычат. Метрах в 800 от коша тропа пересекает висячую долину в истоках реки Трехозерной (три несложных брода) и вновь выходит на участок траверса. Наконец, пологий спуск приводит в обширную безлесную долину. Здесь мы остановились на обед.

После обеда начинаем крутой подьем вдоль р.Кичиталычат, сначала по травянистому склону, затем по простым скалам. От начала снежников долина выполаживается. В 17.00 мы стояли под невысоким гребнем, отделяющим нас от большого Даутского ледника. Посчитав, что у нас в запасе не менее 2-х часов светлого времени, решили идти на перевал. Подьем на гребень занял около 20 минут.

Поднявшись на узкий скальный гребень, долго не могли определиться — на какой же конкретно перевал мы выбрались. По расположению остальных седловин и по сложности предстояшего спуска по скалам к леднику решили, что это — пер.Саламандра (1б*, около 3500 м). Тура на седловине обнаружить не удалось. После внимательного изучения пути спуска, скальный участок удалось преодолеть не навешивая веревок, свободным лазанием. При выходе на ледник одели кошки и связались. Ледник укрыт слоем мокрого липкого снега, который мгновенно забивает зубья кошек. Трещин на этом участке не заметили.

Через полчаса спуска по леднику вышли на его относительно пологий участок, где у нас и планировалась ночевка. Поскольку мы не подумали при выходе из долины о стойках для нашей двускатной палатки, пришлось откопать в снегу площадку между двух валунов. На валунах сначала растянули веревку, а к ней уже привязали конек палатки. Воду нашли чуть восточнее, у скал. Ночевка получилась куда более комфортной, чем под непрерывным дождем в долине. Всего за этот день было пройдено 11км, при наборе высоты 1600 м.

1 августа (перевалы Зап.Даут и Миронова).
С утра поторопились в выходом — в 8-00 уже были в движении. Сегодня у нас ударный день — нужно пройти два перевала 2A.

В кошках, одной связкой, поднимаемся по Большому Даутскому леднику на запад, к характерному язычку снежника у седловины пер. Зап.Даут. Траектория подьема извилистая, в обход участков разрывов. Тем не менее, пару раз "поймали" небольшие трещины — они полностью укрыты слоем свежего снега. Подьем к верхушке снежника от места ночевки занял примерно 1 час 40 минут.

Западный Даут — своеобразный перевал с точки зрения траектории движения. Сама седловина перевала представляет собой узкий скальный гребень длиной метров 150. Преодоление перевала по линии ската воды нерационально. При движении с востока на запад — относительно несложный подьем по леднику придется завершать спуском на 2-3 веревки по практически отвесным скалам. Похожая ситуация и при прямом движении с запада на восток: подьем по крутому, но несложному в движении осыпному кулуару легко выводит на гребень, однако далее предстоит спуск с отвесных скал. Оптимальная линия движения при прохождении с востока состоит в том, чтобы вылезти со снежника на скальный гребень, траверсировать его в южном направлении, а затем спуститься по осыпному кулуару. Так мы и поступили.

Траверс гребня требует умеренной сложности лазания. На критических участках страховались, закладывая веревку за выступы, благо лететь очень даже есть куда. В южной части седловины нашли тур, сняли записку, положили свою. Полюбовавшись панорамой ледника, начали спуск по кулуару. В 12-30 закончили прохождение технически сложного участка перевала Зап.Даут выходом на пологий, без видимых разломов ледник. Остановились на обед и отдых в рантклюфте у стены пика Даут. Место вполне комфортабельное: есть вода, пара больших скальных обломков нагрета солнцем, небольшой снежный гребень защищает от ветра.

В 13-50 начали подьем на перевал Миронова, который расположен в южном ребре п.Даут. Солнце уже порядком растопило снег и длинный косой подьем параллельно стене пика потребовал немалых усилий. Перед каждым шагом нужно выбивать мокрые комья снега из кошек. Уклон до 40 градусов.

Участок ледника обширный, возможность встать на горизонтальную площадку и расслабиться есть только в самом конце. Следуя выбранному пути, мы оказались даже несколько выше перевала, выйдя к надувам и засыпанным снегом большим ямам у скальной стены. Подьем по леднику до первого привала занял около 50 минут. По сложному снеговому рельефу вдоль скальной стенки легко спустились к седловине перевала Миронова. Седловина широкая, есть вода — неплохое место для стоянки. Нашли тур, сняли записку, оставили свою. Осмотрев путь спуска, решили поторопиться, ибо работы еще предстоит много.

Определяющий участок перевала Миронова — это скальный взлет высотой метров 50 и крутизной градусов 60 , расположенный в скальном же кулуаре с почти отвестными стенками. На этом участке попадаются нависающие отрезки по 2-3 метра. Закрепили петлю из репшнура в начале кулуара и начали спуск по перилам с верхней страховкой. Рюкзаков не снимали, благо они, по нашим понятиям, были не тяжелые. Ожидалось, что одной веревки на спуск не хватит, однако нас ждал приятный сюрприз — 50 метровой веревки как раз хватило. Так что указания во многих отчетах на протяженность скал 60 метров — это легкое преувеличение. Последний участник прошел спуск на двойной веревке. Под скалами закрепились в рантклюфте. Довольно удобно, но можно провалиться внутрь, вдоль скалы (неизвестно насколько).

В рантклюфте одели кошки, после чего продолжили спуск. Верхний участок показался нам достаточно крутым, с учетом того, что под ногами — тонкий слой мокрого и плохо держащего снега. Заложили петлю репшнура за скальный обломок в рантклюфте и спустились на одну веревку ниже по леднику. Отсюда пошли в связке. Спуск по леднику до скал технически несложен, но неприятен тем, что срыв неизбежно приведет к соскальзыванию в расположенный ниже ледопад.

Выйдя на скалы, немного расслабились. Как оказалось, зря. Еще пару часов пришлось осторожно сползать вниз по скалам различной крутизны параллельно круто уходящему вниз леднику. Возможно, нужно было идти по нему, но почему-то ни у кого это энтузиазма не вызвало. Спустились до начала ручья. Сверху логичным казалось продолжить спуск вдоль него. Впоследствии, глядя на этот склон снизу, такое решение разумным уже не казалось.

К счастью, за маленьким скальным хребтиком слева вовремя обнаружили начинающуюся тропу. С этого момента спуск перестал быть проблематичным, хотя и не превратился в прогулку. В итоге, к 21-00 удалось спуститься до первого пригодного для стоянок места, где многочисленные ручьи текут по большой травянистой площадке. Место в целом заболочено, но можно найти хорошую сухую площадку для стоянки. Что мы и сделали.

Спуск с перевала Миронова потребовал 6 часов непрерывной работы, причем выход от скального взлета до выполаживания долины требует больших физических усилий и в целом более технически сложен, чем эффектный участок скал у седловины перевала.

2 августа (возвращение на Узункол).
Вышли опять рано — за этот день нам нужно спуститься в долину р.Махар, уйти вниз, ниже погранзаставы, встретиться с остальной частью группы и найти способ переправиться к устью р.Узункол, откуда мы начинали наш маршрут.

Очевидной тропы спуска вниз не нашли. Тропы есть, но они начинаются и заканчиваются достаточно бессистемно. Ближе к заключительному спуску к р.Махар, ручей уходит в каньон, приходится выбирать между движением по правому или по левому берегу. Разведка особой ясности не внесла. Ушли по тропе направо. Пришлось спускаться по крутому, заросшему деревьями и кустарником склону. Позднее у пастуха узнали, что где-то по левому борту ущелья все-таки есть разумная тропа и даже подобие лестницы на крутом склоне.

Около часа дня сидели у придорожного ручейка, сматывали веревки. Потом — марш-бросок вниз по дороге, в сторону цивилизации. За три часа дотопали до погранцов, с одной небольшой остановкой у минеральных источников. Торопились, так как остальная часть группы должна была ждать немного ниже устье ручья, вытекающего из озера Уллу-Кель, у автомобильного моста через р.Учкулан.

Когда проходили заставу, нам предложили машину. На четверых нам показалось дорого (просили рублей по 200 до аула Учкулан). Однако, поторговавшись, сошлись на том, что если благополучно встретим своих — то по 100р. с каждого — и нас довезут немного выше аула Хурзук. Это устроило обе стороны.

"Встреча на Учкулане" прошла успешно, и в 17-00 мы стояли на дороге выше а.Хурзук и наблюдали за стремительно надвигающейся грозой. Пошли вверх пешком, но вскоре нас подбросила до погранзаставы попутная машина альплагеря "Узункол". С наступлением темноты мы вновь разбили лагерь в устье Узункола. Первая часть маршрута успешно завершена.

Прошедшие дни были так насыщены событиями, и в голове столько впечатлений, что с трудом верится, что наш поход начинается, по сути, заново. Впереди у нас сплав по Уллукаму и Кубани, тот маршрут, который в эти дни должна была пройти другая наша подгруппа (Климшин, Гаврилова, Мельников, Мельникова).

Забирая продуктовую закладку, что мы оставляли в коше у каменоломен, узнаем, что в первые же часы сплава они приходили и взяли весло — значит, их сплав начался с приключений. Насколько серьезных — неизвестно. До самой темноты упорно поглядываем на дорогу и мост через Уллукам — не идут ли наши. Как-то у них все сложилось на сплаве? Там далеко не новички, но все же легкая тревога ворочается, наверное, у каждого.

3 августа (в лагере, ожидание).
С утра продолжаем немного напряженно ждать своих. Наконец, встреча состоялась. У них все почти в порядке. То приключение с веслами было единственным. Вода была очень высокая. Настолько, что порог "Желоб", уже в пределах Карачаевска, идти не решились. Этот порог всем знаком, по весне его ходили не раз. Но при летнем паводке все кардинально изменилось.

На фоне бурного обмена впечатлениями начинаем собирать катамараны и готовиться к сплаву сами. На это ушел остаток дня.

4 августа. Сплав по Уллукаму.
Начали сплав в 11 часов. Сложность нашей задачи в том, что половина команды в первый раз на серьезной воде и Уллукам для них, мягко говоря, сложноват. Поэтому обносим груз, не торопясь осматриваем очередной участок реки и решаем, кто и на чем пойдет. Два опытных экипажа "тритонов-двоек" проходят первыми, а затем мы составляем различные комбинации экипажа четверки, сажая, где одного, а где и двух новичков, в зависимости от сложности участка.

Ниже впадения Узункола и до моста у каменоломен течение быстрое, но особых сложностей при сплаве нет. Этот участок можно считать тренировочным. Жаль только, что он так короток и пролетается весь за пару минут. После моста уклон реки на глазах увеличивается, в русле камни, валы, мощные бочки — это начало Узункольского каскада порогов протяженностью более трех километров.

В 1989 году мы уже сплавлялись здесь, поймав высокую весеннюю воду. Получили массу удовольствия, пройдя все с грузом и на достаточно несерьезных катамаранах-двойках. Кое-где воды все же было маловато и приходилось лавировать, а то и проползать на брюхе между валунами в русле.

Сейчас, в разгар летнего паводка, с трудом верится, что все это было здесь. Мощная струя с неожиданными поворотами, валы, беспорядочная россыпь бочек — по субьективным ощущениям, фоновый сплав вполне тянет на "пятерку". На его фоне выделяется участок у небольшого хутора на правом берегу перед невысоким пешеходным мостиком. Струя здесь последовательно проходит через ряд мощных бочек, не оставляя шансов их обойти. Приходиться ломиться напролом. Обе двойки проходят удачно, в конце участка влетая под низкий мостик. Однако мысль о том, чтобы теперь несхоженным, хотя и опытным экипажем, идти на четверке, вдохновения не вызывает. Четверку обносим.

Приятное место для обеда обнаружилось метрах в 400 ниже мостика — зеленая терраса на правом берегу у самой воды. После обеда продолжаем сплав. Участок немного попроще, но теперь, к 3-4 часам дня, мощь струи растет на глазах. Это вечерний подьем воды. Позднее мы привыкли к этому и в верховьях Уллукама планировали прохождения с учетом времени суток.

После длинного и довольно мощного участка шиверы-порога, Уллукам вылетает к дороге справа. Принудительная чалка "тритона" превратилась в шоу для пары лесовозов и десятка сидящих на них зрителей. Здесь каскад порогов, по сути, заканчивается. Река, постепенно успокаиваясь, но не сбавляя скорости, уходит в зеленый коридор, ветвится на протоки и течет параллельно дороге.

С этого места, наконец-то, все садятся на катамараны одновременно. Обе двойки проскочили успешно до первого удобного места чалки, а вот четверка, немного замешкавшись на развилке двух проток, попала в ловушку у левого берега, после чего экипажу пришлось выбираться полями, неся катамаран на плечах. После того, как все воссоединились на правом берегу, начинаем искать место для ночлега — скоро стемнеет, а до аула Хурзук около 20 минут сплава. В поселке вставать на ночлег, конечно же, не стоит, а сразу за ним — начинается очередной каскад порогов.

Находим для ночлега небольшой, поросший зеленой травой остров. Вроде бы вода в последние дни через него не шла. Решили рискнуть встать здесь с учетом того, что оба берега такие же низкие и высоко вода подняться не может ни при каком раскладе.

5 августа. Уллукам.
Начали сплав в 10-00. Лес вдоль берега быстро исчезает, разбои продолжаются, скорость течения довольно высокая. Удачно прошли под невысоким металлическим мостиком. Через 20 минут сплава справа — пологая бетонная противопаводковая стенка. По берегам начинается аул Хурзук. Причалили у правого берега перед первым мостом в поселке. Сходили на почту и в магазин. После моста справа впадает река Уллу-Хурзук.

В пределах поселка особых препятствий на реке нет, слабая шивера. На выходе из центральной части поселка — еще один мост, за ним — правый поворот. Чалились перед поворотом, здесь уже начинается Хурзукский каскад порогов. Река здесь шире, но воды прибавилось и бочки стали очень мощными. Продолжаем движение короткими, метров по 300, участками, поочередно, с береговой страховкой. Новички уже потихоньку набрались опыта, средней (4 к.с.) сложности участки проходим полным составом, экипаж четверки идет все лучше.

В самом конце поселка — третий мост на левом повороте реки. Ниже него, на прямом участке, уклон вновь увеличивается, река становится еще мощнее. По весенне/осенней воде тут слалом между обливными и торчащими из воды валунами, а кое где и отмели. Сейчас же нам приходится бороться с мощной струей, стараясь проскользнуть между бочек. Остановились на обед и отдых, найдя поляну на левом берегу, выше колючих зарослей.

Как всегда, к 4 часам дня вода прибывает на глазах, мощность и скорость потока еще увеличиваются. Переходим на правый берег как базовый. Он разделен здесь изгородями на сенокосные участки. Фоновый сплав на следующем участке, перед ответвлением арыка справа, по послеобеденной воде соответствует как минимум V к.с. Мощные бочки перемежаются сливами, необходимо несколько раз пересекать струю.

Двойки проходят с некоторым напряжением, но без происшествий. Вновь составляем экипаж четверки из опытной части группы (Постнов, Малова, Агафонов, Миньков) и проходим тот же участок на четверке.

Технически справляемся уверенно, но физически проходить весь каскад дважды — довольно тяжело. Решаем, что четверка сегодня дальше не пойдет. Однако разведка участка на правом повороте после ответвления арыка резко уменьшила энтузиазм и у части экипажей двоек. Учитывая некоторую усталость и то, что сейчас вода поднимается, решили остановится на ночлег в 600 метрах ниже по правому берегу, а сплавится здесь утром. Поставили лагерь не зеленой лужайке правого берега. Неожиданно открылся потрясающий вид на обе вершины Эльбруса, освещенные закатным солнцем.  

6 августа.
С утра тот же участок реки не вызвал особых эмоций. Воды стало заметно меньше, траектория усложнилась, но в условиях меньшей скорости струи и ослабевших бочек оба катамарана- двойки прошли участок до лагеря без особого труда.

Далее, при приближении к аулу Учкулан, река не сбавляет скорости, но концентрация препятствий несколько меньше, есть время и место для маневра. Проходили участками метров по 600 поочередно, выставляя страховку в месте чалки. Особое внимание следует обратить на последний перед Учкуланом участок, так как чалиться приходится в непосредственной близости от полуразрушенной плотины, для ее последующего обноса.

Идти следует правой (основной) протокой, чалка к правому берегу метрах в 10 от бетонных сооружений. Просмотр обязателен! С воды совершенно незаметно, что происходит по центру потока. А там вода образует мощный слив через бетонный уступ с обширной держащей бочкой по всей ширине реки. Теоретически, можно попытаться спрыгнуть и не перевернуться в бочке, а потом выскользнуть из нее под левым берегом. Однако торчащая из пены металлическая арматура начисто отбивает желание этим заниматься. Обнос плотины 50 метров, к окончанию острова. Отсюда несколько сот метров мощных шивер и Уллукам сливается с более прозрачным голубым Учкуланом. Отсюда начинается Кубань.

С первых же метров сплава по Кубани ощущается простор для маневра. На выходе из аула Учкулан шиверы с изрядными валами следуют одна за другой, но доставляют скорее удовольствие, чем сложности. Пройдя этот участок, остановились на обед у галечного пляжа левого берега.

Так как мы затратили много времени на прохождение Уллукама, планируем довольно напряженный график движения по Кубани, благо река нам знакома и, по воспоминаниям, интересных препятствий немного: порог у устья р.Даут, локальные пороги 1й Взрывной и 2й Взрывной, каньон Аманхит, локальные пороги Каменномостский-1 и Желоб уже на подходе к Карачаевску. Посему решаем за оставшуюся половину дня проскочить довольно длинный участок реки до металлического красного моста в устье р.Даут. План этот нам удалось выполнить, однако летняя вода Кубани внесла свои коррективы в наши оценки сложности.

Немного ниже аула Учкулан на реке обнаружилось полразрушенное бетонное сооружение, напоминающее то ли плотину, то ли противопаводковую стенку. Не очень удачно зачалились к отмели левого берега. По этой причине пришлось преодолевать слив-горку в разрыве бетонной стенки. Все катамараны успешно проделали этот маневр.

Далее на реке нет выраженных локальных порогов, но высокая скорость течения мощные валы и отдельные бочки постоянно держат в напряжении.

Один из катамаранов-двоек был захвачен бочкой, от которой не успел увернуться. Просидев там некоторое время, экипажу удалось вырваться, с трудом избежав оверкиля. Катамаран-четверка в подобной ситуации (поздно заметили мощную бочку за большим обливным камнем) долю секунды балансировал на грани переворота, но тоже сумел справиться с ситуацией. В общем, участок до второго бетонного моста, где автодорога на Карачаевск переходит с правого берега на левый, вызвал много эмоций и порядочный всплеск адреналина.

Вскоре за бетонным мостом река собирается в одно русло. Причалили на отдых в пос.Эльбрусский, сразу за подвесным пешеходным мостом. Отсюда недалеко до магазина, расположенного на дороге. Из разговора с местным жителем выяснили, что идти под левым берегом не следует — много арматурин, торчащих над и под водой из полуразмытого берега.

После поселка река окончательно собирается в одно русло, горы сжимают долину. За плавным левым поворотом — мост и заброшенный рудник по правому берегу. На этом участке невысокие валы, бестрое течение, навалы на острые камни и ощетинившийся железяками берег. Но в целом ничего криминального нет. Ниже — автомобильный мост, немного ниже — еще один.

Течение остается быстрым, мощно наваливая на отдельные валуны в русле. Наконец, впереди показались окрашенные красной краской формы моста в устье реки Даут. На всякий случай глянули, что там. Большая вода резко упростила структуру порога, однако на месте наиболее крупных валунов теперь образовались бочки. Оптимальным оказалось прохождение под правым берегом, а чуть ниже моста — резкий прострел налево. Это для того, чтобы зачалится в заранее выбранной точке для остановки на ночлег.

Уже разбив лагерь выяснили, что сотней метров ниже по левому берегу начинается обширная терраса с поляной, гораздо более приятная для стоянки. Правда, заметно дальше от воды.

7 августа. Кубань и возвращение к Уллукаму.
На этот день было запланировано прохождение оставшейся части Кубани до Карачаевска. Начали сплав от стоянки у Даутского моста. Течение быстрое, отдельные обливные камни, валы, бочки.

Порог 1-ый Взрывной расположен примерно в 20 минутах сплава от моста. С наплыва — плохо видимый слив-ступенька через всю реку. Два варианта движения: основной — центр-право; левый. Левый проход с наплыва кажется чище, но на деле он более мелководный и крутой. Прошли походной колонной обоими вариантами.

Порог 2-ой Взрывной расположен примерно в 15 минутах сплава от 1-го. Летняя вода практически полностью залила выступающие в пороге скалы, остался лишь бурный свал воды с уклоном вправо и дорожка валов на выходе. Прошли порог по очереди, страховка не выставлялась.

От 2-го Взрывного примерно 40 минут сплава до порога Аманхит, ориентиром которого является подход дороги справа при низкой обширной террасе ПБ. Хорошее место для лагеря, но поляна несколько затоптана, да и сьезд с дороги слишком уж очевидно указывает на традиционное место пикников местных жителей. Впереди видно, как скалы ущелья смыкаются, дорога взбирается на правый борт долины.

Каньон Аманхит ( IV к.с.)
По мере приближения к сужению долины появляются глыбы в русле, течение ускоряется. Перед началом собственно каньона есть место для чалки к галечному острову справа. Решили просмотреть состояние препятствий каньона при летнем уровне воды и заодно обнесли груз. Большая часть каменных глыб, образующих препятствия каньона, оказалась залита водой. Общая сложность участка по сравнению с весной/осенью осталась прежней (IV к.с.), но характер препятствий резко изменился. Они сильно напоминают Катунь: мощные боковые струи, противотоки, сбойки струй, приуроченные к пологим обширным сливам. Прошли каньон тандемом, со взаимостраховкой с воды.

После каньона Аманхит около 2 часов сплава до пос.Каменомостский, где расположены заключительные препятствия Кубани перед Карачаевском. Течение быстрое, иногда встречаются участки валов, прижимы, острова.

Порог Каменомостский-1 расположен непосредственно в поселке. По правому берегу тянутся огороды, слева — зеленый луг. Просмотр препятствия по обоим берегам. Высокая вода полностью залила скалу в центре русла. Сам порог представляет собой воронкообразно сужающийся мощный свал воды со сложной комбинацией водяных бугров, "петухов" и бочек. Заходили в порог в его левой части. Проходили по очереди, с нижней страховкой. Свал воды очень мощный, в беспорядочном потоке требуется умение компенсировать броски катамарана. По этой причине, несмотря на упростившуюся траекторию, категория сложности по сравнению с весной повысилась до IV+ V- к.с.

Порог Желоб. До него не более 10 минут сплава от пор.Камен-номостский-1. Здесь вся Кубань втискивается в узкий, шириной 6-8м, скальный коридор и падает метров на 10 на протяжении 60-70 м.Следует не пропустить нужный момент чалки на ЛБ — ближе к порогу течение все сильнее затаскивает в него. При высокой воде плита на дне узкого скального скального коридора порога залита водой. Однако сложность порога при этом определяется тем, как именно могучая струя бьет в стенки каньона. В частности, при нашем уровне воды прохождение с высокой степенью вероятности закончилось бы переворотом в последней трети порога, при котором один из гребцов был бы выкинут головой в стенку каньона. Желающих проверить это на практике не нашлось, и от прохождения этого порога решили отказаться.

Итог таков: По летней воде пор.Желоб имеет от V до VI к.с. (вместо IV+ весной), но шансы на его прохождение непредсказуемо меняются при небольшом подьеме/спаде воды. Все зависит от конкретной конфигурации струи в сливах и бочках последней трети порога. Техническая сложность определяется необходимостью удержать катамаран от разворота и сноса в мощном турбулентном потоке. Опасность определяется вероятностью выброса одного из гребцов головой в скалу и как результат, повреждением шейных позвонков.  

После разборки судов ловили машину на автомобильном мосту тут же, над порогом. Договорились с "Газелью" за 600р. Катамараны-двойки не разбирали, только сдули баллоны. К 19.00 мы вновь вернулись к погранзаставе на стрелке Уллукама и Узункола. А уже почти в полночь подошла с горного кольца вторая наша подгруппа (Климшин, Звягинцев, Гаврилова, Мельников, Мельникова). Им пришлось изменить маршрут в связи с реальной снежно-ледовой обстановкой, но все довольны - верный признак того, что получившаяся в результате сложность препятствий — то, что надо.

8 августа. Сплав по 2-му каньону Уллукама.

2-ой каньон Уллукама (V-VI к.с. в зависимости от уровня воды в разное время суток.)
Лагерь на ЛБ Уллукама, у стрелки с Узунколом, расположен по сути, на выходе из каньона. Поэтому финишная чалка планируется прямо у лагеря. Протяженность всего 2-го каньона — порядка 1 км. Выше — еще один, первый каньон, длиной около 1200 м. Начало обоих каньонов непроходимо: Уллукам падает водопадами, ввинчиваясь в узкую щель, известную как "Уллукамская теснина".

В случае второго каньона, сплав возможен сразу после выхода реки из щели. Однако в 150 м ниже река перегорожена бревном. Решаем начать сплав отсюда, благо эти 150 м не содержат ничего выдающегося.

ЛБ чуть ниже перегородившего реку бревна позволяет спустить катамаран по крутому травянистому склону, подстраховав его веревкой. Старт сразу в струю, с уже сидящим экипажем, с помощью берегового "стартующего". Сам каньон содержит набор прижимов, сливов, навалов на камни в русле. Линия прохождения почти везде единственная. Просмотр возможен с обоих берегов. Однако, как это всегда бывает, взгляд на реку сверху скрадывает реальный уклон и перепад на сливах. Ключевое место каньона — мощный прижим к скале ПБ на крутом ЛП в выходной части. Страховка возможна на выходе из каньона, выше впадения р.Узункол, однако течение везде быстрое и хорошего улова для чалки (страховки) нет. Всего было совершено 4 прохождения описанного участка 2 каньона Уллукама на катамаранах "Тритон":
1. Постнов Д., Малова С. Успешно реализована вся траектория за исключением выходного прижима (недооценка при просмотре со скал!). Экспериментальным путем установили, что падение резко нарастает к выходу из каньона. Вместо последовательности поворотов — одна горка из сливов и прижимов. Выходили на ЛП в уверенности, что на прижиме к скале ПБ имеется отбойный вал, увиденный сверху. Это оказалось вовсе не так. После переворота вылезли на катамаран и успешно переместились в левую часть струи, в зону действия страховки.
2. Климшин А., Мельников П.Учтя опыт первой попытки, сделали все возможное, чтобы не попасть в прижим к скале ПБ. Это удалось.
3. Климшин А., Гаврилова О. Несмотря на некоторые проблемы с выдерживанием траектории, накопленный опыт предыдущих 2-х прохождений и сработанность экипажа (этим составом шли нижний Уллукам), позволили успешно пройти каньон.
4. Климшин А., Агафонов И. Время начала сплава 16.30 — соответствует вечернему подьему воды. Потеря управляемости в начале горки во второй половине каньона привела к перевороту в невидимом с ЛБ прижиме к стенке ЛБ. К ключевому прижиму на ЛП вышли катамаран с И.Агафоновым, и отдельно — А.Климшин с веслом. В прижиме катамаран был перевернут водой вторично и стал на ровный киль. Забравшемуся на него Ивану удалось пересечь струю и выйти к страховщикам ЛБ. Климшин поймал спасконец 60 метрами ниже. Все целы, ушло одно весло.  

Выводы по 2-му каньону Уллукама:
1. Сложность весной/осенью порядка V- к.с.
2. Летом сложность существенно меняется в течение дня от V+ до VI к.с., возрастая после 16 часов. Изменение уровня следует контролировать не столько по урезу, сколько по цвету воды — при вечернем подьеме она приобретает рыжий оттенок. Это доходит волна таяния с вулканических отложений Эльбруса.
3. Просмотр со скал не позволяет адекватно оценить сложность выходной части каньона. Желательно организовать также разведку с ПБ.

9 августа. р.Узункол
Этот день был посвящен сплаву по реке Узункол от последнего моста до устья. Под последним мостом подразумевается металлический мост в 3.5 км выше устья, где дорога переходит на другой берег реки. Сплавлялись одним экипажем (Постнов, Малова), береговая команда составляла 5 человек. Катамаран без труда занесли к точке начала сплава по дороге. Тактика сплава была следующая:просмотр участка реки, определение места чалки, организация видеосьемки и страховки. Затем — короткий прыжок сплава и следующий цикл.

Сплав начали с прохождения порога выше моста. Воды немного, в русле крупные камни, образующие каскад сливов. Порог слаломного типа, сложность в зависимости от уровня воды от IV до V к.с. Далее русло реки узкое, крутые повороты, навалы на бревна и обливные камни в потоке. Требуется энергичный маневр, чтобы ввинтиться в узкие проходы. Линия движения, как правило, единственная. Чалки, как правило, перед перегораживающими реку бревнами.

Примерно в 1.5 км ниже моста расположен красивый и мощный порог V — VI к.с., образованный нагромождением валунов. На 70 м длины порога общий перепад составляет 6-8м. Линия движения зигзагообразная. Наиболее сложна выходная горка порога, не оставляющая возможности для "правильного" прохождения. Для ее успешного преодоления катамаран должен поочередно взлетать на водяные бугры справа и слева одним из баллонов, на долю секунды зависая в неустойчивом положении.

После получасовой подготовки порог был успешно пройден (по нашим сведениям, впервые) экипажем Постнов-Малова. Ниже, по мере приближения к выходному каньону, Узункол несколько упрощается, но скорость течения остается высокой, а деревья в русле по прежнему представляют опасность при маневрах и чалке.

Выходной каньон Узункола (VI+ к.с.) начинается в 1км от устья, от деревянного пешеходного мостика. Уже под мостиком река, сжатая в поток шириной 4-5м, летит вниз на входе в первый из водопадов каньона. Далее в каньоне каскад водопадов и водопадых сливов различной высоты и крутизны. Некоторые из них проходимы, однако наличие нескольких откровенных "непроходов" заставляет отказаться от попытки прохождения каньона. В принципе, можно стартовать перед выходным водопадом каньона, спустив катамаран на веревках с ЛБ.

Выходной порог Узункола (VI+к.с.)
Каньон завершается красивейшим 3м водопадом, вполне проходимым. Далее, на протяжении 400 м река беспорядочно скачет по нагромождению валунов в узком крутопадающем русле. При утреннем уровне воды имеется несколько мест, где линия движения "не связывается". При вечернем уровне воды — мощь сливов и бочек пугающе растет. Порог в принципе проходим при наличии правильного уровня воды, подходящего судна, высокого уровня техники экипажа и необходимой порции везения. Мы прошли выходную часть порога, содержащую 3 мощных слива.

10 августа. Верхний каскад Уллукама, Чирюкол.
В 11 часов утра начали движение вверх по течению Уллукама. Один из катамаранов не разбирали, так как планировали разведку и, возможно, прохождение участков Уллукама выше каньонов, а также выходной части реки Чирюкол, левого притока Уллукама.

Дорога вверх по течению реки начинается от каменоломен, проходит мимо погранзаставы (бывшая турбаза) и идет далее вдоль берега. Открываются красивые виды на второй и, выше, на первый каньон, которые по реке разделяет пара сотен метров быстротока.

Вход в первый каньон — каскад водопадов в узкой щели с общим падением более 10 метров. Далее каньон сверху перекрыт огромным камнем, с которого обычно и любуются Уллукамской тесниной. В принципе, чуть выше камня-пробки можно спустить катамаран в каньон на вертикально подвешенных веревках. Каньон очень узкий, но выглядит в принципе проходимым. Однако на его крутом повороте мы обнаружили завал-решетку из бревен, что сразу сняло все вопросы о попытке даже частичного прохождения.

Выше первого каньона на Уллукаме непрерывный и мощный каскад порогов с крутым падением. Очень много бревен, частичные и полные завалы. По мере продвижения по реке количество бревен уменьшается, уклон также несколько меньше.

В характерном месте, где дорога выходит прямо к урезу воды, решаем, что река выше пригодна для сплава. Нашли место для лагеря километрах в полутора выше, на красивой и просторной поляне. В течение последующих 2 часов прошли этот участок каскада порогов сменными экипажами. Сложность сплава неоднородна, от IV к.с. до V+ к.с., и в целом нарастает вниз по течению. Впрочем, по мере сплава нарастал и уровень воды, что также чувствовалось.

р.Чирюкол
После обеда решили, не перемещаясь всем лагерем, предпринять "экспедицию" на левый приток Уллукама — Чирюкол, до устья которого было порядка 2 километров. Катамаран донесли на плечах. Придя к мосту у стрелки двух рек (вверх по долине Чирюкола также идет дорога), просмотрели участок длиной около 700-800 метров, до первого крупного бревна, перегораживающего реку полностью. Воды немного, но для сплава достаточно. Уклон большой, много крутых поворотов и проходов в коридорах из веток деревьев. Впечатление от сплава по этому отрезку реки очень своеобразное. Небольшое количество воды не ассоциируется с опасностью для жизни при аварии, но на воде требуется очень быстрая реакция и непрерывная (причем точная!) работа веслом в постоянных прыжках между сливами и даже бочками.

В результате, классифицировать выходную часть р.Чирюкола в рамках традиционных категорий сложности затруднительно. Уровень опасности для жизни в случае аварии — на уровне III-IV к.c. То есть, нормально экипированный и подготовленный человек без труда выберется на берег самостоятельно. Однако требования к технике и схоженности экипажей — на уровне V+..VI к.с., иначе просто незачем садиться здесь на катамаран.  

Прошли весь участок в один прыжок, буквально свалившись в руки к чальщику из очередного слива. В остающееся до темноты времы прошли еще немного по Уллукаму, который здесь течет в расширении долины и имеет сложность не выше III — III+ к.с.

11 августа. К Эльбрусу, под пер.Хотютау
В качестве утренней зарядки прошли отрезок (около 1.5 км) реки до лагеря. По мере сужения долины сложность реки увеличивается и начинается тот каскад порогов, который мы проходили от лагеря накануне. Жаркое солнце помогло быстро просушить катамаран.

Теперь на несколько дней мы превращаемся в горников. Наша цель — Эльбрус. Дорога вдоль Уллукама продолжает оставаться вполне приличной вплоть до Ворошиловских кошей на слиянии с р.Кичкинекол. К нашему удивлению, сплав по Уллукаму можно было начинать прямо отсюда и пройти еще 10км. реки с прогонными участками, перемежающимися средней сложности порогами. Но это уже в другой раз. А сейчас мы, пообедав рядом с погранзаставой, продолжаем движение к истоку Уллукама, поднимаясь по тропе, ведущей к перевалу Хотютау. К шести часам вечера достигли традиционного места ночевки на пути к перевалу. Дальше, после начала подьема, воды уже нет.

12 августа. Перевал Хотютау. По ледовым полям Эльбруса
С утра начали подьем на перевал. Тяжелые "водные" рюкзаки не располагают любоваться видами. Тропа идет серпантином по широкому зеленому хребтику, иногда, как кажется, нелогично. Однако через 2.5 часа все уже сидят на осыпном гребне перевала. Отсюда можно двигаться в разных направлениях по ледовым полям Эльбруса. Нам нужно двигаться в сторону Приюта 11.

Снега мало и на ледовых полях видны обширные зоны разломов. Выбираем путь вдоль выходов лавы. Один раз такой вариант заводит нас в ловушку и приходится преодолевать небольшой участок крутых скал. В 8 вечера встаем на небольшом свободном от разломов участке, на высоте 3900 м, немного не дойдя до дороги, соединяющей Приют 11 и верхнюю станцию канатки. Прямой выход к этой дороге преграждают ледопад и скальная стенка, с которой непрерывно летят камни. Проще всего отсюда уйти немного ниже, к станции Мир. Но нас этот вариант не устраивает, так как завтра опытная часть группы собирается идти на вершину.

13 августа. Подьем на Эльбрус
Проснулись в 4 утра, поставили примус. С сожалением убедились, что отсутствие луны не позволяет выйти рано, так как между нами и Приютом 11 множество открытых и закрытых трещин. Вышли в 6 часов двумя связками по 3 и 4 человека. По подмерзшему за ночь снегу без труда переходим закрытые трещины. В 7.30 мы у Приюта 11, впереди, высоко на склоне Эльбруса видна черная ниточка "муравьиной дороги". Это те, кто вышел на восхождение как положено, в 4 утра от Приюта 11. Погода прекрасная, настроение у всех бодрое, и выше скал Пастухова мы начинаем потихоньку догонять вереницу поднимающихся людей. Идем в ритме 20 минут подьема — 5-7 минут отдыха. Четверка, идущая четко в ногу вызывает даже некоторое уважение у обгоняемых, нам уступают дорогу.

Вторая связка (3 человека) видна далеко внизу, они отстают примерно на час. От седловины поднимаемся втроем (Постнов, Агафонов, Миньков). Спустя 6 с половиной часов после выхода из лагеря на 3900 м — мы на вершине. Погода несколько испортилась, с Ю-З налетают одно за другим облака, ветер тащит их с огромной скоростью. Обьятия на вершине, несколько минут видеосьемки и — вниз. На седловине собираемся всемером.
День уже давно перевалил за полдень и чем ниже - тем больше воды вокруг. На уровне Приюта 11 весь склон иссечен ручьями, а снег превратился в мокрую кашу. Немного поплутав по лабиринту трещин в поисках прохода, к 17.00 возвращаемся в лагерь.

14 августа. Выход вниз до р.Адылсу
С утра спустились вниз. Обедали на барегу р.Баксан, ниже Азау. Баксан уже здесь представляет собой впечатляющее зрелище — лохматый поток воды цвета какао прибывает на глазах. Желания попробовать сплавляться здесь не возникает. Для этого нужны суда помощнее и много времени на организацию такого сплава.

Доходим до п.Терскол, где нанимаем микроавтобус для переброски на р.Адылсу. В 19.00 ставим лагерь на низком зеленом острове в 300 м выше слияния Адылсу и Баксана. Вечерняя разведка показала, что выше впадения р.Шхельда на Адылсу протяженный участок с небольшим уклоном сложностью 3-4 к.с., не представляющий для нас особого интереса в спортивном отношении. В месте впадения Шхельды на Адылсу расположен могучий каскад водопадов общим падением в несколько десятков метров. Ниже река становится пригодной для сплава. Отсюда мы и начнем завтра.

15 августа. Сплав по Адылсу
С утра занесли два катамарана к месту старта. От шоссе на берег их спускали по крутой и высокой осыпи, однако обошлось без веревок.

Первый прыжок — метров 300. Мощь воды ошеломляет. Второй бросок — до начала галечного острова, где экипажи катамаранов зачаливаются самостоятельно. У нижнего конца острова построена переправа из бревен, она не дает сплавиться по левой протоке. Правая протока в нижней части острова образует мощный красивый порог-горку, состоящий из нескольких сливов; проход узкий, струя бьет в разные стороны. Обы катамарана успешно преодолели этот порог и зачалились у галечного пляжа ЛБ ниже по течению за левым поворотом.

Далее река делает несколько плавных поворотов по неширокой долине, а затем излучиной уходит под правый склон. После разведки выяснилось, что ближайшее разумное место чалки в 800 м ниже по течению, а участок, где река прижимается к правому склону — самый мощный из всех, которые мы проходили на Адылсу. На протяжении более двухсот метров в потоке беспорядочно расположены бочки над залитыми потоками глыбами. Траектории, позволяющей обойти бочки, нет, приходится выбирать наименее неприятные с виду валы и бочки и прокладывать линию движения через них. Сложность этого отрезка усугубляется тем, что до него порядка 500 м также достаточно напряженного сплава. После продолжительного просмотра и раздумий этот участок решился идти один экипаж (Постнов-Малова). Несмотря на идеально реализованную линию движения, катамаран два раза был на грани переворота.

Далее напряжение сплава несколько спадает. Следующие 300 м — V+ к.с., далее 700 м — отрезок IV-V к.с., река окончательно выполаживается, начинается шивера, которая тянется до впадения в Баксан. До шиверы проходили двумя катамаранами поочередно, далее — тандемом до лагеря (острова).

16 августа. Сплав по Баксану
С утра готовимся к сплаву по Баксану. Поскольку людей в группе больше, чем мест на катамаранах, 5 человек пойдут пешком по дороге вдоль берега, поддерживая радиосвязь со сплавляющимися.

В границах поселка Эльбрус есть два порога, первый практически сразу же после впадения Адылсу, второй — метрах в 300-х ниже, он неприятен торчащим посреди русла телеграфным столбом. Далее на выходе из поселка серьезных препятствий нет. Километрах в полутора ниже поселка река делится на несколько проток, встречаются деревья в русле и протоки, уходящие сквозь лес. На плавном левом повороте река вновь собирается в одно русло и после широкой левой излучины приближается к автомобильному мосту перед п.Нейтрино. Под мостом мощный порог с валами до 2м.  
Внимание!
Проходить под автомостом можно, лишь убедившись в возможности надежной чалки до пешеходного моста в самом поселке, так как за правым поворотом начинается весьма сложный и опасный каньон, переходящий в мощнейший порог на селевом выносе. При том уровне воды, который мы наблюдали, непреднамеренное попадание в каньон даже на большом катамаране-четверке практически наверняка окончится трагически.

Все три наших катамарана благополучно зачалились в 200 м выше моста. После осмотра последующего участка было решено закончить водную часть нашего маршрута здесь. Для лагеря и разборки катамаранов нашли неплохое место на левом берегу за ЛП ниже автомоста.

17 августа. Дневка, разборка катамаранов
День был посвящен отдыху, разборке и сушке катамаранов, бане. Двое (И.Агафонов и Д.Звягинцев) совершили кольцевой радиальный выход на перевал Мукал (1б).

18 августа. Отьезд из пос.Нейтрино
С утра приступили к выброске с маршрута. Служебный автобус из п.Нейтрино взял нас безо всяких дополнительных условий до Тырнауза, но там попытался запросить двойную цену. От Тырнауза до Пятигорска доехали на маршрутном такси, и вечером благополучно погрузились в поезд до Саратова.



Выводы и рекомендации

1. Успешно пройден комбинированный водно-горный маршрут, включивший в себя, как прохождение отрезков рек до 6 к.с. включительно, так и горные первалы 2а категории сложности, а также восхождение на Эльбрус.

2. Основной исток р. Кубань — р. Уллукам в условиях высокой летней воды представляет несомненный интерес для спортивного сплава и содержит участки до 6 к.с. включительно.

3. Нами пройден устьевый участок реки Чирюкол. С учетом того, что водность этой реки практически не меняется на протяжении 6 км, сплав по этому притоку Уллукама может представлять спортивный интерес в условиях высокой воды. Необходима предварительная расчистка препятствий от бревен.

4. Река Узункол в условиях летнего паводка пригодна для сплава от альплагеря Узункол. Наибольшую сложность представляет ее выходная часть — каньон с каскадом водопадов и выходной порог. На прохождение Узункола с учетом предварительной обработки препятствий следует планировать не менее 3-4 дней.

5. При планировании водных маршрутов по истокам Кубани, имеет смысл забрасываться в самые верховья р. Уллукам, к т. наз. Ворошиловским кошам, чтобы использовать для "раскатки" менее сложный верхний участок Уллукама, поднимаясь в долины притоков Уллукама для их прохождения. Такая структура маршрута представляется наиболее логичной и потребует минимального привлечения автотранспорта.

6. По реке Адылсу можно сплавляться непосредственно после окончания каскада водопадов в устье р. Шхельда. Сложность участка - 6 к.с. Далее река несколько упрощается.



Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;