LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



на байдарке по Хейнйокскому проливу
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Высокий Алай - ЛГУ - 1985

Ленинградский областной совет по туризму и экскурсиям
ДОС ДСО "Буревестник"
Ленинградский Государственный Университет

ОТЧЁТ

о горном туристском путешествии второй категории сложности
совершенном по Высокому Алаю
с 27 июля по 5 августа 1985 года.

Маршрутная книжка № 37/85
Руководитель группы: Шилова С.А.
Адрес руководителя: Ленинград, Верейская ул. 36 кв. 10
телефон: 292-41-36

Маршрутно-квалификационная комиссия ЛГУ рассмотрела отчет и считает, что маршрут соответствует второй категории сложности и может быть зачтен всем участникам и руководителю. Отчет использовать в библиотеке МКК ЛГУ. "__"_______1985 года.

Председатель МКК ЛГУ_______/Распопов В./

Содержание отчета.

Состав группы
Подъезды и подходы
График движения
Техническое описание
пер. Ц. Бокбаш /2А/
пер. Алаудин /IA/
пер. Кумбелъ /1А/
Фотоматериалы

Состав группы.

I Шилова Светлана Александровна 1962 Верейская 35-10 руководитель
2 Глазова Ольга Сергеевна 1963 Московский пр. 165 кв. 13 начпрод
3 Лебедева Ирина Вадимовна 1964 Ботаническая 66/3 к. 23 начфин
4 Быстров Сергей Дмитриевич 1967 пр. Тореза 33-156 участник
5 Пашков Игорь Владимирович 1963 ул. ак. Константинова д. 10 к, 1 кв. 136 реммастер
6 Теплов Александр Анатольевич 1963 Ботаническая 66/3 к. 87 участник

Подъезды и подходы.

Подъезды к Алайскому хребту, являющемся границей между Таджикистаном и Киргизией возможны двумя путями: либо с севера, через Фергану /Узбекистан/, либо с юга, через Душанбе. Мы выбрали второй путь. До Душанбе добрались поездом Москва-Душанбе /ежедневно, отправление в 15.50/, который прибывает в Душанбе утром и есть возможность успеть на последний /около 13.30/ рейс самолёта Душанбе-Жиргаталь. Летает там АН-2, на котором бесплатно можно провозить только 10 кг груза. Поэтому для большой группы вариантом могут стать попутные машины в сторону Гарма, Хаита, Джиргаталя. Рейсовый автобус берет только 8 человек.

В самом Джиргатале есть почта, гостиница, несколько магазинов. Бензозаправочная станция находится за поселком на берегу реки. До неё легко поймать попутную машину.

Выехать с маршрута можно рейсовым автобусом Хайдаркен-Фергана. В Хайдаркене есть базар, круглосуточная почта. Из Маргилона /город-спутник Ферганы/ можно выехать поездом Андижан-Москва, который идёт рано утром.

Самолеты: Ленинград-Душанбе /72 руб./ 4898 23.40 2 ч. 57 м. 4902 23.40 3 ч. 30 м. 4900 23.55 4 ч. 00 м. Москва-Душанбе /62 руб./ 6.55 из Домодедова 15.35

График движения.

День пути Участок движения км время в пути Хар-р пути, метеоусловия
I день 27.07 От вагончиков строителей до моста через Птовкуль 6 I ч. Грунтовая дорога. Солнечно
от моста до большого коша 5 2 ч. тропа
от коша до серой средней морены 1.5 I ч. тропа
от морены до крутого травянистого склона I 1 ч. среднекаменистая осыпь
Спуск по травянистому склону до слияния рек 0,5 20 м. травянистый склон
2 день 28.07 Возвращение к мосту возле коша 3 1,5 ч. Тр. склон, морены, тропа
От коша до родника за мостом через Птовкуль 6.8 3,5 ч. хорошая тропа
3 день 29.07 От ночевки через отрог до коша 2 40 м. Тропа. Солнечно
От коша до водопада слева по ходу 5 I ч. тропа
От водопада до р. Лойсу 3,5 1 ч. тропа
4 день 30.07 От переправы через Лойсу до слияния Лойсу и Келейсу 6 1,5 ч тропа брод до 80 см.
По правому берегу Келейсу до притока переходимого вброд. 1.5 20 м. тропа, брод до 40 см.
От брода до осыпного прижима 1 20 м. тропа
Обход осыпного прижима и спуск к роднику 0,5 1 ч. бараньи тропы
5 день 31.07 Подъём от родника до ночевок под ледником 3 1,5 ч. слабые тропы
Подъём от ночевок до языка ледника 3,5 2,5 ч. плохая тропа
Движение по леднику до ледопада 0,7 35 м. откр. ледник
Подъём в обход ледопада с выходом на снежное плато под перевальный взлёт 4,5 1,5 ч. откр. и закр. ледник, снег
Подъём на перевальный, взлет по кулуару 0,3 4ч. снег, скалы,
6 день 01.08 Спуск с перевального взлета 0.4 2 ч. снег, лед
Подход под пер. Бокбаш С. и подъём на него 2,5 1,5 ч. снег
От перевала спуск до ГМС на ледн. Абрамова 7.5 1.5 ч. Закрытый ледн. откр. ледн. мор.
7 день
02.08
От ГМС до каменной "пробки 6 1,9 ч. тропа.
От каменной "пробки" до озера 6 1.5 ч. тропа, морена
8 день
03.08
От озера до гребня морены 1 0.5 ч. средняя осыпь
По тропе до выхода на перевал 4.5 1,5 ч. средняя осыпь снежник. Ясно
Спуск по снежнику до морены. 2 0,5 ч. снежник
Движение по морене и тропе до зеленой площадки 2,5 35 м. тропа
По тропе через заросли арчи до родника впадающего в Иккидаван 4 50 м. тропа
От родника до моста через Иккидаван 0.5 20 м. тропа
От моста через отрог до терассы над рекой. 1,5 1,5 ч. тропа
9 день 04.08 От ночевки до озера перед перевалом 3 1,5 ч. тропа
Подъём на перевал 2 1,5 ч. тропа
Спуск с перевала до скальных ворот 4,5 45 м. тропа, осыпь
Спуск от ворот до "арыка" 9 1,5 ч. тропа
10 день
05.08
По автодороге до поселка Хайдаркен 25 7 ч. дорога

Итого: 130 км.

Техническое описание.

От пос. Джиргаталь легко найти попутную машину, которая довезёт до вагончиков строителей на р. Птовкуль. Далее дорога продолжается около 6 км. до моста, через который машины пока не ходят, обещают построить новый мост в 1986 году.

Переходим по мосту на правый берег. Движение по хорошо набитой тропе около 2 часов до большого коша на правом берегу. Возле коша мост, но переходить его не следует, так как впереди левобережный приток с водопадом. Движение продолжать по правому берегу через 2 ч. 15 мин. - мост и тропа окончательно переходит на левый берег.

Река Птовкуль - ледниковая и, следовательно, мутная. Сразу за мостом - поляна с чистым родником, на берегу которого можно устроить ночевку.

Долина перегорожена невысоким отрогом, на который взбираются многочисленные тропы. Выбрав самую проторенную, поднимаемся на отрог, откуда открывается вид на разлившуюся на множество рукавов реку - урочище Кырчин. У подножия отрога - кош /до него от ночевки 40 мин. ф.2/. Здесь надо переправиться через левый приток /снеговая чистая вода/, что не составляет труда - дно ровное, покрытое мелкими камнями, высота воды - ниже колен, но вода довольно холодная. Приблизительно через 1 час ходу появляется высокий водопад, текущий, с ледника Чад Лойсу, он образует правобережный: приток /ф.1/. Ещё через 40 мин. движения по тропе, идущей по зеленым склонам высоко над рекой, выходим к левобережному притоку, который преодолеваем вброд. Река неширокая, но довольно бурная. Ещё 25-30 м. и тропа выходит к слиянию рек Лойсу и Джаманкырчин, берущих начало соответственно с ледников Гедей и Джаманкырчин. Здесь тропа переходит на правый, берег, но моста нет. За бродом стоит кош, обитатели которого /если они там есть/ любезно соглашаются перевезти туристов на лошади /ф.4,5/. Нам не повезло и мы, не застав дома ни хозяина ни лошади, пытаемся наладить /и налаживаем/ переправу /ф. 3/ Но время идёт к вечеру, а река довольно широка и бурна, и мы отказываемся от вечернего купания с рюкзаком.

Переправившись утром на лошади /в случае отсутствия оной утром вполне можно идти вброд/, идем около 1,5 часов до р. Келейсу. Здесь долина делает крутой поворот. Приблизительно через 30 мин. - новое препятствие - правобережный приток р. Келейсу, который снова приходится переходить вброд /фото 7/. Внимание - на дне крупные скользкие камни! Далее идём по тропе до прижима /по тропе вместе с переправой около 40 мин./, представляющего собой подмытый рекой осыпной склон /ф.6/. На противоположном берегу - кош. Чуть выше прижима - снежный мост со следами спуска. Вдоль реки пути нет и нам приходится около 40 мин. обходить осыпь сверху.

Ещё 20 мин и у реки видны зелёные поляны и родник. От площадок тропа сперва снова поднимается вверх по склону, а затем спускается обратно к реке. Дров нет ещё от урочища Кырчин. Под языком ледника Гедей есть хорошо расчищенные ночевки. До них около 1,5 часов хода.

В р. Келейсу впадает правый приток, который, переходим, поднявшись вверх по его течению /ф.8/ по камням; В случае высокой воды, можно, потратив ещё 30 мин. перейти его по леднику, из-под которого он вытекает. Это заняло 30 мин.

Снова выходим на морену, сперва зелёную /встречаются заросли дикого лука/, потом из светло серых крупных камней. По моренам до ледника 30-40 мин. Ледник в нижней части своей, открытый, некрутой, трещин нет. 1 час движемся до ледопада, который оставляем слева по ходу и, обойдя скалистый отрог о характерным "хвостом", справа, идём далее по леднику. Верхняя часть ледника - ровное снежное плато, без трещин. Выходим в большой цирк с мульдами /30 мин./, в которых есть озера. Обходим самую первую справа по ходу, спускаемся к серой средней осыпи /на ф.9 это место обведено кружком/, по которой слева поднимаемся к следующей ступени ледопада. Здесь лёд 20 , но идётся легко ещё 30 мин. С ледника подъём на довольно большое снежное плато, приводящее прямо к перевальному взлёту. По плато 15 мин. хода.

РисунокПо описанию на перевал Гедеюлы /1Б/ ведет каменистый кулуар, а на самом перевале должен стоять хорошо заметный скальный палец. Соблазнившись "пальцем", торчащим над правым из открывшихся нам перевалов, группа начала подъём, сперва по снежнику справа от скал, потом по осыпи на скальную полку. Движение в касках, так как осыпь живая, а и скалы сильно разрушены. Далее по полке движемся влево до кулуара. /ф 10/. Перед кулуаром - небольшая площадка 1. Подъем по кулуару либо очень плотной группой, либо поодиночке, из-за живых камней. Далее после кулуара влево по сильно разрушенным скалам 2. Следует держаться поближе к ним. После большого светлого камня 3 , подъём по пологому снежнику 4 вдоль скал с выходом на перевал. Седловина, - сильно разрушенные скалы. Тур в центре в 4-5 м. под перевалом с северной стороны есть 2 снежных надува, один над другим. В верхнем мы устанавливаем палатки, место укрыто окружающими скалами.

Спуск с перевала вначале довольно крут. Первые 8-10 м. по снегу крутизной 30-35°, переходящему в лёд до 40°. Первая веревка - 40 м. закреплена в снежном надуве через ледоруб. Вторая через ледобур. Здесь склон 25-30°, тонкий слой снега, под ним лед.

Третья веревка 25 м. также через, ледобур, приводит по льду крутизной до 25-30° к забитому снегом бергшрунду, который можно обойти справа. /ф.11/ Далее движение в связках о попеременной страховкой. /ф.I2,I3/ Co скал слева по ходу идут камни, их путь хорошо видны на снегу, что позволяет обойти опасное место. Дальнейший путь по закрытому леднику. Движение в связках, обходя справа невысокий отроги, держа курс на видную внизу конную тропу. Иногда встречаются трещины /особенно у оконечности отрога/. Спуск от бергшрунда до тропы занял 30 мин. /ф.14,15/. Далее поднимаемся на невысокую снежную перемычку пер. С. Бокбаш. Слева по ходу камне опасный склон и ледовые выходы, поэтому уходим вправо. Выход на ледник Абрамова занимает 40 мин. /ф.16/ С перегиба видны снегомерные рейки, расставленные работниками ГМС. Держась этих реек и следует спускаться вниз. Ледник закрытый, движение в связках. От первой же рейки виден перевал Гедеюлы и домик ГМС "Фирн". /ф.17/ Сама ГМС - внизу под ледником на высокой зеленой морене. /ф.I8/. Вдоль реек движемся, придерживаясь правой части ледника. Внизу у поверхностной моренн – снежное "болото". Переходим на открытую часть ледника I ч. 10 мин. Далее можно идти без связок, ледник очень пологий и ровный. До морены 20 мин. Спускаемся с морены и идём ещё 40 мин. по льду крутизной до 10° до ГМС. Подъём к ГМС по осыпи, местами туры, тропа сильно разрушена.

На ГМС есть домик с 4 кроватями, периодически прилетает вертолет, работники станции встречают группы весьма радушно, можно сделать дневку, воспользоваться баней, кухней. Если домик занят, на берегу реки можно найти стоянки для палаток./ф.I8/

Спуск от ГМС к каменной "пробке" на р. Коксу 1,5 часа. Сперва по вездеходной дороге до вертолетной площадки, затем по моренам, постепенно спускаясь на нижнюю скотопрогонную тропу /ф.19/. Несколько правый притоков Кок-су переходим вброд. Внимание! Важно не пропустить момент, когда тропа спуститься к естественному мосту через Кок-су. Впрочем на левом берегу реки напротив "пробки" обычно стоит кош, от которого начинается подъём на перевал Алаудин. Спуск к каменной "пробке" /ф.20/. Каньон /ф.21/.

Перевал Алаудин

От каменной "пробки" хорошо заметная тропа ведёт с травянистой террасы на довольно крутую морену, идя вдоль которой, доходим до правого притока реки Ю. Алаудин, которым переходим по камням. Сразу после притока поднимаемся на среднекаменистую морену, по гребню которой идёт тропа с хорошо заметными турами /40 мин./

По тропе идём до широкого разлива реки по галечному полю 20 мин. /ф.22/. Здесь туры, вероятно переходят на левобережную морену ледника. Мы же поднимаемся на высокую серую морену, выводящую к озеру у оконечности ледника в кармане морены. /40 мин./ У озера легко устроить ночевки /ф.23/

Утром пересекаем ледник /открытый, без трещин/ и выходим на тропу, идущую по гребню левобережной, морены /ф.24,25/ 25 мин. Ещё около 35 мин. идём по тропе, которая вскоре переходит на морену справа, по которой до перевала ещё 40 мин. Перевальная седловина осыпная, на ней небольшой снежник, тур слева по ходу. Спуск с перевала - сперва вправо-вверх, в обход небольшого скального выхода /прямо вниз по снежнику слишком круто и впереди выступает лёд/, потом некоторое время вниз-вправо по мелкой осыпи с выходом на снежник, по которому, глиссируя, спускаемся до боковых морен, между которыми течет ручей./30 мин./ По моренам /местами вязкая глина/ идём до тропы, которая далее уже хорошо заметна. 35 мин. до хорошей широкой зеленой площадки. Далее ещё 50 мин. до родника, впадающего справа в р. Иккидаван. Оттуда ещё немного по течению ищем мост. Ориентир - небольшой ручей, вдоль которого /не переходя/ надо спуститься к реке. Далее тропа, сперва траверсом, потом серпантином взбирается на перемычку н/к 3500, до которой, идём 40 мин. Ещё 30 мин. и мы спускаемся на террасу над рекой, где можно сделать ночевку. На террасе может стоять кош. /ф.27/

Перевал Кумбель

РисунокОт ночевки спуск вниз к реке, переправа через которую утром не представляет трудности. Поднимаемся на еще один невысокий, отрога, перевалив который, спускаемся влево-вниз и переходим ещё одну реку, после чего идём по тропе до озера под перевалом. /50 мин./ Подъём на перевал осыпной, тропа хорошо видна /ф.28/, но воды нет /1,5 ч./ Перевальная седловина осыпная, тур прямо в центре /ф.29,30/. Спуск по мелкой осыпи 15 мин. до ручья с чистой водой, после которого по тропе, идущей довольно высоко по левому берегу и спускающейся лишь по самому концу зеленой морены к скальным "воротам". Здесь удобно сделать перекус. /ф.31/

Вода под большим камнем выше по течению долины пер. Гаумыш /от спуска влево/ в 100-150 м. от "ворот". После "ворот" спуск по сильно петляющей, довольно крутой тропе, переходящей, вскоре на правый берег и спускающейся к арчовой роще /20 мин/. Вскоре за рощей видим зелёную поляну, возле которой переходим реку по бревну и идём далее по очень широкой набитой, тропе еще около 1 ч. 20 мин. до спуска с морены к жёлобу, в который заключена р. С. Алаудин.

С тропы хорошо видна плотина на реке /ф.33/ и автодорога, идущая вдоль реки. Машины ходят крайне редко, но в субботу-воскресенье вероятность их появления увеличивается.

От плотины до рудничного поселка Хайдаркен по дороге около 25 километров.

Фотоматериалы


Фото I. Водопад в урочище Чад Лойсу. Долина р. Птовкуль.

Фото 2. Переправа через левый приток р. Итовкуль в урочище Кырчин возле коша.

Фото 3. Переправа через Лойcу. Вечер.

Фото 4. Переправа через Лойсу. Утро.

Фото 5. Переправа через Лойсу. Утро.

Фото 6. Движение вдоль р. Келейсу. Обход осыпи, обрывающейся к реке

Фото 7. Переправа через правый приток р. Лойсу.

Фото 8. Обход правого притока р. Келейсу.

Фото 9. Путь по леднику Гедей из долины р. Келейсу.

Фото 10. Подъём на перевал Центральный Бокбаш /2А/

Фото. 11. Спуск с пер. Ц. Бокбаш. Страховка через ледоруб и ледовые крючья.

Фото 12. Преодоление бергшрунда связками. Верхняя страховка.

Фото 13. Преодоление бергшрунда. Нижняя страховка.

Фото 14. Движение по закрытому леднику к пер. Сев. Бокбаш.

Фото 15. Связки на леднике Бокбаш.

Фото 16. Выход на ледник Абрамова.

Фото 17. У снегомерной рейки на леднике Абрамова. О - домик ГМС "фирн".

Фото 18. ГМС "Ледник Абрамова". O  - наш лагерь.

Фото 19. Движение по зеленой морене после вертолетной площадки ГМС. Верхняя тропа.

Фото 20. Тропа от ГМС и спуск к "каменной пробке"

Фото 21. Каньон возле "каменной пробки"

Фото 22. Морены под ледником Ю.Алаудин. Туры ушли вправо, на левобережную морену.

Фото 23. Озеро у оконечной морены ледника Ю. Алаудин.

Фото 24. Подъём на лед. Ю. Алаудин от озера.

Фото 25. Выход с лед. Ю. Алаудин на левобережную морену. Далее движение по тропе.

Фото 26. Выход на перевал Алаудин.

Фото 27. Вид на перевал жкидаван /Карабель/ с перемычки н/к 3500 между истоками реки Иккидаван.

Фото 28. Подъём на пер. Кумбель.

Фото 29. У тура на перевале Кумбель.

Фото 30. На перевале Кумбель.

Фото 31. "Скальные ворота" у истока р. Сев. Алаудин.

Фото 32. Спуск по серпантину от "скальных ворот"

Фото 33. Плотина на р. Сев. Алаудин. ... - автодорога.

Отчет отсканирован, распознан и сверcтан - Mike, КТМЗ, http://ktmz.org.ru


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;