LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Нявка Тундры
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

ОТЧЕТ о горном туристском походе четвёртой категории сложности в районе Центрального Кавказа

ОТЧЕТ

о горном туристском походе четвертой, категории сложности проходившем с 30.07.89 по.13.08.89 в районе Центрального Кавказа.

Руководитель группы: Пашкова С.А.

I. Справочные сведения о группе и маршруте.

Вид туризма - горный.

Категория сложности - четвертая.

Район похода - Центральный Кавказ: Дигория, Караугом.

Время проведения - с 30 июля по 13 августа 1989 г.

Пройденная нитка маршрута: т/б"Дзинага" - а/л "Раймази" - пер. Мосота -/2А/- л. Зопхито - пер. МИЭТ /1А/ - р. Домба - р. Киртыш - л. Таймази Ю. - пер. Таймази Восточный /2Б/ - поляна Таймази - пер. Авсанау /1А/ - л. Бартуй - пер.Электрон /2А/ - л. Харисдор - пер. Фастаг + пер. Бориса Гельфгата /2Б/ - Караутомское плато - Пер. Купол Воологаты + пер. Воологата /2Б/ - поляна микелай - т/б "Дзинага"

Пройдены перевалы:

Мосота 3450
миэт 3280
Таймази Вост. 3300
Авсанау 2900
Электрон 3400
Фастаг + 3640
Б.Гельфгата 4000
Купол Воологаты 4100
  • Протяженность маршрута - 157 км.
  • Продолжительность похода - 15 дней.
  • Организатор похода - Клуб Туристов ЛГУ.

СОСТАВ ГРУППЫ

№.

Ф.И.О.

Год рожд.

Домашний адрес

Место работы

Предпох. опыт

Обяз. в группе

I Пашкова Светлана Александровна 1962 ул.Верейская д.35,кв.10 ЦНИИ "ШП" 5гУ Кав. ЗгР Кав. 5лУ Саян Руководитель
2 Волкова Елена Игоревна 1969 ул.Восстания д.3/5,кв.14 ЛГУ Физ/ф ЗгУ Кав. ЗлУ Арм. Медик
3 Драчев Дмитрий Игоревич 1965 9 линия ВО д. 54,ку.44 ДПШ-1 препо-дават. ЗгУ Кав. ЗлУ Арм. 1гР Фаны  
4 Егорова Татьяна Анатольевна 1968 ул.Марата д.19,кв.5 лгми студ. ЗгУ Кав. 4лУ Кольс­кий п-ов Начпрод
5 Кузнецова Марина Николаевна 1964 ул.Тележная д.З,кв.З   ЗгУ Кав. 2лУ Кар. Начфин
6 Малихин Юрий Ефимович 1949 ул.Тельмана д.42,кв.20 завод Морион инж. ЗгУ Кав. 5пУ Саян 2пР  
7 Пшеничников Владимир Павлович 1966 6 линия ВО д. 17,кв.53 ВСЕГЕИ техник ЗгУ Кав. 5лУ Фотограф
8 Шабанов Сергей Викторович 1967 Наб.реки Мойки д.35,кв.4 ЛГУ Физ/ф студ. ЗгУ Кав. 2лУ 1лР Кар. Ремонтник

2. Справочные сведения о районе похода.

Дигория-Караугом, район Центрального Кавказа, расположенный между долиной реки Черек Балкарский и Цейским ущельем. На север от ГКХ ответвляется крупный отрог - Суганские Альпы. Здесь много перевалов, преимущественно до 2Б к.с, что позволяет удобно спланировать акклиматизационные выходы или кольца. От ГКХ этот отрог отделяет долина р.Харес. "Изюминкой" района является Караугомское плато и спускающийся с него Караугомский ледник.

Район весьма посещаем туристами и альпинистами, благодаря удобным подъездам и наличию двух альплагерей. Наиболее целесообразным представляется проведение походов III-V к.с., т.к. "единичкам" и "двойкам" приходится довольствоваться лишь посещением отрогов.

Подъезды с севера весьма удобны: поезд или самолет до г. Минеральные Воды, откуда часто ходят рейсовые автобусы до г. Орджоникидзе или прямой поезд /самолет/ до Орджоникидзе. Далее: рейсовый автобус до пос. Дзинага / 7 ч 20 мин и 15 ч 30 мин /. Автобус сперва заезжает в пос. Стур-Дигора, расположенный на р.Харес, а потом возвращается в пос.Дзинага, стоящий на правом берегу р. Караугомдон. Стоимость билета I р. 75 коп., багажа - 70 коп. Выше Стур-Дигоры дорога продолжается до коша, стоящего у начала разливов р. Харес, но подъехать реально лишь до а/л "Таймази".

С южной стороны подъезды менее удобны, т.к. населенные пункты довольно далеко от ГКХ, но встречаются геологические партии, например в дол. р.Зопхитури /ищут золото/

Погода в районе часто портится и это следует особо учитывать при планировании запасных дней. Часты вечерние дожди.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

 

Дата

Участок пути

км

Время в пути

Чистое время

Характер пути

Погода

I 30.07 Пос. Стур-Дигора -- а/л "Таймази" заброска 9.0 11.00 - 16.00 4 ч Грунтовая дорога солнечно
2 31.07.89 Лев. берег р.Харес - кош (р.Урсдон) - кош на р.Гурамидон - л.Мосота 20,7 8.20 - 17.30 1 ч 25 + 1 ч 35 Грунтовая дорога; тропа, переправы через притоки р.Харес (мостки вброд), конечные морены ледника переменная облачность
3 1.08.89 л.Мосота - пер..Мосота (2А, 3450) - верховья л. Зопхито 7,2 13.30 -18.00 3 ч + 1 ч Открытый и закрытый ледник перила через бергшрунд (30м) Разрушенные скалы, закрытый ледник. При переходе со скал на ледн. - попеременная страховка утром туман, дождь, гроза; день: сильная облачность
4 2.08.89 л.Зопхито - скальный остров на ледн. скалы - ледник - р. Зопхито 9,9 8.00 - 15.00 2 ч + 2 ч Закр. ледн. Дюльфер 40 м на скальных крючьях. Перила 5 м на скальных крючьях, закр. ледн., осыпь переменная облачность
5 3.08.89 р.Зопхитури - переправа - начало подъема на пер. Подъем на пер. МИЭТ (2А, 3280) - спуск до черных морен 10,8 9.00 - 18.15 2 ч2 ч15 мин Переправа, глубиной 40 см, вброд стенкой. Крупнокаменистый берег реки.Плохая тропа по гребню морены закрытый ледничок под пер.   солнечно к вечеру легкая облачность
6 4.08.89 Бараньи лбы - тропа по р.ДомбаТропа - база геологов База - п. морена л. Киртыш 16,2 8.00 - 20.00 2,5 ч1 ч 4 ч Тропа по бараньим лбам, снежные мосты, скальный сброс с узкой щелью (лазанье) Тропа, после базы - грунтовая дорога. Дорога, хорошая тропа солнечнооблачностьгроза облачность
7 5.08.89 Ночевки на морене -язык л.Таймази 3. ледн. пер.Таймази Вост. (2Б, 3300) Пер. - поляна Таймази 17,1 7.30 - 20.00 2 ч 1,5 ч 4 ч Тропа по гребню морены Закрытый ледникЗакрытый ледник, тропа по средиекаменистой осыпи переменная облачностьтуман
8 6.08.89 Поляна Таймази дневка солнечно
9 7.08.89 Поляна Таймази -р.Гебидон - пер. Авсанау /IA/ пер. - л.Бартуй - озеро на п.морене 14,4 9.00 - 18.00 8,5 ч 1 ч 20' ТропаСредняя и крупная осыпь открытый ледник солнечнолегкая облачность
10 8.08.89 Озеро - пер.Электрон* /2А/ перевал - р. Фастагдон 9,0 8.20 - 16.00 1,5 ч 1 ч 50' Открытый и закрытый ледн., средняя осыпьОткрытый ледник, тропа переменная облачность
II 9.08.89 Р.Фастагдон - лед. Харисбок - пер. Фастаг /2А/ 6,3 9.00 - 16.00 2 ч 20' Средняя осыпь, закрытый ледник облачность, туманпеременная облачность
перевал - нижнее плато л.З.Караутом 2 ч Скалы (спуск дюльферем) снежник
12 10.08.89 Нижнее плато - начало подъема по кулуару Подъем под бергшрунд, подъем по скалам 2,7 8.20 -16.00 0,5 ч 2,5 ч Закрытый ледник фирн солнечно
Подъем от скал до председловины 40 мин скалы (перильная страховка)
13 11.08 Председловина - пер. Б.Гельфгата 13,5 7.20 - 17.00 40 мин Закрытый ледник солнечно
Перевал - плато 40 мин Закрытый ледник (дюльфер 100 м)
Движение по плато до пер.Купол Воологаты 4 ч Закрытый ледник
14 12.08 Снежная яма - пер.Купол Воологаты + пер. Воологата/2Б/ 2,7 12.00 - 17.00 3 ч Закрытый ледник снег, гроза, утром - туман
15 13.08 Пер. Воологата Лож.- поляна Микелая 16,2 9.00 - 19.00 3,5 ч Скальный кулуар, снежник, открытый ледник солнечно
Поляна Микелая - Райская поляна 1 ч Среднекаменистая морена, тропа по морене
16 14.08 Райская поляна - т/б "Дзинага" 10,8 7.00 - 9.30   Тропа солнечно

х Группа не стала переправляться по ледн. из-за болезни участницы (вставал вопрос о спуске вниз по тропе правого берега р.Зопхитури)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Перевал Мосота /2А, 3450/

Перевал расположен в ГКХ и ведет из долины р. Харес на лед. Зопхито.

От пос. Стур-Дигора, куда доезжаем на автобусе, двигаемся сперва по дороге /до коша/, а потом по хорошо набитой тропе по левому берегу р. Харес. До коша - примерно 5,5 ч хода, но это по жаре и в начале маршрута. На поляне Таймази была оставлена заброска.

От коша тропа спускается вниз к разливам р. Харес. Берег реки представляет собой сильно заболоченный луг и тропа здесь проходит по границе этого луга и осыпного склона долины. Через 30 мин тропа выводит к верхнему кошу /фото 2/. Около коша переправа через р.Гурамидон /приток р. Харес/. Она здесь разделена на несколько небольших рукавов, через часть из них есть клади, некоторые переходим вброд. От переправы - 3 - 3,5 часа до закрытой части лед. Мосота. Сперва по берегу реки / фото 3/, потом по конечным моренам ледника, с выходом на открытую часть ледника и переходом на его правый борт. На желтых поверхностных моренах легко построить ночевки.

От морен 20 мин до закрытой части лед. Мосота. Отсюда 2 перехода по 1 часу до верхнего бергшрунда. Первый переход по плавной дуге слева направо /по ходу/ с последующим поворотом снова влево - в обход выходов льда в нижней части подъема и левобережных трещин. Далее подъем серпантином, переходя закрытые трещины под бергшрунд, закрытый прочным снежным мостом.

Выше бергшрунда - крутой участок около 20 м 35°. Организуем перила 30 м на ледорубе.

От бергшрунда 20 мин движения серпантином до седловины. Перед перевалом - снежная яма, в которой можно поставить 4-5 палаток. Седловина - скально -осыпная, тур в центре.

Спуск плотной группой по очень разрушенным скалам. При переходе со скал на ледник необходимо сразу связаться, т.к. там рантклюфт и несколько трещин. Спуск по снегу 30-35° с попеременной страховкой приблизительно 60 м /фо­то 4, 5/. Далее до верхнего ледопада - закрытый ледник 10-20°. Ледопад проходится по центру ледника.

По пологой части ледника доходим до скального острова. В верхней его части много разработанных площадок. Слева скальный остров обтекает ручей /в осыпном кулуаре/. Справа - спуск около 20 м по крутому снегу, а далее по разрушенным скалам, крутизной до 15°. Местами легкое лазание. Последний крутой участок скал проходится дюльфером. На скалах оставлено 2 крюка. Дюльфер 40 м. Внизу скал - рантклюфт и довольно глубокие трещины. Здесь было провешено 5 м перил для удобного выхода из рантклюфта. /Спуск по скалам - фото 6/.

Далее некрутой ледник, постепенно становящийся открытым. В месте слияния ледников Зопхито и Зопхито Восточный по языку ледника Зопхито Восточный можно перейти на левый берег реки Зопхито, что позволит избежать переправы через реку. Из-за болезни участницы группа была вынужденаепуститься на луга на правом берегу реки Зопхитури.

Переправиться через реку можно в районе разливов, рано утром. От фермы на правом берегу вниз идет дорога.

Перевал МИЭТ /1А, 3280/

Перевал расположен в южном отроге ГКХ и ведет из долины реки Зопхитури в долину реки Домба.

Тропа на левом берегу реки Зопхитури приводит к заброшенной штольне на склоне. От штольни идет тропа по зеленому гребешку , поросшему рододендронами. Тропа теряется в гребнях зеленых морен. Подъем под ледник, спускающийся с перевала, - по руслу ручья, заваленного скальными обломками. Идти надо придерживаясь правого склона. В средней части перевального взлета крутизна около 30°. Перевальная седловина - осыпная.

Спуск по некрутому снежнику до черных осыпей с разработанными на них ночевками; далее 1 час движемся по пологим скалам в обход каньона. Местами встречаются туры. По снежнику, крутизной 15-20° спускаемся к реке, целиком закрытой лавинными мостами. Придерживаясь правого берега доходим до следующего каньона /фото 10, 11/. Каньон обходится справа по бараньим лбам. В верхней части лбов прекрасные ночевки на альпийских лугах. Тропа по бараньим лбам через час приводит к узкой наклонной щели высотой 3-4 метра. Рюкзаки спускаем на веревке /фото 12/. Сами спускаемся свободным лазанием. После наклонной щели тропа траверсирует травянистый склон /30 мин/ и спускается к реке. Еще через 30 мин выходим к дороге, спускающейся к броду через реку Домба. Выше дороги /ПО течению/ , там, где река выходит из зеленого ущелья наведена переправа из бревен, но она - до первого серьезного дождя.

Перевал Таймази Восточный /2Б, 3300/

Перевал расположен в ГКХ и соединяет ледники Южный и Западный Таймази.

От базы геологов у слияния рек Домба и Киртыш идет дорога. В одном месте она основательно размыта правым притоком р. Киртыш. Переправляемся по остаткам лавинного конуса. У следующего правого притока дорога кончается. Переправа через приток - по камням. На берегу притока есть нарзан. Переправившись через приток, важно не потерять тропу, т.к. тогда придется петлять по старым зеленым моренам. Через 1,5 часа тропа выводит к обширному травянистому полю у языка лед. Киртыш. Отсюда, в обход зеленого отрожка с красноватымии выходами скал, поднимаемся на старую морену с разрушенным скальным выходом. Наверху есть несколько площадок под палатки.

От скального выхода - по старым зеленым моренам выходим к крутой левобережной морене лед. Ю. Таймази. Местами крутизна достигает 40°. Морена ножевая. Через 2 часа после скального выхода морена выводит на ледник Ю. Таймази несколько выше языка. Здесь связываемся и за 30 мин по закрытому пологому леднику доходим до начала ледопада. Ледопад проходится по снежным мостам. Проход хороший, лишь в одном месте понадобилась попеременная страховка. Осыпной кулуар справа по ходу, идущий в скальном выходе, ограничивающем ледопад, вопреки рекомендациям некоторых отчетов, не представляется нам возможным путем подъема. Проход в ледопаде вполне удовлетворителен даже в такой малоснежный год, каким был 1989, а по кулуару непрерывно летят камни!

В самой верхней, части ледопада, непосредственно перед выходом на предперевальное плато, пришлось преодолеть длинную закрытую трещину. Страховка через ледобур в нижней части и через ледоруб после прохождения трещины.

Верхний цирк представляет собой довольно ровное снежное плато, вплотную примыкающее к мало выделяющимся с этой стороны вершинам. Перевал Таймази Восточный примыкает справа по ходу к вершине Таймази Главная. Перевал узнается по его характерной форме /узкая, наклоненная влево щель/.

Переход к осыпному перевальному взлету от верхнего плато по крутому снежному ребру-надуву, заканчивающемуся рантклюфтом со слабым снежным мостом. Перила 25 м через ледоруб и выступ на скалах.

Седловина перевала узкая, скально-осыпная. Тур справа по ходу на скалах.

Спуск по рыхлой осыпи 5 м на снежную подушку, за которой - снежное "болото", которое обходится справа. Верхний ледопад обходится под скалами левого борта долины. Страховка в верхней части через ледобур /фото 17/, далее через ледорубы. Пять веревок перил средней крутизны 30°. Перед самым выходом на нижнюю пологую часть ледника пришлось повесить дюльфер 15 м в огромный бергшрунд /фото 16/.

От бергшрунда двигаемся в связках по направлению к правому борту долины. Отсюда в хорошую погоду хорошо видны верхние ночевки, т.н. "Верхняя поляна Таймази".

Спуск к перемычке между ледниками Западный и Восточный Таймази, на которой и расположены ночевки, проходит по снежнику крутизной 30° и протяженностью около 100 м. НЕ разгоняться - внизу камни! Справа, с пологих бараньих лбов возможен камнепад.

Далее пересекаем обширный лавинный мост, покрывающий исток реки и оказываемся на уровне ночевок. Дальнейший спуск вниз проходит по тропе, которую надо найти на одном из зеленых моренных валов, спускающихся от ледника Восточный Таймази. Вдоль ручья, спускающегося к реке Харес идет тропа. Недалеко от впадения в реку Харес тропа переходит на правый берег ручья по мостику из досок. Переправа вброд здесь уже затруднительна.

Перевал Авсанау /IА, 2900/

Перевал расположен в северном отроге ГКХ и ведет из долины реки Гебидон на ледник Бартуй.

Хорошо набитая тропа от поляны Таймази поднимается по правому берегу реки Гебидон. Через 1,5 часа тропа выводит из леса к пологой ступени с ручьем, за которой следует крутой каменистый взлет, поросший рододендроном. За взлетом открывается следующая - весьма обширная - пологая травянистая ступень. Через 1,5 часа начинается крутой подъем на моренный вал, подпирающий предперевальный цирк с озерами. Тропа на седловину поднимается в правой по ходу части цирка, но выход на перевал возможен практически в любом месте, с дальнейшим прохождением по гребню.

Седловина травянисто-осыпная, почти под самым склоном ГКХ. Тур в центре.

Спуск по тропе, серпантином спускающейся к боковым моренам ледника Бартуй. При дальнейшем движении в сторону перевала Электрон возникает необходимость пересечь боковые конгломератные морены ледника, которые в месте выхода тропы имеют высоту до 15 м /в сторону ледника//фото 19/. Спуститься на ледник, покрытый моренным чехлом, лучше, пройдя вверх по гребню морены, где высота ее понижается.

Перевал Электрон /2А, 3400/

Перевал расположен в северном отроге ГКХ и соединяет ледники Западный и Восточный Цагардор.

От озера в кармане правобережной морены ледника Бартуй /фото 20/ поднимаемся по правой морене ледника Цагардор Западный. Морена среднекаменистая, местами встречаются туры. С морены переходим на открытый ледник крутизной до 25°. На границе открытой и закрытой части ледника лежит огромный камень, возле которого связываемся и надеваем кошки. Оставляя справа по ходу зону трещин поднимаемся на небольшую, 10-15 м ступень, крутизной 25° и выходим к пред-перевальному взлету, разрезанному бергшрундом.

Для облегчения преодоления последнего перед бергшрундом участка подъема, крутизна которого в самом верху достигает 30-35° провешиваем около 15 м перил. Слева по ходу от бершрунда тянется ледовый склон, покрытый средних размеров живой осыпью. Движение в связках до более плотной осыпи. Далее двигаемся плотной группой из-за камнеопасности склонов. В верхней части кулуар разделяется на две части выходом сильно разрушенных скал - двигаемся по осыпи правого борта кулуара. Возможен подъем по скалам /легкое лазание/.

Седловина перевала скальная, довольно узкая. Тур справа на скалах.

Спуск по средней осыпи на ледник Цагардор Восточный. Спускаемся по леднику, придерживаясь левого борта. Справа и по центру - зона трещин. Нижняя часть ледника открытая, засыпанная моренным чехлом желтого цвета. Дальнейший спуск проходит по плохо заметной тропе, идущей вдоль ручья, впадающего в реку Фастагдон. /Спуск с перевала Электрон фото 22/. Спуск от перевала до хорошо разработанных ночевок на берегу реки Фастагдон /фото 23/ занимает 2 часа.

Перевалы Фастаг + Б. ГельФгата /2Б, 3640, 4000/
Перевал Фастаг.

Через реку Фастагдон переправляемся по камням и по моренному валу на правом берегу реки за один переход достигаем основания ледника Харисбок. Связываемся и на­деваем кошки.

Нижняя зона трещин преодолевается вдоль левого бор­та ледника по фирновому склону, крутизна которого на участке протяженность около 15 м достигала 35°. Здесь пригодился бы фирновый крюк./фото 25/. Далее по более пологой части ледника двигаемся связками по направлению к правому борту. В средней части подъема - длинный бергшрунд с ненадежным снежным мостом. Применяем попеременную страховку. Внимание, возможен камнепад со скал левого борта! От бергшрунда сворачиваем налево к скалам, вдоль которых и продолжаем дальнейший подъем до самой седловины.

Седловина перевала - скально-осыпной гребень с глубоким снежным рвом вдоль него.

Перевал Б. Гельфгата.

С седловины перевала Фастаг, не спускаясь вниз, траверсируем снежный склон, выводящий на снежную седловину справа по ходу, расположенную в отрожке, разделяющем ледник Западный Караутом и спуск с перевала Фастаг. С хребтика хорошо видны два пути подъема на перевал Гельфгата ЗА к.с. - по верхнему ледопаду ледника Западный Караугом и 2Б к.с. - слева от скального выхода, примыкающего к правой /ор./ части ледопада /фото 27/. Сам перевал, расположенный в северном ребре вершины Бурджула, виден за отрогом, разделяющим Западный и Центральный ледники Караугом /фото 29/.

Спуск с отрожка происходит по разрушенному кулуару, ведущему на снежник, спускающийся на нижнее плато ледника Западный Караугом /фото 28/. Спуск: 1 веревка перил 50 м на скальных крючьях. Снежник крутизной 30°. Пересекаем нижнее плато по направлению к его правому борту, лавируя между трещинами. Вдоль правого борта поднимаемся к характерному фирновому конусу в нижней части подъема на перевал /фото 30/. По фирновому склону крутизной 30-35° поднимаемся до бергшрунда, пересекающего весь склон. Слева по ходу бергшрунд разрушен. Отсюда провешиваем перила на двух ледобурах и скальном крюке до скал, ограничивающих подъем слева по ходу./фото 31/. По скалам провешиваются перила на скальных крючьях /фото 32/. Лазание средней сложности. От верхней части скал двигаемся плавной дугой слева-направо по фирновому склону, выводящему к председловине перевала Б. Гельфгата /фото 29, 30/. Подниматься по кулуару следует ранним утром, т.к. он обстреливается камнями с черной треугольной вершины справа по ходу. У основания этой вершины есть площадки для палаток с небольшой ветрозащитной стенкой. Дальнейший подъем на перевал сложностей не представляет. Движение в связках вдоль отрога, отделяющего Ц. и 3. Караугомские ледники. Перевальный взлет снежный около 40 м, в нижней части засыпанный снегом бергшрунд.

Седловина перевала снежно-осыпная /фото 35/ с характерным "пальцем" в центре, под которым и находится тур.

Спуск: 1 веревка перил на ледобуре 50 м. по направлению к левому скальному выходу /фото 36, 37/, оттуда траверсом вправо-вниз к правым скалам, которые в нижней своей части соединяются с бергшрундом. Высота верхней, стенки бергшрунда 3-4 м, нижней - 1,5-2 м. Ниже бергшрунда склон быстро выполаживается от 25° до 5-10°. По плато двигаемся до основания отрога ВЦСПС и легко находим проход в верхней части Караугомского ледопада, начинающегося у основания отрога ВЦСПС. Прохождение зоны трещин не потребовало особой страховки и заняло 30 минут.

Перевал Купол Воологаты /2Б, 4100/

Перевал расположен в северо-восточном углу Караугомского плато и ведет на ледник Сонгути. Прохождение перевала Купол Воологаты в связке с перевалом Воологата /2А, 4000/ позволяет спуститься на ледник Гулар, правый приток ледника Караугом.

По Караугомскому плато необходимо двигаться сперва в направлении характерной треугольной вершины Скатиком, у основания которой следует повернуть влево по ходу. Эта ветвь ледника выводит к перевалу /фото 39/.

Перевал легко узнается по треугольным скальным /ф. 40/ выходам, расположенным друг под другом. В нижней части склона рваный бергшрунд, который мы преодолели в центральной части. Дальнейшим подъем вдоль треугольных скальных выходов, слева от них /по ходу/, с дальнейшим траверсом склона по направлению к снежной яме левее купола. В яме место для трех-четырех палаток. По гребню движение связка по связке: 5 веревок по 50 м. На гребне карниз. Гребень спускается на снежную седловину /фото 41/. Тур на скалах верхнего треугольного выхода.

Спуск начинается по правому склону снежного купола. Склон лавиноопасен. Двигаемся с попеременной страховкой /фото 42/ по направлению к бергшрунду внизу склона. Перед бергшрундом вешаем две веревки перил по 50 м на катапультах из ледорубов. Вдоль бергшрунда двигаемся влево с попеременной страховкой в направлении к отрогу, похожему на застывшую волну /фото 44/, в котором находится перевал Воологата. Бергшрунд, идущий вдоль пути движения, преодолевается по разломам в левой его части. Отсюда до гребня провешиваем 60 м перил на ледобурах, идущих траверсом со спуском к скалистому выходу. В отроге видны несколько понижений. На втором из них мы находим ночевки и следы спуска группы. Спуск по кулуару по веревке, закрепленной на скальном выступе /40 м/. Далее около 100 м по снежнику до нового скального сброса, где провешивается еще 40 м перил, закрепленных на скальных крючьях. Дальнейшее движение по снежному кулуару, с последующим провешиванием двух перильных веревок /50 и 40 м/ в нижней его части. Вторая веревка идет через ледовый желоб. Дальнейшее движение вниз вдоль правого склона кулуара, местами с выходом на скалы правого борта. В нижней части кулуара двигаемся по руслу ручья. Кулуар выводит на ледник Гулар, бергшрунд в нижней части кулуара преодолевается по снежному мосту.

Спуск до поселка Дзинага.

По боковым моренам ледника Гулар выходим к старой зеленой ножевой морене, спускающейся к леднику Караугом. По верху морены идет тропа, которая приводит нас на поляну Микелая.

От поляны пересекаем язык Караугомского ледника перпендикулярно его течению и по боковым моренам за 1 час доходим до Райской поляны. Отсюда снова пересекаем ледник по тропе, помеченной турами и маркировкой краской. Через 2,5 часа тропа приводит в поселок Дзинага. Заночевать здесь можно в 1,5 км ниже на поляне около т/б "Дзинага".


5. Выводы и рекомендации.

Район представляется весьма интересным для походов 4-5 категории сложности. В "тройке" посетить Караугомское плато можно только радиально.

Погода в районе неустойчива и следует иметь запасные дни для маневрирования во времени.

Взятые нами примуса "Огонек" себя не оправдали: внизу они сильно перегревались, а на высотах выше 3800 отказывались работать вовсе, из-за чего мы остались без горячей пищи на перевале Купол Воологаты.

Трижды возникала потребность в фирновом крюке: при подъеме на перевал Фастаг, при спуске с перевала Б. Гельфгата и при спуске по снежно-фирновому кулуару с перевала Воологата Ложная, т.к. состояние склона не позволяло организовать эффективную страховку на ледобуре, а снежный покров в 1989 году был очень невелик и нельзя было воспользоваться ледорубом для закрепления перил.

В Цейском ущелье и в верховьях р.Черек Балкарский - заповедники, и для выхода через эти районы следует запастись соответствующими разрешениями.

фотографии

3   Подход по реке Харес к пер.Мосота
4   Спуск с пер.Мосота, переход со скал на ледник, кружком обозначено начало перильной страховки
5   Группа после спуска с пер.Мосота (2А)
6   спуск со скального острова на леднике Зопхито
7   спуск с пер.Мосота (вид с подъема на пер. МИЭТ)
10   начало спуска с пер.МИЭТ (1А)
11   спуск по бараньим лбам
15   спуск с пер.Таймази
19   спуск с пер.Авсанау на л.Бартуй
20   озеро под пер.Электрон (2А)
22   спуск с пер.Электрон (вид с пер.Фастаг)
24   подъем на пер.Фастаг (вид с пер.Электрон)
25   Спуск с пер.Фастаг (2А), вид с конечной морены лед.Харисоок
26   Ночевка на нижнем плато лед.Зап.Караугом
27   вид на пер.Гельфгата с бокового хребтика рядом с перевалом Фастаг, виден подъем по двум вариантам: 2Б и 3А
28   подъем на пер.Гельфгата по скалам, виден спуск с бокового хребтика и ночевка на плато
29   пер.Гельфгата и председловина
30   подъем на председловину, вид с нижнего плато
33   выход к председловине
34   седловина пер.Б.Гельфгата
35   группа на седле пер.Б.Гельфгата
36   начало спуска на плато
37   спуск с пер. на Караугомское плато
38   спуск с пер. на Караугомское плато
39   прохождение верхней части Караугомского ледопада
40   пер.Купол Воологаты (2Б)
41   движение по гребню к пер.Купол Воологаты
42   спуск с пер.Купол Воологаты
43   спуск с пер.Купол Воологаты
44   гребень пер.Воологата (2А)

 


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;