LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

лыжный поход по Центральному Алтаю

Клуб спортивного туризма “СКАЛА”

 

ОТЧЕТ

о лыжном туристском путешествии

четвертой категории сложности,

совершенном с 6 по 22 февраля 2004 г.

в районе Центрального Алтая

 

Маршрутная книжка № 3-04

Руководитель Валяев Денис Евгеньевич

Адрес: г. Барнаул, пр. Ленина 150-1

Барнаул 2004


1. Проводящие организации

Клуб спортивного туризма “Скала” (г.Барнаул www.skala.bstk.ru, E-mail: info@skala.bstk.ru )

Путешествие посвящено 60-летию Барнаульского строительного колледжа, который оказал посильную помощь в организации похода.

2. Район, подрайон похода

Республика Алтай, Кошагачский район; Северо-Чуйский, Южно-Чуйский хребты.

3. Данные о маршруте

  • вид туризма—лыжный;
  • категория сложности—четвертая;
  • протяженность активной части, км:

- по карте – 177

- с коэффициентом 1,2 – 212,4

- эквивалентная – 326,4

  • продолжительность похода, дней:

- общая – 17

- ходовых дней – 15

- дневок – 0

  • сроки проведения — с 6 по 22 февраля 2004 г.

4. Подробная нитка маршрута

г. Барнаул – с. Чибит – р. Маашей – пер. Нижнешавлинский (1Б) – оз. Нижнешавлинское – пер. Абыл-Оюк (1Б) – р. Карагем – р. Калынагач – пер. Анитим (1Б) – пер. Талдуринский (2А) – ледник Талдуринский – р. Талдура – р. Джело – пер. Кзыл-Таш (2А) – р. Актру – ур. Ештыколь – р. Чуя – пос. Акташ – г. Барнаул

5.Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория трудности Характеристика препятствия Путь прохождения
Перевал Пер. Нижнешавлинский (3300 м) с ледника Левый Маашей в озеро Нижнешавлинское. Протяженность подъема 100 м крутизна до 35є по заснеженному склону, спуск 250 м. крутизна до 40º в начале мелкая осыпь, затем снег. Подъем в кошках. На седле по гребню перешли вправо под скалыСпуск справа от ледника по ходу движения по осыпи переходящей в глубокий снег вдоль скал. Спуск также в кошках.
Перевал пер. Абыл-Оюк (3220м). Соединяет долину р. Шавла с р. Абыл-Оюк. Взлет по заснеженному кулуару, протяженностью около 300 м, глубокий снег к перевальному взлету переходит в плотный фирн, лежащий на смерзшейся осыпи, крутизна до 35є. Спуск 100 м до 40º кулуар с глубоким снегом. Затем закрытый ледник. Подъем по кулуару в кошках, прижимались к скалам справа по ходу из-за значительной лавинной опасности, далее по центру кулуара, на последнем участке перед седлом 40 м перил. Спуск в кошках до ледника с использованием мер противолавинной опасности (лавинные шнуры, наблюдатели). Далее на лыжах.
Перевал Пер. Анитим (3100 м). Соединяет долину р. Калынагач с верховьями реки Ошту-Айры. Из долины Калынагача не виден, находится за левым (по ходу) поворотом в цирке. Перевал - ледовый склон, покрытый глубоким снегом, крутизной 30-35є выводящий на каменистое плато длиной 150 м с которого простой выход на заснеженную седловину. Спуск осыпной около 100 м средней крутизны выводит на ледник. Подъем очень лавиноопасен. Поэтому по заснеженным скалам вышли на скальный контрфорс (справа по ходу) с перильной страховкой 80 м. Затем по контрфорсу по старым рушащимся скалам на каменистое плато, навесив еще 80 м перил. По плато пешком на заснеженную седловину. Спускались по живой осыпи осторожно, чтобы не засыпать друг друга, до ледника. По леднику – на лыжах.
Перевал Пер. Талдуринский (3400 м). Соединяет долину Ошту-Айры с ледником Б. Талдуринский. Взлет – в левой (по ходу) части скально-осыпной, в правой – снежно-ледовый, около 250 м с переменной крутизной. Спуск – не крутой снежный склон, встречаются небольшие участки осыпи, выводящий на Талдуринский ледник. Поднимались правее седловины по снежному склону, что спускается с ледовой вершины справа. Поднявшись по нему до трещины, забитой снегом, пошли вверх на седловину по фирно-ледовому взлету до 35є с перильной страховкой - 5 верёвок, поднялись на разрушенные скалы гребня правее седловины. Спуск в кошках по заснеженному склону и осыпи до ледника.
Перевал Пер. Кзыл-Таш (3200 м). р. Тура-Оюк (приток Джело) - р. Актру. Подъем со стороны Джело длиной 250 м, средней крутизны. Спуск – по леднику Малый Актру. Подъем по заснеженному кулуару проблем не составил. Спуск – в кошках и связках с обходом ледопадов сначала вдоль левого борта долины, затем ближе к центру ледника, крутизна до 30є.

Совершенное восхождение на г. Купол с седла перевала Кзыл-Таш, в определяющие препятствия не вносится ввиду отсутствия технической сложности.

 

6. Сведения об участниках похода.

Ф., И., О. участника Адрес Телефон E-mail
Валяев Денис Евгеньевич (руководитель) г. Барнаул, Ленина 150-1 39-88-19 den@bstk.ruden@altai.info
Арапов Алексей Анатольевич г. Барнаул, ул. 50 лет СССР 27-157 42-93-57 arapov78@mail.ru
Кизилов Алексей Николаевич г. Барнаул, Ленина 168А-205 - alex@bstk.ru
Казаков Владимир Матвеевич г. Барнаул, Сухэ-Батора 35-17 -  
Карих Николай Николаевич г. Новоалтайск, Парковая 9-28 -  

II. Содержание отчета.

1. Общая смысловая идея похода.

Наработка опыта сложных лыжных путешествий для команды в целом – так можно выразить основную цель похода. Формирование команды шло продолжительное время и в целом участники друг друга знают достаточно давно. Ребята с разнообразным опытом по разным видам туризма – и по водному, и по горному и др. Объединило нас одно – желание ходить в сложные и красивые лыжные путешествия. Однако опыта самостоятельных походов не много, хотя трое участвовало в лыжной шестерке. Наиболее оптимально было планировать маршрут четвертой категории сложности, подходящий нам по всем параметрам (горному опыту, опыту руководства, участия).

Над районом путешествия думали долго. Рассматривались различные варианты – и Западный Саян, и Прибайкалье. Остановились на достаточно знакомых большинству членам команды Чуйских белках. Район отвечал всем нашим требованиям: отсутствие глубокой тропежки, что весьма важно для малочисленной группы; наличие большого выбора категорийных перевалов и др. препятствий, что позволяло вариативно подходить к планированию нитки маршрута и запасных вариантов; отпадала необходимость изобретать бивачное снаряжение – палатку и печку (для группы в 5 человек это вставало серьезной проблемой), т.к. большинство ночевок проходило либо выше зоны леса, либо в избах. Это позволяло идти без печки с обычной двухслойной палаткой, слегка модернизированной для зимних условий.

Прошедшее в сентябре 2003 года землетрясение поначалу омрачало общее настроение. Прогнозов о состоянии местности и сейсмоактивности мы слышали много – и в Интернете, и в СМИ. В общем было ясно, о том что там делается никто не знает. И это выдвинуло еще одну подцель – визуальное изучение последствий землетрясения путем сравнения с ранее известными материалами и описаниями, а также личными наблюдениями.

К походу группа готовилась серьезно. Проводились разноплановые тренировки: общефизические, лыжные, по работе на скальных и ледовых склонах, движение в связках, отработка холодных ночевок в различных условиях. Подгонялось снаряжение: необходимое докупали и испытывали, старое чинили и проверяли. Все это позволяет сказать – на маршрут мы вышли подготовленными. Район похода позволял поставить нам еще одну подцель путешествия – подготовка снаряжения и наработка опыта для прохождения маршрутов в условиях длительного нахождения в безлесных зонах, а также наработка необходимого горного опыта.

2. Варианты подъезда и отъезда

В район путешествия ведет главная магистраль Республики Алтай - Чуйский тракт. Проходя вдоль Северо-Чуйского хребта это дорога дает удобный подъезд (отъезд) в район путешествия. Начало похода может быть в Белом Боме, Чибите, Акташе, Мены, Курае (или перевалочной базе Актру). Можно также планировать начало или конец похода с долины реки Чаган-Узун либо еще далее с Чуйской степи, это дает некоторые преимущества в активной части путешествия. Но этот вариант мы откинули из-за отсутствия информации о состоянии дорог после землетрясения, а создавать затруднения на маршруте из-за транспорта не хотелось. К тому же в этом случае подъезд (отъезд) выходил несколько дороже.

Наиболее логичным нам показалось планировать подъезд и отъезд с привязкой к Чуйскому тракту, не удаляясь от него на автомобилях. Заезд осуществлялся на заказной машине из Барнаула до с. Чибит. На выезд машину заказывать не стали, чтобы не быть связанными конкретными сроками и местом выброски. К тому же в конечном пункте – Акташе особых проблем с транспортом возникать не должно – ходит достаточное количество рейсовых автобусов до Горно-Алтайска, есть возможность нанять частника. Мы выезжали в кузове тентованного камаза, привозившего гуманитарную помощь. Не очень комфортно, но почти бесплатно и до самого Барнаула.

3. Аварийные выходы и запасные варианты маршрута.

С аварийными выходами при такой нитке маршрута особых проблем нет. В самом начале – это спуск по долине Маашея с выходом в Чибит либо Акташ. Из долины Шавлы можно уйти через Оройский перевал в долину Чуи и далее также в Чибит. Из долины Карагема можно уйти наиболее простым Карагемским перевалом (н/к) в Талдуру и далее на Чуйский тракт. С Ошту-Айры лучше спускаться до Карагема и далее так же выходить через Карагемский перевал. Из долин рек Талдура и Джело выход вниз к Чуйскому тракту. С последней части маршрута выход в Актру к спасателям, либо также на Чуйский тракт в Курай либо Акташ. Практически из любой точки маршрута можно налегке в течение 1-3 дней достичь населенного пункта, либо Чуйского тракта.

Запасные варианты предусматривали: выход в долину Шавлы с Маашея через плато Ештыкель, замену перевалов Анитим и Талдуринский на пер. Переметный, исключение восхождения на г. Ольга Восточная, исключение пер. Некрасова, замена траверса хребта от верховий Мохре-Оюка до пер. Карагемский на долинный вариант – по р. Талдуре и р. Джело, замена пер. Кзыл-Таш на пер. Купол, и на конечном отрезке маршрута – выход в Курай, а не в Акташ.

4. Изменения маршрута и их причины.

1. Из-за штормового ветра, снега и слабой видимости пришлось сваливать вниз по Талдуринскому леднику в долину запасным вариантом, исключая восхождение на г. Ольга Восточная и прохождение пер. Некрасова.

2. Из-за того же штормового ветра пошли вниз по Талдуре до Джело, и затем вверх по Джело, вместо траверса хребта от верховий Мохре-Оюка до пер. Карагемский.

В остальном придерживались основной нитки маршрута.

 

5. График движения

День пути Дата Участок пути Протяженность(км) Чистое ходовое время (ч) Определяющие препятствияна участке Метеоусловия
1 07.02 с. Чибит – р. Чуя - р.Маашей – р.Каракабак 21 7,5 Наледи по левым притокам Маашея Ясно, -250
2 08.02 р. Каракабак – оз. Маашейское – моренный вал на входе в долину Левого Маашея 10 7 Моренный вал перед оз. Маашейским, мокрые наледи Ясно, -150
3 09.02 Моренный вал на входе в долину Левого Маашея - ледник Левый Маашей – пер. Нижнешавлинский – ледник под пер. Нижнешавлинский 8 7,5 Морены, пер. Нижнешавлинский (1Б) Пасмурно, ветер средней силы, -120
4 10.02 Ледник под пер. Нижнешавлинский – оз. Нижнешавлинское 7 4,5 Морены, крутой спуск к оз. Нижнешавлинское по бурелому Облачно с прояснениями, -100
5 11.02 Оз. Нижнешавлинское – подход под пер. Абылоюк 9 5 Крутой осыпной взлет в висячую долину, морены Облачно с прояснениями, ветер средней силы, -120
6 12.02 Подход под пер. Абылоюк – пер. Абыл-Оюк – р. Абыл-Оюк 8 8 Пер. Абыл-Оюк (1Б), каньон в верховьях р. Абыл-Оюк Сильный ветер, снег, слабая видимость, -120
7 13.02 р. Абыл-Оюк – р. Карагем 7 3   Пер.облачность, -200
8 14.02 р. Карагем – р. Калын-Агач 11 6 Моренные валы в верховьях р. Калын-Агач Ветер, снег, иногда с прояснениями, -200
9 15.02 р. Калын-Агач – пер. Анитим – ледник П. Кара-Айры 4 6 Пер. Анитим (1Б) Сильный ветер, снег, -250
10 16.02 ледник П. Кара-Айры – р. Ошту Айры – пер. Талдуринский – ледник Б. Талдуринский 5 4,5 Пер. Талдуринский (1Б) Штормовой ветер, снег, слабая видимость, -200
11 17.02 ледник Б. Талдуринский – р. Талдура 16 6,5 Наледи, в т.ч. мокрые Штормовой ветер, снег, слабая видимость, -100
12 18.02 р. Талдура - р. Джело 14 5,5 Наледи, в т.ч. мокрые Переменная облачность, сильный ветер, -270
13 19.02 р. Джело - р. Тура-Оюк - пер. Кзыл-Таш 10 6 Каньоны Джело, Подъем на пер. Кзыл-Таш (2А) Ясно, -250
14 20.02 пер. Кзыл-Таш – р. Актру - перевалка 17 5,5 Спуск по леднику М.Актру Ясно, -200 -150
15 21.02 Перевалка – р. Корумду – оз. Джангысколь – р. Чуя – пос. Акташ 30 8   Ясно, -150

Всего пройдено 177х1,2=212,4 км за 90,5 ч. Средняя скорость – 2,3 км/ч.

 

6. Техническое описание маршрута.

6 февраля. День отъезда.

В 19:00 загрузив лыжи и рюкзаки в УАЗик, попрощавшись с любимыми и другими провожающими, выехали. Ехать ночью хорошо – машин на трассе мало, омрачают лишь гибэдэдэшники, тормозящие на каждом посту.

7 февраля. 1 день

В 7:00 попили чая из термоса и выгрузились в Чибите. Идея с ночной дорогой не очень удачная – состояние после полубессонной ночи в машине паршивое. Уже светало и, выйдя за село, на лыжах по тракторному следу начали маршрут. Поднялись на плато над Мажойским прорывом и с небольшим набором высоты продолжили движение. Через переход тракторный след кончился – вел к кошаре. Далее ведут пешие людские и конские следы. Снега не много и движение достаточно быстрое. К 11:00 спускаемся к мосту через Чую недалеко от устья Маашея. Перешли мост и увидели “землетрясный” сюрприз – вместо дороги, поднимающейся в долину Маашея, осыпной склон, то бишь участок дороги метров в 200 уехал вниз. Потеряв на “сюрпризе” с полчаса времени вышли далее на нормальный серпантин дороги, поднимающийся на левую полку долины. По серпантину поднимались пешком, дабы снег не глубокий, т.к. на лыжах трудоемко - круто. Поднявшись на полку, одели лыжи и двинулись дальше. Тропежка не сложная, снег не глубокий, поэтому скорость достаточно высокая. К 13:00 подошли к первому левому притоку. Среди наледей есть участок открытой воды – решили обедать. Сварились быстро, отдохнули и через полтора часа выходим далее. Участки с нормальным снежным покровом и неглубокой тропежкой чередуются с наклонными наледями с левых притоков. На преодоление этих участков уходит много сил – лыжи снимать каждые 15-20 минут не хочется, а в них идти по наклонным ледяным поверхностям проблематично. Пройдя деревянный туалет, одиноко стоящий посреди поляны, углубились в лес и траверсом стали спускаться в долину. К 17:30 остановились на ночевку на лесистой полке в 1 км не доходя р. Каракабак.

За 7,5 ч ЧХВ пройдено 21 км.

Ясно. Температура с утра -250 к вечеру потеплело до -180.

8 февраля. 2 день

Около 2 ночи ощутили приличной силы подземный толчок. Послышались звуки камнепадов и лавин. Жутковато.

Вышли в 7:30. По руслу реки. Тропежки практически нет. Через пару километров река режет старую морену, затруднений в движений это не создало. Пропетляв между камней, вышли на ровное русло и через переход достигли морены, подпрудившей Маашейское озеро. Решили двигаться по линии водослива, но перед самым озером уперлись в буреломы. Пришлось залазить на моренный вал без лыж и приближаться к озеру по морене. По озеру движение наиболее быстро – наст держит хорошо и через переход мы были уже в километре выше озера, где начались наледи, иногда мокрые. Решили заобедать. В 13:00 идем далее. До языка ледника Центрального Маашея движемся по руслу. Река режет моренные валы. Передвижение затрудняет обилие камней, малое количество снега, приличный наклон. Встречаются наледи, чаще всего мокрые, которые приходится обходить, либо двигаться по ним с большой осторожностью. К 16:30 мы у ледника. Нам в левую долину. Без лыж стали карабкаться на моренный вал. Достаточно трудоемкий процесс – идти по камням, присыпанных снегом. В 17:30 мы стоим на макушке вала, внизу - небольшое озерцо. Спускаться не стали – вспомнилось ночное землетрясение, а озерцо окружено осыпными и скальными склонами – может и присыпать. Нашли небольшую ровную заснеженную площадку на верхушке морены и разбили бивак.

За 7 ч ЧХВ пройдено 10 км.

Ясно, температура -150.

9 февраля. 3 день

В 7:45 спускаемся к озерцу. Непонятно – как идти, снежно-осыпные моренные склоны тяжело преодолеваются и на лыжах и пешком. Уходим под левый борт и идем по ложбине между мореной и склоном долины. Через 4 перехода вылезли на боковую морену – внизу виден язык ледника. Движемся по морене на лыжах – то по камням, то по снегу. Неприятный ветер заставляет искать укрытие для обеденного перекуса. В 13:00 прячемся за большим камнем и обедаем. Рассматриваем взлеты перевалов Надежда и Верхнешавлинский, вроде все на месте, как до землетрясения. После поворота долины на юго-запад идем также по моренам вдоль левого борта. Через пару переходов выходим на закрытый ледник. Видимость не очень, но просматривается заснеженный перевальный взлет. Еще через переход на лыжах – мы уже под перевалом, одеваем кошки. Перевальный взлет не крутой; помесив 100 метров снег мы уже на седловине, время – 16:30. Тура не обнаружили – видимо под снегом. По гребню ушли правее – под скалы, пошли вниз. Вначале - мелкая осыпь, затем снег, который к низу все глубже. Спуск ощутимо продолжительнее и круче подъема – метров 250, до 40о. Начало темнятся, поэтому спустившись на ледник, выровняли площадку под палатку и встали на ночевку в 17:45.

За 7,5 ч ЧХВ прошли 8 километров.

Пасмурно, ветер средней силы, видимость переменная, снег, температура -120.

10 февраля. 4 день

Собрались в 8:00, несколько позднее обычного. В течение 20 минут спустились на лыжах с ледника. Спуск достаточно приятный, правда иногда попадаются участки открытого льда. Далее пошли странные формы рельефа – очень большие конуса выноса, состав их – ледово-фирновая крошка вперемешку с мелкими камнями. Сначала казалось, что эти нагромождения - продолжение ледника, но Кизилов Алексей сообщил, что летом 2003 ничего подобного не было. Предположили, что конуса – последствия обвалов висячих ледников с левого борта долины. Спускаться по ним достаточно экстремально – они носят волновой характер. И прыгая по ним не видишь какой высоты следующий вал. Так Арапов прыгнул метров с 3,5, но ничего, обошлось – лыжи целые.

Через километра 2,5 после ледника встретили старых друзей – морены. Практически везде двигаемся на лыжах. Перелезаем 3 или 4 моренных вала и спускаемся к небольшому озеру. До Шавло совсем немного. Решили перекусить.

В 12:30 выдвигаемся далее. Метров через 500 склон становится все круче, поросший деревьями, снега мало. Снимаем лыжи и двигаемся пешком. Видны следы летней тропы – идем по ней, тропа выводит на гребешок. Осталось спуститься немного, и тут очередной сюрприз – ниже, где идет тропа, гребня нет – уехал вниз. Кизилов клялся и божился, что летом они спускались по нему до самого озера. Пришлось, в буквальном смысле, щемиться, по крутому залесенному склону, кое-где по осыпям, кое-где по буреломам. К озеру выпали в 14:30 и опять разинули рты. Было от чего – зимний уровень Нижнешавлинского озера метров на 20 ниже летнего. Площадь зеркала уменьшилась по крайней мере процентов на 50. Дождались отставших. Решили отдохнуть на озере. В принципе получалась полноценная полудневка. Была информация что где-то на нижнем конце летом функционировала турбаза. Вдвоем сбегали посмотреть – турбазы нет, но есть две свежесрубленных бани с печками – лучшего и не надо. В одной из низ решили переночевать. Перенесли рюкзаки. Рядом обнаружили большую кучу хвороста – им протопили печку, просушились. Спать можно на полу, вместиться можно человекам 8. На следующий день решили с выходом не торопиться – выспаться и подойти под следующий перевал – Абыл-Оюк.

За 4,5 ч ЧХВ прошли 7 км.

Облачно с прояснениями, штиль, температура -10о.

11 февраля. 5 день

После мелкого ремонта личного снаряжения вышли в 11:00. Быстро пересекли озеро. Далее двинулись по руслу реки. Русло крутопадающее, много камней, встречаются наледи. Когда по руслу идти слишком трудоемко передвигаемся по правому берегу с небольшой тропежкой, по лесу. Перед Верхним озером – морена. На пути большие заснеженные камни. Позанимавшись скалолазанием в лыжах около 30 минут выходим к нижней части Верхнешавлинского озера к 14:00. Она пустая – без воды, траверсом обогнули озерную котловину, вышли к основному озеру. Уровень в озере нормальный летний. Пересекли его быстро. Далее метров 300 шли по руслу ручья по глубокому рыхлому снегу. Отсюда нам в правую висячую долину, подъем по крупной осыпи. На склоне снега практически нет, но летней тропы не видно. Снимаем лыжи и осторожно пешком поднимаемся вверх – встречаются живые камни. Минут через 50 выходим на полку, перемежаемую моренами, по которой можно подойти практически под ледник. Перекусили и в 16:30 идем пешком с небольшим набором высоты по травянистым склонам, каменным россыпям. На лыжах не пойдешь – снега очень мало. Через переход останавливаемся на ночевку. За большим камнем прекрасное укрытие от ветра, который при наборе высоты начал досаждать.

За 5 ч ЧХВ прошли 9 км.

Облачно с прояснениями, ветер средней силы, температура -12о

12 февраля – 6 день

Всю ночь дул ветер, выспаться не удалось. Вышли в 7:15. Погода заметно испортилась - ветер, снег. Переход пешком по моренам – и мы под языком ледника. Язык не крутой, без снега – поднимаемся пешком. Метров через 200 появляется снег, который становится все глубже. Одеваем лыжи и движемся по закрытому леднику. Через полтора часа повернули налево (по ходу) и подошли к подъему на перевал. Кулуар подъема просматривается плохо из-за слабой видимости, но ясно, что снега предостаточно. Насколько можно поднимаемся на лыжах. Одеваем кошки и уходим правее (по ходу) под скалы. Снега много, иногда приходится тропить по пояс. Склон явно лавиноопасен, поэтому от скал не отходим движемся вдоль них. К повороту кулуара количество снега уменьшается, он становится жестче. Уходим на центр кулуара. Снег очень плотный, приходится бить ступени. Перед самым седлом повесили веревку, т.к. уклон порядочный, плотный снег лежит на смерзшейся осыпи – скользнуть можно легко.

На перевале шквальный ветер. Тура не обнаружили, вероятно под снегом. Задерживаться не стали, ветер сдувал, да и на подъем и так истратили около 2,5 часов. На спуске – кулуар, забитый глубоким снегом с уклоном до 40о. Решили использовать лавинные шнуры. Первого выпустили на перильной страховке, он сообщил что перила не нужны – снег глубокий. По очереди преодолели спуск по кулуару до ледника. На леднике перекусили.

В 13:30 одели лыжи и начали спуск по леднику. Снега с этой стороны гораздо больше. Видимость низкая. Формы рельефа не чувствуются. Вокруг сплошная белая мгла. Спуск начал превращаться в опасный. Изобретательный Арапов предложил метод “зеленой бутылки” - первый идет и кидает вперед зеленую пластиковую бутылку, используя её как ориентир, определяем вниз мы идем или вверх, и какой примерно уклон. Уже почти спустились с ледника, когда бутылка у нас укатилась за перегиб. Попробовали использовать снежки – если кидать недалеко – помогает. Сначала по центру, затем ближе к правому краю спустились с ледника. Ушли в русло реки. Снега в долине Абыл-Оюка не в пример больше Шавлы и Маашея. Двинулись по руслу реки с тропежкой 30 см. Вошли в каньон, движение не сложное, но иногда приходится применять усилия для обхода участков открытой воды, больших камней, наледей, крутого падения. Через два километра каньон кончился. К озеру вышли уже к 16:00. Ясно, что до Карагемской поляны не успеваем, решили успеть хотя бы до зоны леса. С попеременной тропежкой к 17:45 подходим к группе кедров по левому берегу. Решили вставать. Воды правда не нашли в широком русле, но дров запасли прилично.

За 8 ч ЧХВ прошли 8 километров.

Сильный ветер, снег, слабая видимость, -12о.

13 февраля – 7 день

Торопиться было особо некуда – до Карагемской поляны не далеко. Поэтому дежурные встали в 6:00. Вышли в 8:30. Шли все с той же тропежкой в 20-30 см. По руслу, по береговым полкам – путь движения не сложен. За три перехода дошли до слияния с Левым Карагемом. Вышли на наледь, припорошенную снегом, и за переход добежали до поляны.

На обследование обстановки ушло около часа. Сначала посмотрели новый домик (турбазу) – хороший дом, новый сруб, есть барстойка, но нет печки. Пришлось идти в старую избушку. Она метрах в 200 - целая, с печкой. Достаточно большая, без труда разместиться человек 10, а то и больше. Метрах в 100 обнаружили еще небольшую избушку – баньку.

Полудневка перед следующей сложной частью маршрута была очень кстати, тем более в избе. Решили, что двое отправляются тропить завтрашний путь вверх по Калынагачу. Остальные занимаются дровами, баней, ужином и т.д.

За 3 ч ЧХВ прошли 7 километров.

Переменная облачность, -200

14 февраля – 8 день

Вышли в 8:00. По натропленной вчера лыжне за переход добежали до устья Калынагача. По Калынагачу все пошло не так хорошо. Подъем даже по лыжне тяжел. Приличный набор, густой подлесок, полыньи, буреломы – все это влияло на скорость не лучшим образом. Поэтому границу леса перевалили лишь к обеду. Подул ветер, видимость упала. Через переход подошли к моренам. Решили заобедать, спрятавшись за моренный вал.

В 12:30 двинулись дальше. Вначале двигались по линии водослива вдоль правого борта долины. Через некоторое время пришлось вылазить на морены. Снега достаточно, чтобы двигаться на лыжах. Постепенно, перелезая валы, подходим к нашему цирку, чтобы зайти в него надо повернуть налево (по ходу) от основной долины. Кстати, пока поднимались видимость улучшилась и удалось разглядеть еще несколько седловин ведущих в Ошту-Айры, но сложность их явно превышала 1Б. Повернули в наш цирк, вышли на ровную заснеженную площадку. С Араповым сбегали на разведку - увидели перевальную седловину, совсем недалеко. Мест для стоянок нормальных далее не просматривалось, решили вставать на бивак на входе в цирк. До перевала явно не далеко, не более одного перехода. Завтра это расстояние преодолеем бес проблем. В 16:00 стали готовиться к ночевке. Так как дул ветер, пришлось сооружать защитные стенки.

За 6 ч ЧХВ прошли 11 км.

Пасмурно, иногда с прояснениями, ветер, снег, температура до -200

15 февраля – 9 день

Из-за сильного ветра, низкой температуры, плохой видимости выход отложили до улучшения погодных условий. В 9:00 немного развеяло, с Араповым убегаем на просмотр перевального взлета. Ничего хорошего не увидели. Перегруженный снегом склон крутизной до 35-40о, как нас и предупреждали члены МКК, очень лавиноопасен. Посмотрели, почесали головы. Решили идти не в лоб, а в обход – выйти на скальный контрфорс справа (по ходу), и за тем по нему продолжить путь на верх. Это снижало лавинную опасность до минимума. Правда явно усложняло перевал – без веревок не обойтись.

Вернулись к лагерю. Погода вроде наладилась – стало видно окрестные склоны, правда ветер не стихал, холодно было также. Собрались и в 10:15 выдвинулись к перевалу. Через переход у подножия уже одевали кошки, страховочные системы. Подошли к скалам, присыпанным снегом. Уклон небольшой – около 35-40о, но преодолевается тяжело. Первый без рюкзака провешивает две веревки, выводящие на скальный контрфорс. Он сильно разрушен, разрушающиеся скалы присыпаны камнями и снегом. Первый также без рюкзака провешивает еще 2 веревки, последний участок наиболее труден – скалы усложняются, уклон возрастает. Реальная опасность засыпать друг друга камнями – двигаемся с большой осторожностью. В конце концов выходим на каменистое плато – видна заснеженная перевальная седловина – до нее метров 150 с небольшим набором высоты. Подходим под нее – она хорошо защищает от ветра, решили пообедать. На все занятия с веревками убили много времени – около 4 часов. К тому же температура оставляет желать лучшего. Поэтому торопимся. В 16:00 поднялись на седловину, сняли записку туристов ТК МИТ ХТ от 23 августа 2003 года. Оставили свою. Спуск – осыпь разных размеров – около ста метров. Спустились минут за 30 на ледник. Видимость сносная. Просмотрели свой путь на пер. Талдуринский, виден ледопад пер. Стройгаз. Ледник закрытый, снега много. Одели лыжи и пересекли ледник к левому борту. Спустились между ледником и боковой мореной практически к языку. На пути встретилась снежная мульда, закрытая со всех сторон – отличное место для ночевки, защищенное от ветра. Вспомнили, что у Коли Кариха День рождения. Быстро поставили палатку и стали готовить праздничный ужин.

За 6 ч ЧХВ прошли 4 километра.

Сильный ветер, иногда снег, -250

16 февраля – 10 день

Погода не сильно отличается от вчерашней, только теплее. Выдвинулись в 7:30. Спустились к концу ледника по боковой морене и не удаляясь от левого борта стали продвигаться по моренам к нужному нам – левому распадку. Подошли к нему достаточно быстро – через один переход. Ветер усилился. Снегопад. Вылезли на правую боковую морену, она - без снега. Движемся без лыж. Иногда сквозь метель проглядывает перевальная седловина. Как и по описаниям, левая часть – скально-осыпная, правая – снежно-ледовая. Наиболее логичный путь – по правой (по ходу) снежно-ледовой части. Внизу морены, по которой мы движемся появился ледник – достаточно крутой, с множеством небольших трещин. Верхнее поле ледника закрыто глубоким снегом. По морене подходим к верхнему полю, одеваем лыжи и, пересекая его, уходим на снежный склон вершины, которая находится правее перевальной седловины. Поднимаемся по снежному склону. Идем на лыжах сколько можно. Ветер крепчает. Останавливаемся с целью одеть кошки и страховочные системы, т.к. склон стал достаточно крутой. Ветер приобретает штормовой характер, видимость падает до нескольких метров. Принимаем решение рыть пещеру и отсиживаться. Закрепляем рюкзаки, чтобы не унесло и принимаемся за работу. Толщина снежного покрова, лежащего на ледовом склоне, около 1,5 м. Через час все готово, берем термоса, перекус и залезаем в снежное убежище. Обедаем, иногда выглядываем - погода не улучшается, подумываем о расширении жилплощади, так как дело пахнет ночевкой. Но в 14:30 вроде видимость улучшается. Отправляем одну связку налегке для обработки склона. Сами потихоньку одеваем системы и кошки. Выдвигаемся. Навстречу уже спускаются Кизилов и Арапов за рюкзаками. Сказали, что повесили 2 веревки по льду и снегу, склон не крутой, и до верху вроде осталось немного. Поднимаемся по перилам до трещины, забитой снегом. Там перекуриваем и двигаемся дальше – навесили еще 3 веревки. Склон и правда не крутой – градусов 30-35, но жесткий зимний лед, вперемежку с фирном не дает расслабляться – приходится вешать веревки. К 17:00 поднимаемся правее седловины на гребень – старые, сильно разрушенные скалы. На седловине ветер еще более усилился, проблематично стоять на ногах, уже начало темнеться. Не спускаясь на самую низкую точку седловины, решили идти вниз. Склон практически не виден, кидаем на всякий случай веревку, а затем и вторую. Склон снежный, иногда встречается осыпь. Уже почти в темноте подходим к морене, у которой есть небольшая ровная площадка. Под шквальным ветром вырываем площадку под палатку, обкладываем её стенками с трех сторон.

С горем пополам поставили палатку. За ужином долго делились впечатлениями от столь бурного дня. Решили, что перевал – нормальная 2А, Снежно-ледовый взлет, где навесили 5 веревок перил явно превышает сложность 1Б. Впрочем на это могло повлиять отсутствие видимости при его преодолении. При занижении сложности на этот перевал могут попасть группы, не готовые к сложной работе, что влечет определенную опасность.

За 4,5 ч ЧХВ прошли 5 км.

Штормовой ветер, низкая видимость, -200

17 февраля – 11 день

Утро началось рано – где-то пол-третьего. Ветром уронило одну из защитных стенок, привалив двоих человек. Пришлось одному вылазить - откапывать палатку. Ветер поменял направление. Палатку трепать начало гораздо больше. Не спалось. Согрели и попили чаю. Пробовали дремать пока не зазвонил будильник. В процессе приготовления завтрака упала еще одна стенка на сидящий народ, пришлось поддерживать ее на своих плечах. Ситуация начала перерастать в экстремальную. Чтобы ускорить процесс, термоса решили не заправлять.

Наскоро позавтракав, по одному начали вылазить из палатки. В условиях штормового ветра вчетвером свернули палатку. Собрать рюкзак при таком ветре достаточно сложно. В процессе сборов у одного из участников сдуло спальники (в дальнейшем один из них он нашел – застрял в камнях морены).

Собрались и выдвинулись вниз - видимость несколько десятков метров. Сначала пешком, затем одели лыжи. Через полчаса пути ветер начал немного стихать, можно было присесть отдохнуть. Поделились впечатлениями. Иногда проглядывало основное тело ледника – справа – открытый лед. Мы двигались по заснеженной ложбинке между основным телом ледника и левой боковой мореной. Снег глубокий, свежий, поэтому первому приходилось тропить, остальные могли катиться.

Ближе к скальному отрогу от вершины Ольга перешли на центр ледника- здесь он был под снегом. Спустились к слиянию левого и основного языка. В понижении – ветра нет, перекурили. Решили что оставаться на высоте, дожидаться погоды для восхождения на Ольгу и прохождения перевала Некрасова – критично, т.к. рискуем остаться без палатки. Её и так изрядно потрепало минувшей ночью. Да и зачем провоцировать аварийные ситуации, двигаясь по леднику с такой видимостью. Однозначно – спускаемся вниз.

После нескольких сот метров вдоль левого края ледника перешли на основной язык. Весь ледник под снегом, невидно даже пятен льда. По нему достаточно быстро съехали к истокам Талдуры, представлявшим из себя наледь. Одели кошки. Прошли несколько десятков метров и… Вся наледь далее была под приличным слоем воды. Пришлось снимать кошки, вылазить на левый осыпной берег и двигаться по нему с гораздо меньшей скоростью, чем это можно было бы делать по наледи. Через километр в русле появился снег, одели лыжи и стали спускаться в них, но не долго. Далее двигались каждый по своему усмотрению – кто в кошках по наледи, кто в лыжах по полоскам снега, кто пешком по берегам песчано-гравийной консистенции. Так подошли к первому зимовью – на правом берегу. Здесь отдохнули. Зимовье обитаемое. Вышла алтайка – первый человек, которого встретили на маршруте, но по-русски к сожалению она не говорила. Ветер даже в долине был сильный.

От зимовья двинулись дальше. То по наледям, то по берегу преодолевали километры Талдуринской долины – как нам показалось самые легкие на маршруте. Прошли еще одно зимовье, пожевали насухую.

К 16:30 подошли к следующей стоянке алтайцев. Разговорились с хозяином и напросились на ночлег в бане. Хозяин сообщил, что мелкие толчки землетрясений происходят достаточно часто. Во время главного сентябрьского землетрясения – по всей долине разрушились печки, деревянные дома покосились. Но в общем больших разрушений не было.

В бане натопили печку, сварили ужин, просушились, отремонтировали дуги палатки, которые сломало при падениях снежных стен.

За 6,5 ч ЧХВ прошли 16 км.

Штормовой ветер, снег, низкая видимость, температура – 100, к вечеру понизилась до -250

18 февраля – 12 день

Утром все также дул сильный ветер, но небо вроде очистилось, было очень холодно – около -27. Пока готовили завтрак, обсуждая погоду, решили идти запасным вариантом – по долинам, траверс от верховий р. Мохре-Оюк до Карагемского перевала отменить. В случае ночевки выше леса на траверсе при столь сильном ветре, рисковали остаться без палатки, тем более по воспоминаниям, снега на хребте практически не было, т.е. при задержке на хребте, достаточную защиту от ветра организовать не удастся.

Двинулись в 8:30. Передвигались по наледям в кошках, иногда выходили на дорогу. Рюкзаки на волокуше не понесешь – частенько встречаются обводненные участки. У впадения Мохре-Оюка по правому берегу обошли небольшой каньон около 500 м. До устья Джело прошли еще два зимовья. От последнего из них тропа идет круто вверх, пошли по ней - и вышли на невысокий хребтик между Джело и Талдурой. Пообедали. Далее тропа практически без потери высоты уходит в долину Джело. Становимся на лыжи и то по наледям, припорошенными снегом, то по берегу, где жесткий наст с приличной скоростью движемся вверх. Единственный минус – если в Талдуре ветер дул в спину, то в Джело он дует в лицо, что при такой температуре мало приятно. Прошли зимовье, по окна вмерзшее в наледь. Прошли подъем дороги на Карагемский перевал. Позади остался аил, метров через 400 после него стоит еще один аил на левом берегу Джело, выше него лес кончается. Время 15:30. Решили, что завтра до седла перевала Кзыл-Таш мы вполне успеваем и остались ночевать в аиле. Нашли дрова, развели в аиле костер. Температура от этого нисколько не повысилась, пришла мысль в аиле поставить палатку. В ней и ночевали.

За 5,5 ч ЧХВ прошли 14 км.

Переменная облачность, после обеда прояснилось, сильный ветер. температура -270

19 февраля – 13 день

В 8:00 вышли вверх по Джело. По припорошенным снегом наледям идем на лыжах. Начались каньоны. Преодоление их достаточно несложно, поэтому темпов движения это практически не снижает. К 10:00 подходим к устью Тура-Оюка. Выходной каньон обходим справа (по ходу). Далее идем по руслу. Снег позволяет. Набор высоты значителен. Через пару переходов подошли к раздвоению долины. Заходим в правую и обедаем. Видим наш подъем – кулуар заснежен, но при желании можно идти и по осыпям.

В 12:30 выходим далее. Падение реки достаточно крутое, поэтому темпы снижаются, движемся практически везде по руслу, через переход подошли к перевальному взлету. Снимаем лыжи и по осыпи выходим в кулуар. Снег в кулуаре не глубокий, позволяет идти без кошек. 300 метров взлета преодолеваем часа за 1,5 ч. К 15:00 выходим на седловину. Снимаем записку новосибирцев от 17.09.2003 г., правда почему-то обзывают перевал Куполом. На седловине дует ветер, что при температуре градусов в 25 достаточно прохладно. Подходим к хижине гляциологов, расположенной здесь же на седловине. Заглядываем. Двери нет, вся она до потолка забита снегом. Были планы еще сходить на вершину Купола, приходится двоим оставаться расчищать снег, что-то придумывать с дверью. Трое пошли на Купол. Технической сложности восхождение с седла Кзыл-Таша не представляет. Сходили часа за 1,5 и к 17:00 были уже в палатке. Отличные виды с вершины стоят трудозатрат. Палатку расчистили, на нарах обнаружили матрац - прибили вместо двери. Нашли даже немного дров, чтобы растопить небольшую печурку. В общем уют создали как могли.

За 6 ч ЧХВ прошли 10 км.

Ясно, температура – 25о, на седловине перевала и вершине Купол ветер.

20 февраля – 14 день

Кизилов Алексей, дежуривший утром сообщил, что температура в хижине -18. Из спальника вылазить сразу расхотелось.

К 8:00 собрались, одели кошки, связались в связку и выдвинулись. От палатки гляциологов сразу идем под левый борт. Спуск начинаем практически вплотную к склону вершины Караташ. Придерживаясь левого борта обходим первый ледопад. На пути снежный склон до 300, снег достаточно плотный. На ровной площадке перекуриваем и осматриваемся. Уходим ближе к центру ледника. Идем также по плотному снегу, иногда встречается лед, уклон 25-30о. На второй половине спуска Арапов, идущий впереди, проваливается в трещину. Выбрался собственными силами. Остальные трещину перепрыгнули. Еще немного – и мы на свободном от снега леднике. Уклон явно меньше, основной путь спуска пройден. Переходим под правый край ледника. Спускаемся по заснеженной ложбине вдоль правого борта к концу языка. Одеваем лыжи и через полчаса мы в альплагере Актру. На весь путь ушло около 3 часов.

В Актру нас радушно встречает спасатель Сергей. Пообедали у него в доме в тепле, время позволяло, поэтому отдохнули около 2 часов.

Около 13:00 по колее дороги (недавно прошел трактор) двинулись вниз по долине. Свалили до перевалки часа за 2,5, практически без перекуров, по дороге катится хорошо. На перевалке, рядом с мостом через Актру – большая огороженная территория, как сказал Кизилов, побывавший здесь летом – автостоянка. На территории – изба с печкой, нашли и дрова. Окна правда разбиты – пришлось заделывать целлофаном.

За 5,5 ч ЧХВ прошли 17 км.

Ясно, температура утром – 25о, вечером в долине теплее - 15о.

21 февраля – 15 день

Выходим пораньше – около 7:15. Вниз по Актру подходим к долине Корумду. Тропежка неглубокая – снега мало. По Корумду видно просеку дороги – идем по ней. В течение 4 км с небольшим набором высоты встречается зимовье, около него конские и людские следы. Выходим на обширное плато (видимо летом болото). Справа прослеживается озерная котловина – по карте оз. Джангысколь. По хорошему насту через переход доходим до огороженных строений, и от них поворачиваем на север – в распадок, где видна колея дороги. Спуск в долину Чуи около 2,5 км достаточно крутой. Быстро сбрасываем высоту и вот уже сидим на льду Чуи. На правом борту долины виден Чуйский тракт. Обедаем. Далее движемся то по руслу, то по берегу по плотному насту и через пару переходов подходим к остаткам ГЭС. Время 15:30.

Выходим на Чуйский тракт, снимаем лыжи и с надеждой поймать попутку движемся в сторону Акташа. Машин мало и не останавливаются, в основном идут легковые. Через пару часов проходим первые строения Акташа. Подошли к АЗС. Увидели КАМАЗ, стоящий с откинутой кабиной. Рядом ребята в МЧСовской форме. Разговорились. Машина с Новосибирска, привозила гуманитарную помощь. После недолгих уговоров грузим рюкзаки в тентованный кузов. Помогаем чем можем в удалении проблем с топливным насосом и через час едем. В устье Чуи останавливаемся и кушаем в кафе - процедура очень приятная. Залазим в спальники и едем дальше. В 5:00 нас разбудили в Горно-Алтайске. Оказывается в Горном кроме нормальной МЧСовской ПСС существует хозрасчетная КСС – для нас новость. Перебазируемся в спальниках в ихний офис и спим до утра.

В принципе удача к нам повернулась закончили не только активную часть маршрута, но и одолели большую часть автопути до дома.

За 8 ч ЧХВ прошли 30 км.

Ясно, температура – 15.

22 февраля –день выезда

Проснулись около 8:00. Порешали с ребятами, смогут ли они нас добросить до Барнаула. В принципе они не против. Позавтракали. И в 9:30 выехали из Горного. Ехали долго – часто ломались. В Бийске пришлось покупать помпу. В Барнаул приехали около 18:30. Маршрут окончен.

 

7. Расчет категории маршрута по методике, предложенной ТССР

Протяженность маршрута по карте Д=177 км;

с коэффициентом 1,2: П=212,4 км

Продолжительность активной части t=15 дней.

Общий перепад высот В (из высотного графика маршрута, с учетом коэффициента) – 13,8 км.

Составляем таблицу категорированных препятствий и высчитываем совершенную работу Т:

Препятствия Сумма
Перевал 3 2, в зачет идет 1  
Баллы Т 6 3 9

Получаем, что Т=9

Сравниваем с таблицей методики

  1. Соответствие минимальной продолжительности t=15, tmin=13
  2. Соответствие минимальному количеству КП=5, КПmin=4
  3. Соответствие минимальной протяженности П=212,4, Пmin=210
  4. Совершенная работа Т=2*3+1*3=9
  5. Соответствие минимальной технической сумме:
  6. ТС=В+Т=13,8+9=22,8>ТСmin=8

  7. Соответствие эквивалентной протяженности:

ЭП=П+5ТС=П+5(В+Т)= 212,4+5(13,8+9)=326,4,

Так как продолжительность похода выше минимальной на 2 дня, то ЭПmin увеличивается на величину, равную произведению “лишних” ходовых дней на среднюю протяженность дневного перехода, у нас это 2х17=34 км, т.е. ЭПmin=250+34=284 км. Т.е. ЭП>ЭПmin

Из этого следует вывод, что маршрут соответствует четвертой категории сложности.

8. Потенциально опасные участки маршрута

1. Лавинная опасность.

Несмотря на небольшое количество снега в этом году лавинная опасность присутствовала и с ней приходилось считаться. На маршруте такая опасность объективно была на следующих участках: спуск с пер. Нижнешавлинский, перегруженные снегом кулуары подъема и спуска пер. Абыл-Оюк, северный цирк пер. Анитим, спуск с пер. Талдуринский, спуск с пер. Кзыл-Таш по леднику Малый Актру.

В долинах рек как правило лавинной опасности нет, в связи с очень малым количеством снега. Исключение составляют долины Калынагача, где перегружены снегом некоторые склоны моренных валов, и Абыл-Оюка – наверное самой заснеженной долины на маршруте – иногда перегружены снегом крутые борта.

Для обеспечения безопасности группа использовала лавинные шнуры, имелись две лопаты, зонды из лыжных палок.

2. Камнепадная опасность.

Обычно не характерна для зимних маршрутов. Но возникала и приносила определенные неудобства. При подъеме на пер. Анитим по скальному контрфорсу – скалы старые, сильноразрушенные , сыпят. Также и на спуске с пер. Анитим – склон с живой сыпухой требует большой осторожности на спуске – чтобы не засыпать друг друга. При подъеме на пер. Кзыл-Таш по осыпному склону также можно вызвать камнепад.

Эти участки требуют определенной осторожности при прохождении, тем более с нестабильными сейсмоусловиями.

3. Ненадежный лед рек.

Провалиться под лед не удалось ни одному участнику. Но ненадежный лед и полыньи есть на реках Маашей, Абыл-Оюк, Калынагач, Чуе. Конечно в межень расход у рек небольшой - опасности для человеческой жизни не возникает, но промочить одежду и обувь в условиях отрицательных температур мало приятного, и может повлиять на здоровье.

4. Сейсмоактивность.

Небольшие толчки, происходящие на территории, как таковые опасности не имеют, но провоцируют другие их виды – сход лавин, камнепады, срыв снежных карнизов, ледовые обвалы. Это следует учитывать при постановке биваков – тщательно выбирать место, учитывать линию движения при преодолении сложных препятствий и т.д. Толчки здесь происходят периодически – убедились и на собственном опыте, и по разговорам с местными жителями, со спасателями.

На Катунском хребте в эти же числа ребята совершали восхождение на г. Белуха. Небольшой толчок вызвал срыв снежной доски, в которую они попали. В результате – полгруппы – в больнице с мелкими травмами, но слава богу трупов нет. (История рассказана Якубовским В.И. – Начальником КСС г. Горно-Алтайск).

 

9. Перечень наиболее интересных объектов.

Центральный Алтай – наиболее притягательный район не только в спортивном, но и в эстетическом отношении. Альпийский облик, мощное оледенение – так можно охарактеризовать район Чуйских белков.

Естественно, ледники – одни из примечательных объектов. На маршруте можно наблюдать крупнейшие из них - Центральный и Левый Маашей, Большой Талдуринский, Малый и Большой Актру.

Не менее примечательны озера – это Маашейское и конечно же Шавлинские, правда зимой их уровень много меньше летнего, но обрамленные великолепием Сказки, Красавицы и Мечты они производят впечатление.

К сказанному можно добавить отличные панорамы с вершины Купол, слегка затуманенный вид с перевала Анитим.

Своеобразна долина Талдуры, резко отличающаяся бесснежием и обилием наледей среди соседних долин.

Познавателен и разнообразен ледниковый рельеф района. Это морены, цирки, кары, зандровые поля.

Красивы каньоны Джело и приустьевый каньон Тура-Оюка – глубокая узкая щель.

10. Дополнительные сведения о походе.

Исходя из нитки маршрута подбирали соответствующее снаряжение. 7 ночевок было проведено выше зоны леса, а остальные в лесу, из них – 4 в избах. Тащить печку ради 3 ночевок не гуманно, решили идти без нее. Палатку использовали корейскую четырехместную двухслойную с тамбуром, нашита юбка для удобства постановки и ветроустойчивости, вместо замков вшит тубус. Однако как показала практика, углепластиковые дуги слабоваты для условий лыжного похода в высокогорье. Вес – 3,5 кг. Обитаемость для 5 человек нормальная, ветроустойчивость, как показала практика не очень.

Для приготовления пищи вне зоны леса мы использовали газовую горелку “Covea”. Кроме этого, мы использовали газовую лампу того же производителя, брали с собой запасные сеточки – в принципе за ненадобностью – хватило одной. Взяли с собой 18 балоннов с газом весом 220-230 г каждый. Половина баллонов производства Казань, остальные были заправлены зимним автомобильным газом. До -15 градусов разогрева ни те ни другие балоны не требуют. При более низких температурах ставили баллоны в посуду с горячей водой – работало нормально. В общем двух баллонов хватало вполне на 2 варки, заправку термосов и попутно освещения палатки с помощью лампы. В качестве варочной посуды использовали 2 алюминиевых котелка объемом 3,5 и 4 литра. Термосов было 3, все металлические, объемом 1,5, 1 и 0,75 л. Этого вполне хватало для утоления жажды в течение дня.

Помимо этого, мы взяли с собой пилу и топор. Использовались для заготовки дров в лесной зоне. Для организации костровищ использовали тросик.

Продукты питания использовали разнообразные. Выше зоны леса в основном быстрого приготовления, которые сейчас достаточно разнообразно представленные на рынке. В лесу питались обычным рационом – варили из нормальных круп. Раскладка была составлена исходя из 800 г на человека в день.

Лыжи использовали традиционные для алтайских туристов – “лесные” с креплениями местного (барнаульского) производства. Конечно окантованные были бы лучше, но бэскидов сейчас в продаже нет, а “ски-тур” дороговато. Кошки отечественного производства – мягкие и жесткие.

На группу использовали 2 ледоруба, 5 ледобуров, 2 скальных крюка, расходные петли, 2 веревки основных 10мм Х 40м. Каждый участник имел страховочную систему, 3 карабина, репшур. Взятое снаряжение использовалось в полном объеме и вполне хватило для преодоления заявленных препятствий.

Для обеспечения лавинной безопасности мы несли с собой две самодельные лопаты, у каждого участника имелся лавинный шнур. Лопаты постоянно использовались при строительстве ветрозащитных стенок, на одной из лопат в палатке ставили газовую горелку – удобно.

Спальники использовались одноместные, но двухслойные – один слой нормальный спальник, один – тонкий синтепоновый, служащий и для сохранения тепла и как защита от конденсата. Так вполне комфортно можно выдерживать температуры до -30. Коврики стандартные - ижевского произовдства.

Ремонтный набор был составлен исходя из возможных поломок, ставящих под угрозу дальнейшее прохождение маршрута. Позволял произвести почти любой вид ремонтных работ. Большой выбор зап. частей для лыж дал возможность отказаться от запасной лыжи.

Аптечка в нашем походе почти не использовалась, за исключением различных мазей – согревающих, от солнца, ветрозащиные и т.д. Содержала достаточно сандартный набор медикаментов. Употребляли импортные витамины.

Брали с собой и свечи (4 шт.) – для подстраховки, на случай, если откажет лампа. Фонари имелись у каждого члена группы, в основном это новомодные светодиодные, в принципе достаточно экономичные и весят мало – не более 100 г вместе с комплектом батареек, одного комплекта впринципе каждому хватило на поход.

Фотоаппаратов было три: Зенит, обычная мыльница с ручной перемоткой пленки и новшество для нас – цифровой, достаточно удобный в обращении.

Погода радовала разнообразием. В основном в худшую сторону. Если первые и последние дни на маршруте были хороши – солнце, ветра нет. То основную часть маршрута – снег, ветер, низкая видимость. Это естественно повлияло на скорость прохождения препятствий (пер. Абыл-Оюк, пер. Анитим, пер. Талдуринский), а также отказ от прохождения ряда препятствий в пользу запасных вариантов, которые указывались выше. Отдельно хочется сказать о погоде на Талдуринском леднике, когда группа попала практически в ураган и лишь слаженные действия помогли достойно выйти из сложившегося положения, избежать поломки и потери снаряжения, травм и др. Температурные условия были нормальные. Обморожений и других последствий не возникло. В общем впечатление у всех участников однозначно – сурово обошлась с нами природа.

Конечно оптимальным и по погодным условиям и по снежному покрову в Центральном районе считается конец февраля – начало марта, но из-за некоторых причин городского характера мы не смогли выехать в это время.

 

11. Стоимость проживания, питания , средств передвижения.

На проживание средств затрачено не было. Везде, где мы не ночевали – денег с нас не брали.

Основные деньги, как наверное во всех путешествиях затрачены на транспорт. Хотя у нас это было очень дешево. С Барнаула доехали на заказной машине, стоимость которой 5 тысяч рублей. Назад выбрасывались на МЧСовском КАМАЗе, привозившим гуманитарную помощь в район. Практически бесплатно, не считая покупки новой помпы, взамен поломанной, стоимостью 420 рублей. Всего транспортные расходы встали 1100 рублей на человека.

Питание в походе осуществлялось из расчета 60 рублей на человека в день, что было достаточно для обеспечения калорийного и разнообразного питания. Или около 900 рублей на человека.

12. Итоги, выводы и рекомендации.

Пройденный маршрут объединяет Северо- и Южно-Чуйский хребты. Поход проведен в установленные сроки по основной нитке с использованием запасных вариантов.

Район путешествия полностью оправдал наши желания. Группа получила разнообразный опыт – как лыжный, так и горный. Движение часто проходило по закрытым и открытым ледникам, моренам, наледям рек. Пройден ряд категорийных перевалов, что повысило технический уровень команды при работе на сложных склонах в зимних условиях. Маршрут получился технически насыщенным. Основная сложность сконцентрирована при прохождении перевалов Южно-Чуйского хребта – Анитима и Талдуринского. На маршруте была выдержана схема постепенного нарастания сложности перевалов, прохождение наиболее сложного участка приходилось на середину похода. Надо заметить сложность многих перевалов в зимних условиях выше чем летом. Осторожно следует относиться к перевалам 1Б, зимой - могут быть сюрпризы. Так, жесткий снег при подъеме на пер. Абыл-Оюк заставил провешивать веревки, а на ледово-фирновом взлете пер. Талдуринский навесили 5 веревок перил и по нашему мнению перевал вполне соответствует сложности – 2А. В виду лавинной опасности на пер. Анитим подъем осуществлялся не по обычному пути – а в обход по скалам, что тоже заставило навешивать веревки.

Проведено семь ночевок выше зоны леса, в том числе и в условиях непогоды. Чередование холодных ночевок с полудневками в избах позволило группе вполне нормально отдыхать и восстанавливать силы.

Хочется отметить неравномерность распределения снежного покрова. Долины рек Маашея, Шавлы - очень малоснежные. Так и выше зоны леса подходы к перевалам Нижнешавлинский и Абыл-Оюк малоснежны – можно идти без лыж. Напротив долины р. Абыл-Оюка и р. Калынагача заснежены и движение по ним сопряжено с тропежкой.

Все участники похода показали хорошую физическую и техническую подготовку. Команда работала слаженно и бесконфликтно. Сказалась схоженность в предыдущих походах.

В районе продолжаются подземные толчки, хоть и небольшой силы. Это следует учитывать при постановке биваков – тщательно выбирать место, учитывать линию движения при преодолении сложных препятствий, а также выбирать эти самые препятствия.

Глобальных последствий от сильного землетрясения в сентябре 2003 года не наблюдали. Нами были зафиксированы следующие изменения: “уехал” участок дороги (около 200 м) при подъеме от Чуи в долину Маашея, образовались большие конуса выноса из обломков льда по левому борту долины спуска с пер. Нижнешавлинский – возможно от подвижек висячих ледников, нет гребешка, по которому спускалась тропа к Нижнешавлинскому озеру с висячей долины (с пер. Нижнешавлинский). Все известные нам перевалы, ледники, вершины внешнего облика не поменяли.

 

высотный график

 

Фотографии

01.jpg
Участок
разрушенной
дороги
02.jpg
По левому борту
Маашея
03.jpg
Преодоление морены
перед Маашейским
озером
04.jpg
Озеро Маашейское
05.jpg
На озере
06.jpg
Наледи на Маашее
07.jpg
Река режет морены
08.jpg
В долине
Левого Маашея
09.jpg
Ледник
Центральный
Маашей
10.jpg
Морены Левого Маашея
11.jpg
Морены Левого Маашея
12.jpg
Ледник Левый Маашей
13.jpg
пер. Нижнешавлинский
14.jpg
Преодоление
перевального взлета
15.jpg
Преодоление
перевального взлета
16.jpg
На Нижнешавлинском
17.jpg
Ночевка под перевалом
18.jpg
Спуск по леднику
19.jpg
Преодоление моренных валов на спуске в Шавло
20.jpg
Висячий ледник и конус выноса под ним
в долине на спуске в Шавло
21.jpg
Висячий ледник и конус выноса под ним
в долине на спуске в Шавло
22.jpg
Спуск к озеру Нижнешавлинское
23.jpg
Озеро Нижнешавлинское
24.jpg
По озеру
к избе
25.jpg
Баня
на Шавло - есть
где ночевать
26.jpg
Подъем
к верхнему озеру
27.jpg
Морена перед Верхнешавлинским озером
28.jpg
Нам налево - в висячую долину
29.jpg
Флаги на Красавице
30.jpg
На подходах к Абыл-Оюку снега мало
31.jpg
На леднике перед перевалом
32.jpg
Подход к взлету Абыл-Оюка
33.jpg
Преодоление
взлета Абыл-Оюка
34.jpg
Преодоление
взлета Абыл-Оюка
35.jpg
Преодоление
взлета Абыл-Оюка
36.jpg
Каньоны в верховьях
Абыл-Оюка
37.jpg
Спуск с перевала Абыл-Оюк
38.jpg
Вниз к Карагему
39.jpg
Карагемская поляна
40.jpg
Начало подъема
по Калынагачу
41.jpg
По моренам Калынагача
42.jpg
По моренам Калынагача
43.jpg
Ночевка перед
пер. Анитим
44.jpg
Цирк пер.
Анитим
45.jpg
Вид с подъема
на Анитим в долину
Калынагача
46.jpg
Подъем на Анитим
47.jpg
Подъем на Анитим
48.jpg
Подъем на Анитим
49.jpg
На пер. Анитим
50.jpg
Спуск по леднику Пр. Караайры
(Сзади седло пер. Анитим)
51.jpg
Пер. Талдуринский
52.jpg
Начало взлета пер. Талдуринский
53.jpg
Спуск по Талдуринскому леднику
54.jpg
Спуск по Талдуринскому леднику
55.jpg
Буран в истоках
Талдуры, первые наледи
56.jpg
Буран в истоках
Талдуры, первые наледи
57.jpg
Буран в истоках
Талдуры, первые наледи
58.jpg
Вниз по долине
59.jpg
Вниз по долине
60.jpg
Вниз по долине
61.jpg
Талдуринские
наледи
62.jpg
Справа
висячая долина
р. Мохре-Оюк
63.jpg
Вдалеке
долина Чуи
64.jpg
На стрелке
Талдуры и Джело
65.jpg
Ночевка
в аиле
66.jpg
Ночевка
в аиле
67.jpg
Каньоны
и наледи Джело
68.jpg
Каньоны
и наледи Джело
69.jpg
Каньоны
и наледи Джело
70.jpg
Вверх по Тура-Оюку
71.jpg
Вверх по Тура-Оюку
72.jpg
Подъем
на пер. Кзыл-Таш
73.jpg
На пути к Куполу
74.jpg
На Куполе
75.jpg
На Куполе
76.jpg
На пер. Кзыл-Таш
77.jpg
Начало спуска с Кзыл-Таша
78.jpg
Спуск
по лед. Мал. Актру.
79.jpg
Спуск
по лед. Мал. Актру.
80.jpg
Спуск
по лед. Мал. Актру.
81.jpg
Язык лед. Мал Актру
82.jpg
Майями (а/л Актру)
83.jpg
Майями (а/л Актру)
84.jpg
Наледи Актру
85.jpg
На перевалке

 


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;