отчет о горном походе 1 к.с., совершённом в июле 2001 года на Западном Кавказе (Архыз)

Туристический клуб Ленинского района города Москвы

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
о горном путешествии I категории сложности,
совершённом в июле 2001 года
на Западном Кавказе (Архыз)

Маршрутная книжка N 51/3-102

Руководитель: Корочкин А.Ю.

тел. 269-32-20

МКК ЛРТК г. Москвы рассмотрела отчёт и считает возможным оценить маршрут I категорией сложности и выдать справки об опыте всем участникам и руководителю. Отчёт использовать в ……………………..

Штамп МКК

М О С К В А

2003

Справочные сведения

Вид туризма – горный Категория сложности – первая Район – Западный Кавказ (Архыз) Время проведения - с 15 по 26 июля 2001 года Пройденное расстояние - 99 км Нитка маршрута:

г. Черкесск – пос. Архыз – р. Псыш – руч. София – пер. Софийское Седло (н/к, 2600) – р. Кизгыч – урочище Чёртова мельница – р. Чучхур – пер. Холодовского (1А, 2960) – р. Псыш – р. Аманауз – пер. Дурицкого (1А*, 3000) – пер. Дорбун (1А, 2850) – урочище Айюлю – р. Белая – р. Псыш – пос. Архыз

ИТОГО:

пройдено 4 перевала, в том числе: 1А - 3, н/к - 1;

Продолжительность - 12 дней, в том числе 1 полуднёвка; всего на маршруте 48 ходовых часов;

Снаряжение – СТАНДАРТНОЕ;

Продуктовая раскладка - общественная 450 г/чел*день + личная 100-250 г/чел*день.

Список группы

№ п/п Фамилия, Имя, Отчество Годрождения Местоработы Туристскийопыт Обязанностив группе Домашний телефон
горный пеший
1. Корочкин Александр Юрьевич 1960 ООО “Энтол” 5Р,5У нет Руководитель, видео 269-32-20
2. Корочкина МарияАлександровна 1987 учащаяся нет нет Участница 354-16-84
3. Корочкина ОльгаАлександровна 1988 учащаяся нет нет Участница 354-16-84
4. Махонин Илья Викторович 1985 учащийся нет нет Участник 359-42-05
5. Михайлов Сергей Анатольевич 1955 МПО “Элек- трозавод” нет Снаряженец 176-61-89
6. Обиденый Георгий Валентинович 1959 ООО "Бизнес" 3Р,4У 3Р,4У Реммастер 159-99-07
7. Обиденая Лидия Петровна 1956 АО “Финтех” Завхоз 159-99-07
8. Обиденая Вера Георгиевна 1991 учащаяся нет нет Участница 159-99-07
9. Обиденый Иван Георгиевич 1998 учащийся нет нет Участник 159-99-07
10. Алексеева Екатерина Сергеевна 1988 учащаяся нет нет Участница 8-(81622)-9-39-91

КАВКАЗ-2001 (дневник похода)

13 июля 2001 года, пятница

1-й день дороги

Идёт дождь. Такси доходит до вокзала, но вещей много, и к поезду выходим с плачем. Слава богу, первый путь. Группа собирается вовремя, последним за 5 минут до отправления приходит командир. Поезд отходит с небольшим опозданием. Укладки, обмены мест, интенсивный ужин. Катя пишет расписание станций.

14 июля 2001 года, суббота

2-й день дороги

Поезд едет; мы, в основном, заняты Ванькой. В соседнем купе фасуют масло и гречку. Завесили снаряжение. Поняли, что взяли всё, но делить до заброски особо не стали. Станции, таможни, питание подножным кормом на любой остановке. Время летит быстро. Ложимся у Невинномысска рано, утром ранний подъём.

15 июля 2001 года, воскресенье

1-й день похода

посёлок Архыз – поляна Мостовая – река София

Приехали в Черкесск по расписанию, в 7-30. У автовокзала масса предложений; выбираем УАЗ-развалюху за 1500 рублей и выдвигаемся на улицу Леонова, дом 2, к погранотряду. В воскресенье, вроде, нет никого, кто бы смог достать печать из сейфа, но через 2 часа всё (по-русски) само собой разрешается, и мы начинаем движение вперёд и вверх, к горам (9-30, высота 520 метров).

В 11-30 м в Зеленчуке. Будка ГАИ, где всегда берут, сегодня почему-то пуста.

Зато у станицы Нижне-Ермоловская шлагбаум. Здесь, вдали от заповедника, егеря собирают мзду на его благоустройство. Для нас это выразилось в сумме 4 рубля с человека в сутки или 200 рублей всего.

В 12-30 посёлок Архыз встретил нас пограничным постом. Здесь в течение часа (!) нас фиксировали во всех списках. Высота 1400 метров.

Наконец, в 14 часов мы на Мостовой поляне. Здесь по Псышу вверх уходят Саша и Сергей с заброской, а мы расплачиваемся с шофёром. Может, зря.

Наш путь лежит вверх по долине реки София. Здесь водитель никогда не ездил, поэтому слегка плутаем. После выезда на правильную дорогу мотор начинает сильно перегреваться. Отъехав около 5 километров от моста, машина мёртво встаёт на крутом подъёме (потом выяснилось, что не дотянула она 3 километра). Всё. Далее – своим ходом. Время 15-30.

В 16 часов, после перекладки, продолжаем движение по дороге. Рюкзаки тяжёлые, одежда ещё поездная, без обеда идётся непросто.

В первом же расширении долины делаем обед. Во время обеда небо затягивает, и тут же ставимся на ночлег.

Вокруг красивые горы, которые некоторые видят впервые. Это, как и резкий набор высоты, как и отсутствие родителей, выражается в повышенной возбудимости. “Перестань пинаться, сопелька!”.

16 июля 2001 года, понедельник

2-й день похода

река София

Подъём ранний. Время 6 часов, высота 1715 метров. Наивные, торопимся скорее выйти на условленное место встречи. Вперёд выходят Вера и Катя, я с Ванькой челночу последним. Вскоре проходим ферму и продолжаем подъём длинным безлесным переходом в верхнюю часть долины реки София. Здесь в долгожданной тени длинный перекур с разведкой места стоянки.

Недалеко есть хорошие места, но, после небольших убеждений, идём как можно выше, на границу леса. Здесь много коров и мало места. Приходится вернуться на 100 метров. Встаём на высоте 1995 метров.

Пока ходил вниз за рюкзаком, исчезли Маша с Олей. Отправил Илью вниз, к ферме, за потерянным экраном примусов. Возвратившимся девчонкам сделал втык за самовольные хождения.

В 18 часов идём акклиматизироваться ещё выше, на снег. Здесь переходим реку по снежному мосту и почти подходим под водопады. Возврат в 19-30.

А ребят всё нет.

17 июля 2001 года, вторник

3-й день похода

река София –перевал Софийское Седло (н/к, 2600)

Неторопливый подъём. Сегодня планируем радиальный выход навстречу ребятам. Но в 10 часов появляется командир.

Заброска (рассказ Корочкина Александра).

На первых переходах Сергей сильно отставал, иногда не мог встать (он не отдал ненужные вещи). На погранзаставе выше устья реки Белой нас накрыл ливень (17-30). К устью реки Аманауз с большим трудом подошли к 20-30, переправиться не смогли и заночевали.

6 июля встали в 5-00, в 6-30 вышли вверх по долине реки Аманауз, в 8-30 вышли к месту заброски у прижима реки Аманауз и к 9-30 закопали заброску. Затем спустились по долине реки и выше стандартной переправы перешли Аманауз, прошли вверх по долине реки Псыш 1 километр и перешли его (11-00).

По слабой тропе правого (т.е. левого по ходу) борта прошли вверх по долине реки Псыш 1.5 километра и вышли на стоянку, где пообедали (12-00).

Со стоянки по хорошей тропе круто вверх двигаемся в верхнюю долину, к озеру 2752.0. Здесь чай (19-00).

Сергей остаётся устраиваться на ночёвку. Продолжаю подъём и в 21-30 выхожу на седловину перевала Баш-Джол (1А, 3050).

Спуск начинаю в 22-00. Практически половина спуска идёт по снегу, затем, в нижней части, по крутой тропе, идущей вдоль ручья Ак-Айры. К реке София подошёл в 1 час ночи. Вброд реку перейти не удаётся, до 3 часов сижу в коше у пастухов, подкрепляюсь. Далее ищу группу везде на правом борту долины реки София. (конец рассказа).

В 11 часов вместе с Ильёй берём пустые рюкзаки и выходим навстречу Сергею. Встречаем его в 7 минутах хода выше коша. Дали ему поесть, попить, раскидали шмотки в 3 рюкзака и пошли к лагерю. Вернулись вместе в 12-30. Саша спит.

Решили после обеда проходить перевал Софийское Седло.

Выходим в 14 часов. К 17 часам без проблем по тропе выходим на седловину перевала (н/к, 2600). На нашем альтиметре высота 2470 метров. По гребню хребта в районе седловины идёт тропа. На седловине принимаем Илью, Катю и Ивана в туристы.

Спуск начинаем прямо от места тура. Сначала идут скально-осыпные, затем травянисто-осыпные склоны крутизной до 35 градусов. Рюкзак оставляю на седловине, иду только с Иваном. В одном месте шлёпнулся на задницу, дальше удесятеряю осторожность. Через 1 час спуска выходим в карманчик, здесь останавливаемся. Очень красивые лилии и водосборы. Командир с девчонками уже ушёл вперёд, Сергей с Ильёй далеко сзади на склоне и не видны.

Поднимаюсь на перевал по тропе. Выхожу на гребень в 200 метрах от тура. С подъёма вижу Сашку с девчонками чуть ниже, у снежника. Там они ставят лагерь. На одной горелке кан часто падает.

Спуск по известной тропе до лагеря занял 37 минут. В нижней части обогнал схватившего горняшку Илью и Сергея. В лагере в 19-30. Высота 2110 метров.

18 июля 2001 года, среда

4-й день похода

ручей с перевала Софийское Седло (н/к, 2600) – река Кизгыч

Сегодня день рожденья Оли. Поэтому она сидит в палатке и не дежурит. Ей подарили книжку, кружку, шоколадку. Ваня преподнёс букет цветов, Сергей – право целый день сидеть на его стуле.

Илья забыл с вечера наполнить снегом кан, и мы познакомились со вкусом жареной воды. Воду пришлось вылить; Илья получил втык.

Вера с Катей фотографировали и потеряли чехол фотоаппарата. Мы прочесали весь склон, но чехла не нашли; он оказался в рюкзаке.

Спуск начали в 11-00. Я иду с Иваном, Сергей челночит сзади с моим рюкзаком. Лида нашла на тропе каску Ильи; Илья получил втык.

Спускаемся по крутой слабой тропе в сосновом лесу. Долго иду впереди с Саней, Машей и Олей, жду улучшения тропы. Наконец, после небольшого ручейка и перехода по бревну склон слегка выполаживается. Оставляю Ивана на Саню и возвращаюсь за отставшими.

Как я и ожидал, они стали сваливаться к руслу основного ручья. Через полчаса собрались впятером, Илью от русла уже не вернуть. Очень жарко.

Вывожу всех на Саню; собираемся все вместе гораздо ниже, у ручья. Отсюда начинаются заросли стланника и травы в рост человека. Здесь есть и поваленные деревья, и крапива, и борщевик, и колючки; запах просто душит, а слепни довершают ощущение праздника.

Так в 15-00 выходим к реке Кизгыч. Мест стоянки нет, зато есть Илья, который здесь всё разведал. За ним через 10 минут выходим на ровное место. Возвращаюсь за Лидой и ребёнком, и в 16-00 все собираемся на обеде. Высота 1600 метров.

После обеда, в 17-30 начинаем подъём по реке Кизгыч и через полчаса хода выходим к домику лесника, который был виден уже с седловины перевала Софийское Седло. Домик пуст; есть запас продуктов и места для размещения 20 человек.

Осмотрев домик, двигаемся дальше вверх по тропе и через полчаса (непонятно, зачем) переправляемся через реку Кизгыч. Здесь масса земляники, отличные места для стоянки. Ходовой день заканчиваем.

Есть потери. У Маши оторвалась лямка рюкзака, у Ильи – спинка рюкзака. Кроме того, Илья во время своих похождений потерял-таки каску и штаны с документами.

Мы с Лидой сшиваем, наконец, два спальника. У Лиды с Сашей возникла дискуссия о стратегии прохождения маршрута. У Маши феналгон попал в глаз, пришлось сунуть его в ковшик с чаем. В общем, завтра полуднёвка.

19 июля 2001 года, четверг

5-й день похода

река Кизгыч (полуднёвка) – урочище Чёртова Мельница

Подъём в 8-30. Очухиваемся после этой энкашки с перепадом 870 метров. Впервые пассивно наслаждаемся природой; только жарковато.

Чуть-чуть постирались. Ваня научился кидать камешки и пускать кораблики. Я безуспешно чиню будильник. Дядя Серёжа всех обливает из ковша.

После обеда, в 15-00 выходим вверх по долине реки Кизгыч.

Переправляемся обратно и идём по слабой тропе левого (т.е. правого по ходу) берега среди трав и стланника. Через 40 минут хода прижим. Здесь тропа исчезает, путь резко усложняется, Саша часто уходит на разведку.

После прижима тропа, исчезая, идёт по хвойному лесу. Приблизительно через полчаса она перпендикулярно вливается в битую тропу каньона Чёртова Мельница. Здесь большие пни и табличка заповедника ещё с советских времён.

Тропа круто поднимается на борт каньона, периодически выходя на обзорные площадки. Пошёл дождь, незаметный пока под гигантской кроной вековых елей.

Через 20 минут подъёма около тропы нашлась ровная площадка, где мы и встаём среди елей в два обхвата. Высота 1650 метров.

После установки палаток я выяснил, что на прошлой стоянке оставил костровой трос.

Спуск за тросом под дождём составил 1 час, подъём обратно – 1.5 часа. За это время дождь прекратился.

В общем, мы встали, где планировали.

Вечером впервые зажгли газовую лампу.

20 июля 2001 года, пятница

6-й день похода

урочище Чёртова Мельница – устье реки Чучхур

Встаём рано, сегодня ждём интересный день.

Выходим от наших чудесных сосен в 9-00 некруто вверх. В конце перехода тропа по борту долины отходит от русла реки Кизгыч и траверсом крутого склона идёт под красивый водопад. Переходим поток и останавливаемся.

Место здесь кравивое и довольно опасное – под нами снежник в каньоне с уходящим под него потоком. Все полчаса, пока желающие поднимаются под водопад, пасу Ваньку.

Через 100 метров, на повороте тропы феерическое зрелище: впереди щель гигантского каньона сузилась до полутора метров.

Затем щель исчезла, а каньон Чёртова Мельница кончился.

Впереди широкая долина и ледник Салыннган. Мы идём к стрелке слияния рек Салыннган и Кизгыч.

У одного из ручейков на солнце сидит наша группа, Санька для чего-то полез на склон. Через 40 минут он возвращается; ориентируемся и спокойно идём дальше по тропе.

На стрелке Салыннгана и Кизгыча стоянка лесников: есть кострище, котелок, свёрнутый матрас. Мы пытаемся подниматься дальше по долине реки Кизгыч. Тропа крутая и неудобная, идёт по берёзовому склону. Очень жарко, много слепней.

Через 2 километра тропа выходит от реки на береговую террасу. Здесь есть кое-какая тень, дров нет. Готовим обед на газу. Время 14-30, высота 1880 метров.

Во время обеда небо обложило, решили поставить палатки. После установки час ждали дождя, ещё два часа – его окончания. Идти дальше уже бесполезно.

Провели инвентаризацию продуктов. Кольцо затягивается, жратвы осталось на два дня и ещё одну еду. Завтра подъём в 5 часов.

21 июля 2001 года, суббота

7-й день похода

река Кизгыч – Зелёные озёра – верховья реки Чучхур

Солнце ещё не взошло; Ивана вывозим из палатки на коврике.

Выхожу в 7-50 последним. Быстро догоняю группу у реки Чучхур. Саня ходит по левому (т.е. правому по ходу) борту. Присоединяюсь к нему. Описание говорит, что здесь тропа наверх, но тропы нет.

Переправляемся через реку Чучхур и выбираем для подъёма прогалину метрах в трёхстах от русла реки, выводящую под скалы выше водопада реки Чучхур.

Подводим группу к подъёму к 10-30.

Подъём начинается по альпийскому лугу и постепенно втягивается в залесённое сухое русло ручья. В какой-то момент обнаруживаем, что русло ручья, который течёт слева по ходу, не залесено, и перебираемся туда. Страшная жара и масса слепней. Хорошо помогает Сергей, челночит сзади с рюкзаком.

Выше зоны кустарников подъём по травянистому склону крутизной до 35 градусов. Особенно крут выход из русла на борт ручья. Наконец, в 13-00 выходим на ступеньку за перегибом. Здесь блиц-обед, так как тени нет, страшная жара и туча слепней, злых, как цепные псы. На обеде сжёг детскую колоду карт. Единственный плюс – мгновенно высохли мокрые насквозь ботинки.

С обеда выходим в 14-00. Впереди нас ждут нижние скальные ворота. Частично тропа проходит по скалам среди рододендронов. За воротами сразу становится прохладнее. Идём к характерному козырьку скалы рядом с небольшим водопадом и здесь в тени отпиваемся Zuko’й 40 минут. Ещё один переход по некрутой тропе выводит нас к Зелёным озерам. Здесь чай (16-30).

После чая за 2.5 часа ещё две ступени по каменным потокам. Санька помогает нести Ивана. На второй ступени он с Лидой устраивает цирк передачи ребёнка на крутом снежнике.

Встаём в 19-30 у озера со снежником на высоте 2570 метров.

Вечером к нам в гости спустилась двойка из Ставрополя, которая ждала нас сутки, а утром – стадо ручных горных коз. Желающие покатались на снежнике. Вечером опять налили горным духам.

22 июля 2001 года, воскресенье

8-й день похода

верховья реки Чучхур – перевал Холодовского (1А, 2960) – переправа реки Псыш

Сегодня подъём божеский, в 6–00. Умываемся, фотографируем стадо коз и выходим вверх по готовности. Подъём идёт по осыпям и снежникам крутизной до 30 градусов. Идём с Лидой и Ваней в конце, ведущих не видно, видимо, убежали на перевал. Челночу с ребёнком около двух часов. Впереди видны Вера с Катей. Проходим первый перегиб. Около второго – слева палатка ставропольцев. Снежник второго перегиба крутизной до 35 градусов.

Со второго перегиба виден цирк с перевальной седловиной. Время 11-00, высота 2900 метров. С перевала подходит Саня и берёт Ваньку.

Подъём на седловину, в основном, снежный; Вера в кроссовках скользит. Учу девчонок подбивать ступени. На перевале в 12-00. Высота на нашем альтиметре 3035 метров. На седловине обед и часовой отдых. Откуда-то сверху пришёл баран с огромными рогами. Газа осталось треть баллона.

Спуск начинаем в 13-30. Крутизна склона до 45 градусов. Характер склона – снежник, горизонтально и наклонно в нескольких местах прорезанный осыпями.

Рюкзак оставляю на седловине. Первые несколько метров приходится идти траверсом снежного склона. С ребёнком на шее это просто страшно. Далее пристраиваюсь за Сергеем, и лицом к склону, в три такта бьём ступени детям, которые на таком склоне впервые. Жалко, кошки в заброске. Саня в “кёфлачах” и Илья в полуторных вибрамах без проблем на пятках сходят под перевальный взлёт.

Мы выходим к первой осыпной полочке. Уставший Сергей оставляет здесь рюкзак. К нам поднимается один из ставропольцев с редким именем Кир и идёт за моим рюкзаком. Устанавливаем порядок спуска: ступени бьёт Лида, Сергей их углубляет, затем четверо детей и я с Иваном последний. Курс – вниз по линии падения воды 60 метров к следующей осыпной полочке.

Когда мы собрались на полочке, снизу подошёл Саня и принял мой рюкзак у Кира. Предлагает спускаться снежником. На снежник спиной к склону вышла Маша и тут же поехала. Ледоруб не потеряла, но от недостатка опыта зарубиться не смогла, остановилась ниже на осыпи. Саня побежал ей на выручку. Слава богу, всё обошлось.

Наша осыпь запятой спускается до низу. Решаем идти по камням. Первый участок по скалам вдоль снега неприятен, пару раз спускаюсь один и принимаю Ивана у Кира.

Ниже спуск спокоен. В 15-00 мы собрались под взлётом.

В верховьях рельеф долины прост: камни, снежники, ручей и небольшие озёра. Спуск идёт небольшими ступенями, на ступенях тропа, в пологих местах, как правило, место ожидания (челнока). Один раз рюкзак мне здесь донёс Кир.

К 17-00 выходим на травку у ручья. Вокруг громыхает, небо затянуло, надо бы здесь вставать. Но голодная ночёвка не радует, пытаемся дойти до дров. Прошли 5 минут, и пошёл слабый дождь. Я спускаюсь по травянистому ребру к площадкам и жду. Наши упилили вправо и идут склоном. Что-то долго совещаются, затем спускаются ко мне. Знаками спросил, знаками ответили: ”Идём дальше”.

Дождь шёл менее получаса и прекратился. Спускаемся по травянисто-осыпному ребру, слева от нас водопад. В русле реки снежники, в пределах видимости появились кусты. Ударная группа ушла вперёд, из-под ребра видно, что они остановились на дальнем снежнике у реки.

Спускаемся, полого сбрасывая высоту, по длинной травянистой древней морене, в нескольких местах прорезанной осыпными кулуарами. Тропа плохая. Пытаюсь идти с Ванькой и рюкзаком, но ноги не слушаются. Рюкзак оставляю, он остаётся далеко сзади.

На спуске к руслу реки нас встречает Кир. Он остался, чтобы поставить нас на тропу, которая идёт вдоль русла. Оставляю Ивана и подтаскиваю рюкзак. Без остановок это заняло 50 минут. Кир, молодец, дождался, потому что тропа дальше непростая, а плутать у нас уже нет светового времени. Сейчас 20-00, а стоянки есть только около переправы через реку Псыш.

Упорно продолжаем спуск по шею в травах. В 20-30 на границе леса выходим к рюкзаку Кира. Он берётся нести и Ивана, но ребёнок к нему не идёт.

Кир уходит вперёд, я тоже чуть отрываюсь, главное – доставить парня. Хорошая тропа быстро сбрасывает высоту по крутому правому борту, иногда спускаясь к самой реке. Затем начинается кустарник, слева виден водопад устьевой ступени, тропа склоном уходит направо – наконец мы в сосновом лесу долины реки Псыш.

На тропе обычные трудности – ветки молодняка, поваленные деревья, наклонные скалы. Проходим их на автомате.

У разветвления тропы собираемся вместе. Отсюда начинается спуск-серпантин к руслу реки Псыш. На спуске снова ухожу вперёд.

Навстречу поднимается Илья. До лагеря около получаса, нужно идти до осыпи и спускаться правой её стороной. Отсылаю его наверх за рюкзаком. Время 21-00.

Через 10 минут сквозь заросли молодняка выходим на осыпь. На ней много троп, идём правее. Сильно стемнело. Снова появляется Илья. За рюкзаком не пошёл, у него нет фонаря. Странно, но он не помнит тропу спуска.

В нижней части осыпи слышим голос Сани. Встречаемся и пытаемся выйти на тропу. Безрезультатно. Оказывается, спускаться надо было по левой части осыпи. Илья перепутал и получил втык.

Время 22-00, полная темнота. Мы с Иваном в поисках тропы не участвуем, ложимся и засыпаем прямо на осыпи.

Минут через 20 нас оттуда забрал Саня. Тропа найдена, наши спустились. Отдаю Ваньку, беру фонарь и миут 15 проходим 200 метров до лагеря.

В лагере готова еда, но никто к ней не притронулся. Пьём и пьём чай с малиной. Лично я выпил кружечек десять.

Палатки нет, наши разместились в палатке Ильи, а мы с Ванькой просто легли у костра.

Итак, за день мы поднялись с высоты 2570 метров до высоты 3035 метров и затем спустились сюда, на высоту 1755 метров.

23 июля 2001 года, понедельник

9-й день похода

переправа реки Псыш – устье реки Аманауз

Ночью спал мало: боялся, что Ванька скатится (уклон у костра не для спанья), замёрзнет, намокнет от росы.

Встал в 6-00. Ноги обгорели, искусаны и опухли. Общее ощущение, что обе ноги свела в икрах судорога.

В 7-00 встал Саня. Я передал ему спящего Ивана и пошёл за рюкзаком.

Солнце до нас не дошло, подниматься приятно. До рюкзака 1.5 часа подъёма и 300 метров набора. Спускался с рюкзаком 1 час. Найти тропу с осыпи проблематично даже днём.

До заброски осталось 5 километров, не торопясь, выходим в 13-00. Через 200 метров тропа выходит к переправе через реку Псыш. Для страховки натянули перила.

На левом берегу реки, наконец, ровная местность. Ванька, которому порядком надоело верхом, просится идти сам и буквально бежит по тропе.

Начинают встречаться грибники, ищущие фотоаппараты, и мелкие группы, возвращающиеся откуда-то сверху.

В 15-00 перед устьем реки Аманауз перекус из последних продуктов и конфет. Затем выходим к месту переправы. Аманауз разлился на протоки, переправа по четырём брёвнам с перилами, по обоим берегам палатки, на островах масса земляники. Во время переправы заморосил мелкий дождь, быстро перешедший в ливень.

За тот час, что шёл ливень, освободили рюкзаки под заброску и частично перекинули снаряжение. Отсюда группа идёт двумя путями. Саня, Оля, Маша и Илья идут небольшое колечко через перевалы Дурицкого, Дорбун и плато Айюлю, остальные спускаются прямо по долине реки Псыш.

В 17-00 выходим вверх по долине реки Аманауз к заброске. Она, слава богу, цела, только чуть-чуть колбасой поживились мыши. К 19-00 мы с Сергеем опять у лагеря.

Рядом с нами стоит “четвёрка” из Ставрополя, которая завтра идёт наверх, оставляя двоих дежурных в лагере. Вечером пользуемся их костром.

Ночуем с Иваном и Сергеем в палатке Ильи. Высота здесь 1645 метров.

24 июля 2001 года, вторник

10-й день похода

устье реки Аманауз (днёвка)

Дежурные “четвёрки” переместились к верхнему кострищу, оставив нам нижнее. Вешаем с Сергеем все наличные верёвки – с утра большая стирка.

После обеда кан компота и поход за грибами. Инвентаризация продуктов. Вечером картошка с грибами и последней клюковкой. Чудесный день.

Ночью Лида ищет, где река.

25 июля 2001 года, среда

11-й день похода

устье реки Аманауз – устье реки Белая

Собираемся не торопясь и в 14-00 выходим вниз по долине реки Псыш. Вера встала не с той ноги и испортила всем настроение.

Через час неторопливого хода подошли к прижиму реки Псыш. Он слегка разнообразил хождение, но сложностей не вызвал.

Сразу за прижимом – погранзастава. Допуск в погранзону у Сани, но начальник связался по телефону с Архызом, и нас пропустили без эксцессов.

Вскоре подошли к устью реки Белой. На правом берегу реки палатки. Переправа по одному бревну сложности не представляет.

На левом берегу пригодных мест для ночёвки сразу нет, двигаемся по тропе вниз. Масса земляники.

Когда тропа выходит на склон, начинаются вопросы типа: “А туда ли мы идём?”. Пришлось оставить группу на склоне и искать место. В 18-30 начинаем ставить лагерь. Высота 1555 метров.

Здесь уже проходной двор. После установки лагеря решаем за земляникой сегодня не ходить, а сделать ещё кан компота.

26 июля 2001 года, четверг

12-й день похода

устье реки Белая – посёлок Архыз

Верхней группы пока нет, торопиться тоже некуда. В 9-00 идём за земляникой. Пока возвращались к переправе, сбились с тропы и набрели на поляну с ягодой. Собрав землянику, нашли переправу и вчерашнюю полянку. Правда, без ягоды. В общем, Лида, Катя и я вернулись с полуторалитровым котелком земляники в 10-30.

В 11-00 на нас свалилась наша верхняя группа, которая без проблем прошла второе кольцо.

Групповое снаряжение

18. Половник 1 0.1
19. Видеокамера 1 компл. 3.1
20. Будильник 1 0.1
21. Походная документация: карты, дневник, письменные принадлежности, документы, компас, игральные карты 1 компл. 0.5
22. Ремнабор 1 компл. 1.0
23. Аптечка 1 компл. 1.4
24. Безмен 1 0.1
25. Фляга с содержимым 3 1.0х3=3.0
26. Гитара 1 1.9
27. Мешок для заброски 4 0.1х4=0.4
  ИТОГО -“- 60 кг

Общий вес группового снаряжения 60 кг ( в среднем по 6 кг на человека)

Личное снаряжение

Хотя в приводимом ниже списке личного снаряжения учитывается опыт всех предыдущих походов и критика участников очередного похода, он является чисто рекомендательным и выдаётся на первом собрании для облегчения поисков личного снаряжения, а перед походом - для облегчения сборов.

N п/п Наименование Количество Общий вес, кг
28. Туалетные принадлежности 1 компл. 0.2
29. Документы, деньги 1 компл. 0.2
  ИТОГО -“- 10-12 кг*

*) – в зависимости от вкусов участников

Общий вес личного снаряжения 10-12 кг* ( в том числе в рюкзаке не более 8 кг)

Продуктовая раскладка

Ниже приводится типовая раскладка на одного человека в день:

Коллективная часть Индивидуальная часть

15. Куски синтепона 0.2 кв. м

Общий выходной вес ремнабора 1 кг

2005-05-12 15:33:22 | Ирина | E-Mail
Не тот ли это Александр Коробочкин, который в 1986 г. с группой товарищей из ИЯИ АН (г.Троицк) совершил восхождение на восточную вершину Эльбруса?
Если - да, то может быть ответишь?! При условии, конечно, что увидишь это сообщение.