рассвет

Саша Тонис, Дима Бережецкий и Леша Отвагин на КНК
Слава Завьялов и Витя Пржиялковский на Л11

План похода

30.04.2004Приехали в пос.Тихвин Бор, пешком пришли на р.Немина ниже озер.
01.05.2004Сплав по Немине почти до Чагозера.
02.05.2004Пешком перешли на озеро, прошли его, сплав почти до Пажозера, начало перехода на Пажу.
03.05.2004Вышли на Пажу в 4 км выше Бабьих порогов. Сплав по Паже, прохождение Бабьих порогов.
04.05.2004Сплав по Паже, прохождение Падуна, осмотр р.Кочкома, впадение в Немину, сплав до пос.Немино-3
05.05.2004Переход на Тамбицу, сплав по ней, переезд на Б.Кяй
06.05.2004Прохождение верховьев Б.Кяя с расчисткой завалов, повторное прохождение верховьев, расчистка и прохождение мостового порога.
07.05.2004Прохождение низовьев Б.Кяя, выброска.

GPS-данные. В тексте в квадратных скобках даны ссылки на точки. Фотогрфии В.Завьялова и В.Пржиялковского (те, что с номерами больше 3000 - мои, остальные - Витины).

Заброска

карта на Немину, Пажу и Тамбицу

29 апреля в 19:30 выехали из Москвы на поезде N182. 30 апреля в 14:50 приехали в Медвежьегорск. Автостанция находится на площади у вокзала.

На автобус в Тихвин Бор (в 16:30) билетов не продают. Нашли было фургончик, готовый везти за 1200 р, однако были перехвачены местной транспортной мафией. На самом деле это фирма ("ч/п Виноградов"), которая выполняет часть рейсовых маршрутов. С должной экспрессией нам объяснили про будущие неприятности у чужого водителя, который нас повезет, посоветовали не пытаться искать чужую машину. В результате согласились на их условия. От этого выиграли 100 р и потеряли час ожидания. Пожалуй, приятнее было бы не выставлять рюкзаки напоказ на вокзальной площади, а сперва произвести разведку из укрытия :)

Шоссе от Медвежьегорска в Пудож - великолепное, новое. От поворота на Тихвин Бор - грунтовка. Проехали километра два за поселок, до ручейка, впадающего с севера в Мукозеро. Хочется с вечера пешком пройти за озеро и не переходить ручьев...

Кстати, насчет снега по пути. До Свири снега мало, даже в лесу - только отдельные пятна. После Свири довольно резко начинается сплошной снег в лесу -- Олонецкая возвышенность. От Петрозаводска до Медвежьегорска снега опять мало (видимо, из-за небольшой высоты и близости к Озеру). За Озером опять много снега.

Немина

В месте начала пешки [A1] снега по колено, небольшой наст. Для передвижения по снегу у всех, кроме меня и Леши есть короткие лыжики (те, что мы использовали в прошлом году), у меня - надувные самодельные снегоступы, Леша идет так.

Вышли в 18:30, идем по азимуту на юг. Пересеченная местность, болото с проваливающимся настом, опять пересеченная местность, и в 19:30 мы вышли на северную излучину Немины ниже Мукозера [S0]. Длина пешки - 2.1 км. Река спокойная, чуть ниже стоянки - ледовое поле, вроде бы не сплошное.
 Вокзал в Медвежьегорске
 Начало пешего перехода на Немину. Витя одевает лыжики.
 идем по болоту

морозная ночевка

Немина утром

1 мая.

Ночью мороз, река покрылась льдом. На рассвете погулял по окрестным болотам -- очень приятно, наст отлично держит человека без снегоступов.

Погода солнечная, стремительно теплеет. Пока остальные собираются, выплываю, разгоняюсь и начинаю бить Ласточкой свежий лед. Очень весело: стоит треск, ледяные брызги летят во все стороны! Впрочем, вскоре мне приходится выплывать обратно, баланируя на обном баллоне: второй распорот. Быстро заклеиваюсь у еще не погасшего костра. Выплываем примерно в 9:10. Почти сразу Леша рвет шкуру каяка об лед (у него шкура из очень слабой тряпки), витя рвет деку Ласточки, а я сажаю мелкую дырку на дно. Не везет нам с дырками (впрочем, дальше будет хуже). Клеимся.

Река спокойная и воды, похоже, мало. Изредко встречаются простые перекатики и шиверки, до 2КС.

В 12:15, через 8 км от начала сплава, в месте, где река пересекается с просекой В-З и поворачивет на восток, начинается широкая пойма и сплошной лед на реке [L1]. Дальше -- примерно трехкилометровое протаскивание по льду с небольшими перерывами до обеда.

Обед 13:53-16:00 на повороте реки на запад [O1]. Долго думаем, не начать ли сразу пешку на Пажу... Решаем все же продолжать сплав по Немине, вряд ли Пажа чище ото льда.

После обеда -- еще 1.2 км протаскивания по льду. Дальше -- интересная шивера длиной 500м, 3+КС [P1]. Мощная струя с обливными камнями, идущая между высоких заберегов. В конце все вода уходит под лед. Долго думаем, идти ли, в конце концов решаем идти. Страховка -- морковкой, в конце шиверы на ПБ. Здесь хороший выход на берег, до этого места даже в случае аварии нужно плыть по основной струе, не пытаясь с нее сходить. Проходим без приключений. В 17:13 встаем на стоянку в конце шиверы [S1].
 Ласточка с пробитым баллоном
 На льду

шивера перед Чагозером

идет Слава Завьялов
 идет Витя Пржиялковский

2 мая.

Ночью мороз. В шивере за ночь обвалилось много заберегов, стало просторнее. Вышли в 8:50. От стоянки переплыли реку и по лесу пошли напрямую к озеру. Пока снег не раскис, это не очень сложно.

Лед на Чагозере забавен. Судя по всему, весной на него вышла грязная вода с шугой, потом шуга замерзла, образовав рыхлый проваливающийся слой, под которым на основном льду лежит черная грязь. Когда верхний слой протаивает до грязи, поглощение солнечного света увеличивается, и в этом месте начинает расти круглая черная лужа, в которых уже тает основной лед. Все озеро покрыто такими черными кругами, приходится выбирать путь между ними, через тонкие перемычки переезжать, ложась пузом на лодки. В конце выходим на старый буранный след и идем по нему вдоль берега. Саша все время идет по берегу и у него получается не медленнее.

За озером (10:20) - чистая вода до конца нашего сплава! В месте, где на карте обозначены пороги, приятные шиверки до 2+КС. Потом начинается широкий спокойный плес.

Сплав закончили на северной излучине реки, за впадением левого притока [O2]. Обедаем и антистапелимся (12:00 - 14:30)
 идем через Чагозеро

Пеший переход на Пажу

Вышли в 14:30. По затопленному лесу вышли на просеку и пошли по ней на север. Глубокий снег. Дошли до поперечной просеки, которая оказалась широким грейдером. На грейдере очень глубокий снег, идти почти невозможно, так как даже в снегоступах иногда проваливаешься выше пояса. Зато в лесу на северной стороне грейдера снега мало, там и идем. Доходим до небольшой вырубки с северной стороны грейдера, обходим ее по краю. Выходим на край большого болота с редкими соснами и в 18:00 встаем на ночь [S2].

Место отличное, ровная бесснежная полянка, рядом на болоте много сосновых сушин. Есть немного клюквы. Свежие медвежьи следы.

Обнаружил, что неудачно упаковал стропорез и Ласточку. В результате Ласточка получила три сквозных (через весь сверток) ножевых ранения... Заклеил часть дырок, остальные клеил на стапеле, еще сколько-то мелких -- на следующей стоянке.
 идем на Пажу

3 мая

Кто ходит пешку по утрам,
Тот поступает мудро!
Известно всем, тарам-парам,
на то оно и утро!

Вышли в 5:33. Замечательно идем пешком по болоту. В районе пересечения с обозначенной на карте дорогой - пересеченная местность, высокий лес. Наст здесь менее прочный, чем на болоте, я попытался одеть снегоступы, но быстро порвал их о края наста. Отстаю, пытаюсь клеится. Дорогу, кстати, так и не заметили.

На пересечении с ручьем удачно нашли разрушенный мост -- груду бревен со снежной шапкой [M1].

Снег начинает быстро раскисать. На следующем лесном участке я сильно отстаю, снегостыпы опять порваны, проваливаюсь по пояс. Остальные на лыжиках идут пока нормально, Леша идет на своей великой силе :). В результате Саша даже возвращается за мной и доносит мой рюкзак до озера. От озера идти легче. Сперва идем по глубокому болоту (выбор между глубокими местами, где лед более-менее прочен и проваливаешься редко, и мелкими местами, где проваливаешься постоянно), потом по лесу.

В 10:30 пришли на Пажу [O3]. Стапелимся, обедаем.
 по утреннему насту

озеро

Сплав по Паже

Выплыли в 13:05. Перекаты чередуются с ледовыми полями, причем лед рыхлый и слабый -- протаскиваться по нему тяжелее, чем на Немине. Обозначенный на карте мост разрушен, дорога заросла, но хорошо заметна с воды. У впадения ручья Сковородный лед заканчивается. Дальше -- чистая вода.

По берегам начинают появляться скалы -- это начало Бабьих порогов. Пороги представляют собой узкие шиверы со сливами до 1 м в ущелье со скальными выходами. Между шиверами обычно есть короткие места чалки. Передвигаться обычно легче по ПБ (меньше скал), но он более заснежен, чем левый. Ключевое место начинается через километр после впадения ручья Сковородный и продолжается около 1.3 км. Сложность 3 - 3+ КС.

Перед ключевым местом -- несколько простых шивер. Дальше за крутым левым поворотом -- высокий слив под скалой ЛБ. Я зачалился перед сливом на ПБ [P2], остальные прошли его сходу. Пошел пешком вниз, думая, что они зачалятся недалеко. Шел по ЛБ, затем, устав от тропежки (снег по пояс на склоне), переплыл на ЛБ. Здесь идти проще, но приходится облезать высокие скалы. Наконец, за крутым правым поворотом встретил остальных. Они прошли весь каскад и зачалились на ПБ. Переплыл к ним и мы решили встать здесь на стоянку (время 17:15, я шел пешком около часа). Стоянка [S3] очень красивая: подъем от воды по курумнику на скальный мыс, поросший соснами. Со стоянки - обрывы в три стороны, красивые виды. На подъеме к стоянке торчит острая скала-останец. Через стоянку проходит просека С-Ю.

Леша взял пустой каяк и мы пошли проходить Бабьи пороги. По просеке на север вышли к реке, вдоль берега вернулись к моей ласточке. Проходили с частыми перечалками и видеосъемкой. В 18:30 на стоянке.

льды на Паже

Бабьи пороги

стоянка на скале

4 мая

Выплыли в 8:55. Река спокойная. Почти сразу начинаются ледовые заторы, которые тянутся примерно до впадения речки из Нюгомозера. Дальше начинаются слабые шиверки. В 10:20 чалка перед порогом Падун на крутом правом повороте на ЛБ [P3].

Порог Падун. Два мощных слива в скальном сужении. Первый слив легко проходится справа, второй - слева. Порог красивый и катальный. Сложность 3 КС. Покатались по нескольку раз, покилялись в бочках. В 11:20 закончили катания и встали обедать на впадении Кочкомы сразу за порогом [O4].

Изучили низовья Кочкомы. В 300 м выше устья нашли красивый трехметровый водопад. Водопад кажется легко проходимым. Однако заность лодки и прыгать мы побоялись: слишком устрашающий вид, большая высота...

Выше водопада -- узкая струя с несколькими пологими и мощными водосливами до 1.5 м высотой.

С обеда выплыли в 15:08. Очень теплая погода, уровень воды повышается. Река простая и быстрая. Перекаты после моста в Немино-2 и после впадения в Немину. Рядом с нами плывут льдины, красиво рассыпаются в перекатах... Довольно мощный перекат после моста в деревне Немино-3. Судя по карте дальше уклон довольно велик и можно ожидать там нескучного сплава. Мы же в 17:45 встаем на стоянку и антистапель после деревни, на ЛБ, у разрушенного моста [S4].
 Падун
 идет Леша
 идет Дима
 идет Витя
 ледоход

березы

Пеший переход на Тамбицу, сплав по ней, переезд на Б.Кяй

5 мая

Вышли в 5:15. К сожалению, ночью так и не подморозило (впервые за поход), однако почти весь дальнейший путь проходил по дорогам и буранкам, так что шли быстро, почти не проваливаясь.

Дороги идут почти так, как обозначено на карте-двушке. В районе Юрьевских озер очень много медвежьих следов на буранке. Горка перед Пажей вырублена, с нее красивый вид на Онежское озеро с цепочкой островов... С горки по лесу выходим на Тамбицу [TA] в 8:40 ниже обозначенной на карте плотины.

Выплыли в 10:20. На реке - быстрые несложные шиверы 2+КС, вроде, похожие на Льняную в не слишком высокую воду. Примерно ко впадению ручья из Юрьевских озер все успокаивается, река спокойно петляет по широкой пойме. У впадения ручья не спеша обедаем, решаем, что делать дальше (11:25 - 13:20) [O5].

После обеда спокойный участок продолжается, на нем несколько завалов. Затем - вторая шивера, тоже 2+КС, простая и быстрая. В 13:50 проплываем разрушенный мост старой дороги, в 14:05 чалимся у моста автотрассы [TE].

Антистапелимся, сушимся, выходим на трассу и в 16:00 садимся на автобус Пудож - Петрозаводск. В 20:40 приехали в Петрозаводск, Дима сразу же сел на удачно опоздавший поезд 182 и уехал в Москву.

Мы вчетвером в 23:00 сели на поезд Петрозаводск - Санкт-Петербург и за 50 минут доехали на Пяжиевой Сельги. Забавно, что ехали в Янисъярвинском вагоне, так что мы вполне могли бы без потери времени переехать и в Приладожье.

В Пяжиевой Сельге вышли на южный конец поселка, нашли дорогу на запад, прошли до маленького притока Б.Кяя, по нему спустились к нашей прошлогодней стоянке на Б.Кяя и встали на ночь [S5]. Эта стоянка очень удобна для базового лагеря на Кяе: она расположена в месте, где дорога подходит близко к реке, она достаточно просторная и бесснежная.
 идем на Тамбицу

Озеро вдали
 Тамбица

Б.Кяй

Кяйники на Кяю --
перекяялись и ни кяя не прошли...

6 мая карта на Б.Кяй

Утром приготовились к сплаву, спрятали все лишние вещи под кустом и в 10:05 вышли по дороге вверх по Кяю. Сплав начали, как и в прошлом году, от пересечения с газопроводом [G1].

Плывем медленно, с видеосъемкой и расчисткой завалов. Витя кильнулся в самом начале и порвал деку на ласточке. Расчистили почти все, в том числе порог на вырубке. Оставили много бревен для перепрыгивания и два обноса - в начале и конце вырубки - чтобы последователям жизнь медом не казалась :) В 14:06 дошли до базового лагеря. Витя и Леша готовят обед, мы с Сашей идем проходить расчищенный участок по второму разу. Прошли за 40 минут, почти без остановок. Очень понравилось, хотя после расчистки речка стала явно проще.

С обеда выплыли в 16:30. До ж/д моста продолжается сложный участок. Особенно сложны чалки на струе перед завалами. Еще один киль у Вити.

В 17:08 дошли до моста [M2]. За мостом - порог: слив с бочкой, далее мощный участок с узкими протоками. Расчистили протоки от завалов, покатались на пороге.

За порогом - довольно напряженный сплав, насколько я помню - без обносов. В 18:35 встали на стоянку на ЛБ примерно в километре от моста [S6].
 Б.Кяй

расчистка порога на вырубке
расчистка порога на вырубке (то же место год назад)

то же место год назад
 типичное место чалки
 не успел зачалиться

порог за ж/д мостом

7 мая

Выплыли в 8:30. Витя дважды киляется и рвет лодку (баллон и дно), приходится заклеивать. В 11:35 проплываем бревно-мост на просеке из Нырков. В 12:35 - наплавной мост перед водопадом. Водопад (как уже неоднократно говорилось) легко идется с ходу, за ним - очень приятная шивера 3- КС. Дальше шиверы продолжаются почти до Ладвы. В одном месте пытались убрать огромную ель, лежащую поперек реки на быстротоке - чуть не раздавили бревном сашину ногу. В результате сделали узкий сложный проход под ЛБ.

В 14:07, сразу после выхода Б.Кяя из леса на Ладвинскую равнину встаем на антистапель [KE]. Не спеша антистапелимся, идем в Ладву, на автобусе уезжаем на станцию. Дальше выбрасываемся неудачно и медленно, ни на что не успеваем. Едем в Петрозаводск, затем на ночном поезде в Питер, и днем 8-го - в Москву.
 бобровая плотина
 низовья Б.Кяя

Выводы

Из Заонежской части похода особенно запомнились Бабьи пороги и Падун на Паже, водопад на Кочкоме. Интересно изучить Кочкому выше водопада. Кажется интересным следующий маршрут: забросится километров на 8 за Тихвин бор, пройти в верховья Пажи (около 8 км), проплыть по Паже до конца Бабьих порогов (до места нашей стоянки), перейти на Кочкому (около километра), сплыть по Кочкоме, занестись вверх по Паже до Падуна (100 м) и покататься на нем.

Шивера на Немине перед Чагозером была интересна прежде всего сложной ледовой обстановкой. Низовья Немины и Тамбица -- приятные быстрые речки, ничего особенного.

В этом маршруте были бы очень приятны обычные беговые лыжи. Хотя не очень понятно, как перевозить их в каяках...

Б.Кяй по высокой воде очень хорош. Особенно хороши катания по его верхнему участку и на пороге под ж/д мостом. Надо будет изучить и Малый Кяй.

Координаты точек, упомянутых в тексте

A1 62.834410 35.589615 Начало пешки на Немину
TE 62.522314 35.839462 Антистапель на Тамбице
S5 61.468216 34.476771 Стоянка 5-6 мая на Б.Кяе
G1 61.478553 34.432853 Начало сплава по Б.Кяю на пересечении с газопроводом
M2 61.470373 34.477994 Ж/д мост, порог.
S6 61.463860 34.479314 Стоянка 6-7 мая
KE 61.373990 34.607652 Антистапель на Б.Кяе.

2005-04-07 17:02:44 | kandid | E-Mail
р.Пажа - явное открытие! Классно, я даже и не знал, что реки в этой части Прионежья столь интересны.