LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Беломорье
Автор: Бекетов Константин


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

От Онеги до Ладоги, пеший поход 2002

От Онеги до Ладоги
пеший поход 05.08--31.08.2002

В.Шувалов

Предисловие

Маршрут этого похода образовался как расширение маршрута похода А.Тониса, М.Ушакова и других в мае 2001 года. Поскольку времени было много (3 недели), мы добавили петлю до Онежского озера и участок от М18 до Ладожского озера. Средняя часть маршрута (от железной дороги до М18) тоже была слегка изменена; например, мы не осмотрели каньон Важинки, зато смогли перейти Тукшу и выйти на дорогу М18 по дороге ее правого берега.

Общая информация

Район путешествия: Олонецкая возвышенность (юг Карелии) и окрестности Онежского и Ладожского озер. Соответствующие страницы в атласе-книжке: 113 и 119--123.

Нитка маршрута: ст. Ладва --- автодорога Ладва--Деревянное --- берег Онежского озера между м. Мерзловский и м. Кайлахта --- ст. Пяжиева Сельга --- Кили-гора --- р. Таржеполка --- дер. Кашканы --- пос. Верхние Важины --- р. Тукша --- автодорога М18 --- пос. Верхнеолонецкий --- оз. Матчозеро --- дер. Вагозеро --- дер. Сяппавара --- дер. Тигвера --- дер. Сяндеба --- пос. Тулокса.

Длина маршрута: около 250 км.

Продолжительность: 15 ходовых дней.

Время проведения: 05.08.2002--31.08.2002.

Участники:
Гриша Пупков (командир, ответственный за GPS),
Маша Гецина (завхоз, фотограф, главный певец),
Надя Смирнова (главный врач),
Максим Ушаков (второй фотограф),
Витя Шувалов (главный аккомпаниатор).

Продуктовая раскладка: 610 г на человека в день.

При ориентировании использовался спутниковый навигационный прибор GPS.

Погода: почти неизменно сухая, очень теплая (временами даже жаркая). Дождей было всего 5--6 за все время, из них только три днем, один очень сильный с грозой. Лето, видимо, было не очень влажным, поскольку воды в реках было немного, а болота в основном встречались сухие.

Насекомые: умеренное количество комаров и мошки.

Подъезды

На станции Ладва, где начинается маршрут, останавливается поезд N182 Москва--Мурманск (в 9:13), а также местный поезд Петрозаводск--Токари (ходит 3 раза в сутки). Подробнее см. в приложении 2.

В поселке Тулокса (конец маршрута) около 20:00 останавливается поезд N959 Питкяранта--Лодейное Поле (далее вагоны этого поезда подцепляются к поезду в Санкт-Петербург). Можно также уехать на автобусе в Олонец, где проходят два автобуса на Санкт-Петербург (в 11:50 и в 16:20), которые заезжают в Лодейное Поле. Из Лодейного Поля идут прямые поезда на Москву. Подробнее см. в приложении 2.

Описание маршрута

6.08. Вышли из 182-го поезда на станции Ладва. Метрах в 30 правее железной дороги идет автомобильная, по которой нужно пройти километра два и после моста через Ивенку перед лесопилкой повернуть направо; от лесопилки начинается грунтовка на северо-восток. Дорога очень хорошая, по ней периодически проезжают лесовозы, встречаются легковушки местных жителей. У моста через Большой Кяй устроили обед.

Дойдя до асфальтовой дороги, ведущей из поселка Ладва, пошли по ней на север. Через 50м направо ушла дорога, которая привела нас к местной свалке; правильная дорога отходит метров на 500 севернее. Дорога хорошая, но не очень наезженная. Километра через два дорога пересекает ручей, а затем некоторое время идет вдоль него. На этом ручье, отойдя от дороги влево, мы встали на ночевку.

7.08. Дорога, продолжая оставаться хорошей, привела нас к одной из многочисленных канав и там внезапно кончилась. Некоторое время мы шли по полю вдоль канавы, затем подошли к краю леса и нашли просеку, ведущую на восток; по ней идет тропа. Примерно через километр просека пересекает ручей, довольно широкий и глубокий. На пересечении с просекой ручей состоит из двух рукавов, один можно перейти почти посуху по естественному \лк мосту\пк, через второй пришлось класть бревно (ширина этого рукава --- метра три--четыре). Через несколько сотен метров вышли на просеку север--юг и пошли на север сначала по ней, а затем по отделившейся от нее дороге. Дорога первые 1--2км сильно завалена, затем становится хорошей и выводит на перпендикулярную дорогу с запада на восток. Обед устроили на перекрестке, там метрах в 20 мост через ручей, где можно набрать воды.

Идя по дороге на восток, вышли на асфальтовую дорогу Педасельга--Шокша. Перейдя ее, вышли на параллельную ей грунтовую дорогу вдоль ЛЭП и стали искать дорогу на северо-восток, но не нашли. (Как потом выяснилось, нужно пройти вдоль ЛЭП на северо-запад не 100м, как мы, а примерно 300м.) Шли по азимуту к обозначенному броду северо-восточной дороги через ручей; по дороге пересекли еще одну ЛЭП, более капитальную и с широкой просекой (видимо, именно эта последняя ЛЭП обозначена на карте) У брода дорога нашлась, и мы встали на ночевку.

8.08. По дороге дошли до Онежского озера. Берег довольно обжитой, метрах в 100 левее места, где дорога выходит к озеру, имеется землянка с печкой, стол, стулья и проч. Встали чуть левее этой землянки.

9.08. Дневка.

10.08. Пошли обратно тем же путем, заменив лишь азимут прогулкой по дороге. Дойдя до перекрестка, где был обед 7.08, пошли дальше по дороге на запад. Обедали на ручье в 3км от перекрестка. Решили срезать угол и не заходить в пос. Пухта, а идти на запад по азимуту; в основном этот азимут проходил по заросшей травой вырубке. Пересекли асфальтовую дорогу и пошли на запад по дороге в Пяжиеву Сельгу. Через 3.5км встали справа от дороги на ручье.

11.08. По дороге пришли в Пяжиеву Сельгу. В поселке есть магазин (не доходя до железной дороги, свернуть перед кладбищем налево; магазин --- второй или третий дом по правой стороне, никакой вывески на нем нет; ассортимент довольно скромный, но нужные нам крупы и макароны нашлись). Станция железной дороги находится на правом краю поселка, а грунтовка с другой стороны железной дороги начинается на левом краю. Дошли до озера Ниж. Кайгозеро и встали на его восточной оконечности. По берегам озера дачные поселки (один с севера, другой с юга).

12.08. Дневка.

13.08. Шли по дороге на юг, пока не встретили дорогу из Нырков; по ней пошли на запад. Примерно через 1км от перекрестка дачный поселок. Обедали на Лупручье, встали на ночевку на Шапше, с правой стороны от дороги после моста.

14.08. Шли дальше по дороге на запад. В наиболее близком к Кили-горе месте оставили рюкзаки в кустах и сходили налегке к геодезическому знаку. Дошли до поперечной дороги, прошли по ней примерно 1км на юг и свернули на дорогу на запад. Обедали на Таржеполке; мост через нее разрушен, на машине проехать нельзя, но перейти пешком можно. Впрочем, слева от моста есть брод, в нашу воду примерно по колено. После обеда шли дальше по дороге, встали на пересечении с ручьем (Сарка?). Ручей почти пересох, но две большие лужи по бокам дороги имелись.

После Таржеполки дорога менее посещаемая из-за отсутствия моста; до этого нам постоянно попадались местные жители на легковушках и мотоциклах.

15.08. Дневка.

16.08. Шли по дороге на юго-запад, затем по поперечной дороге на юг, затем опять свернули по дороге на запад. Обедали на ручье, втекающем в болото Сомер; через него есть мост, но пригодность его для автомобиля слегка сомнительна. Дорога по мере движения на запад становится немного хуже, но завалов нет. Вышли в Кашканы (деревня брошена) и пошли по дороге в Верхние Важины. Через километр-полтора встали слева от дороги (ближе к Важинке) на вырубке неясного происхождения.

17.08. Дошли до Верхних Важин. Поселок довольно большой, есть два продуктовых магазина, больница, три раза в неделю (по средам, пятницам и воскресеньям) ходит автобус в Петрозаводск. Пройдя деревню и перейдя по мосту через Тукшу, дошли до озера Чором (к нему от основной дороги отходят несколько дорог вправо) и встали на нем.

18.08. Дневка.

19.08. Дневка.

20.08. Шли на запад по дороге. Примерно через 3км после озера Чором основная дорога уходит к северу (и приводит в Сигнаволок), а влево отходит дорога в сторону Тукши. Довольно быстро она превращается в тропу, хотя старая колея видна. Остатки моста через Тукшу находятся метрах в 100 правее места, где тропинка выводит к реке; еще правее лежит толстое бревно через реку, по которому и перешли; впрочем, в нашу воду и брод не представлял бы больших проблем. Поднялись вверх на поляну, перешли ее и нашли в лесу дорогу (ориентир: бревна (остатки сруба?) на краю поляны). Первые два--три километра дорога заросшая, затем становится все лучше. Примерно за два километра до моста через приток Тукши она вливается в еще лучшую дорогу, приходящую откуда-то с юга. Обедали на мосту через приток Тукши, встали на ночевку после моста через Тукшу. Справа от дороги в Тукшу стекает чистый ручей, который легко найти по создаваемому им шуму.

21.08. Через 4--5км дорога выводит на М18. Шли на юг сначала по М18, потом по старой дороге (она идет параллельно новой метрах в 50--100, но по ней никто не ездит, поэтому идти приятнее), потом свернули на грунтовую дорогу вправо и, выбирая на развилках самую левую дорогу, вышли в поселок Верхне-Олонецкий. В поселке есть магазин (частный, поэтому работает без выходных, закрывается позже и ассортимент побольше, чем в Верхних Важинах или Пяжиевой Сельге) [а также женский клуб \лк Рябинушка\пк]. Обедали на первом ручье после поселка, у неназванной деревни свернули налево, надеясь срезать угол и выйти к озеру Матчозеро. Дорога сначала хорошая (на вырубки), потом совсем заросшая. Встали на ручье примерно в 500м от Матчозера.

22.08. Около стоянки дорога пересекает ручей и уходит к югу, а к западу идет тропа, которая приводит к болотистому ручью, довольно глубокому (почти по пояс) и очень грязному; этот ручей соединяет Матчозеро и небольшое озерцо к северу от него. Решили не бродить, а обойти озерцо с севера, но там такой же ручей, только поуже (шириной метра два--три), так что брода было не избежать. (Если не пытаться срезать угол, а идти от Верхне-Олонецкого по основной дороге до поворота на Матчозеро, то никакого брода не нужно.) Матчозеро состоит из двух больших частей, соединенных широким проливом, по обе стороны пролива стоят дома, но ни моста, ни какой-нибудь другой переправы нет (возможно, раньше был паром, а теперь, видимо, местные жители переправляются на лодках). Пришлось обходить озеро с запада по дороге, которая уходит от основной вправо немного не доходя домов на северной стороне пролива. Дорога сначала хорошая, затем становится хуже, в некоторый момент раздваивается; мы пошли по левой и вышли к южной стороне пролива. После деревни заросшее поле, на котором дорогу найти невозможно, есть только какие-то тропы. Обедали на Матчозере. После обеда в лесу удалось найти дорогу; по ней идет тропа, завалов нет. Примерно за полтора километра до Вагозера дорога проходит мимо вырубки и становится хорошей. От деревни Вагвозеро шли по дороге, ведущей в Кукшегоры, немного не доходя столба с цифрой 2 свернули по дороге направо и вышли на берег Вагозера, где нашли стоянку (со столиком) и заночевали.

23.08. Вышли обратно на дорогу Вагвозеро--Кукшегоры и, пройдя примерно километр (немного не доходя столба с цифрой 3) свернули по дороге направо. Дорога идет вдоль Вагозера по краю вырубки, довольно хорошая. Метров за 500 до реки Топорная дорога становится более заросшей. Бродили Топорную метрах в 50 левее места, куда выходит дорога, по каменистому перекату, глубина --- не выше колена (а в основном по щиколотку). Перед перекатом набросаны цепочки камней клином, но перейти посуху все равно невозможно. После брода поднялись по полю и в кустах на краю леса нашли дорогу. Она сначала сильно заросшая и заваленная, затем становится лучше, пересекает свежую вырубку и в конце концов выходит на капитальную грунтовку, которая идет сначала на юго-запад, но быстро поворачивает на юго-восток (видимо, она выходит куда-то на М18). От нее отходила дорога на запад (довольно хорошая), по которой и пошли. Обедали на ручье (слегка пересохшем), который пересекает дорога. После обеда по дороге дошли до Сяппавары. Деревня брошена, в некоторых домах живут летом. Оттуда идет хорошая дорога в Тигверу, по которой и пошли. Встали на ночевку около моста после Сяппавары.

24.08. Шли по дороге, прошли Тулосозеро (деревня тоже нежилая) и вышли на капитальную дорогу Тигвера--Сяндеба. По ней до Сяндебы, согласно указателям, 24км. Обедали на озере Нинисельгское, встали на ночевку на озере Изиярви, на северном берегу (на южном дачи).

25.08. Шли дальше по дороге, обедали на озере за 2км до Сяндебы. В Сяндебе нашли дорогу в Тулоксу (у западного края деревни; более капитальная дорога уходит в Кукшегору). Дорога хорошая, иногда проезжают машины. Встали на мосту через Маткою (вода в ней темного цвета, почти стоячая).

26.08. По дороге подошли к поселку Тулокса. Первого из обозначенных на карте мостов через Тулоксу (на грунтовой дороге) нет, так что нужно идти на юг и выходить на асфальтовую дорогу в Олонец в 2км южнее моста. От асфальтовой дороги примерно в 100м к северу от поворота на Сяндебу отходит дорога на запад, но кончается еще до железной дороги. Вышли по азимуту сначала на железную дорогу, а затем на берег Ладожского озера. Вдоль озера идет хорошая дорога, есть съезд к стоянке на берегу озера, где мы и встали. Правильный способ попадания на эту стоянку такой: нужно дойти до поселка Тулокса, выйти к станции железной дороги, перейти реку по железнодорожному мосту, сразу после моста свернуть направо на тропинку вдоль реки, которая постепенно превращается в широкую дорожку и выводит к Ладоге; далее нужно пройти примерно 1.5км по упомянутой выше дороги вдоль озера.

В поселке есть два магазина, один около станции железной дороги, другой возле остановки автобуса.

27.08. Дневка.

28.08. Дневка.

29.08. Из Тулоксы уехали на автобусе в Олонец, оттуда на автобусе Петрозаводск--Санкт-Петербург в Лодейное поле. Дальнейшее описание дороги имеется в приложении про Старую Ладогу.

Приложение 1: примерное ходовое время

6.08. Ладва, 40+50+10, обед, 50+30+40, стоянка.
7.08. Стоянка, 50+50, поиск просеки, 20, переправа через ручей, 50+40, обед, 50+35+50, стоянка.
8.08. Стоянка, 35+35, стоянка.
10.08. Стоянка, 50+50+50+50, обед на ручье, 50+40+20, стоянка.
11.08. Стоянка, 50+30, Пяжиева Сельга, 45+25, стоянка.
13.08. Стоянка, 40+35+45+40+20, обед, 40+20, стоянка.
14.08. Стоянка, 40+20, прогулка на Кили-гору, 50, обед, 40+40+40+20, стоянка.
16.08. Стоянка, 40+40+40+20, обед, 40+40, Кашканы, 35, стоянка.
17.08. Стоянка, 40+25, Верхние Важины, 45+30, стоянка.
20.08. Стоянка, 40+35, переправа через Тукшу, 40+30+25+30+10, обед, 40+20, стоянка.
21.08. Стоянка, 40+40+40+40, Верхне-Олонецкий, 35, обед, 40+40+20+15, стоянка.
22.08. Стоянка, 20+20, брод через ручей, 35+40+10, обед, 40+25+30, стоянка.
23.08. Стоянка, 40+40+20, брод через Топорную, 30+30+30, обед, 40+40, стоянка.
24.08. Стоянка, 30+30+30, Тигвера, 30+10, обед, 30+30+50+30, стоянка.
25.08. Стоянка, 30+45+30+30+30, обед, 30, Сяндеба, 30+30+?, стоянка.
26.08. Стоянка, 30+30+30+30+30, стоянка.

Приложение 2: расписания транспорта

Поезд N182 Москва--Мурманск (источник --- http://exp2.i-koleso.ru)

МОСКВА ОКТ - - 19:28
ЛАДВА 09:13 02 09:15
ПЬЯЖИЕВА СЕЛЬГА 09:33 02 09:35
ПЕТРОЗАВОДСК 10:25 25 10:50

Пригородные поезда Петрозаводск--Токари (источник --- http://ptz-rasp.by.ru)

  6373 (кроме вс) 6375 (еж.) 6655 (по вс)
Петрозаводск 18:00 8:40 15:50
Пяжиева Сельга 19:04 2 19:06 9:49 2 9:51 16:48 2 16:50
Ладва 19:31 1 19:32 10:19 1 10:20 17:12 1 17:13

Поезд N959 Питкяранта--Лодейное Поле (источник --- http://exp2.i-koleso.ru)

ВИДЛИЦА 19:3902 19:41
ИЛЬИНСКАЯ20:3102 20:33
ОЛОНЕЦ 21:0302 21:05
ЛОД ПОЛЕ 22:25- -

Станция Тулокса находится между Видлицей и Ильинской. Поезд проходит мимо нее около 20:00 и останавливается, если есть желающие в него сесть [со слов местных жителей].

Автобусы Олонец--Видлица (источник --- расписание на автостанции в Олонце)

  кроме вс пн, ср, пт, сб еж. пт
Олонец 7:00 13:00 18:00 20:10
Видлица 8:20 14:30 19:30 ~21:30
Тулокса 8:40* 14:45* 19:40*~21:45
Олонец 9:30**      

* Со слов местных жителей. Еще они говорили про автобусы, проезжающие Тулоксу в 17:00 и 20:00, но расписанию на автостанции это не соответствует.

** Личный опыт.

~ Экстраполяция.

Около 15:30 Тулоксу проезжает автобус Питкяранта--Санкт-Петербург [со слов местных жителей].

Проходящие автобусы из Олонца в Санкт-Петербург (источник --- расписание на автостанции в Олонце)

откуда время отправления из Олонца дни следования
Петрозаводск 11:50 еж.
Питкяранта 16:20 еж.

Расписания других автобусов (Петрозаводск--Верхние Важины, Петрозаводск--Олонец и проч.) имеются на сайте http://www.mccme.ru/~kondr/.

Приложение 3: Старая Ладога

После окончания похода мы посетили город Старая Ладога. Вот краткое описание этой поездки.

От Лодейного Поля (куда мы приехали на автобусе Петрозаводск--Санкт-Петербург) в 13:51 уходит электричка до Волхова (станция Волховстрой-1); примерно в 16:30 она приехала в Волхов. От Волхова до Старой Ладоги около 12км, доехать туда можно на автобусе маршрута 23/23а (Волхов--Новая Ладога), это занимает около 20 минут. Выйти лучше всего не на первой остановке в Старой Ладоге (она стразу после въезда в город), а на следующей. Как выяснилось позже, имеется и другой вариант: доехать на автобусе Петрозаводск--Санкт-Петергбург до пересечения с дорогой из Волхова в Новую Ладогу (это пересечение примерно посередине между двумя городами), а оттуда ехать на том же автобусе 23/23а, но уже в сторону Волхова.

Главной достопримечательностью является крепость, внутри которой расположена церковь св. Георгия, деревянная церковь (по виду довольно новая --- возможно, реконструкция) и музей (вроде краеведческого, в одной из башен). Также имеются два монастыря (в одном сейчас интернат, другой заброшен, но понемногу восстанавливается), несколько церквей (часть из них на другом берегу Волхова, но вроде бы с местными жителями можно легко договориться о перевозе через реку) и курганы-сопки.

Ночевали мы в лесочке у дальнего (от Волхова) края города, место для палатки найти можно, а вот воду из Волхова набирать неудобно, так что оказалось проще сходить к ближайшему колодцу.

На следующий день вернулись в Волхов и уехали в Москву на поезде N15 Мурманск--Москва (отправление из Волховстроя-1 в 22:34, прибытие в Москву в 6:39). Через Волховстрой-1 проходит также поезд N17 Петрозаводск--Москва (отправление из Волховстроя-1 в 00:22). Остальные мурманские поезда (NN111,181,133) проходят через Волховстрой-2, куда от Волховстроя-1 ходит (очень часто) автобус маршрута 2.


Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;