LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



висячий мост
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Центральный Алтай, 1999

ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫЙ СОЮЗ г.ЕКАТЕРИНБУРГА
КЛУБ ТУРИСТОВ "КЕДР"

ОТЧЕТ
о горном путешествии пятой категории сложности
по Центральному Алтаю,
совершенном с 25 июля по 22 августа 1999 года

Маршрутная книжка: N20/99
Руководитель: Голубин В.А.
Адрес руководителя: 624130
г.Новоуральск Свердловской области
21мкр., дом 6, кв.78.
Тренер: Бутырин А.Б.

г.Новоуральск, 1999 г.

Исходный вариант отчета находится на сайте Новоуральского клуба туристов

СОДЕРЖАНИЕ

1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О МАРШРУТЕ

Район: Центральный Алтай, Катунский хребет.

Маршрут: п. Тюнгур - р. Аккем - пер. Делоне (2Б, 3400) - пер. 50 лет КПСС (2А*, 3200) - пер. Крепость (2Б, 3050) - пер. Большое Берельское седло (3А, 3520) - пер. ТКТ (3А, 4115) - пер. Любимых жен (сев. вариант пер. Шукшина, 2А, 4370), в. Белуха Зап. (4400, 3А, альп.) - пер. ХХ-летия Октября (3А, 4178) - р. Кучерла - п. Тюнгур.

Протяженность маршрута: 167,2 км.

Продолжительность мероприятия на активной части маршрута: 23 дня, из них 6 дневок.

Время проведения мероприятия: с 25 июля по 22августа 1999 г.

Вид туризма: горный

Категория сложности: пятая

Маршрут рассмотрен: зональной МКК г.Екатеринбурга

Маршрутная книжка: N 20/99

Полномочия МКК, рассмотревшей маршрут:166-00-56665550

2. СОСТАВ КОМАНДЫ

N Ф. И. О. Г.р. Обязанности Спортивный опыт
1. Голубин Владимир Анатольевич 1968 руководитель 5ГР С.Тянь-Шань 1998г.
2. Талапин Евгений Васильевич 1952 ремонтник 5ГУ С.Тянь-Шань 1998г.
3. Отавин Николай Александрович 1948 отв. за примусное х-во 5ГУ Центр. Алтай 1995г.
4. Мельников Алексей Владимирович 1975 завхоз 5ГУ С.Тянь-Шань 1998г.
5. Трамтаев Денис Андреевич 1975 фотограф 5ГУ С.Тянь-Шань 1998г.
6. Бутырин Александр Борисович 1961 отв. за снаряжение 5ГР С.Тянь-Шань 1996г.

3. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ МАРШРУТА

Катунский хребет, самый высокий из хребтов Алтая, получил свое название по р.Катунь, берущей свое начало с его южных склонов. Катунь как бы охватывает хребет с юга, запада и севера. Восточной границей хребта служит приток Катуни - Аргут. Хребет протянулся с запада на восток более чем на 150 км при ширине до 60 км и на всем протяжении не снижается ниже 2600 м, достигая высоты 4506 м в массиве Белухи. В Катунском хребте выражено три узла оледенения: Западно-Катунский, массив Белухи и Восточно-Катунский. И сообразно этому хребет принято делить на три части: западную, центральную и восточную, с границами по Верхнему и Нижнему Курагану и Кулагашу-Орочагану.

Западная часть хребта, которую условно можно назвать Мультинской, простирается примерно на 50 км, с трех сторон она ограничена излученой верхней Катуни, которая и принимает в себя все водотоки этого участка хребта. Отроги всех направлений стыкуются в районе Мультинских озер, образуя запутанный орографический узел с очень сложной ориентировкой. Отсюда главная водораздельная линия уходит почти на юг, а затем поворачивает строго на восток.

Мультинский узел имеет средние высоты около 3000 м (высшая точка - 3208 м). Здесь насчитывается около 150 ледников с площадью оледенения около 80 км2. Эти ледники питают многочисленные притоки Катуни, веером стекающие с хребта на юг, запад и север. Западная часть Мультинского узла весьма доступна, верховья рек здесь сравнительно легко проходимы и во многих местах соединяются тропами, большинство перевалов некатегорировано.

Центральная и восточная часть этого узла без специального снаряжения и горной подготовки недоступны. В настоящее время здесь известно более 50 перевалов. Определяющие перевалы - 1Б и 2А к.т., наиболее серьезные - 2Б к.т.

Великолепие Мультинских, Осиновских, Хазинихинских и Тальменьего озер, несложные подъезды и умеренно сложные подходы выделяют западную часть Катунского хребта в самостоятельный туристский район для летних походов I- III категорий, а зимой и до IV к.с.

Начиная от верховьев Верхнего и Нижнего Курагана хребет повышается и примерно через 25 км достигает в массиве Белухи своего максимума - 4506 м. Здесь почти на 15-километровом участке высоты не опускаются ниже 4000 м, здесь же главный узел оледенения Катунского хребта и его самые мощные ледники - Сапожникова, Радзевича, братьев Троновых, Берельские. На этом 40-километровом участке хребет имеет три значительных ответвления на север: Кучерлинско-Кураганское, Кучерлинско-Аккемское и Аккемско-Аргутское, которые тоже несут значительное оледенение. В центральной части хребта сосредоточено около 170 ледников площадью около 150 км2. С них начинаются многочисленные притоки Катуни и Берели, на реках нередки красивые водопады. Известны водопады на реках Тигеек, Текелю, Куркуре, Б.Кокколь и ручье Россыпном, самые крупные из них - до 40-60 м.

В главном водоразделе, имеющем здесь почти широтное направление, в настоящее время известно около 25 перевалов и их связок, в том числе и имеющих высшую категорию трудности - 3Б. В боковых отрогах категорированы перевалы от 1А-1Б до 3А к.т.

Долины рек центрального участка хребта почти все имеют неплохие тропы, что облегчает подходы к перевалам. Все это делает район пригодным для горных путешествий любой категории сложности.

На последнем 20-километровом отрезке главного хребта разместился третий узел оледенения - Кулагашский. Максимальная высота хребта здесь - 3883 м. В узле насчитывается более 70 ледников площадью свыше 40 км2. В этой части хребта - перевалы от 1Б до 3А к.т., троп меньше и они хуже, подъезды менее удобны. Как самостоятельный туристский район восточная часть хребта обычно не используется. Маршруты чаще всего сквозные - с прохождением перевалов центрального участка Катунского хребта либо в совокупности с Южно-Чуйским хребтом.

Снеговая линия Катунского хребта повышается с запада на восток с 2500 до 2900 м на северной стороне и с 2700 до 3100 м на южной. Языки долинных ледников спускаются до 2000-2200 м. Северные склоны более залесенные. Возможны туристские маршруты без использования искусственного топлива. Без примусов трудно обойтись в районе массива Белухи, где ночевки в снежно-ледовой зоне неминуемы.

Наиболее удобны подъезды к Катунскому хребту с севера. Традиционные пункты начала и конца маршрутов - селения Тюнгур, Катанда, Мульта, связанные автобусным сообщением через Усть-Коксу с Горно-Алтайском. Усть-Кокса также связана авиалиниями с Горно-Алтайском, Бийском и Барнаулом. Недавно построена новая дорога, соединившая Усть-Коксу с Лениногорском, на которой можно воспользоваться попутным автотранспортом. Возможны также подъезды со стороны Казахстана (селения Урыль, Рахмановские ключи) и из долины Аргута со стороны его верховьев. Отметим, что в последних случаях требуется оформление специальных пропусков по месту жительства.

Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР/ Сост. Л.Б. Директор. - М.: Профиздат, 1990. - 576с. (Б-чка самодеятельного туриста). С. 543-547.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

Команда была сформирована на базе горной секции с/к "Кедр" г.Новоуральска. Члены команды хорошо знают друг друга по тренировкам и предыдущим мероприятиям, так что проблемы психологической совместимости и слаженности в работе на маршруте практически не стояли. Предпоходная подготовка включала в себя индивидуальные и командные тренировки по общефизической и специальной подготовке, а так же участие в соревнованиях различного уровня по туристскому многоборью.

Основная часть заявленного маршрута выглядела следующим образом: пер. Делоне (2Б, 3400) - пер. Тронова (3А, 3800) - пер. Большое Берельское седло (3А, 3520) - пер. Белухинский (2Б, 4506) - пер. Шукшина (2Б, 4370) - пер. ХХ-летия Октября (3А, 4178). Все изменения заявленного маршрута и увеличение количества дней на маршруте связаны с непогодой и соответствуют заявленным запасным вариантам. Вместо пер. Тронова (3А, 3800) были пройдены перевалы 50 лет КПСС (2А*, 3200) и Крепость (2Б, 3050), вместо пер. Белухинский (2Б, 4506) - пер. ТКТ (3А, 4115). Таким образом пройденный маршрут выглядит таким, каким он представлен в разделе 1. "Справочные данные о маршруте".

5. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Дни пути Дата Участок дневного перехода км Способ передв. Ходовое время (чистое), ч.,мин. Характер пути Метеоусловия


25.07. г.Екатеринбург - г.Барнаул
поезд



26.07. г.Барнаул - г.Горно-Алтайск - п.Тюнгур
автобус, автомашина


1. 27.07. п.Тюнгур - пер.Кузуяк (н/к) - р.Аккем 16 пешком 4ч.20м. дорога,тропа переменная обл., во второй половине дня дождь
2. 28.07. вдоль р.Аккем 18,6 пешком 5ч.10м. тропа солнечно
3. 29.07. р.Аккем-оз.Аккемское 14 пешком 3ч.50м. тропа солнечно
4. 30.07. лед.Аккемский - Томские стоянки 12 пешком 5ч. тропа,морена,ледник солнечно, во второй половине дня перем. облачность
5. 31.07. дневка, рад.выход под Аккемскую стену, под пер.Памяти Новокузнецких туристов 4 пешком 2ч. ледник солнечно, во второй половине дня перем. облачность
6. 1.08. дневка из-за непогоды -


дождь, низкая облачн.
7. 2.08. дневка из-за непогоды -


дождь, низкая облачн.
8. 3.08. пер.Делоне (2Б,3400) - верхнее плато лед.Менсу 4,8 пешком 3ч.40м. ледник солнечно, во второй половине дня дождь
9. 4.08. спуск на лед.Менсу, подход под пер Тронова (3А,3800) 4.8 пешком 4ч. скалы,ледник солнечно, во второй половине дня дождь
10. 5.08. дневка из-за непогоды -


дождь,мокрый снег, +5oС
11. 6.08. пер.50 лет КПСС (2А*,3200) 3,6 пешком 2ч.50м. ледник перем.облачность, во второй половине дня мокрый снег
12. 7.08. дневка из-за непогоды -


снегопад, до -11оС
13.
8.08. пер.Крепость (2Б,3050) - лед.М.Берельский 6,6 пешком 6ч.20м. ледник, скалы, ледник, морена утром -12oC
14. 9.08. лед.Б.Берельский - подход под пер.Б.Берельское седло 8,4 пешком 4ч.10м. морена,ледник, ледопад солнечно, во второй половине дня снег
15. 10.08. дневка из-за непогоды -


мокрый снег, низкая облачность
16. 11.08. пер.Б.Берельское седло (3А,3520) 2 пешком 4ч. ледник, снежно-лед. склон, скалы снежная крупа, низкая облачность
17. 12.08. пер.ТКТ (3А,4115) 2 пешком 4ч. ледник, скалы перем.облачн., снег
18. 13.08. Центральное плато (4100) 2,4 пешком 5ч. ледопад,снежный склон переменная облачн., снег, -6oC
19. 14.08. пер.Любимых жен (2А,4370),

в.Белуха Зап. (4400,3А,альп.)

6 пешком 6ч.20м. снежно-лед. склон, скалы, ледник солнечно, утром и вечером -15оС
20. 15.08. пер.ХХ-летия Октября (3А, 4178), в. ХХ-летия Октября 2,4 пешком 6ч. ледник, скалы, ледник солнечно, до -12оС
21. 16.08. лед.Леонида-лед.Мюшту-Айры-р.Кони-Айры 9,6 пешком 6ч. ледник, бараньи лбы,

морена, тропа

утром -6oC, перем. обл., кратковр.дожди
22. 17.08. оз.Кучерлинское-р.Кучерла 35 пешком 7ч.20м. тропа переменная облачн.
23. 18.08. р.Кучерла - п.Тюнгур
- г.Горно-Алтайск
15 пешком
автобус
3ч. тропа, дорога солнечно, утром 0oC

19.08. г.Горно-Алтайск





20.08. г.Горно-Алтайск-г.Бийск

г.Бийск-г.Новосибирск


автобус

поезд





21- 22.08. г.Новосибирск-

г.Екатеринбург


поезд


ИТОГО: 167,2 км.
17 ходовых дней
1 дневка
5 дневок из-за непогоды

ПЕРЕЧЕНЬ ПЕРЕВАЛОВ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ

N Наименование к.с. м. N Наименование к.с. м.
1. КСП-Аккем

40. в. Акоюк
3670
2. г. Ярлу
3370 41. в. Брони
3291
3. Семинарский 3000 42. Студентов 3000
4. Звездочка 2900 43. Высоцкого 3670
5. Новосибирцев 3240 44. в. 50 лет КПСС
3972
6. лед. Плоский

45. Крепость 3050
7. Карачик 3000 46. Туристов 3300
8. Волга 3280 47. 50 лет КПСС * 3200
9. Менсу 3190 48. Солнца 3000
10. Караоюк 3500 49. Веселый 3000
11. Надежды 2870 50. Коккольский 2970
12. Дружба 3340 51. Олимпийский 3000
13. Делоне 3400 52. Цирк 3000
14. Томские стоянки

53. Титова 3220
15. в. Делоне
4070 54. Каратюрек 3060
16. Аккемская стена 4100 55. Северная стена

17. в. Западная Белуха

56. СИП 3600
18. Белухинский 4506 57. Аккем 3340

через в. Вост. Белуха

58. Рига-Турист 2850
19. Шукшина 4370 59. Буревестник 2900
20. Берельское Седло 3520 60. Рижский н/к 2600
21. стоянка Балкон

61. Клюева 3500
22. ТКТ 4115 62. Сурикова 3250
23. Катунский 3800 63. Капчальский В. 3210
24. Барнаульский 3900 64. Капчальский З. 3118
25. Крыленко 4200 65. Иолдо-Айры 2850
26. в. Мюштуайры
3750 66. Немыцкого З. 2950
27. Вектор 4050 67. Немыцкого Ю. 3050
28. Зап. фирновое плато

68. Мрия 3000
29. Памяти Новокузнецких туристов 4050 69. Обской 3100
30. Молодых

специалистов

3450 70. Кони-Айры 3125
31. Корастылева
77. Текелюшка 3100
32. в. ХХ-летия Октября
4178 78. Ярлу-Боч н/к 2800
33. ХХ-летия Октября 4178 79. Сулу-Боч н/к 2940
34. в. Рериха
3492 80. Трудный 3150
35. Урусвати 3550 81. Кучерявый 3600
36. Рериха 3600 82. Динамо 2860
37. Гималайский 3600 83. Тронова 3800
38. Дивногорцев 3420 84. р. Текелюшка

39. Такмак 3400 88. Иолдо-Айры Ц. 2900

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Техническое описание отражает прохождение только сложных участков маршрута и разбито на следующие разделы:

Информация по другим участкам маршрута достаточно изложена в разделе 5."График движения".

6.1. Перевал Делоне (2Б, 3400)

1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет лед. Аккемский с лед. Менсу.

2. Характер перевала: со стороны лед. Аккемский - снежно-ледовый, с лед. Менсу - скально-ледовый.

3. Описываемый участок: Томские стоянки - нижнее плато лед. Менсу.

4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50 м., крючья ледовые 18 шт., расходные петли 3 шт.
N Участок Крутизна, град. Длина, м. Время, ч.,мин. Характер пути
1. Томские стоянки - подход под перевал (фото 2). 5-10 2700 1 ч. Ледник открытый, трещины не большие и их мало.
2. Перевальный взлет - седловина (фото 3). до 45 300 1 ч. 50 м. Снежно-ледовый склон, бергшрунд преодолели по снежному мосту, далее ледовый склон. Провесили 250 м. перил. Седловина снежная, вытяутая с запада на восток, тур находится на разрушенных скалах в восточной части.
3. Спуск на верхнее плато лед. Менсу (фото 4). до 30 50 20 м. Снежный склон, спуск в три такта. Далее по пологому леднику в обход простого ледопада справа, до последних скал слева.
4. Спуск на нижне плато лед. Менсу (фото 5). до 90 400 2 ч. Скалы, навешиваем перила. Первая веревка вдоль ручья, вторая - по разрушенным скалам до 600 с выходом на лед. Третья - по снежно-ледовому склону до 50о. В нижней части- сильноразорванный бергшрунд . Бергшрунд проходили, спускаясь по перилам в него (7 м.) на снежную подушку с последующим подъемом ( 4 м.). Далее склон выполаживается, ледопад обходится слева, прижимаясь к скалам (фото 6).

6.2. Перевал 50 лет КПСС (2А*, 3200)

1. Перевал расположен в восточной части Катунского хребта, соединяет лед. Менсу и лед. Куркуре.

2. Характер перевала: снежно-ледовый.

3. Описываемый участок: восточная ветвь лед. Менсу - лед. Куркуре.

4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50 м., крючья ледовые 12 шт.
N Участок Крутизна, град. Длина, м. Время, ч.,мин. Характер пути
1. Лед. Менсу (фото 7). 5-10 2000 1 ч. Ледник закрытый. Движение по правой (по ходу) части ледника.
2. Перевальный взлет- седловина. (фото 8, 9) до 40 140 20 мин. В связках с попеременной страховкой проходим бергшрунд по снежному мосту, далее по ледовому склону. Седловина снежная, достаточно широкая, в сторону лед. Куркуре нависает снежный карниз. Тур на скалах слева по ходу.
3. Спуск на лед. Куркуре (фото 10). 45 200 1ч. 40м. Снежно-ледовый склон. Спуск в связках в три такта с попеременной страховкой, прижимаясь влево к скалам. В нижней части спуска возможен выход чистого льда. В этом случае лучше перейти на перильную тактику движения. Внизу - сильно-разорванный бергшрунд, который преодолеваем по снежному мосту под скалами слева.
4. Подход под пер.

Крепость (2Б, 3050)

5-10 1000 30мин. Закрытый ледник.

6.3. Перевал Крепость (2Б, 3050)

1. Перевал расположен в восточной части Катунского хребта, соединяет лед. Куркуре с лед. Малый Берельский.

2. Характер перевала: скальный.

3. Описываемый участок: лед. Куркуре - лед. Малый Берельский.

4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы (айсбайли) 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50м., крючья скальные 8 шт., крючья ледовые 12 шт., петли расходные 3 шт.
N Участок Крутизна, град. Длина, м. Время, ч.,мин. Характер пути
1. Лед. Куркуре-бергшрунд (фото 11). до 40 400 1 ч. Снежный склон. Бергшрунд сильно разорван, проходим без рюкзаков с попеременной страховкой по ледовым "пробкам" к верхнему ледовому сбросу (фото 12), далее траверсом влево выходим на снежно-ледовую полку у верхнего края бергшрунда. Вытягиваем рюкзаки и последнего участника.
2. Перевальный взлет-седловина. до 60 200 2ч.30м. 50 м. перил по снежно-ледовому склону (фото 13). Далее 3х50 м. по скалам средней сложности слева (по ходу) от слабовыраженного контрфорса. Первый - без рюкзака. Седловина представляет из себя скальный разрушенный гребень.
3. Спуск с перевала-лед. Мал. Берельский (фото 14, 15). до 90 200 1ч.30м. Начало спуска по средней осыпи 50 м. крутизной до 30о. Далее вешаем перила: 1-я веревка по осыпи, занесенной снегом, до 450; 2-3-я веревки по гладким скалам крутизной 60-900. Полки для организации станций широкие и удобные. Перила вешались наклонные, чтобы участники не находились друг под другом. Далее по снежному склону в связках выходим на ледник.

6.4. Перевал Большое Берельское седло (3А, 3520)

1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет лед. Большой Берельский с лед. Менсу.

2. Характер перевала: снежно-ледовый, скальный.

3. Описываемый участок: лед. Бол.Берельский - седловина перевала.

4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы (айсбайли) 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50м., крючья скальные 3 шт., крючья ледовые 6 шт.
N Участок Крутизна, град. Длина, м. Время, ч.,мин. Характер пути
1. Лед.Бол.Берельский(фото 16). 5-10 5000 1ч.30м. Пологий открытый ледник, трещины легко обходятся.
2. Цирк перевала Бол.

Берельское седло.

до 60 1800 1ч.30м. Путь в цирк перевала начинается с ледопада. Ледопад обходим вначале справа по ходу, прижимаясь под самые скалы. Далее пересекаем ледопад, обходя трещины (фото 17), и выходим к левым по ходу скалам на хорошую скально-осыпную полку, которая выводит на верхнее поле ледника. Ледник закрытый, глубина снега 30-40 см.
3. Перевальный взлет-

седловина (фото 18).

до 45 800 3ч.30м. Бергшрунд проходим по лавинному конусу и сразу же выходим из лавино и камнеопасного снено-ледового желоба вправо по ходу. Движение в три такта по снежно-ледовому склону, выбирая путь между желобами. На отдельных участках движение с попеременной страховкой. В верхней части подъема скалы, занесенные снегом. Первый без рюкзака навешивает перила 50 м. Скальную плиту 5 м., 70-80о проходим без рюкзаков, с последующим их вытягиванием на полку.
4. Седловина


Седловина снежная, широкая, изрезанная ледовыми изломами. Палатки поставили в снежной мульде около скал справа.

6.5. Перевал ТКТ (3А, 4115)

1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет лед. Менсу с лед. Катунский.

2. Характер перевала: снежно-ледовый.

3. Описываемый участок: седловина пер. Бол. Берельское седло - верховья восточной ветви лед. Катунский под в. Раздельная.

4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6шт., веревка 3х50 м., крючья ледовые 2 шт., петля расходная 1 шт.
N Участок Крутизна,град. Длина, м. Время, ч.,мин. Характер пути
1. Седловина пер.Бол.

Берельское седло -

подход под пер.ТКТ

(фото 20).

до 30 1200 1ч.20м. Снежный склон, набор высоты в обход трещин и ледовых изломов, глубина снега 30-40 см.
2. Перевальный взлет-

седловина.

до 50 100 20мин. Бергшрунд проходим по снежному мосту в правой (по ходу)

части перевального взлета. Движение с индивидуальной

страховкой. Седловина перевала представляет собой скально-снежно-ледовый гребень. Тур на скалах слева.

3. Спуск с седловины перевала. 50 130 40мин. Cпуск с перевала проходил в левой части седловины для того, чтобы обойти сильный разлом бергшрунда внизу. Провесили 100 м. перил: 1-я веревка-по занесенным снегом скалам; 2-я веревка-по ледовому склону, конец веревки прошел бергшунд. Далее склон выполаживается.
4. Спуск под в. Раздельная. до 45 1000 40мин. Снежный склон вначале пологий, затем до 45о. В верхней правой части спуска и нижней левой-ледопадные участки. Движение в связках по центру, по снежным мостам, в обход разломов.


6.6. Перевал Любимых жен (северный вариант пер. Шукшина, 2А, 4370). Вершина Белуха Западная (4400, 3А, альп.)

1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет Центральное и Западное плато.

2. Характер перевала: с востока - снежно-ледовый, с запада - скально-ледовый.

3. Описываемый участок: верховья лед. Катунский под в. Раздельная - Западное плато.

4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар, ледорубы 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50 м., крючья ледовые 12 шт., петли расходные 3 шт.
N Участок Крутизна,град. Длина, м. Время, ч.,мин. Характер пути
1. Верховья лед.Катун-ский под в.Раздель-ная-Центр.плато. до 45 3000 5ч. Снежный склон, трещины большие, хорошо просматриваются, обходятся или проходятся по мостам. Глубина снега более полуметра, из-за этого движение первого участника без рюкзака. Выходя на Центр.

плато, двигаемся вдоль Зап.Белухи к сев. краю плато.

2. Сев. край Центрального плато-седловина перевала

(фото 21).

до 60 800 2ч.20м. До бергшрунда снежный склон,

бергшрунд засыпан, далее снежно-ледовый склон. Движение в связках. Последние 50 м. подъема на гребень по перилам. Выход по гребню на седловину с одновременной страховкой (фото 22).

3. Седловина перевала - в.Белуха Зап.

(радиально).

до 40 400 30мин. Движение по снежному гребню через седловину пер.Шукшина в связках с одновременной страховкой. Тура на вершине нет. Спуск по пути подъема.
4. Спуск с перевала (фото 23). до 60 300 1ч.30м. В начале 100 м. перил по скалам, далее 100 м. перил по ледовому склону крутизной до 50о, потом склон выполаживается.
5. Западное плато

(фото 24)

до 35 3000 1ч.40м. Западное плато можно разделить на верхнюю (стол) и ниж- нюю часть. За 40 мин. пересек-ли стол и начали спуск с попе-ременной страховкой, прижимаясь к правому (по ходу) краю Западного плато. Из-за плохой видимости спуск продолжили не по оптимальному пути, обходя ледовый сброс слева. Логичнее двигаться вдоль правого края (в разумных пределах) Зап. плато.

6.7. Перевал ХХ-летия Октября (3А, 4178)

1. Перевал расположен в Белухинском узле Катунского хребта, соединяет Западное плато с лед. Мюшту-Айры и Леонида через вершину ХХ-летия Октября.

2. Характер перевала: со стороны Западного плато - снежно-ледовый, с лед. Мюшту-Айры, Леонида - скально-ледовый.

3. Описываемый участок: Западное плато - лед. Леонида.

4. Необходимое снаряжение: кошки 6 пар., ледорубы 6 шт., каски 6 шт., веревка основная 3х50м., крючья ледовые 20 шт., крючья скальные 4 шт., петли расходные 3 шт.
N Участок Крутизна, град. Длина, м. Время, ч.,мин. Характер пути
1. Западное плато-

в.ХХ-летия Октября

(Карона Алтая)

(фото 25, 26).

до 40 1200 1ч.10м. Пересекаем снежное плато, подходим под склон. По склону за 15 мин. выходим на гребень. Оставляем рюкзаки и по снежно-ледовому гребню за 15 мин. выходим на вершину (фото 27).
2. Спуск с перевала до фирновой террасы

(фото 28, 29).

до 70 600 4ч. Спуск в сторону лед. Леонида

начали из-под вершины, практически с места выхода на гребень. Повесили 10 веревок перил. Первые 4 веревки вдоль гранитных скал с натечным льдом, остальные веревки - по ледовому склону крутизной до 60о. Бергшрунд засыпан, после бергшрунда склон выполаживается.

3. Фирновая терраса -

лед. Леонида (фото 30).

до 45 1800 1ч.40м. По террасе двигаемся влево вдоль склона. Вначале полого, затем крутизна увеличивается до 45о, по перилам (50 м.) спускаемся на нижнюю часть террасы. Прижимаемся вправо и по снежно-ледовому склону в связках с попеременной страховкой, обходя трещины спускаемся прижимаясь к правой части склона. В нижней части склона сходим с ледника и спускаемся по кулуару между ледником и скалами справа, выходим на бараньи лбы. Траверсируя влево нависающий

язык ледника (50 м. наклонных перил) выходим на среднюю и крупную осыпь по которой спускаемся на лед. Леонида (фото 31).

7. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

7.1. Снаряжение личное общепоходное

N Наименование Количество, шт. Вес, кг.
1. Рюкзак 1 1,8
2. Коврик 1 0,3
3. Спальный мешок 1 2,0
4. Куртка пуховая 1 1,2
5. Штормовой костюм (анарака, брюки) 1 комплект 0,5
6. Костюм спортивный 1 комплект 0,8
7. Свитер 1 0,7
8. Рубашка с длинными рукавами 2 0,2
9. Футболка с короткими рукавами 1 0,1
10. Шапочка шерстяная 1 0,1
11. Панама от солнца 1 0,1
12. Плавки повседневные 3 0,3
13. Плавки купальные 1 0,1
14. Перчатки а) утепленные

б) х/б

1

2

0,2

0,2

15. Накидка от дождя 1 0,3
16. Ботинки 1 пара 2,7
17. Фонарики для ботинок 1 пара 0,2
18. Кроссовки 1 пара 0,7
19. Носки а) шерстяные

б) х/б

в) полушерстяные

2 пары

3 пары

3 пары

0,9

20. Туалетные принадлежности 1 комплект 0,2
21. Посуда, нож 1 комплект 0,4
22. Индивидуальный пакет 1 комплект 0,2
23. Спички в герметичной упаковке 2 0,1
24. Туалетная бумага 1 рулон 0,1
25. Записная книжка, ручка 1 комплект 0,1
26. Носовой платок 2 0,1
27. Фляжка 1 0,1
28. Мешок для заброски 1 0,2

ИТОГО:
14,9

Из них в рюкзаке было примерно:
10,0

7.2. Снаряжение личное специальное

N Наименование Количество, шт. Вес, кг.
1. Система страховочная 1 комплект 1,0
2. Карабины альпинистские 6 0,6
3. Пруссик для самостраховки 1 0,2
4. Рукавицы брезентовые 1 пара 0,2
5. Каска 1 0,2
6. Ледоруб (айсбайль) 1 1,0
7. Ледовые крючья 3 0,3
8. Ледовый крюк расходный 1 0,1
9. Кошки 1 пара 1,0
10. Спусковое устройство 1 0,1
11. Палки телескопические 1 пара 0,7
12. Жумар 1 0,1
13. Очки солнцезащитные 1 0,2

ИТОГО:
5,7

7.3. Снаряжение командное общепоходное

N Наименование Количество, шт. Вес, кг.
1. Палатка 2 6,4
2. Тент 2 3,4
3. Примус "Турист" 2 1,8
4. Бензин А-76 в пластиковых бутылках 10 литров 7,4
5. Стеклоткань 1 0,3
6. Лопата снежная 1 0,6
7. Сухое горючее 2 упаковки 0,2
8. Котлы (5,5 л., 7,5 л.) 1 комплект 2,1
9. Поварежка 1 0,1
10. Свечи 1 0,1
11. Фонарик 2 0,4
12. Компас 1 0,05
13. Термометр 1 0,05
14. Фотоаппарат с пленками 2 комплекта 1,5
15. Документы 1 комплект 0,6
16. Аптека 1 комплект 1,6
17. Ремнабор 1 комплект 1,8

ИТОГО:
28,4

7.4. Снаряжение командное специальное

N Наименование Количество, шт. Вес, кг.
1. Веревка основная 50 м. 3 10,0
2. Веревка расходная 19 метров 1,3
3. Крючья скальные 12 0,9

ИТОГО:
12,2

7.5. Продукты питания

Продукты питания были разделены на две категории: общественные продукты и личные продукты.

Общественные продукты обеспечивали трехразовое горячее питание. В перечень общественных продуктов входил стандартный набор круп, мучных изделий, специй, тушонка, бульоны, масло топленое, чай, какао, кофе, компот из расчета 310 гр. на человека в день. Общий вес общественных продуктов составил 37,2 кг.

Личные продукты обеспечивали личные потребности каждого участника в перекусах, сладостях и деликатесах.Примерный перечень личных продуктов представлен в таблице:
N Наименование Вес, кг.
1. Сухари 1,0
2. Печенье 1,0
3. Колбаса копченая 1,0
4. Сало 0,5
5. Сахар 1,0
6. Конфеты 1,5
7. Сыр 0,5
8. Сухие напитки 0,3

ИТОГО: 6,8

Таким образом общий вес продуктов составлял 76,2кг., т.е. 668 гр. на человека в день.

7.6. Весовые характеристики груза

N Наименование На 1 чел., кг. На 6 чел., кг.
1. Снаряжение личное общепоходное 10,0 60,0
2. Снаряжение личное специальное 5,7 34,2
3. Снаряжение командное общепоходное 4,7 28,4
4. Снаряжение командное специальное 2,0 12,2
5. Продукты общественные 5,9 35,4
6. Продукты личные 6,8 40,8
  ИТОГО: 35,1 211,0

8. СМЕТА РАСХОДОВ

N Наименование На 1 чел., руб. На 6 чел., руб.
1. Транспортные расходы

1.1. г.Новоуральск-г.Екатеринбург


электропоезд 9,2 55,2
1.2. г.Екатеринбург-г.Барнаул


поезд N36 "Алтай" Москва-Барнаул 480,3 2881,8
1.3. г.Барнаул-г.Горно-Алтайск


автобус 73,0 438,0

багаж 14,6 87,6
1.4. г.Горно-Алтайск-п.Тюнгур


такси 375,0 2250,0
1.5. п.Тюнгур-г.Горно-Алтайск


автобус 170,0 1020,0
1.6. г.Горно-Алтайск-г.Бийск


автобус 29,0 174,0

багаж 6,0 36,0
1.7. г.Бийск-г.Новосибирск


поезд N602 63,4 380,4
1.8. г.Новосибирск-г.Екатеринбург


поезд N55 Красноярск-Москва 196,4 1178,4
1.9. г.Екатеринбург-г.Новоуральск


электропоезд 9,2 55,2
2. Питание (22 руб. x 29 дн.) 638,0 3828,0
3. Проживание

3.1. На базе "Высотник"(10 р. х 1 день) 10,0 60,0
3.2. На базе в Горно-Алтайске(25р.х2дн) 50,0 300,0

ИТОГО: 2124,1 12744,6

9. ЛИТЕРАТУРА


1. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. Сост. Л.Б.Директор. -М.: Профиздат, 1990.

2. Высокогорные перевалы: Дополнения и изменения к перечню классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. Сост. Л.Б. Директор, А.В.Джулий. -М.: Рекламно-информационное бюро "Турист", 1992.

3. Классификация маршрутов на горные вершины. -М.: Издатель И.В. Балабанов. 1999.

4. Отчет о горном путешествии 5 к.с. по Центральному Алтаю. Рук. Ю.В.Коржавин, Свердловск, 1984. (N 1846 биб-ки ТСС Екатеринбурга).

5. Спортивный туризм. 1995.- N 2.- с. 9, Б. Сорин. Траверс массива Белухи в лыжном походе.

6. Вольный ветер. 1999.-N 37. К. Бекетов. Алтай: две горы.

7. Отчет о горном путешествии 3 к.с. по Центральному Алтаю. Рук. А.Б.Бутырин, Свердловск-44, 1993.

8. Отчет о горном путешествии 5 к.с. по Центральному Алтаю.

Рук. А.Б.Бутырин, Новоуральск, 1995.
Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;