LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



рассвет
Автор: Леонид Смирнов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Отчет о походе по реке Кереть в мае 2004 года

Кереть, Белое море, о. Сидоров, пос. Чупа

21-30 мая 2004

Автор -
Георгий Пушкин (Санкт-Петербург)

Плавсредство

кат-4 "Аргут" тритоновского производства 2001г.;

Экипаж
Правый нос - Юра Ефимов, 40 лет, хронический байдарочник и лыжник-горник, на кате - первый раз,
Правая корма: мой сын Сергей 16 лет, стаж туризма - около 10 лет, водный опыт - Катунь, Чуя, Умба, Чирка-Кемь, Ладога,
Левый нос - Михаил Титов, 43 года, еще один хроник всяческого туризма, на кате - впервые,
Левая корма - скромный автор данного отчета, Адмиралиссимус и инициатор всего этого безобразия…

Почему май - да что бы застать воду, достаточную для покатушек на катамаране. Почему Кереть - просто очень хотелось пройтись не только по порогам, но и по Белому морю, по островам, а в Чупа-губе и вокруг их достаточно. Почему вообще люди ходят по турбулентной холодной воде - ну, это не к нам…
Итак, поехали!

Старт, 21-22 мая
То, что в поезде Питер-Мурманск пиво иссякло уже в день отъезда - вещь закономерная. Но то, что на следующее утро за окном вагона исчезли все признаки листвы, травы и прочей зелени, кроме сосновой хвои - настораживало. Все речки были полны водой до краев, в озерах отражалось небо цвета асфальта, а малые пятна снега на земле мы договорились считать обрывками полиэтилена.
На платформе в Лоухи мы были единственными людьми с водной снарягой. А через 10 минут просто остались в гордом одиночестве. Не без труда найденный за 200 р. человек на "Газели" подтвердил, что честь открытия сезона принадлежит здесь нашему экипажу.
До Павловского плеса на Керети, подходящего прямо к мурманскому шоссе, добрались быстро, по дороге прикупив 95-го бензина для моторной части маршрута по морю. Полянка в 50м слева от трассы удобна для стапеля и натоптана турьем и местными рыбаками. На чистом сером небе не было видно ни одной голубой тучки, прохлада бодрила и звала в путь. Стапель много времени не занял, мы перекусили бутерами с чаем, хлебнули по глотку за прибытие и в первый и последний раз влезли в сухие теплые гидры…
При стапеле впервые за три года не забыли проплавить в корме каждой шкуры ката по небольшому отверстию - для слива воды на стоянке. Аргут имеет привычку на порогах и под дождем набирать через верхний шов литров по 10-20 воды в каждую шкуру. Чтобы ее слить, надо кантовать кат на стоянке. Выносить же на берег кат с лишними 30-40 кг воды - не в радость… А через заднеотливные отверстия кат самостоятельно облегчается даже при "полувытаске" на берег. Стартовали около 18 часов.
Плес велик - в ширину метров 700, из его северо-западного края небольшим перекатом выходит Кереть. Течение неспешно тащило нас к порогу Мураш, который рекомендовалось просматривать перед прохождением (по летним байдарочным отчетам). После недлинного плесика послышался легкий шум - не иначе, как Мураш! Мы приткнулись на л.б. и пошли изучать источник шума. Пара троллейбусов в русле и небольшие бочечки - ну просто сплошное разочарование! Сделав пару фотографий, мы проскочили перекат, не замочив пятой точки. "Похоже, это все же был не Мураш" - эта мысль посетила нас одновременно, когда метров через 400 послышался шум посильнее прежнего.
Посмотрели источник шума по п.б. (ну уж это - непременно Мураш!) - и решили прокатиться по извилистой траектории с целью тренировки экипажа. Надо сказать, что воды было много, около +1 м от нормы, судя по подтопленному берегу, и большинство шкуродеров и обливняков были под водой. Извилисто прокатившись по Мурашу №2, мы вскоре подошли к хорошей шивере с ряжевой стенкой на л.б.
После прямого разгона река делает левый поворот - и нас посещает мысль о попадании в настоящий Мураш… Русло сужается, берега покрыты толстым слоем снега и льда. Еще метров 300 по валам и бочкам около метра на хорошей скорости, скалка на п.б. - и правый поворот в выходную часть порога. Почти все камни под водой, по всей ширине русла - добротные стоячие валы, пенные бочки. Пролетели по ним, умывшись по-уши.
Сразу за порогом плес разливается вправо, река уходит из него влево плавным поворотом. Ну, наконец-то и настоящий Мураш прошли! Хоть из третьей попытки и без просмотра, но удовольствие получили. Смотреть его стоило лишь для фотографирования, что мы и сделали, причалив на л.б. за порогом. Берег высокий, есть место стоянки, но очень мокрое, т.к. почти рядом - полно снега.
Встали на бивак на п.б. прямо напротив порога в 8 вечера. Высокий берег, просторное место для стоянки, только с дровами небогато. Но на наш небольшой экипаж - вполне достаточно.
Серега вечером порадовал всех заначкой - литровой банкой пива.
Ночь была издевательски белой, в 5 утра светло, как в полдень.

23 мая
К девяти утра погода стабилизировалась, т.е. небо стало равномерно серым и низким, с него заморосило и обозначился северо-восточный ветер (т.е. прямо в пятак). Мы неспешно перекусили и около 11 утра отчалили. Через минут 15 хода река стала озером Новым, навстречу весело задул холодный ветер, накрапывал дождичек. Пар изо рта не шел, т.к. его тут же вдувало обратно в ротовое отверстие.
Добротно размявшись греблей, мы миновали два мыса и два залива по правому борту и подошли к порогу Сухой. Он был вполне мокрый и не производил впечатления даже переката. Кое-где из воды торчали чемоданы, кое-где они угадывались под водой. Экипаж изрядно задубел и перед порогом изобразил пьяную дискотеку: мы прыгали по берегу на занемевших ногах, как пораженные столбняком обезьяны, передавая друг другу фляжку с огненной водой.
Сразу за Сухим миновали автомост мурманской трассы. Почти стоячими плесами нудно грябали до озера Осиновое, которое открывается налево-назад перед тремя домами деревни Кереть на л.б. Основная часть деревни расположена у ж.д. станции Кереть. Под ж.д. мостом - единственное место с течением, далее - снова плесы почти до озера Кривое. За 500 м до озера на правом повороте островок , в рукавах - перекатики с течением. Непосредственно перед впадением реки в озеро - порог Кривой. Порог - просто текуха с небольшими обливняками. Полагаю, что летом тут на кате делать нечего вообще.
Слева за порогом - неплохое место для стоянки, но недалеко - станция Кереть и бывают случаи воровства со стороны местных (судя по чужим отчетам). Озеро пересекается ровно поперек, по кратчайшей траектории.
Мы выскочили на стоянку попрыгать-погреться и сделать по очередному глотку из фляги, которую предусмотрительно поместили в спинной карман Юриного спасика. На пройденных плесах мы начали пользоваться горячительными напитками прямо на борту, поскольку шли по уж очень прохладительному… Продукт кончался катастрофически быстро, теплее от него становилось, но не надолго. Нечего и говорить, что не было "ни в одном глазу".
За озером Кривым продолжалась однообразная лопата по плесам.
Порог Долгий - островок посреди русла, слева многоводный уклон с бочками, справа - маловодный сливчик. Шли мы слева и хорошо попрыгали, а справа с наплыва ничего интересного не заметили.
Дальше - шивера порога Долгий. В нашу воду - просто резвые покатушки с возможностью покрутиться между больших обливняков, летом же - просто заповедник чемоданов… После прямого плеса - правый поворот, островок в русле и небольшой перекат за ним, на п.б. - хорошая стоянка. Тропа вдоль берега говорит о частых покатушках с удобным обносом вверх по течению.
Еще плес - и показалась скалка на л.б. перед порогом Варацкий. Над уловом слева - хороший подход к воде, просторное место для стоянки на берегу. "Народная тропа" уходит вверх по берегу вдоль порога. Порог начинается шиверой метров на 300, затем - остров. В левой протоке ступенька до 1,5 м, но не сплошная, а состоящая из крупных камней. Есть узкий прямой слив под л.б. (для ката - негабарит) и хорошая ступенька с добротной пенной бочкой под островом. Посередине протоки - беспорядочно перемешаны камни и ступеньки. Кату там не пролезть. Для захода в правую бочку надо не слишком прижиматься к островку, т.к. прямо перед ним струя резко отбивается к центру протоки и частично попадает в мешанину посередине.
Справа от острова узко, да и не особо было видно с нашего л.б. Порог красиво смотрится с высокой скалы на л.б. метров за 50 до основной его части.
После нескольких фотографий мы потрусили обратно к кату, заодно и погрелись. Шли по левому руслу, ближе к острову. Зашли чисто и эффектно прыгнули в самое какао. Опять умылись по уши и выкатились по шивере к автомосту перед Варацким озером.
Сгрябанность команды на второй день уже вполне хорошая, кат идет, как дрессированный…
На стоянку хотели встать на острове посреди озера, но остров был основательно подтоплен и насквозь продувался добротным северным ветром. Летом, при комарах и мошке, это было бы кстати, но только не сейчас! Мы полюбовались высоченными гранитными лбами на п.б. при входе в озеро и ломанулись к северному берегу, под прикрытие леса. Берег не порадовал хорошими местами для стоянок, все было очень мокрым и наклонным. Пришлось идти к выходку Керети из озера, где на правом берегу обнаружился замечательный скальный выход и обжитая полянка для стоянки.
Как только мы стали лагерем и переоделись в сухое, ветер стих и сквозь облака проклюнулось солнышко. Нельзя сказать, что оно грело, но все же радовало. Ужин и просушечные граммы примирили нас с погодой окончательно.
Оправдали себя "самоотливные" отверстия в шкуре ката: вытащенный на берег носами вверх кат за час-другой исправно легчал на пару-тройку ведер воды.
Сегодняшний день был самым продолжительным по части лопаты по плесам против ветра.

24 мая
Ночь была до безобразия солнечной, чего не сказать о холодном дождливом утре…
Под дождем позавтракали, влезли в сырой холодный неопрен - и вперед, в порог Карежка. Ну, это и вовсе не порог, а козьи потягушки… Просто есть течение между двумя плесами. Дальше - как обычно, лопата по стоячке против ветра.
И вот - правый поворот из плеса, шум воды - порог Краснобыстрый. Пошли смотреть, т.к. во всех отчетах сказано о больших каменных плитах и сливах. Весной надо здесь ходить, граждане! Первая неровная ступенька через все русло полностью затоплена, под сливами - разные по величине и "косости" бочки, но самая сочная струя идет от центра к л.б. До второй ступеньки надо сместиться метра на три вправо и падать в косой полноводный слив с добротной пенной бочкой. Для каяков там просто множество вариантов, отличные можно устроить покатушки - благо тропа для заброски наверх по л.б. достаточно широкая и набитая. Ну, а для ката по габаритам вариантов заметно поменьше.
Зашли четко и собрали все, что было намечено. Конечно же, умылись по уши.
А впереди - опять плесы… На какой-то краткий миг небо расчистилось, мы уж было поверили в приход весны - но тут же со стороны моря положило ровную серую мглу с дождем. Дубак крепчал, тем более, что появилось течение и началась завершающая связка порогов. А в порогах почему-то обязательно лежал по берегам снег и от него тянуло зверским холодом…
Затем на правом повороте симпатичный порог Масляный с хорошим уклоном и бочками поперек всего русла, на его выходе - мелкая шивера и левый поворот.
После прямого плеса около 1,5 км - порог Павловский, причем за перегибом воды нижнего плеса вблизи видно не было, а лес по берегам заметно уходил вниз. Мы с приткнулись на п.б. и с интересом глянули за перегиб: падение уровня около 3 м, полностью затопленный "сад чемоданов" и хорошие стоячие валы поверх "сада". Внизу традиционный разлив и шкуродер, мелкий даже в нашу воду. Пять минут на прыжки - глотки - согрев - и покатили! Прокатились и умылись, получили удовольствие - и снова лопатить против ветра, который был заметно слабее из-за леса по берегам и поворотов.
Колупаевский порог сложности не представляет никакой, но зато очень понравился своими гладкими скальными лбами, с обоих берегов зажавшими реку.
Дальше - автомост на карьер с табличкой-предупреждением для туристов о взрывных работах в карьере, за мостом справа - впадает Лоушка.
И началась веселая связка Масляного и третьего Кривого порогов. Река постоянно закладывает повороты, падение уровня очень заметно. Практически повсеместно - стоячие валы до метра и более, неожиданные бочки за большими обливняками, надводные чемоданы… Вот бы так весь маршрут! Этот участок нам понравился больше других, с ним может сравниться лишь морской порог. Конечно, шли все без просмотров и остановок. Прошли с азартом и удовольствием и успели даже повыпендриваться лагом и реверсом в особо вкусных местах. Это при таком дубаке - чисто мазохистическое…
Неполностью умытых и местами сухих - не было! Зато после окончания этих порогов пришлось чалиться и долго бегать в гору, прыгать и махать найденным на берегу куском рельса для разогрева. Фляжка тоже не была забыта.
Еще рывок на веслах против ветра по последнему плесу - и чалимся около рыбацкого закола и домиков над порогом Морской. Мужики в ватниках и плащах с любопытством наблюдают за нашей походкой на негнущихся ходулях, радуют нас вестью, что мы первые в этом сезоне и приглашают хлебнуть чайку. В теплом домике и с горячей кружкой в руках жизнь начинает налаживаться, но через ледяной неопрен тепло от печки не доходит до тела. От рыбаков узнаем об отсутствии рыбы и рыбнадзора и медленно потягиваем крепкий чай. Но вот чай кончился - и пора на холод, в воду. Мужики стращают нас ужасным порогом, где каждое лето кого-то разбирает на камнях, и дружно выходят поглазеть на питерских пингвинов.
Поскольку сети еще не поставлены, пропихиваемся катом под тросами и валимся вниз. Порог сейчас - замечательно полноводная шивера около 1,5 км в длину с перепадом воды метров в 15. Почти все камни под водой, скорость большая, пролетаем по метровым валам до выхода из порога до обидного быстро и вываливаемся по мелкой шивере в море. Море в этом месте совсем пресное, на л.б. - умершая деревня Кереть.
Эта деревня, основанная более 400 лет назад, была одной из богатейших поморских деревень, о чем и сейчас говорят остатки высоких северных срубов в 6 окон по фасаду. Она пережила революции и войны, но была разорена и погублена советскими послевоенными реформами (пусть икнется на том свете Хрущеву!). Больно смотреть на разруху и нищету, перечеркнувшую труд многих поколений живших здесь людей… Сейчас на вопрос о возможности купить рыбу мы услышали от потомков поморов: "А нам ее не завезли!"
Мы приткнулись на п.б. к остаткам причалов лесобиржи напротив деревни и я занялся распаковкой мотора. Идти на кате на одних веслах по весеннему морю - это отсутствие гарантии своевременного возвращения… С ветром на море все в порядке, как мы чуть позднее убедились. Посчитав воду ниже Морского пресной, мы взяли 10л воды прямо из залива. Попутно понаблюдали за крупным хорьком, деловито шнырявшим по берегу рядом с нами.
Итак, трое ленивых заткнули весла под обвязку и сели лениться, а я дернул за веревочку, ухватился за рулевое весло - и кат тронулся в моря под тарахтение 2-х сильного движка. Правда, далеко идти мы не собирались, поскольку были сильно задубевшие, очередной раз с головой умытые в Морском пороге, и в довершение идиллии снова пошел дождь.
Первых попавшийся мыс, поросший сосняком, нас вполне устроил и мы встали на ночь. Как потом оказалось, это был южных мыс острова Средний, на котором стоит биостанция и где стоянки запрещены. Но мы шли не в сезон, уже наступил вечер и никто нас не беспокоил.
Тент, костер, сухая одежда и супчик с тушкой - что еще надо околевшему воднику при средней температуре воздуха 7-8 градусов?? Правильно, неспешный разговор и лекарство! И оно у нас было.
К ночи опять прекратился дождь и мы побродили немного по берегу, осознавая переход из речной стихии в морскую. На берегу местами лежал слой толстого льда, на деревьях не было даже признака набухших почек. Заполночь начался отлив, достигший своего максимума (минимума?) часам к трем ночи. Разбуженные в 3 часа ночи ярким солнцем, я с Мишей выползли из палатки и не обнаружили у берега воды… Она отступила метров на 20, а местами и дальше. Накопившаяся усталость перевесила мое любопытство и заставила меня вернуться в палатку и проспать до 9 утра. Миша еще долго бродил по берегу.

25 мая
Подъем около 9 утра, неспешный завтрак, попытки чуть подогреть сырой неопрен перед его напяливанием - и мы отчаливаем в моря с надеждой запасти пресной воды и хлеба на биостанции.
На берегу поселка биостанции - полное безлюдье, лишь мужик около берега пытается завести движок на "Казанке". Он рассеял наши надежды на хлеб и показал направление на колодец. Тот был так далеко, что мы поленились причаливать из-за такого пустяка, как вода, и, обойдя Средний с запада, взяли курс на северо-восток к острову Кереть. Облачность опустилась до метров 70 - 80 и срезала вершины сопок на берегу, шел дождь, ветер дул в пятак - т.е. все шло, как полагается.
Путь наш лежал на восток, вокруг острова Кереть к проливу между ним и островом Кишкин, а затем на север к западной бухте острова Сидоров. Там я планировал простоять два - три дня, в зависимости от погоды, совершая вылазки на окрестные острова. 10 л бензина и скорость ката около 7-8 км/ч при расходе менее 1 л за 2 часа хода давали нам большой запас автономности. Да и весла у нас имелись.
И вот, огибая очередной мысок о.Кереть, мы увидали вдали на море странную белую полоску. Вскоре, двигаясь против приливного течения и ветра, мы обратили внимание на то, что полоска перекрыла весь видимый морской горизонт, состоит она из плывущего льда и его передовые гонцы подошли к нам почти вплотную. Пришлось чалиться у ближайшей скалы и сбегать на нее для рекогносцировки. Картина нас повергла в ступор: лед шел с моря сплошной массой от горизонта, разводья меж льдинами местами позволяли пропихнуть кат, а местами и нет. На льдинах тут и там лежали тюлени самых разных размеров и цветом от серого до черного. Ближние из них с любопытством взирали на четырех околевших двуногих существ в спасах.
Пока наши переохлажденные мозги пытались справиться с этой новостью, течение и ветер окружили льдинами наш припаркованный к скале кат и продолжали движение на запад, в Чупа-губу. Но нам-то надо было прорываться на северо-восток! Со скалы на мысе была видна полоса чистой воды в нужном нам направлении, но что ждет нас за поворотом к о.Кишкину и Сидорову - мы знать на могли. С привлечением изрядной доли оптимизма мы пришли к мысли, что все пройдем, но флот не опозорим - и рванули на северо-восток через льды.
Сразу стало видна разница между весенним льдом на озерах ленобласти и морским льдом толщиной от полуметра до метра. Мотор сразу подняли, т.к. убить пластиковый винт об лед в наши планы не входило, и стали пропихиваться на веслах. Смешная иллюзия: расталкивать тяжелые льдины легким катом. Но у нас это стало понемногу получаться, и за полчаса мы прошли около полукилометра до относительно чистой воды. Тут уж пошел в ход мотор, и началось лавирование во льдах. "Титаник" просто отдыхал!
Упорство и труд вознаградились совершенно чистой водой в проливе меж Керетью и Кишкиным. Правда, подошло время отлива - и пролив обсох как раз перед выходом на "большую воду"… Пришлось из коньков-гребунков переквалифицироваться в простых коней. Ужасно не хотелось развязывать укладку и переть все барахло по отдельности по вязкому дну, усеянному тысячами мидий. Тащить кат юзом по лезвиям ракушек тоже не улыбалось. Пришлось двигаться по-тюленьи - т.е. приподымать кат и перемещать его вперед. Минут за 30 управились.
И вот мы снова встали на воду. Виден остров Сидоров, а на Кишкине осталось только заправиться пресной водой из ручья. Нашли ручей быстро (благодаря карте, присланной мне мылом из Чупы - спасибо Ю. Рыбакову!), залили 15 л воды - и вперед!
Путь с Сидорову снова преградила полоса льда, идущего из пролива с востока. Мы, уже обогащенные опытом, прошли это препятствие под мотором и покатили к бухте - цели сегодняшнего перехода. На прибрежных скалах лежали зеленовато-голубые льдины, принесенные приливом, а над берегом в лучах неведомо откуда взявшегося солнца светилась радуга! Сидоров заждался нас и приветствовал добрым знаком.
А уж когда мы обогнули скалистый мыс и вошли в бухту с широким песчаным пляжем - мы поняли, что не зря рубились через лед, дождь и ветер.
Кто бывал на о.Койонсаари на Ладоге - видел такую же бухту. Посередине ее стояли бивачные постройки - стол с лавками, каркас для тента, микро-баня, построенная из плавника, и остатки сарайчика. На берегу шумел сосняк, закрывая берег от северного и восточного ветра с моря.
Сухие шмотки, горячее хрючево, солнечный вечер - и не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна!
На сытое пузо Серега с Юрой отправились рыбачить на скалистый мыс слева от лагеря, Миша ушел на гору справа, я же наслаждался жизнью, не сходя с места. Но это скоро наскучило, тем более, что ветер разогнал тучи и погода обещала быть ясной. И я с фотоаппаратом тоже отправился на скалы. А потом решил пробежаться по острову на север, т.к. читал, что северная бухта куплена кем-то из местных и там есть ручей.
Вскоре мне попалась тропинка, ведущая в том направлении, и по ней я вышел к строящейся хижине, стоящей прямо на прибрежной скале. Двое мужиков, работающих там, оказались нанятыми плотниками, строящими "гостевой домик" с верандой, баней и сортиром. Домик предназначен для платежеспособных гостей, в т.ч. приезжающих сюда финнов. Их завозят из Чупы катером и развлекают рыбалкой.
Куплена всего лишь часть северной бухты, поэтому проблем со стоянками на других местах быть не должно.
В лагерь я вернулся с намерением сходить еще и на восточный, морской берег острова. Миша и Юра присоединились ко мне, а Сергей остался в лагере. Тут и пригодились рации, взятые с собой. Мы втроем по старой дороге, перешедшей вскоре в тропу, пересекли остров и оказались на берегу бухты, расположенной симметрично к нашей.
Лес, начиная с середины острова и до восточного края, был сильно пострадавшим от низового пожара. Корни у сосен выгорели больше, чем наполовину, и деревья без труда валились ветром. Тонкий слой торфа на скалах почти весь уничтожен огнем. Пол-острова было обезображено чьим-то раздолбайством на долгие годы…
А бухта была полностью забита льдом, и до горизонта был только лед, лед и лед. Белизну разбавляли темные разводья и десятки тюленей на льдинах. Перспектива проснуться завтра утром и увидеть подобную картину на нашем берегу не радовала. Михаил отправился в лагерь, а я подбил Юру сбегать на высотки на севере острова и поглядеть на корабль, севший на мель в 4-5 км севернее острова еще после войны, и торчащий там по сей день.
В северной части пляжа этой бухты - неплохой ручей, несколько мест биваков и обгоревший домик. Думаю, что еще не один год из-за пожара эта часть острова будет непригодна для стоянок.
Пробежка наша на север слегка затянулась, поскольку мы выбежали за пределы имевшейся у меня карты и сделали лишний крюк по скалам на севере острова. Зато посмотрели на корабль и поняли, что туда нам не хочется: море к северу от острова было покрыто плывущим на запад льдом. Чистым оставалась лишь "тень" от нашего острова в западном направлении. С юга от острова тоже шел лед… Остров имени когда-то жившего тут в ските монаха Сидора оставлял нам путь к отступлению. А на северо-востоке виднелась темная полоска терского берега Кольского полуострова.
Вечером даже на нашем берегу было очень холодно, и это при всех одетых на себя запасах теплой одежды (кроме спальника). Думаю, что не выше нуля, т.к. чай остывал мгновенно и даже пришлось приготовить дополнительный "второй ужин", чтоб согреться. К тому же Мишин запас джина, Юрино "шило" и мой коньяк по такой погоде уже иссякли, оставался "адмиральский литр" чистого, но надолго и его вряд ли хватит.
Спать легли с твердым намерением утром уходить к материку.

26 мая
Утро было солнечное, но не знойное. Солнце и ветер подсушили вечно мокрую палатку и тент, пока мы собирались. По направлению к мысу Картеш была чистая полоса воды, с севера белела сплошная полоса льдов, которые ветром постепенно сносило в нашу сторону.
Мы с сожалением покинули приглянувшийся нам остров и начали движение на запад, к точке финиша. Времени до 29-го мая у нас было полно, и мы особо не спешили. Решили с утра попытаться половить треску на глубине между островами, а потом идти вдоль северного берега Чупа-губы и встать на первом же пригодном месте.
У трески в это утро были совершенно другие планы - и мы скоро это поняли. Зато любопытная тюленья морда появилась рядом с катамараном и долго наблюдала за нашими рыбаками. Пришлось завести мотор и двигаться к мысу Картеш.
На восточной оконечности мыса есть очень живописный залив, на 2/3 окруженный скалами. Причаливать и высаживаться там нельзя, поскольку территория принадлежит биостанции. Но по самому заливу мы прошли "кругом почета", полюбовались на громады скал, сглаженных и отполированных у воды, на заросли водорослей, на морских звезд и нежно-фиолетовых медуз. Потом набрали у берега мидий и попробовали их на вкус в сыром виде. Совру, если скажу, что ничего вкуснее не пробовал…
Покинув залив, мы сделали небольшой крюк и подошли к причалу северной базы биостанции, расположенной в узкой бухте сразу за мысом Картеш. Там мы запаслись водой и получили в подарок батон булки от нашего земляка, работающего на биостанции. Получили так же и много полезной информации о ручьях на побережье и местах стоянок, о расписании захода в Чупу катера с биостанции.
Пока я беседовал с земляком, Юра подцепил блесной со дна крупную морскую звезду и чуть не поймал треску. Серега попытался повторить его достижение - и намертво посадил Юрину блесну в основание причала…
Чтобы все Юрины блесны не остались в море - надо было уходить. Мы прошли около 5 км на запад вдоль северного берега, миновав маленький лысый островок Кругляш. На северном берегу напротив Кругляша должна была быть поляна со срубом родникового колодца, но мы ее не заметили. Прошли с километр дальше и встали у капитального стола с лавками на берегу. В 100м к востоку бежал ручей - а большего нам и не требовалось.
Конечно, в момент чалки был пик отлива и мы таскали все наше бархло, а затем и кат по максимально длинной траектории. Места на биваке было мало, но на палатку хватило. Неожиданно появилось солнце, а северный ветер под прикрытием берега нас не морозил. Да и вообще на материке было значительно теплее, чем на островах. Даже на березах начали раскрываться листья. Тут и началось макание в море.
Быть на море и не искупаться - это позор, а искупаться и ничего не отморозить - это мастерство. И мы достигли этого мастерства, некоторые даже по несколько раз. Потом была сушка барахла на солнце, загорание и добывание морских звезд спиннингом вприглядку. Т.е. я с Юрой бороздили прибрежные воды на кате и на глубине от 2 до 3м высматривали звезд. Затем начинались попытки заякориться (что на ветру непросто), подвести звезде под пузо тройник блесны и аккуратно вынуть ее на баллон. Через минут тридцать мы настолько в этом преуспели, что начали игнорировать недостаточно упитанных звезд (лейтенантских), а брали звезд исключительно адмиральских габаритов. Набрав их с десяток, мы вернулись на базу. Там тоже время зря не теряли. Миша с Серегой во время отлива собрали большую кучу мидий и азартно уплетали их, предварительно прокалив в крышке вставки. Я поучаствовал в этом гастрономическом разврате, а Юра решил остаться "контрольным кроликом" и воздержался.
Ночь была традиционно тихой и солнечной.

27 мая, день недели определить не удалось…
Утро настало ветренное и холодное. С морской стороны залива ветер нагнал лед, отдельные льдины были уже на траверзе нашего бивака.
В наши планы входил визит на о. Олений и стоянка на нем, если место покажется уютным. На Оленьем есть скальное озеро на месте заброшенного карьера, а на его северном мысу - просторное место для стоянки. Кроме Оленьего мы планировали познакомиться с магазином пос. Чкаловский. На этот магазин были большие надежды в части хлеба и спиртного, запасы которых надо было срочно пополнить.
Как только около полудня кат вышел из под защиты северного берега, начался дождь. Северный ветер срывал с волн пену, капли дождя летели вдоль воды. В такую погоду нам уже издалека не понравился северный мыс Оленьего, хотя в иную погоду стоять там - одно удовольствие.
Обойдя с севера Олений мы резво (ветер в спину - редкий случай!) двигались к Чкаловскому. Западнее Оленьего есть небольшой островок с хорошими местами для стоянок, но только не в такую погоду. С попутным ветром мы быстро добрались до поселка и встали под прикрытием небольшого причала. Прямо на причале стоит новая гостиница на 9 двухместных и два одноместных номера, цена - 50 евро в сутки с человека. Предназначена она для небедных туриков и дайверов, которых отсюда катают на острова, затопленные шахты и застрявший 50 лет назад на мели около о.Сидоров корабль.
От этой роскоши мы на халяву получили 5л пресной воды, а в магазине затарились "Гжелкой" и хлебом. Купить рыбы в поселке не удалось - "Не завезли!". За время хождения в магазин ветер усилился до 10 - 12 м/с. Теперь все встало на свои места - курс наш лежал против ветра, в лицо горизонтально летели дождь и пена с волн…
На удивление, движок тащил кат со скоростью около 4 км/ч, минут за 40 мы дошли до северного берега и повернули на запад, к Чупе. Под берегом тихо не было, но и шквалы уже не доставали до ката. На ветру все здорово закоченели, несмотря на то, что выше пятой точки были почти сухие. Пришлось причалить для согревающих процедур (пара глотков и яростные прыжки по берегу).
Затем началась нудная пилежка под дождем. Дождь не утихал, дубак не ослабевал - и процедуры периодически приходилось повторять. Тут и закончилась первая "Гжелка". И ведь за весь поход ни разу не удалось почувствовать хоть легкую степень опьянения! Прямо жаль продукта…
Прошли траверз Нижней Полунги, повернули за мыс и в 16:00 встали в бухте, закрытой с юга островком, которому водные турики дали название "Малый Крым". На "материке" был ручеек, место для стоянки было не слишком пригодным, но стоять на продуваемом островке тем более не хотелось.
Идти дальше не имело смысла, поскольку до Чупы оставалось около 6 км. Назавтра образовывалась дневка.
Наконец-то над головой появился тент, по сторонам - два костра и вскоре можно было вылезти из неопрена. К обычному пайку прибавился хлеб, поспел супчик, а за ним и гречка с тушкой. Тут и второй "Гжелке" пришел конец, а личный состав, наконец-то, почувствовал тепло в конечностях.
К семи вечера и дождь стих, и промочка под тентом чуть пообсохла - тут и палатку поставили. На десерт набрали кучу мидий, которую полностью съесть так и не сумели. Спать залегли поздно, тем более, что без часов определить время при таких белых ночах невозможно.

28 мая, дневка
Дневка - она и в Африке дневка, а не только в 20 км южнее полярного круга. Лень, обжорство пшенной кашей (в меру очень скромных остатков продуктов), попытки все-таки поймать треску, ползание с фотоаппаратом по соседнему острову. Там, на острове, нам всем очень понравилось. Есть хорошие стоянки, замечательно красивые скалы и даже удалось встретить и сфотографировать тюленей. Вот только и этот чудный островок сильно пострадал от низового пожара - пол-острова обгорело. На острове видели пару тюленей, загоравших в отлив на водорослях. Одна явно была дамой - судя по кокетливо-грациозной позе и потешно сложенным бантиком задними ластами.
С треской договориться не удалось, а вот фотоохоту за тюленями Серега удачно продолжил: подкрался к здоровенному экземпляру и сделал несколько удачных портретов. А Михаил в порыве энтузиазма расчистил парадный спуск от палатки к берегу от валежника… Серега опять изображал шамана и заказывал погоду у местных духов, размахивая факелом и совершая дикие прыжки по лагерю.
Поскольку наутро был запланирован ранний подъем и выход в Чупу - спать завалились рано. Ночью кто-то шумно суетился в воде под берегом, но заметить никого не удалось.

29 мая, финиш
Подьем - в 6 утра, легкий европейский завтрак из остатков харчей и отплытие около 8 часов. Погода держалась ветренная, но сухая. За час дошли до "Горелой пристани" в Чупе (примета - большой ангар на берегу и полуразрушенный бревенчатый причал).
Начал собираться дождик, поэтому расстапелились и упакровались быстро - к началу одиннадцатого. Недалеко от пристани, на ближайшей асфальтовой дороге подписали легковушку с прицепом за 200р и оставшиеся 5л 95-го бензина. До станции - около 6 км, но магазины есть только в поселке.
У железной дороги - ничего не купить, кроме пива у частников в бараках. Поэтому пришлось отправлять гонцов обратно в Чупу за хлебом и консервами.
В полуживой будке автобусной остановки сложили снарягу и сварили на горелке карпюр с консервами, слегка согрелись… Несмотря на отсутствие дождя было достаточно свежо - одеть пришлось все теплое барахло. В той же будке на стенах нет живого места - везде надписи водников о пройденных маршрутах. Попался и знакомый по форуму "Скитальца" лозунг - "Жизнь коротка - угребись!" . Вот и мы угреблись…
Поезд пришел раньше срока, поэтому моя инициатива вытащить все барахло на платформу заранее пришлась очень кстати. В вагоне было традиционно душно, поэтому наш запас пива моментально кончился. В Кеми появилась связь, мы дозвонились домой в Питер и сообщили о благополучном завершении похода.
Вот и еще один маршрут пройден, мечта стала воспоминанием… Мы открыли водный сезон в приполярье и прошли по морю. Такое удается не часто!
Север - суровый и красивый край, очаровывающий навсегда и зовущий к себе снова и снова. И мы еще не раз сюда вернемся.

СПб, июнь 2004



Фотографии:



Ложный порог Мураш


Открытие навигации на
Керети


Порог Мураш - вход


Порог Мураш - выход


Порог Варацкий -
ступенька


Порог Варацкий


Озеро Варацкое.
Пауза в дожде


Озеро Варацкое


Озеро Варацкое


Порог Кривой 1-й


Порог Краснобыстрый,
1-я ступенька


Порог Краснобыстрый,
2-я ступенька


Порог Павловский


Мертвая деревня Кереть,
берег моря


Полярные сосны


Пролив + отлив = суша


Юзом по мидиям и
морской капусте


Весна солнечная,
малоснежная


Остров Сидоров,
восточная бухта, льды


Полоса чистой воды
для бегства с острова


Льды в восточной бухте
острова Сидоров


Бухта на мысу Картеш


Подводный мир


Мыс Картеш


Остров Малый Крым


Остров Малый Крым,
скалы


Остров Малый Крым,
скалы


Завсегдатай пляжа


Старинная причальная
цепь с замком


Станция Чупа, финиш

Комментарии: Ваш комментарий:
2010-02-26 21:19:26 | Алексей | E-Mail
карту маршрута можно взять с сайте
touristmaps.yaronline.info/maps.html
там же карта для навигаторов



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;