рассвет
Автор: Леонид Смирнов

О пеше-водном туристическом путешествии 4 с Эл. 5 к.с. по Восточным Саянам

Московский городской центральный туристический клуб

р. КАЗЫР

Отчет

О пеше-водном туристическом путешествии

4 с Эл. 5 к.с. по Восточным Саянам (пос. В. Гутара – пер. Федосеева (1623м н\к) – р. Казыр)

с 29.07.05 по 21.08.05

Маршрутная книжка № 09

Руководитель группы: Сухоцкий С.В.

129128, г. Москва, ул. Бажова 13-2-33

e-mail: sergeys@letozima.ru

Справочные сведения о путешествии:

1. Нитка маршрута: г. Москва – г. Нижнеудинск – пос. В. Гутара – р. Идеен – пер. Федосеева – р. М. Кишта – р. Казыр – пос. Черемшанка – пос. Курагино – г. Абакан – г. Москва
  2. Протяженность:
  3. Количество участников: 9 человек
  4. Точки GPS

Замечание.

Так как любой туристический отчет преследует как минимум две цели: - передача информации будущим группам; - доказательство того, что группа на самом деле была на заявленном ею маршруте; а также в связи с тем, что к данному отчету прилагается видеофильм, который является более важным и значимым аргументом в пользу второй из вышеуказанных целей, то акцент в данном отчете будет сделан на первой из них.

Сведения об участниках путешествия:

Обязан-ности в группе

Сухоцкий Сергей Владимирович

1973

Москва, ул. Бажова 13-2-33, т.

р.Зун-Мурин (5кс)(у),Р. Уба (3кс)(у),  р. Кереть 3 кс (у) р.Кура (2кс)(у)

Руководитель

Волков Сергей Александрович

МО, г.Красноармейск, м-р Северный 21-103

Р. Кутсайоки 3 кс(р), р.Б.Сумульта-Катунь 5 кс(у), р.Тиберда-Аксаут-Кубань 4 кс (у)

Зам.руководителя

Долина Евгения Борисовна

1982

Москва, ул. Бажова 13-2-33, т.

Р. Тунгуда 2 кс(у), р. Водла-Вама 2 с Эл 4 кс(у), р. Уукса 3 с Эл 4 кс (у), р. Б и М. Лаба  3 с Эл.5(у).

завхоз

Клевцов Виталий Александрович

МО, г.Красноармейск, м-р Северный 16-118

р.Тиберда-Аксаут-Кубань 4 кс (у)

Ремонтник

Пирозейрский Александр Сергеевич

1983

МО, г.Красноармейск, м-р Н. Жизнь, 19-68

р. Кутсайоки-Тумча 3 кс(у)

Медик

Самойлюк Сергей Владимирович

1967

МО, г.Красноармейск, м-р Н. Жизнь, 6-36

Р.Кураган-Катунь 5 кс(у), р. Кутсайоки 3 кс(у)

Помощник завхоза

Соколов Юрий Владимирович

1980

Москва, Звонарский пер. 1-20.

Р. Тумча-Колвица 3 кс(р), р. Кутсайоки 3 кс(у), р.Мзымта 3 кс(у), р. Ч.Б.Черемош 3 кс(у)

спасатель

Соколова Наталья Владимировна

1982

Москва, Звонарский пер. 1-20.

Р. Жомболок-Ока 4 кс(у), р. Зеленчук-Кубань 3 кс(у), р. Ч.Б.Черемош 3кс(у), р. Карельский Башкаус 3 кс(у), р. Кутсайоки 3 кс(у), р. Тумча 3 кс (у).

Летописец

Вачьян Юрий Тимурович

1974

Москва, Ул. Магаданская, 1-21

Р. Жомболок-Ока 4 кс(у), р. Катунь 5кс(у), р. Б.и М. Лаба 3 с Эл 5 кс(у), Тумча (плот) 4кс(у), р. Зеленчук-Кубань 3 кс(у), р. Уукса 3 с Эл 4 кс (у), р.Куьсайоки 3 кс(у), р. С.Шуя 3 кс(у)

Фото-видео оператор

Обоснование выбора маршрута:

Идея пойти именно на Казыр у руководителя похода была очень и очень давно, еще со школьных времен, когда ходили на майские праздники по Подмосковью и ближайшим областям. О реке, кроме рассказов своего руководителя известно было мало чего. Но в этом году, опять же на водном слете на майских праздниках эта идея была озвучена и нашлись люди, тоже желающие туда сходить. Команда подобралась случайная, ранее никогда таким составом не ходившая, но у всех, отдельно взятых членов команды опыта для данного путешествия хватало.

Подъезды, описание пешей части

На сплавную часть реки Казыр можно добраться несколькими путями. Перечислим их в порядке убывания сложности:

• - от пос. Верхняя Гутара по реке Ужур до впадения в реку Казыр
  • - от пос. Верхняя Гутара по реке Иден, через пер. Федосеева (1623м н\к), вниз по р. Малая Кишта до впадения в реку Казыр.

И в первом и во втором случае возможно взять лошадей в пос. В. Гутара. Оба эти пути выходят на Казыр выше Верхнего Каньона с разницей в 0,5-1 день сплава.

Учитывая, что группам еще только предстоит этот маршрут, мы попытаемся подробно описать оба варианта.

Все группы, решившие идти на эту реку, вне зависимости от того, из какого они города родом, начнут свое путешествие от г. Нижнеудинск, расположенного между г. Красноярском (10 часов на восток от Красноярска) и г. Иркутском. До г. Нижнеудинск мы ехали из Москвы на поезде № 340 Москва – Ирскутск. Далее есть два варианта, как добраться до пос. Верхняя Гутара.

• на машине «Урал» или «ГАЗ-66» до пос. Катышный или если повезет до р. Мурхой. Дорога занимаем около 15 часов. Далее до пос. Верхняя Гутара еще около 30 км пешком. Если время позволяет, можно почти до пос. Гутара сплавиться по р. Мурхой. Этот способ дешевле, но не всегда доступен из-за погодных условий. По поводу машины можно звонить Ускову Алексею Степановичу в г. Нижнеудинск, руководитель спорт-клуба «Каньон» 8 39 517 – 201-03.
  • на самолете или вертолете до пос. Верхняя Гутара. Это очень быстро, но очень дорого.

Мы, приехав ночью в г. Нижнеудинск и имея договоренность с машиной до пос. Катышный узнали на вокзале от местных водителей, что накануне не одну неделю шли дожди и река Бирюса, вдоль которой идет дорога до пос. Катышный очень сильно разлилась и даже «Уралы» не доходят около 40 км до нужного нам поселка. Нами было принято решение лететь на самолете, хотя денег у нас было в обрез. 2-ое августа – был 11 летный день в этом сезоне.

От пос. Верхняя Гутара, как уже отмечалось выше, можно дойти до Казыра двумя путями. Мы говорим о двух, потому как одним шли мы,  а другим в прошлом году наши знакомые.

Причина, по которой они выбрали дорогу через реку Ужур – хотели размяться перед Верхним Каньоном на Казыре. Тропа очень плохая по р. Ужур. Бурелом, много бродов и курумников.

Мы же выбрали путь через пер. Федосеева. Выбрали мы его по причине от противного. Об этой тропе слышали только положительные отзывы, в отличие от Ужурской.

Тропа хорошая, конная, натоптанная (рис.1). Видно, что за ней следят. Зимовья, встречающиеся на пути почти все обжитые. Есть несколько избушек, не отмеченных на карте, но пригодных для ночевки.

Тропа идет по правому орографическому берегу от пос. В. Гутара по реке Гутара до впадения реки Иден. Тропа продолжается вдоль реки Иден по ее правому орографическому. Для этого надо переправиться через р. Гутара чуть выше впадения р. Иден. Тропа выводит к месту брода (рис.2). Это первый, из двух бродов на всем пути до Казыра через реки. Через ручьи броды еще будут. Мы вешали периллы для этой переправы, потому как хоть и мелкая река в этом месте, но сильное течение. Много воды было. Сразу после брода есть отличная изба, отмеченная на карте. Мы там ночевали.

В часе ходьбы по левому орографическому берегу вверх по р. Гутара есть Гутарский водопад (рис3). Он находиться на самой реке. Очень впечатляющее зрелище, если будет желание и возможность  - обязательно посетите.

Тропа же в сторону пер. Федосеева идет по правому орографическому берегу реки Иден. Напротив впадения р. Сухой Иден тропа упирается в реку и можно подумать, что надо переправляться на противоположный берег. На карте в этом месте тоже нарисован брод. Но этого делать не надо, так как минут через 25 тропа в сторону пер. Федосеева теряется, а которая есть ведет к водопаду на Сухом Идене (рис.4). Опять-таки, если будет время и желание, сходите, потратив на это 3 часа, вещи оставив до брода на правом ор. берегу. По-моему, этот водопад даже красивее Гутарского.

Тропа к пер. Федосеева продолжается дальше по правому ор. берегу р. Иден. Через 40 минут от брода есть хорошая изба, не отмеченная на карте. Ночевали немного после этой избы. Но лучше ночевать именно в ней или около нее, места хватает. Второй брод за всю пешку будет через р. Иден не сложный. Тропа сама выводит к нему. Далее, до самого перевала тропа идет по левому ор берегу. Тропа хорошая. Следующее отличное место для ночевки – пер. Федосеева. Озеро на перевале (рис. 5) гораздо теплее, чем в реке Иден.

Вниз тропа идет по правому берегу р. М. Кишта. За один день можно дойти до устья, но очень сложно. Мы не дошли 3 часа, так как под конец тропа сильно ухудшается, начинает постоянно петлять вверх-вниз, бурелом, но пропиленный, так как тропой пользуются и постоянно следят. Избушка около устья р. Малой Кишты разрушена. Около избушки отличное место для стапеля. Мы с собой не брали железо для катамаранов и вязали каркасы из дерева. В этом месте молодой, отлично подходящий для стапеля березняк.

Далее тропа продолжается по правому берегу р. Казыр и пересекает правый приток Казыра Большую Кишту, через каньон над которой раньше был мост. В этом году группа Новосибирцев, которые шли на плотах и собирали их на Прямом Казыре, сказали нам, что моста в этом году уже нет и они довольно долго провозились с переправой.

У нас было в планах тоже размяться перед Каньоном, но изначально вообще прохождение Каньона ставилось под вопрос. Мы принимали решение о прохождении непосредственно после просмотра препятствий и оценки их сложности для нас.

*Сплав по р. Малая Кишта

На наш взгляд, при наличии 1-1,5 дней в запасе можно построить катамараны чуть ниже слияния р. М. Кишта с безымянной речкой, текущей с перевала и начать сплав оттуда. Река в верхнем течении представляет из себя шиверистый участок длинной около 6 км (рис.6). Периодически возможны завалы из бревен. Уже ближе к устью реки будет интересный порог. По нашей оценке он 4-5 к.с. Порог длинной около 200 м. Река делает правый поворот с небольшим прижимом к большому камню и последующим 2-метровым сливом с бочкой в центре русла. Далее следует еще небольшой слив (около 1 м) легко проходимый, далее поток разбивается на 2 части и река делает небольшой поворот налево. Левая часть потока заканчивается водопадным и проходимым только по большой воде сливом, правая представляет из себя небольшую пологую горку, упирающуюся в зуб.(рис. 7) Это наиболее сложная часть порога, потому что для ухода от зуба мало места. Страховка осложняется отсутствием уловов после порога и в середине его.

Однако, в целом порог проходимый и интересный. (рис.8,9)

Ниже с правого берега в реку упирается старый лавинный выход, в русле много поваленных бревен. Возможность прохода зависит от того, как лежат бревна. Зато возможны обносы по правому берегу. Далее был просмотр до момента, когда старая тропа упирается в завалы на берегу, а новая уходит резко вверх. Речка сужается в длинную (300-400 метров) узкую (10 метров) горку, которая упирается короткий и узкий порог. Проход возможен только при большой воде. Обнос по правому берегу. Нижнюю часть до устья не просматривали, т.к. тропа ушла резко вверх.

В целом, река довольна динамичная и интересная для сплава, очень похожа на часть Казыра перед верхним каньоном, только уже. Характеризуется постоянным стремительным

течением и отсутствием уловов, что делает сложным чалку на каяке и страховку. Если пойдем следующий раз, то при наличии свободных пары дней обязательно включим в маршрут.

График движения на маршруте

Г. Момсква – г. Нижнеудинск – пос. В. Гутара

Поезд, самолет

03.08.

Пос. Гутара – устье р. Иден, радиальный выход на Гутарский вод.

14,4 + 6

6:15 + 3

Отличная тропа, несложный брод через р. Гутара

04.08.

Устье р. Иден – устье – р. Сух. Иден – рад. выход на вод. на Сухом Идене – между 2-ым и 3-им ручьем после впадения Сух. Идена

9,6 + 2

9:30

Отличная тропа

05.08.

Подход и заход на пер. Федосеева (н\к 1623м) – оз. за пер.

12,5

Отличная тропа, несложный брод

06.08.

Спуск с пер. – брод через р. Ср. Кишта, чуть ниже

До брода через р. Ср. Кишта хорошая тропа, потом ухудшается, завалы.

07.08.

Выход к Казыру

Очень плохая тропа, завалы, вверх-вниз, два старых лавинных выхода

08.08.

Устье М. Кишты – начало Верхнего Каоньона. Конец Верхнего Каньона

5 + 1,5

Сплав, шивера, обнос вещей. Тропа отличная.

Осмотр Каньона

Сплав по Нижнему Каньону и ниже по спокойной воде

11.08

Р. Левый Казыр – пор. Петровский

Сплав по спокойной воде, иногда несложные шиверы

12.08.

Пор. Петровский – пор. Щеки – начало пор. Верхнее-Китатский

7:30

Сплав по спокойной воде, пор. Щеки

13.08.

Пор. Верхнее-Китатский – за пор. Базыбайский

6:30

Сплав по пор. Верхнее-Китатский, пор. Базыбайский

14.08.

Пор. Базыбайский – ниже р. Канак

9:30

Сплав пор. Базыбайский, по спокойной воде

15.08

Пос. Нижняя Тридцатка – Убинские шиверы

Сплав по спокойной воде, Убинкские шиверы

16.08.

Убинские шиверы – пос. Жаровск – пор. Гуляевский – пос. Черемшанка

4:30

Сплав по спокойной воде, сплав пор. Гуляевкий

17.08.

Пос. Черемшанка – пос. Курагино – г. Абакан

Автобус, электричка

18.08. – 21.08.

Г. Абакан – г. москва

поезд

Техническое описание водной части

Сразу отметим, что по словам редких местных жителей, встреченных нами на реке (охотник-отшельник, группа рыбаков) вода у нас была высокая. Поэтому, при ориентировании на все наши описания порогов, надо постоянно иметь это в виду. А мы постарались сделать их как можно более подробными, так как сами мы не нашли достаточного разнообразия описании водной части.  Что касается описания ориентиров на воде перед порогами, то они постоянные, то есть видны будут в любую воду!

Всю водную часть можно разделить на 3 участка с того момента как мы встали на реку. У нас была лоция, именно с таким разделением и мы с ним полностью согласны.

1.      Верхний Казыр (устье М. Кишты - река Прямой Казыр)
Здесь сосредоточены все основные препятствия - 5-км шиверистый участок, Верхний каньон с его многочисленными порогами и Нижний каньон, имеющий ряд прижимов.

2.      Река Прямой Казыр - Базыбайский порог
На этом участке находятся несколько именных порогов - Щеки, Верх-Китатский и Базыбайский, по сложности значительно уступающие препятствиям Верхнего каньона. Кроме порогов имеются несложные шиверы и перекаты.

3.      Базыбайский порог - поселок Черемшанка
Препятствий почти нет, кроме Убинских шивер, которые приятно разнообразят сплав в широком русле с небольшим течение и несложного пор. Гуляевский прямо перед дер. Гуляевка. Казыр петляет в широкой долине.

1. Устье М. Кишты – Прямой Казыр

До Верхнего каньона Казыр течет в неширокой долине, постепенно сужающейся. Ширина реки составляет 15-18 метров, уклон до 7м/км. (рис.10)

На протяжении 5 км Казыр представляет собой шиверу струйного типа. Участок хорошо просматривается и поэтому шли без разведки. От устья Малой Кишты до начала В. Каньона шли не торопясь около 1 часа. За 200 метров до пор. Боец, которым открывается Каньон справа впадает р. Большая Кишта. Ее впадение заметил из нас только 1 человек. Ее на самом деле ОЧЕНЬ плохо видно, зато слышно шум Бойца.

Примерно за километр до Верхнего каньона появляются скальные стены с несложными прижимами к ним. За 3-тим правым прижимом и поворотом реки направо и находиться пор. Боец. Сразу посмотрев порог мы поняли, что по нашей воде это уверенный непроход. Катамараны обнесли. Вещи же понесли сразу в конец каньона на место ночевки и дневки. По нашей лоции и словам группы, которая была тут в прошлом году, мы знали, что там есть хорошее место для ночевки. Так оно и оказалось. От пор. Боец до конца каньона по верхней тропе идти налегке 20 минут.

Верхний каньон самый сложный и интересный в спортивном отношении участок Казыра. Протяженность - 800 м. В каньоне имеется несколько серьезных порогов, разделенных короткими участками относительно спокойной воды.

Верхний каньон начинается порогом Боец (рис.11)

Ориентир - река после 3-его прижима к правому берегу поворачивает направо, уклон постепенно увеличивается. От прижима до порога - 200 м. Как уже говорилось, во время нашего сплава приток р. Большая Кишта был практически незаметен, поэтому велика вероятность просмотреть его. Более надежные ориентиры - скальные стены и прижимы к ним, указанные выше.

Боец - самый опасный и сложный порог на реке. Представляет собой резкое сужение русла до 4-5 м, в середине которого находится большой вытянутый вдоль русла камень - "боец". Мощный поток воды ударяется в «бойца» и делиться на 2 неравных потока.  Основная масса воды уходит влево. При этом образуя винтовую струю с права на лево против часовой стрелки при ширине прохода в 1 м. Уверенный переворот. Часть воды, которая устремлсяется в правый проход частично наваливается на «бойца» небольшой массой. Проход справа не более широкий, чем слева, при этом сразу ну уровне «боца» лежат камни. (рис. 12,13,14)

Высокая вода сделала невозможным прохождение Бойца. Порог обнесли по правому берегу. Ниже порога отличная рыбалка.

Порог Редут (первый водопадный) (рис. 15)

Начали сплав ниже Бойца. За порогом ряд небольших сливов и бочек, река течет в невысоком скальном коридоре. Редут прошли по-разному: 2-ки шли под правым берегом, 4-ка – под левым. Страховка была в 3 местах с правого берега для всех судов. 1-ый человек - после слива под левым берегом и косой бочки через все русло; 2-ой - перед пор. Толян возле небольшого улова, он же помогал с чалкой; 3-ий - после пор. Толян на всякий случай. Каяк не шел порог.

Ориентир: большой камень в правой стороне русла, почти на берегу.

Пор. Редут представляет собой участок каньона, длинной около 150 м. По нашей воде он проходился, как уже отмечено выше двумя способами. Прямоугольный камень, ближе к правому берегу делит реку на две части и два слива. Основная масса воды идет под левый берег и представляет из себя слив в 2 ступени с мощной бочкой в конце. Левый же поток маловоден. Слив около 2 м, сразу за которым несложный прижим к правому берегу. После этого оба потока соединяются и сливаются под левым берегом с метрового слива. Справа на плоском камне стоял оператор. Через 10 метров косой слив с плиты через все русло с косым валом. По нашей воде это был самый сложный участок порога. (рис. 16,17,18)

Порог Толян (второй водопадный) (рис. 19,20)

Ключевое место в Верхнем каньоне. Мощный слив 2-2,5 метра с подводной плиты, протянувшейся через все русло. Близко расположенный к поверхности воды камень в этом месте разделяет слив на две части: Левая – водопадного типа с кривой бочкой внизу (и зубом в низкую воду). Правая – более пологая с диагональной струей под 45 градусов слева на право и тоже кривой бочкой. Далее следует резкий прижим к правому берегу, затем сразу к левому и основная сложность заключается не в прохождении слива под правым берегом (мы его больше опасались) и бочки, а именно в этих двух прижимах. Они при просмотре с берега не читаются такими мощными.

Благодаря спокойному участку перед сливом появляется возможность для точного захода в порог, чем мы и воспользовались, предварительно зачалившись на этом спокойном участке под правым берегом. Все суда прошли под правым берегом чисто бочку (рис.21), несмотря на косую струю в сливе, но все плохо отработали прижимы: 4-ка зацепила скалы на обоих прижимах, 1-ая 2-ка села кормой на камень после 1-ого прижима под правый берег; 2-ая 2-ка вышла из улова в первом прижиме после нескольких попыток, зацепила кормой тот же камень ниже прижима и обошла камень справа.

Порог Сюрприз

Мы не идентифицировали его на реке, поэтому сошлемся на имеющуюся у нас лоцию реки. «Начинается за правым поворотом. Перед поворотом - сливы с плит, навал на скалу левого берега и резкий поворот направо. Примерно метров через 15 начинается порог. Заканчивается Сюрприз прижимом к правому берегу, за которым следует ещё прижим - к противоположному. Страховка возможна только после прижимов, перед скальным коридором.»

Прошли без страховки. Просмотр был сделан накануне вечером. Порог с несколькими сливами и несколькими прижимами, заканчивается высоким узким очень красивым скальным коридором со спокойной, но быстро несущей водой. (рис. 22)

После скального коридора, метров через 200 после расширения опять наблюдается сужение русла до 5-6 метров. В сужении  горка и обилие валов. Проходится чисто.

Каньон заканчивается 1,5 метровым сливом в конце правого поворота. Его мы и приняли за пор. Сюрприз. Прошли все, включая каяк со страховкой с воды первой четверкой и человеком с правого берега.

Нижний каньон

Ориентир: Появление первых скал под левым берегом, слив под левым берегом перед правым поворотом реки.

Нижний каньон начинается приблизительно в 1 км ниже от места стоянки. Протяжённость - 1 км. Каньон проще, чем Верхний каньон. Характер препятствий - прижимы, сильное течение. Чалка на правый берег и осмотр тоже по правому берегу. Тропа идет далеко от берега и осмотр очень неудобный. Плохо виден каньон, но в нем нет серьезных препятствий. Шли с вещами и сразу. Страховка была с воды.

Рис. 23 – выход из Каньона.

После впадения р. Прямой Казыр река начинает сильно мелко петлятьах. ожность заключается не в прохождении слива под правым берегом (мы его бо, делиться на множество проток, многие из которых завалены деревьями, но надо придерживаться основой струи и пройти можно чисто. Мы ни разу не заблудились в протоках и завалы видели только на расстоянии. На ночевку встали на затопляемом острове при весеннем паводке.

2. Река Прямой Казыр – Базыбайский порог

От Прямого Казыра до пор. Щеки нет серьезных препятствий на реке. Изредка появляются несложные шиверки и перекаты (рис.24).  Ширина реки 40-60 метров, средняя скорость течения 6-8 км\ч. Что собственно и позволяло нам преодолевать такие большие расстояния в день. После Прямого Казыра река начинает сильно петлять, как уже говорилось выше, делиться на множество проток, многие из которых завалены упавшими деревьями. Но если придерживаться основной струи, то можно легко пройти.

Несложные и не протяженные шиверы появляются у устьев рек Запевалиха, Катун, Томская. Все проходятся без просмотра. Саянская шивера тоже идется без просмотра.

Пор. Петровский. Мы так и не поняли, чем он отличается от, скажем, той же Саянской шиверы. Он даже короче чем она. Валы. Идется легко и без просмотра. Находится за крутым левым поворотом реки.

Пор. Щеки

Состоит из двух частей, разделенных плесом 100 м. Верхние Щеки (рис. 25) удобно осматривать по левому берегу. Порог начинается несложной шиверой, далее продолжается небольшой горкой под правым берегом. В русле огромный камень, больше похожий на остров. Большая масса воды уходит направо. Проход возможен справа и слева. На уровне камня-острова под левым берегом отличный улов для чалки и осмотра  основной части порога - слива между двумя невысокими острыми скальными берегами. У нас в центре русла с правого берега свешивалось бревно, которое мы убрали после прохода каяка и первой двойки. Основная сложность порога заключается в валах. Сразу за валами начинается плес со спокойной водой.

2-ая часть пор. Щеки

Осмотр по правому берегу. Вдоль него идет тропа, с которой можно в любой момент сойти и подойти к берегу реки. Порог начинается шиверой, после слива в центре русла стоят валы до 1,5 метров (рис. 26) Стенки сужаются до 5-6 метров, образуя острый, невысокий скальный коридор (рис. 27). После плавного левого поворота чередование двух несильных прижимов, сначала под правый, потом под левый берег. Далее коридор расширяется на некоторое время, метров через 40  сужаются, но вода остается спокойной с быстрым течением.

Все прошли чисто.

Страховка была с воды.

Пор. Верхне-Китатский

Ориентиры: два больших камня в русле, один метров за 700 до порога, второй после первого метров через 600. Их просто нельзя не заметить!

Скалистый остров посередине реке образует два прохода: справа и слева. Основная масса воды идет по левой протоке. Нет ничего сложного, невысокие валы. Гораздо интереснее правая протока. В нашу воду по ней можно было пройти и на катамаранах, но мы зачались на ночевку в 20 метрах от начала порога на левом берегу и не смогли бы уже сделать траверс реки прямо перед порогом (ширина около 60 м) под правый. Но в правой части больше камней в русле и по нашей воде проход там бы был интереснее. Каяк прошел правой протокой, каты - левой.

Пор. Базыбайский

Ориентиры: четких ориентиров нет.

Осмотр порога по левому берегу. Зачалиться можно спокойно перед самым началом порога. До порога спокойная вода. Порог длинной 150 метров. На заходе под левым берегом слив 1 м с косым валом слева направо и крученой бочкой в конце, далее сразу следует мощный прижим под скалу правого берега. (рис. 28,29,30,31,32)

Страховка с берега в 3 местах.

Через 40 метров небольшая горка с невысокими валами. Идется чисто.

3. Порог Базыбайский – пос. Черемшанка

После Базыбайского порога на реке нет серьезных препятствий (рис. 33). Ширина русла достигает 100 и более метров, первые км 50 после Базыбая река сильно петляет, далее течет прямее. Ниже пос. Нижняя Тридцатка (так же называют этот поселок Верхняя Казырская Заимка) через 20 км сплава будут Убинские шиверы. Несложные в прохождении со стоячими валами до 1 метра.

Через 10 км после шивер пос. Жаровск. Еще через 18 км ниже по течению пор. Гуляевский.

Ориентир: перед крутым левом поворотом реки справа огромный пляж. За поворотом есть улово справа. Там же чалка и начало просмотра.

Горка с валами до 1,5 метров. Длинна порога 100 м. Шли без страховки.

Через 5 км ниже пос. Черемшанка на правом берегу.

Отъезд с маршрута

Мы выбрасывались из пос. Черемшанка. В настоящее время рейсовый автобус до пл. Курагино ходит от пос. Гуляевка, но мы об этом узнали только уже будучи в Черемшанке и поговорив с водителем автобуса. Уезжали в 5:15 утра. Добрались до ст. Курагино. Оттуда ехали на электрчике Красноярск-Абакан до Абакана. Обратные билеты у нас были куплены еще в Москве. На следующий день уехали в Москву поездом Абакан-Москва.

Расписание движения электричек от ст. Курагино

№ поезда

5:59

6:00

ВРЕМЯ МОСКОВСКОЕ!!!

РАСПИСАНИЕ УТОЧНЯЙТЕ КАЖДЫЙ ГОД!

Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы с маршрута отсутствуют. Первый населенный пункт и дорога появляются в пос. Нижняя Тридцатка. Там мы и планировали закончить маршрут.

Техническое обеспечение группы

Видеокамера – 2 шт. Panasonic D60, NVGS50

Фотоаппарат – 3 шт. Opympus 5060, Olympus C3020 , Canon 300.

Комплект запасных батареек.

Выводы и наши советы:

1. Очень тщательно планируйте маршрут, особенно, если ваша команда ни разу не ходила в водные походы с продолжительной пешей частью.
    2. Озаботьтесь запасом батареек для фото и видео. Нам не хватило.
    3. При заброске машиной от Нижнеудинска в сторону пос. Верхняя Гутара. От пос. Катышный надо дойти до р. Мурхой, собрать там катамараны, сплавиться до р. Гутара. В целом это должно занять 1 день.
    4. Лучше, проще физически и эмоционально, эффективнее, но дороже заброситься от Нижнеудинска до пос. Верхняя Гутара на самолете. В 2005 году нам это обошлось в 42,500 рублей на  9 человек с вещами.
    5. Имеет смысл взять лошадей от пос. Верхняя Гутара до Казыра вне зависимости от выбранного вами пешего маршрута. Лошадей совсем не обязательно заказывать заранее. Стоимость в нашем году колебалась от 300 до 500 руб за лощадь в день, при чем оплачивается путь лошадей туда и обратно.
    6. Никто из нашей команды не делал прививок от энцефалита по причине, что в августе в этом районе нет клещей, и действительно, за все время путешествия мы нашли только одного, когда нас догнала на пешке группа с лошадьми.
    7. Так же нам повезло с насекомыми: их не было! Мы за весь поход один раз только пользовались накомарниками вечером.
    8. Погода в августе, обычно, самая благоприятная для сплава. Мы исходили из данных других отчетов и рассказов о походах в это время года в этот район. У нас из 14 дней активного передвижения на маршруте было только пасмурных 2 дня.
    9. Наша группа первый раз пошла в поход с 500 граммовой раскладкой. Этого оказалось более, чем достаточно. При том, что часть еды мы оставили в начале пеши, после окончания маршрута у нас остались излишки.
    10. На пешке вдоль р. Иден по карте тропа переходит на левый ор. берег чуть выше впадения р. Сухой Иден. На самом деле тропа продолжается по тому же правому берегу. И брод на левый берег будет уже гораздо выше. Его не пропустите. Тропа упирается в реку.
    11. Есть смысл посмотреть водопады на р. Гутара и на р. Сухой Иден, потратив на них полдня.
    12. Если у вас будет желание и 1,5 дня в запасе (лучше запланировать это изначально) и вы пойдете через пер. Федосеева, то имеем смысл «размяться» перед Верхним каньоном на р. М. Кишта по высоко воде. Фото и подробное описание см. выше.
    13. Очень внимательно относитесь к избам, указанным на карте. По ним не надо делать привязки к местности. Многих из них уже нет, а есть наоборот новые, не указанные на карте.
    14. Приток Большая Кишта был ОЧЕНЬ плохо заметен даже по нашей большой воде. Внимательно следите за правым берегом, что бы его не пропустить. На уровне, где должен быть приток уже очень хорошо и громко слышен шум пор. «Боец».
    15. Отличная рыбалка в омуте за пор. Боец, и вообще во всем Каньоне, главное выбрать место, удобное для вытягивания  рыбы из воды.
    16. Отличная стоянка на правом берегу сразу за Верхним Каньоном.
    17. Нижний каньон мы шли со страховкой с воды, с вещами. Не представляет особой сложности, но очень красивый, как и верхний. Особенно красивый выход из него.
    18. Имеет смысл задержаться в этих местах, в верховьях, так как дальше на реке нет серьезных препятствий, река не представляет особого интереса для сплава и рыбы меньше.
    19. Положительный момент в том, что по берегам Казыра нет ни одного населенного пункта на протяжении 250 км (почти всего времени сплава).
    20. По берегам в среднем и нижнем течении очень много ягод: малина, костяника, брусника. Грибы, в основном, на пешке. На перевале встречается золотой корень. По берегам ручьев на пешке много ревня. Получается очень хороший, вкусный компот.
    21. Выбрасываться с маршрута есть смысл из пос. Нижняя Тридцатка. Это поселок староверов. Выброска до Абакана от пос. Нижняя Тридцатка при желании и раннем отъезде из нее занимает 1 день.
    22. Выброска от пос. Черемшанка на рейсовом автобусе до пос. Курагино, далее на электричке до Абакана тоже занимает 1 день. При выброске утренним автобусом из Черемшанки легко успеваете на вечерний московский поезд из Абакана. Автобус ночует на ближней окраине пос. Черемшанка. Можно с вечера договориться с водителем.
    23. Жители поселка Черемшанка это - «дети солнца» - довольно серьезная религиозная секта. Но народ не опасный, на приезжих не обращают никакого внимания. Мы не опасаясь ночевали прямо на краю деревни.

фото

2005-10-06 05:54:41 | Аноним | E-Mail
супер! мы тоже там были!

2006-01-20 17:55:40 | Андрюха | E-Mail
был там в 90м собираемся еще

2006-06-02 01:51:59 | Ваше имя | E-Mail
Благодарствуем за отчёт нам пригодиться

2008-02-21 09:18:17 | александр | E-Mail
обалденно!!! а где можно скачать или посмотреть видеофильм об этом сплаве? спасибо!

2009-05-20 15:27:54 | Новый | E-Mail
Прекрасный отчет. отличные фотки. спасибо за труд. собираемся туда в августе. не найдется ли увас видео?

2010-01-02 00:38:21 | Sergey | E-Mail
Ходил эту речку. Незабываемые впечатления. Хочу еще !!!!!

2011-06-26 12:04:12 | Алексей | E-Mail
Отличный отчет!
Спасибо!

2011-08-01 15:00:56 | Екатерина | E-Mail
Молодцы!!! Такой путь проделали, да еще и потом такую работу над отчетом!!! Читается с удовольствием!Спасибо, обязательно пригодится!!!Уж очень хочется туда:))