LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



вид на восток с вершины Скальная Южная
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

О Т Ч Е Т
о горном походе пятой к.с.,
совершенном с 1 по 17 августа 1993 г. на Центральном Тянь-Шане
командой туристов Санкт-Петербургского Университета под руководством Гудкова М.Г.

Содержание

1. Справочные сведения о походе
1.1 Нитка маршрута
1.2 Состав команды
2. Сведения о районе похода
2.1 Туристская характеристика
2.2 Транспортная характеристика
3. График прохождения маршрута
4. Описание маршрута
4.1 Долина р.Баянкол
4.2 Пер.Китайский(1А,4200), г.Узловая(2А-2Б,4910)
4.3 Пер.Баянкольский(1Б,4400)
4.4 Пер.Одиннадцати(3А,4850)
4.5 Пер.Опасный(3А,5200)
4.6 Пер.Ашутер Вост.(2А,4600), долины рек Вост.Ашутер и Баянкол
5. Итоги, выводы, рекомендации

1. Справочные сведения о походе

1.1 Заявленная нитка маршрута:

Пос.Баянкол - лед.Мраморная Стена - пер.Китайский(1А,4200) - г.Узловая(2Б,4910) - лед.Зап.Баянкольский - пер.Баянкольский(1Б,4400) - пер.Одиннадцати(3А,4850) - лед.Сев.Иныльчек - пер.Опасный(3А,5200) - лед.Семенова - пер.Мушкетова(1Б,4450) - р.Адытор - лед.,стекающий из под вершин 5516 и 5242 - пер.п/п(2Б,4300) м/у вершинами 4448 и 5516 - первый правый ледник Ачикташ - пер. п/п(2А,4200) м/у вершинами 4306 и 5063 - второй справа ледник Ачикташ - пер. п/п(3А,4700) западнее г.5063 - лед.Ю.Иныльчек - пер.Майбулак(1Б,3900) - лед.Мушкетова - пер.Сквозной(1Б,4000) - р.Сарыджас - пер.Ашутер(1А,3912) - р.Вост.Ашутер - погранзастава Баянкол.

Продолжительность - 23 дня.
Протяженность - 206 км.

В связи с непредвиденными трудностями с оформлением пропусков в погранзону мы вышли на маршрут на пять дней позже запланированного. Для большинства участников отдалить срок окончания похода не было возможным. Поэтому мы были вынуждены выходить с ледника Семенова на р.Вост.Ашутер кратчайшим путем - через пер.Вост.Ашутер(2А,4600).
В результате продолжительность пройденного маршрута составила 17 дней, а протяженность - 160 км.

1.2 Состав команды

1.Гудков Михаил Геннадьевич 1964 6У С.Памир
5Р Матча
руководитель
2.Голоушкин Алексей Владимирович 1964 5У Матча фотограф
3.Кох Дарья Борисовна 1966 5У Матча начпрод
4.Попов Алексей Вениаминович 1968 4У Кавказ завхоз
5.Егорова Татьяна Анатольевна 1968 4У Кавказ медик
6.Драчев Дмитрий Игоревич 1965 5У С.Тянь-Шань  
7.Госачинский Алексей Игоревич 1962 6У Ю-З.Памир  

2. Сведения о районе похода

2.1 Краткая туристская характеристика.

Район ледников Сев. и Ю.Иныльчек является, по нашему мнению, самым сложным горным районом СНГ. Верховье ледника Сев.Иныльчек, закрытое снизу озером Мерцбахера,- одно из самых труднодоступных мест.

В туристском плане район неплохо изучен. Однако, несомненно, возможны еще первопрохождения логичных перевалов. В связи с постоянным наличием большого слоя рыхлого снега на высотах более 4500 метров, практически все перевалы района потенциально лавиноопасны.

2.2 Транспортная характеристика.

В район можно подъезжать по трем долинам рек: из Киргизии по р.Иныльчек и р.Сарыджас и из Казахстана по р.Баянкол.

Мы подъезжали на машине "Камаз" альплагеря "Талгар" прямо из Алма-Аты до моста через р.Баянкол в двух километрах ниже пос.Джаркулак. Общее время движения машины - 9 часов. Проезд через погранзаставу Баянкол только в дневное время. На обратном пути мы пешком дошли до погранзаставы. От нее доехали на попутной машине до пос.Каратуган(15 км.), откуда утром рейсовым автобусом доехали до г.Нарынкол(30 минут) и сразу же уехали на Икарусе в Алма-Ату(7 часов). В Алма-Ату из Нарынкола ходит 1-2 рейсовых Икаруса в 9-10 часов утра.

3. График прохождения маршрута.

День путиДатаУчасток маршрутаПротяженность(км)
11.08Р.Баянкол -язык л-ка Мраморная Стена16
22.08 пер.Китайский(1А,4200) - г.Узловая(2А-2Б, 4910) - пер.Китайский - язык л-ка Мраморной стены 12+12*
33.08л-к Зап.Баянкольский9
44.08пер.Баянкольский(1Б,4400) радиально4+4*
55.08дневка из-за непогоды 
66.08подъем по ребру к пер.Одиннадцати3
77.08пер.Одиннадцати(3А,4850)2
8 8.08л-к С.Иныльчек у впадения л-ка Краснова14
9 9.08рад.выход вниз по лед.Сев.Иныльчек 6+6*
1010.08лед.Краснова4
1111.08дневка из-за непогоды 
1212.08пер.Опасный(3А,5200) - л-к Семенова 6
1313.08пер.Баянкольский рад.2+2*
1414.08лед.Семенова под пер.Вост.Ашутер12
1515.08пер.Вост.Ашутер(2А,4600) - правый приток р.Вост.Ашутер 10
16 16.08р.Вост.Ашутер30
17 17.08погранзастава "Баянкол"30
Итого: 17 дней, 160 км.
Расстояние рассчитывалось по карте масштаба 1:100000 с коэффициентом 1,2.
* - не учитывается в общей сумме

4. Описание маршрута.

4.1 Долина реки Баянкол.

Машина "Камаз" альплагеря "Талгар", купленная нами совместно с группами Черникова и Михеева, довезла нас до моста через реку Баянкол в двух километрах ниже поселка Джаркулак. Дорога дальше оказалась немного засыпанной, хотя, в принципе, проехать можно еще на два километра выше Джаркулака. Ночевали ниже моста, на левом берегу реки(фото 1).
От этого моста до языка ледника Мраморной Стены путь проходит сначала по дороге, а затем по тропе на правом берегу реки Баянкол. За один час мы дошли до фермы Джаркулак. Еще через полчаса перешли с дороги на тропу, потому что дорога повернула налево, круто вверх на бывшие рудники. Движение по тропе до самого ледника не представляет никаких сложностей, за исключением тяжелых рюкзаков(фото 2). Общее ходовое время от моста - 6 часов. Лагерь поставили в 500 метрах ниже языка ледника Мраморной Стены на правом берегу реки из-под этого ледника(фото 3). Слияние с рекой из-под Западного Баянкольского и Центрального Баянкольского ледников находится в 200 метрах ниже.

4.2 Пер.Китайский(1А,4200), г.Узловая(2А-2Б,4910).

От ночевок на правом берегу реки под языком ледника Мраморной Стены путь на пер.Китайский проходит по правобережной морене ледника Мраморная Стена. У самого языка ледника надо круто подняться вверх в карман морены, где есть слабая тропа(фото 4). Хорошие ночевки есть лишь в 1 км. недоходя перевального влета(3 часа от языка ледника(это был радиальный выход и мы шли без рюкзаков)). От этих ночевок на зеленых площадках с ручьями мы подошли под перевальный влет за 15 минут. Влет - мелкоосыпной, перпад высот - 150 метров(30 минут). Перевальная седловина со стороны Казахстана осыпная, а со стороны Китая снежная(фото 5).
Путь на вершину Узловая проходит прямо по гребню с седловины перевала на восток. Гребень в основном снежный, с небольшими выходами скал. Первый участок подьема имеет крутизну около 30 градусов и протяженность 300 метров(40 минут). Далее идет пологий широкий гребень длинной около 2 км.(фото 6) с несколькими короткими крутыми участками крутизной 30-40 градусов(80 минут). С гребня открыва- ется красивый вид на хребет Сарыджас(фото 7). Последний взлет на вершину имеет крутизну 30-35 градусов и протяженность 250 метров(40 минут). Ввиду большого количества снега движение на всем пути подьема не представляло технических сложностей, хотя на коротких крутых участках попадался открытый лед.
От вершины Узловая в Китай отходит горный хребет. Но он не очень большой, имеет высоту порядка 5000 метров. Гораздо более красивый вид открывается с вершины на продолжение в Китай хребта Тенгри-Таг(фото 8). Несколько пиков в этом хребте имеют высоту более 6500 метров.
Спуск по пути подьема до перевала Китайский занял 40 минут и еще 2 часа до лагеря под языком ледника Мраморная Стена.

4.3 Пер.Баянкольский(1Б,4400).

От ночевок на правом берегу реки из-под ледника Мраморная Стена на рассвете мы переправились вброд сначала через эту реку, а через 500 метров еще и через реку из-под Центрального и Западного Баянкольских ледников. Река из-под Западного Баянкольского ледника втекает под Центральный Баянкольский ледник, откуда вытекает одна река. Обе переправы - несложны(фото 9) и заняли около получаса.
Далее мы поднимались по сухому распадку на левом берегу реки до гребня левобережной морены(1 час, движение с тяжелыми рюкзаками)). С гребня с небольшой потерей высоты спускаемся на пологую левобережную терассу реки из-под Западного Баянкольского ледника. Язык ледника Центральный Баянкольский остался внизу(20 минут). Отсюда за час подошли под язык Западного Баянкольского ледника. С левого борта язык некрутой(фото 10) и мы прямо по нему поднялись на одну из центральных поверхостных морен(30 минут). Морена ровная, без ям. За 1,5 часа мы подошли по леднику под основание скального гребня с перевала Одиннадцати. После разведки решили подняться в карман правобережной морены(фото 11), где есть плоские травянистые площадки и немного воды(40 минут).
С этих площадок на следующий день мы понесли заброску на пер.Баянкольский(фото 12). Нам пришлось пересечь несколько моренных гряд и ледовых языков и только через полтора часа мы вышли на ровный, в этом месте уже закрытый, ледник. Отсюда до самого перевала ледник имеет трещины, движение в связках. Мы поднимались пря- мо на снежную седловину(фото 13), а не через пик Акишева. Больших открытых трещин на нашем пути не было и за два часа мы поднялись на перевал.
Седловина снежная широкая, тур находится на осыпном гребне к северу от перевала. С перевала хорошо видны перевалы Мушкетова, Опасный, Одиннадцати и Китайский(фото 14). Спуск по пути подьема занял 2 часа.

4.4 Перевал Одиннадцати(3А,4850).

Подъем на перевал с ледника Зап.Баянкольский возможен по двум гребням(фото 14). Западный гребень снежный с небольшими выходами скал. Путь по нему технически не сложен(1-2 веревки на выходах скал). Этот гребень выводит на предвершину пика Одиннадцати, откуда можно легко спустится на перевал. Лишний набор высоты при этом составит около 300 метров. Мы видели следы какой-то группы, прошедшей перед нами этим путем. Наиболее часто используемый вариант подъема: подняться по снежному гребню до высоты перевала, а затем траверсировать километр снежного склона прямо на перевал. Этот траверс очень лавиноопаснен. Мы поднимались другим известным путем: по скально-снежному гребню, выводящему прямо на седловину перевала. Этот путь технически сложнее, но в лавинном отношении совершенно безопасен.
От ночевок в зеленом кармане правобережной морены ледника Зап.Баянкольский под скальным гребнем с пер.Одиннадцати подъем проходит сначала по мелкой осыпи крутизной 20-30 градусов(фото 15) до начала снежника(40 минут). Гребень здесь имеет ширину метров 400. По снежнику той же крутизны(фото 16) за полчаса поднялись до выполаживания гребня, где на скально-осыпных выходах есть две площадки под палатки. Ввиду раннего выхода снег был плотный и мы шли в кошках. Следующие 500 метров гребень имеет крутизну 10-20 градусов и ширину метров 100, хотя западный край гребня стал резко ограничен скалами. На гребне есть трещины, движение в связках. Этот участок мы прошли за полчаса. Дальше гребень сузился до 1-5 метров и стал преимущественно скальным с небольшими снежниками с восточной стороны. Двигаемся с попеременной страховкой(фото 17). Через первые 100 метров подъема по снежнику вышли на локальную вершинку(20 минут). Здесь пришлось снять кошки. Скально-осыпной гребень дальше продолжается практически на одной высоте. Движение то с попеременной, то с одновременной страховкой. Есть значительные участки, где можно уверенно идти без страховки(фото 18-20). В одном месте попался крутой(до 50 градусов) снежный участок гребня, где пришлось повесить одну веревку перил(фото 21). Через два часа ходового времени гребень стал шире(до 20 метров) и, соответственно, покрытый снегом. Начался некрутой подьем(10-20 градусов). Еще через полтора часа мы вышли на пологий участок перед выходами скал, где поставили лагерь(фото 22).
Скалы оказались местами покрыты натечным льдом. Средняя крутизна - 40 градусов. Повесили две веревки перил, закрепив их на скальных выходах петлей(фото 23,24). После короткого пологого участка повесили еще одну веревку на почти отвесной ледовой стенке высотой 3 метра. Все это заняло у нас около двух часов. Метров через 200 после ледовой стенки скальный гребень закончился снежным перевальным влетом. Это широкий склон крутизной около 30 градусов(фото 25). Местами неглубоко под снегом есть лед. Примерно за час мы поднялись от ледовой стенки до перевальной седловины. Седловина большая и плоская(фото 26). Хорошо виден Хан-Тенгри(фото 27). Лагерь поставили прямо на перевале.
На ледник Одиннадцати спускались непосредственно с седловины по снежному склону крутизной 40-45 градусов(фото 28). Повесили 4 веревки перил, которые снимали с помощью системы самосбрасывающихся ледорубов(1,5 часа). Дальнейший спуск проходит по центру ледника Одиннадцати, который имеет здесь крутизну порядка 10 градусов. Через 40 минут подошли к началу ледопадного участка чуть выше слияния двух ветвей ледника. Прошли его без приключений, прижимаясь ближе к правому борту(30 минут). После слияния ветвей ледник становится совсем пологий и через километр открытый. До этого места мы шли, естественно, в связках. По открытому льду за 20 минут сбе- жали до правобережной морены ледника Сев.Иныльчек(фото 29). Отсюда дошли до места впадения ледника Краснова за два часа ходового времени. Путь проходит сначала по открытому льду(фото 31), а затем по правобережной морене ледника Сев.Иныльчек. На осыпи правого борта ледника Сев.Иныльчек, недоходя 500 метров до ледника Краснова, можно удобно поставить лагерь(фото 32).

4.5 Перевал Опасный(3А,5200).

От места ночевки на осыпном склоне правого борта долины ледника Сев.Иныльчек в 500 метрах выше впадения ледника Краснова мы за полчаса вышли на центральную поверхостную морену ледника Краснова(фото 35). По этой морене за час подошли к началу нижнего ле- допада. Связались, одели кошки. Путь движения по ледопаду очевиден - по центру. Ледник закрытый. Очень много трещин(фото 36). Несмотря на ранний выход снежные мосты держали очень плохо, по-видимому, из-за плохой погоды. Поэтому время прохождения нижнего ледопада составило около трех часов. Между верхним и нижним ледопадом есть ровное место метров 500 в диаметре, где, в принципе, можно ночевать. Только очень много трещин и надо опасаться лавин.
Второй ледопад проходится слева по ходу, по снежному кулуару почти у самых скал(фото 37). Минут за 40 мы поднялись над ледопадом, но еще почти столько же времени выходили между больших трещин(фото 38) в центр этой ветви ледника Краснова. Пройдя по ровному леднику 15 минут установили лагерь.
От места нашего лагеря подъем под перевальный взлет проходит по ровному закрытому леднику без трещин с небольшим набором высоты(фото 39 и занимает 1 час. Взлет снежный, крутизной 40-45 градусов и протяженностью 300 метров. Ввиду очень большого количества снега поднимались просто в связках с одновременной страховкой (2 часа). Поднимались чуть левее чем осевое направление цирка, поэтому вышли на хребет левее большого снежного наддува.
Седловина широкая, снежная, тура нет - как и на большинстве перевалов района(фото 40). Начинаем спускаться левее наддува по снежному склону крутизной 20 градусов(фото 42). Через 300 метров начинается зона трещин, в которой без труда находим проход. Средняя крутизна склона возрастает до 30-40 градусов. Еще метров через 200 поворачиваем налево и выходим на снежный гребень, начинающийся в хребте Сарыджас в 400 метрах западнее седловины перевала. Выходить на этот гребень сразу нелогично, т.к. на уровне зоны трещин он имеет ледовый участок крутизной 40 градусов и протяженностью 50 метров. Дальнейший спуск по гребню очевиден и не представляет технической сложности. Крутизна его, в среднем 30 градусов. Спускаться с гребня на ледник Семенова надо направо, немного недоходя до конца гребня. Общее ходовое время спуска 1,5 часа. Весь путь спуска виден на фото 43.

4.6 Перевал Восточный Ашутер(2А,4600).

От основания гребня с перевала Опасный спуск по леднику Семенова проходит по ровному закрытому леднику. До поворота ледника на север мы шли 1 час. С этого места ледник становится открытым. Еще за час мы дошли до ледника из-под перевала Семенова(фото 44), куда и повернули. Прошли по зтой ветви ледника Семенова до начала подъема на перевал Вост.Ашутер(фото 45), где на морене есть отличные места для ночевки(1 час).
Подъем по осыпи до скального участка занимает около часа. Скалы простые, но сыпучие, протяженность около 80 метров, свободное лазание(фото 46). В принципе, можно идти по ледовому желобу крутизной 30 градусов между этими скалами и нависающим краем висячего ледничка. После скального участка выходим на пологий висячий ледник, по которому за 30 минут поднимаемся на перевал.
Седловина широкая неявно выраженная(фото 47). Мы спускались с перевала прямо по центру, лавируя между большими трещинами (сначала прямо вниз(фото 48), затем 100 метров траверса направо и снова вниз). Снежный склон имеет крутизну около 30 градусов и протяженность 400 метров(фото 49). Движение в связках. Спустившись за 30 минут с перевального взлета, нужно идти прямо на седловину перевала Карасай (20 минут), но не спускаться на ледник Карасай, а идти дальше на правобережную морену этого безымянного ледника (20 минут).
Спускаясь дальше по правобережной морене, мы через 2 часа вышли на ровные галечные площадки под языком ледника(фото 50), где и заночевали. Тропы нет. Затем по травянистому склону(фото 51) за 40 минут дошли до впадения левого притока, где переправились на левый берег сначала нашей реки, а затем и притока. Минут через 30 после переправы дошли до первого коша. Появилась тропа. Отсюда до долины перевала Ашутер - 1,5 часа. Далее, до границы зоны леса - 4 часа. От границы до реки Баянкол -2 часа. Тропа идет все время левым берегом, и только в 1 км. от устья переходит на правый(фото 52). Долина густо заселена чабанами. Выше слияния Восточного Ашутера с Баянколом(фото 53) переправляемся по мосту на правый берег Баянкола и по дороге идем до самой погранзаставы (5 часов). По пути в створе долины Баянкола можно видеть Хан-Тенгри(фото 54). Только напротив самой заставы дорога переходит на левый берег.

5. Итоги, выводы, рекомендации.

1. В результате похода пройден на наш взгляд интересный марш- рут. Группа познакомилась с новым для себя районом.
2. Маршрут пройден не полностью. Причиной этого явилась задержка на пять дней из-за трудностей с оформлением пропусков в погранзону. Порядок оформления в данное время может меняться. Мы рекомендуем позвонить месяца за два в Алма-Ату прямо в управление погранвойск Казахстана подполковнику Левченко, который непосредственно этим занимается по телефону в Алма-Ате: 69-34-44.
3. Погода в этом районе, как правило, половину времени плохая. Большое количество снега на склонах создает постоянную лавинную опасность. Выбор пути на перевалы предпочтителен по гребням.
4. Передвижение по закрытым ледникам может стать серьезной проблемой из-за большой глубины тропления.


Комментарии: Ваш комментарий:
2004-01-03 05:14:35 | А. Джулий | E-Mail
Второй раз смотрю этот отчет (разные ссылки). На мой взгляд, хорошо бы исправить нитку маршрута, хотя бы в списке отчетов, а то она вводит в заблуждение, т. к. пройдено вдвое меньше, чем перечислено в нитке (первый раз в этот отчет заходил как раз посмотреть первопрохождения, которых там нет).

2004-01-04 20:27:58 | kandid | E-Mail
Анатолий, я постараюсь выведать у Мишани правду и исправлю.
с прошедшим НГ, кстати!

2011-07-01 14:38:22 | Alex | E-Mail
Вот бы еще фотки посмотреть, особенно интересует пер. Опасный
если не затруднит на мыльницу



В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;