LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Бензовоз
Автор: Анна Михайлова


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

ОТЧЕТ о пешеходном туристском походе второй категории сложности по Кольскому полуострову

ОТЧЕТ о пешеходном туристском походе второй категории сложности по Кольскому полуострову, совершенном с 8 по 17 августа 2000 года

рук. Голицын Николай Викторович

Содержание

Справочные сведения о походе

  1. Вид туризма - пешеходный
  2. Район путешествия - Кольский полуостров
  3. Маршрут группы: Кандалакша - оз.Тетюшкино - г.Сенная Куртяжная - г.Баранья Иолга - оз.Тикша - р.Тикша - п-ов Сосновый Наволок - оз.Долгое - руч.Черный - г.696 м - г.Круглая - г.Быстрая - Кандалакш- ский залив - руч.Максимов - р.Колвица - пер.Железные Ворота - р.Ниж.Лувеньга - г.Волосяная - в.197 - Кандалакша.
  4. Протяженность маршрута - 190 км
  5. Продолжительность маршрута - 10 дней
  6. Количество полевых ночлегов - 9
  7. Время проведения похода с 8 по 17 августа 2000 года.
  8. Поход организован Клубом туристов "Московская застава".
  9. Маршрут и заявочные документы были рассмотрены и утверждены МКК ФСОМТ СПб, шифр 178-00-56665550. Маршрутная книжка 48/00.  

Техническое описание

оз.Тетюшкино

Поезд прибыл в Кандалакшу в 16.32. Выйдя из поезда у здания вокзала, переходим ж/д пути по виадуку. Кандалакша оказывается достаточно большим городом. Совершаем несколько зигзагов по городским улицам и выходим к мосту через речку Нива. Переходим через мост, проходим 200 м по шоссе и сворачиваем налево на проселочную дорогу. Идем по этой дороге, не обращая внимания на отвороты. Проходим над озером. В 19.45 проходим первый ручей. В связи с началом дождя решаем остановиться. Доходим до второго ручья и в 50 м вниз по течению ручья находим подходящую стоянку. Есть дрова, грибы и комары. Подъем в 7.30. Завтрак. В 9.10 уходим со стоянки. Продолжаем идти по проселочной дороге и натыкаемся на садоводство. Садоводство на карте не обозначено. Его лучше обходить слева (мы это поняли позднее), но мы идем прямо, проходим садоводство, переправляемся через ручей и дальше двигаемся по азимуту (А=050) через легкопроходимое болото. Натыкаемся в болоте на тропку запад-восток, поворачиваем по ней на запад и выходим на потерянную нами дорогу. Снова идем по дороге. Вдоль дороги появляется множество домов (бараков). Дорога выводит нас на шоссе у моста через речку Нива. Поворачиваем по шоссе на восток. Через 300 м у забора с колючей проволокой в два ряда и с надписью "Запретная зона, проход опасен" асфальтовое покрытие на дороге закончилось. Идем по улучшенной грунтовой дороге, доходим до развилки, обозначенной на карте и поворачиваем налево. Дорога пересекает один за другим три ручья. У первого ручья мест для стоянки нет, зато у второго их достаточно много и они удобны. Третий ручей, текущий справа налево, впадает в оз.Тетюшкино. Проходим по дороге после мостика еще 2 км и поворачиваем по азимуту (А=050) на озеро Тетюшкино. Идти приходится по болоту. Много переспевшей морошки и голубики. Находим площадку с кострищем на берегу озера. Озеро мелкое, дно песчаное, вода достаточно теплая. Останавливаемся на обед, дрова приходится искать. На озере есть и другие места с подходом к воде. От места нашего обеда вверх ведет тропа, по которой мы и идем. Местами она заболочена. Проходим времянку с рыбаками и выходим на улучшенную грунтовку, с которой мы спустились обедать.

г.Сенная Куртяжная

Проходим по грунтовой дороге около 3 км. С дороги видна г.Сенная Куртяжная (609 м). Сворачиваем на нее с дороги по визуальному ориентиру. Идти приходится по среднепроходимому лесу с заболоченными участками. Часто нам преграждают дорогу заросли подосиновиков. Крутизна склона около 20. На границе зоны леса натыкаемся на березовый стланик. Как только мы ушли с дороги, нас стала нещадно кусать мошка. Выше границы леса сильный ветер, и мы наконец вздыхаем с облегчением. Дальнейший подъем на вершину по 20-градусному склону, поросшему ягелем. При подъеме хорошо просматривается озеро Тетюшкино, видны Хибинские Тундры и город Кировск. Сама вершина плоская, обзора никакого. Снимаем записку, оставленную туристами из Калуги за 3 часа до нас. Дальнейшее движение по северному склону массива: иногда преодолеваем заросли березового стланика. Остановились на ночевку под г.Средний Мыс у небольшого ручейка. С дровами трудностей не возникает, но трудно найти ровную площадку для палатки. День начинаем со спуска от места ночевки. Преодолев заросли березового стланика, вошли в лес, где заболоченные участки чередуются со скальными валами. Выходим на дорогу, по которой шли вчера, но здесь она уже не такая широкая. Проходим несколько ручьев и видим озеро Верхнее Лувеньгское. Озеро красивое, вода в нем была теплая, есть стоянка с автомобильным подъездом с дороги. Полюбовавшись на озеро, продолжаем движение по дороге, пересекающей многочисленные ручьи. Река Лувеньга оказалась менее полноводной, чем мы ожидали, но достаточно бурной. Если бы не было моста, переправа трудностей не составила. Останавливаемся на обед у обозначенного на карте безымянного озера, расположенного чуть ниже дороги, справа. Спуск к озеру от дороги без тропы. Стоянок на озере нет, берега заболочены. С озера открывается хороший вид на вершину Избная Иолга. Обед заканчиваем в 16.00 и выходим на дорогу.

г.Баранья Иолга

Продолжаем идти по лесной дороге на восток. После поворота дороги на север сходим с нее и идем на на юго-восток (А=150). Подъем на г.Баранья Иолга проходит в районе старого пожарища, поэтому подлесок отсутствует, что нас очень радует. Подосиновиков по-прежнему много. На выходе из зоны леса нас настигает дождь. Березового стланика здесь нет. Выходим на ровное предгорье, откуда видна г.Баранья Иолга и вершина расположенная к западу от нее. Подниматься решаем не напрямую, с потерей высоты, а через западную вершину. 20-градусный подъем по ягелю без кустарников почти до западной вершины, оттуда по хребту. Поднимаемся на самую высокую точку района г.Баранья Иолга (785 м). На вершине встречается средняя осыпь. Мимо нас пробегает стадо оленей и проходит группа туристов из г.Калуги. С вершины хорошо просматриваются все окрестности, несмотря на то, что она тоже плоская. Далее идем на восток. Спускаемся на вершину, расположенную восточнее г.Баранья Иолга. Спуск по 20-градусному осыпному (средняя осыпь) и мшистому склону. Так как дойти до озер, расположенных западнее г.Рисовская Иолга не позволяет время, а внизу ясно просматриваются несколько маленьких озер, принимаем решение спуститься к ним на ночевку. Склон среднекаменистый и мшистый, крутизна более 35. Спустились за 30 мин до леса, представляющего собой заросли березы с одиноко стоящими елями. Преодолевать заросли березы после дождя крайне неприятно. Ручей, который должен был вытекать из распадка, оказывается пересохшим. Доходим до безымянного маленького озера и останавливаемся на но- чевку. От стоянки идем на юг (А=180), надеясь выйти на обозначенную на карте лесную дорогу. Двигаемся по моренным валам с крутизной до 50, обходя мореннозапрудные озера, пока не натыкаемся на старый лесоповал, от которого идет тракторная дорога. Постепенно она улучшается до состояния нормальной лесной дороги. Место ее стыка с дорогой, обозначенной на карте, мы не обнаруживаем, но ее направление вдруг приходит в соответствие с рисунком на карте. Ручьи, которые мы встречаем, точно соответствуют обозначенным на карте. За 300 м до соединения с дорогой Колвица - оз.Большое Глубокое мы натыкаемся на карьер и отворот лесной дороги, который чуть не сбивает нас с толку. Настоящая дорога находится через 300 м после карьера. Выходим на нее и двигаемся в сторону оз.Большое Глубокое. Мы намереваемся свернуть в сторону деревни Тикша у ручья после поворота дороги на север. За 500 м до этого места дорога проводит нас мимо небольшого озера, заболоченного, но очень приятного, где мы и останавливаемся на обед. Озеро на карте не обозначено.

оз.Колвицкое

У озера есть отворот дороги на юг, куда мы и двигаемся после обеда. Дорога постепенно становится тропой, маркированной зарубками на деревьях. В прошлом году эта тропа остановила лесной пожар (слева от нас лес обгоревший). Тропа приводит нас к озеру Тикша. Деревня Тикша представляет собой несколько развалившихся домов, затерявшихся в густом лиственном подлеске. Тропа заканчивается на берегу озера. Никаких следов пребывания людей в последнее время в районе дер.Тикша мы не обнаруживаем. Мы идем на юг вдоль берега озера, преодолевая заросли березы и ручей (ручей переходим по бревну). За ручьем натыкаемся на тропку, по которой и продолжаем движение вдоль озера. Увидели реку Тикша. У берегов реки - заросли камыша. Расстояние между деревьями на противоположных берегах не позволяет организовать воздушную переправу. Двигаемся дальше на юг по хорошей тропе, ведущей по перешейку, разделяющему оз.Тикша и речку Тикша. Ширина перешейка около 80 м. В месте впадения реки в озеро камыша нет, ширина реки 20 м, наибольшая глубина 1.2 м, дно каменистое, течение слабое. Переправились вброд и встали на ночевку. В расположенном рядом болоте много морошки. От места ночевки идут две тропы, одна на юго-запад, другая на юго-восток, что соответствует обозначенному на карте. Мы идем по юго-восточной тропе, проходя мимо болота, в котором накануне объелись морошкой. После болота тропа начала активно разветвляться. В дополнение к охотничьим тропам появились козлиные. Стараясь придерживаться правильного направления, выходим на северный берег полуострова Сосновый Наволок (он действительно был весь сосновый). Дно озера у берега песчаное. Сам берег подвержен сильной волновой эрозии, о чем свиде- тельствуют многочисленные подмытые и поваленные сосны. Идем по тропе и выходим непосредственно к западной оконечности полуострова Сосновый Наволок. Оконечность представляет собой узкий мыс шириной около 10 м и длиной примерно 500 м. Много стоянок. Обратно двигаемся по тропе, которая идет по южному берегу полуострова, у самой воды. Тропа идет непосредственно вдоль берега. В одном месте она оказывается размытой, и мы по ошибке уходим вверх по тропе, которая вскоре заканчивается. Пройдя около обозначенного на карте внутреннего озера, спускаемся к берегу Колвицкого озера. Обедаем на одном из мысов, где сильный ветер чередуется с налетами мошки. Строго к югу от мыса находится вершина Верес-Тундра, вся покрытая лесом. Дно озера в месте нашего обеда песчаное, с плавным набором глубины. После обеда идем дальше по тропе, иногда пересекая ручьи и обширное продолжительные болото. Конец болота знаменуется грудой мусора в районе обозначенных на карте изб, что свидетельствует о наличии автомобильного подъезда. Избушки находятся в очень плачевном состоянии или вовсе отсутствуют, а обилие пустых бутылок и автомобильных следов наводит нас на мысль, что сюда часто выезжают на пикники. Дальнейшее движение по хорошей автомобильной дороге на запад к шоссе Кандалакша - Лев-Губа. На дороге встречаются отвороты вправо и влево, которые мы игнорируем. Пройдя озеро Долгое мы видим очень крупный отворот влево, по которому мы и идем, надеясь выйти к мосту. Но через 800 м в карьере дорога заканчивается. Зато мы натыкаемся на тропку, проложенную ведущую по просеке север-юг. Идем по тропе, переваливаем через небольшой хребтик и выходим к реке Колвица. Оказываемся внутри охотничьей базы, через ворота которой выходим на шоссейную дорогу в районе моста через реку Колвица.

г.Круглая

Переходим мост и двигаемся по шоссе на юг. Через 5 км и сворачиваем вправо на проселочную дорогу, надеясь, что она приведет нас к ручью Черный. Но дорога идет параллельно шоссе и только в районе очередного пожарища мы сворачиваем на запад (А=240). Ночевка у ручья. Дров много, но трудности с ровной площадкой для палатки. Выходим в 9.30, переходим ручей вброд. Идем по заболоченному еловому лесу. Много мошки и поваленных деревьев. Останавливаемся на обед у очень маленького ручейка. Обедаем не в самом удобном месте: нет ровных площадок. Вблизи находится маленькое, не обозначенное на карте озеро с заболоченными берегами и скалы, с которых открывается прекрасный вид. Подойти к озеру трудно. После обеда продолжаем идти на запад (А=240), переходим вброд ручей Белый и начинаем резко набирать высоту. Выходим на большое ста- рое пожарище, заросшее черникой. Оттуда начинаем восхождение на г.696 м. Подъем по еловому лесу с достаточно редким подлеском (к нашей радости), чередование крутых и пологих склонов, покрытых черникой, и постепенный выход на тундру (карликовая береза, лишайник, морошка). Подъем по ягельнику с пробегающими оленями. Крутизна склонов около 20. На вершине сильный ветер, холодно. Сфотографировали озеро Круглое с Плоскими Тундрами и идем к г.Круглая (636 м). С вершины видно озеро Колвицкое, полуостров Сосновый Наволок. Так как уже поздно, принимаем решение встать под вершиной, на границе зоны леса, среди многочисленных маленьких озер. Спуск по мшистому склону крутизной 30. Проходим несколько озер в поисках дров и останавливаемся у одного из них (диаметром 8 м). Подход к воде не очень удобный, находим ровную площадку, свободную от березового стланика. Очень много подосиновиков (на следующий день мы отказались от молочного завтрака ради грибов), попадается морошка. Костер разжигаем на каменистом дне пересохшего озера. Ночью холодно.

г.Быстрая

С утра отличная погода. От места стоянки двигаемся на перевал между г.696 и г.Быстрая (574 м), обходя озера и болота, пролезая через березовый стланик. Перешли через ручей. Поднялись на перевал и двину- лись по хребту к г.Быстрая. Постоянно попадаются подосиновики. Подъем на г.Быстрая пологий, сама вершина на редкость плоская. Под тригой тур с нечитаемой запиской 1992 года. Виден песчаный берег Кандалакшского залива Белого моря и очень неприятное болото, преграждающее путь к нему. Принимаем решение идти к Белому морю от безымянной вер- шины севернее г.Быстрая, строго на запад. Выходим на перевал севернее г.Быстрая, траверсируем западный склон северной вершины и начинаем спуск. Мшистый склон, крутизна доходит до 40 50 0. Березовый стланик дос- таточно быстро закончился, сменившись сосновым лесом с многочисленными поваленными деревьями. Крутизна склона в зоне леса оставалась высокой.

Кандалакшский залив

После выполаживания натыкаемся на лесовозную дорогу, ориентиро- ванную север-юг. Решаем не прорываться сквозь болото к Белому морю, а, двигаясь по дороге на север, дойти до обозначенной на карте пешеходной тропы вдоль ручья Максимов. Проходим 100 м по дороге и останавливаемся на обед у небольшого ручейка. У ручьев, пересекающих дорогу, следы старых стоянок, а на самой дороге - медвежьи следы. Пока дорога идет по сосновому лесу, выросшему на песчаннике, идти очень легко, но начались продолжительные болота. Тракторные колеи уходят вглубь на полметра и заполнены водой. Болота заканчиваются у ручья Максимов. Пешеходной тропы мы не обнаруживаем и двигаемся к Белому морю напрямую (А=240). Среднепроходимый заболоченный лес чередуется со среднепроходимыми болотами, пока мы не натыкаемся на участок бурелома. Проползаем сквозь бурелом и выходим на старую тропу. Она различима только по следам зарубок на деревьях. Тропа приводит нас к Белому морю. По берегу двигаемся на юг до устья ручья Максимов. В районе устья есть несколько стоянок, а избы, обозначенной на карте, нет. Соленый морской ветер избавляет нас от мошки и комаров. Дров много, площадки под палатки удобные. Видны огни поселка Лувеньга. Вода в заливе холодная. Проводим разведку и не обнаруживаем троп, идущих от берега Белого моря. Приходится идти вдоль ручья Максимов, несколько раз переходим с берега на берег. Когда с севера от ручья показался старый лесоповал, идем по нему. Старая лесовозная дорога покрыта березовой порослью, и идти по ней труднее, чем просто по лесу. Отказываемся от движения по этой дороге и идем напрямую на восток (А=90). Доходим до вчерашней лесовозной дороги в месте ее пересечения с ручьем Максимов и поворачиваем по ней на север. Пересекаем следующий ручей и оказываемся на развилке. От дороги, идущей на север, есть отворот на северо-восток, ведущий к Колвице. Поворачиваем на северо-восток, пересекаем заболоченные участки и идем по дороге, которая соответствует нарисованной на карте пешеходной тропе. Проходим мимо безымянного озера, обозначенного на карте, по числу кострищ и автомобильных подъездов делаем вывод о частой посещаемости этого озера. По мере приближения к Колвице дорога становилась все более наезженной. Магазина в Колвице нет, местные жители говорят, что по вторникам приезжает автолавка (с 11.00 до 13.00). Доходим до моста и идем 1 км вверх по течению, чтобы посмотреть на водопад. Советуем читающим сделать то же самое.

Перевал Железные Ворота

Перейдя через мост, поворачиваем налево по грунтовке, проходящей через деревню и выходящей на шоссе через 1 км после моста. Следующие 2 км идем по шоссе, безуспешно пытаясь найти ручей, у которого можно было пообедать. В 2 км от Колвицы у шоссе есть родник, где мы останавливаемся пообедать, расположившись на обочине дороги. Через 100 м после родника натыкаемся на отворот тракторной дороги, по которой и двигаемся к перевалу Железные Ворота. Дорога идет с большим набором высоты (крутизна склона до 35),  и мы очень быстро оказываемся почти на высоте перевала, ко юго-востоку от вершины 547 м. Дальше дорога траверсирует южный склон горыт 547 м и заканчивается в черничнике на месте старого пожарища. Движение к перевалу Железные Ворота идет с небольшим набором высоты (крутизна 10), но идти тяжело из-за многочисленных поваленных деревьев и заросшей елями крупной осыпи. Перевальная седловина представляет собой глубокую щель между двумя скальными стенками, поросшую редким ельником. Спускаемся с перевала строго на запад (А=280) по еловому лесу, на нашу радость со слабым подлеском, и натыкаемся на обозначенную на карте просеку север-юг. Тропы по просеке нет. Несмотря на это, все равно идем по ней на север с целью выйти на тракторную дорогу, идущую вдоль реки Лувеньга. Когда просека заканчивается, проходим 200 м по болоту в направлении северо-запад (А=300) и выходим на тракторную дорогу. Дорога оказывается не тракторной (как на карте), а автомобильной, широкой и хорошо наезженной. Времени уже 9 вечера и нам приходится выбирать: идти 1.5 км по дороге, удалаясь от шоссе, и ночевать на речке Лувеньга или идти к шоссе в надежде наткнуться на не обозначенный на карте ручей и там заночевать. Мы решаем идти к шоссе. Ручьев мы так и не встречаем. За 1.5 км до шоссе сворачиваем на северо-запад по лесной дорожке, которая через 100 м заканчивается в болоте. Идем по азимуту на северо-запад (А=280). Безлесные болота чередуются с сосновыми грядами. После пересечения очередной гряды выходим к реке Нижняя Лувеньга. Вдоль реки Лувеньга идут 2 отличные тропы - одна по гряде, другая непосредственно у реки (внизу). Несмотря на наличие хороших троп, следов стоянок мы не встречаем. Находим ровную площадку под палатку и рядом раскладываем костер. Утром поднимаемся на верхнюю тропу и двигаемся в сторону поселка Лувеньга. Вначале тропа выводит нас на грунтовую дорогу, по которой мы шли вчера, по ней мы выходим на шоссе. В поселке Лувеньга есть магазины и многоэтажные блочные дома. Через Лувеньгу поселок Колвица связан автобусным сообщением с Кандалакшей. Но автобусы проезжают здесь переполненные.

г.Волосяная

Переходим реку Нижняя Лувеньга по мосту и идем по шоссе. На 7-м км от Кандалакши сворачиваем с шоссе строго на север (А=0) и начинаем подъем на г.Волосяная (475 м). Вначале подъем по сосновому лесу, склон крутизной до 30, после выполаживания - по еловому лесу с заболоченными участками. Натыкаемся на построенный навес с кострищем. От навеса уходит тропа в сторону Кандалакши. Наверх тропы нет. Перед самой вершиной крутизна склона возрастает до 40, появляются скальные участки. Продолжаем движение по березовому стланику, обходя скальные стенки. Сама вершина достаточно пологая, с отдельно торчащими скалами. По вершине проходит хорошо набитая оленья тропа, ведущая явно не в Кандалакшу. Начинаем спуск в долину ручья - притока р.Нива, продираясь сквозь густые заросли березового стланика (А=320). Так как надежды на быстрый спуск рухнули, мы останавливаемся на обед в плохо приспособленном для этого месте; сплошные заросли, нет ровной площадки. После обеда продолжаем спуск. Спускаемся ниже уровня березового стланика, входим в зону сплошных болот, разделенных небольшими скальными перемычками. На одном из таких болот натыкаемся на хорошо набитую тропу, ориентированную запад-восток. Поворачиваем по ней на запад, несмотря на то что она идет с набором высоты. Переваливаем через северный отрог г.Волосяная и подходим к горе 197 м. У ручья около горы много следов стоянок. От этой вершины идет грунтовая дорога в Кандалакшу, и, возможно, многие тургруппы начинают или заканчивают здесь свои маршруты. Несмотря на достаточно открытое пространство, комаров много. Здесь мы заночевали, дрова приходится долго разыскивать. В 9 часов начинаем спускаться по автомобильной дороге до развилки, которую мы прошли в первый день похода. В Кандалакшу идем прямо, через бывший стадион бывшего пионерлагеря выходим к висячему пешеходному мосту (речка Нива переходима в любом месте), от которого по городским улицам 15 мин до вокзала.

 Тексты записок, снятых с перевалов

Группа туристов г.Калуги совершает пешеходный поход III к.сл. Вышли к туру г.Сенная Куртяжная 609 м со стороны г.Крестовая и г.591 м в 13 ч. 9.08.2000. Погода облачная, ветер, видимость отличная, 15 С. Состояние группы отличное, на болотах морошка - объедение. продолжаем движение в направлении оз.Среднее Лувеньгское и г.Избная Иолга. Руководитель группы Рыбаков В.И. Состав группы 5 человек. Адрес 248001, г.Калуга, ул.Театральная, д.8. Турклуб. 29.07.2000

Группа туристов из москвы в количестве 5 (пяти) человек в следующем составе: Буренко Илья, Иванов Георгий, Иванов Дмитрий, Буренко Михаил, Орлов Сергей, совершая пеше-водное путешествие, подня- лась на вершину Баранья Иолга (785 м) со стороны перевала Ёлки-Тундры в 13.30. Метеоусловия: ясно, ветер ЮВ, слабый, t воздуха - ориентировочно 25 С, безоблачно. Начинаем движение в сторону базового лагеря в р-не р.Белая по пути подъема в 14.15. Желаем удачи! Хорошей погоды!

Группа туристов-водников из городов Чехов и Климовск Московской области в составе 11 человек взошла на вершину Баранья Иолга 8.08.1996 в 15 ч. 30 мин. Погода отличная, мошки "море". Всем горячий дружеский привет. -  

Выводы и рекомендации

Цели нашего похода (как спортивные, так и познавательные) были достигнуты. Все участники получили достаточный опыт по преодолению естественных препятствий и в ориентировании. Группа выполнила поставленную задачу по ознакомлению с Колвицкими тундрами. Нам удалось за один поход побывать на основных вершинах и озерах края. Колвицкие тундры - очень интересный край для путешествий. Осмотренный нами район Кольского полуострова отличается незабываемой красотой. Скальные стенки, сочетающиеся с озерами, горные склоны, покрытые осыпями, морское побережье, обилие морошки и подосиновиков оставляют неизгладимое впечатление. Наблюдается вертикальная зональность растительного покрова: до высоты 300-400 м располагаются сильно заболоченные сосновые и еловые леса с примесью березы, ольхи, рябины, осины, ивы; высоты 400-600 м заняты березовым криволесьем и кустарниками, а выше 600 м - растет редкий кустарник и лишайники. Район отличается многообразием препятс- твий: бурелом, стланик, скальные стенки, осыпные и мшистые склоны, болота, реки различной сложности. Маршрут по Ковицким тундрам был выбран по принципу новизны района, быстроты и удобства подъездов. Материалов о пешеходных походах в этом районе в библиотеке СПбТК нет. Есть отчет о лыжном походе III категории сложности в январе 1987 (I-332, руководитель Королев И.С.). В основном район Кандалакши посещается туристами-водниками. Но мы встретили группу туристов из г.Калуга, совершающих пешеходный поход III категории сложности по Колвицким и Хибинским тундрам. Подъезд к району очень удобен. Доехать можно многочисленными поездами Москва - Мурманск (с пересадкой в Волхове) или СПб - Мурманск. Маршрут начинается прямо от вокзала, нет необходимости пользоваться непостоянными автобусами. Время в пути скорого поезда N21 СПб - Мурманск 22 часа. Стоимость проезда в плацкартном вагоне (цена на август 2000 года) 140 рублей. Поиск картографического материала трудностей не составил. По этому району у нас была топографическая карта масштаба 1:200000 (13-й лист серии "Кольский полуостров"). Все ссылки в тексте даны на эту карту. Несмотря на возраст карты (состояние местности дано на 1981 год), проблем с ориентированием у нас не возникло. Замеченные различия между картой и местностью отмечены в техническом описании. Маршрут по этому району следует планировать так, чтобы двигаться траверсами хребтов, так как движение в зоне леса осложнено подлеском и сложным микрорельефом. В походе для самостраховки при переправах и движению по крутым склонам мы пользовались альпенштоками. Желательно иметь снаряжение, позволяющее организовать воздушную переправу. В поход был взят костровой тросик, но так как не всегда была возможность его натянуть, пра- вильнее брать в поход таганок. Время похода было выбрано, по нашему мнению, удачно: по сравнению с июлем значительно меньше стало кровососущих насекомых, много грибов и ягод. Погода стояла теплая, значительное похолодание произошло в последний день похода. На протяжении всего маршрута встречается мно- жество сухих деревьев. Сложностей с дровами и с водой почти не было. При планировании питания следует быть готовым к большому количеству грибов. По мнению группы, оптимальными для этой части Кольского полуострова являются походы второй категории сложности. планирование более сложных маршрутов затруднено отсутствием сложных локальных препятствий (категорийных перевалов и вершин), а сложные протяженные препятствия (среднепроходимые болота, бурелом, березовый стланик) делают очень трудными походы для неподготовленных туристов. Наш вывод: поход по Колвицким тундрам служит отличной подготовкой участников к походам III категории сложности (хребты Хамар-Дабан, Куз- нецкий Алатау, Северный Урал и т.п.).  

Литература

  1. Туристские спортивные маршруты: Перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы. - М.: Профиздат, 1989.
  2. Север. М., "Физкультура и спорт", 1975.
  3. Отчет в библ. СПбТК I-332. Лыжный поход III категории сложнос- ти в 01.1987 г. Руководитель И.С.Королев.
  4. Отчет в библ. КТМЗ II-52. Лыжный поход II категории сложнос- ти в 03.1985 г. Руководитель Б.А.Соколов.
  5. Кольский полуостров. Набор топографических карт для охотников, рыбаков и туристов. Комплект из 28 карт. ВТУ ГШ, 1993.

Комментарии: Ваш комментарий:
2005-05-14 22:53:55 | Аноним | E-Mail
Хочу задать Вам несколько вопросов. Как с Вами связаться? Андрей




 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;