LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Безенгийская стена
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Hosted by Сервис Телеком
SRV

 
 

Пеше-водный поход по Кодару, 1996 год

Отчет о пеше-водном путешествии в Забайкалье (хр. Кодар) по маршруту п. Чара - р. Ср. Сакукан - р. Ледниковая - р. Левая Сыгыкта - оз. Орон - р. Култушная - р. Крест - р. Даваихта - р. Куда-Малая - ст. Куанда

12.07.96 - 18.08.96

Руководитель: Вирсис А. А. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5936

схема маршрута

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин (Москва)

Содержание:

  1. Справочные данные о маршруте:
    1. Паспорт маршрута;
    2. Сведения об участниках путешествия;
    3. Запланированный график движения;
    4. Реализованный график движения;
  2. Общая характеристика района путешествия;
  3. Техническое описание маршрута:
    1. Подъезды к началу маршрута и отъезды;
    2. Подход к р. Левая Сыгыкта;
    3. Сплав по р. Левая Сыгыкта и р. Сыгыкта;
    4. Пеший переход на р. Куда-Малая;
    5. Сплав по р. Куда-Малая;
    6. Выход к ст. Куанда;
  4. Материальное обеспечение группы:
    1. Групповое снаряжение;
    2. Личное снаряжение;
    3. Ремонтный набор;
    4. Медицинская аптечка;
    5. Смета расходов;
    6. Меню на ходовые дни;
  5. Картография

Аннотация

Отчет знакомит с пеше-водным маршрутом пройденным по "главной" реке Кодара, Сыгыкте, и мало известной в Москве, реке Куда Малая. Маршрут проходил в условиях полной автономности.

Отчёт подготовили:

Разделы 1, 2, 3 п.п. 4.8 Вирсис А. А. Мовчан С.И
Раздел 4: Вирсис Л. А. Соколов М. В.
Фотографии: Мовчан С. И. Угрюмов Д. В.

1. Справочные данные о маршруте
1.1. Паспорт маршрута

1. Район путешествия: Забайкалье, Хребет Кодар.

2. Время путешествия: 12.07.96.- 18.08.96.

3. Протяженность маршрута: 300 км, в том числе пешком: 130 км, сплав: 170км.

4. Продолжительность активной части: 25 дней.

5. Нитка маршрута: пос. Новая Чара - пос. Чара - р. Средний Сакукан - руч. Медвежий - пер. Медвежий (1А) - р. Ледниковая - р. Левая Сыгыкта (сплав) - оз. Орон - р. Култушная - р. Крест - пер. Крест (н/к) - р.Даваихта - р. Куда-Малая (сплав) - р. Куанда (сплав) - ст. Куанда.

6. Категория сложности: V к. с.

7. Средний уклон на участке: р. Ледниковая - р. Правая Сыгыкта: 10 м3/сек; р. Правая Сыгыкта - оз. Орон: 6.3 м 3 /сек.

Средний расход р. Левая Сыгыкта: 20 м3/сек (в устье р. Ледниковая); 55 м3/сек (в устье).

8. Средний уклон р. Куда-Малая: 6 м/км. Средний расход р. Куда-Малая: 5-15 м3/сек.

9. Подъезд к началу маршрута: ст. Новая Чара.

10. Отъезд с маршрута: ст. Куанда.

1.2. Сведения об участниках путешествия

№ п/п Ф.И.О. Обязанности в группе Туристический опыт
1. Вирсис А.А. руководитель р. Чаткал - р. Пскем VI Р.; р. Урик IV Р.; р. Снежная IV Р.; р. Зун-Мурин - р. Утулик IV Р.
2. Вирсис Л.А. завхоз р. Снежная IV У; р. Урик IV У; р. Урух III У; р. Храми II c . V .Р; р. Уруп III . P ; р. Урсул - р. Катунь IV У.
3. Мовчан С. И. фотограф р. Зун-Мурин - р. Утулик IV . У; р. Ока - р. Ия V У; р. Уруп III У; р. Охта III У; р. Балбанью - р. Кожим IV У.
4. Соколов М.В. финансист р. Зун-Мурин - р. Утулик IV . У; р. Урик IV У; р. Ока - р. Ия V У. р. Балбанью - р. Кожим IV У.
5. Коротков Ю.Н. ремонтник р. Уруп III У; р. Ока - р. Ия V У р. Урсул - р. Катунь IV У; р. Суна II У
6. Угрюмов Д. В. медик р. Уруп III У; р. Ока - р. Ия V У; р. Урсул - р. Катунь IV У

1.3. Запланированный график движения

По маршруту: ст. Чара - р. Ср. Сакукан - р. Ледниковая - р. Лев.Сыгыкта - р. Сыгыкта - оз. Орон - р. Култушная - р. Талая - ст. Таксимо (БАМ).

День Дата Участок маршрута Км Способ движения Препятствия
1-5 12-16.07 Г.Москва-ст.Чара поезд
6 17.07 Ст.Чара - cap . в уроч. Синельга. Чарские пески. 13 пешком По тропе, болота
7 18.07 Сар.в ур.Синелыа-бр. 1.2/10 14 пешком По тропе, болота
8 19.07 Бр. 1,2/10-руч. Того 16 пешком По тропе, броды
9 20.07 Руч. Того - р. Ледниковая (устье р. Медвежий) 18 пешком до ГМС - тропа, граница леса
10 21.07 Р. Ледниковая - р. Левая Сыгыкта 10 пешком тропа по берегу, стланник
11 22.07 Стапель
12 23.07 Уст. р. Ледниковая - пор. Запятая, 4,5 сплав пор. Ледниковый, пор. Прикуп, шив. Запятая
13 24.07 Пор. Запятая - пор. Скандальный 13 сплав Ш. Пахарь, пор. Сюрприз, пор. Проходной, Башня Тамары, ш. Перекурная, пор.Татьяна, пор. Марина, пор. Скандальный
14 25.07 Пор.Скандальный - р. Пр. Сыгыкта 27,5 сплав Завалы
15 26.07 Р. Пр. Сыгыкта - руч. Прямой 30 сплав Пор. Серп, шив. Хулиганка, пор. Давыдыч, пор. Борода
16 27.07 Руч. Прямой - р. Каменистая 25 сплав ВДП - обнос, разбои
17 28.07 Р. Каменистая - оз. Орон - Р.Култушная (полудневка) 5 сплав
18 29.07 Дневка
19 30.07 Р. Култушная - р. Огородная 18 пешком По тропе
20 31.07 Р.Огородная - перевал Н/К 15 пешком Без тропы, стланник
21 -22 01-02.08 Пер. Н/К - Р.Таллая - р. Даватчанда (база геологов) 30 пешком
23 03.08 Стапель
24 04.08 Р. Даватчанда - 1 Лев. приток (отм. 27) 19 сплав Проводка мелких шивер, отм. 1-3, 18-20 осмотр, отм. 23 подробная разведка (стоянок нет)
25 05.08 1 лев. приток (отм. 27) - 0,5 км ниже р. Крутой 8 сплав Отм. 27-32, 40, 42, 46, 56 осмотр; 34,55, 57 подробная разведка (возм. обнос)
26 06.08 0,5 км ниже р. Крутой - начало ниж. каньона 15 сплав Отм.65,67осмотр; отм. 74 разведка; перед нижним каньоном шивера
27 07.08 Начало ниж. каньона - Лев.берег - р. Витим 12 сплав Отм. 2, 8, 15 осмотр
28 08.08 Лев. берег р. Витим - дер. Усть-Парамск 25 пешком
29-30 09- КМ» Дер.Усть- Парамск-ст.Таксимо 55 (авто) пешком
31 11.08 Запасной день
32 12-16.08 поезд

Итого: пешком 65+63+80=208км; сплав 110+54=164км.

1.4. Реализованный график движения

День Дата Участок маршрута Характер пути Км Время
1-5 12.07-17.07 г. Москва - ст.Чара - лев. бер. Ср. Сакукан, 7-8 км от ущелья
6 18.07 Радиальный выход в Чарские пески. Брод 1,2-10 Грунтовая дорога 14 3.30ч
7 19.07 Бр. 1 .2- 10 - устье руч. Того Грунтовая дорога 15 4.40ч
8 20.07 Руч. Того,полудневка Дорога под перевал (заброска груза) 6.5ч
9 21.07 Руч. Того - перевал Медвежий(1А) После моста тропа. Брод стенкой. Дров нет. 10 3.10ч
10 22.07 Перевал Медвежий(1А) - р. Ледниковая (1км выше руч.Меджий) Подъем крутой. Спуск по веревке. Дров нет. 2 10ч
11 23.07 Р. Ледниковая - р. Ледниковая (3-4 км выше устья) Тропа, брод 0,7- 1 5 после тропы нет. 7 5.30ч
12 24.07 Устье рЛедниковой Тропы нет, стланник, осыпи, броды 4 2.40ч
13 25.07-26.07 Стапель
14 27.07 1км ниже р. Ледниковая Шиверы 1 1.30ч
15 28.07 Лев.бер.рЛевая Сыгыкта - (1км ниже руч. Птичьего) Пор. Запятая, Сюрприз, шив. Пахарь, Перекурная, Башня Тамары 15
16 29.07 Пр. бер. Сыгыкты (стр.с Пр. Сыгыктой) Пор. Татьяна, Марина, Скандальный, шиверы. 30 6.5ч
17 30.07 Устье р.МалДагалдын Шиверы 35 4.5ч
18 31.07 Устье р.Култушная Препятствий нет. 37
19 01.08 Антистапель
20 02.08 Пр. бер. р. Култушная (пр. Чиппокто) Тропа заболочена, набор высоты, стланник. 12 4,1 ч
21 03.08 Пр. бер. р. Култушная (1,5км выше р. Огородная) Тропа заболочена 8 3.5ч
22 04.08 Пр. бер. р. Крест (0.5 км ниже 3 лев. притока) Тропы нет. 9 4,5ч
23 05.08 Лев. бер. р. Крест (2км выше руч. Юбилейный) Тропы нет. Шли по руслу реки. 7.5 5.4ч
24 06.08 Р. Даваихта (2км ниже перевала Крест (и/к)) Без тропы. Курумник. 7
25 07.08 Пр. бер. р. Даваихта (устье 1 пр. притока) Движение без тропы. 9 4.5ч
26 08.08 Стрелка р. Даваихта и р. Куда-Малая Хорошая тропа 5 1.3ч
27 09.08 Пр.бер.р. Куда- Малая (7км ниже стапеля) Проводка 7
28 10.08 Пр. бер. р. Куда-Малая (Щеки) Сплав 14
29 11.08 Лев.бер.р.Куанда (7км ниже устья р. Куда-Малая) Сплав, проводка, обнос завалов 38 9,5ч
30 12.08 Р. Куанда Сплав 0.5ч
31 12.08 Р. Куанда - ст. Куанда Пешком по дороге 23 4.5ч
32 12-13.08 Ст. Куанда - г. Москва Поезд

Итого активными способами передвижения: пешком - 132,5 км; сплав - 178 км.

'На пешей части указывается только ходовое время.

На сплаве - техническое время (включая время на разведку препятствий).

2. Общая характеристика района путешествия

Краткий обзор района

Начинаясь от реки Витим, хребет Кодар протянулся в северо-восточном направлении более чем на 250 км., в нем можно выделить три горных массива, отличающихся по своим характеристикам, орографии и условиям проведения походов - это западный, центральный и восточный Кодар.

К юго-востоку, к Верхне-Чарской котловине, он обрывается эффектным 1.5 километровым уступом. К северо-западу от полосы максимальных высот Кодара, на сотни километров простирается глубоко расчлененное среднегорье, приленская часть которого известна под названием Патомского нагорья. На юге хребет ограничен долиной Чары, а северная и северо-западная его границы проходят по линии озеро Орон - реки Сыгыкта и Эльгер - озеро Ничатка - река Сень.

Наиболее мощное поднятие Кодара, несущее почти все оледенение района, расположено в междуречье р. Халласа и р. Сюльбана с запада и р. Апсата с северо-востока. Оно занимает центральную часть Кодарского хребта и условно называется Центральным Кодаром. Начинаясь от Леприндинских озер, Центральный Кодар простирается в северо-восточном направлении до перевала Апсат почти на 100 км, достигая наибольшей ширины (60-70 км.) в районе р. Верхнего и р. Среднего Сакуканов, где от ГВХ отходят на восток несколько отрогов - хребтов .В верховьях реки Верхний Сакукан расположена высшая точка всего Кодарского хребта - пик БАМ (3073 м).

Снеговая линия, выше которой снег не тает летом, расположена на северных склонах на высоте 2200-2400 м, на южных 2500-2550 м. Перевалы, как правило, имеют ярко выраженную асимметрию: одни склоны пологие, осыпные, другие - крутые скальные сбросы. Из растительности преобладает лиственница, кедровый стланник. (его маму...)

Интересно, что начало освоению Кодара положила гонка вооружений после окончания второй мировой войны. В горах были обнаружены урансодержашие руды, и началась интенсивная разработка этих месторождений силами ГУЛАГа. Кодар покрыла сеть лагерей, остатки которых хорошо сохранились на р. Верхний Сакукан, Хадотканда и особенно на р. Средний Сакукан, долина, которой была сплошной зоной. В цирке руч. Мраморного на высоте 2000 м. располагался один из крупнейших рудников. До сих пор сохранились жилые бараки, домики комсостава, охранные вышки и целые заборы из колючей проволоки. Да и что станется сибирской лиственнице, заброшенной на немыслимую высоту, в сухом и морозном воздухе вечной зимы. Цирк настолько плотно окружен высокими горами, что солнце здесь даже летом появляется всего на несколько часов, а устьевый ригель обрывается в долину р. Средний Сакукан четырёхсотметровым водопадом. Зимой - это сплошная зелено-голубая лента замерзшей воды как шрам выделяется на фоне сумрачных гор. Эффект потрясающий! Как же тут годами жили и работали люди, уму непостижимо.

Река Левая Сыгыкта

Река Левая Сыгыкта стекает со склонов Центрального Кодара сначала в северо-западном, а потом в западном направлении и сливается с рекой Правая Сыгыкта, образуя собственно р. Сыгыкту - правый приток Витима.

Левая Сыгыкта - главная река центрального Кодара. Долина реки корытообразная, участки крутых сбросовых порогов разделены плесами, протяженность которых к устью постепенно увеличивается с общим уменьшением уклона и упрощением препятствий.

Гидрологические характеристики р. Левой Сыгыкты (взяты из метеосправочников).

Длина (от слияния с р. Ледниковой до оз. Орон) - 110 км.

Площадь водосбора - 2520 км.

Высота истоков - 2750 м.

Средний уклон - 15 м/км

Средний расход воды в июле: в устье - 55 м3/сек; верхнее течение(р. Ледниковая ) - 20 м3/сек.

Суточные колебания температуры воды в реке в июле месяце не более: 4-5° С.

Питание реки ледниковое и дождевое. Время летнего паводка в период с 22-27 июля.

Для сплава на туристских судах, пригодна на всем протяжении, от слияния с Ледниковой (есть сведения о сплаве с самых верхов - "Путник" 4/96г).

Наиболее крутой сброс на нашем маршруте приходится на участке 4 км от стрелки с р. Ледниковой.

Маршрут пролегает по территории Витимского государственого заповедника, поэтому, перед началом маршрута, надо отправить телеграмму директору заповедника для получения разрешения находится на территории заповедника.

Директор Витимского государственного заповедника.

Иркутская обл., г. Бадайбо ул. Стояновича, 99 тел. 66-69-10.

3. Техническое описание маршрута
3.1. Подъезды к началу маршрута и отъезды

Поезд Москва-Тында N76 с Казанского вокзала (в пути 109 часов) до ст. Новая Чара. Автомашиной (если повезет) до поселка Чара около 18 км. Если все-таки повезет с машиной надо просить подбросить как можно выше по р. Средний Сакукан. На подъезде к ст. Н. Чара, рассматривая имеющиеся карты и расписание движения поезда, обнаружили, что поезд имеет остановку на ст. Сакукан, не обозначенной на нашей карте. Исходя из времени движения поезда между станциями, было вычислено, что она находится примерно в 20км. от Н. Чары. Но главное, что от нее идет дорога, по которой до ущелья р. Средний Сакукан ближе, чем от ст. Н.Чара. Имея в расписании 5-ти минутную стоянку на ст. Сакукан, поезд благополучно проследовал ее без остановки мимо, посвистывая на ходу.

Выход при сплаве по р. Куда-Малая осуществляется в 3 км ниже дер .Сюльбан (нежил.) на р. Куанда, пешком около 25 км. Дорога от пос. Сюльбан хорошо набита, большим количеством лесовозов и се-новозов.

Поезд Тында-Москва N75. Поезда на Москву ходят раз в сутки.

Расписание поездов на ст. Н. Чара:

№ поезда Маршрут Время прохождения на ст. Н. Чара
77 Нерюнгри - Москва 17.05.- 17.25 (по четн.)
78 Москва - Нерюнгри 10.05.- 10.28 (по четн.)
201 Тында - Северобайкальск 7.55.- 9.15 (по нечет.)
206 Тайшет - Тында 8.35.- 9.10 (по нечет.)
75 Тында – Москва 17.05.- 17.25 (по нечет.)
76 Москва – Тында 10.05.- 10.25 (по нечет.)
97 Тында - Кисловодск 6.30. - 6.50 (ср., сб.)
98 Кисловодск - Тында 10.55. - 11.15 (пн.,чт.)

Местные поезда (ежедневно):

Нов. Чара- Куанда: 1.20;12.10.

Куанда - Нов. Чара: прибыт. 5.30;16.00.

Нов. Чара - Хани: 13.00; 1.40.

Хани - Нов. Чара: прибыт. 4.45; 16.05.

3.2. Подход к р. Левая Сыгыкта

Прибыв на ст. Н. Чара обнаружили закрытую почту, так что пришлось просить проводников нашего поезда отослать телеграмму о выходе на маршрут. На привокзальной площади висит большой щит с объявлением:

Альпинистам и туристам следует зарегистрировать свои маршруты в лесхозе с. Чара, ул. Коммунальная, 3.

Думаю, не стоит объяснять причин, по которым мы проигнорировали указание. Забегая вперед, скажу, что у нас не было повода вспомнить о нем. В поселке много грузовых машин, но поиск сговорчивого водителя занял примерно час. За сумму в 100 тыс. руб. ЗИЛ-131 забросил нас на 15 км. от станции. Было очень кстати, что мы на колесах миновали обширное болото Чарской котловины. На его преодоление мы затратили бы не менее 4-5 часов ходового времени и много крови для прокорма местной мошки.

Ночевка была организована в 0,5 км. от первого подъема на мореный вал, в 7-8 км. перед ущельем р. Средний Сакукан. По словам местных жителей в 1990 г. начался большой наплыв людей к пунктам, где некогда располагались места заключения. До верхнего лагеря, где в шахтах добывали уран, была проложена дорога, вымощенная стволами лиственницы. Эта дорога до сих пор сохранилась на большей части пути. И лишь в Чарской котловине она была отремонтирована местной администрацией для подвоза туристов.

Группам, планирующим путешествие из Чарской котловины, настоятельно советуем посетить уникальное место - маленькую пустыню под названием "Чарские пески".

Контраст заключается в том, что буквально рядом с нерастаявшими наледями по берегам ручья расположена настоящая песчаная пустыня размером 4x4 км. Она как будто насыпана на правом берегу правого притока реки Средний Сакукан. Пески ее кочуют, со временем меняя свое местоположение.

Обязательно посетите - это интересно! Движение по этой дороге не представляет трудностей. Правда, мосты через притоки р. Средний Сакукан уже не пригодны для пользования. Идя по этой странной зарастающей дороге, мы не раз с благодарностью вспоминали ее безымянных строителей.

Через 200 метров от места ночлега дорога делится. Левая, приводит к броду и теряется в протоках. Правая, очень хороша, идет по левому берегу. Еще через 250 м. крутой, короткий взлет - начало подъема на мореный вал. Движение по дороге с постоянным набором высоты. По пути есть несколько развилок, но качество основной дороги и, видимое впереди ущелье р. Средний Сакукан - отличные ориентиры. Перед входом в ущелье дорога выходит на берег р. Средний Сакукан, где, вырвавшись из ущелья, она широко разливается. В лето 1996 года стояла страшная жара, поэтому от многолетней наледи описанной во многих отчетах, мало что осталось. В ущелье дорога входит по довольно крутому, но короткому взлету, но зато потом надолго выполаживается.

Забегая вперед, хочется отметить сравнительно большое количество людей на этой дороге. ГМС у впадения руч. Медвежий является своеобразной базой для многочисленных туристских групп и местных жителей, а дорога к ней - наиболее удобным путем.

Дальнейший путь не представляется сложным. Единственное, что заставляло внутренне собираться, это броды через притоки р. Средний Сакукан. Мосты, некогда существовавшие, все разрушены, а течение на многих притоках достаточно сильное. После ручья Шаньга дорога вырождается в тропу, а после ручья Поливанный крутизна тропы заметно увеличивается.

Вечером выясняется, что у одного из ходоков "до кости стесались ноги" и "движения ему противопоказаны". Назавтра намечается незапланированная дневка у ручья Того. От руч. Того до ГМС - 2 перехода по 30 минут.

До моста (мост разрушен) через р. Средний Сакукан - колея, после - очень плотная тропа. Брод, через р. Средний Сакукан, возле ГМС, не представлял сложности. ГМС располагается на границе леса. От нее тропа правым берегом руч. Медвежий, набирая высоту, идет по зеленым древним моренам. Тропа везде сухая, идет высоко над ручьем до самого предперевального взлета. Пройдя небольшой снежник, выходим к озерку под перевалом, оно наполовину затянуто льдом. Всего от ГМС до озера - 2,5 часа хода.

"...ГМС - это большой пятистенный дом с великим множеством нар и большой хорошей печкой с запасом дров внутри. Короче, отличное место для пережидания непогоды".

Повторили предыдущий день, взяв от ГМС дрова. Подойдя к перевалу, и, поставив лагерь, использовали остаток светового времени для заброски части груза на перевал. Заночевали у предперевального озера. С места ночевки прекрасный вид на горный узел пика БАМ, Перевал Медвежий (2300 м. IA ).

Перевал расположен южнее пика Гляциологов (2773 м.). Подъем на седло перевала по 20 - 30 градусному склону (по вертикали от озера до седла - 250 м.) не представляется сложным. Спуск с седловины в долину р. Ледниковой (400 м. по вертикали) не требует особого снаряжения и альпинистского опыта. Однако если начать спуск с четко выделяющейся седловины, то непременно попадешь на скальные сбросы, преодоление которых занимает несколько тяжелых часов работы с веревкой. Избежать этого можно, пройдя по гребню 200 - 250 м. в северном направлении до третьего (считая первым ложную седловину) понижения. Отсюда вниз идут следы старой тропы.

Тропа сначала траверсирует склон вправо (под скальный контрфорс), а затем серпантином перечеркивает крутую осыпь до выхода на зеленые террасы р. Ледниковой. В его средней части тропа дважды пересекает камнеопасныи кулуар и некоторое время идет рядом с ним.

Подъем на перевал занял 35 мин. Переупаковав рюкзаки, начали спуск и, как выяснилось, ошиблись. Накануне, при заброске на перевал, мы разведали начало спуска - ничего страшного, спускаться предполагалось, забирая вправо от седловины, траверсируя склон. Да и сегодня утром встреченные горники из г. Иркутска (5 человек) сказали, что можно спускаться прямо, хотя по описанию спуск должен начинаться значительно правее седловины. Спустившись на 100-150 м., поняли, что дальше слишком круто.

Траверсировать склон с рюкзаками - опасно. Поэтому начинаем спуск с использованием веревки. Схема спуска такова - с верхней страховкой спускались люди и рюкзаки (6 шт. и 2 связки весел), а последний шел с нижней страховкой. Потом веревки сдергивались, и все повторялось снова. Таким образом, прошли три веревки по 35 метров. Снизу хорошо виден "правильный" перевал и кулуар, ведущий с него вниз. Вся операция по спуску заняла весь остаток дня, и ночлег мы смогли организовать, не дойдя около километра до руч. Медвежий (лев. приток р. Ледниковая ). Дров здесь нет, если не считать сухих веточек от карликовой ивы, но их хватило на приготовление ужина и завтрака.

Еще раз хочется подчеркнуть, что нормальный спуск начинается метров 200 правее от седловины. Не стоит повторять наших ошибок.

До реки Изумрудная - хорошая тропа среди карликовой ивы по правому берегу р. Ледниковой. В районе впадения р. Изумрудной необходим брод на левый берег. Струя сильная, ширина 10-15 метров, глубина 0.5-0.7 метров.

После брода начинается труднопроходимый участок. Плотные заросли березы, ивы, кедрового стланика переводят ходьбу в режим прорубания или продирания сквозь стену стволов деревьев.

На преодоление этого участка нами было потрачено 3,5 часа. Заросли ивы, березы, кедрового стланика сделали продвижение на грани возможного. Ближе к вечеру пошел дождь. Через 1.5 часа хода встали на ночлег.

Во время просветлений видна долина р. Л. Сыгыкта - до нее часа 2,5 хода. Последние 3 км. (2 часа) перед устьем р. Ледниковая - обширная гарь, которая продолжается еще многие километры вдоль Сыгыкты.

Стапель.

Лес для постройки катамаранов имеется (береза), но в ограниченном количестве узкими полосами вдоль р. Ледниковая.

3.3. Сплав по р. Левая Сыгыкта и р. Сыгыкта

Сплав был осуществлен на 3-х двухместных катамаранах объемами:1200 л.,800 л., 600 л., при уровне воды ниже среднего.

Река Ледниковая, впадает в р. Левая Сыгыкта, падая по ступенькам 1-1.5 м. В русле множество камней, затем, еще метров 100 следуют валы и сливы нижней часть пор. Ледниковый.

До впадения р. Правая Сыгыкта средний уклон составляет 10 м/км. На первых 6 км шиверы и пороги чередуются друг с другом, следуя один за другим непрерывно. Три наиболее сложных порога расположены в первой половине участка. За ручьем Водопадным на протяжении 10 км продолжаются мощные шиверы и простые пороги, но линия движения определяется с ходу.

Начало сплава на р. Ледниковой в 200 м. Выше устья. До впадения в р. Левая Сыгыкта сплав сильно затруднен - слишком много камней при малой воде. Суда проводили. Последние 30 м. река падает по ступеням 1-1.5 м. высотой. Попрыгав по этим ступеням, попадаешь в нижнюю часть пор. Ледниковый (р. Левая Сыгыкта), которая насыщена крупными камнями, валами, бочками. Пор. Ледниковый заканчивается в 100 м. ниже устья р. Ледниковая.

- Плес 50 метров (до левого поворота).

- Шивера (150 метров) средней слож -ности до правого поворота.

- Правый поворот, на котором крупный камень.

- Плес 50 метров.

- Порог "Прикуп".

Начинается с разгонной шиверы после впадения левого притока, длина около 100 метров. На первом (правом) повороте располагается 1 ступень - гряда больших камней. Затем левый поворот и река входит в коридор, длиной 30 метров и высотой стенок 10 метров. После 1 ступени справа есть улово. Вторая ступень начинается 2-мя сливами h -2-2.5 метра и далее сильно вспененной водой в скальном коридоре. Просмотр порога можно осуществить с левого берега. Там же можно обнести суда. Страховку можно поставить в улове между ступенями на правом берегу, и после 2 ступени под левым берегом.

Для прохождения порога один катамаран был обнесен остальные два (1200 л. и 800л.) прошли успешно.

- Плес 30 метров.

- Шивера (средн.) 100 метров, далее правый поворот.

- Шивера (простая) 200 метров, далее левый поворот.

- Шивера (простая) 100 метров, далее правый поворот.

- Шивера (простая) 300 метров, далее левый поворот.

Все идется сходу. В последней шивере экипаж одного катамарана задумался о смысле жизни и не заметил камня. После упорной борьбы с ним, катамаран остался на ровном киле, а экипаж в воде. Страховка сработала четко, но одно весло было упущено навсегда. Заночевали на правом берегу. Места для стоянок - проблема, все завалено горелым стланником. Зато дров ...

- Порог "Борода".

Два слива, разделенных коротким участком быстротока, в нижнем сливе мощный прижим вправо, слева - чисто.

- Шивера средней сложности.

За ней слева впадает приток - последний, крупный приток до р. Халлас. За ним небольшой спокойный участок, далее шивера ведет к водопаду.

- Водопад "Игемон".

Общий перепад - 5 метров. Начинается 2-х метровым воронкообразным стоком длиной 15 метров, затем 3-х метровый водоскат длиной 10 метров. В падении вода продольно скручена. Водопад в правой протоке разбоя, в левых протоках возможен обнос.

Строго говоря, водопадом это препятствие можно назвать условно. Мы ожидали нечто более мощное и впечатляющее.

- Ниже водопада слабая шивера.

Далее галечный остров (начало нового разбоя) - с него просмотр следующего порога.

- Порог "Единорог".

Порог в протоке - мощный слив на правом повороте с камнем в центре струи.

- 300 метров быстротока.

- "Трезубец" - последний порог на Сыгыкте.

Короткий слив, за которым в шахматном порядке расставлены камни. Длина - 100 метров. Перепад

- 3 метра.

- Разбой - 3 км. ниже которого впадает р. Халлас.

- Далее разбои, завалы, мели, плесы.

От р. Халласа до оз. Орон (35 км) при желании можно дойти за 3-4 часа. От реки Мал. Дагалдын до оз. Орон препятствий на реке нет, спокойное плавание по разбоям и плесам. В устье р. Сыгыкты на правом берегу стоит егерский кордон, от которого по правому берегу до р. Правой Сыгыкты идет тропа. От егеря узнали, что из пос. Бодайбо до ст. Таксимо есть трасса, но идет не по берегу Витима, а через горы.

Пересекая оз. Орон, чтобы попасть в устье р. Култушной надо держаться левого берега. Култушная впадает в оз. Орон несколькими рукавами. Зимовье, от которого начинается тропа, расположено на левом берегу.

Прекрасный песчаный пляж, прозрачнейшая, теплая озерная вода...

Дневка!

Антистапель. Не торопясь, разобрали суда, просушили вещи. Вечером в зимовье устроили баню. На ужин были блины с голубичным вареньем.

3.4. Пеший переход на р. Куда-Малая

От зимовья на р. Култушная начинается тропа. До 1-го правого (по ходу) притока она сильно заболочена, но затем становится значительно более сухой. Тропа идет все время по левому берегу. Река Малая Култушная (6 км. от оз. Орон ) впадает узким каньоном, ниже на р. Култушной каменный завал. Аналогичный завал в глубоком каньоне выше следующего левого притока. Красивое место!

До р. Чиппокто хорошо идется по сухой плотной тропе, которая выше р. Малая Култушная уходит в сторону от реки, плавно набирая высоту. Ориентиром приближения к реке Чиппокто может служить зимовье справа от тропы; в 300 м. от зимовья вертолетная площадка, вырубленная в стланике. Отсюда открывается великолепная перспектива вверх по долине р. Култушной. С площадки начался крутой спуск, в глубокий каньон р. Чиппокто. Спуск очень крут, поэтому в конце пришлось использовать для спуска веревку. Спуск, к Чиппокто занял 40 мин. Спуск желательно разведать. В конце спуска к нескольким березам прибиты жерди - перила.

Перебродив р. Чиппокто (брод несложный - 0.5 м), и найдя тропу начали подъем, который занял 10 мин. От р. Чиппокто до р. Огородная тропа идет в стороне и довольно высоко над рекой. Тропа хорошая, плотная и только временами заболочена. Примерно в 2.5 км. от р. Чиппокто тропа спускается к реке Култушной, здесь находится красивый водопад из 2 ступеней:

1 ступень - 5-6 метров;

2 ступень - 10-12 метров.

Перед р. Огородной тропа теряется, но на правом ее берегу появляется вновь. Перебродив р. Огородную, прошли еще около 3 км. по отвратительной заболоченной тропе. Далее тропа теряется в болоте. Хороших мест для стоянок практически нет. Приходится выходить к руслу и двигаться по прибрежным отмелям до р. Крест.

Несколько бродов, не представляющих сложности, и мы в долине р. Крест. От устья тропа по правому берегу, круто набирая высоту, взбирается на террасу. По общему мнению, набор высоты составил около 200 м. После взлета, подъем продолжается еще некоторое время, а затем тропа траверсируя склон, спускается к реке.

День начался с ошибки. Побегав по берегам и не найдя достойной тропы, решили идти по правому склону траверсируя его. Это мероприятие (подъем-спуск) занял час времени, а продвижение составило 0.5 км. Идти по склону невозможно мешают заросли кедрового стланика. Пошли по руслу реки (благо уровень воды очень низкий), постоянно переход с берега на берег. За день было более 30 бродов.

Пройдя выше ручья Юбилейного около километра, уперлись в каньон с водопадом. Приходится подниматься на левобережную террасу. На террасе левого берега, появляется звериная тропа.

Надо сказать, что р. Крест, в своем нижнем течении, представляет собой цепь разбоев, и для передвижения мы использовали сухие русла. Будь воды побольше, нам, было бы несладко.

Движение продолжается по звериной тропе, но вскоре заросли стланика заставляют спуститься к реке. Дойдя, таким образом, до последнего левого (по ходу) притока, вышли на террасу левого берега и начали прорываться через стланник к борту долины на курумник.

До перевала "Крест" (н/к) шли левым бортом долины по курумнику. На перевале "Крест" (н/к) есть озеро. Спуск с перевала опять левым бортом долины по крупным камням.

От перевала до р. Даваихта примерно 3 ходовых часа вдоль ручья - без тропы.

Ручей впадает в р. Даваихта в каньоне, перед которым, даже этим исключительно жарким летом сохранилась довольно большая наледь. Тропа обнаруживается выше на склоне правого борта долины р. Даваихта и очень помогает идти около 2 км. до места старого лагеря (видимо геологов), далее тропа теряется и в конце-концов пропадает. Поиски ее удачи не принесли.

Пришлось спуститься к реке и 0.5 км. идти по руслу до правого притока с двойным истоком. Ниже (в 150 м.) внушительного конуса выноса этого притока на р. Даваихта начинается каньон (3 км. от

устья ручья с перевала). У начала каньона опять появляется тропа, которая поднимается от реки на высокий правый берег. От начала каньона по приличной тропе, за 1 час 45 минут прошли 5 километров до р. Куда-Малая. Каньон на р. Даваихта тянется 2.5 км. и заканчивается в 1 км. до р. Куда-Малая. Правый берег над каньоном выгоревший - свежее пожарище. Дойдя до р. Куда-Малая, нашли хорошую площадку для стапеля. Леса для строительства предостаточно.

После завтрака, начав вязать катамараны, услышали на другом берегу лай собаки. Оказалось, местный житель пришел проверить сеть. Посидели, поговорили. В итоге выяснили: до р. Куанда - 50 км. Первые 10 км. - разбои и мелко. В 25 км. ниже есть пороги (щеки). По пути несколько зимовий. Его "комплекс" в 8 км. ниже, это дом, баня, есть продукты. Последний раз туристов видел 3 года назад (в тайге живет постоянно). Примерно в 14 часов на оленях приехали два его сына с детьми, от них узнали, что примерно в 5 км. ниже впадения р. Куда-Малая в р. Куанду есть покос - там пристань. Туда из Куанды (25 км.) ездят машины.

3.5. Сплав по р. Куда-Малая

К сплаву по р. Куда-Малая (эвенк. - Куду Малая ) мы не готовились, а решение о ее прохождении было принято ввиду выше изложенных обстоятельств. Информация о реке была весьма скудной. Кроме того, что сплав в техническом отношении соответствует 3 к.с ("Путник" №4/96), мы не обладали никаким описанием. Правда у нас была приличная карта М 1:500000.

Как выяснилось из разговора с эвенком, вода в этом году очень низкая. Вся вода ушла в июне - июле вследствие очень жаркого лета, интенсивного таяния ледников и отсутствия дождей. Если бы воды было хоть бы на 0,5 м. больше, сплав был бы значительно интересней. При уровне воды, при котором нам пришлось сплавляться, река оставила не очень яркие воспоминания. К положительным сторонам сплава по р. Куда-Малая, следует отнести наличие большого количества рыбы, (крупный хариус), чего не было на всем предыдущем пути, включая р. Сыгыкту.

До поворота реки на Ю-3 (9 км.) воды в реке очень мало - часто приходится проводить суда между камней. После долина резко расширяется, но река течет одним руслом, поэтому здесь уже работали веслами. Впереди видно сужение долины.

В относительно узкой долине 7-8 км. шли не покидая катамаранов, т.е. без проводок. Но потом...

- "Каменная мостовая".

Ориентиром препятствия "каменная мостовая" может служить колея, на правом берегу и рядом остатки домика. "Каменная мостовая" шириной 0.5 км и длиной 2 км глубина по щиколотку. Вода буквально сочится между камней.

- участок очень тесных шивер.

Камни так густо набросаны в реке, что приходится очень тщательно искать чистые проходы. Длина шивер около 2 км. Уклон реки в шиверах значительно возрастает.

- "Щеки"(2 км).

"Щеки" - это узкая река (около 20 метров) со значительным уклоном и множеством камней. Берега высокие, отвесные при более высоком уровне воды просмотр может быть проблематичен. На ночь встали на выходе из "Щек", справа - великолепная стоянка с отличной рыбалкой.

- После устья р. Делоки опять "каменная мостовая" около 2 км.

- До выхода реки из гор 3.5 часа спокойного сплава.

Примерно за 5 км перед устьем начались завалы. Но все достаточно просто обносятся. В 10 километрах ниже устья р. Куда-Малая, увидели под левым берегом р. Куанда лодки - это покос. Отсюда начинается дорога до ст. Куанда.

3.6. Выход к ст. Куанда

В 17 часов вышли из лагеря и за 5 часов (4.5 ходовых часа) прошли 25 км по пыльно-песчаной дороге. Вопросов связанных с ориентированием не возникает. Примерно на полпути дорога подходит к озеру с удивительно теплой водой. Здесь оборудовано несколько столиков для пикников. Через километр от столиков дорога выводит к большому болоту и огибает его. Через болото в сторону пос. Куанда ведет колея. Если бы мы воспользовались этой колеей, мы сэкономили бы 4 км. пути.

Два самых сильных впечатления от поселка:

1. Столовая

2.Отсутствие кассира в ж/а. кассах и невозможность взять билеты - рабочий день у кассира кончился.

Первое - это изумительно.

Второе - это ужасно.

Сесть в поезд мы смогли, договорившись с проводником, который впоследствии согласился довести нас до Москвы за полную стоимость.

4. Материальное обеспечение группы
4.1. Групповое снаряжение

№ п/п Наименование Количество Вес 1 шт. Общий вес
1. катамаран 2-х местный 3 12-18; 43
2. палатка с тентом 2 2.5; 5
3. спас. концы 3 0.5; 1.5
4. ремонтный набор 1 комплект 4; 4
5. аптечка 1 комплект 3; 3
6. карты компас 3 комплекта 0.2; 0.6
7. фото 2 комплект 0.3; 0.6
8. костровые принадлежности 1 комплект 2; 2
9. топор 2 1.5; 3
10. пила 1 0.7; 0.7
11. рыболовные снасти 1 комплект 1; 1
12. весло запасное (лопасть) 2 1; 2
13. туалетные принадлежности 1 комплект 1; 1
14. общественный тент 1 0.8; 0.8
Итого: 68.2 кг

4.2. Личное снаряжение

№ п/п Наименование Количество Вес (кг)
1. гидрокостюм 1 1
2. спасжилет 1 0.4
3. каска 1 0.4
4. весло 1 1.5
5. стропорез 1 0.2
6. кеды 1 пара 0.7
7. термоупаковка 2 1
8. спички н/з 1 0.1
9. защитный костюм 1 0.3
10. рюкзак 1 1
11. коврик 1 0.5
12. спальник 1 1
13. ботинки пара 1
14. шерстяной костюм (рабочий) 1 1
15. шерстяной костюм (запасной) 1 1
16. К.Л.М.Н. 1 комплект 0.2
17. документы, деньги 0.1
Итого: 11.4кг

4.3. Ремонтный набор

№ п/п Наименование Количество. Вес (кг)
1. клей резиновый 2 литра; 2
2. заплаты резиновые 0.5
3. клей ТГФ 0.2
4. ножницы 1; 0.2
5. шило 1; 0,05
6. нитки капроновые 30 метров; 0. 1
7. пассатижи 1; 0,3
8. отвертка 1; 0.1
9. заплаты капроновые 0.2
10. оргстекло 0.05
11. ткань ПВХ 0.3
Итого: 4 кг

4.4. Медицинская аптечка

№ п/п Наименование Количество
1. бинты разные 10 шт..
2. лейкопластырь 30 уп.
3. вата стерильная 100 гр.
4. йод 5% 100 гр.
5. марганцовка 5 гр.
6. спирт 300 гр
7. синтемициновая эмульсия 5% 50 гр.
8. сульфадиметаксин 1 уп.
9. бесалол 3 уп.
10. фталазол 5 уп.
11. карвалол 1 бут.
12. анальгин 5 уп.
13. новокаин (в ампулах) 10 шт.
14. но-шпа 1 уп.
15. димедрол 2 уп.
16. сода 100 гр.
17. детский крем 2 тюб.
18. ножницы 1 шт.
19. пинцет 2 шт.
20. шприцы 5 шт.
21. нашатырный спирт (в ампулах) 5 шт.
Итого: 2 кг

4.5. Смета расходов

№ п/п Статьи расхода на 1 человека (руб.); на группу (руб.)
1. Проезд Москва - Новая Чара ( поезд) 390.000; 2.340.000
2. Проезд Новая Чара - Чара (авто) 10.000;60.000
3. Проезд Куанда - Москва (поезд) 400.000; 2.400.000
4. Продукты 300.000; 1.800.000
5. Прочие расходы 15.000; 90.000
Итого: 1.115.000; 6.690.000

4.6. Меню на ходовые дни

Манка 50 Суп 30 Гречка 75
Сух. молоко 15 Щербет 50 Майонез 30
Масло топл. 15 Сухарь черн. 20 Начинка мясн. 45
Чай 5 Чай 5 Сухарь черн. 20
Сухарь слад. 20 Колбаса 50 Сахар 30
Сахар 30 Чеснок 5 Чай 5
Чеснок 5
135 160 210
Геркулес 50 Суп 30 Рис 70
Сух. молоко 15 Халва 50 Майонез 30
Масло топл. 15 Сухарь черн. 20 Начинка мясн. 40
Кофе 10 Чай 5 Сухарь черн. 20
Сухарь слад. 20 Сыр 50 Сахар 30
Сахар 30 Лук репчатый 5 Чай 5
Чеснок 5
140 160 200
Пшенка 50 Суп 30 Картофель 75
Сух. молоко 15 Сухарь 20 Начинка мясн. 40
Масло топл. 15 Шоколад. 50 Сухарь черн. 20
Какао 10 Чай 5 Сахар 30
Сухарь слад. 20 Чеснок 5 Чай 5
Сахар 30 Бекон 50 Чеснок 5
Майонез 25
140 160 200
Рис 45 Суп 30 Гречка 75
Сух. молоко 15 Козинаки 50 Начинка мясн. 40
Масло топл. 15 Сухарь черн. 20 Сухарь черн. 20
Кофе 10 Чай 5 Сахар 30
Сухарь слад. 20 Чеснок 5 Чай 5
Сахар 30 Колбаса 50 Лук 5
Кетчуп 30
135 160 205
Манка 50 Суп 30 Рис 75
Сух. молоко 15 Шоколад 50 Начинка мясн. 40
Масло топл. 15 Сухарь черн. 20 Майонез 30
Сухарь 20 Чай 5 Сухарь черн. 20
Чай 5 Колбаса 50 Сахар 30
Сахар 30 Чеснок 5 Чай 5
Чеснок 5
135 160 205


Комментарии: Ваш комментарий:


В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;