LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Нявка Тундры
Автор: Константин Бекетов


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Отчет о горном походе 2 к.с. по Западному Кавказу

Отчёт

о горном путешествии 2-ой к.с.

по Западному Кавказу,

группы туристов ГТК “Цитадель” г.Брест.

Сроки проведения: 21.07.04 - 11.08.04

Маршрутная книжка № 29-Г-04.

1. Проводящая организация:

ГТК “Цитадель” Брестского Государственного Технического университета.

2. Место проведения:

Российская Федерация, Республика Карачаево-Черкесия, Западный Кавказ, р-н Домбай.

3. Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части (км) Продолжительность Сроки проведения
Общая (дней) Ходовых дней
Горный 2 Пройдено 125 км 22 15 С 21 июля по 11 августа 2004 г.

4. Подробная нитка маршрута:

Посёлок Домбай - а/л Алибек - оз.Турье - лед.Двуязычный - пер.Джаловчат(1Б) - р.Джаловчат -пер.Алибек(1А) - а/л Алибек - Капские ночёвки - пик Кап(1Б) - оз.Турье - пер.Квадратный(1Б*) - р.Джаловчат - р.Аксаут - р.Кти-Теберда - пер.№74(1Б) - а/л Алибек - Сулахатские ночёвки - пер. Сквозной(1А) - а/л Алибек - п.Домбай.

5. Участники похода:

Ф.И.О. Год рождения. Должность. Туристская подготовка.
1. Жидков Денис Николаевич. 1981 Руководитель Кавказ 3к.с.-горный(у);Хибины 3к.с.-лыжный(у); Карпаты 1к.с.лыжный(р).
2. Круподёров Евгений Валентинович. 1986 Реммастер Карпаты 1к.с.лыжный(у).
3. Заремба ОльгаВикторовна. 1984 Ответственная за питание Карпаты 1к.с.лыжный(у);Крым 2к.с.пеший(у).
4. Сеглюк Марина Николаевна. 1983 Медик Карпаты 1к.с.лыжный(у).
5. Оскирко ВиталийВладимирович. 1982 Фотограф Карпаты 1к.с.лыжный(у).
6. Казинский ИванСтепанович. 1985 Ответственный за примуса Карпаты 1к.с.лыжный(у).
7. Усова Елена Александровна. 1981 Ответственная за проезд Карпаты 1к.с.лыжный(у);Крым 1к.с.пеший(у).
8. Ерёменко ВладимирВладимирович. 1984 Хронометрист Карпаты 1к.с.лыжный(у).

(у) – участие, (р) – руководство.

 

6. Идея похода, планирование маршрута.

Район Западного Кавказа, в частности Домбай, является одним из наиболее часто посещаемых альпинистами и горными туристами районов Кавказа. Этому способствует простота подъездов, хорошо развитая инфраструктура посёлков и альп. лагерей, наличие вершин и перевалов различной к.т. (как следствие - возможность проведение спортивных походов вплоть до 4 к.с.), мягкость климата, необычайная красота района.

Выбор этого района позволил планировать маршрут похода со следующими параметрами:

  • кольцевой (3 кольца);
  • в населенной местности;
  • равномерным распределением физической, технической и психологической нагрузок и естественных препятствий.

Из всех участников только у одного руководителя был опыт горных походов (два похода 3 к.с в Приэльбрусье и Домбае). Поэтому основная цель похода – обучение: приёмам передвижения по различным формам горного рельефа, организации страховки и самостраховки, тактики прохождения различных горных препятствий. Исходя из этого, маршрут был разбит на три части:

  1. Акклиматизационно-обучающая (4 дня). Проведение снежных (Алибекский ледник), скальных (морена ледника Двуязычный) и ледовых (ледник Джаловчатский) занятий, и последующим прохождением связки из двух перевалов: пер. Джаловчат(1Б) - пер. Алибек(1А).
  2. Восхождение (4 дня). Подъём на Капские ночёвки и восхождение на пик Кап(1Б).
  3. Спортивная (9 дней). Основная часть похода с прохождением основных перевалов: пер Квадратный(1Б*) и пер. Каракая Сев.(1Б), и набором километража. (пришлось изменить).

 

7. Варианты подъезда-отъезда и оформление документов.

До Невинномысска из Бреста можно добраться двумя способами. Первый - это прямой поезд (прицепные вагоны) Брест-Ставрополь (2.5 суток), а второй – это доехать до Минска, и далее на поезде Минск-Кисловодск. Причём второй вариант является предпочтительнее, т.к. кисловодский поезд едет почти на сутки быстрее и прибывает рано утром. Уменьшение времени получается за счёт срезания им части пути через Украину, но это приводит к другим неудобствам – 4 таможням (среди ночи). Выезд из Невинномысска осуществляется таким же образом. Как запасной вариант можно использовать поезд Кисловодск-Киев, затем Киев-Ковель, и далее протоптанной карпатской дорожкой домой. Стоимость билетов на все поезда приблизительно одинаковая 40-45$. Из Невинномысска надо ехать в Черкесск для оформления погран. пропуска и регистрации в милиции. Автобус отправляется с ж/д или с авто вокзала (~50р). В Черкесске первым делом надо договориться с таксистами, причём постараться никого не обидеть, а то они народ горячий. Причём на первое же предложение соглашаться не следует, надо торговаться, тем более некоторым из них это нравиться (~250-300р. с человека). Как только договорились, то можно уверено сказать, что через 5 часов вы точно будете в Домбае. Но перед этим таксист завезёт на заставу для оформления погран. пропуска и в ОВИР для регистрации.

На счёт пропусков и милиции. Для оформления пропуска надо иметь заготовленные паспортные данные (ФИО, год и место рождения, прописку, номер, серия, когда и кем выдан паспорт) всех участников и нитку маршрута на одном листе в 3-х экземплярах. Оформить можно в течение часа и совершенно бесплатно. С этого года погран. пропуск можно оформить и в Домбае. Правда, на это потребуются сутки времени и 50р. с человека. Информацию можно получить у МЧС. Теперь насчёт милиции. Это как было бедой, так и осталось. В Интернете проскакивали сообщения, что если у группы туристов есть маршрутная книжка, то в ОВИРе вроде бы можно и не регистрироваться, т.к. группа совершает круиз. Возможно, так и есть. Тем более всё это происходило на Центральном Кавказе в Нальчике, где отказываются ставить штампы в ОВИРе. В Черкесске такого нет, в ОВИРе без проблем оформят регистрацию. В этом году я даже был приятно удивлён, когда нам, как группе туристов, это сделали без очереди (регистрация платная - 80р. с человека). Так что мне кажется, что лучше потратить 640р. на группу и 1 час времени, и забыть про это, чем потом в, конце похода, испортить себе настроение, объясняя каждому (извиняюсь за выражение) дураку в фуражке и погонах, что вы группа туристов и совершаете какой-то там круиз.

Из Домбая в Невинномысск через Черкесск ехать нет никакого смысла. Можно доехать до Теберды (ходят маршрутки), а там сесть на автобус Теберда - Невинномысск, и спокойно под вечер быть в Невинке (~100р.)

Короче, общая стоимость похода с учётом всего: билетов, пайки, подъездов, регистрации, платы за заброску, пива, мороженного и шашлыка в конце похода выходит порядка 160 – 170 долларов. Это если сильно не разгоняться. Так что в принципе вполне подъёмная сумма.

 

8. Изменения маршрута и их причины.

Первые две части (кольца) маршрута прошли согласно плану. Изменению подверглась только третья часть. Маршрут был изменён в целях безопасности. Первоначально планировалось после пер. Квадратный идти из долины р. Аксаут в долину р. Маруха через пер. Каракая Сев (хребет Мысты-Баши) и вернуться в Аксаут через пер. Ходюк (н/к). Но на базе МЧС в Домбае нас посоветовали не идти через пер. Каракая Сев, т.к со стороны долины р. Маруха на ГКХ расположен пер. Марухский(1А), через который можно переехать на коне. И искушать судьбу нам не захотелось. Был вариант перевалить ниже, через пер. Халега (н/к). Но идти два н/к перевала вподряд тоже не очень хотелось. Было решено из Алсаута идти сразу в долину р. Кти-Теберда, а оттуда в Домбай. В оставшееся время хотели сходить на вершину Софруджу(1Б), но спасатели не выпустили нас туда в связи с тяжелой снежной обстановкой, и тем, что она у нас не была заявлена. Я решил пройти небольшое кольцо через перевал Сквозной(1А) (отрог ГКХ) и два дня позаниматься скалолазаньем на довольно неплохих скалах рядом с гостиницей “Горные вершины”. Таким образом, поход получился немного однобоким, т.е. по одну сторону от Домбая (дорогу Домбай-а/л Алибек под конец похода все уже ненавидели). Таким образом, концовка вышла не такой как хотелось изначально, но никто в принципе не жалеет, т.к. возможность полазить по настоящим скалам нам, жителям равнины, выпадает не так уж и часто.

9. График движения:

Даты Дни Пути Участки маршрута Км Способ передвижения
21.07 1 г.Брест-г.Минск-г.Невинномыск   Поезд
23.07 3 г.Невинномысск-г.Черкесск-п.Домбай-а/л Алибек. (1 часть) 6 Автобус, пешком
24.07 4 а/л Алибек-оз.Турье. Занятия 4 Пешком
25.07 5 оз.Турье-лед.Двуязычный. Занятия 4 -- // --
26.07 6 Лед.Двуязычный-пер.Джалаучат(1Б)-р.Джаловчат 13 -- // --
27.07 7 р.Джаловчат-пер.Алибек(1А)-а/л Алибек. (2 часть). 12 -- // --
28.07 8 а/л Алибек-Капские ночёвки 7 -- // --
29.07 9 Пик Кап (Б) 7 -- // --
30.07 10 Капские ночёвки-оз.Турье. (3 часть). 9 -- // --
31.07 11 оз.Турье-пер.Квадратный(1Б*)-морена лед. Сунахет 6 -- // --
01.08 12 Морена лед. Сунахет-р.Аксаут 8 -- // --
02.08 13 р.Аксаут-р.Кти-Теберда 5 -- // --
03.08 14 Днёвка - -- // --
04.08 15 р.Кти-Теберда-пер.№74(1А)-а/л Алибек-п.Домбай 18 -- // --
05.08 16 п.Домбай- а/л Алибек-Сулахатские ночёвки 9 -- // --
06.08 17 Сулахатские ночёвки-пер.Сквозной(1А)-оз.Турье 7 -- // --
07.08 18 оз.Турье-а/л Алибек-п.Домбай. 8 -- // --
08.08 19 Скалолазонье 2 -- // --
09.08 20 п.Домбай-г.Теберда-г.Невинномысск   Автобус
11.08 22 г.Невинномысск-г.Брест   Поезд
Итого активными способами передвижения: 125 км.

 

10. Техническое описание определяющих препятствий маршрута.

При определении категорийности препятствий и в процессе подготовки к походу использовался каталог высокогорных перевалов.

Всего пройдено перевалов, восхождений: 6
- некатегорийных 0
- категории 1А 3
- категории 1Б 3

Пер. Джаловчат (1Б). 26.07, 3 день. Расположен в северном отроге ГКХ. Соединяет долины рек Алибек и Аксаут; Ночёвка на бараньих лбах ледника Двуязычный. Выход в 6 утра. По снежнику и бараньим лбам за переход поднялись в цирк ледника. Ледник закрытый, разорванный. Одели кошки, обвязки, связались. Пройдя переход по центру ледника, повернули вправо по ходу, к снежно-осыпному склону, ведущему в цирк с озером, где расположен перевал Квадратный (1Б*) (нам его идти позже), параллельный перевалу Джаловчат. Идти тяжело, сказывается ещё недостаточная акклиматизация. Еще за один переход, лавируя между трещинами, затем под скалами пика Квадратный выходим на седловину перевала (время - около 10.00). Как такового предперевального взлёта нет, перед самой седловиной ранклюфт. Седловина перевала с севера скальная, с юга - ледник. Тур на скалах. Время подъёма 4 часа.

Спуск. Идем в связках по пологому закрытому леднику Сунахет и через переход приходим к ночевкам на старых бараньих лбах. Обедаем. Далее спускаемся вдоль ручья по скалам и снежникам (везде довольно круто), и выходим на ледник Джаловчатский. С первого раза место спуска так и не нашли. Везде очень сыпучие склоны. Пришлось идти по морене вдоль ледника Джаловчатский, смотря как он блестит внизу, пытаясь найти подходящий снежник. С третьего раза нашли. Обидно потеряли часа 1,5. На снежники девчонкам, ещё до конца не овладевших глиссированием, пришлось повесить перила для спортивного спуска.

Снизу ледник открытый. Ещё один переход идём вниз по языку ледника. Затем по левому берегу ручья, стекающего с ледника. Далее река впадает в каньон. Справа расположен отрог, за которым течёт ручей из-под перевалов Алибек, Сулахат. Тут другого пути нет, и приходится идти прямо в лоб. Через переход оказываемся на поляне, называемой Зелённая гостиница. Чудесное место для лагеря, чем мы и пользуемся. От седловины с учётом обеда и блуканий - 6 часов.

Перевал Алибек (1А, 3165 м, ос-сн), 27.07, 4 день. Расположен в Тебердинском хребте к северу от вершины Сулахат и перевала Сулахат. Соединяет реки Сулахат (Алибек) и Джаловчат (исток Аксаута); Выход около 8 утра. Жаль уходить с такого красивого места. Идем вверх по реке. Через переход переходим по снежнику на её правый орографический берег. Далее по тропе, которая местами теряется ещё один переход. Отсюда перевала ещё невидно. По карте он где-то левее за отрогом. Всё время хочется подняться на этот довольно крутой отрог, но делать это не следует, т.к можно упереться в отвесные скалы. Если бы я не проходил этот перевал раньше, то наверняка так бы и сделал, потому что по логике кажется, что так и надо. Но подниматься по ручью надо как можно дольше по кое-где сохранившейся тропе. Потом поворачиваем влево и серпантинами (опять же по тропе) по травянистому склону подъём на отрог. Впереди виден перевал Сулахат, наш перевал левее. Вышли на террасу (1 переход). Дальше вверх по ручью. Справа на гребне хребта видно понижение. Нам туда. По сыпучему склону поднимаемся на гребень чёрной морены. Там находит хорошую тропу. Через минут 20 выходим на снежник, и ещё через 20 минут на седловину перевала. На седловине мы были в 11.30. Много табличек, напоминающих нам про войну. Здесь ходить тяжело, а как здесь ещё и воевать можно было? Устроили большой привал, и любовались прекрасной панорамой на ГКХ. Спуск проходит по крутому снежному склону. Стараемся двигаться справа вдоль скал. Снег раскисший, я по пояс проваливаюсь в ранклюфт. Спустились к мелкокаменной морене, “идём” вниз, пятки дымятся. Девчонки крайне неуверенно чувствуют себя на такой осыпи, постоянно падают на “рюкзак”. Потом вышли на снежник и съехали глиссером вниз, и затем по тропе спустились с бараньих лбов. Пересекли снежник и, перейдя через гребень морены, решили стать на ночёвку на озере, которое увидали ещё с перевала. Спуск занял 2,5 часа.

схема

Пик Кап (1Б). 29.07, 6 день. Ночевали на Капских ночёвках. Очень красивый вид на Семёнов-баши. Зарембе Оле и Усовой Лене я предложил не идти на вершину, потому что они не уверенно чувствуют себя на каменных и осыпных склонах, которые преобладают на восхождении. Им ничего не оставалось, как согласиться. Поднялись в 3 утра, в 4 уже вышли. Я чувствовал себя уверенно: вершина не сложная и я на неё уже поднимался. С ночевок прошли через снежный мост в каньоне и вышли на тропу правобережной морены Белалакайского ледника и по ней - на язык ледника. Пересекли язык ледника в нижней части, влево вверх к широкому снежному склону с выходами бараньих лбов левее пика Кап, подход к началу маршрута занял 1-1.5 часа. Далее пошли прямо вверх по снежному склону через бараньи лбы. Уклон довольно крутой, так что приходилось кое-где идти на четвереньках. После бараньих лбов одели кошки, связались и по снежнику подошли под южный гребень пика Кап. Не доходя до гребня 200-250 метров, траверси-ровали вправо на осыпной склон с выходами скал. Склон ну очень сыпучий. По нему вышли вверх на южный гребень вершины. По простым скалам гребня, двигаясь вправо вверх, вышли на вершину. Не доходя до вершины 100 метров, встретили тура (или он нас встретил). В 9 утра уже ели шоколад на вершине. От плато ледника подъём занял 4 часа. Целый час любовались окружающими красотами и ужасались Белалакайскому перевалу, через который должна была идти наша вторая группа спустя 2 недели. Спускались по пути подъёма. На маршруте восхождения опасность представляет ледопад, расположенный над бараньими лбами. Через пару часов после восхода солнца, он начинает сильно сыпать, и некоторые куски льда вылетают на бараньи лбы. Один раз так сыпануло, что аж в животе гудело эхо. В 13.00 мы уже были в лагере, где нас ожидали девчонки.

Перевал Квадратный (1Б*). 31.07, 8 день. Расположен в северном отроге ГКХ. Соединяет долины рек Алибек и Аксаут. Ночевка на Турьем озере. Подъём в 5, выход в 7. Чувствуется, что мы уже акклиматизировались: там, где неделю назад мы шли 2 часа, то сейчас за 1 час. За неделю снежники подтаяли. Перед ледником связались. Его пересекаем в направлении снежно-осыпного склона, так называемого “снежного галстука”, ведущего в цирк с озером. Под снежником очень сыпучий склон, невозможно ступить, сплошная каша. Приходится идти в кошках по камням. Вышли на снежник, опять связались. Подъём 200-250 метров, довольно крутой, градусов 45. Идём на три такта, снег довольно твёрдый. Если бы мы поднимались после обеда, когда это всё раскиснет, то пришлось бы провешивать перила. В часов 10 поднялись в цирк. Я шёл первый и рубил ступени, поэтому совсем выдохся. Развязались, устроили большой привал. Далее всё просто – по дну чирка, огибая озеро, и недолгий подъём на седловину. На перевале в 11.30.

Спуск, представляет собой склон, длинной в одну верёвку (50м) и уклоном в 60-70 градусов. Большим минусом команды из 8 человек является скорость прохождения технических препятствий. Спуск занял около часа. В самом низу, перед выходом на ледник надо перейти через небольшой ранклюфт. Верёвки не продёргивались, проклиная всё, полез их распутывать. Как назло перекрутились они почти у самого верха. Связываемся и вниз. На ночёвку становимся в часа 3 на морене ледника Сунахет. Очень интересный перевал, всем очень понравился. Требует владением не только снежной техникой, но и скальной.

 

Перевал №74 (1Б, 3148 м, лд-ос). 04.08, 12 день. Расположен в Тебердинском хребте западнее вершины Малая Семенов-баши, западнее перевала 73-х, соединяет долины рек Алибеки и Кти-Теберда. Ночевали недалеко от реки Кти-Теберда. Выход в 8 утра. Пасмурно. Подъём по камням до снежного предперевального взлёта (два перехода). На последнем привале, сорвавшимся камнем, получил травму Ерёменко Вован. Ничего серьёзного, но темп группы упал. Одели кошки. Выход на седловину перевала скальный-3-4м, 30-40 градусов. Простые скалы. В 11.00 на седловине. Погода стала портиться, начался дождь. Спуск вниз по травянистым скользким склонам. В поисках тропы стараемся уходить правее. Её нашли только когда обогнули отрог Семёнов-баши. (спустя 1.5 часа). Дождь давно превратился в ливень. Вован очень медленно идёт. Девчонок с Ваней отправляю в Алибек. Втроём помогаем Вовану. В Алибек спустились в 15.00. Наши уже приготовили чай. Так же оказалось, что Оля Заремба не расслышала, что спускаемся в а/л и тихо, не спеша, разминувшись с остальными, пошла в Домбай. Хорошо, что её видели на дороге водители, а то мы не знали где её искать. Пришлось всей группе спускаться в Домбай.

Перевал Сквозной (1А, ос-сн), 06.08, 14 день. На этот момент нас осталось шестеро. Ерёменко Вову и Усову Лену пришлось оставить в Домбае: у обоих проблемы с коленями. Этот перевал не входил в планы, но т.к в Домбае сидеть не хочется, а больше никуда не выпустило МЧС, то пришлось идти сюда. Перевал связывает долину реки Сулахат и цирк пика Квадратный. Ночевали на Сулахатских ночёвках. Планировали выйти в 6, но с утра шёл дождь, решили сделать отсидку, легли опять спать. Когда проснулись, то погода улучшилась. Решили выходить. Влево от тропы, которая идёт вдоль реки, отходит хорошая тропа. Сначала серпантинами вдоль ручья, затем, огибая бараньи лбы, за два перехода вышли на снежник. Перевал отсюда хорошо виден, как сильное понижение в хребте, левее ”ног Сулахат”. Снежник небольшой и достаточно пологий, мы даже не связывались. На седловине были около 12. Большой привал. Спуск сначала по осыпи, затем по снегу, и потом снова по осыпному склону вышли в цирк пика Квадратный. Далее вниз по крутому (45-50 градусов) снежному, а затем и осыпному склону надо спуститься на ледник Двуязычный. Глиссировать опасно, т.к этот снежный язык идёт не перпендикулярно вниз, а под наклоном. Можно было идти вниз на три такта, но т.к у нас было свободное время, я решил, что всем надо потренироваться провешивать и снимать перила, организовывать страховку и самостраховку на снегу. Поэтому спускались долго. Ледник Двуязычный уже практически открыт, даже не связывались. Затем спустились вниз по гребню морены на Турье озеро, там и заночевали.

 

9. Питание в походе.

На протяжении всего похода мы старались организовать трёхразовое горячее питание. Маршрут был разбит на три части с раздельным питанием. Поэтому рацион сильно не урезали. Шли со стандартной раскладкой приблизительно в 650 грамм на человека в день. Готовили на примусах. Одновременно в двух котлах. Утром преобладали молочные каши (сухое молоко), в обед супы, а на ужин каши с соевым мясом. От тушёнки мы давно уже отказались из-за её веса, качества и цены. Сухари мы тоже с собой не брали. Вместо них были вафельные хлебцы. Это позволяет экономить вес, с ними меньше мороки, и зубы здоровее будут. И так раскладка:

  1 день 2 день 3 день
Продукты г/чел Продукты г/чел Продукты г/чел
ЗАВТРАК Манка 60 Овсяные хлопья 65 Рожки 70
Сух. Молоко 25 Сух. молоко 25 Сыр 30
Масло топлёное 15 Масло топлёное 15 Масло топлёное 15
Изюм 10 Изюм 10 Какао 10
Сахар в кашу 10 Сахар в кашу 10 Сахар 15
Какао 10 Какао 10 Халва 30
Сахар 15 Сахар 15 Гемотовит 10
Халва 30 Халва 30    
Гемотовит 10 Гемотовит 10    
Итого 185   190   180
ОБЕД Суп гороховый 30 Суп харчо 30 Суп рисов. с овощами 30
Манка в суп 5 Манка в суп 5 Манка в суп 5
Хлебцы 10 Хлебцы 10 Хлебцы 10
Колбаса 40 Колбаса 40 Колбаса 40
Сало 20 Сало 20 Сало 20
Рыб. консервы 40 Рыб. консервы 40 Рыб. консервы 40
Горчица   Горчица   Горчица  
Шоколад 25 Шоколад 25 Шоколад 25
Зел. чай   Зел. чай   Зел. Чай  
Итого 180   180   180
УЖИН Рис 70 Гречка 70 Ячменные хлопья 70
Соевое мясо 15 Соевое мясо 15 Соевое мясо 15
Сало 20 Сало 20 Сало 20
Том. Паста 13 Том. паста 13 Том. Паста 13
Хлебцы 7 Хлебцы 7 Хлебцы 7
Овсяное печенье 30 Овсяное печенье 30 Овсяное печенье 30
Чай   Чай   Чай  
Сахар 15 Сахар 15 Сахар 15
Лимоны с сахаром 10 Лимоны с сахаром 10 Лимоны с сахаром 10
Итого 180   180   180
Карманное питание:
Конфеты “Взлётные” 12        
Арахис жареный 20        
Сухофрукты 20        
Курага 30        
Щербет 20        
Итого 100        
Итого на день: 640-650 грамм на человека.

Несколько замечаний. Еды оказалось много, иногда даже очень. Кол-во пищи смело можно было уменьшать до 550, а то и до 500 грамм. Вообще горный поход это не зимний, и есть так не хочется. Обед у нас получался таким вкусным, но плотным, что иногда приходилось проявлять силу воли, чтобы заставить и себя и всех остальных готовиться к выходу. Вообще я прихожу к выводу, что пайку надо расписывать дифференцированно, т.е. для разных частей похода разное количество грамм. Например, в первой части похода, когда идёт акклиматизация, вполне достаточно 500 грамм на человека. Причём сало и другие жирные продукты лучше вообще не планировать в первую часть похода, а сделать упор на углеводы – шоколад, лимоны с сахаром и т. д. В середине похода раскладку можно увеличить до 570-600 грамм. Очень хорошо идут в пищу рыбные консервы. И только в последние 5-6 дней похода можно выходить на 650 и более грамм. Конечно с такой раскладкой не растолстеешь, но вес можно сэкономить порядочно. Карманка тоже не пошла. Обычно в походе на дневную порцию карманки, у товарищей можно выменять всё что угодно. У нас такого не было. Пол группы каждое утро скармливала почти всю свою карманку Ване и Вове. Спросом пользовалась только курага.

Зато сильно приветствовались, и не только этот горный поход, разные острые специи. Также на ура расходилась ядрёная белорусская горчица и сильно концентрированная томатная паста. Очень вкусно получается, если в молочные каши добавить немного корицы.

11. Групповое снаряжение:

Наименование Кол-во
1 Палатки 2
2 Спальные мешки 6
3 Верёвка основная-50м 2
4 Карабины 6
5 Спусковые устройства (восьмёрка) 2
6 Ледобуры 3
7 Крючья скальные 5
8 Петли из основн. верёвки 6
9 Примус “Шмель 4” 2
10 Котлы 2
11 Стеклоткань 2
12 Сух. горючее (упаковки) 2
13 Фотоаппараты 2
14 Фотоплёнки 6
15 Будильник 1
16 Часы 2
17 Фонарики 4
18 Крем защитный 1
19 Сумка для заброски 1
20 Груп. документы (марш. книжка, карты, пропуск)  
21 Ремнабор 1
22 Аптечка 1
23 Шахматы 1
24 Карты игральные 2
25 Компас 2
26 Свечи 4

12. Личное снаряжение:

Наименование Кол-во
1 Каска 1
2 Ледоруб 1
3 Система страховочкая 1
4 Кошки 1
5 Петли из репшнура 2
6 Карабины 2
7 Солнцезащитные очки 1
8 Перчатки (пары) 2
9 Коврик 1
10 Накидка полиэтиленовая 1
11 Майка, тельняшка, рубашка (комплект) 2
12 Спорт. костюм 1
13 Шторм. костюм 1
14 Свитер, гольф 1
15 Шерст. носки (пары) 3
16 Х/б носки 3
17 Нижнее бельё 2
18 Шапка 1
19 Панама 1
20 Шорты 1
21 Ботинки горные 1
22 Сандалии или кеды 1
23 Паспорт  
24 Деньги Много
25 КЛМН (кружка, ложка, миска, нож) 1
26 РМП (рыльно-мыльные принадлежности) 1
27 Спички (коробки) 3
28 Витамины (поливитамины-Ундевит, Аскорбинка)  

 

Так же привожу весовые характеристики груза взятого на маршрут:

    • Бензин: 130 мл на человека в день. Всего 16,5 л (13.2 кг).
    • Питание: 650 г. на человека в день. Всего 84 кг.
    • Личное снаряжение: приблизительно 5 кг на человека. Всего ~ 40 кг.
    • Групповое снаряжение: ~ 60 кг.

Итого на группу из 8 человек: ~ 195 кг.

 

Вместо заключения.

К сожалению, всё имеет тенденцию заканчиваться. Закончился и этот поход. Три недели пролетели очень быстро. После похода прошло уже четыре месяца, мы все давно ”акклиматизировались” в городе. Но, встречая участников похода, разговаривая с ними, я вижу как им хочется вернуться в горы, опять погрузиться в ту атмосферу, которая царила в группе. И хотя бы по этому я считаю, что поход удался. Видно, что многие из них продолжат заниматься горным туризмом, наверняка кто-то поведёт. А это значит, что клуб продолжит ходить в горы, будут люди, увлечённые этим, дело, начатое 30 лет назад, не умрёт, и главное - частичка этих гор будет жить у нас в городе.

 

 

Отчёт составил руководитель группы – Жидков Денис.

г. Брест, ул. Орловская 32, кв. 8; т. (8-0162) 41-24-33;

e-mail:beatel@tut.by


Комментарии: Ваш комментарий:
2006-02-02 20:43:10 | Аноним | E-Mail
в августе 1979 пршла по маршруту /от южного приюта/Клухорский,Алибек, Халега,Марухский перевалы, Группа из 13 человек /6 ч муж п и 7 ч жен п / мне было 15 лет , а самому младшему Саше 12 лет А Халегу и Марух прошли за один день Борохла столько не брали Варили на костре Манку мы не брали ,надо брать перловку А шоколад ,халву,курагу надо заменять сгущенкой,

2006-02-02 21:31:33 | Аноним | E-Mail
Добирались сначала самолетом рейс Пулково-Сухуми, далее нанимали автобус до южного приюта,а затем пешим ходом через перевалы и неделя отдыха в Сухуми /точку потеряла/ Ездили на Рица и Новый Афон Обратно поездом до Москвы ,затем до тогда еще Ленинграда



 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;