LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Бензовоз
Автор: Анна Михайлова


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Отчет о водном походе по рекам Иййоки и Тохмайоки

Отчет о водном походе по рекам Иййоки и Тохмайоки

По мотивам похода 29.04-06.05.2002.

Нитка маршрута: Москва - СПБ - Кузнечное - ст. Ихала (поезда) - р. Иййоки (~2км выше ж/д моста - 800м выше моста в д. Лумиваара, сплав) - д. Лумиваара - ст. Яккима (автобус) - ст. Маткаселькя (поезд) - р. Тохмайоки (100м ниже а/д моста - а/д мост в Хелюля, сплав) - пос. Хелюля - ст. Сортавала (маршрутка) - Приозерск - СПБ - Москва (поезда)

О группе и прохождении:

Суда:

Катамаран-4 (самодельный) 2500л К4
Катамаран-2 ("Красное солнышко") 1500л К2-1
Катамаран-2 ("Красное солнышко") 1100л К2-2
Катамаран-2 ("Красное солнышко") 1100л К2-3
Катамаран-2 ("Рапира") 600л К2-4

12 человек, опыт от II до V, в среднем IV.

Обносы и кили:

Иййоки, пр. #5. обнос К2-4, киль К2-1
Тохмайоки, пр. #3 обнос К4, К2-1, К2-4
  пр. #21 обнос К2-4
  пр. #24 обнос всех судов
  пр. #33 обнос К2-4
  пр. #34 обнос К4, К2-2, К2-3, К2-4, киль К2-1

Транспорт.

В Питер удобно попадать на одном из ночных поездов. Как ни странно, недорогих всего 3-4. Наш поезд N44 отправился из Москвы в 21.30 и пришел на Московский вокзал в 6.30.

До Финляндского вокзала 2 остановки на метро или минут 25 на трамвае N90 (не считая ожидания). Мы воспользовались трамваем - долго, но приятно.

Поезд 249 СПБ - Костомукша отправляется из СПБ в 16.27 по нечетным. Иногда на майские праздники в последний момент назначают дополнительные поезда по четным. Увы, в этом году назначили только на 30-е.

Пришлось воспользоваться запасным вариантом и уехать в Кузнечное на электричке 8.47 (на 7.4* не сели, предпочтя узнать про поезд и купить забытые продукты). На месте в 12.03.

Следующие 8 часов ушли на прогулки по Кузнечному (ничего интересного) и попытки нанять транспорт в сторону ст. Ихала или Маткаселькя. Безрезультатно, хотя небольшой группе и/или в будний день будет легче. Тем не менее, рассчитывать на автозаброску от Кузнечного не рекомендую. Постфактум, куда приятней было бы провести эти полдня в Питере и уехать в Кузнечное на электричке 16.50-20.03.

Дизель Кузнечное - Сортавала отправился в 20.50. Предыдущий - утром в 8.**, найденный в Интернете дневной поезд на Элисеваару отсутствует.

В Ихале в 22.14.

Через Лумиваару 1 мая проходило 2 автобуса на Лахденпохью - в 10.00 и 15.00. Ленивые попытки найти машину сразу на Маткаселькя к успеху не привели. По нашей просьбе водитель заехал на ст. Яккима. В пути полчаса, заплатили ~200р. При необходимости можно встать, совсем немного отойдя от станции. Но нам удалось купить билеты на поезд 249 прямо до Маткаселькя. (правда, 3 из них из брони станции, с местами и дороже на четверть). Запасные варианты - либо на вечернем дизеле в Сортавалу, и ночевать там или ночевать в Яккиме и на Сортавалу на утреннем дизеле.

Из Хелюля в Сортавалу ходит одна маршрутка раз в 50 минут (точнее, как обернется). Разнообразные источники расписаний (интернет, местные жители, листок в соседнем ларьке) оказались несостоятельны. Но при необходимости найти машину не проблема.

До вокзала маршрутка не идет, нужно немного заплатить дополнительно. Стоит 6р, реально из-за груза и нашего нецивильного вида (весь день шел сильный дождь) получилось 170р со всех. Впрочем, поймать машину явно не проблема.

По расписанию дизель Сортавала - Кузнечное 17.15-20.21, электричка до Питера 20.30-23.45 и поезд СПБ - Москва 0.35-9.01. Реально, дизель с опозданием доехал до Кузнечного, только вышли, выяснилось, что он пойдет до Приозерска, пришлось лезть обратно. В Приозерске лихая для группы с кучей шмотья пересадка на электричку. В метро тоже на поезде, близком к последнему. Впрочем, попутчики рассказывали, что нестыковки бывают часто, но на метро успевается всегда.

Само собой, обратные билеты мы купили заранее.

При подготовке к походу рассматривалось много разных вариантов заброски/выброски. Например, на машине от Питкяранты. В Интернете можно найти разнообразные расписания автобусов и поездов, так что ищите и обрящете.

Пограничники.

К нам почти не приставали. Ихале, Яккиме и Сортавале их просто не было, в Маткаселькя проверяющий пришел утром в лагерь и, забрав список группы, ушел совершенно удовлетворенный. По его словам, теперь разрешение нужно только на въезд на территорию за КСП (5-10км от границы). В Кузнечном несколько "зеленых" появилось перед отправлением дизеля на Сортавалу, но были пассивны.

Но на некоторых станциях, как и встарь, стоят пограннаряды. По моему опыту, их поведение слабо предсказуемо и не всегда законно. Думаю, что в Ихале и Яккиме погранцы тоже есть, но мышей при нас не ловили. В любом случае, строгой инструкции не пускать у них нет.

Исходя из этого, считаю, что без получения разрешения на въезд в погранзону можно обойтись, но списки группы с паспортными данными, маршрутку (пусть даже фиктивную) и письмо от выдавшего ее турклуба неплохо бы иметь.

Тем не менее, если хотите получить официальный статус: [Формально за участок, прилегающий к границе, отвечает Федеральная Служба Пограничных Войск. Поэтому при желании получить "всем бумагам бумагу" следует месяца за четыре до похода (!) отправить заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу 101000, Москва, Мясницкая, 1 примерно следующий текст:
Просим сообщить, существуют ли ограничения для граждан РФ на посещение рек Иййоки и Тохмайоки ... района Республики Карелия. Должна ли группа туристов получать разрешение Федеральной Службы Пограничных Войск на поход по маршруту ...
По закону, ФПС должна ответить в течение месяца. Поэтому примерно дней через 35-40 после срока вручения письма нужно позвонить в ФПС (2081623) и елейным тоном поинтересоваться, не затерялось ли письмо, с намеком, что законный срок уже истек. Если в ответ придет сообщение, что ограничений нет, то им можно будет помахать перед носом пограничника. В противном случае (во что я, правда, не верю) нужно немедленно отправить в ФПС список группы с просьбой разрешить поход по такому-то маршруту. - Дополнение В. Кондратьева]
3 года назад при покупке билетов на 249 поезд потребовалась маршрутка. Скорее всего, это анахронизм, но...

Комментарии к описанию.

Указанные в тексте расстояния по прямой получены с помощью GPS и позволяют восстановить точки на карте. Расстояния по реке, отсчитываемые от начала сплава (НС), измерены по [2] циркулем с раствором 1мм. На Тохмайоки эти цифры адекватно отражают реальность, но изгибы Иййоки, по моему мнению, не все вписываются в 2км карту. Думаю, что 1.3 - разумный поправочный коэффициент.

Иййоки.

Краткая характеристика

Небольшая, очень глухая лесная речка. Ширина - 10-15м, скорость течения 0.5м/с. Много мест для стоянки. Из препятствий несколько простых, но разнообразных порожков и один весьма сложный и нетипичный для европейской части России.

В качестве расплаты - большое количество завалов, созданных как бобрами, так и просто упавшими в реку елями. Длинных обносов не было, но мест, где пришлось слезать с катамарана (в основном, чтобы перекинуть его через бревно), нашлось штук 30. По реке распределены достаточно равномерно. В общем, осталось впечатление тяжелой работы. Для каяков возни будет значительно меньше.

Заброска

От ст. Ихала 100м по путям по направлению на СПБ до переезда, затем направо по дороге. Через 50м развилка. Нам налево. Через 300-400м дорога выводит группе строений, (возможно, гаражи) и раздваивается. Нам направо еще метров через 500 дорога входит в лес. Необходимо найти первое ответвление налево. Это уже обычная грунтовка, на майских праздниках непроходимая для автотранспорта. В низинах снег по колено. Примерно через километр (по пути насколько ответвлений, выбирали основную дорогу или в направлении СЗ) вышли на более капитальную грунтовку направлением З-В. Идем на З. Примерно через 0.5км раздвоение. Идем налево, правая, более накатанная дорога забирает на С. Через несколько сот метров перекресток, от него уже слышен шум порога внизу. Идти 100-150м прямо. Всего 2.5-3км, по прямой от станции 2км.

Собираться удобно на правом берегу, перейдя реку по разрушенному мосту. Если хотите встать, настоятельно рекомендую выше моста у воды. Фантастически прелестное место. Плюс шикарные сухие елки для рамы.

Описание

Все названия порогов - авторские. Если обнаружатся более ранние или, что еще лучше, местные названия, заменю по 1-му требованию. Основная часть порога (#1, Ихальский водопад) - под мостом. Левый проран забит, в правом водопадный слив 2.5м. Внизу сбойка разнонаправленных струй, осложненная камнем в левой части. Ширина прохода между опорами моста 2.1м. За сливом шивера с несколькими обливными камнями и разбоем с основной левой протокой в конце. L=50м, КС I+. Сам слив для катамарана проходим с большим скрипом, поскольку есть опасность застрять в проране и нет шансов уйти от камня внизу. Для каяка сбойка под сливом весьма интересна. Ориентировочная КС III-IV.

Удобный спуск судов с ПБ до или сразу после моста (в зависимости от намерений насчет слива).

Примерно на полпути до ж/д моста небольшой порог #2. КС I, можно сходу. Под ж/д мостом [1.8км от НС] начинается порог #3 Узкий. Ориентир - река уходит под насыпь ж/д в прямоугольную трубу. Для осмотра (необходим, хотя и трудоемок - приходится перелезать через насыпь ж/д) удобно зачалиться на ЛБ перед мостом.

Сразу после трубы (достаточно высокой и просторной) в реке пологий слив, переходящий в касательный прижим к скале ПБ. Уход влево несложен, но место фотогеничное. КС II.

При очень высоком паводке препятствие может стать опасным, поскольку труба появляется из-за поворота за 15-20м, и при подъеме воды на 1-1.5м от нашего уровня потребуется экстренная чалка для обноса при, вероятно, большой скорости течения.

Следующее препятствие - порог #4 Мостовой. Ориентир - старый автомобильный мост, виден задолго. Осмотр с любого берега. В связи с техногенностью препятствия рекомендуется. Слив из-под моста с небольшой бочкой, ниже которой основная струя наваливает на камень в правой части русла. Необходимо резко уйти налево. Впрочем, скорее всего, до камня не донесет. У нас небольшую дополнительную сложность создавала свисавшая перед мостом железка. Порог заканчивается под новым автомостом [2.9км от НС]. L=50м, КС II.

За мостом к реке подходят дома пос. Ихала.

Через 200м быстротока шивера-порог #5 Сюрприз, начинающийся сливом с плиты. Осмотр слева (обязателен, до конца). Ниже слива камни, бревна, низкий пешеходный мост. Требуется достаточно быстрый слалом. Последствия аварии могут быть весьма неприятны. L=200м, КС II+. Мы, осмотрев входной слив, пошли остальное сходу. Одна из двоек зацепила бревно. Без повреждений.

Поселок кончается, река входит в лес.

В 5.4км от НС (2.2км по прямой от а/д моста, на [2] обозначен порог) самое сложное препятствие реки пор. #6 Ийкоски. Ориентир - глухой шум. L=400м, падение ~10м, большая часть которого приходится на 4 слива высотой около 2м каждый. Осмотр и возможный обнос справа.

1 ступень. Слив-трек на правом повороте с прижимом к ЛБ. Безопасно, но чистое прохождение не просто. Ниже быстроток с возможностью чалки.

2 ступень. Слив 1.7м. Слева вода выходит на плиту, с которой судно скорее всего придется стаскивать. В центре узкий слив унитазного типа. Требуется точный заход, чтобы не попасть ни на плиту слева ни на полуобливной камень с петухом справа. При ошибке возможен киль катамарана. Справа усыпанная камнями горка. Украшавшее ее небольшое бревно было снесено четверкой. При прохождении справа нос катамарана с большой вероятностью выносит на мыс ПБ. Ниже шивера, переходящая в

3 ступень. Горка с перепадом ~2м и локальными бочками, способными попридержать катамаран. Ниже шивера продолжается, что осложняет возможную чалку или заход в

4 ступень. Водопадный слив 2.5м в скальных воротах. При правильном заходе сравнительно безопасен. Справа канализация-трек, для каяков вполне проходимо, правый баллон катамарана с гарантией вытащит на пологую скалу ПБ с непонятными последствиями. Ниже еще 50м простой шиверы в разбое. Основная протока - левая. За шиверой - разлив, над которым удобная стоянка на правом берегу.

По нашей воде все это можно оценить, как V-, при более серьезном паводке сложность поднимется как минимум до V, а возможно и до VI.

Проходили четверка и 3 двойки. Все второй слив справа, четвертый по основной струе. Четверка прошла нормально, двойки с приключениями. Большая двойка зашла в последний слив лагом и перевернулась. Экипаж самостоятельно зачалил катамаран на левый берег в 10м ниже слива.

В 8.6км от НС (2.3км по прямой от #6) пр. #7 Створ на развалинах старой плотины. Ориентир - параллельные течению бетонные стены. Осмотр (необязательный) слева. Слив немного более метра упирается в отбойный вал от стоящей ниже подводной скалы и все сбрасывается влево. КС I+ для катамарана, у каяков могут быть некоторые проблемы. Сразу за послепорожным разливом вполне пристойная стоянка на ЛБ.

Немного ниже в живописной долинке впадает крупный левый приток, а еще через километр начинается шивера #8 Последняя. Ориентир - шум, скальные ворота на правом повороте. L=500м. На входе небольшой слив в упомянутых воротах, затем прямая шивера с разбоем в конце. Основная протока - левая, но ее правую часть закрывало бревно. Пришлось погрести. КС II.

За разбоем шивера кончается и идет несколько сот метров фонового быстротока. На левом берегу к реке уступами спускается скала высотой ~20м. Очень красиво. Конец шиверы в 3.6км по прямой от #6, 10.3км от НС.

На этом все мало-мальски интересное на реке кончается и я рекомендую мобильной группе изучить вопрос выброски - пешком или по воде.

Вдоль реки по ЛБ идет дорога. Ожидать на ней транспорта малореально, но попасть в Ихалу или Лумиваару можно.

Мы еще в течение нескольких часов продирались через завалы. Из ориентиров - развалины обозначенного на карте моста [13.7км от НС]. Ниже на берегу реки появляются первые строения. Рядом пешеходный мостик, а чуть выше разбой с остатками плотины. [~15км от НС] Порога нет, завалы есть. Мы прорывались по правой протоке, но оптимальный путь, конечно, зависит от года. Наш сплав закончился в 800м выше моста в д. Лумиваара. Здесь дорога Ихала - Лумиваара идет слева от реки на расстоянии 100-200м. До автобусной остановки (находящейся на ЛБ в 300м от моста) дошли за 10-15мин.

Местные говорят, что на непройденном нами участке никаких препятствий нет. Но будет замечательно, если кто-нибудь проверит.

Тохмайоки.

В походе использовался текст К. Бекетова [1]. Лоция хорошая и совершенно достаточная для сплава. Тем не менее, набралось много мелких замечаний. Нижеследующий текст во многом повторяет [1] (в [] прямые цитаты), но соответствует майскому уровню воды.

Предлагаемый вариант подхода заведомо не оптимален, но в темноте не так просто искать правильные пути. Знающие лучше, напишите.

От ст. Маткаселькя по путям 800м до развилки прямо/направо (нам направо), 1км до переезда и направо по а/д дороге. До моста через Тохмайоки 200м. Возможные места для сборки судов и стоянки.

- Не доходя 50-100м до моста свернуть направо вдоль ЛЭП. Там немного мокро, но вполне терпимо. Через 100м ЛЭП пересекает насыпь, по которой идет тропа. По тропе 50м налево. Место очень хорошее, в лесу, непосредственно у порога #3. В сезон с большой вероятностью занято. Вышеописанная тропа скорее всего идет прямо на станцию, но изучить этот вопрос не было времени.

- За мостом дорога несколько сот метров идет вдоль реки. К воде можно подойти как перед разрушенной ГЭС, так и после. Недостатки - отсутствие дров (приходится идти в лес через дорогу), близость населенки и неудобно разведывать #3.

Все указанные места известны пограничникам и проверяются. Если не хотите общаться с ними вообще, можно пройти по дороге подальше и спуститься к реке.

Мы собирались перед ГЭС на ЛБ.

Краткая характеристика

Классическая приладожская речка - немного простых шивер, основное падение сосредоточено на естественных или искусственных водопадиках. Помехи минимальны.

Описание

Формальное начало сплава - от ж/д моста.

[Под ж/д мостом возле хутора Саханкоски препятствие #1 - небольшая шивера, через 100 м еще одна под автомобильным мостом - препятствие #2]

Первой шиверы мы не видели, вторая почти залита. КС I.

Ниже разлив, впереди видна стена плотины. Причаливать лучше к правому берегу прямо перед стеной и по ней осмотреть порог #3.

Течение не сильное, в 30м перед плотиной можно спокойно траверсировать реку, что мы, сразу же после старта и сделали.

Проходов в плотине я насчитал 4. Нумерация справа. Первые 3 можно осмотреть со стенки плотины (через 1 и 2 переброшены мостки). Сами проходы на более или менее спокойной воде.

Первый. Ширина 2.7м. За ним правая протока - петляющая горка в ширину катамарана в коридоре из деревьев, заканчивающаяся простым широким сливом. Общее падение 2-2.5м. КС II+. Здесь проходили 2 наших двойки - одна более-менее удачно, вторую развернуло сразу после слива и несколько раз навалило на дерево. В результате дырка ~50см в дне.

Почти сразу за створом отделяется маловодная протока влево. Попасть туда затруднительно.

Остальные катамараны были обнесены по ПБ (30м) до маленького улова перед последним сливом.

Второй (1.9м) и третий (<1.5м) проходы выводят в основную центральную протоку, в которой в 30м ниже широкий мощный слив 1.5м. Ориентировочная КС III. При желании проходить порог на катамаране, наиболее просто подойти к сливу снизу и обнестись вверх по одному из берегов. Другие варианты затруднительны из-за необходимости перетаскивать суда через стенку плотины высотой 2.5м.

Четвертый - в протоках у левого берега. Для каяка кажется, габаритен, но сама струя маловодна и замусорена деревьями. А совсем левая протока уходит под воду и выходит сразу за плотиной живописным пузырем. Осмотреть это достаточно подробно можно со стены разрушенного здания ГЭС на ЛБ, хотя, по моему мнению, совершенно незачем.

Ниже до автомобильного моста в пос. Рускеала несколько шивер (по [1] #4-10). Простые и широкие. КС 1-1+. В 2.5км от НС, 2.7км по прямой от моста в Рускеале

[Ж/д мост на дороге, ведущей к мраморному карьеру Рускеала. Карьер остался слева п/х, интересно осмотреть его старую часть с озером на дне; в озере поразительно прозрачная вода зеленого цвета. Из рускеальского мрамора построены Мраморный дворец в Санкт-Петербурге и многие станции питерского метро.]

Мы по недостатку времени не сходили и, как объясняли люди из идущих параллельно групп, зря.

Под мостом [5.4км от НС] невысокий слив (#11) с большой поганкой в омуте за ним. Река выходит влево через сужение с перекинутой поверху металлической трубой. Требуется оперативная чалка и обнос по любому из берегов. Лучше, кажется, справа. Для каяка небезопасна поганка, для катамаранов не совсем просто зачалиться близко к трубе. КС II.

Через 300м раздвоение. Идти в основную правую протоку. Еще через 30-50м разрушенная плотина - пр. #12 со сливом 1м. Осмотр (необязательный) справа. Три протоки, левая сомнительной проходимости, правая и центральная достаточно просты. КС II/II+.

Далее несколько шивер (#13-15 по [1]). КС I.

Ниже ЛЭП и плес до

[#16 - разрушенная плотина; ориентир - одинокий дом на левом берегу. На входе в порог остров, проход слева, затем по центральной струе. Падение в пороге около 3м, длина 50м. Осмотр правым берегом.]

8.4км от НС, 2.7км от моста в Рускеале.

Можно пройти и по правой протоке. И там и там достаточно мощная горка. КС II+. Осмотр по желанию. У нас одна из двоек налетела на камень в конце порога, один из гребцов выпал. На ЛБ возможна стоянка.

[Далее на протяжении 1,5 км цепь несложных шивер и порожков (препятствия #17-19), после прямого участка ровного течения вправо уходит рукав, слева впереди скальные выходы - это ориентир порога #20 и за ним через 100 м - мощного препятствия #21... Порог #20 имеет длину 30 м, небольшой слив со скальных плит, проход слева, сложная система струй.]

Все порожки до #21 несложны, но весьма забавны. КС I+ -II, осмотр не требуется. Но сразу за #20 необходимо зачалиться для осмотра порога-водопада #21. Для начала с левого берега.

Общее падение в пороге 3-3.5м. Основная протока - левая. Водопадный слив, легко проходимый в правой части при разумном заходе.

Полуобливная скала отделяет левую протоку от средней левой - крутой горки без особых трудностей. Заход под правым берегом протоки. Мелко. Попытка уйти вправо со струи может привести к выносу на полуобливную скалу и прыжку с нее. При нас, пытаясь разогнаться перед уходом влево, со скалы свалилась четверка. Киль. Без последствий.

Правый берег протоки - большой остров, удобный для обноса. Чалка на верхнем крае есть, в зависимости от умения, на 2-4 катамарана. Лучше приставать по очереди. Можно на острове и пообедать, вот только большую часть дров мы уже сожгли.

Правее острова третья протока - отвесный слив с камнем в левой части.

В 10-20м перед сливом можно перебраться в правую протоку, отошедшую перед #20. В ней узкий многоступенчатый слив, пожалуй, наиболее технически сложный из всех 4-х проток. Осматривать с целью прохождения его надо с правого берега.

Ниже порога большой разлив, удобный для страховки и всяческих перечалок. Обносить, как вверх, так и вниз, удобно по острову. По ЛБ сложнее.

Несмотря на грандиозность зрелища, ни одна из проток не заслуживает оценки выше IV.

Мы раскатывали первую слева протоку (раз этак 15) и вторую слева (1 раз, не очень удачно). Видели прохождение третьей слева протоки - двойка без скорости вошла в слив и упала прямиком в камень. Видимо, это и спасло от киля.

[Место очень красивое, но в 100 м ниже водопадов реку пересекает шоссе, поэтому здесь всегда людно, подъезжают на автомашинах. Останавливаться на ночлег лучше в 200-300 м выше по течению, на правом берегу основного русла сразу за ответвлением правой протоки. Здесь много дров, место сухое, до водопадов не далеко и народ не шастает.]

За шоссейным мостом [11.1км от НС] несколько шивер (#22-23 по [1]), КС I. Ориентир следующего препятствия #24 - узкий бетонный мост. От #21 совсем недалеко, минут, кажется, 20. Чалиться для осмотра и обноса можно на любой берег, насколько близко к мосту, зависит от наглости. Но заход под мост означает прохождение.

Падение в пороге 7м, буйство стихий поражает. Возможность сплава обсуждать не буду, но сами не пытались, поскольку безопасных траекторий не обнаружено, а опыта управления судном на такой воде у нас нет. Тем не менее, в прошлом году по крайней мере 1 раз порог проходили на катамаране-двойке. При нас тоже прыгала двойка. Киль, выбило пробки в баллонах. Про категорию - умеете работать на такой воде - VI, не умеете - б/к в стиле "русская рулетка".

[За водопадом круглый омут, выход через узкие скальные ворота с сильным течением. Затем поворот влево, следуют несколько шивер и перекатов (препятствия #25-27); далее 4-5 км тянется гладкая вода.]

Шиверы КС I. Упомянутая у Бекетова г. Новоринмяки распознается с трудом.

Ниже шивера #28, КС I ли II, не помню. L=250м. Вскоре за ней порог #29. Я предпочту разделить его на две части.

#29а. [20.0км от НС, 7.8км по прямой от моста в Рускеале] Шивера-порог. Ориентиры - шум, левый поворот. В начале пара ступенек. Первая совсем простая, во второй, если постараться, можно попасть в держащую катамаран бочку. Ниже шивера потихоньку вырождается в быстроток. L=300м, КС II. Осмотр (необязательный) справа, там же стоянка. При аварии пострадавших может утянуть в #29б.

Плыть можно до левого поворота, перед которым необходимо зачалиться на ПБ для осмотра разрушенной плотины #29б. Слив 1.5-2м, слева проносной язык, справа невзрачная, но мощная бочка, способная, как выяснилось, удержать 4-ку. Правда, без особого сопротивления экипажа. КС III. Над порогом реку пересекает линия электропередач.

Можно осмотреть сразу оба препятствия по ЛБ. По правому это невозможно, в 50м перед сливом отходит маловодная протока. Над #29а вполне пристойная стоянка.

[Ниже на 4 км тянется плес, перед пос. Рюттю небольшой перекат, затем препятствие #30 - порог, заканчивающийся разрушенной плотиной. Ориентир входа в порог - деревянный мост.]

Обозначен в [2], 25.2км от НС.

[Осмотр препятствия левым берегом. Длина порога 200 м, основную сложность представляет слив плотины. В центре русла большая бочка, в паводок ее можно обойти справа вдоль берега.]

Проход мимо бочки широкий, тем не менее, попасть в него непросто. Одной из двоек это не удалось и борьба с бочкой стоила двух сломанных весел. КС II+.

[Через 700 м ж/д мост, затем деревянный автомобильный мост, под которым завал из бревен.] В отличие от Бекетова, при нас был свободен правый пролет. Ж/д мост - 26.7км от НС, а/д - 27.5.

[Через 3,5 км гладкой воды начинается длинная [...] шивера #31, заканчивающаяся скальной плитой поперек всего русла - слив 0,5 м. Справа под сливом хорошая стоянка в еловом лесу. Берега реки после шиверы высокие, крутые, поросшие еловой тайгой.]

Судя по всему, обозначена в [2] двумя черточками. Тогда ее начало и конец соответственно 30.1 и 30.6 км от НС, так что километраж и длина шиверы (1км) у Бекетова завышены. По ощущениям, длина шиверы метров 500-600. КС II.

[Через 3 км препятствие #32 - водопадный слив высотой 1,5 м через все русло.] 32.2км от НС, обозначен в [2]. Очень красивый порог со множеством вариантов прохождения. В правой протоке совершенно вертикальный слив. Осмотр слева, есть стоянка, у самого слива обеденное кострище. В 20-30 метров ниже остров. Обе протоки проходимы, основная правая. Но остров осложняет нижнюю страховку. КС III.

За порогом длинный плес в поросших кустарником берегах. Вода, прозрачная в начале сплава, стала откровенно мутной. Заканчивается плес простым порожком #33 - сливчик, КС I.

Тактическое отступление. От #33 до конца маршрута остались 2 мощных порога IV-VКС и километр-полтора пути. Поэтому удобно встать незадолго перед порогами, вечером их осмотреть, с утра обработать и уехать. При нынешней популярности Тохмайоки у туристов могут возникнуть проблемы со стоянками. Итак, встать можно:
- Незадолго до #33, где река подходит к коренным берегам. Пользуйтесь GPS.
- На отличной стоянке слева над #33.
- На ПБ сразу за #33 или в 200м ниже. Стоянка хуже, чем предыдущая, точнее не знаю.
- На паршивой стоянке в 200м ниже #33 на ЛБ. Нам она и досталась.
Следующее место - ЛБ за последним порогом, но это уже совсем в населенке.

Итак, в 300м ниже #33 порог #34. На правом берегу остатки ГЭС. В левой волнистый пологий слив 2.5-3м с очень мощной бочкой справа и достаточно простой внизу слева. Мощными катамаранами проходится у ЛБ без особых проблем. Маленькие пыталось жевать. КС IV. Правую протоку не смотрел, говорят, она сложнее. Также говорят, что на следующий день вода прибыла и стало значительно веселее.

Еще через 300м разрушенный деревянный мост, остатки которого образуют завал. Сразу за ним порог #34 в створе разрушенной ГЭС. Прямой слив 2.5м с буйством стихий за ним. Очень напоминает Храмину на Уксуне в сверхпаводок 2000г. Как и #24, для экипажей с опытом менее VI - русская рулетка, на сей раз почти безопасная. Но как ни оценивай сложность, это не более, чем V-. У нас проходила одна двойка, в результате киль и разрезанная (скорее всего о раму) рука одного из участников.

Удобная чалка для осмотра на ПБ перед завалом. Дальше можно обнести либо сразу все, либо только завал, либо попытаться пройти завал "поверху".

До ж/д моста [40.4км от НС] еще метров 500. Сразу за ж/д мостом - автодорожный. Ниже никаких препятствий на Тохмайоки нет - в поселке полно моторок местных жителей. Места для антистапеля средней паршивости есть как у ж/д, так и у а/д моста. Станция и автобусная остановка в нескольких стах метров на ПБ.

Впечатления, рекомендации.

Иййоки. Не уверен, что затраченные нашей группой усилия по преодолению завалов оправдались. Второй раз на катамаране я на Иййоки не пойду. Но мобильная каячная группа, завалов не боящаяся, вполне могла бы использовать Иййоки, как часть связки из нескольких рек. Например, возможен такой график:
0. Вечером приехать на 249-м в Ихалу дойти до порога #1.
1. С утра собраться, покатать #1, дойти до #6 и встать на нем.
2. Пройти #6-#8 (при желании обкатав #6) и тем или иным путем выброситься в Ихалу или Яккиму.

При положительном отношении к пешим переходам рекомендую собираться непосредственно после #8 и выходить сначала на дорогу, а затем и в Ихалу. Эстетически получится более полноценно, чем у нас. По нагрузке же сплав по низовьям Иййоки и пешка примерно равноценны.

Тохмайоки несколько разочаровала совершенной нетехничностью препятствий. В этом отношении более популярный маршрут Лоймола - Уукса куда интересней и, хотя из описаний следовало совершенно другое, ничуть не проще. Плюс к тому, чувствуется населенка. Словом, на Ууксе я был два раза и хочу еще (есть счеты к 5-му падуну), а на Тохмайоки - вряд ли соберусь.

Тем не менее, Иййоки - Тохмайоки - очень приятная связка с резкой сменой впечатлений и простыми заброской/выброской/переброской. Пока Тохмайоки не покрылась рафтами в 2 слоя, рекомендую наш маршрут для каячных групп с именно таким порядком рек.

Литература

[1] Тохмайоки. К.Бекетов. На www.tag.spb.ru
[2] Республика Карелия. Топографическая карта М1:200.000 Москва, ВКФ им. Дунаева, 1997.
[3] Водопады Северного Приладожья-2 К.Бекетов. На www.tag.spb.ru

Приложения

1. Время. Наш график был очень неровен, поэтому привожу только основные "вехи".

Иййоки #1-#6 3 часа
  #6-#7 2.5 часа
  #7-финиш 4 часа

Тохмайоки. В неспешном темпе прошли за 2.5 дня, включая катание на #21. Наша скорость на плесах ~5км/ч.

2. GPS-данные (формат: градусы минуты секунды). Точки в порядке следования.

р. Иййоки

ст. Ихала N61 29 47.9 E29 59 54.3
Пор. #1, стапель N61 30 13.3 E29 57 25.8
Мост в пос. Ихала (пор. #4) N61 29 19.7 E29 59 29.9
Пор. #6 (начало) N61 28 40.3 E30 01 19.8
Пор. #6 (конец) N61 28 31.3 E30 01 34.2
Стоянка чуть ниже #7 N61 28 01.1 E30 03 24.5
Конец #8, скала ЛБ N61 27 10.9 E30 04 03.0

р. Тохмайоки

Стапель N61 58 11.6 E30 34 04.5
Моста дороги к карьеру N61 57 18.3 E30 33 09.6
Мост в Рускеала N61 56 15.7 E30 35 26.9
Пор. #16 N61 55 35.8 E30 38 04.5
Пор. #21 N61 54 58.1 E30 37 37.2
Стоянка над пор. #29а N61 52 08.5 E30 37 29.8
А/д мост перед пос. Рюттю, пор. #30 N61 49 25.2 E30 37 01.4
Ж/д мост у ст. Рюттю N61 48 53.1 E30 36 08.2
Пор. #32 N61 46 51.9 E30 34 12.6
Плохая стоянка за #33 N61 44 30.5 E30 38 11.7
Пор. #34 N61 44 33.2 E30 38 22.3
Пор. #35 N61 44 38.5 E30 38 43.6

Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;