Хамар-Дабан, 2001

о пеше-водном туристском походе
четвертой категории сложности
по Хамар-Дабану,
совершенном с 03.08 по 20.08.2001г.

Маршрутная книжка: N 40/2001
Руководитель группы: Исаков Павел Анатольевич
Адрес руководителя: г.Новоуральск
ул.Советская, д.18 кв.152
тел. (34370) 3-32-55
e-mail: isakov@aib.ru

2003 г.

Исходный вариант отчета находится на сайте Новоуральского клуба туристов

СОДЕРЖАНИЕ

• 2. Техническое описание маршрута
    • Режим движения
    • График движения
    • Техническое описание пешей части маршрута
    • Станция Слюдянка -- р. Слюдянка -- метеостанция "Хамар-Дабан" -- пик Черского.
    • Траверс водораздельного хребта между реками Утулик и Чернушка, Маргасан от района перевла Чертовый до перевала Надежда.
    • Верховья р. Утулик и р. Субутуй.
    • Техническое описание водной части маршрута.
  • Карты и схемы
  • Фотоматериалы
  • Рецензии

1. Справочные сведения о походе

1.1.Проводящая организация - Новоуральский клуб туристов.

1.2.Параметры маршрута

• Вид Туризма: ПЕШЕ-ВОДНЫЙ
  • Категория сложности: ЧЕТВЕРТАЯ
  • Протяженность: 125 км пешком, 150 км сплав
  • Количество дней, всего/ходовых: 18/17
  • Сроки: 03.08-20.08.2001

1.3. Район похода: Хамар-Дабан

1.4. Маршрут: Иркутск -- Слюдянка -- пик. Черского (1Б, восх) -- траверс водораздельного хребта рек Утулик и Чернушка от пер. Чертовый до верш. Маргасан -- р. Быстрый Ключ -- р. Утулик -- оз. Перевальное -- р.Субутуй -- р. Субутуй (сплав) -- р. Снежная (сплав) -- ст. Выдрино -- Серебрянка

1.5. Организация, рассмотревшая поход

Маршрут рассмотрен, утвержден и группе дано право на его прохождение маршрутно-квалификационной комиссией ТСС города Екатеринбурга. Маршрутная книжка Ж 40/01. Шифр МКК 166-00-56565550.

1.6. Список группы
1 Исаков Павел Анатольевич, 1959 Новоуральск, Советская, Д.18 кв.152 Мастер спорта Руководитель, рулевой
2 Смехнов Антон Михайлович, 1975 Ул. Ленина Д. 136 кв.242 6-06-28 5ПУ-98, Вост. Саян Участник, матрос
3 Шевко Оксана Андреевна, 1981 Красногв.пр-зд. Д.1 кв.54 4-20-20 00-3ПВУ, Центр. Саян Участник, матрос
4 Клещевников Михаил Васильевич, 1979 Ул. Мичурина Д.8 кв.30 4-35-72 99-3ВР, Вост. Саян,
98-ПВУ, Прип. Урал
Участник, матрос
5 Савинцев Александр Александрович, 1982 ул. М.Горького, д.13 кв.11 98-5ПУ, Вост. Саян,
99-5ВУ, Вост. Саян

2. Техническое описание маршрута

2.1.. Режим движения

В процессе похода группа придерживалась следующего распорядка дня и режима движения:

Подъем дежурного в 6.00-6.15. Завтрак 7.00-7.30. Выход на маршрут 8.30-8.45. Обед и дневной отдых - 13.00-15.00. Переходы 30-40 мин. Перекуры 10-15 мин. Легкий перекус (конфеты) - за 1 переход до обеденного перерыва. Серъезный перекус (сухари, сыр, колбаса, шоколад) - около 18 часов. Окончание дневного перехода - 19.30-20.00. Дежурили по одному человеку. Дежурный заступал на сутки с ужина.

На сплаве режим движения определялся характером и последовательностью препятствий.

2.2. График движения

День Дата Участок маршрута Протяжен. уч-ка, км.
1 03.08.01 Слюдянка -- р.Слюдянка 9
2 04.03.01 р.Слюдянка -- метеостанция "Хамар-Дабан" -- отрог пика Черского -- руч. Водопадный 12
3 05.03.01 г.Пик Черского (радиальный выход) 8(4)
4 06.03.01 руч.Водопадный -- выход на водораздельный хребет -- траверс хребта на запад до оз. В верховьях левого истока р.Средн. Солбак 21
5 07.03.01 Траверс хребта через вершину Босан (2275 м) до перевала между рр. Большой Солбак и Улун-Кутун 11
6 08.03.01 Траверс хребта. г.Маргосанская сопка (восх.), г.Вершина Маргасан. -- р. Быстрый Ключ 13
7 09.03.01 р.Быстрый Ключ. Полудневка 3

Сплав на катамаране -- 150

2.3. Техническое описание пешей части маршрута

Станция Слюдянка -- р. Слюдянка -- метеостанция "Хамар-Дабан" -- пик Черского

От железнодорожного вокзала станции Слюдянка доехать до любого места, куда имеется автодорога, при наличии денег можно всегда. Здесь создана целая структура по доставке туристов и отдыхающих в любую доступную для атотранспорта точку Восточного Саяна и Хамар-Дабана. На привокзальной площади всегда найдется микроавтобус, хозяева которого готовы обсудить с вами цену. Наше предложение забросить группу из 5 человек вверх по р. Слюдянке как можно выше водитель рафика и его "менеджер" встретили с деланным равнодушием -- мол, много работы, а сейчас они ждут группу. Но за 300 рублей могут и забросить. Таких денег было жалко, т.к. по карте от ж/д вокзала до окраины города не более 2 километров и повезут ли дальше -- неизвестно. Уходим с вокзала, по пути глянули расписание -- водилы обманули и ближайший поезд только через 1.5 часа. Планировали от центра города на рейсовом автобусе подъехать ближе к окраине, а далее пешком. Но местные бабки уточнили, что асфальтированная дорога идет еще километра на 3-4 дальше, рядом стоял RAFик и за 100 рублей мы поехали.

Дорога идет вверх по реке около 4-5км., дальше круто заворачивает на правый склон долины. Там какой-то склад.

Вдоль р. Серебрянки идет старая дорога (доступная только машинам с повыщенной проходимостью). Много бродов. Глубина 0.5-0.6 м., ширина 5-12 м. Рядом с большинством из них имеются мостики в виде 1-2 сосновых стволов переброшенных через реку и закрепленных. Видимо, для плановых групп туристов. Через 2.5 ходовых часа дорога заканчивается и далее двигаемся по торной тропе. Перед этим проходим вдоль отвалов рудника, который расположен на хребте левого склона долины. Склон полностью усыпан камнями белого цвета.

Подъем становится круче, через 1.2 часа тропа начинает круто забирать наверх. Через 0.5 часа подъема по тропе выходим к Казачьей поляне. Поляна заболочена, заросла травой и кустарником. Перед ней тропу пересекает небольшой ручеек и чуть выше по нему, возможно, имеются места для стоянки, т.к. туда отходит тропа. От поляны еще 10 мин. крутого подъема и выходим к зданию метеостанции.

Метеостанция "Хамар-Дабан" расположена на широкой залесенной межгорной седловине. На юг открывается панорама глубокой долины р. Подкамарной. Станция представлена одноэтажным домком и несколькими хозяйственными постройками, рядом высятся антены солнечных батарей. Хозяина мы не видели (говорят, какой-то дед), но народу было много. Раньше, говорят, сюда туристов не пускали, а в последнее время можно арендовать комнату, снять баньку (фото 8).

Мы вышли к метеостанции около 11 часов, останавливаться не было смысла и вкратце расспросив у иркутских туристов дорогу и "про местные достопримечательности" двинулись дальше. Тропа наверх идет серпантином, говорят их здесь 14. Через 1 час крутого подъема выходим на ровный участок тропы. Он тянется около 200 м. и тропа здесь больше напоминает дорогу. Находимся в районе границы леса, кругом кедрово-листвиничное редколесье. В 50 м. от выхода наверх влево от тропы отходит тропа в направлении пика Черского.

Идет мелкий дождь, сверху ничего не видно. Решаем остановиться на обед и подождать погоды. Через 2 часа дождь закончился, но видимости по-прежднему никакой. В это время от метеостанции подошли налегке иркутчане и сходу пошли наверх. Говорят, что успеют сходить на пик Черского и еще к водопадам, которые расположены в верховьях правого притока р. Подкамарной.

Нам же в отсутствие видимости подниматься наверх нет смысла, т.к. хотелось бы что-нибудь увидеть кроме "молока" и нам все равно придется ждать погоды, потому что дальнейший маршрут это траверс хребта. Решаем спускаться по тропе с хребта, встать лагерем и осмотреть водопады.

Спуск занял 10 минут. За ручьем -- правым притоком р. Подкамарной, имеются многочисленные места для стоянок.

Первый водопад расположен в 100 м. ниже места, где тропа пересекает ручей. Водопад имеет высоту 12-15 м (фото 6). Сразу за ним идет цепочка водопадов и водопадных сливов. Далее русло ручья выполаживается, на протяжении 0.5 км. он течет по широкому затянутому кустарником участку долины и далее опять обрывается водопадом и течет по каньону (фото 7). Тропа к водопадам идет по правому склону долины. На других притоках Подкамарной также видны водопады.

На следующий день, почувствовав, что поднявшийся ветер начинает раздувать облачность, пошли на восхождение на пик Черского. От Водопадного ручья до начала тропы на пик 20 минут хода. Далее по хорошо заметной тропе выходим на гребень и двигаясь по нему выходим на вершину. По дороге проходим мимо памятника погибшей туристке (время подъема 37 мин.) и единственное сложное место, где гребень сужается и участок приходится проходить свободным лазанием по скалам. Общее время подъема -- 75 мин. На вершине Пика Черского имеется имеется геодезический триангулятор, рядом -- деревянный крест (фото 9). Вокруг них расположены несколько десятков каменных туров различных размеров. Спуск в лагерь занял 1 час.

На следующий день с утра тепло, тихо, облачность высокая. Решаем, что погода налаживается и можно выходить на траверс хребта. Пройдя 0.5 км. по тропе в сторону Чертового перевала, увидели что с хребта, на который нам нужно подниматься сходят достаточно пологие травяные языки. По ним начинаем подрезать на хребет. Подъем крутой и много участков невысокого родендерона. Через 70 мин. подъема вышли на гольцовую часть хребта -- кустарник закончился, под ногами твердо. По полого поднимающемуся гольцовому плато двигаемся в направлении его высшей точки -- 1946 м.

Облака поднялись выше и уже стали видны ближайшие хребты. В первую очередь отыскиваем Пик Черского, на котором были вчера. В долине р. Подкамарной, откуда поднялись увидели зимовье. Про него нам говорили на метеостанции иркутские туристы. Они называли его "Кяхта". Зимовье стоит не на тропе к Чертовому перевалу, а немного в стороне. Даем привязку какой увидели ее с хребта.

Через 5 мин. хода от Водопадного ручья тропа выходит на открытое место. Слева, с правого склона долины, спускается каменная осыпь (100 м). В 50 метрах после поляны нужно подняться на правый склон долины 50-60 м.

Задняя привязка. Если проскочили своротку к избе и продолжаете движение вверх по тропе, то через ~150 м основная река долины принимает правый приток. На имеющейсяу нас карте (1:100000) приток явно не показан, а имеются только явно выраженные изгибы горизонталей.

Возможно, на гольцовую часть водораздельного хребта лучше было бы подниматься от перевала Чертовы ворота. Он, уже, находится выше границы леса.

Первая к западу от перевала вершина (1946) представляет собой большое гольцовое плато. Спуск с него к верховьям р. Подкомарной занял 25 мин. Здесь обозначилась тропа. Идем по ней в направлении Аз.255є.

От седловины хребты расходятся в трех направлениях. Мы пришли по хребту с востока. Один хребет уходит в направлении Аз.220є. Южные склоны его (в начале) -- скальные стены. На север, по левому берегу р. Подкамарной уходит травянистый хребет. Обозначившаяся в седловине тропа подрезает его начальную часть и выводит на водораздел.

Перевал из долины первого левого притока р. Подкамарной (пологий травянистый склон) и притоком Утулик -- р.Голой (крутые, обрывистые склоны). Имеется тур, но не в нижней части перевальной перемычки, а чуть на восток.

С перевала идем по тропе. Она, практически по горизонтали, обходит следующую вершину хребта. В 300-400 м перед следующим перевалом на горе имеется небольшое понижение, отделенное от склона долины к правому истоку р. Бол. Быстрая невысоким грунтовым валом. В понижении имеется небольшое озерко. Удобное место для обеда и отдыха.

В районе перевала между правым истоком р. Бол. Быстрая и р. Корнилова в обе стороны крутые травянистые склоны. На перевале имеется тур.

Траверсируя гребень в западном направлении, через 15 мин после прохождения перевальной перемычки, вышли плато. В направлении Аз.305є водораздельный гребень пересекает скальная стена (H=15 м). Поднимались свободным лазанием.

Поднявшись на скалу, оказываемся на краю широкого плато. Один язык этого плато (с обрывистым склоном) уходит на юго-запад, а другой (с пологим травянистым склоном) -- на северо-запад. Продолжение водораздельного гребня скрыто перегибом плато. Не зная, по какому из языков двигаться, пошли в направлении пологого седла между ними. Как потом выяснилось, лучше было идти в направлении обрывистого края плато.

От перемычки между левым истоком р. Бол. Быстрая и р. Мал. Солбак двигаемся в направлении вершины 1966.1 (Аз.305є). На красивую скалу на вершине горы не поднимаемся, т.к. начинаем экономить время, чтобы не ночевать на хребте и успеть к запланированному месту ночевки -- озеру в верховьях левого истока р. Сред. Солбак.

Перевал между верхним правым притоком р. Рассоха и истоками р. Мал. Солбак на юг обрывается скалами и крутыми склонами, с севера -- узкие долины.

С перевала 1 час хода до вершины 2038 м. Отсюда видны г. Босан и озеро -- конечная цель дневного перехода.

Спуск с вершины в юго-западном направлении, по ровному пологому склону в заболоченную седловину с небольшим озерком занял 25 мин. И еще через 25 мин, преодолев невысокую горку с осыпными склонами, вышли к горному озеру.

Переход от ручья Водопадного до озера составил 21 км и занял 6ходовых часов. Погода благоприятствовала.

Озеро имеет форму равностороннего треугольника, со стороной около 200 м. Берега лесисты. На юго-западном берегу можно найти места для стоянки. Рыбы в озере нет.

От озера в направлении Аз.225є , на другой стороне глубокой долины левого истока р. Средн. Солбак, расположена вершина 2057.2 м. с скальным нагромождением наверху. Вправо от нее уходит гребень, на который нам нужно выйти для продолжения траверса. В центре видимой от озера части гребня видно прямоугольное понижение. Видимая часть гребня оканчивается невысокой вершиной.

Глядя от озера, трудно определиться с вариантом движения. От прямоугольного понижения гребня вниз, между двух истоков долинной реки уходит гребень, по которому, кажется, можно легко выйти наверх правого склона долины. Но чтобы попасть к подошве этого гребня, необходимо как-то спуститься к реке. Сверху в этом направлении просматриваются каменные осыпи и обрывы. Обходя же долину по водоразделу, упремся в гору в верхней ее части (правая гора в видимой части гребня на противоположной стороне долины), а ее склоны отсюда кажутся чересчур крутыми и осыпными.

Решаем, преодолев ручей, вытекающий из озера, подняться на терассу, и дальше определяться с вариантом движения. Через 30 мин траверсирования залесенного склона вышли на травяные склоны. Далее -- вперед и вверх по склону долины видна тропа к перевалу в верховья левого верхнего притока р. Рассоха. По тропе вышли на перевал (25мин). В сторону долины истока р. Средн. Солбах с перевала очень крутые травянистые склоны, в другую сторону сначало полого, а далее, за перегибом склона, не видно.

С перевала увидели, что в том месте, где вышли на травяные склоны, был возможен спуск к реке и подъем на отрог между ее истоками. Нам же предстоит к верхней части этого отрога (к прямоугольному понижению в гребне) двигаться, траверсируя склон горы в верхней части долины, что и сделали (35 мин).

Впереди, на юго-западе, высится массив г. Босан. Склон чистый, пологий. Переход до вершины после выхода на гребень занял 70 мин.

Предвершинный участок гребня украшают рассыпанные повсюду крупные каменные глыбы. Чем ближе к вершине, тем крупнее глыбы. На самом верху они образуют каменный лабиринт. На самую верхнюю глыбу-скалу с западной стороны ведет деревянная лестница. Здесь - геодезический знак.

Спуск в направлении следующей вершины гребня также красив. Приходится петлять между глыб. Особенно выделяются три скалы. Тропинка проходит между ними (фото 10). На юге, на залесенной горной терассе, видно озеро Зверинное.

Переход от г. Босан до следующей вершины занял 35 мин. С вершинного плато на юго-западе открывается широкая межгорная котловина, из которой 2 долины идут к р. Утулик -- истоки р. Бол. Солбак, а одна -- на северо-запад к р. Улун-Кутул. Спуск к перевалу занял 40 мин.

Перевал между реками Бол. Солбах и Улун-Кутул широкий и чистый. Прямо на перевале, под скалами восточного склона имеется озерко. На скалах растут кедры. Имеются места, пригодные для стоянки.

С перевала уходим на запад, поднимаясь на следующий отрезок водораздела. Крутой, травянистый склон (15-20є). Подъем занял 50 мин, наверху - плато. На юге, совсем рядом, возвышается красивая конусообразная гора с туром наверху. По нашей карте она безымянная. Видим Вершину Маргасан (Аз.230є), сопку Маргасанскую (по нашей карте).

Но эта вершина выглядит наиболее впечатляюще. И не только потому, что мы находимся под ней, а и на подходе с других участков водораздельного гребня. По прочитанному когда-то описанию перед вершиной Маргасанской сопки должны быть несложные для прохождения скалы. А их видим только на данной вершине. Решаем подняться.

От начала подъема до вершины 8 мин хода. Склон 20-30є, 2/3 травяной, последняя треть -- сыпуха средних размеров. На вершине тур. От тура на север камнями выложено направление. Записка в туре подтверждает, что это -- Маргасанская сопка (фото 11).

Спуск с плато сопки Маргасанской занял 25 мин. Долина правого истока р. Маргасан широкая, открытая. Затянута зарослями карликовой березки. По правому борту, в 200 м от реки идет тропа, заворачивая к правому истоку. Двигаясь по руслу левого истока, за 70 мин поднялись на гребень. В сторону р. Утулик гребень обрывается крутыми осыпными склонами, травяными гребешками и скальными кулуарами.

Следуя изгибам водораздельного гребня, в 300 м от вершины преодолев участкок легких скал, выходим к деревянному геодезическому знаку на Вершине Маргасан (40 мин). Имеется туристский тур. На север уходит неширокое плато.

Далее на запад водораздельный хребет рассекается узким перевалом Надежда, соединяющим левый исток р. Быстрый Ключ и правый приток р. Тумусун. С г. Вершина Маргасан по травянисто-осыпному склону (20-25є) спускаемся вниз (30 мин), чуть севернее перевала. Выход на перевал травянисто-осыпной, пологий.

Верховья р. Утулик и р. Субутуй

С перевала Надежда спускаемся на юго-восток в долину левого истока р. Быстрый ключ. Первые 0.4 км идем по моренным валам. Далее, когда река входит в лесную зону по правому берегу периодически попадается старая тропа.

При преодолении очередного завала подворачивает ногу в голеностопе Миша Клещевников. Нога распухает на глазах. Около часа лечили ногу холодной водой и прикладывали холодные компрессы. Потом наложили тугой бинт и до вечера покой. Встали на вынужденную полудневку.

Предполагая, что Миша следующий день не ходок, решаем за сегодня часть снаряжения (веревки, катамаран и продукты) спустить как можно ближе к Утулику. Ушли двое - Савинцев и Смехнов.

Только к концу следующего ходового дня Клещевников более-менее разошелся. Утверждал, что нога болела до самого конца похода.

Напротив первого с верху правого притока, чуть ниже скального прижима по правому берегу, стоит охотничье зимовье. От него левым берегом вниз идет тропа. После небольшого левого притока (на карте не отражен), тропа переходит на правый берег и круто поднимается наверх. Там идет по багульниковым полям. Много брусники и голубики. К реке вновь тропа спускается по острому языку гребня в районе стрелки р. Быстрый Ключ и второго крупного правого притока. От зимовья ходу -- 0.5 часа.

На уровне стрелки перешли на левый берег. Здесь имеется слабый охотничий след. Далее двигаемся вдоль русла, периодически переходя с берега на берег. Долина реки узкая. Через 75 мин. хода вышли к большому левому притоку. Он течет в еще более узкой долине и выходит из нее как из каньона.

Продолжая двигаться левым берегом (50 мин), уперлись в прижимы. Впереди предположили каньонный участок. Правый берег просматривался как более пологий. Переправу осуществляли вброд, достаточно сложная -- 10*0.7 К.

Поднявшись на крутой правый богульниковый склон вышли на торную тропу. Идет, предположительно, от стрелки Утулика и р. Быстрый Ключ. Долина р. Утулик широкая, заболоченная. Покинули тропу и начали подрезать к реке, двигаясь в южном направлении. Пересекаем и долину и, уже, начиннается подъем на правый склон. Мы - в смятении, какую долину подрезали? Оказалось, река течет в каньоне под самым склоном. Для спуска к реке за водой пришлось бросать перильную веревку.

Из-за травмированной ноги Клещевникова долго решали -- продолжаем пешую часть маршрута или начинаем сплав по аварийному варианту. Решили идти.

Двигались левым берегом. Через 55 мин вышли на хорошую тропу. Это, видимо, та тропа, котору видели накануне. По ней (75 мин) выходим к левому притоку. Брод 5*0.6, быстрое течение. Вверх по притоку уходит тропа. На берегу навесы, оборудованные места для стоянки.

До следующего левого притока (2*0.4) тропа идет высоко над левым берегом -- 70 мин. Оглянувшись, вниз по долине, увидели, что проскочили, не заметив, большой водопадный слив.

После притока тропа почти сразу спустилась к Утулику и далее постоянно терялась. Шли по многочисленным сухим протокам, чистому лесу в направлении стрелки Утулика и р. Прямой.

Вверх по правому берегу р. Прямой уходит торная тропа. Видимо здесь на стрелке имеется конный брод. На правый берег Утулика перебрались по камням в 70м выше устья притока. Ручей Прямой в устье -- достаточно мощный поток, шириной 8 м и глубиной не менее 0.5 м. Вдоль русла не пройти, т.к. долина узкая, зажатая скалами. Предположили, что не мы одни ходим здесь без лошадей и по левому берегу вверх до удобного для переправы места идет какой-нибудь след. Но ничего не нашли и пришлось переправляться на правый берег. Помимо эквалибристики на камнях при переправе, пришлось подтягиваться на руках, чтобы вылезли на обрывистый правый берег.

По правому берегу идет конная тропа, по которой двигались 2 час 20 мин. На юге открывается перевал к реке Субутуй, на который и начинаем подрезать. На подъеме травяные склоны чередуются с крупными курумами. Поднявшись на последний курум вышли на предперевальное плато, сплошь затянутое карликовой березкой. От реки до сюда 40 мин хода.

По плато двигаемся (25 мин) в направлении перевальной горки -- небольшой возвышенности на широком перевале. На ней имеется туристский тур. Впереди видно озеро Перевальное, до которого еще 10 мин хода. На бугре над озером стоит небольшой охотничий домик -- схрон, для охоты на оленей.

От озера вниз пошла хорошая тропа, уходить с которой не хотелось даже когда она начала круто заворачивать на запад. Надеялись, что она вернется в долину. И только поднявшись по тропе на небольшую возвышенность, поняли что она уходит в верховья правого истока р. Субутуй. Пришлос по звериным тропам, которых здесь множество, спускаться в направлении стрелки левого и правого истоков.

Верховья р. Субутуй -- широкая долина. По берегам не высокие терассы. По левому берегу идет звериная тропа, лишь местами теряющаяся на заболоченных участках. По ней за 4 час 15 мин дошли до устья левого притока, вытекающего из оз. Запрудное. Еще 70 мин хода по тропе и в 1-1.5 км выше слияния долин Субутуя и Мал. Субутуя решили строить катамаран. По берегам можно найти лиственницы, пригодные для рамы. Во время обеда сделали небольшую разведку (1км) вниз по реке. Воды становилось все больше, до слияния рек оставалось совсем чуть-чуть. Да и на карте с этого места река показана широкой линией.

Пошли, практически не шеркая днищем. Вода резко прибывала и после слияния Субутуев начался первый хороший быстроток, потом на правом повороте -- шивера, другая. Настроение поднималось.

Но количество камней в русле увеличивается и вскоре их становится больше чем воды. Далее следует более 1 км проводки катамарана между камней, практически вручную, когда на камнях трудно удержаться, а между ними глубина по пояс. В конце этого участка вода опять собирается в один поток и отрезок на выходе образует небольшой порог. Который мы назвали для себя -- "Первый" (фото 12). На разгруженный при проводке катамаран рюкзаки после порога класть не стали, а перетащили по берегу до стрелки с р. Харнахойтуй, т. к. в 300-400 м ниже река расходится на две протоки, в которых поперек русла лежат сучкастые бревна, требующие обноса судна. От порога до стрелки около 1-1.5 км.

2.4. Техническое описание водной части маршрута

В месте слияния с левым притоком р. Харнахойтуй Субутуй имеет ширину до 30 м. и достаточно глубок. Через 10 мин. сплава (~ 1 км) начинается шивера, перед ней на обоих берегах видна тропа. Здесь, видимо, - брод. Затем еще немного быстротока и начинается 3-х км шивера с большими, до 1.5 м валами, требующими постоянного лавирования. В нашу воду все камни были скрыты водой.

Заканчивается шивера на плавном правом повороте реки. На левом берегу -- скала, высотой 15-20 м, сложенная из камней красного цвета. Длина скалы около 150 м. Проходим по струе, избегая навала на несколько острых скальных ножей. Правый берег напротив скалы пологий с галечным пляжем. Имеется оборудованная стоянка. От устья р. Харнахойтуй до Красной скалы 65 мин. сплава.

Далее в течение 15 мин. по левому берегу встречаются еще 4 красных скалы, аналогичные первой. Проходим по струе, избегая прижима к острым скалам.

Слияние с рекой Снежной проскочили не заметив. Левый приток -- реку Шибетуй, тоже. Ориентируемся по отрогам хребтов правого берега.

В 1 км ниже предполагаемого устья р. Шибетуй, на правом берегу стоит изба. Шиферная крыша хорошо видна с воды издалека. Избушка разрушена, нет окон и дверей.

Далее 5 час 10 мин. спокойного сплава до егерского кардона Байри. Сначало по левому берегу появляются большие открытые места с лугами и кустарником. Затем видны следы строений и механизмов. Это -- остатки базы Байри скотоводов-бурят. В 0.5 км ниже по реке видна крыша егерского кордона. Кордон Байри -- большая ухоженная изба (фото 13). Расположена не на Снежной, а в 0.5 км вверх по левому притоку -- р. Зун-Байри.

После прохождения кордона Байри на протяжении 3-5 км характер реки не меняется. Первая крупная шивера, с валами до 1.5 м, встречается в 1 км ниже устья р. Юнкуцук. Далее аналогичные препятствия регулярно повторяются.

Через 2 час 15 мин. подошли к устью правого притока -- р. Орто-Оглок. На правом берегу притока, в 100 м от устья, стоит егерский кордон. Изба хорошая, чистая. Нары на 3 человека.

После р. Орто-Оглок характер реки не меняется -- постоянные шиверы. После р. Мал. Митрич основная струя бъет в скалы левого берега. Все видно с воды и препятствие проходится схода.

Через 1 час сплава от р. Орто-Оглок на крутом левом повороте реки -- порог "Бегемот". Мы знали о нем, но ошибочно приняли за порог препятствие на каком-то предыдущем левом повороте. Пришлось чалиться среди камней правого берега после поворота. Из-за этого пришлось изрядно поработать, чтобы телемаркой выйти на главную струю. На заходе в порог лежит большой обливной камень, делящий поток на 2 струи. Левая -- между камнем и отвесными скалами левого берега (h=2-5 м), имеет ширину около 6 м. Правая -- между камнем и невысокой, каменистой косой правого берега, имеет ширину до 5 м. Камень обошли левой струей. Метров через 5-6 за камнем - косой правый слив, высотой до 1 м. За ним несколько валов и можно чалиться к правому берегу. Сложность порога -- не ниже 3 к.с.

Еще 2 шиверы и слева, незаметно, из глубокой долины впадает р. Сайхохтый. После нее до следующего левого притока, р. Буректай, еще 3 шиверы.

За 0.5 км перед устъем р. Мал. Кит-Кит, на левом повороте Снежной расположен порог "Мраморный". Сначала струя несильно наваливается на скалу правого берега. Затем около 70 м прямого быстротока (слева -- песчаный пляж). Далее по центру -- мощный вал. Обходили его слева. Порог получил свое название из-за белых мраморных глыб на левом берегу. Категория сложности порога -- 3.

В устье р. Мал. Кит-Кит, на ее правом берегу небольшая коса. Над ней -- каменный тур. Имеются места для стоянки.

За первым левым поворотом (0.3-0.5 км ниже Мал. Кит-Кит) на левом берегу имеется песчанный пляж. Здесь необходимо чалиться для разведки следующего сразу за ним порога "Калибр". С крутого поворота и с пляжа сам порог не виден, а видимая впереди шивера -- это, уже, разгонная шивера для входа в порог 4 к.с. Правый берег крутой, высокие скалы. Левый -- значительно положе, но сразу за пляжем к воде склон обрывается скальной стенкой, которая к концу порога возрастает до высоты в 3-5м. Тропа для просмотра идет по левому берегу. Входная шивера на входе имеет левый слив (h=0.5-0.8 м). За которым основная струя разбивается на 2 потока. Основной идет под скалу левого берега, где между нависающей скалой с острыми камнями и мощной пенной бочкой имеется проход в виде мощного слива, шириной до 2.5 м. Второй поток идет под правый берег, где так же имеется слив, но он значительно уже -- не более 1.5 м. Сразу за порогом, перед правым поворотом имеется обширный плес, где к камням у подножья скального левого берега можно чалиться. Страховку -- "морковку" выставили на скале над бочкой. Порог проходили под левым берегом (фото 14, 16).

Далее идут многочисленные шиверы и несложные пороги, которые хорошо просматриваются с воды и можно проходить сходу, без разведки. Примечательным среди них является лишь порог "Клык". Он представляет собой 5-метровую скалу посреди реки, напротив небольшого ручейка, впадающего с левого берега. Слева и справа от скалы в проходах водопадные сливы до 1 м. Скалу обходили слева. По левому берегу -- скалы до 50 м.

Следующими препятствиями, которые требуют обязательной разведки является связка порогов -- "Извилистый" и "Мунгул-Гольский". Перед ними на реке имеется хороший ориентир -- так называемые "Ворота". Гладкие высокие скалы (бомы) сжимают реку с двух сторон. Препятствие несложное. Сразу за Воротами необходимо чалиться для разведки следующего порога. Места для стоянки имеются на обоих берегах. Но к правому берегу можно причалить только сразу за Воротами, а к левому -- вплоть до входа в порог (200-300 м).

Порог "Извилистый" -- 4 к.с. Начинается на крутом правом повороте реки. Левый берег -- высокая скала, под которой навалены большие скальные глыбы. Порог можно осмотреть как по правому, так и по левому берегу. Страховку и фотографирование удобнее осуществлять с правого берега, но чалиться к этому берегу перед порогом трудно. Вход в порог -- слив с навалом струи на зуб в центре. Чистый проход -- вдоль левого края слива (фото 15). Далее, в 60-80 м за поворотом -- поперек реки ряд больших полуобливных камней, с водопадными сливами между ними (h=1.0-1.2 м) и чистым сливом к правому скалистому берегу. Всед за первым, через 10-15 м идет второй ряд камней, самый крупный из которых расположен ближе к правому берегу. На этот камень наваливает струя при попытке прохождения и по струе вдоль правого берега и при прохождении между предшествующими камнями. Далее в пороге имеются еще камни, но они расположены по бокам основной струи и сложности не вызывают.

После порога, на прямом участке реки, - несложная шивера (150-200 м). Затем перед крутым левым поворотом -- плес. Здесь следует чалиться к правому берегу для осмотра следующего препятствия.

Порог "Мангул-Гольский" -- 4 к.с. Назван по имени правого притока, который впадает в 200 м ниже порога. Безусловно, относится к числу наиболее сложных и красивых порогов Снежной, уступая лишь "Жабе" и "Снежинке". Осмотр порога, фотографирование и страховку удобно производить с правого берега. Разведка порога обязательна. Вход в порог с наплыва выглядит как россыпь камней на крутом левом повороте. Кажется, что нужно идти справа, однако там вода дробится многочисленными скальными обломками и камнями, образуя многочисленные мелкие протоки, непроходимые в среднюю воду.

Основная струя, по которой следует заходить в порог -- под самым левым берегом. Наиболее логично разделить порог на две ступени.

Первая ступень расположена на крутом левом повороте, имеет протяженность окол 100 м, значительный уклон и образована 4 последовательно идущими сливами. Первые два слива преодолеваются по центру с последующим уходом в правую треть русла. В третьем сливе -- зуб у правого берега (проход -- чуть более 2 м шириной) и еще один зуб -- немного левее центра слива. Проход между зубом и правым берегом возможен, но требует очень точного захода и четкой работы в сливе. При проходе между двумя зубьями, по основной струе, сразу после слива необходимо резко уйти вправо, т.к. далее следует четвертый слив, с сильным боем основной струи в скальный обломок в центре русла. Возможен также вариант прохождения 3 и 4 сливов в левой части русла, с уходом туда после второго или даже после первого слива, но уходить влево несколько сложнее, т.к. вся первая ступень порога расположена на крутом левом повороте и вся масса воды существенно наваливает вправо.

Далее идет примерно 20 м участок быстротока, отделяющий первую ступень от второй. Здесь можно осуществить промежуточную чалку на правый берег.

Вторая ступень порога имеет протяженность около 300 м. Здесь три основных слива, множество камней и скальных обломков в русле. Вторая ступень проще первой, но также требует внимания и четкой работы при прохождении. Общая линия движения -- в левой части русла, в конце порога чалка к правому берегу.

Порог проходили разгрузив катамаран.

После того, как река справа приняла р. Мунгул-Гол, на ней одна за другой следуют 5 шивер. Шиверы несложные и можно проходить сходу. Когда вошли в следующее препятствие, то поняли, что это уже не шивера, а порог. На выходе из него впереди на левом повороте видны камни у правого берега. Очередной порог. По распространенной в интернете лоции он характеризуется как препятствие 66. Чалились к правому берегу перед порогом.

На входе в порог от левого берега до середины реки вытянулись камни, далее до левого берега -- слив (h=1/0 м). В правой части слива обливной камень. Далее по основной струе, еще 3 слива (h1=1.5 м, h2=1.2м, h3=1.0м). На последнем сливе струю отжимает на скалу левого берега.

Порог проходили по основной струе. Страховку -- "марковку" выставили на скале по правому берегу, чуть ниже последнего слива.

Река Кит-Кит -- мощный правый приток. Перейти его вброд можно лишь в 100-150 м выше устья. Течение быстрое, глубина -- до 0.5-0.6 м. На стрелке установлен знак границы заповедника. Оборудованное место для стоянки находится на левом берегу притока. Если ночевка или длительная остановка не требуются, то чалиться нужно на косе сразу после устья р. Кит-Кит.

Тропа для разведки связки предводопадных препятствий идет по высокому правому берегу. До водопада Хармын-Кулю отсюда около 1 км.

Предводопадный участок реки идет в глубоком скальном каньоне. Его условно можно разбить на 3 препятствия.

Первый участок. Порог. На подходе к порогу основная струя Снежной и поток притока сливаются и бъют в камни левой части русла. Держаться следует правой части струи. Далее река поворачивает влево, русло реки сужается, валы (h=1.5 м). Прошли по центру струи, избегая отжима вправо, где происходит навал на выступы отвесных скал. Далее следует прямой участок быстротока и начинается шивера с валами (h=1.0 м). Третий участок -- шивера, начинается на плавном правом повороте реки, Где с каменистого пляжа правого берега в русло уходит россыпь надводных и обливных камней. Огибаем эту россыпь слева, стараясь держать правой части струи, которая уходит под скалы левого берега. Чалиться можно на пляже правого берега, сразу за каменной россыпью. Далее идет прямой плесовый участок (100 м), в конце которого, в начале крутого левого поворота, на правом берегу имеется удобный каменистый мыс (фото 20). Сразу за поворотом водопад. Водопад с плеса не виден.

Водопад Хармын-Дулю имеет высоту около 10 м (фото 19). Вода обрывается 3 потоками. Самый мощный поток левый. Название переводится как "Полет белки".

Ниже водопада идет связка пятерочных порогов -- "Жаба" (фото 21) и "Снежинка". На правом берегу имеются места для стоянки.

Обнос водопада и сложных порогов начинается от пляжа предводопадного плеса. Широкая тропа длиной 1,0 км подводит к крутому спуску к реке, куда на каменные терассы можно спустить катамаран. Спуск крутой, 10-15 м, спускаемый катамаран следует страховать веревкой. На верху имеются много оборудованных мест для стоянки.

Далее между левыми притоками Ара-Бкректай и Чернушка следуют многочисленные шиверы и пороги, которые хорошо видны с воды и проходятся сходу. Есть два участка, где река течет в узком каньоне, а скалы имеют характерную рыжую и темно-серую окраску. Каньоны так и называются "Красный" и "Мрачный".

После р. Чернушка характер реки не меняется, но следует ждать порог "Серая ямка", который будет 5-ым по счету препятствием.

Порог "Серая ямка". Последний сложный порог Снежной (3 к.с.). Расположен на плавном левом повороте реки. Перед порогом река течет медленно, с наплыва хорошо видна правая часть русла с огромными камнями, угадывается значительное падение уровня воды. Русло реки делится на две протоки. Зачалиться перед порогом для осмотра можно как на правый берег, так и в верхней плоской части острова.

Основная вода идет правой протокой. Вход в порог здесь представляет собой трек, поворачивающий направо, с крутым падением и зубом в центре трека. В конце трека, слева -- огромный камень. Проходясправа от него, струя сильно бъет в зуб, чистый слив -- слева от него, слив справа от зуба засорен камнями (фото 22). Далее следует вторая ступень порога -- шивера длиной около 200 м с пологим сливом (h=1.5 м) в средней части (движение в левой часит русла), переходящая в третью ступень -- крутое падение реки несколькими сливами между больших обливных камней под левый скальный берег (ниже острова). Чалка после порога к правому берегу.

Далее следует длинный участок шивер. В конце участка справа впадает река Селенгинка. В устье Селенгинки, на ее высоком правом коренном берегу -- несколько стоянок плановых туристских маршрутов. До местной достопримечательности -- озера Соболиного, отсюда 7 км вверх по притоку.

Далее река петляет между островами. Много проток. Движемся, придерживаясь основной струи. Последнее препятствие проходили уже в темноте, ниже автомобильного моста.

Встали на последнюю ночевку среди огородов на краю станционного поселка Выдрино.