LOGO
Поиск

Обсуждение

Добавить отчет

Конвертор

Контакты

О проекте



Сабля с приюта "Аранецкий перевал"
Автор: Боярских Евгений


Welcome! Welcome! Bienvenue! Welcome! Welcome! Welcome!

Все материалы, находящиеся на сервере являются собственностью их авторов.
Информация предоставляется без каких-либо гарантий, как явных, так и предполагаемых.



Site Meter

Hosted by RUNNet
Runnet


 
 

Карелия, Воттоваара, велопоход :: 2003 г.

Рассказ про велопоход по Карелии
с посещением культовой горы Воттоваара.
[05.07.2003 – 13.07.2003]

оригинал отчета с фото : http://www.bulawka.ru/travel/story/20030705/

Маршрут: Медвежьегорск – Падун – Чёбино – Кумса  II – Мяндусельга – Юстозеро – Совдозеро – Поросозеро – Гимолы – г. Воттоваара – Гимолы – Поросозеро – Линдозеро – Юркостров – Райгуба – Юркостров – Гирвас – Сопоха – Кивач – Сопоха – Кондопога – Шуя – Петрозаводск.

Вечером 4-го июля группа в составе: Денис Чижов (chizh), Яна Чванова, Саша Клюкин (Ash), Андрей Исаченко (Zomby), Павел Курносов (ПашаKy), Дима Булавинов (Bulawka), Миша Чусовитин (mike), Артём Касьян (Тёмыч), Максим Грачёв (LyMax) и Женя Щербаков, провожаемая недетским количеством А–байкеров, загрузилась в мурманский поезд и поехала в Карелию. Ещё собиралась Луиза, но заболела ангиной и не поехала.


[05.07.2003]

Выгрузились в Медвежьегорске [].

[Примечание.
Здесь и далее значком [] обозначены координаты места, о котором идёт речь, в системе координат «Pulkovo 1942 (2)». Поднесите мышку к значку, и в качестве alt-текста подсветятся координаты места. Не факт, правда, что это кому-нибудь пригодится, но тем не менее... Точки были выковыряны из трека, любезно предоставленного Андреем Исаченко, и дополнительно уточнены с помощью цифровых фотографий. И всё же полностью исключать ошибки не стоит. Вот непосредственно в самом треке похода, ссылка на который есть в конце этой странички, ошибок точно нет.]

Выдвинулись примерно в 13 часов. Некоторые слегка легкомысленно отнеслись к кое-каким ключевым пунктам предложенной мною раскладки, и посему им было настоятельно рекомендовано посетить магазин. Посетили [], и поехали на запад в сторону Юстозера.

Пересекли Мурманскую трассу [], и через 15 км от Медвежьегорска остановились у водопада Падун [], справа по ходу, метрах в пятистах от шоссе. Сначала решили только слегка окунуться, но вода в водопаде оказалась очень тёплой, и купание переросло сначала в долгое и массовое «джакузирование» в водопаде, а потом и в обед.

После обеда снова полезли в водопад. С трудом вылезли и поехали. На шоссе нас застал сильный, но непродолжительный дождик, после которого снова стало солнечно и радужно.

Перед Юстозеро свернули направо к деревне [], и асфальт закончился. По совету местных жителей обогнули озеро с юга по песчаной дороге, через два километра [], свернули направо по лесной, и встали на ночёвку на другой стороне озера на мысу []. Очень много комаров и мошки. Причём мелкая мошка (т.н. мокрец) легко пролезает как через продаваемый в электричках накомарник, так и через москитные сетки некоторых (не будем тут уточнять – каких именно) палаток.

Но тем не менее, многие ощущали комфорт от накомарника (ощущали именно комфорт, а не отсутствие гнуса). Сквозь сетку накомарника можно, например, курить (правда, сигареты автоматом становятся «лёгкие» :-) ), а также пить разные напитки.

За день проехали 77 км, 95% асфальт.


[06.07.2003]

Выехали около 11-ти. Дорога от Юстозера в сторону Поросозера – песочек, временами довольно пересечённая. Большинство мостов сделано из отслуживших своё железнодорожных платформ-контейеровозов.

В Поросозере посетили магазин [] (работает с 9 до 21 каждый день, также в посёлке есть своя хлебопекарня) и на развилке [] поехали на север в сторону Гимол. В каком-то болотце [] с озерцом неподалёку переждали очередной дождик, заодно и пообедали.

Надо отметить, что в среднем мы выдвигались с утра около 13-ти, обедали около 17-ти (часика на два-три, с супом, чаем и пр.), а на ночь вставали около 23-х. Очень, я вам скажу, удачный режимчик дня, особенно в период белых ночей.

Около 23 часов свернули с дороги [] и заночевали на Юдозере, на рыбацкой стоянке [] (от дороги – уверенная грунтовка налево по ходу, метров 500). Много отличных мест для стоянки, красивый закат и атомное количество летающих насекомых. Правильно, очень правильно писал на форуме «ВелоПитер» Дядя Фёдор: «После 150 грамм исчезают комары, а после 300 – прекращается дождь.» :-)

За день проехали 85 км. Безасфальтно.


[07.07.2003]

С утра пасмурно, временами дождик. Две подряд проколотые камеры (не вынутая сразу из покрышки проволока) + дождик + комары = день начался не очень... Но все бодры и веселы, и задорно исполняют подтанцовку с антикомариными ветками.

Доехали до Гимол [], и поехали на северо-восток по лесовозной дороге (положенной поверх старой узкоколейки) в сторону горы Воттоваара. На Y-образной развилке [] поехали направо, объезжая гору против хода солнца. Потом свернули с неё налево через ручей []. На северной оконечности озерка [] пообедали (туда ведёт не очень внятная дорожка). Тёмыч поймал первую рыбу (я бы сказал – первых рыбок), запекли её в фольге, а ещё сварили дополнительное блюдо из грибов.

Потом вернулись немного назад [], и поехали в сторону горы по довольно уверенной (поначалу) лесовозной дороге. В стороне от неё посетили довольно значительную каменную осыпь [], вероятно последствие землетрясения 9000-летней давности.

Довольно быстро дорожка сошла на нет, упершись в вырубку на высоком обрыве озерка. Высланные дозорные полезли по травянистому подъёмчику [], и вскоре вернулись с инфой что наверху много лесовозных дорожек. И мы с барахлом полезли наверх, набор примерно 60 метров.

Многие дорожки заканчиваются на вырубках, подходы к нескольким имеющимся озерцам невнятны, поэтому заночевали мы прямо на лесовозной дороге [], пересекающий ручеёк, который течёт из озерка к озерку. Хотя можно встать и на сухом и относительно пологом западном берегу озера, которое чуть севернее, но это мы уже потом обнаружили.

Обилие лесовозных дорожек мы сначала обясняли себе тем, что внизу обычный лес, а на горе растёт множество таких «завинченных» сосен (отметим, что завинчены они против солнца), и, возможно, такой лес ценнее с лесозаготовительной точки зрения. Но встреченный через пару дней местный объяснил, что внизу всё достойное выпилено ещё в 70-е годы, а наверху ещё остался девственый лес.

За день проехали 56 км, довольно пересечённый грунт.


[08.07.2003]

С утра, проинтуичив что до главной точки нашего путешествия – горы Воттоваара – около 3 км по прямой, решили, оставив всё барахло в месте ночёвки, слегка подъехать на велах. Так и сделали. Проехали примерно километра три (по другим данным – полтора), оставили велики [] (при этом расстояние до горы осталось почти прежним – 2,5 км), и дальше пошли пешком.

Вот тут и начались небольшие глюки, возможно связанные с культовостью горы. :-) А именно – флеш-карта у меня в фотике вдруг посчитала себя полностью заполненной. Но вытаскивание/вставление оной решило проблему.

Поднялись по небольшой осыпи [], прошли сквозь лес с огромными камнями [] и вышли к небольшому, но очень красивому озеру [].

Никуда не спеша и двигаясь нога за ногу, вышли к так называемой «лестнице в небо» []. Лично мне не верится, что она естественного происхождения, уж больно ступеньки ровные и протяжённые. Потом пересекли небольшое, но мокрое болотце [], и вышли непосредственно к вершине. Удобная всё-таки штука этот GPS, особенно когда в него внесены планируемые точки. :-)

И вот – мы на самой высокой точке Западно-Карельской возвышенности, на вершине [] этой самой горы Воттоваара, которую также называют «Смерть-гора» (вроде, после кровавых боёв в этих краях в 1942 году). На камне сделана деревянная триангуляционная вышка (трига), сильно развалившаяся; на ней мы с удивлением и радостью увидали вырезанную на дощечке табличку, оставленную путешественниками из Петрозаводского велоклуба «Колесо».

Пофоткались на вершине. Погода облачная и ветренная, тем не менее с горы видна вся округа на много километров. Макс вырезал табличку про А–байкеров. А я словил ещё один воттоваарский глюк, а именно все настройки в фотике ни с того ни с сего скинулись в дефолтовые. Прячась от ветра, спустились чуть ниже и перекусили.

Решили возвращаться к месту оставления байков несколько другой дорогой. Вышли к естественному карьеру [], который якобы образовался в результате того вышеупомянутого землетрясения. Огромное множество камней, каменных пустошей, разломов, глубоких расщелин и прочих следов геоморфологических коллизий. Очень красиво и загадочно!

Потом нам встретилось несколько красивых и больших сейдов На саамском языке «сейд» обозначает божество, точнее, скалу, дерево, пень с необычными антропоморфными или зооморфными чертами, которые обожествлялись по всей древней Лапландии. Сейды представляли собой довольно большие [] многотонные камни, стоящие на нескольких маленьких, и потому не касающихся основной скалы-основы. Некоторые углом стояли на земле, и подпирались с другого края мелкими камешками.

Конечно, не исключено, что это проделки выветривания и других природных явлений, но уж больно красиво выглядят теории о том, что это плоды давнишней деятельности населявших эту местность лопарей. Или ещё более фантастические, внеземные цивилизации, всё такое.

По пути обратно видели довольно большие хищные следы, что в совокупности с обилием муравейников на горе, увиденным на дороге огромным слизнем и наловленными вечером окушками слегка опровергает мнение о том, что никакой жизни на Воттовааре нет.

Около 19-ти вернулись к байкам, а затем и в лагерь. Пообедали, решили что никуда сегодня не поедем, поэтому сразу и поужинали. :-)

Часть народа поехала разведывать дорогу на завтра. Тёмыч же отправился ловить на спиннинг, и под бодрые ЦУ со стороны наблюдателей – наловил ровно 10 окуней (по числу потенциальных сотрапезников) и сварил роскошную уху. Все остались мегадовольны.

За день проехали менее 10 км.


[09.07.2003]

С утра поехали разведанными давеча дорожками, в основном под горку. Выехали обратно на Y-образную развилку [], но уже по другой дорожке чем туда. И покатили обратно тем же макаром, через Гимолы. Пообедали примерно там же [], где ночевали 2 ночи назад. Небольшой дождик.

Второй раз побывали в магазине в Поросозере. Продавщица слегка удивилась тому, что мы не покупаем пива. От Поросозера поехали по дорожке вдоль Суны в сторону Линдозера (наличие этой дороги местные подтверждали слегка невнятно). Первые 10 км – это весьма и весьма качественная грунтовка, потом становится похуже.

С дороги свернули [] к порогу Валазменский [] на Суне, очень красиво. Хотели там остановиться, но там было совсем уж безветренно (а ветер сдувает комаров), да и было ещё не очень поздно, поэтому проехали ещё немного, и заночевали на берегу [] озера Пяльвозеро, образованного разливом Суны.

Тёмыч снова порыбачил, выловил трёх щук (самая большая на полкило, что по его меркам смех, а не рыба), и ещё двух с утра поймал.

За день проехали 90 км, из них асфальта 1 км (в Поросозере).


[10.07.2003]

Выехали как всегда не рано, и поехали дальше по лесовозной дороге вниз по Суне. Довольно скоро дорога зашла в болото, кое-где лужи. Нас неспешно обогнал КрАЗ, водитель которого (по ходу то ли закапывая лужу перед машиной, то ли делая что-то другое полезное с помощью лопаты) сказал, что дорога в Линдозеро есть, и мы, мол, не пропадём.

По пути полазали по хорошо сохранившейся деревянной триге []. Солнечно, комаров никаких нету, зато активизировались слепни.

Переправились через полуразрушенный мостик [], и довольно скоро выехали в Линдозеро []. За деревней дорога стала снова весьма хорошей грунтовкой. На полянке сразу за мостом через Суну пообедали [], как водится – совместив обед с проливным дождём. ПашаKy сделал несколько фоток, которые на следующий год сто проц выиграют фотоконкурс фирмы «ПИК–99». :-) Это мы так, слегка ПиАр-им.

Выехали с обеда чуть ли не в 20 часов... 31 км грунтовки, переходящей в шлаковую дорогу (по виду асфальт, но ковыряется ногой), и вот мы на старой Мурманской трассе []... 5 метров асфальта, и ещё 7 км грунта – и вот мы на берегу озера Сундозеро, но то ли в помойке, то ли в военной части, то ли на базе отдыха для новых русских [].

Короче, остойно, и встать негде. А тут и дождь, и сумерки (полночь на дворе плюс облака густые). Пришлось ехать через деревню Райгуба вдоль берега озера (которое, кстати, очередной разлив Суны) и вставать на довольно невыразительной полянке [] с дровами в виде ольхи и нормальным подходом к воде.

Плюнув по случаю дождя на байкерские приметы, некоторые помыли байки в озере. И ситуацию это, прямо скажем, не усугубило. :-)

За день проехали 74 км.


[11.07.2003]

С утра яркое солнце, все просушились, а кое-кто помыл байк... Поставили рекорд затупления, выдвинувшись только около 14-ти.

Выехали на шоссе, и бодренько покатили в сторону Гирваса. Вернее, бодренько покатили все кроме меня, потому как я, злостно наплевав на советы бывалых и технически более осведомлённых байкеров, ни разу с момента покупки велика (около года) не менял цепь...

И проеханные 4000 с гаком километров дали о себе знать... Почти в одночасье цепь стала скакать и по 2-ой, и по 3-ей передним звёздам. А 8-ая сзади у меня уже как полгода не включалась (гнутый после конфликта на Кушелевке петух заднего переключателя)...

Поэтому оставшиеся дни (а это был сплошной асфальт) я катил на 1/7... Это ужасно, маскимум 24 км/ч, притом с весьма недетским каденсом. Поэтому я мог успевать за группой только при условии рельефа в виде крутых спусков/подъёмов, а дороги были как назло ровные.

Так что – не забивайте на сношеную цепь, мотивируя своё раздолбайство тезисом «вот умрёт совсем – тогда и поменяю»!

Перед Гирвасом снова пересекли Суну через мост-плотину []. В самом Гирвасе зашли в магазинчик [], и поехали дальше, на развилке у магазина свернув со старой Мурманской трассы по дороге в сторону новой Мурманской трассы.

На въезде в Сопоху посетили ещё один магазинчик [], и чуть дальше [] свернули на дорогу к водопаду Кивач.

8 км – и мы у водопада Кивач []. Оставили велики у охранницы при входе, заплатили по 10 рублей (по графе «дети и студенты», а так 20), и пошли гулять. И надо сказать – славно пошлялись; пофотали, посетили музей, покушали шашлычку (100 рублей), всё такое.

Выдвинулись оттуда около 22-ух. Вернулись в Сопоху, а потом чуть-чуть назад по трассе. Свернули [] в сторону озера (или залива) под названием Сопохская, слегка обогнули его (Ash недавно тут был и рассказал про более менее приличную стоянку) и заночевали [].

Как всегда – щуки, грибы и прочие приятности, не смотря на то что озвученная стоянка как бы посреди деревни.

За день проехали (с учётов многочисленных магазинов и Кивачей) 64 км.


[12.07.2003]

Ранним-ранним утром Макс с Женей свалили встречать Луизу (они втроём планировали продолжить путешествие ещё на недельку), а остальные поднялись попозже, мягко говоря, и покатили в Кондопогу.

Бдительно не пропустив поворот с трассы [] на Кондопогу, приехали туда и посетили церковь [].

Потом погоняли по Кондопоге в поисках рекомендованного Максом кабачка (а мы их троих встретили, они ехали навстречу нам – в Кивач на второй заход :-) ), а потом в поисках второго, рекомендованного официантками первого (потому как первые уже успели закрыться на банкет), и в результате обедали опять же в рекомендованной Ash-ем забегаловке [].

Чижик с Яной ломанулись было на подкид до Петрозаводска, а остальные медленно и печально покатили своим ходом. (Чижик с Яной, кстати, обломились, и попозже покатили следом.)

И без особых приключений приехали в Петрозаводск. В оставшееся до поезда время успели съехать вниз к набережной, и подняться обратно. На набережной особо порадовала скульптура «Рыбаки», точнее, лица этих самых рыбаков – чисто терминаторские.

Сели в поезд и поехали. И нельзя сказать, что в поезде мы не начали выпивать и закусывать...

За день проехали 102 км, что для езды с барахлом на передаче 1/7 – результат. :-)


[12.07.2003]

В какую-то атомную рань (отвыкли мы от вставания в 7.00) приехали на свежевыстроенный Ладожский вокзал []. Очень он нас порадовал – не слезая с байка можно въехать с платформы в центральный зал, а оттуда по серпантину выкатиться на улицу. Правда, охранник в зале раскричался, когда я начал внутри фотографировать, но это уже из другой оперы.

Ну вот, собственно, и всё.

Всего за поход (восемь дней, один из которых практически пеший) проехали примерно 555 км.


Кое-какие дополнительные материалы.

1) Все мои фотографии из этого похода (в виде таких же масюсеньких превьюшек), в том числе и не вошедшие в этот рассказ.

2) Фотографии Зомби из этого похода.

3) Фотографии ПашиKy из этого похода.

4) Страничка про гору Воттоваара, есть инфа о происхождении сейдов и вообще про Воттоваару и её «культовость».

5) Карты Карелии, некоторые из которых использовались для привязки (будьте осторожны, карты там – мегабайта по 2–3, а никаких предупредительных надписей не висит), и файлы *.map для их привязки (разобраться какой лист к какой привязке не сверхлегко, но реально).

6) Два рассказа о походах в районе Воттоваары Петрозаводского велоклуба «Колесо»: в августе 2000 года (рассказ) и в июле 2001 года (рассказ).

7) Рассказ о походе в те края (на майские 2004 года) по следам нашего походика.

8) Сайт А–Байкеров: http://www.a-bike.spb.ru, большинство участников было оттуда.

9) А вот тут мы поможем поисковикам индексировать данную страничку :-) :
воттоваара, ваттоваара, воттаваара, воттовоара, ваттовоара, воттавоара, вотоваара, ватоваара, вотовоара, ватовоара, воттовара, ваттовара, вотовара, ватовара, смерть-гора.


Дмитрий Булавинов.

Комментарии: Ваш комментарий:


 
В тексте комментария возможно использование псевдо-тэгов [b], [i], [u].





   Главный редактор: Константин Бекетов; Программист: Andrew Jelly; Дизайн: Анна Годес;