рассвет

Новосибирский Областной

Клуб туристов

ОТЧЕТ

о пешеходном походе I категории сложности

в районе Кузнецкого Алатау,

пройденном с 12.08.2005 по 23.08.2005

участниками клуба туристов “БОБР”

ДТДУМ “Юниор” на базе гимназии №1

Маршрутная книжка № 0-152-05.

Руководитель группы – Федянин Георгий Олегович

Адрес: Красный проспект, 48

Содержание

1. Справочные сведения.
  2. Список группы.
  3. Сведения о районе путешествия.
  4. График движения.
  5. Техническое описание маршрута.
  6. Список снаряжения.
  7. Выводы и рекомендации.
  8. Фотографические и картографические материалы.

I. Справочные сведения о походе

Проводящая организация:

Клуб туристов “БОБР” ДТДУМ “Юниор” на базе гимназии №1.

Клуб находится по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 48.

Пеший поход I категории сложности.

Протяженность маршрута 120км.

Общая продолжительность 12 дней, из них ходовых 10 дней.

Район похода:

Кузнецкий Алатау; хребет Тигир-Тыш.

Заявленный маршрут: г. Новосибирск – г. Междуреченск – ст. Лужба – р. Амзас – р. Алгуй – пер. Шорский (н/к) – р. Мал. Казыр – р. Высокогорный – пер. Мал. Зуб (н/к) п. Мал. Зуб (н/к) (радиальный выход) – р. Мал. Казыр – р. Рамазин – пер. серебряный (н/к) п. Серебряный (н/к) (радиальный выход) – пер. Харатас (н/к) – оз. Хунухудзух – оз. Харатас – пер. Козьи Ворота (н/к) – п. Старый Город (н/к) (радиальный выход) – р. Туралыг – р. Белый Июс – пос. Беренжак – пос. Шира – г.Новосибирск.

Пройденный маршрут: г. Новосибирск – г. Междуреченск – ст. Лужба – р. Амзас – р. Алгуй – пер. Шорский (н/к) – р. Мал. Казыр – р. Высокогорный – пер. Мал. Зуб (н/к) п. Мал. Зуб (н/к) (радиальный выход) – р. Мал. Казыр – р. Рамазин – пер. серебряный (н/к) пер. Ребро(1Б) (радиальный выход) – пер. Харатас (н/к) – оз. Хунухудзух – оз. Харатас – пер. Козьи Ворота (н/к) – п. Старый Город (н/к) (радиальный выход) – р. Туралыг – р. Белый Июс – пос. Беренжак – пос. Шира – г.Новосибирск.

Транспортные расходы (на 1 человека):

1. Микроавтобус от г. Новосибирска до г. Междуреченска – 780 р.
  2. Электричка от г. Междуреченска до ст. Лужба – 23 р.
  3. Микроавтобус от с. Беренжак до ст. Шира – 60 р.
  4. Поезд от ст. Шира до г. Ачинск – 450 р.
  5. Поезд от г. Ачинск до г. Новосибирск – 450 р.

Итого: 1 763 р.

2 НиколаевАнтон Павлович 1987 Ул. Красный пр.,
д. 100, кв. 139.
3 г/у3 п/у II Зам.руководителя
3 Чурилова Елена Дмитриевна 1963 Ул. Ипподромская, д. 31, кв.30 3 п/р1 г/р3л/у I участник
4 Челак Антонина Александровна 1960 Ул. Гоголя,
д. 43, кв. 16.
2 г/у2п/у1л/у II казначей
5 Усенко НатальяАнатольевна 1966 Ул. Гоголя,
д. 39, кв. 21.
1 г/у2п/у II медик
6 Леплина АлександраКонстантиновна 1987 Ул. Некрасова,д. 55, кв. 61. 3 г/у3 п/у II фотограф
7 ЛукьяноваЕлена Борисовна 1989 Ул. Горького,д. 104, кв. 83. II ст. п/у б/р завхоз
8 ЛобасовАнтон Сергеевич 1990 Ул. Кропоткина,д. 269/1, кв. 264. II ст. п/у б/р рем. мастер
9 НиколаевАндрей Павлович 1991 Ул. Красный пр.,
д. 100, кв. 139.
II ст. п/у б/р Хронометристрем. мастер

III. Сведения о районе путешествия

Расположение и история заповедника Кузнцкий Алатау.

Государственный природный заповедник “Кузнецкий Алатау” расположен на востоке Кемеровской области в наиболее высокой части одноименного хребта. Общая его площадь в настоящее время – 412900 га. Протяженность границ около 400 км. Заповедник учрежден постановлением Совета Министров РСФСР в конце декабря 1989 года, первоначальная его площадь составляла 455,5 тыс.га.

Создание заповедника в Кемеровской области предлагалось неоднократно в нескольких вариантах. Основным аргументом за создание заповедника выдвигалась проблема сохранения водных ресурсов и биоразнообразия Кемеровской области. Уже после того, как заповедник “Кузнецкий Алатау” был официально создан, Западно-Сибирской экспедицией Главохоты РСФСР проводились лесоустроительные работы с уточнением его границ и его буферной зоны, при этом территория была частично изменена, а площадь сокращена с 455 тыс.га до нынешней (412,9 тыс.га). Таким образом, процесс создания и устройства данного заповедника длился почти десять лет.

Природа заповедника Кузнецкий Алатау

Горная система Кузнецкого Алатау занимает около одной трети Кемеровской области. Не представляя собой единого хребта, она сочетает в себе горные массивы средней высоты, разобщенные глубокими речными долинами. Наибольшее расчленение Кузнецкого Алатау наблюдается в его южной части, в районе хребтов, расположенных в верховьях рек Усы, Черного и Белого Июса, Верхней и Средней Терсей. Многообразие форм рельефа Кузнецкого Алатау в значительной мере является результатом его сложной геологической истории и неоднородности состава пород, слагающих хребет.

Климатические условия района до недавнего времени изучались крайне неравномерно. Наибольшие средние месячные скорости ветра наблюдаются в холодный период года и особенно в переходные сезоны. Весной и осенью заметно возрастает повторяемость ветров со скоростью более 10-15 м/с. Наиболее велики скорости на вершинах гор. Здесь весьма часты ветры со скоростью более 25-30 м/с, а их максимальные скорости предположительно могут достигать 60-70 м/с. В летнее время нередки ураганные ветры со скоростью, превышающей 30-34 м/с. Самый теплый месяц в большинстве случаев – июль. Температуры воздуха в июне и августе почти одинаковы.

Хребет Тигир -Тыш или Поднебесные Зубья, имеет типичный альпийский облик. В рельефе характерно сочетание гольцевых куполовидных форм высотой до 2000 метров с обширными выровненными водораздельными пространствами. Высшая точка – гора Амзас-Таскыл или Верхний Зуб (2178). В центральной части хребта поднимаются вершины Большого Зуба (2046), пика Юбилейный (2005), Малого Зуба (1982), Среднего Зуба (1821), пика Молния (2137), ЗапСиб (1886) и др. Это в основном эрозионные останцы, сложенные изверженными породами, наиболее стойкими против выветривания и эрозии. На склонах хребта в истоках рек много каров с моренами в устьях. Во многих из них лежат ледники.

Климат Кузнецкого Алатау континентальный. Погода неустойчивая. В течение всего года выпадают обильные осадки (до 1500 мм.). С сентября начинает выпадать снег, в октябре он ложится окончательно. Глубина снежного покрова достигает 6 метров. Именно обильными осадками зимой и метелевым переносом и обусловлено существование на Кузнецком Алатау ледников, при чем ниже климатической снеговой линии на 1500-2000 метров. На Кузнецком Алатау сильно развита речная сеть – много рек, водопадов, каровых озер снежно-ледникового происхождения, родников, горных болот.

Четко прослеживается высотная поясность растительности: до высоты 700-800 метров – пояс черневой тайги, в котором преобладает пихта сибирская с участками осины и березы. Здесь почти нет лесной подстилки и мохового покрова, зато густой травостой достигает 3 метров высоты. Следующий пояс, верхняя граница которого достигает 1400-1500 метров - темнохвойная кедрово-пихтовая тайга, с развитым мохово-лишайниковым покровом. Выше встречаются участки горной тундры и альпийских лугов. Широко распространены: черника, маралий корень, золотой корень, черемша, бадан, кандыки и огоньки. Богат и животный мир Кузнецкого Алатау. Здесь можно встретить северного оленя, лося, косулю, рысь, росомаху, медведя, соболя, лису и т.д. Множество птиц - тетерев, глухарь, рябчик, куропатка и др. В реках водится хариус.

В 1989 году в центральной части Кузнецкого Алатау был организован одноименный заповедник, в связи с уникальностью растительных сообществ. Нигде нет такого многообразия субальпийских лугов и нигде они не спускаются так низко. А рядом с разноцветными лугами лежат белые снежники, голубое небо отражается в зеркалах каровых озер, а облака ползут так низко, что цепляются за острые вершины серых скал. Недаром шорцы называют свои горы Пестрыми – Алатау, а самую высокую их часть – Белогорьем.

IV. График движения группы

Дата День пути Участок
маршрута
Км Краткое описание маршрута
12.08   г..Новосибирск – г. Междуреченск 450 Поезд
13.08 1
14.08 2 г. Междуреченск – ст. Лужба – р. Амзас – пер. Шорский (н/к) – р. Мал. Казыр 12 Вверх по р. Амзас по хорошо набитой тропе, затем вверх по р. Алгуй к пер. Шорский. Спуск по тропе вдоль притока р. Мал. Казыр к месту слияния Мал. и Бол. Казыров.
15.08 3 р. Мал. Казыр – р. Высокогорный 8 Движение по тропе по правому берегу р. Мал. Казыр до места впадения р. Высокогорный.
16.08 4 р. Высокогорный – пер. Мал. Зуб (н/к) – в. Мал. Зуб (н/к) – р. Высокогорный (радиальный выход) – р. Мал. Казыр 7 Вверх по р. Высокогорный по тропе, затем по куруму на перевал. На вершину траверсом гребня. Обратно тем же путем.
17.08 5 р. Мал. Казыр – р. Рамазин – пер. Серебряный (н/к) – пер. Ребро (1Б) – р. Рамазин (радиальный выход) 8 Движение по тропе по правому берегу р. Мал. Казыр, затем вверх по р. Рамазин по тропе и далее на пер. Серебряный (н/к). На пер. Ребро (1Б) траверсом гребня по куруму. Обратно тем же путем.
18.08 6 р. Рамазин – р. Мал. Казыр – пер. Харатас (н/к) – оз. Хунухудзух 10 Вверх по р. Мал. Казыр по тропе на пер. Харатас (н/к). Спуск с перевала к оз. Хунухудзух вдоль южного берега озера.
19.08 7 оз. Хунухудзух – оз. Харатас 9 Движение в направлении оз. Харатас по тропе без потери высоты
20.08 8 оз. Харатас – пер. Козьи Ворота (н/к) – в. Старый Город (н/к) – пер. Козьи Ворота (н/к) (радиальный выход) – р. Туралыг 11 Вверх по тропе на перевал, затем радиально траверсом гребня на вершину, далее в сторону р. Туралыг
21.08 9 р. Туралыг – р. Туралыг 23 По тропе вниз по правому берегу р. Туралыг
22.08 10 р. Туралыг – р. Белый Июс 17 По дороге вниз вдоль реки
23.08 11 р. Белый Июс – пос. Беренжак 15 По дороге вниз вдоль реки

V. Техническое описание маршрута

День 1 (13.08.2005)

В 23:00 выехали из Новосибирска на микроавтобусе “Газель” и в 7:30 доехали до г. Междуреченск. В связи с тем, что летнее и зимнее расписания электричек сообщения Междуреческ–Лужба–Бискамжа изменяется, мы были вынуждены провести весь оставшийся день в г. Междуреченске на р. Томь в 5 мин. ходьбы от вокзала (т.к. электричка ходит раз в сутки).

День 2 (14.08.2005)

Подъём в 5:00. В 7:00 сели на электричку Междуреческ–Лужба–Бискамжа и в 8:30 мы были на ст. Лужба. Погода хорошая, пасмурно. В 10 мин. выше по р. Томь, на т/б Поднебесные зубья работает лодочная переправа, куда мы и направились. В лодку помещается около 15 чел., так что мы достаточно быстро и без потерь добрались до целевого берега р. Томь. Стоимость переправы 20 р/ч. В 9:00 вышли на маршрут. По левому берегу р. Амзас от самого устья отходит дорога, по которой мы и пошли. Далее дорога переходит в хорошо оборудованную тропу (мосты, указатели с километражом). В этом направлении ходят большое количество туристов, так что не было необходимости в поиске пути. Тропа периодически переходит с берега на берег, и через 3 км справа от тропы стоит приют “Амзас”, от которого отходит тропа по р. Алгуй в сторону пер. Шорский, куда мы и направились. В 12:00 Были на перевале Шорский. У перевала нет четко выраженной седловины, но в самом начале спуска на притоке р. Мал. Казыр стоит приют “Шорский”, где мы и остановились на обед (фото № ). Приютчик любезно (и бесплатно) предложил нам пообедать в специально оборудованном месте с навесом, столом и очагом, чем мы и воспользовались. В 14:00 продолжили движение по притоку р. Малый Казыр. В некоторых местах открывается отличный вид на скальный массив Дураки (фото № ). Встречаются неплохие места для стоянок. Тропа периодически раздвоятся, проходит по заболоченным и каменистым участкам, иногда выходя на средний курум. В 17:00 подошли к слиянию притока и р. Мал. Казыр, где находится приют “Куприяновская поляна”. В 17:30 встали на ночевку немного выше р. Мал. Казыр. На приюте было много шумных детей, так что мы решили не ночевать близко к приюту. Здесь не было оборудованных стоянок, но мы нашли уютную полянку. Как показала практика, хорошие места для ночевки были в 30-40 мин. выше по реке, но и здесь было неплохо.

День 3 (15.08.2005)

Подъем в 6:00, выход в 8:00. Погода отличная, солнечно, тепло. Продолжили движение вверх по левому берегу р. Мал. Казыр. Тропа хорошая, но иногда проходит через заболоченные участки. По ходу движения видны г. Иглы Таижасу, массив Дураки, пик ТГУ. Тропа пересекает несколько притоков р. Мал. Казыр, через которые положены бревна. В 12:30 были на р. Высокогорный, где располагается одноименный приют (фото № ), здесь мы и встали на обед. На территории приюта есть бесплатные оборудованные места (навес, стол, костровище) для постановки лагеря, чем мы и воспользовались. После занимались сбором ягоды (фото № ) и дров. В приюте также можно переночевать в доме с печью и помыться в бане. К вечеру погода немного ухудшилась (фото № ). Весь вечер болтали с приютчиком и пели песни.

День 4 (16.08.2005)

Подъём в 6:30. Погода отличная, солнечно. Оставив рюкзаки в приюте, в 7:00 выдвинулись в сторону пер. Мал. Зуба (н/к). Тропа начинается от слияния р. Мал. Казыр и р. Высокогорный и идет по правому берегу р. Высокогорный. Через 3 км тропа переходит на левый берег р. Мал. Казыр (фото № ) и уходит вверх набирая высоту по левому притоку р. Мал. Казыр. Затем тропа проходит через средний курум и далее выходит на пер. Мал. Зуб (н/к). В 11:00 были на перевале (фото № ). Седловина широкая, место хранения записки обозначено небольшим скальным останцем. В 11:40 уходим траверсом гребня по тропе в сторону в. Мал. Зуб (н/к). Тропа периодически теряется в куруме. В 13:10 были у вершины Мал. Зуб (н/к) (фото № ). Вершина представляет собой 12м скальный останец. Было решено не подниматься непосредственно на саму вершину, т.к. возникла бы необходимость страховки. В 15:00 Начали спуск. В 18:00 были на приюте “Высокогорный”. Забрав рюкзаки, продолжили движение вверх по правому берегу р. Мал. Казыр и через 3 км встали на ночевку.

День 5 (17.08.2005)

В 8:00 вышли в направлении приюта “Рамазин”. В 9:30 дошли до приюта. Из-за большого количества детей, находившихся в приюте, прошли вверх около 20мин. по тропе по правому берегу р. Рамазин и там оставили рюкзаки. В 10:30 вышли в направлении пер. Серебряный (н/к). По пути наблюдаются огромные черничные поля, которые мы, не удержавшись, поедали около часа (фото № ). Через 4 км от слияния р. Рамазин и р. Мал. Казыр тропа уходит в направлении перевала Серебряный(н/к) и вершины Серебряный (н/к), набирая высоту. Через 1 км тропа раздваевается: одна уходит вправо траверсом склона на вершину Серебряный (н/к), другая прямо вверх на безымянную вершину и затем спускается на перевал Серебряный (н/к). Было принято решение идти прямо с надеждой, что на вершину можно попасть непосредственно с перевала. Перевал Серебряный (н/к) находится справа по ходу движения, слева находится пер. Ребро (1Б). В 13:00 были на безымянной вершине (фото № ), откуда сходили на пер. Серебряный (н/к) (фото № )и пер. Ребро (1Б) (у данного перевала определяющая сторона падает в долину р. Тайжасу). Выход на оба перевала объясняется тем, что из-за путаницы в названиях и скудности информации по данному району мы не могли точно определить перевалы, но по запискам в турах мы индентифицировали оба. Из-за опасности идти траверсом гребня на вершину Серебряный (н/к) без страховки и ухудшения видимости начали спуск в 15:30. В 18:00 были около приюта “Рамазин”, где и встали на ночевку. Весь вечер были слышны дикие возгласы из приюта.

День 6 (18.08.2005)

В 8:00 вышли по тропе вверх по правому берегу р. Мал.Казыр в направлении пер. Харатас (н/к). Тропа хорошо видна, на перевал идет по линии падения воды. В 11:30 были на перевале (фото № ). Седловина очень широкая, место хранения записки обозначено большой кучей камней и флагом России. В 12:00 начали спуск к озеру Хунухудзух. Тропа обходит озеро с юга, проходит сквозь заросли и небольшой скальный останец. В 14:30 встали на обед у восточного края озера(фото № ). Весь оставшийся день изучали местные кедры, фотографировались и просто отдыхали.

День 7 (19.08.2005)

Вышли в 7:30 по тропе в направлении оз. Харатас без потери высоты. Тропа идет по границе зоны леса, повсюду заросли черники (фото № ). Через 7 км тропа подходит к р. Хунухудзух, где мы и встали на обед в 13:00. Через час продолжили движение по тропе. Вскоре тропа переходит на другой берег реки. Через 5км тропа подходит к озеру Харатас. В озеро впадают два красивейших водопада (фото № ) с юго-запада и северо-запада. Мы обошли озеро с запада и встали на ночёвку на оборудованную стоянку В 16:30(фото № ). Дров очень мало.

День 8 (20.08.2004)

Вышли в 7:30 по тропе в сторону пер. Козьи Ворота (н/к). Первые 200-300 м крутизна склона достигает 200. Далее склон выполажевается, тропа проходит через невысокие заросли. От озера Харатас до перевала около 3км. В 8:50 были у тура (фото № ). Далее травесировали южный склон в восточном направлении около 1км. Затем повернули на север и начали подъем на седловину именуемую перевал “Козьи Ворота верхние”. Оставив рюкзаки, начинаем подъем траверсом гребня по куруму в сторону массива “Старый город”, крутизна склона постепенно возрастает. Через 400м выходим на широкое плато, именуемое “Старый город”, “Старая крепость” же – это 10м скальный останец в северо-восточной части этого плато. В 11:00 были на в. “Старая Крепость” (фото № ). Часа два гуляли по “Старому городу” (фото № ). Здесь необычайно красиво, очень много скальных останцев, похожих на городские сооружения. В 13:00 спустились к рюкзакам и решили спускаться в долину р. Туралыг непосредственно с перевала “Козьи Ворота верхние”. Тропы нет, путь проходил по куруму, сплошь заросшему карликовой березкой – идти очень сложно. Двигались на северо-восток, до правого притока р. Туралыг. Вдоль правого притока р. Туралыг была обнаружена звериная тропа, по которой и продолжили движение. Данная тропа подходит к р. Туралыг не в месте слияния его с притоком, а ниже примерно на 2 км. Там тропа соединяется с тропой, которая идет непосредственно с перевала Козьи Ворота (н/к). Там мы и встали на ночевку.

День 9 (21.08.2005)

Выход в 8:00. Шли по тропе по правому берегу р. Туралыг. Погода отличная. Переправы через притоки р. Туралыг (Малай, Малый Малай, Тонкий) не составляли труда, уровень воды очень низкий, глубина не больше 40см. На тропе большое количество следов диких животных. Очень много муравьев, которые нас очень сильно беспокоили во время обеда на притоке Тонкий. Встали на ночевку в 17:00 перед притоком Мал. Кубакат. Вечером мылись и отпугивали воображаемых медведей берестяными факелами(фото № ).

День 10 (22.08.2005)

Выход в 8:00. Двигались по тропе по правому берегу р. Туралыг. Ниже притока р. Мал. Кубакат тропа прижимается к склону, траверсируя его. Немного ниже впадения р. Пихтерек в р. Туралыг стоит изба охотников, где мы и встали на обед в 12:30. Здесь реки Туралыг и Пихтерек образуют широкую реку Белый Июс. Вышли с обеда в 15:30 т.к. решили устроить послеобеденный сон. Здесь тропа переходит в грунтовую дорогу, которая 3 раза переходит с одного берега на другой. Броды не сложные, самостраховку организовали посредством дрынов, глубина реки около 50см, течение несильное. В конце концов, дорога переходит на левый берег, где мы и заночевали недалеко от притока р. Белый Июс, р. Тюхтерек.

День 11 (23.08.2005)

Выход в 8:30. Пасмурно. Моросит дождь. Перебродили р. Тюхтерек. Шли по дороге вдоль левого берега р. Белый Июс. Вскоре дорога переходит на правый берег р. Белый Июс. Продолжили движение по правому берегу р.Белый Июс. Затем дорога перешла на левый берег. Броды несложные, но вода очень холодная. Вскоре, в 11:00 дорога привела нас к пос. Беренжак. Оттуда мы уехали на попутном уазике в п. Шира. Далее купили билеты до г. Ачинск (т.к. билетов до Новосибирска не было), а из Ачинска поездом до г.Новосибирска.

VII. Выводы и рекомендации

Путешествие по Кузнецкому Алатау оставило только наилучшие впечатления. Горы, солнце, дружная группа – все это позволяет сказать, что поход удался.

После прохождения маршрута появилось несколько советов группам, следующим за нами:

1. В долине р. Мал. Казыр присутствует большое количество туристов, так что опасений по поводу диких животных не возникало, но в долине р. Туралыг туристов (да и вообще людей) почти нет, тропы преимущественно звериные, а также имеются в большом количестве прямые доказательства присутствие хозяев леса. Так что рекомендуем озаботиться средствами для отпугивания животных.

2. Клещей в это время года в районе не наблюдалось, как и других кровососущих. Погода была преимущественно солнечная, ночи теплые, так что это идеальное время года для проведения пеших походов в данном районе.

3. Для самостраховки рекомендуем использовать деревянные дрыны. Это очень удобно и абсолютно бесплатно.

4. На ст. Шира нам не удалось купить билетов на прямой поезд до Новосибирска (Абакан - Москва), но с пересадкой в г. Ачинск (билеты продаются свободно) мы великолепно добрались до Новосибирска. По деньгам и по времени этот способ доставки почти не отличается от проезда на прямом поезде.

5. При планировании радиального выхода на в. “Старая крепость” с перевала Козьи Ворота (н/к) намного быстрее вернуться на перевал Козьи Ворота а затем спускаться в долину р. Туралыг, а не спускаться непосредственно с перевала Козьи Ворота верхние.